Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп здоровья — Близнецы
  • Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
  • Сонник: к чему снится Операция
  • Салат из свежей капусты и огурца
  • К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
  • К чему снится когда за тобой гонятся
  • Понятие международно правовой ответственности

    Понятие международно правовой ответственности

    Под международно-правовой ответственностью в литературе понимают юридическую обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.

    В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности как один из древнейших институтов международного права. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

    Принято считать, что в международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность, однако в большинстве своем нормы о международно-правовой ответственности государств не кодифицированы и содержатся в различных отраслях международного права, таких, как право международных организаций, право международной безопасности и др.

    Работа по кодификации норм международно-правовой ответственности осуществлялась в разные периоды отдельными учеными-юристами, научными учреждениями, неправительственными и межправительственными организациями, однако это не привело к появлению универсальной международной конвенции о международно-правовой ответственности. С 1956 г. кодификация норм института международно-правовой ответственности проводится по поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссией международного права. Работа до настоящего времени не завершена, но Комиссия рассмотрела и приняла в предварительном порядке целый ряд статей, в которых решаются вопросы относительно возникновения международной ответственности, ее содержания, форм и объема, реализации международной ответственности и урегулирования споров.

    На данном этапе Комиссия ограничила свою задачу лишь ответственностью государства, не касаясь ответственности других субъектов международного публичного права. Она решила также рассматривать ответственность только за международно-противоправные деяния. На настоящее время принят такой важный документ, как проект статей об ответственности государств (Draft Articles on State Responsibility). Что касается ответственности за вредные последствия действий, не составляющих международного правонарушения, то с 1980 г. Комиссия работает над проектом специальной конвенции по этому вопросу.

    Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.


    Так, к примеру, ст. 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.

    Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. закрепляет ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в полете и космическому объекту другого субъекта международного права.

    Также провозглашается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых необходимо отметить Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

    Определение понятия агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., устанавливает, что агрессивная война является преступлением против международного мира, а агрессия влечет за собой международную ответственность.

    В теории под основаниями международной ответственности понимают предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

    Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

    Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

    Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

    Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других - ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

    Международное преступление - это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.

    Международные преступления:

    1) совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством;

    2) посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка;

    3) влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

    Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях - национальной юрисдикции.

    Преступление международного характера - это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц.

    К преступлениям международного характера относятся:

    1) посягательства на лиц, пользующихся международной защитой;

    2) незаконный захват воздушных судов;

    3) подделка денежных знаков;

    4) захват заложников;

    5) незаконные операции с радиоактивными веществами и др.

    Преступления международного характера:

    1) затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;

    2) совершаются отдельными физическими лицами вне связи с политикой государства;

    3) влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.

    К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.д.

    Международные деликты, таким образом:

    1) не носят характера преступлений и не имеют общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера;

    2) могут совершаться любыми субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых норм;

    3) влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.

    Виды и формы международно-правовой

    ответственности государств

    Известны два вида международно-правовой ответственности: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

    Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция - замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

    Репарация - это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

    Репарации следует отличать от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве "возмещения военных издержек" независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же - это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

    Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.

    Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

    Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

    Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Приведем в качестве примера меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Были привлечены к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

    Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

    Следует упомянуть и репрессалии, представляющие собой ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые должны быть соразмерными действиям, которыми они вызваны.

    Коллективные санкции, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций - транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава) - действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).

    По общим правилам международного права возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается.

    Лекция №6. Конституция РФ – основной закон государства. Основы конституционного строя России. Конституционно-правовой статус граждан России. Особенности федеративного устройства РФ. Система органов государственной власти в РФ. Судебная система РФ. Правоохранительные органы.

    Самостоятельное изучение . Избирательное право и избирательные системы. Местное самоуправление.

    Тема: Конституционное право (4 часа).

    1. Понятие, предмет, метод и источники конституционного права

    2. Конституция Российской Федерации

    3. Основы конституционного строя

    4. Конституционный статус личности в РФ

    5. Избирательная система в РФ

    6. Федеративное государство

    7. Президент Российской Федерации

    8. Федеральное Собрание РФ

    9. Законодательный процесс в РФ

    10. Правительство РФ.

    11. Судебная власть

    12. Органы власти субъектов Федерации

    ТЕМА 16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

    1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права.
    2. Основания для возникновения международно-правовой ответ ственности.

    1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права

    Под международно-правовой ответственностью (МПО) понимаются юридические последствия, наступающие для субъекта МП в результате совершенного им международного правонарушения.
    Международно-правовая ответственность - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту МП в результате совершенного правонарушения.
    Международные правонарушения подразделяются:
    1. Международные деликты (проступки) - нарушение государством прав другого государства (соблюдение МД, неприкосновенность дипломатического представительства и его персонала и др.)
    2. Международные преступления (особо тяжкие деликты) - это правонарушения, посягающие на коренные основы международных отношений. К ним относятся:
    - преступления против мира и безопасности;
    - преступления против участников вооруженных конфликтов и жертв войны;
    - преступления против наций и народов, борющихся за самоопределение, а также против жизни отдельных народностей, рас, национальных и этнических групп;
    - преступления против природной среды.
    В МП сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовая ответственность.
    В связи с тем, что нормы института ответственности не кодифицированы, он основывается на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.
    Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в МД и подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций:
    - Устав ООН (ст. 39,41 и 42) определяет процедуру реализации ответственности за преступления против мира и безопасности;
    - с 1972 г. действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
    - на основании Конвенции 1948 и 1973 гг. решаются вопросы ответственности за преступления апартеида и геноцида.
    Субъектами МПО являются только субъекты МП. Физические и юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, т.к. в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.
    Международно-правовая ответственность выступает:
    1. Политическая (нематериальная) ответственность, которая выражается в нескольких формах:
    - сатисфакции - заверения в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание виновных и т.п.;
    - репрессалии - ответственные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом;
    - коллективные санкции, которые предпринимаются по решению СБ ООН в отношении субъектов МП своими действиями, угрожающими миру и безопасности. Применение санкций может быть как с использованием военной силы, так и без нее.
    2. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Она реализуется посредством:
    - репарации - денежная или иная компенсация убытков потерпевшему;
    - реституции - восстановление материального положения существовавшего до правонарушения.
    На основании договоров может возникать объективная (абсолютная) ответственность как разновидность материальной. Она возникает вне зависимости от вины причинителя ущерба, т.е. за ущерб, причиненный в результате правомерных действий.
    Однако, потерпевшая сторона должна доказать причинную связь между действием (бездействием) и ущербом.
    В МД указывается определенная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате пострадавшему.

    2. Основания для возникновения международно-правовой ответственности

    Политическая ответственность возникает из факта нарушения нормы МП, охраняющей интересы другого субъекта, даже если это не привело к материальному ущербу или иным негативным последствиям.
    Материальная ответственность возникает при наличии следующих факторов:
    - нарушение нормы МП;
    - возникновение имущественного ущерба в результате правонарушения;
    - наличие непосредственной причинной связи между правонарушением и этим ущербом.
    Политическая и материальная ответственность могут возникать одновременно в результате одного и того же правонарушения:
    - политическая - за сам факт нарушения норм МП;
    - материальная - за возникший в результате этого ущерб.
    Деяние государства может быть квалифицированно международно-противоправное лишь на основе международного права. Нарушение международного обязательства имеет место только в том случае, когда поведение субъекта не соответствует тому, что от него требуется по соответствующему обязательству, независимо от того, какой характер - договорный или обычно-правовой - оно носит.
    В случае установления факта правонарушения потерпевшая сторона предъявляет претензию. Ее предъявителем может быть только непосредственно потерпевший субъект МП.
    При совершении международного преступления претензии к правонарушителю могут быть предъявлены любым государством или группой.
    Но при этом важна доказанность вины правонарушителя, а если необходимо, то и сумма материального ущерба.
    Недостаточно обоснованные претензии порождают международные споры, а необоснованные претензии могут быть расценены как недружественный акт и вызвать реторсии.
    В МП существуют обстоятельства, освобождающие субъект от ответственности:
    - вина самой потерпевшей стороны;
    - обстоятельства непреодолимой силы;
    - состояние крайней необходимости.
    Но эти обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают квалификацию деяния как деликтного, хотя и была нарушена норма МП (самооборона, репрессалии).
    С 1956 г. кодификацией норм института международно-правовой ответственности занимается Комиссия международного права ООН, в центре внимания которой находятся проблемы ответственности государств за правонарушения, наносящие вред общим устоям международного правопорядка.

    Вопросы:

    1. Дайте характеристику источников, содержащих нормы международно-правовой ответственности.
    2. Укажите случаи, когда может наступить международная ответственность за правомерную деятельность.
    3. Перечислите основания международной ответственности.
    4. Назовите виды международно-правовой ответственности.

    1. Понятие, основания и субъекты международно-правовой ответственности.

    2. Виды и формы международной ответственности.

    3. Обстоятельства, исключающие ответственность государств.

    4. Понятие и виды международных противоправных действий.

    5. Международно-правовые санкции.

    Понятие, основания и субъекты международно-правовой ответственности.

    Проблема ответственности в международном праве непосредственно связана с функционированием международного права, укреплением международного мира и правопорядка. Это один из древнейших институтов международного права, однако, несмотря на Его постоянное практическое применение и совершенствование, правовые нормы этого института не кодифицировано, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычных норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.

    С 1956 года кодификация данных норм проводится по поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссией международного права. Уже рассмотрено и принято в предварительном порядке ряд статей, в которых решаются ряд вопросов возникновения международной ответственности, ее содержания, форм и объема реализации международной ответственности и урегулирования споров.

    Общеизвестно, что нарушение законов внутри государства неизбежно влечет ответственность. Такое же положение существует и в международном праве, хотя характер правонарушений и формы ответственности здесь имеют некоторые особенности. Нарушение норм международного права, а также прав и интересов других государств не может оправдываться ссылкой на суверенитет, поскольку такие действия является не осуществлением суверенитета, а злоупотреблением им.

    С понятием международно-правовой ответственности тесно связаны процессуальные вопросы, поскольку их изучение позволяет отказаться от распространенной концепции, отождествляет международную ответственность с юридической обязанностью.

    Ответственность - важное средство восстановления и обеспечения правопорядка, а это немыслимо вне определенной процедурой, включающей процессуальные стадии, специфические, относительно обособленные комплексы процессуальных правил, характеризуется процессуальным режимом, свойственным конкретной ситуации.

    Не однозначны взгляды ученых и на само определение международной ответственности. Одни ее понимают как специфический обязанность нарушителя возместить причиненный им ущерб, другие как реализацию санкций в отношении субъекта, нарушившего свои международные обязательства, третьи - как комплексное образование, включающее одновременно обязанность нарушителя и реализуемые в отношении него санкции. Все эти взгляды в равной степени пользуются поддержкой в международно-правовой доктрине.

    Между народно-правовая ответственность - это совокупность правовых отношений, возникающих в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или из-за убытков, причиненных одним государством другому в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других - могут касаться прав и интересов всего международного сообщества.

    В науке международного права международно-правовую ответственность понимают как негативные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства. Значение ее обусловлено тем фактом, что это необходимый юридический средство обеспечения соблюдения норм международного права, восстановления нарушенных международных отношений. С точки зрения последствий эти правоотношения могут выражаться в восстановлении нарушенного права, возмещении материального ущерба, наложении санкций и других мер коллективного или индивидуального характера к государствам, которые нарушили свой международный долг, а в случае наступления вредных последствий при правомерной деятельности - в обязанности осуществить соответствующую компенсацию.

    Ответственность субъектов международного права выступает как определенный инструмент правового регулирования международных отношений и стимулирует функционирование международного права. Нормы, относящиеся к ответственности государств, охватывают не одну какую-нибудь отрасль международного права, а всю совокупность международно-правовых отношений. Эти нормы способствуют осуществлению всех других норм международного права и является якобы общей гарантией их соблюдения. Поэтому встречается утверждение, что отрицание международно-правовой ответственности равносильно разрушению международного права.

    Международная ответственность государств рассматривается в настоящее время и в теории и на практике как один из важных принципов международного права: международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

    Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также в резолюциях ООН, других международных организаций. Так, ст. 39,41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против мира и безопасности. Предполагается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973, Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него 1 948 г..

    Комиссия международного права определила содержание международной ответственности как "последствия деяния в плане возмещения ущерба и соответствующих санкций", а также дала следующую классификацию некоторых принципов международно-правовой ответственности

    Принцип, устанавливающий ответственность в отношении всех международно-противоправных действий государства;

    Принцип, определяющий субъектов таких действий;

    Принцип, определяющий наличии международно-противоправных действий;

    Принцип неприменения внутреннего права для определения наличия этих действий.

    М. А. Ушаков подчеркивает, что международная ответственность как вид юридической ответственности "связана с государственным принуждением", служит "применением и реализацией санкции в случае международного правонарушения".

    Отсутствие универсальных правоохранительных органов обусловливает тот факт, что в правоотношениях международной ответственности особенно важное право пострадавших субъектов. Поэтому в международно-правовой доктрине акцент более перемещается не в обязательства ответственного государства, а на право потерпевшей государства. Среди таких прав выделяются права на признание международно-противоправного деяния, возмещения ущерба, репрессалиями, а также право, а иногда и обязанность международных организаций применить международно-правовые санкции.

    В случае международных преступлений эти правоотношения многосторонние и состоят, с одной стороны, из правоотношений между потерпевшим государством и государством, совершила агрессию, акты колониализма, геноцида и т.п., с другой - из правоотношений преступного государства с международным сообществом государств.

    Признаками, характеризующими международную ответственность, являются:

    1) заключается в применении к государству-правонарушителя санкций международно-правовых норм;

    2) наступает за совершение международного правонарушения;

    4) связана с определенными отрицательными последствиями для правонарушителя;

    5) реализуется в международных правоохранительных правоотношениях, возникающих между государством-правонарушительницей и потерпевшей государством, а иногда также между государством-правонарушительницей и международным сообществом.

    Цель международно-правовой ответственности -это предсказания соответствующего результата, а именно: исключение возможности совершения государством новых правонарушений, влияние на другие государства, побуждение их к добровольному соблюдению международных обязательств. При этом юридическая ответственность как социальное явление имеет характер самозащиты общества от посягательств на его основе. Поэтому функция юридической ответственности имеет двойное значение:

    Право возобновляемый (репарационных)

    Репрессивное (карательное).

    Их различают по тяжести правонарушений. Как правило, репарационная функция проявляется в обычных правонарушений, которым свойственны относительно небольшие содержание и объем рекламаций и исковых требований государств по возмещению материального ущерба.

    При совершении международных преступлений действует карательная функция. Однако она вызывает дискуссии как среди отечественных, так и среди зарубежных юристов, особенно о том, что возможность наказания государства противоречит принципу суверенности государств.

    В общем функции международно-правовой ответственности - это направленность мероприятий, осуществляемых в рамках правоотношений международной ответственности. То есть функции согласуются с тем, что имеют целью государства и другие субъекты международного права, принимая конкретных допустимых мер в процессе осуществления международно-правовой ответственности.

    Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Как правило, это государства, другие субъекты международного права. В определенных случаях ими могут стать и физические лица, например, при осуществлении ими преступлений против человечества. Однако при этом международно-правовая ответственность физических лиц является особого рода уголовной ответственностью и по своей природе отличается от ответственности других субъектов международного права.

    Существует два вида субъектов правоотношений, возникающих в случае международно-правовой ответственности субъектов международного правонарушения и субъекты международных претензий.

    К первому относятся государства-правонарушители, непосредственно несут международно-правовую ответственность. Ко второму относятся пострадавшие в результате осуществления международного правонарушения, в широком смысле это те, кто требуют возмещения причиненного правонарушением ущерба или принимают меры относительно государства-правонарушителя.

    Иногда в международном праве государств-правонарушителей называют активными субъектами ответственности, а потерпевших -пассивные.

    Прежде всего субъектами международного правонарушения могут быть государства как основные субъекты международного права. В связи с этим возникает вопрос о международно-правовую ответственность членов федеративного государства. Принято считать, что за правонарушение, совершенное членом федерации, несет ответственность сама федерация, даже если компетенция федерации не распространяется на вопросы, относящиеся к международному правонарушения,

    В некоторых случаях наряду с федеративным государством ответственность несет и сам член федерации. Речь идет о случаях, когда он выступает на международной арене как субъект международного права и является непосредственно международным преступником. В этих случаях, по мнению Фердросс, "ответственность государства-члена дополняется еще ответственностью союзного государства за действия этого государства-члена".

    Субъектами международного правонарушения могут быть и международные организации. На практике сложились определенные нормы, связанные с ответственностью международных организаций перед своими должностными лицами и служащими. Она также может нести ответственность перед государствами, является или не является ее членами, за неправомерное деяние органов этой организации, например за ущерб, нанесенный в результате ее военных или политических действий. Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников права. Это предполагается по Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.; Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972

    В случае материальной ответственности международных организаций следует иметь в виду, что их средства складываются из взносов государств-членов, поэтому возможны два варианта: 1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов 2) установление ответственности самой организации. В первом случае все претензии об ответственности предъявляемые к организации и государства-члены. Во втором же претензии предъявляются организации непосредственно, а она уже сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами.

    Отдельные лица также могут быть привлечены к международно-правовой ответственности, в частности международной уголовной ответственности за международные преступления. Такая ответственность была предусмотрена в Уставе Международного военного трибунала для наказания главных военных преступников европейских стран

    1945 p. и в Уставе Международного военного трибунала для Дальнего Востока 1946 Они включали в преступлений преступление против мира, военные преступления и преступления против человечности. Международная уголовная ответственность физических лиц предусматривается также в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 и в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949

    Такие акты предусматривают международную уголовную ответственность физических лиц в двух формах: в форме ответственности перед международным уголовным судом, создаваемым ad hoc, как это было на Нюрнбергском и Токийском процессах, и в форме ответственности перед национальным судом, что предусмотрено нормами международного права, как это имеет место в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и Женевской конвенции о защите жертв войны.

    Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. При этом государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица - международную уголовную ответственность. Осуществление лицом преступных деяний во исполнение приказа не освобождает ее от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция. Официальный статус лица также не освобождает ее от уголовной ответственности.

    В международном праве нет срока давности по ответственности за международные преступления. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 указывает, что представители государственной власти и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

    Кроме Нюрнбергского и Токийского трибунала, решениями Совета Безопасности ООН были созданы еще два международных трибуналах: в 1993 году для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года, и в 1994 году для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные преступления, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 года.

    Также принят устав Международного уголовного суда для наказания лиц, виновных в совершении преступлений против мира и безопасности человечества. Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано передать его суду или выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление.

    Субъектами международных претензий, вытекающих из ответственности-правонарушителя, являются субъекты международного права, прежде всего государства. При этом круг государств, которые могут быть субъектами претензий по поводу ответственности, не ограничивается только теми государствами, пострадавших от международного правонарушения. В случае обычных международных правонарушений субъектом претензий об ответственности является потерпевшее государство. Другая ситуация, когда речь идет о международных преступлениях. Например, в случаях агрессии и других нарушений мира и других международных преступлений не только непосредственно потерпевшее государство, но и другие государства вправе выступать субъектами претензий, вытекающих из ответственности, и прибегать к связанным с ней мер в отношении государства-правонарушителя.

    Таким образом, в результате международного правонарушения субъектами этих правоотношений могут быть не только государство-правонарушитель и пострадавшие государства, но и в ряде случаев также другие государства. Реальной политической и юридической основой такого положения является заинтересованность всех государств в обеспечении и сохранении мира и безопасности, в соблюдении других основных принципов международного права.

    Субъектами международных претензий об ответственности, кроме государств, могут быть и международные организации, обладающие соответствующей правосубъектностью. Прежде всего, это касается случаев нарушения государствами международного мира и безопасности или их угрозы.

    По претензиям физических лиц в практике международных отношений считается, что если лицу причинен ущерб в результате действия иностранного государства и государство, гражданином которого он является, выступает в государства-правонарушителя с требованием возместить этот ущерб, то есть осуществляет право на его дипломатическую защиту, то она защищает собственные международные права, нарушенные в лице его гражданина. Это положение признано в ряде решений международных судов.

    По общему правилу, физические лица, не будучи полноправными субъектами международного права, не могут быть субъектами международного правонарушения или претензий об ответственности. В случае причинения лицу ущерба со стороны иностранного государства, лицо может защищать свои права или пользуясь статусом иностранца и обращаясь в этом государстве в местные средства правовой защиты, или пользуясь статусом гражданина и обращаясь к государству своего гражданства по дипломатической защитой. Защищая права человека, государство выступает субъекта не этих индивидуальных прав, а права на защиту своих граждан.

    Семинар 5 Международно-правовая ответственность

      Понятие международно-правовой ответственности, ее основания. Проблемы развития права международной ответственности. Источники права международной ответственности. Общие принципы права международной ответственности.

    Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

    Признаки, характеризующие содержание этого понятия, сводятся к тому, что международно-правовая ответственность: 1) состоит в применении к государству-правонарушителю санкций международно-правовых норм; 2) наступает за совершение международного правонарушения; 3) направлена на обеспечение международного правопорядка; 4) связана с определенными отрицательными последствиями для правонарушителя; 5) реализуется в международных правоохранительных правоотношениях, возникающих между государством-правонарушителем и потерпевшим государством, а в определенных случаях также между государством-правонарушителем и международным сообществом государств в целом.

    Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Этими субъектами могут быть и являются государства и другие субъекты международного права. В определенных случаях ими могут стать и физические лица – например, при совершении ими преступлений против человечества. Однако при этом международно-правовая ответственность физических лиц является особого рода уголовной ответственностью и по своей природе отличается от ответственности других субъектов международного права.

    Существует два вида субъектов правоотношений , возникающих в случае международно-правовой ответственности: субъекты международного правонарушения и субъекты международных претензий.

    К первым относятся государства-правонарушители , которые непосредственно несут международно-правовую ответственность.

    Ко вторым относятся потерпевшие в результате совершения международного правонарушения , в широком смысле это те, кто требуют возмещения причиненного правонарушением ущерба или принимают меры в отношении государства-правонарушителя. Иногда в международном праве государств-правонарушителей называют активными субъектами ответственности, а потерпевших – пассивными.

    В теории международного права выделяют три основания международно-правовой ответственности :

      юридическое (на основании чего?), т. е. норма международного права, на основании которой субъект подлежит ответственности;

      фактическое (за что?), т. е. совершённое деяние, в котором имеются все элементы состава правонарушения;

      процессуальное (в каком порядке?), т. е. сама процедура привлечения к ответственности.

    МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

    М-п.о. - старейший институт международного права. Его нормы и принципы носят в основном характер международно-правового обычая, хотя некоторые из них подтверждены в договорных нормах. В настоящее время Комиссия международного права проводит работу по кодификации принципов и норм М-п.о. государства. Согласно принятым Комиссией в 1984 г. в предварительном порядке статьям, всякое противоправное международное деяние государства влечет за собой М-п.о. этого государства. Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права. Нарушение государством международного обязательства налицо в том случае, когда поведение или деяние этого государства не соответствуют тому, что требует от него указанное обязательство, вне зависимости от того, носит ли оно обычный или договорный характер. Ко второй половине XX столетия доктрина начинает подразделять международно-противоправные деяния государств на преступления и правонарушения. К международным преступлениям относят (в частности, по проекту Комиссии международного права) такие международно-противоправные деяния, которые нарушают международные обязательства, являющиеся основополагающими для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, и рассматриваются как преступления международным сообществом в целом, например, агрессия, рабство и др. Намечается тенденция к признанию в качестве международного преступления применение государством первым ядерного оружия. Все прочие противоправные деяния предлагается считать международными правонарушениями. Комиссия международного права высказала предварительное мнение о последствиях указанного деления международно-противоправных деяний: в случае преступлений субъектом предъявления претензии к правонарушителю может выступать любое государство или группа государств, а в случае правонарушения - только непосредственно пострадавшее государство. Претензия может быть предъявлена государству в виде вменения вины (согласно терминологии Комиссии международного права- в виде присвоения государству поведения, представляющего собой нарушение международного обязательства), когда налицо: факт нарушения нормы права, наличие вреда и наличие непосредственной причинной связи между противоправным деянием и вредом. Видами М-п.о. являются политическая и материальная ответственность. В соответствующих случаях потерпевшая сторона имеет право не только на удовлетворение своих нарушенных интересов за счет причинителя вреда, но и на применение санкций в отношении правонарушителя . Реализация ответственности основывается на нормах обычного и договорного права. Известное значение для ее наступления имеют международные прецеденты. В повестку дня Комиссии международного права включен тж. вопрос об М-п.о. за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, т.е. не представляющих собой международно-противоправного деяния. В этом случае возникает лишь материальная ответственность и исключается политическая. Ответственность за последствия таких действий должна основываться на специальных договорах, предусматривающих степень и порядок возмещения материального ущерба, причиненного в процессе правомерной деятельности, т.е. без наличия вины. Примером такого договора является Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненньй космическими объектами 1972 г.

    Международная ответственность - понятие, охватывающее различные по содержанию явления. Прежде всего, термин «ответственность» употребляется в международно-правовых актах, когда участники международного общения признают ответственность за свои действия в той или иной сфере международных отношений. В данном случае ответственность, исходя из положений теории права, является позитивной и означает обязанность надлежащего выполнения принятых обязательств, имеющих, как правило, важное значение для всего мирового сообщества.

    В первую очередь под международной ответственностью понимают совокупность негативных последствий, наступающих для нарушителя международных обязательств.

    Данный институт играет исключительно важную роль в международно-правовом регулировании, поскольку в отсутствие надежных средств обеспечения нормы международного права остаются лишь декларациями, не оказывающими реального воздействия на международные отношения.

    В научной литературе проблеме ответственности всегда уделялось пристальное внимани е. Изначально в работах Г. Гроция, Э. Ваттеля возможность народов добиваться защиты нарушенных прав рассматривалась с точки зрения естественно- правовых категорий. Особенностью подхода к теме ответственности периода классического международного права XIX в. в работах И. Блюнчли, А.В. Гефтера, Ф.Ф. Мартенса и др. можно назвать широкое использование аналогий из национального права. При этом ответственность государств отождествлялась с гражданско-правовой либо уголовной.

    Поскольку международное право классического периода не знало запрета на угрозу силой или ее применение в межгосударственных отношениях, существовавшие виды и формы ответственности, такие, как, контрибуции, аннексии, завоевание государств, скорее санкционировали добытое силой, чем обеспечивали соблюдение международного права.

    Преобразования в период после Первой мировой войны привели к пересмотру применявшихся ранее форм ответственности, в частности, к отказу от аннексий и контрибуций. В работах этого периода получила развитие концепция уголовной ответственности государств за развязывание войны и другие наиболее опасные правонарушения, родоначальником которой признается румынский профессор В. Пелла. Однако теоретические построения авторов этой концепции, основанные на стремлении к умалению государственного суверенитета, не учитывали специфику межгосударственных отношений и не были восприняты на практике. Исследования иных аспектов ответственности преимущественно сводились к защите собственности и личности иностранцев, оставляя в стороне другие важные сферы международного сотрудничества.

    Важную роль в развитии института международной ответственности сыграла деятельность по кодификации и прогрессивному развитию его норм. Начиная с 1927 г., изучению темы международной ответственности была посвящена работа в рамках Лиги Наций. Однако ее рассмотрение не было завершено. В качестве одной из тем, подходящих для кодификации, ответственность государств в 1949 г. была выбрана Комиссией международного права - правотворческим органом ООН, в задачи которого входит кодификация и прогрессивное развитие международного права. КМП ООН была проделана значительная работа, в ходе которой были рассмотрены основные аспекты ответственности государств. Завершилась она только в 2001 г. с принятием Проекта статей «Об ответственности государств за международно-противоправные деяния (далее - Проект). Предполагается, что на его основе будет создана международная конвенция. В настоящее время Проект является наиболее авторитетным актом, излагающим принципы и нормы института международной ответственности. Еще задолго до завершения работы КМП ООН Международный Суд ООН ссылался на положения Проекта как на доказательство существования обычных норм международного права.

    В современный период институт международной ответственности подвержен глубоким изменениям, связанным с поиском надежных средств укрепления международного правопорядка, что должно способствовать мобилизации усилий мирового сообщества для преодоления общих проблем, угрожающих существованию всего человечества. С учетом современных потребностей международно-правовое регулирование приобретает качественно новые характеристики. Нормы, направленные на обеспечение международного мира и безопасности, рассматриваются в качестве императивных, а вытекающие из них обязательства приобрели универсальный характер и считаются действующими в отношении всего мирового сообщества. В свою очередь, это требует коренного пересмотра многих традиционных положений учения о международной ответственности.

    Вместе с тем совершенствование средств укрепления международного правопорядка отмечено противоречиями, которые наглядно проявились в процессе разработки Проекта КМП ООН, между сторонниками укрепления действующих способов привлечения к международной ответственности и теми, кто выступал за создание новых, более совершенных средств поддержания международного правопорядка. Последние конечную цель работы КМП ООН видели в создании эффективной системы, обеспечивающей неуклонное соблюдение международных обязательств. Выдвигавшиеся для этого предложения были направлены на расширение функций международных органов, создание эффективных средств мирного разрешения споров, ограничение элемента произвола при осуществлении односторонних принудительных действий государств. С другой стороны, эти предложения рассматривались многими как амбициозная попытка создания из режима международной ответственности альтернативы существующей политической системе обеспечения международного мира и безопасности. Отмечалось, что она могла бы иметь шансы на успех лишь в условиях большей политической и экономической интеграции в мире, где участников уважали бы не за силу принуждения, а за силу убеждения и где национальные интересы были бы тесно увязаны с общими интересами.

    Международная ответственность в подавляющем числе случаев возникает в связи с действиями государств. Однако не исключается совершение противоправных деяний и со стороны иных субъектов международного права. Учитывая это, КМП ООН в 2001 г. выдвинула предложение о разработке темы, касающейся ответственности международных организаций, которое было одобрено Генеральной Ассамблеей ООН. Не исключается также международная уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений, которая неоднократно реализовывалась на практике.

    От ответственности за международно-противоправные деяния следует отличать объективную ответственность, наступающую за вред, вызванный правомерной деятельностью, сопряженной с эксплуатацией источников повышенной опасности, которые несут опасность причинения значительного трансграничного вреда. Учитывая, что данный вид ответственности существенно отличается от последствий совершения международно-противоправного деяния, КМП ООН, начиная с 1978 г., включила в программу своей работы отдельную тему, озаглавленную «Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом». По настоящее время работа КМП ООН над кодификацией и прогрессивным развитием норм в этой области продолжается.

    Право международной ответственности - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют последствия международно-противоправного деяния

    Цели права международной ответственности : а) сдерживать потенциального правонарушителя (превентивная функция); 6) побудить правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (функция обеспечения правопорядка); в) предоставить потерпевшему возмещение за причиненный материальный и моральный ущерб (компенсационная функция); г) воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств (превенция и поддержание правопорядка).

    <*>.

    Источники

    Ими являются договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций, некоторые акты международных конференций и совещаний, отдельные односторонние акты государств международно-правового характера.

    Договор и обычай содержат обязательные правила поведения как традиционные источники международного права.

    Акты международных организаций могут являться юридическим основанием ответственности в виде резолюций, постановлений, деклараций, если им придается обязательный характер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюджете и распределении взносов, о приеме в организацию и исключении из нее, акты толкования общепризнанных норм международного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН.

    Обязательства государств могут вытекать не только из нормативных актов, но и из актов применения права. Такими актами являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбитражей и трибуналов-Суд устанавливает факт правонарушения, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создает новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера - для данных государств и для конкретных ситуаций.

    Ответственность - один из древнейших институтов международного права. История международных отношений свидетельствует о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Однако, как это ни парадоксально, правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений. Этим же объясняется изобилие теоретических исследований института международно-правовой ответственности.

    Считается, что в международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

    Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.

    Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.

    С 1972 года действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Участники Конвенции обязались возмещать ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в полете и космическому объекту другого субъекта международного

    Провозглашается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых необходимо отметить Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года.

    Особое место в международном праве занимают вопросы ответственности физических лиц, выступающих от имени государства и совершающих действия, которые квалифицируются как военные преступления и преступления против человечества.

    Определение понятия агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, устанавливает, что агрессивная война является преступлением против международного мира, а агрессия влечет за собой международную ответственность.

    Основным принципом права международной ответственности и одним из принципов международного права является принцип международно-правовой ответственности: всякое международно-противоправное деяние влечет за собой международно-правовую ответственность. Для наступления ответственности достаточно факта противоправного деяния. Такая ответственность наступает независимо от вины правонарушителя и именуется объективной ответственностью.

    В основе рассматриваемой отрасли международного права лежит принцип международной ответственности : любое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой его международную ответственность. Этот принцип является необходимым принципом международного права в целом, вытекает из его правовой природы. Уже в 1928 г. в решении по делу о фабрике в Хожуве Постоянная палата международного правосудия квалифицировала принцип ответственности как один "из принципов международного права и, более того, общего понятия права" <*>.

    Отражая юридическую природу международного права, предусматривая, что нарушение этого права порождает юридическую ответственность, принцип ответственности тесно связан с принципом, определяющим юридический характер международного права, с принципом добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

    В литературе встречается мнение, согласно которому понятием ответственности охватываются все отрицательные последствия правонарушения, вплоть до применения принуждения. Между тем принуждение, будь то контрмеры или санкции, представляют самостоятельный институт, который связан с ответственностью, но обладает иными характеристиками. На него распространяется действие норм относительно принудительных мер. Правоотношения ответственности возникают независимо от воли субъектов в силу самого факта правонарушения. Решение о применении контрмер принимает потерпевшее государство. Контрмеры и санкции являются средством обеспечения реализации правоотношений ответственности. Показательно, что встретило полную поддержку со стороны Комиссии предложение включить статьи о контрмерах в качестве главы в часть, озаглавленную "Имплементация ответственности государств". Тем не менее, в силу тесной связи норм об ответственности с институтом контрмер, есть основания объединить их в единой отрасли международного права

    При обсуждении проекта статей об ответственности в Генеральной Ассамблее российская делегация заявила, что Россия последовательно выступала за включение в проект статей о контрмерах, "поскольку контрмеры, не будучи частью института ответственности государств, являются важнейшим аспектом его имплементации" // Дипломатический вестник. 2001. N 12. С. 96.

      Основания международной ответственности. Юридические основания международной ответственности. Фактические основания международной ответственности. Ответственность за правомерную деятельность.

    Под нормативным основанием ответственности понимают закон, договор или иной источник права, в силу или на основании которого лицо может нести юридическую ответственность. Без предписания определенного действия (или воздержания от него) нормой права юридическая ответственность недопустима.

    Нормативным основанием международной ответственности служат международно-правовые акты, устанавливающие международные обязательства, нарушение которых может быть квалифицировано как международное правонарушение. К ним В. А. Василенко причисляет международный договор и международный обычай, решения международных судов, решения международных (межправительственных) организаций, являющихся, согласно уставам этих организаций, обязательными для государств-членов, а также односторонние международно-правовые акты государств.

    Также надо различать нормативные основания международной ответственности и нормы, на основании которых поведение государства может быть квалифицировано как международное правонарушение.

    Нормативным основанием международной ответственности могут быть только международно-правовые акты. В ст. 4 проекта статей об ответственности сказано: "Деяние государства может быть квалифицировано международно-противоправным лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутригосударственному праву как правомерного".

    Нормативное основание предполагает возможность наступления ответственности, но его недостаточно для возникновения конкретных отношений юридической ответственности. Для реализации ответственности необходимо наличие специальных юридико-фактических обстоятельств или так называемых юридических фактов, порождающих правоохранительные отношения.

    Международная правовая ответственность. (ответственность и принуждение в международном праве)

    Понятие и субъекты международно-правовой ответственности.

    Международно-правовая ответственность - это неблагоприятные юридические последствия,наст упающие в результате нарушения субъектом международного права своего международного обязательства.

    Под данной ответственностью понимается юридическая обязанность субъекта-правона рушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного международного правонарушения.

    Международные правонарушения подразделяют на 2 вида:

    • Международные деликты-нарушени е обязательства
    • Международные преступления-наи более тягчайший деликт, посягающи й на международный правопорядок,нар ушающий мир и безопасность.

    К международным преступлениям принято относить:

    • Агрессию
    • Колониализм
    • Апартеид - возведение в ранг государственной политики деление на расы.
    • Геноцид
    • Незаконный оборот наркотических веществ,если государство этому способствует. Однако установить связь сложно.

    Субъекты международной правовой ответственности- только .

    Физические лица несут ответственность согласно международному праву,в соответствии с обязательствами государства.

    Источники:

    Виды и формы международной правовой ответственности :

    2 вида:

    Политическая(мор альная)

    Материальная

    Политическая ответственность наступает в результате нарушения нормы международного права, даже если не наступил материальный ущерб.

    К формам политической ответственности можно отнести:

    1.Сатисфакции - пр инесение извинений, выраже ние сожалений,завере ние,что подобного больше не повторится,наказ ание конкретных виновников и иные формы морального удовлетворения пострадавшей стороны. Не должна быть чрезмерной и унизительлной.

    2.Репрессалии -от ветные насильственные,н о не вооруженные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом.

    3.Приостановлени е прав и привилегий,вытек ающих из членства в международной организации -лише ние права голоса в международной организаций,напр имер,за неуплату членского взноса. Лишение возможности участвовать в выборах организации. Приостановление членства.

    4.Исключение из международной организации -край ние меры.

    5.Ограничение отдельных суверенных прав агрессора -наприм ер,установление оккупационного режима,демилитар изация экономики,запрещ ение некоторых партий,объединен ий; лишение государства части территорий.

    Материальная ответственность наступает в силу факта нарушения нормы международного права и наступления соответствующего материального ущерба.При этом должна быть установлена причинно-следств енная связь между правонарушением и ущербом.

    Формы:

    1.Реституция -вос становление материального положения,сущест вовавшего до правонарушения.

    2.Субституция -за мена аналогом неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества или материальных ценностей.

    3.Репарации -комп енсация нанесенного ущерба товарами,услугам и, в денежном выражении.

    4.Абсолютная(объ ективная) ответственность . Наступает вне зависимости от вины правонарушителя в ходе правомерной деятельности. Пределы установлены в договорном порядке. В частности, в соответствии с Конвенцией "О возмещении вреда,причиненно го иностарнного воздушного судна на поверхности" 1952 года; Конвенцией "О международной ответственности за ущерб,причиненны й космическими объектами" 1972 года.

    Обстоятельства,и сключающие противоправность:

    1.Вина потерпевшей стороны

    2.Согласие потерпевшей стороны

    3.Форс-мажорные обстоятельства

    4.Бедствия

    5.Состояние необходимости

    6.Репрессалии

    7.Самооборона

    Обстоятельства кодифицированы в документе - Проект статей "О международной ответственности государств за международные деяния".