Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков. Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок

    Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков. Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок

    Иногда необходимость использования чужой территории возникает у третьих лиц. Для этого требуется обрести право пользования чужой землей. Как в 2019 году оформляется сервитут в отношении земли?

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Землепользование предполагает различные цели и порой таковые требуют использования соседних территорий.

    К примеру, может потребоваться обеспечить проход через чужой участок. Иногда через участок необходимо проложить отопительную или водопроводную сети.

    В подобных ситуациях не обойтись без особого права на ограниченное использование земли. Как в 2019 году оформляется сервитут на землю?

    Общие моменты

    Обременение земли сервитутом не отнимает у владельца права собственности. Речь идет только о некотором ограничении в использовании.

    Потребовать оформления сервитута может любое заинтересованное лицо, располагающее правом владения.

    Это и собственник участка, и правообладатель участка на праве пожизненного наследования, и владелец вследствие постоянного бессрочного пользования.

    Использование участка по праву не дозволяет требовать установления сервитута. В этой ситуации допускается настаивать на нечинении препятствий к пользованию .

    Могут быть разные ситуации, когда требуется наложение сервитута. В зависимости оснований возникновения оформляется сервитут бессрочно, то есть на постоянной основе, или на ограниченное время.

    Когда срок пользования ограничен, то его длительность не должна превосходить время действия полномочий собственника земли.

    Что это такое

    Сервитут на земельный участок это соглашение, при каком заинтересованная сторона просит предоставления возможности использования чужого участка для реализации действий, связанных с личными интересами.

    Например, нужен сервитут на дорогу к земельному участку. Когда владелец участка противится наложению сервитута в добровольном порядке, то ситуация разрешается через суд.

    В реальности это выглядит примерно так — есть два , А и Б, расположенные рядом.

    Владелец участка Б для того чтобы попасть на свой участок должен пройти по территории участка А.

    При этом собственник участка А всячески препятствует такому перемещению и не желает предоставлять проход. Тогда хозяин участка Б обращается в суд и требует установить сервитут.

    В качестве аргументов он приводит доказательства отсутствия иного пути. Суд при этом требование удовлетворяет и устанавливает сервитут.

    Или еще ситуация, когда при строительстве трубопровода или прокладке иных коммуникаций оказывается, что часть сооружений придется разместить на частной земле.

    Причем иной вариант попросту невозможен. В этом случае наложение сервитута позволяет использовать чужую территорию со строго определенной целью.

    При этом возможно образование части земельного участка под сервитут. С юридической точки зрения сервитут это сделка. Результатом таковой становится обременение.

    И, следовательно, оное подлежит регистрации. Установление сервитута регистрируется в Росреестре согласно установленному порядку для регистрации сделок с недвижимостью.

    Сторонами такой сделки выступают:

    Важно, что при установлении сервитута заинтересованное лицо меняться не может. То есть передать, продать данное право кому-либо нельзя.

    Обременение вместе с землей передается новому хозяину, и сервитут действует до окончания срока, на какой он был установлен.

    Какие бывают виды

    Сервитут может быть частным или публичным, срочным или бессрочным, платным или бесплатным.

    Частный сервитут учреждается на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом. При отсутствии взаимного согласия спор решается в судебном порядке.

    Хозяин участка, обремененного сервитутом, волен просить плату за использование земли. Плательщиком выступает стороннее лицо, в чью пользу учрежден сервитут.

    Сервитут публичного типа устанавливает государственный орган или местная администрация, когда этого требуют публичные интересы.

    Земельный участок при публичном сервитуте не изымается. Владелец может продолжать его использовать, но соблюдая определенное ограничение.

    Когда установление публичного сервитута значительно усложняет использование участка, то по требованию собственника назначается выплата за нанесенное неудобство.

    Если же участок и вовсе невозможно использовать из-за публичного сервитута, то владелец может требовать выкупа участка органами, установившими обременение, или возмещения убытков.

    Срок сервитута устанавливается на момент наложения обременения. Зависит это от цели использования участка.

    Если предполагается постоянное пользование землей, то сервитут будет бессрочным. В ином случае устанавливается срочный сервитут на строго определенное время.

    Правовое регулирование

    Закон о сервитуте предполагает обращение к различным источникам права. Сервитут в виде отдельного института права определяют такие нормативы, как:

    • ст.23, ;
    • ст.274- ;

    Согласно п.2 этого норматива размер платы устанавливается как 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка за каждый год действия сервитута.

    Как производится государственная регистрация

    Без государственной регистрации сервитут не может признаваться действующим.

    Основанием для обращения в Росреестр становится соглашение сторон, судебное постановление или решение об установлении публичного сервитута.

    Но нужно знать, что наложение сервитута допускается только в отношении земельного участка с наличием определенных границ и государственной регистрации .

    Для осуществления регистрации в Росреестр подается пакет документов, включающий в себя следующие бумаги:

    • заявление;
    • паспорт заявителя;
    • правоустанавливающие документы на участок;
    • договор об установлении сервитута или решение суда;
    • об оплате ;
    • на землю.

    Обратиться за регистрацией может любая из сторон сделки. Пошлина за регистрационные действия установлена и равна:

    В какие сроки

    После подачи нужной документации в Росреестр в течение 14-18 дней в реестр вносится запись об установлении сервитута. При этом указывается и вид сервитута, и срок его действия.

    При получении в оной будет значиться, что земельный участок имеет обременение сервитутом.

    Но за регистрацией сервитута можно обратиться и в МФЦ. В этом случае срок регистрации увеличивается до 24-30 дней. Дополнительное время уходит на межведомственное взаимодействие и возможные уточнения.

    МФЦ только принимает документы и передает их в Росреестр. Потому при неполном пакете документов период оформления существенно увеличивается.

    Что касается периода непосредственного установления сервитута, то здесь все зависит исключительно от сторон.

    Если решение принимается по согласованию, то на оформление соглашения может быть достаточно и одного дня.

    В случае установления платы определенное количество времени потребуется на проведение оценки и расчет величины платежа.

    Когда решение о сервитуте принимается судом, то завершение процесса зависит от того, как быстро истец сможет представить необходимые доказательства.

    Примерный отчет об оценке

    При наложении сервитута собственник участка несет определенные убытки. Для определения величины таковых при оценке учитываются все факторы, прямо или косвенно влияющие на соразмерную плату.

    • , обремененного сервитутом;
    • степень ограничения пользованием (насколько затруднено свободное использование земли);
    • интенсивность использования обремененной территории;
    • уровень влияния на распоряжение объектом;
    • дополнительные затраты, возникшие по причине наложения сервитута;
    • размер упущенной выгоды вследствие установления сервитута.

    При оценке плата определяется на основании расчета величины ущерба, упущенной выгоды и убытков и сравнении таковых со стоимостью земли.

    Иногда по итогам оценки величина оплаты имеет отрицательное значение. То есть никакого вреда или ущерба владельцу участка нанесено не было и значит требовать оплаты он не вправе.

    По окончании оценочной процедуры составляется отчет об оценке. В нем указываются такие данные:

    «Шапка» документа Это название документа, предмет оценки и его идентификационные характеристики. Здесь же указывается, кто подготовил документ и когда
    Стандарты Использованные для определения основных направлений оценки
    Перечень методов Использованных при проведении оценки соразмерной платы за установление сервитута
    Объект оценки Указан конкретный вид обременения и срок, на какой таковое установлено
    Текст заключения Включает в себя несколько частей — характеристика устанавливаемого сервитута со ссылкой на договор и кадастровые сведения, сведения о целях и сроках сервитута, подробный расчет с расшифровкой приведенных показателей

    Отчет об оценке установленного сервитута становится приложением к договору. Он выступает обоснование суммы, прописанной в соглашении как обязательной к выплате.

    При установлении сервитута через суд отчет может становиться доказательством правоты стороны, требующей оплаты.

    Видео: земельные споры. Как правильно установить сервитут

    На основании отчета суд устанавливает размер оплаты за сервитут. Зная, как проводится оценка, можно рассчитать оплату самостоятельно.

    Но процесс этот весьма сложен, поскольку учитывается немало разных факторов. Потому целесообразнее обратиться к профессиональным оценщикам недвижимости.

    Прекращение действия

    Действие сервитута может прекращаться:

    • по требованию собственника, когда необходимость в сервитуте отпала;
    • по обоюдному соглашению сторон;
    • по истечении сроков действия сервитута;
    • на основании судебного решения, если наличие обременения затрудняет использование участка.

    Основанием для прекращения сервитута становится добровольное соглашение сторон или решение суда.

    Для получения последнего владельцу участка нужно подать соответствующий иск и доказать, что в ограничении более нет необходимости.

    Прекращение сервитута в обязательном порядке регистрируется в Росреестре. В ЕГРН вносится надлежащие данные. В частности на запись о регистрации обременения проставляется специальный штамп о погашении.

    Судебная практика

    Если рассматривать судебную практику касательно установления сервитута, то обратить внимание нужно на , опубликованное 28.02.2012.

    Данное Постановление принималось по конкретному делу, но его положения применимы к институту сервитута в целом.

    Один из важных моментов Постановления выражен тем, что подтверждено право судов самостоятельно устанавливать условия сервитутов при разрешении споров.

    При этом суд может определять и размер платы. Таковая определяется как совокупный объем упущенной выгоды, понесенных убытков и реализационных расходов.

    Также изучение практики указывает на необходимость правильного составления искового заявления в суд об установлении сервитута.

    К примеру, владелец земли, по какой проходит ЛЭП, подал иск к собственнику коммуникаций с требованием заключить договор сервитута.

    Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа было признано, что ограничение имеет место быть и требование истцу об оплате вполне законно.

    Но вместе с тем иск удовлетворен не был, поскольку в законе отсутствуют нормы, по каким можно обязать ответчика заключить соглашение.

    Имеют значение и предоставляемые суду доказательства. Так в деле, рассмотренном ФАС Волго-Вятского округа истец требовал обеспечения проезда к промышленному объекту.

    При этом рядом с участком истца располагался пустырь, но истец желал обустроить проезд именно через соседский участок.

    В иске было отказано, поскольку отсутствовали нужные доказательства, а именно что:

    • через пустырь перемещение невозможно;
    • другие пути, кроме как через соседний участок, отсутствуют;
    • на участке ответчика наличествует транспортная инфраструктура;
    • движение транспорта по территории ответчика не создаст опасности для пребывающих там людей.

    Также там оговорено, кем устанавливается публичный сервитут. Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.

    Итак, кем могут устанавливаться публичные сервитуты :

    • человек занимающий определенную должность, которая наделяет его нужными полномочиями;
    • объединения граждан населённого пункта, в котором располагается земля;
    • представитель определенного органа власти.

    Как видим, список тех, кто устанавливает публичный сервитут крайне ограничен.

    Подобные меры допускаются только в том случае когда появляется острая необходимость занять участок, находящийся в собственности и иначе никак нельзя. Субъектом, которым устанавливается публичный земельный сервитут, должен написать заявление и обосновать в нём причины, в связи с которыми ему всё это понадобилось.

    Об особенности возникновения прекращения и осуществления публичного сервитута будет сказано чуть ниже.

    Таким образом, можно уверенно сказать, что установление публичного сервитута может быть осуществлено на следующих основаниях :

    1. Производство работ строительного типа на соседнем участке, являющемся смежным. Сервитут устанавливается если требуется организовать перевозки строительных материалов или техники именно по этой земле.
    2. Если появится необходимость установить вдоль движения различные инфраструктуры инженерного типа. Это также может касаться коммуникаций и прочих объектов линейного типа, которые должны пролегать по выделенной земле.
    3. Установление указателей геодезического типа.
    4. Производство дренажных работ на почвах входящих в состав участка.
    5. Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то участок могут выделить для выпаса скота, сенокоса или прогона скотины по данному месту.
    6. Проведение работ изыскательного типа, например, геологоразведочных.
    7. Постройка дорог, тротуаров и т.д.

    Важно. Однако несмотря на всё это главным основанием остаётся нужда людей, которые проживают в данном населённом пункте, а также работы, проведением которых занимаются предприятия муниципального или федерального типа.

    Данные действия должны получить санкции, выдаваемые органами исполкома. И тут важно знать, как установить сервитут на муниципальный земельный участок.

    Как оформить?

    Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.

    В образце заявления на публичный сервитут необходимо отразить следующие сведения :

    • необходимо дать характеристику заявителя указав место его работы, а также должность;
    • если в качестве желающих выступает группа граждан, то нужно обозначить структуру данной группы по смыслу инициативы;
    • требуется отобразить сведения, касающиеся земельного участка. Нужно указать его адрес, точное местоположение и прочие сведения, которые можно получить;
    • причины, в связи с которыми появилась необходимость ходатайствовать о пользовании данной территорией;
    • далее, нужно обосновать по каким причинам проблему невозможно решить иным путём кроме как установлением публичного сервитута;
    • в последнюю очередь нужно поставить дату, подпись человека составлявшего документ и её расшифровку.

    В случае когда подобное желание изъявляет должностное лицо необходимо заверить бумагу печатью фирмы.

    Если речь идёт о группе граждан, то расписаться должен каждый и поставить расшифровку.

    Перед тем как писать бумагу в администрацию следует сначала сходить к хозяину земли и предложить составить соглашение на пользование, которое в дальнейшем будет приложено к документу.

    Если собственник наотрез отказался идти навстречу, то об этом тоже необходимо уведомить администрацию в письменном виде.

    Когда заявитель подал документ он рассматривается в течение 5 дней с момента подачи. Когда данный срок проходит, принимается решение принять его в производство либо отклонить. Во втором случае, должно быть, составлено письменное описание тех причин, из – за которых документ был отклонён.

    Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.

    Право на сервитут должно проходить регистрацию в Едином реестре государственного типа для этого необходимо собрать пакет документов.

    Потребуются :

    1. Заявление от человека или группы лиц, в пользу которой будет произведена установка сервитута.
    2. Удостоверение личности заявителя. Если речь идёт о лице юридического типа, то потребуется доверенность, документы учредительного типа и выписка из ЕГРЮЛ.
    3. Бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины.
    4. Соглашение, в котором приписана процедура установления сервитута.
    5. Ещё понадобятся акты, выданные органами федерального или муниципального типа, также может быть представлено решение суда.


    Когда пакет документов собран его передают в специальный отдел, который занимается земельными делами.

    После этого назначаются слушания общественного типа и определяется их дата.

    На публичных слушаниях по публичному сервитут должны присутствовать стороны, которые высказывают определенные аргументы . Если всё идёт хорошо, то комиссия принимает решение наложить обременение на землю.

    В случае когда комиссия принимает положительное решение, но хозяин участка всё равно отказывается идти на уступки может быть принято решение о передаче дела в суд. В такой ситуации публичный сервитут будет установлен судом и упрямый хозяин уже ничего не сможет поделать. Когда сервитут начнёт действовать, то заявитель получит законное право распоряжаться землёй.

    Ниже можно увидеть образец постановления об установлении публичного сервитута:


    Что делать в случае ошибочной кадастровой записи?

    Бывают ситуации когда в государственном кадастре каким – то образом появляется информации об обременении земельного участка, притом что на самом деле ничего этого нет. Такая ситуация может возникнуть в результате :

    • ошибки технического типа, допущенной в государственном кадастре;
    • инцидента титульного типа произошедшего с данным участком земли.

    Так, может произойти если участок был куплен недавно, а прежние хозяева умолчали об обременении. Дело в том, что после того как работы, для проведения которых накладывался сервитут будут окончены, обременение необходимо снять.

    Таким образом, должна появиться соответствующая отметка в государственном кадастре.

    В случае когда человек занимающий должность регистратора в Росреестре не позаботился о должном оформлении завершения работ, то запись об обременении могла сохраниться с тех пор. Ещё так могло произойти если бывший собственник не удосужился произвести процедуру регистрационного типа, связанную с отменой действия публичного сервитута.

    Когда обнаруживается такой сюрприз, необходимо как можно быстрее составить заявление о снятии сервитута и отнести его начальнику местного кадастрового отделения. Если данное должностное лицо откажется удовлетворить или даже рассматривать документ, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

    Что делать, если на участок наложено обременение?

    Бывают случаи когда городские власти собираются проложить трубопровод через земельный участок, который находится в собственности у гражданина владеющего им на полностью законных основаниях.

    И в этом случае публичный сервитут может устанавливаться.


    Однако в то же время в такой ситуации есть несколько вариантов развития событий :

    • Хозяин добровольно дарит властям свою землю при этом остаётся без компенсации и теряет честно нажитое имущество.
    • Собственник заявляет своё несогласие и пишет исковое заявление, которое подает в суд. Если хозяин проявит несогласие, таким образом, то городским властям не удастся ничего сделать по закону. Однако они всё равно могут претендовать на получение сервитута и имеют неплохие шансы добиться своего. И, скорее всего, в такой ситуации судья вынесет решение о наложении обременения.
    • В ситуации когда собственник земли проживает на неё уже давно, но пока не произвёл регистрацию недвижимости, право на участок и строения стоящие на его территории всё равно принадлежит хозяину. В этом случае городские власти даже через суд не смогут отобрать имущество у собственника, но с большой вероятностью получат право на сервитут. В этом случае публичный сервитут устанавливается в интересах городских властей.
    • Совсем по – другому будут развиваться события если у гражданина вдруг возникло желание купить землю, по которой уже проходит трубопровод или линии электропередач. В такой ситуации на купленную землю может быть сразу наложен сервитут. Однако есть возможность приобрести часть земли не занятую сооружениями властей в таком случае земля переходит в муниципальную собственность.

    В каких случаях он может быть прекращен?

    Как уже неоднократно упоминалось выше публичный сервитут устанавливается на время проведения каких – либо работ. Как только они завершаются, по закону действие обременения должны быть прекращено.

    Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.

    Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.


    Сервитут может быть снят :

    1. По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ .
    2. Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
    3. Уничтожение участка физически.
    4. Изъятие земли из оборота гражданского типа.
    5. При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
    6. Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.

    Заключение

    Теперь читатель знает всё о том, как установить публичный сервитут. Если вспомнить всё то, что было изложено выше, то можно сделать вывод, что государство при всём желании не сможет отобрать землю у своих граждан если они сами этого не захотят. Однако они могут на время воспользоваться участками, которые находятся в собственности у частных лиц на основании публичного сервитута.

    Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута , позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории , обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.

    Общая информация

    Публичный сервитут в отношении возникает в условиях взаимозависимости разных видов объектов, принадлежащих разным лицам и располагающимся на совместном участке земли.

    Ответ на вопрос «Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков» вы можете узнать .

    Использование участка, попадает под ограничение с обеих сторон.

    Муниципалитет или организация вынуждены проводить соответствующие действия на участке гражданина, которому он принадлежит или устанавливать на его части собственный имущественный объект: трубу газопровода, бойлер, трансформатор и т.п.

    Осуществляя правоустанавливающее взаимодействие на участке для нужд муниципалитета , на него налагается публичный сервитут.

    Земельный сервитут – это использование чужого участка земли, на основании законного прецедента (уважительной причины ), ограничивающего в правах на оговоренную часть принадлежащего ему земельного участка.

    Наиболее приемлемый и взаимовыгодный вариант – ограничение, принятое на основании взаимных договорённостей . При отказе со стороны собственника – через суд . Установление сервитута представлено по двум типам субъекта ограничения:

    • (общественный) сервитут, возникающий для нужд ограниченного количества лиц;
    • публичный сервитут, имеющий муниципальное значение.

    Частный характер сервитута возникает из отношений частных лиц или общественных интересов групп людей, взаимодействующих в пределах общих земель или на участках, соединяющихся друг с другом .

    Эти отношения обременены в связи с реальным положением вещей: стены домов, межевые заборы, трубы, стены надворных построек зачастую устанавливаются вплотную к землям соседствующих участков.

    На сегодняшний день существуют требования при планировании строительных работ , связанные с эксплуатацией или обслуживанием зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования не всегда были соблюдены, что приводит к некоторым неудобствам.

    Обременённость участка сервитутом среди частников не столь распространённое явление, здесь в приоритете устные договорённости .

    Но когда, например, сосед затеял ремонт своего дома, его строительство, прокладку водопровода или газопровода через близлежащий участок, где ему не позволяют проводить соответствующие работы, то возникновение сервитута может стать насущным .

    В некоторых случаях сосед собственник предложит занять часть участка гражданина за приемлемую плату , собственным имущественным объектом. Если это предложение будет принято, то сервитут, как способ пользования участком , станет гарантией сохранности имущества на чужой территории.

    Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами , когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.

    Носит правоустанавливающий прецедент изначально, так как он всегда вызван необходимостью использования земель для действий, согласованных с административным образованием и – в интересах населения. Также они могут носить характер федеральных правоустанавливающих полномочий.

    Однако для жителей городов некоторые обременяющие их, муниципальные объекты не являются сервитутами. К таковым, в первую очередь, относятся линии электропередач , налагающие на собственника участка ограничения и ряд запретов.

    Он утрачивает право строить здание под проходящими над участком проводами и даже вырубать деревья. Подобные ограничения могут налагать и другие линейные объекты, а также – линейно-кабельные сооружения.

    Границы зон действия

    Границы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта .

    Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера .

    Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков , межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.

    Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке , принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего , с учётом соответствующих кадастровых записей.

    Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.

    Основания возникновения

    Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами . Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости , с обоснованием причины.

    возникает исключительно на законном основании и опирается на нормативные правовые акты РФ и хозяйствующего субъекта региона. Решение принимается на основании публичных слушаний.

    Здесь определяется необходимость пользования на основании:

    К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.

    Порядок установления

    Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок , в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным .

    Землепользователь имеет возможность определить плату за сервитут . Когда сервитут нарушает интересы землепользователя кардинально, то он имеет право обратиться в муниципалитет с заявлением о возмещении материального ущерба и предоставлении ему другого, равноценного участка.

    По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута . При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями . Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.

    Алгоритм действий

    Рассмотрим алгоритм установления публичного сервитута.

    Для его производства, нужно подать заявление в органы местную администрацию.

    Обратиться с заявлением могут:

    • муниципальные образования;
    • физические лица.

    Это нормативный акт, однако, его действия носят индивидуализированный контекст, который рассматривает узкую проблему пользования землями с точки зрения широкой общественности . Поэтому при обращении должны учитываться все нюансы.

    Составление заявления

    Заявление пишется на имя главы местной администрации , в соответствии с муниципальными нормативами. Его фамилия, инициалы и должность пишутся в верхнем правом углу, ниже указываются данные подателя заявления. После этого посередине листа указывается наименование документа (заявление) и в основной части содержится подробная информация по следующим моментам:

    • сведения об участке;
    • цели сервитута и объяснения причин правомерности;
    • планируемый срок его установления (исходя из объёма и сроков проводимых работ) или бессрочно;
    • сведения о собственниках и их отношении к проводимым работам;
    • сведения о заявителе;
    • дата, подпись (с расшифровкой).

    После подачи заявления, будет указана дата слушания по поставленному вопросу. До начала слушаний, уполномоченная комиссия тщательно рассмотрит материалы дела для установления наиболее полной и объективной картины.

    При установлении обременения федерального значения, сроки рассмотрения вопроса комиссией, не устанавливаются.

    Полученные материалы и поданное заявление станут предметом рассмотрения для вынесения решения.

    Материалы слушаний оформляются протоколом, на основании выписки из которого, подготавливаются административные решения .

    В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки необходимых документов, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о его выдаче. Кроме того, результаты слушаний должны быть представлены на сайте государственных услуг . Далее оформление сервитута потребует регистрации в кадастровых записях участка.

    Если полученное решение, по результатам будет неудовлетворительным , то в течение 10 дней после его получения, можно обратиться в суд для его обжалования.

    Значительно быстрее вопрос будет урегулирован, если при обсуждении возникнет прецедент соглашения. Добровольно договориться можно ещё до подачи заявления в муниципалитет.

    Составление соглашения потребует указать наименование сторон, с полным указанием данных, в том числе – и , а также (юридические лица) и формы собственности предприятия.

    После сведений о сторонах, указывается наименование документа (соглашение об установлении сервитута ), и в основной части указывается:

    • причина, с подробным объяснением необходимости проводимой деятельности;
    • все имеющиеся сведения на основании записей учёта и характеристик земельного участка;
    • срок, или претензия на установление бессрочно;
    • подписи сторон (с расшифровкой), дата составления соглашения.

    Публичный сервитут всегда имеет вид акта федерального или муниципального значения , поэтому его легализация требует административного утверждения. В связи с этим, главе администрации подаётся заявление вместе с соглашением.

    По решению администрации, вопрос может быть решён на основании представленного соглашения.

    При необходимости (значимости обременения сервитутом), оба документа будут представлены на слушания.

    После полученного нормативного решения от административного органа, сервитут должен быть зарегистрирован .

    Регистрация

    При регистрации потребуются следующие документы :

    • или представителя;
    • нормативный акт об установлении сервитута;
    • межевой план участка;
    • квитанция об оплате госпошлины.

    Госпошлину оплачивает лицо, в чью пользу которого регистрируется сервитут. Она составляет 6 000 рублей , так как в данном случае в процессе участвуют юридические лица.

    Если сервитут не зарегистрирован, но запись в кадастровом учёте имеется , то, вероятно, участок подлежал имущественной сделке. Необходимо понимать, что участок передаётся новому владельцу вместе с обременением сервитутом.

    Если не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута , который всегда должен отражать реальное положение вещей.

    Здесь возможны два решения:

    • провести регистрацию по с административным ответственным органом;
    • отменить обременение и кадастровую запись через суд.

    Вполне вероятно, что срок обременения участка сервитутом завершился, но не была произведена регистрация отмены сервитута .

    В любом случае, кадастровые учётные записи должны быть в полном порядке, поэтому с этим вопросом надлежит разобраться.

    Прекращение

    Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия , установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.

    Прекращение путём отмены может быть произведено и в судебном порядке , если права землевладельца кардинально нарушены. При этом, землевладелец может продать свой участок юридическому лицу , обременившему его сервитутом или муниципалитету, за разумную плату.

    В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин , в соответствии с которыми был установлен сервитут.

    Итоги

    Необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения . Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.

    Тем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму , гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.

    При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены .

    Соглашения о публичном сервитуте земельных участков.

    Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.

    Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.

    Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.

    Продемонстрировать, что это такое – публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.

    В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.

    Цели публичного сервитута

    Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:

    • Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
    • Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
    • Необходимость проведения дренажных работ;
    • Необходимость использования территории для научных исследований;
    • Как единственно возможное место выгона рогатого скота.

    Как можно установить публичный сервитут

    Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.

    С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:

    При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.

    Читайте также Процедура оформления собственности по дачной амнистии: какие документы нужно подавать в Росреестр

    В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.

    В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.

    Особенности межевания участков при публичном сервитуте

    Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.

    Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:

    • дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
    • в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
    • публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.

    Все спорные вопросы необходимо решать через суд.

    Защита прав собственника при публичном сервитуте

    Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.

    В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.

    В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.

    В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.