Войти
Образовательный портал. Образование
  • На что можно потратить материнский капитал?
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Сушеная спаржа быстрого приготовления
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • Распоряжение исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности. Договора о распоряжении правами интеллектуальной собственности

    Распоряжение исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности. Договора о распоряжении правами интеллектуальной собственности

    ВВЕДЕНИЕ

    Появление и динамичное развитие современных информационных технологий вызвало к жизни множество проблем в сфере интеллектуальной деятельности и обнажило пробелы в регулировании авторских прав. Наличие простых способов копирования, нежелание платить за пользование объектами чужого авторского труда, деятельность подпольных фабрик по производству пиратской продукции делают положение авторов весьма уязвимым. В связи с этим вопросы регулирования отношений, складывающихся между субъектами авторского права, положение объектов авторского права, и, прежде всего, механизмов их открытого размещения, охраны, способов защиты, становятся для нас особенно интересными.

    В прессе и научной литературе давно подчеркивалась необходимость принятия общего нормативного акта, включающего в себя общие положения по регулированию права интеллектуальной собственности, авторскому, смежному, патентному правах, а также их гражданско-правовой охране и оформлению. Таким нормативно-правовым актом стала 4 часть

    Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), которая в большей части статей вступила в силу с 1 января 2008 года. Авторское право призвано регулировать отношения, складывающиеся в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. Для более детального оформления отношений в области авторских прав законодательство предусматривает систему специальных договоров, которые являются юридической формой использования автором своего произведения и призваны унифицировать использование объектов авторских прав другими лицами. Все важные и спорные вопросы по выпуску, размещению, использованию объектов творческого труда, выплате вознаграждения и решаются в авторских договорах.

    Нами была проведен сравнительный анализ положений ранее действовавшего законодательства в сфере регулирования, оформления, передачи авторских прав и норм новой четвертой части ГК РФ на предмет выявления их соответствия друг другу, необходимости введения новой формы правового регулирования права интеллектуальной собственности, положительных или отрицательных тенденций применения нового механизма отчуждения или использования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

    С принятием 4 части ГК РФ у авторов и иных правообладателей появилась возможность заключить договор по распоряжению исключительными правами в зависимости от целей отчуждения такого права. В частности, посредством передачи исключительного права в полном объеме или частично, самостоятельного управления правами или на коллективной основе, исполнение и размещение своего произведения лично либо через специализированные учреждения (радио, телевидение, галереи, выставки, музеи). Так, распоряжение авторскими правами возможно в двух формах - по договору об отчуждении исключительного права (новелла ГК, так как ранее применялись договоры об уступке патента и товарного знака) или лицензионному договору, который, по мнению ученых, в наибольшей степени касается патентных прав (до вступления в силу 4 части ГК РФ заключался авторский договор). Отличия этих форм принципиальны: в первом случае автор или иной правообладатель передает принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю, а во втором - предоставляет другой стороне право использовать это произведение в установленных договором пределах. Исключительное право переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, но при заключении лицензионного договора такой переход не происходит. Эти два вида договора составляют как бы каркас, основу всей многообразной системы обязательств, опосредующих обращение исключительных прав. В группу лицензионных договоров входят договоры, закрепляющие сохранение за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая лицензия), без сохранения такого права (исключительная лицензия), новелла ГК РФ - принудительная лицензия, издательское лицензионное соглашение, а также сублицензионный договор. Кроме того, авторские права могут отчуждаться посредством договора авторского заказа, залога исключительных прав, договора о передаче полномочий по управлению правами на коллективной основе (письменный договор со специализированной организацией, который можно заключить в любой из двух форм). Указанные договоры имеют свою специфику, однако в рамках каждого разрешено распорядиться исключительными правами в полном объеме (к такому договору, соответственно, применяются правила договора об отчуждении исключительного права) или ограничить это право.

    Ограничительные условия договора коммерческой концессии в контексте международного опыта применения франчайзинга

    Коммерческая концессия является новым явлением для России. Поэтому в этот «переходный» период регулирования данного договора необходимо учитывать сложившийся опыт зарубежных стран.

    Задача договора коммерческой концессии - содействовать продвижению товара, избегая конкуренции сторон, которые являются партнерами в результате разделения между ними рынка сбыта. Этому способствует добровольное ограничение сторонами некоторых своих прав, которое, однако, не может не затрагивать основополагающего принципа свободы конкуренции, и в силу этого принцип свободы договора коммерческой концессии ограничивается публично-правовыми требованиями.

    Положительной чертой российского законодательства является отсутствие в нем явных противоречий с международными нормами в отношении перечня допустимых и недопустимых ограничительных условий договора.

    Все же существует ряд недостатков техники российского законодателя. В ст. 1033 ГК РФ закреплено ограничительное обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздержаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории. А.А. Иванов подчеркивает, что ключевую роль в применении данного законоположения «играет толкование слова «аналогичные». Несмотря на различные точки зрения цивилистов, законодатель все-таки имел в виду под словом «аналогичные» -- «в основных (существенных) частях такие же (сходные)». И все же, для исключения возможности обхода данного условия путем замены в комплексе исключительных прав одного из объектов интеллектуальной собственности, наилучшим выходом будет исключение вызывающего споры оценочного понятия «аналогичные» комплексы прав и замена его формулировкой «комплекс или его часть».

    Также представляется целесообразным убрать из ст. 1033 ГК условие об обязанности пользователя согласовывать с правообладателем оформление используемых помещений, которое уже перечислено в ст. 1032 ГК и дополнить последнюю обязанностью согласовывать место расположения помещения.

    Кроме того, в целях повышения эффективности работы франшизной сети, ряд ограничительных условий, распространенных в мировом законодательстве следует включить и в российское. Например, на практике пользователь часто реализует не свой товар, а товар, поставляемый правообладателем или по лицензионному соглашению с ним третьим лицом. Поэтому в ГК РФ следует включить условие, ограничивающее право поставщика заключать аналогичные договоры с другими лицами на закрепленной за пользователем территории в течение срока действия договора. С другой стороны, в этом случае имеет смысл ограничить право пользователя приобретать и продавать иные товары, кроме тех, которые поставляются правообладателем, включая конкурирующие товары, необходимые для оказания услуг клиентам. Пользователь может быть освобожден от данной обязанности только в отношении запасных частей и аксессуаров, которые не представляется возможным получить от правообладателя.

    Целесообразно также включить в ГК РФ норму об ограничении финансового участия пользователя в капитале конкурирующих с правообладателем предприятий, если при всём этом возникает возможность влиять на экономическое поведение этих предприятий.

    Также, учитывая опыт других государств, необходимо разрешить сторонам распространять действие ограничительных условий на время после прекращения действия соглашения. Безусловно, при всём этом обязательно должны существовать пределы применения последоговорных ограничений, при которых не создается несоразмерной угрозы экономической деятельности пользователя.

    Перечень условий, включение которых в договор недопустимо, также должен быть расширен. Это касается, в частности, запрета на приобретение пользователем у других пользователей сети товаров, предусмотренных соглашением. Отсутствие этого запрета приведет к отказу пользователя от приобретения товаров у конкурентов. При использовании в процессе своей деятельности пользователем товаров, произведенных третьими лицами по указанию правообладателя, следует признать неправомерным необоснованный отказ последнего от учета мнения пользователя при выборе данных лиц.

    Для упрощения применения антимонопольного законодательства целесообразно исключить возможность участия в сети двух и более правообладателей, что может привести к разделу рынка.

    Необходимо исчерпывающе закрепить не только запрещенные, но и допустимые условия договора коммерческой концессии, а также максимально подробно прописывать все условия в договоре при составлении.

    Сочетание умелого правового регулирования договора и объективной оценки состояния рынка антимонопольными органами приведет к формированию собственного варианта эволюции договора коммерческой концессии в России.

    Заглавие литературного произведения как объект авторского права

    В настоящей работе предпринята попытка определить, существуют ли правовые основания для того, чтобы в определенных условиях считать заглавие произведения литературы самостоятельным объектом права.

    Сначала определим функцию, которую выполняет заглавие. Что стало, если бы, например, Н.А. Островский роман «Как закалялась сталь» назвал «Павел Корчагин»? Заглавие перестало бы выражать идею романа. Следовательно, некоторые заглавия, например «Как закалялась сталь», в отличие от других имеют своей функцией образное выражение главной идеи произведения.

    В слове различают внешнюю форму (звук), внутреннюю форму (значение) и содержание (чувственный образ). При таком понимании структуры слова ясно, что художник слова пользуется или готовой внутренней формой слов, принимая слова в том значении, которое за ними установилось, или создает новую внутреннюю форму, вкладывая в привычные слова новое содержание. В последнем случае он создает образ. Например, заглавие «Первая любовь», которое присвоено нескольким произведениям литературы, повторяет слова с установившейся внутренней формой (смыслом). А в заглавии «Как закалялась сталь» художник пользуется «старыми» словами, придавая им новый смысл. Отсюда следует, что в теории права нельзя узко толковать понятие литературного произведения. Произведение литературы - это не только роман, рассказ, стихотворение и т.д., это каждый законченный образ, следовательно, и слово с новой внутренней формой.

    Ионас В.Я. выделяет три вида заглавий:

    1. Заглавия, состоящие из обиходных слов в их обычном смысле, например «Детство», «Правда и Кривда» и др. Эти заглавия охраняются вместе с произведением, автор пользуется правом на их неизменность. Но они отделимы от произведения, ими можно воспользоваться для названия нового произведения, не нарушая чьих-либо прав. Такие заглавия не могут быть самостоятельным объектом права.

    2. Заглавия, неотделимые от произведения. Они образно выражают идейное содержание произведения. Образное заглавие теряет свою внутреннюю форму (образ), вложенную в него писателем, если это заглавие взято само по себе, в отрыве от произведения. Слова «Как закалялась сталь», оторванные от романа Н.А. Островского, говорят лишь о технологии литейного производства. Неотделимые заглавия - относительно самостоятельный объект авторского права; их использование с сохранением вложенной в них писателем внутренней формы составляет нарушение авторских прав.

    3. Заглавия, составляющие объект авторского права безотносительно к озаглавленному произведению. Это - афористические заглавия, имеющие самостоятельное значение. Они живут сами по себе в качестве образа мудрости, а произведение как бы иллюстрирует их. Такие заглавия являются самостоятельным произведением словесного искусства, например «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

    Подытожив, можно сделать вывод, что наше законодательство нуждается в норме, охраняющей право автора на заглавие независимо от его права на произведение. Но, конечно же, охраняться должны только те заглавия, которые носят печать творчества или неотделимы от произведения, воплощая его идейное содержание.

    Подтверждение этому мы находим в судебной практике. В п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 г. № 47 сказано, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора и может использоваться самостоятельно. В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. №15 сказано, что к объектам авторского права могут относиться названия произведений, фразы, словосочетания и иные части произведения, которые могут использоваться самостоятельно, являются творческими и оригинальными.

    Весьма показательным является судебное дело, имевшее место в судебной практике Высшего Арбитражного Суда РФ в 1997 г. Закрытое акционерное общество «Издательство «Аванта+» (далее - издательство «Аванта+») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к закрытому акционерному обществу «Издательский дом «Русская энциклопедия» с требованием о запрещении ответчику использовать в качестве названия серии название «Энциклопедия для детей и юношества». Издательство «Аванта+» полагало, что ответчиком нарушены авторские права на название издания «Энциклопедия для детей».

    В силу того, что название «Энциклопедия для детей и юношества» вполне может использоваться самостоятельно и обладает элементом творчества в удовлетворении указанного требования было отказано.

    Взыскание компенсации как способ защиты исключительных прав в сфере индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг

    Развитие рынка в нашем государстве способствует возникновению большого количества товаров, работ и услуг, а также непосредственно субъектов владеющими правами на них. В условиях недобросовестной конкуренции данные права нарушаются, нанося вред не только правообладателю, но и потенциальным потребителям.

    Для противодействия таким правонарушениям законодатель установил способы защиты данных прав. Общим способом защиты которых является возмещение убытков. На затруднительность доказывания убытков, вследствие нарушения права на фирму или права на товарный знак указывали еще дореволюционные юристы. «Количество понесенных убытков, - писал Шершеневич Г.Ф., - может быть определено сравнением доходов последнего времени с доходами предшествующих годов, хотя противная сторона способна объяснить это явление и другими обстоятельствами». В настоящее время на практике иски о возмещении убытков суды оставляли и оставляют без удовлетворения, в силу не доказанности их причинения юридическому лицу. Поэтому альтернативным ему стал такой способ защиты как взыскание компенсации, для которого теоретически не надо доказывать ни причины самого правонарушения, ни размера причиненных убытков.

    По своей природе компенсация неимущественного вреда относится к мерам ответственности (штрафы) и является способом защиты неимущественных прав. Главная причина, по которой установлен иной способ определения суммы убытков, состоит в необходимости усилить реальную правовую защиту обладателей исключительных прав, поскольку при всей универсальности возмещения убытков эта мера ответственности неудобна для удовлетворения неимущественных прав правообладателей в случае их нарушения.

    Общей нормой, регулирующие данные отношения, в сфере исключительных прав является ст.1252 ГК РФ, а статьи 1515 и 1537 части 4 ГК, устанавливают, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

    1) в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

    2) в двукратном размере стоимости товаров, на котором незаконно размещен товарный знак (наименование места происхождения товара)

    Для применения данного способа защиты, правообладателю не следует представлять конкретные доказательства причиненных убытков, требование о выплате денежной компенсации должно быть удовлетворено при наличии доказательств несанкционированного использования товарного знака (наименования места происхождения товара), т.е. самого факта правонарушения.

    Взыскание компенсации, как уже отмечалось ранее, является альтернативным способом защиты нарушенного права. Из общего принципа гражданского права, такого как полное возмещение (компенсация) нарушенного права следует необходимость назначение ответственности, выполняющей не только восстановительную, но и превентивную функции. При этом заметим, что размер заявленной истцом компенсации может быть снижен только по основаниям несоответствия последствиям нарушения, размер которых, впрочем, субъективно определяет суд. По данному поводу цивилисты отмечают, что защита прав, в том числе и прав на средства индивидуализации является тем более ценной, чем в меньшей степени она базируется на субъективном судейском воззрении.

    Критерии оценки - характер правонарушения и требования разумности и справедливости. Характер правонарушения выражается в способе, объекте посягательства и т.д. А требования разумности и справедливости носят сугубо оценочный характер. Рассматривая данные критерии, мы можем провести аналогию с определением размера компенсации морального вреда, который рассматривает в своих работах А.М. Эрделевский, он указывает: «должны существовать писанные, единые для всех судов базисный уровень размера компенсации и методика определения ее окончательного размера».

    На наш взгляд, возможно, создать такую же методику, которая позволила определить сумму компенсации за определенное нарушение. Это необходимо для того, что бы на практике возникало меньше коллизий, и критерии оценки были бы более четкими. Заметим, что взыскание убытков и компенсация имеют единую природу - восстановление имущественной сферы потерпевшего, именно поэтому правильно полагать, что за одно и то же нарушение могут быть применены или компенсация, или возмещение убытков. Поэтому нельзя признать правильным утверждение некоторых судов, что «в случае причинения истцу допущенным ответчиком правонарушением убытков истец вправе их взыскать в части, в которой они превышают размер взысканной в пользу истца компенсации» (по делу истребуемая сумма компенсации была уменьшена с 80000 до 10000 руб.). В связи с указанным остается открытым вопрос, сохраняется ли за истцом, требующим денежной компенсации взамен возмещения убытков, обязанность по доказыванию размера понесенных убытков либо иных негативных последствий, т.к. при невыполнении этой обязанности и непредставлении соответствующих доказательств арбитражный суд может значительно снизить размер денежной компенсации. Это еще раз подтверждает необходимость создания более четких критериев оценки правонарушения.

    В заключение отметим, что включение в законодательство альтернативного способа защиты поможет восстановить в полном объеме нарушенные права на средства индивидуализации юридического лица. В литературе не раз уже упоминалось, что такой способ защиты, как взыскание компенсации должен стать в отношении юридических лиц универсальным. Он должен применяться не только, в случаях нарушения прав на товарный знак и наименования мест происхождения товара, но и иных прав на средства индивидуализации юридических лиц, их товаров, работ и услуг, таких как фирменное наименование, коммерческое обозначение.

    Некоторые проблемы охраны татуировки как объекта авторских прав

    Существующая сегодня популярность татуировки делает актуальным вопрос о правовом регулировании отношений по созданию и использованию татуировок.

    На первый взгляд, татуировки-изображения вполне обоснованно претендуют согласно п. 1 ст. 1259 ГК на авторско-правовую охрану в качестве изобразительных произведений. Более того, нельзя не упомянуть тот факт, что в 2002 г. в США Ведомство по патентам и товарным знакам зарегистрировало в качестве объекта авторского права татуировку, изображающую крылья.

    При этом широкое использование эскизов при создании татуировок ставит под сомнение возможность предоставления татуировкам, сделанным по эскизам, авторско-правовой охраны как объектам авторских прав. При точном повторении эскиза (что, как правило, и бывает на практике) татуировка в соответствии с п. 2 ст. 1270 ГК РФ может быть квалифицирована только как экземпляр (копия) эскиза, являющегося оригинальным охраноспособным произведением.

    Данная квалификация, поддерживаемая некоторыми специалистами, как мы видим, основана на сравнении работы татуировщика с понятием «воспроизведение», но такое сравнение не может быть признано корректным. Для отрицательного ответа на вопрос о том, является ли татуировка, созданная по эскизу, охраноспособным произведением, необходимо установить несоответствие рассматриваемой татуировки хотя бы одному из следующих двух признаков охраноспособного произведения:

    1) существование в объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ);

    2) создание в результате

    Существование любой татуировки в объективной форме является очевидным и бесспорным обстоятельством, а наличие творческого характера в труде по нанесению татуировки на тело на основании эскиза следует из признания творческого характера в копировании изобразительных произведений «от руки».

    В.Я. Ионас указывал, что труд художника-копииста является творческим, также как и бесспорно признаваемый таковым труд художника-портретиста, поскольку оба как художники делают одно и то же: портретист, используя в качестве натуры человека, создаёт образ действительности, а копиист, используя копируемое произведение, создаёт «образ образа». Поскольку создание татуировки по эскизу фактически является созданием на теле копии эскиза «от руки» (к тому же в несколько иной объективной форме), то труд по созданию татуировок на основании эскиза должен рассматриваться как творческий, а сами такие татуировки - объектами

    Наряду с вопросом охраноспособности, наиболее острым вопросом в теме правового регулирования создания и использования татуировок является вопрос о конфликте интересов и прав носителя татуировки с авторскими правами создателя татуировки. Разрешение данного вопроса, на наш взгляд, должно быть осуществлено посредством ограничения авторских прав создателя татуировки в пользу интересов носителя татуировки. Раскроем содержание предлагаемых нами ограничений.

    Во-первых, справедливым представляется то, что при отсутствии согласия носителя татуировки её создатель не должен требовать указания рядом с ней на теле носителя своего имени и наименования татуировки, а также знака охраны авторских прав.

    Во-вторых, считаем оправданным в связи с фактом создания татуировки переход к её носителю права на обнародование произведения, а также ряда правомочий, связанных с показом произведения (права на публичный показ, сообщение в эфир и сообщение по кабелю). Имеющиеся в ГК РФ нормы, содержащие похожие правила для изобразительных произведений (ст. 1291 и ст. 1343 ГК РФ), не соответствуют специфике татуировки. Необходимость указанного ограничения связана с тем, что сохранение перечисленных правомочий за авторами татуировок будет позволять им выдвигать требования об обнародовании и показе соответствующих татуировок. Но это не может быть признано допустимым, поскольку данные требования могут коснуться тех татуировок, которые расположены на интимных участках тела, а понятия об интимности у всех разные.

    В-третьих, обязательным, на наш взгляд, является ограничение авторских прав создателя татуировки на отзыв и переработку своего произведения. Наличие у татуировщика всей полноты прав на отзыв и переработку позволит ему требовать принудительного удаления татуировки (её части) или нанесения нового рисунка на татуировку либо рядом с ней, если носитель будет препятствовать осуществлению указанных авторских правомочий. Но принудительное удаление или нанесение нового рисунка представляется недопустимым как по этическим, так и по правовым основаниям (ст. 21 Конституции РФ). Поэтому отзыв и переработка татуировки по желанию её автора должны осуществляться только при наличии согласия на то носителя татуировки.

    В-четвёртых, в контексте рассматриваемых ограничений считаем необходимым затронуть вопрос о реализации в отношении татуировки авторских прав, специально предусмотренных только для изобразительных произведений (право доступа и право следования).

    Заключение

    Проведя сравнение нововведений, приходим к выводу, что с 1 января 2008 года правовое оформление интеллектуальных прав является более совершенным: ранее законодатель подробно не регламентировал порядок и способы распоряжения исключительными правами. К примеру, теперь не допускается обращение взыскания на принадлежащее авторам и исполнителям исключительное право на произведение и исполнение; при заключении издательского лицензионного соглашения оговаривается срок начала использования произведения; ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба. Нам представляется, что эти меры должны способствовать более успешному развитию авторского права в РФ. Ныне действующее законодательство построило более четкую систему организации отношений в сфере авторского права, согласующуюся с международными стандартами, которые, в свою очередь, призваны унифицировать договорное регулирование использования интеллектуальной собственности.

    1. Брагинский, Витрянский В.В. Договорное право: Особая часть. М., 2007.

    2. Гражданское право: Учебник. Часть II/ Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., 2006.

    3. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М., 2008.

    4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 года № 230-ФЗ // Российская газета. 2006. 22 декабря.

    5. Кайль А.Н. Комментарий к IV части ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М.: Гросс Медиа, Росбух. 2007.

    6. Яковлев В.Ф., Маковский А.Л. О четвертой части Гражданского кодекса РФ //Журнал российского права.2007. № 2.

    7. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2007 № А41-К1-24117/06 // СПС Консультант Плюс: Судебная практика.

    8. Пешкова О.А. Компенсация морального вреда. Защита и ответственность при причинении вреда нематериальным благам и неимущественным правам. - М.: Издательство «Ось-89», 2008.

    1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение.

    2. Лицензионные договоры о предоставлении права использования.

    Вступление в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) сыграло важную роль в регулировании договорных отношений по поводу прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий. В то же время жизнь иногда ставит такие вопросы, которые не всегда однозначно решены законодательством. К тому же на практике как правообладатели, так и пользователи нередко пытаются применять в отношении исключительных прав так называемый проприетарный подход, то есть нормы, регулирующие вещно-правовые отношения, применяемые к материальным объектам, в частности нормы договоров купли-продажи, дарения, аренды, подряда и другие, забывая об особенностях правового режима результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

    Зачастую, прежде всего за рубежом, передача исключительных прав происходит в режиме договоров купли-продажи. Кстати, такую возможность предоставляет и ГК РФ, включив в пункт 4 статьи 454 норму о том, что общие положения о купле-продаже, предусмотренные параграфом 1 главы 30 настоящего кодекса, применяются и к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав. Однако специфика правового режима результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации свидетельствуют о недопустимости применения тех норм, которые регулируют отношения по поводу материальных объектов, не учитывающих особенности интеллектуальных прав.

    В литературе договоры о передаче материальных объектов нередко отождествляются с договорами об отчуждении исключительных прав, а лицензионные договоры - с договорами аренды. На практике также имеет место смешение договоров купли-продажи материальных носителей результатов интеллектуальной деятельности и договоров о распоряжении исключительными правами. Так, постановлением Федерального арбитражного суда (ФАС) Северо-Западного округа от 16 января 2002 года N А56-25535/01 была исправлена ошибка налоговых органов при определении предмета договора, по которому экспортировались материальные носители программного обеспечения. Как установил ФАС Северо-Западного округа, "поскольку предметом осуществленной налогоплательщиком экспортной операции являлись магнитные носители с содержащейся на них информацией, а не имущественные права на программный продукт, суд правомерно отклонил довод ИМНС (Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. - Авт.) о неправомерности предъявления налогоплательщиком к возмещению из бюджета НДС по экспортным операциям".


    Большое значение имеет разграничение класса договоров о передаче имущества в собственность, пользование, договоров на выполнение работ, в предмет которых входят материальные объекты, и договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами, в предмет которых входят нематериальные результаты интеллектуальной деятельности. Различия заключаются в порядке исполнения договора, привлечения третьих лиц, существенных условиях, последствиях неисполнения договоров и т.д.

    В судебной практике не всегда проводится четкое разграничение между подрядными договорами и договорами о создании и использовании исключительных прав, в том числе для целей налогообложения. Кроме того, на практике большинство договоров, связанных с созданием технических новшеств, являются смешанными. Определение правовой природы договора зачастую требует специальных знаний, что означает необходимость проведения экспертизы или привлечения специалиста.

    В споре между ЗАО "Контактор" и ОАО "ЭЛСИ" о взыскании задолженности по договору от 10 апреля 2000 года N 4/59-юр на разработку и изготовление научно-технической продукции, а именно образца транзисторных преобразователей частоты для индукционной плавки на мощность 160 кВт и частоту 2,4 кГц, судебные инстанции пришли к выводу о том, что договор содержит признаки договора подряда и договора на выполнение проектно-изыскательских работ. Такой вывод, по мнению ФАС Поволжского округа, является ошибочным, поскольку договор имеет все элементы договора на выполнение опытно-конструкторских работ, регулируемого главой 38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Можно выделить различия между договорами рассматриваемого класса и отдельными видами договоров об оказании услуг.

    Так, при рассмотрении спора по иску о взыскании задолженности по договору на организацию и проведение социологического исследования и процентов за пользование чужими денежными средствами возник вопрос о том, какие нормы применять к договору между истцом и ответчиком: главы 38 или 39 ГК РФ. При применении положения статьи 717 ГК РФ (глава 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг) заказчику предоставляется возможность отказаться от исполнения договора до сдачи результата работ, что не допускается в договоре на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Целью договора было проведение исследования - социологического опроса по анкете, предоставляемой заказчиком, создание электронной базы по результатам работ и написание аналитической записки. По мнению арбитражного суда, такой предмет соответствует определению научно-исследовательской деятельности, которое дано в статье 769 ГК РФ. Однако при этом не было учтено наличие творческого вклада (научно-исследовательского характера работы). Проведение социологического опроса не представляет собой творческий труд. Создание базы данных подпадает под действие норм об авторском договоре заказа. Эти элементы смешанного договора должны быть определены судом.

    Проблема разграничения договоров о распоряжении исключительными правами и посреднических договоров как договоров об оказании услуг актуальна и обусловлена тем, что в рамках последних посредник приобретает возможность совершать юридические действия в отношении правообладателя, в том числе заключать договоры о распоряжении исключительными правами от его (своего) имени и в его интересах, но посреднику при этом исключительные права не передаются, и правообладателем он не становится.

    Так, постановлением ФАС Московского округа от 27 февраля 2002 года N КГ-А40/740-02 подтверждена правильность выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций относительно того, что истец не является обладателем исключительных прав на телевизионный фильм "Собачье сердце". Основанием для такого утверждения явился анализ агентского договора от 18 мая 2001 года N 015/1\016\01, заключенного между правообладателем "Кинокомпанией "ДомФильм" и ЗАО "Медиа-Мост", которое, по мнению истца, передало права истцу - ЗАО "Домашний экран". Согласно статье 1005 ГК РФ предметом агентского договора являются услуги по совершению юридических и иных действий агентом по поручению и за счет принципала от своего имени либо от имени принципала. Такой договор не предусматривает переход имущественных авторских прав. Анализ правовой природы договора подтвердил, что этот договор является агентским и не предусматривает переход имущественных авторских прав на использование телефильма путем передачи его в эфир.

    Не любой договор в сфере интеллектуальной собственности, в котором упоминаются объекты исключительных прав, относится к классу договоров о распоряжении исключительными правами. Характерным признаком этих договоров является наделение контрагента (пользователя) возможностью использования прав на результаты интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации на определенных условиях (самому или путем предоставления прав другим лицам, например на условиях сублицензии), рассматриваемый как признак направленности.

    Законодательством напрямую не урегулированы вопросы посреднических договорных отношений, в том числе агентских, применительно к исключительным правам. Согласно статье 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, даже если принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

    Проблема состоит в принадлежности прав, приобретенных по сделке, заключенной агентом. При заключении такой сделки агентом права приобретает только он, но эти права, приобретенные в интересах принципала, должны передаваться последнему. Принципал вправе потребовать от агента передачи приобретенных им прав. Передача прав является обязанностью агента.

    Нельзя принять позицию, согласно которой права, приобретенные агентом, уже принадлежат принципалу к моменту совершения сделки.

    Что касается распоряжения агентом правами, принадлежащими принципалу, то они не переходят агенту, и сделки совершаются агентом в отношении "чужих прав", которыми он может лишь распорядиться в пределах, предусмотренных агентским договором, но не использовать как правообладатель. Права, приобретенные агентом для принципала и за его счет, переходят к принципалу только в результате их передачи. И если права, существовавшие до заключения договора, во всех случаях, независимо от своего характера, продолжают принадлежать принципалу, то права, приобретенные агентом для принципала на основании агентского договора, подлежат передаче от агента принципалу. Для передачи этих прав требуется оформление специальной документации (составление отчета комитента, может быть, акта о передаче документов, фиксирующих права и обязанности, равно как и акта о принятии таких документов). Передаваемые права должны быть четко определены.

    Применительно к договору агентирования имущественные авторские, смежные права не имеют какой-либо специфики, для их изъятия нет каких-либо оснований ни в законодательстве, ни в существе прав и обязанностей. На имущественные авторские права распространяются все нормы, установленные для прочих имущественных прав: они, как и остальные, могут быть предметом сделки по договору агентирования.

    Не являлась ограничением норма статьи 30 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (до 1 января 2008 года), устанавливавшая, что имущественные авторские права могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, когда закон прямо предусматривает возможность бездоговорного использования. Авторский договор в этом смысле противопоставляется бездоговорному использованию. Кроме того, аналогичные формулировки предусмотрены для распоряжения правом собственности (ст. 209 ГК РФ) и обязательственными правами (ст. 382 ГК РФ). Однако это не ограничивает возможность распоряжения имуществом, в том числе исключительными правами, через посреднические договоры, в том числе договоры агентирования. Чужим исключительным правом можно распоряжаться так же, как и любым другим имущественным правом. При этом надо исходить из того, что речь идет о праве не только автора, но и любого правообладателя.

    Договор заказа или договор о распоряжении исключительным правом, заключенный на основе агентского договора, в его комиссионном варианте является состоявшимся и действительным. Однако не следует рассчитывать на "автоматический" переход этих прав. Передача прав производится агентом принципалу на основе акта сдачи-приемки, при документальном ее подтверждении она есть свершившийся факт.

    До того как третье лицо исполнит обязательство, принятое им на себя по заключенной с агентом сделке, обязательство последнего перед принципалом должно считаться исполненным со времени передачи принципалу прав по сделке.

    Вместе с тем договор агентирования может предусматривать различные условия: третье лицо не только совершает сделку, но и исполняет ее для агента, третье лицо совершает сделку для агента, а исполняет для принципала, в связи с чем отчуждение (предоставление) прав на результат интеллектуальной деятельности может производиться непосредственно в пользу принципала.

    При заключении договоров о распоряжении исключительными правами, в том числе договоров об отчуждении исключительного права на произведение или лицензионных договоров, у приобретателей прав возникают проблемы, связанные с установлением оснований, подтверждающих наличие соответствующих прав у их обладателя, причем это касается как непосредственно автора, так и производных правообладателей.

    На практике возникает немало споров, по поводу того, что по договору передаются права, которых у правообладателя на самом деле нет.

    В случае нарушения авторских прав третьих лиц при неполучении таковых по договору в случае предъявления иска ответчику придется доказывать приобретение таких прав, что подтверждается и судебной практикой. В частности, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 года N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" разъясняется, что при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований законодательства при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав, и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Авторские права согласно пункту 4 статьи 1259 ГК РФ возникают, осуществляются и защищаются без какой-либо регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. В соответствии со статьей 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

    Если в качестве правообладателя выступает физическое лицо, являющееся автором произведения, то целесообразно в договоре предусмотреть гарантии автора в отношении произведения, а также обязанности материального и процессуального характера в случае возникновения спора в отношении авторства. В то же время необходимо учесть, что с 1 января 2008 года ответственность автора в соответствии с пунктом 1 статьи 1290 ГК РФ имеет ограниченный характер по всем видам договоров (ограничение реальным ущербом) и договором может быть лишь уменьшена.

    В том случае если в качестве правообладателя по договору выступает юридическое либо физическое лицо, не являющееся автором произведения, то целесообразно проверить следующее:

    Наличие соответствующего авторского договора, а именно договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, в котором в качестве обязательного условия должно быть предусмотрено право на передачу этих прав - право на заключение сублицензионного договора;

    Трудовой договор с работником, подтверждение служебного задания, в рамках которого создан результат интеллектуальной деятельности, а с 1 января 2008 года служебным произведением является лишь такое произведение, которое создано в пределах, установленных для работника трудовых обязанностей, что определяется трудовым договором, актом о создании результата интеллектуальной деятельности (о передаче материального носителя);

    Свидетельство о наследстве в отношении наследников умершего автора;

    Документ о приобретении прав в связи с обращением взыскания на исключительное право, например в результате залога и т.п.

    Для определения правовой природы договора важно установить, является ли объект охраняемым результатом интеллектуальной деятельности. Не всякий умственный труд является творческим и создающим охраняемый результат интеллектуальной деятельности.

    Использование произведения автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора.

    Авторский договор – это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в отношении имущественных прав на объекты, охраняемые авторским правом. По авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

    В соответствии с Законом “Об авторском праве и смежных правах” имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору. Следовательно, действующее законодательство различает уступку имущественных прав и их передачу по авторскому договору.

      договоры об уступке исключительных имущественных прав

      договоры о передаче исключительных имущественных прав (на основании п.3 ст.984 ГК к ним применяются правила о лицензионном договоре) – авторский лицензионный договор.

    В зависимости от вида произведений, по поводу которых заключаются авторские договоры, они делятся на авторские договоры на создание и использование:

      литературных

      музыкальных

      аудиовизуальных

      архитектурных и других произведений.

    В зависимости от того, является ли предметом договора готовое произведение или произведение, которое еще необходимо создать, выделяют:

    1) авторские договоры заказа. В соответствии с п.1 ст. 986 ГК автор может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого результата. Такой договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели либо способы его использования.

    В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры согласно ст. 25 Закона “Об авторском праве и смежных правах” подразделяются на:

    1) договоры о передаче исключительных прав – разрешает использование произведения определенным способом и в установленным пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

    2) договоры о передаче неисключительных прав – пользователю разрешается использование произведения наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом.

    В зависимости от способа использования произведения авторские договоры делятся на:

    1) издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге.

    2) постановочный договор – заключается, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение.

    3) сценарный договор – договор, регламентирующий отношения. связанные с использованием текста, по которому снимается кино-, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

    4) договор о депонировании рукописи – регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов.

    5) договор художественного заказа – опосредует отношения, связанные с созданием произведения изобразительного искусства в целях его публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами под заказ организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

    6) договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства.

    7) договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения – разрешает использование произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств.

    Стороны, предмет, существенные условия, форма и срок авторского договора

      пользователь произведения – с другой стороны.

    Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с его составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.

    Другой стороной авторского договора является пользователь произведения. Чаще всего в его роли выступают специализированные организации, основной функцией которых является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной и иной аналогичной деятельности. Вместе с тем возможность заключать авторские договоры имеют и любые другие организации, уставные цели которых не препятствуют осуществлению деятельности по воспроизведению, распространению и иному использованию произведений науки, литературы и искусства.

    Предметом авторского договора являются те имущественные права, которые создатель произведения или заменяющее его лицо передает пользователю. Поскольку право не существует без объекта, то предмет авторского договора следует понимать как определенные права по использованию конкретного произведения.

    В соответствии со ст.45. Закона, в авторском договоре должны быть предусмотрены конкретные способы использования произведения. В случае, если авторский договор является возмездным, в нем должны предусматриваться размер авторского вознаграждения или порядок определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

    При отсутствии в авторском договоре условия о сроке его действия авторский договор может быть расторгнут автором по истечении трех лет с даты его заключения, если лицензиат будет письменно уведомлен об этом не менее чем за три месяца до расторжения договора.

    Если в авторском договоре о воспроизведении произведения авторское вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должно быть установлено максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения.

    Если авторским договором предусмотрено право лицензиата на заключение сублицензионного договора, то в авторском договоре указывается доля от вознаграждения, получаемого лицензиатом от сублицензиата, которую лицензиат должен выплачивать автору. При этом вознаграждение, получаемое автором за использование произведения сублицензиатом, не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать сам лицензиат за соответствующий способ использования произведения в соответствии с условиями авторского договора, если иное прямо не предусмотрено авторским договором.

    Согласно ст.986 ГК договоры, обязывающие автора предоставлять какому-либо лицу исключительные права на использование любых результатов интеллектуальной деятельности, которые этот автор создаст в будущем, ничтожны.

      противоречащие положениям Закона.

    Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. При продаже экземпляров компьютерных программ и баз данных договор считается заключенным в письменной форме, если его условия (условия использования программы и базы данных) изложены соответствующим образом на экземплярах программы или базы данных.

    Права, обязанности и ответственность сторон по авторскому договору

    Права и обязанности сторон образуют содержание авторского договора. Этот договор носит взаимный характер, т.е. соответствующими правами и обязанностями обладают обе стороны. При этом обязанностям одной стороны корреспондируют права другой стороны.

    Если заключается договор о создании какого-либо произведения, автор наделяется следующими обязанностями.

    1. Создание и передача организации-заказчику своего произведения – основная обязанность. Чтобы выполнить данную обязанность надлежащим образом, автор должен прежде всего создать такое произведение, которое соответствует условиям заключенного договора.

    2. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут производиться только с согласия организации-заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ технического характера (например, сбор материала, подстрочный перевод и т.д.) автор может за свой счет привлекать любых лиц, не спрашивая согласия заказчика.

    3. Автор должен предоставить заказанное ему произведение в определенный договором срок. Произведение должно быть передано организации-заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям.

    4. Доработка произведения по требованию организации-заказчика. Решение о необходимости доработки произведения принимается организацией по результатам рассмотрения произведения, когда оно в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него определенных исправлений, изменений, уточнений. Причем подобные требования могут выдвигаться только в пределах условий договора. Предлагаемые изменения и дополнения произведения должны быть точно указаны заказчиком. Кроме того, стороны должны согласовать новый срок представления измененного или дополненного произведения.

    Обязанностью автора, независимо от вида авторского договора, является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности, которое зависит от вида произведения и способа его использования, обычно раскрывается в конкретных авторских договорах.

    В течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах. Данная обязанность возникает для автора в момент заключения договора и действует в течение всего срока договора.

    1. Организация должна принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке, установленном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рассмотрено организацией по существу в установленный договором срок. Организация должна письменно известить автора о результатах рассмотрения произведения (одобрение, отклонение, необходимость внесения поправок).

    3. Обязанность использовать одобренное произведение. Объем и способы использования определяются сторонами договора. Автор может передать пользователю все имеющиеся у него имущественные права на произведение, но чаще всего по договору передается лишь часть, а остальные сохраняются за автором и могут быть им переданы другим лицам. Организация обязана использовать произведение именно тем способом, который предусмотрен договором.

    При заключении любого авторского договора пользователь должен обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора, а также выплатить автору вознаграждение за использование произведения. Размер, форма, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения определяются самими сторонами.

    Ответственность по авторскому договору является одним из видов гражданско-правовой ответственности. Поэтому она может быть определена как мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность.

    Согласно ст.28 Закона “Об авторском праве и смежных правах” в случае нарушения обязательств по договору виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Иными словами, вопрос об ответственности сторон по авторскому договору решается исходя из общих положений об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (гражданско-правовой ответственности – гл.25 ГК).

    Сторона договора, права и законные интересы которой нарушены контрагентом, может потребовать через суд принудительного осуществления своих прав.

    Специфика ответственности за нарушение авторского договора заключается в том, что спектр возможных мер принуждения значительно уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Например, основные обязанности сторон по авторскому договору заказа не могут быть исполнены под принуждением. Нельзя принудить автора создать и представить произведение, внести в него исправления и т.п., равно как невозможно заставить организацию-заказчика начать использование произведения. Поэтому принуждение ограничивается в данной сфере обычно расторжением договора и возвращением сторон в первоначальное положение, взысканием убытков и некоторыми другими мерами.

    Ответственность автора за нарушение обязанностей по договору может выражаться в возврате полученного им гонорара, в одностороннем расторжении заключенного с ним договора, в возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки.

    Заказчик (пользователь) может нести ответственность за нарушение обязанности использовать произведение (выплата всего авторского вознаграждения, одностороннее расторжение договора с ним), за причинение автору убытков (например, в связи с утратой материального носителя произведения), за нарушение целостности произведения, за невыплату автору обусловленного договором вознаграждения и т.д.

    Основания, условия и последствия прекращения авторского договора регулируются как общими положениями гражданского законодательства (гл.26 ГК), так и специальными нормами авторского права.

    1. Истечение срока действия договора. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что является самостоятельным основанием прекращения существовавшего обязательства.

    2. Досрочное прекращение договора (например, в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения).

    3. Невозможность исполнения договора, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает (стихийные явления природы, военные действия, общественные беспорядки, случайная гибель произведения).

    5. Взаимное соглашение сторон.

    6. В случаях, предусмотренных законом или договором, авторский договор может быть прекращен в одностороннем порядке автором или пользователем (например, при существенном нарушении условий договора одной из сторон).

    Порядок прекращения авторского договора специально авторским законодательством не регламентирован. Иногда это происходит автоматически (например, по истечении срока действия договора), либо оформляется специальным соглашением сторон, либо делается на основе одностороннего заявления одной из сторон.

    Общим последствием прекращения действия авторского обязательства является прекращение прав и обязанностей сторон. Нередко наряду с ним возникают обязательства, связанные с урегулированием имущественных последствий прекращения договора, в частности уплатой (возвратом) авторского гонорара, возмещением убытков и т.д., что зависит от конкретных оснований прекращения договора.

    Договоры, опосредствующие распоряжение имущественными правами интеллектуальной собственности, регулирует глава 75 ГК.

    Это договоры, связанные с использованием и защитой права интеллектуальной собственности.

    Поскольку предметом этих договорных отношений в сфере интеллектуальной собственности являются исключительные имущественные права интеллектуальной собственности, договорам о распоряжении этими правами присуща существенная специфика.

    Виды договоров о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности. Распоряжение имущественными правами интеллектуальной собственности осуществляется на основании таких договоров:

    1) лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности;

    2) лицензионный договор;

    3) договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности;

    договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности;

    иной договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности.

    Этот перечень договоров, урегулированных в ГК, не является исчерпывающим.

    Договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности заключается в письменной форме.

    При несоблюдении письменной формы договора о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности такой договор является ничтожным.

    Законом могут быть установлены случаи, в которых договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности может заключаться устно (ст. 1107 ГК).

    Лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности. Согласно ст. 1108 ГК лицо, имеющее исключительное право разрешать использование объекта права интел-лектуальной собственности (лицензиар), может предоставить другому лицу (лицензиату) письменное полномочие, которое предоставляет ему право на использование этого объекта в опре-деленной ограниченной сфере (лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности).

    Лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности может быть оформлена как отдельный документ или быть составной частью лицензионного договора.

    Лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности может быть исключительной, единичной, неисключительной, а также иного вида, не противоречащего закону.

    Исключительная лицензия выдается лишь одному лицензиату и исключает возможность использования лицензиаром объекта права интеллектуальной собственности в сфере, которая ограничена этой лицензией, и выдачи им другим лицам лицензий на использование этого объекта в указанной сфере.

    Единичная лицензия выдается лишь одному лицензиату и исключает возможность выдачи лицензиаром другим лицам лицензий на использование объекта права интеллектуальной

    собственности в сфере, которая ограничена этой лицензией, но не исключает возможности использования лицензиаром этого объекта в указанной сфере.

    Неисключительная лицензия не исключает возможности использования лицензиаром объекта права интеллектуальной собственности в сфере, которая ограничена этой лицензией, и вы-дачи им другим лицам лицензий на использование этого объекта в указанной сфере.

    С согласия лицензиара, предоставленного в письменной форме, лицензиат может выдать письменное полномочие на использование объекта права интеллектуальной собственности другому лицу (сублицензию).

    Лицензионный договор - это договор, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта права интеллектуальной собственности (лицензию) на условиях, определенных по взаимному согласию сторон с учетом требований ГК и иного закона (ч.1 ст. 1109 ГК).

    В случаях, предусмотренных лицензионным договором, может быть заключен сублицензионный договор, по которому лицензиат предоставляет другому лицу (сублицензиату) сублицензию на использование объекта права интеллектуальной собственности. В этом случае ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, если иное не установлено лицензионным договором.

    В лицензионном договоре определяются вид лицензии, сфера использования объекта права интеллектуальной собственности (конкретные права, предоставляемые по договору, способы использования указанного объекта, территория и срок, на которые предоставляются права, и т.п.), размер, порядок и сроки выплаты платы за использование объекта права интеллектуальной собственности, а также другие условия, которые стороны считают целесообразным включить в договор.

    Считается, что по лицензионному договору предоставляется неисключительная лицензия, если иное не установлено лицензионным договором.

    Предметом лицензионного договора не могут быть права на использование объекта права интеллектуальной собственности, которые на момент заключения договора не были действующими.

    Права на использование объекта права интеллектуальной собственности и способы его использования, не определенные в лицензионном договоре, считаются не предоставленными лицензиату.

    При отсутствии в лицензионном договоре условия о территории, на которую распространяются предоставленные права на использование объекта права интеллектуальной собственности, действие лицензии распространяется на территорию Украины.

    Если в лицензионном договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной денежной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.

    Условия лицензионного договора, противоречащие положениям ГК, ничтожны.

    Лицензионный договор заключается на срок, установленный договором, который должен истекать не позднее истечения срока действия исключительного имущественного права на определенный в договоре объект права интеллектуальной собственности.

    Лицензиар может отказаться от лицензионного договора в случае нарушения лицензиатом установленного договором срока начала использования объекта права интеллектуальной собствен-ности. Лицензиар или лицензиат могут отказаться от лицензионного договора в случае нарушения другой стороной иных условий договора.

    При отсутствии в лицензионном договоре условия о сроке договора он считается заключенным на срок, оставшийся до истечения срока действия исключительного имущественного права на определенный в договоре объект права интеллектуальной соб-ственности, но не более чем на пять лет. Если за шесть месяцев до истечения указанного пятилетнего срока ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону об отказе от договора, договор считается продленным на неопределенное время. В этом случае каждая из сторон может в любое время отказаться от договора, письменно уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев до расторжения договора, если больший срок для уведомления не установлен по договоренности сторон.

    Уполномоченные ведомства или творческие союзы могут утверждать типовые лицензионные договоры.

    Лицензионный договор может содержать условия, не предусмотренные типовым лицензионным договором. Условия лицензионного договора, заключенного с создателем объекта права интеллектуальной собственности, ухудшающие его положение в сравнении с положением, предусмотренным законом или типовым договором, ничтожны и заменяются условиями, установленными типовым договором или законом.

    Договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности - это договор, по которому одна сторона (создатель - писатель, художник и т.п.) обязуется создать объект права интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями другой стороны (заказчика) и в установленный срок (ч.1 ст. 1112 ГК).

    Договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности должен определять способы и условия использования этого объекта заказчиком.

    Оригинал произведения художественного творчества, созданного по заказу, переходит в собственность заказчика. При этом имущественные права интеллектуальной собственности на это произведение остаются за его автором, если иное не установлено договором.

    Условия договора о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности, ограничивающие право создателя этого объекта на создание других объектов, ничтожны.

    Договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности - это договор, по которому одна сторона (лицо, имеющее исключительные имущественные права) передает другой стороне частично или в полном составе эти права в соответствии с законом и на определенных договором условиях (ч.1 ст.1113 ГК).

    Заключение договора о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности не влияет на лицензионные договоры, заключенные ранее.

    Условия договора о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности, ухудшающие положение создателя соответствующего объекта или его наследников по сравнению с положением, предусмотренным ГК и другим законом, а также ограничивающие право создателя на создание других объектов, ничтожны.

    Лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности и лицензионные договоры, договоры о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности, договоры о передаче исключительных прав интеллектуальной собственности не подлежат обязательной государственной регистрации.

    Их государственная регистрация осуществляется по требованию лицензиара или лицензиата в порядке, установленном законом.

    Отсутствие государственной регистрации не влияет на действие прав, предоставленных по лицензии или другому договору, и других прав на соответствующий объект права интеллектуальной собственности, в частности, на право лицензиата на обращение в суд за защитой своего права.

    Факт передачи исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности, которые согласно ГК или иному закону являются действующими после их государственной регистрации, подлежит государственной регистрации.

    Другие договоры о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности. В Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.93 г. в редакции Закона от 11.07.2001 г. предусмотрена передача (отчуждение) имущественных прав субъектов авторского права на основании авторского договора.

    Автор (либо другое лицо, обладающее авторским правом) может передать свои имущественные права, указанные в ст. 15 Закона, любому другому лицу полностью или частично. Передача имущественных прав автора (либо другого лица, обладающего авторским правом) оформляется авторским договором.

    Имущественные права, которые передаются по авторскому договору, должны быть в нем определены. Имущественные права, не указанные в авторском договоре как отчуждаемые, считаются не переданными.

    Авт ору и друг ому лицу, обл а да ющ ему авторски м пра вом, пр ин а дл ежит исключитель ное право предоставлять другим лицам разрешение на использование произведения каким-либо одним или всеми известными способами на основании авторского договора.

    Использование произведения любым лицом допускается исключительно на основе авторского договора, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 21-25 Закона.

    Передача права на использование произведения другим ли-цам может осуществляться на осн ов е а в торск ог о догов ора о п ереда че исключ и т ель н ог о права на исп ользов а н и е произведения или на основе авторского договора о передаче неисключительного права на использование произведения.

    По авторскому договору о передаче исключительного права на использование произведения автор (либо другое лицо, обладающее исключительным авторским правом) передает право использовать произведение определенным способом и в установленных пределах только одн ому лицу, которому эти права передаются, и предоставляет этому лицу право разрешать или запрещать подобное использование произведения другим лицам. При этом за лицом, которое передает исключительное право на использование произведения, остается право на использование этого произведения только в части прав, которые не передаются.

    По авторскому договору о передаче неисключительного права на использование произведения автор (либо другое лицо, обладающее авторским правом) передает другому лицу право использовать произведение определенным способом и в установленных пределах. При этом за лицом, которое передает неисключительное право, сохраняется право на использование произведения и на передачу неисключительного права на использование произведения другим лицам.

    Право на передачу любым лицам неисключительных прав на использование произведений имеют организации коллективного управления, которым субъекты авторского права передали пол-номочия на управление своими имущественными авторскими правами.

    Права на использование произведения, которые передаются по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре не предусмотрена передача исключительных прав на использование произведения.

    Договоры о передаче прав на использование произведений заключаются в письменной форме. В устной форме может заключаться договор об использовании (опубликовании) произведения в периодических изданиях (газетах, журналах и т. п.).

    Договор о передаче прав на использование произведений считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям (сроке действия договора, способе использования произведения, территории, на которую распространяется передаваемое право, размере и порядке выплаты авторского вознаграждения, а также иных условиях, по которым по требованию одной из сторон должно быть достигнуто соглашение).

    Авторское вознаграждение определяется в договоре в виде процентов от дохода, полученного от использования произведения, или в виде фиксированной суммы либо иным образом. При этом ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, установленных Кабинетом Министров Украины.

    Предметом договора о передаче прав на использование произведения не могут быть права, которых не было на момент заключения договора.

    Соответствующие ведомства и творческие союзы могут разрабатывать примерные авторские договоры (образцы авторских договоров).

    По авторскому договору заказа автор обязуется создать в будущем произведение в соответствии с условиями этого договора и передать его заказчику. Договором может предусматриваться выплата заказчиком автору аванса как части авторского вознаграждения.

    Все имущественные права на использование произведения, которые передаются по авторскому договору, должны быть в нем определены. Имущественные права, не указанные в авторском договоре как переданные субъектом авторского права, считаются не переданными и сохраняются за ним.

    Сторона, не выполнившая или ненадлежащим образом выполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить другой стороне все убытки, в том числе упущенную выгоду.

    во-первых, путём выдачи разрешения (лицензии) на использование объектов авторского права;

    во-вторых, путём отчуждения имущественных прав по договору о передаче исключительных имущественных прав;

    в-третьих, путём внесения имущественных прав в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества;

    в-четвёртых, по наследованию, в-пятых, при ликвидации юридического лица.

    Договоры, в соответствии с которыми осуществляется распоряжение имущественными правами, имеют одно значение в Гражданском кодексе Украины, а другое – в Законе об авторском праве и смежных правах. Для того, чтобы не запутаться с названиями этих договоров, необходимо воспользоваться нижеприведённой таблицей (для увеличения таблицы — кликните по ней):

    Следует отметить, что допускается использование любого названия договора, указанного в таблице.

    А вторский догов о р о передач е (отчуждению ) имущественных прав на произведение

    При передаче (отчуждении) исключительных имущественных прав имущественные права прежнего правообладателя прекращаются и возникают у нового правообладателя в полном объёме. Могут передаваться (отчуждаться) как все имущественные права, так и часть имущественных прав (ч. 1 ст. 427 ГКУ; ч. 1 ст. 31 Закон Украины об авторском праве и смежных правах).

    Если взглянуть на формы заявлений, в которых заполняются данные, необходимые для регистрации 2-х одинаковых по смыслу договоров, то они отличаются лишь пунктом 8, который также хоть и написан по-разному, тем не менее, имеет одинаковое значение.

    Сравним:

    В пункте 8 заявления о регистрации авторского договора о передаче исключительного/неисключительного права на использование произведения указано:

    - Право передане:* виключне □ невиключне □

    - Обсяг переданих прав (форми та способи використання твору(ів) ­_________________

    В пункте 8 заявления о регистрации авторского договора о передаче имущественных прав на произведение указано:

    - Права передані:* повністю □ частково □

    - Обсяг переданих прав (якщо права передані частково) ________________________________________

    Передача всех имущественных прав означает, что к новому правообладателю перешло:

    - исключительное право использования объекта авторского права всеми известными способами (передача имущественных прав полностью);

    - право разрешать и запрещать использование произведения (неисключительное право). Также это ещё означает частичную передачу имущественных прав.

    Передать другому лицу можно как имущественное право разрешать использование произведения, так и исключительное право его использования. В свзязи с тем, что существует множество способов использования объектов авторского права и множество форм их выражения, можно продолжить дробление отчуждение отчуждаемых имущественных прав. Следует отметить, что имущественные права, не указанные в договоре как отчуждаемые, считаются такими, которые не переданы (ч. 1 ст. 31 Закона Украины об авторском праве и смежных правах).

    Договор о передаче исключительных имущественных прав должен содержать следующие существенные условия:

    - предмет договора;

    - перечень имущественных прав, которые передаются;

    - размер и порядок выплаты вознаграждения за передачу имущественных прав и т.д.

    Условия договора, которые ухудшают положение автора или его наследников по сравнению с положением, предусмотренным ГКУ и иными законами, а также ограничивающие права автора на создание других произведений, являются недействительными (ч. 3 ст. 1113 ГКУ). Даже если такие договора были подписаны и зарегистрированы, то они не будут иметь юридической силы. Так что заключая договор хорошо подумайте над тем, чтобы права автора или его наследников не были ограничены.

    Передача (отчуждение) имущественных прав на произведения, которые будут созданы в будущем – это один из частых вопросов, с которым обращаются в наш Центр. Дело в том, что в законодательстве нет прямого запрета на такую передачу. «Всё, что не запрещено – разрешено», — многие утверждают, но я не стала бы столь категоричной. Объясняю почему: передать имущественные права на произведение может только лицо, которому принадлежит авторское право на произведение (ч. 1 ст. 31 Закона об авторском праве и смежных правах). Ведь первоначальные имущественные права возникают только с момента создания произведения.

    Для того, чтобы было более понятно что я имею в виду, рассмотрим это на примере. Выберем имущественные права, которые будут отчуждаться. Поскольку я писательница, то мне проще будет это рассмотреть на примере литературного произведения. Итак, будет передаваться исключительное право использования литературного произведения.

    Второй шаг: нам нужно определить способы использования литературного произведения, например, его воспроизведение и распространение его экземпляров на Украине.

    Шаг № 3: нужно определить объективную форму литературного произведения. Это книга. Таким образом правообладатель передал другому лицу имущественное право на воспроизведение произведения в виде книги и распространения экземпляров книги на территории Украины. В этом случае у правообладателя осталось имущественное право использовать произведение всеми не переданными способами. Правообладатель также может использовать произведение в любой объективной форме, кроме книги. Важно отметить, что передача (отчуждение) имущественных прав не затрагивает лицензионные договоры, которые были заключены до такой передачи (ч. 2 ст. 1113 ГКУ).

    Таким образом, передача авторских прав — это передача имущественных прав, что влечёт за собой управление авторскими правами.

    За подготовку к госрегистрации договоров, которые касаются права автора на произведение, от физических лиц госпошлина составляет 72,25 грн.

    За подготовку к госрегистрации договоров, которые касаются права автора на произведение, от юридических лиц — 195,5 грн.

    Наши услуги по регистрации составляет всего 250 грн, что намного дешевле, нежели у других компаний. Наш девиз: профессионализм и доступные цены!

    Лицензионный договор (выдача лицензии)

    Предоставление права на использование произведения объекта авторского права оформляется лицензионным договором (ст. 1109 ГКУ) или лицензией (ст. 1108 ГКУ), которая может быть составной частью лицензионного договора.

    Лицензионный договор заключается с авторами, которые находятся в штате сотрудников. С внештатными авторами произведений заключается лицензионный договор присоединения, подробнее об этом читайте ниже.

    Лицензионный договор не требует обязательно государственной регистрации.

    Лицензионный договор содержит такие условия:

    - предмет договора;

    - тип лицензии (если в договоре не указан тип лицензии, то считается, что по договору предоставляется неисключительная лицензия);

    - перечень предоставляемых прав на использование произведения;

    - способы использования произведения;

    - размер и порядок выплаты авторского вознаграждения;

    - срок, на который предоставлены права;

    - территория, на которой действуют предоставленные права и т.д.

    Предметом лицензионного договора не могут быть права на произведение, которых ещё не было на момент заключения договора (ч. 3 ст. 33 Закона об авторском праве и смежных правах). Также предметом договора не могут быть права на использование произведения, которого ещё нет.

    Если условия договора ограничивают права автора на создание в будущем произведений на определённую тему или по определённой тематике – недействительны (ч. 7 ст. 33 Закона об авторском праве и смежных правах).

    Для того, чтобы правильно записать в лицензионном договоре объём предоставляемых прав на использование произведения, необходимо пользоваться нижеприведенную таблицу (для увеличения таблицы — кликните по ней):

    Для того, чтобы было максимально понятно, рассмотрим это на примере.

    Шаг 1: выбираем тип лицензии, например, исключительная лицензия.

    Шаг 2: определим способы использования произведения, например, воспроизведение литературного произведения и его распространение на Украине.

    Шаг 3: необходимо определить объективную форму выражения произведения, например, это будет газета.

    Итог: лицензиар по договору предоставляет лицензиату исключительное право на использование литературного произведения в составе газеты и распространение экземпляров произведения на территории Украины и только.

    Если в лицензионном договоре не указан срок, на который предоставлено право на использование произведения, считается срок, который остался до окончания срока охраны авторского права, но не больше 5-ти лет, в соответствии со ст. 1110 ГКУ. Дело в том, что срок охраны авторских прав соответствует периоду жизни автора плюс ещё 70 лет после его смерти.

    Предположим, что автор произведения умер в 50 лет назад. Наследники заключили лицензионный договор на издание произведения автора без указания срока действия прав. Естественно, что срок действия прав закончится через 5 лет после вступления лицензионного договора в силу.

    В лицензионном договоре авторское вознаграждение может быть указано в виде определённой цифры. В таком случае в договоре может быть указан максимальный тираж произведения (ч. 8 ст. 1109 ГКУ). Если не указана территория действия полученных прав, то таковой считается территория Украины (ч. 7 ст. 1109 ГКУ).

    При заключении лицензионного договора обязательно нужно обратить внимание на типовой лицензионный договор , который может быть утверждён уполномоченным на то ведомством или творческим союзом (ч. 1 ст. 1111 ГКУ). Условия типового лицензионного договора обязательны только при заключении сделки с создателем объекта авторского права, тобишь с автором произведения, это может быть как автор литературного произведения, так и фотограф, скульптор, архитектор и т.п.)

    Лицензионный договор присоединения

    Будем говорить об авторах литературных произведений и издательствах. С внештатными авторами желательно (часто – необходимо) заключать лицензионный договор присоединения. (ст. 634 ГКУ), в соответствии с которым издательство получает право на использование произведения не путём подписания договора с автором, а посредством присоединения автора к лицензионному договору своими действиями – направлением произведения в издательство (редакцию).

    Чтобы заключить лицензионный договор присоединения, издательству нужно выполнить перечень условий. Первое условие: в каждом номере газеты (журнала) необходимо публиковать объявление примерно с таким текстом: «Издательство приглашает авторов к сотрудничеству. С условиями сотрудничества можно ознакомиться по адресу:__________ (указывается адрес сайта). Второе условие: лицензионный договор присоединения нужно в обязательном порядке размещать на веб-сайте издательства (редакции) по адресу, который указан в объявлении.

    Автор, который прочитает объявление о сотрудничестве, знакомится с лицензионным договором присоединения на сайте издательства. В том случае, если автор согласен с условиями договора, он, направляя статью в газету журнал), заключает лицензионный договор с издательством.

    Более понятно указано в этой таблице (для увеличения таблицы — кликните по ней):

    Договор заказа

    И снова будем рассматривать данную тематику, исходя из таких примеров, как автор литературного произведения и издательство. Если издательство заказывает материал у автора. С ним заключается договор о создании на заказ и использовании произведения (договор заказа). Отличительной особенностью договора заказа от других договоров, в соответствии с которыми осуществляется распоряжение имущественными правами, является то, что договор заключается тогда, когда произведение ещё не создано. Кроме этого, по договору заказа предоставляется право на использование произведения, которое будет создано в будущем. Такой договор считается смешанным договором (ч. 2 ст. 628 ГКУ), поскольку в нём имеются элементы разных договоров: договора подряда и лицензионного договора. В связи с этим по такому договору заказа выплачиваются два вида вознаграждения:

    - за выполненную работу;

    - за использование произведения.

    По договору заказа издатель получает от автора произведение в определённой договором объективной форме. О принадлежности имущественных прав на произведение, созданное на заказ, можно узнать из нижеприведённой таблицы (для увеличения таблицы — кликните по ней):

    Следует помнить об ответственности за невыполнение договора заказа. Если автор, например, не передал заказчику оригинал произведения в соответствии с условиями договора, то он обязан возместить заказчику убытки, в том случае упущенную выгоду (ч. 2 ст. 34 Закона об авторском праве и смежных правах).

    Договор о создании на заказ и иcпользование произведения не подлежит обязательной государственной регистрации (ч. 1 ст. 1114 ГКУ)

    Наследование имущественных прав

    Имущественные права на произведения могут переходить по наследству (ст. 29 Закона об авторском праве и смежных правах) в порядке завещательного правопреемства или по закону (ст. 1217 ГКУ). Не входят в состав наследства права, которые неразрывно связаны с личностью автора (ст. 1219 ГКУ). К таким правам относятся неимущественные (личные) права автора произведения.

    Не смотря на то, что неимущественные права автора не переходят по наследству, наследники имеют право защищать авторство на произведение. Кроме того, наследники имеют право противодействовать любому изменению произведения, которое может нанести ущерб чести и репутации автора (ч. 2 ст. 29 Закона об авторском праве и смежных правах).

    Наследование имущественных прав на служебное произведение

    Имущественные права на служебное произведение могут принадлежат автору и работодателю совместно. Для того, чтобы найти такое наследство, нужно ознакомиться с трудовым договором умершего автора. Если автор работал по устному трудовому договору, то имущественные права на все произведения, которые он создал в издательстве, принадлежат автору и работодателю совместно. Такая же картина с наследством и при письменном трудовом договоре, в котором ничего не сказано о принадлежности имущественных прав на служебное произведение. Наследникам таких имущественных прав на служебные произведения важно знать, что распоряжаться такими имущественными правами издатель может только совместно с наследниками.

    В состав наследственного имущества могут попасть и имущественные права на произведения, созданные по договору заказа.

    Для того, чтобы распоряжаться имущественными правами, наследнику необходимо иметь свидетельство о праве на наследство, в котором в составе наследственного имущества есть и имущественные права на произведения.

    Гражданский кодекс Украины ввёл такой вид договора, как коммерческая концессия (гл. 76). Теперь имеются нормы права, в соответствии с которыми можно передать в пользование несколько объектов авторского права интеллектуальной собственности для организации производства экземпляров произведения, фонограмм (видеограмм) или оказания услуг.

    Например, в коммерческую концессию переданы имущественные права на компьютерную программу, обеспечивающие её воссоздание и распространение на территории Украины, а также передано право использования на упаковке компьютерной программы товарного знака правообладателя авторских прав на компьютерную программу. Такой договор обычно называют договором франчайзнга.