Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Контракт по коммуналке 44 фз. Закупка коммунальных услуг: основания и порядок действий. Договор арендатора с коммунальными службами

    Контракт по коммуналке 44 фз. Закупка коммунальных услуг: основания и порядок действий. Договор арендатора с коммунальными службами

    Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение МУП от 18.09.2017 по вопросу о распространении действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на заключение договоров муниципальными унитарными предприятиями на оказание коммунальных услуг, по вопросу о возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на организацию расчетов за жилищно-коммунальные услуги, а также о порядке возмещения затрат на оказание коммунальных услуг, сообщает следующее.


    Согласно части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
    1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
    2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
    3) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.

    Аналогичные положения установлены пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

    Таким образом, унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, за исключением случаев, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе и пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

    Частью 2 статьи 1 Закона о контрактной системе установлен закрытый перечень отношений, к которым Закон о контрактной системе не применяется, при этом оказание коммунальных услуг к таким отношениям не относится.

    Таким образом, заказчиками при осуществлении закупок товаров, работ, услуг подлежит применению Закон о контрактной системе, за исключением случаев, прямо установленных данным законом.

    На основании изложенного при заключении договора на оказание коммунальных услуг заказчики обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

    Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

    Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.

    Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться при заключении контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

    Таким образом, Законом о контрактной системе установлены случаи, в которых заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на оказание коммунальных услуг.

    Дополнительно Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

    Таким образом, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышать сто тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

    Дополнительно Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем по вопросу о применении положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 целесообразно обратиться в ФАС России.

    В соответствии с требованиями действующего законодательства государственное унитарное предприятие с 01.01.2017 осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Предприятию требуется арендовать помещение.
    Вправе ли предприятие осуществить заключение указанного договора без проведения конкурентных закупочных процедур? В каком порядке должен заключаться договор на возмещение коммунальных услуг в арендуемых помещениях (условиями договора аренды предусмотрено заключение самостоятельного договора на возмещение коммунальных услуг)?
    Вправе ли предприятие заключать договор аренды на основании п. 32 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с учетом того, что данный пункт предусматривает нужды РФ, субъекта, муниципальные нужды, а предприятие является коммерческой организацией?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Государственное унитарное предприятие вправе заключить договор аренды нежилого помещения без проведения конкурентных процедур по указанному в вопросе основанию.
    По нашему мнению, возмещение арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг не подпадает под действие N 44-ФЗ.

    Обоснование позиции:
    1. Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) к случаям, когда заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг (далее также - закупки) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), относится аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
    Понятия федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд в N 44-ФЗ не определены. Из Закона N 44-ФЗ следует, что этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением отдельных федеральных государственных унитарных предприятий.
    В соответствии с Закона N 44-ФЗ для целей этого Закона закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
    В свою очередь, под заказчиком понимается как государственный или муниципальный заказчик, так и бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с ч. и Закона N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого Закона).
    По смыслу приведенных норм государственными нуждами являются потребности в товарах, работах или услугах, обеспечиваемые в том числе путем осуществления закупок государственными унитарными предприятиями (далее также - ГУП, предприятия).
    Поэтому на предприятия распространяются в том числе положения Закона N 44-ФЗ, определяющие случаи, когда осуществление закупок возможно у единственного контрагента. Следовательно, несмотря на, что ГУП является коммерческой организацией, приобретение им в аренду нежилого помещения в целях применения N 44-ФЗ может рассматриваться как направленное на обеспечение государственных нужд, а соответствующая закупка может быть осуществлена у единственного исполнителя на основании Закона N 44-ФЗ.
    Этот вывод косвенно подтверждается Минэкономразвития России от 01.12.2016 N Д28и-3257, в котором указано, что положения , Закона N 44-ФЗ распространяются на всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с N 44-ФЗ.
    2. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с Закона N 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, Минэкономразвития России от 25.10.2016 N Д28и-2921, от 09.09.2016 N , от 08.09.2016 N , от 15.07.2016 N , от 20.05.2015 N , от 30.04.2014 N ). Из Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28и-1442 также следует, что специалисты этого министерства считают возможным возмещение арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым без проведения конкурентных процедур может быть заключен договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
    Вместе с тем такой подход представляется необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 N Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
    В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование и Закона N 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется. Отметим также, что возможность осуществления закупки, направленной на приобретение услуг связи, Закона N 44-ФЗ не предусматривает вовсе.
    Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие N 44-ФЗ.
    Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который по сфере своего применения практически идентичен N 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, ФАС Уральского округа от 18.08.2011 N Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 N , Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 N 05АП-8441/12).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ерин Павел

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Александров Алексей

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Согласно ч. 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ план закупок формируется муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства.

    В силу пп. "а" п. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок для обеспечения региональных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства № 1043, план закупок формируется региональными и муниципальными заказчиками для обоснования бюджетных ассигнований на осуществление закупок (т.е. для выделения соответствующих денежных средств).

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетными ассигнованиями являются предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Вслед за бюджетными ассигнованиями доводятся лимиты бюджетных обязательств (объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

    Таким образом, исходя из буквального смысла указанных правовых норм, для того, чтобы заказчику выделили денежные средства (бюджетные ассигнования, лимиты, субсидии) на осуществление закупок в 2017 году, ему необходимо включить все такие закупки в план закупок 2017 года.

    Кроме того, напоминаем, что согласно п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства (заключает контракты) в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Т.е. заказчик-получатель бюджетных средств не вправе заключать контракты за счет средств 2017 года до доведения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на 2017 год. Бюджетное учреждение вправе заключать контракты в соответствии с Законом № 44-ФЗ на 2017 год только после подписания соглашений о предоставлении субсидий на 2017 год (ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

    В своею очередь, согласно форме плана закупок, утвержденной Правительством РФ от 21.11.2013 № 1043, в столбце 6 плана закупок указывается год размещения извещения об осуществлении закупок/заключения контракта (если извещение размещать не требуется). Поскольку план закупок формируется на 2017 год и плановый период, то в плане закупок на 2017 год и плановый период не могут отражаться закупки 2016 года.

    Таким образом, заказчику необходимо включить указанную в обращении закупку в план закупок, план-график на 2017 год. Далее заказчик может заключить необходимый контракт с единственным исполнителем в первых числах января 2017 года (закупки первой необходимости: коммунальные услуги, услуги связи и т.д.). При этом в извещении (если для заключения контракта требуется его размещение в ЕИС) заказчику следует не указывать сроки начала выполнения работ/оказания услуг, а указать только срок исполнения обязательств. Кроме того, в проекте контракта заказчик должен будет предусмотреть отлагательное условие, которое будет указывать на то, что условия заключенного сторонами контракта применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, т.е. с 1 января 2017 года (п. 2 ст. 425 ГК РФ).

    К сожалению, на данный момент отсутствуют какие-либо официальные разъяснения по вопросу возможности осуществления в 2016 или в 2017 году закупок на 2017 год с учетом требований Постановления № 1043, ч. 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

    Приведённый вариант решения проблемы является нашим экспертным мнением, которое может быть изменено с появлением официальных разъяснений подобных ситуаций или в результате уточнения/изменения требований Постановления № 1043.

    Форма плана закупок, требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 (далее – Требования, утвержденные Постановлением № 1043).

    Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом Требований, утвержденных Постановлением № 1043.

    В течение трех дней со дня его утверждения указанный порядок подлежит размещению в единой информационной системе (п. 2 Требований, утвержденных Постановлением № 1043).

    Какие закупки включаются в план закупок

    В план закупок включается информация о закупках, осуществление которых планируется в очередном финансовом году и (или) плановом периоде (п. 9 Требований, утвержденных Постановлением № 1043).

    План закупок в обязательном порядке должен содержать обоснование по каждому объекту закупки, которое оформляется как приложение (подп. «к» п. 1 Требований, утвержденных Постановлением № 1043).

    Как заказчику регионального и муниципального уровня правильно заполнить форму плана закупок

    Заказчики регионального и муниципального уровня при формировании и утверждении плана закупок должны руководствоваться формой, утвержденной Постановлением № 1043. В обязательном порядке в форме плана закупок указывается (п. 1 Требований к форме плана закупок, утвержденных Постановлением № 1043):

    1) в заголовке:

    • полное наименование, местонахождение, телефон и адрес электронной почты государственного (муниципального) заказчика, юридического лица, осуществляющего формирование, утверждение и ведение плана закупок;
    • идентификационный номер налогоплательщика;
    • код причины постановки на учет;
    • код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, который идентифицирует:
      • субъект РФ (первый и второй знаки кода) – в отношении плана закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;
      • муниципальное образование – в отношении плана закупок для обеспечения муниципальных нужд;
    • код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
    • код по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм; полное наименование, местонахождение, телефон и адрес электронной почты бюджетного учреждения или унитарного предприятия с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, который идентифицирует:
      • субъект РФ (первый и второй знаки кода), на территории которого расположено государственное бюджетное, автономное учреждение субъекта РФ, государственное унитарное предприятие субъекта РФ;
      • муниципальное образование, на территории которого расположено муниципальное бюджетное, автономное учреждение, муниципальное унитарное предприятие;

    * Данная информация указывается в том случае, если план закупок содержит информацию о закупках, осуществляемых в рамках переданных бюджетному, автономному учреждению, государственному (муниципальному) унитарному предприятию государственным органом субъекта РФ, органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, являющимся государственным (муниципальным) заказчиком, своих полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от лица указанных органов государственных (муниципальных) контрактов.

    2) в столбце 1 – номер закупки по порядку;

    3) в столбце 2 – идентификационный код закупки;

    4) в столбцах 3–4 – цель осуществления закупки, которая формируется:

    • из наименования мероприятия государственной программы субъекта РФ (в т. ч. региональной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования субъекта РФ), муниципальной программы;
    • из соответствующего ожидаемого результата реализации такого мероприятия либо наименования функции (полномочия) государственного органа субъекта РФ, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом, муниципального органа, не предусмотренной указанными программами, а также наименования международного договора Российской Федерации, затрагивающего полномочия субъекта РФ.

    При этом информация об ожидаемом результате реализации мероприятия государственной программы РФ указывается в плане закупок только в случае, если планируемая закупка включена в государственную программу РФ (примечание*** к форме плана закупок, утвержденной Постановлением № 1043);

    5) в столбце 5 – наименование объекта закупки;

    6) в столбце 6 – планируемый год размещения извещения об осуществлении закупки/заключения контракта;

    7) в столбцах 7–11 – объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для осуществления закупок на соответствующий финансовый год;

    Пример заполнения столбцов 7, 8, 9, 10, 11 формы плана закупок, утвержденной Постановлением № 1043, на 2017 – 2019 годы

    • в столбце 7 указывается общий объем финансового обеспечения, выделенного заказчику на закупку конкретного объекта;
    • в столбце 8 указывается объем финансового обеспечения, выделенного на текущий финансовый год (в данном случае – 2017 год);
    • в столбце 9 указывается объем финансового обеспечения, выделенного на первый год планового периода (в данном случае – 2018 год);
    • в столбце 10 указывается объем финансового обеспечения, выделенного на второй год планового периода (в данном случае – 2019 год);
    • - в столбце 11 указывается объем финансового обеспечения, выделенного на последующие годы, выходящие за рамки планового периода (в данном случае – 2020 и последующие годы).

    Под объемом финансового обеспечения в данном случае понимаются планируемые заказчиком платежи по заключенным контрактам.

    Столбцы 9, 10, 11 формы плана закупок заполняются в случае, если заказчик планирует осуществлять в 2017 году закупки с заключением долгосрочных контрактов, предусматривающих исполнение (в частности оплату) в 2018/2019/2020 и последующих годах.

    8) в столбце 12 – сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок.

    В части сроков осуществления планируемых закупок заказчик должен указать срок (сроки) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (квартал, год).

    В части периодичности осуществления планируемых закупок заказчик должен указать сведения о регулярной повторяемости поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода, один раз в год и т. д.);

    9) в столбце 13 – сведения о закупках специализированного характера (да или нет).

    Под закупками специализированного характера применительно к форме плана закупок понимаются закупки, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Кроме того, такие закупки также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в т. ч. архитектурно-строительного проектирования). Перечень таких товаров, работ, услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99;

    10) в столбце 14 – сведения об обязательном общественном обсуждении закупок (да или нет);

    11) в столбце 15 – дата, содержание и обоснование вносимых в план закупок изменений;

    12) итоговая информация, которая включает:

    • дату утверждения плана закупок;
    • фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, являющегося ответственным исполнителем плана закупок;
    • должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, утвердившего план закупок.

    Одной строкой по каждому включенному в состав идентификационного кода закупки коду бюджетной классификации в размере годового объема финансового обеспечения по каждому перечисленному объекту закупки указывается в плане закупок информация о закупках (п. 2 Требований к форме плана закупок, утвержденных Постановлением № 1043):

    • лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
    • на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму, не превышающую 400 000 руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в т. ч. гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
    • преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    Отдельной строкой в плане закупок указывается общий объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующие годы (в случае если закупки планируется осуществить по истечении планового периода) (п. 3 Требований к форме плана закупок, утвержденных Постановлением № 1043).

    Следует отметить, что нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (муниципальным правовым актом местной администрации) для заказчиков регионального и муниципального уровня может быть установлена обязанность включения в план закупок каких-либо дополнительных сведений. При этом форма плана закупок, предусматривающая указание таких дополнительных сведений, также определяется нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (муниципальным правовым актом местной администрации) (п. 4 Требований к форме плана закупок, утвержденных Постановлением № 1043).

    Вместе с тем, в случае определения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией) формы плана закупок, содержащей дополнительные сведения, заказчикам регионального (муниципального) уровня следует соблюдать структуру (в т. ч. строк и граф) формы плана закупок, утвержденной Постановлением № 1043. Применяемая форма в таком случае при необходимости просто дополняется иными строками и графами.

    Каковы особенности подготовки плана закупок отдельными видами заказчиков регионального и муниципального уровня

    Подробнее см. таблицу «Особенности подготовки плана закупок разными видами заказчиков регионального и муниципального уровня ».

    Государственные заказчики, действующие от имени субъекта РФ
    Исходя из целей осуществления закупок Не позднее 1 июля текущего года должны представить сформированный план закупок главному распорядителю средств регионального бюджета для формирования на его осно вании обоснований бюджетных ассигнований (подп. «а» п. 4 Требований) По согласованию с главным распорядителем в процессе составления проекта бюджетной сметы и представления главным распорядителем при составлении проекта закона о бюджете обоснований бюджетных ассигнований (подп. «а» п. 4 Требований)

    После уточнения плана закупок и в течение 10 рабочих дней после доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств (подп. «а» п. 4 Требований).

    После утверждения плана закупок обязаны уведомить об этом главного распорядителя

    В контракте, заключенном заказчиком с единственным исполнителем по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в марте 2016 г. прописано, что он распространяет свое действие на отношения сторон с 15 февраля 2016 года и действует по 31 декабря 2016 г. Правомерны ли условия контракта о распространении контракта на отношения, возникшие до заключения контракта?

    Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

    Следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1 – 3, 6 – 8, 10 – 14, 16 – 19 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

    Анализ положений Закона о контрактной системе показывает, что данный закон не содержит требований к сроку действия заключаемых контрактов.

    Вместе с тем, следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.

    В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В силу ч. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

    Несмотря на то, что законодатель не дает четких разъяснений в отношении данной нормы, особых проблем на практике не возникает. Стороны могут прописать в договоре, что он распространяется на отношения, которые возникли до его заключения, или, наоборот, указать, что действие договора на такие отношения не распространяется. Например, продавец срочно отгрузил товар покупателю, и последний принял его. В дальнейшем стороны вполне могут заключить договор, который будет охватывать своим действием эти отношения по поставке продукции. Или исключить такую возможность. Поэтому проблемы могут возникнуть только в том случае, когда стороны забыли включить такое условие в договор, хотя одна из сторон рассчитывала на это. Тогда условия договора не распространяются на отношения, которые возникли до его заключения, и суды однозначно отказывают в удовлетворении подобных требований.

    Например, Постановлением ФАС Уральского округа от 5 июля 2011 г. № Ф09-3445/11 по делу № А50-17986/2010 отмечено: "Ссылка заявителей кассационных жалоб на неправомерность распространения условий спорного договора на отношения сторон, возникшие до заключения договора (с 1 января 2010 г.), была предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонена ими в связи со следующим.

    Пункт 2 ст. 425 ГК РФ допускает возможность распространения условий заключенного договора на фактические отношения, сложившиеся между сторонами до достижения соглашения. При этом достижение такого соглашения не влияет на определение момента заключения договора".

    Позиция Президиума ВАС РФ в отношении данного вопроса отражена в Постановлении от 23 августа 2005 г. № 1928/05 по делу № А40-36270/04-25-140: "В соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора.

    По смыслу указанной нормы распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения.

    Обращаем внимание, что согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

    При этом государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

    Анализ БК РФ также показывает, что кодекс не содержит требований к сроку заключаемых контрактов, за исключением того, что такие контакты заключаются в рамках утвержденного бюджета на соответствующий год (годы).

    Таким образом, по нашему мнению, действия заказчика, в части установления условий о распространении договора, заключенного на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, на ранее возникшие отношения, не нарушают нормы законодательства о контрактной системе, ГК РФ, БК РФ.

    Внимание:

    При этом, по мнению экспертов, в случае заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами данная позиция не применяется. Данная позиция находит свое отражение также в Письме Министерства экономического развития РФ от 28 октября 2014 года № ОГ-Д28-8381 "О разъяснениях, связанных с применением Закона о контрактной системе".

    В условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами отношения между поставщиком и заказчиком, до завершения процедуры определения поставщика, существовать не могут. Такое положение вещей противоречит целям определения поставщика, основанным на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).

    Внимание:

    Таким образом, отсутствует возможность применения положений п. 2 ст. 425 ГК РФ ГК РФ к отношениям, связанным с определением поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами.

    При таких условиях ни один участник определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не сможет добросовестно реализовать требование, установленное Законом о контрактной системе, т.е. выразить согласие участника закупки исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении закупки, документации о закупке, поскольку эти условия являются невыполнимыми, либо выполнимы только для участника закупки, имеющего доступ к информации.

    Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, в случае закупки на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе могут быть установлены условия в контракте о распространении контракта на ранее возникшие отношения (с учетом разумности срока на который распространяется действие контракта); в случае заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами - данная позиция не применима.

    Для того, чтобы получить необходимые бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств на 2017 год и осуществить за их счет указанную в обращении закупку, заказчику необходимо обосновать бюджетные ассигнования на 2017 год через план закупок на 2017 год.

    Поэтому, в указанном в обращении случае заказчику следует включить такую закупку в план закупок, план-график на 2017 год, затем осуществить ее в начале 2017 года, указав в контракте отлагательное условие (контракт применяется к отношениям, возникшим с 01.01.2017).

    Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

    В Школе электронных торгов состоялся вебинар на тему «Экспертиза по 44-ФЗ». Эксперт по тендерам Олег Бируля рассказал про порядок проведения экспертизы, в каких случаях обязательно привлекаются эксперты, и как работает экспертная комиссия.

    Экспертиза по 44-ФЗ, эксперты и экспертная комиссия: разбираемся в сути, определяем понятия

    В Школе электронных торгов состоялся вебинар на тему « Экспертиза по 44-ФЗ». Эксперт по тендерам Олег Бируля рассказал про порядок проведения экспертизы, в каких случаях обязательно привлекаются эксперты, и как работает экспертная комиссия. Разберемся в основных понятиях:

    Экспертиза по 44-ФЗ

    В первую очередь важно знать, что Заказчик обязан провести экспертизу для проверки результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

    После выполнения государственного контракта у заказчика есть не право, а обязанность провести экспертизу (все исключения из этого правила прямо поименованы в ч.4 ст.94 44-ФЗ). Экспертиза может проводиться своими силами, и тогда необходимо создание экспертной комиссии. Либо к ее проведению могут привлекаться эксперты или экспертные организации на основании заключенных контрактов (ст.94, часть 3).

    Для проведения внутренней экспертизы, по решению заказчика, может создаваться приемочная комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек (ст.94, часть 6).

    Если создается и работает приемочная комиссия, то документ о приемке в обязательном порядке подписывается всеми членами такой комиссии.

    Если приемочная комиссия провела внутреннюю экспертизу и решила, что товар, выполненная работа или услуга не соответствует требованиям контракта, тогда приемочная комиссия направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке, обязательно в письменной форме.

    Соответственно, все документы, которые выписывает приемочная комиссия, утверждаются заказчиком.

    Если заказчик решает привлечь эксперта или экспертную организацию, какие у него для этого могут быть основания или ограничения?

    Решение о привлечении к приемке эксперта либо экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению.

    Целесообразно приглашать экспертную организацию, если очевидны:

    • недостаточная кадровая обеспеченность заказчика (например, отсутствие необходимых сертифицированных специалистов);
    • наличие ведомственных интересов или противоречий;
    • отсутствие практического опыта заказчика в приемке результатов исполнения контракта в отношении именно такого объекта закупки;
    • недостаточность материально-технической базы (нет исследовательских центров и сертифицированных лабораторий, ограниченная мобильность специалистов государственного заказчика).

    Существуют случаи, когда участие эксперта или экспертной комиссии является обязательным. Экспертиза проводится в обязательном порядке при закупке у единственного поставщика в 16 случаях из 28, в том числе, когда закупки признаны не состоявшимися.

    В 44-ФЗ есть нормы, которые разъясняют, каким должен быть эксперт (ст. 41), и не допускают определенных физических и юридических лиц к проведению экспертизы (ч.2 ст.41). Заказчик обязан им следовать. Эксперты, привлекаемые к экспертизе, должны соответствовать критериям, установленным заказчиком, и обладать специальными знаниями относительно объекта экспертизы. Заказчик может запросить официальное подтверждение квалификации эксперта у организации, в которой работает эксперт.

    Ответы на вопросы участников вебинара про проведение экспертизы по 44-ФЗ

    Вопрос: Касаются ли положения об экспертизе контрактов до 100 тыс.руб. или до 400 тыс.руб.? Насколько строго контролирующие органы обращают внимание на экспертизу своими силами касательно контрактов до 100 тыс.руб. или до 400 тыс.руб.? Достаточно ли для таких контрактов подписи о приемке завхоза в накладной?

    Ответ: Заказчик не обязан проводить экспертизу результатов работ по «малым» закупкам у единого поставщика (ч. 4 ст.94). Но может это сделать. И если решил проводить - то обязан делать это по закону.

    Приемку и экспертизу нельзя путать. Приемка выполняется в любом случае.

    Лицо, которое подписывает акт о приемке, должно быть наделено соответствующими полномочиями со стороны заказчика. Если такое лицо - завхоз, то да, его подписи достаточно.

    Вопрос: Создавать ли экспертную комиссию или, может, приказом в целях экспертизы наделить полномочиями завхоза или заправщика, или зав.столовой. И при приемке товаров, работ, услуг проводить экспертизу самостоятельно (без комиссии)?

    Ответ: Проводить экспертизу самостоятельно - можно. Но для этого обязательно должна быть создана своя экспертная комиссия.

    Конечно, в приемочную комиссию могут входить эксперты. Но акты, наделяющие их полномочиями для выполнения приемки и экспертизы, должны быть разными.

    Материал подготовлен экспертами Школы электронных торгов

    Проведение экспертизы

    Вопрос-ответ по теме

    Как правильно оформить документ проведения экспертизы оказанных услуг силами заказчика? Нужно ли проводить экспертизу на оказание коммунальных услуг и услуг связи? (Организация произвела закупку поздравительных открыток, поощрительных бланков. Как правильно оформить документ экспертизы, произведенной своими силами? Как оформлять экспертизу самой организации на оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения услуг телефонной связи?)

    Заказчик должен проводить экспертизу всех товаров (работ, услуг), поставленных в исполнение обязательств по контракту. Для этого он вправе самостоятельно создать приемочную комиссию, либо привлечь экспертов со стороны (независимо от способа размещения заказа и цены контракта).

    При закупке у единственного поставщика следует привлекать экспертов со стороны, за исключением некоторых случаев. В части 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ перечислены случаи закупки у единственного поставщика, когда учреждение может не привлекать экспертов или экспертную организацию. В таких случаях оно может принять результаты исполнения контракта собственной комиссией.

    По товарам (работам, услугам), приобретенным у единственного поставщика на основании п.4,5 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ также должна быть проведена экспертиза. Только ее можно проводить собственными силами, специально созданной приемочной комиссией. В ее состав Вы вправе включить любых сотрудников, которые могут принять товар и определить его соответствие целям, для которых он приобретался.

    Согласно части 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. по результатам поставки электроэнергии должна проводиться экспертиза с привлечением сторонних экспертов (пункт 29 части 1 статьи93 Закона 44-ФЗ не перечислен в перечне пунктов, по которым можно проводить экспертизу своими силами). По коммунальным услугам (пункт 8 части 1 ст.93 Закона 44-ФЗ) экспертизу можно производить собственными силами. Для этого следует создать приемочную комиссию.

    Результаты экспертизы нужно оформить документом (отчетом), составленным в произвольной форме. Такой вывод следует из буквального прочтения статьи 94 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. Специальных разъяснений о порядке проведения и оформлении экспертизы законодательство пока не дает. Отчет составляется на основании накладной, акта (другого первичного документа, подтверждающего приемку товара (работ, услуг)). В процессе приемки (экспертизы) сверяется количество, качество поставленного товара с содержанием первичных документов, определяется соответствие поставленных товаров требуемым потребностям в них.

    Согласно разъяснениям, данным в письме Минэкономразвития России от 29.11.2013 № Д28И-2263, при закупке услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказываемых услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями контракта этапы не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производится ежемесячно. Эти же разъяснения можно применять заказчиком при экспертизе и составлении отчета об исполнении контракта на поставку МЦ, если поэтапное исполнение не предусмотрено, а поставка производится в течение года. Следовательно, если приемка товаров производится несколько раз в течение месяца, то экспертизу следует производить несколько раз (на основании первичных документов).

    Если при закупке определенных товаров (работ, услуг) учреждение обязано привлекать экспертов, то следует руководствоваться статьей 41 Закона 44-ФЗ.

    Заказ обратного звонка

    Ваше письмо отправлено. Мы свяжемся с Вами
    в ближайшее время

    Запрос сертификатов

    Ваш запрос отправлен. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

    Телефоны по направлениям

    Экспертиза цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

    Все услуги
    сертифицированы

    Позвоните чтобы узнать подробнее об услуге

    Начальник отдела тарифов и экспертизы

    Независимая экспертиза цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги проводится в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (с изм. на 28.12.16г.)», Жилищным Кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491 «Об утверждении «Правил содержания общего имущества в МКД» и «Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (с изм. на 26.12.16г.) и осуществляется в целях:

    • экономического обоснования цен (тарифов) на услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг;
    • установления достоверности представляемой хозяйствующими субъектами финансово-экономической и производственно-технологической информации;
    • защиты условий соблюдения баланса экономических интересов потребителей и производителей услуг;
    • выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчеты цен;
    • выявления внутренних резервов организаций, оказываемых регулируемые услуги, связанных с повышением эффективности производства, улучшением его организации и обеспечением энергосбережения;
    • повышение объективности в принятии решений по установлению цен на коммунальные услуги органами местного самоуправления.

    Мы входим в состав постоянно действующего Общественного совета при министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

    Общественный совет является консультативно-совещательным органом, созданным в целях планирования, координации, осуществления общественного контроля и мониторинга ситуации в государственном регулировании в сфере ЖКХ на территории Самарской области, повышения эффективности взаимодействия граждан, представителей общественных объединений защиты прав потребителей, иных некоммерческих организаций, а так же иных лиц, по вопросам реализации государственной политики в сфере государственного регулирования тарифов.

    Заключение договора на поставку коммунальных услуг по ФЗ 44

    Муниципальное бюджетное учреждение. Работает в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ (внебюджетная деятельность). имеет одно помещение. Каким образом заключить договоры на поставку коммунальных услуг по 44 ФЗ с единственным поставщиком?

    Уточнение клиента

    Я,наверное, не точно выразилась мы не можем заключить договор полностью на отопление офиса по 44-ФЗ, так как у нас есть еще внебюджетная деятельность, И мы по ней работаем по 223-ФЗ. Здание одно, я понимаю необходимо заключать 2 договора с поставщиком тепла, один по 44-ФЗ. Второй по 223-ФЗ из расчета на ту площадь, на которой учреждение занимается внебюджетной деятельностью.

    Ответы юристов (2)

    Все зависит от того, какие средства вы планируете направить на эти цели. Если это средства от приносящей доход деятельности, то при наличии своевременно опубликованного на zakupki.gov.ru Положения о закупках, в соответствии с положениями ст. 15 44-ФЗ вы можете произвести закупку по 223-ФЗ.

    Вне зависимости от источника средств, Вы можете заключить контракт с единственным поставщиком по 44-ФЗ

    Электричество: по п.29 ч.1 ст. 93 если поставщик является гарантирующим поставщиком электроэнергии или п. 1 ст. 93 если поставщик отнесен к субъектам естественных монополий

    Тепло, вода: по п.8 ч.1 ст. 93 или п. 1 ст. 93 если поставщик отнесен к субъектам естественных монополий.

    44-ФЗ предусматривает возможность заключения необходимого вам контракта как за счет бюджетных, так за счет внебюджетных средств. То, что вы дополнительно занимаетесь «внебюджетной деятельностью» не является препятствием для заключения такого контракта только по 44-ФЗ.

    Возможно в том числе и заключение одного контракта с финансированием как из бюджетных, так и внебюджетных источников. Подробнее об этом посмотрите в письме МЭР от 05.10.2014 № ОГ-Д28-7698

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

    Экспертиза по 44 фз по коммунальным услугам

    По вопросу о разъяснении положений, предусмотренных п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, являющихся предметом контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Просим Вас разъяснить отдельные положения закона 44-ФЗ, которые вызывают трудности правоприменения.
    ФКУ «ГБ МСЭ по Кемеровской области» Минтруда России — казенное учреждение финансируется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг осуществляется согласно заключенным договорам за счет бюджетных средств в пределах доведенных в установленном порядке казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. ФКУ «ГБ МСЭ по Кемеровской области» Минтруда России (ссудополучатель) и КУГИ (ссудодатель) заключили договор безвозмездного пользования, по условиям которого ссудодатель предоставил, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование нежилое помещение для организации медицинской деятельности. На основании передаточного акта помещение было передано. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник (ссудодатель) несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ссудополучатель обязан поддерживать помещения, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на его содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ). По условиям договора безвозмездного пользования собственник не возлагал на себя бремя содержания имущества и компенсацию ссудодателю за коммунальные услуги не предусматривал, а по условию договора ссудополучатель обязан нести расходы на содержание объекта, передаваемого по договору, и в месячный срок с момента подписания, заключить договор на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно-хозяйственных услуг.

    Исходя из сложившейся ситуации по правоотношению сторон возникают вопросы:

    1. Распространяется ли действия Федерального закона N 44-ФЗ на отношения сторон по возмещению затрат на содержание помещений?
    2. Если распространяется действие Федерального закона N 44-ФЗ на отношения сторон по возмещению затрат на содержание помещений, обязан ли Государственный заказчик в данном случае, квалифицировать государственные контракты на возмещение затрат, как заключенные в соответствии с положениями пункта 23 части 1
      статьи 93 Закона N 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (п 23 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ))
    3. “О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 26.11.2012 № ММВ-7-13/ Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2014 г. № 398 “Об утверждении Регламента проведения Министерством образования и науки Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных […]

    Закупки коммунальных услуг заказчики могут проводить у единственного поставщика, но с некоторыми оговорками. О том, как закупить такие услуги и по какому ОКПД2, читайте в материале.

    Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ

    В ст. 93 Закона о контрактной системе говорится, какие закупки заказчики могут проводить у едпоставщика. Среди коммунальных ресурсов это:

    • поставка водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения - п. 8 ст. 93 44-ФЗ;
    • заключение контракта на энергоснабжение, поставку электрической энергии с гарантирующим поставщиком - п. 29 ст. 93 44-ФЗ.

    Если цена договора меньше 100 тыс. руб., у едпоставщика можно закупить любые товары, работы и услуги, в том числе коммуналку.

    Обратите внимание на термин «гарантирующий поставщик». Это компания, которая, на оптовом и розничном рынках, заключает контракты на ее передачу с сетевыми компаниями, реализует электроэнергию потребителям и ведет расчеты.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Коды на коммунальные услуги по 44-ФЗ

    Найти коды ОКПД2 можно в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). Коды по электроэнергии, газу, кондиционированию воздуха находятся в разделе D, а раздел E содержит коды по водоснабжению, водоотведению, утилизации и рекультивации отходов.

    Как провести закупку коммунальных услуг

    Без связи, электричества, тепла, воды и регулярного вывоза мусора работать невозможно, поэтому коммуналку закупают все заказчики, в любое время года, при любых обстоятельствах. И несмотря на частоту закупок, все равно допускают ошибки. А еще тратят лимиты малых закупок на коммуналку, хотя могут сберечь эту возможность под действительно неотложную закупку.
    Из статьи вы узнаете:
    ☆ По каким пунктам закона закупают разные коммунальные услуги;
    ☆ Как планируют и обосновывают коммуналку;
    ☆ Что написать в коммунальном контракте;
    ☆ Когда откажут в регистрации контракта в ЕИС и как правильно закрыть коммунальный контракт.

    Обоснование закупки по 44-ФЗ коммунальных услуг

    Как обосновать закупку коммунальных услуг? Заказчик указывает цель и обоснование закупки в плане. В общем случае нужно опираться на наличие госпрограмм, проведение мероприятий в рамках них, а также на собственные потребности, необходимость закупки для нормального функционирования учреждения и т.д.

    Относительно коммунальных услуг в обосновании нужно писать именно о потребностях госзаказчика.

    Если проводится закупка у едпоставщика, в обоснование включается соответствующий пункт ст. 93 Закона о контрактной системе.

    Надо ли включать в план закупок коммунальные услуги

    Как по 44-ФЗ провести закупку коммунальных услуг: расчет НМЦК

    Мы рассмотрели, как отразить коммунальные услуги в плане закупок по 44-ФЗ. Перейдем к другому важному этапу - расчету НМЦК. Цена формируется тарифным методом. Для водоснабжения и водоотведения правила прописаны в п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, для тепловой энергии - ч. 1 ст. 8 Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, а для электрической энергии - п. 3, 4 ст. 23.1 Закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ. Учтите, что тарифы на коммунальные услуги могут меняться. Используйте актуальные показатели.

    Закупка коммунальных услуг по 223-ФЗ

    Закупка коммунальных услуг по 223-ФЗ проводится в соответствии с положением заказчика. Он вправе сам определить, какие виды закупок осуществляет у единственного поставщика.

    Закупка коммунальных услуг у единственного поставщика

    Коммунальные услуги делят на:

    • холодное и горячее водоснабжение;
    • отведение сточных вод;
    • электро- и газоснабжение;
    • отопление;
    • сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.

    Они закупаются у естественных монополий в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если поставщик - не монополист, проводите закупку на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Как провести закупку у едпоставщика по 44-ФЗ

    Приемка и оплата коммунальных услуг по 44-ФЗ

    Согласно позиции Минэкономразвития, коммунальные услуги - это услуги длящегося характера. В контракте может быть указан один этап, но поскольку приемка и оплата происходят помесячно, они приравниваются к этапам. Соответственно, отчет делается после каждой приемки и оплаты.

    Порядок заказчик и поставщик устанавливают в договоре. Что касается экспертизы, ее можно не проводить по следующему основанию. Согласно части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт на закупку коммунальных услуг у едпоставщика может быть заключен в любой форме. Стороны вправе не включать в него порядок и сроки приемки. Так как контрактом не предусмотрена приемка, то и в экспертизе необходимости нет.

    Возмещение коммунальных услуг по 44-ФЗ

    Если заказчик арендует помещение, у него может возникнуть обязанность возмещать балансодержателю расходы по оплате коммунальных услуг. Как сказано в письме Минэкономразвития России от 06.12.2016 г. № Д28и-3339 заказчик вправе компенсировать соответствующие траты на основании выставленного счета в соответствии с пунктом 23 статьи 93 Закона №44-ФЗ. То есть проводить закупку у едпоставщика. Договор возмещения коммунальных услуг по 44-ФЗ может быть заключен в любой форме.

    Суммы, предусмотренные на компенсацию коммунальных услуг, включаются в план и план-график закупок. Также у заказчика есть возможность заключить договоры напрямую с поставщиками коммунальных услуг в рамках Закона №44-ФЗ, в этом случае отпадет необходимость что-либо возмещать балансодержателю.

    По поводу договора на возмещение затрат на коммунальные услуги по 44-ФЗ существует противоречивая судебная практика. По одному из мнений возмещение расходов закупкой не является и Законом №44-ФЗ не регулируется (постановления Восьмого ААС от 23.09.2009 № 08АП-5241/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2007 № Ф08-4408/07).