Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Законные методы воздействия на должников. Советы коллектора. Виды толкования права по объёму. Виды методов правового регулирования

    Законные методы воздействия на должников. Советы коллектора. Виды толкования права по объёму. Виды методов правового регулирования

    Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

    Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) - построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

    Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования - базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

    Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

    Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

    1. Дозволение - состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

    Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

    2. Обязывание - заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

    Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

    Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

    Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом - пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

    • - поощрение - выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
    • - рекомендации - состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

    Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

    В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

    Общедозволительный тип - выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

    Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

    Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

    Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля - продажа наркотиков).

    Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

    Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

    Разрешительный тип - выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

    Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

    Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

    Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

    Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

    Понятие способа правового регулирования тесно связано с понятием метода правового регулирования (в литературе эти термины применяются иногда как взаимозаменяемые).

    Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения. Обычно выделяют два основных метода правового регулирования:

      императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим. Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;

      диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях - заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

    Как мы отмечали ранее, методы правового регулирования являются важнейшими критериями разграничения права на отрасли.

    В литературе в качестве самостоятельных выделяются также:

      метод поощрения (характерен, например, для трудового права);

      метод убеждения (характерен для большинства отраслей права);

      метод принуждения (характерен для отраслей права, предусматривающих юридическую ответственность).

    Следует отметить, чтоспособы и методы правового регулирования «привязаны» к соответствующим нормам права и формам реализации права. Так, дозволению как способу правового регулирования соответствуют диспозитивный метод, управомочивающие нормы и использование права как формы его реализации. Соответственно, запрещению как способу правового регулирования присущи императивный метод, запрещающие нормы, соблюдение как форма реализации, а обязыванию - императивный метод, обязывающие нормы и исполнение как форма реализации права.

    Типы правового регулирования

    Общая направленность права на общественные отношения зависит от того, что лежит в основе правового регулирования - дозволение или запрет. В зависимости от этого правовое регулирование делится на типы:

      разрешительный тип;

      общедозволительный тип.

    Разрешительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права. Применяется обычно в отраслях уголовно-право- вого комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право), административном праве и др.

    Общедозволительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «разрешено все, кроме прямо запрещенного». Данный тип регулирования имеет место прежде всего в сфере гражданско-правовых отношений, когда субъекты вправе совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону.

    В юридической практике указанные способы, методы и типы правового регулирования в чистом виде не встречаются: в любой отрасли права имеется их сочетание.

    Структура механизма правового регулирования

    Механизм правового регулирования как система в общем случае имеет следующие элементы:

      норма права. Она представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права;

      юридический факт (фактический состав), который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права и механизм правового регулирования приводится в движение;

      возникшее с появлением юридического факта (фактического состава) правоотношение;

      реализация права;

      правоприменительный акт;

      охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

    В механизме правового регулирования все эти элементы соединяются, и механизм приводится в движение.

    Соответственно указанным элементам выделяются следующие стадии механизма правового регулирования:

      регламентация общественных отношений, входе которой издается соответствующая норма права;

      появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которые связываются с наличием юридических фактов. В юридической практике толчком к движению становится юридический факт, т. е событие или действие (бездействие), порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения;

      выявление объекта и субъектов возникшего правоотношения, соответствующих прав и обязанностей. На этой стадии правового регулирования определяется, кто и как будет выполнять требования нормы права, т. е общая модель поведения, заложенная в норме права, конкретизируется применительно к субъектам;

      непосредственная реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений. Это фактическое поведение субъектов, обеспечивающее тот результат, на который была направлена воля законодателя;

      издание правоприменительного акта - властного веления компетентных органов, гарантирующего осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. В этом случае правоприменительный акт рассматривается как последнее звено в механизме правового регулирования, в результате чего субъект права достигает определенной цели. В соответствии с правоприменительным актом возникает новое правоотношение (в этом случае правоприменительный акт выступает как юридический факт) и механизм правового регулирования вновь включается, но его содержание будет уже другим.

    Рассмотрим действие механизма правового регулирования на конкретном примере. Так, у абитуриента есть цель - поступить в вуз. Для осуществления права на поступление в вуз абитуриент опирается на соответствующие нормы права, т. е стадия регламентации общественных отношений уже имела место. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Данная норма права нашла дальнейшее развитие в издании федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и ряде подзаконных нормативных актов.

    Для того чтобы эта норма начала работать, нужно появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которыми являются соответствующие юридические факты. Таковыми являются достижение лицом определенного возраста, получение им общего среднего образования и главный в данном случае юридический факт - подача самим лицом заявления о желании учиться в конкретном вузе с приложением всех необходимых документов.

    Данный фактический состав приводит в движение весь механизм правового регулирования. В рамках возникших правоотношений происходит юридическая квалификация юридических фактов, т. е их сопоставление с соответствующими правовыми нормами. Появляются взаимные права и обязанности: с одной стороны - абитуриента, а с другой - администрации вуза. Последний, в частности, обязан обеспечить необходимые условия для проведения конкурсного отбора наиболее подготовленных абитуриентов.

    Акт реализации права констатируется в соответствующем правоприменительном акте - приказе ректора вуза о зачислении в образовательное учреждение.

    Приказ ректора о зачислении - правоприменительный акт - вызывает к жизни новое правоотношение, связанное с получением высшего образования. В этом случае также действует механизм правового регулирования с новым содержанием.

    В механизме правового регулирования возможна еще одна, шестая стадия механизма правового регулирования -защита нарушенных прав, что может быть в случае, если одним субъектам правоотношений не удается реализовать свои права в результате неправомерных действий других субъектов. Возникновение правоприменения в этом случае связывается с обстоятельствами негативного характера (опасность правонарушения либо правонарушение).

    Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

    В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.д.

    Важнейшая функция правовых средств – это достижение ими целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей "работой" данные феномены обеспечивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и справедливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструментов и технологии в общей системе правовых факторов. Правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновременно для устранения препятствий (негативных факторов), стоящих на пути упорядочения социальных связей.

    Юридические средства вносят цивилизованность в существующие общественные отношения, предлагая вместо незаконных и стихийных - правомерные и предсказуемые механизмы решения возникающих проблем, правовые способы устранения конфликтов, правовую энергию в преодолении стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права препятствий. Юридические средства, таким образом, сигнализируют о степени цивилизованности данного конкретного общества, выступая показателем его правовых возможностей и уровня правового развития, свидетельствуют о востребованности правовой формы в процессе упорядоченности социально-экономических и иных связей (содержания), о конкурентоспособности правовых факторов с факторами внеправовыми (моральными, политическими, организационными и т.п.), с одной стороны, а с другой - противоправными.

    Юридические средства выполняют функцию универсального "строительного материала", из чего выстраивается система права, ибо правовые средства унифицируют все те явления, из которых состоит право – юридический факт, субъективное право, обязанность, поощрение, наказание, норма, институт, подотрасль, отрасль и т.п.

    Определенное сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, выражает особый порядок организации конкретных общественных отношений, что позволяет более дифференцированно и гибко их урегулировать.

    Общие признаки правовых средств:

    1. Выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей.


    2. Отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, направленные на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений.

    3. Сочетаясь определенным способом, правовые средства выступают основными работающими частями действия права, правового регулирования, правовых режимов

    4. Приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам.

    5. Имеют юридическую силу и обеспечиваются государством.

    Виды правовых средств:

    1. В зависимости от степени сложности подразделяются на:

    Первичные (элементарные);

    Комплексные (составные).

    Первичные это простейшие предписания – субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты.

    Комплексные – это состоящие из простейший, т.е. договор, норма, институт, правовой режим.

    2. По выполняемой роли делятся на:

    Регулятивные (дозволения);

    Охранительные (меры защиты).

    3. По предмету правового регулирования на:

    Конституционные;

    Административные;

    Гражданские;

    Уголовные и др.

    4. По характеру на:

    Процессуальные (иск).

    5. По значимости последствий на:

    Обычные (штраф);

    Исключительные (смертная казнь).

    6. По времени действия на:

    Постоянные (гражданство);

    Временные (премия).

    7. По виду правового регулирования на:

    Нормативные (установленные нормами права запреты);

    Индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав).

    8. По информационно-психологической направленности на:

    Стимулирующие (льготы);

    Ограничивающие (приостановление).

    Достаточно часто приходится слышать истории, когда обладание собственным жильем в многоквартирном доме, будь оно собственное или наемное, новое или старое, омрачается неблагополучным соседством. Вряд ли кому-то понравится грязь на лестничной клетке перед квартирой, наличие шприцов от соседей-наркоманов и их «друзей», пьяных дебошей посреди ночи соседей-алкоголиков. Не говоря уже о возможных оскорблениях, нападках со стороны соседей. Бывает, что и детей-то страшно отпускать из квартиры из-за подобного соседства.

    Практика показывает, что ведение разъяснительных бесед, увещевания и просьбы не действуют. Причем не действуют совершенно. Никак. От этого порой опускаются руки. Некоторые встают на «тропу войны» и начинают пакостить надоевшим соседям своими силами. Да, возможно, какое-то моральное удовлетворение от этого и наступает, но вот разрешение ситуации и изменение ее к лучшему – нет. В особо запущенных случаях, когда в ход идут угрозы, рукоприкладство, могут пострадать и сами добропорядочные собственники. Замкнутый круг?

    Первое, что приходит сразу на ум в качестве меры законной борьбы – вызвать полицию. Но если Вы относитесь к тем, кто это уже делал, вряд ли Вы подтвердите, что это «работает». Сотрудник полиции, возможно, даже и приедет, даже составит соответствующий протокол, даже посочувствует Вам по-человечески. Максимум, что грозит неблагополучным соседям – мизерный штраф. Вряд ли они его оплатят. Как правило, у наркоманов и алкоголиков деньги уходят далеко не на штрафы.

    Может ли действующее законодательство предложить нам что-то в качестве орудия возмездия и для защиты прав своих граждан? Оказывается, может. Это две статьи Кодекса об административных правонарушениях:

    – Статья 6.4. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта». Ею можно воспользоваться, когда соседи разводят антисанитарию, влияющую на нормальный ход жизни жильцов многоквартирного дома. Наказание – штраф.

    Статья 7.21. «Нарушение правил пользования жилыми помещениями». В части первой этой статьи речь идет о порче жилых помещений. Когда неблагополучные соседи будут своими действиями разрушать квартиру и, тем самым, причинять Вам беспокойство или даже ущерб, данная статья окажет Вам помощь. Наказание – также штраф. Всего до 1500 рублей.

    Понятно, что наложение штрафов вряд ли сыграет решающую роль для изменения ситуации. Но есть и крайние меры – и лишение права собственности. Принудительное выселение предусмотрено ст. 91 Жилищного кодекса РФ. Прекращение права собственности регулируется статьей 293 ГК РФ. И выселение, и лишение права собственности на квартире применить можно исключительно в . Т.е. должно быть решение суда по конкретным собственникам или нанимателям жилья, обоснованное и вступившее в законную силу. Оснований для лишения права на квартиру только три:

    1) систематическое нарушение прав и законных интересов других жильцов

    2) использование жилого помещения не по назначению

    3) жильцы (собственники) допускают порчу и разрушение квартиры.

    Таким образом, положения закона предусматривают, что неблагополучного жильца, независимо от того, является ли он нанимателем квартиры или ее собственником, можно выселить. Как же обстоит дело в реальности? Суды применяют эти статьи и выселяют. Но для этого нужно запастись терпением, временем и нервами. советуют действовать не в одиночку, а группами соседей, потому что для обращения в суд необходимо собрать базу доказательств. Придется доказывать факты нарушения прав и интересов других жильцов, порчи квартиры или использования ее не по назначению путем сбора письменных показаний жильцов, путем сбора протоколов об административном правонарушении, доказывать факты неоднократных вызовов полиции и применения к жильцам мер административного воздействия. Доказанные факты наличия задолженности по оплате за квартиру и коммунальные услуги, факты антисанитарии, подтвержденные также соответствующими органами надзора, увеличат шансы на благоприятный исход дела о выселении.

    Важный момент, который следует помнить – в суд обращаются не соседи , а орган местного самоуправления, как правило, в лице жилищной инспекции – подразделения администрации. Т.е. важно понимать, что для начала надо будет убедить администрацию обратиться в суд с соответствующим заявлением. Реальность такова, что администрация будет всячески уклоняться от лишней работы и, возможно, придется жаловаться на бездействие администрации. И в случае положительного исхода по жалобе, Вы, возможно, добьетесь подачи иска в суд. Далее придется приложить все усилия, чтобы обеспечить максимальную явку свидетелей по делу, как жильцов-соседей, так и сотрудников управляющей компании, жилищной инспекции, участкового. От тщательности подготовки к судебному разбирательству зависит положительное решение суда. Но даже если добиться реального выселения беспокойных соседей в суде не получится, есть шанс, что судебное разбирательство и сама реальная угроза лишиться жилья повлияет на поведение дебоширов и нарушителей.

    А как поступать, если спокойно жить соседям мешают арендаторы квартиры? Здесь решающую роль будет играть договоренность с собственником жилого помещения и то, на чью сторону в данном случае встанет собственник. Если отношения между собственником и квартирантами не оформлены договором, то выселение производится с участием прокурора и полиции. А если есть договор, на основании которого квартиранты находятся в съемной квартире, то придется обращаться в суд с требованиями о его расторжении, указывая в качестве оснований нарушения прав жильцов, порчу жилого помещения или использование жилья не по назначению.

    Проблема законодательства зачастую даже не в получении решения суда в свою пользу, а его исполнение. Поэтому следует также учитывать, что путь к выселению нежелательных соседей может не закончиться получением вступившего в законную силу решения суда. Решение еще предстоит исполнить.

    Способы, методы, типы правового регулирования.

    Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Общепризнанными являются три способа правового регулирования:

    1. дозволение (управомочение);

    2. обязывание (позитивное обязывание);

    В литературе называются и другие способы: стимулы, санкции, правомочия (В.М. Сырых); рекомендование (С.А. Комаров); принуждение, предупреждение, поощрение (И.П. Слободнюк, В.М. Макаган); стимулирование (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).

    Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Иными словами это субъективное юридическое право. Оно содержится в управомочивающих нормах права. Обязывания (точные позитивные обязанности) (позитивные в том смысле, что они предполагают активную деятельность), связаны главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями.

    Позитивное обязывание – это закрепленное нормами права предписание граждан, иными лицами совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц). Это могут быть либо активные действия, либо воздержание от конкретных действий.

    Запрет – это возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий.

    Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья - юридические нормы, правоотношения, акты реализации во многом определяя их черты и особенности.

    Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

    Виды методов правового регулирования . Обычно выделяют два главных метода:

    1. централизованный (метод директивный, императивный);

    2. децентрализованный (метод автономный, диспозитивный).

    Централизованный метод. Его отличает:

    Регулирование на властно-императивных началах; «сверху - донизу»;

    Строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений;

    Использование предписания в качестве основного юридического средства;

    Использование для защиты интересов общества в целом и государства.

    Децентрализованный метод. Его отличает:

    Возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению;

    Равноправие сторон;

    Он основан на дозволениях.

    В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве.

    Тип правового регулирования . Он представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования - дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования:

    1. общедозволительный (дозволительный);

    Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешается все, что не запрещено законом). В регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом.

    Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели.

    Запретительный тип. Он применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т.д.); вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности; является единственным при применении мер государственного принуждения.

    Правовой режим. Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

    Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего не благоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения).