Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Единый счет бюджета, лицевые счета участников бюджетного процесса. Федеральное казначейство

    Единый счет бюджета, лицевые счета участников бюджетного процесса. Федеральное казначейство

    Аннотация.

    Объектом исследования является единый счет бюджета.Предметом исследования выступают теоретико-методологические аспекты управления единым счетом бюджета.Автор подробно рассматривает методологические принципы функционирования единого казначейского счета, а также возможности Федерального казначейства в условиях единого казначейского счета при переходе на новую информационную технологию (связанных с организацией оперативного централизованного контроля за временем прохождения и зачисления получателям средств, оперативной подготовке любых отчетных данных по исполнению расходной части федерального бюджета на территории субъектов Российской Федерации и др).Особое внимание уделяется существующим подходам к содержанию технологии единого казначейского счета. При выполнении исследования и изложении материала были применены следующие методологические подходы: общенаучный (системный, материалистический) и методы научного познания (анализа, синтеза, системного сравнения). Основным выводом исследования связан с созданием реальных предпосылок для эффективного управления средствами единого казначейского счета, связанных с преимуществами введения единого казначейского счета в совокупности с мероприятиями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств Новизна исследования заключается в исследовании малоизученного вопроса относительно сущности и значимости единого казначейского счета бюджета в современных условиях.Результаты исследования могут быть использованы в работе казначейских и финансовых органов.


    Ключевые слова: Бюджет, Бюджетная система, Сбалансированность бюджета, Единый казначейский счет, Казначейство, Регионы, исполнение бюджетов, государственное управление, финансы, государственные финансы

    10.7256/2409-7802.2015.4.15452


    Дата направления в редакцию:

    01-06-2015

    Дата рецензирования:

    02-06-2015

    Дата публикации:

    07-10-2015

    Abstract.

    The object of the research is a single budget account. The subject of the research includes theoretical and methodological aspects of the single budget account. The author examines the methodological principles of the single treasury account as well as opportunities of the Federal Treasury in a single treasury account during the transition to a new information technology (related to the arrangement of the centralized operational control over the time and transfer of funds to recipients, prompt preparation of all reported data for the execution of the expenditure part of the federal budget in the territory of the Russian Federation, etc.). Particular attention is paid to existing approaches to the contents of the technologies of the single treasure account. In her research the author has applied the following methodological approaches: general scientific (systems and materialistic) methodologies and scientific research methods (analysis, synthesis and system comparison). The main conclusion of the research is related to the creation of actual preconditions for effective management of the single treasure account and benefits associated with the introduction of the single treasury account in conjunction with the activities of preliminary and current control over the targeted use of funds. The novelty of the research is caused by the fact that the author has studied the poorly studied question about the nature and significance of the single treasury account of the budget under modern conditions. The results can be used by the treasury and financial bodies.

    Keywords:

    Budget system, finance, balanced budget, single treasure account, treasury, execution of budgets, regions, public administration, public finance, budget

    Современный этап общественного развития, ориентация на интеграцию административных и корпоративных инструментов в государственном управлении вновь призывают обратить внимание на модернизацию казначейской системы в части проведения операций по повышению ликвидности бюджетных средств на едином казначейском счете.

    Выполнение Казначейством России функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы с применением казначейских методов и технологий непосредственно связано с реализацией на практике механизмов управления остатками денежных средств на казначейском счете. Единый казначейский счет сам по себе не решает задачи повышения эффективности использования текущих активов и пассивов бюджета, а лишь создает предпосылки для этого. Тем самым становится актуальной тема формирования эффективной модели использования финансовых ресурсов бюджета, сконцентрированных на едином счете бюджета.

    В настоящее время управление временно свободными остатками средств бюджетов осуществляется и финансовыми (уполномоченных) органами субъектов Российской Федерации. Опыт их деятельности позволяет провести некоторые промежуточные исследования на основе обобщения федерального и регионального опытов.

    Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы исследования.

    Всистеме управления государственными финансовыми ресурсами любой страны очень важная роль отводится организационной структуре, обеспечивающей реализацию на практике перспективных задач социально-экономического развития страны. В круг ее основных функций входит, прежде всего, осуществление операций с бюджетными средствами, контроль за их целевым расходованием, финансирование федеральных социальных программ, консолидация и учет всех видов государственных финансов. В качестве такой организационной структуры в РФ выступает институт Казначейства, который за непродолжительный период своего развития превратился в действенный инструмент проведения государственной финансовой политики в бюджетной сфере.

    На сегодняшний день перед органами Федерального казначейства стоит задача создания системы, обеспечивающей благоприятные условия для оптимального управления финансовыми ресурсами государства. В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином счете бюджета.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ единый счет бюджета представляет собой счет (совокупность счетов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета .

    Так, в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре единство кассы рассмотрен как принцип исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, предусматривающий зачисление доходов и средств из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление с этого счета всех предусмотренных расходов. Принцип единства кассы материализуется в ограниченном количестве счетов, в полноценном систематизированном учете всех средств бюджета, которые проходят через эти счета .

    В других источниках данный принцип трактуют как принцип организации кассового исполнения государственного бюджета: все доходы государственного бюджета должны поступать на единый консолидированный счет казначейства (Министерство финансов) в Центральном банке, с которого производятся все бюджетные расходы .

    В Программе повышения эффективности бюджетных расходов указано на то, что «...создание и развитие системы Федерального казначейства, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности» стало основой управления общественными (государственными и муниципальными) финансами .

    Реформирование системы бюджетных платежей к 2017 году предполагает целый ряд мероприятий, в числе которых, в частности, завершение перевода на кассовое обслуживание всех бюджетов бюджетной системы РФ.

    Как указывает Р.Е. Артюхин, «...к 2017 году, благодаря единому банковскому счету, который будет сформирован, по сути своей, возникает возможность размещения управления всем пулом ликвидности, которая будет сосредоточена на едином банковском счете Федерального казначейства. ...здесь возникает новая возможность, которой не было до сих пор в том числе, - начисление процентов клиентам Федерального казначейства, т.е. бюджетам РФ, бюджетам муниципальных образований» .

    В статье С.Е. Прокофьева и В.Н.Саранцева были описаны методологические принципы функционирования ЕКС :

    1. Принцип «единства кассы», предусматривающий зачисление всех доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на Корневой счет ЕКС, а также осуществление с него всех кассовых выплат соответствующего бюджета с отражением движения бюджетных средств в едином бухгалтерском регистре - Главной книге казначейства России

    2. Принцип «общего покрытия», означающий, что объем предусмотренных бюджетом кассовых выплат должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    По мнению данных авторов, «...значение функционирования ЕКС для эффективной деятельности казначейской системы в России определяется не только возможностью концентрации и централизации на нем бюджетных ресурсов и, как следствие, ускорением процесса и повышением оборачиваемости бюджетных средств, эффективности и использования, но и доступностью информации о кассовых поступлениях и кассовых выплатах за счет средств федерального бюджета».

    Основополагающая идея системы единого казначейского счета (ЕКС) состоит в том, что профицит ликвидности в какой-то части государственной администрации может использоваться для покрытия дефицита в другой ее части. Поэтому счета всех министерств, ведомств, бюджетополучателей и вероятных внебюджетных фондов подключаются к единой структуре счетов, которая соединена с основным счетом. Тут важно, что все ликвидные активы размещаются в системе государственных счетов, независимо от того, имеют ли они отношение к деятельности, финансируемой непосредственно из госбюджета, либо за счет сборов с пользователей (внебюджетная деятельность) или внебюджетным фондам.

    Таким образом, единый казначейских счет дает объективную основу для качественного обслуживания исполнения бюджета и проведения бесперебойных операций по кассовым выплатам из бюджета.

    В этой связи, становится актуальным вопрос о внедрении новейших коммуникационных технологий в деятельность органов Федерального казначейства и финансовых органов.

    Переход на новую информационную технологию в органах Федерального казначейства в условиях единого казначейского счета позволяет:

    • исключить возможность открытия счетов казначейства по учету расходов федерального бюджета в коммерческих банках и, следовательно, возможность использования этими банками средств федерального бюджета в своих целях не по назначению;
    • с учетом большой концентрации финансовых ресурсов и потоков в региональных центрах субъектов Российской Федерации достигнуть увеличения скорости прохождения платежей на финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств;
    • сконцентрировать в УФК все операции по расходованию средств с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств, находящихся в субъектах Федерации;
    • в условиях подключения к системе обмена электронными платежными документами Главного управления Центрального банка РФ организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств, расходуемых распорядителями бюджетных средств со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства;
    • при наличии региональной базы данных по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств региона, которая в любой момент достоверно отражает состояние единого расходного счета УФК, состояние и проведение операций по всем лицевым счетам распорядителей бюджетных средств в течение бюджетного года, оперативно готовить любые отчетные данные по исполнению расходной части федерального бюджета на территории субъектов Федерации.

    Таким образом, функционирование системы органов Федерального казначейства в условиях использования единого казначейского счета представляет собой качественно новую технологию исполнения федерального бюджета. Значение функционирования единого казначейского счета совместно с процессом электронного документооборота определяется не только возможностью концентрации и централизации на нем бюджетных ресурсов и, как следствие, ускорением процесса и повышением оборачиваемости бюджетных средств, эффективности их использования, но и доступностью информации о кассовых поступлениях и кассовых выплат за счет средств федерального бюджета. Кроме того, перечисленные преимущества введения единого казначейского счета в совокупности с мероприятиями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств создают реальные предпосылки для эффективного управления средствами единого казначейского счета.

    Библиография

    .

    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (c изм. от 08.03.2015).

    .

    Распоряжение Правительства от 23.06.2010 №1101-р «Об утверждении программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и плана мероприятий по ее реализации в 2010 году».

    .

    Сергиенко Н.С. Организация исполнения бюджета: учеб. пособие/Н.С. Сергиенко.-Калуга: Ваш домь, 2011.-232 с.

    .

    Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ Колл. Авторов; Под общ. Ред. А.Г.Грязновой.-М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 1168.

    .

    Экономический словарь/ Под ред. А.Н.Азрилияна.-2-е изд.-М.: Институт новой экономики, 2008.-с. 1152.

    .

    Balynin I.V. Evaluation of the debt policy regions of Privolzhsky Federal District Russian Federation in terms of imbalance regional budgets // Theoretical & Applied Science. 2013. № 12 (8). pp. 101-104.

    .

    Артюхин Р.Е. Задачи и направления развития казначейской системы России //Финансы.-2011.-№3.-с. 3-10.

    .

    Аникеева А.А. Содержание финансов в научной и практической деятельности М.В. Ломоносова // Финансы и кредит. 2012. № 1 (481). С. 62-72

    .

    Балынин И.В. Анализ макроэкономических показателей регионального развития субъектов Российской Федерации в 2008-2012 годах // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 1. С.124-127.

    .

    Балынин И.В. Комплексная модель оценки рисков несбалансированности субъектов Российской Федерации в контексте социально-экономического развития регионов //Аудит и финансовый анализ. 2014. № 3. С. 316-319.

    .

    Землянская Н.И. Финансово-правовая сущность бюджета как денежного фонда // Финансы и управление. 2015. № 1. С. 20-33.

    .

    Иванин Д.С. К вопросу о роли Конституции Российской Федерации в определении приоритетов бюджетной политики // Право и политика. 2011. № 9. С. 1431-1435.

    .

    Комягин Д.Л. Принцип единства кассы: опыт сравнительно-правового исследования/ Д.Л.Комягин // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. 2006. Том 1.-с. 467.

    .

    Мартынов А.В. Современное право и публичное управление: проблемы методологии и соотношения // Теоретическая и прикладная экономика. 2013. № 4. С. 1-15.

    .

    Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н. Стратегии инновационного развития экономики региона // Национальная безопасность / nota bene. 2011. № 5. С. 77-87.

    .

    Прокофьев СЕ, Саранцев В.Н. Единый казначейский счет Федерального казначейства: состояние и перспективы / С. Е. Прокофьев, В. Н. Саранцев // Финансы и кредит.-2010.-N 11.-с. 2-7.

    .

    Сергиенко Н.С. К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов//Финансы. 2006. № 11. с.30-31

    .

    Цалиев А.М. Расширение роли субъектов Российской Федерации в государственной политике // Юридические исследования. 2013. № 3. С. 21-94.

    .

    Уманец О.П. Бюджет: трансформация системной модели // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 31. С. 11-20.

    .

    Артюхин Р.Е.: Федеральное казначейство к 2017 году должно провести реформирование системы бюджетных платежей. URL: http://tass.ru/ekonomika/688877

    .

    Е.Б.Чернобровкина Правовое регулирование кассового исполнения бюджета // Финансовое право и управление. - 2013. - 1. - C. 64 - 71. DOI: 10.7256/.2013.1.9669.

    References (transliterated)

    .

    Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31.07.1998 N 145-FZ (c izm. ot 08.03.2015).

    .

    Rasporyazhenie Pravitel"stva ot 23.06.2010 №1101-r «Ob utverzhdenii programmy Pravitel"stva RF po povysheniyu effektivnosti byudzhetnykh raskhodov na period do 2012 goda i plana meropriyatii po ee realizatsii v 2010 godu».

    .

    Sergienko N.S. Organizatsiya ispolneniya byudzheta: ucheb. posobie/N.S. Sergienko.-Kaluga: Vash dom", 2011.-232 s.

    Бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учёта средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

    Является реализацией принципа единства кассы, может пониматься как система (совокупность) банковских счетов, один из которых является основным, а остальные - техническими (транзитными).

    В соответствии с бюджетным законодательством бюджетному учреждению могут быть открыты расчётные счета в кредитных организациях. Оно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

    Единые счета бюджетов обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации. Кредитные учреждения могут привлекаться к выполнению функций по обслуживанию единых счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности исполнения ими этих функций.

    Операции на единых счетах бюджетов осуществляются органами Федерального казначейства либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

    До 2014 года органы управления государственными внебюджетными фондами самостоятельно открывают счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

    Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации на балансовых счетах:

    • № 40105 «Средства федерального бюджета»
    • № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»
    • № 40204 «Средства местных бюджетов»

    Управление операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета [ | ]

    Сложившаяся к концу 90-х система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств обладала существенными недостатками, в том числе:

    1. Для учёта и распределения поступивших доходов использовались 4 счёта. Средства федерального бюджета становились доступными к использованию через 5-6 дней после их поступления.
    2. Счета по учёту доходов и расходов федерального бюджета открывались каждому органу федерального казначейства. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляло прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиков товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено привлекать заёмные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.
    3. Отсутствовала возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находившихся на многочисленных счетах органов федерального казначейства.
    4. Существовал повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 года № 107-р одобрена Концепция функционирования единого счёта федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учёту доходов и средств федерального бюджета. Главной целью её реализации являлась централизация доходов и средств федерального бюджета на едином казначейском счёте (ЕКС) Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие «единый казначейский счёт» отсутствует в бюджетном законодательстве, иногда оно употребляется вместо понятия «единый счёт бюджета».

    В настоящее время для осуществления операций со средствами федерального бюджета Федеральному казначейству открыт счёт № 40105810800000012900, каждому УФК открыт счёт на балансовом счёте № 40105.

    Ежедневно УФК перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счёт № 40105 Федерального казначейства.

    На основании платёжных документов, представленных получателями бюджетных средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования федерального бюджета, УФК формируют Консолидированные заявки и направляют в Федеральное казначейство.

    Федеральное казначейство подкрепляет счета № 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета № 40105 УФК к началу следующего рабочего дня.

    УФК, после завершения операционного дня, перечисляют остатки средств со счетов № 40105 УФК на счёт № 40105 Федерального казначейства.

    Литература [ | ]

    • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823).
    • Положение о Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 26.03.2007 № 302-П.
    • Приказ Федерального казначейства от 14.09.2009 № 210 «Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета».

    Заместитель начальника Управления финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом Федерального казначейства, канд. экон. наук
    Среди основных полномочий Федерального казначейства, в рамках выполнения которых развиваются действующие технологии кассового исполнения бюджета, можно выделить управление операциями на едином счете федерального бюджета.
    В настоящее время при исполнении бюджета используется термин «единый счет федерального бюджета (единый казначейский счет)». Принято считать, что его основой является счет 40105 «Средства федерального бюджета», открытый Федеральному казначейству в Банке России. Однако значительная часть средств, проходящих через систему Федерального казначейства, рассеяны на других отдельных счетах, также открытых в Банке России как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте. В такой ситуации недостаточно эффективно реализуется один из основных принципов организации бюджетной системы - единство кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Реализация принципа единства кассы требует агрегировать в казначейской системе остатки средств в валюте Российской Федерации с разных счетов, что позволит сосредоточить максимальный объем государственных средств в валюте Российской Федерации в едином источнике.
    Первым шагом в этом направлении стал Порядок обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета, разработанный в соответствии с Концепцией функционирования единого казначейского счета, одобренной распоряжением Правительства РФ от 23 января 2000 г. № 107-р. Порядок направлен на обеспечение зачисления доходов и осуществления расходов федерального бюджета с одного счета 40105 «Средства федерального бюджета» Федерального казначейства.
    Действующая практика исполнения бюджета предусматривает, что каждому из 89 управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в учреждениях Банка России открыты счета на балансовых счетах 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» (далее - счет 40101 УФК) и 40105 «Средства федерального бюджета» (далее - счет 40105 УФК).
    Осуществление расходов федерального бюджета ведется управлениями со счетов 40105 УФК в основном после зачисления на них доходов федерального бюджета со счетов 40101 УФК. Как правило, на счетах 40105 УФК накапливаются неиспользованные остатки бюджетных средств.
    Новый порядок предусматривает, что:
    - УФК ежедневно зачисляют доходы со счетов 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счет 40105 «Средства федерального бюджета» Федерального казначейства;
    - для осуществления платежей бюджетополучателей УФК ежедневно представляют в Федеральное казначейство заявки на подкрепление счетов 40105 «Средства федерального бюджета»;
    - Федеральное казначейство ежедневно подкрепляет счета 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета 40105 УФК к началу следующего рабочего дня;
    - УФК по завершении операционного дня перечисляют остатки средств со счетов 40105 УФК на счет 40105 Федерального казначейства.
    Необходимость ежедневного подкрепления обусловлена невозможностью совершать в системе Банка России операций со счетов 40105 УФК, в случае если сумма платежа превышает остаток средств на счете 40105 УФК.
    Апробация Порядка по согласованию с Минфином России успешно проведена в шести УФК, расположенных в разных временных зонах. Участвующие в эксперименте УФК по Республике Чувашия, Астраханской, Владимирской, Калининградской, Омской областям и Еврейской автономной области ежедневно в полном объеме осуществляют операции согласно вышеуказанному Порядку.
    Данные УФК внесли необходимые изменения в порядок организации работы Управления и подведомственных отделений. Получатели средств федерального бюджета извещены об изменениях в порядке исполнения представленных ими платежных поручений и иных документов, необходимых для осуществления платежей. С учреждениями Банка России согласованы изменения в режимах обслуживания счетов управлений и отделений.
    Введение в действие указанного Порядка для всех УФК началось с 1 мая 2006 г. в соответствии с приказом Федерального казначейства от 30 марта 2006 г. № 44.
    Однако апробация Порядка показала, что в организации взаимодействия органов Федерального казначейства и учреждений Банка России в процессе исполнения бюджета остаются вопросы, которые предстоит решать в 2006 г. Среди них выделяется расхождение времени начала и окончания осуществления расчетов УФК с учреждениями Банка России (от 30 минут до 1 часа) со временем начала и окончания рабочего дня УФК. Оно может вести к несвоевременному зачислению средств на казначейские счета и, следовательно, к задержкам осуществления платежей бюджетополучателей. Кроме того, перечисление остатков средств со счетов 40105 УФК на счет 40105 Федерального казначейства должно проводиться непосредственно самой банковской системой в момент закрытия рабочего дня на основе однократного указания территориальных органов Федерального казначейства. С целью недопущения возможного ухудшения обслуживания бюджетополучателей Федеральное казначейство обратилось в Банк России с предложением об урегулировании существующих проблем.
    Кроме совершенствования процессов осуществления операций на едином счете Федеральным казначейством проводится мониторинг состояния единого казначейского счета. С этой целью организованы и ведутся:
    - прогнозирование и анализ данных о зачислении и списании средств федерального бюджета по счетам системы органов Федерального казначейства в целом и с детализацией по счетам Федерального казначейства и его территориальных органов;
    - прогнозирование и анализ данных об остатках средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства в рублях и иностранной валюте, а также на счетах территориальных органов Федерального казначейства в рублях;
    - анализ данных о необходимом подкреплении счетов территориальных органов Федерального казначейства;
    - анализ данных о потребности в иностранной валюте;
    - расчет прогноза кассовых операций по единому казначейскому счету;
    - подготовка оперативной и аналитической информации о состоянии счетов системы органов Федерального казначейства.
    Будущее развитие процедур управления операциями на едином счете федерального бюджета совместно с совершенствованием финансового прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета направлено на достижение цели управления ликвидностью единого счета бюджета.
    В 2006 г. основные усилия в этом направлении будут направлены на разработку концепции управления ликвидностью единого счета бюджета. Целью этой концепции является создание условий более качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленного на мобилизацию финансовых ресурсов и оптимизацию потоков движения средств на едином счете бюджета. Предусматривается определить направления дальнейшего совершенствования технологии единого счета бюджета и мероприятия по внедрению процедур управления кассовыми средствами бюджета.
    По состоянию на 1 января 2006 г. во всех управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ внедрена технология единого казначейского счета в части осуществления расходов федерального бюджета, а также учета и распределения доходов бюджета. Это позволило консолидировать все остатки на едином счете территориального органа Федерального казначейства и подкреплять его в пределах реальных потребностей для осуществления кассовых операций по оплате денежных обязательств.
    Проводимый мониторинг состояния счетов системы органов Федерального казначейства обычно показывал ежедневный остаток средств на счете 40105 территориальных органов Федерального казначейства в размере порядка 35-70 млрд рублей. С внедрением с 1 мая текущего года нового порядка обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании его исполнения остатки средств федерального бюджета на счетах 40105 управлений стремятся к нулю.

    Введение. 3

    1. Понятие единства кассы.. 4

    2. Понятие единого счета. 6

    3. Управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета 9

    4. Организационно-правовые особенности реализации принципа единства кассы и единого счета при исполнении бюджетов. 11

    Заключение. 17

    Список используемой литературы.. 18

    Введение

    Принцип единства кассы является принципом исполнения бюджета. В то же время единство кассы тесно связано с принципом единства бюджетной системы. Несоблюдение принципа единство кассы, как показано в статье на примере России, неизбежно приводит к тому, что бюджетный процесс выходит из под контроля правительства.

    Принцип единства кассы является специальным принципом для стадии исполнения бюджета бюджетного процесса. В то же время единство кассы тесно связано с таким принципом построения бюджетной системы, как принцип единства бюджетной системы. Можно сказать, что через единство кассы, в числе прочего, реализуется единство бюджетной системы.

    Целью данной работы является исследование принципов единства кассы и единого счета при исполнении бюджета.

    Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

    1. Дать определение понятию единства кассы.

    2. дать определение понятию единого счета.

    3. Рассмотреть управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета.

    4. Рассмотреть организационно-правовые особенности реализации принципа единства кассы и единого счета при исполнении бюджетов.

    Понятие единства кассы

    В науке финансового права известно централизованное и децентрализованное кассовое устройство.

    И.Х.Озеровым движение от децентрализованного способа исполнения бюджета к централизованному понималось как восходящее, имеющее три этапа. На первом этапе создаются кассы по сбору доходов и совершению расходов по отдельным ведомствам, на втором этапе происходит централизация всех касс в руках одного ведомства – Министерства финансов, а на третьем, наиболее совершенном этапе, создается банковская система государственных касс.

    В.А.Лебедевым отмечено, что важнейший теоретический вопрос относительно касс – это и есть вопрос о системе их централизации или единства кассы. Единство кассы заключается в том, что все государственные суммы стекаются в кассы, подведомственные Министерству финансов, что дает возможность быстро узнать, сколько имеется средств налицо в казне государства, а это «много содействует безостановочному удовлетворению расходов». Замедление платежей, связанное с централизацией касс, «неважно в сравнении с ясностью и правильностью всего денежного движения, обеспечиваемого единством кассы». Прошло более столетия, однако к данной формулировке мало чего можно добавить. При этом в современных условиях господства безналичного денежного обращения и совершенных информационных технологий замедление платежей, связанное с введением единства кассы, незначительно.

    Согласно принципу единства кассы кассовое исполнение бюджета должно быть сосредоточено в одном центральном органе. При этом учреждения не вправе задерживать у себя бюджетные средства и производить из них какие-либо расходы. Они обязаны перечислять их в тот кассовый орган, который исполняет данный бюджет .

    Дефиниция принципа единства кассы в российском законодательстве была установлена в 2000 г. ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с которой принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

    При этом в соответствии со ст. 243 БК РФ запрещается совершение операций со средствами федерального бюджета, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, которые согласно ст. 244 БК РФ могут быть открыты только в Банке России. Статьей 155 БК РФ также установлено, что счета бюджетов обслуживает Банк России.

    Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ), что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы.

    Мировая практика и исторический опыт подтверждают преимущество централизованного типа исполнения бюджета (на основе принципа единства кассы) над децентрализованным. В качестве таких преимуществ можно назвать:

    Наличие у правительства актуальной (ежедневной) информации об остатке в кассе (на счетах) государства;

    Ежедневная информация о движении средств по счетам бюджета, достоверное знание о сумме доходов бюджета, поступивших в любой период, и, для федеративного государства, о сумме поступивших доходов в нижестоящие бюджеты;

    Возможность у правительства исключить кассовые разрывы при исполнении бюджета;

    Полная прозрачность в отношении финансовых потоков, возникающих при исполнении бюджета;

    Возможность снижения рисков размещения средств на банковских счетах и получения прибыли в результате инвестирования на финансовых рынках значительного объема денежных средств, представляющих собой постоянно существующий остаток на едином счете.

    Понятие единого счета

    Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета .

    Является реализацией принципа единства кассы, может пониматься как система (совокупность) банковских счетов, один из которых является основным, а остальные – техническими (транзитными).

    В соответствии с бюджетным законодательством бюджетному учреждению не могут быть открыты расчетные счета в кредитных организациях. Оно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

    Единые счета бюджетов обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации. Кредитные учреждения могут привлекаться к выполнению функций по обслуживанию единых счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности исполнения ими этих функций.

    Операции на единых счетах бюджетов осуществляются органами Федерального казначейства либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

    До 2014 года органы управления государственными внебюджетными фондами самостоятельно открывали счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

    Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации на балансовых счетах:

    № 40105 «Средства федерального бюджета»

    № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»

    № 40204 «Средства местных бюджетов»

    Сегодня принцип единства кассы трансформировался в принцип единого счета. Можно утверждать, что принцип единого счета - это более совершенный и развитый принцип единства кассы. В связи с этим следует упомянуть замечание М.И. Боголепова о том, что «центральные эмиссионные банки появились тогда, когда система казначейств и связанные с ней организации счетоводства и контроля были уже совершенно развиты и упрочены, например, система казначейства во Франции, которая насчитывает за собой более, чем 400-летнюю историю, а «Банк де Франс» был организован только в начале 19 столетия».

    При этом не имеет значения, сколько банковских счетов открыто для исполнения бюджета. Фактически у бюджета может быть несколько счетов, один из которых будет основным, а остальные – техническими (транзитными), не имеющими переходящего остатка. Единый счет может пониматься как система (совокупность) банковских счетов.

    Рассмотрим в связи с этим кассовое устройство различных стран.

    Образцом последовательной реализации принципа единства кассы можно назвать Францию, где все платежи осуществляются с контокоррентного (активно-пассивного) счета Государственного казначейства. Система бюджетного учета во Франции построена таким образом, что ежедневно остатки на счетах подразделений государственного казначейства Франции перечисляются на единый счет, что позволяет министру финансов иметь оперативный (ежедневный, еженедельный, ежемесячный) отчет о состоянии государственной кассы. Данное положение дел осталось неизменным и после принятия органического Закона от 1 августа 2001 года № 2001-692 «О финансовых законах». Центральный казначейский счет открыт в Банке Франции. Территориальные подразделения Банка Франции обслуживают более 10 тыс. операционных (транзитных) счетов с обязательным режимом ежедневного перечисления остатка на центральный казначейский счет (сальдированием) .

    В Швеции каждому госучреждению открыто определенное число банковских счетов в государственной системе единого казначейского счета, и учреждение имеет к ним прямой доступ. Однако на таких счетах никогда не хранятся ликвидные средства, выплаты производятся и регистрируются через счета учреждений, но снимаются с основного счета бюджета.

    Точно так же при исполнении федерального бюджета Федеративной Республики Германия все доходы и расходы федерации принципиально проводятся через центральный счет федерации, который ведет Главная федеральная касса, созданная при федеральном Министерстве финансов. Главная федеральная касса возглавляет систему федеральных касс. Кассовые отделения и пункты выдачи авансов на руки могут быть созданы иными, помимо федерального министерства финансов, высшими федеральными органами по его разрешению, (пункт 4 параграфа 79 Положения о федеральном бюджете Федеративной республики Германия). Такие кассы имеются (около 1200 кассовых отделений, из них 250 за пределами ФРГ), что позволяет говорить об отступлении от принципа единства кассы. Данное отклонение сложилось исторически и обставлено рядом условий, ограничивающих компетенцию таких касс и устанавливающих периодическую их отчетность. Здесь можно говорить об исключении, подтверждающем общее правило.

    Японский юрист Е.Ода принцип единства казначейства (кассы), предполагающий концентрацию всех финансовых ресурсов в едином казначействе, называет одной из важнейших гарантий единства бюджета. При этом в Японии такие функции, как: прием бюджетных средств, их хранение и выдача в строгом соответствии с бюджетной росписью, ведение соответствующего учета и отчетности возложены на Банк Японии, статус, задачи и функции которого урегулированы Законом о Банке Японии 1949 г. Таким образом, Япония – один из очевидных примеров реализации принципа единства кассы в условиях, когда функции по исполнению бюджета выполняются банком, а не специальным органом исполнительной власти.

    Современное состояние исполнения бюджета Австралийского Союза организовано таким образом, что каждое агентство (орган исполнительной власти, подчиненный федеральному правительству), имеет максимальную свободу действий в условиях единства кассы. В частности, агентства наделены полномочиями самостоятельного открытия банковских счетов как для внутриведомственных расходов (ведомственные счета), так и для выполнения уставных задач (управляемые счета). Кроме того, счета агентств подразделяются на счета доходов и расходов. При этом финансирование на внутриведомственные расходы доводится до агентств в виде единой суммы, которую можно перераспределять любым образом. И, тем не менее, все остатки на банковских счетах агентств в конце каждого рабочего дня переводятся на официальный государственный счет, открытый Департаменту финансов Австралии в Резервном банке Австралии. Таким образом, в бюджетном процессе Австралии также реализован принцип единства кассы.

    Управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета

    Сложившаяся к концу 90-х система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств обладала существенными недостатками, в том числе:

    Для учета и распределения поступивших доходов использовались 4 счета. Средства федерального бюджета становились доступными к использованию через 5-6 дней после их поступления.

    Счета по учету доходов и расходов федерального бюджета открывались каждому органу федерального казначейства. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляло прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиков товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено привлекать заемные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.

    Отсутствовала возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находившихся на многочисленных счетах органов федерального казначейства.

    Существовал повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 года № 107-р одобрена Концепция функционирования единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета. Главной целью ее реализации являлась централизация доходов и средств федерального бюджета на едином казначейском счете (ЕКС) Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие «единый казначейский счет» отсутствует в бюджетном законодательстве, иногда оно употребляется вместо понятия «единый счет бюджета».

    В настоящее время для осуществления операций со средствами федерального бюджета Федеральному казначейству открыт счет № 40105810800000012900, каждому УФК открыт счет на балансовом счете № 40105.

    Ежедневно УФК перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счет № 40105 Федерального казначейства.

    На основании платежных документов, представленных получателями бюджетных средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования федерального бюджета, УФК формируют Консолидированные заявки и направляют в Федеральное казначейство.

    Федеральное казначейство подкрепляет счета № 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета № 40105 УФК к началу следующего рабочего дня.

    УФК, после завершения операционного дня, перечисляют остатки средств со счетов № 40105 УФК на счет № 40105 Федерального казначейства .


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-12-29

    Все денежные средства бюджета находятся на расчетном счете в банке. Владельцем этого расчетного счета является орган Федерального казначейства. Этот расчетный счет называется единый счет бюджета .

    Бюджетный кодекс дает следующее определение:

    На едином счете бюджета хранятся реальные деньги. Номер расчетного счета в банке состоит из 20 цифр. О том, какое предназначение имеет счет, можно судить по первым пяти цифрам в его номере.

    40105 - Средства федерального бюджета (ЕС федерального Б);

    40201 - Средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

    40204 - Средства местных бюджетов.

    Все поступающие в бюджет доходы зачисляются на ЕСБ, все кассовые выплаты из бюджета осуществляются с этого расчетного счета.

    Его владельцем является Федеральное казначейство. То есть, Федеральное казначейство осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета.

    Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ установлен приказом Казначейства РФ от 10.10.2008 № 8н.

    Бюджетным кодексом предусмотрена возможность передачи полномочий по кассовому обслуживанию от Федерального казначейства финансовому органу субъекта.

    Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ могут получить от Федерального казначейства полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов при выполнении ряда условий (установлены письмом Федерального казначейства ):

    • Согласие осуществлять полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, за счет собственных средств бюджета субъекта. Предоставление в Федеральное казначейство всех необходимых документов не позднее 1 апреля года, предшествующего году принятия полномочий.
    • Неполучение субъектом РФ дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ.
    • Наличие в субъекте РФ собственного исполнительного органа государственной власти, имеющего опыт кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ в течение 2-х лет.
    • Наличие у уполномоченного органа помещений, соответствующих санитарным правилам и нормам (СанПиН) в части размещения сотрудников, средств вычислительной техники (ВТ) и оргтехники, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    • Наличие необходимой технической оснащенности уполномоченного органа средствами ВТ, оргтехники, телекоммуникаций и прикладного программного обеспечения в составе и количестве, позволяющем обеспечивать:

    o кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ и федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;



    o электронный документооборот между уполномоченным органом, его территориальными подразделениями (при их наличии), территориальным органом Федерального казначейства по субъекту РФ, подразделениями расчетной сети Банка России, в которых указанному уполномоченному органу открыты счета по учету средств бюджета субъекта РФ и по учету средств местных бюджетов, а также с финансовыми органами, главными распорядителями и распорядителями средств бюджетов;

    o применение электронно-цифровой подписи, сертифицированной в соответствии с законодательством РФ, при осуществлении электронного обмена информацией между уполномоченным органом, его территориальными подразделениями, подразделениями расчетной сети Банка России, в которых указанному уполномоченному органу открыты счета по учету средств бюджета субъекта РФ и по учету средств местных бюджетов, территориальным органом Федерального казначейства по субъекту РФ, а также с главными распорядителями средств бюджетов;

    o наличие в уполномоченном органе ежедневной информации за предыдущий рабочий день о кассовых поступлениях и выплатах из бюджета субъекта РФ и всех местных бюджетов, а также об остатках средств на единых счетах указанных бюджетов. Возможность представления указанной информации в территориальный орган Федерального казначейства по формам и в виде, установленным Федеральным казначейством не позднее следующего рабочего дня за днем получения выписки банка;

    o возможность представления указанной ежемесячной информации нарастающим итогом с начала месяца и с начала года в территориальный орган Федерального казначейства по формам и в виде, установленным Федеральным казначейством.

    • Обслуживание всех счетов по учету средств бюджета субъекта РФ только в подразделениях расчетной сети Банка России, за исключением счетов, открытых для выдачи наличных денег получателям средств бюджета и счетов, открытых в кредитных организациях для проведения операций, не осуществляемых подразделениями расчетной сети Банка России.
    • Обеспечение исполнения платежных документов казенных учреждений не позднее трех дней с момента их представления в уполномоченный орган.
    • Закрытие главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджета субъекта РФ на территории субъекта РФ всех счетов, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях для учета средств соответствующего бюджета, за исключением счетов, открытых для расчетов с нерезидентами РФ в соответствии с валютным законодательством РФ.
    • Наличие в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ помещений, в которых располагаются уполномоченный орган и его территориальные подразделения (при их наличии);

    По имеющимся у меня сведениям, ни одному субъекту РФ не удалось выполнить данные условия.

    Передача полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов исполнительным органам государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между руководителем Федерального казначейства и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Федеральное казначейство раз в год осуществляет контроль за соблюдением высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ перечисленных требований. Выявленные нарушения должны быть устранены в сроки, установленные Федеральным казначейством. В случае не устранения нарушений Соглашение расторгается, полномочия переходят к Федеральному казначейству, но не ранее, чем через шесть месяцев с момента расторжения Соглашения.

    Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать указанные в статье 215.1 настоящего Кодекса соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Статья 130. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета) .

    Несмотря на теоретическую возможность передачи полномочий по кассовому обслуживанию бюджетов субъектов финансовому органу, на данный момент кассовое обслуживание всех бюджетов бюджетной системы РФ осуществляют органы ФК.

    В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджета . Как такового определения, что такое казначейское исполнение бюджета, нет. Следует считать, что те принципы исполнения бюджета, которые прописаны в главе 24 БК РФ «Основы исполнения бюджетов» и характеризуют казначейскую систему исполнения бюджетов:

    · Все кассовые поступления и все кассовые выплаты поступают и списываются с единого счета бюджета – это принцип единства кассы (статья 38.2 БК РФ «Принцип единства кассы» ). Исключение составляют операции по исполнению соответствующего бюджета, которые проводятся за пределами территории нашего государства, субъекта или муниципального образования,

    • Все операции учитываются в разрезе детальной бюджетной классификации, расходование средств бюджета по неуказанной БК не допускается – принцип прозрачности бюджета ;
    • Все операции по выплатам отражаются на лицевых счетах , открытых главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета;
    • Расходование бюджетных средств осуществляется только после предварительного санкционирования: денежные обязательства проверяются на соответствие лимитам бюджетных обязательств и бюджетным ассигнованиям, также проверяются иные документы, предусмотренные порядком санкционирования, установленным финансовым органом в соответствии с положениями БК РФ.

    Кроме единого счета бюджета финансовому органу может быть открыт счет бюджета в иностранной валюте , счет для средств от предпринимательской деятельности (до конца переходного периода по приказу 83-ФЗ) ,счет для учета средств бюджетных и автономных учреждений, счет для учета средств во временном распоряжении , а также счет для выплаты наличных денег (или несколько счетов для выплаты наличных денег в каждом районе субъекта РФ). Кроме того, Российская Федерация, субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, могут размещать бюджетные средства на банковских депозитах , получать дополнительные доходы в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передавать полученные доходы в доверительное управление. Остальным это запрещено. (статья 236 БК РФ «Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление» ).

    Все бюджетные расходы осуществляются с ЕСБ, открытого Федеральному казначейству в банке.

    Для того чтобы отследить, какой именно получатель бюджетных средств осуществил расход, к ЕСБ открываются лицевые счета ГРБС, РБС, ПБС, ГАИФ и АИФ. То есть открываются лицевые счета тем участникам бюджетного процесса, которые могут выплачивать деньги из бюджета. Лицевой счет отличается от расчетного. На лицевом счете нет реальных денег. Все деньги находятся в банке, на расчетном счете. Лицевой счет – лишь регистр учета. Он – как блокнот, в который мы записываем все операции по конкретному получателю. Реальные же деньги расходуются с расчетного счета.

    Лицевой счет – регистр аналитического учета, открываемый финансовым органом или органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, участникам бюджетного процесса для учета их операций со средствами бюджета. Лицевой счет может быть открыт как в финансовом органе, так и в органе Федерального казначейства. Это зависит от схемы кассового обслуживания. То есть учитывать расходы по конкретному получателю («записывать в блокнот») может как ФК, так и ФО.

    В АС «Бюджет» открываются лицевые счета получателям бюджетных средств, ГРБС, РБС для учета операций по выплатам из бюджета. Также открываются лицевые счета главным администраторам и администраторам источников финансирования дефицита бюджета для учета выплат по источникам.