Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Иностранный работник в удаленном доступе. Как оформить иностранца. Пособие для предпринимателя

    Иностранный работник в удаленном доступе. Как оформить иностранца. Пособие для предпринимателя

    Материал, о некоторых мерах, способствующих нормализации миграционной обстановки в России, был подготовлен к заседанию Экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций (председатель Нилов Е.Я.) в январе 2013 г.

    Миграционные процессы в России, как и в большинстве стран мира, шли всегда. Но особенно интенсивный характер они приняли в связи с начавшейся урбанизацией, решающим образом повлиявшей на всю историю нашей страны. Эти процессы совпали с промышленным подъемом начала XX века, приняв лавинообразный характер после начала Мировой войны и революции 1917 года. В результате, например, Москва возросла численно с миллиона жителей в конце XIX века до почти пяти миллионов к 1941 году, а в целом за этот период на территории современной Российской Федерации доля городского населения увеличилась с 10% до 35%.

    При анализе ситуации следует учитывать, что конфликты, которые возникали тогда (и возникают ныне), между горожанами и приезжими, связаны не столько с разницей в национальных культурах, сколько являются конфликтами между культурой городской и сельской, между уже укоренившимися жителями и «понаехавшими», «лимитчиками» опирающимися зачастую не на традиции сельской соседской общины, а на кровно-родственные связи и традиции «кумовства». Русская городская культура постепенно нивелирует эти отличия, но для этого требуется время и осознанная государственная политика.

    В 1989 году население Москвы насчитывало почти 9 миллионов человек, а по переписи населения 2010 года в столице проживало почти 11 миллионов 500 тысяч человек, из которых 92% относят себя к русским. В области таковых 93%.

    Ныне в столице живут 9,5 миллионов постоянно зарегистрированных граждан России. По экспертным оценкам, до 1 миллиона российских граждан живут в столице по временной регистрации, а более 1 миллиона россиян живут и работают в Москве безо всякой регистрации. К этому следует добавить еще 600-800 тысяч жителей Московской области, ежедневно приезжающих в Москву на работу, среди которых есть и иностранные граждане.

    В настоящее время, согласно экспертным данным, в столице находится до 700 тысяч иностранных граждан, из которых около 430 тысяч состоят на учете в УФМС России по г. Москве (что на 30% больше аналогичного периода прошлого года), а большинство оставшихся вовсе не "нелегальные мигранты", а граждане Украины и Белоруссии, которые могут находиться на территории нашей страны до трех месяцев без регистрации.

    Считается, что в Москве, где находится 8% всего населения страны, сосредоточено четверть всех иностранцев, находящихся в Российской Федерации, а в Московском регионе - более 1/3 всех пребывающих у нас иностранных граждан.

    Вопреки сложившимся мифам, сейчас основная проблема столицы не "нелегальные иностранные мигранты", а нелегально работающие иностранные граждане. Впрочем, также работают без соответствующего оформления в столице миллионы российских граждан.

    Что же касается "иностранных нелегалов", то правоохранительные органы так поставили свою работу, что для иностранца сейчас находится в Москве без соответствующих документов, все равно, что водителю ездить без прав. Теоретически можно, но риски превышают издержки.

    В настоящее время основанная проблема в столице не «нелегально находящиеся», а «без разрешения работающие».

    Тем не менее, такое количество приезжих, как россиян, так и иностранцев, порождает, наряду с несомненной пользой миграции в целом для города и горожан, немало проблем, которые, при всех недостатках и недоработках, всё- таки решают исполнительные органы государственной власти, в последнее время всё более опирающиеся в своей деятельности на общественность столицы.

    «Проблема иностранной миграции» волнуя граждан России, превратилась в важный политический вопрос.

    В настоящее время органами законодательной и исполнительной власти принимаются реальные меры для наведения порядка в этой сфере.

    Тем не менее, необходимо обратить внимание на нижеследующее.

    1. Федеральная миграционная служба для эффективного выполнения стоящей перед нею задач нуждается в увеличении численности своих штатных сотрудников, занимающихся непосредственно вопросами, связанными с иностранной миграцией. Также требуется увеличение заработной платы сотрудникам ФМС.

    2. Решить проблему нехватки кадров и средств можно путём привлечения граждан к миграционному контролю. Следует отметить, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в своей деятельности в последнее время стали шире опираться на социально активных граждан.

    Положительный опыт имеется, в частности, в Москве, где при участии Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве (председатель Алисов Н.А.) налажено взаимодействие между Миграционной службой и официальной структурой правительства Москвы, каковым является направляющий работу 18 тысяч столичных дружинников, Московский городской штаб народной дружины (начальник МГШ Семерда В.И.)

    Так в январе-августе 2012 года сотрудниками УФМС по городу Москве совместно с Московской городской народной дружиной было проведено более 1150 оперативно-профилактических мероприятий "Нелегальный мигрант". По результатам этих мероприятий выявлено свыше 10700 нарушений миграционного законодательства. И это не считая других мероприятий, осуществлённых московскими дружинниками в помощь УФМС и задержаний правонарушителей в ходе мероприятий, совместных с полицией. Также в данной работе задействованы Опорные пункты охраны порядка (ОПОП), возглавляемые Косаревич Т.Л., объединяющее 10 тысяч москвичей.

    Также хорошо себя зарекомендовали иные формы общественной помощи деятельности Миграционной службы, например, организованная Комиссией по взаимодействию с молодежью и молодёжными организациями ОКС (председатель Косаковский Г.Г.) студенческая и школьная практика в подразделениях УФМС.

    По мнению начальника УФМС России по г. Москве Кирилловой О.Е. (высказанному на заседании Общественно-консультативного совета при УФМС 20 декабря 2012 г.), при МГШ НДМ возможно создание специализированного подразделения дружинников, работающих по миграционному профилю, численностью до 600 человек. В Городском штабе народной дружины уже имеются специализированные структуры, действующие по направлениям деятельности: по охране общественного порядка на объектах Московского метрополитена, по безопасности дорожного движения и другие.

    С учетом того, что преступления, совершаемые иностранными гражданами, часто носят резонансный характер, способствуя росту межнациональной напряженности и экстремизму, накаляют внутриполитическую обстановку - более широкое привлечение населения к миграционному контролю поможет не только снижению преступности, но и уменьшит накал напряженности в этом вопросе.

    Для упорядочивания ситуации с организацией работы народных дружин, назрел вопрос о принятии особого "Закона об участии граждан в охране общественного порядка", что немало поможет в этой деятельности, ведь в настоящее время добровольные дружины, опирающиеся на местное законодательство, действуют более чем в 50 регионах Российской Федерации, а осенью 2012 года в Ульяновске прошёл Всероссийский съезд дружинников. Их колоссальный положительный потенциал необходимо в полной мере использовать в деле миграционного контроля. По мнению руководителя МГШ НД Семерды В.И., подавляющее большинство вопросов правовой регламентации деятельности народных дружин на самом деле логичнее было бы отнести к исключительной компетенции специального Федерального закона, что позволило бы, кстати, выстроить централизованную стройную структуру под контролем МВД.

    Однако последний внесенный группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации законопроект "Об участии граждан в охране общественного порядка" находится в Государственной Думе с декабря 2008 года, не рассмотрен даже в первом чтении.

    Главной задачей этого Федерального закона должны стать четкая регламентация организационно-правовой формы народных дружин, определение единых в масштабах всей России порядка формирования и организации их деятельности, правового статуса, правовых и социальных гарантий дружинника. Естественно, что в рамках своей компетенции местные законодатели могли бы принимать свои акты, создавая например, материальную базу деятельности народных дружин.

    3. Одной из важнейших проблем является эпидемиологическая обстановка, в немалой степени зависящая от контроля за миграционными процессами. О том, насколько это важно говорит то, что по мнению экспертов и данных статистики, ежегодно от заболеваний, напрямую и косвенно связанных с инфекционными заболеваниями умирают от 500 до 700 тысяч россиян, ведь немалое число смертей от других причин на самом деле связано с ослаблением организма в результате заразных инфекций. Данной проблеме было посвящено специальное заседание Общественно-консультативного совета.

    Для того, чтобы значительно уменьшить масштабы происходящего, необходимо, наряду с введением всеобщей диспансеризации населения, а также с реальной проверкой въезжающих к нам иностранцев, усилить взаимодействие Министерства здравоохранения и Федеральной миграционной службы, сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line, а также обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. Также необходимо создание системы обязательного медицинского освидетельствования тех иностранцев, кто приезжает в нашу страну для работы, ликвидация рынка фальшивых медицинских справок - это касается здоровья всех россиян, ведь от вируса не спасет ни охрана, ни специализированные клиники.

    Целесообразно также рассмотреть введение реальных штрафов для тех предпринимателей, кто нанимает на работу иностранных граждан без соответствующих медицинских документов или с поддельными документами.

    Особо следует отметить, что в силу специфики работы и жизни многих иностранных рабочих данные средства защиты будут применяться в том числе для того, чтобы например, иностранец, больной туберкулом не перезаряжал своих соседей по общежитию или по работе в цеху.

    4. Важнейшей причиной нарушения миграционного законодательства является желание недобросовестных предпринимателей, пользующихся пробелами в законодательстве, извлекать максимальную прибыль. Так отмечены участившиеся случаи использования незаконных схем (фирм однодневок) при организации использования иностранной рабочей силы, что приводит к невозможности привлечения компаний - нарушителей к ответственности в рамках законодательства РФ. Для пресечения данных фактов необходимо разработать механизм по привлечению к ответственности собственников зданий и сооружений, а также генерального подрядчика в случае незаконного использования субподрядными организациями труда иностранных граждан.

    В качестве меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, общественностью, в том числе на заседании Общественного совета города Москвы, проведенного по инициативе ОКС при УФМС России по г. Москве, высказывались предложения об отстранении от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организаций, допустивших в предыдущие годы правонарушения как в порядке оформления иностранных граждан на работу, так и в отношении самих иностранных рабочих (невыплата заработной платы, утеря документов и пр.)

    Сегодня для российских работодателей по прежнему выгоднее привлекать иностранных рабочих, нежели наших сограждан, поскольку в этом случае снижаются обязательные налоговые выплаты. Поэтому необходимо уравнять налоговую нагрузку на работодателя при приеме на работу иностранных граждан и граждан РФ с тем, чтобы устранить данное несоответствие при конкуренции на рынке труда.

    Значительная часть заработной платы иностранных граждан, как, впрочем, и россиян, находится «в тени». Проблема вывода их из этого состояния, усиление фискального контроля относится к одной из важнейших, т.к. в результате ухода от налогообложения российский бюджет недополучает значительные средства, а законопослушные предприниматели априори в силу недобросовестной конкуренции оказываются в проигрыше. Кроме того, создается и поддерживается криминогенная среда, создающая базу для коррупции, разлагающей государственный организм, делая его неспособным к решению задач модернизации.

    5. Проблемы адаптации и интеграции иностранцев в России стоят не так остро, как в ряде европейских стран, всё таки сказывается как общее прошлое и единая когда-то система образования, так и то, что значительную часть приезжих составляют граждане Украины, Белоруссии и Молдавии, а также славяне и люди европейской культуры из стран Центральной Азии и Закавказья. Тем не менее, проблемы, особенно с низкоквалифицированными иностранными рабочими имеются, что, например, показало исследование «Миграционная ситуация в Москве и Московской области: реальность против мифологем», проведенное в 2011 году Фондом развития международных связей «Добрососедство» (генеральный директор Алисов Н.А.) среди работавших в Московском регионе граждан Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Практически все эксперты, задействованные в данном исследовании, отметили, что общий уровень языковой подготовки мигрантов от года к году снижается по мере смены их поколений.

    В связи с этим необходимо расширение обучения потенциальных мигрантов русскому языку у себя на родине. Эту деятельность возможно осуществлять как на специализированных курсах, так и путем увеличения преподавания русского языка в школах и в других учебных заведениях. Российская Федерация может взять на себя обязательство по двусторонним взаимовыгодным соглашениям подготовить необходимое количество преподавателей, в частности, использовав опыт, который был в СССР.

    В современных условиях роста влияния и возможностей религиозных организаций необходимо использовать их возможности для создания языковых куров не только в России, но и за её пределами.

    На заседании Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, посвященного вопросам адаптации и последующей интеграция иностранных граждан и практике тестирования по русскому языку иностранцев, получающих разрешение на работу в Российской Федерации отмечалась необходимость построения эффективного и действенного механизма по реализации законодательства согласно Федеральным Законам "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и «Об образовании» в части тестирования иностранных граждан на знание русского языка; необходимость организации постоянного взаимодействия органов ФМС, Правительства Москвы, Московской Городской Думы, учебных заведений, объединений работодателей, представителей общественности по реализации законодательства о тестировании иностранных граждан на знание русского языка.

    На заседании Совета отмечена необходимость:

    а – с использованием возможностей общественности содействовать доведению до целевых аудиторий информации о порядке и практике тестирования иностранных граждан на знание русского языка, о санкциях, в отношении иностранных граждан, использующих фальшивые сертификаты, а также работодателей, использующих иностранных работников, не имеющих соответствующих сертификатов;

    б - содействовать выявлению организаций, допускающих нарушение законодательства в отношении тестирования по русскому языку иностранных граждан и выдаче им соответствующих сертификатов и информировать о выявленных фактах территориальные подразделения ФМС и полиции;

    в - рекомендовать взаимодействующим с УФМС и ОКС информационным интернет-порталам разместить адреса аккредитованных организаций, занимающихся обучением иностранных граждан русскому языку и их тестированием, регулярно обновляя эту информацию.

    6. С вышеназванной проблемой адаптации и интеграции иностранных граждан связана их профессиональная подготовка по востребованным в Российской Федерации рабочим специальностям. Также необходимо создать условия для того, что бы трудовая миграция у нас осуществлялась посредством оргнабора, а не только с использованием механизмов свободного рынка. Работа в этом направлении ведётся в том числе в Таджикистане и в Киргизии, где задействованы возможности Фонда развития международных связей «Добрососедство».

    7. Пользуясь пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания с целью извлечения максимальной прибыли, нанимают персонал из числа приезжих, в основном из государств СНГ. При этом, нанимая граждан из других российских регионов и иностранных государств, они не обеспечивают их жильем, и их работники, кто в силу обстоятельств, а кто также из экономии, нередко живут в местах, не предназначенных для этого: в промышленных зонах, в подвалах и на чердаках жилых домов, в подсобках.

    Эта ситуация, безусловно, порождена в первую очередь стремлением к незаконному обогащению со стороны управляющих компаний в сфере ЖКХ, в муниципальных органах власти, а также в органах правопорядка.

    В результате возникли проблемы, требующие скорейшего решения:

    Незаконное использование нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов, противоречащее всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям;

    Не соблюдение безопасности жилищного фонда и проживающих в нём граждан, а также нежилых и отселённых домов, повышенная опасность возникновения пожара в подвальных и чердачных помещениях, что подтверждается статистикой причин возгораний в подвалах и чердаках, причём нередки случаи трагедий с человеческим жертвам;

    Проживание в нечеловеческих условиях, на нищенскую заработанную плату, выключенных из нормального социума людей приводит к опасности возникновения различных криминальных ситуаций, служит благодатной средой для преступности, ведёт к росту национализма и ксенофобии, ухудшает имидж нашего города и страны в целом.

    В связи с этим необходимо усилить персональную административную ответственности должностных лиц ДЭЗов, ЖЭКов, также управляющих компаний, за попустительство нелегальному проживанию в объектах нежилого фонда.

    Так как одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить, следует разработать программу по переоборудованию нефункционирующих промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и иностранных граждан на законных основаниях и оказании поддержки соответствующим структурам по расселению их в приспособленных для этого помещениях и зданиях. Кроме того, с целью стимулирования строительства общежитий для приезжих необходимо упростить законодательство, которое в настоящее время накладывает множество неоправданных ограничений для создания общежитий гостиничного типа, что порождает дефицит легального, дешевого жилья.

    8. На сегодняшний день не существует механизма привлечения к ответственности иностранного гражданина, находящегося на территории РФ без каких-либо документов (по причине их утери). Зачастую иностранцы сами целенаправленно уничтожают собственные паспорта, чтобы избежать выдворения из Российской Федерации за допущенные нарушения миграционного законодательства. Поэтому предлагается закрепить норму о необходимости помещения таких неустановленных лиц в специальные центры содержания иностранных граждан по решению суда, с пребыванием их там до установления личности. Также в целях усиления миграционного контроля возможно дополнить норму, предусматривающую дактилоскопию иностранных граждан при обращении не только за разрешением на работу, но и оформлением патента.

    9. Важным фактором реального миграционного контроля станет создание единой электронной базы данных въезжающих и выезжающих иностранных граждан. Благо, что современные технические средства это вполне позволяют. Наличие такой базы позволит видеть реальную картину иностранной миграции, отслеживать и пресекать правонарушения, позволит пресечь слухи, распускаемые недобросовестными СМИ и "экспертами" о нахождении на территории Российской Федерации чуть ли не десятков миллионов иностранцев, что способствует росту ксенофобии и экстремизма, ведёт к неправильным управленческим решениям.

    10. Нужно тщательнее подходить к разработке и внедрению программ, направленных на развитие толерантности и добрососедства, направленных на предотвращение возможных межнациональных конфликтов, ведь иное лекарство может быть хуже болезней.

    Необходима серьезная экспертная и научная работа для изучения миграционных процессов. Необходимо изучать не только зарубежный опыт, но и историю собственной страны. Например, при поддержке ОКС при УФМС России по г. Москве и Фонда развития международных связей "Добрососедство", который также ведёт ряд исторических проектов, в том числе, например, "Неконфликтное прочтение истории", в Государственной публичной Исторической библиотеке России прошла выставка, посвященная миграционным процессам, шедшим в 20-е - 30-е годы. Тогда городское население к 1939 году по сравнению с 1926 годом увеличилось в основном за счёт сельской миграции более чем в 2 раза, и в целом миграционный прирост в городах составил почти 19 млн. человек. И тогда, кстати, возникала масса проблем, связанных с межнациональными отношениями и миграцией, отягощенных неграмотностью населения. И, тем не менее, страна с этим справилась, параллельно проведя индустриализацию и одержав Победу в Великой Отечественной войне. Большие миграционные потоки, в том числе и состоящие из людей разных национальностей и культур, были в столицу и после Войны, о чем говорит сухая статистика. Тем не менее, эти проблемы были в основном преодолены.

    Поэтому имеющийся исторический опыт нам забывать нельзя.

    В связи с этим возможно не только проведение в различных музеях и на различных площадках специализированных выставок и постоянно действующих экспозиций, но и создание в Москве специализированного Музея миграции. Идея такого музея, выдвинутая Ведущим научным сотрудником Лаборатории анализа и прогнозирования РАН Полетаевым Д.В., имеет своих сторонников, как в научном мире, так и среди общественных организаций. В частности, она обсуждалась на заседании Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г. Москве и поддержана Фондом развития международных связей «Добрососедство».

    11. Необходимо отметить важность того, чтобы журналисты и эксперты приводили проверенную, корректную информацию, понимая, какие последствия могут быть. Ведь нередки случаи, когда после «антимигрантских» сообщений в СМИ происходит рост числа нападений на иностранных граждан. Так что подобные преступления во многом провоцируются безответственными заявлениями.

    То, что такая проблема есть, понимают и сами журналисты. Например, как считает обозреватель Информационного агентства Росбалта Александр Желенин, участвующий в работе ОКС при УФМС России по г.Москве, журналистам, пишущим на миграционные темы, «необходима высокая ответственность в подходе к освещению этой очень важной и чувствительной для всех сторон темы, скрупулезность в сборе информации и корректность в ее подаче. Журналист должен руководствоваться в освещении этой темы принципами объективности и гуманизма. О том, что информация является не только средством созидания и освещения событий известно давно. Не случайно «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» провозглашает:

    «Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации…Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью…Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола…».

    То же самое можно отнести и к публичным выступлениям тех, кого принято называть «экспертами».

    По материалам заседаний

    Общественно-консультативного совета

    при УФМС России по г. Москве, ответственный секретарь ОКС,

    Директор проектов Фонда развития международных связей Добрососедство»,

    Для работодателей, которые не знают, как оформить иностранцев на работу, мы сделали подробную пошаговую инструкцию и разместили ее .

    Закон о привлечении иностранной рабочей силы

    Хотя Государственная дума и обещает еще с 2013 года введение отдельного миграционного кодекса для регулирования процесса привлечения трудовых мигрантов, на сегодняшний день нет единого закона о привлечении иностранных работников, вся законодательная база по этому вопросу находится в разных Федеральных законах, отдельных приказах ГУВМ МВД (ФМС) и некоторых кодексах РФ (ТК РФ, НК РФ, КоАП РФ).



    Приведенные ниже официальные документы регламентируют правила привлечения иностранных работников к труду на территории Российской Федерации:

    1. ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает понятие «миграционный учет» и определяет:

    2. ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) регулирует правовое поле, в рамках которого иностранные граждане находятся на территории РФ, и самое главное - право, по которому они могут осуществлять трудовую деятельность. Можно выделить:

    • главные принципы и понятия миграционного права,
    • способы взаимодействия иностранцев с государственными органами.

    3. ТК РФ глава 50.1: Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства (ФЗ N 409-ФЗ от 01.12.2014).

    • Суть: трудовые отношения, в которых участвуют иностранные граждане, регулируются согласно нормам российского трудового права. Т.е. иностранные работники имеют право на законодательную защиту своей трудовой деятельности и несут ответственность наряду с гражданами Российской Федерации. Исключения: организация, привлекающая иностранных граждан на работу, при оформлении в компанию должна заключить с ним бессрочный трудовой договор, который должен содержать сведения об основании приема сотрудника на работу, такие как патент или разрешение на работу, данные о страховке ДМС.
    • Статьи в отношении увольнения иностранных граждан.

    4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) Раздел XXVI - подразумевает одно экономическое пространство на всех их территориях и регламентирует аспекты, связанные с трудовой миграцией граждан из Армении, Белоруссии, Казахстана и, с недавнего времени, Киргизии.

    • Суть: граждане этих четырех стран могут осуществлять трудовую деятельность без разрешительных документов.

    Порядок привлечения иностранной рабочей силы с 2015 года и правила привлечения мигрантов на работу в 2019 году

    Существует несколько способов оформить иностранного сотрудника в процессе привлечения к труду. Порядок зависит в первую очередь от статуса иностранца. В статье 1 п.2 ФЗ №115 выделены три основных статуса иностранцев, находящихся на территории РФ.

    «Временно пребывающий»

    • иностранец, который прибыл по визе или в безвизовом порядке в РФ
    • получил миграционную карту, но не имеет таких документов, как разрешение на временное проживание или вид на жительство

    «Временно проживающий»

    • иностранец, которым был получен документ - разрешение на временное проживание

    «Постоянно проживающий»

    • иностранец, получивший вид на жительство

    Соответственно, порядок привлечения на работу и оформления иностранных граждан, которые находятся на территории РФ в разных статусах, – разный.

    Порядок привлечения иностранных работников с РВП и ВНЖ – привлечение на работу иностранцев в статусе «временно проживающий» и «постоянно проживающий» и его оформление в компанию

    Привлечение иностранных работников с РВП и ВНЖ на работу – это самый простой вариант. При трудоустройстве к российскому работодателю никаких разрешительных документов не потребуется, ровно так же, как и для самого работодателя не потребуется разрешительных документов на права привлечения иностранных граждан с разрешением на временное проживание или с видом на жительство в РФ (ст. 13 п. 4.1 ФЗ № 115).

    Организации, принимающей на работу иностранных граждан с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо убедиться в следующем пакете документов:

    • Паспорт
    • Вид на жительство или разрешение на временное проживание в РФ
    • Трудовая книжка образца РФ (если такой нет, работодатель обязан ее завести)
    • СНИЛС

    После проверки документов у работника работодатель может составлять трудовой договор, однако нужно помнить о том, что о факте заключения трудового договора с иностранцем с РВП и ВНЖ необходимо будет уведомить ГУВМ МВД (ФМС).

    Уведомление о привлечении иностранного работника с ВНЖ или РВП подается в трехдневный срок, и может быть направленно в ГУВМ МВД (ФМС) по почте или передано лично. В каждом регионе правила оформления такого уведомления свои, с ними можно ознакомиться на официальном сайте ГУВМ МВД (ФМС).

    Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан в статусе временно пребывающего иностранца и его оформление в компанию

    В данном случае процесс привлечения и использования иностранных работников зависит в первую очередь от того, в каком порядке прибыл работник-иностранец в РФ: визовом или безвизовом.

    Порядок привлечения безвизовых иностранных граждан (по патенту)

    Виза не требуется для граждан ближнего зарубежья, то есть для граждан из следующих стран: Украина, Абхазия, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия.

    1. Для трудоустройства такому гражданину потребуется получить патент

    2. Работодателю НЕ НУЖНО получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в 2019 году.

    Для того что бы оформить на работу иностранца с патентом, от такого сотрудника работодателю потребуются следующие документы:

    При наличии всех перечисленных выше документов работодатель может заключать трудовой договор. При этом необходимо помнить о том, что нужно и заключении с ним трудового договора в течение трех рабочих дней со дня заключения.

    Порядок привлечения визовых иностранных граждан с разрешением на работу

    А вот для трудоустройства иностранца из дальнего зарубежья в порядке, когда иностранному гражданину требуется получать визу, дела обстоят немного иначе.

    Чтобы привлечь такого иностранного работника работодателю придётся собрать огромный пакет документов.

    Порядок и правила привлечения иностранной рабочей силы с РНР:

    1. Работодатель получает квоту на привлечение иностранной рабочей силы – подробнее о квотах на иностранных работников читайте ниже

    2. Работодатель подает ходатайство в территориальный миграционный орган, где просит выдать приглашение иностранному гражданину, чтобы он мог работать в РФ

    3. Данный госорган выдает такому иностранцу приглашение на въезд в РФ

    4. Работодателю НЕОБХОДИМО получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

    5. Иностранный гражданин должен получить разрешение на работу

    Документы, которые получает организация:

    • Квота на привлечение иностранной рабочей силы
    • Разрешение на привлечение иностранных работников
    • Приглашение для самого иностранца.

    Документы, получаемые иностранцем:

    • Копия паспорта с переводом
    • Миграционная карта
    • Отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина
    • Полис добровольного медицинского страхования
    • Документ об образовании/ квалификации/ наличии специальных знаний
    • Разрешение на работу
    • Трудовая книжка (российский образец). Если ее нет, её оформляет работодатель
    • СНИЛС

    При приёме на работу иностранца, прибывшего на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, работодатель так же в трехдневный срок обязан уведомить ГУВМ МВД (ФМС) о данном факте.

    Разрешение и квота на привлечение иностранных граждан к работе

    Для начала разберемся, что такое «квоты на привлечение иностранной рабочей силы».

    Государство стремится защитить российский рынок труда и ежегодно определяет квоты на привлечение иностранных работников, то есть максимальное количество иностранцев, которые могут в текущем году трудиться по той или иной специальности.

    В 2019 году квота на привлечение мигрантов на работу определятся только для граждан, прибывших в Российскую Федерацию в визовом режиме.

    Для того чтобы организация могла получить такую квоту, она должна каждый год писать заявление о потребности в иностранцах в службу труда и занятости населения.

    При том, если организация хочет привлекать к труду иностранцев, она должна подавать заявления на следующий год уже в начале текущего года. Так, чтобы получить квоту на привлечение иностранных работников на 2019 год, заявление нужно было подать до первого августа 2017 года. При этом у работодателя должно быть обоснование привлечения иностранной рабочей силы.

    Порядок получения квот на привлечение иностранных рабочих

    • Выдачей квот на привлечение иностранной рабочей силы в Санкт-Петербурге занимается Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр трудовых ресурсов». Туда же и следует подавать заявку о необходимости в привлечении трудовых мигрантов к работе. Заявка должна быть подана в установленные службой труда и занятости населения сроки, которые можно найти на их официальном сайте.
    • Для получения квоты на право привлечения иностранной рабочей силы в 2019 году будущему работодателю необходимо подать в «Центр трудовых ресурсов» следующий пакет документов:

    1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости». С правилами регистрации и заполнения заявки можно ознакомиться по этой ссылке .

    2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.

    3. Копия выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенная подписью и печатью.

    4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.

    5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.

    • После подачи всех документов в «Центр трудовых ресурсов» заявка рассматривается в двадцати пятидневный срок, после чего выносится решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказ в выдаче квоты.

    Уведомление о привлечении иностранных работников

    Когда, наконец, работодатель проходит все препятствия и успешно берёт на работу иностранного сотрудника, он обязан отправить уведомление о привлечении иностранного работника в территориальный орган ГУВМ МВД (ФМС) и, таким образом, сообщить о факте заключения трудового договора с иностранцем или его расторжения.

    Процедура не сложна – работодатель в трехдневный срок составляет и подает в ГУВМ МВД (ФМС) уведомление о привлечении иностранного гражданина на работу по определенной форме. Уведомление можно подать в ГУВМ МВД (ФМС) лично или по почте.

    Следует отметить, что подача уведомления о привлечении и использовании иностранных работников - это обязательная процедура для организации, принимающей на работу иностранца, и несоблюдение ее карается штрафом в размере до одного миллиона рублей согласно статье 18.15 КоАП РФ.

    Уведомление налоговой о привлечении иностранных работников с 2015 года не требуется.

    Важно! Отправлять уведомление о привлечении иностранной рабочей силы в ГУВМ МВД (ФМС) при приеме иностранного гражданина на работу нужно ВСЕГДА, вне зависимости от режима пребывания иностранца на территории РФ и наличия ВНЖ или РВП.

    Бланк «Уведомление о привлечении иностранных работников» 2019

    Форму «Бланк уведомления о привлечении иностранных работников в 2015 году» можно скачать на сайте ГУВМ МВД (ФМС) или по ссылкам:

    • Бланк уведомления о привлечении безвизовых иностранных работников в 2019 году
    • Бланк уведомления о привлечении иностранных работников в 2019 году, прибывших по визе
    22.01.2016

    В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, по сравнению с гражданами РФ, действуют специальные нормы, регулируемые различными законодательными актами. Но и сами по себе иностранцы друг от друга отличаются: порядком въезда в РФ (визовый/безвизовый), правовым статусом, наличием международных соглашений между Россией и страной въезда.

    Наглядно представить картину поможет схема 1.

    Таблица 1

    Что нужно для трудоустройства

    Срок пребывания в РФ

    Миграционный учет

    Постоянно проживающие (обычные) На срок действия вида на жительство с последующим продлением Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения ВНЖ
    Временно проживающие (обычные) Разрешительные документы не нужны, но работать можно только в том регионе, где разрешено проживание На срок действия разрешения на временное проживание, не продлевается Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения РВП
    Высококвалифицированные Разрешение на работу (по ходатайству работодателя). Визовым - приглашение на въезд и рабочая виза.

    Работник:

    Зарплата не менее 167 тыс. в месяц, кроме некоторых категорий у которых меньше

    На срок действия разрешения на работу (3года) с последующим продлением Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 90 дней с даты пересечения границы или в течение 30 дней после прибытия в другой субъект РФ
    Временно пребывающие:
    Визовые Работодатель:

    пройти квотирование, получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также приглашение на въезд, рабочую визу и разрешение на работу.

    Работник:

    Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

    На период действия рабочей визы Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия
    Безвизовые Работник:

    Получить патент, пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

    До получения патента : не более 90 суток суммарно в течение 180 дней с даты въезда в РФ

    После получения патента : на период действия патента

    Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

    гр-не Таджикистана - 15 дней с даты въезда в РФ

    гр-не Украины - 90 дней с даты въезда в РФ

    Граждане из ЕАЭС Разрешительные документы не нужны

    Полис ДМС

    На срок действия трудового или гражданско-правового договора Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 30 дней с даты прибытия
    Беженцы Разрешительные документы не нужны
    Временное убежище Разрешительные документы не нужны На период действия статуса с последующим продлением Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

    Что ждать от проверок ГИТ?

    Работодателям, использующим труд иностранных граждан и лиц без гражданства, следует ознакомиться с результатами проверок ГИТ по Санкт-Петербургу за I полугодие 2016 года. Это позволит подготовиться к проверкам и исключить возможные штрафные санкции. За указанный период было проведено 37 проверок по соблюдению трудового законодательства при найме иностранных работников. В результате инспекторы выявили 457 нарушений, из которых 112 (24%) касаются охраны труда, 150 (33%) - оплаты и нормирования труда и 195 (43%) - оформления трудового договора.

    Диаграмма 1

    По проведенным проверкам было выдано 43 предписания и наложено 226 административных наказаний. Общая сумма штрафов по административным правонарушениям составила 15 358 000 рублей, поэтому работодателям следует уделить особое внимание трудовым договорам с иностранцами, охране труда и оплате труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

    При заключении трудовых договоров с такими лицами следует помнить, что на них распространяются не только нормы российского законодательства, но и нормы международных соглашений. В первую очередь, нужно обратить внимание на статьи:

    • ст. 57 ТК РФ: регламентирует содержание трудового договора;
    • ст. 327.2 ТК РФ: раскрывает особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства
    • ст. 327.3 ТК РФ: содержит перечень документов, которые обязаны предоставить иностранцы при приеме на работу.
    При заключении или расторжении договора (трудового или гражданско-правового) с иностранным гражданином, не зависимо от его статуса и категории, работодатель (заказчик) обязан уведомить ФМС (а после завершения организационно-штатных мероприятий по упразднению ФМС и передаче полномочий - МВД России). Сделать это нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

    Сотрудник на патенте

    Если организация заключает договор с иностранцем-патентником - желательно заглянуть на сайт https://гувм.мвд.рф/ и проверить, действителен ли патент соискателя. Тем самым вы проявите должную осмотрительность.

    Следующий шаг: одновременно с уведомлением о заключении договора желательно направить в территориальный орган ФМС копию трудового (гражданско-правового) договора. Следует отметить, что законодательно данная обязанность возложена на иностранца, но для того, чтобы исключить вероятность аннулирования патента - лучше выполнить эту обязанность вместо него.

    Обязательно отслеживайте оплату авансовых платежей по НДФЛ, т.к. в случае пропуска срока оплаты патент становится недействительным, в случае проверки - работодателя могут привлечь к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ (максимальный размер штрафа должностному лицу - 70 000 руб., организации - до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (если они находятся в СПб или ЛО)).

    Ситуация: Как определить крайний срок оплаты авансового платежа? Следует посмотреть на дату выдачи патента (допустим, это 06.02.2016). Значит, крайний срок для оплаты за следующий месяц - 05.03.2016. Если иностранец не приносит квитанции об оплате авансового платежа по НДФЛ, то 06.03.2016 следует отстранить его от работы на срок до 1 месяца. Если документ об оплате так и не появится - трудовые отношения с ним придется прекратить по статье 327.6 ТК РФ.

    Не нужно забывать об ограничениях по профессии и территории для патентных иностранцев. Они могут работать только по той профессии и только на той территории, которые указаны в патенте. Действующим законодательством, кроме того, не предусмотрено направление патентников в командировки.

    Итог проверок ФМС - административное правонарушение

    Итог проверок ФМС - административное правонарушение

    Приводим диаграмму, которая показывает количество случаев привлечения к административной ответственности по результатам проверок ФМС России по состоянию на 16.05.2016 г.

    Следует отметить, что всего было проведено 238 811 проверок, по результатам которых вынесены решения о привлечении к ответственности за 527 449 административных правонарушений.

    Диаграмма 2

    Размер административной ответственности за наиболее часто встречающиеся нарушения, приведен в таблице 2. Причем работодателю (заказчику) следует помнить о том, что ответственность возникает за каждого иностранца и по каждому основанию отдельно.

    Таблица 2

    Административная ответственность за нарушение законодательства при привлечении к труду иностранцев

    Норма

    КоАП РФ

    Правонарушение

    Ответственность

    должностных лиц

    организаций

    ч. 3 ст. 5.27 Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора 10 000 - 5000 - 10000 руб. 50 000 - 100 000 руб.
    ч. 1 ст. 5.27 Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде Предупреждение или 1 000 - 5000 руб. Предупреждение или 30 000 - 50 000 руб.
    ч. 3 ст. 5.27.1 Допуск к труду работника, не прошедшего:

    · обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;

    · обязательный предварительный либо периодический медосмотр;

    · обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);

    · обязательное психиатрическое освидетельствование

    15 000 - 25 000 руб.

    110 000 - 130 000 руб.
    Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний
    ч. 4 ст. 5.27.1 Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

    20 000 - 30 000 руб.

    130 000 - 150 000 руб.

    ч.4 ст. 18.15 Привлечение к трудовой деятельности без разрешения на работу или патента, не в том субъекте РФ, где выдано разрешение или патент, либо разрешено временное проживание. За не уведомление или несвоевременное уведомление ФМС о заключении/расторжении договора, а также привлечение иностранцев без получения разрешения на привлечение иностранцев в городе Санкт-Петербург или ЛО

    35 000 - 70 000 руб.

    400 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
    ч.5 ст. 18.15 Не уведомление о выплате заработной платы ВКС

    35 000 - 70 000 руб.

    400 000 - 1 000 000 руб.
    ч.3 ст. 18.16 Нарушение правил привлечения иностранных граждан на торговых объектах в Спб и ЛО

    45 000 - 70 000 руб.

    350 000 - 800 000 руб. 450 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
    ч.1 ст. 18.17 Не соблюдение требований по ограничению кол-ва иностранных работников в определенных отраслях

    45 000 - 50 000 руб.

    800 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

    Словосочетание «иностранный работник» ввергает в панический ужас? О том, как обойти «подводные камни» в неоднозначной процедуре оформления иностранца – в консультации юриста Санкт-Петербургского отделения «Что делать Консалт».

    Какой предприниматель не любит экономить на работнике. Руководитель не враг же себе, чтобы платить большую зарплату, когда вполне достаточно согласных получать в два раза меньше. Многие фирмы пытаются сэкономить на оплате труда за счет более «дешевых» специалистов - выпускников и студентов. Однако в настоящее время последние часто оценивают себя намного выше, чем они стоят. В такой ситуации работодатели нередко предпочитают обращаться к услугам мигрантов. А на ком еще экономить, как не на безответных иностранцах?

    Выгодно ли привлекать на работу иностранцев на самом деле? Отвечая на вопрос, нужно отметить, что за такой привлекательной дешевизной может скрываться обыкновенный "кот в мешке". Ведь нанимая зарубежного сотрудника, компания будет вынуждена решить ряд проблем, о которых Вы даже и не думали, в том числе легализация, жилье, адаптация и т.п.

    Процедура официального оформления иностранного работника очень сложна и требует серьезных расходов. Поэтому большинство работодателей предпочитают ее вовсе не начинать и держать рабочих на нелегальном положении.

    Чтобы нанять на работу нерезидента, недостаточно заключить только трудовой (то есть принять в штат) или гражданско-правовой договор (например, ). Вот и мудрят начальники, чтобы и закон соблюсти, и себе карман зря не облегчать. Штрафы-то за нелегалов сегодня ой как кусаются! Каждый нелегальный сотрудник-иностранец может «стоить» фирме до 800 000 рублей штрафа. В этих условиях, понятно, и сами мигранты, и их работодатели предпочитали решать свои проблемы без уведомления госструктур - используя все возможные лазейки для обхода законов и с помощью массовой раздачи взяток.

    Как показывает сложившаяся практика, использование гастарбайтеров может быть разумным и выгодным делом, если знать о некоторых «подводных камнях» - с точки зрения отношений с законом.

    Информация подобного рода полезна всем предпринимателям.

    Всех иностранных граждан, находящихся на территории России, можно разделить на категории:

    Временно проживающие на территории Российской Федерации;

    Постоянно проживающие на территории Российской Федерации;

    Временно пребывающие на территории Российской Федерации.

    Временно проживающий в России иностранный гражданин.

    В качестве основания для подтверждения своего временного проживания на территории России потенциальный работник должен предоставить разрешение на временное проживание.

    Согласно Приказу МВД России от 14.04.2003 № 250 разрешение выдается на три года, подтверждая право человека временно проживать в стране до получения вида на жительство, и представляет собой отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Вместо такой отметки может быть выдан документ установленной формы, который выдают лицам без гражданства, не имеющим документа, удостоверяющего их личность.

    Иностранцы, временно проживающие в России, имеют право работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон № 115-ФЗ)).

    Разрешение выдается по квоте, утвержденной Правительством РФ, если другое не предусмотрено законодательством.

    Для справки.

    На 2008 год квота утверждена Распоряжением Правительства РФ от 19.11.2007 № 1636-р, в том числе по городу Санкт-Петербургу количество разрешений составляет – 1500 штук.

    Постоянно проживающий в России иностранный гражданин.

    Иностранным лицам, постоянно проживающим в России, необходимо иметь вид на жительство. Это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в России, а также права на свободный выезд и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

    До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

    Вид на жительство выдают иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство этот срок по его заявлению может быть продлен еще на пять лет. Количество таких продлений не ограничено (Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».) С 8 февраля 2007 года вид на жительство выдается иностранным гражданам территориальными органами ФМС России (Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 № 42 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации").

    Ежегодно иностранные граждане со статусом проживающих (временно или постоянно) подтверждают его, уведомляя орган исполнительной власти в области миграции по месту получения разрешения или вида на жительство. Правила и форма уведомления утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 № 21. Если проживание временное, на уведомление отводится два месяца по истечении очередного года, прошедшего со дня получения разрешения, если постоянное - срок подачи уведомления не установлен.

    Временно пребывающий в России иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

    Для справки.

    В случае въезда на территорию России в безвизовом порядке гражданин обязан покинуть страну через 90 суток (п.1 ст.5 Закона № 115-ФЗ).

    Основным документом, подтверждающим статус временно пребывающего, является миграционная карта, которой признается документ:

    Со сведениями о гражданине и сроке его пребывания в России;

    Подтверждающий право на временное пребывание (при безвизовом въезде);

    Служащий основанием для контроля за временным пребыванием в России.

    Для справки.

    Порядок выдачи миграционной карты регулируется совместным Приказом МВД России № 1095, МИД России № 16531, Минтранса России № 143, МПС России № 49, ГТК России № 1189, ФПС России № 692 от 11.11.2002.

    С 15.01.2007 действуют новые Правила выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681, которые разделили иностранцев на иностранного гражданина, прибывшего в Россию на основании визы, и в порядке, не требующего получения визы (далее – «безвизовый» иностранный гражданин).

    Важно отметить, что д ля граждан ряда стран, с которыми у России установлен безвизовый порядок пересечения границ, с января 2007 года упростилась процедура трудоустройства. Р аботодателям, принимающим на работу "безвизовых" иностранных граждан, разрешение на привлечение иностранных работников получать не надо (п.9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).

    Для справки.

    В настоящее время без визы на территорию Российской Федерации могут въезжать граждане:

    Украины, Республики Беларусь, Казахстана, Таджикистана, Кыргызской Республики (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 "О взаимных безвизовых поездках граждан");

    Азербайджана (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997);

    Узбекистана (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 30.11.2000);

    Молдовы (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 30.11.2000)

    Армении (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 25.09.2000).

    Итак, с какими иностранцами у нас не будет проблем?

    1) постоянно проживающий в России;

    Тем, кто получил статус постоянно проживающих, никаких документов оформлять не нужно (абз.2 п.4 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Они пользуются такими же правами в трудовых отношениях, как российские граждане.

    2) гражданин Республики Беларусь.

    Независимо от того, проживают они в России или пребывают, оформляйте их на работу по общим правилам. Это объясняется тем, что в соответствии с п. 1 Решения Высшего Совета Союза Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь и РФ не применяется.

    3) въезжающий в Россию без визы;

    Теперь для лиц, въезжающих в Россию без визы, работодателям не требуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (п.9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).

    Для всех остальных иностранцев, процедура оформления на работу очень сложна.

    Предположим, что иностранец, которого вы хотите принять на работу, временно проживает или временно пребывает в России на основании визы и не является гражданином Республики Беларусь.

    Предположим, что Вам в суши-бар требуется повар. Кто как не японец лучше всех приготовит суши. Конечно, держать такого человека в штате дорого, а если нанять «поваром-японцем», скажем, туркмена? Как правило, у таких работников нет никаких официальных документов. Граждане Туркменистана обязаны получать визу для въезда в Россию, поэтому упрощенный порядок оформления на работу на территории Российской Федерации на них не распространяется.

    В таком случае Вам необходимо:

    Заключение о целесообразности использования иностранных работников;

    Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы;

    Разрешение на работу (для иностранного сотрудника).

    Ну что, у Вас ещё осталось желание нанять иностранца? Да?! Если Вас не бросает в дрожь от перспективы общения с ФМС, тогда слушайте дальше.

    1. Заключение о целесообразности использования иностранных работников.

    В соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 115-ФЗ Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ, с 1 января 2007 года заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (далее – заключение) выдается органом государственной службы занятости населения субъекта РФ.

    Порядок выдачи заключений органами государственной службы занятости населения субъекта РФ определен Инструкцией об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений (далее – Инструкция), утвержденной Приказом Минтруда России от 15.07.2003 № 175.

    Для того чтобы получить этот документ, обратитесь в Центр занятости населения по месту регистрации фирмы или ее филиала, в котором будет работать иностранец и подайте документы, указанные в п.3 Инструкции:

    Заявление, составленное на утвержденном бланке (приводится в Приложении 1 к Инструкции);

    Копию свидетельства о регистрации организации (для юридического лица);

    Копию свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя и удостоверение личности (для физического лица).

    В Центре занятости оформят предложение о целесообразности привлечения иностранных граждан и направят его в Федеральную службу по труду и занятости. Не забудьте, что, если центр занятости выдал предложение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, в нем обязательно должны быть указаны причины.

    В соответствии с Инструкцией заключение о привлечении и об использовании иностранных работников выдается сроком на 1 год.

    Заключение выдают без проблем, если вам нужен работник на должность руководителя или сотрудник редкой специальности. Хотя зачем, например, уборщицам сети питания нужно знакомство с национальной таджикской кухней – не всегда понятно. Тут явно нарвешься на отказ службы занятости. Если вам нужны работники, в которых нет недостатка на местном рынке труда, в заключении могут отказать. Поэтому, обращаясь в Центр занятости, постарайтесь обосновать, почему вы хотите взять на работу именно иностранного гражданина.

    2. Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

    Разрешения на привлечение иностранных работников в Россию и использование их труда (далее – разрешение), а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства выдает Федеральная миграционная служба (далее – ФМС) (п. 4 Правил, Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»).

    Для получения разрешения Вам необходимо представить в Федеральную миграционную службу (п. 6 Правил):

    Заявление о разрешении нанимать иностранных работников;

    Формы бланка заявления о выдаче работодателю разрешения на привлечение к труду иностранных работников и бланка самого разрешения, утверждены Приказом ФМС России от 25.12.2006 № 369.

    Нотариальную копию свидетельства о записи в ЕГРЮЛ (для организаций) или ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей);

    Нотариальную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

    Нотариальную копию документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;

    Заключение территориального органа Федеральной службы по труду и занятости;

    Проект трудового договора или другие документы, указывающие на предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении привлечь иностранных работников;

    Квитанцию об уплате госпошлины.

    Размер этой госпошлины составляет 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 12 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)).

    Решение о выдаче разрешения принимает ФМС в течение 30 дней со дня подачи заявления. Если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, то решение принимают в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи заявления.

    Ответ высылается работодателю по почте или выдается уполномоченному лицу: положительный - в течение 10 дней, отказ - в течение пяти дней после того, как вынесено решение. Мотивированный отказ в выдаче разрешения Вам направят в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе (п. п. 8, 12 Правил).

    Разрешение выдают на срок до одного года. Потом его можно продлить, заплатив еще раз госпошлину.

    В разрешении укажут наименование вашей фирмы, численность и профессии работников, а также территорию, на которой действует разрешение. Переоформить это разрешение на другую фирму нельзя (п. 14 Правил).

    3. Разрешение на работу для иностранного гражданина

    Выдача разрешения на работу регулируется Правилами и зависит от визового режима и выдается в пределах величины установленной квоты.

    К сведению: на 2008 год утверждена квота на выдачу 1 828 245 разрешений. Важно отметить, что Вы участвуете в этом процессе самым непосредственным образом, так как именно на основании Ваших заявок определяется потребность в привлечении иностранных работников и формируются квоты. Так, до 1 мая текущего года работодатель должен представить в региональные отделения миграционной службы заявку на предстоящий год о потребности в иностранной рабочей силе. Форма такой заявки и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 603.

    Итак, как же получить разрешение на работу? Рассмотрим две ситуации:

    - иностранец, прибывший в Россию в безвизовом порядке;

    Как уже говорилось ранее для «безвизовых» граждан упростилась процедура трудоустройства. Так, эти граждане сами вправе обратиться в территориальное управление ФМС с заявлением о получении разрешения на работу. Сделать это они могут и через своего представителя по нотариально заверенной доверенности либо, как было ранее, через организацию, пригласившую их на работу.

    Кроме заявления по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 25.12.2006 № 370, и полномочий на представление интересов иностранца в ФМС «безвизовый» иностранец подает следующие документы (п. 41 Правил):

    1) документ, удостоверяющий личность, признаваемый в РФ в этом качестве (при необходимости - его нотариально заверенный перевод);

    2) миграционную карту с отметкой пограничного контроля о въезде в РФ или о выдаче указанной карты миграционной службой;

    3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу. Государственная пошлина взимается в размере 1000 рублей за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину (п. 13 ст. 333.28 НК РФ).

    Если гражданин представит все эти документы, то ФМС не вправе отказать в их приеме. Далее в соответствии с гл. 4 Правил не позднее 10 рабочих дней со дня их принятия служба обязана выдать ему или разрешение на работу, или уведомление об отказе в его выдаче. Отказ можно в течение трех дней обжаловать в Федеральной миграционной службе или суде.

    Разрешение на работу выдается лично заявителю по удостоверению личности. Иностранный гражданин, прибывший в РФ в безвизовом порядке, обязан трудиться только в субъекте РФ, указанном в разрешении, представив не позже 30 дней с момента получения разрешения в орган миграционной службы медицинское подтверждение об отсутствии:

    Наркомании;

    Инфекционных заболеваний (согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);

    Заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), если разрешение на работу выдано на срок более 90 дней.

    - иностранец, прибывший в Россию по визе;

    В данном случае работодатель должен подать в ФМС заявление по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 25.12.2006 № 370, приложив:

    Цветную фотографию 30x40 мм;

    Нотариальную копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных работником в иностранном государстве, или справку о его соответствии российскому диплому (свидетельству);

    Документы об уплате госпошлины, её размер тот же – 1000 рублей.

    Помимо этого работодателю нужно предъявить свое удостоверение личности и нотариально заверенную копию удостоверения личности иностранного работника. Срок действия представляемых документов должен заканчиваться не раньше чем через шесть месяцев со дня подачи заявления.

    Документы, оформленные на территории иностранных государств, должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ за рубежом. Если они оформлены на иностранном языке, необходимо иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.

    Решение о выдаче разрешения на работу принимается органом миграционной службы в течение 30 дней. Если нужна экспертиза документов - в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней после приема документов.

    Придя за документом, нужно представить медицинские справки о том, что у нанимаемого нет:

    Наркомании;

    Заболеваний, опасных для окружающих (согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);

    Заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

    Без таких справок разрешение на работу не выдается.

    Работодатель обязан передать разрешение под роспись его владельцу, прежде чем тот начнет трудиться на территории РФ. Причем какая-либо его деятельность возможна только в том субъекте РФ, который обозначен в документе.

    Территориальный орган ФМС рассматривает заявления иностранных граждан о выдаче им разрешений на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений.

    С 15.01.2007 Правительство РФ получило право ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых работодателями в различных отраслях экономики (п. 5 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ).

    Правительство уже приняло соответствующее Постановление от 29.12.2007 № 1003 (далее – Постановление № 683), которое тоже вступает в силу 31.01.2008. Согласно принятому решению допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли в 2008 году составит (п. 1 Постановления № 683):

    В розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво (код по ОКВЭД 52.25.1), розничной торговле фармацевтическими товарами (код по ОКВЭД 52.31), в розничной торговле в палатках и на рынках (код по ОКВЭД 52.62) и прочей розничной торговле вне магазинов (код по ОКВЭД 52.63) - 0 процентов общей численности работников.

    Уведомления

    История термина

    В немецком языке термин «гастарбайтер» изначально имел несколько другой смысл. Он был введён в обиход с целью замены существовавшего до этого термина «Фремдарбайтер » (нем. Fremdarbeiter ), существовавшего с нацистских времён, и обозначавшего работников , привезённых с целью принудительных работ в нацистской Германии. Новый термин не нёс негативной окраски старого термина и обозначал работников, добровольно приехавших для работы в Германию по приглашению немецкого правительства [ ] .

    В словарях русского языка начала девяностых годов слово было зафиксировано с ударением на немецкий манер (гаста́рбайтер), но очень скоро в разговорной речи ударение сместилось ближе к концу слова (гастарба́йтер). Довольно часто, особенно в малограмотной социальной среде, используются ошибочные варианты «гастрабайтер» и «гастробайтер», реже - «гастрайбайтер».

    Поток мигрантов в СНГ не был вызван приглашениями, как в Германии, поэтому слово гастарбайтер носит иронический характер. Сами гастарбайтеры в СНГ зачастую считают применение к ним этого термина оскорбительным.

    Германия

    Предполагалось, что по истечении определённого срока согласно принципу ротации иностранные рабочие будут покидать Германию и их место займут новые желающие. Однако уже в 1970-е годы стало очевидно, что принцип ротации себя не оправдывает. Он был отменён под нажимом работодателей Германии, которые мотивировали его отмену тем, что постоянная ротация рабочей силы неразрывно связана с повышением расходов предприятий на обучение персонала, что в итоге ведет к удорожанию немецких товаров. Как следствие отмены ротационного принципа иностранные наёмные рабочие получили возможность сменить разрешение на временное пребывание на постоянный вид на жительство . Кроме того они получили право перевезти свои семьи в Германию. Со временем значительная часть греков, итальянцев и испанцев вернулась домой из-за значительного повышения уровня жизни в этих некогда отсталых странах после их вступления в Европейский союз . Но иммигранты из некоторых других стран, в первую очередь из Турции и Югославии , не торопились возвращаться назад, поскольку разрыв в уровне жизни между Германией и этими странами со временем только увеличивался. Начиная с 1990 г., из-за большого притока в Германию трудовых мигрантов и беженцев из стран Восточной Европы, а затем из стран - новых членов ЕС, правительство Германии ужесточило правила, регулирующие рынок труда .

    Государства-поставщики гастарбайтеров

    Гастарбайтеры - это выходцы из более бедных в экономическом смысле государств и стран. Таким образом, они являются дешёвой, но, как правило, неквалифицированной рабочей силой. В Европе к таким государствам и странам ранее относились Греция , Румыния , Россия , Болгария , государства бывшей Югославии (кроме Словении), Португалия , Испания , Ирландия , Польша . Мировым лидером по объему поступлений денежных переводов трудовых мигрантов из-за рубежа в 2008 году являлась Индия ($52 млрд), затем шли Китай ($40,6 млрд) и Мексика ($26,3 млрд) . В 2013 году Индия сохранила лидерство (около $71 млрд), на втором месте Китай ($60 млрд), затем - Филиппины ($26 млрд). По оценкам Всемирного банка за 2012 год, в Таджикистане денежные переводы мигрантов, работающих в России, составляли 48 % ВВП страны (самый высокий показатель в мире) .

    Гастарбайтеры в России

    В России феномен массовых трудовых миграционных потоков стал реальностью в 1990-е годы (сначала из Молдавии, Украины и Таджикистана, а затем и из других постсоветских республик).

    Работодателям зачастую выгоднее нанимать мигрантов вместо местных специалистов, так как мигранты отдают часть своей зарплаты своим руководителям, готовы жить в подвалах, расселенных домах, гаражах и бытовках . Работодатели получают скрытую прибыль от труда нелегальных гастарбайтеров, так как за них не требуется платить налоговых отчислений в госбюджет, страховых отчислений в медицинский, пенсионный фонды .

    См. также

    Примечания

    1. ГАСТАРБАЙТЕР - определение термина в словаре экономических терминов, Банк24.ру (недоступная ссылка)
    2. Е.А. Левашов, Т.Н. Поповцева, В.П. Фелицына и др.; Под ред. Н.З. Котеловой. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. - М. : АН СССР. Ин-т рус. яз., 1984. - 808 с.
    3. 18 декабря ООН отметила День международных мигрантов, число которых возросло до 232 миллионов человек (неопр.) . demoscope.ru. Дата обращения 2 марта 2016.
    4. Количество мигрантов в России будет резко уменьшаться (неопр.) . vz.ru. Дата обращения 17 февраля 2016.
    5. Исследование РБК: как из России уезжают иностранцы (неопр.) . РБК. Дата обращения 17 февраля 2016.
    6. Мосправда
    7. Тот, кто рождён был у моря (недоступная ссылка)
    8. Русский архипелаг - Германия. Организационное устройство миграционной политики (неопр.) (недоступная ссылка) . www.archipelag.ru. Дата обращения 24 октября 2015. Архивировано 25 февраля 2016 года.
    9. Польский рецепт экономического счастья. «Еще Польска не сгинела» и демонстрирует чудеса долговой и бюджетной стабильности | Forbes Russia
    10. Несладкая жизнь гастарбайтера (рус.) . Interfax.ru. Дата обращения 17 февраля 2016.
    11. Страны-поставщики гастарбайтеров соберут хороший урожай денежных переводов - $550 млрд (рус.) . Finmarket.ru. Дата обращения 17 февраля 2016.