Войти
Образовательный портал. Образование
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Миграция населения. Миграционный процесс

    Миграция населения. Миграционный процесс

    Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
    Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
    Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
    К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
    По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
    Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
    По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
    Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
    По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
    На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
    Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

    На что влияет
    миграция населения

    Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
    Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
    Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
    В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
    Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
    Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
    Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
    Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

    Как подходить к оценке
    миграционных процессов

    Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
    Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
    Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

    Чем характеризуются
    современные миграционные процессы
    в России

    Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
    - масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
    - доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
    - в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

    Рис. 2.
    Возрастная структура мигрантов
    внутри Российской Федерации, 2001 г., %

    Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
    - во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
    - значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
    90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
    - на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

    Таблица 1

    Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

    Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
    В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
    в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
    между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
    Обмен с зарубежными странами:
    прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
    в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
    из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
    выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
    в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
    в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

    По данным Госкомстата России

    Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
    В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

    Таблица 2

    Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
    2001 г., тыс. человек

    Террито-
    рия
    прибытия

    Централь-
    ный
    Северо-
    Западный
    Южный Приволж-
    ский
    Уральс-
    кий
    Сибирс-
    кий
    Дальне-
    восточ-
    ный
    Всего
    Территория
    выбытия
    Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
    Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
    Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
    Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
    Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
    Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
    Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
    Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

    На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

    По данным Госкомстата России

    Таблица 3

    Коэффициенты миграционного прироста
    по федеральным округам Российской Федерации
    (миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

    Все население Городское Сельское
    1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
    Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
    Федеральные округа:
    Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
    Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
    Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
    Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
    Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
    Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
    Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

    По данным Госкомстата России

    Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
    Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
    Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
    Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
    Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
    Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
    Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
    Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
    Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
    В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

    Россия в международных миграциях

    Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

    Таблица 4

    Распределение иммигрантов в Россию
    из стран нового зарубежья

    Страны выбытия Доля
    иммигрантов, %
    Казахстан 35
    Украина 20
    Узбекистан 14
    Другие государства Средней Азии
    (Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
    12
    Государства Закавказья
    (Азербайджан, Армения, Грузия)
    11
    Молдавия 4
    Белоруссия 3
    Страны Прибалтики
    (Латвия, Литва, Эстония)
    1

    В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
    В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
    Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
    Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
    Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
    Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
    Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
    В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
    Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

    О задачах миграционной политики

    Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
    Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
    Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
    В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
    Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

    В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
    В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
    В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
    В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

    Вопрос миграции на сегодняшний день является одним из самых животрепещущих не только в Российской Федерации. Им озабочено большинство мировых держав, включая и те, которые расположены на других континентах. Основной причиной данного явления, происходящего в современном обществе, являются военные действия, которые влекут за собой угрозу жизни, низкий уровень жизни и безработицу. Миграционные процессы в России имеют свои закономерности и особенности, о которых будет нелишним рассказать.

    Что подразумевает термин

    Сама по себе миграция оказывает довольно положительное влияние на развитие общества; по большому счету, она выполняет важные функции, которые выражаются в:

    • равномерном перераспределении трудовых ресурсов;
    • преодолении существенных отличий в уровне жизни граждан;
    • взаимном обогащении культур;
    • решении демографического кризиса.

    Первоисточник этого термина переводится как «странствовать, путешествовать пешком». В более узком понимании, которое миграция приобрела сегодня, ее можно рассматривать как передвижение населения в рамках своего государства или за его пределы.

    Немного истории

    Миграционные процессы в современной России берут свое начало еще в бывшем Союзе Социалистических Республик, точнее, в процессах после его распада. Именно в тот момент граждане уже несуществующего государства были вынуждены покинуть одну территорию, чтобы обосноваться на другой и не оказаться отрезанными от своих родственников.

    Кроме того, дальнейшее экономическое и политическое развитие вновь образовавшихся государств, которые некогда были братскими республиками, происходило с разной интенсивностью и сопровождалось разными процессами, которые не всегда заканчивались мирными демонстрациями.

    В результате такого неравномерного становления возникла ситуация, когда одни республики оказались менее развитыми и пригодными для жизни, чем другие. Это обусловило большой поток мигрантов в РФ из таких, к примеру, стран, как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, чьи граждане покидают родные дома в поисках работы и возможности обеспечить свою семью.

    В силу такого большого интереса к Российскому государству управление миграционными процессами в России стало необходимой и неизбежной мерой для предотвращения кризисной ситуации.

    На сегодняшний день перемещение граждан происходит в четырех направлениях:

    • в Россию из ближнего зарубежья;
    • в Россию из дальнего зарубежья;
    • в ближнее зарубежье из РФ;
    • в дальнее зарубежье из РФ.

    Важно отметить, что приток иностранных граждан из близлежащих государств занимает лидирующую позицию в этом процессе.

    Разновидности и причины перемещений граждан

    Как показал анализ миграционных процессов в РФ, причин, которые вынуждают людей покидать свои насиженные места, существует довольно много:

    • социально-экономические;
    • религиозные;
    • военно-политические;
    • экологические;
    • природные.

    Все эти факторы вызывают переселение народов, которые распределяются большей частью по соседним территориям, и все чаще в последнее время – в дальние регионы и страны.

    Исходя из причин такого движения народов, выделяют несколько классификаций данных процессов, в основу которых положены самые разные принципы:

    1. По организации – принудительные, неорганизованные, организованные.
    2. По направленности – внешние, внутренние.
    3. По длительности – временные, постоянные.
    4. По мотивам – семейно-бытовые, религиозные, военно-политические, экономические.

    Кроме того, временные миграции можно подразделить еще на несколько групп: маятниковые, эпизодические, циклические.

    Прогнозирование миграционных процессов в России на сегодняшний день представляет собой довольно существенную проблему. Вызвано это несовершенством миграционного законодательства, сложной ситуацией, сложившейся во многих странах, а также развитием такого популярного вида перемещения граждан, как . Первенство по числу перемещенных граждан сегодня занимают Украина и Узбекистан.

    Особенности миграции в РФ

    Регулярно проводимые исследования в данной области позволяют выделить такие особенности миграционных процессов в России:

    • увеличились масштабы постоянных миграций;
    • повысилась активность в рамках внутреннего перемещения граждан;
    • наибольшее число перемещаемых лиц стало составлять трудоспособное население;
    • преобладающее большинство по гендерному признаку постепенно стали составлять женщины;
    • количество въехавших в РФ граждан существенно превысило число выехавших из нее;
    • значительно увеличилось число и беженцев;
    • основной причиной перемещений внутри государства стал поиск работы.

    Нет надобности говорить, что самыми густозаселенными регионами в России на сегодняшний день оказались мегаполисы, которые позволяют найти работу и обеспечить свое существование множеству желающих.

    Вопреки государственной программе поддержки сельскохозяйственной отрасли, наметилась тенденция , которая вынуждает жителей села отправляться на поиски более стабильного и высокого заработка в города и пригороды.

    Роль государства

    Государственное регулирование миграционных процессов в РФ стало первостепенной задачей правительства. Исполнительным и контролирующим органом в этих вопросах является Федеральная миграционная служба, обязанности которой включают:

    • контроль порядка пересечения российской границы;
    • учет прибывших граждан;
    • временную регистрацию иностранцев и россиян;
    • выдачу документов на постоянное и временное проживание;
    • оформление рабочих патентов;
    • присвоение гражданства;
    • выдачу всех видов документов, легализующих статус российских граждан и лиц иностранной принадлежности.

    Нельзя не отметить и роль самого государства в регулировании всех переселенческих процессов. Речь идет о таких мерах:

    • создание условий для переселения на российскую территорию на постоянной основе соотечественников;
    • разработка индивидуальных механизмов привлечения иностранной рабочей силы;
    • содействие развитию внутренних перемещений граждан, особенно оказание всяческой помощи для переезда в дальневосточные регионы, где наблюдается резкая нехватка рабочей силы и населения в целом;
    • оказание содействия образовательной миграции и академической мобильности граждан;
    • гуманитарная поддержка внутренне перемещенных лиц;
    • правовое регулирование миграционных процессов в РФ, которое отражается в упрощении процедур легализации иностранных граждан;
    • всесторонняя помощь в адаптации мигрантов к новым условиям и их интеграции в российское общество;
    • формирование взаимодействия между принимающим населением и новыми членами общества;
    • противодействие нелегальным перемещениям граждан.

    Запланированные преобразования были разделены на три этапа:

    • 2012-2015 гг. – организация миграционных центров, создание инфраструктуры для нормальной жизни мигрантов, а также центров для их скорейшей адаптации;
    • 2016-2020 гг. – анализ правоприменительной практики, внедрение информационных технологий для мониторинга ситуации, приостановка оттока граждан из Сибири и Дальнего Востока;
    • 2012-2025 гг. – оценка эффективности принятых мер, корректировка необходимых программ, обеспечение притока населения в указанные выше регионы.

    Не менее важным является положение, которое занимает Россия в международных миграционных процессах. На сегодняшний день самые тесные связи внутри этой сферы сформировались со странами СНГ. Порядка 80% всего процесса передвижения граждан приходится именно на эти государства. При этом преобладающим, как уже говорилось, является именно въездной поток.

    Миграция населения (от лат. migratio) - этимологически означает переселение, перемещение Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2004. стр.727. Однако современное значение этого термина значительно шире. Его применяют для обозначения социальных явлений, неоднозначных по своему характеру, последствиям и обуславливающим факторам.

    Историческая роль миграции населения связана с процессами заселения земли, образования и смешения рас и народов; экономическая - с хозяйственным освоением земли, развитием производительных сил, соединением территориально распределенных природных ресурсов и средств производства с рабочей силой; социальная - связана с более полной реализацией потребностей населения в жилье, работе, социально-профессиональном продвижении и т. д.

    Среди причин миграции преобладающее значение принадлежит социально-экономическим факторам. Однако в отдельные периоды в разных странах выдвигаются на первое место политические, национальные, религиозные факторы. Во время войн (мировых и локальных) основными контингентами мигрантов становятся беженцы и перемещенные лица "Экономический словарь". Под ред. А.И.Архипова, ТК "Велби", издательство "Проспект", 2004 г..

    Встречаются четыре подхода к определению миграции населения.

    Во-первых, согласно наиболее широкой трактовке, к миграциям относятся все виды движения населения, имеющие общественную значимость. Сюда включают не только пространственные перемещения, но и текучесть кадров, их движение внутри предприятия, социальное перемещение.

    Во-вторых, под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на учебу или работу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные, в том числе сезонные, работы, поездки, командировки, отпуск и другие перемещения.

    В-третьих, в миграции включают такие пространственные перемещения, совершающиеся между населенными пунктами, которые ведут к постоянной и временной смене места жительства, а также представляют собой регулярное двустороннее движение между местами жительства и местами труда и учебы.

    И, наконец, в-четвертых, к миграции относят такой процесс пространственного движения населения, который в конечном счете ведет к его территориальному перераспределению. В результате переселения происходит соединение места жительства с местом приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте Миграция населения. Вып.1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграции в России». М., 2001. стр.5-6.

    Такой подход исключает из миграции внутрипоселенные перемещения, что позволяет выделить четыре ее вида:

    Эпизодические миграции - представляют собой деловые, рекреационные и иные виды поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям;

    Маятниковые (челночные) миграции - представляют собой ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учебы) и обратно, расположенных в разных населенных пунктах;

    Сезонные миграции - это перемещения главным образом экономически активного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного места жительства (сельскохозяйственные работы, сплавные работы, рыбодобывающая и горнометаллургическая работы и др.);

    Безвозвратная миграция - это понимание миграции в узком смысле, как переселение, в отличие от представления миграции как любого пространственного перемещения населения Миграция населения. Вып.1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграции в России». М., 2001. стр.6,7.

    В миграции различают территориальное перемещение населения внутри городской местности, территориальное перемещение населения внутри сельской местности и миграционный обмен населением между городской и сельской местностями. Распределение межтерриториальных миграций по географическому признаку целиком зависит от существующего в стране административного устройства.

    Территориальное перемещение населения может совершаться как внутри страны, так и между странами. Обычно межгосударственное переселение сопровождается сменой гражданства. Внутригосударственная миграция - это процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. В них участвуют граждане данного государства, которые не меняют своего подданства. Именно поэтому внутренние миграции не влияют на общую численность населения страны, хотя и вносят изменения в его территориальное размещение Миграция населения. Вып.4: Система иммиграционного контроля. Приложение к журналу «Миграция в России». М.,2001.

    Миграция, сопровождающаяся сменой места жительства, т.е. собственно переселение, представляет собой миграционный процесс. В конце 80-х годов была разработана теория трехстадийности миграционного процесса. Согласно этой теории миграция включает три стадии. Первая, или подготовительная, стадия представляет собой процесс формирования территориальной подвижности населения. Основная стадия - это собственно процесс переселения населения. Заключительная стадия выступает как приживаемость мигрантов на новом месте. Отдельные стадии миграционного процесса тесно связаны между собой.

    Также имеются следующие виды миграции населения - вынужденная миграция, трудовая миграция, нелегальная миграция.

    Вынужденную миграцию можно определить как территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования, либо вследствие реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств экономического, природного, техногенного характера.

    Под субъектами вынужденной миграции на территории Российской Федерации понимаются следующие категории лиц: вынужденные переселенцы; лица, ищущие убежища на территории Российской Федерации; беженцы; лица, получившие временное убежище на основании Закона РФ «О беженцах»; лица, получившие политическое убежище в РФ; лица, вынужденные покинуть прежнее место жительства вследствие экстраординарных обстоятельств природного, техногенного или другого характера.

    Вынужденные переселенцы - граждане РФ, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

    Беженцы - люди, которые не являются гражданами РФ и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут воспользоваться защитой своей страны, или те, которые не имеют определенного гражданства и находятся вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не могут вернуться домой вследствие опасения за свою жизнь и безопасность своей семьи.

    Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации Ст.1 Федерального закона «О беженцах».

    Трудовая миграция - добровольное перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности.

    Нелегальная миграция - незаконное проникновение или пребывание на территорию иностранцев и лиц без гражданства с нарушением действующего в России порядка, определяемого соответствующими законами.

    Следовательно, миграция - это сложный общественный процесс, выполняющий важные функции в жизни общества и отдельного человека.

    В процесс миграции вовлечено все население. Это и ежедневные поездки на работу, учебу, и переезд граждан в другую страну с целью трудоустройства, на место жительства, в результате сложных и проблемных ситуаций в стране исхода.

    Миграция населения тесно связана с развитием производительных сил, характером отношений, воспроизводством рабочей силы, расселением населения, урбанизацией, социальной мобильностью, естественным движением населения, его структурой и подвижностью.

    В качестве первоочередных целей современной государственной миграционной политики необходимо определить регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции.

    криминогенный миграционный оценка

    «Хорошо там, где нас нет»: народная мудрость в пяти словах зафиксировала вечное стремление человека искать лучшей судьбы в более привлекательных местах. А если учесть исторические периоды кочевничества наших предков, можно утверждать, что переезды у нас в крови. Число мигрантов в мире растет: по данным ООН, их удельный вес от общего числа населения вырос от 2,8% в 2000 г. до 3,4% в 2017 г. Что представляют собой современные миграционные процессы, каковы их причины и последствия – во всем этом и попробуем разобраться.

    Миграция: основные понятия

    Любое перемещение человека (или группы людей) из одного места проживания в другое называют миграцией. Эти движения происходят с мотивацией «от» (когда «не совсем хорошо на Родине») или с мотивацией «до» (когда «очень хорошо где-то»). Это так называемые выталкивающие и притягивающие факторы.

    Основу миграционных потоков составляют переезды на короткие расстояния: из села в город или из одного региона в другой. Кстати, один из законов Э.Г. Равенштейна, одного из первых теоретиков миграции, гласит, что прирост в больших городах обеспечивается не столько естественной рождаемостью, сколько приезжими.

    Исторически сложилось, что основные миграционные потоки формируются за счет развивающихся стран; именно разница между оплатой труда, условиями жизни и личными перспективами в «своей» (страна-донор) и «не своей» (страна-рецептор) местности побуждает людей перебираться в новые места.

    Процесс въезда в страну называют иммиграцией, когда же граждане покидают пределы государства, они эмигрируют.

    Причины миграции бывают:

    • социально-экономические (поиски лучшей жизни, условий проживания и труда);
    • общественно-политические (преследования, отрицание идеологии, военные конфликты);
    • личные (семейные, индивидуальное желание жить в другой стране или регионе).

    По направлению миграционных перемещений выделяют миграцию внешнюю (с пересечением границ страны) и внутреннюю (внутри своего государства). Коротко рассмотрим каждую разновидность.

    Пересекая границу

    Внешняя миграция более «сложная» – начиная от сбора справок и удостоверений и заканчивая трудностями адаптации на новом месте с незнакомыми традициями, местностью, языком. Однако преимущества, которые получает переселенец, того стоят: в случае трудовых мигрантов это более высокая оплата за одну и ту же работу (по сравнению с родной страной). Так происходит из-за дефицита в данной местности определенных специалистов, например интеллектуальных айтишников и медиков, или, наоборот, «непрестижных» уборщиц, строителей. Современные тенденции показывают повышение спроса как раз на высококвалифицированные кадры.

    Причины появления мигрантов и диаспор в последние годы носят и общественно-политический характер, все чаще прослеживается вынужденная эмиграция из родной страны из-за военных конфликтов или давления правящего режима. Беженцы, например, из Сирии, буквально бегут из родных домов.

    По просторам Родины

    Внутренние перемещения легче в плане сбора необходимых бумаг, логистики и адаптации. Россияне курсируют между субъектами РФ, регионами, городами, наблюдается также адресное перемещение мигранта в пределах одного города.

    Побуждающими факторами «менять дислокацию» внутри государства являются:

    • размещение промышленных объектов, которые предоставляют рабочие места;
    • сезонность работ (например, в сельскохозяйственной отрасли);
    • привлекательность региона (населенного пункта) по условиям жизни;
    • локализация учебных заведений,
    • природно-климатические условия в разных регионах страны (помимо трудовых, формируются туристические потоки мигрантов).

    Отдельно скажем о понятии «миграционная поляризация». Учитывая первое слово во фразе, ее часто ошибочно принимают за явление из жизни переселенцев. Хотя на самом деле это термин из электричества, который характеризует процесс накопления зарядов на стыке составляющих изолятора (диэлектрика) с разными свойствами. Смысл процесса как раз в направленном движении, ведь заряженные частицы целенаправленно «мигрируют» в определенные места. Это и спровоцировало появление термина.

    Проблема подсчета мигрантов (кратко)

    Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают правила их пребывания на собственной территории и ведут статистику. Сегодня общее количество мигрантов в мире – 258 млн человек (это те 3,4%, о которых говорилось в начале). Именно такие данные были озвучены в декабре 2017 года Организацией Объединенных Наций, и это только международные передвижения. Однако цифра неточная, ведь многие переселенцы живут и работают нелегально.

    Сегодня в РФ основным методом учета иностранных граждан является постановка на миграционный учет по месту пребывания.

    При калькуляции иностранцев берется также к рассмотрению статистика Пограничной службы ФСБ России, данные переписей населения и социологических опросов. Посчитать выехавших помогает консульский учет по месту жительства в другой стране.

    Отличительные черты миграционного процесса

    Многолетний опыт изучения переселений показывает, что основные интеграционные и миграционные процессы в мире имеют общие признаки:

    • территориальный – перемещение из пункта А в пункт Б;
    • функциональный – причины поездки (для работы или отдыха, культурно-бытовые);
    • временной – надолго ли осуществляется переезд (навсегда или временно, например, для сезонной работы).

    Можем выделить основные черты, которыми отличаются миграционные процессы в России:

    • превалирование внутренних перемещений;
    • повышение мобильности населения (благодаря развитию транспорта);
    • отток за рубеж высококвалифицированных кадров;
    • прибытие в РФ большого количества рабочих из стран СНГ и Средней Азии (наша страна остается в пятерке лидеров по количеству мигрантов уже несколько лет);
    • ужесточение законодательной базы для приезжающих.

    Подтверждением того, что Россия в мировых миграционных потоках является активным игроком, служит статистика. По данным МВД РФ, 10,2 млн граждан других стран и лиц, не имеющих гражданства, проживали на нашей территории в 2016 году, 2017-м ведомством было озвучено и предполагаемое количество нелегалов – 2,3 млн.

    Пересечение границы: кратко о процессе

    Один из признаков международной миграции – пересечение границы. Эта процедура со своими особенностями. Ведь при отсутствии, например, «зеленой карты» у автомобилиста (полис страхования гражданской ответственности) или неправильно заполненной декларации на провоз багажа в самолете пограничники могут дальше контрольного пункта не выпустить, и придется возвращаться. Поэтому рекомендуется уточнить перед поездкой действующие правила пересечения границы.

    Миграция как объект исследований

    То, что для простого человека является приключением или необходимостью, для ученых – материал для исследований. Тему миграции, как говорится, «со своей колокольни» изучали социологи, правоведы, психологи, историки, экономисты и представители других научных направлений. В каждом из направлений сделаны свои выводы относительно вектора (куда и с какой целью движутся переселенцы) и структуры миграционных потоков (социально-демографические характеристики участников).

    Например, географ из США В. Зелинский в 1971 году описал переселение людей как исторически необратимый, социально обусловленный трехэтапный процесс трансформации малоподвижного образа жизни в мобильный. Происходит это при переходе от традиционной экономики к индустриальной. Сегодня этот взгляд, описывающий, по сути, эволюцию миграции как таковой, известен как «концепция миграционного перехода».

    Основной проблемой для желающих проследить закономерности в процессе переселений остается подсчет иностранцев и людей, изменивших локацию внутри государства. Выявить точное количество нелегалов практически невозможно. Здесь уже каждый ученый выходит из ситуации по-своему: кто-то берет данные государственных служб, а кто-то проводит собственные исследования. Выбранные источники миграционных сведений обусловливают используемые методы изучения миграции: прямые (текущий учет) и косвенные (расчет по данным переписей и социологических опросов).

    Даже при существующих погрешностях подсчет количества выбывших и прибывших в каждом конкретном регионе складывается в общенациональную и общемировую картину расселения людских ресурсов. Такая статистика и прогнозирование миграции населения позволяет спланировать и распределить размещение по регионам в соответствии с экономическими и социальными потребностями, «свести» в конечном итоге работодателя и потенциальных работников.

    Благие цели – это хорошо, однако нужны четкие количественные данные для анализа процесса переселения.

    Конкретные показатели миграции

    Естественный прирост, миграционный прирост и общий прирост – это известные и часто озвучиваемые в СМИ термины из демографии, которые характеризуют процессы притока и оттока населения на определенной территории за определенный период. О естественном увеличении численности людей делают выводы, рассчитывая разницу между количеством родившихся и умерших. Если население в регионе увеличилось за счет приезжих, речь идет о миграционном приросте. И, соответственно, общий прирост рассчитывается как сумма двух предыдущих.

    Основным из показателей миграции считается миграционное сальдо, это разница между количеством иммигрантов и эмигрантов, т.е. людей, приехавших в регион (страну) и выехавших из него. Величина является абсолютной и рассчитывается для конкретной территории (страны, города, региона) за конкретный период (обычно год) по формуле:

    МС (миграционное сальдо) = П (прибывшие) – В (выбывшие).

    Плюсовой показатель говорит о «миграционном приросте», а минусовой – о «миграционной убыли».

    В отличие от «абсолютных» показателей, существуют и «относительные». Например, интенсивность миграционных процессов характеризует соотношение масштабов миграции и общего количества людей в регионе. Рассчитывается этот коэффициент как отношение миграционного прироста к общей численности постоянно проживающего населения. Все исходные числа берутся за год.

    Как видим, что для изучения миграционных процессов в науке выработаны четкие количественные методы и конкретные показатели, которые позволяют оценить масштабы и тенденции их протекания.

    Если сальдо миграции положительное

    Оказывает ли миграционный прирост населения влияние на демографическую ситуацию в стране-рецепторе (принимающей переселенцев) – один из главных вопросов, который решают сегодня социологи и демографы. Ведь, например, для России с ее показателями рождаемости и смертности именно мигранты могут стать уравновешивающим звеном для сохранения численности населения и обеспечения экономики трудовыми ресурсами.

    Как посчитать миграционный прирост

    Самый простой способ определить данный показатель – сравнить количество въехавших в страну и выехавших из нее. Тем, кто задается вопросом, как определить миграционный прирост населения по прибывшим и выбывшим, нужно вспомнить формулу расчета миграционного сальдо (о ней говорилось ранее). Положительный ответ в данном случае и будет приростом.

    Также простой математикой рассчитывается механический прирост мигрантов: от общего прироста населения отнимается естественный (отношение родившихся к умершим).

    Этот показатель может также рассчитываться относительно количества населения, постоянного проживающего на определенной территории. В таком случае используется формула коэффициента миграционного прироста, которая выглядит так:

    Кмп = МП (миграционный прирост) / Чн (численность населения) * 1 000.

    Информация о прибывших и выбывших, рожденных и умерших за определенный период структурируется в разных видах (например, графиках, таблицах или диаграммах). Такое упорядочение помогает проследить динамику процессов за несколько лет. Чтобы узнать, чему равен миграционный прирост по графику, например, на горизонтальной шкале обозначаются годы, а на вертикальной – показатели количества человек. Отмечая данные о прибывших в страну и выбывших из нее в определенном году, можем найти нужные нам показатели.

    Такой же логикой руководствуются социологи, демографы, статисты, которые решают задачу, как посчитать миграционный прирост населения по диаграмме. В категории диаграммы заносятся нужные числовые показатели (год и количество человек), и перед нами уже в схематическом виде предстают данные, которые помогают определить МП по известной нам формуле.

    Использование этого же несложного алгоритма расчета позволяет профильным специалистам без особого труда решить вопрос, как определить величину миграционного прироста населения по таблице, ведь занесение чисел в обычные столбцы остается одним из самых простых способов учета данных о въехавших в страну и выехавших из нее.

    Вследствие внешней миграции меняется демографическая структура общества, формируются новые этнические процессы и социальные движения, поэтому показатели миграционного прироста всегда должны быть на контроле.

    Если сальдо миграции отрицательное

    Миграционная убыль населения – это минусовые показатели миграционного сальдо, т.е. когда выехавших больше, чем приехавших. Источниками этого могут быть природные (стихийные бедствия), общественно-политические (революции, войны) или социально-экономические (массовая безработица, сокращение производства) причины.

    Уже известный нам алгоритм «прибывшие – выбывшие» поможет решить проблему, как найти миграционную убыль населения, по формуле.

    На территории Российской Федерации самый большой отток населения в 2017 году наблюдался из следующих регионов:

    • Омская и Волгоградская области;
    • Республика Коми;
    • Хабаровский край и Приморский край;
    • Республика Дагестан.

    Эти регионы не понаслышке знают, что такое миграционная убыль населения.

    Миграционный оборот

    Еще один важный показатель миграции – ее объем, или миграционный оборот. Он характеризуется также терминами валовая или брутто-миграция. Миграционный оборот – это сумма всех переселенцев на определенной территории за конкретный период. Если при расчете миграционного сальдо мы выбывших и прибывших вычитали, то для определения показателей брутто-миграции их нужно сложить. В России начала XXI века этот показатель составлял 4,5-4,6 млн человек.

    Те же, кто занимается миграционной статистикой, приходится решать задачу, как вычислить коэффициент интенсивности миграционного оборота, определяемый по формуле:

    К = МО / Чн*10 000 (или 1 000),

    где МО – абсолютный показатель миграционного прироста населения на заданной территории;

    Чн – среднегодовая численность постоянно проживающих людей.

    Миграционная подвижность

    Говоря о психологической готовности человека к переездам, его «легкости на подъем», употребляют термин «подвижность» (мобильность). Миграционная подвижность – это понятие многозначное, его часто приравнивают к переселениям в принципе, однако наиболее точным из определений, с позиций миграционной политики, является предрасположенность и готовность людей к изменению своего территориального статуса. Показатели мобильности всегда выше реальных случаев переселений.

    Интересно, что потенциальная активность миграционного движения населения разнится в зависимости:

    • от возраста (молодежь, как правило, более подвижна);
    • от пола (мужчины чаще готовы сменить место жительства);
    • от населенного пункта (сельские жители, в отличие от городских, ведут оседлый образ жизни), региона («северные» более активны);
    • от времени пребывания на данной территории (если меньше 2-3 лет – выше вероятность повторных переселений).

    Внешняя миграция из России

    Исторические периоды эмиграции из России связаны традиционно с социально-экономическими, национально-политическими, религиозными причинами. Так, из школьного курса истории вспоминаются несколько «волн» эмиграции:

    • период Российской империи;
    • «белая эмиграция» (после революции 1917 г.);
    • период Великой Отечественной войны;
    • «эмиграция “Холодной войны”» 1948-1990 гг.;
    • после падения «железного занавеса».

    В последнее время из России за границу ежегодно выезжает около 0,3% населения (например, в 2016 году количество эмигрантов составило чуть больше 300 тыс. человек), причем после сравнительно стабильного конца «нулевых» (всего 32 тыс. человек в 2009 году) с 2012 года эта цифра начала возрастать. Все чаще покидают страну высококвалифицированные кадры, предприниматели.

    По статистике, популярными странами у россиян в 2017 году стали:

    • Канада;
    • Израиль;
    • Великобритания;
    • Финляндия.

    Переселение граждан в пределах РФ

    Расселение народов России и их миграция – особенно интенсивно все это происходило после распада СССР, например, возвращение этнических групп (украинцев, казахов, узбеков, прибалтов, крымских татар) на свою родину. Переезд этнических русских в Россию, несмотря на государственные программы, постепенно замедляется. Так, по данным МВД РФ, 118 606 соотечественников и членов их семей стали на учет в РФ в 2017 году (для сравнения: в 2016 году их было 146 585).

    Постепенно выходят на первый план традиционные координаты миграций: рынок труда, урбанизация, система образования, личные убеждения.

    Анализируя современные особенности миграционных процессов в Российской Федерации, стоит отметить, что картина отнюдь не радужная, чему способствуют негативные миграционные и социально-экономические тенденции:

    • значительная доля нелегалов (в основном трудовых мигрантов);
    • приток неквалифицированной рабочей силы в большие центры при одновременной «утечке мозгов» за пределы государства;
    • рост преступности иностранных граждан, значительную долю которых составляют незаконные иммигранты;
    • превышение количества прибывших над выбывшими;
    • увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев.

    Если выяснять, какой вид миграции доминирует в России в настоящее время, однозначный ответ – внутренняя, причем поиск работы выходит на первый план среди основных ее причин.

    Для Российской Федерации с ее масштабами территории показатели миграционных процессов разнятся в разных округах в зависимости от климата, ресурсов, промышленных мощностей, структуры населения и прочих факторов. Например, если вспомнить, в чем особенности миграционных процессов на Дальнем Востоке, следует указать на огромные площади (36% территории страны) и малую заселенность (4,4% всего населения). Здесь наблюдается постоянный отток местных жителей, которые переезжают в центральные и западные округа, который компенсируется внешними мигрантами.

    Как относятся к переселенцам коренные жители

    При существующей системе государственной и социальной адаптации переселенцев отношение к мигрантам в современной России стереотипно неоднозначное. Многие видят в них дестабилизирующий фактор на рынке труда, ведь «приезжие», соглашаясь работать за меньшую плату, становятся конкурентами местным жителям. Периодически появляющиеся в медиа новости о криминальных проступках с участием лиц другой национальности лишь провоцируют косые взгляды и ксенофобские настроения.

    Однако если проанализировать, как изменилась специфика направления потоков мигрантов в России в последние годы, видим, что число переселенцев, например, из Узбекистана, Таджикистана и других центрально-азиатских стран существенно не поменялось. Это говорит о том, что работодатели и коренные жители все же склонны толерантно относиться к представителям других национальностей, так же охотно принимают их на на работу и сдают жилье.

    Возвращение на родину

    Существуют некоторые категории граждан, возвращение которых в страну проживания происходит «по закону» или по личным убеждениям. Возвращение мигрантов на родину на постоянное место жительства называется репатриация.

    • военнопленные;
    • перемещенные лица;
    • беженцы;
    • вынужденные переселенцы;
    • застрахованные лица, если наступил страховой случай;
    • просто граждане других стран, которые живут и трудятся на чужбине.

    В некоторых странах, кстати, разрабатываются программы по стимулированию этого процесса. Например, Франция и Германия практиковала выплату материальных компенсаций иностранцам, которые добровольно уволились и вернулись на родину.

    Государственная политика в сфере миграционных процессов

    Практически сразу после распада Советского Союза Россия взяла на контроль вопрос регулирования миграционных процессов. Федеральная миграционная служба была создана уже 14 июня 1992 года и проработала 24 года (упразднена в апреле 2016 года).

    Сегодня органы государственного управления миграционными процессами, а точнее, Главное управление по вопросам миграции МВД РФ (преемник полномочий ФМС с июля 2016 года) выполняет такие функции:

    • контроль, надзор за процессами переселений;
    • предоставление государственных услуг для граждан, въезжающих в страну и покидающих ее;
    • борьба с незаконными перемещениями.

    В России действует перечень нормативных актов, которые обеспечивают правовое регулирование в сфере миграции в РФ, среди них:

    • Конституция РФ;
    • Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ;
    • Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ;
    • Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников (утверждена Президентом РФ 22 июня 2006 года);
    • Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом РФ 13 июня 2013 года).

    Международное регулирование миграционных процессов осуществляют региональные организации, которые координируют работу национальных служб. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), например, создана странами, которые входят в состав Организации экономического и социального развития (ОЭСР, всего 35 государств).

    Кроме того, заключаются также межправительственные соглашения по конкретным проблемам в сфере миграции (например, Договор между РФ и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписанный 24 апреля 1997 года). Примечательно, что использование труда иммигрантов обусловлено также подобными двусторонними актами. На тех же таджиков распространяются такие же льготы и гарантии в трудовых отношениях, что имеют коренные россияне.

    Проблемы регулирования миграционных процессов

    Вовлечение РФ в мировую экономику и рынок труда, глобализация общественных, политических, социальных процессов бросает государству новые вызовы в сфере миграции.

    Можно перечислить следующие проблемы регулирования миграционных процессов в 2017 году:

    • невозможность отследить нелегальных мигрантов;
    • криминализация переселенцев;
    • адаптация приезжих;
    • прием и организация помощи беженцам;
    • получение точных данных об эмигрантах.

    В «Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года», которая уже упоминалась ранее, оговариваются основные задачи, которые стоят сегодня перед профильными ведомствами, среди них:

    • миграционная безопасность;
    • разработка системы сбора информации о переселенцах;
    • регулирование миграции в национальных интересах;
    • стимулирование внутренней мобильности населения;
    • сокращение потоков эмиграции и др.

    Преимущества для государства от миграции

    В Концепции впервые указывается также на преимущества миграции: переселение определяется как «ресурс» (для улучшения демографической ситуации, развития экономики), а не просто как «угроза» (для безопасности и проч.).

    К выгодам от миграции рабочей силы для стран, принимающих мигрантов, относят:

    • привлечение специалистов высокой квалификации;
    • «закрытие» непопулярных среди местного населения вакансий;
    • обеспечение местной экономики трудовыми ресурсами в нужном объеме;
    • снижение себестоимости товаров за счет привлечения низкооплачиваемых работников.

    О макроэкономических выгодах вследствие привлечения иностранцев на рабочие места говорят ученые. Например, С. Кузнецов определил, что динамика национального дохода и миграционных процессов лежат в основе циклов возведения жилья. Аналитик на основе данных о годовых объемах строительства определил двадцатилетние интервалы в застройке жилого фонда (колебания застоя и роста). Связаны они, в том числе, и с притоком мигрантов.

    Современные тенденции говорят о еще большей взаимосвязи между привлечением к труду иностранцев и общим развитием принимающих государств, ведь рост среди мигрантов удельного веса специалистов высокой квалификации ведет к существенным экономическим эффектам.

    Миграция: ресурс или проблема

    Всестороннее рассмотрение вопроса миграции обнаруживает разные последствия и для государств-участников, и для индивида лично. Для рационального использования миграционного ресурса нужна разработанная, научно обоснованная, продуманная теоретическая база и последовательный алгоритм ее реализации. Тогда переселенцы из просто эксплуатируемой массы превратятся в полноправных участников трудовых процессов и интегрированных членов общества.

    Новый закон ФМС для мигрантов России: Видео

    Сальдо миграции в 2008 году: положительное (синий), отрицательное (оранжевый), близкое к нулю (зелёный), нет данных (серый)

    Понятие «миграция» следует охарактеризовать как «территориальные перемещения индивидов из государства в государство, из региона в регион» . Основными участниками современных миграционных потоков являются учащиеся, трудовые мигранты, беженцы, переселенцы, репатрианты и нелегальные мигранты. Перемещения мигрантов подразделяются на сезонные, то есть зависящие от времени года (как, например, туризм и сезонные сельскохозяйственные работы) и маятниковые - регулярные передвижения из определенного пункта и возвращение в исходный.

    Рассматривая современные миграционные процессы, следует выделить иммиграцию (перемещение эмиграцию (миграционные потоки ее пределы на постоянное или длительное жительство). Исторически преобладала миграция населения «переселенческого типа» - так в результате данного типа миграции мигранты перемещались через границы государств и меняли место жительства.

    К эмиграции или реэмиграции (процессу возвращения эмигрантов в страну исхода на постоянное место жительства) как результатам массовых потоков миграции и иммиграции могут привести различные факторы, те или иные политическим события. Однако процессы, стимулирующие приток иммигрантов могут завершить свое действие и тогда эмигранты под воздействием факторов могут стать реэмигрантами или репатриантам.

    Мигранты являются социальными субъектами, акторами миграционных процессов, а сами миграционные процессы рассматриваются как результат личной мотивации мигрантов. В самом деле, отрыв образа человека от конкретных людей, их индивидуальных особенностей создает значительные трудности и для воплощения образа в отдельных сферах науки и искусства.

    Динамика миграционных процессов

    В современном мире международные потоки трудовой и иных видов миграции обуславливают более сложные политическими и экономическими изменениями. Международные миграции обусловлены такими факторами, как экономические, политические и социокультурные.

    Современные миграционные потоки как феномен международной жизни и международных отношений представляет собой взаимодействие мигрантов и общества, как страны исхода, так и общества принимающей страны. Для объяснения динамики и процессов международной миграции главным научным сотрудником Института социально-политических исследований РАН Л.Л.Рыбаковским была предложена теория миграционного процесса, состоящего из трех этапов, в котором выделяются исходная, основная и заключительная фазы миграционного процесса. Исходная фаза миграции связана с принятием решения и готовности к миграции. Основная фаза миграции связана с фактическим процессом миграции. И, наконец, заключительная фаза миграции связана с процессом прибытия и адаптации мигрантов к новым социальным условиям принимающего общества. Таким образом, рассмотрение этапов процессов миграции позволяет рассматривать международную миграцию как один из ключевых социальных и международных процессов и применить к ней методологические принципы, разработанные в социологии и международных отношениях.

    Среди факторов, обуславливающих готовность индивидов участвовать в современных миграционных процессах, следует выделить эндогенные и экзогенные, которые воздействуют на появление миграционной установки (стремления переместиться в другую страну).

    Влияние внешних факторов, обуславливающих мотивацию к миграционному поведению (стремления мигрировать), неоднозначно - так на миграционную мотивацию объективные условия социальной среды, сложившиеся на их родине, но и восприятие потенциальными мигрантами социальной действительности. Внешние факторы, специфически воздействующие на мигрантов в стране исхода, приводят к появлению множества мотивов мигрировать, что приводит к разнообразным способам перемещения мигрантов (например, как легальному, так и нелегальному), так и множеству адаптационных стратегий и тактик мигрантов в стране-реципиенте (полная или частичная адаптация к социо-культурным нормам страны реципиента, индивидуальная или коллективная стратегия адаптации посредством компактного проживания мигрантов и т.д.).

    Под внутренними факторами следует рассматривать мотивацию, обуславливающую стремление к миграционному поведению (например, желание мигранта улучшить свое социально-экономическое положение, стремление к реализации творческого потенциала Более того, данный подход позволяет рассматривать международную миграцию в контексте социокультурных изменений: а) как фактор, трансформирующий социальные связи в обществе страны-реципиента; б) влияющий на систему социального взаимодействия в стране-реципиенте, так как концентрация мигрантов с иные ценностями и нормами внутриобщинного взаимодействий, чем у коренного населения в каком-либо районе, вызывает ответную, иногда негативную реакцию местного сообщества.

    Следует также отметить, что динамика миграционных процессов обусловлена социальными явлениями. Так, неблагоприятные внешние условия, такие, как ухудшение экономической, экологической или политической ситуации в стране проживания могут стать факторами обуславливающими готовность потенциальных переселенцев к вынужденной миграции. Однако мигрантам присущи различные социально-экономические характеристики, и поэтому они различными способами реагируют на неблагоприятные условия среды проживания и выбирают разнообразные стратегии миграции. Поэтому для более полного анализа причин детерминации миграции необходимо уделять внимание социально-психологическим особенностям потенциальных и реальных мигрантов (по крайней мере, нельзя полностью исключить эти факторы, рассматривая массовые потоки миграции).

    Позитивные и негативные аспекты миграции

    Среди позитивных последствий современной международной миграции следует указать, что легальные трудовые мигранты выплачивают налоги и другие обязательные взносы стране-реципиенту. Одним из последствий массовых потоков миграции становятся демографические изменения в структуре населения страны исхода и страны-реципиента: миграционные процессы позволяют развивающимся странам уменьшить количество безработного трудоспособного населения (преимущественно молодежи) посредством миграции молодежи в страны-реципиенты.

    Позитивными последствиями потоков трудовой и внешней миграции являются пополнение демографического потенциала принимающей страны. Действительно, современные миграционные потоки оказывают влияние на демографические показатели стран-доноров и стран-реципиентов миграционных потоков. Миграционные потоки не только способствуют решению в странах донорах и странах-реципиентах миграционных потоков, но и способствуют оттоку трудоспособного и квалифицированного населения в странах-донорах.

    Среди негативных последствий современной международной миграции следует указать рост нелегальной миграции. Число нелегальных мигрантов также увеличивается за счет туристов, учащихся и работников, у которых истек срок визы или трудового контракта, однако которые уклоняются от возвращения в страну исхода, и продолжают нелегально пребывать на территории страны-реципиента, надеясь, несмотря на свой нелегальный статус, продолжать работать в стране-реципиенте.

    Мигрантам присущи низкий уровень жизни и социальных стандартов новоселов и текучесть населения. Значительное количество нелегальных рабочих-мигрантов уменьшает заработную плату коренных рабочих, конкурирующих с мигрантами. Конфликты между мигрантами и коренным населением могут обостряться спадов в экономике. Массовая миграция также имеет негативнее последствия для стран-доноров миграционных потоков: миграция из стран исхода может привести к «утечке мозгов» и к выезду за пределы страны исхода трудоспособного населения.

    Современным миграционным потокам присуще увеличение потоков мигрирующей рабочей силы по направлению Юг-Север. Страны Европы связаны с возможностью этих стран интегрировать трудовых мигрантов общество. Также увеличивается численность нелегальных рабочих-мигрантов. Легальная миграция рабочей силы - лишь часть широкомасштабной миграции. Все эти явления способствуют увеличению популярности правых и ультраправых партий в Европе.

    Таким образом, современные глобальные миграционные потоки предоставляют значительные преимущества как государствам-реципиентам миграционных потоков (дополнительные ресурсы рабочей силы), так и государствам-поставщикам миграции (позволяют частично решить вопрос трудоустройства избыточной рабочей силы). Миграционные потоки в страну-реципиент стимулируют рост экономики этой страны, способствуют росту благосостояния коренного населения и мигрантов, а также способствуют экономическому и социальному развитию страны исхода. Однако многие современные миграционные процессы приводят к возникновению социально-экономических проблем и конфликтов между иммигрантами и обществом страны-реципиента, что приводит к росту социальной напряженности в обществе.

    Современные миграционные потоки демонстрируют, что указанная характерная черта современных миграционных процессов предоставляет значительные преимущества государствам-реципиентам миграции, как ресурса рабочей силы, так и государствам поставщикам миграции как избыточной рабочей силы. Однако многие современные миграционные процессы приводят к возникновению социально-экономических проблем и конфликтов между иммигрантами и обществом страны-реципиента.

    Процессы глобализации также являются катализатором миграционных потоков. Современные урбанизация и индустриализация, а также процессы экономической и культурной глобализации, обуславливающие массовую миграцию и пространственные перемещения людей, приводят, по мнению Э.Хобсбаума, к «кризису основополагающей идеи о необходимости существования территории» . Более того, в виду кризиса идеи об этнической гомогенности населения национальных государств, современные государства представляют собой полиэтнические общности, объединенные общей экономической системой, а современные этнические группы, полиэтнических государствах, в большей степени обеспокоены соперничеством с другими этническим группами и социокультурных (культурные и религиозные традиции) и политических (власть, влияние) ресурсов.

    Вместе с этим смотрят:
    Нелегальная миграция в США
    Этнические профсоюзы
    Мигрант ищет заработок