Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Понятие и сущность мер по предупреждению банкротства организаций. Меры по предупреждению банкротства юридических лиц в России: проблемы теории и практики

    Понятие и сущность мер по предупреждению банкротства организаций. Меры по предупреждению банкротства юридических лиц в России: проблемы теории и практики

    В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ

    ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

    В юридической литературе справедливо отмечается, что именно в результате отсутствия в конкурсном законодательстве надлежащего механизма предупреждение банкротства юридического лица положение большинства юридических лиц выглядит как массовое банкротство . Более того, отсутствует легальное определение понятия «предупреждение банкротства».

    Правовая регламентация данного феномена содержится в главе II Закона о несостоятельности (банкротстве), именуемая «Предупреждение банкротства» . Из указанной главы Закона о банкротстве, как совершенно верно отмечают авторы следует, что мероприятия по предупреждению банкротства рассматриваются в широком и узком смыслах. В широком смысле под данными мероприятиями следует понимать систему мер, направленных на недопущение признания должника банкротом, которые включают в себя досудебные и судебные мероприятия, как то: диагностика несостоятельности; меры предусмотренные главой II Закона о банкротстве «Предупреждение банкротства»; процедуры финансового оздоровления, внешнего управления , мирового соглашения. В узком смысле предупреждение банкротства ограничивается лишь мерами, которые применяются до подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд , а именно меры по предупреждению банкротства предусмотренные главой II Закона о банкротстве, а также диагностика несостоятельности .

    Следует обратить внимание на то, что большинство авторов критически оценивают название главы II Закона о банкротстве.

    Так, Б. Габричидзе, Т. Жукова предлагают вовсе исключить из Закона о банкротстве главу II «Предупреждение банкротства». Такое предложение авторы аргументируют тем, что в Законе о банкротстве объединены различные по целям мероприятия, поскольку предупреждение банкротства это восстановительные мероприятия, которые направлены на его предотвращение, они проводятся до признания арбитражным судом должника банкротом. Авторы предлагают подготовить и принять Федеральный закон «О досудебном восстановлении платежеспособности юридических лиц», который бы содержал положения об оценке, прогнозировании и восстановлении платежеспособности юридических лиц .

    М.В. Телюкина полагает, что название главы «Предупреждение банкротства» не является удачным, поскольку исходя из данного названия следует вывод о том, что на предупреждение банкротства направлены только нормы данной главы, что приводит к смешению понятия «предупреждение банкротства» в широком и узком смыслах. М.В. Телюкина предлагает назвать главу Закона «Предупреждение подачи заявления о банкротстве» или «Досудебное предупреждение банкротства» . Последний взгляд представляется более убедительным, поскольку в ст. 1 Закона о банкротстве сказано, что им регулируются не только отношения по признанию должника банкротом, но и отношения, регулирующие порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства. Данный закон носит универсальный характер, т.к. содержит положения, направленные как на восстановления платежеспособности должника, так и его ликвидацию. Однако неточность названия главы II Закона о банкротстве может привести к двоякому ее пониманию. По этой причине принятие специального Федерального закона «О досудебном восстановлении платежеспособности юридических лиц» представляется излишним, и вслед за М.В. Телюкиной предлагаем назвать главу II Закона «Досудебное предупреждение банкротства».

    В п.1 ст.30 Закона о банкротстве, именуемая как меры по предупреждению банкротства организаций сказано: в случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

    Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве признаками банкротства юридического лица являются неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или обязанность) не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

    Несомненно, установление обязанности по информированию руководителем должника указанных лиц о наличии признаков банкротства является попыткой законодателя предоставить шанс учредителю для принятия мер по предупреждению банкротства в целях сохранения юридического лица. Однако установление данного правила аннулируется тем, что отсутствует санкция для руководителя должника в случае невыполнения им этой обязанности. В некоторых случаях, как отмечают в юридической литературе, трудно исполнить обязанность по извещению о признаках банкротства, когда учредителей (участников) должника сотни или тысячи . Вместе с тем, представляется необходимым установление санкций в отношении руководителя должника за невыполнение указанной обязанности, поскольку участники такого юридического лица обладают теми возможностями, которые позволяют не допустить несостоятельность.

    Судебная практика по вопросам отмены решения суда о признании должника банкротом случае в случае неизвещения учредителей (участников) юридического лица складывается неоднозначно.

    Так, в одних случаях, дело о признании юридического лица банкротом было передано на новое рассмотрение, поскольку удовлетворяя заявленные требования, суд не учел, что до подачи заявления учредители юридического лица приняли решение об увольнении руководителя, более того, руководитель не направлял им сведения о наличии признаков банкротства, следовательно, учредители были лишены возможности принять меры, необходимые для восстановление платежеспособности юридического лица .

    В других случаях, суд полагает, что неизвещение учредителей (участников) должника о выявлении признаков банкротства не является основанием для отмены решения суда о признании должника банкротом .

    Согласно п.2. Ст.30 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия , федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

    Заметим, что в главе II Закона о банкротстве, за исключением досудебной санации, отсутствует перечень мероприятий, которые могут применить учредители (участники) юридического лица в целях предотвращения его несостоятельности. Более того, в Законе не определен срок и порядок проведения таких мероприятий.

    В юридической литературе разработаны следующие меры, направленные на предупреждение банкротства юридического лица.

    А.Н. Семина называет такие меры как: 1) реорганизация должника; 2) смена его руководителя или руководства в целом; 3) изменение системы управления; 4) перепрофилирование и закрытие убыточных производств ; 5) отказ от заключения определенных договоров; 6) продажа части имущества, относящегося к производству, не приносящему прибыли .

    М.В. Телюкина наряду с предложенными выше мерами называет: анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств; 2) разработка и внедрение новой маркетинговой политики; 3) достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения долгов, скидок с долгов, прощения долга; 4) представление инвестиций под гарантии (залог, поручительство, банковская гарантия) определенных лиц . Причем указывается, что представление инвестиций под гарантии необходимо отграничивать от досудебной санации, поскольку главным является не факт инвестирования , а факт предоставления обеспечения по договору . Кроме того, М.В. Телюкина классифицирует предложенные досудебные мероприятия на экономические (модернизация , перепрофилирование) и юридические (истребование имущества по виндикационному иску, получение кредитов и т.п.) .

    В юридической литературе высказано предложение о включении в главу II Закона норм о добровольном банкротстве, т.е. досудебной процедуры, осуществляемой непосредственно должником и состоящей в применении некоторых положений Закона о банкротстве без контроля суда. Авторами предложено выделять этапы добровольного банкротства: 1) принятие решения о добровольном банкротстве; 2) уведомление кредиторов о желании осуществить добровольное банкротство; 3) получение согласия кредиторов; 4) объявление о добровольном банкротстве; 5) проведение ликвидационных мероприятий; 6) завершение добровольного банкротства. Для объявления о добровольном банкротстве необходимо наличие признаков банкротства . Действительно, положения о добровольном банкротстве содержались в ранее действовавшем Законе о банкротстве 1998 г (гл. XI). Возможность проведения добровольного банкротства допускалась и ГК РФ. Можно заключить, что сегодня отсутствует возможность применения такого банкротства.

    Несмотря на то, что добровольное банкротство, по мнению многих авторов, является удобным способом ликвидации небольших юридических лиц, у которых нет большой задолженности перед кредиторами, представляется излишним введение такой досудебной меры в Закон о банкротстве. Дело в том, что целесообразнее при наличии соответствующих признаков возбудить дело о банкротстве, поскольку иначе возникает опасность упустить время, когда судебные процедуры дали бы результат. Более того, после возбуждения дела о банкротстве должник и кредиторы в случае достижения консенсуса об исполнении обязательств правомочны заключить мировое соглашение.

    Некоторые авторы, в качестве меры, направленной на предупреждение банкротства юридического лица называют введение моратория на все обязательства юридического лица. Авторы полагают, что введение такой меры использовать организации (должнику) свои активы для стабилизации производства и спасения бизнеса . Думается, что данное предложение носит скорее исключительный характер и возможно только при наличии согласия кредиторов, поскольку в соответствии с гражданским законодательством , обязательство должно быть надлежащим образом исполнено в срок.

    В соответствии с п.3 ст.30 Закона о банкротстве меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

    В литературе, верно, указывается, что кредиторы или иные лица принимают меры по финансовой поддержке на основании соглашения с должником, например, соглашения о скидке с долга, отсрочке или рассрочке уплаты задолженности , прощение долга, исполнение третьим лицом за должника его обязательств . На первый взгляд данные соглашения весьма схожи с мировым соглашением. Однако между ними имеется принципиальное различие. Заключить мировое соглашение должник и кредитор могут только после возбуждения дела о банкротстве, поскольку такое соглашение согласно ст. 27 Закона о банкротстве является судебной процедурой. При этом В. Говорин справедливо отмечает, что в соглашении по осуществлению досудебных мер между кредитором или третьим лицом с должником должны быть закреплены гарантии защиты прав данных лиц. Кроме того, к числу существенных условий такого соглашения должны быть отнесены условия о порядке и сроках осуществления мероприятий по предупреждению банкротства .

    В отличие от учредителей должника, на данных лиц не возлагается обязанность по применению досудебных мер, они самостоятельно принимают решение о предоставлении помощи должнику, а потому Законом для кредиторов и третьих лиц не предусмотрена ответственность за непринятие таких мер.

    Обратимся к характеристике санации.

    В соответствии с п.1 ст.31 Закона о банкротстве учредителями должника, собственником имущества – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами может быть предоставлена финансовая помощь должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

    В юридической литературе нет единства взглядов на правовую природу санации. Некоторые авторы полагают, что санация является восстановительной процедурой, как наблюдение и внешнее управление . Автор разделяет позицию тех исследователей, которые не рассматривают санацию как судебную процедуру . Действительно, ст. 27 Закона не относит санацию в качестве процедуры, применяемой деле о банкротстве. На самом деле санация представляет собой денежную помощь должнику. Считается, что объем денежных средств должен быть достаточен для удовлетворения требований кредиторов, срок исполнения которых уже наступил. Хотя, как справедливо отмечает М.В. Телюкина, необходимо учитывать интересы и кредиторов, срок исполнения которых не наступил, а также интересы должника. В результате сформулирован вывод о том, что размер финансовой помощи при санации должен быть достаточен как для удовлетворения требований кредиторов, так и для восстановления платежеспособности должника, т.е. для продолжения функционировании организации в нормальном режиме, что в свою очередь повлечет своевременное удовлетворение требований кредиторов по мере наступления сроков их исполнения. Соответственно при проведении санации можно удовлетворить одновременно все требования в полном объеме .

    Кроме того, заметим, что для проведения досудебной санации необходимо согласия юридического лица, платежеспособность которого восстанавливается. В противном случае оказание такой финансовой помощи будет именоваться не санацией, а простой уступкой требования (цессией).

    В соответствии с п.2 ст.31 Закона о банкротстве предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Анализ соответствующей дефинитивной нормы позволяет сделать вывод о том, что финансовая помощь может оказываться как на возмездной, так на безвозмездной основе. В этой связи в юридической литературе не раз возникал логичный вопрос: является ли оказание финансовой помощи на безвозмездной основе договором дарения ? Дело в том, что согласно ст. 575 ГК РФ установлен запрет дарения между коммерческими организациями. На данный вопрос наиболее удачно ответила М.В. Телюкина, указав, что не следует смешивать санацию и договор дарения, поскольку цель санации – восстановление платежеспособности должника, а цель дарения – безвозмездная передача имущества одним субъектом другому. Более того, договор о санации является непоименованной сделкой, а соответственно, осуществлять санацию на безвозмездной основе могут и коммерческие организации .

    Санация фактически предусматривает возможность полного изменения правоотношения . В Законе о банкротстве не указано, что вновь принятые обязательства третьих лиц перед новым кредитором должны полностью соответствовать первоначальному обязательству должника. Следовательно, первоначальное обязательство может коренным образом измениться как по субъектному составу, так и по кругу регулируемых отношений. При проведении санации, как совершенно верно указывается в юридической литературе, необходимо обратить особое внимание на соблюдение требований налогового законодательства, которое, в частности, не допускает замену обязанного лица .

    Основанием для прекращения санации является обращение должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Ранее заключенный, но не исполненный договор о проведении санации, прекращается, поскольку исполнить его не представляется возможным.

    Принимая во внимание изложенное, можно заключить, что на сегодняшний день в Законе о банкротстве отсутствует порядок проведения санации, а именно не урегулирован порядок привлечения инвесторов и оформления соглашения о санации, срок проведения санации, а также не определена ответственность сторон. В этой связи, учитывая высокое значение санации для предупреждения банкротства юридических лиц, представляется необходимым дополнить ст. 31 Закона о банкротстве указанными положениями.

    Заметим, что на сегодняшний день в законодательстве отсутствуют положения о методике диагностики банкротства юридических лиц. Как отмечается в литературе, попытки введения подобной диагностики на законодательном уровне не увенчались успехом . Единственным нормативным актом , содержащим критерии для оценки неплатежеспособности юридических лиц является постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа » . Однако данное постановление применяется уже после возбуждения судом дела о банкротстве.

    Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего реформирования законодательства о предупреждении несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

    Литература:

    1. Васильев А.Н. Способы предупреждения банкротства юридического лица: соглашения, заключаемые в рамках финансового оздоровления /А.Н. Васильев // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 1. – С. 85-89.

    2. Витрянский В.В. Постатейный комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / В.В. Витрянский. – М., 2001. – 1037 с.

    3. Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности (банкротства) / В. Говорин. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

    4. Габричидзе Б. Административно-правовые проблемы обеспечения финансовой устойчивости юридических лиц / Б. Габричидзе. [Электронный ресурс ]. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-75807.html (дата обращения 15.12.2013).

    5. Жукова Т., Кондратьева К. К вопросу о тенденциях развития законодательства о предупреждении банкротства в России / Т. Жукова // Право и экономика. – 2007. – № 1. – С. 96-97.

    6. Иванин И.Е. Добровольное объявление о банкротстве / И.Е. Иванин, А.В. Нутрихин // Финансовая Россия. – 1999. – № 16.

    7. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М., 2003. – 488 с.

    8. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Залесского. – М.,2003. – 617 с.

    9. О несостоятельности (банкротстве) : федеральный закон от 26 окт. 2002 г. №127-ФЗ // Собрание законодательства. – 2002. – № 43, ст. 4190.

    10. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа: постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 // Собрание законодательства. – 2003. – № 26, ст. 2664.

    11. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2010 по делу № А65-379/2010 по делу № А65-379/2010. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс.

    12. Постановление ФАС Поволжского округа от 24 янв. 2008 по делу № А12-13877/07-С55. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

    13. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 окт. 2007 № Ф04-7456/2007(39545-А70-24) по делу № А70-8194/3-2006. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс.

    14. Семина А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника – юридического лица: Научно-практическое издание / А.Н. Семина. – М., 2003. – 224 с.

    15. Свит Ю. Восстановительные процедуры – способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. – 1998. – № 3. – С. 16-18.

    16. Телюкина М.В. Конкурсное право. Гражданско-правовые проблемы: дисс. … докт. юрид. наук / М.В. Телюкина. – М., 2003. – 473 с.

    17. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / М.В. Телюкина. – М., 2003. – 616 с.

    18. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. – М.,1996. – 469 с.

    Одной из стадий банкротства является его предупреждение. При этом процедура необязательно доходит до последней стадии. Имеется ряд факторов, препятствующих ее завершению, например, наличие эффекта при проведении . Банкротство является долгосрочным многоэтапным процессом, направленным на предупреждение финансового неблагополучия компании.

    Арбитражный суд не стремится любыми средствами ликвидировать обанкротившееся юридическое лицо. Задачей организации является предупреждение невыгодных для владельца и его кредиторов последствий.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Меры по предупреждению банкротства предприятия определяются законодательством. Учредители компании-должника уведомляются о признаках банкротства, после чего они обязаны предпринять меры предупреждения банкротства.

    Одной из них является досудебная санация, представленная финансовыми выплатами в размере задолженностей фирмы. При этом должник принимает на себя определенные обязательства перед лицом, погасившим его долги.

    Суть

    Мероприятия по предупреждению банкротства – это комплекс мер по оптимизации отношений и характеристик компании.

    Процесс подразумевает поиск и устранение тех факторов, которые распространяют фиктивное банкротство, а также разрушение негативного влияния отдельных сотрудников фирмы. С этой целью разрабатывается система, которой контролируется экономическая несостоятельность компании.

    В законодательстве государства указывается, что юридическое лицо должно приложить все усилия, чтобы не стать банкротом. Удачное предотвращение банкротства определяется правильным анализом состояния компании, ситуации в стране и в своей экономической сфере. Отдельно определяются наиболее типичные причины развития банкротства.

    Существует система по предотвращению банкротства, состоящая из органов государственной власти и общественных организаций. Ее работа осуществляется посредством сотрудничества между собой субъектов предупреждения банкротства, в ходе которого используются комплексные стратегии прогнозирования негативных эффектов.

    Перечислим активно используемые стратегии:

    Экстраполяция
    • С помощью экстраполяции определяется прогноз на краткий период. Учитывается общий фактор, который влияет не только на благосостояние компании, но и на финансовое положение в стране.
    • При прогнозировании пользуются теми же характеристиками, что и в прошлых периодах. Анализ начинается с них, а затем достраивается для прогнозируемого периода. В результате получается статистический ряд.
    Способы экспертной оценки
    • Этот метод применяется, когда необходимо сделать прогноз на долгосрочный период. Набирается группа экспертов, каждый из которых оценивает ряд показателей, предполагая, какой будет динамика их развития.
    • Дополнительно определяется значимость каждого из параметров.
    Моделирование
    • Широко используется метод моделирования, в котором показатели подвергаются компьютерному анализу с использованием статистики и математических моделей.
    • Этот способ позволяет быстро оценить экономическую, социальную и демографическую информацию. Особенностью метода является возможность отдельно проанализировать деятельность каждого сотрудника компании.
    • При проведении прогнозирования обязательно нужно действовать в соответствии с законодательством. Нарушение коммерческой тайны допустимо лишь в некоторых крайних случаях.
    • Правоохранительные органы, которые могут работать в данной области, — это арбитражный суд, налоговая полиция, прокуратура и прочие государственные организации, так или иначе связанные с налогообложением.

    Из чего состоит

    Выявить признаки

    Обнаружить можно и в договорных, и в недоговорных отношениях субъекта.

    К ним относятся:

    • наличие долгов по заключенным договорам контракции, поставок за услуги, выполнение работ;
    • внезапное обогащение без каких-либо оснований;
    • наличие задолженностей по выплате зарплаты и выплатам в фонды;
    • невыплаченные полностью или частично займы;
    • долги по отношению к учредителям;
    • задолженности из-за нанесения ущерба имуществу кредитора.

    Детали закона

    Законодательное регулирование мер, которые субъекты могут принять по отношению к должнику, определяются статьей 30.

    Субъектами являются учредители фирмы-должника, собственники имущества на унитарном предприятии, органы исполнительной власти (федеральные или на уровне субъектов Российской Федерации), в некоторых случаях – органы местного самоуправления.

    В соответствии с указанной статьей вышеперечисленные субъекты обязаны принимать меры по предотвращению банкротства, однако ответственность за бездействие статьей не регламентирована.

    На практике взаимосвязь между действиями субъектов и банкротством доказать практически невозможно. При условии соглашения с должником принимать меры могут еще и кредиторы.

    Конкретные меры предупреждения законом не определяются, упоминается только досудебная санация (статья 31). Поэтому меры могут быть любыми, как юридическими, так и экономическими. Их целью является повышение платежеспособности и обеспечение ресурсами фирмы-должника.

    Пункт 1 статьи 30 определяет обязанности руководителя предприятия-должника на досудебном этапе. Он должен известить учредителей компании о возникновении признаков банкротства, перечисленных в пункте 2 той же статьи. За нарушение этого положения не предусмотрено никаких мер ответственности.

    В 31 статье определяется разработка досудебных мероприятий, в частности досудебной санации, которая представляет собой короткое решение – прямую выдачу должнику финансовой компенсации, достаточной для погашения всех долгов. Фактически, это непоименованный договор субъекта-санатора и должника.

    В пункте 2 данной статьи регламентируется возможность принятия должником обязательств по отношению к санатору. Субъект может и не налагать обязательств на должника, однако тогда санацию стоит дифференцировать от дарения, так как ГК запрещает оформление договора дарения между несколькими коммерческими организациями.

    Как совершается предупреждение банкротства

    Антикризисное управление

    Антикризисные меры государства производятся в тот период цикла предприятия, когда наблюдается резкое падение его платежеспособности. Однако определенные антикризисные процедуры производятся на всем протяжении жизненного цикла мероприятия.

    Основной целью антикризисного управления является организация поиска возможных источников вложений в бизнес. Подразумевается использование в том числе и нетрадиционных для российского бизнеса источников и новых способов поиска.

    Часто большие производства не имеют возможности обеспечить не только социальное развитие и оплату ЖКХ, но и покупку сырья, выдачу заработной платы и возмещение задолженностей за электроэнергию. Естественно, нет и инвестиционных ресурсов.

    Как сообщает Госкостат, у большинства региональных промышленных организаций имеются большие задолженности по кредитам бюджета, контрагентов и небюджетных фондов. Многие из них уже характеризуются признаками несостоятельности.

    Более выгодное положение имеют сырьевые предприятия по экспорту энергоисточников, металлов и т.д., однако и они терпят определенные трудности из-за растущих издержек и уменьшения уровня продаж. Не стоит забывать и про роль финансового менеджмента, который зачастую бывает неэффективным.

    Поэтому большое значение имеет антикризисное управление, сочетающее в себе общие принципы управления и специфические процедуры, основанные на борьбе с кризисом. В первую очередь определяется специфическая цель, обусловленная кризисом.

    Формируется экономика банкротства, в которой убытки компании перекладываются на других. Основной характеристикой антикризисной стратегии является жестко ограниченные сроки, например, сроки внешнего управления или появление признаков банкротства. Для соблюдения сроков решения должны приниматься быстро и немедленно вводиться в исполнение.

    Краткосрочной целью антикризисного управления является сохранение рентабельности предприятия. Для этого управляющий разрабатывает бизнес-стратегию, включающую снижение издержек производства, реструктуризацию существующего долга и т.д:

    1. Предприятие делится на правильно функционирующую часть и те подразделения, которые уже не приносят прибыль.
    2. Нетрудоспособные части расформировываются.
    3. Производится реорганизация предприятия.

    Способы

    Основные методы предотвращения банкротства — это:

    Контроль задолженности кредиторам
    • Стоит задуматься о том, как избежать накопление долгов. Залогом успеха является обеспечение ликвидности активов предприятия, а также наиболее безопасное использование свободных средств.
    • Кредитную задолженность необходимо структурировать, в первую очередь погасить краткосрочные задолженности. Еще одним важным фактором является обязательное соблюдение сроков расчета. В крайнем случае можно пойти на преднамеренный риск и самостоятельно начать процесс банкротства.
    Оптимальная корпоративная структура
    • нужно проанализировать вертикальные и горизонтальные связи в управлении компанией, реорганизовать дочерние компании, распределив между ними рабочие функции и денежные потоки;
    • при наличии дружественных компаний можно передать им собственное имущество под залог, что позволит создать дополнительное обременение.
    Анализ ликвидности и реализация активов Это позволит погасить долги через продажу имущества компании.
    Повышающие кредитоспособность сделки Такой метод позволит быстро рассчитаться с кредиторами.
    Обращение в милицию и судебная защита в ответ на криминальное действие В случае если процесс банкротства уже начат, то можно возбудить дело о незаконном захвате имущества продумать правильную тактику поведения в суде.

    Дополнительные меры

    К дополнительным мерам восстановления платежеспособности для малого, среднего или крупного бизнеса относятся:

    Обращение к государственным или частным кредиторам Финансовая помощь от этих организаций позволит предприятию-должнику разобраться с кредитными обязанностями и частично вложить средства в развитие бизнеса.
    Взыскать долги со своих покупателей Произведя окончательный расчет с покупателем за взятые в кредит товары и услуги, организация получит необходимые активы.
    Увеличение уставного капитала Такое решение, принятое на собрании учредителей предприятия, принесет взносы участников в денежном эквиваленте.
    Продажа организации Третьим лицам.
    Новая эмиссия акций предприятия Такая стратегия организации привлечет в компанию вступительные взносы новых членов.
    Поиск частных инвесторов Интересующихся отраслью, в которой работает компания.

    Надёжные стратегии

    Регламентирует особые меры, направленные на предупреждение банкротства стратегически важных организаций.

    К ним относятся:

    • проведение анализа платежеспособности компании;
    • реорганизация;
    • погашение долга предприятия, работающего по оборонному заказу государства;
    • реструктуризация задолженности между бюджетом государства и специализированными внебюджетными фондами;
    • досудебная санация – компенсация долга государством с наложением на должника обязательств;
    • содействие при соглашении организации и кредитора о реструктуризации долга, то есть предоставляет государственную гарантию погашения задолженности;
    • прочие меры, определяемые индивидуально.

    Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики и реализации. Реализация мер финансового оздоровления возможна только при соответствующем управлении предприятием. Управление предприятием в условиях кризиса в настоящее время многие авторы называют "антикризисным управлением".

    Антикризисное управление - это система управления предприятием, имеющая комплексный, системный характер и направленная на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.

    Целями антикризисной политики предприятия являются:

    • 1) обеспечение ликвидности и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств;
    • 2) получение прибыли и уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех потребностей основной, инвестиционной и финансовой видов деятельности предприятия.

    Финансовый кризис меняет стратегию предприятия, его цели и способы их достижения. Главной особенностью управления в условиях кризиса является жесткое ограничение сроков, смена критериев принятия решений.

    В рамках нормального управления критерии принятия решений можно свести к достижению стратегических целей в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность, а в краткосрочном аспекте критерием становится экономия денежных средств. Наступление неплатежеспособности означает для предприятия превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, то есть образование дефицита денежных средств.

    • - Нематериальные активы являются тем имуществом предприятия, которое во многом определяет его деятельность и делает предприятие конкурентоспособным. Поэтому реализация нематериальных активов является нежелательной (даже в целях финансового оздоровления) и возможна только в качестве крайней меры.
    • - Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) анализируются на предмет превращения указанных затрат в дебиторскую задолженность (сдача выполненных работ заказчику или предъявления издержек обращения покупателям) или готовую продукцию (выпуск из производства готовой продукции).
    • - Готовая продукция и товары для перепродажи реализуются даже при наличии неблагоприятной конъюнктуры для их продажи. Даже если предприятие получит убыток от реализации готовой продукции и товаров, оно тем не менее выигрывает, поскольку получает денежные средства и погашает с их помощью определенную часть кредиторской задолженности, тем самым уменьшая риск банкротства.
    • - Такой вид активов, как информация по строке "товары отгруженные", в Бухгалтерском балансе необходимо проанализировать в том плане, на основании какого отсутствующего условия (или условий) не была признана выручка от продажи. После этого необходимо создать возможность для признания выручки от продажи и погасить возникшую дебиторскую задолженность.
    • - Расходы будущих периодов - это расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Здесь необходимо проанализировать возможность предъявления данных расходов третьим лицам. Иначе эти расходы списываются на затраты предприятия. Статья "прочие расходы и затраты" показывает стоимость материально-производственных ценностей и признанных предприятием расходов, не нашедших отражения в предыдущих строках группы статей "запасы" Бухгалтерского баланса. Продать "прочие расходы и затраты" представляется очень сложным и маловероятным.
    • - Задолженность покупателей и заказчиков является одним из наиболее ликвидных активов. Предприятию необходимо выделить дебиторскую задолженность, срок которой наступил и срок которой не наступил, а также изучить вопрос добросовестности покупателей и заказчиков. Задолженность, срок оплаты по которой еще не наступил (и не наступит в ближайшее время) предприятию необходимо продавать третьим лицам с определенным дисконтом.

    По задолженности, срок оплаты которой наступил и маловероятно, что дебиторы добровольно ее погасят, у предприятия есть две возможности: взыскивать по суду или продавать с дисконтом. При этом необходимо взвесить, есть ли время для осуществления судебного взыскания. Реализация дебиторской задолженности возможна следующими способами: финансирование под уступку денежного требования, уступка права требования или перевод долга.

    При финансировании под уступку денежного требования предприятие получает денежные средства в обмен на дебиторскую задолженность. Сторонами при заключении такого договора выступают финансовый агент и клиент (предприятие). В качестве финансового агента могут выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности (ст. 825 ГК РФ). Предметом такого финансирования является только дебиторская задолженность, подлежащая погашению денежными средствами. Право требование, принадлежащее предприятию на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). Для такого перехода согласия должника не требуется.

    Право требования предприятия (первоначальный кредитор) переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права.

    Предприятие, уступающее требование другому лицу, обязано передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.

    Это один из наиболее распространенных способов реализации дебиторской задолженности. Перевод своего долга должником на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Фактически перевод долга повторяет уступку права требования с одним лишь отличием. Договор заключается между должником предприятия и третьим лицом, которое обязуется погасить предприятию принятые на себя обязательства должника предприятия. Обычно перевод долга инициируется должником, в связи с чем предприятие при принятии решения об одобрении должно проверить платежеспособность нового должника и согласовать сроки погашения задолженности.

    Возможно, погасить задолженность покупателей и заказчиков путем зачета кредиторской задолженности предприятия или погашения неденежными средствами. Проведение взаимозачетов кредиторской и дебиторской задолженности, принадлежащим разным контрагентам предприятия, возможно только при наличии информации о наличии договорных отношений между дебитором и кредитором предприятия и как следствие, задолженности одного перед другим.

    Дебиторская задолженность, обеспеченная векселем, может быть отражена по статье "векселя к получению". Реализация векселей может производиться с меньшим дисконтом, поскольку вексель - простое и ничем не обусловленное обещание оплатить определенную сумму. Наличие векселя уже гарантирует векселедержателю право на получение оговоренной в векселе суммы. Именно поэтому реализация векселей более эффективна, чем продажа дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

    При проведении финансового оздоровления предприятие должно использовать все свое влияние на дочерние и зависимые общества с целью получения от указанных организаций денежных средств в погашение их задолженности.

    • - Задолженность "прочих дебиторов" означает, что у предприятия, возможно, имеется дебиторская задолженность:
    • - по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет;
    • - в государственные внебюджетные фонды;
    • - по предоставленным работникам займам;
    • - по возмещению материального ущерба, нанесенного предприятию;
    • - по подотчетным лицам;
    • - по расчетам с поставщиками по недостачам товарно-материальных ценностей, обнаруженных при приемке;
    • - по расчетам с государственным или муниципальным органом;
    • - штрафы, пени, неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда.

    Вероятность получения займа или кредита у предприятия, находящегося в тяжелом финансовом положении, очень мала. В этом случае денежные средства могут быть выданы предприятию только под залог высоколиквидного имущества. При этом залоговая стоимость этого имущества будет в два раза ниже рыночной. Также договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. При этом облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. В соответствии с кредитным договором банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ).

    Реструктуризация задолженности предполагает согласование сторонами сроков погашения существующей задолженности на основе подписания сторонами соответствующего графика. В соглашении о реструктуризации стороны должны указать сумму долга, сроки его погашения и условие об отказе со стороны кредитора предъявлять штрафные санкции за нарушение условий оплаты при условии выполнения предприятием (должником) графика погашения задолженности.

    • - Другим способом реструктуризации служат форвардные контракты на поставку продукции предприятия по фиксированной цене. Реструктуризация активно применяется и в налоговом законодательстве, предусматривающем следующие виды реструктуризации задолженности по налогам и сборам в бюджет и в государственные внебюджетные фонды;
    • - отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора;
    • - налоговый кредит;
    • - инвестиционный налоговый кредит.

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (ст.64 НК РФ). Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляются при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 НК РФ), в том числе и при угрозе банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по вышеуказанному основанию, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период рассрочки или отсрочки. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

    Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии тех же оснований (п.2 ст.64 НК РФ), в том числе и по основанию "угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога". Налоговый кредит оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и налогоплательщиком.

    Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности) с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Инвес...

    Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

    Для систематизированного выявления и обобщения всех видов потерь на предприятии целесообразно вести специальный реестр потерь с классификацией их по определенным группам:

    • - от брака;
    • - по производствам, не давшим продукции;
    • - от снижения качества продукции;
    • - от невостребованной продукции;
    • - от утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта;
    • - от неполного использования производственной мощности предприятия;
    • - от простоев рабочей силы, средств труда, предметов труда и денежных ресурсов;
    • - от перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравнению с установленными нормами;
    • - от порчи и недостачи материалов и готовой продукции;
    • - от списания не полностью амортизированных основных средств;
    • - от уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины;
    • - от списания невостребованной дебиторской задолженности;
    • - от просроченной дебиторской задолженности;
    • - от привлечения невыгодных источников финансирования;
    • - от несвоевременного ввода в действие объектов капитального строительства;
    • - от стихийных бедствий и т.д.

    Анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние субъекта хозяйствования.

    В особо тяжелых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбора и расстановки персонала, систему управления качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и др.

    Банкротства предприятия можно избежать, вовремя приняв управленческие решения и адекватные процедуры на основании проведенного анализа финансового состояния предприятия.

    В целом по предприятию Филиала Молочный Комбинат «Смоленский» можно предложить ряд конкретных рекомендательных мероприятий для предотвращения негативных последствий в условиях экономического кризиса, и как следствие, избежание предбанкротного состояния:

    • 1. Рассмотреть возможность реализации сырой сыворотки на внешний рынок.
    • 2. Рассмотреть возможность дальнейшей переработки вторичного сырья: использование в производстве ГП (напитки на сыворотке), реализации в сыром виде на внешний рынок, сушка сыворотки
    • 3. Рассмотреть существующие варианты доочистки сточных вод на основе мощностей сторонних организаций во избежание наложения штрафных санкций. Просчитать целесообразность и экономическую эффективность возведения собственных очистных сооружений.
    • 4. Рассмотреть возможность по переработке профицита сырья на собственном предприятии (выпуск ГП с длительными сроками хранения и т.д.) или на Предприятиях Дивизиона
    • 5. Привлечь специалистов для снижения коэффициента сезонности сырьевой зоны
    • 6. Исключить зависимость от одного поставщика
    • 7. Создать и использовать полноценную базу альтернативных поставщиков, которая должна содержать информацию о результатах проверки надежности и правомочности поставщиков.
    • 8. Распределить объемы между альтернативными поставщиками
    • 9. При заполнении спецификаций ежемесячных поставок сырого молока с поставщиками учитывать сезонные изменения сырья и производственные возможности хозяйств
    • 10. Осуществлять корректировку ежемесячных объемов поквартально, в случае изменений подписать с поставщиком новую спецификацию
    • 11. Рассмотреть возможности привлечения специалистов, для постоянных и стабильных поставщиков, по разработке рекомендаций разведения отелов в течение всего года с целью снижения фактора сезонности;
    • 12. Рассмотреть возможности привлечения специалистов по разработке рекомендаций улучшения рациона кормления КРС в зимний и летний период.
    • 13. Рассмотреть варианты по увеличению расхода молочного сырья (сухих молочных продуктов, творогов, масла) в ГП, без снижения качественных показателей последнего в рамках Федерального закона Технического регламента на молоко и молочную продукцию
    • 14. Провести поверку всех емкостей для перевозки сырого молока в соответствии с законодательством РФ
    • 15. Усилить контроль за приемкой сырого молока по качеству и количеству на МПП
    • 16. Осуществлять списание недостач в случае расхождений между Предприятием и МПП за счет руководителя МПП.

    Целью реализации мероприятий на данном этапе является обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в среднесрочной перспективе.

    Для этого возможно применить следующие меры:

    снижение затрат и уменьшение текущей финансовой потребности;

    оптимизация численности работников;

    конвертация долгов в уставной капитал;

    авансирование со стороны заказчиков;

    другие меры.

    • - Снижение затрат и уменьшение текущей финансовой потребности возможно путем сокращения (вплоть до полного прекращения) непроизводственных расходов, то есть таких расходов, которые в соответствии с принятыми на предприятии внутренними документами не могут быть отнесены на себестоимость продукции или на издержки обращения.
    • - Снижение затрат возможно путем остановки нерентабельных производств. Это необходимо произвести в обязательном порядке. Также необходимо вывести из состава предприятия затратных объектов и перейти к покупке товаров и услуг, производимых на стороне путем учреждения дочерних обществ. Это позволит снять затраты предприятия на объекты, которые пока не удалось продать.
    • - Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

    Введение 2

    1. Понятие и причины банкротства 4

    2. Досудебные процедуры законодательства о несостоятельности 8

    Заключение 12

    Список литературы 13

    Введение

    Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ст.2 Закона).

    Данный вопрос является достаточно актуальным в настоящее время, так как сегодня уже очевидно, что банкротство не является частным вопросом отдельного предпринимателя. Банкротство крупных производителей или массовые банкротства мелких организаций влекут за собой ухудшение социальной обстановки в регионе и (или) в отрасли в целом и не могут оставаться без внимания государства. В этой связи можно говорить о заинтересованности в оздоровлении предприятий как со стороны государства, так и кредиторов.

    Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства – являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя. В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

    В соответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

    Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.

    Задача данной контрольной работы – рассмотрение меры досудебного предупреждения несостоятельности (банкротства) предприятия.

    1. Понятие и причины банкротства

    Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой достаточно сложный комплекс правовых норм, которые содержатся в целом ряде нормативных актов.

    Основным законодательным актом в данной области является Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст.25 ГК РФ) и юридических лиц (ст.65 ГК РФ). Положения о банкротстве содержатся и в других статьях ГК РФ.

    26 октября 2002 г. вступил в силу новый (третий по счету) Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Согласно ст.3 Закона о несостоятельности к признакам банкротства относят следующие: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

    Таким образом, современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:

    1) неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами;

    2) неспособность должника уплатить обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

    3) состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.

    В соответствии с п.2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

    Размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

    Размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

    При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

    В соответствии со ст.7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

    Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.

    Как показывает практика, причины задолженности часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).

    К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.

    Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

    К субъективным причинам банкротства, относящимся непосредственно к хозяйствованию, причисляют следующие:

    Неспособность руководителей предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;

    Снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

    Снижение объемов производства;

    Снижение качества и цены продукции;

    Неоправданно высокие затраты;

    Низкая рентабельность продукции;

    Слишком большой цикл производства;

    Большие долги, взаимные неплатежи;

    Слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

    Разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.

    2. Досудебные процедуры законодательства о несостоятельности

    Закон делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные и внесудебные. Если судебная процедура признания должника несостоятельным обязательно предусматривает решение и последующий контроль арбитражного суда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров с кредиторами избежать судебного процесса и признания должника несостоятельным по суду. Результаты переговоров могут быть различными. Должник может договориться со всеми или частью кредиторов об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что дает ему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которой кредиторы часто заинтересованы.

    По мнению многих специалистов, значительная роль в восстановлении платежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. К ним относятся не только мероприятия по восстановлению платежеспособности конкретного субъекта хозяйственной деятельности, по устранению причин, повлекших возникновение неплатежеспособности организаций как в отдельной отрасли, так и в экономике в целом. В зарубежных странах достаточно широко применяются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые как по инициативе должника, так и кредиторов.

    В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизации или ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Японии». Более жесткие, принудительные внесудебные процедуры несостоятельности применяются в Канаде, Италии, Франции, Новой Зеландии и США. В реформированном Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования. Можно сказать, что добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредитором используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.

    По мнению западных экспертов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой, к каким относится и Россия, когда не хватает знаний и опыта в судебных разбирательствах по коммерческим вопросам, предпочтение должно отдаваться внесудебным процедурам, целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности в крайних случаях и гораздо шире практиковать процедуры банкротства внесудебные.

    С принятием же нового Закона уровень банкротств в России, разрешаемый внесудебными процедурами за последние годы динамично развивается, поскольку создана нормативная база для проведения внесудебных процедур, введена гражданско-правовая и уголовная ответственность за неправомерные действия, законодательно закреплен контроль Государственным органом за участниками делового оборота, начато создание института специалистов по банкротству, все большее количество хозяйствующих субъектов вовлекается в сферу действия законодательства о несостоятельности, понимая необходимость банкротства в обществе. Дополнительно в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» введена новая глава «Предупреждение банкротства» со статьями: «Меры по предупреждению банкротства» и «Досудебная санация», с изъятием «Санации» из реорганизационных судебных процедур. Это возлагает определенную ответственность и понуждает учредителей юридических лиц, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Это может быть и санация, и соглашение кредиторов с должником на заключение мирового соглашения. Эти положения Закона дают возможность решить вопросы банкротства без вмешательства арбитражного суда.

    Остановимся подробнее на одной из предупредительных процедур – досудебной санации. В рамках досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь. Оказывать такую помощь может практически любое лицо, в том числе и учредители (участники) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторы.

    Очевидно, что финансовая помощь не может предоставляться безвозмездно. Закон предусматривает возможность принятия должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь, но не указывает, какого рода обязательства могут принять на себя должник или иные лица. Скорее всего, это могут быть обязательства как финансовые, так и не имеющие финансового характера.

    Если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий год либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом.

    Специалисты уверены, что оказание финансовой помощи государством должникам является недопустимым, так как это противоречит принципу конкуренции. Более того, законодательство многих государств запрещает оказание помощи предприятиям государством посредством их финансирования в любой форме.

    Вместе с тем ученые приходили к выводу, в соответствии с которым на переходном этапе для экономики России указанная процедура является необходимой.

    Для принятия решения о проведения досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.

    Следует отметить, что действующее законодательство очень слабо и поверхностно регулирует порядок проведения этой реорганизационной процедуры. Потенциального участника санации, вероятно, отпугивают нормы, определяющие лишь его обязанности, да еще и устанавливающие солидарную ответственность всех участников санации независимо от их отношения к выполнению своих обязанностей. Думается, что закон должен подробно регулировать содержание соглашения участников санации, и в особенности в части определения их прав в случае достижения результатов санации – восстановления платежеспособности предприятия-должника.

    Непродуманная налоговая политика, поспешность в приватизации, неготовность руководителей хозяйствующих субъектов жить в условиях рыночной экономики привели к спаду производства, кризису неплатежей, сокращению рабочих мест, росту социальной напряженности. В настоящее время подъему многих, даже перспективных, предприятий препятствует огромная кредиторская задолженность перед поставщиками, бюджетом, трудовым коллективом. Ни один инвестор не будет вкладывать средства, зная, что его деньги пойдут на погашение долгов предприятия. Во всех случаях проще обанкротить предприятие, вывести имущество законным или незаконным способом, а затем на основе материальных ценностей и денежных средств, «вырученных» с предприятия, создать новое и вложить в него.

    Заключение

    Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

    Меры досудебного предупреждения несостоятельности (банкротства) предприятия принимаются на основании соглашения с должником (например, продление кредитного договора или заключение нового).

    Помимо названных мер, названными субъектами может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановление платежеспособности должника (досудебная санация).

    Как подчеркивают эксперты, по сути своей досудебная санация - это договор между должником и субъектом, предоставляющим средства (санатором), причем договор непоименованный, так как он не назван в качестве такового ни ГК РФ, ни даже Законом, который исходит из договорной конструкции данных отношений, однако прямо термин «договор» применительно к досудебной санации не употребляет.

    В заключение подчеркнем, что меры по предупреждению банкротства отдельных видов юридических лиц предусмотрены специальными законодательными актами. Такие меры, например, предусмотрены в отношении кредитных организаций (глава II ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации»); сельскохозяйственных организаций («О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»).

    Список литературы

      Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. 2004.

      Кулаков Г.Ф. Об отдельных вопросах, возникающих в практике рассмотрения споров, связанных с ликвидацией предприятия // Вестник ВАС РФ. 2003.

      Лебедев К.К. Комментарии к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»/ К.К. Лебедев. - М.: Законодательство, 2003.

      Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: Изд-во «Статут». 2006.

      Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства)/ М.В. Телюкина.- М.: Дело. 2002.