Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Нормативно правовые акты социальной защиты населения. Перечень нормативных правовых актов в области социальной поддержки и защиты населения

    Нормативно правовые акты социальной защиты населения. Перечень нормативных правовых актов в области социальной поддержки и защиты населения

    Социальная защита населения

    1. НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

    В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

    Глава 1 Конституции РФ - «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:

    1. Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается

    гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается

    государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются

    конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь

    обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.

    Глава 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.

    Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.

    С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).

    К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.

    Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.

    Социальная политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.

    Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. Серьезным шагом в этом направлении явилось принятие Закона о пенсиях в 1990 году, который ликвидировал различие в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.

    Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).

    Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.

    Государственная социальная помощь: понятие, виды, условия и порядок предоставления

    Федеральный Закон РФ от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи" СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699. является основным, но не единственным правовым актом в области социальной помощи. Его цель - базовое регулирование...

    Изучение организации социальной защиты населения муниципального образования на примере Управления социальной защиты населения Таштыпского района

    Правовые основы социальной защиты представляют собой взаимосвязанную систему нормативно-правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности учреждений в сфере социальной защиты и органов управления...

    Методы социальной защиты инвалидов и разработка рекомендаций по их совершенствованию на примере г. Камышина

    Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств...

    Основные направления деятельности специалиста по социальной работе бюро медико-социальной экспертизы в реализации индивидуальной программы социальной реабилитации инвалидов

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.11.2004 г. № 297 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». Федеральный закон от 24.11.1995 г...

    Основные направления социальной защиты инвалидов

    Известно, что одним из основных социально-экономических прав человека является право на социальное обеспечение. Оно закреплено в ряде международных актов, в частности в статье 26 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года и ст...

    Основы социальной защиты детства

    Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер...

    Практика формирования системы социальной защиты в Тюменской области

    Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления системы социальной защиты населения...

    Разработка проекта реабилитационного центра для малолетних проституток в г. Иркутске

    В Российской Федерации главными нормативно - правовыми актами, регулирующими проституцию, являются Уголовный Кодекс РФ и Административный Кодекс РФ. В Административном Кодексе РФ, в ст. 6...

    Реализация мероприятий по совершенствованию системы предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста в Балаковском районе

    социальная политика пожилой ветеран защита Правовая система Российской Федерации имеет разветвленную систему нормативно-правовых актов, охраняющих права и законные интересы граждан страны, в том числе и лиц старшего возраста...

    Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

    Стоит особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, которые явно демонстрируют курс Правительства на инвестиции в человека. Во-первых...

    Система социальной защиты населения муниципального образования

    Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека...

    В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство...

    Социальная защита населения в рыночных условиях

    Основные направления, закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база...

    Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования

    Характеристика международных нормативно–правовых документов в области социальной защиты граждан. Характеристика нормативно–правовых документов в области социальной защиты граждан на федеральном, региональном и местном уровня

    1. НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

    В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

    Глава 1 Конституции РФ - «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:

    1. Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается

    гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий.

    Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.



    Глава 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.



    Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.

    К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.

    Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.

    Социальная политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.

    Серьезным шагом в этом направлении явилось принятие Закона о пенсиях в 1990 году, который ликвидировал различие в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.

    Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).

    Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.

    Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

    Социальная защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В РФ изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.

    Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и, в конечном счете - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

    Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;

    Президентская программа «Молодежь России»;

    Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению, а запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

    Федеральная миграционная программа;

    Программы Развитие социальной защиты населения муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на 2006-2010 годы;

    Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов.

    Особенностью развития социальной сферы является то, что здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и другие отрасли имеют территориальный характер, т.е. социальные вопросы решаются в основном на уровне органов власти регионов РФ и органов местного самоуправления. То есть социальная политика нуждается в региональной адаптации, что объясняется объективно имеющимися социально-экономическими различиями административно-территориальных единиц (регионов) любого государства.

    Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии органов местного самоуправления с учетом сформированной концепции региональной социальной политики.

    К основным задачам региональной социальной политики можно отнести:

    · противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлением депопуляции населения;

    · предотвращение обнищания населения и минимизация отрицательных последствий безработицы, особенно в экономически слаборазвитых и «депрессивных» регионах;

    · сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

    · регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в регионах, имеющих для этого благоприятные условия;

    · оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

    Этот перечень не является исчерпывающим, однако указывает на основные проблемы, возникающие в данной сфере.

    Нормативно-правовые акты, регулирующие социальную работу в России

    Законодательную, нормативно-правовую базу соци­альной работы России, как и любой другой страны, оп­ределяют правовые документы, условно сгруппирован­ные в пять уровней в соответствии с субъектом их издания:

    2) внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряже­ния Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министер­ства труда, Министерства обра­зования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития и др.);

    3) документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодатель­ной инициативы;

    4) документы муниципальных образо­ваний (городские и сельские районы, микрорайоны (тру­довые коллективы), малые города без административного деления);

    5) решения, приказы, распоряжения непосред­ственно учреждений и организаций.

    Основным Законом Российской Федерации, регла­ментирующим основы общественного и государствен­ного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, ос­новные права и обязанности граждан, является Кон­ституция РФ . Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения со­циальной работы с населением, различными соци­альными слоями и группами.

    Конституция в ее современном понимании не была известна и не использовалась ни в государствах древ­него мира, ни даже в средние века. Хотя известно, что уже древние римляне употребляли слово "конституция" в отношении отдельных актов императорской власти, имевших силу источников права. В средние века в феодальных государствах также встречаются отдель­ные акты конституционного типа. Это выражалось в письменном оформлении прав феодалов, в них находи­ли соглашения между городами и королевской властью, между феодалами и королями и т. п.

    Появление первых конституций, процесс станов­ления конституционного строя связан с выходом на по­литическую арену буржуазии, с победой буржуазных революций в ряде стран Европы и Америки. Впервые конституция была принята в 1787 г в Соединенных Штатах Америки. После победы Великой Французской революции в 1791 г была принята конституция во Фран­ции. В XIX веке конституционное устройство стало ха­рактерным для большинства европейских стран.

    В это же время прогрессивные силы России начи­нают борьбу за конституционное государственное ус­тройство, однако вплоть до 1918 г. выработать и при­нять конституцию так и не удалось.

    Лишь вскоре после Октябрьской революции, 25 ян­варя 1918 г., III Всероссийский съезд Советов утвердил «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого на­рода », которая явилась первым конституционным актом Советского государства. В последующем Декларация была полностью включена в текст первой Конституции Российской Советской Федеративной Социалистичес­кой Республики, которая была принята Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.

    Вскоре после образования в 1922 г. Союза Советс­ких Социалистических Республик, в июле 1923 г. была принята союзная Конституция, которая сыграла боль­шую роль для утверждения дружбы и сотрудничества, сплочения всех наций и народностей в единое многонациональное союзное государство. Последующие из­менения в социальной, экономической и политической жизни общества находили юридическое оформление в Конституциях СССР 1936 и 1977 г. и в Основных Зако­нах союзных республик.

    В настоящее время российское общество живет по Конституции РФ, принятой в результате всенародного референдума 12 декабря 1993 г. Она принималась в очень сложных условиях, в обстановке политического и экономического кризиса. Новая Конституция РФ в статье 1 юридически закрепила переход РСФСР в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека, перестав быть советской, социалистической.

    Как федеративное государство Россия:

    · состоит из равноправных субъектов, самостоятельно действующих частей Федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения;

    · имеет государственную целостность;

    · каждая республика России имеет свою конституцию, законодательство, а остальные субъекты – устав и законодательство;

    · Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

    · государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

    К числу важнейших прав и свобод человека, при­надлежащих каждому от рождения и гарантируемых Конституцией и государством, относятся право каждого на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, право на лич­ную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность частной жизни, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творче­ства, право на тайну переписки. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть осно­ванием для его умаления. Никто не должен подвергать­ся пыткам, насилию, другому жестокому и унижающе­му человеческое достоинство обращению и наказанию. Каждый вправе свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в том числе и за пределами Российской Федерации.

    Труд свободен. Каждый имеет право свободно рас­поряжаться своими способностями к труду, выбирать роль деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Декларировано право и на защиту от безра­ботицы.

    Каждый человек имеет право на отдых, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в госу­дарственных и муниципальных учреждениях здраво­охранения.

    Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для вос­питания детей и т д.

    Материнство и детство, семья находятся под защи­той государства. Забота о детях, их воспитание - рав­ное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

    Каждый гражданин имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дош­кольного, основного общего и среднего профессиональ­ного образования в государственных или муниципаль­ных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.

    Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на до­ступ к культурным ценностям.

    В Основном Законе Российской Федерации подчер­кнуто, что запрещается издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

    Специалисты социальной работы, реализуя функ­ции социальной защиты населения, имеют дело не столько с конституционными правами и обязанностя­ми граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязаннос­тями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях.

    Социальное равенство, равноправие - еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, женщина обычно физически слабее мужчины, она больше вре­мени занята воспитанием детей в семье, ведением до­машнего хозяйства; инвалид или больной человек име­ет ограниченные возможности в реализации своих сил и способностей по сравнению со здоровым человеком и т. д. Вот почему Основной Закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы от­дельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справед­ливости в общественной жизни.

    Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими, или освобождение от определенных обязан­ностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию усло­вий, позволяющих сочетать труд женщин с материн­ством; правовую защиту, материальную, моральную поддержку материнства и детства и многие другие меры.

    Охрана личных прав - это установление государ­ством правовых норм, регулирующих общественно необходимое поведение участников правоотношений по поводу конкретного блага и санкций за их нарушение.

    Защита личных прав - это предусмотренные за­коном меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации утраченных благ, При этом следует иметь в виду, что не все личные права восстановимы после их нарушения, Так, например, могут быть вос­становлены честь и доброе имя человека, но не восста­новимы поврежденное здоровье человека или его жизнь (в случае смерти). Поэтому в деятельности не только правоохранительных органов, но и органов социаль­ной защиты первостепенное значение приобретает профилактика правонарушений.

    Важнейшими общими личными правами и необхо­димой предпосылкой, из которых вытекают все другие права и обязанности личности, является правосубъек­тность граждан.

    Правосубъектность - это социально-правовое состояние человека, которое характеризует официаль­но признанную способность лица быть субъектом пра­ва. Только с признанием правосубъектности человек приобретает возможность иметь права и обязанности, использовать их для удовлетворения личных и обще­ственных интересов, получить защиту своих прав, при­бегая к помощи государственных органов. Правосубъектность является важнейшим компонентом правового статуса гражданина. В составе правосубъектности различают правоспо­собность и дееспособность.

    Правоспособность - это способность иметь права и обязанности, предусмотренные Конституцией и ГК РФ. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди. Человек не может быть лишен правоспособности, и лишь в строго установленных законом случаях допус­кается частичное ограничение правоспособности. Та­ким образом, правоспособность является юридической категорией, характеризующей всеобщую, равную воз­можность граждан обладать правами и обязанностями, которые установлены законом.

    Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, нести ответственность за противоправные действия или бездействие (Ст. 26 - 30 ГК РФ).

    Такими качествами могут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания, способные действо­вать разумно. Лица, не способные в силу своего воз­раста или в силу психических недостатков действо­вать осознанно, признаются недееспособными или ограниченно дееспособными. Так, малолетний ребе­нок до 6 лет признается государством способным иметь право на содержание родителями, право на наследование, но не способным осуществлять своими действиями данные права, выполнять юридические обязанности. Поэтому он правоспособен, но не дееспособен. Пункт 2 Ст. 28 ГК РФ разрешает малолетним от 6 до 14 лет заключать мелкие бытовые сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды. При этом малолетние не несут гражданско-правовую ответственность за причиненный ими вред, в том числе и по заключенным сделкам (П.3 Ст. 28). Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны. Следо­вательно, все граждане правоспособны, но не все и не всегда дееспособны. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.

    Гражданская дееспособность в полном объеме воз­никает с наступлением совершеннолетия, т.е. по до­стижении 18-летнего возраста. С этого возраста лицо признается законом способным самостоятельно осу­ществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. В соответствии с новым трудовым законодатель­ством на работу в учреждения, предприятия, организа­ции принимаются лица по достижении ими 14 лет.

    Есть некоторые особенности и в брачно-семейных правоотношениях. По законодательству Российской Федерации, вступление в брак разрешается по дости­жении 18-летнего возраста. Однако закон предостав­ляет право органам местного самоуправления в исключительных случаях снижать брачный возраст, но не более чем на два года. Дееспособность граж­дан по брачно-семейным правоотношениям наступает в полном объеме со времени вступления в брак.

    Большое значение для развития социальной работы имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, Гражданский кодекс РФ (пер­вая часть вступила в действие 1 января 1995 года, вто­рая - 1 марта 1996 года), Семейный кодекс РФ , ТрудовойРФ 2001 года, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года, Федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года, «Об общественных объединениях» от 14 апре­ля 1995 года, «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года, «О пенсионном обес­печении в РСФСР», «Об основах социального обслужи­вания населения в Российской Федерации» от 10 декаб­ря 1995 года, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995 года, «О ветеранах» от 12 января 1995 года, «О благотвори­тельной деятельности и благотворительных организаци­ях» от 7 июля 1995 года, «О некоммерческих организа­циях» от 12 января 1996 года и др. За последние годы Президентом и Правительством РФ приняты сотни нормативных актов, в которых получили отражение различные аспекты социальной работы.

    Каждое ведомство социальной сферы выпускает также собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми работающими в ведомственной системе. Образование, культура, здравоохранение, социальная защита и другие сектора социальной сфе­ры имеют собственные корпуса профессиональных кадров разного уровня квалификации и назначения. Поэтому каждое такое ведомство имеет собственный перечень должностей рабочих и служа­щих с полным набором квалификационных характеристик, а также номенклатуру ведомственных учрежде­ний с набором положений о каждом типе.

    Принимаются различные распоря­дительные документы для той или иной должности, типа учреждения, а также касающиеся всей ведомственной си­стемы в целом.

    Таким образом, Конституция как Основной Закон государства и нормативно-правовые акты, конкрети­зирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы, обязанности личности, составляют и образуют правовое пространство, в кото­ром функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросове­стности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты лич­ности, ее интересов не действуют. Только юридичес­ки компетентный социальный работник может быть надежным помощником человека в защите его прав и законных интересов.

    Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студента:

    1. В чем состоит значение Конституции как основного зако­на государства для организации социальной работы?

    2. Что такое правовой статус гражданина? Каково его социальное значение?

    3. Назовите основные гражданские права личности.

    4. Что такое правосубъектность, правоспособность и дееспособность личности?

    5. Подготовьте сообщение о нормативно правовых актах, используемых в работе с неформальными группами, семьями, детьми, молодежью, беженцами, инвалидами, безработными, пожилыми людьми, "группами риска", заключенными.

    6. Какие сове­ты может дать социальный работник безработному? Какие социальные службы по трудоустройству дей­ствуют в вашей местности? Каков их распорядок ра­боты? Как много людей проходят специальное обуче­ние для последующего трудоустройства?

    7. Используя Закон РФ "Об образовании, "Типовое положение РФ "Об образовательном учреждении", Распоряжение главного санитарного врача РФ "О са­нитарных нормах общеобразовательного учреждения", а также нормативно правовые акты, касающиеся сис­темы образования вашего региона, ответьте на вопро­сы родителей и учеников.

    Нормативные документы, регламентирующие организацию работы органов социального обеспечения:

    Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

    Принят Государственной Думой 5 ноября 1995 года. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Федеральный закон от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

    Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере. Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. Он осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.

    Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года. Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Федеральный закон от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

    Принят государственной Думой 17 мая 1995 года. Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года. Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    Принят Государственной Думой 16 декабря 1994 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

    Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 года «О мерах профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов».

    Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года №356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах».

    Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года №1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

    И другие нормативные правовые документы.

    История становления системы социальной защиты населения. Нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту населения

    Степень благополучия общества в целом, в конечном счете, определяется благополучием его членов. Именно это – высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне – является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.

    Развитие помощи нуждающимся многие историки-исследователи связывают с периодом распространения христианства. Например, с 10 века на Руси нищелюбие и милостыня стали считаться благодеянием. В дальнейшей российской истории можно выделить 6 основных этапов становления системы социальной деятельности:

    1 этап – 1551 год по 1725 год – формирование и реализация идеи государственного призрения;

    2 этап – 1725 год по 1796 год – формирование системы общественного призрения;

    3 этап – 1796 год по 1917 год – совершенствование системы общественного призрения и частной благотворительности;

    4 этап – 1917 год по 1918 год – переломный момент, возврат к модели государственного призрения;

    5 этап – 1918 год по 1991 год – становление и реализация советской модели социальной деятельности государства;

    6 этап – 1991 года по настоящий момент – формирование современной российской модели социальной защиты населения.

    В России в настоящее время практически заново складывается система социальной защиты в связи с экономическим и социально-политическим реформированием. Российские граждане переживают непростые времена. Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством. Нужно отметить, что многие европейские страны (Германия, Франции, Италия) после Второй Мировой войны остановили свой выбор именно на социальном типе государства. В России общественное сознание еще не в полной мере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом, экономическом, но и в социальном направлении, должно закрепить это в своих законах.

    Основные направления, закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения продолжает развиваться и расширяется, принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее время нормативные акты, происходит становление законодательства.

    В основном законе Российской Федерации – в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, – который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

    Глава 1 Конституции РФ – «Основы Конституционного строя» – в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит: «1. Российская федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

    Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т.д.

    Глава 2 Конституции РФ – «Права и свободы человека и гражданина» – отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и гражданина» от 5 сентября 1991 года № 2393-I, со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1948 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых – задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статьи 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т.д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими – распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.

    Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.

    С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).

    К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшей юридической силой обладают законы.

    Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.

    Социальная политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.

    Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. Серьезным шагом в этом направлении явилось принятие Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15.05.1990 г., который ликвидировал различие в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким матерям или отцам и т.д.

    Главная идея социального обеспечения – идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).

    Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.

    В настоящее время проблема гарантирования предоставляемых законом прав в ходе решения задач восстановления экономики нашего общества, его демократизации, создания правового государства проявилась с особой остротой как проблема эффективности всей системы законодательства, как необходимость создания согласованной системы гарантий реализации законов.

    Таким образом, общая проблема эффективности правовой реформы, опирающейся на концепцию правового государства, тесно связывается с гарантиями законности и реализации прав граждан.

    Гарантии - это условия, обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Различают экономические (в основе которых лежат формы собственности на средства производства), политические (имеющие основой демократию и самоуправление), идеологические (представляющие собой духовную культуру общества), социальные (представляющие особенности социальной структуры общества) и юридические гарантии.

    Условием, необходимым для существования и упрочения режима законности, является наличие развитой системы законодательства. Это означает такую взаимосвязь и взаимодействие нормативных актов, при которой действие одного закона не находится в противоречии с действием других, а реализация одного права регламентирована таким образом, чтобы не препятствовать реализации других прав.

    Таков общий механизм реализации правовых норм, который конкретизирует использование гражданами их прав в сфере социального обеспечения, вытекающих из Конституции РФ.

    В сфере социального обеспечения еще предстоит создать систему гарантий процессуальной защиты нарушенных прав граждан. Единственной формой их защиты до недавнего времени было обжалование действий должностных лиц и органов системы социального обеспечения в вышестоящие в порядке подчиненности органы. Ст. 102 Закона СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» ввела возможность судебного обжалования решений комиссий по назначению пенсии, сохраняя при этом и подачу жалобы.

    В 1982 году X Всемирным конгрессом профсоюзов была принята «Хартия социального обеспечения», первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения. В этом документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения должна быть одинаковой для всех без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь государством и предпринимателями при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, а управление и контроль должны осуществляться профсоюзами или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов.