Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Федеральное государственное казенное учреждение. Понятие казенного учреждения, нормативная правовая база, регламентирующая деятельность казенных учреждений. Виды казенных учреждений. Критерии при выборе учреждения

    Федеральное государственное казенное учреждение. Понятие казенного учреждения, нормативная правовая база, регламентирующая деятельность казенных учреждений. Виды казенных учреждений. Критерии при выборе учреждения

    Субъекта РФ;
    – муниципальным образованием – муниципальное .
    Соответственно, функции и полномочия учредителя в отношении казенных учреждений осуществляют (п. 3 ст. 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ):

    – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;
    – органы исполнительной власти субъекта РФ;
    - органы местного самоуправления.

    Выделим основные особенности правового положения казенных учреждений.
    Имущество казенного учреждения. Собственником имущества казенного учреждения выступает соответствующее публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления, учреждение владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.

    Земельные участки предоставляются казенным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 ГК РФ, п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

    Отчуждать имущество либо распоряжаться им иным способом может только с согласия собственника, который вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296, 298 ГК РФ).

    Ведомственная подчиненность. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. При осуществлении бюджетных полномочий получателя бюджетных средств взаимодействует с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в соответствии с БК РФ (п. 1 ст. 161 БК РФ).
    Финансовое обеспечение деятельности. Казенное учреждение финансируется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 1 ст. 161 БК РФ).

    Осуществление приносящей доход деятельности. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ). Кроме того, в п. 2 ст. 24 Федерального закона N 7-ФЗ сказано, что некоммерческая организация (в том числе созданная в виде казенного учреждения) может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность отражена в учредительных документах.

    Таким образом, казенные учреждения могут оказывать платные услуги при следующих условиях (Письмо Минфина РФ от 29.09.2011 N 12-08-25/4392):
    – возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;
    – ведение указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
    Доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, относятся к неналоговым и начиная с 01.01.2012 должны поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41, п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
    Решение об оказании услуг (выполнении работ) федеральным казенным учреждением на платной основе принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, путем определения исчерпывающего перечня видов деятельности (в том числе платной), которые федеральное вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. В случае принятия такого решения учредителю (главному распорядителю) необходимо утвердить казенному учреждению соответствующие лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансового обеспечения осуществления приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 20.06.2011 N 02-03-06/2736).
    К сведению: главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между этими учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доход деятельности, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 22 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).

    Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе в порядке, установленном Приказом Казначейства РФ от 29.12.2012 N 24н (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ).
    Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Казенное учреждение производит заключение и оплату государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, от имени публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение этих требований является основанием для признания судом контрактов и договоров недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это (п. 5 ст. 161 БК РФ).

    К сведению: в 2013 году государственные (муниципальные) контракты, иные договоры заключаются казенными учреждениями в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ. Данный закон утрачивает силу 01.01.2014 в связи с принятием Федерального закона N , основные положения которого изложены в разделе книги 19.2 "Переход к контрактной системе в сфере госзакупок".
    При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).

    Исполнение судебных актов. Согласно п. 8, 9 ст. 161 БК РФ вправе самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика. Оно обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии со ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ.
    Запреты в деятельности казенных учреждений. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, ему не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты (п. 10 ст. 161 БК РФ). За нарушение запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий ст. 15.15.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.
    Ведение бюджетного учета централизованной бухгалтерией. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности (п. 10.1 ст. 161 БК РФ).

    Муниципальное казенное учреждение занимается предоставлением гражданам государственных услуг, и через которые выполняются функции государства. В зависимости от вида деятельности , разные казенные учреждения имеют разные полномочия, права и обязанности не только перед государством, но и перед гражданами.

    Когда и как были созданы

    Муниципальные казенные учреждения родились вместе с государством. Само слово «казенное» буквально означает, что учреждение существует за счет поступлений из государственной казны.

    Изначально их функциями были сбор податей с населения государства и дальнейшее использование их на содержание:

    • военным;
    • чиновникам;
    • строительства дорог и общественных мест, например, церквей и соборов;
    • на содержание тюрем и приютов.

    При Петре Великом еще на строительство музеев, учебных заведений, верфей и даже городов. Все эти объекты являются казенными, так как на их строительство и содержание расходовались государственные средства. Их предназначение – решение крупных государственных задач при строительстве общественных сооружений.

    Виды учреждений, в зависимости от выполняемой деятельности

    Казенные учреждения занимаются следующими видами деятельности:

    • управление воинскими подразделениями и частями. Армия является казенным учреждением и существует полностью за счет бюджетных (казенных) средств. Она выполняет функции защиты государства и граждан этого государства от агрессии со стороны других стран. Армия имеет жесткую структуру, свой суд, все чиновники военных ведомств подчиняются строгой дисциплине;
    • обеспечение нормальной работы тюрем и исправительных учреждений, в том числе для несовершеннолетних;
    • медицинские учреждения больницы, в том числе дома для содержания сумасшедших, реабилитационные центры;
    • отделения полиции.

    Все они находятся на содержании государства и не могут, в соответствии с российскими законами, заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, за исключением тех, которые разрешены законом и прописаны в уставных документах.

    Круг полномочий, права и обязанности сотрудников в таких ведомствах регулируется специальными законами, указами и инструкциями. Ответственность за работу учреждения несет руководитель. Он должен следить не только за тем как и на что расходуются получаемые из госказны средства, но и отчитываться перед государством.

    Чем они могут заниматься

    Казенное учреждение – это не какое-нибудь государственное предприятие. Это специально созданное юридическое лицо для решения определенных государственных задач. В соответствии со статьей бюджетные учреждения могут:

    • заниматься деятельностью, которая приносит доход, но при этом она должна быть прописана в учредительных документах. Остальные виды деятельности будут незаконны. Доходы, полученные ими должны перечисляться в местные бюджеты без уплаты налогов и сборов.
    • Проводить операции с деньгами, полученными из госбюджета.
    • Участвовать в судебных разбирательствах, в том числе, связанных непосредственно с деятельностью учреждения и быть инициатором таких разбирательств.

    Оно не имеет права заключать какие-либо торговые операции, в том числе получение/выдача , инвестиции в ценные бумаги и иностранную валюту. Если учреждение решает предъявить иск какому-либо банку или кредитной организации на основе договора, то такой договор считается недействительным, так как сам факт его составления считается незаконным.

    Платят ли казенные учреждения налоги?

    Они платят налоги, но налогообложение таких заведений имеет свои особенности , такие как:

    • суммы бюджетных обязательств, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются в составе доходов, которые создают налогооблагаемую базу, так как бюджет не является источником прибыли;
    • расходы, которые связаны с предоставлением государственных услуг населению или выполнения ими своего основного предназначения. Они не входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу дохода на прибыль. Поэтому для их учета ведется раздельная система учета, в которой доходы от основной и дополнительной деятельности учитываются на разных счетах.

    Все доходы от предоставления платных услуг или какой-либо другой коммерческой деятельности не облагаются налогом. Например, от сдачи помещений в аренду или продажи имущества. Также муниципальные учреждения освобождены от уплаты пошлины.

    Все получаемые от такой деятельности средства должны переводиться в бюджет . Учреждения обязаны уплачивать налог на имущество и земельный налог, если в местном законодательстве не прописано, что те освобождаются такого вида налогообложения.

    Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

    2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

    Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

    Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

    Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

    3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

    Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

    3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

    4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

    Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

    6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

    Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

    7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

    8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

    9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

    10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

    10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

    11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

    fano-events.ru

    Чем отличаются казенные учреждения от бюджетных учреждений?

    1. Вопрос такой. Если Положением о казенном учреждении предусмотрен пункт о возможности оказания платных услуг юридическим лицам и гражданам, при этом имеется пункт об основной цели -это оказания услуг учреждениям, то можно ли оказывать в том числе платно эти услуги этим же учреждениям, ведь они же являются юридическими лицами. Если нет, то как это возможно сделать? Изменить Положения, то каким образом?

    Частным (создано гражданским или юридическим лицом) ;

    Государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием) .

    В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные.

    В общем порядке бюджетные учреждения отличаются от казенных тем, что они осуществляют приносящую доход деятельность, а доходы использовать по своему усмотрению, не перечисляя их в доход бюджета.

    В отличие от бюджетных и автономных учреждений, самостоятельно распоряжающихся денежными средствами, полученными в результате осуществления ими приносящей доход деятельности, казенные учреждения с 1 января 2011 г. полностью лишены такого права и обязаны всю полученную ими выручку от приносящей доход деятельности (после уплаты налогов и сборов) перечислять в доход соответствующего бюджета.

    Деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы.

    В отличие от бюджетного учреждения нужды казенного учреждения все-таки отнесены к государственным нуждам.

    В отличие от бюджетных учреждений с расширенными полномочиями, казенные учреждения финансируются по смете. Возможность использовать свои внебюджетные доходы они получают опять-таки через сметы по решению главного распорядителя.

    В отличие от бюджетных учреждений, субсидиарная ответственность государства по отношению к казенным учреждениям сохраняется.

  • Если вы интересуетесь с точки зрения сложности бухгалтерского учета,

    то фактически ни чем они не отличаются.

    Проводки отличаются в общем объеме типовых корреспонденций незначительно.

  • Правда, что граждане, работающие в казнном учреждении являются гос. служащими?
  • Чем отличается казенное учреждение от бюджетного


    государственный муниципальный финансы управление

    С принятием и введением в действие Закона об автономных учреждениях государственные (муниципальные) образовательные учреждения получили возможность существовать в двух разновидностях - как бюджетные учреждения и как автономные учреждения.

    Автономное учреждение - это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.

    Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения:

    Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом;

    Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами;

    Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников;

    Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами;

    Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

    Автономное учреждение представляет собой юридическое лицо, не являющееся собственником своего имущества (и потому полностью подконтрольное своему учредителю-собственнику), но несущее самостоятельную имущественную ответственность по всем своим обязательствам, однако не всем своим имуществом. Оно отвечает по долгам перед кредиторами, во-первых, всеми имеющимися у него денежными средствами; во-вторых, всем имуществом (включая недвижимость), приобретенным на доходы от разрешенной ему предпринимательской деятельности; в-третьих, полученными от учредителя-собственника или приобретенными за счет выделенных им средств движимыми вещами, не относящимися к особо ценным.

    Бюджетное учреждение - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией.

    В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за Бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

    При уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Бюджетным учреждением, такое учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

    На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

    Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Бюджетного учреждения, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

    Казенными учреждениями являются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетный Кодекс РФ).

    Согласно пп. 1 п. 1, п. 10 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (Муниципальных) учреждений», создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений.

    Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:

    1 управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

    2 учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

    3 специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

    4 учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральная Миграционная Служба, Федеральная Таможенная Служба, Федеральная Служба Безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны;

    5 психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

    В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона в ред. от 16.11.2011г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

    Правительством РФ - в отношении федеральных казенных учреждений;

    Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

    В отношении казенных учреждений субъекта РФ;

    Местной администрацией муниципального образования;

    В отношении муниципальных казенных учреждений

    В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка № 539), которое должно содержать:

    1 наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;

    2 наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;

    3 наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

    4 информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;

    5 информацию об изменении (сохранении) штатной численности;

    6 перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

    Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка № 539).

    Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:

    Пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;

    Информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

    Таким образом, если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы

    Глава 1. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных учреждений


    1.1. Типы государственных и муниципальных учреждений


    Финансовые отношения в отраслях, оказывающих физическим и юридическим лицам услуги некоммерческого характера, обусловлены многообразием:

    Видов непроизводственной деятельности;

    Организационно-правовых форм субъектов хозяйствования;

    Структур управления и схем подчиненности;

    Методов и источников финансирования.

    Организационно-правовые формы некоммерческих организаций разнообразны. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в эту группу субъектов хозяйствования включаются общественные и религиозные организации, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, потребительские кооперативы, объединения юридических лиц и др. Получение прибыли не является основной целью их создания. В случае получения прибыли она не распределяется между сотрудниками, а должна использоваться на реализацию уставных целей.

    Среди общего количества некоммерческих организаций значительную долю занимают государственные и муниципальные учреждения. В соответствии с ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    Государственными являются все учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности и финансируемые из федерального и региональных бюджетов.

    Муниципальными называются те учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов.

    Каждое государственное или муниципальное учреждение должно иметь утвержденный учредителем и зарегистрированный в установленном порядке устав, бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, а также имущество в оперативном управлении.

    Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на три типа:

    Согласно ст. 6 БК РФ, казенные учреждения - это государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

    Законом № 83-ФЗ установлено, что статус казенных учреждений должны иметь:

    Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

    Учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

    Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

    Учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС (Федеральная миграционная служба), ФТС, ФСБ, СВР (Служба внешней разведки), ФСО (Федеральная служба охраны), специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

    Психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

    Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, имеют ряд присущих именно им признаков:

    1) цель создания - осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

    2) учредитель такого учреждения - органы государственного управления и органы местного самоуправления;

    3) закрепление имущества - на праве оперативного управления;

    4) источники финансирования - средства соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

    5) наличие бюджетной сметы, объем которой устанавливается учредителем, в том числе и на основе государственного задания;

    6) высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы;

    7) операции с бюджетными средствами проводятся через открытые им в казначейских органах лицевые счета;

    8) отсутствие прав на предоставление и получение кредитов (займов), приобретение ценных бумаг;

    9) зачисление в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ внебюджетных поступлений от приносящей доход деятельности за исключением учреждений системы исполнения наказаний, где такие доходы в полном объеме направляются на финансовое обеспечение их функций сверх бюджетных ассигнований;

    10) закрепление в уставе позиции о субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения публично-правового образования в лице органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

    11) особый порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".

    По функциональному признаку все государственные и муниципальные учреждения подразделяются:

    На органы государственного управления и местного самоуправления. Например, это Администрация Президента РФ, Минфин России, федеральные агентства, администрация муниципального образования "Волховский район Ленинградской области" и т.п.;

    Судебные органы, включающие, к примеру, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции и т.п.;

    Военные, образовательные, медицинские и другие учреждения.

    На примере сферы образования рассмотрим другой принцип группировки учреждений. В зависимости от реализуемой программы образовательные учреждения группируются в определенные типы учреждений, функционирующих в соответствии с утвержденными Правительством РФ типовыми положениями:

    Общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

    Начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

    Дополнительного образования взрослых;

    Дополнительного образования детей;

    Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

    Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    В свою очередь, в составе типовой группы учреждений могут функционировать отдельные виды учреждений. Например, к общеобразовательным учреждениям относятся школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты, вечерние школы.

    В отличие от образования для других отраслей бюджетного сектора типовые положения не утверждаются, а их деятельность регламентируется уставами. Так, например, уставы всех государственных музеев напрямую утверждаются Правительством РФ.

    Организационное построение государственной системы медицинских учреждений регулируется Минздравсоцразвития России путем утверждения соответствующей номенклатуры учреждений и правил их лицензирования. В соответствии с номенклатурой все учреждения сгруппированы в три крупных блока:

    Государственной санитарно-эпидемиологической службы;

    В свою очередь, в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, что свидетельствует о широко разветвленной структуре медицинских учреждений, название которых отражает специфику выполняемых ими функций. Например, к учреждениям охраны материнства и детства отнесены дома ребенка и родильные дома; диспансерами называются учреждения, специализирующиеся на отдельных видах заболеваний или видах деятельности (кожно-венерологические, наркологические и т.п.).

    Ко второму типу государственных и муниципальных учреждений относятся бюджетные учреждения . К ним относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Во многом признаки, права и обязанности бюджетных учреждений до 1 июля 2012 г. будут схожи с признаками, правами и обязанностями казенных учреждений. В частности, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях будет осуществляться в том же, что и для казенных учреждений, порядке.

    Следующий организационно-правовой тип - автономные учреждения. В Законе об автономных учреждениях приведено следующее определение: автономное учреждение (АУ) - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Помимо Закона об автономных учреждениях вопросы правового и финансового характера их функционирования изложены в следующих законодательных актах:

    Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", где говорится, что при создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства;

    БК РФ, которым установлено, что в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

    НК РФ: при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в доходную часть не включаются субсидии автономным учреждениям (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Все типы государственных и муниципальных учреждений обладают как общими, так и характерными признаками. Среди общих признаков необходимо отметить: наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления; закрепление имущества на праве оперативного управления; закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; выполнение государственного (муниципального) задания; публикацию отчетности в средствах массовой информации; лицензирование отдельных видов деятельности независимо от того, оплачиваются ли их услуги гражданам и юридическим лицам за счет бюджета или предоставляются на платной основе.

    Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию: образовательная деятельность, деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; медицинская и фармацевтическая деятельность и т.д.

    Помимо лицензии потенциальные получатели бюджетных средств должны иметь и другие документы. Например, образовательные учреждения получают право выдавать документы государственного образца только после прохождения государственной аккредитации, которая проводится аккредитационным органом один раз в шесть лет в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и в научных организациях; один раз в двенадцать лет - в иных образовательных учреждениях.

    Учредитель сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя учреждения, несмотря на то, что в отличие от руководителя казенного учреждения у руководителя бюджетного или автономного учреждения появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики оказания платных услуг.

    В табл. 1.1.1 приведены основные различия между системами управления материальными и финансовыми ресурсами на уровне казенных, бюджетных и автономных учреждений.

    Таблица 1.1. Основные различия казенных, бюджетных и автономных учреждений

    Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений


    После вступления в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения отличаются друг от друга своим правовым статусом, то есть теми возможностями, которые получает их администрация для осуществления своей деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение теперь максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако оно получает финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения теперь имеют больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ложится и больший груз ответственности, поскольку учредитель не предоставляет им финансовых гарантий.

    Образовательные учреждения, которые уже перешли в статус автономных, после вступление в силу Закона № 83-ФЗ практически не заметили перемен. Бюджетные учреждения, которые стали казенными, получают теперь еще больше ограничений на осуществление деятельности, приносящей доход, но в целом они работают как и прежде. Принципиальные изменения произошли только в деятельности бюджетных учреждений.

    Различия между учреждениями новых типов можно представить в виде таблицы: (Приложение 1)

    1. Основные направления деятельности

    Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции

    Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления

    Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления

    2. Сферы, в которых может быть создано

    В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах

    В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами

    3. Способ финансирования

    За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

    На основе финансирования государственного или муниципального задания

    4. Способ доведения денежных средств

    По бюджетной смете

    Через субсидии ("одна строка")

    5. Учет иных доходов в процессе финансирования

    Иные доходы учитываются при определении объема финансирования

    Размер субсидии не зависит от иных доходов

    6. Право на ведение приносящей доход деятельности

    Должно быть предусмотрено учредительными документами

    Должно быть предусмотрено учредительными документами

    7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности

    Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ

    Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

    8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности

    Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности

    Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности

    9. Выделяемые виды имущества

    Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств

    10. Распоряжение имуществом

    Распоряжается с согласия собственника

    Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно

    Распоряжается с согласия собственника - недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно

    11. Ответственность учреждения перед кредиторами

    Отвечает денежными средствами

    Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств

    12. Субсидиарная ответственность учредителя

    13. Органы управления

    В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет

    14. Порядок заключение крупных сделок, сделок "с заинтересованностью"

    С согласия учредителя

    С согласия учредителя либо наблюдательного совета

    15. Заключение контрактов

    От имени учредителя

    От своего имени

    От своего имени

    16. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

    17. Возможность получать займы, кредиты

    Могут с учетом установленных законом ограничений

    18. Возможность создания иных юридических лиц

    Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

    При анализе данных следует обратить внимание на следующие моменты:

    Казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

    В то же время бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. В определениях бюджетного и автономного учреждений про возможность исполнения ими государственных (муниципальных) функций не упоминается. Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных) функций, тип такого учреждения должен быть казенным.

    Все три типа учреждений создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Если соответствующего полномочия у органа государственной власти или местного самоуправления нет, создание учреждения невозможно.

    В деятельности казенного учреждения даже не упоминается про сферы, в которых оно может быть создано, то есть оно изначально может действовать в любых сферах. Бюджетное же учреждение создается в определенных сферах, перечисленных в Законе № 83-ФЗ. Необходимо отметить, что речь идет о неограниченном перечне. Однако перечисление задает примерное направление для понимания того, в каких сферах должно работать бюджетное учреждение. Если их проанализировать, то можно сделать вывод, что это основные сферы, в которых государство финансирует оказание услуг, выполнение работ для населения.

    Что касается автономного учреждения, то оно может быть создано только в строго ограниченных случаях. Изначально, при принятии Закона № 174-ФЗ, перечень сфер, в которых допускалось создание автономных учреждений, был ограничен. Позднее в закон внесли изменения, и перечень стал открытым. Данное решение привело к появлению большого числа автономных учреждений, которые фактически являлись коммерческими юридическими лицами. Цель их создания заключалась в том, чтобы обойти нормы законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

    На данный момент разрешается создавать автономное учреждение в сферах, перечисленных в Законе от № 174-ФЗ, а также в иных случаях, но только если эти случаи прямо определены на уровне федерального закона. Таким образом, если та отрасль, которая не была прямо упомянута, внесет норму о возможности создания автономного учреждения в свой отраслевой закон, автономные учреждения в этой сфере смогут существовать, если же нет, то создать их будет нельзя, а уже созданные надо будет реорганизовать или ликвидировать.

    Бюджетное или казенное: существенная разница в полномочиях по распоряжению внебюджетными доходами. Необходимо иметь в виду, что у казенного учреждения «своего» ничего нет, его доход - это доход бюджета соответствующего уровня.

    Например, спецшкола - интернат. Возможность «зарабатывать» минимальна, следовательно, казалось бы, учреждение должно стать казенным, так как именно эта форма больше всего подходит спец. учреждению. В то же время, учреждение получает большую спонсорскую помощь. В случае регистрации как казенное учреждение - все внебюджетные средства поступят в доход соответствующего бюджета, а не учреждения, что вряд ли может быть приемлемым.

    Бюджетное или автономное: типы учреждений очень схожи, но возможностей у автономного больше и что самое, на наш взгляд существенное, они могут заключать договора, минуя процедуру конкурсных закупок, что сильно упростит жизнь.

    Кроме того, для автономных учреждений на федеральном уровне имеется достаточно обширная и проработанная нормативно-правовая база, которая может быть легко транслирована на уровень субъекта. С учетом имеющегося у федерального центра мнения о целесообразности расширения данного типа учреждений представляется, что перевод бюджетных учреждений в автономные выгоден и самим учреждениям, и органам управления.

    Таким образом, при выборе типа учреждения необходимо иметь в виду следующее:

    · разную степень финансово-хозяйственной самостоятельности;

    · разную степень ответственности руководителя учреждений;

    · разную возможность использования заработанных учреждением денег.

    Масштабная реформа бюджетного процесса, затрагивающая все его этапы и участников, начатая государством еще в конце девяностых XX века, в 2010 году «подарила» обществу закон, существенно изменивший правила и условия игры и список получателей средств из бюджетов всех уровней. Привычная всем достаточно однородная бюджетная сфера разделилась на новые виды учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Какие же конкретно произошли изменения, и что они дадут нам — рядовым получателям бюджетных услуг, и самим учреждениям?

    Понятие государственной услуги

    Чтобы уяснить, чем отличаются казенные, бюджетные и автономные учреждения между собой, надо, прежде всего, вспомнить термин «государственная (муниципальная) услуга», введенный в обиход законодательством также в 2010 году.

    Под государственными и муниципальными услугами подразумевается выполнение полномочий, закрепленных либо за государственными властными структурами, либо за муниципальными. Отсюда и различие в названии услуг. Исполнение полномочий обычно осуществляется не работниками тех или иных управлений, министерств и ведомств, а через создание ими подведомственных разнообразных учреждений и доведения им заданий соответствующего характера.

    Реформирование бюджетной сферы

    Появление в правовом поле бюджетных учреждений новой формации (БУНТов, как их язвительно называли некоторые интернет-пользователи) обеспечил пресловутый закон со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он затронул в первую очередь нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».

    Цели и задачи реформ

    В качестве основной задачи внедрения новшеств заявляли повышение результативности бюджетных расходов. По сути дела, реформированию планировалось подвергнуть всю бюджетную (а в особенности, социальную) сферу. Должны были уйти из обихода привычные бюджетные учреждения, за действия которых и содержание вне зависимости от конечного результата и востребованности у населения ответственность нес учредитель, а их место предназначалось учреждениям новых форм с совершенно другим объемом прав и обязанностей.

    В средствах массовой информации периодически появлялись мнения, приведет к коммерциализации бюджетной сферы, однако Министерство финансов, являющееся идеологом и основным разработчиком данного закона, категорически отрицало такую возможность и достаточно активно проводило разъяснительную работу — как на своем сайте, так и на открытом там же форуме.

    Чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного? Для объективного понимания различий между данными инстанциями надо внимательно сравнить основные положения, характеризующие их права и обязанности.

    Основные характеристики бюджетных, автономных и казенных учреждений

    Внесение изменений в действующее законодательство поставило перед фактом о необходимости выбора новой организационно-правовой формы для подведомственных учреждений всех органов власти. Из их кратких характеристик видно, чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного:

    • Казенное учреждение - минимальный объем прав, все имущество принадлежит учредителю, содержание строго по утвержденной учредителем смете, полный контроль деятельности, все доходы от платных услуг идут в бюджет.
    • Бюджетное учреждение - больший объем прав, учредитель не несет ответственности за результаты финансовой деятельности (долги), часть имущества в собственности учредителя, часть - учреждения, деньгами от предпринимательской деятельности распоряжается учреждение, функционирует за счет субсидий на содержание имущества и на выполнение установленного задания.
    • Автономное учреждение - обладает наибольшим объемом прав, особенно в части платных услуг. Есть наблюдательный совет, несущий некоторый распорядительно-рекомендательный функционал. В остальных позициях сходно с бюджетным.

    Изначально определенные организационно-правовые формы не статичны: может приниматься решение, например, о переводе казенного учреждения в бюджетное, а потом при необходимости обратно.

    Финансовое обеспечение учреждений

    Если все учреждения до реформы являлись участниками бюджетного процесса, то новый закон в их качестве оставил только казенные учреждения, к которым по своей сути были отнесены и органы власти всех уровней. Отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений ярче всего проявились именно в схеме финансирования их деятельности.

    1. Для казенного учреждения учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) доводит лимиты бюджетных обязательств, на основании которых составляется и утверждается учредителем бюджетная смета. Смета передается в казначейство, и все расходование средств осуществляется исключительно в ее пределах в разрезе утвержденных статей. Если возникает необходимость в перераспределении сметы, то это делается только с согласия учредителя и ограниченное количество раз в квартал. Но! В случае возникновения у учреждения какой-либо кредиторской задолженности (что в рамках общего контроля и при тенденции ужесточения наказаний за нарушения бюджетного законодательство маловероятно), субсидиарную ответственность несет учредитель.
    2. Для учредитель утверждает перечень услуг, устанавливает финансовые нормативы на их выполнение и доводит задание на услуги в натуральных единицах. Исходя из доведенного задания и нормативов рассчитывается объем денежной субсидии на его выполнение. Деньги должны перечисляться на счет учреждения ежемесячно. Если по каким-то причинам задание не выполнено, то объем субсидии уменьшается без учета того, есть у учреждения нужда в средствах или нет. В случае перевыполнения без согласия учредителя излишне выполненные объемы задания могут быть не оплачены. По своим обязательствам учреждение несет обязанность само. Полученные средства используются в соответствии с составленным и утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Перераспределением средств внутри плана занимается само учреждение.
    3. Для автономного учреждения действует тот же принцип, что и для бюджетного, но оно гораздо свободнее в плане закупок.

    Имущество учреждений

    Сравнительная характеристика казенного и бюджетного учреждения также позволяет выявить ряд любопытных моментов. Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества. Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий. Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.

    Предпринимательская деятельность учреждений

    Еще один существенный показатель, чем казенное учреждение отличается от бюджетного - это возможность получения доходов от платных услуг. Поскольку все они некоммерческие, то предпринимательская деятельность не является основной задачей, и заниматься ею можно только по основным направлениям, предусмотренными уставом. То есть, больница не может проводить концерты и брать за них деньги. Учреждения обоих видов могут заниматься своеобразным предпринимательством. Но! Доходы казенного учреждения от него будут поступать в бюджет, и нет никаких гарантий, что они вернутся в виде дополнительного финансирования. Бюджетное же учреждение заработанными средствами распоряжается само.

    Налогообложение учреждений

    И казенные, и бюджетные учреждения работают на общепринятой системе, то есть сдают все отчеты и платят все исчисленные налоги. Здесь казенное учреждение чем отличается от бюджетного? Ничем. Вот автономные, имеющие больше возможностей для заработка, могут выбрать упрощенку - это достаточно серьезная преференция.

    Итоги

    Хотя процесс реформирования с учетом достаточно длительного переходного периода идет уже несколько лет, массовых банкротств учреждений или перехода их на коммерческие рельсы для населения пока не наблюдается. Так называемая коммерциализация проявляется, скорее, во взаимоотношениях учреждений с органами власти в части получения средств и создании некоей межучрежденческой конкуренции.


    Т. Обухова
    Казенные учреждения – новый тип некоммерческих организаций

    [ «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, № 5 ]

    Проект федерального закона № 308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон) прошел уже второе чтение. В нем речь идет о смене правового положения государственных и муниципальных учреждений. Предполагается переход большинства бюджетных учреждений в автономные организации и казенные учреждения. В связи с созданием нового типа некоммерческих организаций, а также корректировкой прав и обязанностей уже существующих во многие нормативные акты вносятся изменения. О том, какие учреждения являются казенными, об их правах, обязанностях, сфере деятельности пойдет речь в этой статье.

    Из Пояснительной записки «К проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» следует, что существующая в РФ система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности предоставления государственных и муниципальных услуг.

    Органы публичной власти просто содержат существующую систему бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. В нынешнем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности деятельности, что вызвано в первую очередь сметным финансированием, основанным на фактически сложившихся расходах. При этом на практике большинство бюджетных учреждений уже включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от приносящей доход деятельности, которые используют по своему усмотрению.

    В связи с этим предлагается :

    1. Изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования и создать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности.

    2. Создать новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения, статус которых по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет.

    При этом процедура перевода учреждений в казенные должна обеспечивать минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.

    Правовое положение

    Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК РФ).

    Заметим, что общие положения о составлении бюджетной сметы определены в ст. 221 «Бюджетная смета» БК РФ. В Федеральном законе слова «бюджетные учреждения» заменяются на «казенные учреждения». Существенными коррективами является следующее: если прежде в бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могли утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, то теперь в бюджетной смете казенного учреждения должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

    Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (ст. 221 БК РФ).

    Особенность правового положения казенных учреждений определена в ст. 161 БК РФ. Из ее норм следует, что данное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.

    Казенному учреждению разрешается осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Вместе с тем доходы, полученные им от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Таким образом, казенное учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться средствами, полученными им от осуществления приносящей доход деятельности.

    Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, будут являться неналоговыми доходами бюджетов (ст. ст. 41 и 57 БК РФ).

    Основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждения (ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях)).

    Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ. Операции с бюджетными средствами казенные учреждения так же, как сейчас бюджетные учреждения, проводят через лицевые счета, открытые им в соответствии с БК РФ.

    Учреждения получают на осуществление своей деятельности финансирование из средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров . При этом сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только суммы фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

    При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

    Так же, как сейчас бюджетное учреждение, казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ). Отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника казенное учреждение также не вправе (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

    Учредитель казенного учреждения и его права

    В Закон о некоммерческих организациях добавляется ст. 9.1 «Государственные, муниципальные учреждения». Из нее следует, что казенные учреждения – это один из типов государственных муниципальных учреждений. Их учредителями могут быть РФ, субъект РФ и муниципальное образование (п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях).

    Для справки. Учредителями казенного учреждения не могут быть дееспособные граждане и (или) юридические лица (п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях).

    Решение о создании казенного учреждения принимается в порядке, установленном (п. 2 ст. 13 Закона о некоммерческой организации):

    1) Правительством РФ – для федеральных бюджетных или казенных учреждений;

    2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ;

    3) местной администрацией муниципального образования – для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

    Этими же органами осуществляется утверждение устава казенного учреждения, его изменение; принимается решение о реорганизации и ликвидации казенного учреждения (п. п. 1.1, 4 ст. 14, ст. ст. 16 и 19.1 Закона о некоммерческой организации).

    Отметим, что учредительными документами казенного учреждения являются (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческой организации):

    – устав (должен содержать наименование учреждения с указанием типа – казенное учреждение, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления);

    – положение (в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ). Оно утверждается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

    К сведению. При реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2.2 ст. 16 Закона о некоммерческой организации).

    Государственное (муниципальное) задание

    В целях обеспечения внедрения государственных заданий по оказанию государственных услуг и их оплаты по реальным результатам, создания стимулов для ориентации государственных (муниципальных) учреждений на запросы потребителей, в том числе за счет введения новых систем оплаты труда, привязанных к реальным результатам работы, вводятся изменения в ст. 69.2 «Государственное (муниципальное) задание» БК РФ. Пункт 2 этой статьи предполагается изложить в следующей редакции.

    Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также при определении объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

    Напомним, прежде в нем речь шла о том, что государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

    Из произошедших изменений можно сделать вывод о том, что казенные учреждения будут осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в рамках выполнения государственных (муниципальных) заданий и будут получать бюджетные средства на выполнение этого задания.

    Государственное (муниципальное) задание будет формироваться для отдельных казенных учреждений в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.

    Переход бюджетных учреждений в казенные

    Законопроект сводит к минимуму организационные мероприятия, необходимые для создания казенных учреждений. В частности (п. п. 10 – 12 ст. 20 Федерального закона, ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях):

    – не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;

    – имущество не перезакрепляется (то есть признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);

    – лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;

    – не производится перерегистрация – по сути, требуется только внесение изменений в учредительные документы.

    Так, ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, регламентирующая порядок изменения типа государственного или муниципального учреждения, гласит: изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения. При изменении типа государственного или муниципального учреждения к создаваемому учреждению, как к правопреемнику, переходят права и обязанности учреждения, тип которого изменяется.

    Исполнение судебных актов

    Казенное учреждение вправе самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ). Оно обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ, то есть с нормами ст. ст. 242.3 – 242.5.

    Ввиду того, что средства, получаемые казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, перечисляются в доход соответствующего бюджета и не поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, в ст. ст. 242.3 – 242.5 БК РФ, регламентирующие порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внесены следующие изменения. Во-первых, в этих статьях слова «бюджетные учреждения» заменены на «казенные учреждения», следовательно, их нормы не будут применяться в отношении бюджетных учреждений. Во-вторых, обращение взыскания будет производиться на средства соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Это вполне логично, так как все средства, получаемые казенными учреждениями от осуществления приносящей доход деятельности, являются неналоговыми доходами бюджета.

    Положение о том, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, исключается из ст. ст. 242.3 – 242.5 БК РФ.

    Контроль за деятельностью казенных учреждений

    Контроль за деятельностью казенных учреждений осуществляется (п. п. 5.1 и 5.2 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях):

    1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;

    2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

    3) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

    Контроль за деятельностью казенных учреждений, подведомственных федеральным органам государственной власти (государственным органам), в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляется с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

    Налоговое законодательство

    В связи с созданием нового типа некоммерческих организаций в НК РФ предполагается внесение следующих изменений, касающихся непосредственно деятельности казенных учреждений.

    Налог на добавленную стоимость

    Внесены уточнения в абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ, из которых следует, что при предоставлении на территории РФ казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

    Налог на прибыль

    Федеральный закон предполагает внести изменения в абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которым к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, будут относиться лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования), доведенные в установленном порядке до казенных учреждений. Средства, полученные казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения иных государственных (муниципальных) функций, тоже не учитываются при определении налоговой базы (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Утрачивает силу ст. 321.1 НК РФ, регламентирующая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.

    Государственная пошлина

    Казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

    Для справки. Казенные учреждения так же, как сейчас бюджетные учреждения, не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога и применять упрощенную систему налогообложения (пп. 4 п. 6 ст. 346.2, пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Какие бюджетные учреждения перейдут в казенные?

    Предполагается, что после вступления в силу Федерального закона в казенные учреждения будут переведены следующие федеральные бюджетные учреждения (ст. 20 Федерального закона):

    – управления объединений, управления соединений и воинских частей ВС РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

    – следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы и исправительные учреждения, исполняющие наказания;

    – специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

    – учреждения Главного управления специальных программ Президента РФ, Государственной фельдъегерской службы, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федерального космического агентства, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков;

    – психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

    Федеральные органы исполнительной власти после вступления в силу Федерального закона обязаны не позднее 31.12.2010 представить в Федеральное казначейство утвержденные перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений. Решения о создании федеральных казенных учреждений путем изменения типа федеральных бюджетных учреждений, а также об изменении типа федеральных казенных учреждений в целях создания федеральных бюджетных учреждений будут приниматься Правительством РФ до 01.07.2010 (п. 4 ст. 20 Федерального закона).

    Что касается бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений, решения о переводе их в казенные будут приниматься органом государственной власти субъектов РФ и органом местного самоуправления. Предполагается, что эти органы обязаны:

    а) принять до 1 июля 2010 г. нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов. Такие нормативные правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений;

    б) утвердить до 31 декабря 2010 г. в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;

    в) обеспечить до 1 января 2011 г. принятие решений об отнесении движимого имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу.

    Переходный период

    Со дня официального опубликования Федерального закона до 1 января 2011 г. устанавливается переходный период (п. 9 ст. 21 Федерального закона). В переходный период федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения и отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, применяются к казенным учреждениям в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

    До 1 января 2011 г. Федеральный закон позволяет казенным учреждениям функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме.

    В частности, в переходный период:

    – внебюджетные доходы казенных учреждений в бюджет не зачисляются;

    – лицевые счета учреждений не переоткрываются.

    По истечении переходного периода, с 1 января 2011 г., вступят в силу все ключевые нормы Федерального закона, касающиеся изменения правового статуса и порядка финансового обеспечения учреждений различных типов.


    Примечания:

    1 Со сравнительной характеристикой правового положения типов учреждений можно ознакомиться на сайте http://profcom.istu.ru/home/1/208/. Материал представлен в удобной для восприятия форме таблицы. В ней приведен сравнительный анализ принципов функционирования в рыночной экономике бюджетных, автономных и казенных учреждений, в частности, рассмотрены их права по распоряжению имуществом и порядок его использования, порядок осуществления операций с денежными средствами, финансового обеспечения деятельности этих учреждений, использования средств, полученных учреждениями от приносящей доход деятельности, ведения ими учета и управления.

    2 Заметим, что в п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сказано, что, если это предусмотрено документацией об аукционе, конкурсной документацией, а также если заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 55 данного Закона, заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт.