Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Основные признаки административно правовых отношений. Понятие административного правоотношения. По основаниям возникновения

    Основные признаки административно правовых отношений. Понятие административного правоотношения. По основаниям возникновения
    • Административное право как отрасль права
    • Государственное управление и административное право
    • Предмет и метод административного права
      • Общественные отношения, регулируемые административным правом
      • Метод административно-правового регулирования
      • Основные функции административного права
      • Принципы административного права
      • Административное право в системе российского права
    • Административно-правовые нормы
      • Понятие и особенности административно-правовых норм
      • Структура административно-правовых норм
      • Виды административно-правовых норм
      • Источники административного права
    • Административные правоотношения
      • Понятие и основные признаки административных правоотношении
      • Предпосылки возникновения административных правоотношений
      • Виды административных правоотношений
    • Субъекты административного права. Общие положения
    • Понятие и виды субъектов административного права
    • Физические лица
      • Понятие и основы административно-правового положения граждан РФ
      • Виды и структура административно-правового положения гражданина РФ
      • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
      • Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий
      • Основные гарантии прав граждан
      • Обращения граждан РФ
      • Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Органы исполнительной власти
      • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
      • Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
      • Виды органов исполнительной власти
      • Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
      • Правительство РФ
      • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
      • Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
      • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      • К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления
    • Государственные служащие
      • Понятие государственной службы
      • Должности государственной службы
      • Система государственной службы
      • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
      • Правовые основы государственной службы
      • Понятие и виды государственных служащих
      • Основы административно-правового статуса государственных служащих
      • Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
      • Стимулы деятельности государственных служащих
      • О муниципальной службе и ее служащих
    • Основы государственной гражданской службы
      • Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
      • Должности гражданской службы
      • Понятие и виды гражданских служащих
      • Основы административно-правового статуса гражданских служащих
      • Поступление на государственную гражданскую службу
      • Прохождение гражданской службы
      • Стимулы гражданской службы
      • Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
    • Основы правоохранительной службы
      • О правовых основах правоохранительной службы
      • Понятие и принципы правоохранительной службы
      • Должности правоохранительной службы
      • Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
        • Ограничения и запреты на правоохранительной службе
      • Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
        • Прохождение правоохранительной службы
      • Прекращение службы в правоохранительных органах
      • Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
    • Основы военной службы
      • Понятие военной службы и ее принципы
      • Воинские должности: понятие и виды
      • Основы правового положения и виды военнослужащих
      • Прохождение военной службы
      • Увольнение с военной службы
      • Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
    • Предприятия, учреждения и организации
      • Понятие и виды предприятий, учреждений
      • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
      • Государственные корпорации как субъекты административного права
      • Особенности административно-правового статуса негосударственных корпоративных предприятий
      • Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
      • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
      • Фонды
    • Общественные и религиозные объединения
    • Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
    • Формы деятельности органов исполнительной власти
      • Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
      • Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
      • Классификация правовых актов органов управления
      • Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
      • Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
      • Действие правового акта управления
      • Утрата силы правовыми актами управления
      • Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
      • Административный договор
    • Методы деятельности органов исполнительной власти
    • Ответственность по административному праву
    • Административная ответственность
      • Понятие и основные черты административной ответственности
      • Законодательные основы административной ответственности
      • Административное правонарушение
      • Освобождение от административной ответственности
      • Ограничение административной ответственности
      • Понятие и виды административных наказаний
      • Наложение административного наказания
      • Административная ответственность юридического лица
    • Дисциплинарная ответственность
    • Материальная ответственность
    • Вопросы административно-процессуальной деятельности
    • Административный процесс: понятие, структура
    • Производство по делам об административных правонарушениях
      • Основы административного производства
      • Участники административного производства
      • Доказательства в производстве по делу об административном правонарушении
      • Меры обеспечения административного производства
      • Возбуждение административного дела
      • Рассмотрение административного дела
      • Пересмотр постановлений и решений
      • Исполнение административных постановлений
    • Дисциплинарное производство
    • О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти
    • Административное право и законность в управлении
    • Законность в сфере управления
      • Законность, дисциплина, целесообразность
      • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
    • Способы обеспечения законности дисциплины в управлении
      • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
      • Контроль органов законодательной (представительной) власти
      • Контроль органов исполнительной власти
      • Административный надзор
      • Органы судебной власти и законность в управлении
      • Общий надзор органов прокуратуры

    Понятие и основные признаки административных правоотношении

    Административное, как и любое отраслевое правоотношение, характеризуется двумя группами признаков: а) общими для правоотношения как юридической категории; б) специфическими, выделяющими его как особую разновидность правоотношений. Административное правоотношение относится к публичным. Поэтому некоторые его специфические признаки по своей юридической сущности свойственны конституционным, финансовым и другим публичным правоотношениям, например, характер юридических связей между субъектами, основанный на властном подчинении одной стороны другой, в основном повторим почти во всех публичных правоотношениях. Однако, будучи адаптированными к предмету и методу административного права, такого рода признаки позволяют составить более целостное представление об административных правоотношениях.

    Учитывая это, надо иметь в виду, что административные правоотношения выделяются совокупностью свойственных им признаков.

    Среди них наиболее очевидными являются следующие.

    1. Административные правоотношения - это в основном управленческие отношения, урегулированные нормами административного права, их административно-правовая форма . Их специфическую разновидность представляют некоторые правоотношения, возникающие в связи с реализацией административной ответственности, и, строго говоря, соответствующие им отношения не имеют управленческого характера.

    2. Субъектами административных правоотношений могут быть любые участники управленческих отношений . В зависимости от особенностей субъектного состава административные правоотношения могут подразделяться на виды с учетом того, что они могут возникать между субъектами таких правоотношений, по общему правилу, в различном их сочетании. Но большинство специалистов в области административного права сходятся во мнении о том, что административные правоотношения не могут возникнуть между двумя гражданами, поскольку их обязательным участником должен быть субъект, наделенный юридически властными полномочиями. С другой стороны, участниками отношений, регулируемых административным правом, могут быть субъекты, правовое положение которых не предполагает выполнение ими функций управленческих органов (судьи, мировые судьи, прокуроры).

    Имеются также административные правоотношения между: а) постоянным составом их участников, например, между Министерством образования РФ и подчиненными ему федеральными службами, федеральным агентством. Содержание таких правоотношений отличается многообразием и постоянством, ибо предопределяется содержанием административной правосубъектности данных субъектов;

    б) непостоянным составом их участников. Например, сотрудником ГИБДД с участниками дорожного движения и т.д.

    3. Административные правоотношения характеризуются юридическим неравенством сторон . Эта их особенность обусловлена самой сущностью управленческой деятельности и возникающих вследствие ее осуществления отношений. В административных правоотношениях обязательно имеется субъект, уполномоченный принимать решения по вопросам, касающимся субъективных прав, обязанностей и интересов другой стороны - физического лица или органа, организации. Само по себе участие такой стороны в правоотношении еще не предопределяет его отраслевую правовую природу. Например, публично-правовые образования признаются субъектами гражданских правоотношений. Для административных правоотношений характерным является то, что одна из сторон реализует властные полномочия в отношении другой стороны конкретного правоотношения.

    Стороной, воля которой доминирует над волей другой стороны, могут выступать прежде всего органы государственного управления и местного самоуправления, их должностные лица. Поскольку эти субъекты выступают от имени государства или местного самоуправления, они наделены властными полномочиями, ограниченными компетенцией, определенной нормативными правовыми актами, устанавливающими их правовое положение. Более сильная воля обязательного участника административно- правового отношения проявляется также в том. что принятие решения по вопросу, инициированному другой стороной, в конечном счете является прерогативой участника, наделенного властными полномочиями.

    Однако подобная юридическая зависимость одной стороны отношения от другой, являясь общим правилом, имеет существенные исключения. Одно из них относится к случаям совместного решения определенных управленческих задач юридически не зависимыми друг от друга сторонами, о чем будет сказано далее, а также случаи, когда отдельные организации выполняют публичные функции по оказанию услуг гражданам в области реализации ими субъективных прав на бесплатное образование, на бесплатное оказание медицинской помощи и т.д. В подобных случаях можно говорить об известном балансе взаимных прав и обязанностей сторон.

    Однако смещение публичных функций и полномочий от органов государственного управления и местного самоуправления на уровень организаций приобретает и иной характер, когда последние наделяются односторонними властными полномочиями по отношению к физическим и юридическим лицам в случаях осуществления ими контрольно-надзорных полномочий. Административному праву известны также отношения, основанные на соглашении сторон, имеющем форму административного договора .

    4. Административно-правовые отношения в принципе не являются договорными , возникающими по соглашению сторон. Им может предшествовать соглашение сторон, но возникнуть они могут по инициативе любой стороны, в том числе и против воли другой стороны . В случаях, установленных нормативными правовыми актами, вступление в административно-правовые отношения является обязанностью той или иной стороны. Это относится, хотя и в разной степени, как к физическим лицам (зарегистрировать рождение ребенка, получить паспорт по достижении 14-летнего возраста, зарегистрироваться по месту жительства и т.д.), так и к субъектам, обладающим юридически властными полномочиями, обязанность которых может диктоваться необходимостью реализации их компетенции.

    5. Своеобразным является также юридическое содержание административно-правовых отношении. Оно не всегда выражает взаимную связь субъективных прав и обязанностей сторон по поводу того, что послужило основанием их возникновения . Для физического лица субъективное право может трансформироваться лишь в право требовать от другой стороны соблюдения правовых предписаний либо в право на защиту своих законных интересов, например, в случае издания акта, нарушающего права гражданина, о возложении на него обязанности, не предусмотренной законом. Нижестоящий орган государственного управления обязан выполнить правомерный акт вышестоящего органа, не имея права на какое-либо встречное требование по отношению к вышестоящему органу, например, в случае отмены неправомерного акта нижестоящего органа.

    Характер связи прав и обязанностей сторон во многом зависит от того, между какими именно субъектами возникают административно-правовые отношения, и их правового положения.

    6. Споры, возникающие из административно-правовых отношений, как правило, разрешаются в административном порядке. В случаях, предусмотренных законом, такие споры могут разрешаться судами в соответствии с подведомственностью им дел, вытекающих из административных правоотношений. Действует тенденция в повышении роли судов в этой области. Для разрешения многих споров административно-правового характера предусматривается альтернативная подведомственность либо возможность судебного разрешения споров, если сторона не удовлетворена принятым по нему решением в административном порядке.

    7. Сторона административного правоотношения, нарушившая свои обязанности, подлежит ответственности не перед другой стороной данного административного правоотношения, а перед государственными органами или органами местного самоуправления, их должностными лицами . Основными видами ответственности при этом являются административная и дисциплинарная ответственность в форме административных наказаний либо дисциплинарных взысканий.

    В регулировании административных правоотношений специфические задачи выполняют административные регламенты по осуществлению федеральными органами исполнительной власти их определенных функций и оказанию ими так называемых государственных услуг.

    На основе таких регламентов обретают большую упорядоченность и определенность: система административных правоотношений, которые могут возникать при осуществлении федеральными органами исполнительной власти данных видов функций и оказании услуг; специфика субъектного состава и содержания административных правоотношений в порученных таким органам сферах; субъекты, инициирующие возникновение здесь административных правоотношений; процедуры, «технология», сроки реализации субъективных прав и исполнения обязанностей участниками административных правоотношений; порядок разрешения вытекающих из них споров; способы защиты соответствующих административных правонарушений и т.д.

    Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, поскольку этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т. е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин — один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.

    Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:

    • они возникают в процессе государственного управления;
    • имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);
    • являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.

    Другая концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов: 1) возникают в сфере государственного управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: а) отношения власти-подчинения; б) отношения равноправия. Такой подход в рассмотрении административно-пра- вовых отношений остался практически до наших дней.

    Несмотря на некоторые различия в понимании сущности административно-правовых отношений, можно указать на общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в них ничего не говорится о таком важнейшем признаке этих отношений, как необходимость установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Иначе говоря, если такая гарантия судебной защиты отсутствует, то едва ли можно говорить о цивилизованных административно-правовых отношениях, характеризующихся организационностью, обязательным наличием органа управления, реализующего властную управленческую компетенцию и проч. В более широком плане этот недостаток можно было бы определить как отсутствие правового режима административно-правовых отношений, как отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).

    1. В отличие от гражданско‑правовых административно‑правовые отношения имеют односторонний, публичный, государственно‑властный характер.

    2. Административно‑правовые отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в масштабе государства.

    Напр., ФКЗ «О Правительстве РФ», в котором регламентированы управленческие отношения, реализуемые высшим органом исполнительной власти во всех сферах и областях государственного управления. Кроме того, административные правовые отношения возникают в процессе реализации управленческих отношений, возникающих в деятельности органов законодательной власти, судебной власти, их обслуживающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреждений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности.

    3. Общим объектом воздействия административно‑правовых отношений являются общественные отношения или, точнее, поведение участников, обусловленные сознанием и волей каждой из сторон. Этому правилу есть и исключение. Объектом правоотношений может быть и предмет, напр. объект авторского права, а также нематериальный объект – честь и достоинство человека и гражданина.

    4. Административно‑правовые отношения регулируют и охраняют в основном публично‑правовые интересы, возникающие в осуществлении деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Часто публичный интерес трактуется просто как государственный интерес. Однако это не совсем так, при осуществлении государственного управления это понимается как адекватная реакция государственных органов власти и управления на требования общества в создании надежной социально‑экономической защиты или осуществлении эффективной правоохранительной деятельности.

    5. Административно‑правовые отношения возникают по инициативе уполномоченных властных субъектов управления по поводу осуществления функций государственного управления и правового регулирования, а также по инициативе подвластных субъектов управления в результате неудовлетворительной реализации управленческих отношений субъектом управления (в форме заявлений, предложений, жалоб физических и юридических лиц).

    6. Административно‑правовые отношения иногда характеризуются равноправием участников отношений. Напр., при заключении административных договоров между органами исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ, при разрешении управленческих конфликтов и споров и др.

    7. Административно‑правовые отношения регламентируют управленческие отношения и по своей сути являются организационно‑правовыми, т. е. с помощью норм права упорядочивается процесс организации управления с целью оптимального функционирования органов исполнительной власти, государственного управления.

    Административные правоотношения - это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированы нормами административного права.

    1. В отличие от гражданско-правовых административно-правовые отношения имеют односторонний, публичный, государственно-властный характер.

    2. Административно-правовые отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в масштабе государства.

    Напр., ФКЗ «О Правительстве РФ», в котором регламентированы управленческие отношения, реализуемые высшим органом исполнительной власти во всех сферах и областях государственного управления. Кроме того, административные правовые отношения возникают в процессе реализации управленческих отношений, возникающих в деятельности органов законодательной власти, судебной власти, их обслуживающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреждений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности.

    3. Общим объектом воздействия административно-правовых отношений являются общественные отношения или, точнее, поведение участников, обусловленные сознанием и волей каждой из сторон. Этому правилу есть и исключение. Объектом правоотношений может быть и предмет, например объект авторского права, а также нематериальный объект – честь и достоинство человека и гражданина.

    4. Административно-правовые отношения регулируют и охраняют в основном публично-правовые интересы, возникающие в осуществлении деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Часто публичный интерес трактуется просто как государственный интерес. Однако это не совсем так, при осуществлении государственного управления это понимается как адекватная реакция государственных органов власти и управления на требования общества в создании надежной социально-экономической защиты или осуществлении эффективной правоохранительной деятельности.

    5. Административно-правовые отношения возникают по инициативе уполномоченных властных субъектов управления по поводу осуществления функций государственного управления и правового регулирования, а также по инициативе подвластных субъектов управления в результате неудовлетворительной реализации управленческих отношений субъектом управления (в форме заявлений, предложений, жалоб физических и юридических лиц).

    6. Административно-правовые отношения иногда характеризуются равноправием участников отношений. Напр., при заключении административных договоров между органами исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ, при разрешении управленческих конфликтов и споров и др.

    7. Административно-правовые отношения регламентируют управленческие отношения и по своей сути являются организационно-правовыми, т. е. с помощью норм права упорядочивается процесс организации управления с целью оптимального функционирования органов исполнительной власти, государственного управления.

    10. Структура административного правоотношения.

    Административно правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические факты.

    Субъектом административно правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:

    Граждане России;

    Иностранные граждане и лица без гражданства;

    Государственные органы, предприятия, учреждения, организации;

    Служащие государственных органов и организаций;

    Представители общественных объединений;

    Органы местного самоуправления

    Различают следующие виды субъектов административного права - индивидуальные и коллективные субъекты:

    1. Индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнообязанный, студент).

    2. 2.Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые имеют право выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).Определяющим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса (прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности). В данном случае речь идет о двух таких категориях:

    1) административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.);

    2) административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

    Административная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц - с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность. Общим объектом регулирования административно правовых норм, как и иных правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно правовом отношении его стороны осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объектом правоотношения являются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) - его предметом. Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения.

    1. В отличие от гражданско-правовых административно-правовые отношения имеют односторонний, публичный, государственно-властный характер.

    2. Административно-правовые отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в масштабе государства.

    Напр., ФКЗ «О Правительстве РФ», в котором регламентированы управленческие отношения, реализуемые высшим органом исполнительной власти во всех сферах и областях государственного управления. Кроме того, административные правовые отношения возникают в процессе реализации управленческих отношений, возникающих в деятельности органов законодательной власти, судебной власти, их обслуживающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреждений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности.

    3. Общим объектом воздействия административно-правовых отношений являются общественные отношения или, точнее, поведение участников, обусловленные сознанием и волей каждой из сторон. Этому правилу есть и исключение. Объектом правоотношений может быть и предмет, напр. объект авторского права, а также нематериальный объект – честь и достоинство человека и гражданина.

    4. Административно-правовые отношения регулируют и охраняют в основном публично-правовые интересы, возникающие в осуществлении деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Часто публичный интерес трактуется просто как государственный интерес. Однако это не совсем так, при осуществлении государственного управления это понимается как адекватная реакция государственных органов власти и управления на требования общества в создании надежной социально-экономической защиты или осуществлении эффективной правоохранительной деятельности.

    5. Административно-правовые отношения возникают по инициативе уполномоченных властных субъектов управления по поводу осуществления функций государственного управления и правового регулирования, а также по инициативе подвластных субъектов управления в результате неудовлетворительной реализации управленческих отношений субъектом управления (в форме заявлений, предложений, жалоб физических и юридических лиц).

    6. Административно-правовые отношения иногда характеризуются равноправием участников отношений. Напр., при заключении административных договоров между органами исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ, при разрешении управленческих конфликтов и споров и др.

    7. Административно-правовые отношения регламентируют управленческие отношения и по своей сути являются организационно-правовыми, т. е. с помощью норм права упорядочивается процесс организации управления с целью оптимального функционирования органов исполнительной власти, государственного управления.