Войти
Образовательный портал. Образование
  • На что можно потратить материнский капитал?
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Сушеная спаржа быстрого приготовления
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • Новые законопроекты в сфере ЖКХ. Новый закон о должниках за коммунальные услуги Изменения в жилищно коммунальном законодательстве

    Новые законопроекты в сфере ЖКХ. Новый закон о должниках за коммунальные услуги Изменения в жилищно коммунальном законодательстве

    Сфера ЖКХ для простых россиян — тема довольно болезненная. Тарифы на “коммуналку” ежегодно растут, качество услуг зачастую зависит от добросовестности управляющих компаний или даже конкретных работников. До сих пор норма — толком не покрытые теплоизоляцией трубы, отапливающие улицу, грязь во дворах и подъездах, многие другие проблемы, которые хотя и кажутся единичными, все-таки складываются в некую систему. Узнаем о последних изменениях в ЖКХ России в 2018 году, каковы последние новости по поводу законодательства в этой сфере, как сильно вырастут тарифы летом.

    Что больше всего беспокоит россиян в сфере ЖКХ

    Центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль ”, при помощи которого можно пожаловаться на неудовлетворительную работу коммунальных служб и другие связанные с ЖКХ проблемы, обобщил статистику обращений граждан в 2017 году. Выяснилось, что больше всего в этой сфере россиян беспокоят:

    • проблемы начисления платы за коммунальные услуги — 28% обращений,
    • проблемы управления многоквартирными домами — 16,8% обращений,
    • проблемы неудовлетворительного состояния многоквартирных домов — 12,2% обращений,
    • проблемы качества коммунальных услуг — 9,4% обращений,
    • вопросы к капремонту — 8,4% обращений,
    • проблемы благоустройства дворов — 6,4% обращений,
    • проблемы с приборами учета — 3,1% обращений,
    • вопросы по общему имуществу — 1,8% обращений,
    • прочие вопросы — 13,8% обращений.

    Понятно, что вопросы относительно того, насколько обоснованы цифры в платежках, волнуют россиян больше всего. “Коммуналка” зачастую съедает существенную часть семейного бюджета, и не со всеми цифрами можно согласиться. Люди справедливо хотят разобраться, не начислили ли им лишнего. И одно из нововведений в законе позволит им, кстати, даже оштрафовать управляющую компанию за неправильное начисление платежей.

    Изменения в сфере ЖКХ РФ в 2018 году — что нового?

    Аналитики “Российской газеты” изучили все последние новости относительно изменений в коммунальной сфере и обозначили семь главных новинок 2018 года.

    Первая из этих новинок — за неправильное начисление суммы в платежке управляющая компания или ТСЖ будет платить штраф жильцу . Сама эта норма, в принципе, не новая, она появилась в законе еще в 2015 году, но толком не работала — не была описана процедура. Теперь процедуру конкретизировали. Если вам пришла платежка и вы считаете, что в ней что-то не так и начислено лишнее, вам нужно обратиться с заявлением в вашу УК, ТСЖ или ЖСК (в зависимости от того, какая организация управляет вашим домом). В течение месяца они обязаны дать ответ и либо обосновать, что начисление было верным, либо согласиться с вами. Если и правда в счете были выставлены лишние суммы — половину от излишка компания заплатит лично вам в виде штрафа. Сам излишек, разумеется, оплачивать вы не должны — на эту сумму сделают перерасчет, если оплата была совершена. Таким образом, если УК выставила вам счет на 100 рублей больше положенного — вы “заработаете” 50 рублей. А если вольно или невольно обманутыми окажутся все жители дома или района — управляющая компания рискует крупными убытками за свою ошибку. Так что новая норма будет стимулом относиться к начислениям внимательнее.

    Вторая новинка 2018 года — штрафы за неаккуратное внесение сведений в ГИС ЖКХ . Информационная система ГИС ЖКХ содержит подробную информацию обо всей коммунальной сфере, информация вносится в том числе управляющими компаниями, поставщиками услуг и т.д. За неправильную, неполную информацию и за задержки с внесением свежих данных с 2018 года будут начисляться штрафы.

    Третье нововведение — покупатели квартиры, не успевшие зарегистрировать право собственности, будут участвовать в общих собраниях . До 2018 года те дольщики, которые купили жилье в новостройке, но находились на этапе оформления права собственности, не могли участвовать в судьбе дома. Теперь они имеют равные права со всеми.

    Четвертая новинка — управляющие компании, ТСЖ, а также ЖСК будут обязаны вести реестр собственников квартир дома . Реестр этот должен будет передаваться ими инициатору проведения общего собрания по первому требованию.

    Пятое нововведение — появляются так называемые временные управляющие компании . Речь об УК, которые будут под принуждением города брать под свое управление “брошенные дома”, то есть, такие дома, которые остались без управления. Как правило, это многоквартирные дома, с которыми отказываются работать управляющие компании города по самым разным причинам. В каких-то случаях из-за накопившихся долгов и жителей, которые ведут асоциальный образ жизни и не особенно стремятся погашать свои долги. В каких-то — дом небольшой, находится в отдалении, и УК не может на нем много заработать. Теперь УК можно обязать брать такие дома “временно”.

    Еще одна новинка — лицензии ЖКХ перестали быть бессрочными, теперь они выдаются на 5 лет . Более того — не смогут получить лицензию очевидные “клоны” управляющих компаний, созданные вместо проштрафившейся.

    Наконец, все многоквартирные дома должны будут стать доступными для инвалидов , причем уже в скором времени. Правда, для установки пандусов за счет средств жителей нужно провести общее собрание. Если это будет делаться без привлечения этих денег — жителей никто не спросит.

    Насколько вырастут тарифы ЖКХ летом

    Ежегодно с 1 июля в России повышаются все тарифы на услуги ЖКХ. Раньше, как известно, пересмотр тарифов происходил 1 января, и это было не очень хорошо для экономики — с начала года начинала разгоняться инфляция.

    В 2018 году, судя по прогнозам экспертов коммунальной отрасли, тарифы поднимутся не более чем на 4%. Дело в том, что обычно процент повышения тарифов ЖКХ примерно равен инфляции прошлого года, и новые тарифы призваны эту самую инфляцию компенсировать для поставщиков коммунальных услуг. В 2017 году инфляция оказалась меньше трех процентов, на текущий год она также планируется в пределах 4%. Более высокое повышение будет просто необоснованным.

    В системе оплаты жилищно-коммунальных услуг с начала 2017 года произошли существенные изменения. Поскольку изменения в ЖКХ затрагивают всех граждан, о них стоит знать каждому.

    Ниже IQReview приводит обновленные сведения о коммунальных платежах.

    С 1 января немного по-другому стал выглядеть сам список услуг к оплате . Теперь счет за содержание и ремонт дома переносится в состав уплаты за содержание жилого помещения и затрат на КУ, которые используются для содержания общедомового имущества. Раньше такое нововведение планировали ввести в обиход весной 2016 года, однако потом отложили.

    Казалось бы, несущественное нововведение, однако оно позволяет регулировать перечисление средств на общедомовые нужны. До этого нормального порядка оплаты по факту не было: были ситуации, когда управляющие компании выставляли суммы за содержание дома больше, чем суммы за индивидуальное потребление в квартирах.

    Раньше использование лампочек (на лестничных площадках, над дверями подъездов), лифтов, домофонов, а также воду для мытья подъездов оплачивали жильцы (расходы на это распределялись равномерно между всеми квартирами дома). С 2017 года на перечисленные расходы устанавливаются фиксированные нормативы. Если нормативы будут превышаться - оплачивать перерасход будут уже не жильцы (как раньше), а управляющие компании.

    Также из жилищной услуги в коммунальную переместится такая строчка, как вывоз мусора. В этом направлении тоже должны были навести порядок. По закону №458-ФЗ, твердые бытовые отходы теперь квалифицируются как твердые коммунальные. Как следствие - может произойти пересмотр и изменение тарифов .

    Т акое изменение в квитанции произошло не просто так: оно должно стимулировать граждан выбрасывать мусор раздельно. Чем больше отходов будет переработано, тем меньше будет сумма в квитанции ЖКХ . Также предполагается, что это будет способствовать появлению новых операторов, задачей которых будет контроль за переработкой мусора. Это направление достаточно сложное: и в крупных, и в маленьких городах (особенно) очень много несанкционированных свалок, да и сам процесс сбора и переработки отходов организован плохо.

    Изменение в оплате долгов за услуги ЖКХ

    Серьезно взялись за тех, у кого есть долги. Теперь у тех, кто не до конца производил оплаты услуг ЖКХ, с банковских карт можно будет списывать деньги в счет долга . Правда, делать это можно будет только в том случае, если по должнику будет судебный приказ (то есть только в судебном порядке). Если о взыскании решать дело будет суд - должник получит уведомление. При этом граждане имеют право оспорить указанную сумму долга, и подать заявление на отмену приказа.

    В судебном порядке в мировых судах будут рассматриваться дела о долгах, которые не превышают сумму в 500 тысяч рублей. Арбитражные суды будут браться за дела, суммы по которым не превышают 400 тысяч.

    Финансовую ответственность введут не только для должников, но и для управляющих компаний. Если ошибутся в квитанции , неправильно рассчитав сумму за коммунальные услуги, с них будет взыскиваться штраф в размере до 50% от ошибочно указанной суммы.

    Размер пени за просрочку оплаты ЖКХ

    Это, кстати, пункт достаточно актуальный: только за 2016 год и только по Москве было отправлено около 14000 обращений по ошибкам в счетах. Подтвердились из них около 10% жалоб (из-за нехватки информации о начислениях, задолженностях, проведенных перерасчетах, непонятных населению процедур начисления).

    Важные законы, вступившие в силу с 1 января 2017 года

    С начала года в силу вступили следующие важные законы:

      При расчете общей площади жилого помещения для террас, балконов, веранд и лоджий устанавливаются понижающие коэффициенты (согласно приказу Минстроя РФ от 25.11.2016).

      Со стороны государства усиливается контроль над расходом субвенций инвалидам и ветеранам (согласно закону №461-ФЗ).

      Создается Единый реестр недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В нем будет храниться информация из кадастра недвижимости и реестра прав.

    Об изменении в правилах по капремонту

    Почти два года назад в квитанции ЖКХ появилась новая графа – за капитальный ремонт. С взносами на капремонт население уже разобралось и свыклось.

    В этом году и это направление затронули изменения:

      Теперь для ОМСУ появились конкретные сроки (1 календарный месяц) на выполнение ряда действий (раньше эти сроки никак не регламентировались). Речь идет о формировании фонда капремонта на счету регионального оператора (если жильцы не выбрали или не создали фонд самостоятельно), о принятии решения о проведении капремонта в соответствии с программой по региону.

      Информация о текущем состоянии фонда капремонта должна стать открытой. Теперь владелец счета должен представлять органу ГЖН отчет о таких данных: сумме, полученной в качестве взносов; сумме, израсходованной на капремонт; остатке на счету; заключении договора займа на выполнение работ по капремонту.

      В случае чрезвычайных ситуаций капремонт дома выполняется вне очереди. Объем работ при этом ограничивается только самым необходимым - делается то, что необходимо для ликвидации последствий аварии. Это дополнение распространяется только на дома, фонд капремонта которых формируется на счету регионального оператора.

    Повышение тарифов

    Самый главный нюанс для большинства граждан - это очередное повышение тарифов ЖКХ . В 2017 году это событие запланировано на 1 июля. Распоряжение об этом было опубликовано 21 ноября 2016 года.


    Индекс повышения на тарифы

    Индексы повышения на тарифы будут такими:

    Больше всего повышение тарифов ощутят москвичи – для столицы индекс повышения составил 7. Меньше всего услуги ЖКХ подорожают в Северной Осетии (индекс - 2.5). В среднем по стране коммуналка вырастет на 4%.

    Об изменениях ЖКХ в 2017 году (видео)

    Какие изменения в сфере обращения с ТКО, проведения капитального ремонта и раскрытия информации об управлении МКД подготовил законодатель к концу 2016 года?

    Об обращении с ТКО.

    Напомним, первоначально предполагалось, что обращение с ТКО станет коммунальной услугой с 01.01.2016 (см. Закон № 458-ФЗ в первоначальной редакции). Затем Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ данный срок был перенесен на 01.01.2017 (подробно об этом было рассказано в статье С. Н. Козыревой «Обращение с отходами с 2016 года», № 2, 2016). Теперь согласно поправкам, введенным Законом № 486-ФЗ, указанный срок сдвинут еще на два года.

    В соответствии с новой редакцией ч. 8 ст. 23 Закона № 458-ФЗ, а также ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО появляется при наличии заключенного между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО соглашения и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019. Напомним, что согласно прежней редакции данной нормы указанная обязанность наступала со дня утверждения тарифа и заключения соглашения.

    Благодаря специальным указаниям в новых п. 3 и 4 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

    • соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами должно быть заключено не позднее 01.05.2018;
    • предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в регулирующий орган не позднее 01.07.2018.

    Кроме того, до 01.01.2018 продлено действие Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (см. новую ч. 7 ст. 24 Закона № 458-ФЗ), а также установлено, что до той же даты применяются тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с данным законом (ч. 7 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).

    До возникновения у собственников и нанимателей помещений в МКД обязанности вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО сохраняется их обязанность оплачивать жилищную услугу по вывозу отходов.

    О капитальном ремонте общего имущества в МКД.

    Законом № 498-ФЗ в разд. IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ внесены некоторые изменения, которые вряд ли можно назвать кардинальными. Скорее, они направлены на упорядочивание правоотношений по поводу проведения капитального ремонта. Кроме того, данные поправки влекут необходимость корректировки региональных законов о капитальном ремонте.

    Состав работ по ремонту.

    Согласно новой ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капремонту могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций МКД и (или) инженерных сетей дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. Перечень работ, которые могут быть профинансированы за счет фонда, сформированного исходя из минимального размера взноса, приведен в ч. 1 этой же статьи. Регион может расширить данный список другими работами по капитальному ремонту. Собственники, уплачивающие взносы в размере выше минимального, по своему усмотрению определяют перечень работ. Введенные поправки дают возможность проводить более масштабные работы (только в отношении двух категорий элементов общего имущества), чем ранее. Понятия капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства приведены в ст. 1 ГрК РФ. Так, капитальным ремонтом признается замена или восстановление отдельных элементов несущих строительных конструкций, тогда как к реконструкции относится замена или восстановление таких конструкций в целом.

    Бюджетные средства – часть фонда.

    Согласно поправкам, внесенным в ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта (бюджетные субсидии) теперь образуют фонд капремонта. Эти средства также могут зачислять на спецсчет, открытый для формирования фонда по решению общего собрания (новый п. 5.1 ч. 1 ст. 177). О наличии и движении фонда (в том числе бюджетных субсидий) владелец спецсчета должен отчитываться в соответствии с законом помимо отчетности, предусмотренной правовыми актами о порядке предоставления субсидий.

    Месяц – срок для ОМСУ.

    Сразу в несколько норм ЖК РФ внесены дополнения, устанавливающие предельный срок (месяц) для выполнения определенных действий ОМСУ при пассивности собственников помещений (ранее сроки вообще не были предусмотрены):

    • ОМСУ принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в течение месяца со дня получения от органа ГЖН в соответствии с ч. 4 ст. 172 ЖК РФ информации о домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда и (или) не реализовали его (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ);
    • ОМСУ принимает решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой, если собственники помещений, формирующие фонд ремонта в «котле», не приняли такое решение в течение трех месяцев после получения предложения регионального оператора. Решение должно быть принято ОМСУ в течение месяца со дня истечения срока, отведенного для принятия решения собственниками помещений (ч. 6 ст. 189 ЖК РФ);
    • ОМСУ принимает решение о переводе фонда капремонта в «котел», если собственники помещений, формирующие фонд на спец­счете, не провели ремонт в сроки, установленные региональной программой, и данный ремонт необходим. Решение принимается в течение месяца со дня получения уведомления об этом факте (ч. 7 ст. 189 ЖК РФ).

    Также установлены временные ограничения для принятия решения об определении регионального оператора в качестве владельца спецсчета в случае, если собственники помещений не провели собрание или не реализовали принятое решение о выборе владельца счета или об изменении способа формирования фонда в случае, когда владелец спецсчета прекратил управление МКД, было принято решение о его ликвидации либо он был признан банкротом. Итак, ОМСУ должен уложиться в те же сроки, что и собственники помещений (два месяца со дня прекращения управления домом владельцем спецсчета) (ч. 9 ст. 175 ЖК РФ).

    Отчетность по спецсчету.

    В связи со вступлением в силу Закона № 498-ФЗ более открытой должна стать информация о состоянии фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете. Так, согласно дополнениям в ч. 3 ст. 172 ЖК РФ владелец счета должен отчитываться перед органом ГЖН в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ, передавая ему следующую информацию:

    • о размере средств, начисленных в качестве взносов;
    • о размере средств, поступивших в качестве взносов (так было и ранее);
    • о размере средств, израсходованных со спецсчета на капитальный ремонт;
    • о размере остатка средств на спецсчете (так было и ранее);
    • о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

    Если решением общего собрания на какое-либо лицо, не являющееся владельцем специального счета, возложены полномочия по выставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт (ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ), данное лицо обязано представлять владельцу счета в порядке и сроки, которые установлены региональным законом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт (новая ч. 3.2 ст. 175).

    В соответствии с изменениями в ч. 7 ст. 177 ЖК РФ не только собственник помещения в МКД вправе обратиться в банк и ко владельцу спецсчета за получением информации о сумме зачисленных платежей собственников, остатке средств, всех операциях по счету. Теперь аналогичное право есть у органа ГЖН, таким образом получившего возможность проверить достоверность отчетности владельца спецсчета.

    О переводе фонда из «котла» на спецсчет.

    Поправками, внесенными в ч. 5 ст. 173 ЖК РФ, вдвое сокращен срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда кап­ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на спецсчете. Ранее оно начинало действовать через два года после направления региональному оператору решения общего собрания, если меньший срок не был установлен региональным законом (при этом наличие задолженности по кредиту на капремонт было препятствием для изменения способа формирования фонда ранее и является таковым в настоящее время). Теперь данный срок составляет один год.

    Добавим, что на основании выводов, сделанных в Постановлении КС РФ от 12.04.2016 № 10-П, суды уже удовлетворяют требования собственников помещений о незамедлительном изменении способа формирования фонда, если решение о формировании фонда в «котле» было принято ОМСУ без соблюдения требований об информировании собственников, инициировании общего собрания.

    Капитальный ремонт после чрезвычайных ситуаций.

    В часть 6 ст. 189 ЖК РФ введены новые положения, согласно которым при возникновении чрезвычайных ситуаций решение о проведении ремонта (перечне работ, сроках выполнения, смете расходов и источнике финансирования) принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Капитальный ремонт проводится без включения дома в краткосрочный план реализации региональной программы и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, за счет средств регионального оператора, определенных в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

    Поскольку дополнение внесено в ч. 6 ст. 189 ЖК РФ, оно распространяется лишь на ремонт домов, собственники помещений в которых формируют фонд на счете регионального оператора.

    Также изменения коснулись порядка отбора региональным оператором кредитной организации, в которой открыт счет (специальный счет) и которая должна соответствовать требованиям ч. 3 ст. 180 ЖК РФ, и порядка перевода счетов в такую кредитную организацию. Срок отбора перенесен до 01.03.2017.

    О раскрытии информации.

    Самым ожидаемым и одновременно самым спорным стал Закон № 469-ФЗ, который изменил сроки наступления ответственности за наполнение информацией ГИС ЖКХ. Этот закон также восстановил обязанность публиковать сведения на сайте www.reformagkh.ru в качестве лицензионного требования. Кроме того, закон содержит иные поправки. Рассмотрим их по порядку.

    Размещение информации в ГИС ЖКХ.

    Обязанность лиц, управляющих МКД, размещать в системе информацию предусмотрена ч. 18 ст. 7 Закона № 209-ФЗ , а также ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ. В последней из указанных норм говорится, что порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ сведений об управлении МКД устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Теперь здесь появилась приписка: если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

    Особый порядок действия ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ изложен в ч. 5 ст. 6 Закона № 263-ФЗ , в которую были внесены изменения. Итак, по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ положения ч. 10.1 ст. 161 применяются в соответствующих субъектах РФ. При этом:

    • с 01.07.2017 положения ч. 10.1 ст. 161 применяются для всех субъектов РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (ранее был установлен единый срок – с 01.07.2016);
    • с 01.07.2019 положения ч. 10.1 ст. 161 применяются для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

    По информации, размещенной на сайтах ГИС ЖКХ и Минком­связи, соглашения об опытной эксплуатации системы заключены в 82 субъектах РФ, а по состоянию на 02.06.2016 вступили в силу соглашения с 66 регионами. Иначе говоря, размещать весь объем информации управляющим МКД на большей части территории страны необходимо.

    Приведенные требования продублированы в ст. 12 Закона № 209-ФЗ. Так, согласно новой редакции ч. 4 поставщики информации обязаны размещать ее в системе с 01.07.2017, за исключением нескольких категорий поставщиков, для которых установлен иной срок. К примеру, поставщики информации, осуществляющие деятельность на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, должны публиковать сведения в системе с 01.07.2019 (исключения перечислены в ч. 4.2 ст. 12 Закона № 209-ФЗ, они не касаются управляющих домами).

    Однако будет ли применено наказание за невыполнение данного требования?

    Ответственность за неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации предусмотрена ст. 13.19.2 КоАП РФ для лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД, а также для физических лиц, осуществляющих непосредственное управление домом, РСО, застройщиков МКД. Частью 2.2 ст. 6 Закона № 263-ФЗ установлено, что до 01.01.2018 (ранее – до 01.01.2017) положения ст. 13.19.2 КоАП РФ применяются только в отношении ИП и юридических лиц, являющихся лицензиатами, в части размещения в ГИС ЖКХ сведений, предусмотренных ст. 198 ЖК РФ. Кроме того, добавлено, что положения данной статьи в отношении лиц, осуществляющих деятельность на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, применяются с 01.07.2019 (дополнительно отметим, что изменения коснулись также сроков действия ст. 13.19.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность для иных поставщиков информации).

    Таким образом, в настоящее время (как и ранее) наказуемым является лишь неразмещение лицензиатами в ГИС ЖКХ информации, указанной в ст. 198 ЖК РФ. Напомним, что до вступления в силу Закона № 469-ФЗ обязанность размещать в системе сведения о перечне домов в управлении была установлена с 01.08.2015 положениями ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

    Теперь соответствующие указания появились в Жилищном кодексе. Это нововведение не принесло новых обязанностей, однако его следует оценить положительно, поскольку однородные требования (о раскрытии информации) теперь содержатся в одном документе, а не разрознены по нескольким федеральным законам. Причем важно, что ст. 198 ЖК РФ больше не требует размещать такие сведения на сайте www.reformagkh.ru (впрочем, это не означает, что такой обязанности больше нет). Перечень сведений, подлежащих раскрытию, приведен в Приказе Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015. Согласно поправкам, внесенным в ч. 4 ст. 198 ЖК РФ, право управлять домом зависит от размещения лицензиатом сведений о доме именно в системе, а не на официальном сайте для раскрытия информации.

    Следующий важный момент заключается в том, что вполне ожидаемо размещение информации в ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием. Если точнее, ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (перечень лицензионных требований) была дополнена п. 6.1: соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 настоящего кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 469-ФЗ положения п. 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ применяются с 01.01.2018, а на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – с 01.07.2019. Логично предположить, что к этому моменту в ст. 14.1.3 КоАП РФ будет внесено изменение, согласно которому по данной статье лицензиаты привлекаются к ответственности за нарушение лицензионных требований, кроме требования к размещению информации в ГИС ЖКХ.

    В связи с переносом контрольных сроков размещения в системе сведений в полном объеме также были сдвинуты следующие сроки:

    • до 01.01.2018 (а в городах федерального значения – до 01.07.2019) приостановлено действие ст. 47.1 ЖК РФ в части проведения общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ;
    • с 01.01.2018 отсутствие в системе информации о размере платы (либо наличие данных, отличающихся от представленных в бумажном платежном документе) будет означать, что платежный документ не подан (исключение касается территорий городов федерального значения, для них этот срок – 01.01.2020). Начиная с этих же дат срок внесения потребителем платы привязан к размещению информации о размере платы в ГИС ЖКХ, а не к представлению бумажного счета.

    Раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

    Известно, что с 01.07.2016 (когда у управляющих МКД появилась обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ, а также прекратила свое действие ч. 10 ст. 161 ЖК РФ в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ) многие управляющие стали игнорировать обязанность по наполнению сайта www.reformagkh.ru, причем даже заручившись поддержкой ОМСУ и органа ГЖН. Однако вряд ли таково было намерение законодателя. Ведь ГИС ЖКХ еще не заработала в полной мере, а Стандарт раскрытия информации предполагает предоставление потребителям сведений не только через Интернет, но и путем ответа на запросы . Время показало, что, действительно, нельзя было забывать про сайт www.reformagkh.ru.

    Дело в том, что в ч. 3 ст. 5 Закона № 469-ФЗ указано: положения п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ подлежат применению до 31 декабря 2017 года включительно, а на территориях субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – до 30 июня 2019 года включительно.

    Вспомним, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. В свою очередь, в этой норме сказано, что УК обязана обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности в соответствии со Стандартом раскрытия информации. Согласно ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ в редакции Закона № 469-ФЗ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 01.01.2018 (ранее – до 01.07.2016), а на территориях городов федерального значения – до 01.07.2019.

    При этом осталось неизменным второе предложение ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ, на основании которого по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов РФ, заключивших соответствующие соглашения. Означает ли это, что в так называемых пилотных регионах, коих в настоящее время очень много, раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации не является лицензионным требованием? По нашему мнению, нет: в п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ есть ссылка только на требование, установленное ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Данное требование является обязательным для всех лицензиатов независимо от региона присутствия. За его нарушение назначают административный штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

    Плата за коммунальные ресурсы на ОДН.

    Помимо всего прочего, Законом № 469-ФЗ в ст. 154 ЖК РФ внесены поправки, важные для применения новых правил об оплате расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, в составе платы за жилое помещение, которые вступили в силу 01.01.2017.

    Так, согласно новой ч. 5 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с ТКО, в том числе плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в следующих случаях:

    • при непосредственном управлении домом собственниками помещений;
    • если собственники не выбрали способ управления домом или выбранный ими способ не реализован.

    Таким образом, если в доме отсутствует управляющий (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и т. д.), собственники вносят плату за коммунальные услуги, как и раньше, в полном объеме (в том числе на ОДН), а плата за содержание жилого помещения не включает в себя расход воды, электроэнергии, а также плату за отведение стоков в целях содержания общего имущества. Конкретизацию и развитие это правило получило в новеллах, введенных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг.

    Изменения в нормах жилищного законодательства, вступившие в силу в самом конце 2016 года, не являются революционными. Частью из них были сдвинуты сроки начала действия новых правил работы, а частью – нормы ЖК РФ были приведены в соответствие реалиям.

    Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ.

    Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

    Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

    Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

    В статье Е. В. Емельяновой «Раскрытие информации с 01.07.2016» (№ 7, 2016) был обоснован подход, почему обязанность соблюдать Стандарт раскрытия информации сохранена и, главное, какие санкции могли быть применены к нарушителям требований данного стандарта.

    Каждый год тарифы на коммунальные услуги повышаются. 2017 год не стал исключением для граждан Российской Федерации. Еще в начале прошлого года был принят новый закон об ужесточении ответственности для должников по оплате за услуги ЖКХ. Что предполагает новый закон и какое наказание предусмотрено для злостных неплательщиков, рассмотрим далее в статье.

    Порядок оплаты коммунальных услуг регламентируется Жилищным Кодексом. По статье 153 ЖК РФ это является ответственностью каждого гражданина, в том числе и юрлица, которые арендуют какое-либо помещение. Услуги жилищно-коммунального хозяйства включают в себя:

    • оплату горячей и холодной воды;
    • произведение выплат за электричество (изучить );
    • внесение выплат за отопление;
    • и газоснабжение.

    Согласно статье 155 ЖК РФ, существует определенный срок, в течение которого коммунальные услуги должны быть оплачены. Оплата производится каждый месяц до 10-го числа при получении соответствующего платежного документа. Льготами по оплате пользуются военнослужащие, ветераны и другие категории граждан.

    Максимальная задержка оплаты за коммунальные может быть 31 день. Ранее за месяц просрочки начислялись пени, теперь штрафные санкции начисляются на 31 день отсутствия произведения выплат. Чтобы использовать рассрочку и отсрочку требуются уважительные причины для задержки оплаты. К таковым относят:

    • тяжелое заболевание;
    • потерю должности или единственного кормильца.

    В любом из вышеперечисленных случаев потребуется документальное подтверждение фактов.

    Чем грозит неуплата коммунальных услуг?

    Новый закон о неуплате коммунальных услуг предполагает начисление пени должникам, не производящим оплату по платежкам вовремя за коммунальные услуги. В Федеральном законе №307 рассматривается порядок начисления пени за неуплату. В закон были внесены корректировки для повышения дисциплины потребителей.

    Основными методами борьбы со злостными неплательщиками являются:

    • начисление пени;
    • введение ограничения или приостановление подачи коммунальных услуг;
    • крайней мерой является выселение из квартиры при помощи суда.

    Рассмотрим вышеперечисленные методы наказания за просрочку по оплате, осуществляемые поставщиками коммунальных услуг, далее в статье.

    Размер пени по закону

    Самой распространенной мерой наказания является начисление пени. Пеня — это неустойка за большую по длительности просрочку в оплате квитанций за коммунальные услуги. Согласно общефедеральному закону №307, граждане, просрочившие платеж больше, чем на месяц, подвергнутся штрафным санкциям. Оплатить счет можно в течение 31 дня, после получения квитанции.

    Общий размер неустойки зависит от размера задолженности и количества дней неосуществления оплаты, а также ставки рефинансирования ЦБ России.

    Должники по квартплате, являющиеся физическими лицами, должны помнить, что с 31 дня по 90 начисляется 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день неуплаты квитанции. А с 91 дня пеня возрастет в размере до 1/130 от ставки Банка России. На сегодняшний момент ставка составляет 9%.

    Правовой статус потребителя коммунальных услуг оказывает влияние на расчет пени за просрочку. Для организаций по снабжению отоплением, водой и т. д. штраф будет взиматься следующий:

    • с 1-го по 60 день — 1/300 процентной учетной ставки ЦБ;
    • с 60 — 90 — 1/170;
    • с 91 дня — 1/130 процентной учетной ставки.

    Для юрлиц штраф будет взиматься по максимальной учетной ставке — 1/130. Если долг за квартиру можно оплатить через терминал, то пеню нет. Оплату можно произвести только в отделении Сбербанка или в управляющей компании, что следует осуществить в кратчайший срок.

    Начисления пени можно избежать, если гражданину предстоит уехать в другой город на долгий период. Заинтересованное лицо обязано написать заявление в управляющую компанию и уведомить о данном факте. Отсрочка по оплате будет действовать полгода. Если требуется продление, то очередное заявление отправляется по почте.

    На что имеют право поставщики?

    Кроме начисления пени, поставщики коммунальных услуг имеют право прибегать к другим мерам наказания должников. За просрочку оплаты свыше 3-х месяцев предусматривается отключение или ограничение в подаче газа, света, воды за неуплату коммунальных услуг. Поставщик имеет право действовать по данному регламенту до поступления денежных средств от должника. Уведомление неплательщика производится письменно при помощи почты. Через 3 дня, если уведомление игнорируется, оповещение производится собственнолично уполномоченным лицом.

    Выселение из квартиры за долги тоже возможно. Однако применяется оно к гражданам, которые арендуют жилплощадь. В ыселять собственника з аконодательно запрещено из приватизированной квартиры. Толчком для данной процедуры является не общий размер задолженности, а временной отрезок невнесения оплаты за коммунальные — больше 6 месяцев.

    Куда жаловаться на незаконные отключения?

    В ФЗ о квартплате предусмотрены коммунальные услуги, которые не имеют право отключать, даже если оплата не поступает — отопление и подача холодного водоснабжения .

    Отключение любого вида коммунальных услуг без соответствующего предупреждения со стороны поставщиков незаконно! Данное неправомерное действие можно обжаловать. Жалобу можно направить в управляющую компанию или ТСЖ. Если к обоюдному согласию прийти не удалось, претензия направляется в госжилищную инспекцию или Роспотребнадзор. Далее следует подача письменного заявления в прокуратуру и суд.

    Поставщики коммунальных услуг могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. За нарушение режима обеспечения населения ЖКУ налагает штраф на должностных лиц — 500 — 1.000 рублей, а на юрлиц — 5.000 — 10.000 рублей. За самоуправство и нанесение ущерба — взимается штраф до 80.000 рублей, или проводятся обязательные работы 180 — 240 часов, или исправительные работы от 1 — 2 лет, или арест на 3 — 6 месяцев.

    Задолженность по оплате могла стать причиной отключения от подачи коммунальных услуг. Если должник получил уведомление вовремя и факт несвоевременной оплаты им признается, то единственным решением проблемы является выплата денежных средств. Когда долг погашен, подача света, газа, воды производится в двухдневный срок.

    Быстрее всего граждане заметят традиционное повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Так, с 1 июля в Москве вырастет тариф на холодную воду на 7,2%, до 35,40 руб./куб. м. Сегодня он составляет 33,03 руб. за кубометр. Стоимость горячей воды возрастет на 10,6% и составит 180,55 руб./куб. м. Также возрастут розничные цены на газ на 3,9% (6,40 руб./куб. м.). Кроме того, вырастет минимальный размер взноса на капитальный ремонт в Москве до 17 руб. за квадратный метр площади помещения вместо 15 руб., взимаемых на данный момент. Помимо этого, в силу вступает целый ряд нововведений, которые изменят привычные механизмы работы в сфере ЖКХ. Уже в конце 2016 года был подготовлен ряд законопроектов, которые также могут существенно повлиять на отрасль.

    «Грядущие изменения в сфере ЖКХ в 2017 году носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, часть законодательных инициатив связана непосредственно с обеспечением прав и законных интересов собственников помещений, улучшением их социальных гарантий. С другой стороны, факт непременного повышения цен на жилищно-коммунальные услуги создает существенные финансовые трудности для многих категорий жильцов и в конечном итоге становится тяжким бременем для малообеспеченных граждан», — считает Илья Шахмейстер, юрист HEADS Consulting.

    Александр Козлов, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», также признал, что работа идет в двух направлениях: с одной стороны, потребителям идут навстречу, с другой — прописывается ответственность как для потребителей, так и для поставщиков услуг.

    «Главное не то, что вводятся штрафы, а то, что будет неотвратимость наказания, ничего не должно спускаться на тормозах»,

    — отметил эксперт.

    Новые строки в платежках

    Если говорить об изменениях, которые должны защитить потребителей от произвола, то можно выделить следующие новации. С 1 января плата за содержание и ремонт дома переходит в состав платы за содержание жилого помещения и расходов на оплату коммунальных услуг, используемых для содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД). Напомним, что ранее это планировали сделать еще в апреле 2016-го, но перенесли на этот год.

    Как пояснил Александр Козлов, перенос строки в платежках позволит начать регулировать начисление платы за общедомовые нужды (ОДН). Сюда входит плата за коммунальные услуги (за холодную и горячую воду, электро- и теплоэнергию, газоснабжение и водоотведение), которые идут на содержание мест общего пользования в доме (освещение в подъезде и т.п.).

    «Если раньше плата начислялась практически бесконтрольно — известны случаи, когда управляющие организации выставляли счета за содержание дома, превосходящие счета за индивидуальное потребление в квартирах, — то сейчас все это будет регулироваться внутри коммунальной сферы и тарифы будут сдерживаться», — отмечает эксперт.

    Еще одна строка перейдет из жилищной услуги в коммунальную — вывоз мусора.

    Стоит отметить, что власти уже давно пытаются навести порядок и расчистить завалы в этой сфере. Согласно Федеральному закону №458-ФЗ твердые бытовые отходы уже переквалифицированы в твердые коммунальные, и с ними, соответственно, прописали новые методы работы. Предполагается, что тариф будет оплачиваться как по нормативам с каждого проживающего, так и по объему мусора. Таким образом планируется стимулировать раздельный сбор мусора: чем больше мусора можно будет вторично переработать, тем ниже будет плата. Помимо этого, предполагается, что регионы будут создавать собственных операторов, которые будут регулировать сферу переработки мусора.

    «Пока это не носит обязательного характера, регионы, которые уже готовы, получат в этом году возможность начать работать по-новому, создавать новые схемы работы, назначат операторов. Известно, что эта сфера крайне непрозрачна, много несанкционированных свалок и т.п., давно требовалась тотальная ревизия», — отмечает Козлов.

    На этот год также запланирован полноценный запуск системы «ГИС ЖКХ». Это единый информационный ресурс, который позволит жильцам совершать платежи онлайн, следить за информацией о деятельности своих управляющих, стоимости услуг, кредиторской задолженности, тарифах и т.п. Впрочем, стоит отметить, что сроки уже неоднократно переносились. Как отметил Козлов, после запуска «ГИС ЖКХ» в системе коммунального хозяйства «наступит переворот» и все процессы станет гораздо проще контролировать.

    Капремонт льготам не помеха

    Помимо этого, был выдвинут ряд обнадеживающих законопроектов.

    «Так, правительство разместило законопроект, в котором предлагается сделать лицензируемой энергосбытовую деятельность, а также создать специальный реестр энергосбытовых компаний, с которым потребитель сможет ознакомиться на официальном сайте ведомства. По мнению правительства, указанные изменения поспособствуют улучшению качества работы энергосбытовых организаций», — говорит Илья Шахмейстер.

    Как рассказал юрист, другая законодательная инициатива поступила от одного из депутатов Государственной думы, который

    предлагает начиная с января 2017 года не учитывать в составе платы за жилое помещение взносы на капитальный ремонт.

    «Данный законопроект вовсе не предусматривает отмену обязательных взносов на капитальный ремонт дома. По мнению парламентария, основной целью законопроекта является пресечение практики, при которой собственники, имеющие задолженность по оплате капремонта, не могут получить льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», — поясняет юрист.