Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Выход из гражданства РФ – в каких случаях возможен и что для этого нужно. Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства

    Выход из гражданства РФ – в каких случаях возможен и что для этого нужно. Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства

    Требование времени (окончание)

    Так, например, в Конституции 1993 года есть Статья 62:

    «1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации .

    3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации ». — Выделено при цитировании нами — ВВП.

    Пункт 2 гласит о том, что и при исполнении обязанностей гражданина РФ приоритетным являются международные договора РФ. Таким образом, реальна коллизия, исходящая из Статьи 59:

    «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

    2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».

    То есть, лица с двойным гражданством по Конституции 1993 года обязаны «защищать Отечество», только вот вопрос, какое «отечество» они будут защищать, служа в российской армии, если по Конституции 1993 года в России у них только права, в том числе и право на измену Родине, а зарубежное «отечество» наделяет правами только исходя из того, какие обязанности наложены на гражданина? А федеральные законы, согласно Конституции 1993 года, вторичны по отношению к международному законодательству. Так недалеко и до того, что к секретам российского государства могут быть допущены только и исключительно иностранные граждане и лица без гражданства. Особенно, если учесть, что «защищать Отечество» надо во всех сферах жизнедеятельности, а не только «неся военную службу».

    Статья 32 гласит:

    «1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

    2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

    3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

    5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». — Выделено при цитировании нами — ВВП.

    Таким образом, тот факт, что лица с двойным гражданством никак не ограничены в сфере государственной службы, и российское гражданство обременено только правами, а иностранное — обязанностями, то вопрос о том, чьи интересы, интересы какого государства будет обеспечивать лицо с двойным гражданством на российской государственной службе, даже не риторический — такого вопроса вообще нет. В современных российских реалиях, если уж лицо с двойным гражданством обладает тем же доступом к государственной службе в России, необходимо срочно принимать федеральный закон «Об иностранных агентах на государственной службе РФ».

    Законы принимают депутаты Государственной Думы. А согласно Статьи 97:

    «1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

    2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности». — Выделено при цитировании нами — ВВП.

    В Конституции никак не оговорено, что депутатом не может быть лицо с двойным гражданством. Т.е. лица с двойным гражданством могут вырабатывать и принимать законы, по которым должно функционировать российское государство и жить все граждане России. А вот в интересах какого государства депутаты с двойным гражданством будут формировать российское законодательство?

    Но и стать депутатом Государственной думы не предел в карьере лица с двойным гражданством в России. Статья 81 гласит:

    «1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

    3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом». — Выделено при цитировании нами — ВВП.

    Для бывших советских прибалтийских республик уже давно является нормой, когда UK/US присылает им уже готового п-резидента, который, для порядка, перед самой процедурой выборов принимает прибалтийское гражданство в дополнение к своему американскому и потом управляет государством в соответствии с интересами государства, которое командировало работать п-резидентом в государстве-колонии.

    За те почти 20 лет, что прошли с момента принятия Конституции РФ 1993 года, в России уже можно сформировать целый корпус лиц с двойным гражданством, даже приехавшими из зарубежа. А чего? Приехал в РФ, получил гражданство, поработал 10 лет в правительстве РФ, а потом можно и кандидатом в п-резиденты России.

    Но по факту с кадрами на государственной службе дело обстоит ещё хуже. Дело в том, что пользуясь своим приоритетным правом над российскими законами, Запад давно уже осуществляет практику продвижения нужных для них людей на ответственные государственные посты. Делается это как тайно, через свою уже внедрённую агентуру, так и прямо в лоб, мол, назначайте этого на эту должность, иначе мы с вами работать не будем, а вам и стране сделаем очень большие пакости. Так, например, по имеющейся информации, главой российского правительства был назначен М.Касьянов — «Миша два процента» — один из лидеров нынешнего белоленточного движения за свержение государя России В.В. Путина. Да и депутаты Государственной Думы РФ регулярно стройными рядами ходят на инструктаж в посольство США.

    Но и это ещё не весь кошмар в области гражданства России. Так, Статья 6 определяет:

    «1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

    2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

    3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его ». — Выделено при цитировании нами — ВВП.

    То есть гражданина РФ невозможно лишить гражданства ни при каких условиях, даже если этот «гражданин» совершил преступление против государства и граждан России, причинив тем самым огромный ущерб и людям и безопасности государства, но при этом успел бежать за границу и укрыться, скажем, в Лондоне, где находят приют террористы со всех стран міра. Находясь в Лондоне, он продолжает организовывать терракты против граждан России, создавать бандформирования и управлять ими в войне против российской армии.

    Всё равно такого «гражданина» нельзя лишить гражданства России. А если враги России из таких российских «граждан» сформируют какой-нибудь ПНС (Переходный национальный совет) наподобие ливийского или сирийского, который по примеру своего ливийского собрата обратится к Западу с просьбой разбомбить Россию и осуществить вооружённую интервенцию, чтобы защитить беглецов от диктаторского режима в России, то у западных правительств будут все юридические основания разбомбить Россию, как Ливию, или, по меньшей мере, как они делают в Сирии — отправить в Россию и снабжать всем необходимым собранных по всему міру борцов за свободу России от народа России. Ведь с просьбой об этом к ним обратились граждане России.

    Вопрос времени

    Прочитав Конституцию 1993 года, нетрудно догадаться зачем потребовалось разыграть кровавое шоу с «противостоянием властей» и расстрелом здания Верховного Совета РСФСР — для того, чтобы не допустить обсуждения проекта этой Конституции и заставить население России принять её не только без обсуждения, но даже не имея представления о её содержании. Ведь, если бы этого кровавого шоу не было, а всё было бы сделано так, как следовало бы делать в интересах России и народа её населяющего, то было бы всенародное обсуждение, а значит все те положения Конституции, которые законодательно закрепляют за Россией роль страны-колонии, просто не прошли бы.

    Российское государство, если оно хочет и дальше сохраниться как государство и иметь историческую перспективу, должно защититься от внешнего управления и обрести полноту государственного суверенитета на своей территории. И в осуществлении этого не последнюю роль играет замена действующей Конституции или, как минимум, внесение в неё поправок соответствующих этой цели.

    Не надо бояться процесса замены Конституции — это естественный процесс, сопровождающий и отражающий развитие государства, обеспечивающий государственное строительство на будущее. В российской истории Конституция менялась шесть раз (1906, 1918, 1925, 1937, 1978, 1993). Подобные процессы идут и в других странах міра.

    Но на пути изменения российской Конституции есть весьма существенное препятствие. Так, согласно Статьи 135:

    «1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием .

    2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерациибудет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным закономсозывается Конституционное Собрание.

    3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование . При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей». — Выделено при цитировании нами — ВВП.

    Закавыка состоит в том, что решение об изменении Конституции является прерогативой исключительно Конституционного Совета, который может ЛИБО сам утвердить новую Конституцию, ЛИБО, если члены этого совета сочтут нужным, вынести её на всенародное голосование . Т.е. по факту народ по Конституции 1993 года фактически отстранён от того, чтобы самостоятельно решать какая Конституция ему нужна.

    Но и с Конституционным Советом не всё так просто — его просто по факту не существует. Для того, чтобы образовать Конституционный Совет, необходимо принять Федеральный Конституционный Закон. Но за те 20 лет, что действует Конституция 1993 года, закон так и не был принят. В определённом плане это даже хорошо — есть возможность принять закон, отвечающий интересам России и народам её населяющим. Но для того, чтобы это произошло, народ должен осознать своё положение в качестве населения колонии и грозящую перспективу небытия, а осознав, на основе общественной инициативы оказал поддержку государю России В.В. Путину в его нелёгком труде восстановления суверенитета России.

    Восстановление суверенитета России неизбежно. Это будет осуществлено либо «сверху» — руководством государства при широкой народной поддержке, либо «снизу» — на основе общественной инициативы. Но во втором случае судьба россионской «элиты» незавидна — народ не простит предательства интересов Родины. И чем дольше «элита», находящаяся в государственном управлении, будет затягивать процесс восстановления государственного суверенитета России, тем печальнее будущая судьба этой самой «элиты».

    Не надо доводить российский народ до крайности, иначе может случиться так, что подвалы киевской ЧК, так ужаснувшие «элиту» царской России, нынешней россионской «элите» покажутся просто санаторием. Судьба россионской «элиты» в её собственных руках. А Западу, которому россионская «элита» так преданно служит, на эту самую «элиту» плевать, она для него просто расходный материал типа туалетной бумаги. Сколько было и есть тех, кто, предавая интересы своей Родины, чтобы заслужить тридцать американских сребренников, были отматрошены и брошены как ливийский лидер М.Каддафи и иракский лидер С.Хуссейн, которые тоже искали дружбы Запада и получили её каждый в своей форме.

    Если россионская «элита» хочет избежать судьбы царской «элиты» начала XX века и судьбы Хуссейна, она должна заслужить прощение русского многонационального народа и всеми силами работать на восстановление государственного суверенитета России, её возрождения и процветания.

    Конституция, конечно, высший закон государства.

    Власть — это реализуемая на практике способность управлять.

    Это значит, что любого рода законы, в том числе и Конституция, — это всего лишь форма, в которой воплощается управление при структурном управлении. Законы не могут регулировать все стороны общественной жизни хотя бы потому, что жизнь развивается гораздо быстрее, чем на её основе формулируются законы. Законы же, которые пытаются навязать обществу формы управления, отжившие в прошлом, в современной жизни не работоспособны. Именно поэтому никакие законы не могут остановить развитие общества.

    Можно и нужно, не нарушая действующей Конституции, делать всё, чтобы она была изменена.

    Отмена оккупационной Конституции 1993 года — это вопрос времени. И издержек — чем быстрее всё общество осознает оккупационную суть действующей Конституции, тем меньшими будут потрясения, которые испытает общество. В идеале этот процесс должен пройти вообще без потрясений — в рамках обычного будничного процесса законотворчества государства.

    P.S. В данной аналитической записке мы рассмотрели отнюдь не все статьи, которые необходимо изменить для того, чтобы Россия стала суверенным государством, устроенным на благо всех народов её населяющих.


    Миха́ил Мих́айлович Кась́янов (8 декабря 1957 года, посёлок Солнцево, Подмосковье) — российский государственный и общественно-политический деятель, Председатель Правительства Российской Федерации с 2000 по 2004 год.

    1. В соответствии с Конституцией РФ подробные основания и порядок приобретения гражданства РФ установлены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Гражданство является тем необходимым условием, которое обязательно для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин также имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами. Иными словами, гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, т.е. гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.

    2. Конституция установила, что гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. В соответствии с Конституцией граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях; граждане РФ не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет на выдачу собственных граждан, запрет на привилегии и соответственно равенство всех граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделении носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане РФ могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности.

    3. Закон о гражданстве в статье 11 предусматривает следующие основания приобретения гражданства: по рождению; в результате приема в гражданство;в результате восстановления в гражданстве РФ; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ. Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. Закон о гражданстве РФ поощряет принятие гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства, кроме того, существует положение о сохранении гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами, согласно которому гражданин РФ, проживающий за ее пределами, не прекращает российского гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения гражданства, но если один из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

    4. Основаниями прекращения гражданства РФ являются: выход из гражданства РФ; иные основания, предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ. В частности, к иным основаниям относятся: выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ; прекращение гражданства ребенка, если прекращено гражданство РФ обоих его родителей при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

    5. Одной из важных гарантий использования гражданином РФ своих прав и свобод является закрепление в части 3 статьи 6 положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает в будущем возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека. Так, вышеупомянутая Всеобщая декларация прав человека в статье 15 устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен гражданства; в Международной конвенции о сокращении лиц без гражданства говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое лишение делает его апатридом (пункт 1 статьи 8); в статье 3 Дополнительного протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержится специальная норма о запрете высылки с территории государства, гражданином которого он является. Аналогичные запреты можно найти помимо упомянутых источников в конституциях многих государств и законах о гражданстве. Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель тем самым привел наше законодательство в соответствие с общепризнанными нормами международного права. Надо заметить, что следовало бы сделать и следующий шаг в этом направлении: на уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан.

    1. Гражданство - первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица находится в прямой зависимости от гражданства. В полном объеме они присущи лишь гражданам соответствующего государства. Поэтому вполне закономерно, что важнейшие нормы о российском гражданстве включены в главу 1 Конституции, посвященную основам конституционного строя России.

    Из статьи 6 Конституции следует, что законодательство о федеральном гражданстве относится к ведению России, и это тоже вполне закономерно. В соответствии с Конституцией основной нормативный акт, который призван регулировать вопросы гражданства, должен иметь ранг федерального закона. В настоящее время действует Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991г. «О гражданстве» (с последующими изменениями и дополнениями).

    В соответствии с этим Законом гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. На территории России проживают лица, различных категорий. Прежде всего, это граждане Российской Федерации. К ним относятся лица, приобретшие гражданство России в соответствии с упомянутым Законом. Следующая категория - иностранные граждане, т.е. лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства России. Третья категория - лица без гражданства, т.е. лица, не принадлежащие к гражданству Российской Федерации и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Закон 1991 года установил следующие основания приобретения гражданства Российской Федерации:

    1) признание гражданства Российской Федерации. Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на ее территории, на день вступления в силу Закона о гражданстве (он вступил в силу со дня опубликования), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Установлено, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению при условии, что родились на ее территории или хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории России. Под территорией Российской Федерации здесь понимается ее территория по состоянию на дату рождения человека;

    2) по рождению. Ребенок является гражданином Российской Федерации, если оба родителя на момент его рождения состояли в гражданстве России. Место рождения ребенка значения не имеет. В случае, когда одни из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок тоже считается гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. Если один из родителей на момент рождения ребенка состоит в гражданстве России, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка (независимо от места его рождения) определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином Российской Федерации, если он родился на ее территории, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. Находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, становится ее гражданином. При обнаружении хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя гражданство такого ребенка может измениться в соответствии с Законом о гражданстве и иными актами. Ребенок, родившийся на территории России у родителей, являющихся гражданами других государств, признается гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;



    3) в порядке регистрации. Эта форма приобретения российского гражданства распространяется на лиц, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; на лиц, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином России, но которые приобрели иное гражданство по рождению в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; на детей бывших граждан Российской Федерации, родившихся после прекращения у родителей этого гражданства в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; на граждан бывшего СССР, проживающих на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывших для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., если они в течение трех лет со дня вступления в силу Закона о гражданстве Российской Федерации заявят о своем желании приобрести это гражданство; на лиц без гражданства, которые на день вступления в силу Закона о гражданстве Российской Федерации постоянно проживают на ее территории или на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., при условии, если в течение одного года после вступления в силу упомянутого Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; на иностранных граждан, лиц без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и при условии, что они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве Российской Федерации заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Заметим, что приобретение гражданства в порядке его регистрации значительно упрощено по сравнению с иными формами;



    4) в результате приема в гражданство Российской Федерации. Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве России, имеет право ходатайствовать о приеме в гражданство. При этом Закон о гражданстве закрепляет принцип равноправия для всех лиц, осуществляющих данные действия. Ходатайствовать о приеме в гражданство России они могут независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. В качестве обычного условия приема в гражданство Российской Федерации установлено постоянное проживание на ее территории. Для иностранцев и лиц без гражданства оно определено пятью годами или тремя годами непрерывного непосредственно перед обращением с ходатайством проживания в России (срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца); для беженцев, признанных таковыми законом Российской Федерации или ее договором, указанные сроки сокращаются вдвое. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1991 г. «О беженцах» беженцем считается прибывшее или желающее прибыть на территорию России лицо, не имеющее ее гражданства, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Определены также обстоятельства, облегчающие прием в гражданство России. Это означает право на сокращение вплоть до снятия указанных выше требований при приеме в гражданство. К таким обстоятельствам относятся: состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации; наличие высоких достижений в области науки, техники, культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для России; наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении России, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; получение убежища на территории Российской Федерации; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению. Возможно и отклонение ходатайства о приеме в гражданство по трем основаниям: если лицо, во-первых, выступает за насильственное изменение конституционного строя России; во-вторых, состоит в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами России; в-третьих, осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации;

    5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации. Восстановление в гражданстве осуществляется в порядке регистрации. Оно распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; на лиц, у которых гражданство России прекратилось в связи с изменением гражданства родителей в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации;

    6) в результате выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации. Приобретение гражданства может иметь место при изменении границы России. Порядок такого изменения определяется федеральным законодательством. Установлен принцип, в соответствии с которым лицо, проживающее на территории, изменившей государственную принадлежность, имеет право на выбор гражданства (оптацию). Из этого следует, что в случае, когда новая территория входит в состав России, лица, проживающие на ней, могут стать ее гражданами. Порядок и сроки выбора гражданства в таких случаях определяются международным договором Российской Федерации;

    7) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве Российской Федерации. Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 данного акта при приобретении российского гражданства обоими родителями их дети, не достигшие 14 лет, также становятся гражданами Российской Федерации.

    Закон Российской Федерации «О гражданстве» определяет и основания прекращения российского гражданства:

    1) в результате выхода из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина. Закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселиться в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России. Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке (порядок выезда лиц на постоянное жительство в другое государство в основном определен Законом СССР о порядке выезда из СССР и въезда в СССР 1991 года и иными правовыми актами). При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Одной из важнейших гарантий прав человека служит здесь установленное Законом о гражданстве правило о том, что полномочные органы должны мотивировать отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации;

    2) в результате отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство,- пять лет после приема;

    3) в результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданство;

    4) по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России;

    5) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве Российской Федерации. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, т.е. тоже прекращают гражданство России.

    1. В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано, прежде всего, с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующее: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства России влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.

    Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных государств наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели свое гражданство.

    Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, тоже не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

    По сравнению с ранее действовавшим законодательством Закон о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. всесторонне урегулировал вопросы обжалования решений, связанных с гражданством России. Это одна из важнейших гарантий правового статуса гражданина. Решения полномочного на то органа об отказе в регистрации приобретения или прекращения гражданства обжалуются в суд в месячный срок. Несколько иной порядок установлен для обжалования действий должностных лиц по вопросам гражданства Российской Федерации. Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков их рассмотрения, другие действия должностных лиц полномочных органов, связанные с нарушением порядка рассмотрения дел о гражданстве и порядка исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему (в порядке подчиненности) должностному лицу либо в суд. Лица, постоянно проживающие за пределами России, обжалуют неправомерные действия должностных лиц дипломатических представительств или консульских учреждений России в Московский городской суд.

    2. В части второй статьи 6 закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав, свобод и обязанностей, их соотношения. Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Наряду с этим необходимым, естественным элементом, который обеспечивает прогрессивное, демократическое развитие общества, является выполнение гражданином его обязанностей. В комментируемой статье особо подчеркивается, что каждый гражданин Российской Федерации несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.

    3. В части третьей статьи 6 впервые в отечественной практике закреплен запрет лишать гражданина России его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать этого ни при каких условиях. Право человека на гражданство, как отмечалось выше, является наиважнейшими основополагающим. В связи с этим лишение гражданства антигуманно. Следует отметить, что в прошлые годы в нашей стране существовал институт лишения гражданства. В соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 года оно применялось в исключительных случаях по решению президиума Верховного Совета СССР. Лишение гражданства допускалось по отношению к лицам, совершившим действия, порочившие звание советских граждан. Лишение гражданства носило персональный характер и не влекло изменения гражданства ни супруга данного лица, ни его детей. Лица, лишенные гражданства СССР, могли быть высланы за пределы страны. На практике право лишения гражданства СССР использовалось главным образом в отношении лиц, не угодных, не удобных режиму (диссиденты). В части третьей статьи 6 закреплено также право гражданина Российской Федерации изменить свое гражданство, т.е. прекратить гражданство России, стать гражданином другого государства либо лицом без гражданства. Реализация этого права регулируется текущим законодательством, прежде всего Законом о гражданстве Российской Федерации (см.комментарий к части первой статьи 6).

    Текст Ст. 61 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

    1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

    2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

    Комментарий к Ст. 61 Конституции Российской Федерации

    1. В Российской Федерации закрепляется принцип недопустимости высылки гражданина Российской Федерации за пределы страны и выдачи гражданина России другому государству.

    Согласно ст. 61 Конституции РФ и ст. 4, ч. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдачи этому государству. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в свершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

    Ранее действовавший Закон РФ о гражданстве (ст. 1, ч. 3) предусматривал возможность выдачи российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора Российской Федерации.

    Высылка (удаление) из пределов СССР в качестве самостоятельного и дополнительного уголовного наказания была предусмотрена в п. «е» ст. 13 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, введенных в действие в 1924 г.*(282)

    Установленный комментируемым положением Конституции РФ запрет на выдачу российских граждан другому государству следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Запрет на выдачу российских граждан, по существу, воспроизводит правило о невыдаче собственных граждан, закрепленное многосторонними международными договорами (п. 1 ст. 2 Типового договора. Резолюция 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.); региональными соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., ст. 57 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.); двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в частности, России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом); двусторонними соглашениями, посвященными непосредственно вопросам выдачи, в том числе, экстрадиции преступников (например, ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам со странами — бывшими республиками СССР (с Литовской Республикой (ст. 62) от 21 июля 1992 г.; с Республикой Кыргызстан (ст. 62) от 14 сентября 1992 г.; с Азербайджанской Республикой (ст. 61) от 22 декабря 1992 г.; с Латвийской Республикой (ст. 62) от 3 февраля 1993 г.; с Республикой Молдова (ст. 61) от 25 февраля 1993 г. и др.).

    Под выдачей понимается акт правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения к уголовной ответственности. Такое понимание вытекает из содержания договоров о выдаче. По общему правилу договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи гражданина иностранного государства, содержат перечень преступлений, влекущих за собой выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу, и возможного отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче.

    2. Российская Федерация гарантирует принцип защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ; ч. 1 cт. 7 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

    В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

    Наряду с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» обязательство государства по защите и покровительству граждан получило свое развитие и уточнение в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»*(283). Согласно ст. 3 данного Закона, граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Закон определяет содержание и основы политики Российской Федерации в отношении названной категории граждан. Содержание государственной политики представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 5 Закона). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

    Основной объем работы по защите прав российских граждан выполняется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России в иностранных государствах. Загранпредставительства и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ.