Войти
Образовательный портал. Образование
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • Что проверяет роспотребнадзор в вузе. Плановые и внеплановые проверки Роспотребнадзора: порядок и особенности проведения. Основания для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

    Что проверяет роспотребнадзор в вузе. Плановые и внеплановые проверки Роспотребнадзора: порядок и особенности проведения. Основания для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

    Роспотребнадзор – организация, которая стоит на страже защиты прав потребителя и вдобавок ведает санитарно-эпидемиологическими вопросами. Соответственно, деятельность ИП в любой момент вполне может быть проверена Роспотребнадзором. Этого не нужно бояться, но к этому стоит быть готовым.

    Проверки Роспотребнадзора

    Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Остановимся чуть подробнее на каждом случае.

    Плановая проверка

    Роспотребнадзор обязан проверять предприятия на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, защиты прав потребителей и правил продажи некоторых товаров.

    Плановые проверки проводятся не чаще одного раза за три года (раз в два года для предприятий, связанных с медициной).

    Конечно же, новому предприятию проверки не избежать, в остальном же график проверок на текущий год должен быть выложен на сайте контролирующего органа. Так, в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей …» Роспотребнадзор обязан до 31.12.2015 года разместить на своем сайте план проверок на следующий год.

    Органы Роспотребнадзора обязаны предупредить предпринимателя о намечающейся проверке не позднее, чем за три дня до нее (так как производить проверку в отсутствие руководящего лица просто не имеют права).

    Внеплановая проверка

    Внеплановая проверка производится чаще всего в ответ на жалобы граждан о нарушении их потребительских прав. Также внеплановые проверки могут проводиться по обращениям органов местного самоуправления или государственной власти.

    Кроме того, проверка ИП Роспотребнадзором внепланово может производиться, если есть жалобы на плохую продукцию, заболевания и отравления, а также с целью проверить устранение полученных ранее замечаний. Но даже в случае внеплановой проверки предпринимателя обязательно должны предупредить за сутки до планируемого действия.

    Правда, если есть подозрение о возникновении опасной болезни или отравления, о проверке могут и не предупредить.

    Как подготовиться

    Многие предприниматели, опасаясь проверки государственного органа, идут на хитрость: раз в три года накануне планового посещения ликвидируют бизнес, чтобы потом открыть его заново на том же самом месте. Мера, конечно, безотказная, но затратная и совершенно излишняя.

    Некоторые предприниматели заранее обращаются в Роспотребнадзор за санитарно-эпидемиологической экспертизой. Но даже если вы не относитесь ни к первым, ни ко вторым, бояться совершенно нечего, подготовиться к проверке контролирующего органа не так уж и сложно.

    Перечень документов

    При проверке Роспотребнадзором обязательно в первую очередь должны быть в наличии:

    • оформленная в соответствии со всеми требованиями вывеска;
    • оформленный уголок потребителя (или пациента);
    • ценники на всех товарах (правильно заполненные);
    • размещенная в доступном для потребителя месте информация о производителе и поставщике товара (либо возможность предъявить такую информацию по первому требованию);
    • прейскурант цен (а также при необходимости прейскурант цен на услуги) за подписью руководителя.

    Также необходимо иметь следующие документы при проверке Роспотребнадзором:

    • договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения, в котором предприятие обслуживает население;
    • медицинские книжки с отметками о прохождении медицинского обследования всех сотрудников;
    • договоры с организациями, производящими дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию помещения, а также вывоз отходов;
    • санитарно-эпидемиологическое и экспертное заключения;
    • лицензию на осуществление предпринимательской деятельности;
    • журнал учета санитарных проверок;
    • утвержденную руководителем предприятия программу производственного контроля;
    • свидетельство о присвоении ИНН и ОГРНИП (при необходимости);
    • договор с организацией, осуществляющей стирку спецодежды (в медицинских учреждениях и на производстве).

    Кроме того, требования к наличию необходимых документов могут отличаться в разных регионах. Лучше уточнить этот момент в вашем местном отделении Роспотребнадзора.

    Что проверяет Роспотребнадзор

    Помимо ознакомления с вышеперечисленными документами, проверяющие проводят визуальный осмотр всех площадей предприятия, а также прилегающих территорий.

    При визуальном осмотре проверяют следующие параметры:

    • соответствие нормам общего метража помещений, а также ширины и высоты дверных и оконных проемов;
    • соответствие состояния помещений и прилегающих территорий санитарным нормам;
    • проверяется также достаточность освещения.

    Сотрудники Роспотребнадзора проверят также качество товара (включая соблюдение сроков годности и целостность упаковки) и качество предоставляемых потребителю услуг. Нередко для проверки этих параметров проводятся контрольные закупки.

    Оформление результатов проверки

    По результатам аудита должен быть составлен акт проверки Роспотребнадзора. Документ составляют в двух экземплярах: один остается у руководителя предприятия (при этом с него берется расписка о том, что с результатами он ознакомлен), второй передается в Роспотребнадзор.

    Сотрудники, производившие проверку, также обязаны отметить это в журнале учета проверок. Все выявленные нарушения отмечаются в специальном протоколе Роспотребнадзора, протокол подписывает сотрудник, составивший его, и лицо, виновное в нарушении.

    Санкции Роспотребнадзора

    По результатам проверки могут быть выписаны предписания об устранении нарушений или же штрафы. За нарушение санитарных норм и невыполнение соответствующих мероприятий индивидуальным предпринимателям может быть выписан штраф от 0,5 до 10 минимальных заработных платотдельных случаях могут выписать постановление о приостановлении предпринимательской деятельности до устранения нарушения – на срок до девяноста суток).

    В случае несоблюдения норм эксплуатации помещений штраф может составить от десяти до двадцати минимальных заработных плат (или же аналогичное постановление). В случае обнаружения угрозы распространения инфекционного заболевания дело может ограничиться не только штрафом, но и лишением свободы для предпринимателя по решению суда.

    Иногда может потребоваться объяснительная в Роспотребнадзор – в случае если государственный орган получил жалобу на продукцию или услуги предпринимателя.

    Объяснительная составляется на бланке (при его наличии), пояснения по ситуации даются подробно, но лаконично, с приложением пояснительных документов (при необходимости).

    Главное, запомните: если мы готовимся к проверке Роспотребнадзора, начинать нужно не за день до проверки, а лучше стараться соблюдать все предписанные нормы по возможности сразу. Иначе во время проверки могут возникнуть неприятные казусы на пустом месте – хотя бы просто потому, что сотрудники не привыкли к другому режиму работы.

    В заключение стоит добавить, что для тех, кто готовится к проверке Роспотребнадзора и переживает, что не справится самостоятельно, существует множество фирм-посредников, которые подготовят полный пакет необходимых документов и проконсультируют, к чему нужно быть готовым и как в случае замечаний ликвидировать нарушения.

    Возможные изменения в 2018 году

    В новом году стартует обещанная реформа правительства, которая предусматривает сокращение количества министерств с 21 до 15. В число потенциальных ведомств на упразднение попал и Роспотребнадзор, который планируют объединить с Россельхознадзором. Ожидается, что на полноценное слияние служб и организацию работы нового ведомства достаточно будет одного года. В связи с этим возможно изменение регламентов и правил проверок бизнеса Роспотребнадзором.

    Внезапные проверки Роспотребнадзора: Видео


    Все проверки Роспотребнадзора делятся на плановые и внеплановые, выездные (с выходом по адресу фактического осуществления деятельности) и документарные.

    Плановая проверка проводится не чаще, чем один раз в три года на основании ежегодного плана проведения проверок. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, образования, а также в социальной сфере мы проверяем чаще, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 944 от 23.11.2009. Например, учреждения, оказывающие медицинские услуги проверяются не чаще, чем 1 раз в 2 года, образовательные услуги - не чаще, чем 1 раз в год.

    Внеплановые проверки проводятся:

    По истечении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

    При поступлении в Роспотребнадзор жалоб или информации о возникновение угрозы или причинении вреда жизни и здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    По жалобам на нарушение прав потребителей;

    По приказам Федеральной службы, изданным на основании соответствующих указов Правительства или Президента Российской Федерации;

    По требованиям прокурора в рамках надзора за исполнением законов по материалам и обращениям, поступившим в прокуратуру.

    Причем, внеплановая выездная проверка в случае причинения вреда жизни, здоровью граждан или возникновении угрозы причинения такого вреда, проводится только после согласования с территориальным органом прокуратуры.

    Сроки проведения проверок

    Общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 20 рабочих дней, а для предприятий малого бизнеса он намного меньше 50 часов, в т.ч. для микропредприятия - 15 часов в год.

    В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а для малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов.

    Практика показывает, что здесь требуется пояснение: 50 и 15 часов - это допустимое время пребывания проверяющих (с целью проверки) на объектах предпринимательской деятельности, а не общее время проведения проверки. В общее время проверки включаются еще и подготовительные мероприятия, оформление материалов проверки, время, необходимое на проведение лабораторных исследований, испытаний, длительность которых определяется утвержденными методиками.

    Проверки не проводится внезапно, законодательством приняты меры об уведомлении хозяйствующих субъектов. Информацию о запланированных на год проверках можно увидеть уже 1 января на сайтах Генеральной прокуратуры, областной прокуратуры, Управления Роспотребнадзора.

    Кроме этого, закон обязывает контрольно-надзорные органы уведомлять предпринимателей за 3 рабочих дня до начала проведения плановых проверок и не позднее, чем за 24 часа - о внеплановых. Обычно копии распоряжения о начале проведения плановой проверки направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или применяются другие доступные способы уведомления.

    В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

    Выездная проверка

    При проведении выездных проверок должностные лица Роспотребнадзора предъявляют руководителю организации или его уполномоченному представителю заверенную печатью копию распоряжения, служебные удостоверения, знакомят с целями и задачами проверки, полномочиями проверяющих, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями проведения проверки. Предприниматель, юридическое лицо, в свою очередь, обязаны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, результатом выполняемых работ, оказываемых услуг, а также обеспечить доступ на территорию, в здания, помещения, к используемому оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам, производимым и реализуемым товарам.

    Второй этап отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей и производственной среды в целях проведения их исследований, измерений в случае если такая продукция, объект окружающей или производственной среды относятся к предмету проверки или являются объектом проверки. Причем, проверяющий обязан составить протокол отбора образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды.

    По окончании проверки составляется акт, куда вносятся сведения, полученные в ходе ее проведения, в том числе о фактах выявленных нарушений обязательных требований , неповиновения законному распоряжению или требованию проверяющего, воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей, в том числе по проведению проверки . Акт оформляется непосредственно после завершения проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной Минэкономразвития России, в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

    В случае отсутствия руководителя или его представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорном деле.

    Проверяющий вносит в журнал учета проверок запись о проведенной проверке. При отсутствии журнала учета проверок запись об этом вносится в акт проверки.

    Полномочия проверяющих в случае выявления нарушений

    Проверяющие выдают предписание об устранении выявленных нарушений, принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также применяют меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности в соответствии с положениями КоАП РФ. Причем должностное лицо, выдавшее предписание, обязано организовать проведение внеплановой проверки с целью контроля исполнения ранее выданного предписания и, в случае его невыполнения в установленные сроки, передать материалы для принятия мер с суд.

    Если в ходе осуществления проверки установлено, что деятельность проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред уже причинен, проверяющие незамедлительно принимают меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности. Помимо этого, возможен отзыв продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота, доведение до сведения граждан информации о наличии угрозы причинения вреда.

    Кроме того, органы Роспотребнадзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей в связи с выявленными в результате проверки нарушениями прав потребителей в соответствии с порядком, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

    В случае, если при проверке будут установлены признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, проверяющий обязан направить в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном УК РФ и УПК РФ.

    Во избежание недопонимания, исключения ненужных судебных тяжб, необходимо обратить внимание на тот факт, что некоторые действия должностных лиц Роспотребнадзора не подпадают под действие надзорного законодательства . Так при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, проведении административных расследований положения ФЗ-294, устанавливающие порядок организации и проведения проверок не применяются . Помимо этого, основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры, при проведении собственных проверок, имеют право привлекать должностных лиц Роспотребнадзора в качестве специалистов, которые в этом случае также действуют вне рамок надзорного законодательства.

    Должностные лица Роспотребнадзора имеют право

    :

    1) беспрепятственно проверять выполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, если такие требования относятся к полномочиям Роспотребнадзора;

    2) требовать от лиц, подлежащих проверке, представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они являются объектами проверки или относятся к предмету проверки;

    3) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений, проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

    4) привлекать к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации;

    5) посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

    6) проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам.

    Должностные лица Роспотребнадзора не имеют права:

    1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Роспотребнадзора;

    2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя организации или его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения проверки, основанием для которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде

    3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

    4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора;

    5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    6) превышать установленные сроки проведения проверки.

    Обязанности проверяющих по отношению к проверяемым

    Сотрудники Роспотребнадзора обязаны проводить проверку на основании распоряжения о ее проведении в соответствии с ее назначением, причем, только во время исполнения служебных обязанностей, а выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений и копии распоряжения о проведении проверки. Кроме того, проверяющие не должны препятствовать руководителю проверяемой организации или его представителю присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Должностные лица обязаны предоставлять информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, ознакомить с ее результатами. Запрещается требовать от лиц, подлежащих проверке, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ.

    Как определяет закон права предпринимателей при проведении проверок

    Предприниматели имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по относящимся к ней вопросам, получать от проверяющих информацию по проверке, знакомиться с ее результатами. Кроме того, предприниматель может указывать в акте проверки о своем ознакомлении с ее результатами, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц Роспотребнадзора. Действия или бездействия проверяющих, нарушивших его права, предприниматель вправе обжаловать в административном или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

    Кроме того, определен досудебный порядок обжалования решений и действий проверяющих. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки предприниматель может представить в Роспотребнадзор возражения в письменной форме. При этом к возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган Роспотребнадзора.

    Обращения, принятые в ходе личного приема, подлежат регистрации и рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По этому закону при рассмотрении жалобы предприниматель имеет право представлять дополнительные документы и материалы, либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

    В случае если в жалобе не указаны наименование юридического лица, либо фамилия индивидуального предпринимателя или гражданина, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

    Срок рассмотрения жалобы в досудебном порядке не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации жалобы. В случае несогласия заявителя с принятым по его жалобе решением он вправе обжаловать такое решение в суд.

    Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В то же время надзорным законодательством определены и обязанности предпринимателей . Так, в соответствии со статьей 25 ФЗ-294 «При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами».

    А предприниматели, допустившие нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок или не исполняющие в установленный срок законных предписаний об устранении выявленных нарушений, обязательных требований, также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Что проверяет Роспотребнадзор

    Осуществляет проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за исполнением ими в процессе деятельности санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей. Проверкам подлежат субъекты коммунального назначения, детские образовательные учреждения, предприятия производящие и реализующие продукты питания, промышленные предприятия, транспортные средства, предприятия, оказывающие услуги населению.

    Контролирует качество и безопасность продуктов питания, питьевой воды, качество воды водоемов, атмосферного воздуха, почвы. Осуществляет контроль за организацией питания подрастающего поколения в детских образовательных учреждениях, за соблюдением требований к условиям труда на производстве.

    Осуществляет контроль применения Технических регламентов.

    Контролирует исполнения требований Закона «О защите прав потребителей»

    Устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

    Осуществляет контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

    Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы

    Осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации

    Гигиеническое обучение декретированных(подлежащих обучению) контингентов населения

    Профессиональная гигиеническая подготовка обязательна для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

    Нормативная база при организации и проведении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работников учреждений, организаций и предприятий

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (статья 42 «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»);

    2. Концепция сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации принятая на Коллегии Министерства Здравоохранения РФ от 30.07.1997г. (протокол № 11).

    3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ № 268 от 21.04.2010г.).

    5. Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    6. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г.:

    Статья 5 констатирует, что полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения включают вопросы «… реализации мер по гигиеническому воспитанию и образованию населения, пропаганде здорового образа жизни»;

    В соответствии со статьей 10 - граждане РФ обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

    Статья 11 подтверждает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: осуществлять гигиеническое обучение и воспитание работников, информировать население о ситуациях, создающих угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения;

    Статья 29 подчеркивает, что гигиеническое обучение и воспитание населения относится к числу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые должны «…своевременно и в полном объеме проводиться в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)»;

    Статья 36 гласит, что гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательно и направлено на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.

    1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ,от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
    1. Приказ Минздрава России № 229 от 29.06.2000г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».
    2. Перечень профессий должностных лиц и работников организаций, обязанных проходить систематическое гигиеническое обучение и аттестацию, определяется «Примерным перечнем профессий должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения» (Инструктивное письмо МЗ № 1100/2196-0-117 от 7 августа 2000 г.)

    11.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 402 от 20.05.05 г. «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».

    1. Постановление главы администрации Липецкой области № 139 от 27.08.02г. «О реализации Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Липецкой области методами и средствами гигиенического обучения и воспитания» и об усилении мер по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций.
    2. Распоряжение администрации Липецкой области № 519-р от 08.12.2008 г. «О совершенствовании работы по медицинской профилактике, гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни».
    3. Технические регламенты, СанПиН по различным видам деятельности.

    ПЕРЕЧЕНЬ

    профессий должностных лиц и работников организаций, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации, деятельность которых связана с производством, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем - периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию

    1. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, работающие:

    1.1. В организациях торговли, в том числе продовольственных рынках, включая оптовые;

    1.2. В организациях общественного питания (столовые, рестораны, кафе, бары, буфеты и др.);

    1.3. На пищеблоках всех учреждений и организаций;

    1.4. В организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, базах, складах хранения и реализации;

    1.5. В транспортных организациях.

    2. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды, в том числе работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также лица, обслуживающие водопроводные сети.

    3. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и непосредственно с питанием детей, работающие:

    3.1. В детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения);

    3.2. В учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи);

    3.3. В сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы);

    3.4. Во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.)

    4. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживаем населения, работающие:

    4.1. В организациях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения (бани, душевые, сауны, парикмахерские, косметические и массажные салоны, солярии, прачечные, химчистки, пункты приема белья, жилищно-эксплуатационные организации, организации, осуществляющие комплексную санитарно-гигиеническую очистку территории города);

    4.2. В организациях, занятых обслуживанием канализационных сетей и сооружений;

    4.3. В гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, туроператорских и туристических фирмах;

    4.4. В ночных клубах;

    4.5. В бассейнах, водолечебницах, спортивно-оздоровительных учреждениях;

    4.6. В лечебно-профилактических учреждениях, интернатах и домах для инвалидов и престарелых, хосписах, а также санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах, непосредственно связанных с питанием и коммунально-бытовым обслуживанием пациентов и отдыхающих;

    4.7. В организациях торговли промышленными товарами для детей и парфюмерно-косметическими изделиями;

    4.8. В организациях торговли промышленными товарами, в т.ч. комиссионной торговли, организациях по хранению и реализации товаров, поступающих из-за рубежа для повторного использования («second hands»), вещевых рынках и организациях, реализующих товары посредством сетевого маркетинга;

    4.9. Водителями транспортных организаций, индивидуальными предпринимателями, занятыми перевозкой людей (такси, городской пассажирский транспорт), а также междугородними и международными перевозками.

    5. Учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, лицеев, колледжей и т.п. перед началом и в период прохождения практики на предприятиях, в учреждениях, организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

    6. Иностранные рабочие в период работы в организациях и учреждениях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

    7. Работники системы здравоохранения.

    8. Работники системы социальной защиты (пансионатов для ветеранов труда, психоневрологических интернатов, детских домов интернатов, реабилитационных центров).

    9. Сотрудники центров дезинфекции и его подразделений.

    10. Граждане, направленные на профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию учреждениями труда и занятости.

    11. Работники системы народного образования, в том числе базовых школьных столовых.

    12. Работающие с вредными производственными факторами при обучении безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда.

    13. Государственные служащие.

    В соответствии с вышеперечисленными законодательными актами Федерального и регионального уровней, профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью:

    • 1 раз в год - для руководителей, должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников.
    • 1 раз в 2 года - для остальных категорий работников.

    Профессиональная гигиеническая подготовка на территории Липецкой области проводится специалистами Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области по Программам, утвержденными главным государственным санитарным врачом по Липецкой области (6-14 часов первичного и повторного обучения).

    Программы разработаны с учетом специфики деятельности каждой профессиональной группы и включают в себя 4 обязательных раздела:

    Основы санитарного законодательства;

    Вопросы профилактики инфекционных заболеваний (включая модуль по профилактике гриппа, в том числе с пандемическим потенциалом);

    Санитарные требования к устройству, оборудованию, содержанию объектов, рабочих мест, технологическим процессам, хранению и реализации продукции и прочее, относящееся к профессиональной деятельности;

    Формирование здорового образа жизни.

    Как проверяют условия труда

    Производственный контроль.

    Медосмотры .

    Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека.

    Прямое влияние на организм работников в процессе труда вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса относится к факторам, обуславливающим низкие показатели состояния здоровья работающих и приводящим к высокому уровню профессиональной и профессионально-обусловленной заболеваемости, которые являются основными критериями профессионального риска.

    В ходе надзорных мероприятий проверяется выполнение требований санитарного законодательства. Согласно ст. 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека.

    В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие законодательно установленные процедуры оценки условий труда:

    а) аттестация рабочих мест по условиям труда (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №342н от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»), с 1 января 2014 г. - специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

    б) производственный контроль (СП 1.1.1058-01«Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий);

    в) государственная экспертиза условий труда.

    Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

    Согласно Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г., статьи 32 «Производственный контроль»:

    1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

    2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда.

    (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

    3. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления».

    Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

    Производственный контроль включает:

    а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

    б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

    На границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

    Сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

    в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

    г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

    д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

    е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

    ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

    з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

    При выявлении превышений тех или иных физических факторов и химических веществ на рабочих местах, выявленных в ходе лабораторных исследований юридические лица и индивидуальные предприниматели должны принимать меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения.

    Несвоевременное принятие мер по устранению выявленных превышений на рабочих местах может привести у работников к развитию острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), а так же производственно-обусловленных заболеваний.

    Основным и наиболее доступным механизмом выявления профессиональных, профессионально-обусловленных и общих заболеваний, а также организации эффективного динамического наблюдения за состоянием здоровья работников являются качественные предварительные и периодические медицинские осмотры.

    Эффективность медицинских осмотров зависит от качественного выполнения своих обязанностей всех сторон, участвующих в проведении медосмотров.

    Порядок проведения медицинских осмотров определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №302н от 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения Обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или)опасными условиями труда».

    После окончания медицинского осмотра выдаются следующие документы:

    1. Паспорт здоровья работника - выдается на руки работнику и хранится у работника;
    2. Заключение предварительного (периодического) медицинского осмотра - выдается работнику для представления в организацию;
    3. Оформленная личная медицинская книжка (при необходимости);
    4. Не позднее чем через 30 дней после завершения медицинских осмотров медицинская организация составляет заключительный акт .

    Государственный надзор (контроль) за соблюдением порядка проведения медицинских осмотров осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического контроля и его территориальными органами.

    Примерный перечень документов, необходимых для представления специалистам Роспортребнадзора, осуществляющим надзорные мероприятия по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, на объектах малого и среднего бизнеса:

    Вид объекта, деятельности

    Документы

    Осуществление медицинской деятельности

    Правоустанавливающие документы (, , Устав (для ЮЛ)

    Лицензия на осуществление медицинской деятельности (с приложениями)

    Санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление медицинской деятельности (с приложениями)

    Протоколы лабораторных исследований по производственному контролю (микробиологический паспорт)

    Журнал учёта стерилизации (ф.257/у)

    Журнал исследования дезинфекционных средств (ф.356/у)

    Журнал учёта травм медперсонала и посттравматической профилактики

    Технологический журнал движения медицинских отходов

    Санитарно-гигиенический паспорт опасности канцерогенных факторов

    Карты амбулаторного приёма пациентов

    Договора (с пациентами) на оказание платных медицинских услуг

    Сертификаты, методические указания и инструкции на применяемые материалы (медицинские и отделочные), медицинские изделия, оборудование, дезинфектанты и т.д.

    Паспорта на приточно-вытяжную вентиляцию, протоколы замеров эффективности её работы

    Журнал учета лабораторных исследований на ИППП, туберкулез (при проведении данных исследований)

    Журнал учета антирабической помощи, учетные формы №045/у, журнал учета передачи очагов покусов в ветеринарную службу

    Журнал учета флюорографических обследований, рентгенографии органов грудной клетки, журнал учета дообследований

    Карточки учета ФЛО обслуживаемого приписного населения

    Разрешительная документация на дезинфекционные средства

    Документы для всех лечебно-профилактических организаций по вопросам иммунизации:

    Журнал учета профилактических прививок

    Журналы поступления и расходования МИБП

    Копии отчетов о расходовании МИБП

    Журналы контроля температурного режима работы холодильников для хранения вакцины

    Журнал учета выданных сертификатов профилактических прививок

    Журнал регистрации и учета сильных (необычных) реакций на прививки и поствакцинальных осложнений

    Индивидуальные учетные формы:

    История развития ребенка (112/у);

    Медицинская карта ребенка для образовательных организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, организаций начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов (ф. 026/у);

    Медицинская карта амбулаторного больного (ф. 025/у);

    Учетная форма профилактических прививок (ф. 063/у);

    История развития новорожденного;

    Сертификат профилактических прививок (ф. 156/у-93).

    Отчетные формы:

    Копии ежемесячных отчетов о выполненных профилактических прививках в организациях на территории обслуживания поликлиники;

    Форма федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о профилактических прививках" (ф. 5);

    Форма федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о контингентах детей, подростков, взрослых, привитых против инфекционных болезней" (ф. 6).

    Иммунные прослойки по инфекциям;

    Журнал анализа выполнения плана прививок по каждому подразделению (по участкам, организациям, обслуживаемым поликлиникой)

    План профилактических прививок, в том числе персонифицированный в целом по учреждению, в разрезе участков, предприятий, учреждений и т.д

    Форма 064/у Журнал регистрации осмотров и выполненных прививок

    Журнал учета экстренной профилактики столбняка при травмах

    На все имеющиеся МИБП необходимы следующие документы:

    Годовая заказ-заявка на МИБП по лечебно-профилактической организации;

    Объяснительная записка по составлению годовой заявки;

    Копии требований на выдачу МИБП с районного склада;

    Журнал анализа движения МИБП в лечебно-профилактической организации;

    Журнал учета поступления и выдачи МИБП в организации на территории обслуживания лечебно-профилактической организации;

    Копии отчетов о движении МИБП в вышестоящие организации;

    Акты списания МИБП;

    График отпуска препаратов на территории обслуживания лечебно-профилактической организации;

    Накладные на полученные препараты с указанием количества каждой серии, срока годности, организации-изготовителя;

    Инструкции по применению препаратов.

    Отечественные МИБП сопровождаются:

    Копией лицензии на право производства и реализации МИБП или лицензии на фармацевтическую деятельность;

    Копией сертификата производства МИБП установленного образца;

    Копией паспорта отделения биологического и технологического контроля (ОБТК) организации-изготовителя на реализуемую серию МИБП.

    МИБП зарубежного производства сопровождаются:

    Копией лицензии на фармацевтическую деятельность дистрибьютера медицинских иммунобиологических препаратов;

    Копией регистрационного удостоверения установленного образца на МИБП;

    Копией сертификата соответствия на реализуемую серию препарата;

    Инструкцией по применению препарата на русском языке.

    Журнал регистрации температурного режима холодильников для МИБП

    План экстренных мероприятий по обеспечению «холодовой» цепи в чрезвычайных ситуациях

    Техническая документация на холодильное оборудование (Холодильники, термоконтейнеры, хладоэлементы и т.д.)

    Журнал учета инструктажа по вопросам иммунопрофилактики вновь поступающих на работу врачей и медицинских сестер

    Календарный план постоянно действующего семинара для медицинских работников по всем разделам иммунопрофилактики инфекционных болезней

    Протоколы аттестации рабочих мест вакцинаторов

    Протоколы аттестации вакцинаторов

    Осуществление турагентских и туроператорских услуг

    Правоустанавливающие документы

    Приказ о назначении на должность руководителя (для ЮЛ)

    Журнал учета лиц, выезжающих в эндемичные по малярии страны

    Журнал учёта проверок юридического лица

    Документ учета инструктажей с потребителями туристического продукта

    Нормативная документация по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и защите прав потребителя

    Типовой договор о предоставлении туристических услуг

    Осуществление, в т.ч. работ с микроорганизмами 3-4 групп патогенности и гельминтами

    Свидетельство о регистрации в налоговом органе

    Свидетельство о государственной регистрации

    Приказ о назначении на должность руководителя

    Лицензия на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (с приложениями)

    Санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (с приложениями)

    Журнал учёта проверок юридического лица

    Приказы о назначении ответственных лиц

    Личные медицинские книжки сотрудников (включая совместителей)

    Программа производственного контроля

    Протоколы лабораторных исследований по производственному контролю (санитарно-гигиенические, микробиологические), журналы учета проведения лабораторных исследований

    Журнал учёта стерилизации (ф.257/у), обеззараживания

    Журнал учёта предстерилизационной очистки инструментария (ф.366/у)

    Журнал исследования дезинфекционных средств

    Журнал (график) проведения генеральных уборок

    Журнал учёта бактерицидной обработки воздуха

    Журнал учёта аварийных ситуаций

    Договора со специализированными организациями

    Паспорта на приточно-вытяжную вентиляцию, протоколы замеров эффективности её работы, паспорта на фильтры тонкой очистки или ламинарные боксы

    Сертификаты, методические указания и инструкции на применяемые материалы (медицинские и отделочные), дезинфектанты и т.д., паспорта на лабораторное оборудование

    Осуществление работ дезинфекционного и дератизационного профиля

    Свидетельство о регистрации в налоговом органе

    Свидетельство о государственной регистрации

    Личные медицинские книжки

    Имеющиеся нормативные документы

    Приказ или решение общего собрания о назначении на должность руководителя (для юр. лиц)

    Журнал учёта проверок юридического лица

    Документы на используемые ядоприманки (свидетельства о гос. регистрации, МУ, инструкции по применению, сертификаты или декларации о соответствии)

    Учетно-контрольные карты на обслуживаемые (обрабатываемые) объекты

    Паспорта на используемые патроны для респираторов

    Договора со специализированными организациями

    Акты выполненных работ (оказанных услуг) и квитанции

    Документы об обучении сотрудников по дезделу

    Результаты лабораторных исследований производственного контроля

    Осуществление торговли животными, птицами, рыбами

    Свидетельство о регистрации в налоговом органе

    Свидетельство о государственной регистрации

    Приказ или решение общего собрания о назначении на должность руководителя (для юр. лиц)

    Журнал учёта проверок юридического лица

    Ветеринарные справки на животных и птиц

    Документы об изготовителе, импортере товара

    В случае устранения лицом, в отношении которого проводится проверка, выявленного нарушения в ходе проверки, запись об этом также следует внести в акт проверки.

    Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Внеплановая проверка Роспотребнадзора – всегда серьезное испытание для предпринимателя. Какие права при этом есть у проверяемого, и на что ему следует обратить первоочередное внимание, расскажет наша статья.

    Читайте в нашей статье:

    Внеплановая проверка Роспотребнадзора – в каких случаях проводится

    В полномочия Роспотребнадзора входит контроль санитарно-эпидемиологической обстановки:

    Внеплановые проверки бывают 2 видов – документарные и выездные. Документарные проводятся на территории Роспотребнадзора, а выездные – непосредственно на предприятии.

    Если задачей является проверка выполнения предписания, то инспекторы могут изучать в ходе процедуры лишь то, что касается этого вопроса, и не более.

    Если в процессе проверки будут , это означает, что в прошлый раз она проведена недостаточно тщательно. Инспектор обязан сообщить об обнаруженном нарушении своему руководству, но в ходе текущего внепланового контроля выносить новое постановление он не имеет права, для этого должна быть назначена другая проверка.

    Основания для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

    Внеплановые проверки Роспотребнадзора :

    • истечение срока выполнения полученного предпринимателем предписания об устранении замечаний, найденных во время плановой проверки ;
    • обращение (заявление) граждан, организаций, ИП, органов исполнительной власти;
    • нанесение в ходе производственной деятельности предприятия ущерба жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, например, при эпидемии инфекционного кишечного заболевания будут проверены предприятия общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.;
    • нарушение прав потребителей (по обращениям-жалобам граждан).

    Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

    Внеплановая проверка проводится по постановлению. Чек-листы при этом не применяются. Их правомерно использовать только во время плановой инспекции.

    внимание

    Срок проведения документарной и выездной формы не может превышать 20 рабочих дней.

    Во время проверочных мероприятий учитывают режим работы проверяемых лиц.

    Документарные проверки Роспотребнадзор проводит на своей территории. В постановлении дается требуемый перечень документов. Организация-объект привозит их инспектору в виде заверенных простым способом копий. Нотариальное заверение не требуется. Также по согласованию с инспектором можно предоставлять документацию в оцифрованном виде посредством электронной почты.

    Запрещено требовать от предпринимателя документы, не относящиеся к предмету проверки. Если проверяется проведение производственного контроля, инспектор не имеет права запрашивать копию , потому что он должен запросить эти данные в медорганизации. Ведь согласно именно медицинская организация, а не работодатель, обязана предоставить копию этого документа в территориальное управление РПН.

    Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора

    Если в ходе документарной проверки РПН выявит ошибки, противоречия или нарушения, он потребует от организации представить пояснения в письменной форме в течение 10 рабочих дней. Если и после этого у инспектора останутся сомнения в достоверности данных, он вправе провести выездной контроль.

    Во время всего процесса должен присутствовать руководитель или уполномоченный представитель организации. Уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов своего работодателя, которая передается инспектору.

    И плановые, и внеплановые проверки Роспотребнадзора начинаются с предоставления инспектором служебного удостоверения и ознакомления уполномоченного представителя с его правами и обязанностями согласно . Проверяемый должен получить распоряжение о выездной проверке с указанием её предмета, а также информацию о полномочиях инспектирующих. Лица, не перечисленные в распоряжении, не вправе присутствовать во время процедуры. Это касается и привлекаемых экспертов.

    Принимающая сторона обязана обеспечить доступ проверяющих на территорию, в помещения, здания, сооружения, к оборудованию, транспортным средствам, размещенным грузам и готовой продукции, к сырью и т.п., указанным в распоряжении.

    Худшим вариантом будет закрыть доступ на какой-либо из объектов (склад, помещение и т.п.). Это будет расцениваться как ограничение доступа инспекторов к предмету проверки. Поэтому оказывайте инспектору всестороннее содействие, давайте необходимые пояснения, открывайте перед ним все двери, чтобы у него не возникало никаких сомнений.

    Чистосердечное признание своей вины (при ее наличии) способно помочь если не снизить сумму штрафа, то получить консультацию инспектора по наиболее оптимальному выходу из сложившейся ситуации.

    Внеплановая проверка Роспотребнадзора в 2019 году

    В 2019 году порядок внеплановых проверок РПН не меняется. для внеплановых проверок не регламентировано, следовательно, нужно руководствоваться 294-ФЗ.

    Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения – законно ли это?

    Уведомление за 24 часа до начала не будет выдаваться в том случае, если в действиях проверяемого ИП или юридического лица содержится угроза жизни людей, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и безопасности государства.

    Поэтому если на вас напишут жалобу, что вы подпольно продаете контрафактную водку, никто не будет вас предупреждать за сутки по телефону или электронным письмом. Инспектор придет внезапно и проведет проверку по факту жалобы.

    Должен ли Роспотребнадзор предупреждать о внеплановой проверке

    РПН не обязан предупреждать о проведении внеплановой проверки.

    Проверка потому и называется внеплановой, что для ее проведения не требуется составлять график на год вперед и публиковать его на сайте. Это внезапное мероприятие, призванное на месте определить фактическое состояние дел по соблюдению санитарного законодательства РФ.

    Внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе

    Внеплановая проверка по жалобам граждан чаще всего проводится в сфере розничной торговли, общественного питания, а также при оказании бытовых услуг (парикмахерские, салоны красоты и т.п.).

    Гражданин обращается в окно приема заявлений и обращений в территориальном управлении Роспотребнадзора, а также может направить заявление по электронной почте или позвонить по телефону горячей линии.

    Обращение фиксируется, сведения проверяются, уточняются, гражданин вызывается в соответствующий отдел контрольно-надзорной деятельности для дачи показаний.

    В качестве доказательств ненадлежащего оказания услуг принимаются фото и видеосъемка, письменные пояснения, кассовые чеки, рекламные листовки и другие наглядные подтверждения, которые покажут, что обращение является обоснованным, а не простым сведением счетов, например.

    Анонимные обращения не принимаются. Если гражданин решил пожаловаться на действия или бездействия предпринимателей, он обязан предоставить в отдел надзорно-контрольной деятельности свои персональные данные. При этом у него есть право написать заявление с просьбой об изъятии его персональных данных из документов, являющихся основанием для проверки.

    Некая косметологическая компания проводила диагностику состояния кожи. Сотрудники фирмы ловко убеждали клиентов в наличии дерматологических проблем, обещали улучшение в течение десяти процедур и продавали чемоданы с косметикой и сертификаты на косметологические услуги в кредит в партнерстве с коммерческим банком. Сумма чека на услуги начиналась от 60 000 рублей.

    Жертвы недобросовестных косметологов написали в Роспотребнадзор жалобы, в которых ссылались на недостаточную информацию об услуге и о возможных аллергических реакциях, на отсутствие данных о сертификации и калибровке диагностических приборов, а также высказывали сомнения в наличии российских дипломов о медицинском среднем или высшем образовании у персонала.

    Все обращения пострадавших были рассмотрены ТУ Роспотребнадзора, кредитные договора были расторгнуты, а пострадавшие смогли вернуть фирме чемоданы с ненужной им косметикой. Банк-кредитор также получил предупреждение о ненадлежащем оказании услуг. Административного регламента. Микропредприятием считается в том числе и ИП с количеством работающих до 15 человек.

    При этом инспектор обязательно учитывает эти часы, совмещая их с часами работы объекта проверки. Продление процедуры производится по решению руководителя территориального управления РПН при наличии обоснований, причем на этот же срок.

    Внеплановая проверка Роспотребнадзора новогодняя

    Внеплановая проверка в предпраздничный период может быть инициирована органами местного самоуправления.

    Если управа района обратится с такой инициативой в территориальное управление РПН, то выпускается приказ на проведение внеплановой проверки, например, елочных базаров или пунктов продажи бенгальских огней.

    Объекты будут предупреждены о приходе инспектора за 24 часа (за сутки). При этом предупреждение (уведомление) может поступить как на корпоративную электронную почту, так и по телефону. Уведомления о получении информации о проверке в этом случае закон № 294-ФЗ не требует.

    Как часто Роспотребнадзор может проводить внеплановые проверки

    Внеплановая . Предпринимателю важно помнить о том, что повторное правонарушение по КоАП наказывается строго.

    Наиболее тяжелым последствием будет, конечно, дисквалификация по решению суда или закрытие предприятия на 90 суток. Дисквалифицировать руководителя и должностных лиц вправе только судья, а вот закрыть завод или магазин может проверяющий инспектор. При этом предприятие не освобождается от уплаты административного штрафа и обязанности выполнить предписание.

    Любой бизнес периодически попадает под внимание со стороны государственных органов по различным направлениям контроля или надзора. Чаще всего предприниматели сталкиваются с проверками Роспотребнадзора. На данную структуру возложены полномочия по контролю за санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также по защите прав потребителей.

    Проверки Роспотребнадзора

    Осуществление проверок Роспотребнадзора регламентируется действующим законодательством, и надзорный орган не вправе отступать от порядка проведения проверок. Все проверки делятся на два вида:

    • Плановые – проводимые по заранее составленному графику, с которым может ознакомиться любой желающий. Доступна информация не только о проверяемом субъекте предпринимательства, но и о сроках проведения проверки и её предмете;
    • Внеплановые – проводятся при возникновении обстоятельств, которые требуют незамедлительного выявления причин или неотлагательного принятия решения. Основанием для проверки может стать и обращение заинтересованного лица, например, потребителя или органов государственной власти. О внеплановой проверке предприниматель информируется не менее чем за сутки до её начала, исключение – вспышка инфекционного заболевания.

    При проведении любой проверки Роспотребнадзор заранее сообщает её направленность и имеет право:

    • Запрашивать документы по предмету проверки;
    • Входить в помещения и проводить их осмотр;
    • Осуществлять отбор проб;
    • Требовать пояснений от должностных лиц проверяемого юридического лица или ИП.

    На проведение проверки выдается распоряжение руководителя управления Роспотребнадзора региона, копию данного распоряжения должны вручить руководителю проверяемой организации. Саму проверку уполномочен проводить только инспектор, указанный в распоряжении при предъявлении служебного удостоверения. Также административный регламент ведомства предусматривает, что при проведении проверочных мероприятий сотрудники Роспотребнадзора должны быть в форменной одежде.

    Совет: проведение проверки возможно только в присутствии руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, именно поэтому о её начале уведомляют заранее. И если предпринимателя к началу проверочных мероприятий нет на его объекте, то проверять не имеют право. Однако этим не стоит злоупотреблять, так как если будет установлено умышленное уклонение о контрольных мероприятий, то виновное лицо может быть привлечено к ответственности по ст. 19.4.1. КоАП РФ.

    Возможно проведение и комплексных проверок межведомственного уровня, когда проверка осуществляется представителями нескольких ведомств, например, Роспотребнадзора и пожарного надзора. В этом случае порядок проведения проверки аналогичен порядку проверки одним органом.

    Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке в 2016 году?

    О предстоящей плановой проверке Роспотребнадзором и иным надзорным органом предприниматель может узнать заранее. До начала следующего года на сайте региональной прокуратуры публикуется сводный план проверок субъектов предпринимательства на весь предстоящий год, аналогичные планы проверок есть и на официальных ресурсах каждого ведомства.

    О предстоящей плановой проверке предприниматель или юридическое лицо уведомляется не позднее, чем за три дня до её начала. Специальной формы уведомления нет, поэтому на практике, чаще всего, отправляется копия распоряжения о проверке, иногда с приложением запроса на предоставление документов. Плановая проверка проводится Роспотребнадзором только раз в три года, причем первые три года после регистрации предприятия данная проверка недопустима. Здесь следует учитывать, что в этот период возможно проведение контрольных мероприятий по согласованию отдельных видов деятельности, которые по форме являются проверочными, но имеют задачу только установить возможность осуществление того или иного вида деятельности. Например, к таким мероприятиям можно отнести проведение осмотра помещений представителями Роспотребнадзора при лицензировании образовательных учреждений. В данном случае инспектора хоть и выполняют проверку, но не могут выдавать предписания и выписывать штрафы.

    На масштабы проверочных мероприятий существенное влияние оказывает специфика проверяемого предприятия и самого предмета проверки, поэтому предприниматель должен сам иметь представление - каких объемов проверка может к нему прийти.

    Что проверяет Роспотребнадзор в детском саду?

    Детские образовательные учреждения находятся под пристальным вниманием Роспотребнадзора. В таких учреждениях плановые проверки могут проводиться по самым различным направлениям:

    • Соблюдение нормативных требований по организации питания воспитанников;
    • Соответствие помещений требованием гигиены и эпидемиологического благополучия;
    • Организация воспитательного процесса требованиям безопасности.

    В рамках этих проверочных мероприятий представители Роспотребнадзора могут:

    • Запросить медицинские книжки работников;
    • Проверить уровень освещенности помещений;
    • Проконтролировать соблюдение режима дня и рацион питания;
    • Осуществить отбор проб готовых блюд;
    • Произвести взятие мазков с кухонного инвентаря, посуды.

    Конкретные мероприятия зависят от направленности проверки и определяются инспектором по принципу достаточности.

    Что проверяет Роспотребнадзор в школе?

    Не обходит вниманием Роспотребнадзор и учреждения среднего образования. Школы находятся под контролем данного органа постоянно. Представители Роспотребнадзора участвуют в работе комплексной комиссии по приемке образовательного учреждения к новому учебному году, также с ведомством согласовывается расписание учебных занятий, меню школьной столовой.

    Направленность проверок в школе аналогична проверкам проводимых в детских садах, но спектр проводимых контрольных мероприятий здесь гораздо шире. Например, представитель Роспотребнадзора может не только проверить уровень освещенности учебного класса, но и потребовать объяснений у учителя по рассадке учащихся.

    Что проверяет Роспотребнадзор в продуктовом магазине?

    Именно владельцы продуктовых магазинов наряду с собственниками заведений общественного питания чаще других представителей предпринимательства сталкиваются с проверками Роспотребнадзора. Вызвано это спецификой продаваемого товара – от качества продуктов питания зависит здоровье, а иногда и жизнь, людей, поэтому у надзорного ведомства такие торговые точки на особом контроле.

    При проверке магазина продуктов уделяется внимание:

    • Соблюдению условий хранения продукции;
    • Наличию у персонала необходимых допусков к работе с пищевой продукцией;
    • Обеспечению нормальных санитарных условий во всех помещениях магазина;
    • Соответствию порядка продажи товаров требованиям законов «О торговле» и «О защите прав потребителей».

    В рамках проверочных мероприятий в магазине инспектор может запросить сертификаты на продукцию, а также товарно-сопроводительную документацию. Стоит помнить, что отбор проб продуктов питания может производиться только в отношении тех товаров, которые продаются вне заводской упаковки или производятся непосредственно в торговой точке. Для упакованной продукции проводится только проверка сроков годности, в том числе и по сопроводительным документам, а также условий хранения.

    Какие документы проверяет Роспотребнадзор?

    Любая проверка Роспотребнадзора предусматривает и анализ документации проверяемого объекта. Перечень необходимых для проверки документов содержится в распоряжении на проверку или в сопроводительном письме. Законодательство допускает, что надзорный орган может сначала запросить нужную документацию, а после чего совершается непосредственный выезд на объект. Но также документы могут быть запрошены и в ходе выездной проверки или по её результатам. Важно помнить: запрошены могут быть только документы, которые относятся к предмету проверки. Например, Роспотребнадзор не может попросить предоставить , так как проверка налоговой дисциплины предпринимателя не входит в круг его полномочий.

    Общий перечень документов, необходимых при проверке, выглядит следующим образом:

    • Регистрационные документы на ИП или ООО;
    • Документы по помещению – договор аренды, свидетельство о праве собственности и т.д.;
    • Договора на вывоз ТБО, коммунальные услуги, санитарную обработку помещений, проведение медицинских осмотров;
    • Действующие санитарные книжки работников;
    • Оформленный уголок потребителя;
    • Оформленные в соответствии с законом «О защите прав потребителей» ценники или прейскурант;
    • Сертификаты на продукцию и товарно-сопроводительные документы;
    • Журнал отбора проб – если он необходим;
    • Ранее выданные предписания и иные документы от Роспотребнадзора.

    Также могут потребоваться иные документы, которые зависят от специфики проверяемого предприятия. Документы представляются в подлинниках, но по согласованию с инспектором допускаются и копии.

    Также проверяющий может запросить у должностных лиц и иных работников проверяемой организации письменные объяснения по тем или иным фактам, выявленным в ходе проверочных мероприятий. В таком случае руководитель организации не вправе запретить своим работникам давать какие-либо объяснения, но у них есть право отказаться от них. Данное обстоятельство обязательно фиксируется в итоговом акте по результатам проверки.

    По итогам проверки руководителю проверяемой организации выдается под роспись один экземпляр акта проверки. Наряду с актом представитель Роспотребнадзора может выдать предписание об устранении выявленных нарушений. В таком случае предприниматель или юридическое лицо должны в указанные сроки устранить замечания и сообщить об этом в Роспотребнадзор. Если такого сообщения не будет, то велика вероятность внеплановой проверки с привлечением виновных лиц к ответственности.

    Ответственность по итогам проверки Роспотребнадзора

    Вопреки сложившемуся стереотипу в ходе плановой проверки Роспотребнадзор редко сразу штрафует за выявленные нарушения. В большинстве случаев выдается предписание на их устранение и только в случае его невыполнения применяются меры административной ответственности. Исключение из этого правила – грубые нарушения, которые создают угрозу для жизни и здоровья граждан, а также серьезно нарушают санитарно-эпидемиологическую обстановку. В таком случае виновные лица привлекаются к ответственности незамедлительно, а деятельность такого субъекта предпринимательства может быть приостановлена на срок до девяноста суток.

    Штрафы Роспотребнадзора для юридических лиц в 2016 году

    По итогам проверки юридического лица штраф может быть выписан как на саму организацию, так и на её должностных лиц, прежде всего, руководителя.

    Вид нарушения Штраф в руб. Иное

    Статья КоАП РФ

    Для руководителей, ИП

    Для юридического лица

    Нарушение санитарных норм от 500 до 1 000 от 10 000 до 20 000 Либо приостановление деятельности на срок до 90 суток 6.3
    Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках 5 000–20 000 100 000–300 000 Ч. 2–4, 6–8 ст. 14.34
    Продажа товаров несоответствующего качества Для руководства от 3 000 до 10 000, для ИП от 10 000 до 20 000 от 20 000 до 30 000 п. 1 ст. 14.4
    Повторное нарушение по п. 1 ст. 14.4 КоАП РФ Для руководителей от 7 000 до 15 000, для ИП от 15 000 до 30 000, с конфискацией или без от 30 000 до 50 000 с конфискацией или без Либо для руководителей дисквалификация на срок до 1 года п. 2 ст. 14.4
    Обман потребителя от 10 000 до 30 000 от 20 000 до 50 000 п. 1 ст. 14.7
    Введение в заблуждение от 12 000 до 20 000 от 10 0000 до 50 0000 п. 2 ст. 14.7
    Нарушение прав потребителя на получение достоверных сведений о продукции от 500 до 1 000 от 5 000 до 10 000 п. 1 ст. 14.8
    Ущемление прав потребителя от 1 000 до 2 000 от 10 000 до 20 000 п. 2 ст. 14.8
    Непредставление льгот клиентам от 500 до 1 000 от 5 000 до 10 000 п. 3 ст. 14.8
    Необеспечение возможности оплаты товаров как наличными, так и другими способами от 15 000 до 30 000 от 30 000 до 50 000 п. 3 ст. 14.8
    Неподчинение распоряжению госоргана от 2 000 до 4 000 19.4
    Неисполнение предписания от 1 000 до 2 000 от 10 000 до 20 000 Либо для руководителей дисквалификация на срок до 3 лет 19.5

    Штрафы Роспотребнадзора для ИП в 2016 году

    Размер штрафных санкций для индивидуальных предпринимателей меньше, чем для юридических лиц. На практике в отношении ИП часто применяется и такая форма административной ответственности, как предупреждение. Однако следует помнить, что повторное нарушение законодательства значительно увеличивает и размер ответственности.

    Как избежать проверок Роспотребнадзора?

    Для многих начинающих предпринимателей еще на старте бизнеса встает вопрос ни как или , а как избежать всевозможных проверок.

    На самом деле степень контроля за бизнесом со стороны надзорных ведомств сильно преувеличен. Большинство предпринимателей ведут свою работу, не задумываясь о возможных визитах Роспотребнадзора или пожарных. Для них важнее , чем сидеть и ждать, когда придут проверяющие и начнут смотреть санкнижки или оформление ценников. Как было отмечено выше, проверка возможна только раз в три года, причем и по прошествии этого срока вероятность попасть в поле зрение Роспоребнадзора у многих представителей бизнеса невелика.

    Роспотребнадзор редко выбирает для плановых проверок случайные организации. Как правило, в перечень проверяемых попадают те юридические лица, на которые у Роспотребнадзора есть какая-либо информация, например, обращения граждан, информация СМИ, органов власти, наблюдение самих работников Роспотребнадзора.

    Поэтому одним из способов избежать проверки Роспотребнадзора является осуществление деятельности с учетом всех нормативных требований и отсутствие нареканий со стороны клиентов и государственных органов.

    Влияет и на вероятность проверки и направление деятельности. Например, скорее заинтересует ветеринарное ведомство, чем Роспотребнадзор, если, конечно, предприниматель потом не будет сам заниматься реализацией готовой продукции.

    Сохраните статью в 2 клика:

    Ещё меньше вероятность попасть под проверку Роспотребнадзора у предпринимателей, работающих исключительно с юридическими лицами. Например, можно на производство промышленного оборудования. В этом случае все клиенты – юридические лица, производимая продукция – оборудование, поэтому оснований для прихода Роспотребнадзора практически нет, разве только антисанитарное состояние территории. Для тех же предпринимателей, которые работают дома, например, выполняют переводы для книжных издательств, визит Роспотребнадзора и вовсе невозможен. Бизнесу нет необходимости бояться любых проверок, если он ведется честно с соблюдением большинства требований нормативных документов. И даже визит проверяющих – это не повод для паники, а хороший шанс внести изменения в свою работу, которые положительно скажутся на дальнейшем развитии дела.

    Вконтакте