Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Досмотр граждан. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице

    Досмотр граждан. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице

    01 Сен 2010 09:46

    Женщина, ничего не купив, направилась к выходу из супермаркета. На выходе ее остановили охранники и предложили выдать то, что женщина пыталась украсть из магазина. Естественно, последовала буря негодования, женщина возмущалась, что ее подозревают в том, чего она не совершала. Тогда двое охранников выхватили у женщины дамскую сумочку, и пока один из них вытряхивал содержимое сумочки на стол на виду у всех покупателей магазина, другой осуществлял манипуляции по поиску якобы украденных товаров на теле и одежде женщины. Ничего не отыскав, охранники вернули женщине все ее вещи и сказали, что она может идти. Женщина молча удалилась.

    История этим и закончилась. А могла либо не начаться, либо закончиться совсем иначе. Все действия охранников по досмотру и обыску были незаконными и являются исключительной прерогативой сотрудников правоохранительных органов, а также должностных лиц, указанных в законе. Но и сотрудники милиции очень часто злоупотребляют своими полномочиями по досмотру и обыску.

    Итак, по порядку. В законе не содержится конкретного понятия личного досмотра (как и понятия личного обыска). Оно выводится из существа производимого действия и целей его совершения. Поэтому личным досмотром являются действия полномочных должностных лиц, направленных на обнаружение орудий либо предметов совершения . Иначе говоря, если сотрудник милиции залез к вам в карман, это действие признается личным досмотром . Немного иначе характеризуется понятие личного обыска - это следственное действие, направленное на отыскание и изъятие предметов, документов, ценностей, могущих иметь значение для уголовного дела и находящихся при обыскиваемом лице, в том числе в принадлежащих ему сумках, портфелях, свертках и т.п.

    Чтобы лучше понять отличия между личным досмотром и личным обыском, предлагаем вам рассмотреть эти различия в следующей таблице.

    Таблица 1. Основные отличия личного досмотра от личного обыска

    Личный досмотр

    Личный обыск

    Проводится в целях обнаружения орудий
    совершения либо предметов
    административного правонарушения

    Проводится в целях обнаружения и
    изъятия предметов и документов,
    могущих иметь значение для
    уголовного дела

    Проводится в рамках производства по
    делам об административных
    правонарушениях

    Проводится в рамках уголовного
    процесса по уголовному делу

    Проводится лицами, указанными в ст.
    ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ

    Проводится лицом, производящим
    предварительное расследование, а
    также в определенном случае
    лицами, указанными в законе

    Не является следственным действием

    Является следственным действием

    Проводится в отношении лица,
    подозреваемого в совершении
    административного правонарушения

    Проводится только в отношении
    подозреваемого или обвиняемого

    Ограничивается исследованием одежды
    и обуви досматриваемого.
    Дальнейшие действия признаются
    досмотром вещей, находящихся при
    физическом лице

    Признается также обследование
    ручной клади и иных вещей,
    находящихся при подозреваемом
    или обвиняемом

    В отличие от вышеупомянутых категорий, закон дает определение понятию досмотр вещей, находящихся при , - обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляемое в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Иначе говоря, когда сотрудник милиции открывает вашу дорожную сумку, в которой лежит одежда, и начинает из нее доставать все содержимое, то эти действия признаются досмотром вещей, находящихся при физическом лице. Естественно, все это должно происходить без какого-либо нарушения конструктивной и иной целостности досматриваемых вещей. В противном случае такие действия признаются причиняющими вред имуществу гражданина. Лицо, осуществляющее досмотр вещей, может быть привлечено к ответственности, вплоть до уголовной. Поэтому если ваши вещи испорчены или повреждены, то вы имеете право требовать от сотрудников милиции возмещения причиненного вреда.

    Предметом досмотра вещей может быть любая вещь, находящаяся при физическом лице, то есть при вас. В законе не дается исчерпывающий перечень таких вещей, однако упоминаются ручная кладь, багаж, орудия охоты и рыбной ловли, добытая продукция и т.д. Таким образом, законодатель дает понять, что досматриваться может абсолютно любая вещь, которая при вас находится, независимо от того, является ли она непосредственно оружием или иным предметом, используемым в качестве оружия, либо в этой вещи физическое лицо скрывает оружие.

    Порядок и правила осуществления личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, изложены в ст. 27.7 КоАП РФ. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Это очень важная гарантия соблюдения прав человека. Несоблюдение данного правила является грубейшим нарушением прав человека и влечет за собой ответственность, вплоть до уголовной. Поэтому требуйте, чтобы личный досмотр осуществлял сотрудник того же пола (особенно это касается женщин).

    Закон предусматривает осуществление личного досмотра и досмотра вещей с обязательным присутствием не менее двух понятых . Из этого правила есть исключения. Понятые могут не привлекаться к личному досмотру только в исключительных случаях и при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия. Закон, к сожалению, не называет случаи, которые можно признать исключительными. Поэтому в связи с этим на практике можно встретиться со злоупотреблением со стороны сотрудников милиции. Однако исключительность случая необходимо доказать, поэтому в протоколе о производстве личного досмотра сотрудник милиции или иное полномочное должностное лицо должны указать, почему личный досмотр или досмотр вещей производился в отсутствие понятых (например, в протоколе может быть указано, что досмотр производился в местности, где привлечение понятых невозможно либо затруднительно - вне населенных пунктов, на открытых водоемах и т.д.).

    Личный досмотр и досмотр вещей в отсутствие понятых производится при наличии еще одного обязательного признака: наличие достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия. Здесь также имеется поле для злоупотребления. Как определить достаточность этих оснований, закон не устанавливает. Однако, как и в случае доставления и задержания, достаточность должна быть явной: наличие определенных сведений от очевидцев, других лиц, лицо находится в розыске, при нем предполагается наличие оружия и т.д.

    Весь ход личного досмотра и досмотра вещей фиксируется одним из трех способов:

    1) составляется отдельный протокол о производстве личного досмотра или досмотра вещей;

    2) делается соответствующая запись о производстве личного досмотра или досмотра вещей в протоколе о доставлении;

    3) делается соответствующая запись о производстве личного досмотра или досмотра вещей в протоколе об административном задержании.

    При производстве личного досмотра и досмотра вещей в случае необходимости может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Это еще один способ получения доказательств совершения (или несовершения) административного правонарушения. В протоколе, в случае если производилась съемка, обязательно указывается на этот факт, а материалы, полученные в ходе производимой съемки, подлежат приложению к протоколу. Поэтому в случае совершения сотрудником милиции при осуществлении личного досмотра и досмотра вещей неправомерных действий пленка и иной носитель, запечатлевшие ход личного досмотра и досмотра вещей, станут еще одним доказательством при обжаловании действий сотрудника милиции.

    Необходимо помнить, что, подписав протокол, вы имеете право потребовать предоставления вам копии этого протокола. Также следует знать, что закон не обязывает сотрудника милиции предоставить вам копию протокола в том случае, если от вас не поступит просьба о таком предоставлении.

    Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, происходят в рамках производства по делу об административном правонарушении и являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Поэтому их производство осуществляется при наличии тех же оснований, что и при доставлении или задержании (они рассмотрены нами выше). В отличие от этих мер личный обыск является следственным действием в рамках уголовного процесса (не всегда в рамках уголовного дела) в отношении особых субъектов: подозреваемого или обвиняемого. Напомним, что подозреваемым признается лицо:

    1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 УПК РФ;

    2) либо которое задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ;

    3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;

    4) либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ (происходит в том случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления).

    Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

    1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

    2) вынесен обвинительный акт.

    Производство личного обыска возможно только в отношении этих лиц и никаких больше! Если вы подверглись личному обыску и не являетесь подозреваемым или обвиняемым, то эти действия незаконны. Вы можете их обжаловать, а лицо, производившее личный обыск, может быть привлечено к ответственности.

    Правила о производстве личного обыска содержатся в ст. 184 УПК РФ. Основанием проведения личного обыска является наличие достаточных данных полагать, что у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Особенностью личного обыска как следственного действия является то, что он может быть проведен параллельно при осуществлении другого следственного действия. Например, при производстве обыска в жилище, если имеются достаточные данные полагать, что лицо, находящееся в этом жилище, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

    Так же как и при личном досмотре, личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

    В том случае, если личный обыск происходит при обыске в жилище, то для его производства необходимо судебное решение. Однако как таковое судебное решение необходимо на обыск в жилище. Поэтому проведение личного обыска в ходе обыска в жилище будет законно, если соблюден порядок получения судебного решения для проведения обыска в жилище. Во всех остальных случаях производство личного обыска возможно без судебного решения.

    Перед производством личного обыска лицом, осуществляющим предварительное расследование, выносится соответствующее постановление. Закон предусматривает исключение из этого правила (ч. 2 ст. 184 УПК РФ). Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления:

    1) при задержании лица или заключении его под стражу;

    2) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

    Во всех остальных случаях издание соответствующего постановления обязательно. Несоблюдение данного правила является нарушением процессуального законодательства, следствием которого станет недопустимость доказательств, полученных в ходе этих следственных действий.

    О производстве личного обыска лицом, производящим данное следственное действие, составляется протокол в соответствии со ст. ст. 166 и 167 УПК РФ. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Отдельный протокол может не составляться в случае, если личный обыск производился по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 184 УПК РФ. Данные о производстве личного обыска заносятся в протокол соответствующего следственного действия (протокол задержания лица или заключения его под стражу, а также протокол обыска в жилище).

    Как уже было упомянуто выше, личный обыск осуществляет лицо, проводящее предварительное расследование. Однако предусмотрены случаи, когда законом установлены иные лица, имеющие право осуществлять личный обыск. Это касается работников мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. На основании ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений устанавливается обязательное проведение личного обыска.

    Правила проведения личного обыска установлены Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". В соответствии с этим Приказом подозреваемые и обвиняемые, поступившие в следственный изолятор (далее - СИЗО), подвергаются полному личному обыску, осуществляемому с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу. Также полный обыск производится перед отправкой за пределы СИЗО, а также при водворении в карцер. Полный обыск сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого, его одежды, обуви, а также протезов. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются под контролем медицинского работника. При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается. Из обуви извлекаются супинаторы, металлические набойки.

    В местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений предусматривается проведение неполного личного обыска. Неполный обыск производится при выводе подозреваемых и обвиняемых в пределах СИЗО (в медицинскую часть, на прогулку, к фотодактилоскописту, следователю, дознавателю, до и после свидания с защитниками, родственниками и иными лицами, при переводе в другую камеру и т.д.). При неполном обыске просматривается и прощупывается одежда и обувь обыскиваемого без его раздевания.

    В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, а также досмотр вещей физического лица является обеспечительной мерой, которая применяется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. При этом указывается, что такие действия осуществляются «в случае необходимости». Иными словами, при наличии достаточных оснований полагать что, например, лицо находится в состоянии наркотического опьянения в общественном месте (ст.20.20 КоАП РФ) и осуществляет незаконное хранение перевозку или пересылку наркотических средств (ч.3 ст.48 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), досмотр будет законной мерой обеспечения порядка.

    Достаточность оснований предполагает наличие сведений о событии административного правонарушения. Под этим могут пониматься как сообщения граждан, так и подтвержденный доказательствами, полученными законным путем, факт того, что имело место деяние, предусмотренное КоАП РФ или иным нормативным актом. Это значит, что если гражданин не нарушает общественный порядок, не оскверняет так или иначе общественную нравственность, то есть не совершает противоправных деяний, сотрудник полиции не имеет права применять к нему меры административного принуждения. Если поводом для их применения послужила ориентировка на подозреваемого в совершении преступления, гражданин вправе ознакомиться с ней, поскольку закон обязывает полицейского сообщать причину и цель обращения. В случае несоответствия параметров подозреваемого и данного лица, оно вправе обжаловать неправомерные действия полицейского.

    В каком порядке проводится досмотр?

    Закон «О Полиции» обязывает полицейского, применяющего меры административного принуждения, сообщить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (п.2 ч.4 ст.5 Закона). Порядок и правила, в соответствии с которыми должен проводиться досмотр, изложены в статье 27.7 КоАП РФ. Основные требования заключаются в том, что досмотр должен проводиться полицейским того же пола, что и досматриваемый, с участием двух понятых либо с применением видеозаписи. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если велась видео- или фотосъемка досмотра, в протоколе об этом делается специальная отметка. Проведение досмотра без понятых допускается только в исключительных случаях, когда у сотрудника полиции есть основания предполагать, что гражданин имеет при себе оружие.

    После составления протокол подписывается всеми участниками процедуры. Чтобы сотрудники полиции не могли исказить сведения, отраженные в протоколе, по требованию гражданина ему должна быть выдана копия протокола.

    Как должны проверять документы?

    Деятельность полиции регламентируется федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, ведомственными нормативными актами и должностными регламентами. Указанные документы содержат основания различных действий, которые сотрудник полиции вправе совершить по отношению к гражданину. Проверка документов, удостоверяющих личность, является одним из них и может осуществляться, когда:

    • имеются данные, из которых следует, что лицо является подозреваемым в совершении преступления или находится в розыске;
    • есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении или основание для административного задержания;
    • гражданин осуществляет деятельность, проверка разрешений на которую возложена на сотрудников полиции (п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).

    Отсутствие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, само по себе не может являться основанием для задержания, поскольку устанавливаемая Положением о паспорте гражданина РФ обязанность иметь паспорт не означает, что он должен всегда носить его с собой. Иными законодательными актами это также не предусмотрено.

    При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, фамилию и предъявить служебное удостоверение (по требованию). Только после совершения этих действий он может сообщить причину и цель его обращения (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

    Как проводится административное задержание?

    Задержание может производиться по правилам ст. 14 Закона «О полиции», главы 12 УПК РФ и гл.27 КоАП РФ. Круг лиц, в отношении которых полицией может применяться данная мера, практически не ограничен. Однако в отношении многих категорий граждан она применяется до тех пор, пока они не будут переданы органам, учреждениям или должностным лицам, которые уполномочены на принятие соответствующих мер. Прежде всего, это относится к военнослужащим, лицам, которые должны отбывать наказание, а также гражданам с признаками выраженного психического расстройства.

    В ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень административных правонарушений, на рассмотрение дел по которым уполномочены органы внутренних дел (полиция). Целью такого задержания является недопущение правонарушения, установление личности правонарушителя, своевременного и правильного рассмотрения дела или исполнение постановления об административном правонарушении. Задержание по основаниям, не предусмотренным законом, нарушает право личности на неприкосновенность.

    По общему правилу срок административного задержания не может превышать трех часов. Они исчисляются с момента доставления в служебное помещение полиции для установления личности гражданина и составления протокола об административном правонарушении. Если осуществление этих действий, а также назначение наказания в виде предупреждения или штрафа, возможно в месте обращения полицейского к гражданину, то задержание будет незаконным. Если гражданин задержан в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется с момента его вытрезвления. Задержанный имеет право на один звонок родственникам, чтобы сообщить о задержании и своем местонахождении, а также на юридическую защиту с момента задержания. Условия содержания задержанных лиц должны отвечать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627.

    Как обжаловать действия полицейского?

    В соответствии со ст. 33 Закона «О Полиции» сотрудники ОВД, допустившие в отношении граждан неправомерные действия, несут ответственность. Не исключено возмещение причиненного вреда, в том числе и морального, если при применении мер административного принуждения были приняты решения и допущены действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ). Все доказательства, подтверждающие вину гражданина, если они получены с нарушением закона, не могут быть использованы (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

    Ст.5 Закона «О полиции» предписывает прекращение любой деятельности в отношении гражданина, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. В силу ст. 6 Закона в своих действиях полицейский должен руководствоваться только нормами закона. В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель выносит постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке главы 25 ГПК.

    Что делать, если в полиции не принимают заявление?

    Отказ оперативного дежурного полиции принять заявления о преступлении или об административном правонарушении - распространенная ситуация, с которой многие сталкивались. Часто в полиции пытаются объяснить заявителю, что, например, украденный у него мобильный телефон найти будет невозможно, или что у следователей есть дела поважнее, чем разбитые в школе стекла и сгоревшая дверь. Такие действия полицейских можно обжаловать, так как все заявления о преступлении или административном правонарушении подлежат обязательному приему в отделах полиции (ст. 12 закона «О полиции»).

    Написать заявление и подать его оперативному дежурному можно в любое время суток. Сотрудник регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлении (КУСП), а на свободном от текста месте проставляет штамп, в оттиск которого вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату и наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и подпись.

    Когда заявление зарегистрировано, оформляется талон, который состоит из двух частей: талона-корешка, он остается в отделе полиции, и талона-уведомления, который отдается заявителю. Они имеют одинаковый регистрационный номер (Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736). Талон-уведомление является подтверждением того, что заявление принято.

    Если же в полиции принять заявление или сообщение о преступлении отказались, то такие действия правоохранителей можно обжаловать в прокуратуру (Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия») или в отдел собственной безопасности (ОСБ) при районном ОВД.

    Что делать, если полицейские затягивают дело?

    Еще одно распространенное нарушение - это затягивание следствия. Полицейские могут принять заявление, но по каким-то причинам никаких следственных действий не проводить, а потом вообще отказать в возбуждении уголовного дела. Такие действия правоохранителей можно обжаловать в порядке ст. 124, 125 УПК РФ.

    Жалобу можно направить прокурору или руководителю следственного органа, который рассмотрит ее в течение трех дней (в исключительных случаях - 10 дней). Постановление дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также иные решения и действия (бездействие) этих сотрудников, нарушающие права граждан на доступ к правосудию, могут быть также обжалованы в судебном порядке. Суд проверит законность действий уполномоченных сотрудников правоохранительных органов в судебном заседании с участием обеих сторон: заявителя (его законного представителя) и того лица, чьи действия обжалуются. Срок обжалования - пять дней.

    Что делать, если сотрудник полиции требует взятку?

    К сожалению, сотрудники полиции не только нарушают УПК РФ, но и сами нередко преступают закон, совершая преступления, среди которых распространены: незаконное задержание и арест, превышение полномочий, вымогательство взятки и т.д. Жалобу на противоправные действия сотрудников полиции с требованием возбудить в отношении них уголовное дело можно подать в отдел собственной безопасности (ОСБ) при районном ОВД, управление собственной безопасности (УСБ) субъекта Федерации и департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД.

    Обращения о противоправных деяниях, совершенных сотрудниками, регистрируются в порядке, установленном Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 12.09.2013 №707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», и рассматриваются в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России - Приказ МВД России от 26 марта 2013 г. №161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

    Если речь идет о коррупции или личной заинтересованности полицейских, не совместимой с объективным расследованием, то такая информация подлежит обязательному рассмотрению в подразделениях собственной безопасности МВД.

    Кроме того, не стоит забывать, что лицо, пострадавшее от противоправных действий сотрудников полиции, имеет право на возмещение причиненного вреда в порядке ст. 1070 ГК РФ.

    По материалам сайта "9111ru "

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

    Текущая редакция ст. 27.7 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

    1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

    2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

    3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

    Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

    4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ.

    5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

    6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

    7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

    8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

    (Часть дополнена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

    Комментарий к статье 27.7 КоАП РФ

    1. В ч. 1 данной статьи раскрывается содержание понятий "личный досмотр", "досмотр вещей, находящихся при физическом лице" как обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Подчеркивается, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводятся в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

    В связи с этим следует отличать личный досмотр как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении (процессуальную меру) от принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями, осуществляемых на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, в соответствии с федеральными законами устанавливаются полномочия ряда должностных лиц по применению принудительных мер в отношении гражданина вне зависимости от совершения последним административного правонарушения либо преступления. Например, в соответствии с Воздушным кодексом РФ к участию в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты привлекаются сотрудники органов внутренних дел на транспорте (ст. 85). Статья 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изм. и доп.) предусматривает право лиц, проводящих контртеррористическую операцию, производить при проходе (проезде) в зону проведения такой операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств. Сходные положения предусматривает ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. и доп.), ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.) и нормы некоторых других законов. Несмотря на сходство названных принудительных мер с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, их отождествление не представляется возможным, поскольку первые призваны обеспечивать немедленную защиту публичных интересов граждан РФ в сфере безопасности, а последние непосредственно связаны с фактами неправомерного поведения.

    2. Данной статьей устанавливается исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, включающий должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление (ст. 27.2) и административное задержание (ст. 27.3).

    3. С позиций соблюдения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина большое значение имеет норма данной статьи о проведении досмотра с участием двух понятых одного пола с досматриваемым. Право проведения в исключительных случаях личного досмотра без участия понятых обусловлено необходимостью обеспечения личной безопасности лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, а также иных граждан. При проведении личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и личное достоинство досматриваемого, правила санитарии и гигиены.

    4. При применении ч. 5 комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. ст. 26.2, 26.6 - 26.8 Кодекса.

    5. Весьма важным для последующего вынесения решения по делу об административном правонарушении является строгое соблюдение положений ч. ч. 6 и 7 данной статьи. В случае изъятия вещей и документов в процессе проведения личного досмотра в протоколе о его проведении необходимо сделать запись о таком изъятии. При составлении протокола о проведении досмотра необходимо учитывать также положения п. 2 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса.

    Одной из гарантий от неправомерного проведения досмотра служит норма о вручении копии протокола о личном досмотре и досмотре вещей владельцу вещей, подвергнутых досмотру.

    6. Положения комментируемой статьи о личном досмотре следует отличать от следственного действия - личного обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ .

    Консультации и комментарии юристов по ст 27.7 КоАП РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 27.7 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.


    . Эти меры заключаются в обследовании вещей, проводимом без нарушения их конструктивной целостности, и осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения (ст. 27.7 КоАП).
    От обыска процедура административного досмотра отличается тем, что на нее не требуется санкции прокурора и осматривать сотрудник милиции или иное уполномоченное лицо может только личные вещи человека.
    Несмотря на то что личный досмотр и досмотр вещей не требуют санкции прокурора или судьи, при производстве этого действия должны соблюдаться гарантии законности, так как применение этих мер связано с ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч. 2 ст. 22 Конституции) и права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч. 2. ст. 35 Конституции).
    КоАП устанавливает следующие гарантии законности при производстве личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7):
    досмотр может проводиться только в связи с совершенным правонарушением и в предусмотренных законом целях: обнаружение орудий совершения правонарушения либо предметов административного правонарушения;
    проводить личный досмотр и досмотр вещей уполномочены только те должностные лица, которые вправе осуществлять доставление и административное задержание (ст. 27.2 и 27.3 КоАП);
    перед процедурой досмотра должностное лицо обязано предложить правонарушителю предъявить документы, подтверждающие его личность, вещи или иные предметы, служившие орудием совершения или предметом правонарушения;
    личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в специально отведенных помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены, в присутствии двух понятых того же пола. При личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье гражданина, его личное достоинство, а также сохранность полученных сведений, касающихся личности досматриваемого;
    досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты или рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными должностными лицами в присутствии понятых. В исключительных случаях, при достаточных основаниях полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут производиться без понятых;
    при досмотре вещей должны быть обеспечены их сохранность и товарный вид;
    производство личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, должно оформляться протоколом либо соответствующей записью в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
    В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются:
    дата и место его составления;
    должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
    сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру;
    сведения о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей (в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов);
    сведения о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.
    Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, а также понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, или владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
    В случае необходимости при проведении досмотра применяются фото – и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, причем этот факт обязательно фиксируется в протоколе. Материалы, полученные при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото – и киносъемки, видеозаписи и т. п., прилагаются к соответствующему протоколу.
    Вот несколько практических рекомендаций, как вести себя во время личного досмотра, чтобы избежать возможных более тяжких для себя последствий.
    1. На практике нередки случаи, когда сотрудники милиции при проведении личного досмотра пытаются подбросить досматриваемому предметы, которые ему не принадлежат. Это могут быть наркотики, фальшивые денежные знаки, оружие, краденые вещи и т. п. Итогом таких незаконных действий милиционеров может быть возбуждение против вас уголовного дела, заключение под стражу и, как следствие, осуждение. Поэтому, если вам в процессе досмотра подложили какие-то вещи или наркотики, вы обязательно должны записать в протоколе, что эти вещи вам не принадлежат. Вещи необходимо детально описать, но ни в коем случае нельзя писать: «Наркотики мне не принадлежат». В этом случае следующий вопрос милиционера будет: «А откуда вы знаете, что это наркотики?» В таком случае тщетно будет объяснить ему, что способ упаковки героина или конопли показывают по всем криминальным сводкам практически на каждом телевизионном канале. Необходимо написать: «Небольшой сверток размером со спичечную коробку, предположительно целлофановый, мне не принадлежит».
    2. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о милиции сотрудники милиции имеют право при наличии достаточных данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр задержанных, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения. Степень «достаточности данных» о наличии запрещенных предметов трактуется милицией вольно и по собственному усмотрению, чаще всего приводится формулировка: «в связи с контртеррористической операцией». Поэтому необходимо помнить, что на месте, т. е. без проведения административного задержания с доставлением в отделение милиции, сотрудник милиции может только предложить вам лично предъявить для осмотра ваши личные вещи, находящиеся в карманах, содержимое портфелей и сумок; при этом он не должен касаться их руками. Нельзя выкладывать свои вещи в милицейской машине, документы показывайте только со своих рук, сразу же убирайте кошельки и бумажники после предъявления их содержимого. Если по каким-либо причинам вы не желаете демонстрировать сотруднику милиции содержимое своих карманов или сумки в отсутствие понятых, вы всегда вправе требовать проведения досмотра с соблюдением всех предусмотренных законом гарантий.
    3. Иногда перед тем, как составить протокол, сотрудники милиции оставляют задержанного в кабинете или на неопределенный срок запирают в месте временного содержания (так называемом обезьяннике) одного и уходят на некоторое время. Ни в коем случае в этот промежуток времени не прикасайтесь руками к окружающим вас предметам. На столе милиционера может лежать все что угодно: гильзы, пакеты, бумаги. Потрогать их – значит оставить отпечатки пальцев. Так и фабрикуются улики.
    4. Если при задержании вы почувствовали или заметили, что вам в карман, сумку или кошелек что-то подложили, ни в коем случае не дотрагивайтесь до этого предмета и не пытайтесь выбросить его. В любом случае для того, чтобы процессуально зафиксировать нахождение у вас запрещенных законом вещей (оружия, наркотиков и т. п.) и дать делу ход, досмотр необходимо провести в соответствии с требованиями федерального закона, т. е. с участием понятых. Перед процедурой досмотра сделайте заявление о том, что, по вашему предположению, сотрудники милиции подбросили вам не принадлежащую вам вещь, и потребуйте в присутствии понятых занести ваши слова в протокол. Пытаясь выбросить или иным образом избавиться от подброшенного предмета, вы рискуете оставить на нем свои отпечатки пальцев. В этом случае доказать, что предмет был подброшен, будет значительно сложнее.
    Если вы будете соблюдать эти рекомендации, можно с большой долей вероятности утверждать, что через три часа вы окажетесь на свободе, во-первых, потому что срок административного задержания составляет три часа, а во-вторых, потому что даже самому недалекому и злобному сотруднику милиции нет резона связываться с юридически грамотным человеком.