Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Когда осуществляется создание фонда защитных сооружений. Методические рекомендации по порядку предоставления населению защитных сооружений гражданской обороны и обеспечению их сохранности в мирное время. Подготовка защитных сооружений к приему укрываемых

    Когда осуществляется создание фонда защитных сооружений. Методические рекомендации по порядку предоставления населению защитных сооружений гражданской обороны и обеспечению их сохранности в мирное время. Подготовка защитных сооружений к приему укрываемых

    способ защиты населения путем укрытия их в защитных сооружениях, ускоренного их создания с возникновением опасностей, а также возведения инженерных сооружений (дамб, плотин и т.п.) и проведения других инженерно-технических мероприятий.

    Накопление фонда защитных сооружений. Пути и способы накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны показаны на рисунке 2.

    Рисунок 2 - Основные направления накопления фонда защитных сооружений

    Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

    сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений.

    дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений, наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств и постановку их на учет;

    освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения. В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обсле-дование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений;

    строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

    При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.

    Как отмечалось в главе 1 создание защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

    Происхождение опасностей по времени, локализации, вызываемым последствиям, приносимому ущербу и сфере появления опасностей

    Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Человеческая практика и научные исследования дают основания утверждать, что ни в одной сфере деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности (аксиома потенциальной опасности, имеющая исключительное методологическое и эвристическое значение).

    Признаки опасности: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные.

    По происхождению опасности можно примерно разделить на 6 групп: природные, экологические, биологические, социальные, техногенные, антропогенные.

    По характеру воздействия на организм человека различают следующие группы опасностей: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

    По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

    По локализации опасности бывают связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

    По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы.

    По приносимому ущербу: социальный, технический, экономический, экологический.

    По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

    Сферы проявления опасностей: бытовая, производственная, спортивная, учебная, дорожно-транспортная, военная и т. д.

    Поскольку любая опасность, как правило, носит потенциально латентный характер, чрезвычайно важное значение приобретает процесс ее идентификации, т. е. обнаружения и установление временных, пространственных, количественных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. Главное в идентификации - установление причин и обстоятельств, инициирующих проявление опасности, возможных последствий, величины ущерба.

    Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей величины.

    В настоящее время возникла и активно развивается теория рисков, которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано с увеличением опасностей для человека в результате возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно - технического прогресса, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходит ранее существование. Это обусловлено:

    • ? структурными и технологическими сдвигами в экономике, связанными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического пространства и др.;
    • ? ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов;
    • ? глобальными изменениями природной среды (потепление климата, образование «озоновых дыр» в атмосфере);
    • ? увеличением концентрации и возникновение новых загрязнителей и форм нарушения качества окружающей среды, в частности высокотоксичных химических соединений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др.;
    • ? информационным давлением на психику человека, приводящим к распространению большого числа психических расстройств;
    • ? появлением новых заболеваний (наркомании, СПИДа и др.);
    • ? усилием военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.

    В результате действия перечисленных опасностей увеличиваются масштабы и количество рисков. Управление рисками становится одной из актуальных и сложных проблем.

    Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимости достижения допустимых на данном этапе уровней риска и безопасности.

    Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков рисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и прочих, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.

    Опасность. Виды опасностей. Источники их формирования

    Воздействия, способные вызвать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

    Опасность - свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).

    Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.

    Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности. Такие опасности как жара, холод, туман, естественные электромагнитные поля и излучения, обычно не рассматриваются, т.к. они не представляют непосредственной угрозы жизни человеку. Подразделяются на литосферные (горные обвалы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.

    Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения - все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны - являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Подробную классификацию техногенных опасностей дадим выше (для производственной деятельности человека).

    Фонд защитных сооружений (ЗС) для наибольших работающих смен (НРС) создается на территории предприятий и вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.

    Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение.

    Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его наращиванию могут быть:

    1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:

    а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;

    б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;

    в) приспособление под убежища метрополитенов;

    г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.

    2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся ЗС.

    На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован ПУ объекта, населенного пункта, района города.

    1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений

    Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основ­ным относятся те, которые предназначены для размещения укрываемых, пунктов управления и медицинских служб. К вспомогательным - фильтровентиляционные камеры, санузлы, помещения дизельной электростанции и электрощитовой, помещения для хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры.

    К объемно-плани­ровочным и конструктивным решениям защитных сооружений, к санитарно-техническим и другим устройствам и оборудованию устанавливаются следующие требования:

    – в помещениях для укрываемых устанавливаются двух- и трехъярусные нары: нижние - для сидения из расчета 0,45х0,45 м на человека, верхние - для лежа­ния из расчета 0,55х1,8 м на человека;

    – норма по площади для укрываемых составляет не менее 0,5 м 2 /чел. при двухъя­русном и 0,4 м 2 /чел. - при трехъярусном расположении нар, а в рабочих помеще­ниях пунктов управления 2 м 2 /чел;

    – количество мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при двухъярусном и 30% - при трехъярусном расположении нар;

    – высота "в чистоте" должна быть не менее 2,2 м, а свободный объем - не менее 1,5 м 3 на одного человека (учитывается в пределах зоны герметизации за выче­том объемов помещений дизельной и тамбуров);

    – для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м 2 на 500 чел., в убежищах вместимостью 900 - 1200 чел. должен оборудоваться медпункт площадью 9 м 2 и более (на каждые последующие 100 чел. сверх 1200 добавляется 1 м 2).


    – в убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, при­боры, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное, медицинское иму­щество;

    – для обеспечения заполнения в минимальный срок предусматривается, в зависи­мости от вместимости, необходимое количество входов (выходов), но не менее двух;

    – один из них - аварийный может быть в виде тоннеля или вертикальной шахты с выводом на не заваливаемую территорию;

    – для убежищ вместимостью 300 чел. и более предусматривается устройство при одном из входов тамбура-шлюза;

    – входы оборудуются защитно-герметическими и герметическими дверями (люками, воротами);

    – электроснабже­ние убежищ необхо­димо для питания электродвигателей систем вентиляции, откачки фекальных вод, освещения; оно осуществляет­ся либо от сети го­рода (предприятия), либо с помощью за­щищенной дизель­ной электростан­ции, а также в убежищах без дизельных электростанций предусмат­риваются местные источники освеще­ния (переносные электрические фо­нари, аккумулятор­ные светильники);

    – каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления пред­приятия и репродукторы радиотрансляции, подключенные к городской и местной сети;

    – водоснабжение и канализация убежищ осуществляется на базе городских и объектовых водопроводных и канализационных сетей, на случай их отключения или повреждения создаются аварийные запасы воды (из расчета 3 л/чел, питьевой воды в сутки) и аварийные резервуары для сбора стоков;

    – отопление убежищ обеспечивается от сети предприятия (здания) по самостоя­тельным ответвлениям;

    – в противорадиационных укрытиях, как и в убежищах, предусматриваются ос­новные и вспомогательные помещения; площадь помещения для укрываемых рас­считывается исходя из нормы на одного человека 0,4 - 0,5 м 2 , оборудуются не менее 2входов с установкой обычных дверей при обеспечении их плотного при­легания;

    – трубопроводы инженерных сетей внутри убежищ окрашиваются в определен­ные цвета: белый - воздуховоды режима частной вентиляции (ЧВ); желтый - режима фильтровентиляции (ФВ); красный - режима полной изоляции (ПИ) (до термокаталитического фильтра); черный - трубы электро­проводки; зеленый - водопроводные трубы; коричневый - трубы системы ото­пления, при этом стрелками указывают направление движения (воздуха или воды).

    – приспособление под ПРУ любого пригодного помещения сводится в основном к выполнению работ по повышению его защитных свойств, герметизации и уст­ройству простейшей вентиляции показано на рисунке 1.4.

    Рисунок 1.4. Приспособленные под противорадиационные

    укрытия: а - подвал; б - подполье; в - отдельно стоящий погреб; г - помещение наземного здания.

    – защитные свойства повышаются увеличением толщины стен, перекрытий, две­рей, заделкой окон и других элементов;

    – для этого снаружи вокруг стен, выступающих выше поверхности земли, устра­ивают грунтовую обсыпку, заделывают оконные и лишние дверные проемы, пере­крытия засыпают грунтом (после предварительного усиления их конструкций).

    – для герметизации помещений тщательно заделывают все трещины, щели, от­верстия в потолках, стенах, дверях, местах ввода отопительных и водопроводных труб;

    – двери обиваются войлоком, рубероидом, линолеумом или другими плотны­ми материалами, а их края - пористой резиной.

    Вентилирование помещений осуществляется по следующим режимам:

    – чистой вентиляции (режим I) - наружный воздух очищается от аэрозолей (обыч­ной пыли) в пылефильтрах и (или) предфильтрах. Норма подачи для убежищ 8 - 13 м 3 /ч*чел.;

    – фильтровентиляции (режим II) - основной режим при возникновении или уг­розе возникновения ЧС, воздух проходит двух- или трехступенчатую очистку в пылефильтрах, предфильтрах и фильтрах-поглотителях; норма подачи для убе­жищ - не менее 2м 3 на одного укрываемого в час;

    – полной изоляции (режим III) - предусматривается в убежищах, на предприяти­ях и в других местах, где возможна загазованность наружного приземного воздуха продуктами горения или сильнодействующими ядовитыми и другими вредными веществами, защита от которых не обеспечивается обычными фильтрами-поглатителями, в них обеспечивается регенерация внутреннего воздуха и создание подпора.

    Система воздухоснабжения убежищ включает в себя: оголовки, воздухозаборы, противовзрывные уст­ройства, пылефильтры, предфильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, гермоклапаны, а также устройства (установки) регенерации воздуха и под­пора.

    Вентиляторы для систем вентиляции убежищ без дизельных электростанций предусматриваются с электроручным приводом, а в убежищах с защи­щенным электропитанием - с электрическим.

    Для защиты от пыли обычно используют ячей­ковый масляный фильтр. Он представляет собой металлическую снаряженную сетками коробку, зак­репленную пружинными защелками в установоч­ной рамке, показанных на рисунках 1.5. и 1.6.

    Рисунок 1.5. Ячейка противопыльного масляного фильтра:

    1 – сетка;

    2 – обойма ячейки;

    3 – кольцо для вынимания ячейки из корпуса фильтра.

    Унифицированный фильтр ФЯР заполняется 12 рядами гофрированных сеток различных но­меров, образующими три слоя. Размеры отвер­стий в сетках и относительные площади их се­чения уменьшаются по ходу движения воздуха. Частички аэрозоля, проходя с воздухом через сетки, смоченные минеральным маслом (висциновым, индустриальным и др.), прилипают к по­верхности сеток. Эффективность очистки у этих фильтров составляет примерно 50%.

    Для очистки воздуха от грубодисперсных аэрозолей используются предфильтры со смен­ными фильтрующими кассетами: ПФП-1000, ПФ-300, а также ПФ-1500 и ПФ-500. Эффективность очистки достигает 99,9%.

    Рисунок 1.6. Смена ячейки противопыльного масляного фильтра

    Для высокоэффективной очистки воздуха от любых аэрозолей, паров (газов) отравляющих веществ (ОВ)и некоторых СДЯВ в ФВУ (ФВК) использу­ются фильтры-поглотители ФП-300, ФП-300-1, ФПУ-200 и ФП-100у. Фильтры-поглотители показаны на рисунках 1.7. и 1.8.

    Рисунок 1.7. Фильтр-поглотитель

    Фильтры-поглотители могут монтироваться в колонки по 2-3 шт. в каждой, а ко­лонки (равноценные по числу ФП) объединяются в единую систему очис­тки воздуха в зависимости от потреб­ностей.

    Рисунок 1.8. Общий вид ФВА-49 (тип 3)

    В убежищах относительно неболь­шой вместимости используются фильтровентиляционные комплекты ФВК-1 или ФВК-2. Для регенерации возду­ха - регенеративные установки (РУ-150/6, устройство регенерации 300) или баллоны со сжатым кислородом и регенеративные патроны РП-100.

    Для создания подпора воздуха в со­оружениях могут использоваться ката­литические фильтры ФГ-70, в которых оксид углерода окисляется кисло­родом воздуха до углекислого газа.

    Введение

    Глава 2. Убежища гражданской обороны

    Глава 3. Противорадиационные укрытия

    Глава 4. Быстровозводимые защитные сооружения гражданской обороны

    Глава 5. Простейшие укрытия

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Для защиты населения от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях в мирное время и военный период, спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и работающих от опасных и вредных производственных факторов широко применяются коллективные и индивидуальные средства защиты. За последние годы номенклатура защитных средств значительно расширилась, появились принципиально новые средства, повысились их защитные свойства, улучшились эргономические характеристики.

    Эффективность использования средств защиты зависит от многих факторов, и в первую очередь от рационального выбора и грамотного применения конкретных средств защиты с учетом специфических особенностей условий труда, производственного процесса, типа поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и современного оружия.

    В современных условиях инженерная защита является наиболее эффективным способом защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" (в редакции от 19.06.2007) предоставление населению защитных сооружений является одной из основных задач в области гражданской обороны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

    Обеспечение населения защитными сооружениями гражданской обороны представляет комплекс правовых, организационных, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на укрытие людей в защитных сооружениях. Организационно-правовые мероприятия включают: сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений в мирное время; его дальнейшее наращивание в угрожаемый период; ведение учета существующего и создаваемого фонда защитных сооружений и организацию его использования в мирное и военное время.

    Глава 1. Классификация защитных сооружений

    В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в защитных сооружениях, как способ защиты от опасностей, возникающих в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения) и использованием средств индивидуальной защиты, повышает надежность защиты населения, а в условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, этот способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

    В последние годы в результате реализации планов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на объектах экономики, в городах и населенных пунктах создан определенный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения на сегодня составляют основу системы инженерной защиты населения, создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера.

    Существующая организационная система инженерной защиты населения решает задачи по улучшению содержания и использования в мирное время имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, поддержанию их в готовности к защите работающих смен важнейших объектов и населения от опасностей; приспособлению в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия; подготовке к строительству в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

    Защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов.

    Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия ( ПРУ). Кроме того, могут применяться и укрытия простейшего типа (схема 1.1).

    Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре. Убежища классифицируются по ряду свойств и признаков.

    По защитным свойствам убежища подразделяются в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны ядерного взрыва и кратности ослабления ионизирующего излучения.

    По времени возведения различают заблаговременно построенные убежища (в мирное время) и быстровозводимые, построенные в угрожаемый период с упрощенным внутренним оборудованием.

    По месту расположения относительно застройки убежища подразделяют на встроенные и отдельно стоящие. Кроме того, убежища могут быть расположены в горных выработках, подземном пространстве городов, в метрополитенах и др.

    По вертикальной посадке убежища могут быть: заглубленные (подвальные), полузаглубленные и возвышающиеся (встроенные в первые этажи зданий).

    Противорадиационные укрытия предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

    По защитным свойствам выделяют группы противорадиационных укрытий: П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6, П-7.

    По месту расположения относительно застройки, по времени возведения и вертикальной посадке противорадиационные укрытия подразделяются аналогично убежищам.

    Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязненной местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

    В качестве простейших укрытий наряду с траншеями и щелями могут быть использованы землянки, а также подвалы, подполы, погреба, внутренние помещения зданий. При наличии времени и материалов эти помещения также доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

    При создании системы коллективных средств защиты руководствуются следующими общими принципами и положениями:

    для осуществления укрытия людей в военное время и при необходимости в чрезвычайных ситуациях мирного времени следует предусматривать необходимое количество защитных сооружений гражданской обороны;

    в мирное время защитные сооружения гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (принцип "двойного назначения");

    защитные сооружения гражданской обороны следует приводить в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов. Защитные сооружения в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения и убежища в зонах вероятного катастрофического затопления должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых;

    проектирование защитных сооружений необходимо осуществлять в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования защитных сооружений гражданской обороны и другими нормативными документами системы нормативных документов в строительстве;

    защитные сооружения, входящие в состав химически опасных объектов, атомных станций, установок для производства и переработки ядерного топлива и ядерных материалов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов необходимо включать в состав пусковых комплексов или объектов первой очереди строительства. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока;

    защитные сооружения для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий следует располагать на территориях этих предприятий или вблизи них, для остального населения - в районах жилой и общественной застройки;

    создание системы объектов коллективной защиты населения в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с соответствующими министерствами;

    убежища и противорадиационные укрытия следует размещать в пределах радиуса сбора укрываемых согласно схемам размещения защитных сооружений гражданской обороны.

    Укрытие населения в защитных сооружениях


    В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло.

    Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

    Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны, классификация которых представлена на рис. 4.3.1.

    Рис. 4.3.1. Классификация защитных сооружений гражданской обороны

    Заблаговременное накопление фонда убежищ и укрытий решаются на основе строительных норм и правил с учетом развития средств поражения и экономических возможностей государства.

    В результате реализации инженерно-технических мероприятий сегодня в отрасли создан значительный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья человека не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и иного характера.

    Создание фонда защитных сооружений осуществляется на базе следующих основных принципов:
    * защитные сооружения для персонала потенциально опасных объектов, населения в зонах возможного опасного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) вокруг этих объектов, а также в зонах возможного катастрофического затопления (со временем добегания волны прорыва до 4 часов) возводятся заблаговременно;
    * накопление убежищ и укрытий планируется и осуществляется дифференцированно в зависимости от степени возможной опасности на данной территории, с учетом экономических возможностей, исходя из принципа разумной достаточности, который предполагает выбор оптимальных вариантов защиты, повышение уровня универсальности защитных сооружений.

    Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.

    Имеющийся опыт и расчеты показывают, что наиболее эффективно в чрезвычайных ситуациях используются убежища, оборудованные системами вентиляции с тремя режимами: чистая вентиляция (режим I), фильтровентиляция (режим II), регенерация внутреннего воздуха с созданием подпора режим III). Такие убежища обеспечивают защиту людей при радиационных, химических и биологических авариях, пожарах, задымлениях, загазованностях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах, бурях, сильных снегопадах и т.п.

    Кроме того, в убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской и другой неотложной помощи, сбора пострадавших и другие.

    Дизельные электростанции убежищ могут быть использованы для электроснабжения и освещения участков, проведения аварийно-спасательных работ.

    Пребывание населения в противорадиационных укрытиях увеличивает надежность режимов радиационной защиты при радиоактивном загрязнении местности.

    Укрытия простейшего типа (подвалы, погреба, подполья, внутренние помещения зданий, траншеи, овраги и др.) также снижают уровень воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в сельской местности.

    Проблемы создания фонда защитных сооружений гражданской обороны для населения в современной социально-экономической обстановке решаются в соответствии с "Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309.

    Настоящий порядок определяет категории населения, подлежащие укрытию в убежищах, - это работники наибольших работающих смен организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работники работающих смен дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих деятельность городов.
    Предусматривается заблаговременное накопление убежищ для работников атомных электростанций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций, нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, где возможны сильные разрушения, а также обслуживающего этих больных медицинского персонала.

    По-новому решается защита населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне. Здесь должно быть обеспечено убежищами все трудоспособное население по месту жительства и месту работы.
    Для защиты работников и населения территорий, не отнесенных к группам по гражданской обороне, с учетом эвакуируемого в них населения создается фонд противорадиационных укрытий.

    Задания по заблаговременному созданию фонда защитных сооружений на потенциально опасных объектах определяются министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений этих объектов.

    В соответствии с установленным порядком определены задачи всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Они, каждый в своих компетенциях:
    * определяют потребности в защитных сооружениях;
    * осуществляют контроль за созданием защитных сооруже-
    ний и поддержанием их в готовности;
    * ведут учет существующих и создаваемых защитных соору-
    жений.
    В качестве путей накопления фонда защитных сооружений в
    мирное время рекомендуется:
    * приспособление существующих, реконструируемых и
    вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы для целей защиты людей;
    * строительство этих объектов.
    Основные санитарно-гигиенические нормы по проектированию и эксплуатации убежищ представлены в табл.4.3.1.

    Таблица 4.3.1
    Основные санитарно-гигиенические нормы по проектированию и эксплуатации убежищ

    Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
    * освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
    * постановки на учет и, в случае необходимости, дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
    * строительства, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
    * возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
    Мероприятия по наращиванию недостающих средств защиты в необходимых объемах в угрожаемый период и в военное время отражаются в разделах "Мероприятия гражданской обороны" территориальных и отраслевых планов, а также в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС.
    Эти планы, как правило, включают:
    * количество и размещение защитных сооружений на объектах экономики и в жилой зоне;
    * порядок изготовления конструкций и внутреннего оборудования для защитных сооружений, производства строительно-монтажных и других работ в объемах, обеспечивающих создание необходимого фонда убежищ и укрытий;
    * порядок приведения в готовность имеющихся и наращивания недостающих защитных сооружений;
    * приспособление для защиты людей подвальных и других заглубленных сооружений;
    * строительство укрытий простейшего типа.

    Потребность в защитных сооружениях определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рабочих и служащих подведомственных предприятий, учреждений и организаций и населения, проживающего на данной территории, федеральными органами исполнительной власти - для рабочих и служащих подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Исходя из этих потребностей, по заданиям органов местного самоуправления проектными организациями разрабатываются схемы размещения защитных сооружений в составе проектов (схем) планировки микрорайонов, кварталов в городах, населенных пунктов в сельской местности.

    На предприятиях, в учреждениях, организациях, ЖЭКах, ДЭЗах, домоуправлениях разрабатываются схемы привязки укрытий простейшего типа и указания по производству работ для руководителей строительных бригад. В ходе практических мероприятий по подготовке населения к защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется опытное приспособление и возведение защитных сооружений.

    Установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

    Защитные сооружения на атомных станциях, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению. Конкретные нормативы и требования в этом направлении определены строительными нормами и Временной инструкцией о порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны от1998 года.. Периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций защитного сооружения представлена в табл.4.3.2

    Таблица 4.3.2.
    Периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций защитного сооружения


    В целях выполнения задач по созданию и содержанию защитных сооружений МЧС России и органы управления ГОЧС на местах осуществляют следующие функции:
    * принимают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию защитных сооружений и поддержанию их в состоянии постоянной готовности;

    * участвуют в проведении госэкспертизы проектов строительства, реконструкции и расширения объектов;
    * организуют согласование типовых и индивидуальных
    проектов защитных сооружений;
    * организуют учет существующих и создаваемых объектов;
    * осуществляют методическое руководство и контроль за
    созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в постоянной готовности.

    Периодичность и содержание проверок состояния защитных сооружений

    Состояние защитных сооружений проверяется при ежегодных и специальных (внеочередных) смотрах и комплексных проверках.

    Ежегодные осмотры производятся в порядке, установленном руководителями предприятий, учреждений и организаций, эксплуатирующих защитные сооружения в военное время.

    Специальные осмотры производятся после пожаров, землетрясений, ураганов, ливней и наводнений.
    При осмотрах защитных сооружений должны проверяться:

    общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов;
    исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания;
    исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;
    использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;
    наличие и состояние средств пожаротушения.
    Комплексная проверка защитного сооружения проводится один раз в три года, для чего в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям составляются перспективные планы проведения комплексных проверок.
    При этом проверяется:
    герметичность убежища;
    работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств;
    возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом;
    эксплуатация в режиме защитного сооружения в течение 6 часов с проверкой работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции.

    Комплексная проверка состояния защитного сооружения на объекте проводится в порядке, установленном руководителями предприятия, учреждения или организации, эксплуатирующей сооружение.
    Кроме проверок, планируемых руководителями предприятий, учреждений и организаций, осуществляются периодические проверки по планам органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

    В состав комиссий по проведению проверок состояния защитных сооружений должны включаться: представители органов управления ГОЧС, соответствующие специалисты объектов экономики и служб; представители территориальных комитетов по управлению государственным имуществом.
    Председателями комиссий могут быть: объектовой - заместитель председателя объекта, главный инженер, главный энергетик; районной - заместитель главы администрации района; городской (областной) - заместитель руководителя городской (областной) администрации.

    Результаты проверки состояния защитного сооружения оформляются актом. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе осмотров и проверок, предложения по их устранению отражаются в журнале проверки состояния убежища (противорадиационного укрытия).

    С результатом проверок должны быть ознакомлены руководители предприятий, учреждений и организаций, на балансе которых находятся защитные сооружения, с целью принятия мер по устранению недостатков и улучшению их содержания и использования.

    На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций.

    Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющихся защитных сооружений, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

    В целях повышения уровня защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, сохранения существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории города Москвы, и определения их фактического состояния:

    4.1. Организует проведение инвентаризации всех защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий), расположенных на территории города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).

    4.3. В срок до 31 августа 2014 г. направляет установленным порядком в Главное управление МЧС России по г. Москве, Департамент городского имущества города Москвы и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве результаты инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы.

    5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 6 июня 2006 г. N 968-РП "О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы".

    6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

    1.1. Комиссия по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы (далее - Городская инвентаризационная комиссия) создается в целях повышения уровня защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, сохранения существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории города Москвы, уточнения их наличия и определения их фактического состояния.

    1.2. Городская инвентаризационная комиссия является коллегиальным рабочим органом Правительства Москвы. Городская инвентаризационная комиссия осуществляет контроль за ходом инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы, дает рекомендации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти города Москвы и организациям, а также обобщает результаты инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы.

    1.3. Городская инвентаризационная комиссия организует проведение инвентаризации всех ЗС ГО (убежищ и противорадиационных укрытий), расположенных на территории города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).

    1.4. Городская инвентаризационная комиссия обеспечивает сбор и несет ответственность за полноту и точность фактических данных о ЗС ГО, правильность и своевременность оформления отчетных материалов по инвентаризации.

    1.5. Городская инвентаризационная комиссия в своей деятельности руководствуется Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

    1.6. Организационно-техническое обеспечение деятельности Городской инвентаризационной комиссии осуществляет Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы.

    2.7. Определение перечней ЗС ГО, необходимых для осуществления полномочий в области гражданской обороны и защиты населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    3.1. Городская инвентаризационная комиссия вправе принимать решения в части, касающейся повышения эффективности и качества проведения инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы:

    3.1.2. Заседания Городской инвентаризационной комиссии проводятся по инициативе председателя, первого заместителя председателя Городской инвентаризационной комиссии.

    3.1.4. В целях полного и всестороннего рассмотрения вопросов для участия в заседаниях Городской инвентаризационной комиссии установленным порядком могут приглашаться представители органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, общественных и иных организаций, присутствие которых целесообразно при рассмотрении вопросов повестки дня заседаний.

    3.1.5. Городская инвентаризационная комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Городской инвентаризационной комиссии. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Городской инвентаризационной комиссии является решающим.

    3.1.6. Члены Городской инвентаризационной комиссии, не согласные с принятым решением, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к принятому решению.

    3.1.7. Решения Городской инвентаризационной комиссии оформляются протоколом заседания Городской инвентаризационной комиссии, который подписывается ответственным секретарем и утверждается председателем Городской инвентаризационной комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании первым заместителем (заместителем) председателя Городской инвентаризационной комиссии.