Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Международное публичное право: общие сведения о правовой отрасли

     Международное публичное право: общие сведения о правовой отрасли

    Как и любая отрасль, международное публичное право играет ключевую роль в регулировании общественных отношений. Но в отличие от «внутренних», данная система направлена на регулирование вопросов международного характера.

    Понятие международного публичного права .

    Правоведы характеризуют любую отрасль права по трем основным признакам: метод и предмет регулирования, а также и совокупность норм, на основе которых определяются первые два признака.

    Под предметом рассматриваемой отрасли права понимаются правовые отношения, устанавливающиеся между государствами, народами и нациями, борющимися за самоопределение, государственными образованиями, При этом круг решаемых вопросов ограничивается строго оговоренными в межгосударственных договорах проблемами, выходящими за пределы компетенции и территории конкретной страны.

    Международное публичное право обладает особым методом регулирования отношений субъектов данной отрасли - императивным. Объяснятся это тем, что договаривающиеся стороны всегда обсуждают только те вопросы, разрешение которых не может носить дуалистический характер. Ярким примером может служить Киотский протокол 1998 г., на основании которого страны установили нормы по спасению экосистем, обязательные для исполнения всеми странами, являющимися сторонами Конвенции и Протокола.

    Международное публичное право характеризуется двумя видами правовых норм , на основе которых в основном может осуществляться регулирование проблем этой отрасли права: договорные и внедоговорные. К договорным традиционно относят те нормы, которые были закреплены в межгосударственных соглашениях, имеющих универсальный локальный (Маастрихтский договор 1992) или двусторонний характер В свою очередь, внедоговорные представлены обычаями, которые возникли и применяются в практике поведения стран между собой. Как правило, договорные правовые нормы становятся обязательными для сторон только в том случае, если они прошли ратификацию в установленном законом и/или Конституцией страны порядке. Относительно обычных норм следует сказать, что они являются необязательными для исполнения. Однако в последнее время отмечается процесс их письменного закрепления и ратификации.

    Исходя из представленных характеристик, определяем:

    Международное публичное право - это объединение обычных и договорных норм, регулирующих проблемы и взаимоотношения между странами, государственными образованиями, нациями, борющимися за самоопределение, и межправительственными организациями и являющихся обязательными для всех сторон, подтвердивших их легитимность в установленном законом порядке .

    Международное публичное и точки расхождения .

    Как и во внутреннем праве, в международном разные по характеру субъектов отношения регулируют особые правовые институты. Они и складываются в международное публичное и (далее по тексту МЧП). Несмотря на то, что обе отрасли регулируют проблемы, связанные с участием представителями разных государств, расхождение между ними значительно.

    В первую очередь, само понятие международного публичного права ограничивает список своих субъектов: государства, межправительственные организации, государственные образования, а также нации, борющиеся за самоопределение. В отличие от вышеуказанного, МЧП расширяет список участниками частноправовых отношений, например физическими лицами и/или акционерными обществами.

    Во-вторых, отличаются отрасли и предметом регулирования. МЧП направлено на регулирование проблем частноправового характера. В отличие от него, международное публичное право направлено на рассмотрение вопросов административного, публичного, характера.

    В-третьих, отличается метод Императивность регулирования характерна в основном для публичного направления международного права. МЧП, напротив, предоставляет своим субъектам определенные модели поведения и позволяет участникам выбирать наиболее приемлемый вариант для конкретной ситуации.

    В-четвертых, основы регулирования действий участников МЧП, в большинстве случаев, устанавливаются международным публичным правом, за исключением И именно поэтому зачастую некоторые правоведы исключают из определения «международное публичное право» характеристику «публичное», относя частное право к разделу международного публичного.

    Нормы международного права можно классифицировать по следующим критериям:

    1) по сфере действия - универсальные, региональные и партикулярные. Универсальные нормы действуют в глобальных масштабах и имеют общеобязательную силу. Основной формой выражения этих норм являются международные обычаи. Примерами универсальных норм основные общепризнанные принципы международного права, положения таких универсальных многосторонних договоров, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 p., Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и др.. Региональные нормы регулируют

    отношения в пределах определенного географического региона между государствами, расположенными в нем. Партикулярные нормы регулируют отношения государств независимо от географического региона. В большинстве случаев они содержатся в двусторонних соглашениях;

    2) по юридической силе - императивные и диспозитивные. Императивные нормы регулируют важнейшие международные отношения, касающиеся всеобщих интересов. Они во многом определяют характер всего международного права. Нарушения императивной нормы причиняет вред всему мировому сообществу. Характерная особенность императивных норм заключается также в том, что они являются определенным критериям юридическую силу других норм международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер ». Эта же статья объявляет ничтожным международный договор, «если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права ». Примерами таких норм являются принципы современного международного права: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, решения международных споров мирными средствами и др..

    Диспозитивные нормы закрепляют право сторон отступить от их содержания и выбрать другой вариант поведения, который самой нормой прямо не предусмотрен. В случае если стороны не выбрали этот другой вариант поведения, они обязаны строго придерживаться предписаний диспозитивной нормы. За ее нарушение стороны несут международно-правовую ответственность;

    3) по функциям в системе международного права - материальные и процессуальные. Материальные нормы определяют конкретные права и обязанности сторон в отношении определенного объекта международно-правового регулирования. Процессуальные нормы устанавливают порядок создания и реализации материальных норм

    (Правила процедуры международных конференций и организаций, процедуры разрешения международных споров и др.).;

    4) по способу создания и форме выражения - нормы обычные, договорные и те, содержащихся в решениях международных организаций, имеющих нормативные свойства;

    5) по способу регулирования - обязательственные, уповноважувальни, запретительные и отсылочные. Обязательственные нормы закрепляют обязанности участников конкретных международных правоотношений. Уповноважувальни нормы устанавливают определенные права взаимодействующих участников международных отношений. Запрещающие нормы содержат запреты на осуществление определенных действий или на воздержание от них. Отсылочные нормы обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормативных актах. Отсылочная норма может отправлять и к неправовым актов (например, в рекомендательной резолюции международной организации). В этом случае соответствующее положение неправового акта для регулирования этого правоотношения наделяется юридической силой;

    6) по времени действия - срочные и бессрочные. Существование срочных норм определяется или четкими временными рамками, или зависимости от наступления или ненаступления каких-либо юридических фактов. Бессрочные нормы характерные для мирных договоров о дружбе и сотрудничестве, уставов международных межправительственных организаций. Все императивные нормы также являются бессрочными.

    Международное право – это совокупность и система норм, регулирующих межгосударственные (международные) отношения.

    Общественные отношения, возникающие в пределах любого государства и выходящие за его пределы весьма разнообразны и многочисленны. Право (правовое регулирование), по своей сути, представляет собой систему юридически обязательных норм, регулирующих общественные отношения. В целях систематизации (упорядочения) правового регулирования, общественные отношения можно разделить на две большие группы: отношения, возникающие и существующие внутри государства и отношения, выходящие за его пределы (международные отношения).

    Обе группы отношений также можно разделить, в свою очередь, на две группы. Первую группу (отношения внутри государственных границ) составляют отношения, возникающие в связи с деятельностью государства (его органов). Данные отношения причисляются к публично-правовой сфере отношений и регулируются внутри государства отраслями права, которые относят к публично-правовым (конституционное право, уголовное право, административное право и др.). Вторую группу отношений составляют отношения гражданско-правового характера. Основными носителями данных отношений (например имущественных и некоторых других) выступают лица (юридические, физические). Данная сфера отношений, которую можно определить, как сферу частноправовых отношений регулируется гражданским, семейным, торговым правом и другими отраслями права цивилистического характера.

    Деление права на публичное и частное в определенном смысле условно. Оно было заимствовано из римского права и твердо укрепилось в нашей правовой доктрине и системе.

    Международные отношения (отношения, выходящие за пределы государственных границ), в свою очередь, также можно разделить на две группы. Одну из них составят отношения инициируемые государством. Эти межгосударственные отношения регулируются международным публичным правом.

    Другую группу образуют отношения негосударственного (цивилистического) характера. Носителями таких отношений выступают юридические и физические лица и иные субъекты различных стран. Правовое регулирование таких отношений лежит в сфере действия международного частного права.

    Основным субъектом международного публичного права является государство. Особенностью государства, как субъекта международного публичного права, является его независимость от власти другого государства. Государство обладает суверенитетом, под которым понимается верховенство государства на своей территории (государство обладает полнотой публичной власти: законодательной, исполнительной, судебной в пределах своей территории) и независимостью в сфере международных отношений. Таким свойством обладает только государство, что и определяет его как основной субъект международного права.

    Объектом международного публичного права выступают межгосударственные отношения.

    В межгосударственной системе и в международных отношениях отсутствует общая (надгосударственная) законодательная, исполнительная и судебная власть. Создание норм международного права является непосредственной задачей самих государств. На основе соглашения государства сами для себя определяют правила поведения и фиксируют их юридически обязательный характер. Таким образом, нормативное предписание поведения государства возникает только с его согласия (с согласия самого субъекта международного права).

    В отсутствие международного исполнительного органа власти, исполнение принятых на себя обязательств (норм международного права) также является обязанностью государства.

    Как и привлечение к ответственности нарушителей норм международного права в отсутствие общей судебной власти осуществляется также самими государствами.

    Таким образом, современное международное право является основой международного правопорядка, который обеспечивается индивидуальными и коллективными действиями государств. Развитие современного международного права привело к появлению общих для государств норм (принципов международного права), которые обладают наибольшей юридической силой. В целом, весь массив норм международного публичного права представляет определенную особую систему.

    Нормы международного публичного права
    и их классификация

    Норма международного права – это общеобязательное правило поведения государств и других субъектов международного права. Положения общей теории права о том, что нормы права имеют трехчленную структуру: гипотезу (условия действия правила поведения), диспозицию (само правило поведения), санкцию (указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила поведения), применимы и к норме международного права, но с определенной спецификой.

    Норма возникает как согласованное самими субъектами правило поведения. Таким образом, норма содержится в тексте межгосударственного договора в виде его определенного положения (статьи договора). Однако, в международном праве, отдельно взятое положение договора, содержит, как правило, лишь диспозицию, излагающую данное правило поведения. Гипотеза, которая вводит в действие данное правило поведения, содержится в международном договоре в виде его другого положения (другой статьи). Воспринимать международную норму необходимо, таким образом, в контексте всего текста договора. Например, в начале основной части международного договора помещаются статьи, содержащие некоторые условия действия (гипотезу) последующих статей договора.

    Что касается санкций международного права, заинтересованные участники межгосударственных отношений могут в договоре определить меру ответственности одного из них или друг друга, либо договориться о рассмотрении этого вопроса в международном суде (арбитраже). Вопрос о мере ответственности может быть решен и в рамках международной организации (на основании ее устава). Международные договоры могут предусматривать процедуру рассмотрения вопроса об ответственности участников за нарушение их положений. Что касается соглашений, устанавливающих меру ответственности, то они заключаются уже после нарушения нормы международного права. Такие соглашения сами содержат нормы международного права, направленные на обеспечение осуществления установленной в них меры ответственности.

    Если международная норма адресована всем субъектам международного права, она определяется как норма общего международного права. Норма, адресованная двум или нескольким субъектам, определяется как локальная или партикулярная норма.

    Норма может быть региональной. Действие ее может возникнуть в отдельных регионах земного шара, где углубленное взаимодействие государств порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования, чем двусторонние договоры.

    В современном международном праве сложился подход, согласно которому нормы региональные, локальные не должны противоречить нормам общего международного права. Так, согласно ст.103 Устава ООН (основного акта общего международного права), в случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу.

    По юридической силе различают нормы императивные, имеющие характер общеобязательного права (jus cogens) и нормы диспозитивные. Согласно ст.53 Венской конвенции о праве международных договоров «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

    К императивным нормам относят общепризнанные принципы международного права. Принципы – это обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права. Они обладают наибольшей юридической силой, определяют основы взаимодействия государств, и отличаются стабильностью.

    В целом, международное право не содержит какого-либо перечня императивных норм. Подавляющее число норм общего международного права являются нормами диспозитивными ,т.е. такими, от которых государства и другие субъекты международного права могут в известной мере, по взаимному согласию, отступать в своих локальных взаимоотношениях.

    Филиал Международного Славянского

    Института

    юридический факультет

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по предмету:

    «международное право»

    ВЫПОЛНИЛ: Тетко Е.В.

    вариант 12


    БИШКЕК 2000 г.

    1. Понятие и формы реализации норм международного права

    Реализация - это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписании. В офи­циальных документах ООН, в различных изданиях получил распро­странение термин «имплементация» (англ. «implementation» - осуществление, проведение в жизнь).

    Можно выделить следующие формы реализации. Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъ­екты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 т. одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или другие ядерные взрывные устрой­ства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.

    Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с опре­деленными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, гласит:

    «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...».

    Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах междуна­родного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализу­ются так называемые управомочиваюшие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: «Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море».

    Поскольку норма международного права существует и действует в системе норм, постольку реализация всегда предполагает осуще­ствление определенной совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям - норм договора (или иного акта), института, отрасли и права в целом.

    Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

    Нередко требуются дополнительные правовые и (или) организационные меры со стороны государств для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм международного права. Тогда процесс реализации может включать два вида деятельности:

    1) правовое и организационное обеспечение реализации - правообеспечительное нормотворчество, контроль, правоприменение. Резуль­татом такой деятельности являются правовые акты - либо нормативные, либо индивидуального регулирования (применения);

    2) непосредственная фактическая деятельность по достижению социально значимых результатов (например, перемещение ракет, пусковых установок, оборудования из районов развертывания и их ликвидация в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъекты достигают определенного состояния, сохранения, упразднения предмета или явления.

    В данном случае реализация одних норм (правообеспечительных) -необходимое условие реализации других (регулятивных).

    Таков процесс реализации норм международного права не­зависимо от того, в какой сфере общественных отношений он происходит - внутригосударственной или межгосударственной.

    Реализация норм международного права основывается, прежде всего, на таких принципах, как суверенное равенство, невмешатель­ство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудниче­ство государств. Особое значение для процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнения международных обяза­тельств (pacta suni servanda). Принцип распространяет свое действие на все нормы, независимо от функций, назначения, формы выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и, в конечном счете, достижения результата, на который рассчитывали создатели норм.

    Принцип обязателен не только во взаимоотношениях между государствами, но распространяется также на сферу внутригосудар­ственных отношений по реализации норм международного права. Государства должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по международному праву. В коллизионных ситуациях применению подлежат нормы международного права (см. гл. 7).

    Реализация норм международного права - проблема не только сугубо юридическая, но также социальная и политическая. Задача международного права - закрепление в юридической форме и обеспечение функционирования определенной системы отношений. Поэтому эффективность международного права и его норм зависит, в конечном счете, от наличия соответствующих политических, социальных, экономических и других предпосылок - от состояния самих международных отношений и внутригосударственного право­порядка.

    Вместе с тем немалые потенциальные возможности в усилении регулирующего воздействия таятся в самом международном праве. Очевидна потребность постоянного развития и совершенствования механизма реализации (имплементации) норм международного права, специфических правовых и организационно-правовых средств обес­печения их выполнения.

    Механизм реализации норм международного права

    Механизм реализации норм международного права представляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях, с целью реализации норм.

    Механизм реализации норм международного нрава

    Внутригосударственный механизм Международный механизм

    Нормативный

    механизм

    Организационно

    правовой

    механизм

    Конвенционный

    механизм

    Институционный

    механизм

    Г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межго­сударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.). Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности. Международные организации наделяются также...



    То, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно. Так, Брюссельская конвенция о гражданской...

    Закреплены принципы нового международного правопорядка, положило начало функционированию современного международного права. Современное международное право существенно отличается от классического по субъектам, содержанию и территориальной сфере действия. Субъектом классического международного права признавались только цивилизованные европейские народы и государства, что нашло отражение в доктрине...

    Торговлю. Таким образом, в современных международных отношениях разработан, создан и действует достаточно развитый механизм обеспечения исполнения международно-правовых норм. Основой обязательности международного права является добровольное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, соответствующих современному правосознанию народов, интересам...

    5. Основные принципы международного публичного права

    Как уже говорилось, «конституцию» международного публичного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.

    Принципы международного публичного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

    Все принципы международного публичного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

    Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

    Поскольку основные принципы международного публичного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного публичного права.

    Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного публичного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

    Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного публичного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

    Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного права подробнее.

    1) Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества.

    Понятие равенства означает, что:

    Все государства юридически равны;

    Все государства должны уважать правосубъектность других государств;

    Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.;

    Территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного публичного права

    Государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы;

    Государства обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства.

    2) В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в между народных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного публичного права должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда войны.

    Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

    Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

    Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, связанных с применением вооруженных сил, от организации и поощрения иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.

    3) Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

    Международное публичное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.

    4) На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

    Не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;

    Не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также

    Не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

    Однако принцип невмешательства во внутренние дела не является абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяемых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).

    5) Принцип территориальной целостности государств. Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного публичного права. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

    6) Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

    7) Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека - составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

    8) Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, свободно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.

    Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

    9) Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

    10) В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

    международный публичный право кодификация

    Ибо консульские отношения между государствами, сохраняя их самостоятельный характер, являются вместе с тем в большинстве случаев составной частью отношений дипломатических. Как и в других отраслях системы международного публичного права, в консульском праве проявляют свое действие основополагающие принципы и нормы международного публичного права. В целом ряде отношений консульское право связано с...

    Объяснить отсутствием основополагающего кодифицированного акта в данной области, а также состоянием динамичного развития отрасли, еще не достигшей необходимого уровня развития. В системе международного экологического права применяется метод, когда понятие "окружающая среда" определяется специально в отдельных соглашениях или иных документах исходя из установленных в каждом конкретном случае целей...

    Состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе. Международное публичное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам. Существенна функция интернационализации, ...

    ичного права, вторая является предметом регулирования международного частного права (МЧП). 1. Общая характеристика международного публичного права МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное пра­во) - система исторически изменяю­щихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным обра­зом государствами в процессе их со­трудничества и соперничества, выража­ющих относительно...