Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Всеобщий и универсальный характер прав человека. Виды прав человека и свобод

    Всеобщий и универсальный характер прав человека. Виды прав человека и свобод

    Оказывается, элементарные определения и характеристики прав человека редко встречаются как в юридических, так и в педагогических изданиях. Почему-то авторы думают, что это и так все знают!

    Словосочетание «Права человека» за короткое время стало не только известным широкой публике, но даже довольно избитым. Смысл этих слов каждый понимает по-своему, причем выявляется масса курьезов. Неудивительно -- четкое определение этого понятия бывает трудно найти и в специальной литературе. (Доступность этой литературы -- отдельная проблема.)

    Основные определения, характеристики

    Права человека -- это система норм поведения; существуют они на стыке морали и права. С философской точки зрения права человека -- это универсальные моральные права. Обычные моральные права порождены конкретной жизненной ситуацией, в которой находится человек, его статусом, положением в системе отношений между людьми. Например, глава семейства имеет моральное право знать, что происходит в его доме. Универсальные моральные права не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства.

    Эти права проистекают из самой природы человека, и поэтому их еще называют естественными правами. Человек обладает естественными правами от рождения и независимо от того, признаются ли они непосредственным окружением данного человека и охраняются ли государством.

    Моральные права существуют в системе моральных норм -- т.е. норм поведения, которые обеспечиваются лишь духовным воздействием -- общественным одобрением или осуждением. Зрелые моральные нормы имеют тенденцию перерастать в правовые нормы -- тогда, когда моральные требования выражены в договоре и начинают охраняться силой государственного принуждения. Представления о различных правах и свободах зарождались в разных культурах и в различные эпохи как этические суждения. Со временем эти представления находили отражение в правовых документах -- кодексах, декларациях, конституциях. В развитых современных обществах права человека являются основой действующего законодательства.

    Различают естественное и позитивное право. Естественное право, как мы видели, есть нравственный минимум, который необходим для сохранения общества. Позитивное право выражено в действующем законодательстве. Требования естественного и позитивного права могут не совпадать. Достаточно вспомнить законы гитлеровского и сталинского режимов. В этих условиях возникает коллизия естественного и позитивного права: чему подчиняться -- законам писаным или законам высшим?

    В современном мире права человека становятся метаправом, или «правом для права». Метаправо -- это общие правила для установления правовых систем.

    Права человека выражены в основном законе государства и международных соглашениях; конкретные законы и административная практика -- внутри страны и в отношениях между государствами -- должны соответствовать принципам прав человека. То есть это система норм, отражающих современные представления об оптимальном общественном устройстве.

    Существует множество теорий и взглядов, касающихся природы прав человека и их юридического выражения, которые значительно различаются между собой. Некоторые авторы предлагают свести их обилие к двум основным подходам. Один из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от рождения (определены природой или Богом) и неотъемлемы от него. Задача же государства состоит в том, чтобы закреплять эти права юридически. Другой подход состоит в том, что права человека носят октроированный характер: человек получает их от государства, и их содержание устанавливается определенными властными органами. Такой подход характерен для недемократических обществ.

    Но нельзя забывать и еще об одном подходе к проблеме прав человека, который рассматривает права человека в социальном смысле. Здесь права не являются продуктом природы или божественным даром, не дарованы государством, а формируются в результате и по мере общественного развития .

    Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

    Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав - на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер .

    Впервые законодательное выражение представления о естественных правах человека получили в Конституции американского штата Вирджиния (Вирджинская декларация 1776 г.), в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776)), а затем в Билле о правах 1791 г., представлявшего собой десять поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. была принята французская Декларация прав человека и гражданина, которая оказала огромное влияние на развитие многих стран.

    Принципиальной особенностью названных документов явилось разграничение закрепленных в них прав на две категории - права человека, присущие ему от рождения и рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и не зависящие от государства, и права гражданина, которые устанавливаются государственной властью, т.е. зависят от законодателя.

    Начиная с ХVIII в. как права человека, так и права гражданина получают юридическое выражение в конституционном законодательстве, т.е. в позитивном праве. Иными словами, можно сколько угодно говорить о неотъемлемости естественных прав человека, о их приоритете над правами гражданина и даже государства, но их реальная обеспеченность и защищенность возможны только в случае должного правового оформления.

    В современном обществе высшей формой юридического выражения прав человека является их закрепление в международно-правовых актах.10 декабря 1948 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой эти права изложены в наиболее обобщенном виде. Важную роль играют также Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и политических правах (1966 г.).

    Важным условием осознания смысла, содержания и социального назначения прав человека и гражданина является их классификация. Главным общепринятым критерием такой классификации выступают основные сферы человеческих отношений, в которых права и свободы человека реализуются: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и экологические .

    Гражданские - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Не следует путать с правами гражданина, которые включают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права есть производное от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек. Они призваны гарантировать индивиду свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К гражданским правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; на справедливый, независимый и публичный суд, предлагающий защиту обвиняемого; на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных общений; свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну. Конституции многих государств объединяют гражданские права с политическими, поскольку те и другие направлены на обеспечение свободы личности в её индивидуальном и общественном проявлении.

    Политические права определяют возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся: право человека на гражданство; избирательные права; свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний; право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения; свобода совести и др. Необходим регистрационный характер для свободной реализации этих прав, т.е. не предварительное разрешение, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учёт их предписаний по обеспечению законностей и общественного порядка.

    Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силы. Особое место среди экономических прав занимает право частной собственности. Опыт социалистических стран показал, что запрет частной собственности может привести к подрыву инициативного труда, породить массовую безответственность, социальное иждивенчество и т.д. В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости права частной собственности, установления допустимых пределов её использования, как это сделано в законодательствах стран ФРГ, Франции, Италии, Швеции и др. В современных условиях идут поиски оптимальных границ сочетания различных форм собственности.

    Гражданские , политические и экономические права относят к правам первого поколения ; социальные , культурные и экологические - к правам второго поколения .

    Социальные права призваны обеспечить материальные условия и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит в том, что требует от государства и общества создания целого комплекса материальных благ. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья.

    Культурные права должны гарантировать духовное развитие человека, предоставляя ему право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др.

    Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. Права второго поколения определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду.

    Реализация идей и требований, выраженных в государственных документах о правах человека, предполагает наличие двух обстоятельств. Во-первых , учёт реально существующих условий жизни государства, состояние его экономики, политики, социальной сферы, государственности, правовой системы. Во-вторых , законопослушание граждан. Состояние прав человека можно рассматривать как показатель гуманизма общества, его общественного строя, национальной культуры при всех имеющихся различиях стран различных континентов .

    В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

    Основными из них являются:

    • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
    • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
    • равенство мужчины и женщины;
    • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
    • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
    • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

    Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

    Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

    • принудительный труд запрещается;
    • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
    • утверждается право на защиту от безработицы;
    • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

    Социальные права человека

    С экономическими правами тесно связаны социальные права.

    Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

    Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

    Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

    Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

    Культурные права человека

    Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

    В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

    Лекция 21. Права человека и гражданина в России

    Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, осуществляется с помощью определенных принци­пов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека.

    Права человека - это охраняемая законом мера возможного пове­дения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права че­ловека - универсальная категория, представляющая собой вытекаю­щие из самой природы человека возможности пользоваться элементар­ными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свобод­ного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражаю­щее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

    Под влиянием заключенных в последнее время международных до­говоров по правам человека кардинально изменилось российское за­конодательство. Новые законы разрабатываются и рассматриваются с точки зрения их соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Основой этих актов является то, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми правами, берущими начало от свойственных природе личности стремлений к свободе, справедливости и достойной жизни. По сути, в российском законодательстве сложился межотраслевой институт - институт прав человека.

    Правам человека присущи следующие признаки:

    они возникают и развиваются на основе природной и социаль­ной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

    складываются объективно и не зависят от государственного при­знания;

    принадлежат индивиду от рождения;

    имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

    являются непосредственно действующими;

    признаются высшей социальной ценностью;

    выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

    представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

    их признание, соблюдение и защита являются обязанностью го­сударства.

    Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на до­стойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.



    Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически воз­можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су­ществовать независимо от их государственного признания и законода­тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

    Права человека и права гражданина можно объединить понятием «субъективные права». Как отмечает Н.И. Матузов, «естественные права человека реали­зуются через всю совокупность конкретных субъективных прав во всех отраслях объективного права», и к тому же в наше время «права чело­века давно признаны всеми развитыми демократическими государст­вами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, нахо­дятся под юрисдикцией ее законов и международного права».

    Истоки прав человека можно отыскать на самых ранних этапах го­сударственной организации человечества, так как определенный набор субъективных прав в той или иной мере был характерен для всех типов права. Уже в социально-политической мысли древности уделялось зна­чительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.

    Однако и в рабовладельческом, и в феодальном обществах права человека так и не вышли «из подполья», не стали реальной социальной ценностью, ибо не было еще благодатной социально-экономической и политико-правовой почвы для них. И только в эпоху буржуазных революций данная идея заявила о себе. Со временем она закрепилась в следующих документах: Декларации независимости США (1776); Декларации прав человека и гражданина Франции (1789); Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международном пакте о гражданских и политичес­ких правах (1966); Международном пакте об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966) и т.д.

    Права человека и гражданина сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих кри­териев:

    1. Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод - на три поколения:

    Первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т.е. выражающих независи­мость личности в определенных действиях от власти государства, обо­значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовы­ражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, сво­боду и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

    Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего соци­ально-экономического положения, за повышение культурного стату­са, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными, ибо их реализация, в отличие от реа­лизации прав первого поколения, требует известных целенаправлен­ных действий со стороны государства, т.е. его позитивного вмешатель­ства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

    Третье поколение охватывает права коллективные или солидар­ные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле­жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружаю­щую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономи­ческое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридичес­ки обязательных норм.

    2. В зависимости от содержания:

    Гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

    Политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объедине­ние, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

    Экономические (право частной собственности, на предпринима­тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

    Социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет­ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную ок­ружающую среду и др.);

    Культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогрес­са; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

    3. В зависимости от соподчиненности:

    Основные (участие в управлении обществом и государством);

    Дополнительные (избирательное право).

    4. В зависимости от принадлежности лица к конкретному государ­ству:

    Права российских граждан;

    Права иностранных граждан;

    Права лиц с двойным гражданством;

    Права лиц без гражданства.

    5. В зависимости от степени распространения:

    Общие (присущие всем гражданам);

    Специальные (зависящие от социального и служебного положе­ний, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионе­ров, ветеранов, беженцев и пр.).

    6. В зависимости от характера субъектов:

    Индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.);

    Коллективные (право на забастовку, митинги и пр.).

    7. В зависимости от роли государства в их осуществлении:

    Негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду);

    Позитивные (государство должно предоставить лицу определен­ные блага, содействовать в реализации им своих прав).

    8. В зависимости от особенностей личности, проявляющихся в раз­личных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности:

    Права в сфере личной безопасности и частной жизни;

    Права в области государственной и общественно-политической жизни;

    Права в области экономической, социальной и культурной дея­тельности.

    Различие подходов к названию и содержанию характеристик основных прав человека

    Нормативные правовые акты

    Конституция РФ. Ст. 55–56.

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

    Международный пакт о гражданских и политических правах.

    Американская конвенция о правах человека.

    Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

    Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г.

    Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г. М., 1991.

    О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

    Литература

    Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С. С. Алексеев. М., 1989.

    Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав / В. П. Грибанов. М., 1992. С. 37.

    Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

    Колесников О. П. Пределы субъективных гражданских прав / О. П. Колесников // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 37–43.

    Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект / А. В. Малько. Саратов, 1994.

    Международные акты о правах человека: сб. докум. / сост. и авт. вступ. ст. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 653–663.

    Пчелинцев С. В. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве / С. В. Пчелинцев // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 138.

    Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве / Н. Н. Рыбушкин. Казань, 1990.

    Стремоухов А. В. Правовые основы ограничения прав человека органами внутренних дел (теоретическое обоснование) / А. В. Стремоухов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 1999. № 2. С. 42–47.

    Раздел III. СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

    Глава 7. Качество и свойства как характеристики основных прав человека

    Основные права человека, взятые в единстве, в совокупности, в отличие от какого-либо права, взятого в отдельности, являются предметом конституционного права и учебной дисциплины «Права человека». Поскольку нормы о правах регулируют однородные правовые отношения между человеком и государством (сообществом государств), они образуют единый межотраслевой правовой институт. Данный вывод имеет важное теоретическое значение. Во-первых, он позволяет взглянуть на основные права человека как на нечто целостное. Во-вторых, признание основных прав институционным образованием означает, что оно, как и всякое иное явление реальности, обладает рядом объективных характеристик. Важнейшая из таких характеристик - свойства. Свойства не только объединяют основные права в единую правовую категорию, но и дают возможность отграничить от других записанных в различных нормативных актах прав, глубже понять их содержание и социальное назначение.



    В связи с тем, что свойства основных прав человека имеют важное теоретическое и практическое значение для российского права, возникла необходимость их адекватного толкования. Реализация этой необходимости затруднена несколькими обстоятельствами: 1) отсутствием в юридической науке научно обоснованной теории свойств основных прав человека (как и прав человека вообще); 2) отсутствием теоретико-правового определения понятия «свойство основного права человека»; 3) широким использованием учеными, наряду с термином «свойства основных прав», других, схожих с ним терминов, таких как: «качество», «признаки», «черты», «особенности».

    Несмотря на то, что правоведы довольно часто используют категорию «свойство основных прав человека», они никогда не раскрывают ее. Это обстоятельство не способствует формированию научной определенности указанной категории и ведет к размытости знаний о правовом явлении, которое отражается ею. То же самое можно сказать и о случаях использования термина «свойства прав» через союз «и» с другими сходными понятиями.

    Высказанное положение можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, известный отечественный конституционалист Л. Д. Воеводин в своих работах писал, что основные конституционные права образуют единый государственно-правовой институт, позволяющий взглянуть на них как на нечто целостное, обладающее специфическими признаками и свойствами . Можно было бы полностью разделить эту точку зрения, если бы ее автор сделал оговорку: в каком отношении друг с другом находятся термины - «признаки» и «свойства». Это синонимы или различные понятия?

    Ряд ученых (Н. В. Витрук, А. П. Иванов, В. А. Патюлин, И. В. Упоров, Г. Ф. Шершеневич) в своих трудах не пользуются термином «свойства». Равнозначным этому термину они используют понятие «признак». Кроме того, Н. В. Витрук наравне с термином «признак конституционных прав» использует понятие «качество конституционных прав», а В. А. Патюлин как синоним термину «признак права» использует термин «характерные черты права».

    Видимая разобщенность в использовании терминов «свойство прав», «признак прав» и других имеет под собой основание. Одним из них, по мнению автора, является отсутствие единства в определении категорий «качество» и «свойство» в среде философов. Так, например, А. И. Уемов в одной из книг пишет, что «вещь - это система качеств. Различные вещи - это различные системы качеств». Качество же в этой книге определяется как «существенное свойство». Такого же мнения придерживается и И. Ф. Лукьянов. Он считает, что «каждое свойство есть то или иное качество (основное или неосновное), а каждое качество - то или иное свойство (существенное или несущественное)…». Эта точка зрения отражена и в определении «свойства» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (М., 1985). Оно сформулировано так: «Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-нибудь». То есть словарь уравнивает не только «свойство» и «качество», но и «признак».

    Приведенная терминологическая разобщенность в названии характеристик основных прав человека в теории прав человека привела к значительным различиям в количественном и качественном (содержательном) наборе элементов этих характеристик.

    Так, в свое время О. Е. Кутафин основным правам приписывал следующие свойства: возникают не на основе общих правоотношений, а непосредственно из Основного закона государства; выражают отношения и связи гражданина и государства; не прекращаются и не возникают вновь; содержание и объем основных прав всех граждан одинаковы; осуществляются преимущественно путем появления конкретных правоотношений, в ходе которых возникают новые субъективные права; реальность основных прав обеспечивается не только и не столько индивидуальными усилиями отдельного гражданина, сколько государственным и общественным строем.

    Е. И. Козлова, характеризуя конституционные права граждан через свойства, называет в их числе такие, как: являются ядром правового статуса; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином; всеобщность; не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина РФ; особый механизм реализации; особая юридическая форма закрепления.

    Н. В. Витрук, говоря о природе основных прав граждан, выделял уже не свойства, а юридические признаки. И причем только два: высокую степень обобщенности (абстрактности) и относительную стабильность. Все остальные элементы характеристики он называл социальными особенностями.

    Исследованию признаков основных конституционных прав граждан была посвящена даже кандидатская диссертация А. П. Иванова. В ней диссертант, по его терминологии, выделил: а) четыре юридических признака основных прав: 1) всеобщность, 2) равенство, 3) единство, 4) гарантированность и, кроме того, б) три юридические особенности : 1) широкое социальное содержание, 2) неизменяемость, 3) неотчуждаемость.

    И, наконец, еще один пример. И. В. Упоров считает, что естественные, а значит и основные, права отличаются от других субъективных прав следующими сущностные признаками: 1) возникновение с момента рождения; 2) неотчуждаемость (неотъемлемость); 3) выражение наиболее существенных возможностей развития человека; 4) непосредственный и объективный характер реализации.

    Анализ всего многообразия характеристик основных прав человека, существующих в отечественном правоведении, в том числе и приведенных выше, показал, с одной стороны, близость терминов «качество», «свойство» и «признак», а порой и прямой переход в их отождествление (что само по себе не может способствовать определенности в познании существа основных прав человека), а с другой - необходимость их унификации, сведения в определенное единство. Это обстоятельство, в свою очередь, потребовало построения возможной иерархии терминов, используемых в качестве характеристик основных прав человека, таких как «качество», «свойство», «признак» и выявления их соотношения.

    Итак. Что же такое «качество» и «свойство» основных прав?

    «Качество , - пишет А. Ф. Назаренко, - это внутренняя, существенная определенность предметов, представляющая собой единство его важнейших (существенных) свойств и выражающая его основные отличия от всех других предметов и явлений. В качестве, таким образом, воплощена неразрывная связь всех основных свойств предмета». Важным моментом качества является некоторая целостность, определенность предмета, тождественная с его бытием; теряя свое качество, предмет перестает быть тем, чем он является. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Следовательно, исходя из приведенных точек зрения, в ряду характеристик основных прав человека качество стоит выше, чем свойство и соотносится с ним как целое и часть.

    Однако видный правовед С. С. Алексеев существенно обогатил приведенные выше точки зрения. Он полагал, что «качество» - это внутренняя, органическая особенность права как социального образования, а «свойство» - внешнее его проявление в процессе функционирования права.

    Теперь остается ответить на вопрос: что подпадает под характеристику «качество основных прав», а что - под «свойство основных прав»?

    По мнению автора, качеством или существенной внутренней определенностью основного права является возможность обладать человеком жизненно важным для него благом . Благо , как его трактует философский словарь, - это предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям человека. Социальные блага по своему характеру, свойствам, назначению - ценности весьма разнообразные. Они могут быть не только материальными, но и духовными (культурными, политическими, нравственными) и др.

    С точки зрения Конституции РФ и законов социальными благами следует признавать все то, что позволяет человеку вести нормальный образ жизни, соответствующий уровню современной цивилизации. В качестве социальных благ могут выступать, например, свобода, честь, достоинство, жизнь, здоровье, безопасность, образование, творческая деятельность, труд, отдых, общение и многое другое. Пользование благом может состоять не только в обладании теми или иными материальными ценностями, но и в самой свободе поведения, выборе поступков (нематериальные блага). Это наглядно можно показать, раскрывая все роды (классы) и виды основных прав человека - прирожденные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

    Без сущностного качества - возможности удовлетворять какое-то благо - нет основного права человека. Оно одинаково соответствует и конституционным правам, и основным международным правам, и основным правам, не закрепленным в нормах права (право на любовь близких, право дышать и др.).

    Л. Д. Воеводин считал, что возможность - это то, что при наличии определенных условий может стать реальностью, превратиться в действительность. «Это свойство возможности в полной мере присуще всем записанным в Конституции и законах правам и свободам личности. При таком истолковании возможности в первую очередь подчеркивается ее способность, обеспеченная наличными условиями, стать действительностью». Это значит, что человек может распоряжаться заключенной в праве возможностью, опираясь на активное содействие, помощь других лиц, государственных органов, общественных объединений, пользуясь при этом их действиями как средством для достижения собственных целей либо, напротив, рассчитывая на их невмешательство.

    Возможность обладать социальными благами при определенных условиях не исключает, а предполагает и другую возможность - требовать содействия в реализации основного права, помощи или невмешательства других лиц.

    Таким образом, правовая возможность весьма широка по объему, богата по содержанию и делится на несколько видов: а) возможность свободно избирать вариант поведения, его вид и меру, то есть совершать собственные положительные действия; б) возможность пользоваться определенными социальными благами и ценностями; в) возможность требовать от других лиц выполнения ими своих обязанностей перед управомоченными лицами; г) возможность защитить свое право с помощью предусмотренного законом правового механизма.

    Определение основного права человека через его сущностное качество - правовую возможность - вполне себя оправдало, прочно вошло в правовой оборот, в состав основных категорий межотраслевого института основных прав человека и научной дисциплины «Права человека», выдержало испытание временем. Являясь юридическим качеством всякого основного права и свободы, возможность человека обладать благом лежит в основе понимания и содержания этого права человека.

    Возможность обладать каким-то благом есть качество не только основных прав человека, но и производных (отраслевых) прав. И тем не менее основные права отличаются от производных. Это отличие друг от друга дают нам их свойства.

    Под свойством в философии обычно понимают такую категорию, которая отображает то, что характеризует какую-либо сторону предмета и что выявлено во взаимоотношении данного предмета с другими предметами или явлениями. Категория свойства относится к предмету в целом, характеризуя его как обладающего способностью обнаруживать те или иные стороны в определенных отношениях с другими предметами и явлениями. В диалектической логике свойство определяется как то, что обще всем вещам данного класса.

    По Гегелю, вещь обладает свойствами, которые характеризуют ее определенные отношения с другими вещами, свойство есть внешняя рефлексия и сторона (die Seite) положенности вещи. «…Вещи находятся благодаря своим свойствам в существенном взаимодействии…».

    Общее между качеством и свойством основных прав заключается в том, что свойство может выступать в роли качества (качественного признака), то есть качество - категория более широкая, включающая в себя и свойство. Качество прав не является их свойством. Изучение отдельных свойств предметов служит ступенькой к познанию их качеств.

    Таким образом, свойство основного права человека - это внешняя сторона (определенность) сущностного качества права человека, которая проявляется в его взаимоотношениях с государством (сообществом государств) и другими субъектами права. Свойства основных прав человека не возникают из их отношений с другими субъектами права, а лишь обнаруживаются в таких отношениях .

    Исследование философско-юридической и правовой литературы позволило к главным свойствам основных прав человека отнести наиболее интересные и ценные с точки зрения их практического приложения характеристики: прирожденность и неотчуждаемость, верховенство и прямое действие, всеобщность и равенство.

    Каждое свойство обладает признаками, потому что, как писал Гегель, отчетливое понятие - это такое понятие, признаки которого могут быть указаны. И далее он дает следующее определение признаку: «Признак есть не что иное, как определенность или простое содержание понятия, поскольку это содержание отличают от формы всеобщности. Но признак… вовсе не обязательно имеет это более точное значение, он вообще лишь определение, посредством которого некий третий отмечает… для себя тот или иной предмет или понятие; поэтому признаком может служить весьма случайное обстоятельство». Поэтому С. И. Ожегов характеризует признак как показатель, примету, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь.

    В том же смысле, что и понятие «признак», правоведы употребляют понятия «черта» и «особенность» . Данное утверждение согласуется с трактовкой «черты» С. И. Ожеговым, который определял ее как «отличительную особенность». Следовательно, свойства основных прав человека, как и других явлений, раскрываются через их признаки (черты, особенности).

    Так, например, автор считает, что содержание такого свойства, как прямое действие основных прав, можно раскрыть через следующие его признаки: отсутствие необходимости получать разрешение на пользование человеком основными правами и свободами; правомерность поведения человека, если он руководствуется правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ; непрерывность действия основных прав и свобод человека, невозможность их использования до конца однократным претворением в жизнь; необязательность вступления в конкретные правоотношения; возможность защищать основные права всеми способами, не запрещенными законом, в случае их нарушения, действуя сообразно Конституции РФ или ссылаясь на нее.

    Следовательно, являясь компонентом свойства основного права, признак выступает как наиболее конкретное проявление части его содержания.

    Все вышеизложенное показывает, что изучение свойств основных прав человека - это не дело случая. Оно превращается в целенаправленную деятельность, ибо приобретает большое научное и практическое значение.

    Значение изучения свойств основных прав человека можно свести к следующему. Изучение свойств основных прав человека важно потому, что они выступают в качестве некоторого потенциального бытия. Знание объективных свойств основных прав человека является основой использования знаний о правах, накопленных в правоприменительной практике в течение столетий; оно освобождает юриста, да и просто человека, от необходимости каждый раз вновь «открывать» давно известные вещи. Реализовать свойства основных прав нельзя иначе, как познав эти свойства и таящиеся в них возможности. К успеху может привести только такая правоприменительная и правозащитная деятельность по осуществлению основных прав человека, которая учитывает свойства этих прав как объективные характеристики.

    Конкретные свойства основных прав человека и их признаки будут рассмотрены в нижеследующих главах.

    Контрольные вопросы

    Многообразие характеристик основных прав человека в трудах правоведов.

    Иерархия терминов, используемых в качестве характеристик основных прав человека.

    Необходимость унификации всего многообразия характеристик основных прав человека, существующих в отечественном правоведении.

    Качество как главная характеристика основных прав человека.

    Возможность удовлетворять какое-то благо - сущностное качество права человека.

    Определение свойства основных прав человека и его соотношение с качеством.

    «Признак» («черта», «особенность») как наиболее конкретное проявление части содержания свойства основного права.

    Значение изучения свойств основных прав человека.

    Литература

    Алексеев С. С. Права человека как институт естественного и позитивного права / С. С. Алексеев// Права человека. История, теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Б. Л. Назаров. М., 1995.

    Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. М., 1999.

    Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие / Л. Д. Воеводин. М., 1997.

    Институт прав человека в России / Г. Н. Комкова [и др.] ; под ред. Г. Н. Комковой. Саратов, 1998.

    Козлова Е. И. Конституционные права и свободы человека и гражданина / Е. И. Козлова // Государственное право Российской Федерации / под ред. О. Е. Кутафина. М., 1996. С. 209–211.

    Лукьянов И. Ф. Сущность категории «свойство» / И. Ф. Лукьянов. М., 1982.

    Матузов Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. Саратов, 1987. С. 77–84.

    Патюлин В. А. Субъективные права граждан: Основные черты, стадии, гарантии реализации / В. А. Патюлин // Сов. гос-во и право. 1974. № 6. С. 23–28.

    Уемов А. И. Вещи, свойства и отношения / А. И. Уемов. М., 1963.

    Глава 8. Прирожденность и неотчуждаемость прав человека

    Прирожденность и неотчуждаемость - это ведущая идея второй главы Конституции Российской Федерации и один из принципов российского права. Конструкция - «прирожденные и неотчуждаемые права человека» является центральной правовой конструкцией межотраслевого института прав человека. Вместе с тем прирожденность и неотчуждаемость прав - это одновременно и свойства естественных прав человека.

    К сожалению, трактовка этих свойств не получила в юридической литературе широкого распространения. Дело в том, что в российском праве официальное закрепление они нашли относительно недавно, в 1993 г., в Конституции Российской Федерации. Этим фактом впервые в истории отечественного права положения о прирожденности и неотчуждаемости основных прав человека, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах о правах человека, были трансформированы в нормы Основного закона России (ч. 2 ст. 17).

    Данное обстоятельство диктует юридической науке необходимость провести правовой анализ прирожденности и неотчуждаемости как свойств основного права человека.

    Несмотря на то, что понятия «прирожденность» и «неотчуждаемость» всегда ставят рядом и через союз «и», - это не синонимы. Причем второе - есть следствие первого. Чтобы понять суть неотчуждаемости прав, необходимо исследовать содержание их прирожденности.