Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Обеспечение государственного управления. Курсовая работа Ресурсный потенциал государственного управления: инновационные технологии реализации

    Обеспечение государственного управления. Курсовая работа Ресурсный потенциал государственного управления: инновационные технологии реализации

    Правовое обеспечение - это различные законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы, являющиеся основой для функционирования органов управления.

    В нашем государстве единственным ресурсом права является нормативно-правовой акт (НПА). Иерархическая система нормативно-правовых актов может быть представлена следующим образом:

    ° Конституция;

    ° федеральные законы;

    ° указы Президента;

    ° постановления Правительства;

    ° нормативные акты министерств и ведомств;

    ° правовые акты субъектов федерации

    Итак, Конституция - это основной закон России. Ее верховенство и беспрекословность выполнения определяется по следующим принципам:

    1) принята в результате всенародного референдума;

    2) устанавливает базовые нормы общественного и государственного строя;

    3изменяется и применяется посредством усложненной процедуры правотворчества.

    Она содержит в себе 137 статей - нормы, относящиеся к различным отраслям права. Так для данной главы работы подходят нормы закона, определяющие полномочия высших законодательных органов власти по изданию нормативно-правовых актов (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108).

    Вторым видом НПА являются федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой, а после передаются для одобрения Советом Федерации. Закон считается принятым, если за него проголосовали больше половины всех членов верхней палаты, либо в том случае если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Существует особая группа федеральных законов -- это конституционные законы, которые принимаются по вопросам Конституции РФ и отличаются специальным методом принятия. Для принятия данного вида законов необходимо иметь три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации и две трети голосов от всех членов ГосДумы. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Вступают в силу эти законы одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования.

    В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации имеют право на осуществление собственного правового регулирования, включая принятие законов, причем таких, которые не могут противоречить федеральным законам. В этом и проявляется принцип единства правового режима на территории государства.

    Следующим видом являются указы Президента РФ. Так как, Президент -- глава государства, следовательно, издаваемые им нормативно-правовые акты также обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, однако стоят после Конституции и федеральных законов. В качестве объектов регулирования выступают направления внутренней и внешней политики. Если вдруг указ Президента противоречит Конституции и федеральным законам, то на основании заключения Конституционного Суда он утрачивает силу. Указы Президента достаточно быстро принимаются и вступают в силу относительно федеральных законов.

    Постановления Правительства. В силу того, что Правительство осуществляет исполнительную власть в стране, то оно принимает постановления и издает распоряжения. Особенностью нормативно-правовых актов Правительства является то, что они могут быть приняты только на основании законов РФ и указов Президента РФ.

    Нормативные акты министерств и иных ведомств могут издавать приказы, постановления, положения, письма, уставы, содержащие нормы права, в случаях, предусмотренных законами РФ, указами Президента и постановлениями Правительства. Они издаются для осуществления функций государственного управления в различных сферах общественной жизни. Для издания любого подведомственного акта требуется специальное указание вышестоящих органов, однако зачастую этого не требуется.

    Постановления министерств и иных органов исполнительной власти, которые связаны с правами и законными интересами граждан подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются в течение десяти дней после регистрации. Также, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ.

    Правовые акты государственной власти субъектов Федерации распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

    Общим признаком всех подзаконных актов России является то, что они, служат источником закона, т. е. их выполнение тем самым укрепляет режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации.

    Кроме того, общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай.

    Нормативный договор -- способ определения юридических прав и обязанностей граждан и юридических лиц. Он играет большую роль в международных отношениях. Однако он также важен в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. Это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Содержанием договора являются совместно установленные юридические права и обязанности. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора, чтобы он не противоречил действующему законодательству.

    Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу.

    Обычай - это юридическая норма, подкрепленная давностью применения. Некоторые ученые рассматривают обычай как первоначальный способ создания правовых норм. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, до сих пор продолжается процесс создания новых обычаев.

    Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай -- устный источник права, характеризующийся беспорядочностью, множественностью и разнообразием.

    Существуют обычаи делового оборота, в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в области предпринимательской деятельности правила поведения, не прописанные в основных законах РФ. В настоящий момент сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, однако дальнейшее развитие рыночных отношений потребует детального регулирования сложившихся обычаев.

    Ресурсы органов государственного управления как необходимое и сложное явление, еще не рассматриваются системно как на практи­ке, так и в науке.

    Именно ресурсы органов госуправления выступают после целепо-лагания важнейшим элементом в механизме госуправления. Как из­вестно, реализация управленческого решения, действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение гра­ждан и функционирование институтов общества, протекающий цик­лически, системно, с использованием комплекса средств для достиже­ния его цели и преобразования общественных отношений. Термин «ресурсы» означает средства, запасы, возможности, источники че­го-либо. Ресурсы органов госуправления - это все средства, методы, блага, обладание которыми и использование которых повышает способ­ность и возможность управляющего воздействия. Особое значение име­ют природные и человеческие ресурсы - самые ценные и к тому же ограниченные. К ним управленцам стоит относиться архибережно, научиться не транжирить национальное достояние, а обращаться к другого рода ресурсам, которые не требуют больших затрат и могут воспроизводиться и развиваться.

    К таким средствам, методам и благам относятся:

    Ресурс права, причем право здесь понимается в самом широ­ком смысле, не только конституции, законодательства, нормативные акты, но правовая культура людей;

    Ресурс демократии как соответствующей системы самооргани­зации жизни людей на основе их прав и свобод, антипод демонии власти;

    Ресурс организации как упорядочения, рационализации системы госуправления и процесса (деятельности) госуправления, в том числе при определении целей и принятии соответствующих политических и административных решений;

    Ресурс знания в самом широком смысле, включая информаци­онно-технологические возможности общества, формирующие мента­литет госслужащих, социально-психологические стереотипы поведе­ния, социальные и моральные нормы людей.

    Можно, очевидно, объяснить ресурсы через определенные матери­альные и духовные формы, условия какой-либо деятельности. И. Л.Бачило уточняет, что ресурсами выступает вся совокупность материальных и организационных условий, реальное состояние кото­рых обеспечивает качественную деятельность управленческих струк­тур, выделяет такие виды ресурсов: информационные, кадровые, фи­нансовые, научные, технологические.

    Нехватка, некомплектность ресурсов является часто причиной бед. Если ресурсов выделено недостаточно, работники понимают, что за­дание бессмысленно и соответственно относятся к нему. Цель уже не служит стимулом. Так, расхождение между словом и делом (призывом и неподкрепленными ресурсами) убивает желание и возможность дос­тичь повышения эффективности, производительности в работе орга­низации. Это определяет проблему совершенствования ресурсного обеспечения системы госуправления.


    Ресурсное обеспечение может совершенствоваться в количествен­ном и качественном отношениях. Качественное его улучшение, как правило, является более сложной проблемой, но и положительный эффект здесь значительнее. Например, увеличение численности лич­ного состава не создаст «профессионального ядра» кадров. Более того, квалифицированные работники способны решать стоящие перед сис­темой задачи не числом, а умением.

    Аналогичным образом обстоит дело с материально-техническим обеспечением. Так, тщательно продуманное территориальное размещение экспериментальных лабораторий, оснащенных техникой для производства сложных экспертиз, может удовлетворить потребности в их проведении с меньшими затратами, чем простое увеличение со­ответствующего оборудования и экспертов, и т. д. Естественно, совер­шенствование ресурсного обеспечения требует предварительного ана­лиза потребностей системы, конкретных органов госуправления и сте­пени их соответствия наличным резервам, а также возможности их перераспределения и использования с учетом научно обоснованных нормативов.

    Другая проблема ресурсного обеспечения госуправления связана с возникающими во все времена противоречиями между теми, кто вы­деляет ресурсы, и теми, кто их использует. Известно, у кого больше ресурсов, у того больше власти и возможностей. Ресурсы - это источ­ник реализации всех видов целей, но если есть заметные «ножницы» между целями-заданиями и целями самосохранения организации, нет гарантии, что выделяемые ресурсы будут использованы на благо наро­да, в Интересах дела. Бывает, что правительственная программа полно­стью достигла целей,- решила проблему, ради которой разрабатывалась, исчерпала свои возможности; бывает, что созданная с самыми благими пожеланиями программа терпит полный провал, нисколько не продви­нувшись к цели. В обоих случаях всегда есть момент, когда можно и нужно от нее отказаться и перераспределить выделенные ресурсы на продолжение перспективной работы или на новую программу, которую надо опробовать. Но ни одно государственное учреждение не способно решиться на это - это общая болезнь администраторов. Причина здесь в основном в нежелании лишиться выделенных средств.

    Итак, результаты деятельности никогда не совпадают абсолютно с полагаемой целью как идеальным предвосхищением будущего, ибо реальные связи всегда богаче, многостороннее любого идеального об­раза, существующего в сознании субъекта в момент постановки цели. Расхождение также детерминировано ресурсами, средствами реализа­ции цели. С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор ресурсов для ее достижения, с другой - та со­вокупность ресурсов, которыми располагает субъект, в общем виде предопределяет реально достижимые цели. Неправильный выбор средств означает невозможность достижения цели. Идеальное полагание будущей деятельности вне выбора определенных ресурсов, средств может означать, что речь идет не о конкретной цели, а лишь об абстрактном и туманном стремлении.

    Неоптимальность целей, взятых в качестве руководства к дейст­вию, часто выделяется уже после.того, как появились отрицательные последствия, неизбежные в данном случае.

    Вся история человечества свидетельствует, что формулирование целей государственного управления - дело крайне сложное. "Над этим процессом неумолимо довлеют три негативных фактора: субъективность; большое число целей, их изменчивость и противоречивость; неопределенность в развитии и функционировании государственного организма, его отдельных частей, которая передается сфере управле­ния и пронизывает ее (неполная определенность внешней среды и внутренних свойств государства имеет результатом неполную опре­деленность целей госуправления).

    «Демократическое государство» - Демократическое государство служит народу. Четвёртое: В таком государстве есть правительство. Анархисты – люди подчиняющиеся только своим законам и моральным устоям. Демократия - народная форма правления в которой высшей властью обладает народ. Демократия. Третье: в демократичном государстве должен быть парламент.

    «Государственное устройство» - Отсутствие единой системы законодательства. Унитарное. Выполнила: ученица 10 класса Иванова Мария. Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику каждой отдельной страны. Каждое государство сохраняет собственные вооружённые силы. Конфедерация не имеет единой денежной единицы. Отсутствует гражданство конфедерации.

    «Государство и общество» - Основной принцип идеального государства – общегосударственная добродетель. В обществе существуют: семья, селе- ние, государство, которое выше всего. Как общество развивается? 3. Аристотель об обществе и государстве. Мир расколот. Близкие к совершенству правление по закону. Основные функции мифов. Опора общества-средние слои.

    «Государство обществознание» - А) Абсолютная Б) Дуалистическая В) Парламентская. Обществознание 9 класс. А) Президентская Б) Смешанная В) Парламентская. Форма политического режима (каким способом осуществляется власть в обществе?). Общественный; классовый; политико-правовой. Функции государства: Форма государства: Власть. Форма правления (кто и как правит?).

    «Государственное и муниципальное управление» - Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Бакалавр решает профессиональные задачи. Стипендия имени ф. Горячева. Наши студенты и выпускники. Объекты профессиональной деятельности. Выпуск студентов дневного отделения ведётся с 1996 года. В 1990-е годы специальность была единственной в учебном заведении.

    «Мониторинг власти» - Основные методы общественного мониторинга деятельности органов власти и управления. Методы проведения общественного мониторинга деятельности органов власти и управления в республике казахстан. Понятие общественного мониторинга деятельности органов власти и управления. Основные требования к проведению мониторинга.

    Всего в теме 43 презентации

    Непосредственно заняты в обеспечении государственного управления человеческие ресурсы , то есть, прежде всего, трудовые ресурсы и кадровый состав государственных органов. Особенно значимая роль принадлежит государственным служащим.

    Трудовые ресурсы – это люди, работники предприятий всех форм собственности, объединенные для совместной деятельности. Кадровое обеспечение государственного управления и его эффективное использование ведется на законодательном уровне и исполнительными органами, которые оказывают влияние на формирование рынка труда страны и регионов, на миграционные процессы через политику занятости населения, организации системы общего и специального образования, профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации и т.д.

    Кадровое обеспечение административно-государственного управления требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и постоянно действующего аппарата профессионалов, которые концентрируют в своих руках исполнительно-распорядительные полномочия. Кадры государственных органов государственные служащие – корпус профессионально подготовленных специалистов разносторонне квалификации, способные по своим личным, деловым качествам и образованию компетентно выполнять функции административно-государственного управления.

    Кадровое обеспечение – это активная созидательно-организующая деятельность по реализации мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленная на удовлетворение потребности государственных органов в кадрах определенной специализации и квалификации; система целенаправленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебного продвижения.

    Механизм кадрового обеспечения государственной службы – это и система принципов, форм, методов, нормативно, документально признанных и меры, порядок осуществления кадровой деятельности.

    Эти меры и порядок включают взаимодействия специальных подразделений и людей в сфере организационно-управленческой, образовательной, нормативно-правовой, финансовой, научно-методической, нравственно-психологической. Лишь в системности всех элементов кадровая компонента дает спланированный эффект.

    Кадровое обеспечение административно-государственного управления реализуется через государственную кадровую политику. Цель государственной кадровой политики – формирование дееспособных трудовых коллективов, рациональное использование человеческих ресурсов страны, создание благоприятных условий для их всемерного развития. Она охватывает совокупность социально-экономических и политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе и ведется по трем основным направлениям :

    1) в области государственных предприятий, учреждений, организаций;

    2) в системах государственной службы на республиканском, региональном и местном уровне;

    3) в области негосударственных предприятий (акционерных, частных, арендных, компаний, фирм и т.д.).

    На основе государственной кадровой политики в каждом государственном органе, на государственном или частном предприятии может вырабатываться своя конкретная кадровая политика, вытекающая из целей, задач и функций соответствующего органа управления. Кадровая политика проводится через аппарат (администрацию), его структуры и персонал. Затрагивая все категории кадров общества, государственная кадровая политика для работников частной сферы, общественных организаций, не может быть столь же императивной, как для государственных служащих.

    Кадровая работа направлена на формирование наиболее работоспособного состава сотрудников. Для этой цели могут использоваться различные технологии и процедуры, специфичные для различных этапов развития организации и конкретных задач управления персоналом. Управление персоналом (практика работы с кадрами) - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организационных структур, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала с целями, стратегией, условиями и задачами развития. Сила организации, прежде всего, лежит в человеческом капитале. В практической плоскости это осознание реализуется через адекватность используемых методов, технологий, процедур управления персоналом, которые можно объединить в три подгруппы :

    1) методы формирования кадрового состава;

    2) методы поддержания работоспособности персонала;

    3) методы оптимизации кадрового потенциала. Они предстают как система, обеспечивающая постоянный ресурс развития организации во всех формах ее жизненного цикла.

    Вопросы государственной кадровой политики Республики Беларусь находят свое отражение в законодательных и других правовых актах, содержащих нормы и положения, регулирующие те или иные кадровые аспекты. К ним относится Конституция Республики Беларусь, законы, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления, программные и методические документы Правительства Республики Беларусь, а также другие нормативные правовые акты, относящиеся к данной сфере.

    Особая роль принадлежит кадрам, занятым на государственной службе и определяющим эффективность государственного аппарата.

    По данным учета, проведенного органами государственной статистики, общая численность работников органов государственной власти и местного самоуправления на 1 сентября 2002 года составила 67,3 тыс. человек, или 1,5% от занятого населения, в том числе, служащие государственного аппарата – 54,7 тыс. человек, или 1,2%. По сравнению с сентябрем 2001 года эта численность сократилась, соответственно, на 5,9% и на 5,8%. На 1 ноября 2002 года штаты должностей государственных служащих были укомплектованы на 97,5%.

    Характеристика органов государственного управления, с точки зрения качественного состава работающих в них, выглядит следующим образом.

    Основная часть государственных служащих (60,5%) в возрасте от 30 до 50 лет, молодежь до 30 лет составляет 18,5%, лица пенсионного возраста – 3,7%. Должности руководителей органов власти и их заместителей, руководителей управлений, отделов и т.п., их заместителей и главных специалистов, в основном, замещены лицами в возрасте 40-49 лет (около 40%). Более половины работников в возрасте до 40 лет заняты на должностях ведущих специалистов и специалистов более низких категорий.

    В 2002 году на государственную службу принято около 4 тыс. человек, не имеющих опыта работы в органах власти, из них 19% - на должности руководителей всех уровней, 26% - на должности главных специалистов и 55% - ведущими и другими специалистами.

    В органах власти преобладают государственные служащие, имеющие высшее образование (75,9%), причем, более высокий образовательный уровень - в республиканских (93,9%) и областных (86,9%) органах, в районных и городских он ниже (71,8%). Более одной трети (36%) государственных служащих составляют специалисты с высшим образованием по группе специальностей «экономика и управление», «государственное управление», 19% - с высшим техническим образованием, 18% - имеют педагогическое и гуманитарное, свыше 11% - юридическое образование.

    Введение

    Роль современного российского государства в управлении

    1 Понятие и сущность государственного управления

    2 Региональные начала в организации государственного управления

    Государственное управление территориальным развитием Красноярского края

    1 Государственная поддержка инвестиционной деятельности в системе государственного управления региональным развитием

    2 Нижнее Приангарье - регион пересечения федеральных, региональных и корпоративных интересов

    Заключение

    Список используемых источников

    Приложение

    Введение

    Теория управления - наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

    Управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь и признано самостоятельной областью деятельности человека только лишь в XX в.

    Государственное управление как форма реализации прерогатив государства - это деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений.

    Современное российское государство - это не СССР и не Российская империя до 1917 г., хотя оно и унаследовало от нее свое название. Россия в современных границах образовалась на основе одной из республик СССР - Российской Советской Федеративной социалистической республики (РСФСР), потеряв при этом 50% населения, столько же экономического потенциала, 25% территории в наиболее благоприятных южных широтах, которыми владела Российская империя до 1917 г. и СССР до 1990 г., когда в июне съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, а 31 октября 1990 г. Верховным Советом принят закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Перед новой, хотя и уменьшившейся в размерах Россией, встал вопрос: как управлять огромной территорией.

    Каждое государство располагает определенными природными ресурсами, финансовым капиталом, интеллектуальным потенциалом, и от того, каким образом организовано управление, зависит уровень социально-экономического развития государства. В широком смысле организация управления включает государственное устройство, состав всех действующих социальных институтов, органы государственной власти, территориальное устройство.

    Современное управление территориями основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правилаигры» и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

    В настоящее время Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ государственного управления, в том числе и регионального. XXI век характерен ускорением всех процессов, в том числе и процессом качества управления.

    Цель данной работы: изучение роли государственного управления в современной России.

    Объектом исследования является: государственное управление.

    Предметом: особенности государственного управления в регионе.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    изучить теоретические основы государственного управления в современной России;

    выявить роль государственного управления в регионе;

    раскрыть роль государственного управления в территориальном развитии Красноярского края.

    Теоретической и методологической основой являются публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, учебная и методическая литература, нормативно-правовые акты Красноярского края, а также ресурсы Интернет.

    Структура работы включает в себя: введение, основную часть из двух глав, заключение, список используемых источников и приложений.

    1. Роль современного российского государства в управлении

    1.1 Понятие и сущность государственного управления

    Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.

    Государственное управление - это деятельность органов власти по реализации законодательных, исполнительных, судебных властных полномочий государства в целях выполнения их функций как в общем, так и в отдельных составных частях.

    В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность часто именуется исполнительно-распорядительной.

    Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности:

    законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти;

    исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти;

    правосудие, осуществляемое системой судебной власти.

    Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:

    ) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;

    ) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти Конституция Российской Федерации.

    В узком смысле, государственное управление - это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Такое понимание государственного управления принято в административном праве и основано на ст. 10, 77, 78, 110-117 Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.

    Государственное управление как основная, определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государствен6ной деятельности имеет ряд признаков . Первый и главный признак, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации, указов Президента РФ.

    Второй признак государственного управления - его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой.

    Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти. Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий которые выражаются в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях. Они исполняют законы, распоряжаясь.

    В процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства :

    в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.),

    в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.),

    в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, занятость, культура и др.)

    в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

    Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

    Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. В зависимости от того, насколько совершенно государственное управление, настолько и деятельность государственного аппарата соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития.

    Практически государственное управление реализуется через такие формы организационной деятельности, как подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.

    Сегодняшний этап исторического развития Российской Федерации - это провозглашение в нашей стране наличия правового государства и создание зрелого гражданского общества. Одной из главных целей, которая поставлена перед нынешним этапом административной реформы в России, является определение подобающей роли и места гражданина в обществе и государстве. Гражданину должны быть предоставлены возможности реализовывать свои права и отстаивать нарушенные права в сфере государственного управления при условии соблюдения со стороны всех участников административных правоотношений принципа законности.

    Определение целей и основных задач, решаемых в процессе управления, обусловливает динамичность этой формы государственной деятельности. Каждый этап развития нашего государства, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре, направленными на улучшение деятельности аппарата исполнительной власти. Динамичность управленческой деятельности обеспечивает оптимальное решение задач общества.

    Государственное управление призвано служить в первую очередь интересам личности, общества и государства (именно в такой последовательности, если государство вправе называться демократическим). Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер. Субъектами государственного управления являются:

    государственные органы,

    органы местного самоуправления (муниципальные органы),

    а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.

    Исходя из вышеизложенного, государственное управление может быть определено как одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состоящая в практической организации осуществления его задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной и межотраслевыми сферами деятельности на основе и во исполнение законов.

    Цели государственного управления:

    социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

    политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

    обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

    организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

    Кроме того, существует иерархия целей, и каждая нижестоящая цель должна являться средством достижения вышестоящих целей.

    Современный период развития в России сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления - заменой административно-командной системы рыночной. Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижения науки и передового опыта. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

    Радикальное изменение парадигмы управления в России - системы взглядов на управление - во второй половине XX века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений. Так возникла настоятельная потребность в разработке новой парадигмы управления (Приложение 1 и 2).

    Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку является сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство. На государство возлагается регулирование внерыночных зон хозяйствования, таких как экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.

    Переход к новой системе хозяйствования обеспечивает значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В настоящее время в Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых возрастает. Это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, существенно упрощая систему управления народным хозяйством в целом, снижая энтропию - элемент случайности, способствуя повышению управляемости экономики России.

    1.2 Региональные начала в организации государственного управления

    Как правило, на всех уровнях формируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти. Различные уровни государственной власти имеют собственный круг полномочий, закрепленный в законодательстве страны. Отношения разных уровней власти носят конкурентный характер, и распределение полномочий между ними определяется теми преимуществами, которые имеет каждый из уровней. С одной стороны, центральные власти имеют лучшую информационную базу для принятия решений, могут привлекать наиболее квалифицированных специалистов, аккумулировать значительные финансовые и материальные ресурсы, представлять страну на международной арене. С другой стороны, региональные и местные органы власти лучше знают традиции и особенности конкретной территории, ее природные ресурсы, состояние предпринимательской деятельности, интересы и потребности местного населения.

    Конституция Российской Федерации закрепила федеративное устройство страны, что накладывает отпечаток на формирование региональных органов власти (83 субъекта с разными государственно-правовыми статусами: 21 республика, 46 областей, 9 краев, 2 города федерального значения, 4 автономных округов, 1 автономная область). Между ними существуют различия - по численности, экономическому уровню, культурно-образовательному уровню.

    Разграничение полномочий между различными уровнями государственного управления закреплено в Конституции Российской Федерации. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение Российской Федерацией и ее субъектами: государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства, государственная власть субъекта РФ - на его территорию.

    Следует упомянуть об особой его подсистеме - местном самоуправлении . Конституция РФ дает следующее определение местного самоуправления: «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

    Местное самоуправление - важный элемент демократического общества, поскольку оно является выражением власти народа и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Граждане страны осуществляют свое право на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления. Важно отметить, что по российскому законодательству органы местного самоуправления являются самостоятельными в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Более того, не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов их ведения.

    Федеративное устройство государства, природные, хозяйственные различия между регионами предопределяют актуальность повышения эффективности регионального управления, поиска оптимального варианта разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами.

    Под региональным управлением понимается государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации в их административно-территориальных границах всеми им подведомственными отраслями и сферами в соответствии с разграничением государственных полномочий между федеральными и субфедеральными органами.

    Регионализация государственного управления имеет объективные политические (демократия) и экономические (рынок) основы. Успешное проведение реформ возможно лишь при активной государственной политике, учитывающей специфику каждого региона. Неприемлемы ни чрезмерный централизм, не способный учесть многообразие местных условий, традиций, ни местничество, игнорирующее общенациональные интересы. Приоритет той или другой стороны может быть лишь временной мерой, обусловленной сложившимися конкретными обстоятельствами.

    Федеральный центр обеспечивает общность экономического и политического пространства единством системы управления, денежной, бюджетной, налоговой политики. Регион вправе применять свою тактику реформ в рамках единого правового поля с соблюдением общегосударственных интересов и без нанесения прямого или косвенного ущерба другим регионам.

    Главной целью регионального управления является повышение уровня благосостояния населения, проживающего на данной территории, рост экономического потенциала территории, улучшение качества жизни населения.

    Реализация целей и задач государственного управления осуществляется через систему функций , т.е. систему ролей, которую выполняет государственный аппарат управления для того, чтобы направить, организовать те или иные сферы общественной жизнедеятельности и оказывает на них определенное влияние ради достижения заранее спланированных целей.

    Общие - это те функции, которые присутствуют в любом управленческом взаимодействии субъекта и объекта управления. К ним относятся функции планирования, организации, мотивации, прогнозирования, контроля.

    Среди общих основных функций ведущей является функция планирования, с которой начинается составление целевых программ развития территорий и сфер деятельности. В рамках этой функции происходит анализ выделения основных экономических проблем территории, выделяется главная стратегическая цель, которую надо будет достичь при реализации этой программы; потом следует соответствующая иерархия подцелей, решение каждой из которых является достижением вышестоящей цели. Нижние уровни целей, которые достигаются каждым отдельным субъектом управления, двигаются поэтапно от одной цели к другой более высокого уровня. В рамках этой же функции планируются ресурсы, которые необходимо задействовать для реализации данной программы: планируются система управления реализации этой программы, структуры исполнителей, система контроля и критерии отчетности, способы достижения цели и сроки реализации. Эта функция связана с функцией прогнозирования, т.к. прогноз в данном случае есть набор вероятных сценариев развития событий, последствий реализации и сценарии ответных действий определенных структур по устранению последствий и внесение корректив в план действий.

    Функция организации заключается в разработке и утверждении регламентов, инструкций, требований, нормативов, порядка управления, регулирования и деятельности задействованных в программе структур и служб. Мотивация сводится к тем или иным видам материального стимулирования задействованных работников с целью побудить их к более эффективному, производительному труду, а также привлечение их к ответственности в определенных случаях. На протяжении всего управления реализации программы присутствует контроль с целью соблюдения законности, дисциплины, анализа достигнутого и проблем, связанных с отклонением от намеченных целей для того, чтобы вовремя пресекать подобные отклонения, корректировать своё управленческое воздействие в рамках реализации программы.

    Специфические функции находят свое применение в частных конкретных проявлениях, возникающих на практике ситуаций, при которых необходимо действовать от имени государства, реализуя его компетенцию: проведения выборов, правоприменения, лицензирования деятельности отдельных субъектов и т.д.

    Со всеми этими функциями тесно связаны методы управления , т.е. способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного государственного развития. В региональном управлении применяются свои собственные методы и средства, которые представляют собой совокупность способов и методов воздействия субъекта управления на управляемый объект.

    Под методами государственного управления понимаются официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.

    Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики государства.

    При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

    При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

    Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными - осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

    Средства государственного управления - это инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе. В государственном управлении средства могут быть:

    техническими (средства труда государственных служащих, электронные, космические);

    специальными (средства военные, правоохранительные, таможенного и пограничного контроля, обеспечения госбезопасности, гражданской обороны, дипломатические);

    сугубо экономическими (денежная эмиссия);

    нормативными (те или иные нормативно-правовые акты);

    информационными и коммуникационными (средства правительственной связи и информации) и др.

    Методы делятся на основные группы: организационные; экономические; социально-психологические.

    методы организационной группы - система воздействия на организационные отношения внутри системы регионального управления и выражаются в таких актах, как приказы, должностные инструкции, распоряжения, распределение полномочий;

    к экономическим методам относится совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий через нормативно-правовую базу и организационную систему для решения задач социально экономического развития;

    к социально-психологическим методам относятся способы воздействия, основанные на использовании определенных социально-психологических факторов.

    Таким образом, с помощью методов и средств государственного управления осуществляются функции государственного управления, достигаются цели, которые ставит перед собой субъект государственного управления. Разнообразие методов и средств государственного управления позволяет сделать процесс управления гибким, динамичным, эффективным.

    В процессе приобретения регионами некоторой относительной самостоятельности при проведении экономической, финансовой политики формируется новая региональная сфера интересов и ответственности, появляется новое понятие - региональный интерес , который находится в некотором противоречии с государственным интересом. К региональным интересам относится:

    соответствие уровня образа жизни государственным стандартам означает, что каждый регион должен стремиться соответствовать среднестатистическому уровню жизни в стране;

    наличие у региона собственности, прочих материально-финансовых ресурсов, достаточных для того, чтобы обеспечивать исполнение своих полномочий в полном объёме в пределах своей компетенции;

    наличие инфраструктуры для развития как внутрирегиональных, так и межрегиональных торгово-экономических и социально-культурных связей;

    наличие или отсутствие природно-ресурсного потенциала;

    обеспечение стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации в регионе.

    Региональные методы управления пересекаются с региональными интересами и должны быть направлены исключительно на обеспечение этих региональных интересов.

    Система регионального управления функционирует на основе общих целей и принципов, как для федеральных, так и для региональных органов власти и включает в себя:

    Систему государственных органов как федеральных, так и региональных, так как они постоянно взаимодействуют между собой при проведении мероприятий на территории региона. Взаимодействие начинается с президента РФ, причем полномочия президента не конкретизированы в той части, которая касается вопросов организации руководства всеми отраслями и сферами управления в стране в целом, по этому на практике президент издает свои указы по разным вопросам, которые могут касаться деятельности региональных органов власти.

    Правительство РФ, которое применительно к региональной политике объединяет и направляет на федеральном уровне деятельность федеральных органов иих территориальных подразделений отраслевого и межотраслевого направления. Председатель правительства РФ по определенным вопросам имеет прямую власть над главами регионов, так как на него возглавлен контроль по осуществлению ими социально экономических вопросов. Органы исполнительной власти субъектов федерации исполняют свои полномочия в соответствии с принципом разграничения между федеральным и региональным уровнем компетенции.

    Систему государственной службы.

    Совокупность реализуемых государственными органами функций, используемые средства для осуществления этих функций.

    Систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, необходимый документооборот.

    Особенности нашей страны (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики и др.) требуют более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и, соответственно, страны в целом. Многие вопросы развития регионов: использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, поддержки малого предпринимательства и др. успешнее решаются именно на региональном уровне.

    Одной из проблем социально-экономического развития в эпоху глобализации является возрастающая межрегиональная экономическая дифференциация. Неоднородность экономического пространства оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, социально-экономическую политику любого государства.

    В России вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионамневозможен.

    У всех регионов есть несколько сфер управления, которые одинаково важны для каждого региона: управление политической жизнью региона, сферы материального производства, финансово-кредитная сфера, потребительский рынок, соционально-бюджетный комплекс, использование природных ресурсов, управление общественной безопасностью, управление информационной средой.

    Однако, у каждого региона имеются несколько приоритетных только для него сфер деятельности, который меняется в зависимости от ряда основных факторов: демографический состав населения, национально-конфессиональный состав населения, географическое положение, климат, состояние хозяйственного регионального комплекса, социально-экономический потенциал региона и др.

    Чаще всего регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной поддержки отдельных программ. Программирование регионального развития является одним из наиболее активных стимулирующих методов региональной политики и представляет собой совокупность инструментов направленных на стимулирование регионального развития.

    Таким образом, в конце ХХ- начале XXI столетия формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно-технического прогресса - обусловили необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления.

    Современный этап развития России характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем, усилилась роль регионального управления, так как именно через регионы осуществляется руководство федеративным государством в целом. Следовательно, основные функции государственного управления практически реализуются на территории субъектов Федерации.

    2. Государственное управление территориальным развитием Красноярского края

    2.1 Государственная поддержка инвестиционной деятельности в системе государственного управления региональным развитием

    государственный инвестиционный региональный управление

    Красноярский край - один из российских регионов-лидеров по уровню инвестиционной активности. По объему привлеченных инвестиций край входит в первую десятку в РФ.

    Социально-экономическое развитие Красноярского края представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти.

    Формирование территорий сопряжено с дополнительными финансовыми затратами, бремя которых несут как бизнес, так и государство. Роль государственного управления сводится к созданию условий динамичного развития данной территории. Региональная власть в Красноярском крае ведет активную поддержку инвестиционной деятельности: приняты региональные законы и постановления, главная задача которых - создание благоприятной инвестиционной среды. В регионе активно используются механизмы государственно-частного партнерства.

    Для поддержания инвестиционной деятельности Правительство Красноярского края привлекает к сотрудничеству федеральные институты и различные инструменты стимулирования инвесторов.

    В Красноярском крае действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий, утвержденная нормативными правовыми актами, которые определяют правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории региона, а также устанавливают формы и методы поддержки, защиты прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти края и органов местного самоуправления.

    Обе ветви власти в Красноярском крае, законодательная и исполнительная, ведут активную поддержку инвестиционной деятельности. В регионе принято множество законов и постановлений, главная задача которых - создать на территории края благоприятную инвестиционную среду.

    Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим оказание государственной поддержки, является Закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае».

    Государственная поддержка инвестиционной деятельности предоставляется в следующих формах:

    .субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов, и лизинговым платежам;

    .бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц в целях реализации инвестиционных проектов и (или) на строительство объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, включая разработку проектно-сметной и разрешительной документации;

    .государственные гарантии края;

    .инвестиционные налоговые кредиты по региональным налогам;

    .льготы по налогам.

    Также были предусмотрены средства краевого бюджета на финансирование крупных инвестиционных проектов, среди которых «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» и «Новалэнд».

    Наглядно некоторые объемы государственных гарантий представлены на рис.1-3.

    Рисунок 1 - Бюджетные инвестиции в инвестиционные проекты, млн руб.

    Рисунок 2 - Динамика объема субсидий, выданных на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов на реализацию инвестиционных проектов или лизинговых платежей, млн руб.

    Рисунок 3 - Объем государственных гарантий, выданных Правительством Красноярского края, млн руб.

    В регионе формируется система по отбору инновационных проектов, запланирована серьезная бюджетная поддержка инновационной деятельности. Красноярский край стал базовой площадкой для создания технологической платформы «Национальная информационная спутниковая система» (с участием в качестве ключевых субъектов ОАО «ИСС», ОАО «Красмаш», СибГАУ). Ведется работа по созданию региональных технологических платформ.

    В части физической инфраструктуры в Красноярском крае функционирует региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор площадью более 4 тыс.кв.м. На базе бизнес-инкубатора создается Центр прототипирования с уникальным оборудованием. К 2014 году планируется разместить на площадях бизнес-инкубатора порядка 50 резидентов.

    2.2 Нижнее Приангарье - регион пересечения федеральных, региональных и корпоративных интересов

    Действенным методом осуществления активной совместной государственной и региональной политики является целевое финансирование стратегических проектов.

    На сегодняшний день приоритетным направлением государственной поддержки в Красноярском крае является инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья».

    Нижнее Приангарье - регион Красноярского края, объединяющий пять районов, расположенных в низовьях течения реки Ангара и среднего участка Енисея к северу и северо-востоку от Красноярска: Енисейский, Богучанский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский районы и три города - Енисейск, Лесосибирск и Кодинск. Площадь территории около 260 тыс. кв. км. Численность населения около 230 тыс. человек.

    Это государственно-частный проект по созданию нового промышленного района в Красноярском крае на базе электроэнергии Богучанской ГЭС и ресурсного потенциала региона.

    Нижнее Приангарье является богатейшим регионом не только Красноярского края, но и всей России. Поэтому Нижнее Приангарье является объектом пристального внимания федерального центра и крупного бизнеса. Совпадение интересов развития страны и Красноярского края обеспечило начало реализации беспрецедентного в новейшей истории России проекта комплексного освоения территории на основе государственно-частного партнерства

    Государственный координатор проекта - Правительство Красноярского края

    Ответственные исполнители комплексного инвестиционного проекта: Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Министерство энергетики Российской Федерации.

    Участники комплексного инвестиционного проекта: открытое акционерное общество «Корпорация развития Красноярского края»; открытое акционерное общество «Русский алюминий»; открытое акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания»; Внешэкономбанк.

    В рамках проекта государство за счет средств Инвестиционного фонда РФ финансирует развитие инфраструктуры, что позволяет бизнесу инвестировать в строительство новых промышленных объектов.

    Составляющие проекта освоения Нижнего Приангарья:

    ) проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» - 274 429 млн. рублей (в т.ч. средства Инвестиционного фонда РФ - 41192 млн. рублей, средства бюджета Красноярского края - 702 млн. рублей);

    ) проект «Подготовка к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» - 13685 млн. рублей (в т.ч. расходы Красноярского края - 924 млн. рублей).

    В настоящее время заключены государственные контракты и ведется строительство полного комплекса объектов. Стоимость проекта - 26376,03 млн. рублей.

    Срок реализации проекта - 2006 - 2015 годы.

    Реализация проектов в сфере развития инфраструктуры и электроэнергетики даст толчок к развитию в регионе энергоёмких производств. Прежде всего, это алюминиевый завод в Богучанском районе, целлюлозно-бумажные комбинат в Богучанском районе. Реализация проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры позволит активно осваивать лесные ресурсы правобережья Ангары и нефтегазовые месторождения на юге Эвенкии.

    Таким образом, участие государства в управлении регионами заключается главным образом в оказание финансовой поддержки различным социально-экономическим программам.

    Заключение

    Вопрос о месте и роли современного государства в управлении обществом является одним из центральных как в теории, так и на практике. Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство - это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы.

    Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму.

    С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

    В работе были рассмотрены теоретические аспекты государственного управления в современной России, его целей, принципов, структуры, особенностей реализации в развитие регионов.

    В практической части проведен анализ инвестиционной политики государства в региональном развитии Красноярского края. Формирование территорий сопряжено с дополнительными финансовыми затратами, бремя которых несут как бизнес, так и государство. Роль государственного управления сводится к созданию условий динамичного развития данной территории.

    Действенным методом осуществления активной совместной государственной и региональной политики является целевое финансирование стратегических проектов, которых в настоящее время насчитывается около 80. Приоритетным направлением государственной поддержки в Красноярском крае является инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья.

    Список используемых источников

    1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009. №4. - Ст.445.

    .Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2006 №1708-р (ред. от 14.12.2011) «Об инвестиционных проектах, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 25.12.2006. - №52 (ч. III). - Ст.5606.

    .Закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае»

    .Закон Красноярского краяот 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края.

    .Алехин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики / Э.В.Алехин. - Пенза: ПГУ, 2011. - 225 с.

    .Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций /Г.В.Атаманчук. - М.: Омега-Л, 200. - 448 с.

    .Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник / И.А.Василенко. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

    .Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов / Н.И.Глазунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 560 с.

    .Голощапов Р.В. Государственное управление: Учебное пособие / Р.В.Голощапов, А.Г.Пятков. - Хабаровск: ДВАГС, 2005. - 183 с.

    .Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под. ред. В.А.Козбаненко - М.: Статут, 2000. - 612 с.

    .Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Учебник. Т. 2 / Н.М.Добрынин; Науч. ред. А.Н.Митин. - Новосибирск: Наука, 2010. - 519с.

    .Идиатуллина К.С.Система государственного управления: Учебное пособие / К.С.Идиатуллина. - Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2006. -164 с.

    .Красноярский край. Территория развития. Инвестиционный паспорт 2011-2012. - Красноярск, 2011. - 32 с.

    .Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление Учебное пособие/ Е.Г.Коваленко. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с.

    .Кузнецов В. В. Местное самоуправление в системе государственного управления: учебное пособие / В.В.Кузнецов, В.В.Ваховский. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 127 с.

    .Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций / Е.П.Михалева. - М. Юрайт-Издат, 2008. - 175 С.

    .Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс / Е.В.Охотский. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2008. - 548 с.

    .Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / А.И.Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 720 с.

    .Романов В.Н. Система государственного и муниципального управления: учеб. пос. / В.Н.Романов, В.В.Кузнецов. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. -153 с.

    .Стратегии пространственного развития Красноярского края. - Красноярск, 2007. - 88 с.

    .Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л.Гапоненко, АЛ.Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 558 с.

    .Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е.Чиркин. - М.: Юристъ, 2005. - 379 с.

    Приложения

    Приложение 1

    Основные положения старой и новой парадигмы управления

    Приложение 2

    Сравнительный анализ старой и новой парадигмы управления в России

    Приложение 3

    Реестр инвестиционных проектов Красноярского края

    ЗаявительНазвание проектаСумма, т.р.Форма государственной поддержкиФГУП "Горно-химический комбинат" (г. Железногорск)"Развитие производства полупроводникового кремния"8170000Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектовФГУП "Красноярский машиностроительный завод""Организация производства каталитической переработки нефти"90337,5Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектовООО "Соврудник""Расширение производственных мощностей и увеличение объемов золотодобычи"317840Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектовОАО "Красноярсккрайуголь""Расширение разреза "Переясловский" ОАО "Красноярсккрайуголь" до мощности 7 миллионов тонн угля в год"1039350Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектовОАО Племенной завод "Шуваевский""Строительство, реконструкция и модернизация ОАО Племенной завод "Шуваевский"320000Бюджетные инвестиции, государственные гарантии краяЗАО "Краслесинвест"Создание в Богучанском районе Красноярского края лесоперерабатывающего комплекса по производству беленой хвойной крафт-целлюлозы, крафт-лайнера, продукции лесопиления и деревообработки, МДФ72300000Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесовООО "Кингашская ГРК""Создание нового горно-обогатительного комплекса на юго-востоке Красноярского края"39680000Бюджетные инвестицииООО "Минусинский лес""Организация лесозаготовок, деревообработки и плитного производства в условиях долговременной аренды лесов"7452900Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесовООО "КЛМ-ЭКО""Развитие деревообрабатывающего комплекса в г. Красноярске"470000Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесовООО "Трансслес""Техническое перевооружение завода ООО "Трансслес" в п. Березовка Березовского района Красноярского края"691888Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектовООО "Енисейский фанерный комбинат""Развитие бизнеса в лесопереработке на базе ООО "Енисейский фанерный комбинат" (Создание лесоперерабатывающего производства на базе ООО "Енисейский фанерный комбинат" в городе Сосновоборске)"7804905Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектовООО Корпорация строителей Красноярска "Центр""Строительство малоэтажного жилья и коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры района "Новалэнд"9217360Бюджетные инвестицииООО фирма "Мастер""Организация промышленного производства по глубокой переработке массивной древисины"1482406Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесовООО "АэроГео""Приобретение воздушных судов ЦЕССНА 208Б"376467Субсидия на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей, уплачиваемых лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизингаЗАО "Свинокомплекс "Красноярский""Строительство свиноводческого комплекса в Большемуртинском районе Красноярского края с цехом по первичной переработке свиней"5904882Бюджетные инвестиции

    Реестр заявлений, поступивших от принципалов, и принятых Инвестиционным советом

    ПринципалСумма, т.р.ООО "Центр расчетов и инвестиций Красноярск 2020"296 461,4ООО "Шушенская марка"200 000,0ООО "ЛПЗ "Сегал"72 220,0ООО "ДПМК Ачинская"539 243,3ОАО Племенной завод "Шуваевский"232 358,9ООО "Центр расчетов и инвестиций Красноярск 2020"53 550,0ООО "Кодинский деревообрабатывающий комбинат" (ООО "КОДОК")208 440,0ОАО "Красавтодорстрой"209 674,0ООО "Центр расчетов и инвестиций Красноярск 2020"83 198,9ООО "Центр расчетов и инвестиций Красноярск 2020"417 851,5ООО ФСК "Монолитинвест"173 512,1ООО "Новый город"288 586,3ООО "Производственно-строительная компания КРАСНОЯРСК 2020"41 286,5ОАО "Лесосибирский ЛДК №1"1 000 000,0ООО "Монолитстрой"330 000,0ООО "Производственно-строительная компания КРАСНОЯРСК 2020"199 815,9


    Реализация проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»

    НаименованиеСтоимость млн. рубПериод реализацииФинансированиеВыполненоI. Строительство объектов инфраструктуры проекта "КРНП" (компетенция Красноярского края)Строительство объектов схемы выдачи мощности БоГЭС (СВМ БоГЭС)26 376,032007-2012На строительство объектов СВМ БоГЭС в краевой бюджет перечислено средств Инвестиционного фонда РФ в сумме 21 973,44 млн. рублей. Перечислено подрядным организациям - 17 234,6 млн. рублей. Стоимость выполненных подрядными организациями работ - 14 830 млн. рублей.5 из 8 объектов находятся в высокой степени готовности, проводится работа по подготовке к вводу объектов в эксплуатацию.ВЛ 500 кВ "БоГЭС-ПС Ангара", 1-я линия2 403,8482011Завершены строительно-монтажные работы, устранены замечания рабочей комиссии. Объект готовится к вводу в эксплуатацию.ВЛ 500 кВ "ПС Ангара-ПС Камала-1"4 562,2082011Завершены строительно-монтажные работы, устраненяются замечания рабочей комиссии. Объект готовится к вводу в эксплуатацию.ПС 500 кВ "Ангара"6 300,0002011Строительно-монтажные работы завершены, завершаются пуско-наладочные работы. Объект готовится к постановке под напряжение согласно пусковой схеме.Расширение ПС "Камала-1"766,7912011Открытый пункт перехода 500 кВ на БоГЭС2 204,4752011Выполняются строительно-монтажные и пуско-наладочные работы.ВЛ 500 кВ "БоГЭС-ПС Ангара", 2-я линия3 129,3952011Выполнены изыскательские работы. Осуществляется рубка просеки (выполнено 24%), монтаж фундаментов (2%).ВЛ 500 кВ "ПС Ангара-ПС Тайшет-2 (Озерная)"4 443,4082011Выполнены изыскательские работы. Выполняются топографические работы (95%).Расширение ПС "Тайшет-2 (Озерная)"677 706,0002012Выполняются изыскательские работы.Строительство железнодорожной линии Карабула-Ярки6 477,5202008-2011На строительство железнодорожной линии в краевой бюджет перечислено средств Инвестиционного фонда РФ в сумме 6 316,52 млн. рублей. Перечислено подрядным организациям - 5 451,04 млн. рублей. Стоимость выполненных подрядной организацией работ - 5 102,41 млн. рублей.Выполнено верхнее строение пути на протяженности 21,4 км. (из 43 км.), завершено строительство притрассовой автодороги, монтаж путепроводов, мостов на притрассовой автодороге. Полностью выполнено земляное полотно под верхнее строение пути. Выполняются работы по устройству 21,6 км верхнего строения пути, работы по установке оборудования систем сигнализации, связи, электроснабжения объекта.Строительство автомобильной дороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск3 092,8602007-2011Средства Инвестиционного фонда РФ на строительство участков автодороги поступили в бюджет края в полном объеме. Перечислено подрядным организациям - 3 089,7 млн. рублей. Выполнено работ на сумму - 3 089,7 млн. рублей.Работы по строительству и реконструкции всех 15 участков автодороги завершены. Общая протяженность - 141,12 км, из них в переходном типе покрытия - 51,12 км, в асфальтобетоне - 90 км.Строительство мостового перехода через р. Ангара5 245,2602007-2011Средства Инвестиционного фонда РФ на строительство мостового перехода поступили в бюджет края в полном объеме. Перечислено подрядным организациям - 4 572,66 млн. рублей. Выполнено работ на сумму - 4 573,84 млн. рублей.Завершены работы по устройству опор моста (17 штук), буронабивных столбов (38 штук), закончена сборка и надвижка пролетных строений (1562 п.м.). Завершены работы по устройству дорожной одежды, перильного ограждения. Завершаются работы по благоустройству. Производятся работы по установке барьерного ограждения, лестничных сходов, электротехнические работы.II. Строительство объектов промышленности проекта "КРНП" (частные инвесторы проекта)Достройка Богучанской ГЭС (ОАО "РусГидро", ОК "РУСАЛ")79,26 млрд. рублей2006-2013Инвесторами профинансировано 65 994 млн. рублей. Выполнено работ на объекте на сумму 53 934 млн. рублей.Производятся работы по монтажу первых трех (из 9ти) гидроагрегатов суммарной мощностью 540 МВт. Поэтапный пуск первых гидроагрегатов станции - с 01.04.2011. Ввод ГЭС на полную мощность до 30.09.2013.Строительство Богучанского алюминиевого завода (ОК "РУСАЛ", ОАО "РусГидро").66,5 млрд. рублей2007-2015Инвесторами профинансировано 9 789,4 млн. рублей. Выполнено работ на объекте на сумму 4 391,6 млн. рублей.По информации ОК "РУСАЛ" готовность первого пускового комплекса завода - 30% (ввод в эксплуатацию - 2013 год). Ввод объекта в эксплуатацию на полную мощность (3000 МВт) - 2015 год.Строительство Богучанского лесопромышленного комплекса (ГК "Внешэкономбанк")86,77 млрд. рублей2007-2013Инвесторами профинансировано 82 049,1 млн. рублей. Выполнено работ на объекте на сумму 60 421,1 млн. рублей.Разработана проектно-сметная документация на строительство лесопильного завода, проектная документация по транспортной и энергетической инфраструктуре. Проводится проектирование рабочего поселка. Осуществляется подготовка площадки к строительно-монтажным работам.III. Подготовка ложа водохранилища БоГЭС (компетенция Красноярского края)Переселение граждан, проживающих в зоне затопления.3 632,5342006-2011Мероприятия, связанные с переселением граждан завершены.Переселены все граждане, проживающие в зоне затопления - 4 905 человек (1 626 семей). Построено и введено в эксплуатацию 2 094 квартиры в городах-рецепиентах (100%).Лесоочистка спецучастков ложа водохранилища1 526,2882009-2011Профинансировано подрядной организации - 1 399,863 млн. рублей, выполнено работ на сумму 1 407,484 млн. рублей.Выполнено лесосечных работ на площади 12 922,02 га (из 13 320,79 га) - 97 %.Санитарная очистка ложа водохранилища337,8042009-2011Профинансировано подрядной организации - 237,380 млн. рублей, выполнено работ на сумму 110,072 млн. рублей.Выполнены работы в 26 (из 34 населенных пунктов) - 76,4 %.

    Приложение 5

    Карта-схема объектов проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»