Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Одна из причин аварий техногенного характера. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. Это должен знать каждый

    Одна из причин аварий техногенного характера. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. Это должен знать каждый

    Содержание
      Введение………………………………………………………… …………….3
      Техногенные чрезвычайные ситуации. Их классификация………………..3
      Понятие об аварии и катастрофе. Факторы их возникновения……………5
      Последствия аварий и катастроф…………………………………………….7
      Крупнейшие аварии и катастрофы XX века………………………………...8
      Заключение…………………………………………………… ……………..13
      Список использованной литературы……………………………………….14

    1. Введение
    На всех стадиях своего развития человек связан с окружающим его миром и средой обитания. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые «Чрезвычайные Ситуации» (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза.
    Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

    2. Техногенные чрезвычайные ситуации. Их классификация
    Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.
    Техногенные чрезвычайные ситуации – это ситуации, происходящие в большинстве своем в техносфере и связанные, как правило, с производственной деятельностью человека, приводящей к авариям или катастрофам, в результате которых нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровья, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
    Специалисты разделяют техногенные чрезвычайные ситуации на 10 типов по объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения:

    В свою очередь, каждый тип аварий (катастроф) подразделяют на отдельные виды:

    Считается, что человеческими ошибками обусловлены 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% – при авиакатастрофах и 80% – при катастрофах на море.
    Наиболее вероятными являются аварии на больших технологических системах, что обусловлено увеличением их числа, сложности, ростом мощности агрегатов и территориальной концентрации аварийно–опасных объектов.

    3. Понятие об аварии и катастрофе. Факторы их возникновения
    Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, пожаро– и взрывоопасных технологий и производств.
    Авария происшествие в технической системе, которое приводит к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально–бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
    Катастрофа – происшествие в технической системе; крупная авария, влекущее за собой трагические последствия. Катастрофы сопровождаются разрушением зданий, различных сооружений, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.
    Основными факторами возникновения опасностей и ЧС техногенного характера являются:
    нарушение трудовой и технологической дисциплины;
    ошибки при проектировании и строительстве;
    грубое нарушение регламентированных требований безопасности (промышленной, пожарной, санитарно–эпидемической и т. п.);
    использования плохого качества конструкций, материалов и сырья;
    износ оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств и основных производственных фондов;
    увеличение количества потенциальных опасных объектов;
    кризисные явления в экономике и спад производства;
    концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;
    нехватка квалифицированных кадров, обладающих культурой безопасности на производстве и в быту;
    усложнение технологий и режимов управления современными производствами;
    конструктивные недостатки и неисправность оборудования;
    существенное ухудшение материально– технического снабжения;
    недостаточный уровень предупредительных мероприятий по уменьшению масштабов и последствий чрезвычайных ситуаций, снижению риска их возникновения.
    Перечисленные факторы повышают риск возникновения опасных ситуаций, аварий и катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

    4. Последствия аварий и катастроф
    Характер последствий аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария, как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются здания, повреждается техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Особую опасность представляют взрывы на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.
    Возникающие при авариях и катастрофах пожары могут вызвать взрывы, которые в свою очередь могут быть вторичной причиной пожара. Знание причин возможных производственных аварий на том или ином предприятии и всесторонняя оценка опасности, которую может представлять предприятие в случае аварии для рабочих и служащих и проживающего вблизи населения, позволяют:
    – правильно определить мероприятия по предупреждению аварий;
    – предусмотреть необходимые меры по защите людей и снижению ущерба в случае возникновения аварии.
    Большое значение имеют своевременность и полнота проведенных оргмероприятий по предупреждению аварий и катастроф. К таким мероприятиям относятся:
    – организация устойчивости системы управления в любых возможных условиях обстановки;
    – на каждом объекте должен быть разработан план ликвидации возможных аварий, организована подготовка рабочих и служащих к работе в аварийных условиях, предусмотрен резерв сил и средств для ликвидации последствий аварии.
    Разработка этих мероприятий позволяет заблаговременно подготовить необходимые силы и средства, обеспечивающие успешную ликвидацию аварий в кратчайшие сроки.

    5. Крупнейшие аварии и катастрофы XX века
    Аэрокосмические катастрофы
    9 сентября 1913г. – вблизи острова Гельголанд потерпел крушение немецкий «цеппелин» L 1. Большая часть экипажа утонула.
    4 декабря 1933г. – упал в воду и разрушился американский дирижабль «Акрон». Это самая страшная катастрофа дирижабля, при которой погибли 73 человека.
    30 января 1934г. – стратостат «ОСОАВИАХИМ 1», установивший мировой рекорд высоты 22 км, потерпел аварию. Погиб экипаж из трех человек.
    18 мая 1935г. восьмимоторный агитационный самолет «Максим Горький» («АНТ 20») столкнулся с самолетом сопровождения. Погибли 80 человек пассажиров и 8 членов экипажа.
    3 мая 1953г. во время сильной бури разбился первый в мире реактивный лайнер «Комета – 1 G – ALYV». Место катастрофы Калькутта, Индия. Погибли 43 человека.
    16 марта 1969г. – самолет «DC – 9» разбился после взлета из Маракайбо, Венесуэла. 155 человек погибли.
    30 июня 1971г. разгерметизация станции «Союз 11» при возвращении на Землю. Сгорели три советских космонавта: Волков, Добровольский и Пацаев.
    3 марта 1974г. – турецкий «DC – 10» разбился недалеко от Парижа из-за разгерметизации грузового отсека. 346 человек погибли.
    3 августа 1976г. – «Боинг – 707» врезался в склон горы недалеко от Агадира, Марокко. Погибли 188 человек.
    27 марта 1977г. – два «Боинга – 727» столкнулись на взлетно посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Количество жертв – 582.
    25 мая 1979г. – «DC – 10» разбился после взлета в международном аэропорту «О"Хара», Чикаго, США. 275 погибших.
    19 августа 1980г. самолет «Тристар» Саудовских авиалиний сгорел после аварийной посадки в Эр–Рияде. 301 человек погиб.
    12 августа 1985г. японский «Боинг 747» врезался в гору Огура, Япония. 520 погибших.
    28 января 1986г. космический корабль «Челленджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. 7 астронавтов сгорели в считанные секунды.
    11 июля 1991г. – нигерийский «DC – 8» разбился при посадке в Джидде. 261 жертва.
    12 ноября 1996г. после взлета из аэропорта Дели (Индия) «Боинг 747» Саудовской авиакомпании столкнулся с «Ил 76» компании «Казахские авиалинии», заходившим на посадку. Погибли 372 человека.
    6 декабря 1997г. сразу же после взлета с Иркутского аэродрома транспортный самолет «Руслан» рухнул на близлежащие дома, жители которых и экипаж погибли.
    2 сентября 1998г. аэробус «Макдонел Дуглас» упал в море недалеко от Галифакса, Канада. 229 человек погибли.
    Взрывы
    10 марта 1906г. страшная катастрофа начала века в Европе. От взрыва на руднике «Курьерс», Франция, погибли 1060 человек.
    6 декабря 1917г.
    и т.д.................

    С развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.

    Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически и взрывопожароопасных производств и технологий.

    Таких производств в России насчитывается около 45 тыс., а возможность возникновения аварий на них усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением своевременно соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

    Отмечено, что в последнее время в мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций. В настоящее время они составляют примерно 75-80% от общего числа чрезвычайных ситуаций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.

    Большой ущерб стране наносят пожары . Максимальное количество пожаров в жилом секторе и на объектах экономики фиксируется в осенне-зимний период. Общее количество пожаров в этот период увеличивается на 5%, а количество крупных пожаров - на 40% по отношению к другим месяцам года. В 2008 г. пожаров в жилом секторе произошло 1605, погибло 3628 человек. Причиненный материальный ущерб составил миллиарды рублей. Основной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% - неосторожное обращение с огнем, 30% - неисправность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).

    Пожар на промышленном объекте - металлургическом заводе «Серп и молот». Площадь возгорания составила 5000 м 2 . Май 2005 г.

    Радиационно опасные объекты . В России действуют 10 атомных электростанций (30 энергоблоков), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, работающих с ядерными материалами.

    Практически все действующие АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн человек. В отрасли ядерной энергетики в настоящее время существует система утилизации отработанного ядерного топлива.

    Химически опасные объекты . Всего в Российской Федерации функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Суммарный запас АХОВ на предприятиях достигает 700 тыс. т. Такие предприятия часто располагаются в крупных городах (с населением свыше 100 тыс. человек) и вблизи них.

    В стране имеется свыше 8 тыс. взрывопожароопасных объектов . Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

    Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок 12%.

    Пригородный поезд столкнулся с автомобилем на переезде и врезался в жилое здание. Погибло 37 человек. Япония, провинция Хиого. 25 апреля 2005 г.

    В настоящее время на территории России эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов.

    Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска.

    На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая - на сетях водоснабжения и канализации.

    Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведенный специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.

    Это должен знать каждый

    Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

    • ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду;
    • снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;
    • человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.

    Человек спешит скорее получить блага для своей жизни, не задумываясь о последствиях поспешных безграмотных решений, часто пренебрегая вопросами личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.

    Внимание!

    Общая культура в области безопасности жизнедеятельности каждого отдельно взятого человека и населения страны не в полной мере соответствует общему уровню цивилизации нашего общества и государства. Все это отрицательно влияет на обеспечение национальной безопасности России.

    Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности».

    Вопросы

    1. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
    2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
    3. Что является основными источниками возникновения техногенных опасностей?
    4. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?
    5. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?

    Задание

    Приведите примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания. Перечислите основные мероприятия, которые были проведены для защиты населения.

    Для современного мира характерным является возрастание масштабов последствий техноген-ных аварий и катастроф (будь то авиационная, железнодорожная или морская) при уменьшении ве­роятности их реализации. Например, если в 40-х годах нашего столетия в десятках авиационных катастроф погибали десятки людей, то ныне единичная катастрофа уносит жизни сотен людей. Дей­ствительно, опасности техногенного происхождения уже стали в категориях ущерба соизмеримыми с негативными для человека природными явлениями. Тому есть множество примеров. Так, атмосфер­ные воздействия - смерчи происходят до 700 раз в год. Около 2% из них приносят ущерб, связанный с гибелью в среднем 120 человек и потерей порядка 70 миллионов долларов. В то же время только в нефтепереработке, по оценкам специалистов, ежегодно случается около 1500 аварий и катастроф, 4% которых сопровождаются потерей 100 -150 человеческих жизней и материальным ущербом до 100 миллионов долларов.

    Многие современные потенциально опасные производства спроектированы таким образом, что вероятность крупной аварии на них оценивается величиной порядка 10" 4 . Это означает, что из-за не­благоприятного стечения обстоятельств с учетом реальной надежности механизмов, приборов, мате­риалов и человека возможно одно разрушение объекта за 10000 объекто-лет. Если объект единственен, то с очень высокой вероятностью за это время на нем не произойдет крупной аварии. Если таких объектов 1000, то каждое десятилетие можно ждать разрушения одного из них. И, нако­нец, если число подобных объектов близко к 10000, то ежегодно один из них статистически может быть источником аварии. В этом обстоятельстве кроется одна из причин обсуждаемых проблем. Спроектированный по техническим средствам и регламентным требованиям объект, достаточно на­дежный в условиях малого тиражирования, теряет статистически надежность при массовом воспро­изводстве.

    Увеличение масштабности последствий происходящих техногенных аварий и катастроф - ре­зультат особенностей научно-технического прогресса на современном этапе. Непрерывно продолжа­ет расти энерговооруженность человеческого общества. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты все более концентрируются, Во имя экономических показателей повы­шается их единичная мощность. Возрастает давление в разнообразных промышленных аппаратах и транспортных коммуникациях, сеть которых становится все более разветвленной. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывается, транспортируется, хранится и используется около 10 мил­лиардов тонн условного топлива. По энергетическому эквиваленту эта масса топлива, способная го­реть и взрываться, стала соизмеримой с арсеналом ядерного оружия, накопленного в мире за всю историю его существования.



    Рост масштабов и концентрации производства ведет к накоплению потенциальных опасностей. Об этом можно судить по удельным (либо на душу населения, либо на единицу площади) величинам летальных для человека доз, содержащихся в различных производствах Западной Европы. Так, по мышьяку эта величина составляет около 0,5 миллиарда доз, по барию - порядка 5 миллиардов, а по хлору - 10 триллионов доз. Эти цифры делают понятной повсеместно выражаемую заботу об обеспе­чении безопасности в первую очередь химических предприятий.

    При выяснении причин и источников техногенных аварий, включая химические, прежде всего нужно оценить технологическое содержание, количественные и качественные характеристики по­врежденных мощностей или транспортных средств. Одновременно необходимо определить конструктивные эргономические отклонения, послужившие причиной аварий из-за несоответствия конструкций промышленных (или транспортных) систем управления анатомическим и физиологиче­ским возможностям человека, В таких ситуациях люди, непосредственно управляющие технически­ми средствами, вместе с другими участниками производства становятся жертвами заранее спланированных обстоятельств.

    Вероятность аварии (риск) как количественная мера реализации опасности целиком определя­ется надежностью и наблюдаемостью (блокируемостью) производства.

    Первичной причиной аварийной ситуации является появление отказа, причем большинство единичных отказов являются событиями марковскими, то есть не зависят от предыстории системы и легко локализуются таким распространенным в химической промышленности способом как блоки­ровка. На практике это означает, что единичный отказ просто приводит к остановке производства. К аварии же ведет накопление единичных отказов.

    Вот как описывает этот процесс В.А. Легасов в своей работе "Проблемы безопасного развития техносферы":

    "Обычно аварии предшествует фаза накопления каких-либо дефектов в оборудовании или от­клонений от нормальных процедур ведения процесса. Длительность этой фазы может измеряться минутами или сутками. Сами по себе дефекты или отклонения еще не представляют угрозы, но в критический момент они сыграют роковую роль. Во время бхопальской (в г, Бхопале, Индия, ред.), например, аварии на этой фазе были отключены холодильные устройства на емкости с метилизоциа-натом, разгерметизирована коммуникация, связывающая эту емкость с поглотителем ядовитых газов, отключен факел, предназначенный для их сжигания в аварийных ситуациях. Перед аварией в Черно­быле также было отключено несколько аварийных защит, а активная зона реактора лишена обяза­тельного минимума стержней, поглощающих нейтроны. Накопление на этой фазе подобных отклонений от нормы связано либо с не наблюдаемостью работы элементов конструкций и материа­лов из-за отсутствия необходимых средств диагностики, либо, что бывает гораздо чаще, с тем, что персонал привыкает к такого рода отклонениям - ведь они довольно часты и в подавляющем боль­шинстве случаев не приводят к авариям. Поэтому ощущение опасности притупляется, восстановле­ние нормального состояния приборов и оборудования откладывается, процесс продолжается в опасных условиях.

    На следующей фазе происходит какое-либо инициирующее событие, как правило, неожиданное и редкое. В Бхопале - это попавшее через пропускающую задвижку в емкость с метилизоциатаном небольшое количество воды, вызвавшее экзотермическую реакцию, которая сопровождалась стреми­тельным подъемом температуры и давления метализоцианата. В Чернобыле - это введение положи­тельной реактивности в активную зону реактора: последовал мгновенный перегрев тепловыделяющих элементов и теплоносителя. В подобных ситуациях у оператора не оказывается ни времени, ни средств для эффективных действий.

    Собственно авария происходит на третьей фазе как результат быстрого развития событий. В Бхопале - это открытие обратного клапана и выброс ядовитого газа в атмосферу. В Чернобыле - раз­рушение конструкций и здания паровым взрывом, усиленным побочными химическими процессами, и вынос накопившихся радиоактивных газов и части диспергированного топлива за пределы четвер­того блока. Эта последняя фаза была бы невозможной без накопления ошибок на первой стадии".

    По-видимому, справедливо утверждение, что в любой сложной системе всегда найдется хотя бы один немарковский отказ, вызывающий множество последующих. Лавинообразный процесс на­растания отказов есть развитие аварийной ситуации в аварию с потерей контроля над системой и переходом ее в пораженное состояние. На этой стадии система уже не управляема и не может быть восстановлена собственными силами. Причиной возникновения такого положения является ограни­ченность наблюдаемости за системой. Увеличение наблюдаемости, то есть количество контролируе­мых параметров и методов их обработки приводит к исключению выявленного немарковского отказа. Однако всегда можно утверждать, что в этой новой системе будет содержаться и новый по­тенциально ненаблюдаемый отказ.

    Известно, что химическое предприятие как источник повышенной опасности может находить­ся в двух устойчивых состояниях - нормальном и пораженном. Переход из одного устойчивого со­стояние в другое происходит через неустойчивое состояние, которое обычно называется аварийной ситуацией.

    Состояние предприятия, как и любой сложной системой, можно описать n-мерным вектором в фазовом пространстве. Координатами такого вектора являются параметры технологических процес­сов Обычно удается указать нижнюю и верхнюю границы параметров, внутри которых процесс про­текает устойчиво. Выход параметров за границы является признаком аварийной ситуации, то есть лотерей устойчивости. Вернуть процесс в прежние границы теперь может только специальная систе­ма аварийной защиты. Если это произошло, то аварийная ситуация считается локализованной. В про­тивном случае объект переходит в новое устойчивое состояние - пораженное, которое характеризуется полной потерей контроля и управления. С этого момента объект сам становится источником поражающих факторов для окружающей среды. То есть возникает новый n-мерный вектор состояния объекта, координатами которого являются поражающие факторы: ударная волна, тепловое излучение, химическое заражение и т.п. Возможности управления этим вектором, как правило, огра­ничены и требуют привлечения значительных региональных сил и средств. Собственно этот вектор и является источником ущерба, особенностью которого является практически полная неконтролируемость в реальном масштабе времени, причем с возрастанием времени от момента возникновения аварийной ситуации до перехода в пораженное состояние неопределенность увеличивается не ли­нейно. В целом же, максимальный размер ущерба определяется количеством энергии и вещества, за­пасенных в технологических процессах к моменту аварии.

    Обширная статистика аварий и катастроф и исследование процессов, связанных с этими явле­ниями, позволяют достаточно надежно прогнозировать "сценарий" и максимально возможные по­следствия аварий.

    Состояние и рабочая эффективность технических средств (систем предупреждения аварийных ситуаций), структурные недостатки материалов и степень их соответствия требованиям, износ, кор­розия и старение конструкций - все это является предметом исследования при выяснении возможных причин аварий и катастроф. Однако не меньшее значение имеет человеческий фактор. Анализ стати­стических данных показывает, что свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала. В на­стоящее время в мире заметно вырос удельный вес аварий, происходящих вследствие неправильных действий обслуживающего персонала. Чаще всего это происходит из-за недостатка профессионализ­ма, а также неумения принимать оптимальные решения в сложной обстановке, в условиях дефицита времени. При психологических перегрузках некоторые специалисты допускают неправильные дейст­вия, приводящие к непоправимым последствиям.

    Мировой опыт показывает, что для предупреждения аварийных ситуаций необходим комплекс законодательных, экономических и технических мероприятий, который по существу представлял бы неформальную систему управления риском. Основой такой системы является законодательная ини­циатива но установлению приемлемого на сегодня уровня риска. Механизм реализации - эффектив­ная налоговая и страховая политика, обеспечивающая экономическое стимулирование снижения уровня риска конкретного предприятия. Средствами, обеспечивающими требуемый уровень безопас­ности, являются технические устройства и мероприятия.

    Необходимым элементом такой системы является институт государственной сертификации опасных производств по уровню безопасности, причем сертификат является основным документом для определения размера взноса предприятия в страховой фонд. Чем больше величина риска,. Тем больше и взнос в страховой фонд. Возмещение убытков из-за аварий ведется только через этот фонд. Он мог являться и источником финансирования крупных отраслевых программ по снижению уровня риска.

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-

    МСХА имени К.А. Тимирязева

    (ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева)

    ИНСТИТУТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА им. А.Н. Костякова

    Факультет «Техносферной безопасности, экологии и природопользования»

    Кафедра «Защита в чрезвычайных ситуациях»

    Домашняя работа

    На тему: «Техногенные катастрофы. Причины и последствия»

    Подготовил: студент группы Д-Т-313

    Домничев Андрей Михайлович

    Руководитель: профессор кафедры ЗЧС

    Соловьев Сергей Серафимович

    Москва 2015

    Введение 3

    1. Понятие техногенная катастрофа 4

    2. Основные причины техногенных катастроф 5

    3. Последствия техногенных катастроф 6

    Заключение 7

    Список используемой литературы 8

    Введение.

    Жизнедеятельность человека направлена на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания. Развитие науки, техники и технологии вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Увеличилось вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

    Техногенные катастрофы по числу погибших находятся на третьем месте среди всех видов стихийных бедствий. Технический прогресс существенно повышает риск трагедий.

    Техногенные катастрофы имеют начало, но не имеют окончания, они совершенно непредсказуемы, а степень ущерба после них не уменьшается с годами, поскольку негативные факторы продолжают действовать в среде еще многие годы.

    За последние десятилетия в мире случились сотни техногенных катастроф. Некоторые из них имели глобальное воздействие на окружающую среду и человека.

    Понятие техногенная катастрофа.

    Техногенная ЧС- состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определённой территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

    Источник ЧС- опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определённой территории или акватории произошла техногенная ЧС.

    Скачкообразные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий, и есть катастрофы.

    Техногенная катастрофа – крупная авария, приводящее к возникновению пожаров, взрывов, загрязнению атмосферы, уничтожению материальных ценностей, сопровождаемые поражением или гибелью людей. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность. Техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъему или потере авторитета власти.

    Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп:

    Транспортные аварии (катастрофы) .

    Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС.

    Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно-химически опасных веществ (АХОВ).

    Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ возникают на радиационно- опасных объектах.

    Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ.

    Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами.

    Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения.

    Аварии на промышленных очистных сооружениях.

    Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин.

    Основные причины техногенных катастроф.

    Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например – Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

    На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки.

    На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное.

    Собственно катастрофа происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

    Таким образом, можно выделить основные причины:

    · просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

    · некачественное строительство или отступление от проекта;

    · нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

    · отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших.

    · падение производственной дисциплины. Невнимательность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования.

    · стихийные бедствия, в результате которых выходят из строя предприятия, имеющие в своем производстве опасные для общества вредные вещества и т.д.

    · отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;

    · внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.


    Похожая информация.


    Техногенные аварии и катастрофы происходят по вине неразумной деятельности человека. К ним относится авария на Чернобыльской АЭС. За год происходит около тысячи аварий, где гибнет примерно 1 тысяча человек. За период с 1992 по 1996 года пострадало около 3200 человек.

    Причины аварий:

    • - грубейшие нарушения требований безопасности руководителей работ;
    • - ухудшение техники безопасности;
    • - чрезвычайная ненадёжность работающих машин и оборудования из-за износа (до 80%);
    • - конструктивные недостатки и неисправности оборудования, неверные инженерные решения;
    • - всё увеличивающееся количество используемых пожаро- и взрывоопасных технологий.

    Основными источниками техногенных ЧС являются потенциально опасные объекты (ПОО). К ПОО относятся объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

    Аварийно-опасные объекты:

    • - транспорт;
    • - нефтепроводы;
    • - газопроводы;
    • - угледобывающие шахты;
    • - металлургия;
    • - химическая, нефтехимическая и микробиологическая промышленность;
    • - атомная промышленность.

    Радиационноопасные объекты (РОО). РОО - объект, на котором перерабатывают, используют, транспортируют радиоактивные вещества (РВ), при аварии, на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.

    Таким объектами в РФ являются: 29 энергоблоков на 9 АЭС, 113 исследовательских ядерных установок, 13 промышленных предприятий ядерно-топливного цикла (ПЯТЦ), 13 других предприятий, осуществляющих деятельность с использованием РВ.

    Основным и наиболее опасным элементом атомных станций является ядерный энергетический реактор (ЯЭР). В нашей стране создана серия энергетических реакторов различных типов и мощностей, на которых базируется ядерная энергетика. На атомных электростанциях наиболее распространены корпусные, водо-водяные энергетические реакторы (ВВЭР) и водо-графитовые реакторе канального типа РБМК (реактор большой мощности канальный).

    На АЭС в качестве ядерного топлива применяется главным образом двуокись урана-238. Топливо размещается в тепловыделяющих элементах (ТВЭлах). В активной зоне реактора, где размещены ТВЭлы, происходит реакция деления ядер урана, выделяющаяся тепловая энергия нагревает реактор.

    Во время реакции в ТВЭлах накапливаются радиоактивные продукты ядерного деления (ПЯД). Процесс деления в ТВЭлах длится несколько лет, поскольку загрузка реакторов ядерным горючим осуществляется не чаще одного раза в 3 года. За этот срок короткоживущие изотопы распадаются. Одновременно идёт накопление радионуклидов с большим периодом полураспада (стронций-90, цезий-137, а также плутоний-239 (-240, -241, -242)).

    В ходе трёхгодичного периода эксплуатации реактора процентное содержание долгоживущих радионуклидов в ПЯД увеличивается. В случае радиационной аварии последние создают устойчивое радиоактивное загрязнение местности.

    Несмотря на применяемые технические и организационные меры, полностью избежать аварий на радиационно-опасных объектах, прежде всего на АЭС, пока не удаётся.

    Радиационная авария (РА) - авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации. РА могут начинаться и сопровождаться тепловыми взрывами и пожарами. Ядерные взрывы на АЭС практически исключены.

    Аварии на атомных станциях подразделяются на проектные и запроектные (гипотетические). Система технической безопасности на АЭС, как правило, обеспечивает локализацию максимальной проектной аварии, но не позволяет избежать гипотетических аварий.

    Анализ аварии на Чернобыльской АЭС позволяет сделать некоторые выводы:

    • - газо-аэрозольное облако выброса распространяется на сотни километров и является мощным источником излучения;
    • - радионуклиды, находящиеся в газообразном состоянии не задерживаются респираторами;
    • - загрязнение местности имеет сложный характер и трудно прогнозируется в процессе аварии;
    • - спад радиоактивности во времени во многом определяется наличием долгоживущих радионуклидов;
    • - мелкодисперсный состав радионуклидов способствует их проникновению в микротрещины, поры, обитаемые объекты и существенно затрудняет их дезактивацию.

    Химически опасные объекты (ХОО). Химически опасный объект - это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества (ОХВ), при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. Число таких объектов в РФ превышает 3 тыс.

    Характерной особенностью значительной части объектов экономики (ОЭ) является их химическая опасность. Из общего числа ОЭ более 75% являются химически опасными объектами.

    Химическая авария сопровождается проливом или выбросом ОХВ, способных привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных растений и животных, или к химическом заражению окружающей природной среды.

    Пожарно-взрывоопасные объекты (ПВОО).

    Пожарно-взрывоопасный объект - это объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят и транспортируют легковоспламеняющиеся и пожарно-взрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения технологических ЧС.

    Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

    К пожарно-взрывоопасным объектам относятся объекты нефтяной, газовой, химической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей, текстильной, хлебопродуктовой промышленности и другие. Особенно опасны объекты, на которых в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан).

    Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на следующие категории:

    • - Отдельный пожар - пожар, возникшей в отдельном здании или сооружении. Продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами возможно без средств защиты от теплового излучения.
    • - Сплошной пожар - одновременное интенсивное горение преобладающего количества зданий и сооружений да данном участке застройки. Продвижение людей и техники через участок сплошного пожара невозможно без средств защиты от теплового излучения.
    • - Массовый пожар - совокупность отдельных и сплошных пожаров.
    • - Огневой шторм - особая форма распространяющегося сплошного пожара, характерными признаками которого являются: наличие восходящего потока продуктов сгорания и нагретого воздуха; приток свежего воздуха со всех сторон со скоростью не менее 50 км/ч по направлению к границам огневого шторма.

    Транспортные аварии. Транспортная авария - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжёлых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

    Транспортные аварии (ТА) классифицируют по видам транспорта:

    • - авиационная катастрофа
    • - железнодорожная авария
    • - дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
    • - авария на магистральном трубопроводе
    • - авария на подземном транспорте и др.

    Железнодорожный транспорт - основное средство транспортировки ОХВ. По железным дорогам в странах СНГ в совокупности ежегодно перевозится свыше 700 тыс. т. хлора, причём иногда в пути следования одновременно находятся около 100 цистерн, содержащих до 5000 т. сжиженного хлора.

    Помимо цистерн, для транспортировки ОХВ используются различные контейнеры ёмкостью от 0,1 до 0,8 м. куб. и баллоны от 0,016 до 0,05 м. куб. Кроме того, железнодорожный транспорт является одним из основных видов по перевозке нефтепродуктов.

    Распространённым способом транспортировки ОХВ и нефтепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов более 200 тыс. км., промысловых трубопроводов - 350 тыс. км.).

    Развитие техногенной аварии на продуктопроводе:

    • - 1-й этап - прорыв продуктопровода;
    • - 2-й этап - появление течи углеводорода;
    • - 3-й этап - заполнение низменного участка местности;
    • - 4-й этап - образование вторичного очага пожара.