Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Отказ от украинского гражданства: новый закон. Упрощенная система получения гражданства рф для украинцев

    Отказ от украинского гражданства: новый закон. Упрощенная система получения гражданства рф для украинцев

    Больше не нужно ждать указа Порошенко о выходе из гражданства Украины

    Фото Reuters

    Пока Европейский союз «заманивает» граждан Украины безвизовым въездом на свою территорию - правда, с возможностью приехать исключительно в туристических целях, потратить последние деньги и уехать, - Россия упрощает для украинцев процедуру получения гражданства и вида на жительство.

    Депутаты сэкономят украинцам несколько лет жизни

    12 июля на пленарном заседании Государственная Дума во втором чтении поправки в закон «О гражданстве РФ», облегчающие порядок получения гражданства России и вида на жительство для граждан Украины. Фактически, депутаты хотят сэкономить им несколько лет жизни.

    Данный законопроект, безусловно, облегчает жизнь многим украинцам.

    Сейчас украинцу для получения российского паспорта в упрощённом порядке, среди прочего, требуется отказаться от имеющегося гражданства Украины. Это долгая и сложная бюрократическая процедура, которая растягивается на годы. Сначала украинский МИД на протяжении восьми месяцев принимает и проверяет документы человека, который решил выйти из гражданства. Затем в дело вступает специальная комиссия при президенте, у которой есть ещё год для того, чтобы рассмотреть ходатайство и представить его лично «гаранту». Ну и наконец после этого глава государства издаёт соответствующий указ, что даёт возможность заявителю получить заветную справку о том, что он больше не гражданин «нэзалэжной».

    На практике дело обстоит ещё хуже - украинские власти под любыми предлогами саботируют процесс выхода из гражданства. Ибо, во-первых, население Украины и так тает невиданными темпами: по официальным данным, из 52 миллионов человек, которые проживали в республике на момент распада СССР, сейчас осталось около 42 миллионов, а по оценкам ряда экспертов ещё меньше - около 36 миллионов. Во-вторых, каждый украинец, принявший гражданство «дикой азиатской России», - это удар по престижу «цивилизованной демократической свободной Украины».

    По сути, украинские власти поступают со своими гражданами, решившими сменить гражданство, как с крепостными. Конец такому положению дел призваны положить изменения в закон «О гражданстве РФ». После того как они вступят в силу, получить российское гражданство можно будет, не дожидаясь «справки от Порошенко», только на основании заявления об отказе от гражданства Украины.

    Изменения, вносящиеся в пункт «в» части второй статьи 14, гласят: «Отказ от имеющегося гражданства Украины гражданами данного государства осуществляется путём направления ими заявления об отказе от гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

    Новой законодательной нормы ждут тысячи людей

    «Предлагается следующая схема: граждане пишут бумагу, в которой они указывают, что отказываются от гражданства Украины, этот документ заверяется нотариально. Одна копия остаётся в миграционной службе РФ, другая нотариальная копия отправляется на Украину. Этот документ будет заменять ту справку, которую нужно было получать с Украины», - «расшифровал» новую норму председатель Комитета Госдумы по государственному строительству .

    В свою очередь, депутат Госдумы от Крыма отметила, что принятия данной нормы ожидают тысячи людей, заявления о выходе из гражданства которых игнорируются украинскими властями. Кстати говоря, сама парламентарий родилась на Донбассе, в посёлке Михайловка Ворошиловградской области, который входит сегодня в состав ЛНР.

    100 696 украинцев в 2016 году получили российское гражданство.

    О масштабах проблемы свидетельствует тот факт, что только в прошлом году российское гражданство получили 100 696 украинцев. При этом, по данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, за 2014-2016 годы в ведомство для определения своего правового положения обратились более двух миллионов граждан Украины! Из них около 175 тысяч - с просьбой о гражданстве РФ, более 442 тысяч - за временным убежищем, более 410 тысяч - за разрешением на временное проживание. Ещё более 230 тысяч направили заявление об участии в госпрограмме по добровольному переселению соотечественников в Россию.

    Кроме того, украинцами было оформлено свыше 670 тысяч патентов и 175 тысяч разрешений на работу. Всего, по оценкам миграционной службы, на территории России сейчас постоянно находятся около двух с половиной миллионов граждан Украины. И всё это люди, связанные с нашей страной общей историей, культурой, языком. Как справедливо заметил депутат Государственной Думы , сейчас на Украине проводится эксперимент по переделке русских людей в новую нацию, поэтому нужно помочь им сохранить русскую идентичность, в том числе давая возможность приехать в Россию и получить гражданство.

    Двойной праздник

    Особенно актуальной является новая норма для Крыма. По оценкам депутата Государственной Думы от Республики Крым Андрея Козенко , сегодня на полуострове находится около четверти миллиона переселенцев только с Донбасса. А есть ещё как минимум несколько десятков тысяч человек из южных украинских областей - Херсонской, Николаевской, Запорожской, Одесской. Большинство из них хотели бы получить гражданство России.

    «Данный законопроект, безусловно, облегчает жизнь многим украинцам, желающим получить российское гражданство, поскольку существенно упрощает процедуру отказа от гражданства Украины. После принятия закона лица, которые формально являются гражданами Украины, но постоянно проживают на законном основании на территории России, в том числе и в Крыму, могут обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке», - сказал крымский юрист, член Ассоциации юристов России, помощник депутата Государственной Думы Виталий Жалоба .

    Не следует забывать и о том, что большинство крымчан до сих пор фактически являются гражданами двух государств. Причём шансов выйти из гражданства Украины по украинским законам у них нет.

    «Процедура добровольного выхода из гражданства для крымчан обременена политическими аспектами, - объяснил Жалоба. - По состоянию на сегодняшний день президент Украины не издал ни единого подобного документа в отношении жителей Крыма, и эта позиция, судя по всему, является принципиальной. Таким образом, формально абсолютно все крымчане являются обладателями двойного гражданства по не зависящим от них обстоятельствам, что, в свою очередь, является нарушением законодательства Российской Федерации».

    Планируется, что изменения в закон «О гражданстве РФ» вступят в силу с 1 сентября. Таким образом, первый день осени станет для многих украинцев двойным праздником - не только Днём знаний, но и днём, когда они получат законное право стать гражданами России.

    Сложная и многоэтапная процедура получения российского гражданства пугает многих иностранцев. Полное её прохождение подразумевает соблюдение массы условий. Однако для некоторых граждан из бывших республик РСФСР возможно смягчение требований и получение заветного статуса по упрощенной схеме. Особенно актуальна такая схема для жителей Украины.

    Как получить гражданство – основные этапы

    Этап первый – оформление РВП

    Прибывшему в Россию иностранцу, желающему в дальнейшем стать россиянином, необходимо сразу озаботиться получением разрешения на временное проживание (РВП) в местном отделении ФМС. От него потребуется оформить прошение в отделении службы миграции и приложить к нему комплект установленных документов, а именно:
    • Национальный паспорт.
    • 4 фотографии в черно-белом или цветном формате, соответствующего размера. Если имеются дети – по 2 фотографии детей.
    • Отмеченная на границе, карта мигранта.
    • Справка из медучреждения об отсутствии опасных болезней.
    • Подтверждающая уплату госпошлины, квитанция на 1000 рублей.
    • Свидетельства о рождении детей, если они включены в заявление.
    Рассмотрение заявления может длиться до 60-ти дней, по истечении которых выносится положительное или отрицательное решение. РВП выдается мигрантам в территориальном отделении ФМС.

    На территории Российской Федерации количество выдаваемых РВП имеет квотируемый характер. В начале каждого года регионы получают «разнарядку», определяющую максимальное количество выдаваемых разрешений. Следовательно, наибольший шанс получить РВП есть у граждан, обратившихся с заявлением в начале года. Те, на кого разрешений не хватило, могут попытать счастья в начале следующего года или повторить попытку в менее популярном среди мигрантов регионе.

    Без квотирования, т.е. невзирая на наличие или отсутствие мест, получают РВП иностранцы, являющиеся:

    • Бывшими гражданами РСФСР, которые родились в СССР и были его гражданами, а также местом рождения которых была территория современной России.
    • Гражданами не способными к трудовой деятельности, но имеющими трудоспособных детей/родителей с российским гражданством.
    • Работоспособными гражданами, у которых нетрудоспособные (недееспособные) родители/дети являются российскими гражданами.
    • Мужьями/женами, чьи супруги имеют гражданство и живут в РФ.
    • Несовершеннолетними детьми, у которых родители российские граждане.
    • Родителями/опекунами, несовершеннолетние дети которых – граждане РФ.
    • Военнослужащими, несущими воинскую службу в ВС России.
    • Инвесторами, вкладывающими средства в экономику РФ, в размере, определенном законодательными актами.
    Установленный срок действия разрешения на временное проживание – не более трех лет.

    Этап второй – регистрация вида на жительство

    Следующим этапом процедуры под названием «получение гражданства» станет подача заявки и оформление вида на жительство. Этот документ также оформляется в миграционном отделе, куда и следует подавать заявление и сопутствующие документы. Озадачиться получением вида на жительство (ВНЖ) нужно за 6 и более месяцев до того, как истечет срок разрешения на проживание, которое было выдано ранее.

    Имея с собой РВП с актуальным сроком, мигрант должен подать в миграционную службу два экземпляра заявления о выдаче ему ВНЖ. Заявление сопровождается комплектом следующих документов:

    • Ксерокопия и подлинник национального паспорта.
    • 4 фотографии, размер которых соответствует 3,5х4,5 см.
    • Официальные справки с работы, из банков, ПФР, социальных органов, или другие документы, свидетельствующие о его финансовой состоятельности.
    • Документы о наличии в собственности или долгосрочной аренде недвижимости жилого характера (дома, квартиры, комнаты и т.д.).
    • Справка от медкомиссии о том, что состояние здоровья гражданина безопасно для окружающих.
    • Документ, служащий подтверждением льготного получения РВП, если оно было выдано сверх установленных норм.
    • Квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины 2000 рублей.
    На этом этапе заявление с документами рассматриваются в течение 6 месяцев. В случае положительного решения заявитель вызывается в миграционную службу, где подписывает необходимые документы. Оформленный ВНЖ действует до 5 лет.

    Третий этап – получение гражданского статуса

    Начать последний этап получения гражданства можно лишь после года проживания, с полученным в миграционном центре, видом на жительство (граждан бывшего СССР это ограничение не касается, и они могут сразу после получения ВНЖ начинать оформление гражданства). По истечении срока ограничения, мигрант может обратиться в государственные органы за получением гражданства РФ.

    Порядок общей выдачи гражданства предполагает соблюдения определенных условий: пятилетнее проживание в пределах РФ, свободное владение русским языком, наличие официального заработка и готовность отказаться от прежнего гражданства. При соблюдении всех требований – можно смело отправляться в территориальную службу работы с мигрантами.

    Заявление о предоставлении гражданства пишется в 2-х экземплярах и принимается к рассмотрению вместе с нотариальной ксерокопией вида на жительство. Комплект сопровождающих документов имеет следующий вид:

    • Фотографии в количестве 4-х штук.
    • Заверенные у нотариуса ксерокопии свидетельств о рождении и браке.
    • Аттестат или диплом об образовании.
    • Письменное согласие ребенка (после 14 лет) или его родителя/опекуна (до 14 лет) на принятие гражданства.
    • Справка из медицинского учреждения.
    • Письменный отказ от предыдущего гражданства, заполненный в 2-х экземплярах. (1- остается в деле мигранта, 2-передается стране бывшего подданства).
    • Квитанция об уплате пошлины.
    Если гражданство оформляет лицо пенсионного возраста – необходима нотариальная копия удостоверения пенсионера (с переводом, по необходимости). Если лицо меняло фамилию – нотариальная копия документа из ЗАГСа. Если гражданин обучался не на территории русскоговорящих государств (Россия, Беларусь) – нужно предоставить документ, подтверждающий прохождение теста по русскому языку (не требуется для лиц старше 60/65 лет).

    Все документы на национальных языках требуется перевести на русский и заверить точность перевода у нотариуса.

    При нахождении претендента на получение гражданства за пределами РФ, ему необходимо подать документы в Российское представительство лично, по почте или через доверителя. Каждая подпись, в этом случае, должна быть заверена нотариусом. Срок вынесения решения о предоставлении (или не предоставлении) гражданства может составлять год. Решение выносится лично президентом РФ.

    Облегченная процедура получения гражданства для украинцев

    Переселенцам из Украины для того, чтобы стать гражданами РФ также потребуется пройти все три этапа процедуры. Однако в 2015 году для них предусмотрен ряд льгот, позволяющих существенно ускорить и упростить сложный процесс.

    Во-первых, оформление разрешения на временное проживание для жителей Украины доступно вне квотирования по следующим основаниям:

    • Регистрация в статусе беженца или лица, нуждающегося во временном убежище.
    • Оформление статуса носителя языка.
    • Вступление в программу «Соотечественники».

    Рассмотрение заявлений от граждан Украины производится в максимально короткие сроки. Для них же возможно продление временного разрешения, как для лиц, чья страна находится в состоянии военного конфликта.


    Во-вторых, оформление вида на жительство происходит в течение 3-х месяцев, вместо обычных шести. Сразу после получения этого документа можно подавать заявление на получение гражданства (в обычных случаях эта процедура доступна по истечении года).

    В-третьих, для граждан Украины отменен 5-летний порог проживания на территории РФ и возможно получение гражданства всего через 8 месяцев после первого визита в ФМС. Особенно это касается мигрантов, выразивших желание стать участниками Государственной программы переселения соотечественников.

    Для получения статуса беженца необходимо обратиться в миграционную службу с заявлением о присвоении такого статуса не позднее суток, после пересечения границы.

    Для присвоения статуса носителя русского языка необходимо пройти специальную комиссию в ФМС и получить соответствующий сертификат. Также требуется иметь близких предков (родителей, бабушек/дедушек) проживающих или проживавших на территории РФ или бывшего СССР на постоянной основе.

    Для участия в программе «Соотечественники» требуется обратиться в ближайших орган ФМС и написать соответствующее заявление. Обратившимся предложат варианты регионов, участвующих в программе и оказывающих материальную и социальную поддержку переселенцам.

    На сегодняшний день при оформлении гражданства РФ от вынужденных украинских мигрантов не требуется документ о выходе из украинского гражданства. Однако каждый, желающий стать гражданином РФ подписывает документ, гарантирующий такой выход в ближайшее время. Ходатайства о выходе рассматриваются комиссией в Украине, там же принимается решение.

    Государственная Дума Российской Федерации приняла законопроект, который устанавливает упрощенную процедуру получения гражданства и вида на жительство для украинцев, сообщает РИА Новости. Закон должен вступить в силу с 1 сентября 2017 года.

    Законопроектом вводятся нормы, которые упрощают процесс получения гражданства и вида на жительство в РФ для украинцев. Предусматривается, что граждане Украины, желающие получить гражданство РФ, подписывают заявление об отказе от украинского гражданства, этот документ оформляется нотариально, одна копия остается в миграционной службе РФ, вторая - направляется на Украину, Такое заявление будет заменять справку, которую ранее нужно было получать в уполномоченных органах Украины. Такая же процедура предусматривается для украинцев, желающих получить вид на жительство в РФ.

    Ранее депутаты Госдумы поясняли, что у граждан Украины, желающих отказаться от гражданства этой страны и приобрести гражданство РФ, возникают сложности с получением необходимых документов в полномочных органах Украины, подтверждающих их обращение с заявлением об отказе от имеющегося украинского гражданства. Для решения этой проблемы и были разработаны соответствующие поправки.

    Также поправками ко второму чтению в законопроект был включен текст присяги при вступлении в гражданство.

    Я (ФИО), добровольно и осознанно принимая гражданство РФ, клянусь соблюдать конституцию и законодательство РФ, права и свободы ее граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции

    Говорится в тексте присяги. Паспорт гражданина РФ будет выдаваться сразу после принесения присяги. Процедура принесения присяги при вступлении в гражданство РФ будет регламентироваться указом президента РФ.

    Кроме того, законопроект позволяет отменить решения о приобретении российского гражданства осужденными за терроризм и экстремизм. Решение о приобретении гражданства РФ подлежит отмене, если заявителем были представлены подложные документы или заведомо ложные сведения, что должно подтверждаться в судебном порядке. Устанавливается, что сообщение заведомо ложных сведений может заключаться в нарушении лицом обязательства соблюдать российское законодательство, если целью приобретения гражданства являлась деятельность против конституционного строя РФ. К таковой относится совершение преступления, приготовление, а также покушение на преступление террористической или экстремистской направленности. При этом вступивший в силу приговор суда за совершение указанных преступлений будет являться основанием для отмены решения о приобретения гражданства. Отмена решений о предоставлении российского гражданства осужденным за терроризм и экстремизм не будет касаться супругов и детей преступника.

    Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок для иностранцев, в том числе и для граждан Украины в 2019 году. Общий порядок приобретения правовой связи с государство достаточно тяжел и длителен, однако многие украинцы смогут воспользоваться более простым и быстрым – упрощенным порядком.

    Общий порядок натурализации в России предусматривает несколько условий, главным из которых выступает длительное проживание на территории страны (не меньше 5-ти лет) с момента получения вида на жительство. Очевидно, что до того, как лицо получит вид на жительство пройдет еще несколько лет. Именно это положение усложняет процедуру и делает ее, как считают многие эксперты, практически неосуществимой.

    Кроме того, по общей схеме процедура только рассмотрения документов длится целый год. А решение принимает исключительно один субъект – Президент. Этот факт также не способствует получению желаемого статуса быстро.

    Упрощенный порядок предлагает гораздо более лояльные условия. Во-первых, сроки проживания в таком случае либо сильно снижены, либо и вовсе не принимаются во внимание. Не обязательно оформлять вид на жительство. Это значит, что отпадает необходимости в многолетнем ожидании.

    Рассматривают начальники территориальных отделов МВД по субъектам федерации. Очевидно, что наличие большого числа субъектов, способных рассмотреть заявление вселяет надежду на более короткие сроки изучения и принятия решения. И действительно, период ожидания сокращен вдвое. Срок составляет до 6 месяцев. Практика показывает, что реально процедура рассмотрения документов и принятия решения о присвоении российского гражданства занимает от 3 до 6 месяцев.

    Это уже серьезный повод для поиска возможностей пройти натурализацию по простому пути.

    Основания для упрощенной процедуры

    Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» содержит перечень оснований, позволяющих воспользоваться гражданам Украины и другим иностранцам упрощенной процедурой получения российского гражданства в 2019 году.

    В список таких лиц входят:

    • иностранцы/апатриды, у которых хотя бы один из родителей имеет российский паспорт и живет в РФ;
    • бывшие граждане Союза ССР, жившие на его территории, которые так и не получили какого-либо гражданства и остаются апатридами;
    • рожденные на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и получившие до 1991 года паспорта Союза;
    • лица, имеющие супруга с российским паспортом, при условии проживания в РФ не меньше 3-х лет;
    • нетрудоспособные индивиды, дети которых имеют российское гражданство;
    • родитель-иностранец либо апатрид, ребенок которого имеет российское гражданство, при условии, что второй родитель не может по объективным причинам выполнять свои обязанности относительно малолетнего/несовершеннолетнего;
    • иностранцы/апатриды, дети которых имеют российское гражданство и признаны недееспособными либо ограничены в дееспособности, если второй родитель по объективным причинам не может осуществлять свои функции;
    • иностранцы/апатриды, получившие с момента принятия закона (2002 год) профессиональное или высшее образование в учреждениях РФ, которые хотя бы 3 года после окончания и перед ходатайством о статусе гражданина работают по профессии в РФ;
    • иностранцы/апатриды-предприниматели, ведущие не меньше 3-х лет хоздеятельности в РФ с ежегодной выручкой не меньше 10- миллионов рублей;
    • инвесторы, вкладывающие не меньше 10-ти процентов уставного фонда (составляющего не менее 100 миллионов рублей) в компании, ведущие хоздеятельность в РФ;
    • иностранцы/апатриды, которые не меньше 3-х лет работают в РФ и по специальностям, включенных в перечень, который предоставляет право получить в упрощенном порядке;
    • нетрудоспособные апатриды и иностранцы-выходцы из стран, которые входили ранее в состав Союза ССР, при условии их регистрации в РФ до 1.07.2002;
    • участники ВОВ;
    • лица до 18 лет и недееспособные индивиды;
    • участники госпрограммы добровольного переселения соотечественников, живущих за границей;
    • носители русского языка.

    Согласно международным соглашениям в упрощенном порядке приобретать российское гражданство могут также граждане Киргизии, Казахстана, Республики Беларусь. Для них процедура получения статуса происходит за 3 месяца с момента подачи документов оформленных надлежащим образом.

    Носители языка

    Для многих украинцев упрощенная процедура получения статуса в 2019 году доступна ввиду возможности быть признанным носителем русского языка. Нововведения в российское законодательство появились в мае 2014 года и связаны они с вполне очевидными событиями, названными «защитой русскоязычного населения» на территории Украины.

    Читайте также Процедура получения гражданства РФ гражданином Киргизии в 2019 году

    Процедура натурализации для носителей языка предусматривает отсутствие условия о пятилетнем проживании в стране по виду на жительство. Это главное упрощение позволяет снизить срок натурализации с 8 лет до 1 года с момента начала процедуры.

    Российское законодательство требует при получении статуса гражданина РФ отказаться от гражданства Украины. Для лиц, которым нужно предоставить подтверждение получения иного гражданства для отказа от предыдущего, предоставляется справка о возможности приема в гражданство РФ.

    Для признания лица носителем русского языка специально созданы комиссии при каждом госоргане по вопросам миграции МВД. Индивид проходит собеседование с этой комиссией и решение о признании его таковым принимается коллегиально. Чтобы получить соответствующее свидетельство необходимо:

    • владеть и пользоваться русским языком в повседневной жизни и социально-культурной сфере;
    • самим проживать или иметь родственников по прямой восходящей линии, которые проживали когда-либо на территории современной Российской Федерации.

    Для признания носителем языка в 2019 году нужно соблюсти оба условия. Чтобы доказать факт проживания предков на территории России, нужно предоставить соответствующие документы. Если таковых нет, можно сделать запросы в архивные учреждения.

    Если документы собраны и есть все необходимые подтверждения, можно подавать соответствующее заявление. Сделать это можно в госорган по вопросам миграции МВД по месту жительства. По результатам рассмотрения заявки лицо приглашается на собеседование с комиссией. При положительном итоге встречи иностранец/апатрид получает решение о признании его носителем языка. Срок действия такого решения не ограничивается.

    Этот документ служит основанием, чтобы оформить гражданство РФ в ускоренном порядке.

    Процедура присвоения статуса гражданина Российской Федерации для носителя языка занимает всего 3 месяца.

    Ускоренная процедура через диппредставительства РФ

    Еще один способ просто и быстро оформить статус гражданина России украинцу – проходить натурализацию, подавая документы через дипломатические представительства Российской Федерации на территории Украины. Эксперты утверждают, что это самый легкий путь и наименее затратный, так как для натурализации даже не придется ехать в страну. Все оформить можно с территории Украины.

    Читайте также Процедура получения гражданства РФ по программе переселения соотечественников

    Перечень документов и заявление в таком случае подаются в дипломатическое представительство государства на территории Украины, а решение принимается в течение полугода.

    Возможностью получить гражданство таким образом может воспользоваться в 2019 году ограниченный круг соискателей. Для этого нужно обладать одним из следующих оснований:

    • иметь хоть бы одного родителя с российским гражданством, живущего на территории Федерации (то есть имеет внутригражданский паспорт с регистрацией места жительства);
    • быть несовершеннолетним, у которого родитель (один из или единственный) обладает российским паспортом, либо если над несовершеннолетним назначен опекуном гражданин РФ.

    Кроме того, оформить статус таким образом в 2019 году могут апатриды, проживающие на территории Украины, которые:

    • были гражданами Союза ССР и не получали иной правовой связи с каким-либо государством;
    • не достигли 18-летнего возраста, при условии что один (или единственный) родитель обладает российским паспортом, а при отсутствии родителей есть опекун с гражданством РФ.

    Во всех других случаях, даже если у украинцев есть основания на упрощенную схему получения статуса, оформлять его в 2019 году придется на территории РФ.

    Условия по упрощенной форме

    Для того, чтобы оформлять гражданство как по общему, так и по упрощенному пути в 2019 году нужно соответствовать определенному ряду условий, предъявляемых российскими властями к натурализующимся иностранцам и апатридам. При прохождении более простой процедуры этих условий меньше, однако они есть. Так, нужно, чтобы натурализующийся:

    1. Имел легальный доход или источник средств к существованию, который может быть подтвержден документально (в случае признания нетрудоспособности таковыми признаются социальные выплаты).
    2. Обязался знать и соблюдать предписания Конституции РФ и законодательных актов страны.
    3. Отказался от другого иностранного гражданства при получении российского.

    Последнее условие выглядит довольно нелепо при учете факта, что российское законодательство допускает возможность иметь двойное гражданство и паспорта других государств. Получается, что такой статус доступен только тем, кто уже являются гражданами страны.

    Отказываться от предыдущих связей с другими государствами необходимо официально и предоставлять доказательства такого письменного заявления в госорганы по вопросам миграции при оформлении документов на получение статуса. В 2019 году отказ не обязателен в двух случаях:

    1. Если иное предусмотрено международными соглашениями (у Украины и РФ такого соглашения нет).
    2. Если выполнить это действие мешают объективные факторы (поскольку отказ может быть направлен в дипломатическое представительство Украины в РФ по почте, то наличие таковых объективных причин представляется сомнительным).

    Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.

    ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

    Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

    Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

    Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.

    ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

    Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

    Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

    Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

    Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

    Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

    Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

    В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.

    ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

    Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

    Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

    При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

    Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

    Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

    Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

    Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.

    ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

    Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

    Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

    Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

    При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

    Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

    Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

    Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

    Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

    Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

    Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

    Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

    Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

    Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

    Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

    Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.

    ВЫВОДЫ

    1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

    2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

    3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

    4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

    ЕЩЕ ПО ТЕМЕ