Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Научно-исследовательские работы. Научно-исследовательская работа: интересные темы для школы

    Научно-исследовательские работы. Научно-исследовательская работа: интересные темы для школы

    Не знать своей земли, не знать историю своей родины, забыть свой язык - величайшее горе. Наши бабушки и дедушки помнят Россию в дни революции, мировой и гражданской войн. Трудное, тяжелое время… Духовное возрождение современной России невозможно без соборов, храмов и церквей, поэтому проблема восстановления храмов и духовного воспитания молодежи в наше время очень актуальна.

  • «… Мы русские!»

    История села Углянец.

  • «… Это моя гимназия: из прошлого в будущее»

    Представляем социальный проект, рассказывающий об истории развития гимназии № 19 г. Орла, разработках по проведению ландшафтно-декоративного оформления школьной территории, а также повышении уровня безопасности жизнедеятельности учащихся (выставление "искусственной неровности на проезжей части" с целью принудительного снижения скорости автотранспорта в зоне пешеходного перехода, прилегающего к гимназии).

  • "Music and Teens" Psycho-Emotional and Physiological State

    В работе представлен теоретический и практический материал по данной проблеме. Предпринята попытка доказать, что музыка разных направлений по-разному влияет на психоэмоциональное и физиологическое состояние подростков. Даны рекомендации по поводу того, какую музыку предпочтительнее слушать для улучшения здоровья подростков.

  • 10 способов решения квадратных уравнений

  • 11 сентября. США

    "Трагические события 11 сентября в Нью-Йорке, когда при атаке на башне Всемирного торгового центра погибло около трех тысяч человек, долгое время были табу для массовой культуры..." События того страшного дня потрясли весь мир. Идея самому разобраться и отследить реакцию на совершенный террористический акт привела меня к созданию сайта. В работе я использовал интернет-ресурсы: официальные документы, публикации, видеоматериалы, фотографии.
    Весь материал изложен в английской и русской версиях.

  • 1110 лет со времени первого упоминания Пскова в летописи

    Псков - один из древнейших городов России. В презентации представлен материал об истории города и его достопримечательностях. Гимн города Пскова сопровождает показ презентации.

  • 12 апреля - День космонавтики

    В работе рассказывается об истории возникновения праздника День космонавтики, представлена краткая биография Юрия Алексеевича Гагарина.

  • 12 месяцев. Календари эпох

  • 12 подвигов Геракла

    Геракл - величайший герой в древнегреческой мифологии. Он был сыном бога Зевса и жены фиванского царя Алкмены. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея. Об этих подвигах и рассказывает работа Жени Куликова.

  • "125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам..." (О. Берггольц)

    В Санкт-Петербурге, в Мемориальном музее блокады Ленинграда, одним из экспонатов является небольшой кусочек хлеба. Нас заинтересовало, почему этот пепельно-чёрный кубик, в котором видны различные примеси, является одним из символов блокадного Ленинграда. По архивным источником нами была воссоздана рецептура выпечки хлеба на ноябрь 1941 г. и был выпечен хлеб, по своей рецептуре максимально приближённый к блокадному.

  • 13-й порок взрослых и теория вероятностей

    В Москве на Болотной площади есть скульптурная композиция Михаила Шемякина «Дети в окружении пороков взрослых», здесь изображены 12 пороков. Но нет ещё одного – «Приобщение к азартным играм». Для ребёнка игра – это в полном смысле слова образ жизни. Но с появлением компьютера игромания, как порок взрослых, превратилась в проблему для детей. Работа представлена как одно из направлений в социально-педагогической профилактике компьютерно-игровой зависимости подростков и направлена на расширение информационного поля учащихся о влиянии компьютерных игр на их здоровье. Данная работа способствует формированию у школьников умений осмысливать практические задачи, моделировать ситуацию, используя способ математического моделирования.

  • 15 мифов о японцах

    Япония - один из ближайших и значительных соседей России. Наши знания о Японии и ее народе содержат часто больше необоснованных мифов и легенд, чем правды. В своей работе авторы попытаются развеять некоторые из этих мифов и приблизить нас к Японии такой, какая она есть, а не какой мы привыкли ее себе представлять.

  • 16 most popular dances (мультимедийное наглядное пособие)

    Идея разработать данное наглядное пособие возникла при изучении темы "HOBBY" на уроках английского языка. Мы описали отличительные особенности, традиционные костюмы, историю и происхождение каждого стиля. Работа будет полезна как старшему поколению учителей, интересующихся современными тенденциями развития танца, так и молодому поколению учащихся для ознакомления с истоками многих современных стилей.

  • 16 популярных видов танцев

    Работа представлена в форме презентации. На английском языке рассказывается о 16 популярных видах танцев, их истории.

  • 16 членистоногих, выполненные из бисера. Пособие по биологии

    Вашему вниманию представляем 16 бисерных членистоногих, сделанных по авторским схемам Костиной М.Н. с классификацией и описанием.

  • 18 мгновений войны

    Основой данного проекта стал сериал Первого канала «Великая война», созданный в 2010 г. к 65-летию Великой Победы. Многие моменты оказались нам непонятными, и мы решили, что нуждаемся в их объяснении и обсуждении. Так родилась идея создания учебного проекта, который мы назвали «18 мгновений войны» в дань уважения к известному фильму «Семнадцать мгновений весны» и учитывая, что в сериале «Великая война» - 18 серий. Проект приурочен к 70-летию Великой Победы.

  • 1812 г. Торжественная увертюра

    Работа выполнена в форме видеоролика, в котором автор рассказывает об истории создания увертюры "1812 год" П.И. Чайковского и раскрывает смысловую нагрузку этой музыки.

  • В презентации рассказывается о героическом прошлом России, о героях войны 1812 года, представлена галерея портретов героев войны.

  • 1812 год. Партизанские войны

    В истории каждой страны есть тяжелые периоды. Война 1812 года была сложным периодом жизни Российского государства – десятки тысяч погибших и раненых, разрушенные города и села – вот итог той войны. Но при этом было чем гордиться. В проекте рассказывается о том, что защищали свою родину все – будь то титулованный дворянин, либо крепостной крестьянин – ибо все они были патриотами. Люди сплотились и встали рядом "плечом к плечу".

  • 1:45, или Путь к мечте

    Цель работы - разработать спортивную композицию по спортивной аэробике, с которой можно попасть на соревнования "Первенство России" в 2012 г. Актуальность работы состоит в том, что при переходе в новую категорию у спортсмена появляется возможность участвовать в крупных соревнованиях в нашей стране и в мире. Объект: спортивная аэробика как вид спорта. Предмет: спортивная композиция. Проектный продукт: спортивная композиция. Кулаев Тимур успешно разработал композицию и участвовал в Первенстве России.

  • 2 300 000 загадок пирамиды

    В работе рассмотрены пирамиды всего света. Особо остановились на египетских пирамидах. Слишком много тайн и загадок в них. Кто их построил и зачем? Кто сможет ответить на все возникающие вопросы? Как можно использовать пирамиды в настоящее время?

  • 20 слов на родном языке...

    Работа посвящена Году семьи. В фотографиях рассказывается о большой армянской семье, которая более 10 лет живет в небольшом городке среднего Поволжья, но свято бережет традиции своего народа, поддерживает связь с родным городом. Материал содержит небольшой словарик из 20 слов на армянском языке, их перевод на русский язык, транскрипция.

  • Гончарова Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

    ГБОУ СОШ № 514

    e -mail : Olga 16-9@yandex .ru

    Анатация: Применение исследовательского метода в образовании является эффективным способом развития мыслительных и исследовательских умений учащихся в современной школе.П еред учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется.

    Ключевые слова: исследовательская работа, этапы исследовательской работы, формы организации исследовательской работы.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ

    СОДЕРЖАНИЕ

    I Введение

    Обоснование темы.

    II. Основная часть

    1. Изложение основного вопроса.

    2. Примеры исследовательских работ школьников.

    III. Заключение.

    1. Выводы и обобщения.

    IV . Список литературы

    I Введение

    Обоснование темы

    Задачи :

      Изучить теоретические аспекты.

      Систематизировать материал.

    3. Сделать выводы и обобщения по теме исследования

    II. Основная часть

    Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений. Нужно создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.

    Успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью. Необходимо представлять различие между понятиями - «научно-исследовательская деятельность» и «учебно–исследовательская деятельность». Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся: 1)методы исследования; 2) наличный экспериментальный материал; 3) и нтерпретация данных и вытекающие из них выводы.

    Научно-исследовательская деятельность - это вид деятель­ности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность - это деятель­ ность, главной целью которой является образовательный ре­ зультат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а обучение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводит­ ся под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основ­ ным все же остается выполнение обучающей задачи.

    Учитель должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором самостоятельной систематической поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.

    Особую роль в интеллектуальном развитии учащихся играет их исследовательская деятельность, непосредственно связанная с усвоением знаний. Поэтому успешное решение стоящих перед школой задач возможно посредством приобщения учащихся к исследовательской деятельности и развития способностей к ней в процессе обучения. Основными признаками учебного исследования являются: постановка познавательной проблемы и цели исследования; самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы; направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний; направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.

    Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:

    1)учебное исследование - это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);

    2)учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;

    3)учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;

    4)учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.

    Учебное исследование как метод обучения не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления - творческого мышления, без которого немыслима творческая деятельность. Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений. Структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.

    Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач. Учебно-исследовательская деятельность - это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование как результатов решения, так и способов и процессов деятельности. К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести следующие: личностно ориентированный подход к обучению; ориентация на продуктивное достижение результата; проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности; оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач; креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями; создание ситуации совместной поисковой деятельности; детализация учебного процесса; создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности. Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются: доброжелательная атмосфера в коллективе; сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения; структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы; вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности; формирование внутренних стимулов к учению, самообразование и другие.

    К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести: педагогическое руководство в создании мотивов и стимулов к учению. А также привитие интереса к изучаемому объекту; вооружение учащихся необходимыми приемами познавательно-поисковой деятельности; систематическое осуществление принципа индивидуализации в обучении; широкое использование технических и наглядных средств обучения; внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий; разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации; сочетание и соединение дидактически и методически обоснованных методов, способствующих развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности можно реализовать через решение исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей. Под исследовательской задачей будем понимать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи. Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях - содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу. Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется. Итак, под учебным исследованием мы будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений: добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей обучения; формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п. В настоящее время учебные исследования преимущественно используются для достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом формирования мышления, так как: обладают большими возможностями для развития умственных операций; формируют активность и целенаправленность мышления; развивают гибкость мышления; формируют культуру логических рассуждений. Поскольку во всех работах, посвященных привлечению учащихся к исследовательской деятельности в процессе решения задач, доказывается развитие исследовательских умений и навыков (формируются умения выдвигать гипотезу, выявлять существенные аспекты исследуемой ситуации и т.д.), то развивающая функция исследований очевидна. Кроме того, учебные исследования помогают достижению познавательного отношения к действительности, в силу того, что они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного мировоззрения, выполняя, таким образом, воспитывающую функцию. Наконец, нельзя не принять во внимание и тот факт, что именно с помощью учебных исследований можно осуществлять контроль знаний основных разделов школьной математики и владение определенными методами решений, уровень логического мышления и т.п. К основным дидактическим функциям учебно-исследовательской деятельности мы относим следующие: функцию открытия новых знаний; функцию углубления изучаемых знаний; функцию систематизации изученных знаний; функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению; функцию обучения учащихся способам деятельности. Анализ этапов исследований, выделяемых разными авторами, позволяет сделать вывод, что обязательными из них являются четыре, которые и образуют основную структуру учебного исследования: постановка проблемы; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы; вывод.

    Приведем пример детской исследовательской работы.

    ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА РУССКОГО ЯЗЫКА, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    Ученика 6 класса «Б»

    Панова Юрия

    Научный руководитель: Гончарова Ольга Вячеславовна

    2013 год

    СОДЕРЖАНИЕ

    I Введение

    1.Обоснование темы. _________________________________________ стр.3

    2. Методы исследования.______________________________________ стр.4

    3.Объект исследования. _______________________________________стр.4

    4. Предмет исследования. _______________________________ ______стр.4

    II. Основная часть

    1. Изложение основного вопроса. Из истории речевого этикета. стр.4

    2.Формулы речевого этикета. _______________________________ стр.4

    3. Исследовательская часть. ________________________________ стр.8

    III. Заключение.

    1. Выводы и обобщения. ______________ стр. 13

    IV . Список литературы____________________________________ стр.14

    Введение

    1.Обоснование темы

    Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Светлана Ивановна Львова в своей книге «Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет» подчеркивает это, с первых строк отсылая читателя к «Поучениям» Владимира Мономаха: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите» .

    Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

    Мы решили разобраться в теоретических аспектах речевого этикета: в чем сила волшебных слов, почему люди так нуждаются в них. Ведь ежедневно встречаясь и прощаясь, обращаясь, друг к другу с просьбой и извиняясь за оплошность – во всех этих ситуациях нашими спутниками выступают многообразные обороты речи, которые мы произносим, подчиняясь этикету.

    На сегодняшний день особенно актуальна проблема сохранения и активного использования речевых этикетных формул.

    Мы задались вопросом, насколько активно используют современные школьники это богатство русского языка, умеют ли правильно употреблять «волшебные» слова, обращения, обороты речи, овладели ли учащиеся спортсмены-пловцы речевым этикетом и как это отражается на их успеваемости.

    Цель исследовательской работы : выявить уровень владения нормами речевого этикета спортсменов-пловцов 6 класса ГБОУ СОШ №514

    Задачи :

      Изучить теоретические аспекты речевого этикета.

      Провести анкетирование среди учеников-спортсменов 6 класса ГБОУ СОШ №514

      Проанализировать результаты анкетирования и выводы разместить в диаграммах.

      Систематизировать материал.

      Сделать выводы и обобщения по теме исследования.

      Выполнить презентацию на ПК.

    2. Методы исследования

    1 ЭТАП ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ - изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования;

    2 ЭТАП ЭМПИРИЧЕСКИЙ – опрос, анкетирование.

    3. Объект исследования

    Объект исследования: ученики 6 класса «Б» спортсмены-пловцы ГБОУ СОШ №514

    4. Предмет исследования

    Предмет исследования: речь учащихся, уровень владения этикетными формулами.

    II. Основная часть.

    1. Теоретическая основа исследования. Из истории речевого этикета.

    Формулы приветствия в речевом этикете (Табл. 1)

    Формула приветствия

    Пример

    Пожелание здоровья

    Здравствуйте!

    Указание на время встречи

    Добрый день! Доброе утро!

    Эмоциональные пожелания

    Очень рад!

    Уважительная форма

    Моё почтение!

    Специфическая форма

    Здравия желаю!

    Молодежный сленг

    Хай! Хелло!

    Формулы прощания (Табл. 2)

    Формула прощания

    Пример

    Самая распространенная

    До свидания!

    Прощание на неопределенный срок

    Прощайте! Мне пора!

    Прощание-пожелание

    Всего хорошего! Всего доброго!

    Пожелание здоровья

    Будьте здоровы! Бывайте здоровы!

    Просторечные формулы

    Пока! Всего! Салют!

    Устаревшие формулы

    Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!

    3. Исследовательская часть.

    Анкетирование спортсменов-пловцов шестиклассников мы начали с вопросов общего характера. В результате опроса были получены следующие диаграммы.

      Знакомо ли Вам понятие речевого этикета? - в средствах массовой информации (телевидение, интернет, газеты) часто употребляются сленговые слова, речь упрощается;

      III. Заключение. Проанализировав полученные данные и сопоставив их с успеваемостью, прилежанием учащихся и любовью к чтению, мы пришли к следующим результатам: владение нормами речевого этикета напрямую связано с качеством усвоения знаний учащимися и их стремлением к саморазвитию, в том числе через художественную литературу. Некоторые учащиеся, принимавшие участие в опросе, задумались о речевых нормах этикета и культуре речи. Работа послужила повышению интереса к изучению русского языка.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Большой толковый словарь.- СПб: «Норинт» 2003. – 1526 с.

        Зубкова А.С.; А. С. Лукьянычева А. С. Шпаргалка по русскому языку и культуре речи. - М: 2008. - 64 с.

        Иванова В. А., Потиха З.А., Розенталь Д.З. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1990. – 255 с.

        Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет». – М: Дрофа 2007

        Чудакова Н.В. Этикет от А до Я для детей и взрослых. – М.: АСТ, 1997

        Интернет источник Статья по материалам онлайн Энциклопедии Кругосвет и Библиотеки РГИУ.

      В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день многие вопросы методологии организации исследовательской деятельности остаются недостаточно разработанными и ясными, другими словами, пред ставляют собой широкий фронт для творческого поиска. Однако стадия становления, в которой находится ее изучение, позволяет не только реко мендовать уже испытанные традиционные формы и приемы работы, но и пригласить начинающих исследователей к самостоятельному поиску.

      Список литературы

        Далингер В.А. О тематике учебных исследований // Математика в  школе. - №9. - 2000. - С. 7-10.

        Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - 456 с.

        Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в  процессе изучения дробей и  действий над ними: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 191  с.

        Далингер В.А., Толпекина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 264

    В настоящее время в нашей стране происходят серьезные преобразования в сфере политики, экономики, формируются новые общественно-политические и экономические концепции, которые непосредственно оказывают влияние на мировоззрение учащихся. Вступающее в жизнь новое поколение должно обладать прочными знаниями основ современных наук, иметь высокие моральные качества, обладать практическими умениями. Одним из важнейших умений, которое должно быть выработано в процессе обучения в школе, является развитие интереса к знаниям, творчеству, умственных способностей и многих других качеств личности. Ключевыми компетенциями, определяющими современное качество содержания образования, являются целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. В этих условиях важным фактором формирования образовательной среды, обеспечивающей современное качество образования, является включение исследовательской деятельности учащихся в практику обучения.

    Организация исследовательской деятельности учащихся – это творческий, педагогический и управленческий процесс подготовки, методического и ресурсного обеспечения проведения учениками научных исследований и реализации их результатов, а также – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ, и проектов. Проблемой привлечения учащихся к научной работе занимались многие педагоги. Они доказали важность и необходимость в условиях современного образования развития у учащихся исследовательских способностей. Основной целью работы над научными проектами является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников . Современное развитие образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно- практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Именно поэтому, основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру, к самостоятельной жизни. Важно суметь задать способность ориентироваться в социуме, а главное – реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям. Таким образом, целью организации научно-исследовательской работы (НИР) учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

    .

    Главная цель научно-исследовательской работы школьников — поэтапное осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы НИР должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции. Задачи научно-исследовательской работы школьников сводятся к следующему: 1. Развитие самостоятельности учащегося. В основе научно – исследовательской работы заложен поиск знаний, осуществляемый непосредственно учеником. В этом случае происходит развитие самостоятельности, необходимой для правильной социальной адаптации. 2. Самореализация личности учащегося. Процесс самореализации обязателен для любой личности. Научно – исследовательская работа способствует накоплению опыта самореализации, в результате которого учащийся сможет более правильно и объективно выбрать свой «жизненный путь» и оценить свои способности. Самореализация может осуществляться стихийно в различных направлениях жизни. Однако более эффективно — направить этот процесс в нужное русло. 3. Развитие творческих способностей учащегося. Научно – исследовательская работа напрямую затрагивает творческие способности человека. Она развивает образное мышление, память, логику, умение четко выражать свои мысли устно или на бумаге. 4. Коммуникабельность учащегося. Человек, занимающийся научно – исследовательской работой, особенно связанной с гуманитарными дисциплинами, становится более общительным, социально активным, даже если он не имеет к этому природных склонностей.

    .

    Заниматься научной деятельностью в школе не просто. В процессе научно — исследовательской деятельности формируются такие качества, как организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности, дисциплинированность — без этого нет просто самого процесса научной работы. Школьник должен сознательно подчиняться определенным нормам поведения при работе над проектом, исследованием. Необходимо приучить ученика к самоконтролю ведь научная работа требует умения контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. Научная работа требует в этом случае, чтобы высшие мотивы преобладали над низшими мотивами. Кроме того, необходимо выработать и навыки рефлексии — умения самостоятельно проанализировать свои действия. При этом надо учесть, что мотивацию и потребность к поисковой интеллектуальной работе. Ведь у ученика потребности в изучении более сложных понятий для работы над исследованием, проектом ещё нет. Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Изучают методику научно — исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на научную конференцию . Основные этапы выполнения научно-исследовательской работы: 1. Мотивация НИР. На этом этапе каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз. 2. Выбор направлений исследований. Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией HP. Основные требования – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. 3. Постановка задачи. На этом этапе НИР сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса и желаемую конкретную цель. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу. 4. Фиксация и предварительная обработка данных. На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения, эксперименты, анкетирование, т.е. практическая работа. В отличие от традиционных методик НИИ — главное здесь не результат, а пройденный детьми путь. 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез. Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дискуссия – не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие и может с перерывами продолжаться от одной до нескольких недель. Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей. 6. Оформление результатов работы. Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада). Творческий коллектив самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача научного руководителя – отредактировать текст. 7. Представление исследовательской работы . Исследовательский проект школьника должен быть итогом самостоятельного и серьёзного интеллектуального труда. В ходе его выполнения достигаются следующие результаты: -приобретение нового знания в рамках определенной предметной области и конкретной выбранной темы, расширение кругозора школьника; -развитие навыков поиска литературы и источников по проблеме (каталоги, картотеки, поиск в Интернет), работы с ними (учебники, монографии, научно- популярные издания, статьи) — эффективное конспектирование и анализа научной литературы; -владение навыками планирования исследования, в том числе, планирования эксперимента; -понимание методологии исследования и освоение методов изучения объектов и предмета исследования, адекватных выбранной теме; -приобретение навыков описания, графического представления, обсуждения и обобщения полученных результатов, формулирования выводов; -формирование умений подготовить устный доклад, презентацию, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы .

    .

    Таким образом, анализируя характер и этапы научно — исследовательской работы школьников, можно сделать следующие выводы. Научно-исследовательская работа учащихся является важным компонентом современной школы, имеет четкие цели и задачи. При её организации важно учитывать способности ученика. Даже при отсутствии больших способностей ученик может заниматься научно — исследовательской деятельностью. Очень важно заинтересовать учащихся и поддерживать этот интерес на протяжении всей работы. Большое значение имеет организация научно – исследовательской работы, именно от того, насколько правильно организованна работа, зависит ее конечный успех.

    Большинство современных учителей склоняется к тому, что ученики школ должны получать практические знания, которые в дальнейшем помогут им успешно интегрироваться в общество. С этой целью рекомендуется отходить от классического формирования навыков и умений и предоставить детям другую модель образования, связанную с формированием личности и развитием своих творческих навыков.

    Естественно, что внедрять формы такого образования следует еще в начальной школе . Научно-исследовательская деятельность – одна из них. Многие темы научно-исследовательских работ по разным предметам (английскому, русскому языку, литературе, математике и прочим дисциплинам) ориентированы в основном на учеников старших классов. Однако внедрять ее азы лучше всего уже в начальных классах, чтобы дети как можно раньше могли научиться самостоятельно собирать, анализировать и оценивать свою работу. Конечно же, ребенок должен иметь широкий выбор тем для анализа, об этом мы тоже поговорим ниже.

    Задачи научно-исследовательской работы в начальных классах

    Цель вовлечения учеников начальных классов в научно-исследовательскую работы – это стимуляция их творческого и интеллектуального потенциала в интересной форме.

    Задачи такой работы следующие:

    Специфика исследовательской деятельности в начальной школе

    Исследовательская работа включает в себя такие этапы:

    • подбор темы;
    • постановка задач и целей;
    • проведение исследования;
    • подготовительные работы по защите своей темы;
    • защита работы.

    Особенность проведения исследовательских работ в начальной школе заключается в особой роли учителя. Он должен направлять, стимулировать и увлекать детей, показывать им значимость проведения такой работы, а также активно привлекать родителей в качестве помощников.

    Немало родителей, работа которых не связана с педагогической деятельности, почти не занимаются уроками и заданиями детей. А исследовательские работы – отличный шанс сблизиться с детьми с целью помочь им решить те или иные задачи – выбрать интересную тему, подобрать литературу, возобновить свои знания по английскому языку или математике и прочее.

    В основном с первого по третий класс исследовательская работа в школе имеет коллективный характер, тема определяется самим учителем. А вот уже в 3-4 классе ребенок сам может выбрать тему в зависимости от своих наклонностей и увлечений. Кому-то больше нравится английский язык, кого-то привлекает природоведение или мировая литература.

    Ниже мы приведем названия наиболее увлекательных тем исследовательских работ начальной школы. Их можно дополнять, изменять или расширять на свое усмотрение.

    Перечень тем общего характера для учеников начальной школы

    Предлагаем список общих тем для исследований , которые можно предлагать ученикам начальных классов:

    Конечно же, приведенный список тем далеко не полный. Ребенок может выбрать сам наиболее интересную для себя с учетом своего хобби.

    Ниже мы приведем перечни тем для исследовательских работ в школе как для учеников начальных, так и средних классов.

    Темы для научной работы по русской литературе

    Ученикам школ от 1 до 7-8 класса можно предложить такие темы по русской литературе:

    Темы исследовательских работ по русскому языку для учеников 4-5 классов

    Для старших классов начальной школы можно выбирать такие темы исследований, если ребенку интересен русский язык:

    Темы научных работ по английскому языку

    В данном случае трудно сказать, для каких учеников каких классов темы будут рассчитаны, поскольку в разных школах английский язык начинают учить по-разному. Кто-то уже учит его в первом классе, другие же – лишь с пятого. Предлагаем наиболее интересные темы, которые позволят детям углубиться в изучение английского:

    Как правильно организовать исследование

    Работа по выбранной теме для детей будет нелегкой. В первый раз ребенок будет в некоторой растерянности, ведь даже если тема будет для него близкой, он наверняка не будет знать, как начать ее исследовать, даже при наличии плана.

    Но все очень просто. Сначала нужно задать себе несколько вопросов и записать свои ответы на них:

    • что я знаю по данной теме;
    • как я могу оценить ее;
    • какие выводы могу сделать.

    Далее следует собрать материал по интересующей теме. Раньше ученики использовали для этого только библиотеки, но сейчас, с развитием интернета, возможности намного шире. Ведь в интернете можно отыскать не только статьи по определенным темам и непосредственно саму литературу, но также и архивы разных журналов и телепередач разных лет.

    Не нужно стесняться спрашивать что-то у учителей, родителей и других старших товарищей.

    Все полученные данные следует записывать, фотографировать, делать видео . Возможностей в этом отношении сейчас тоже намного больше, нежели у школьников, учившихся 20 лет назад и раньше.

    Нельзя бояться проводить эксперименты и сравнительные анализы. Все выводы, сделанные ребенком самостоятельно, стоят намного больше, чем заученный назубок текст из учебника по тому или иному вопросу. Даже если они будут наивными и плохо обоснованными, но в этом и заключается прелесть творческой работы.

    Чем больше дети современной школы будут вовлечены в творческую деятельность, начиная с первых классов, тем шире будет их кругозор , они смогут не бояться современного мира, научатся делать выводы по каждому вопросу, а не руководствоваться определенными догмами, которые, зачастую, уже морально устарели.