Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Временный управляющий. Чем занимается временный управляющий при банкротстве. Заинтересованные лица при банкротстве

    Временный управляющий. Чем занимается временный управляющий при банкротстве. Заинтересованные лица при банкротстве

    Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела - возлагается на временного управляющего. По смыслу законодателя, временный управляющий - это лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.). Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

    Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квалификации определяются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

    Вместе с тем Законом о банкротстве 2002 г. установлены определенные требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управляющего и его утверждения арбитражным судом. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес СРО, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.).

    Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Именно оставшуюся кандидатуру и утверждает арбитражный суд. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

    В случае непредставления такого списка в срок, установленный законом, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный срок обеспечить представление списка кандидатур другими СРО. Следует заметить, что в определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.

    Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, они продолжают осуществлять свои полномочия (с некоторыми ограничениями, установленными Законом о банкротстве 2002 г.).



    Вместе с тем временному управляющему предоставлено право в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности. Под необходимостью, видимо, следует понимать те случаи, когда руководитель должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего либо иным образом нарушает закон (например, совершает без согласия управляющего сделки, о которых говорилось выше).

    В этом случае функции руководителя должника возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. Если кандидатура не представлена, суд назначает одного из заместителей руководителя, а в случае их отсутствия - одного из работников (п. 4 ст. 69 Закона о банкротстве 2002 г.).

    Полномочия временного управляющего имеют ограниченный срок действия и прекращаются:

    1) утверждением арбитражным судом мирового соглашения;

    2) принятием решения об отказе в признании несостоятельности (банкротства) данного должника.

    В следующих случаях временный управляющий обязан функционировать до утверждения соответственно административного, внешнего, конкурсного или нового временного управляющего:

    1) вынесение определения о введении финансового оздоровления;

    2) вынесение определения о введении внешнего управления;

    3) принятие решения об открытии конкурсного производства;

    4) удовлетворение ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей.

    В целях защиты интересов кредиторов и сохранности имущества должника закон наделяет временного управляющего широким кругом прав. Так, временный управляющий вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве 2002 г.), в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д.

    Временный управляющий также имеет право получать любую, в том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право обеспечивается в Законе о банкротстве 2002 г. правомочием временного управляющего на обращение с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от выполняемых функций. Предоставление временному управляющему по его требованию любой информации, касающейся деятельности должника, является обязанностью органов управления должника, поэтому нарушение этой обязанности рассматривается законодателем как препятствие в осуществлении деятельности временного управляющего.

    Одной из основных обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Анализ проводится в целях определения достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. В процессе наблюдения временный управляющий на основе детального анализа финансового состояния должника должен предоставить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о нем: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках и т.д. Кроме того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

    Интересен тот факт, что Законом о банкротстве 1992 г. обязанность проводить анализ финансового состояния должника устанавливалась только для конкурсных управляющих. В то же время в обязанности арбитражного управляющего (действовавшего в период внешнего управления) входили разработка плана проведения внешнего управления имуществом должника и организация его выполнения, что подразумевало и необходимость проведения на практике арбитражным управляющим финансового анализа состояния должника.

    Анализ финансового состояния должника в соответствии с положениями Закона о банкротстве 1998 г. в различных процедурах банкротства осуществлялся при соблюдении общих методических подходов, хотя выбор конкретных методов в каждом отдельном случае производился с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника.

    При проведении наблюдения, как правило, осуществлялся анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника.

    Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий была утверждена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (в настоящий момент утратило силу).

    Под неудовлетворительной структурой баланса понималось такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не могло быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.

    Анализ баланса предприятия производился на основании:

    Баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца, представляемых руководителем предприятия и заверенных в установленном порядке;

    Баланса предприятия за последний отчетный период, направляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.

    Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являлись:

    Коэффициент обеспеченности собственными средствами;

    Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

    Проведение анализа финансового состояния должника могло быть осуществлено также в соответствии с Методическими рекомендациями по реформе предприятий (организаций), утвержденными приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. N 118.

    При анализе финансово-экономического состояния должника принимались во внимание не только методы финансового анализа, но и способы анализа его результатов. Одним из таких способов являлся анализ бухгалтерской отчетности должника, представляющий собой изучение полученных показателей с целью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственного капитала и т.д.

    В настоящее время при анализе финансового состояния должника следует исходить из Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367.

    Общий анализ должен включать в себя не только оценку отдельных видов имущества должника, но и результаты исследования причин утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, результаты анализа активов и пассивов должника, возможностей безубыточной деятельности должника и т.д. (п. 6 указанных правил).

    Показателями, характеризующими платежеспособность должника, являются:

    Коэффициент абсолютной ликвидности;

    Коэффициент текущей ликвидности;

    Показатель обеспеченности должника его активами;

    Степень платежеспособности по текущим обязательствам.

    К числу показателей, характеризующих финансовую деятельность должника, следует отнести:

    Коэффициент автономии (финансовой независимости);

    Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);

    Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;

    Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

    В указанном постановлении содержатся также показатели, характеризующие деловую активность должника, а именно:

    Рентабельность активов;

    Норма чистой прибыли.

    Для того чтобы иметь комплексное, системное представление о финансовом положении должника, на практике помимо общих методов оценки используют и специальные, к которым можно отнести, в частности, метод проведения прогнозных разработок, позволяющий обоснованно подтвердить (или опровергнуть) наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника при использовании в дальнейшем всех предусмотренных законом мер, а именно: перепрофилирование производства, продажа предприятия должника и др.*(164)

    Важной обязанностью временного управляющего, осуществляемой им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, является установление размера требований кредиторов.

    Установление размера требований кредиторов необходимо главным образом для определения числа голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов. Размер требований устанавливается на основании заявлений кредиторов, предъявляемых ими в течение месяца после получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (это уведомление должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения).

    Конкретное требование кредитора может быть отнесено либо к установленным, либо к неустановленным в соответствии с критериями установления размера требований, содержащимися в Законе о банкротстве 2002 г. Установленные требования должны быть предъявлены временному управляющему с приложением подтверждающих требования документов; требования, не признаваемые установленными, - арбитражному суду, должнику, временному управляющему, иным кредиторам, предъявившим требования, и реестродержателю.

    Закон о банкротстве 2002 г. не содержит указаний относительно формы и содержания предъявляемых кредитором требований. Однако судебно-арбитражная практика исходит из того, что требование кредитора оформляется в свободной, но обязательно письменной форме с указанием долга по денежным обязательствам и обязательным платежам. В требовании могут быть указаны и подлежащие уплате неустойки, проценты, финансовые (экономические) санкции, которые (в том числе установленные решениями судов) в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов не включаются*(165).

    В совокупности все предъявленные требования кредиторов могут быть отнесены:

    К требованиям, в отношении которых заявляются возражения;

    К требованиям, возражения по которым не заявляются.

    Возражения могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов. Следует признать оправданной позицию законодателя в отношении того, кто именно из участников конкурсных отношений обладает таким правом. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что возражения могут быть предъявлены должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника либо представителем собственника имущества унитарного предприятия (п. 2 ст. 71)*(166).

    При наличии возражений проводится специальное заседание арбитражного суда. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.

    По результатам рассмотрения обоснованности требований либо возражений должника суд выносит определение, в котором указывается размер требований, признанных необоснованными.

    Закон о банкротстве 2002 г. в отличие от Закона о банкротстве 1998 г. предусматривает возможность обжалования определения об установлении требований кредиторов.

    Обязанность по созыву, подготовке и проведению первого собрания кредиторов также возложена законодателем на временного управляющего*(167).

    Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности (банкротстве), должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве 2002 г.).

    При уведомлении кредиторов, уполномоченных органов, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов, о сроке, дате и месте проведения собрания временный управляющий также сообщает им сведения о числе голосов, которыми они будут располагать на первом собрании кредиторов.

    По общему правилу собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника (оно определяется на основании ст. 54 ГК РФ). Временным управляющим может быть определено и другое место проведения собрания кредиторов.

    На первом собрании кредиторов принимают участие две категории лиц, а именно: лица, обладающие правом голоса, и лица без права голоса.

    Одновременно Законом о банкротстве 2002 г. установлен перечень лиц, которые вправе участвовать в первом собрании кредиторов без права голоса: руководитель должника, представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия.

    В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. первое собрание кредиторов считалось правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, однако при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены*(168).

    Однако Закон о банкротстве 2002 г. установил требование кворума (о чем говорилось выше). Голосование проводится по правилам, установленным ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г. Поскольку для решения некоторых вопросов может потребоваться большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, то не исключены ситуации, когда голосов присутствующих кредиторов будет недостаточно для принятия решения. В этом случае законодатель предусматривает возможность проведения повторного собрания (п. 3 ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г.).

    Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

    Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:

    1) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

    2) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

    3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    4) о заключении мирового соглашения;

    5) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава (ст. 73 Закона о банкротстве 2002 г.).

    С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, введения финансового оздоровления, внешнего управления или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

    При банкротстве предприятий, связанном с невозможностью исполнения долговых обязательств, важная роль отводится временному управляющему. На этапе наблюдения он представляет интересы должника. начинается через три дня после того, как арбитражный суд получает заявление с просьбой начать процедуру банкротства. Наблюдение за процедурой, осуществляемое временным управляющим, длится, как правило, от трех до пяти месяцев.

    На роль временного управляющего может претендовать только физическое лицо.

    Утверждением гражданина на должность временного управляющего занимается арбитражный суд. Кредиторы могут предоставить свой список кандидатов на должность. В противном случае суд назначит на эту должность временного управляющего, обладающего нужными полномочиями.

    Если необходимые претенденты отсутствуют, то арбитражным судом направляется запрос в специальный государственный орган, занимающийся делами финансового оздоровления. Сотрудники этого органа должны предоставить суду необходимую кандидатуру временного управляющего в течение недели с момента приема запроса. Назначение на эту должность регулируется Федеральным законом №127 .

    Предпочтение при назначении отдается кандидату, зарегистрированному как индивидуальный предприниматель. В том случае, если на должность претендует работник государственных органов, занимающихся делами финансового оздоровления, статус индивидуального предпринимателя значения не имеет.


    Препятствовать назначению управляющего на должность могут следующие качества претендента:

    • Судимость.
    • Участие в управлении на протяжении предыдущих трех лет компании-должника.
    • Ангажированность в пользу кредитора или компании-должника.

    Временный управляющий приступает к исполнению обязанностей с момента назначения и до:

    • признания судом банкротства предприятия и выбора конкурсного управляющего;
    • назначения внешнего управляющего;
    • решения суда о мировом соглашении кредитора и компании-должником;
    • решения суда об отказе в признании факта банкротства.

    Если кандидат, избранный на должность, не может исполнять возложенные на него обязанности, на его место арбитражным судом назначается другой претендент из реестра кандидатов.

    Какую процедуру банкротства проводит временный управляющий?

    Как уже упоминалось, временный управляющий действует на стадии наблюдения, которая начинается после подачи кредитором в арбитражный суд заявления с просьбой признать должника банкротом. Главные цели стадии наблюдения включают в себя:

    • организацию собрания кредиторов;
    • составление списка требований к компании-должнику со стороны кредиторов;
    • оценку и анализ финансовых активов компании-должника, а также поиск способов их сохранения.

    На стадии наблюдения предприятие продолжает ведение основной деятельности: сотрудники предприятия выполняют свои должностные обязанности, однако полномочия руководства ограничиваются. Руководству запрещается заниматься реорганизацией компании, включая создание филиалов, юридических лиц и представительств.

    По итогам наблюдения составляется отчет о финансовом состоянии должника, на основе которого арбитражный суд выносит решение по процедуре банкротства - предприятие признается платежеспособным либо стадия наблюдения переходит в одну из следующих стадий процедуры банкротства.

    Обязанности

    Основная обязанность временного управляющего заключается в принятии мер по сохранению финансовых активов . Кроме того, он занимается:

    • выявлением причин невозможности исполнения долговых обязательств;
    • определением уровня ликвидности имущества предприятия;
    • прогнозирование перспектив и сроков возврата платежеспособности при вводе процедуры несостоятельности внешнего управления;
    • оценка рыночной стоимости предприятия;
    • составляет план мероприятий по возврату предприятию-должнику платежеспособности.

    Также наблюдающее лицо выявляет характерные черты фиктивного банкротства, среди которых выделяют:

    • отредактированную либо ликвидированную финансовую отчетность;
    • утаивание информации об имуществе;
    • отсутствие контроля за дебиторской задолженностью;
    • преднамеренно убыточные договоры;
    • неисполнение долговых обязательств при наличии финансовых возможностей;
    • отсутствие контактных данных контрагентов, которые заведуют имуществом предприятия-должника.

    Руководству предприятия запрещается создавать помехи деятельности временного управляющего. По его требованию руководство должно предоставлять нужную документацию, иначе управляющий может привести в исполнение судебное решение принудительно. Кроме того, если истребуемая документация не может быть предоставлена по причине утери или уничтожения, временный управляющий может затребовать копии документов у контрагентов должника.

    В должностные обязанности управляющего в процедуре наблюдения входит составление , чтобы они в течение одного месяца предъявили предприятию свои требования по исполнению долговых обязательств. Компания-должник, в свою очередь, может в течение одной недели оспорить данные требования.

    После вынесения решения о старте стадии наблюдения управляющий письмом извещает кредиторов о начале процедуры банкротства в отношении их должника. В этом письме он указывает дату первой встречи кредиторов. Данное собрание созывается не позже чем за десять дней до первого судебного заседания, где будет рассматриваться дело о признании должника банкротом.

    Прочие обязательства

    При выявлении сделок, нарушающих требования ФЗ №127 , наблюдающее лицо предоставляет арбитражному суду требование о признании этих сделок недействительными.

    При заключении некоторых сделок руководство несостоятельной компании должно проинформировать наблюдающее лицо о намерении заключить сделку и получить от него разрешение.

    Сюда относятся сделки по:

    • выдаче и приобретению заемных средств;
    • распоряжению недвижимостью несостоятельной компании;
    • передаче имущественных средств в доверительное управление;
    • уступкам права требования;
    • распоряжению имуществом, цена которого составляет более десяти процентов суммарных активов несостоятельного предприятия;
    • поручительствам и гарантиям.

    Наблюдающее лицо обязано контролировать деятельность руководства несостоятельного предприятия и противодействовать заключению убыточных сделок. При определенных обстоятельствах временный управляющий может ходатайствовать в арбитражный суд об исключении отдельных лиц от руководства компанией.

    При контролировании деятельности должника наблюдающее лицо обязано принимать во внимание конфиденциальные данные, в том числе те документы, которые составляют коммерческую тайну предприятия.

    По окончании стадии наблюдения должностное лицо предоставляет арбитражному суду отчетную документацию, в которой фигурирует информация о проделанной работе и данные о фин. состоянии предприятия. Кроме того, отчет может содержать меры по возвращении предприятию платежеспособности.

    Отчет временного управляющего

    По итогам своей деятельности временный управляющий предоставляет в арбитражный суд отчетную документацию. В отчете должна быть отражена информация:

    • по мероприятиям, проводимым с целью обеспечить сохранность имущества несостоятельного предприятия и выявить кредиторов;
    • отчет о предъявленных в арбитражный суд заявлениях и ходатайствах, связанных с осуществлением деятельности по наблюдению временным управляющим за процедурой банкротства;
    • другая информация по исполнению своих обязанностей.

    Отчет временного управляющего включает в себя копии следующих документов:

    • Об анализе фин. состояния компании-должника. В документе должны быть отражены сведения о материалах, на основании производился анализ финансовых, инвестиционных и хозяйственных направлений деятельности несостоятельного предприятия.
    • Заключения о преднамеренном банкротстве. Сюда прилагаются бумаги, на основании которых подготовлено данное заключение.
    • Содержащих актуальный список требований кредиторов.
    • Содержащих протокольные записи собрания кредиторов.
    • Другие документы, содержащие информацию по исполнению наблюдающим лицом своих обязанностей.

    Вознаграждение

    По результатам стадии наблюдения должностное лицо временный управляющий имеет право получить вознаграждение, которое состоит из суммы фиксированного оклада и начисленных процентов. При этом выплата как фиксированного оклада, так и начисленных процентов относится к первоочередным платежам несостоятельного предприятия. Кроме того, требовать возмещение расходов, которые он нес во время осуществления своей деятельности.

    Величина фиксированного оклада регулируется Федеральным законом №127 и составляет на текущий год тридцать тыс.руб. в месяц. Арбитражный суд вправе увеличить фиксированную часть оклада арбитражного управляющего, основываясь на ходатайстве кредиторов или других участников процедуры банкротства. Данное судебное решение может быть обжаловано. При отстранении наблюдающего лица осуществление выплат прекращается.

    Отстранение временного управляющего на стадии наблюдения

    Арбитражный суд имеет право отстранить должностное лицо от выполнения своих обязанностей, если:

    • Было удовлетворено ходатайство со стороны кредиторов или несостоятельного предприятия о ненадлежащем исполнении временным управляющим своих обязанностей. К ненадлежащему исполнению относится возникновение ситуаций, нарушающих права и интересы или провоцирующих убытки у кредиторов и должников.
    • Были выявлены обстоятельства, препятствующие назначению на должность временного управляющего других лиц из реестра претендентов.
    • Было удовлетворено ходатайство со стороны организации арбитражных управляющих (в том случае, когда текущее наблюдающее лицо было исключено из организации арбитражных управляющих за нарушение законодательства Российской Федерации и других правил осуществления служебной деятельности, отображенных в специальных нормативных документах).

    Временный управляющий также может быть снят с должности по собственному заявлению.

    Временный управляющий при банкротстве юридического лица необходим в том случае, когда через 3 дня после начала процедуры банкротства вводится стадия наблюдения. Она длится в среднем 3-5 месяцев. Новый руководитель изучает финансовое положение компании-должника и делает заключение, насколько вероятна возможность финансового оздоровления.

    Выбор кандидатуры

    Занимать эту должность может лишь физическое лицо. Займодатели имеют право предложить свою кандидатуру, либо Арбитражный суд назначает того человека, который соответствует требованиям:

    • он должен быть гражданином РФ;
    • у него не должно быть судимостей или административных штрафов;
    • последние три года он не принимал участие в управлении компанией-должником;
    • он не является заинтересованным лицом (родственник, преемник и т.д.)

    Если подходящей кандидатуры нет, суд делает запрос в гос. организацию, которая ведает делами финансового оздоровления. В течение недели она должна предоставить временного управляющего. Заметим, такому человеку не обязательно оформлять ИП, в отличие от тех управленцев, которых выбирают займодатели. Если выбранный кандидат не может исполнять возложенные на него обязанности, вместо него назначается другой человек.

    Временный управляющий исполняет свои обязанности с момента назначения и до тех пор, пока:

    • не будет назначен конкурсный или внешний управляющий;
    • должник и его займодатели не заключат мировое соглашение;
    • суд не решит отказать в признании факта банкротства.

    Обязанности управляющего

    Главная задача временного управляющего – сохранить активы компании-должника. От него также требуется определить:

    • реальна ли возможность вернуть долги;
    • насколько ликвидным является имущество должника;
    • удастся ли восстановить платежеспособность, если ввести внешнее управление;
    • какова рыночная стоимость компании-должника.

    На стадии наблюдения новый руководитель составляет план мероприятий по возврату должнику платежеспособности и одновременно пытается выявить «следы» фиктивного банкротства. Например:

    • бухгалтерская отчетность утеряна;
    • дебиторская задолженность не контролируется;
    • долговые обязательства не исполняются вопреки тому, что необходимыми финансами компания располагает;
    • руководство фирмы заключало заведомо убыточные договоры;
    • нет данных о контрагентах, которые пользуются имуществом должника.

    При этом руководитель компании-должника не должен создавать препятствия для временного управляющего и обязан предъявлять оригиналы документов по первому требованию. Если эти оригиналы утеряны, управляющий имеет право запросить их копии у контрагентов.

    Еще одна обязанность временного руководителя – составлять список займодателей и фиксировать их требования (при этом должник имеет право оспорить требования кредиторов, на это ему дается 1 неделя). За 10 дней до первого заседания по делу о банкротстве управляющий обязан уведомить кредиторов о начале процедуры банкротства и провести для них первое заседание.

    Вся финансовая деятельность компании-должника должна находиться под строгим контролем временного управляющего. И руководитель компании-должника обязан не только уведомлять его о решении заключить ту или иную сделку, но и спросить разрешения. Если наблюдателю покажется, что этот шаг только усугубит финансовое положение должника, он имеет право запретить подписывать договор.

    Если сделку заключат за его спиной, он вправе ходатайствовать перед судом о признании этой сделки недействительной. Кроме того, ему даны полномочия не подпускать к управлению компанией тех людей, которые, по его мнению, плохо справляются со своими служебными обязанностями.

    Завершение процедуры

    По завершении стадии наблюдения временный управляющий составляет отчет о проделанной работе, в котором делает выводы о финансовой несостоятельности компании-должника. В этом документе он может также указать свои рекомендации по ее финансовому оздоровлению, возвращению платежеспособности. К отчету прилагаются необходимые документы:

    • материалы, на основе которых анализировалось финансовое состояние должника;
    • протоколы собраний кредиторов;
    • заключение о том, является ли банкротство преднамеренным и др.

    Все они направляются в Арбитражный суд, который принимает решение отказать в признании должника банкротом или перевести дело на другую стадию банкротства.

    Временный управляющий за свои услуги получает денежное вознаграждение в виде оклада (фиксированная сумма) и процентов. Выплачивает его должник, и этот платеж входит в список первоочередных. Размер оклада регламентируется законом «О банкротстве» и на сегодняшний день составляет 30 000 рублей в месяц. Арбитражный суд может увеличить эту сумму по ходатайству займодателей и должника.

    Временный управляющий может и лишиться своей должности. Происходит это, когда становится понятно, что он ненадлежащим образом исполняет свои обязанности (по ходатайству СРО арбитражных управляющих) либо если сам того захочет. В этом случае оплата его услуг прекращается.

    Итак, временный управляющий – физическое лицо, которое назначается Арбитражным судом на должность руководителя компании-должника. Его задача – выяснить истинное финансовое положение фирмы и определить, насколько возможно финансовое оздоровление. Он за свои услуги получает денежное вознаграждение. Выплаты производятся из средств должника.

    Функции временного управляющего определены особенностями процедуры наблюдения. Кандидатура может быть предложена кредиторами, а при её отсутствии, СРО выдвигает кандидатуру временного управляющего из числа зарегистрированных специалистов. Назначает управляющего арбитражный суд.

    При процедуре наблюдения управляющий заинтересован в позиции должника. Его основная функция на данной стадии процесса заключается в сохранении имущества должника. Вопросы назначения и особенности работы управляющих регламентируются статьями закона о банкротстве, в частности, ст.45.

    Назначение управляющего

    Временный управляющий – исключительно физическое лицо, назначаемое на должность арбитражным судом. Назначение происходит по предложению кредиторов или СРО.

    Следует отметить, что поиск подходящего кандидата на данную должность бывает затруднительным.

    Требования к кандидату — реестр управляющих

    Требования к кандидату - реестр управляющих

    Временный управляющий должен соответствовать критериям, обозначенным 20 статьей закона.

    Так, согласно статье 20 в числе обязательных требований:

    Допускается занятие предпринимательской деятельностью.

    Кроме того, членство в саморегулируемой организации обязывает данное лицо соответствовать следующим требованиям:

    • Наличие высшего образования.
    • Наличие стажа руководящей работы не менее года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего не менее 2 лет.
    • Наличие документа, подтверждающего факт успешной сдачи экзаменационных испытаний на должность арбитражного управляющего.
    • Отсутствие дисквалификации за совершение административное правонарушение и судимости за совершение умышленного преступления.
    • Наличие действующего договора страхования ответственности в рамках осуществляемой деятельности.

    Лишь при полном соответствии вышеперечисленным критериям физическое лицо может стать членом СРО и приобрести возможность выступать управляющим в делах о банкротстве.

    Заинтересованные лица при банкротстве

    19 статья закона о банкротстве чётко очерчивает круг лиц, которые могут рассматриваться в качестве заинтересованных. И в силу этого факта, они не должны занимать должность управляющего. Так, заинтересованным признаётся лицо, входящее в одну категорию с должником, или является его аффилированным лицом.

    К таковым закон относит также:

    • Руководители должника или лица, входящие в органы управления должника. Включая лиц, освобождённых от исполнения управленческих функций в рамках управляющей структуры должника в течение года до момента инициирования дела о банкротстве, а также их аффилированные лица или находящиеся с ними в одной категории.
    • Лица, заинтересованность которых может определяться гражданским законодательством.
    • В ситуации с несостоятельностью физического лица заинтересованными признаются его родители, супруги и иные родственники.

    Временный управляющий исполняет свои обязанности до начала процедур внешнего управления или прекращения дела о банкротстве. На момент введения процедуры конкурсного или внешнего управления данное лицо может рассматриваться в качестве кандидата на должность внешнего или конкурсного управляющего. На какие действия конкурсный управляющий имеет право, .

    Если по объективным причинам управляющий не в состоянии исполнять свои обязанности и возложенные на него функции, суд вправе назначить иного управляющего, предложенного СРО АУ, выбранной заявителем.

    Момент досрочного прекращения исполнения функциональных обязанностей временным управляющим должен иметь весомые причины.

    Как действует временный управляющий?

    Его роль в процессе о банкротстве обусловлена нормами вышеназванного закона. В числе его ключевых задач – сохранение имущества должника, и для полноценного её выполнения временный управляющий наделяется определёнными правами. Подробнее о процедуре банкротства .

    Так, данное временный управляющий является непосредственным участником дела о банкротстве, что даёт ему право:

    • предъявлять в интересах дела требования от собственного имени о признании заключаемых сделок ничтожными или недействительными;
    • требовать от руководителя предприятия-должника информации о заключаемых договорах и сделках.

    Реестр сделок, подконтрольных управляющему включает операции:

    • с недвижимостью должника, включённой в реестр;
    • имуществом, если его балансовая стоимость выше 10% стоимости активов предприятия-должника также балансовой;
    • в вопросах передачи имущества в доверительное управление;
    • с займами, как по их предоставлению, так и по их получению;
    • поручительств и предоставлении гарантий;
    • переводов долгов и переуступки прав.

    Руководитель предприятия-должника обязан информировать об определённых совершаемых сделках, а их заключение осуществлять исключительно с письменного согласия управляющего.

    Законное обоснование прав

    Таким образом, в вопросах сохранения имущества предприятия-должника, временный управляющий действует в соответствии с 1 пунктом 60 статьи Закона о банкротстве.

    Данный пункт даёт управляющему право ходатайствовать перед судом о необходимости принятия мер, обеспечивающих сохранность имущества. Он вправе наложить вето на заключение некоторых сделок без его соответствующим образом оформленного согласия.

    Среди прочего функционала управляющего можно выделить:

    • Контроль деятельности руководителя предприятия должника.
    • Подача ходатайств об отстранении руководителя от должности, если совершаемые им действия препятствуют работе управляющего или совершаемые руководителем сделки убыточны.

    Перечень обязанностей

    Одновременно с правами, должностное лицо наделяется и рядом обязанностей, неисполнение которых может стать основанием его отстранения. Так, временный управляющий обязан в рамках своей деятельности:

    1. Принимать меры по обеспечению сохранности имущества предприятия-должника.
    2. Выявлять организации.
    3. Определять ликвидность имеющегося в распоряжении должника имущества.
    4. Давать прогнозы и анализировать перспективы восстановления платёжеспособности предприятия при оздоровлении и введении внешнего управления. коэффициент утраты, восстановления платёжеспособности.
    5. Давать оценку относительно рыночной стоимости рассматриваемого бизнеса.
    6. Выступать с предложением комплекса мероприятий или системы мер, способных помочь предприятию-должнику выйти из сложившейся ситуации.

    Временный управляющий обязан принимать меры по выявлению , в частности, выявить признаки, свидетельствующие о банкротстве фиктивном или преднамеренном. К таковым относятся:

    • Признаки исправления документов финансовой деятельности или их уничтожения.
    • Моменты сокрытия имущества, препятствие включения его в реестр.
    • Не истребование или препятствие истребованию задолженности дебиторского характера.
    • Совершение сделок явно убыточных для предприятия.
    • Не осуществление выплат по кредитным и иным финансовым обязательства при наличии такой возможности.
    • Не предоставление информации о третьих лицах и контрагентах, в частности об их местонахождении, у которых находится имущество должнику принадлежащее.

    Временный управляющий должен исключить предумышленное банкротство.

    Организации-банкрота изложены в одной из прошлых статей.

    Кроме того, различного рода создаваемые препятствия в виде не предоставления информации или предоставление априори недостоверных, ложных данных и сведений по запросам временного управляющего, также могут натолкнуть последнего на мысль о фиктивном банкротстве.

    Управляющий устанавливает реестр лиц-кредиторов. Образец заполнения реестра требований кредиторов . Кредиторы в срок 1 месяц предъявляют свои требования.

    На этом видео временный управляющий рассказывает нюансы процедуры банкротства крупного предприятия после окончания своих полномочий:

    При вынесении определения о начале внешнего управления, конкурсного производства или завершении дела о банкротстве, управляющий обязан известить о данном факте кредиторов и прочих заинтересованных в этом лиц.