Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Финансы и финансовая деятельность государства. Направления финансовой деятельности государства

    Финансы и финансовая деятельность государства. Направления финансовой деятельности государства

    Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.

    Содержание категории "финансовая деятельность государства" раскрывается в науке финансового права. Несмотря на некоторые отличия в определении финансовой деятельности государства, которые содержатся в юридической литературе. Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социаль­но-экономического развития общества.

    Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

    Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб).

    Таким образом, финансовая деятельность осуществляется органами государства всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного управления и самоуправления осуществляется органами местного управления и самоуправления в пределах их компетенции.

    Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели - статистическую и динамическую .

    Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

    Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

    Основной же целью социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

    Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами . Основными из них являются:

    1. Принцип законности , который заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

    2. Принцип гласности , проявляющийся в процедуре доведения до граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

    3. Принцип плановости , означающий, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

    4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления , основанная на ст. 121 Конституции Республики Беларусь , согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

    Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного управления и самоуправления.

    В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:

    1) мобилизации денежных средств:

    • учет возможности получения средств;
    • увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;
    • учет и возможности налогоплательщиков;
    • установление особого порядка взимания налогов и сборов;
    • изыскание иных средств мобилизации денег;

    2) распределение и использование денежных средств:

    • учет объектов использования денежных средств и их нужд;
    • определение размера каждой потребности;
    • определение размеров и сроков использования денежных средств;
    • определение правового положения распределителей бюджетных средств;
    • строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;
    • обеспечение сохранности денежных средств;
    • выявление резервов расходования денежных средств.

    Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов . Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств.

    Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей является доминирующим, реализуется через механизмы налогообложения, отчисления во внебюджетные фонды, обязательное страхование и т. д. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: финансовой политики, экономических отношений, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

    При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности.

    Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые – это формы, имеющие локальный характер, т. е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур(например, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства и т. д). Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере

    Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.

    Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления . Естественно, что основная задача по мобилизации и расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные органы всех ветвей власти.

    Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.

    Субъекты, принимающие участие в мобилизации денежных средств в доход государства:

    1. Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти. Они руководят бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).

    2. Органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующей административно-территориальных образованиях, устанавливает местные налоги и сборы и др. Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того, что они утверждают местные бюджеты, они обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов.

    3. Государственные органы специальной компетенции занимают особое место в мобилизации денежных средств. Такими органами являются: а) Министерство финансов; б) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; в) Национальный банк Республики Беларусь.

    4. Все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также могут быть заемщиками по государственному кредиту.

    5. Граждане как налогоплательщики также могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.

    Следовательно, есть субъекты финансовой деятельности, которые являются только участники расходования (использования) денежных средств. Как правило, такими субъектами выступают государственные учреждения образования (школы, лицеи, гимназии, университеты), здравоохранения (поликлиники, больницы) и многие другие так называемые бюджетные организации и учреждения. Они могут быть участниками мобилизации только в том случае, если им будет разрешено заниматься определенным видом предпринимательской деятельности.


    Ведение 2

    1.Понятие финансовой деятельности 4

    2.Основные принципы, методы осуществления финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и функции 9

    3.Основные направления деятельности государства (муниципальных образований). 13

    4.Субъекты финансовой деятельности государства (муниципальных образований) 18

    Заключение 30

    Список литературы 33

    Ведение

    Формирование правового государства в условиях демократизации общественного развития и новой системы федерализма предопределяет роль финансового обеспечения для всех направлений государственной политики. Бюджет, налоги, кредиты и иные элементы финансового рынка выступают важнейшими инструментами для эффективного функционирования российской экономики. Финансовая деятельность приобретает новые свойства, от которых зависят все сферы жизнедеятельности Российского государства.

    Финансовое право, в отличие от других отраслей российского права, строится на основе фундаментального понятия, объединяющего отдельные, далеко не всегда технологически связанные между собой институты в единый финансовый механизм, которым является финансовая деятельность государства. Она получила право на существование как юридическая категория в работах Е. А. Ровинского, М. И. Пискотина, С. Д. Цыпкина, других известных ученых.

    Вместе с тем сущностная сторона финансовой деятельности как в обеспечении ее задач, так и особенно в анализе функций, формах и методах их реализации, несмотря на их огромную значимость, осталась недостаточно разработанной. Правовые характеристики категорий финансовой деятельности, их правовых основ не получили достаточного научного обоснования и отражения в законодательном процессе в области финансов.

    Несовершенство законодательной, в том числе и конституционной базы в сфере финансов, противоречивость и слабость принятых кодифицированных актов усложняют правоприменительную практику и вызывают необходимость их совершенствования. В научном исследовании и последующей выработке теоретических выводов и предложений нуждаются не только нормативно-правовые основы, но и становление, а главное, развитие финансово-правовых институтов, повышение эффективности всех составляющих финансовой деятельности.

    Необходимость рассмотрения в комплексном варианте цели, задач и функций финансовой деятельности, их роли, правовых основ, принципов, форм и методов осуществления представляется назревшей и наиболее значимой для последующего развития отрасли финансового права.

    Финансовая деятельность имеет сложное функциональное содержание, определенное социальными задачами и единством цели. Именно этим обусловлено внимание к организационно-функциональной специфике финансовой деятельности, которая оказалась в ряду наиболее дискуссионных и актуальных вопросов. Неотложность их решения вызвана не только научными интересами, но и сугубо практическими потребностями развития нормотворческой деятельности в сфере финансов, что обусловливает актуальность диссертационного исследования.

    В начале 50-х годов категория «финансовая деятельность государства» впервые комплексно сформулирована и предложена в качестве предмета отрасли финансового права Е. А. Ровинским как основанная на финансовом законе деятельность советского государства, направленная на мобилизацию денежных средств в один глобальный фонд, формируемый и используемый в интересах плановой социалистической экономики в целом.

    Категория «финансовая деятельность» исследовалась в работах: К. С. Вельского, Д. В. Винницкого, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, С. В. Запольского, В. М. Зуева, М. В. Карасевой, Ю. А. Крохиной, М. И. Пискотина, Н. И. Химичевой, А. И. Худякова, С. Д. Цыпкина, чьи труды составили теоретическую базу исследования.

    Постоянное внимание ученых к категории финансовая деятельность государства во многом связано с изменением содержания, функций, форм и методов осуществления, с усложнением ее структуры, вызванным обособлением финансовой деятельности муниципальных образований. Совершенствование законодательства и правоприменительной практики непосредственно зависит от уяснения и юридической реализации существа финансовой деятельности государства и муниципалитетов в каждом сменяющем друг друга периоде социально-экономического развития страны. В курсовой работе исследована система организационно-правовых форм, методов реализации конкретных функций финансовой деятельности и основные направления деятельности.

    1. Понятие финансовой деятельности

    Финансовая деятельность государства - это деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

    Финансовая деятельность государства и муниципальных об­разований, в отличие от деятельности в других областях и сферах, имеет свои организационно-правовые особенности.

    Во-первых, она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ре­сурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного уп­равления. Кроме того, в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач независимо от отраслевой принадлежности.

    Во-вторых, осуществление, государством финансовых функ­ций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти (государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным на­правлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами, а рас­пределение финансовых ресурсов внутри отраслей экономи­ки-в порядке государственного управления органами испол­нительной власти.

    В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ве­дению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а так­же органов местного самоуправления. Кроме того, имеется об­ласть совместного ведения Федерации и ее субъектов. 1

    Чтобы правильно проводить работу по аккумуляции доходов и осуществлению расходов из фондов денежных средств, в государстве до начала планируемого финансового года должны быть выявлены все возможные источники доходов и правильно установлены направления расходования средств. Должна проводиться большая работа по корреляции доходов и расходов государства из разных источников и по разным направлениям.

    Так, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать бюджетные доходы и расходы на следующий год. Расходы и доходы государства в течение года могут быть осуществлены только в пределах программных, плановых ассигнований. Доходы должны поступать в фонды денежных средств в строго определенные, заранее установленные соответствующим финансовым планом сроки, от определенных плательщиков, в определенном объеме. Таким образом, финансовая деятельность государства это обязательно плановая деятельность, основанная на финансовом плане.

    Осуществляя финансовую деятельность, государство занимается постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при формировании фондов денежных средств как по доходам, так и по расходам, учитывая, что конечной целью финансового планирования является соответствие доходов расходам и, как идеальный результат, - получение по каждому фонду баланса доходов и расходов денежных средств.

    Все фонды денежных средств в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены.

    Финансы государства, как писал A.M. Бирман, это система сообщающихся сосудов. Недобор или переизбыток средств в каком-либо звене финансовой системы приводит к тому, что начинает лихорадить систему в целом. Так, в современных условиях становления рынка при существующем большом бюджетном дефиците (недостатке доходов в бюджетной системе) сокращается бюджетное финансирование, растут неплатежи, увеличивается инфляция, падает курс рубля и т.д. Это отрицательно сказывается на жизни общества. Совершенствование финансовой системы в целом поможет выходу из кризиса.

    К централизованным фондам денежных средств или централизованным финансам относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта. К ним относятся прежде всего все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование - имущественное и личное, кредит (государственный и банковский).

    К децентрализованным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. 2

    В связи с переходом к рыночной экономике очень важно понять роль государства в регулировании, аккумуляции, перераспределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.
    В отношении децентрализованных фондов государственное регулирование выражается по-иному.

    Если финансы предприятий федеральной и муниципальной форм собственности могут рассматриваться в целом как децентрализованные фонды государства, то финансы частных предпринимателей должны анализироваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. В частности, французский ученый П.М. Годме писал: «…Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Так, спрос и предложение на рынке обусловливают определенные размеры учетного процента. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти...». Он показал отличие частных финансов от государственных, которые можно свести к следующему:

      государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. В то же время отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;

      государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами;

      частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, - это средства осуществления так называемого общего интереса;

      размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица. «Этих различий, - писал П.М. Годме, - вполне достаточно, чтобы рассматривать финансовое право как самостоятельную науку, которая, несмотря на свою связь с частными финансами, четко отграничивается от последних». 3

    Однако во взаимоотношении этих фондов с государственными централизованными и децентрализованными фондами денежных средств осуществляются прямые и обратные связи по управлению производством, экономикой и социальными процессами в целом. Рассматривая внутриотраслевые фонды денежных средств, следует учитывать не только их связи с бюджетом, но и их связи между собой.

    Если учитывать, что финансы связаны с денежной системой, порождением которой они в свою очередь являются, то связь между всеми финансами государства, как централизованными, так и децентрализованными, становится еще более ясной.

    Любая финансовая деятельность в государстве связана с аккумуляцией доходов и проведением необходимых расходов. Расходы могут превышать реально имеющиеся доходы, получаемые в целом в государственном хозяйстве, и тогда государство начинает изыскивать дополнительные источники доходов для покрытия необходимых расходов, для чего используется банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг, и в целом централизованные фонды, в частности бюджетная система, планируются с бюджетным дефицитом. Именно финансы отражают в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве, не только в области экономики и социальных процессов, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии, экологии и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.

    Одной из задач государства является накопление бюджетных средств за счет стабильного и эффективного общественного производства, умелого управления и эффективного собственного производства, проведения разумной ценовой, кредитно-денежной и валютной политики, накопление капитала за счет международной торговли.

    Финансы - категория финансовой науки, ключевой вопрос науки финансового права. Предмет финансового права проявляется во взаимосвязи с финансовой деятельностью государства. Большую часть финансовых отношений в обществе охватывает финансовая деятельность государства, следует иметь в виду, что не все они подчинены государственно-властной организации. Финансовые отношения внутри предприятий, учреждений, организаций, а также связанные с муниципальной формой собственности строятся на равенстве участников, на диспозитивности сторон и выходят за пределы финансового права.

    Предметом исследования финансового права являются финансы государства, то есть экономические отношения по мобилизации, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местной власти и местного самоуправления для обеспечения расширенного воспроизводства и социально-культурных потребностей. В процессе движения финансов государства происходят распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. Государственные финансы неразрывно связаны с существованием государства, однако в историческом аспекте е значительно позднее категорией.

    Различия между государственными и частными финансами были сформулированы в работе французского ученого П.М. Годме:

    1) государственные финансы:

    Определяются решениями государства и действиями публичной власти;

    Государство может в принудительном порядке обеспечить собственные доходы;

    Связанные с денежной системой государства как средство достижения общего интереса;

    2) частные финансы:

    Зависят от законов рыночной экономики;

    Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить собственные доходы;

    Денежная система не зависит от воли частного владельца;

    Ориентированы на получение прибыли.

    Необходимость государственных финансов обусловлена тем, что за любого типа экономических отношений основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами потребностей, которые нельзя удовлетворить через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, в связи с соответствующими о объективными причинами. К ним следует отнести структурную перестройку экономики, борьбу с монополизмом, защита окружающей среды, людей, которые появляются на рынке как потребители - малообеспеченные, инвалиды, дети, престарелые, а также проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовку кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и т.

    Общеизвестно, что необоснованно высокая доля централизации финансовых ресурсов приводит негативные последствия, поскольку на уровне сплошной централизации трудно осуществлять рациональное распределение и обеспечивать их эффективное использование. С другой стороны, снижение централизации при высокой доли государственной собственности вызывает бесхозяйственность и разные перекосы в распределении и использовании финансовых ресурсов, а в конечном итоге - финансовый разлад в государстве. Нужна также оптимизация перераспределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении населения: если государство чрезмерно вмешивается в перераспределение доли населения в валовом национальном продукте, это подрывает стимулы к труду, снижает темпы экономического роста. В то же время невмешательства государства в этот процесс или значительное сокращение ресурсов также имеет негативные последствия - сдерживает развитие образования, науки, приводит к обнищанию отдельных слоев населения и тому подобное.

    Итак, перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью государственных финансов, - явление макроуровня, однако роль государственных финансов выражается в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов. Важное значение имеет то, как мобилизуются ресурсы, которыми каналами и в какой форме происходит их движение, по каким критериям их выделяют и используют.

    Материальное содержание финансов - это фонды денежных средств. Централизованные фонды средств находятся в распоряжении государства как субъекта публичной власти (государственный бюджет, Пенсионный фонд) и органов местной власти и местного самоуправления (местные бюджеты). За счет собранных в эти фонды средств финансируются государственные и местные расходы, осуществляется капитальное строительство, инвестиционная и инновационная деятельность, содержится социально-культурная непроизводственная сфера - образование, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение; содержатся органы государственной власти, правоохранительные органы и т.

    Децентрализованные фонды средств создаются в рамках отдельных субъектов хозяйственной деятельности и определенных отраслей экономики (как за счет собственных доходов, так и за счет государства). их используют органы государственной власти для финансирования расходов государства, однако они играют существенную роль на финансовом рынке страны. В частности, за счет этих средств мобилизуются финансовые ресурсы государства путем уплаты налогов. Они осуществляют движение в кредитно-финансовой системе, в т. Ч. В банковской, и дают дополнительные прибыли как владельцам, так и кредитно-финансовым учреждениям и, соответственно, государству.

    Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств является финансовыми ресурсами государства, которые отражаются в ее сводном финансовом балансе.

    Таким образом, финансовая деятельность государства - планируемая деятельность в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства.

    Понимание государством определяющей роли финансов для выполнения ее задач и функций, которые зависят от конституционного строя и государственной политики указано в ч. 2 ст. 92 Конституции Украины: "Исключительно законами Украины устанавливаются: 1) Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины, система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины, порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы... ".

    Одной из функций государства является формирование денежной системы страны и обеспечения нормального ее функционирования. Ст. 99 Конституции Украины: "денежной единицей Украины является гривна. Обеспечение ее стабильности - основная функция центрального банка государства - НБУ".

    Финансовыми инструментами, обращающимися через централизованные и децентрализованные фонды, есть не только деньги, но и ценные бумаги, эмитированные как государством, так и субъектами хозяйствования, и валютные ценности. Валютными ценностями, согласно декрету КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля", является валюта (национальная, иностранная наличная или безналичная), ценные бумаги, драгоценные металлы и драгоценные камни и тому подобное.

    Централизованные фонды государства (Государственного банка Украины, местные бюджеты, специализированные фонды) являются денежными, поскольку осуществление расходов требует денежных расчетов.

    Вместе с тем децентрализованные фонды могут содержать не только деньги, но и другие финансовые инструменты.

    Принципы осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления делятся на общих правовых, отраслевые, межотраслевые и принципы отдельных правовых институтов отрасли права.

    В-правовые: законность; принцип верховенства права; суверенитет государства; равенство всех форм собственности; право собственности народа Украины на природные объекты и другие принципы, заложенные в Конституции Украины.

    Отраслевые принципы е базовыми для определения круга субъектов, участвующих в финансовых отношениях, и объектов правового их регулирования. В частности, как отмечал П.С. Пацуркивский, принципы финансовой деятельности государства гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь финансового законодательства и финансовой политики, является своеобразным камертоном всей дальнейшей нормотворчества в этой сфере общественных отношений.

    Отраслевые принципы финансовой деятельности:

    1) публичный характер финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, например, принятие и публикации законов;

    2) принцип распределения функций между представительными органами и органами исполнительной власти в сфере финансовой деятельности, например, полномочия Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины. Приоритет представительных органов государства и местного самоуправления перед исполнительными органами;

    3) приоритет публичных расходов над доходами (для государства расходы являются первичными, а доходы - вторичными, для частных субъектов - наоборот);

    4) контроль в сфере финансовой деятельности государства, осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности и имеет широкий круг участников, наделенных компетенцией в сфере финансового контроля;

    5) другие принципы: единства финансовой и денежной системы государства; финансовой безопасности государства; межотраслевого характера финансовой деятельности государства; гласности, плановости, целевого использования финансовых ресурсов и т.

    Государство реализует распределительную, перераспределительные и контрольную функции финансов, что выражается через методы финансовой деятельности, то есть способы, которые делятся на три основные группы, что связано с ролью и назначением государственных финансов:

    1. Методы мобилизации фондов средств. Мобилизация - это комплекс мероприятий, которые осуществляются в государстве с целью планомерного формирования фондов средств. Сбор средств осуществляется с помощью обязательного и добровольного методов мобилизации. Обязательный метод является, по сути, взиманием налогов, сборов и других обязательных платежей, за счет которых и формируются преимущественно доходная часть бюджетной системы страны и целевые фонды средств. Государство на уровне закона устанавливает виды обязательного платежа, размеры, ставки, объекты и плательщиков, порядок взимания. Метод обязательных отчислений применяется и в процессе проведения обязательного государственного страхования.

    Добровольный метод мобилизации предполагает и реализуется посредством денежно-вещевых лотерей, благотворительной помощи, подарков. Особенно это касается займа, осуществляется государством и органами местного самоуправления путем эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг с целью покрытия дефицита бюджета или выполнения определенных целевых программ. В частности Бюджетный кодекс Украины доходами бюджета считает все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины, включая трансферты, подарки, гранты.

    2. Методы распределения средств: финансирование и кредитование. Финансирование - необратимый, бесплатный целевой отпуск средств, осуществляется на основе утвержденных финансовых планов по соответствующему централизованного фонда денежных средств; кредитования - выделение средств на определенный срок на основе возмездности и возвратности с соблюдением целевого назначения. Эти методы, в свою очередь, делятся на несколько подвидов в зависимости от объектов и субъектов, участвующих в отношениях по распределению финансовых ресурсов. В частности бюджеты учреждения могут получать средства на условиях как финансирование, так и кредитования.

    Распределение средств является также одним из важных направлений финансовой деятельности государства. Именно при распределении средств четко прослеживаются приоритеты государственной политики и ее соотношение с функциями государства, в т. Ч. Закрепленными в законодательстве (прежде всего в Конституции Украины). На этом этапе отображается Перераспределительная функция финансов. Распределение средств осуществляется на основании БКУ в соответствии с утвержденными годовых финансовых планов как государства (государственный бюджет), так и отдельных субъектов (местные бюджеты, бюджетные росписи, сметы бюджетных учреждений и т.п.).

    3. Методы использования финансовых ресурсов: плановость; целевой характер использования средств; эффективность; экономия и научный подход в определении объемов расходов и др. Расходы осуществляются по экономическому назначению (по сферам и экономическими операциями, в которые направляются средства) и по функциональному назначению (по направлениям направления средств на выполнение функций государства, АРК, органов местного самоуправления и т.п.).

    Назначение метода финансового контроля является достаточно важным, поскольку финансовых ресурсов всегда не хватает, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами. Финансовый контроль является постоянным и всесторонним, поскольку фактически охватывает все аспекты деятельности государства, а также юридических и физических лиц. Отсюда вытекают и широкие полномочия органов финансового контроля. Финансовая деятельность каждого субъекта должна быть прозрачной и осуществляться в рамках действующего законодательства.

    В сфере финансовой деятельности происходит постоянная постепенная гармонизация с законодательством других стран и организаций, например ЕС. Одной из сфер такой гармонизации является отрасль финансового права и его подотрасли - фискальное, банковское, бюджетное законодательство. Такая гармонизация финансовых систем обеспечит более полную и качественную сотрудничество между Украиной и международным сообществом.

    Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

    Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

    Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст. 72 Конституции РФ). Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

    Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования 1 . Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойствен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.

    При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: финансирования и кредитования. Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

    Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

    Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям 2 .

    По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

    По юридической природе финансово-правовые акты делятся на: а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные.

    Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

    К финансово-плановым актам относятся: а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; в) финансово-кредитные и кассовые планы банков; г) финансовые планы страховых организаций; д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете 3 .

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

    Итак, финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов. Основное содержание принципов финансовой деятельности государства определяется Конституцией РФ.

    Введение

    1 Финансы и финансовая система

    2 Единство финансовой системы РФ

    3 Принципы финансовой деятельности государства

    3.1 Принцип федерализма

    3.2 Принцип законности

    3.3 Принцип гласности

    3.4 Принцип плановости

    Заключение

    Список используемой литературы


    Введение

    Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления.

    В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.

    Основой всех источников финансового права являются Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.

    Бюджетный и Налоговый кодексы – основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.

    Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства РФ.

    Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства играют приказы и инструкции Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, телеграммы Центрального банка РФ. Нормативными актами являются также соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам.

    К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и другими государствами. В соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.

    Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права.

    1 Финансы и финансовая система.

    В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспекта:

    как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

    как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

    Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения – это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

    Финансы Российской Федерации – это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

    Финансовый институт – группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

    Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

    Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

    бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

    внебюджетные целевые фонды;

    финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

    имущественное и личное страхование;

    кредит (государственный и банковский).

    Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

    Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

    Местные финансы. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

    Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.


    2 Единство финансовой системы РФ

    Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75).

    Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

    Итак, финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

    Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что – это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

    Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.


    3 Принципы финансовой деятельности государства

    В своей финансовой деятельности государство руководствуется рядом принципов. Одним из них является публичный характер финансовой деятельности, что означает ее открытость. Важнейшие акты этой деятельности государства доводятся к сведению общественности благодаря средствам массовой информации.

    Другим принципом финансовой деятельности является разделение функций между представительными и исполнительными органами власти.

    С этим принципом тесно связано следующий - приоритет представительных органов власти перед исполнительными в решении государственных проблем, связанных с финансами.

    Еще одним принципом является приоритетность публичных расходов относительно доходов казны.

    Важным принципом финансовой деятельности государства является финансирование ее безопасности, осуществляется за счет централизованных государственных фондов.

    Одним из принципов финансовой деятельности выступает единство финансовой деятельности и денежной системы государства, ведь государственные средства создаются и распределяются в денежной форме, закрепленной национальным законодательством.

    В качестве одного из принципов финансовой деятельности рассматривают ее межотраслевой характер. Эта деятельность охватывает производственную и непроизводственную сферы экономики, содержание социальной сферы и т.д.

    Принципу финансовой деятельности государства является также ее самостоятельность, то есть государство занимается этой деятельностью обособленно от других сфер деятельности, имея для этого финансовую систему с ее фондами и институтами.

    Еще одним важным принципом финансовой деятельности государства является его социальная направленность. Данный принцип подразумевает ориентированность государства в своей финансовой деятельности на осуществление широкой и эффективной социальной политики, которая имеет практически воплощаться в реальности прав человека и гражданина, в существовании доступных и эффективных систем образования, здравоохранения, социального обеспечения, В поддержке малообеспеченных слоев населения и т.д.

    Наконец еще одним принципом финансовой деятельности является принцип гласности, тесно связанный с первым из вышеупомянутых принципов - принципом ее публичного характера. Финансовая деятельность государства находится под контролем общества, в частности, благодаря избранному избирателями депутатскому корпусу. Выделим основные четыре принципа и рассмотрим их подробнее.

    3.1 Принцип федерализма

    Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Оговорка почти об их самостоятельности связана с тем, что все нижестоящие бюджеты зависят друг от друга, так как для их формирования необходимо перераспределение государственных средств из вышестоящих звеньев бюджетной системы в нижестоящие. Однако подобные перераспределения в бюджетной системе за последние годы делаются таким образом, чтобы были полностью обеспечены права всех республик и других национально государственных и административных образований, входящих в состав Российской Федерации.

    Принцип федерализма в сфере финансовой деятельности государства имеет значительную научную и практическую ценность и является исходным началом финансовой деятельности государства, выражающимся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающимся в распределении финансовых ресурсов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

    Принцип федерализма в финансовом праве представляет собой преломление в финансовой сфере государственного устройства Российской Федерации, установленного Конституцией РФ и получившего развитие в федеральных конституционных законах и федеральных законах, договорах между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ. Основные характеристики принципа федерализма закреплены Конституцией РФ: государственный суверенитет (ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство конституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12).

    Находя свое отражение в финансовом праве, принцип федерализма переносит свою сущность на финансовую деятельность государства. При этом составные элементы принципа федерализма преломляются и приобретают характерные особенности. Однако названные элементы не являются дифференцированными понятиями принципа федерализма в финансовом праве, а представляют собой стороны (аспекты) его действия в различных сферах финансовых отношений. Сущность федеративных отношений в финансовой деятельности государства обусловлена способом разграничения и структурирования предметов ведения «по вертикали», системой разделения государственной власти между Российской Федерацией и субъектами РФ, правовым статусом субъектов федеративных отношений, методами воздействия на участников финансовых правоотношений. Основополагающим аспектом принципа федерализма является разграничение между Российской Федерацией и ее субъектами предметов ведения, перечень которых установлен Конституцией РФ (ст. 71-73). Относительно сферы финансовой деятельности в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «ж», «з» ст. 71). Следует отметить, что перечень предметов ведения, установленный ст. 71, является исчерпывающим, но одновременно содержит достаточный набор необходимых полномочий для обеспечения жизнедеятельности Российской Федерации.

    Относительно финансово-правовых предметов ведения субъектов РФ необходимо иметь в виду, что их полномочия конституционно ограничены только пределами ведения Российской Федерации и ее полномочиями по предметам совместного (конкурирующего) ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 73); вне пределов ведения Российской Федерации и конкурирующих вопросов субъекты РФ обладают всей полнотой власти

    Предметы совместного ведения определяются ч. 1 ст. 72 и в соответствии с ч. 2 ст. 72 в одинаковой мере распространяются на все субъекты РФ. Вопросом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ является установление общих принципов налогов и сборов (п. «и» ч. 1 ст. 72), а также общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (в том числе бюджетной деятельности) (п. «н» ч. 1 ст. 72).

    3.2 Принцип законности

    Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

    В настоящий период идет обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами. Существенному изменению подлежит налоговое законодательство.

    Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Каковы же эти принципы? Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

    Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.

    Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

    В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если" правонарушения граждан принимают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении несравнима с такой же ролью государственных органов.

    Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

    Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

    Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

    В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, термины быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

    Иначе говоря, с точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

    Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности.

    Основанное на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая - выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер.

    3.3 Принцип гласности

    Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и других решений государственных органов.

    Важность принципа гласности ГФК определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и широкой общественности о реальном положении дел не только в управлении государственной финансовой системой, но и в государственном управлении в целом. Гласность ГФК - необходимый атрибут современного демократического общества. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа ГФК, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе (с учетом обеспечения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны) не только отчетные материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной и судебной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений (при этом также дается оценка как этих ответов, так и в целом реакции органов власти на выявленные нарушения и недостатки). Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые ГФК ошибки в их деятельности. Кроме того, это должно снизить риск низкого качества официальных ответов (несоблюдение сроков и установленного порядка предоставления ответов, несоответствие ответов существу поставленных контрольным органом вопросов, неправильная трактовка положений тех или иных нормативно-правовых актов, подтасовка фактов и т.д.). Необходима тесная связь органов ГФК со средствами массовой информации (радио, телевидение, пресса, издательства и т.д.) для обнародования контрольных материалов. Все это заставит нарушителей и их покровителей держать ответ не только перед правоохранительными органами, но и перед всем обществом, покажет перед всеми их неблагонадежность и вред, подорвет их репутацию. Также возникает необходимость защиты конфиденциальной информации в целях соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.

    При этом должны быть выработаны и в законодательном порядке закреплены процедуры обнародования результатов контроля (включая условия, процедуры санкционирования и т.д.). Необходимо также отметить, что обнародование результатов контроля будет способствовать формированию устойчивого мнения в обществе о его пользе и необходимости. Например, в странах Западной Европы бытует неписаное правило о том, что общественность является окончательным судьей контролера.

    3.4 Принцип плановости

    Принцип плановости определяется действием закона планомерного развития народного хозяйства. Сущность этого принципа заключается в том, что все финансово-кредитные отношения в промышленности осуществляются в соответствии с финансовыми и кредитными планами. Основная цель плановости в организации финансов промышленности - обеспечить планомерный кругооборот фондов посредством образования и использования финансовых и кредитных ресурсов.

    Показатели финансовых и кредитных планов тесно увязываются с производственными показателями и отражаются в одном плановом документе-балансе доходов и расходов предприятий. Это дает возможность осуществлять сбалансированность производственных и финансовых показателей, а также оказывать активное воздействие финансовых показателей на формирование производственных показателей, так как наличие финансовых ресурсов является критерием для определения объектов производственной программы.

    Исходя из решений партии и правительства в области финансово-кредитного планирования осуществляются меры по своевременному составлению, рассмотрению и утверждению планов, их стабильности, более полному учету общественных потребностей, совершенствованию системы перспективных планов и их увязки с годовыми планами.

    Принцип хозрасчетной деятельности лежит в основе организации финансов промышленных объединений и предприятий. Хозрасчет как метод планового ведения хозяйства базируется на сочетании централизованного управления производством с хозяйственной самостоятельностью объединений и предприятий, закреплением за ними основных и оборотных средств, фондов экономического стимулирования, предоставлением ряда прав, обеспечивающих самоокупаемость, наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    Хозрасчетный принцип ведения хозяйства обусловливает необходимость покрытия затрат за счет собственных доходов и получения прибыли. Рентабельность производственного объединения и предприятия является важнейшим показателем эффективности производства.


    Заключение

    В заключение следует отметить, что эффективность ГФК обеспечивается соблюдением принципов ГФК и требований к его организации. Так, эффективность системы органов ГФК в целом достижима, если верно определены их функции, четко разграничены полномочия, функционирует система координации их деятельности, установлены процедуры взаимодействия, а также основания и виды ответственности.

    Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными в Конституции РФ.

    Итак, подводя итог изложенному, можно заключить, что не все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, являются финансово-правовыми, составляют предмет финансового права. Финансово-правовые отношения в сфере финансовой деятельности государства перемежаются с гражданско-правовыми и, значительно реже, с трудовыми правоотношениями.

    Список использованной литературы

    1. Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации / Московская финансово-промышленная академия. - М. 2004. с. 300.

    2. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. - М., 2006. – 274 с.

    3. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова. Е.Ю, Грачева и др.; Отв. Ред. Е.Ю, Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 536 с.

    4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М., 2006.

    5. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 396 с.

    6. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М., 2005. – 338 с.

    7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 12.07.2006 № 2 – ФКЗ) // Российская газета.- 1993. - № 237; Собрании законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 29. - Ст. 3119.

    8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. – 2007. – № 28.