Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Запрос котировок в электронной форме. Ограничения на проведение запроса котировок С какой целью проводят запрос котировок

    Запрос котировок в электронной форме. Ограничения на проведение запроса котировок С какой целью проводят запрос котировок

    Тем, кто только начинает участвовать в государственных закупках, часто не хватает сведений о возможностях и способах участия. Эта статья поможет и новичкам и более продвинутым участникам госзакупок. А поговорим мы о самом простом и потому очень популярном способе – запрос котировок на поставку .

    Самая известная и быстрая разновидность тендера, определяющаяся статьями 42-47 главы 4 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г., — это запрос котировок. Если давать определение, то это размещение государственного или муниципального заказа на товары (работы, услуги), для которых существует сложившийся рынок, без торгов, путем запроса котировок цен. А проще говоря, выигрывает заказ тот, кто предложит минимальную цену. Заявка участника должна соответствовать всем требованиям закупки.

    Любое юридическое или физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей, может стать участником закупки, проводимой путем запроса котировок. Цена контракта по такой закупке не должна превышать сумму пятьсот тысяч рублей (кроме случаев, предусмотренных в законе 94-ФЗ) в течение квартала. Поставщик может подать только одну заявку и не имеет права её менять.

    Госзаказчиком на официальном портале zakupki.gov.ru публикуется бесплатная информация о проведении запроса котировок. Одновременно с публикацией заявки на сайте, заказчик имеет право запросить котировочную цену у поставщиков, но не менее чем у трех компаний, подходящих под критерии закупки.

    Документальное оформление запроса котировок.

    Обычно, начиная процедуру размещения заказа в форме запроса котировок на поставку , на официальном портале уполномоченный орган публикует извещение, форму котировочной заявки и проект контракта. Иногда эти документы дополняются общей частью и инструкцией по заполнению заявки.

    Каждое извещение о запросе котировок в обязательном порядке включает следующую информацию (для простоты будем говорить о товаре, хотя это относится и к работам или услугам, требующимся заказчику):

    1. Название заказчика и его контактные данные;

    2. Форма котировочной заявки;

    3. Кто будет финансировать заказ (бюджетные или внебюджетные средства);

    4. Подробные сведения о требуемом товаре – наименование, количество, технические характеристики, требования к качеству и потребительским свойствам товара, гарантийные обязательства поставщика, любые другие требования к товару, позволяющие конкретизировать заказ;

    5. Сведения о расходах, которые включены (или не включены) в цену товара. Например, на доставку, страховку, таможенные пошлины и сборы, налоги и прочие обязательные платежи;

    6. Срок поставки;

    7. Место доставки;

    8. Обоснованная максимальная цена по контракту;

    9. Место и срок (дата и срок окончания) подачи котировочных заявок;

    10. Сроки и условия оплаты поставки;

    11. Срок подписания договора с победителем тендера, исчисленный со дня оценки заявок и подписания протокола рассмотрения;

    12. Сведения об отсутствии участника запроса котировок в реестре недобросовестных поставщиков.

    Заполняя котировочную заявку участник должен руководствоваться инструкцией по заполнению, если она прилагается. Согласно статье 44 Закона № 94-ФЗ от поставщика требуются следующие сведения:

    1. Название (для физлица — ФИО), адрес места нахождения и банковские реквизиты;

    3. Если запрос котировок цен проводится на товары – наименование и подробные характеристики предлагаемых товаров;

    4. Согласие на исполнение условий договора;

    5. Предлагаемая цена. Обязательно указать какие расходы были включены или не включены в цену (такие обязательные платежи, как страхование, налоги и сборы, таможенные пошлины, расходы на перевозку и другие).

    Для рассмотрения заявок создается котировочная комиссия, которая может не принять заявку. Правда произойти это может лишь в двух случаях:

    Котировочная заявка не соответствует требованиям извещения;

    Цена, указанная в заявке, больше максимальной цены по закупке.

    Все другие причины отклонения котировочных заявок недопустимы и могут быть обжалованы в суде.

    Поэтапный процесс участия в запросе котировок показан в таблице.

    Несмотря на кажущуюся быстроту и простоту проведения тендера в форме запроса котировок, такая форма имеет ряд недостатков:

    • - так как отсутствуют требования запечатывать заявку в конверт, цены, предложенные участниками, известны организаторам еще до окончания приема заявок. Это дает возможность заинтересованным лицам повлиять на результаты закупки.
    • - заказчик хоть и экономит средства, но зачастую эта экономия очень незначительна.
    • В то же время, положительные аспекты такой формы закупок очень и очень привлекательны:
    • - для подачи заявки не требуется собирать и прилагать большой объем документов. Лицензии, допуски и другая сопутствующая документация не нужна, как и запечатывание заявки в конверт.
    • - проведение запроса котировок в идеале может проводиться за один день. Хотя на практике на прием заявок от участников уходит от 4 до 7 рабочих дней, решение о том, кто победил, выносится уже на следующий день. Это очень быстро по сравнению с другими формами тендеров.
    • - выбор победителя проводится по одному критерию – по предложенной цене. Поэтому все остальные подготовительные работы, такие как разработка конкурсной документации, расписывание показателей, существенных для оценки заявки и другие.

    Надеемся, наша статья помогла вам составить представление о том, что же такое запрос котировок и желаем удачи в проведении госзакупок.

    Запрос котировок

    Запрос котировок - это упрощенная форма торгов. В случае с запросом котировок "упрощенность" заключается в том, что не проводится никаких торгов, очень ограниченный объем документации (запроса котировок). Очень простая также форма котировочной заявки.

    Извещение о запросе котировок

    Документ, который содержит основную информацию о запросе котировок
    • Разумеется, реквизиты заказчика, и прочая информация, требования к которой установлены законодательно.
    Запросы котировок применяются заказчиками, когда максимальная (начальная) сумма контракта - менее 500 000 рублей.

    Эту сумму можно разбивать: запрос котировок на 50 000 рублей, : запрос котировок на 100 000 рублей: запрос котировок на 150 000 рублей и т.п..

    Причем есть ограничение: не более 500 000 рублей (в сумме) в квартал, по данным направлениям (работам, услугам или товарам).

    Если в текущем квартале 500 000 "выбраны", то следующие заказы, даже очень маленькие, заказчик обязать размещать как электронные аукционы.

    Новый закон, ФЗ-44, заменил 500-тысячный лимит на 10%-1 лимит в отношении общего объема одноименных заказов в год.

    Запрос котировок. Запрос предложений.

    По своей сути запрос котировок - это ничто иное как запрос предложений о цене (стоимости) выполнения работ.

    Запрос котировок. Протокол рассмотрения котировочных заявок.

    После рассмотрения котировочных заявок формируется протокол рассмотрения котировочных заявок, где указаны участники, подавшие котировочные заявки, распределенные в соответствии с предложенными ими ценами.

    Участник, предложивший в котировочной заявке наименьшую сумму, становиться победителем запроса котировок, о чем также есть отметка в протоколе рассмотрения котировочных заявок. С победителем и заключается государственный (муниципальный) контракт.

    Запрос котировок. Форма запроса котировок.

    Форма запроса котировок: упрощенно

    • Начальная цена запроса котировок
    • Сроки проведения запроса котировок
    • Инфо о товарах или услугах, которые являются предметом запроса котировок
    • Разумеется, реквизиты заказчика, и прочая информация, требования к которой установлены законодательно.

    Запрос котировок. Сроки проведения запроса котировок.

    • Если максимальная цена ниже 250 000 рублей - срок проведения запроса котировок составляет 4 дня.
    • Если максимальная цена выше 250 000 рублей и ниже 500 000 рублей - срок проведения запроса котировок составляет 7 дней.
    Ценовое предложение делается 1 раз - в котировочной заявке. Более подробно о котировочных заявках в соответствующем разделе сайта.

    Запрос котировок - одна из самых несложных и ускоренных процедур, проводимых государственными и муниципальными учреждениями. Ее регламентирует статья 72 44-ФЗ, в п. 1 которой прописывается, что такое запрос котировок: это форма определения поставщика, под которой понимается процедура подачи ценового предложения на выполнение объявленных работ или услуг по контракту. Победителем считается Поставщик, которым была предложена наименьшая цена, если им в полной мере были соблюдены требования Заказчика и федеральных законов.

    Нюансы котировочной процедуры

    Они следующие:

    Способы организации процедуры закупки

    Провести запрос котировок, согласно закону и новым изменениям 2018 года, можно двумя способами:

    • бумажная подача;
    • электронная подача.

    Электронный запрос котировок

    С 01.07.2018 г. Заказчик вправе организовать запрос котировок посредством размещения заказа на электронной торговой площадке (ЭТП), одобренной Правительством, а с 1 января 2019 года это станет обязательным правилом для всех торговых сессий.

    ЭТП, на которых разрешено проводить процедуры определения поставщика, путем запроса котировок:

    • Сбербанк - АСТ;
    • РТС-тендер;
    • Росэлторг;
    • Национальная электронная площадка;
    • ЗаказРФ;
    • ТЭК-Торг;
    • Торговая площадка Газпрома;
    • АСТ для государственного оборонного заказа.

    Для участия на этих площадках Поставщику требуется иметь усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись (ЭЦП), а также пройти аккредитацию на торговой платформе.

    Информативно! В силу внесенных изменений в 44-ФЗ, участнику государственной закупки с 01.01.2019 г. необходимо предварительно завести личный кабинет на сайте http://zakupki.gov.ru/, а только после этого на ЭТП. Для тех Поставщиков, кто ранее уже аккредитовался на федеральных торговых площадках, необходима дополнительная регистрация в системе ЕИС. Для этого им выделили весь 2019 год.

    Порядок проведения электронного запроса

    Заказчик публикует извещение на официальном сайте закупок не ранее, чем за пять рабочих дней до прекращения подачи заявок. При электронном способе проведения торгов НМЦК не влияет на срок публикации извещения.

    Заявку может подать любой участник, который имеет усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись, а также прошел аккредитацию на торговой площадке. Поставщик, сформировав свое предложение, подписывает его ЭЦП и направляет оператору ЭТП.

    К сведению! При электронном способе размещения котировки участник, направив единственную заявку, имеет право отозвать ее до окончания подачи предложений. Для этого необходимо отправить соответствующий запрос на площадку.

    Оператор ЭТП, получив котировочную заявку, в течение следующего часа подтверждает ее принятие и присваивает идентификационный номер. По истечении времени на подачу предложений, оператор в течение часа передают Заказчику всю информацию о ценовых предложениях, а также документы участников, которые были направлены в соответствии с требованиями Заказчика и Федеральным законом.

    Котировочная комиссия в срок, не превышающий 1 рабочий день со времени получения данных от оператора ЭТП, изучает предоставленную информацию. После рассмотрения всех ценовых предложений, комиссия формирует и подписывает протокол запроса котировок. Готовый документ, направляется оператору электронной торговой площадки не позднее срока рассмотрения заявок. Вслед за этим, оператор ЭТП ранжирует участников процедуры торгов, в соответствии с увеличением предложенной ими цены на исполнение контракта. Поставщика, предложившего наименьшую цену, объявляют победителем.

    Оператор формирует протокол рассмотрения и оценки заявок и публикует его на ЭТП проведения торгов, а также на портале госзакупок, в течение 1 ч после получения данных о рассмотрении заявок от Заказчика.

    Особенность такого запроса котировок, что Заказчик не знает соответствие ценовых предложений и Поставщиков. Его задача - проверить полученную документацию на соответствие предъявленным требованиям.

    Вслед за публикацией в интернете протокола, в срок, не превышающий 5 дней, Заказчик отправляет победителю запроса котировок контракт без своей подписи. Участник, занявший первое место, в случае отсутствия поправок к документу, подписывает его, прикладывая подтверждение обеспечения контракта, если данное условие выдвигалось, либо направляет протокол разногласий.

    Заказчику дается 3 дня на проверку подлинности обеспечения контракта и его подписание. При направленном протоколе разногласий, Заказчик корректирует проект договора или предоставляет мотивированный отказ. В этом случае участнику дается 3 дня на повторное подписание контракта.

    К сведению. Если победитель не подписал контракт вовремя, то Заказчик предлагает участнику, занявшему второе место, исполнить работы по договору. При этом Поставщик, имеет право дать отказ без последствий для себя.

    Плюсы и минусы запроса котировок на ЭТП

    Подача заявки в электронном виде проходит на тех же основаниях, что и в бумажном варианте, но данный способ объявления закупки имеет несколько преимуществ:

    • электронный способ передачи данных;
    • минимум времени на подготовку заявки;
    • отсутствует возможность узнать ценовые предложения от поставщиков раньше срока, тем самым подтасовав результаты;
    • нет ограничений в территориальном нахождении участника закупки, т.е. подать ценовое предложение можно из любого региона страны.

    К недостаткам можно отнести:

    • обязательно наличие усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи и аккредитации на ЭТП;
    • высокая конкуренция, так как участники могут быть из других областей.

    Заказчики, по-прежнему, предпочитают использовать запрос котировок в бумажном формате.

    Правила проведение закупки на бумаге:

    Каждая процедура закупки четко регламентируется Федеральными законами 44 и 223. Алгоритм проведения котировочной сессии сводится к следующему:

    1. Размещение извещения о проведении запроса котировок. Документация публикация на портале zakupki.gov. Плата за ознакомление с информацией не взимается, она находится в широком доступе.
    2. Сроки запроса котировок зависят от объявленной цены контракта: 4 рабочих дня, если сумма не больше 250 тыс. рублей; 7 рабочих дней, если цена контракта от 250 000 - 500 000 рублей.
    3. Подача котировочной заявки. В сроки, прописанные в документации, участник закупки подает ценовое предложение на бумажном носителе в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать содержимое, либо в электронном виде. Форма запроса котировок разрабатывается самостоятельно каждым Заказчиком. Заявка, переданная с опозданием даже в 1 минуту, не принимается.
    4. Вскрытие конвертов. В соответствии с обозначенным регламентом проводится вскрытие конвертов специально созданной котировочной комиссией. Это открытая процедура, доступная желающим, при этом на ней разрешено ведение аудио и видео съемки. Если представитель Поставщика присутствует на вскрытии, то у него должна быть доверенность на право представительства.
    5. Определение победителя. Вскрыв конверты или приняв электронные заявки, котировочная комиссия начинает рассмотрение ценовых предложений и представленной документации на соответствие требованиям Заказчика и 44-ФЗ. Результат работы комиссия оформляет в виде протокола, составляя его в двух экземплярах, в день вскрытия конвертов. Под итогом работы подписываются все представители Заказчика. Документ размещается в электронной форме в этот же день в ЕИС.
    6. Участник, предложивший самую низкую цену на выполнение работ, при условии соответствия его заявки и документации всем заявленным требованиям, признается победителем.
    7. Подписание контракта запроса котировок. Участник, занявший первое место, заключает договор в строго регламентированные сроки: не раньше 7-ми дней и не позднее 20-ти дней с момента публикации итогового протокола. В адрес победителя направляется проект контракта. При наличии замечаний к документу, Поставщик имеет право направить их Службе Заказчика, оформив протокол разногласий, либо подписать контракт в первой редакции. Заказчик, получив замечания от Поставщика, может внести поправки в договор, либо обоснованно отвергнуть и вернуть на подписание исходный документ.

    Не позднее 2 дней до конца подачи ценовых предложений, Заказчик может внести изменения в опубликованную документацию. При этом сама закупка не изменяется, но срок ее подачи увеличивается в зависимости от НМЦК.

    Заказчик вправе отменить закупку, но до момента заключения контракта с победителем.

    Состав заявки

    В соответствии с федеральным законом о государственных закупках, обязательной информацией, отраженной в заявке, являются:


    Информативно! При внесении изменений в котировочную документацию, участник, ранее подавший заявку, может ее отозвать. Отказаться от уже начатой процедуры закупки Заказчик может не позднее 2-х дней до конца предоставления предложений.

    Важно! Если Победитель уклонился от подписания контракта, то Заказчик заключает его с участником, чье предложение заняло 2 место.

    Уведомление о проведении котировочной закупки

    В обязанность Заказчика входит публикация извещение о запросе котировок на сайте госзакупок. Согласно 44-ФЗ в документации должны указываться следующие данные:


    Если котировочная процедура проводится в электронной форме, то к стандартному перечню требований добавляется адрес электронной торговой площадки, где будет размещена закупка.

    Причины отклонения заявки

    Несмотря на кажущуюся простоту процедуры участия в запросе котировок по 44 ФЗ, у нее есть ряд обстоятельств, при которых предложение могут отклонить. К обстоятельствам, по которым заявку могут отклонить относится следующее:


    Иные причины не являются обстоятельством для отказа в рассмотрении ценового предложения и документов. Заказчик, отклонив котировочное предложение, обязан предоставить мотивированный отказ со ссылкой на статью 44-ФЗ.

    Участник закупки, подавший заявку и считающий ее верной, а отклонение - необоснованным, имеет право обратиться в Федеральную антимонопольную службу, подав жалобу и приложив полный пакет документов. Важно учитывать, что ФАС не всегда становится на сторону Поставщика.

    Обжаловать результаты котировочной процедуры можно в срок не позднее 10 дней со дня публикации протокола на сайте госзакупок. По требованию ФАС процесс подписания контракта может быть отложен или отменен.

    Признание запроса котировок несостоявшимся

    Закупочная процедура может быть признана несостоявшейся в следующих случаях:

    1. По окончании срока подана одна заявка, соответствующая требованиям 44-ФЗ и Заказчика.
    2. В случае, если подано несколько заявок, но требованиям, указанным в извещении о закупке, соответствует только одна из них.
    3. Комиссией были отклонены все предложения участников.
    4. Заказчик продлил срок подачи заявок, так как были внесены изменения и было подано одно ценовое предложение, которое соответствует требованиям заказчика и ФЗ.
    5. Время на подачу заявок закончилось, ни одного предложения не поступило.
    6. Котировочная комиссия признала все заявки не соответствующими требованиям документации в извещении.
    7. В случае, когда ни один поставщик не вышел на котировочную процедуру, Заказчик, внеся изменения в план-график, объявляет повторную процедуру на эти работы/услуги.
    8. При условии, что заявка подана Поставщиком и соответствует требованиям о документации, контракт заключается с единственным участником.

    К сведению: если котировка проводилась на бумажном носителе, то контракт заключается с единственным участником, при условии, что заявка соответствует объявленным требованиям. Если котировка проходила в электронном формате, то продлить подачу предложений можно еще на 4 рабочих дня.

    Отличия запроса котировок по 223 и 44-ФЗ

    Они следующие:

    1. Способ подачи котировок. Заявка на бумажном носителе принимается только по ФЗ № 44, в то время как по 223-ФЗ она имеет оба варианта проведения: электронный и бумажный.
    2. При закупке в электронном виде потребуется ЭЦП, так как торги проходят на ЭТП и контракт подписывается посредством электронной подписи.
    3. Заказчик может выбрать любую ЭТП, утвержденную правительством.

    Стоит ли участовать в запросе

    Что такое запрос котировокв конечном итоге? Это один из простейших способ принять участие в государственных закупках. Но рассчитывать на простоту процедуры не рекомендуется. Решив принять участие в запросе котировок, следует внимательно изучить федеральные законы 44 и 223 во избежание отклонения или подачи неверной заявки. Извещение Заказчика, опубликованное на сайте закупок, необходимо всесторонне изучить, так как несоблюдение одного из требований может послужить причиной отказа.

    Для электронной процедуры следует заранее позаботиться об ЭЦП, пройти аккредитацию, которая может занимать до 5 рабочих дней.

    Важно! Заказчик, объявив закупку и установив все сроки, имеет право внести изменения, из-за чего срок подачи заявки увеличивается. Поставщику необходимо следить за выбранной торговой процедурой, иначе поданная заявка может быть отклонена и признана несоответствующей, так как была направлена в соответствии со старой документацией.

    Все закупки для исполнения государственных и муниципальных нужд проводятся на базе двух законов:

    • Федерального закона № 44 от 5.04.2013 года "О системе в области закупок".
    • Федерального закона № 223 "О закупках некоторыми видами ЮЛ".

    Нововведения 2018 года

    Согласно последним изменениям 2018 года, в котировочной заявке в обязательном порядке должны быть указаны:

    • предложение о стоимости соглашения;
    • предложение о стоимости одной единицы поставляемого товара/оказываемой услуги;
    • декларация о соответствии требованиям.

    Если в составе заявки не указать место происхождения товара - Россия, то поставляемая продукция будет считаться иностранного производства. Это не является поводом для отклонения, но заявки с товарами российского происхождения будут обладать преимуществом.

    Четкие представления об этапности и порядке проведения процедуры, участии в запросе котировок очень полезны. Это дает возможность организациям и индивидуальным предпринимателям составлять конкуренцию на рынке оказания услуг. Четкое понимание того, что такое запрос котировок, как подойти к процессу подачи ценового предложения правильно и оценить рентабельность закупки, дает возможность существовать на рынке здоровой конкуренции.

    Сегодня мы поговорим об одной из форм закупок, которая, к сожалению, недооценена многими заказчиками. Несмотря на то, что она широко применяется, применяется, на мой взгляд, совершенно не по тем причинам, по которым ее стоило бы применять.

    Это способ закупок, который называется «Запрос цен». Можно называть его по-разному - запрос котировок, запрос котировок цен. Суть одна: заказчик направляет или размещает в общем доступе некоторое информационное сообщение, приглашая всех предлагать ему товар, работу или услугу, которая его интересует.

    На чем основана такая открытость заказчика. Безусловно, при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются: Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ; Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ); другими федеральными законами; иными нормативными правовыми актами РФ и принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

    Подробнее остановимся на основном законе - законе 223-ФЗ . Напоминаю, что последняя на сегодняшний день редакция утверждена Федеральным законом от 28.12.2013 №396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Основные принципы закупки товаров, работ и услуг:

    • информационная открытость закупки, то есть привлечение максимального количества потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
    • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации, необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
    • целевое и экономически активное расходование средств и реализация мер по сокращению издержек заказчика;
    • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

    На этом мы сегодня подробно остановимся. Как правильно сформулировать требования заказчика, которые он будет отражать в закупочной документации при проведении закупок способом запроса цен.

    Одним из первых нормативных актов, которые следует упомянуть, является Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 №908 «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке». Положение определяет порядок размещения информации о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Информация о закупке размещается в общедоступной части официального сайта только после подписания документа, содержащего указанную информацию, квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронная подпись) лица, уполномоченного на размещение на официальном сайте информации от имени заказчика (представитель заказчика), в закрытой части официального сайта, доступ в которую осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте.

    Положение определяет порядок размещения:

    • положения о закупке;
    • планов закупки;
    • извещения о закупке;
    • документации о закупке;
    • проекта договора;
    • разъяснений документации;
    • информации об отказе от проведения закупки;
    • информации об изменении договора;
    • отчетности о заключенных договорах.

    Следующий нормативный правовой акт, на котором хотелось бы заострить внимание, это Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 №662 «О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» , которое регламентирует обязанность заказчиков, попадающих под действие 223-ФЗ, с 1 октября 2012 года размещать всю обязательную информацию о закупках на сайте www.zakupki.gov.ru.

    Еще один нормативный документ - это Приказ Минэкономразвития России №506 и Казначейства России №13н от 10.08.2012 «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www . zakupki . gov . ru )». В этом документе изложен порядок, как стать пользователем официального сайта и размещать там всю обязательную информацию.

    Итак, на официальном сайте размещается следующая обязательная информация о закупке:

    • извещение о закупке;
    • документация о закупке;
    • проект, договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
    • изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке;
    • разъяснения документации;
    • протоколы, составляемые в ходе закупки;
    • иная информация.

    Способы закупок

    Способы закупок - это однозначно регламентированные процедуры осуществления размещения заказа (закупки), отличающиеся друг от друга особенностями проведения и гражданско-правовыми особенностями.

    Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечение закупки положения.

    Все процедуры закупок можно разделить на два блока:

    1) конкурентные, предусматривающие состязательность участников;

    2) не предусматривающие состязательность.

    Процедуры закупок, предусматривающие состязательность участников закупки:

    • конкурс ;
    • аукцион (редукцион);
    • запрос предложений (приглашение делать оферты);
    • запрос цен (запрос котировок цен, мониторинг цен);
    • запрос котировок цен в особых условиях (в том числе при ЧС);
    • конкурентные переговоры.

    Процедуры закупок, не предусматривающие состязательность участников закупки:

    Все эти способы закупок должно регламентировать положение о закупке. Если способ закупки в положении не отражен, то заказчик не может его использовать.

    Особенностями процедур закупки является то, что они проводятся:

    • в открытой или закрытой форме;
    • в одноэтапной или многоэтапной форме;
    • с проведением или без проведения квалификационного отбора и (или) постквалификации ;
    • в электронной либо не в электронной форме;
    • с проведением переторжки или без нее;
    • с правом подачи альтернативных предложений или без такового;
    • с выбором нескольких победителей по одному лоту;
    • в иных формах, предусмотренных положениями о закупке.

    При этом к наиболее предпочтительным формам относятся: открытый конкурс, открытый аукцион (редукцион), открытый запрос цен (запрос котировок), открытый запрос котировок.

    Тема сегодняшнего разговора - это запрос цен , который является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения; назначенная организатором закупочная комиссия рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке, определяет победителя как участника закупки, предложившего наиболее низкую цену договора.

    Общий порядок осуществления закупок способом запроса цен

    Общие этапы осуществления закупки способом запроса цен:

    • определение необходимости удовлетворения нужд в конкретных товарах, работах, услугах;
    • формирование общих требований к предполагаемым к закупке товарам, работам, услугам, в т.ч. по техническим, потребительским и иным показателям и характеристикам;
    • планирование предстоящей закупки, в т.ч. по способам закупки, срокам и объемам финансирования;
    • конкретизация и актуализация требований к предполагаемым к закупке товарам, работам и услугам в ходе подготовки закупочной документации;
    • размещение извещения и документации о закупке на официальном сайте;
    • разъяснение положений закупочной документации (применяется, как это определено Положением о закупке). Если от участников закупки поступают запросы о разъяснении, заказчик обязан их представить;
    • внесение изменений в закупочную документацию и извещение о закупке (применяется, если это определено Положением о закупке);
    • подготовка участниками закупки своих заявок;
    • подача участниками своих заявок;
    • проведение публичной процедуры вскрытия конвертов с заявками участников закупки (применяется, если это определено Положением о закупке);
    • рассмотрение заявок участников закупки на их соответствие требованиям закупочной документации (отборочная стадия);
    • оценка и сопоставление заявок (оценочная стадия) (применяется, если это определено Положением о закупке);
    • определение победителя закупочной процедуры;
    • заключение по итогам процедуры договора с победителем;
    • размещение на официальном сайте сведений о результатах по итогам закупочной процедуры (протоколы, отчеты, договор);
    • выполнение предусмотренных Положением о закупке действий в случае признания закупки несостоявшейся.

    Каким образом заказчику определить основные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, условиям договора и к участникам закупки?

    Перед проведением запроса цен заказчику целесообразно установить:

    • требования к продукции;
    • требования к условиям будущего договора; возможно, у кого-то существуют проекты договоров или типовые договоры, локальные нормативные документы, которые регламентируют использование тех или иных типовых документов при проведении закупки;
    • начальную (максимальную) цену договора;
    • требования к участникам закупки;
    • при необходимости требования к субподрядчикам (поставщикам, соисполнителям);
    • требования к обеспечению заявки на участие в закупке (при необходимости);
    • требования к обеспечению обязательств по договору (при необходимости).

    Хочу заострить ваше внимание, что в отношении каждого требования заказчик должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения. В противном случае, это будет уже не требование, а декларация.

    Следует избегать установления требований, которые могут быть подтверждены только декларативно.

    Не допускается установление требований, по которым не осуществляется оценка соответствия, или использование критериев, по которым не осуществляется оценка предпочтительности.

    Не допускается также установление требований, не обоснованных действительными потребностями заказчика, в том числе направленных на ограничение количества участников закупки. В противном случае здесь просматриваются коррупционные проявления деятельности конкретного функционера.

    После того как сформированы требования заказчик формирует блок документов (извещение, закупочную документацию, проект договора) и утверждает их у соответствующего лица, наделенного этими полномочиями.

    Вместе с тем обращу внимание на еще одну проблему, о которой многие забывают. При определении требований следует четко разделять обязательные требования и предпочтительные.

    Обязательным требованием является такое минимально необходимое заказчику требование, невыполнение которого означает отклонение заявки соответствующего участника закупки.

    Предпочтительные требования ,или предпочтения - это такие характеристики продукции, участников или субподрядчиков, или условий договора, которые в совокупности должны отвечать следующим требованиям:

    • характеристики превышают минимально необходимые обязательные требования заказчика, установленные закупочной документацией;
    • невыполнение таких характеристик не может служить основанием для отклонения заявки соответствующего участника закупки;
    • характеристики, предлагаемые в заявках участников, учитываются при определении степени предпочтительности таких заявок на оценочной стадии рассмотрения заявок, причем исключительно в отношении заявок, прошедших отборочную стадию по итогам рассмотрения.

    В отношении каждого обязательного требования и предпочтения заказчик должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения :

    1) путем указания соответствующих сведений и (или) предложений в заявке (в том числе последствия не указания);

    2) путем предоставления в заявке документа, выданного (заверенного) государственным органом, участником или третьим лицом (в том числе последствия не предоставления).

    При формировании обязательных и предпочтительных требований заказчикам целесообразно руководствоваться следующими принципами :

    • требования должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми;
    • заказчик должен формулировать требования к продукции не в форме конкретных технических решений, а в форме установления функциональных требований (требования к потребительским свойствам продукции);
    • следует избегать требований, которые могут быть подтверждены только декларативно;
    • не устанавливаются обязательные требования, выполнение которых не будет проверяться в рамках отборочной стадии рассмотрения заявок, или указание предпочтений, предложения по исполнению которых не будут оцениваться;
    • не следует устанавливать требования, не обоснованные действительными потребностями заказчика;
    • не допускается установление обязательных требований, если это влечет за собой ограничение количества участников закупки и нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.

    При формировании обязательных требований к участникам закупки заказчику целесообразно руководствоваться следующим.

    Участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки. То есть он должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами, если подлежащая поставке продукция, выполняемые работы или оказываемые услуги подлежат лицензированию.

    Не должен участник закупки находиться в процессе ликвидации или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным, то есть банкротом. Не должен являться организацией, на имущество которой в части, необходимой для выполнения договора, наложен арест по решению суда или административного органа или экономическая деятельность которой приостановлена.

    Кроме того, участник закупки должен ответствовать иным требованиям, которые заказчик вправе установить в закупочной документации на основании поручений Правительства РФ либо нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    При проведении закупки заказчик вправе установить в закупочной документации требование об отсутствии случаев, документально подтвержденных в соответствии с законодательством РФ, невыполнения участниками процедуры закупки ранее принятых договорных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для самого заказчика или иных заказчиков. Такие случаи должны быть документально подтверждены. Самое простое документальное подтверждение - это информация на официальном сайте. Заказчик вправе установить требование о том, чтобы сведения об участнике закупки отсутствовали в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте.

    Кроме того, заказчик имеет право установить требование о наличии у потенциального контрагента действующей системы менеджмента качества. При этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества, или должны быть изложены основные требования к такой системе, потому что, как мы понимаем, требования у всех разные.

    Заказчик вправе установить требование о том, что участник закупки должен обладать профессиональной компетентностью, оборудованием и другими материальными возможностями, а также людскими ресурсами, финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, надежностью, опытом, системой управления охраной труда. Должны быть установлены четкие измеряемые параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками закупки указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие либо несоответствие участника закупки установленным требованиям.

    В документации о закупке и проекте договора, включаемого в закупочную документацию, целесообразно указать, имеет ли право лицо, с которым по результатам закупочной процедуры заключается договор, привлекать при исполнении договора других субподрядчиков, либо исполнение договора должно осуществляться лично лицом, с которым заключается договор. Если проектом договора допускается привлечение субподрядчиков, заказчик вправе указать виды поставок, работ, услуг, которые должны быть выполнены лично поставщиком, а также ограничить общий объем привлечения субподрядчиков.

    Обеспечение исполнения обязательств участника закупки. Речь идет об обеспечении заявки на участие в закупке.

    При проведении запроса цен заказчик вправе предусмотреть представление участниками закупки обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в процедуре (обеспечение заявки). Обеспечение заявки актуально, когда большие объемы. Учитывая, что запросы цен - несколько упрощенная процедура закупки, не всегда целесообразно установление требования об обеспечении заявки, так как и сроки на поставку обычно короткие, и средства небольшие.

    Не следует злоупотреблять и размером обеспечения заявки. Размер обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре устанавливается в закупочной документации и, как правило, не превышает пяти процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

    Заказчик вправе установить предоставление участниками закупки обеспечения заявки в одной конкретной форме либо указать несколько видов допустимых форм обеспечения (безотзывная банковская гарантия, выданная банком, либо в форме денежных средств путем их перечисления заказчику (предпочтительная)).

    Если устанавливается требование обеспечения исполнения обязательств участника закупки, то закупочная документация должна четко описывать условия предоставления и условия возврата и удержания обеспечения .

    Обеспечение исполнения обязательств по договору

    Для любого договора заказчик вправе, помимо неустойки, предусмотреть в документации о закупке и проекте договора предоставление участником обеспечения исполнения следующих видов обязательств, связанных с исполнением договора:

    • обязательств по возврату аванса;
    • исполнения обязательств по договору, кроме гарантийных обязательств (обеспечение договора);
    • исполнения гарантийных обязательств.

    Проект договора в документации о закупке должен четко описывать условия предоставления и возврата или удержания обеспечений, связанных с исполнением договора, в том числе:

    • виды обеспечиваемых обязательств, их объем (перечень, стоимость);
    • допустимые формы обеспечения;
    • размер (сумму) обеспечения;
    • требование к сроку предоставления обеспечения возврата аванса, обеспечения исполнения обязательств по договору;
    • требования к сроку действия обеспечения относительно срока действия обязательства и (при необходимости) порядку продления срока его действия;
    • требования к гаранту и поручителю в случае предоставления обеспечения в форме банковской гарантии и (или) поручительства при необходимости. На сегодняшний день на официальном сайте размещен перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии, в том числе при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - можно ориентироваться на эти банки;
    • условия истребования обеспечения;
    • условия и срок возврата обеспечения;
    • условие обязательной замены обеспечения при утрате данным обеспечением обеспечительной функции.

    Содержание закупочной документации по итогам подготовки к закупке

    В соответствии с 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны:

    • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ). В данном случае это запрос цен либо запрос котировок цен. Формулировка должна совпадать с прописанной в положении о закупке;
    • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
    • место отправки товара, выполнения работ, оказания услуг;
    • сведения о начальной (максимальной) цене договора;
    • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
    • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

    Последний пункт играет решающую роль в том, каким образом и в какие сроки предстоит размещать на официальном сайте все сведения о проводимой закупке. Как только вы указали дату рассмотрения предложения участника, дату проведения заседания комиссии на предмет выбора победителя, в течение трех дней вы на сайте должны разместить протоколы.

    В документации о закупке должны быть указаны те требования , которые изначально заказчик сформулировал, однако здесь целесообразно их конкретизировать. Это требования:

    • к качеству,
    • техническим характеристикам товара, работы, услуги,
    • к их безопасности,
    • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара,
    • к размерам,
    • упаковке,
    • отгрузке товара,
    • к результатам работы,
    • и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

    Кроме этого, заказчик должен еще объяснить участникам закупки, каким образом им следует в своих заявках описывать предлагаемый ими к поставке товар, как описать его функциональные, количественные и качественные характеристики. В противном случае, у участников будут возникать вопросы, по которым необходимо будет давать разъяснения на официальном сайте. В этой ситуации запрос цен теряет свою оперативность.

    Кроме того, в документации о закупке должны быть указаны:

    • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
    • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
    • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
    • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

    Кроме обязательных сведений закупочная документация при запросе цен может содержать порядок проведения запроса цен, в том числе:

    • права и обязанности организатора и участников запроса цен;
    • порядок, место, дату начала и дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен;
    • сроки и порядок проведения отборочной и оценочной стадии рассмотрения заявок, порядок определения победителя запроса цен;
    • срок, в течение которого победитель должен подписать проект договора;
    • право организатора запроса цен провести переторжку и порядок ее проведения;
    • иные требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Кроме обязательных сведений закупочная документация при запросе цен может содержать:

    • дополнительные требования к участникам запроса цен (например - по обладанию опытом выполнения аналогичных работ, к репутации и порядку подтверждения соответствия этим требованиям);
    • требования к размеру и форме обеспечения обязательств по возврату аванса, обеспечения договора и (или) обеспечения исполнения гарантийных обязательств, требования к условиям такого обеспечения, срок и порядок его предоставления;
    • иные сведения и информацию, в т.ч. касаемо конкретной закупки.

    Помимо всего прочего целесообразно в документации по запросу цен установить требование предоставления участником закупки в составе его заявки следующей информации и документов о характеристиках и качестве закупаемой продукции и (или) условиях договора в необходимом объеме:

    • описание участником в его заявке функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, его количественных и качественных характеристик;
    • указание участником в его заявке на зарегистрированные товарные знаки, знаки обслуживания товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы, которым будет соответствовать товар;
    • указание участником в его заявке производителя и страны происхождения товара;
    • описание участником в его заявке комплектации товара;
    • описание участником в его заявке выполняемых работ или оказываемых услуг (в том числе состав работ или услуг и последовательность их выполнения, технология выполнения работ или услуг, сроки выполнения работ или услуг);
    • указание участником в его заявке количества товаров, объема работ или услуг или порядка его определения;
    • предложение участника о цене договора (с учетом установленного порядка формирования цены договора), о цене единицы товара, единичных расценок или тарифов работ или услуг и расчет общей стоимости работ или услуг;
    • иные предложения участника об условиях исполнения договора;
    • представления копий документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям (если указанные документы в соответствии с законодательством не представляются вместе с продукцией).

    Планирование предстоящей закупки

    Здесь в первую очередь стоит обратить внимание на то, что при выборе способа закупки необходимо руководствоваться положением о закупках, учитывая, как правило, установленные ограничения применения способа закупки, которые отражены в Постановлениях Правительства РФ №932 и №616 .

    Ну и естественно устанавливаются ценовые пороги в положениях, т.е. если плановая стоимость закупки (лота) не превышает установленных Положением пределов для указанного способа закупки. Например:

    3 миллиона рублей с НДС при проведении запроса цен не в электронной форме;

    5 миллионов рублей с НДС в случае проведения запроса цен в электронной форме.

    Все, что выше, закупается, как правило на аукционе.

    Вопрос : Если Положение еще не размещено, нужно ли публиковать отчеты?

    Ответ : Нет. Если Положение еще не утверждено, то Вы работаете по 44-ФЗ.

    Вопрос : Можем ли при запросе котировок требовать эскиз?

    Ответ : Да, если это прописано в закупочной документации и не противоречит Вашему Положению о закупке.

    Вопрос : Нужно ли изменения в Положение утверждать учредителем?

    Ответ : Если это бюджетное учреждение и Положение утверждает учредитель, то все изменения в Положение также утверждает учредитель.

    Вопрос : Если договоры, заключенные в январе, но не включенные в отчет за январь, включить в отчет за февраль, или необходимо вносить изменения в январский отчет?

    Ответ : Конечно, лучше внести изменения в отчет за январь.

    Вопрос : С какого момента стоит начинать работу в соответствии с Положением - с даты учреждения или с 1 апреля 2014 года?

    Ответ : Это зависит от того, как будет прописано в Положении. Если укажете 1 апреля 2014 года, то начинаете работать с 1 апреля 2014 года, если не укажете дату, то - с даты публикации Положения.

    ЗАПРОС КОТИРОВОК

    1. Что такое запрос котировок >>>

    2. Проведение запроса котировок (информация для заказчика) >>>

    3. Участие в запросе котировок (информация для участника) >>>

    ЧТО ТАКОЕ ЗАПРОС КОТИРОВОК

    Запрос котировок является конкурентным способом определения поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее - Закон N 44-ФЗ), при котором:

    Информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товаров (работ, услуг) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) соответствующего извещения (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ);

    Победителем признается тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

    За участие в запросе котировок плата не взимается (ч. 3 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

    ПРОВЕДЕНИЕ ЗАПРОСА КОТИРОВОК (ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА)

    2.1. В каких случаях проводится запрос котировок. Ограничения на проведение запроса котировок >>>

    2.2. Преимущества и недостатки запроса котировок >>>

    2.3. Процедура проведения заказчиком запроса котировок >>>

    2.4. Ситуации из практики. Запрос котировок (информация для заказчика) >>>

    2.5. Образцы документов. Запрос котировок (информация для заказчика) >>>

    В каких случаях проводится запрос котировок.

    Ограничения на проведение запроса котировок

    Запрос котировок является для заказчика предпочтительным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя; далее - поставщик) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по цене закупку.

    Запрос котировок может проводиться в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ):

    1) размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

    2) совокупный годовой объем закупок путем запроса котировок не превышает:

    10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком;

    100 млн руб. в год.

    Ограничение, касающееся размера начальной (максимальной) цены контракта, можно не учитывать в случаях:

    Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства у российских или иностранных поставщиков (ст. 75 Закона N 44-ФЗ);

    Закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан, отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения (ст. 76 Закона N 44-ФЗ).


    Запрос котировок также проводится в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Особенности осуществления такой закупки предусмотрены в ст. 82 Закона N 44-ФЗ.

    Запрос котировок не проводится, если:

    1) заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Такие способы используются в следующих случаях:

    Закупка осуществляется для федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной;

    В документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения о товаре, являющиеся государственной тайной;

    Закупаются услуги по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных и ряда иных культурных, исторических, художественных ценностей, которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок);

    Закупаются услуги по уборке помещений, услуги водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;

    2) закупка должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56 Закона N 44-ФЗ).

    Такой способ закупки предусмотрен в случаях, если в соответствии с нормативным документом Правительства РФ закупаются товары (работы, услуги), поставку (выполнение, оказание) которых по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации.

    Других ограничений на проведение запроса котировок законом не установлено.

    Если применить данный способ закупки невозможно, а заказчик не обязан использовать для закупки какой-либо конкретный способ (например, закрытый), то закон позволяет заказчику провести открытый конкурс (ст. 48 Закона N 44-ФЗ) или электронный аукцион (ст. 59 Закона N 44-ФЗ). В ряде случаев допустимо также проведение запроса предложений (ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ) и закупки у единственного поставщика (ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).