Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. Задачи мониторинга земель. Государственный земельный кадастр и мониторинг земель

    Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. Задачи мониторинга земель. Государственный земельный кадастр и мониторинг земель

    Землеустройство, кадастр и мониторинг земель представляют собой виды контрольно-учетных мероприятий, которые проводятся на государственном уровне. Для выполнения каждого из них предусмотрен определенный порядок. Далее рассмотрим эти мероприятия более подробно.

    Землеустройство и мониторинг земель: общие сведения

    Данные понятия имеют общие черты. Так, землеустройство представляет собой исследование состояния почвы, планирование и организацию рационального использования участков. В рамках данной области осуществляются мероприятия по охране, образованию новых и упорядочению существующих объектов, установлению их границ. Мониторинг земель является комплексной системой наблюдений за состоянием ресурса.

    Цели наблюдений

    Мониторинг земель проводится для своевременного обнаружения изменений, их анализа. На основании полученных результатов вырабатываются рекомендации по устранению и предупреждению последствий неблагоприятных процессов. Мониторинг обеспечивает государственный земельный кадастр необходимой информацией. Сведения, полученные в ходе наблюдений, способствуют более рациональному использованию ресурса. Они также обеспечивают контроль над охранными мероприятиями. В задачи мониторинга земель входит также прогнозирование вероятных изменений. Полученными сведениями пользуются не только государственные органы. Информация о состоянии ресурса доступна всем заинтересованным гражданам и организациям.

    Особенности мероприятий

    Мониторинг земель охватывает все участки на территории России вне зависимости от их форм собственности, характера использования и целевого назначения. В рамках данной сферы осуществляется систематическое наблюдение различными способами. К основным из них относят:

    • Лабораторные исследования.
    • Фондовый анализ состояния почв.
    • Дистанционное зондирование.

    В ходе данных мероприятий обнаруживаются изменения и осуществляется оценка состояний угодий, участков, полей, объектов землепользования. Анализируются также процессы, касающиеся снижения плодородия, загрязнения почв тяжелыми металлами, пестицидами, радионуклидами и прочими токсическими соединениями. Мониторинг земель включает в себя также исследование территорий населенных пунктов, очистных сооружений, объектов газо- и нефтедобычи, свалок, удобрений, водохранилищ, складов ГСМ и так далее. Кроме того, осуществляется качественная оценка участков и определение их имущественной ценности.

    Классификация и исполнители

    Ведение мониторинга земель осуществляется Федеральной надзорной службой в сфере природопользования и экологии, а также Агентством по учету объектов недвижимости. В мероприятиях участвуют также Госстрой, Минсельхоз России и прочие заинтересованные исполнительные органы. Мониторинг сельскохозяйственных земель может быть периодическим (раз в год или более), оперативным (фиксируются текущие изменения) или базовым. В зависимости от территории, которая попадает в зону охвата, наблюдения могут быть локальными, региональными или федеральными.

    Кадастр и мониторинг земель

    Результаты проведенных наблюдений и оценок закладываются в основу предложений, которые разрабатываются и согласовываются с Минприроды и Федеральной надзорной службой в сфере природопользования и экологии. После утверждения они направляются в Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии. Все эти органы анализируют полученные материалы и каждый год, не позже 30 апреля представляют Правительству страны доклад об использовании и состоянии ресурсов.

    Учетная система

    Земельный кадастр представляет собой систематизированную сводку документированных данных о природном, экономическом и правовом положении участков. Правила его составления и внесения изменений установлены в ЗК РФ. Индивидуализация и описание в Едином госреестре участков наделяет каждый из них такими характеристиками, которые позволяют выделить его среди прочих территорий и выполнить его экономическую и качественную оценку. Учет сопровождается присвоением кадастрового номера каждому наделу.

    Цели системы

    Единый реестр создается для информационного обеспечения:

    • Муниципального и государственного управления ресурсами.
    • Мероприятий, которые направлены на повышение и сохранение плодородия почв.
    • Госконтроля охраны и использования земли.
    • Экономической оценки участков и учета их стоимости в составе системы природных ресурсов.
    • Государственной регистрации права на недвижимость и сделок с ней.
    • Землеустройства.
    • Определения обоснованной платы за пользование участком.

    Все сведения, содержащиеся в кадастре, имеют открытый доступ. Исключение составляют данные, отнесенные законодательством к категории закрытой информации.

    Карта

    Планирование и организация использования ресурсов

    Данные мероприятия проводятся землеустроительными организациями. В качестве объектов в данной области выступают участки на территории страны, муниципальных и прочих административных единицах, особые зоны, а также их части. В законодательстве установлены юридические основы землеустройства. Порядок, регламентированный нормативными актами, позволяет обеспечивать рациональное использование и охрану земли, формировать благоприятную окружающую среду, улучшать ландшафт.

    Внутриэкономическое планирование

    Оно представляет собой комплекс мероприятий (деятельность), направленных на обеспечение рационального использования юрлицами и гражданами участков для осуществления на них сельскохозяйственного производства. Внутриэкономическое планирование также касается территорий, на которых проживают общины малочисленных коренных народов ДВ, Сибири, Севера, а также лица, приравненные к ним.

    Территориальная организация

    Данный вид землеустройства касается исследования состояния земель, планирования их рационального использования и охраны. Оно распространяется на все участки вне зависимости от формы их собственности и целевого назначения. Мероприятия включают в себя работу по определению границ новых наделов, уточнению пределов уже имеющихся.

    Субъекты

    Таковыми признаются:

    • Федеральные органы госвласти, действующие от имени Российской Федерации.
    • Регионы страны.
    • Органы административно-территориальных единиц.
    • Граждане.
    • Организации, предприятия, учреждения.

    Существует также категория специальных субъектов. К ним относят общины малочисленных коренных народов и лица, к ним приравненные.

    Рационализаторское предложение

    В течение последних нескольких лет в рамках административной реформы, которая проводится государством, часто высказывается мнение о формировании единой службы по охране земельных ресурсов. Она должна функционировать на базе Федерального учетного агентства. В целом данная точка зрения принимается многими экспертами. Это обусловлено важностью вопроса сохранения почв от загрязнения и прочих неблагоприятных факторов, снижающих ее плодородие. В связи с этим возникает необходимость осуществления контроля над состоянием ресурса и обеспечения его охраны специализированной службой. Зачастую многие существующие сегодня уполномоченные надзорные органы, ввиду своей загруженности, не могут обеспечить эффективное решение данной задачи.

    Дополнительная информация

    Согласно Постановлению Правительства №177, регламентирующему организацию и осуществление государственного экологического мониторинга (окружающей среды), мероприятия по наблюдению и анализу полученных сведений касаются не только земель. Они распространяются на водные объекты, леса, воздух, состояние недр, внутренних морских вод, территориального моря РФ, континентального шельфа, объектов животного мира. Мероприятия также касаются и особой экономической зоны страны. Здесь необходимо отметить, что результаты, полученные в ходе наблюдений, имеют тесную связь друг с другом, поскольку от состояния почв, например, зависит состояние объектов животного мир, лесов и так далее. В качестве Федерального органа, выполнявшего деятельность в сфере земельного кадастра, выступало агентство "Роснедвижимость". По Указу Президента №1847 данная инстанция была упразднена.

    Глава 6

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ДРУГИЕ СФЕРЫ ЗЕМЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Государство, осуществляя земельную политику, регулирует зе­мельные отношения правовыми, экономическими, организацион­ными и другими мерами.

    Правовые меры содержат элементы обязательности, властного принуждения и властного вмешательства государства в область зе­мельных отношений путем осуществления законодательной (нор­мативно-правовой), административной и судебной функций. В тех случаях, когда землеустройство не может быть произведено по согласию самих землевладельцев, оно становится предметом пра­вового регулирования. Например, отвод земель для государ­ственных и общественных нужд при строительстве крупных до­рог, водохранилищ, расширении городов ущемляет интересы землевладельцев, так как нередко связан с их переселением, по­явлением неудобств в использовании земель или сокращением площадей принадлежащих им участков. Тем не менее государ­ство осуществляет эти действия в принудительном порядке, а также разрабатывает компенсационные меры (предоставление землевладельцам новых земель, компенсация ущерба и упущен­ной выгоды и т. п.).

    Экономические меры регулируют земельные отношения путем учета экономических интересов землевладельцев и землепользо­вателей. К таким мерам относятся дифференциация земельного налога, предоставление льготных кредитов и т. д. Для их разработ­ки и осуществления нужна информация о размерах, качественных характеристиках земельных участков, ограничениях и обремене-ниях в использовании земли.

    Организационные меры включают различного рода действия, на­правленные на реализацию государственной земельной политики. К ним относятся, в частности, организация переселения, консуль­тативная деятельность, пропагандистское обеспечение земельных реформ и многое другое. Собственно землеустройство может за­нимать в них большее или меньшее место в зависимости от того, насколько активно государство использует в указанных целях зем­леустроительную службу.

    Одной из важных функций управления земельными ресурсами и государственного регулирования земельных отношений являет­ся планирование использования земель. Такие планы утверждаются властными органами соответствующего уровня.

    В ряде западноевропейских стран проекты планов использова­ния земель обсуждаются на референдумах и только после всенародного одобрения и утверждения в установленном порядке полу­чают обязательный характер. На их основе устанавливают целевое назначение земель на перспективу, места новой застройки, освое­ния и мелиорации, состав природоохранных территорий, площа­ди отвода земель для нужд промышленности, транспорта и иного назначения и т.д.

    В Российской Федерации до последнего времени аналогичную функцию выполняли генеральные схемы использования и охраны земельных ресурсов (страны, субъекта Федерации), а также схемы землеустройства административных районов.

    Для реализации планов использования земель разрабатывают специальные программы (государственные и муниципальные). Эти программы включают разделы по финансовому, материально-техническому и другим видам обеспечения и составляются при участии специалистов по землеустройству.

    В системе землеустройства многих стран важное значение име­ет и такая функция управления земельными ресурсами, как госу­дарственный контроль за использованием и охраной земель, призван­ная предотвращать любые нарушения принципов рационального землепользования.

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

    В соответствии с законами Российской Федерации (как и в большинстве стран мира) земельные участки относятся к недви­жимому имуществу. Любое недвижимое имущество и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации в спе­циально утвержденных для этой цели реестрах.

    Регистрация прав на земельные участки, по существу, дает точ­ную картину земельных отношений в государстве и служит право­вой и информационной основой для управления земельными ре­сурсами. От землеустройства она отличается тем, что не включает мероприятий, преобразующих землевладение и землепользование в экономическом, техническом и правовом отношениях (землеус­тройство, напротив, является главным образом преобразователь­ной деятельностью, реорганизующей и устраивающей территорию и использование земель).

    Таким образом, землеустройство и земельная регистрация раз­личны по содержанию и по своему существу независимы друг от друга. Вместе с тем все изменения, вносимые в землепользование землеустройством, должны быть зарегистрированы. Именно по­этому в большинстве стран мира обычно за землеустройством сле­дует перерегистрация прав на недвижимое имущество.

    Даже если при сделках купли-продажи, наследования, дарения, обмена и т. п. площади и местоположение земельных участков не меняются, перед регистрацией все равно совершаются землеуст­роительные действия в виде уточнения площадей, наличия огра­ничений и обременении в использовании участков, составления планов участков и др.

    В некоторых случаях, впрочем, возможна регистрация земле­владений до землеустройства и вне всякой связи с ним. Это про­исходит, как правило, в странах с хорошо налаженной системой учета и регистрации земель, когда при осуществлении сделок с недвижимостью площади, конфигурация и местоположение учас­тков не меняются, а изменяется только их владелец.

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

    В соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ от 2 января 2000 г. государственный земельный кадастр - это систематизиро­ванный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель, сведений о территориальных зонах, а также о наличии расположенных на зе­мельных участках и прочно связанных с ними объектов.

    При государственном кадастровом учете земельных участков осуществляются их описание и индивидуализация (с присвоением кадастрового номера) в Едином государственном реестре земель. В результате каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других, произвес­ти его качественную и экономическую оценку.

    Взаимоотношения между земельным кадастром и землеустрой­ством двоякие. С одной стороны, в данные земельного кадастра, так же как и в данные земельной регистрации, после проведения землеустройства немедленно вносятся соответствующие исправ­ления. С другой стороны, данные земельного кадастра являются информационной основой при проведении землеустроительных действий. Это касается кадастровых планов, дежурных земельно-кадастровых карт, сведений о территориальных зонах, ограниче­ниях и обременениях в использовании земель, площадях, земле­владельцах и т. п.

    Встречается неправильное мнение, что формирование земель­ных участков (объектов земельной собственности) - это функция кадастра, а не землеустройства. Однако это не так. Во-первых, зе­мельный кадастр - это сведения о земельных участках, а не про­цесс, определяющий изменение их формы, местоположения и площадей. Во-вторых, осуществление земельного кадастра -это чисто техническое действие, связанное с поддержанием в нор­мальном состоянии документации государственного кадастрового учета, а не мероприятие, направленное на реорганизацию земель­ных площадей, имеющее природоохранный, организационно-экономический и правовой характер. В-третьих, основная задача земельного кадастра - это обеспечение доброкачественной ин­формацией государственных органов, осуществляющих управле­ние земельными ресурсами. При землеустройстве же важно орга­низовать рациональное использование и охрану земель, то есть осуществить другую, по сути главную, функцию управления земельными ресурсами.

    По результатам землеустройства, земельного кадастра и регист­рационных действий землевладельцы и землепользователи полу­чают документы (свидетельства о государственной регистрации их прав, свидетельства на право собственности на землю, госакты и т. п.), дающие основание приступить к использованию земельных участков.

    Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления из­менений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений. Наиболее целесообразно осуще­ствлять мониторинг в системе землеустройства, потому что основ­ным его содержанием являются комплексные работы: съемки, изыскания, наблюдения, маршрутные и площадные обследова­ния, которые лучше всего могут сделать землеустроители. Кроме того, мониторинг земель проводится по всем категориям земель, землевладельцам и землепользователям, земельным участкам и угодьям, формируемым и организуемым в процессе землеустрой­ства; при этом широко используются архивные материалы и тех­нические средства землеустроительных организаций.

    Государствен-

    ный земельный кадастр представляет собой систему необ-

    ходимых и достоверных сведений о природном, хозяйствен-

    ном и правовом положении земель Российской Федерации,

    местоположении и размерах земельных участков, об их ка-

    чественной характеристике, о владельцах земельных

    участков, правовом режиме землепользования, об оценке

    земельных участков, иных необходимых и достоверных све-

    дений о земле. Государственный земельный кадастр явля-

    ется основой, а по некᴏᴛᴏᴩым вопросам частью государс-

    твенных отраслевых кадастров (водного, лесного, эколо-

    Для полноценного государственного земельного кадастра

    необходимо проведение космических топографо-геодезичес-

    ких, картографических, почвенных, геодезических и дру-

    гих обследований и изысканий. Земельный кадастр ведется

    Государственным комитетом Российской Федерации по зе-

    мельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем) и его

    органами на местах по единой для всей страны системе за

    счет средств бюджета. Необходимо, ɥᴛᴏбы сведения всех

    разделов кадастра были объективными и достоверными, со-

    ответствовали фактическому состоянию земель и их ис-

    пользованию. Объективность и достоверность кадастра,

    поддержание его данных на уровне современности обеспе-

    чиваются непрерывностью кадастровых работ. Для опера-

    тивного обновления земельно-кадастровых сведений ис-

    пользуются материалы текущих обследований, съемок и мо-

    ниторинга земель. Другим требованием, предъявляемым к

    кадастру, будет сопоставимость кадастровых данных

    как в разрезе административно-территориальных единиц и

    государственно-территориальных образований, так и с

    данными о земле, содержащимися в кадастрах других при-

    родных ресурсов (лесном, водном, горном) Сопостави-

    мость кадастровых данных определяется единством методов

    ведения кадастра на всей территории Российской Федера-

    ции - по единой методике, разрабатываемой Госкомземом.

    Все кадастровые сведения о земле оформляются документа-

    ми: специальной базовой (постоянной), периодически об-

    новляемой и ежегодно составляемой документацией. По

    ϲʙᴏей форме земельно-кадастровая документация может

    быть текстовой (цифровой) и планово-картографической с

    применением современных технических систем. Состав зе-

    мельно-кадастровой документации, ее формы унифицированы

    и утверждаются Госкомземом. Ответственность за досто-

    верность сведений и данных, помещаемых в кадастровой

    документации, несут руководители местных комитетов по

    земельным ресурсам и землеустройству, на кᴏᴛᴏᴩых возла-

    гается ведение земельного кадастра. Госкомзем организу-

    ет все работы по картографированию земельных угодий,

    обследованию, изысканию и оценке земель, разрабатывает

    методические указания и инструкции по ведению кадастра,

    обобщает и анализирует земельные отчеты субъектов РФ.

    Правительству Российской Федерации национальный доклад

    о состоянии и использовании земель, составляемый им

    совместно с органами охраны природы России на базе

    данных государственного земельного кадастра и монито-

    ринга земель. Мониторинг земель представляет собой сис-

    тему наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за

    состоянием земель. Объектами мониторинга земель являют-

    ся все земли Российской Федерации. К задачам мониторин-

    га земель ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: ϲʙᴏевременное выявление изменений

    состояния земель, оценка данных изменений, прогноз и вы-

    последствий негативных процессов; информационное обес-

    печение ведения государственного земельного кадастра,

    землепользования, землеустройства, государственного

    контроля за использованием и охраной земель, иных функ-

    ций государственного управления земельными ресурсами, а

    также владельцев земельных участков. Учитывая зависимость от

    целей наблюдения и охватываемой территории мониторинг

    земель может быть федеральным, региональным и локаль-

    ным. По϶ᴛᴏму мониторинг земель осуществляется в соот-

    ветствии с федеральными, региональными и местными прог-

    раммами. Собранные путем мониторинга материалы служат

    правовым основанием для принятия необходимых решений

    компетентными государственными органами в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии

    с задачами их повседневной деятельности в области ис-

    пользования и охраны земель. Следовательно, органы, ве-

    дущие мониторинг, сами не принимают решения, обязываю-

    щие пользователей земель и других природных ресурсов

    совершать те или иные действия по установлению земель-

    ных правонарушений или проведению работ, устраняющих

    угрозу ухудшения состояния земель и окружающей природ-

    ной среды. Нужно помнить, такие правообязывающие решения могут прини-

    мать государственные органы, ведущие земельный кадастр,

    контроль за использованием земель, землеустройство и

    др. Мониторинг, будучи мероприятием по наблюдению за

    состоянием земель, повышает эффективность деятельности

    органов государственного управления земельными ресурса-

    ми. Стоит сказать - полученные материалы объективно характеризуют физи-

    ческие, химические, биологические процессы в окружающей

    природной среде, уровень загрязнения почв, водных объ-

    ектов, последствия его влияния на растительный и живот-

    ный мир. Это дает возможность органам государственного

    управления предъявлять определенные требования к земле-

    пользователям по устранению правонарушений в области

    использования и охраны земель, а также привлечению к

    ответственности лиц, виновных в данных нарушениях. Общий

    мониторинг за состоянием окружающей природной среды в

    целом возлагается на Министерство природных ресурсов РФ

    и его территориальные органы в республиках в составе

    Российской Федерации, краях, областях, автономных обра-

    зованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Мониторинг

    земель - часть общего мониторинга. Стоит сказать - положение о монито-

    ринге земель в Российской Федерации утверждено поста-

    1992 г.1 Мониторинг земель будет составной частью

    общего мониторинга за состоянием окружающей природной

    среды. Он охватывает, как уже было сказано, все земли

    Российской Федерации независимо от форм собственности,

    целевого назначения и характера использования земель.

    1.САПП. 1992. ь 17. Ст. 1350.

    _________________________________________________________

    В процессе мониторинга проводятся систематические наб-

    людения (съемки, обследования и изыскания) за состояни-

    ем земель. При ϶ᴛᴏм выбудут изменения и производится

    оценка состояния землепользований, угодий, полей,

    участков, процессов, связанных с изменением плодородия

    почв, их загрязнения пестицидами, тяжелыми металлами,

    радионуклидами, другими токсичными веществами. Изучает-

    ся также состояние земель населенных пунктов, объектов

    нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ,

    свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений,

    стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных про-

    мышленных отходов и радиоактивных материалов, а также

    других промышленных объектов. Все наблюдения за состоя-

    нием земель, осуществляемые при мониторинге посредством

    съемок с космических аппаратов, высотных самолетов, с

    помощью малой авиации, а также наземных съемок и наблю-

    дений, подразделяются в зависимости от сроков и перио-

    дичности их проведения на базовые (на момент начала ве-

    дения мониторинга), периодические (через год и более) и

    оперативные (фиксирующие текущие изменения) Мониторинг

    земель ведется Государственным комитетом по земельным

    ресурсам и землеустройству, Минприродоресурсы РФ при

    участии Минсельхозпрода РФ и других заинтересованных

    министерств и ведомств. Стоит сказать - полученные данные накапливаются

    в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной

    информационной системы. Госкомзем и его органы на мес-

    тах представляют в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие органы исполнитель-

    ной власти Российской Федерации и субъектов Российской

    Федерации согласованные с Минприродоресурсы РФ сведения

    (доклады) о состоянии земель в регионе, а при выявлении

    особо опасных процессов направляют оперативные ϲʙᴏдки.

    Мониторинга ведутся также для изучения экологического

    состояния других природных ресурсов (вод, атмосферного

    воздуха, лесного фонда и т.д.) Органы государственно-

    го, производственного и общественного экологического

    контроля используют данные мониторинга земель, подзем-

    ных и поверхностных вод, атмосферного воздуха и других

    природных объектов в ϲʙᴏей повседневной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Постановлением Совета Министров - Правительства Рос-

    дарственная программа мониторинга земель Российской Фе-

    дерации1. Кстати, эта программа разработана в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с

    вышеназванным постановлением Правительства Российской

    предусматривает поэтапное введение на территории Рос-

    сийской Федерации мониторинга земель, представляющего

    собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда

    для ϲʙᴏевременного выявления изменений, их оценки, пре-

    дупреждения и устранения последствий негативных процес-

    _________________________________________________________

    1 САПП. 1993. ь 6. Ст. 491.

    _________________________________________________________

    В ближайшие годы зада-

    чами мониторинга, как ϶ᴛᴏ определено Программой, явля-

    ются: - формирование нормативно-правовой и научно-мето-

    дической базы мониторинга земель; - ландшафтно-экологи-

    ческое районирование территории Российской Федерации с

    введением ареалов основных негативных процессов по ви-

    дам и степени их воздействия на состояние земель; -

    формирование информационной базы мониторинга земель; -

    совершенствование существующих и внедрение новых мето-

    дов, технических средств и технологий мониторинга зе-

    мель; - формирование организационных структур монито-

    ринга земель. В результате выполнения Государственной

    программы мониторинга земель Российской Федерации будет

    создана информационная база данных о состоянии земель-

    ного фонда. Это позволит обоснованно судить о степени

    суммарного воздействия негативных процессов и явлений,

    вскрывать закономерности в развитии и ϲʙᴏевременно про-

    водить диагностику и оценку данных процессов и явлений,

    разрабатывать меры по предупреждению и устранению пос-

    ледствий негативных влияний техногенного и природного

    характера, на более высоком качественном уровне осу-

    ществлять контроль за состоянием земель, их использова-

    нием и охраной. Начиная с 1996 года в Российской Феде-

    рации создается многоуровневая информационная база мо-

    ниторинга земель, налаживается постоянно действующая

    система прогноза, предупреждения и устранения последс-

    твий негативных процессов, влияющих на качество и ис-

    пользование земель.

    Введение

    Элементом рынка, который обладает наибольшей важностью, по праву, является недвижимость. Она не только выступает как предмет производства, но также является и его средством. Все страны мира и вся мировая экономика пользуется недвижимым фондом города или страны, без нее невозможна деятельность любого предприятия или фирмы.

    Выступая личной основой деятельности всех людей мира, она является показателем не только экономического достатка гражданина, но и также объектом деятельности людей. В нашей стране происходит организация и образование нового сегмента рынка, где недвижимость играет первостепенную роль и выступает активом данного рынка. Предметом для активных обсуждений по приватизации жилого и нежилого фонда города, при муниципальной приватизации, при купле-продаже недвижимости, при аренде, является недвижимость.

    Появился новый пласт собственников недвижимости, как в сфере некоммерческого потребления, так и во многих сферах коммерческой деятельности. Образовались предпринимательские структуры, действующие на рынке. Разворачивается деятельность российских и иностранных девелоперов, для которых большое значение имеет приобретение титульного права, права собственности и пользовательских прав на эксплуатацию земли или недвижимости.

    Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр

    Земельный кадастр как подсистема государственного кадастра недвижимости

    Земельный участок как объекта кадастрового учета. Природное хозяйственное и правовое положение земель. Земельный участок как объект недвижимого имущества. Типология земельных участков. Целевое назначение, разрешенные виды использования земельных участков. Хозяйственное использование земельных участков. Земельные угодья, виды и подвиды угодий. Технические и правовые операции с земельными участками, образованиеие и реорганизациия земельных участков. Предоставление и изъятие земельных участков.

    Типология и характеристика территориальных зон:

    Территориальные зоны как объект кадастрового учета. Типология территориальных зон. Правила формирования территориальных зон. Категории земель. Ограничения и обременения. Правовой режим использования земель разных категории. Зоны с особыми условиями использования земель в характерной и на характерных категориях. Кадастовая деятельность Регулирование деятельности кадастровых инженеров. Требования к физическому лицу для осуществления кадастровой деятельности. Порядок получения и условия аннулирования квалификационного аттеста кадастрового инженера. Формирование и ведение государственного реестра кадастровых инженеров. Организация кадастровой деятельности. Саморегулирование организации в сфере кадастровой деятельности.

    Формиривание и функционирование государственного кадастра недвижимости (сведения о земельных участках и территориальных зонах) Цели, задачи и принципы ведения государственного кадастра недвижимости Сведения об объекте недвижимости, вносимые в ГКН. Сведения о государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, вносимых в ГКН. Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территории, вносимые в ГКН. Состав сведений ГКН о кадастровом и геодезических основах кадастра. Реестр объектов недвижимости, кадастровые дела и кадастровые карты как разделы ГКН. Порядок предоставления сведений ГКН. Информационное взаимодействие при ведении ГКН

    2. Категории земель как территориальные зоны. Понятие, состав и использование земель с.-х. назначения. Понятие и состав земель населённых пунктов. Состав и использование земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда и земель запаса.

    3. Кадастровое деление территорий. Порядок кадастрового деления территории. Единицы кадастрового деления. Структура кадастрового номера земельного участка.

    4. Государственный кадастровый учет земель. Понятие и порядок государственного кадастрового учета земельных участков. Состав необходимых для кадастрового учета документов. Содержание межевого плана.

    5. Порядок сбора земельно-кадастровой информации. Земельно-кадастровая информация на уровне сельского или городского поселения, муниципального района, субъекта федерации, на федеральном уровне.

    6. Оценка земель. Оценки земли, её назначение, цели, задачи и методы Земля как средство производства и объект оценки, аспекты и стадии оценки. Порядок составления и проверки бонитировочных шкал. Технологические свойства земли и их содержание. Оценка местоположения земель.К омплексная оценка земель по затратам на возделывание культур. Понятие, содержание и образование земельной ренты. Государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов Государственная кадастровая оценка земель с.-х. назначения. Государственная кадастровая оценка земель с.-х. угодий. Общие положения оценки, этапы оценки с.-х. угодий.

    7. Мониторинг земель. Определение мониторинга земель. Связь мониторинга земель с другими науками и дисциплинами. Основные задачи мониторинга земель. Функционально-технологическая схема процесса ведения мониторинга земель. Мониторинг земель федеральный, региональный, локальный, их цели. Мониторинг земель в системе мониторинга природных ресурсов. Мониторинг земель как проблемно - ориентированная подсистема по актуализации ГЗК и как объектно- ориентированная подсистема экологического мониторинга. Макро- методы ведения мониторинга земель. Специальные методы ведения мониторинга земель. Базовые, оперативные, периодические, ретроспективные наблюдения в мониторинге земель. Реинвентаризационные, режимные и специальные наблюдения в мониторинге земель. Схемы пробоотбора при реинвентаризационных наблюдениях. Земельный участок. Физическая и геодезическая площадь земельного участка. Земельный участок: внешняя и внутренняя граница. Мутация и другие изменения площадных характеристик земельных участков. Составление части почвенно-экологического мониторинга. Задачи почвенно-экологического мониторинга. Начальный этап почвенно-экологического мониторинга: значение, содержание. Стационарная форма почвенно-экологического мониторинга. Маршрутная схема почвенно-экологического мониторинга. Сплошное обследование территории почвенно-экологического мониторинга. Контрольные параметры почвенно-экологического мониторинга, определяемые несколько раз в год.

    Контрольные параметры почвенно-экологического мониторинга, определение 1 раз в 2 - 5 лет.

    Контрольные параметры почвенно-экологического мониторинга, определение 1 раз 1 -50 лет.

    Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.

    1. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы содержат описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;

    2. Текст документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью;

    3. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;

    4. План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ;

    5. Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возмещен правообладателю.

    Одним из пунктов проведения государственной регистрации является внесение записей в Единый государственный реестр прав. Единый государственный реестр содержит информацию о существующих и прекращенных прав на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения правообладателях.

    Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

    Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

    Книга учета документов содержит данные о:

    Принятых на регистрацию документов об объектах недвижимого имущества, правообладателях, регистрационном праве и заявителях;

    Выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;

    Выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

    Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровом номером объекта недвижимого имущества.

    В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта субъекта РФ.

    Единый государственный реестр прав, дела правоустанавливающих документов являются вечными. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускаются.

    Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

    Разделы Единого государственного реестра прав располагается в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества.

    Каждый раздел состоит из трех подразделов.

    В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (фактическая по кадастровому плану или по документам), назначение и иная необходимая документация.

    В подраздел II вносятся записи собственности и об иных вещных правах не каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, данные уточнения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименование и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.

    В подраздел Ш вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитут, ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте имущества и других) дата внесения записи, имя регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок.

    При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимости в графу “ Особые отметки” Единого государственного реестра прав вносится в запись о данном заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта.

    Каждая запись о праве, его ограничений (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации. Такой номер возникает при приеме документов на государственную регистрацию прав и соответствует входящему номеру принятых на регистрацию документов.

    В случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимого имущества о вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.

    Земельный кадастр представляет собой систематизированную сводку документированных данных о природном, экономическом и правовом положении участков. Правила его составления и внесения изменений установлены в ЗК РФ. Индивидуализация и описание в Едином госреестре участков наделяет каждый из них такими характеристиками, которые позволяют выделить его среди прочих территорий и выполнить его экономическую и качественную оценку. Учет сопровождается присвоением кадастрового номера каждому наделу.

    Государственный земельный кадастр и мониторинг

    2) освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, на период, предусмотренный проектом производства работ. Это правило исходит из того, что в период освоения новых или мелиорирования уже используемых земель, эти угодья являются бесхозными. Освобождение от платы таких участков представляется даже не льготой, а финансово правовым выражением известного экономического факта. В настоящее время многие мелиорированные проекты не содержат полного «расписания» намечаемых работ, то есть, не предусматривают точных сроков их начала и окончания. Это серьезный пробел. Приведенное правило может быть полезно для ликвидации указанного пробела. Вместе с тем закон не предусматривает альтернативного варианта регулирования, а именно, отсрочки (переноса) платежа за осваиваемый участок на более поздний срок. Этот вариант более справедлив и более выгоден для «казны», т.к. невыплаченные пользователем земли суммы не пропадают для нее вовсе, а только востребуются позднее. Для этого есть и экономическое основание: после проведения мелиорации участок должен давать больше дохода, чем раньше. Указанный вариант регулирования имеет немалое дисциплинирующее значение. Он препятствует проведению недостаточно продуманных или недостаточно обеспеченных мелиоративных работ, при которых пользы не получает ни общество, ни пользователь земли;

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

    Государственная регистрация прав на земельный участок – внесение в установленном порядке сведений в государственную земельно-кадастровую книгу о праве собственности и других вещных правах на земельные участки, ограничениях этих прав, об их возникновении, переходе и прекращении в соответствии с требованиями ГК РБ и Кодекса РБ о земле.

    Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документальных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учёта земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации, а также сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный кадастровый учёт земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учёт земельных участков сопровождается присвоением каждому участку кадастрового номера. Под земельным участком понимают часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. В него включается всё, что находится над и под поверхностью земельного участка.

    Государственный земельный кадастр и мониторинг земли

    Формиривание и функционирование государственного кадастра недвижимости (сведения о земельных участках и территориальных зонах) Цели, задачи и принципы ведения государственного кадастра недвижимости Сведения об объекте недвижимости, вносимые в ГКН. Сведения о государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, вносимых в ГКН. Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территории, вносимые в ГКН. Состав сведений ГКН о кадастровом и геодезических основах кадастра. Реестр объектов недвижимости, кадастровые дела и кадастровые карты как разделы ГКН. Порядок предоставления сведений ГКН. Информационное взаимодействие при ведении ГКН

    Государственный земельный кадастр и мониторинг земель в системе управления земельным фондом

    Земельный кадастр предназначен для обеспечения федеральных, субъ­ектных и местных органов власти и заинтересованных предприятий, организации и учреждений, а также граждан сведениями о земле в целях организации ее рацио­нального использования и охраны регулирования иных земельных отношений, зем­леустройства, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной дея­тельности и других действий, связанных с использованием земли (ст. 110, 111 ЗК РСФСР).

    В помощь студентам

    Состав сведений земельной регистрации включает такие сведения о землях, как категория земель (целевое назначение), цель использования, наименование земельной собственности, землевладения, землепользования, местоположение, адрес, общая стоимость землевладения, включая стоимость самого земельного участка и связанного с ним имущества, величина земельного налога.

    Государственный земельный кадастр и мониторинг земли

    4. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

    Земельные отношения и земельный кадастр

    — для информирования широкого круга заинтересованных лиц о стоимости городских земель для осуществления их прав и обязанностей в отношении принадлежащей им недвижимости и планируемых сделок с недвижимостью. Основным правовым документом, регламентирующим сферу государственной кадастровой оценки земель, является принятое в августе 1999 года постановление Правительства Российской Федерации «О государственной кадастровой оценке земель».

    Земельные отношения и земельная рента, рынок земли

    · Земельные отношения — это отношения в связи с земельной рентой как дополнительным чистым доходом, создаваемым благодаря применению труда на лучшие по плодородию или местоположению землях, а также вследствие более интенсивного использования земель в результате добавочных вложений трудной и капитала.

    Кадастр недвижимости и мониторинг земель

    Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений.

    Государственный земельный кадастр и мониторинг земли

    Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории, акватории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. На их территориях устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Могут быть выделены различные функциональные зоны: заповедные, особо охраняемые, познавательного туризма, рекреационные, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей и хозяйственного назначения.

    Земельный кадастр и мониторинг земель

    Государственный земельный кадастр – это единая информационная система описания на бумажных и электронных носителях всех земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в границах государства, в разрезе его административных территориальных подразделений по правам собственности владений и пользования местоположения физических и технических характеристик и параметрам, оценочным стоимостям, ограничение в использовании, которое сопровождается кадастровыми картами, индивидуальными номерами (кодами зем. уч.).

    Глава XI

    состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

    Земельный кодекс РФ

    1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.