Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Защита имущественных и жилищных прав несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних по российскому законодательству

    Защита имущественных и жилищных прав несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних по российскому законодательству

    Право на жилище гарантировано ст. 40 Конституции РФ, и его реальное обеспечение является важной задачей социальной политики не только по отношению к взрослому населению, но и по отношению к детям, нуждающимся в благополучных бытовых условиях.
    Право ребенка на жилище обеспечивается различными способами: предоставлением жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях социального найма или аренды (найма), в домах иных жилищных фондов на условиях аренды (найма), а также путем приобретения жилья в собственность по сделкам и иным основаниям.
    Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и состоит из:
    - Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ;
    - в соответствии с ним других федеральных законов, изданных в соответствии с ними указов Президента РФ; постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
    - нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
    Наиболее значимыми в сфере жилищных правоотношений, касающихся несовершеннолетних, являются:
    - нормы гражданского и семейного права РФ;
    - Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»;
    - Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»;
    - Закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
    - Закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
    - письма Минобразования РФ от 20 февраля 1995 г. № 09-М «О защите жилищных прав несовершеннолетних детей» и от 9 июня 1999 г. № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» и др.
    Самостоятельно приобретать, осуществлять жилищные права и нести обязанности несовершеннолетний может только в связи с вступлением в брак или в порядке эмансипации. В иных случаях по жилищным спорам интересы детей в суде защищают их родители или лица, их заменяющие, а также при необходимости интересы несовершеннолетних представляют органы опеки и попечительства и прокурор.
    Жилищное и гражданское законодательство содержит специальные правила, регулирующие право ребенка на жилище.
    Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
    - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
    - лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа;
    - при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ;
    - по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
    Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди. Такая льгота действует в том случае, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность ведения им самостоятельного образа жизни) (ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ».
    При вселении ребенка в жилое помещение не требуется согласия наймодателя, нанимателя, а также граждан, постоянно проживающих в жилом помещении. Вселение несовершеннолетних лиц в жилое помещение допускается без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека (ст. 679 ГК РФ, ст. 70 ЖК РФ).
    Согласно ст. 69 ЖК РФ, регулирующей права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, дети относятся к членам семьи нанимателя и имеют равные с нанимателем права и обязанности. К недееспособным детям требование о солидарной с нанимателем ответственности по обязательствам, вытекающим из договора социального найма, не относится.
    Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (ст. ст. 71, 74 СК РФ).
    Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что несовершеннолетние могут приобретать занимаемое жилое помещение в собственность (совместную, долевую) наряду с другими лицами, проживающими в этом жилом помещении.
    Жилые помещения, в которых проживают исключительно дети в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей, усыновителей, опекунов с предварительного согласия органов опеки и попечительства.
    Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия законных представителей и органов опеки и попечительства.
    Если ребенок находится в детском доме или ином воспитательном учреждении, его администрация, родители, усыновители либо опекун над его имуществом обязаны в течение шести месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность.
    С принятием нового Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. сложилась ситуация, при которой в соответствии с ч. 5 ст. 31 ЖК РФ после развода родителей детей стали выселять из квартир. Это происходит в связи с продажей квартиры ее собственником, несмотря на то, что ч. 4 ст. 31 ЖК РФ и ст. 292 ГК РФ позволяют суду сохранять право пользования квартирой за бывшими несовершеннолетними членами семьи на длительный срок или обязать собственника обеспечить свою бывшую семью другим жильем.
    Конституционное право несовершеннолетних на жилище грубейшим образом нарушается в связи с законодательно допущенной возможностью такого нарушения (в ч. 5 ст. 31 ЖК РФ).
    Государственная Дума РФ рассмотрела в первом чтении необходимые поправки к ЖК РФ, но окончательного решения пока не принято и детей продолжают выселять из жилища.
    Защита жилищных прав несовершеннолетних детей согласно ст. 11 ЖК РФ осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
    Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ и другими федеральными законами. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.
    Законодательная защита права несовершеннолетних на жилище требует дальнейшего совершенствования и необходимого финансирования.
    Оставаясь без правовой защиты в сфере жилищных правоотношений, несовершеннолетние пополняют ряды не только бездомных, но и преступников, что обходится обществу и государству слишком дорого, учитывая ущерб от преступлений и расходы на содержание несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Содержание правового статуса несовершеннолетнего в нормах международного и российского трудового права.
    2. Особенности регулирования труда лиц, осуществляющих семейные обязанности.
    3. Юридические механизмы защиты трудовых прав несовершеннолетних.
    4. Жилищные права несовершеннолетних.
    5. Каковы проблемные аспекты обеспечения жилищных прав несовершеннолетних в новом жилищном законодательстве.

    Когда ребенок – не собственникКогда ребенок – собственник

    Несовершеннолетние – одна из наименее защищенных в социальном плане категорий населений. Правовой статус граждан, не достигших 18 лет, не позволяет им оказывать влияние на решение родителей и законных представителей, как следствие – в должной мере защищать собственные права, в том числе и жилищные.

    В соответствии с судебной практикой, действия родителей и прочих лиц в отношении решения жилищных вопросов несовершеннолетних нередко противоречат интересам самих детей. Причиной тому могут быть как неприязненные отношения между людьми, так и корыстные цели.Основным документом в российском законодательстве, регулирующим вопрос о защите жилищных прав ребенка, считается гл. 11 СК РФ, устанавливающая права несовершеннолетних на выражение своего мнения, в том числе, и в отношении имущества.

    Когда ребенок – не собственник

    В течение 30 дней со дня появления в семье ребенка родители обязаны оформить для него все документы и зарегистрировать малыша по месту проживания. Регистрация детей до 14 лет осуществляется по месту жительства родителей, о чем указано в ст. 20 ГК РФ. При этом неважно, что думает об этом собственник жилья и другие проживающие, главное, чтобы в квартире был прописан как минимум один из родителей.

    Данное право сохраняется до достижения им совершеннолетнего возраста либо до смены родителями места жительства. И даже при смене собственника жилья за несовершеннолетним сохраняется право проживать по адресу регистрации, и выселить его по требованию собственника, если у ребенка отсутствует другое место постоянного проживания, не сможет ни один суд.

    Однако и в этом правиле есть исключение. Собственник вправе устранить данное обременение в судебном порядке, если суд признает ребенка утратившим право пользования квартирой. Это возможно при наличии следующих обстоятельств:

    он не проживает в квартире на протяжении года,родители не принимают участие в оплате содержания жилья,возможность прописать ребенка по другому адресу.

    Чтобы защитить жилищные права несовершеннолетнего и оставить за ним право на проживание в квартире по месту регистрации даже при наличии допускающих выселение обстоятельств, необходимо собрать необходимые доказательств. Также и собственнику жилья, желающему выписать ребенка, для удовлетворения судом указанных требований, следует ответственно подойти к сбору доказательственной базы.

    В случае развода родителей и при разделе недвижимого имущества, прописанный в квартире несовершеннолетний не может быть выселен ни при каких условиях.

    Когда ребенок – собственник

    Несовершеннолетний может являться как собственником квартиры, так и владельцем определенной доли в ней. Основания для появления такой собственности практически ничем не отличаются от тех, что предусмотрены для взрослых дееспособных граждан, за одним лишь исключением – процедуры сделок с недвижимостью всегда выполняются под строгим контролем органов опеки.

    Отчуждение или уменьшение недвижимости, принадлежащего ребенку, также согласуется с опекой. К таким действиям относятся:

    продажа доли квартиры или полностью,предоставление имущества в залог,отказ от участия в приватизации,отказ от преимущественного права приобретения жилья,отказ от наследования недвижимости или ее доли.

    Порядок сделок по отчуждению недвижимого имущества с участием несовершеннолетних граждан регулируется ст. 37 ГК РФ.

    Продажа квартиры, принадлежащей ребенку, может потребоваться при необходимости переезда семьи на новое место или покупки более комфортного для жилья имущества. При условии достижения ребенком 14-летнего возраста сделка осуществляется при наличии письменного разрешения ребенка, выданного органами опеки, и нотариально заверенного согласия на проведение этой сделки одного из родителей.

    Если же он не достиг указанного возраста, продать квартиру можно только при получении письменного разрешения опеки.

    При продаже имущества несовершеннолетнего родители обязаны предоставить ему другое жилье в собственность, причем размер его не может быть меньше площади продаваемого помещения. Возможен и второй вариант, когда деньги от продажи недвижимости вносятся на счет в банке, открытый на имя ребенка.

    Предоставление имущества в залог, как правило, производится при ипотеке. Многие кредитные организации постепенно отходят от такого вида услуг, не желая рисковать из-за возможного нарушения жилищных прав детей.

    Отказ от участия в приватизации от несовершеннолетнего невозможен.

    Дело в том, что в соответствии со сформировавшейся судебной практикой по рассматриваемому вопросу, такие действия ущемляют имущественные права ребенка.

    Отказ же от преимущественного права приобретения жилья, согласно предусмотренным ст. 250 ГК РФ положениям, допускается исключительно с разрешения органов опеки и попечительства. Такое согласие реально получить лишь в том случае, если у родителей отсутствует финансовая возможность приобретения недвижимости или доли в ней.

    Отказ от наследства от лица несовершеннолетнего гражданина – случай редкий, где распространенной причиной выступают переходящие по наследству долговые обязательства. Отдельный случай – получение взятой в договору ипотеки квартиры, когда обязательства при наследовании переходят к несовершеннолетнему. А в связи с тем, что дети выплачивать долг не могут, бремя кредитных выплат непременно ложится на родителей.

    Рассматривая жилищные права несовершеннолетних, необходимо принимать во внимание и семейное, и гражданское законодательство. Для достижения желаемого результата по делу о защите таких прав мало понимать основы закона, необходимо учитывать все касающиеся конкретного случая обстоятельства.

    Разобраться в тонкостях норм действующего права помогут квалифицированные юристы, обратиться к которым вы можете как по телефону, так и через наш сайт.

    Одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства является забота о малообеспеченных слоях населения, сиротах и т.д. Многочисленные нормы международного и российского права, провозглашая человека высшей ценностью государства, подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

    Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи.

    В случае утраты ребенком попечения со стороны родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в п. 1 ст. 121 СК РФ, как предусмотрено в п. 1 ст. 122 СК РФ, «обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей». Данное положение рассчитано на сознательность граждан и должностных лиц и отвечает нормам морали.

    К таким должностным лицам относятся руководители образовательных, лечебных учреждений, работники органов внутренних дел, куда поступила информация о ребенке, другие лица, в частности инспекторы комиссий по делам несовершеннолетних.

    Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и обязанности их должностных лиц определяются Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

    В настоящее время комиссия по делам несовершеннолетних не вправе диктовать органу опеки и попечительства, какую конкретную форму устройства необходимо применить в отношении того или иного ребенка, поскольку правом выбора обладает сам орган (ч. 2 п. 1 ст. 121 СК РФ).

    СК РФ (ч. 3 п. 1 ст. 121) запрещает осуществление деятельности по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим или физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства. Законодательство РФ предусматривает различные виды ответственности за нарушение этого правила. Согласно ст. 5.37 КоАП «...незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [от 30.12.2001 г., в ред. от 19.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1. Ст. 1; 2013. № 19. Ст. 2318.

    Более того, незаконная деятельность, связанная с устройством несовершеннолетних, может быть уголовно наказуемой. «Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев». Уголовный кодекс Российской Федерации [от 13.06.1996 г., в ред. от 05.04.2013 г.] // Собр.законодательства Рос. Федерации. 1996. №25. Ст.2954. 2013. №14. Ст. 1667.

    Названные меры вполне оправданы и справедливы. Однако нельзя полагать, что забота о выявлении нуждающихся в помощи детей должна быть возложена только на органы опеки и попечительства.

    Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством. Кодекс о браке и семье РСФСР [от 30.07.1969 г., в ред. от 07.03.1995 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1969. №32. Ст. 1397. 1995. №11. Ст.939. Однако, как и прежде, данная обязанность не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений за ее неисполнение. При сегодняшнем положении дел в сфере беспризорности уместно предположить, что данное правило не работает. Статья 5.36 КоАП устанавливает административную ответственность только за нарушение сроков подачи в банк данных сведений о ребенке и только для должностных лиц тех учреждений (лечебных, воспитательных и пр.), где находятся дети. Отсутствие в законодательстве мер воздействия по отношению к должностным лицам, не исполняющим указанную обязанность, нельзя считать справедливым. Матвиенко, В.И. Безнадзорность и беспризорность,вместе взятые // Человек и закон. 2003. №3. С. 6 - 7.

    Современное состояние детской беспризорности требует особого контроля за информацией о таких детях, который в масштабах государства еще не установлен.

    Особенно часто сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказываются в органах дознания и предварительного следствия, производящих арест родителей; медицинских учреждениях, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольных и образовательных учреждениях, которые посещают дети; жилищных органах по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, органах ЗАГС по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заключением опросного листа, после чего дети передаются органам опеки и попечительства. Инструкция о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами., их учёту и переучёту на территории РФ, утв. Приказом Федеральной Миграционной службы России от 31.03.1997 №19 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. №11.

    Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых разработано в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон [от 24.06.1999 №120, в ред.от 07.05.2013] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. №26. Ст.1377. 2013. №19. Ст.2331.

    Исходя из вышеизложенного, представляется оправданным возложение обязанности по выявлению детей, оставшихся без родительского попечения, не только на органы опеки и попечительства, которые в основном только собирают сведения о таких детях, но и на должностных лиц иных учреждений. В связи с этим следовало бы изменить абз. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ, запрещающую выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим и физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства, уточнив и дополнив ее словами следующего содержания: «Деятельность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства и другими специально уполномоченными должностными лицами. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, другими юридическими и физическими лицами, кроме органов опеки и попечительства, не допускается».

    В принятом в 1999 г. Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» был сделан акцент на усиление социозащитного направления. Идеологически это, конечно, правильно, но, к сожалению, оказалось преждевременным, в результате органы внутренних дел практически устранились от профилактики детской безнадзорности, за ними осталась работа лишь с правонарушителями. Вместе с тем именно полиция, на наш взгляд, могла бы сыграть ведущую роль в проблеме выявления детей, оставшихся без попечения родителей.

    Имеются недостатки и в деятельности основного звена, координирующего эту работу на местах, - комиссий по делам несовершеннолетних. В ряде регионов они не функционируют вообще.

    Статус и полномочия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав долгое время определялись только Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР [от 03.06.1967 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1967. №23. Ст.536., которое применяется и сейчас в части, не противоречащей действующему законодательству.

    Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ст. 11 была законодательно определена компетенция комиссии, образуемой органами местного самоуправления. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий регулировался законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

    Вместе с тем создавались комиссии при администрациях районного (городского) муниципального образования и при отсутствии законов субъекта РФ, в соответствии со ст. 2, 3, 4 Положения от 3 июня 1967 г. и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в том числе утверждавшими их персональный состав.

    Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления, а значит, и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в районных, городских муниципальных образованиях, не входят в систему органов государственной власти.

    До сих пор законодательно не регламентирована их деятельность. Положение о КДН до сих пор датировано 1967 г., где не учтены многие реалии нашего времени.

    Следует отметить, что в соответствии с действующим в настоящее время Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют возможность принимать превентивные меры в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что, в свою очередь, сможет оказать влияние на снижение числа детей, оставшихся без родительского попечения. Речь прежде всего идет о необходимости выявления, наблюдения и помощи в отношении неблагополучных семей. По наблюдениям специалистов, ребенок в таких семьях «часто живет в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищенность и даже сама подчас наносит непоправимый вред его физическому и психологическому здоровью».

    Последствия внутрисемейных противоречий могут быть самыми тяжелыми, вплоть до ухода несовершеннолетнего из дома и превращения его в беспризорника.

    Большую роль в создании конфликтной атмосферы в семье играют факторы психологического свойства. В таких ситуациях решающее значение может приобрести помощь семье в устранении факторов, породивших разногласия. Речь идет о помощи, осуществляемой по просьбе самих родителей со стороны государственных органов, компетентных в вопросах воспитания.

    Осуществление такой помощи имеет свое правовое основание. Так, согласно п. 2 ст. 65 СК РФ «..родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства». В комментарии к п. 2 ст. 65 по этому поводу говорится: «..органы опеки и попечительства, ознакомившись с конфликтной ситуацией в семье, разъясняют, в чем состоят в данном случае интересы ребенка» Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. И.М.Кузнецовой. М., 2000. С.225.. К рассмотрению заявления родителей может быть привлечен воспитатель ребенка, его педагог. Советы и рекомендации, которые правомочны дать органы опеки и попечительства, носят преимущественно педагогический характер. Однако потенциальные возможности п. 2 ст. 65 СК РФ практически не используются, что объясняется, во-первых, его нечетким текстом, во-вторых, отсутствием соответствующих положений в Законе РФ «Об образовании», а также в типовых положениях, регулирующих деятельность образовательных учреждений. При этом п. 3 ст. 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает обязанности образовательных учреждений не только выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, но и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.

    Помимо органов опеки и попечительства осуществлять защиту прав (в том числе имущественных) вправе и другие органы: прокуратура, суд, служба судебных приставов, а также органы местного самоуправления.

    В силу ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

    Право обращения прокурора в суд с заявлением предусмотрено и ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [от 14.11.2002 г., в ред. от 19.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №46. Ст. 4532; 2013. №19. Ст.2326.

    Обобщение судебной практики показало, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходили из положений ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в тяжелом материальном положении, социально незащищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд.

    На практике оказывается достаточное количество дел, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам по договору найма.

    К примеру, недавно органы прокуратуры Краснодарского края отчитались по итогам работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году. Как сообщает пресс-служба краевой прокуратуры, ненадлежащее соблюдение органами опеки и попечительства жилищных прав детей-сирот повлекло увеличение количества нуждающихся в жилье лиц названной категории до четырех тысяч.

    В связи с этим органами прокуратуры внесено 59 представлений об устранении нарушений закона, в суды направлено 1032 исковых заявления в интересах жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа, о сложившейся проблеме неоднократно информировались руководители администрации Краснодарского края и законодательного собрания края.

    Кроме того, судами рассмотрено и удовлетворено 947 исков прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате гражданам указанной категории в 2012 году было предоставлено 1622 квартиры, что впервые за многие годы позволит снизить количество состоящих в очереди в качестве нуждающихся в жилье. Отчет прокурора Краснодарского края за 2012 год. URL: http://www.klerk.ru/law/news/306618/ (дата обращения: 11 мая 2013).

    В нынешнем, 2013 году проблемы исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обсудили на заседании Общественного совета при Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Ивановской области. В ходе заседания было отмечено, что практически во всех субъектах Российской Федерации имеются проблемы с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями. И Ивановская область не исключение. В настоящее время более 1000 детей-сирот, достигших совершеннолетия, стоят в очереди на получение жилья. Для решения данной проблемы требуется более 1,1 млрд. рублей.

    Всё больше детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются за защитой своего права на жилье в судебные органы и выигрывают дела. Однако после получения судебных решений указанная категория граждан сталкивается с проблемой их исполнения, т.к. должниками в исполнительном производстве выступают органы местного самоуправления, не имеющие специализированного жилищного фонда.

    Участники Общественного совета отметили необходимость использования судебными приставами, работающими с исполнительными производствами данной категории, в полной мере полномочий по привлечению руководства органов местного самоуправления к административной и уголовной ответственности за длительное непринятие мер к защите жилищных прав детей.

    Органам местного самоуправления при разработке муниципальных долгосрочных целевых программ «Жилище» рекомендовано предусматривать мероприятия по созданию специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот, проводить систематический мониторинг наличия на территории муниципального образования выморочного и иного имущества для его последующего оформления в муниципальную собственность Протокол заседания Общественного совета при Управлении ФССП России по Ивановской области. URL: http://lenta37.ru/55015 (дата обращения: 11 мая 2013)..

    Каждый человек имеет право на жилище - не важно, достиг он совершеннолетия или нет.

    Поэтому правам детей посвящена гл. 11 СК РФ. В ней говорится о правах несовершеннолетних на проживание в семье, общение с родителями, выражение собственного мнения, доходы и имущество.

    Однако в то же время семейное законодательство гласит, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей. Например, если супруги разошлись и делят квартиру, претендовать на долю в ней ребенок не может. Тогда встает вопрос - как закон защищает имущественные интересы несовершеннолетних? Расскажем далее.

    Права несовершеннолетних, не являющихся собственниками жилого помещения

    Если у вас родился ребенок, то вы в течение месяца обязаны оформить все необходимые документы и зарегистрировать новорожденного по месту своего проживания.

    Закон прямо гласит, что дети до 14 лет должны жить вместе с родителями. Поэтому регистрация несовершеннолетнего по месту проживания родителей осуществляется в особом порядке - разрешение собственника жилплощади не требуется.

    Дети проживают вместе с родителями.

    Ребенок будет проживать в этом помещении, пока оттуда не съедут его мать и отец или пока не достигнет совершеннолетия. Даже если у квартиры сменится владелец, право проживания в ней у ребенка сохранится.

    Однако собственник жилья может через суд, если:

    • в течение длительного периода он не живет в квартире;
    • его родители не оплачивают коммунальные услуги;
    • возможность зарегистрировать несовершеннолетнего по иному адресу.

    Если иного места для проживания у несовершеннолетнего нет, ни один суд не выселит ребенка.

    Выписать ребенка можно только с согласия органов опеки.

    Права ребенка на жилье при разводе родителей

    Если при разводе оба родителя съехали с квартиры, в которой зарегистрирован ребенок, они должны прописать его по другому адресу.

    Если жилье делится между бывшими супругами, то независимо от итогов раздела несовершеннолетний не потеряет право жить там до своего совершеннолетия. Не имеет значения, есть у него право собственности на данную квартиру или нет.

    При разводе ребенок остается членом семьи собственника и не может быть выселен.

    Права несовершеннолетних собственников жилого помещения

    Ребенок может быть единоличным владельцем недвижимости или одним из собственников. Ему может принадлежать как жилплощадь целиком, так и доля в ней. Основания для возникновения жилищных прав у детей такие же, как у взрослых.

    Дети могут участвовать в и по итогу процедуры стать владельцами доли жилья. Часть квартиры может быть получена в дар, завещана, даже продана.

    Отметим один нюанс.
    В любых сделках, где одной из сторон выступает несовершеннолетний, обязательно участие органов опеки и попечительства.

    В любом случае, если ребенок выступает одним из собственников квартиры, иные лица могут распоряжаться ею только с согласия органов опеки и попечительства.

    При этом все сделки, совершаемые с принадлежащим ребенку жильем, должны проводится только ради его выгоды. - положите деньги на его счет или оформите долю в новом жилье. Иначе согласие органов опеки не получить.

    Продать или обменять квартиру ребенка нельзя без разрешения органов опеки.

    Права несовершеннолетних при продаже квартиры

    Семье, проживающей в квартире вместе с ребенком, может потребоваться продать жилплощадь. Если ему не исполнилось 14 лет, для этого потребуется согласие органов опеки.

    Должно быть получено письменное разрешение на отчуждение имущества несовершеннолетнего. Если 14 лет ему уже есть, также необходимо нотариально удостоверенное согласие одного из родителей на сделку.

    При выдаче согласия на продажу жилья, госорган устанавливает для родителей обязательные условия. Какой вариант выбрать, выбирают мать и отец:

    1. Предоставить ребенку жилье такой же площади или больше.
    2. Внести деньги от продажи квартиры на счет несовершеннолетнего в банке.

    Средства со счета нельзя будет потратить на личные нужды взрослых. Они могут быть направлены только на приобретение жилья для ребенка. И даже такое направление средств возможно с письменного разрешения опеки, пока ребенок не достигнет совершеннолетия.

    Продали квартиру - выделите ребенку равноценное жилье.

    Права несовершеннолетних при наследовании

    Еще один вид отчуждения имущества несовершеннолетнего - отказ от наследства. Казалось бы, это невыгодно ни ребенку, ни его родителям.

    Однако не всегда наследники получают только квартиры, машины и деньги. Иногда вместе с собственностью к ним переходят довольно внушительные долги погибшего родственника.

    На этот случай существует ст. 1175 ГК РФ. Она гласит - размер перешедших по наследству обязательств не может превышать стоимости наследуемого имущества. Если долг умершего значительный и превышает размер получаемого наследства, то лучше от него отказаться.

    С квартирой можно унаследовать и долги, поэтому ребенок вправе отказаться от наследства.

    Иногда юный наследник может получить от умершего родственника ипотечную квартиру. Однако вместе с ней на него переходят долговые обязательства перед банком, которые несовершеннолетний исполнять не может в силу возраста.

    Получается, ежемесячные платежи должны гасить его родители. Не для всех семей это посильная ноша. В этом случае взрослые могут принять решение об отказе от наследства ребенка.

    Решили за ребенка отказаться от наследства - получите согласие органов опеки.

    Права несовершеннолетних собственников долевого жилья

    Если ребенок является одним из собственников квартиры, находящейся в долевой собственности, он имеет преимущественное право покупки доли.

    Это значит, что если один из владельцев решит продать свою часть, сначала он должен предложить купить ее остальным собственникам. Только если никто из них не согласится, доля может быть продана другому лицу.

    Отказаться от покупки доли квартиры за ребенка можно с согласия опеки и родителей.

    Участники долевой собственности в этом случае должны подписать отказ от преимущественного права покупки. Если такой документ требуется от несовершеннолетнего владельца, необходимо согласие органа опеки и одного из родителей.

    Согласно сложившейся практике, органы опеки и попечительства разрешают подписать отказ от покупки доли от имени ребенка только в тех случаях, когда родители не имеют реальной финансовой возможности на ее приобретение.

    С момента рождения ребенка детей родители или один из них обязаны зарегистрировать его по своему месту жительства, потому что согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства детей до 14 лет является место жительство их законных представителей. Для вселения несовершеннолетних детей к их родителям не требуется согласия иных проживающих в жилом помещении лиц. Отделы вселения и регистрационного учета не вправе обязывать родителей получить согласие на вселение детей бабушек, дедушек, теть и дядь.

    Несовершеннолетние имеют право на участие в приватизации занимаемых их семьей жилых помещений, причем приватизация жилья, где живут дети от 14 до 18 лет, осуществляется только с их письменного согласия. Кроме того, следует помнить, что дети, участвовавшие в приватизации жилья, после достижения ими совершеннолетия сохраняют право на участие в бесплатной приватизации еще один раз.

    Для совершения сделок с приватизированным жильем, в котором проживают несовершеннолетние, требуется согласие органов опеки и попечительства. Такое согласие требуется и тогда, когда дети в жилом помещении не проживают, но сохраняют право пользования им, а также, если они при приватизации имели право на участие в ней.

    Рассматривая споры о признании права на жилое помещение, суды руководствуются нормами действующего законодательства и учитывают интересы несовершеннолетних детей, если они являются участниками спорных правоотношений.

    Жилищные права детей после развода родителей

    Жилищные права детей после расторжения родителей не могут измениться или ухудшиться. Несовершеннолетние, зарегистрированные в квартире одного из родителей, не могут быть сняты с учета без согласия другого родителя. Если родители или один из них не соглашаются с тем, что их ребенок утратил право пользования жильем, а, следовательно, должен быть выписан из жилого помещения, то признать утратившим право пользования жилым помещением за несовершеннолетним можно только на основании решения суда. Данная категория гражданских дел в Санкт-Петербурге не имеет однообразной судебной практики.

    Если квартира находиться в собственности родителей, и после расторжения брака произошел раздел квартиры, то в силу статьи 60 Семейного кодекса РФ, детям жилое помещение или часть его не может быть предана в собственность, т.к. они не имеют право на имущество своих родителей и наоборот. Однако дети сохраняют право пользования жилым помещением.

    Юрист по семейным делам, работает более 17 лет в области семейного права, опыт работы в органах опеки и попечительства более 10 лет