Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Международно-правовые нормы и их классификация. Международное право

    Международно-правовые нормы и их классификация. Международное право

    Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

    Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

    При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

    К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

    Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

    1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.

    5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

    6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

    Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

    Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

    Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

    В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

    Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

    Кодификация международного права

    Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

    Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

    в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

    Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .

    При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .

    Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

    Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

    Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

    Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).

    Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

    Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.

    Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".

    Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

    Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).

    Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений . На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

    Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

    «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

    По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

    Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

    Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

    Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства .

    Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

    По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

    Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН , нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза , соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

    Реализация международно-правовых норм

    Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория , имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

    При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов .

    Юридические факты в международном праве — это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

    В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

    Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.

    В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.

    Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

    По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 ).

    По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения — состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

    По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).

    Институт международного права представляет собой особую структуру. Его акты обеспечивают регулирование отношение государств в целях сохранения сотрудничества и мира. Далее рассмотрим принципы и нормы международного права.

    Общие сведения

    Система международного права представлена как комплекс юридических актов, отличающихся упорядоченным разделением на сравнительно самостоятельные части (подотрасли, отрасли и прочее) и одновременно единством. В качестве материального структурообразующего фактора выступает сфера взаимодействий стран мира. Именно ее и обслуживает система международного права. Морально-политические и юридические факторы формирования представлены в качестве основ и целей структуры.

    Источники международного права

    Это форма, в которой выражено обязательное в юридическом смысле правило поведения сторон отношений. Она придает качество нормы права. К примеру, формой является Конституция, подзаконный акт (распоряжение, постановление, указ компетентного госоргана и прочее), Закон (Федеральный, Конституционный) и так далее. Само определение "источники права" принято использовать в двух значениях: формальном и материальном. В последнем случае речь идет об условиях общественной жизни. К формальным (они больше всего интересуют юристов) относят формы, в которых выражены правовые нормы. Только они выступают в качестве юридической категории. Они включены в состав предмета изучения соответствующих дисциплин, международного права в том числе.

    Перечень

    Список, в котором перечислены источники международного права, достаточно неясен. Исчерпывающий перечень в юридических документах на сегодня отсутствует. Существует только примерный список, которым пользуются специалисты и ученые в настоящее время. Он содержится в 38 статье Постановления Международного Суда Организации ОН. В ней указано, что орган обязан решать споры, переданные ему, и применять:

    • Конвенции. Международные (общие и специальные) акты такого рода устанавливают особые правила, которые определенно признаны спорящими странами.
    • Мировой обычай в качестве доказательства всеобщей практики.
    • Общие правовые принципы, которые признаны цивилизованными государствами.
    • Доктрины и судебные решения наиболее квалифицированных юристов различных наций.

    Последний пункт применяется с оговоркой, которая указана в 59 статье. Данные доктрины и решения выступают в качестве вспомогательного средства при определении нормы права. К общим мировым конвенциям относят договоры, в которых могут либо уже участвуют все страны. В них отражены нормы, являющиеся обязательными для международного сообщества.

    К специальным конвенциям относят соглашения, сторонами которых является ограниченное количество участников. Для них обязательными выступают положения данных договоров. В качестве обычая, составляющего международную правовую норму, может выступить такое правило, регулирующее поведение сторон отношений, которое сформировалось вследствие однородных повторяющихся действий. Оно имеет соответствующую юридическую силу. Повторение какого-либо действия предусматривает продолжительность его совершения. При этом современное международное право не устанавливает, какой именно период времени следует иметь в виду при формировании обычая.

    Международные правовые нормы

    Они представляют собой общеобязательные правила взаимодействий и деятельности стран или прочих сторон отношений. Для них, так же как и для прочих юридических элементов, характерно то, что, будучи общими элементами, они рассчитаны на неоднократное использование. Понятие международного права предусматривает их обеспечение в процессе реализации посредством соответствующих принудительных мер. Вместе с этим, данные правила, имеющие определенную юридическую силу, обладают рядом особенностей. Благодаря им все виды норм международного права формируют отдельную юридическую структуру. Среди особенностей выделяют:

    • Предмет регулирования. Он представляет собой непосредственно взаимодействия стран и связанные с ними отношения иных субъектов.
    • Порядок формирования. В данном случае речь идет о согласовании позиций государств.
    • Форма закреплений. Она соответствует согласительному характеру сути правил поведения. В качестве формы может выступать обычай, договор, акт конференций или постановление организаций мирового уровня.
    • Обеспечение реализации. Осуществляется оно, как правило, самими странами, создающими нормы международного права или формирующими коллективные акты. Обеспечение реализации выполняется, в том числе, за счет образования органов и организаций мирового уровня. Особое значение при этом имеют меры, с помощью которых происходит добровольное применение норм международного права.

    Классификация по форме

    Выделяют различные виды норм международного права по тем или иным основаниям. По своей форме они разделены на закрепленные документально и существующие без фиксации в документе либо акте юридического типа. К первой категории относят правила, зафиксированные (оформленные словесно) и установленные в определенном положении. Сюда входят нормы, которые содержатся в договорах, актах организаций и конференций мирового масштаба. Первые исходят от стран-участников и распространяют свое действие на каждое государство, участвующее в отношениях. При этом обязанности и права по договору направлены как бы от одной страны к другой.

    Акты международных организаций (конференций), а также закрепленные в них возможности и требования, исходят от общего собрания (коллективного органа) государств. Свое действие при этом данные нормы распространяют отдельно на каждую страну-участницу. Воплощенная в этих актах воля государств, более чем в договорных, теряет свою персонифицированность. Сами правовые документы, и переговорно-договорной процесс соответствуют современному характеру межгосударственных отношений наилучшим образом.

    Незакрепленные положения признаются обязательными (подтверждаются), формируются практикой и в ней же используются. Они считаются обычными нормами международного права. Свое словесное выражение они получают в решениях арбитражных, судебных и прочих органов соответствующей юрисдикции, в нотах и заявлениях государств, резолюциях мировых организаций. При кодификации они становятся договорными. Если же к кодифицирующему договору присоединилась только часть участников, то одна норма для одних стран может являться договорной, а для других остаться обычной.

    В качестве примера могут выступать положения Венской конвенции по поводу дипломатических отношений 1961 года. Также может иметь место и другая ситуация. Документально зафиксированная норма признается как обязательная не в виде явно выраженного согласия на это, а с помощью практических действий, то есть простым путем. Например, это может быть осуществление деятельности на основании положений мировых организаций либо конференций, которые были приняты как акты-рекомендации.

    Классификация в соответствии с предметом регулирования

    • Относительно заключения, исполнения и реализации договоров мирового масштаба.
    • Определяющие юридический статус космического пространства, находящихся в нем тел (Луны и прочих).
    • Относительно обеспечения мира и безопасности на Земле.

    Разделение по территориальной сфере

    В эту категорию входят локальные и универсальные виды норм международного права. К последним, в свою очередь, относят положения, регулирующие отношения, в которых объект представляет общий интерес. Их признает большинство участников или все субъекты международного права. Универсальные положения составляют основу структуры, регулируют важнейшие области мировых отношений. В частности, к ним относят международное право прав человека, жертв войн и прочие. Зафиксированы они в Венской конвенции по дипломатическим отношениям, Уставе ООН и прочих договорах.

    Среди универсальных на особом месте находятся императивные нормы. В соответствии с 53 статьей Венской конвенции они признаются как неоспоримые. Их обязаны соблюдать все субъекты международного права. Отклонение от этих правил недопустимо. Изменение данных положений возможно только последующим актом, который носит тот же характер. Они регулируют международное право прав человека, безопасности мирного населения и прочее. В случае возникновения нового положения существующие договоры, которые ему противоречат, признаются недействительными. Они утрачивают свою силу, и их действие прекращается.

    Универсальные нормы запрещают применение угрозы силой, предусматривают мирное разрешение конфликтных ситуаций, невмешательство во внутренние дела стран, добросовестное исполнение обязательств государств друг перед другом.

    Локальные положения

    К ним относят нормы, которые регулируют взаимодействия в рамках конкретной группы стран, между двумя (несколькими) государствами. Таким образом, объект отношений представляет интерес, главным образом, для конкретных участников. Действие локальных международных правовых норм распространяется на многосторонние и двусторонние взаимодействия. Они не обладают характером всеобщности. В свою очередь, локальные нормы классифицируются на нерегиональные и региональные. Первые связывают несколько стран, располагающихся в различных географических районах.

    Региональные нормы регулируют взаимодействие государств, которые находятся в одном районе. Локальные положения позволяют учитывать специфические интересы стран, местные особенности и условия. При этом становится очевидной их взаимосвязь с универсальными правилами. Взаимодействие в данном случае проявляется в том, что их можно использовать для конкретизации сути норм, имеющих более общий характер, а также обеспечения результативности их действия. Некоторые локальные положения имеют в некотором роде универсальный эффект. К таким, например, можно отнести нормы договора между США и СССР по поводу ликвидации ракет малой, средней дальности, заключенного в 1987 году, ограничении и сокращении наступательных стратегических вооружений (1991, 1993 гг.).

    Функциональное назначение

    В зависимости от этого различают обеспечительные (охранительные) и регулятивные международные правовые нормы. Последними устанавливаются конкретные возможности и обязательства участников отношений. К примеру, члены ОБСЕ должны уведомлять о проведении военных учений и приглашать наблюдателей на них. К правам относят возможность государств обмениваться своими дипломатическими представительствами. К обеспечительным (охранительным) нормам относят положения, которые призваны гарантировать реализацию регулятивных правил. Они зафиксированы в 41 и 42 статьях Устава ООН о принудительных мерах, используемых по решению СБ.

    Прочие категории

    В зависимости от характера прав и обязанностей субъектов отношений выделяют положения:

    • Запрещающие. Они предписывают воздерживаться от действий, которые признаются противоправными. К таким, например, относят производство биологического оружия.
    • Обязывающие. Они фиксируют требования. К примеру, государства должны оповещать о ядерной аварии.
    • Управомочивающие. К ним, например, относят признание возможностей каждого государства исследовать и использовать космическое пространство.

    Понятие международного права, как и общего, предполагает наличие императивных и диспозитивных положений. Первые содержат категорические предписания. К ним относят договорные обязательства о нераспространении ядерного вооружения, сотрудничестве при борьбе с правонарушениями международного характера. Диспозитивные положения используются при отсутствии прочих договоренностей в соглашении.

    Примером может служить норма 15 статьи Конвенции Организации ОН по морскому праву, регулирующей прохождение срединной линии в процессе делимитации территориальной морской акватории, в случае, когда соглашение между странами не предусматривает иного. Кроме этого, используется разделение на нормы, устанавливающие обязанности и права, – материальные. Регламентируют аспекты их реализации процедурные положения. К последним, например, относят порядок функционирования международных организаций, согласительных комиссий, судебных инстанций.

    МЧП

    Специфичной сферой считается международное частное право. В отношениях, которые оно регулирует, присутствует иностранный элемент и используются коллизионные положения. Нормы международного частного права представляют собой комплекс актов внутригосударственного законодательства, договоров и обычаев мирового уровня. Они регулируют трудовые, гражданские и прочие отношения, осложненные наличием иностранного элемента. В качестве источника частного международного права выступает не только государственное законодательство, но и арбитражная и прочая процессуальная практика. Отношения, которые регулируют положения, выходят за рамки одной страны и взаимосвязаны с юридическими структурами других государств.

    Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения субъектов международных отношений. Вместе с тем, норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Из содержания международно-правовой нормы, субъект международного права может судить о своем возможном и должном поведении, о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Поэтому в международно-правовой доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой положение, изложенное в виде постановления, международного договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

    В международно-правовой доктрине и практики используется термин «мягкое право» для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом – о неправовых международных нормах.

    В первом случае имеются в виду такие нормы, которые в отличие от «твердого права», не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры» и так далее.

    Ко второму виду норм «мягкого права» относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

    В международно-правовой доктрине делалось немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм:

    · по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные;

    · по юридической силе – императивные, диспозитивные;

    · по функциям в системе – материальные, процессуальные;

    · по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

    Некоторые нормы международного права в доктрине называют нормами-принципами . Это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.

    Из ряда принципов выделяются основные принципы (jus cogens) международного права , составляющие фундамент международного правопорядка. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Такие нормы должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. Например, к основным относят принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и другие.

    Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права». В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права». Главными отличительными признаками универсальных норм является их глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом – это действительно всеобщие международные нормы.

    Партикулярными нормами в международно-правовой доктрине принято называть региональные или локальные нормы. Установлена иерархия между универсальными и партикулярными нормами, касающимися одних и тех же вопросов – партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.

    В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз. Поэтому региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов в конкретном регионе.

    Локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев – на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

    Императивные нормы – нормы обязательного предписания. Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

    Диспозитивные нормы – это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

    Материальная норма представляет собой правило по поводу участия субъектов международного права при использовании международных объектов, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Основная особенность материальных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования.

    Процессуальные нормы – это нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором – только последний. Потребность в повышении эффективности международного права побудила государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

    По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах или актах, и др.

    Предыдущая

    Нормы международного права можно классифицировать по следующим критериям:

    1) по сфере действия - универсальные, региональные и партикулярные. Универсальные нормы действуют в глобальных масштабах и имеют общеобязательную силу. Основной формой выражения этих норм являются международные обычаи. Примерами универсальных норм основные общепризнанные принципы международного права, положения таких универсальных многосторонних договоров, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 p., Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и др.. Региональные нормы регулируют

    отношения в пределах определенного географического региона между государствами, расположенными в нем. Партикулярные нормы регулируют отношения государств независимо от географического региона. В большинстве случаев они содержатся в двусторонних соглашениях;

    2) по юридической силе - императивные и диспозитивные. Императивные нормы регулируют важнейшие международные отношения, касающиеся всеобщих интересов. Они во многом определяют характер всего международного права. Нарушения императивной нормы причиняет вред всему мировому сообществу. Характерная особенность императивных норм заключается также в том, что они являются определенным критериям юридическую силу других норм международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер ». Эта же статья объявляет ничтожным международный договор, «если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права ». Примерами таких норм являются принципы современного международного права: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, решения международных споров мирными средствами и др..

    Диспозитивные нормы закрепляют право сторон отступить от их содержания и выбрать другой вариант поведения, который самой нормой прямо не предусмотрен. В случае если стороны не выбрали этот другой вариант поведения, они обязаны строго придерживаться предписаний диспозитивной нормы. За ее нарушение стороны несут международно-правовую ответственность;

    3) по функциям в системе международного права - материальные и процессуальные. Материальные нормы определяют конкретные права и обязанности сторон в отношении определенного объекта международно-правового регулирования. Процессуальные нормы устанавливают порядок создания и реализации материальных норм

    (Правила процедуры международных конференций и организаций, процедуры разрешения международных споров и др.).;

    4) по способу создания и форме выражения - нормы обычные, договорные и те, содержащихся в решениях международных организаций, имеющих нормативные свойства;

    5) по способу регулирования - обязательственные, уповноважувальни, запретительные и отсылочные. Обязательственные нормы закрепляют обязанности участников конкретных международных правоотношений. Уповноважувальни нормы устанавливают определенные права взаимодействующих участников международных отношений. Запрещающие нормы содержат запреты на осуществление определенных действий или на воздержание от них. Отсылочные нормы обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормативных актах. Отсылочная норма может отправлять и к неправовым актов (например, в рекомендательной резолюции международной организации). В этом случае соответствующее положение неправового акта для регулирования этого правоотношения наделяется юридической силой;

    6) по времени действия - срочные и бессрочные. Существование срочных норм определяется или четкими временными рамками, или зависимости от наступления или ненаступления каких-либо юридических фактов. Бессрочные нормы характерные для мирных договоров о дружбе и сотрудничестве, уставов международных межправительственных организаций. Все императивные нормы также являются бессрочными.