Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Структура органов исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти Указ о структуре исполнительной власти

    Структура органов исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти Указ о структуре исполнительной власти

    Власти в большинстве стран мира, где устоялось федеративное административно-территориальное устройство, определяется конституцией, и потому не зависит от результатов парламентских и президентских выборов. Подобная независимость достигается в основном за счет того, что на законодательном уровне разделены функции государственной бюрократии (система министерского или федерального контроля) и, собственно говоря, которое и меняется в зависимости от результатов выборов. При этом под федеральными подразумеваются министерства, которым переданы функции определения принципов политики в той или иной области экономики, контрольные и мониторинговые функции, а также полномочия по проведению аналитических и Проще говоря, речь идет о структуре федерального правительства, политике той партии, программа которой победила на текущих парламентских и/или президентских выборах.

    Структура федеральных органов исполнительной власти РФ определяется несколько иными принципами. Во-первых, учитывая, что Россия является президентской республикой, структура политического господства зависима от результатов выборов главы государства и может меняться в зависимости от целей и задач проводимой им политики. Понятно, что сами не являются константой и могут корректироваться как на протяжении всего избирательного цикла (президентские, парламентские выборы), так и в зависимости от внутриполитической ситуации. Причем система бюрократического управления - это одна из ключевых составляющих политики. Во-вторых, сама структура федеральных органов исполнительной власти включает в себя как министерства и ведомства (федеральное правительство), так и их представительства на местах (региональные управления), а также совокупность и фирм, реализующих государственные контракты и подчиненных «своему» министерству. Такая сложная система сохранилась еще с советских времен и практически не менялась в последние 20 лет.

    Современная структура федеральных органов исполнительной власти в общих чертах определена двумя документами - соответствующими указами президента РФ от 22.08.1998 г. и от 16.10.2001 г. Предложенную модель политической власти можно оценить как иерархическую:

    • Федеральное правительство, включающее в себя 24 министерства;
    • Министерства (как отдельные политико-административные структуры);
    • Государственные комитеты (всего 10, располагают министерскими полномочиями);
    • Федеральные комиссии (3 структурные единицы, служат своеобразной «связкой» между Правительством и Парламентом);
    • федеральные службы (15 автономных структур, формально не включенных в состав Правительства, но имеющие полномочия министерств);
    • национальные агентства (9 структурных единиц, отвечающих за развитие стратегических программ);
    • Федеральные структуры (подотчетные Президенту РФ). Речь идет о так называемом «силовом» блоке Правительства - МВД, ФСБ, Минобороны и пр. Иными словами, структура федеральных органов исполнительной власти предполагает наличие президентского блока, куда входит 16 министерств и ведомств. Однако, учитывая, что персональный состав правительства не зависит от результатов парламентских выборов и назначается указами главы государств, действующая модель государственной власти де-факто полностью подчинена Президенту РФ.

    При этом интересно, что полномочия местного самоуправления регулируются соответствующим законом, но четко не определены, хотя административно соподчинены областным (республиканским) структурам. В связи с этим некоторые аналитики вынуждены говорить о региональных администрациях или местных органах власти, финансово и политически зависимых от федерального центра.

    В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

    Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

    Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

    Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

    Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

    Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом.

    1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ и подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба); Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

    2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи; Министерство информационных технологий и связи РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство образования и науки РФ и подведомственные ему Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию; Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию; Министерство промышленности и энергетики РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике; Министерство регионального развития РФ и подведомственное ему Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта; Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба); Министерство экономического развития и торговли РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

    3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.


    | |

    Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636
    "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

    С изменениями и дополнениями от:

    25 июня 2012 г., 19 марта, 29 июня, 25 июля, 31 августа, 27 сентября, 1 ноября 2013 г., 19, 31 марта, 12 мая, 8 сентября 2014 г., 31 марта, 15, 21 июля, 28 декабря 2015 г., 15 января, 2 февраля, 4, 5 апреля, 10, 19 октября, 23 ноября, 29 декабря 2016 г., 3 апреля 2017 г., 15 мая, 14 сентября 2018 г.

    В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановляю:

    Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

    Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

    Возложить координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации , Федерального фонда обязательного медицинского страхования - на Министерство здравоохранения Российской Федерации .

    4. Переименовать Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения .

    7. Образовать Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

    Информация об изменениях:

    14. Установить, что:

    дополнить позициями следующего содержания:

    21. Признать утратившими силу:

    пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 40, ст. 4717);

    пункты 1 и Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2290);

    подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2544);

    пункт 2 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1315 "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 37, ст. 4181);

    подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. N 1445 "Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 41, ст. 4653);

    Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2008 г. N 1476 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4788);

    пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст. 5768);

    подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6366);

    пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1883 "Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 95);

    подпункт "б" пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 11 сентября 2009 г. N 1033 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 37, ст. 4396);

    подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 1107 "Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст. 4731);

    пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 4, ст. 369);

    пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1057);

    пункт 9 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 589 "Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 20, ст. 2435);

    подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 г. N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3445);

    подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 1060 "О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4528);

    подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 г. N 1074 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4533);

    подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 "О единой национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст. 709);

    подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 155 "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 938);

    пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1341);

    пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3155);

    пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 17 января 2012 г. N 79 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 470).

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль

    Утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

    Минздравсоцразвития России преобразовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты РФ. Определены полномочия новых органов. Так, координация деятельности ПФР и ФСС России возложена на Министерство труда и социальной защиты России, а ФФОМС - на Министерство здравоохранения РФ.

    ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    О СТРУКТУРЕ
    ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановляю:

    3. Преобразовать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

    Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

    Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

    Возложить координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования - на Министерство здравоохранения Российской Федерации.

    4. Переименовать Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

    5. Передать Федеральной службе по труду и занятости функции по надзору в сфере социальной защиты населения.

    6. Установить, что в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство, в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Федеральная служба по труду и занятости.

    7. Образовать Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

    Абзац утратил силу с 19 марта 2014 года. - Указ Президента РФ от 19.03.2014 N 154 .

    Установить, что Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие функции на территории Дальневосточного федерального округа: координирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда, участков недр и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации); контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    8. Образовать Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, передав ему функции Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

    Абзацы второй - третий утратили силу с 1 ноября 2013 года. - .

    9. Утратил силу с 1 ноября 2013 года. - Указ Президента РФ от 01.11.2013 N 819 .

    10. Преобразовать Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации, передав его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профессиональных возможностей Министерству образования и науки Российской Федерации, а функции по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации - Министерству культуры Российской Федерации.

    11. Утратил силу с 14 сентября 2018 года. - Указ Президента РФ от 14.09.2018 N 514 .

    12. Передать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами.

    Установить, что Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

    13. Установить, что:

    Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации;

    Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    14. Установить, что:

    руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации;

    руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

    14.1. Установить, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

    15. Установить, что федеральные министры вправе:

    давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания;

    приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

    16. Установить, что на заместителя федерального министра могут одновременно возлагаться функции руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства, подведомственных соответствующему министерству, если это предусмотрено актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    18. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

    19. Правительству Российской Федерации:

    обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

    определить численность федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

    уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

    определить федеральные органы исполнительной власти, которые обязаны принять не переданные в установленный срок обязательства и имущество преобразуемых федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом;

    представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

    привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

    Конституция РФ определяет, что в стране существует три вида или ветви государственной власти. Это законодательная, судебная и исполнительная власть. Функции органов исполнительной власти, конечно же, отличаются от функций других органов. Сами эти органы могут быть систематизированы на некоторое количество видов.

    Понятие и признаки

    Орган государственного управления в толковании функционирующего в настоящее время права Российской Федерации ничем не отличается от термина и понятия органа исполнительной власти. То есть эти определения являются идентичными и взаимозаменяемыми при установлении административного правового статуса определенных органов.

    По сути организация, являющаяся неотъемлемой составляющей огромного государственного аппарата, которая, к тому же, имеет собственную структуру и компетенцию, считается органом государственной власти. Кроме перечисленного, такая организация обладает определенным территориальным масштабом своей деятельности, а ее формирование и создание происходит в соответствии с законами страны. Исполнительные органы создаются для осуществления ежедневного и постоянного руководства практически всеми областями жизни общества. К этим сферам относятся: административно-политическая, экономическая и другие. Также подобная организация может выступать от имени государства.

    Правовой статус

    С точки зрения правового статуса органы исполнительной власти области, республики, других субъектов, а также федеральные, являются юридическими лицами. Они обладают определенными правами и обязанностями, то есть гражданской правоспособностью. Они юридически самостоятельны.

    Единство системы

    Взаимодействие органов исполнительной власти друг с другом, на любом уровне независимо от иерархии является одной из важных характеристик единства этой системы. Статья 77 Конституции РФ говорит, что единую исполнительную власть в нашем государстве представляют федеральные органы исполнительной власти и организации этой же власти, принадлежащие субъектам федерации. Именно благодаря высшему закону страны — Конституции — обеспечивается это единство. Также непосредственное огромное влияние на это оказывают такие факторы, как обязательность указов президента, постановлений и прочих нормативных документов, каковые издает высший орган исполнительной власти. Последним в нашей стране является Правительство. Конституционный суд способен давать надлежащую оценку выдвигаемым исполнительными органами актам на соответствие Конституции. Федеральные суды, в свою очередь, могут квалифицировать действия федеральных исполнительных органов на соответствие законам. Прокуратура исполняет контроль законности мероприятий исполнительных органов, к которым причисляются и местные органы исполнительной власти.

    Иерархическое деление

    Исполнительные органы государственной власти могут подразделяться по так называемой иерархии в общей системе рассматриваемой ветви власти. На самом высшем уровне при таком делении будут находиться федеральные органы. К ним, в частности, можно отнести Правительство РФ, всевозможные министерства федерального уровня, например, МВД РФ, а также службы и агентства, полномочия которых распространяются на всю федерацию.

    Следующую ступень в системе захватывают исполнительные органы государственной власти всех государственных образований Российской Федерации. К этим можно отнести те органы, которые создаются непосредственно в определенной области, крае, республике, входящей в состав России, области или округа. Также к этой категории относят органы городов, имеющих республиканское значение. К таким городам в Российской Федерации причисляют Москву и Санкт-Петербург.

    Виды органов исполнительной власти по перечисленным критериям делятся по территории их государственных властных полномочий. Определение границ этих территорий при этом играет важнейшую роль, так как деятельность этих органов напрямую зависит от этой территории. Так, например, Министерство юстиции Республики Алтай является исполнительным органом только в этой республике, за ее пределами его властные полномочия уже не действуют. При этом органы федерального уровня имеют право выполнять собственные права на всей территории России. Помимо этого, они вправе учреждать собственные отделы, управления, не входящие в состав исполнительных органов субъекта федерации (территориальные органы). Вместе с тем, такие территориальные органы реализовывают собственное функционирование именно в субъекте федерации. Помимо этого, могут образовываться и территориально-региональные органы. Их сфера влияния распространяется на несколько субъектов. После этого, таким районам обычно даются соответствующие названия - военный округ, экономический район и т. п.

    Принцип федерализма

    Перечисленные виды органов исполнительной власти, если рассмотреть их с одной стороны, предполагают иерархическую подчиненность вышестоящих нижестоящим, но, с другой стороны, последние все же имеют определенную самостоятельность. Такая система полностью соответствует основополагающему принципу федерализма. Целостная система органов исполнительной власти в общем образуется за счет реализации этого и других принципов.

    Только лишь принимая данный принцип во внимание, необходимо создавать главные критерии распределения государственных властных полномочий как исполнительных органов государственных образований федерации, так и имеющих федеральный статус.

    Деление по субъекту

    Структура органов исполнительной власти подразделяется также по субъекту, который наделен правомочием создавать государственные органы. Здесь деление происходит на два вида. К первому относятся органы, формирование которых производится непосредственно самой Российской Федерацией. То есть, таким правом последняя наделена высшим законом страны - Конституцией. Соответственно, к данному виду будут относиться исключительно федеральные органы исполнительной власти, ну и, конечно, их территориальные органы.

    Другой вид органов по обсуждаемому делению возникает путем их формирования субъектами РФ. Эти субъекты наделены такими полномочиями не только Конституцией РФ, но и своими внутренними конституциями, другими нормативными актами.

    Двойное подчинение

    Следует отметить, что органы, которые сформированы в государственных формирования (субъектах), зачастую находятся в так называемом двойном подчинении. Они подчиняются и высшим исполнительным органам республики, края, области, а также и определенным органам федерального уровня и значения. К примеру, управление внутренних дел того или иного государственного формирования России будет подчиняться президенту этого субъекта федерации или главе администрации, но в то же время будет подчиненным и у МВД самой федерации.

    Способ создания

    Следующим делением исполнительных органов на виды можно признать деление по способу их формирования, создания, а также проводимой при этом процедуре. Исполнительные органы при таком подходе бывают двух видов.

    Первые - те, которые могут быть созданы главой государства, президентом, то есть верховным официальным лицом. К ним же можно отнести тех, которые формируют руководители и начальники администраций.

    Вторые - формируемые Законодательными собраниями страны. Руководители таких органов избираются и наделяются соответствующими полномочиями органами законодательной власти федерации.

    Организационно-правовая форма

    На несколько видов исполнительные органы могут делиться по собственной организационно-правовой форме. Так, подразделение происходит на следующие органы:

    • правительство;
    • мэрия;
    • федеральная служба;
    • агентство;
    • администрация;
    • министерство;
    • всевозможные отделы, управления, департаменты и тому подобное.

    Характер компетенции

    Виды органов исполнительной власти принято определять и по содержанию их деятельности.

    1. Исполнительные органы, осуществляющие управление на вверенной им территории основным количеством отраслей и сфер деятельности, принято считать органами общей компетенции. К деятельности таких органов можно причислить решение экономического, социального, культурного и других вопросов на определенной территории. То есть, названные органы могут проводить деятельность не конкретно по какому-то одному направлению, а в более широком смысле, охватывать все сферы управления. Одним из таких является высший орган исполнительной власти (Правительство РФ), вдобавок к таким причисляются правительства субъектов, руководители исполнительной власти государственных образований, президенты, губернаторы.

    2. Исполнительные органы так называемой отраслевой компетенции, реализующие свою деятельность путем управления теми отраслями и сферами, которые им непосредственно подчинены. Сферы для каждого такого органа при этом могут быть различны.

    3. Органы, осуществляющие координацию функционирования и работы отраслевых государственных органов по определенным вопросам, считаются имеющими межотраслевой характер компетенции. К ним относятся министерства, на которые возложены задачи по координации деятельности тех структурных подразделений, которые им подчинены. В основном это федеральные агентства и службы. Министерства, принадлежащие субъектам РФ, реализовывают собственную деятельность в какой-то конкретной сфере.

    4. Последними в этом виде деления являются органы, имеющие специальную компетенцию. К ним в основном причисляются федеральные органы исполнительной власти, занимающиеся всевозможными надзорными, разрешительными, регулятивными и тому подобными функциями в разнообразных сферах. Это федеральные агентства и службы.

    Органы, различающиеся по принятию решений

    По этому критерию система органов исполнительной власти может быть поделена на единоначальные и коллегиальные.

    Как следует из их названия, они различаются порядком принятия решений. Если первые могут устанавливать правовые акты путем принятия соответствующего решения одним лицом, то последние - только путем определенного совещания, собрания. Структура органов исполнительной власти значительно наполнена единоначальными органами. Такую классификацию имеют те, у которых руководящую роль занимает одно лицо (начальник или руководитель). В полномочия такого лица входит руководство не только самим органом, но и другими, нижестоящими. Руководитель принимает решения под свою ответственность, и эти правовые акты являются обязательными для всех его подчиненных. Но истины ради следует сказать о том, что такие решения руководитель все же принимает не только сам. На него влияют и коллегиальные органы, которые советуют ему то или иное действие.

    При классификации на виды органов исполнительной власти приходится понимать, что в отличие от единоначального органа коллегиальные принимают решение советом или собранием, то есть тут принимает участие некоторое количество человек. Обычно, к таким относятся различные комиссии, правительство, администрации и другие. В таких коллегиальных организациях все заключения обретают силу, если при голосовании будет набрано большинство голосов.

    Сотрудничество и отличие

    Взаимодействие с другими ветвями власти (судебной и законодательной) происходит методом воплощения различных советов, представительств, а также посредством обмена какими-либо данными и информацией. Точно так же они могут контактировать и с негосударственными организациями.

    Перечисленные органы считаются одним из видов государственных органов. Выступая от имени государства, они значительно отличаются по своей цели и деятельности от других организаций - как некоммерческих, так и коммерческих.