Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Преступления в экономической сфере. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономики

    Преступления в экономической сфере. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономики

    Современное российское уголовное законодательство представляет собой результат длительного процесса изменений в самой уголовно-правовой доктрине, а также в законодательстве и судебной практике. Эти преобразования диктовались, прежде всего, сложившимися условиями, в которых оказалась Россия в конце ХХ столетия (переход к новым социально-экономическим и политическим отношениям), потребностями наиболее эффективной защиты экономических отношений от преступных посягательств.

    В различные исторические периоды в силу объективных и субъективных причин, возникающих на определенных этапах развития экономики, в уголовном законодательстве происходили перемены, касающиеся как вопросов преступности, так и наказуемости за совершение общественно опасных деяний. По мнению Ф.М. Решетникова , практически любые новые явления в экономической жизни государства имеют своим следствием возникновение новых форм имущественных преступлений. Переход в экономике на новые рыночные отношения также потребовал адекватного реагирования в сфере уголовного законодательства, в том числе законодательства, регулирующего ответственность за преступления в сфере экономики и экономической деятельности .

    Итак, законодатель разделяет эти сферу и деятельность, используя при этом два вида отличных дефиниций.

    Выясним, что же в уголовном праве понимается под этими определениями.

    Преступления в сфере экономики - в уголовном праве РФ - вид преступлений, имеющих общий объект посягательства: имущественные и производственные отношения, экономические права граждан, юридических лиц, муниципальных и государственных образований, объединенных законодателем в разделе VIII УК РФ, который состоит из трех глав – подвидов преступлений в сфере экономики:

    Гл. 21 "Преступления против собственности" : кража, мошенничество, грабеж и др.;

    Гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" : незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и др.;

    Гл. 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»: Злоупотребление полномочиями ; Коммерческий подкуп и др.

    Проведенный анализ уголовного законодательства показал, что значительным изменениям подвергались нормы, направленные на противодействие преступным посягательствам в сфере экономической деятельности, так как ее охрана всегда занимала важное место среди задач, формулируемых уголовно-правовой доктриной. Это связано с переосмыслением роли уголовного права в охране сферы экономики в условиях переходного к рынку периода, а также обусловлено изменением принципов государственно-правового регулирования отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, так как уголовное право призвано противодействовать преимущественно новым, ранее неизвестным общественно опасным формам экономического поведения.

    Решая вопросы криминализации и декриминализации различных деяний в сфере экономической деятельности, законодатель при конструировании уголовно-правовых норм руководствовался следующими основными положениями:

    * максимально ограничить государственное вмешательство в экономическую деятельность;

    * создать нормативно-правовые гарантии защиты честного предпринимателя и обеспечить их реализацию;

    * создать систему мер по противодействию криминальному, недобросовестному предпринимательству, причиняющему вред интересам граждан (потребителей), интересам других субъектов экономической деятельности (монополизм, недобросовестная конкуренция, обман кредиторов и др.) или интересам государства;

    * определить государственные приоритеты в социально-экономической деятельности.

    Уголовно-правовые нормы о преступлениях в сфере экономической деятельности можно рассматривать в качестве преемников аналогичных норм УК РСФСР 1960 года главы VI о хозяйственных преступлениях.

    Результатом законодательного конструирования новой системы преступлений в сфере экономической деятельности явилось то, что ее образуют преимущественно неизвестные ранее отечественному уголовному законодательству составы преступлений.

    Преступления в сфере экономической деятельности являются разновидностью экономических преступлений, основным объектом которых выступают отношения экономического характера. Понятие экономических преступлений до сих пор весьма спорно и по нему нет единства. В юридической литературе экономические преступления определены, как "общественно опасные деяния, посягающие на экономику, как совокупность производственных (экономических) отношений и причиняющие ей материальный ущерб".

    Компротивистский анализ позволяет сделать вывод о практической невозможности четкого однозначного разграничения преступлений против собственности и так называемых экономических преступлений (хозяйственные по УК РСФСР 1960 г. и УК бывших союзных республик). Экономическими можно считать преступления, причиняющие вред экономическим отношениям, установленному порядку осуществления хозяйственной (коммерческой) деятельности. В этой связи в юридической литературе, особенно криминологической, даются различные определения экономическим преступлениям.

    Трудности в определении экономических преступлений также заключаются и в том , что почти все они причиняют вред отношениям собственности. И в то же время преступления против собственности, совершаемые в сфере производства, предпринимательской деятельности, торговли, оказания иных услуг, одновременно нарушают и нормальный уклад экономических отношений. В советско-российской правовой литературе родовой объект хозяйственных преступлений формулировался хотя и по-разному, но по существу все определения сводились к так называемым интересам развития народного хозяйства, или иначе, к порядку народного хозяйствования, обеспечивающего нормальное функционирование хозяйственной деятельности социалистической экономики.

    И даже в исследованиях последнего периода действия УК РСФСР родовым объектом этой группы преступлений называлось ведение и организация народного хозяйства. В рыночной экономике понятие нормальной хозяйственной деятельности означает следование законам и обычаям делового оборота в процессе предпринимательской деятельности. Главный же интерес предпринимательской деятельности заключается в систематическом получении прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ). Незаконное нарушение этого главного интереса и представляет собой экономическое правонарушение.

    Для уяснения современных уголовно-правовых норм в сфере экономической деятельности, определения их места в системе уголовного законодательства, представляется необходимым обратиться к имеющемуся историческому опыту в области уголовного права. Материалы исследования уголовного законодательства начала ХХ века показывают, что уже тогда большое значение придавалось систематизации преступлений. И.Я. Фойницкий в этой связи отмечал: "Имея своим предметом отдельные преступные деяния, различные как по важности их для общежития, так и по внутренней их природе, Особенная часть обнимает огромное их число. Правильное распределение их необходимо как для законодателя в видах облегчения судебной практики, возможно более верного применения уголовного закона, так и для науки права в видах уразумения истинного существа преступных деяний. Система распределения их называется классификациею преступных деяний" .

    В основу построения научной системы преступлений большинство дореволюционных российских юристов брали именно объект преступного посягательства, так как "классификация по объекту представляет интерес для Особенной части".

    Уголовный кодекс РСФСР 1922 года деяния, которые, как принято ныне считать, совершаются в сфере экономической деятельности, рассматривал либо как преступления против порядка управления , либо как хозяйственные или имущественные преступления.

    В статье 74 УК преступлением против порядка управления признавалось деяние, направленное к нарушению правильного функционирования подчиненных органов управления или народного хозяйства, сопряженное с сопротивлением или неповиновением законам Советской власти с препятствованием деятельности ее органов и иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти.

    Среди хозяйственных преступлений выделялись нормы о бесхозяйственном ведении лицами, стоящими во главе государственных учреждений или предприятий, порученного им дела, в результате чего не был выполнен производственный план или ухудшилось качество выпускаемых изделий или расточено имущество предприятий.

    К числу имущественных преступлений , наряду с различными случаями похищения имущества, его вымогательства и уничтожения, относились различные виды фальсификаций.

    Уголовный кодекс РСФСР 1926 года в основном сохранил подходы к решению вопросов об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, закрепленные в УК 1922 г. с учетом внесенных в него изменений.

    В уголовно-правовой литературе 20-х годов оживленно дискутировались проблемы ответственности за экономические преступления. Известный криминалист А.А. Пионтковский выделял преступления, объектом которых являются экономические отношения. Исходя из многоукладности российской экономики 20-х годов, ученый классифицировал преступления, нарушающие экономические отношения, по различию тех экономических укладов, на которые посягают соответствующие преступления.

    Он выделял, во-первых, составы преступлений, охватывающие посягательства лишь на определенные виды хозяйственных укладов:

    а) посягательство на социалистические элементы экономики (бесхозяйственность, расхищение государственного и общественного имущества, нарушение государственных монополий, контрабанда, посягательства на кредитную и денежную систему, нарушение правил об охране и эксплуатации природных богатств);

    б) составы преступлений, охватывающие посягательства на госкапиталистические элементы экономики (расточение арендатором переданных ему средств производства, неисполнение обязательств по договору, заключенному государственным или общественным учреждением или предприятием, злостное повышение цен на товары, ростовщичество, нарушение правил, регулирующих торговлю).

    Во-вторых, А.А. Пионтковский определял также составы преступлений, охватывающие посягательства на различные виды экономических укладов. Одновременно с этим он выделял преступления, посягающие на интересы трудящихся, работающих по найму у государства, общественных организаций или частных лиц.

    Оспаривая эту классификацию, профессор А.Н. Трайнин в системе экономических преступлений отмечал посягательства, направленные на противодействие хозяйственным и финансовым функциям власти, а также посягательства на интересы государства как хозяйствующего субъекта и посягательства на интересы трудящихся. Нарушения, связанные с противодействием хозяйственным функциям власти, он делил на:

    1) посягательства на установленный властью порядок производства торговли и промыслов (спекуляция, нарушение правил о торговле, нарушение правил о производстве некоторых промыслов);

    2) истребление и повреждение государственного и общественного имущества;

    3) особо для Союза ССР опасное противодействие хозяйственным функциям власти (нарушение положений о монополии внешней торговли, контрабанда).

    Противодействие финансовым функциям власти , по мнению автора, выражалось в налоговых деликтах, подделке денег, знаков оплаты, нарушении валютных правил. Что же касается посягательств на интересы государства как хозяйствующего субъекта, то к ним А.Н. Трайнин относил бесхозяйственность, расхищение и расточение государственного или общественного имущества, злонамеренное неисполнение договора.

    Уголовный кодекс РСФСР 1960 года создавался как кодекс социалистического государства, в котором не допускалось политического, идеологического и экономического плюрализма. В качестве приоритетных задач в нем определялись: охрана советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан, социалистического правопорядка от преступных посягательств. Одним из основных правоохраняемых объектов являлась система социалистического хозяйствования с главенством социалистической собственности, централизованным управлением экономикой на основе государственных плановых заданий, фактическим отсутствием конкуренции и административными способами решения хозяйственных проблем.

    В Уголовный кодекс 1960 года законодатель традиционно включал главу "Хозяйственные преступления". Кроме того, как и в предыдущих кодексах, ряд составов преступлений, посягающих на порядок осуществления экономической деятельности, был предусмотрен в главе "Государственные преступления" среди так называемых иных государственных преступлений.

    Анализируя составы хозяйственных преступлений по УК РСФСР 1960 года и по другим кодексам союзных республик, советские криминалисты достаточно единодушно утверждали, что родовым объектом хозяйственных преступлений является социалистическое хозяйство.


    Так, по мнению Т.Л. Сергеевой , родовым объектом таких преступлений являлась "система, строй, порядок социалистических общественных отношений, возникающих и существующих в процессе социалистического хозяйствования, то есть социалистический порядок ведения советского хозяйства" .

    Н.А. Беляев родовым объектом признавал "порядок хозяйствования, установленный Советским государством, обеспечивающий нормальное функционирование социалистического государства.

    Ю.И. Ляпунов считал, что: "хозяйственное преступление в той или иной мере посягает на определенную область хозяйственной деятельности Советского государства и, в конечном счете, причиняет ущерб социалистической системе хозяйства" .

    По заключению П.С. Тоболкина , родовым объектом хозяйственных преступлений являлись охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в сфере производства, распределения и обмена товаров, обеспечивающие динамичное и пропорциональное развитие общественного производства и повышение его интенсификации.

    Имеются и другие многочисленные высказывания ученых-юристов в отношении определения объекта хозяйственных преступлений как общественных отношений, складывающихся в системе социалистического хозяйствования.

    По мнению В.И. Тюнина , определить место деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности с позиции современного законодателя, совершенно невозможно без анализа системы преступлений как таковой, так как научные системы традиционно складывались и развивались под влиянием господствующих в обществе представлений общей теории государства и права и других наук мировоззренческого характера и практических шагов в законотворчестве.

    По мнению академика В.Н. Кудрявцева , "анализ норм Особенной части приводит к выводу, что вся их совокупность не может рассматриваться как завершенная логическая система, построенная по одним и тем же правилам. Так как уголовное законодательство создавалось на протяжении длительного исторического времени и неоднократно изменялось, система норм Особенной части представляет собой довольно пеструю картину. Есть нормы, увязанные между собой в четкую систему. Разграничение (а значит, и классифицирование) между ними можно провести с достаточной четкостью. Различия между другими нормами не являются столь очевидными. Некоторые же нормы относятся к так называемым пересекающимся классам, их признаки совпадают между собой так, что разграничение подчас становится невозможным" .

    При построении качественной и эффективной системы уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступлении в сфере экономической деятельности, необходимо определить саму систему этих преступлений, дать ее определение. Для этого целесообразно решить три основные задачи. Во-первых, необходимо определиться в том, что система норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности - это множество различных элементов (подсистем), в качестве которых выступает само преступление, которое в силу объективных и субъективных признаков является преступлением в сфере экономической деятельности. Во-вторых, сама уголовно-правовая норма, содержащая диспозицию и санкцию, чаще всего является бланкетной, поэтому существует неразрывная связь между нормами Общей и Особенной частей УК РФ и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в экономической и иной сферах. В-третьих, законодателю и правоприменителю следует принимать во внимание имеющуюся на настоящий момент научную информацию о названных элементах системы. В-четвертых, целесообразно определять системообразующие свойства или отношения, связывающие эти элементы в единую систему уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.

    Система преступлений в сфере экономической деятельности является сложной и специфичной, включает ряд подсистем, обладающих всеми признаками и свойствами самостоятельной системы. К примеру, системами второго порядка по отношению к системе преступлений в сфере экономической деятельности, если принять ее за систему первого порядка, являются система преступлений в налоговой сфере, построенная в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к системе. В свою очередь внутри каждой из названных подсистем или систем второго порядка можно выделить свои подсистемы.

    Система норм, об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности является упорядоченной, поскольку для нее существенен порядок расположения составляющих ее элементов: во-первых, среди общей системы норм о преступлениях в сфере экономической деятельности сформированы подинституты - нормы об ответственности за незаконную предпринимательскую, банковскую, налоговую, монополистическую деятельность; во-вторых, особенности конструирования имеют санкции - в большинстве это преступления небольшой и средней тяжести, при определении наказания в виде лишения свободы указываются только верхние границы наказания. При законодательной сдержанности употребления больших сроков лишения свободы наказание в виде штрафа представлено довольно широко как основной и дополнительный вид наказания с перспективой использования в качестве альтернативы лишению свободы.

    Проведенное исследование, касающееся места преступлений в сфере экономической деятельности в общей системе преступлений позволило сформулировать следующее определение: "Под системой преступлений в сфере экономической деятельности необходимо понимать логически определенный порядок расположения уголовно-правовых норм, направленных на охрану общественных отношений сферы экономической деятельности от противоправных посягательств".

    1 См.: Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М., 1978. - С.117.

    2 См.: Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. - М., 1972. - С. 11.

    3. См.: Садовский В.Н. Основание общей теории систем. - М., 1974. - С.23.

    4 См.: Сагатовский В.Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода // Философские науки. - 1976. - N 3. - С. 69.

    5 См.: Коновалова С.И. Система наказаний в российском уголовном праве: Дис... канд. юрид. наук. - Рн/Д, 1997. - С. 87.

    6 Баранов Ю. В. Декларация прав и свобод человека и гражданина России и уголовное право. Дис... канд. юрид. наук. - Казань, 1994. - С. 52.

    7 См.: Решетников Ф.М. Буржуазное уголовное право - орудие защиты частной собственности. - М., 1982. - С. 19.

    8 См.: Яцеленко Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. - М., 1996. - С. 142.

    9 См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Комментарий к УК РФ. - М., 1996. - С. 213.

    10 См.: Проблемы методологии системного исследования. - М., 1970. - С. 14.

    11 Медведев А.М. Экономические преступления: понятие и система // Государство и право. - 1992. - N 1. - С. 81.

    12 См., например: Курс советского уголовного права (часть Особенная): В 5 т. - Л., 1978. - Т. 4. - С. 3; Курс советского уголовного права: В 6 т. - М., 1971. - Т. 5. - С. 387; Леонтьев Б. М. Ответственность за хозяйственные преступления. - М., 1963. - С. 7; Некипелов П.Т. Хозяйственные преступления по советскому уголовному праву: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. - Киев, 1967. - С. 5, 81.

    13 См.: Головлев Ю.В. Ответственность за хозяйственные преступления в сфере торговли в условиях рыночной экономики: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1993. - С. 7, 12.

    14 Фойницкий А.Я. Курс уголовного права. Часть Особенная. Посягательства личные и имущественные. - СПб, 1912. - С. 2.

    15 Немировский Э.Я. Основные начала уголовного права. - Одесса, 1917. - С. 168.

    16 См.: Пионтковский А.А. Советское уголовное право. Особенная часть: В 6 т. - М.; Л., - 1928. - Т. 2. - С. 24 - 28.

    17 См.: Трайнин А.Н. Уголовное право. Часть Особенная. Преступления против государства и социального порядка. Преступления против государства и социального порядка. - М., 1927. - С. 126.

    18 См.: Там же. - С. 143 - 159.

    19 См.: Там же. - С. 286.

    20 См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. - СПб., 1999. - С. 23.

    21 Сергеева Т.Л. К вопросу об объекте преступлений против социалистического хозяйства // Советское государство и право. - 1961. - N 2. - С. 77.

    22 См.: Советское уголовное право. Часть Особенная / Под ред. М.Д. Шаргородского, Н.А. Беляева. - М., 1962. - С. 226; Курс советского уголовного права: В 5 т. - Л., 1978. - Т. 4. - С. 5.

    23 Уголовное право. Часть Особенная / Под ред. Н.И. Загородникова и В.Ф. Кириченко. - М., 1968. - С. 301.

    24 См.: Советское уголовное право. Часть Особенная / Отв. ред. М.И. Ковалев. - М., 1983. - С. 214.

    25 См.: например, Леонтьев Б.М. Ответственность за хозяйственные преступления. - М., 1963. - С. 5; Коржанский Н.И. Квалификация следователем хозяйственных преступлений. - Волгоград, 1984. - С. 3; Таций В.Я. Ответственность за хозяйственные преступления. Объект и система. - Харьков, 1984. - С. 10; Гельфер М.А. Хозяйственные преступления. - М., 1988. - С. 6; и др.

    26 См.: Тюнин В.И. Уголовное законодательство и экономическая деятельность (история и современность). - СПб., 2000. - С. 7.

    27 Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. - М., 2001. - С. 126 - 127.

    И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

    § 1. Криминологическая характеристика преступлений в сфере

    экономической деятельности

    Преступления в сфере экономической деятельности являются той частью корыстной преступности, которая непосредственно связана с экономическими отношениями общества. Эти преступления, получившие в статистических материалах название "преступления экономической направленности", посягают на собственность и другие экономические интересы государства, отдельных групп граждан (потребителей, партнеров, конкурентов), а также на порядок управления экономической деятельностью в целях извлечения наживы, зачастую в рамках и под прикрытием законной экономической деятельности.

    Начало разработки представления о преступности в сфере экономической деятельности, в рыночной экономике было положено в 40-е годы прошлого века американским криминологом Эдвином Сатерлендом, который ввел в научный оборот понятие "беловоротничковой преступности" как преступности, представляющей совокупность преступлений, совершаемых высокопоставленными в сфере бизнеса лицами в процессе профессиональной деятельности в интересах как юридических лиц, так и в своих собственных.

    Однако узость данного подхода, связанная с тем, что экономические преступления совершаются не только руководителями от имени и в интересах предприятия, но и другими лицами, неизбежно потребовала пересмотра такой трактовки понятия "беловоротничковой преступности".

    Тенденция к расширению этого понятия проявлялась в двух взаимосвязанных аспектах:

    расширение круга субъектов данных преступлений (к ним стали относить не только высших руководителей корпораций, но и других служащих, неизменным остался только признак совершения преступления в процессе профессиональной деятельности);

    расширение перечня преступлений, относимых к экономическим, включение в него таких деяний, как уклонение от уплаты налогов, компьютерные и другие преступления, причиняющие вред экономике государства или ее отдельным отраслям, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан.



    В связи с реформированием экономики России, появлением новых форм собственности, развитием рыночных отношений, интеграцией страны в мировую экономику в отечественной криминологии подход к пониманию преступности в сфере экономической деятельности сблизился с определением этого явления в странах с развитой рыночной экономикой.

    В современной криминологии под преступностью в сфере экономической деятельности (экономической преступностью) понимается совокупность корыстных преступлений экономической направленности, совершаемых в данной сфере на определенной территории за определенный период гражданами в процессе их профессиональной деятельности и посягающих на интересы участников экономических отношений, а также порядок управления экономикой.

    В настоящее время эта преступность приобретает все большую общественную опасность, поскольку именно сфера экономики испытывает сегодня настоящий "шквал атак" со стороны представителей криминала.

    В соответствии с действующим уголовным законодательством к преступлениям экономической направленности относятся прежде всего преступления, совершаемые непосредственно в сфере экономической деятельности (незаконное и ложное предпринимательство; незаконная банковская деятельность; незаконное получение кредита; легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем; фальшивомонетничество; контрабанда; фиктивное и преднамеренное банкротство; уклонение от уплаты налогов и сборов, таможенных платежей и др.), а также ряд иных преступлений, затрагивающих экономические интересы: часть преступлений против собственности (кража, мошенничество, присвоение и растрата); часть преступлений против интересов службы в коммерческих организациях (злоупотребление полномочиями, злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, коммерческий подкуп); часть преступлений против государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки).

    Как отмечалось выше, все эти преступления объединяют общность мотивации (корысть) и экономическая направленность, а также иные криминологические характеристики.

    К числу этих характеристик в первую очередь относится значительный объем преступности, высокие темпы ее роста. Согласно официальным данным в России ежегодно выявляется от 300 до 375 тыс. преступлений экономической направленности, что составляет около 15% всех регистрируемых в стране преступлений. К уголовной ответственности за совершение этих преступлений привлекаются более 130 тыс. человек. Анализ статистических данных за последние годы свидетельствует о высоких темпах роста экономической преступности. Так, с конца 90-х годов до настоящего времени она выросла в 1,7 раза, а ее среднегодовой прирост составил свыше 15%. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе преступлений экономической направленности составляет более 50%. В то же время динамика преступлений, выявляемых в сфере экономической деятельности, характеризуется неравномерностью. Количество регистрируемых преступлений постоянно меняется. Однако, как показывают криминологические исследования, эти данные все в меньшей степени отражают реальные масштабы преступности данного вида.

    Согласно многочисленным оценкам подобное положение обусловлено: во-первых, тем, что большинство преступлений в сфере экономической деятельности относится к группе высоколатентных; во-вторых, снижением уровня информированности правоохранительных органов о таких преступлениях и ослаблением деятельности, направленной на их выявление; в-третьих, тем, что экономическая преступность так или иначе затрагивает частный сектор, который любыми путями стремится не допустить к своей деятельности правоохранительные органы. Кроме того, большинство должностных корыстных злоупотреблений, опосредованно затрагивающих интересы общества, совершаемых элитой, близкими к ней кругами, не становится предметом уголовного преследования. Даже при самых явных формах противоправного корыстолюбия действует известное правило: если ты украл булку хлеба - пойдешь в тюрьму, а если железную дорогу - будешь сенатором.

    Значительные коррективы при этом вносят процессы криминализации и декриминализации противоправных деяний в экономике. Появляются новые специфические виды и формы преступной деятельности, требующие адаптации к ним правоохранительной системы, что приводит к временному снижению уровня регистрируемой преступности в рассматриваемой сфере.

    Вместе с тем реальные масштабы экономической преступности превратили ее в настоящее время в доминирующий фактор, который не только тормозит движение к рыночной экономике, но и может превратить страну в государство криминального типа.

    Экономическая преступность охватывает различные виды преступной деятельности, проявляющейся в разнообразных сферах, что находит отражение в ее структуре. Так, доля преступлений против собственности составляет свыше 25%; преступлений в сфере экономической деятельности - 12,5%; преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях - около 3,5%; преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - свыше 6%.

    Как показывает практика, небывалых масштабов достигли хищения в форме присвоения и растраты, взяточничество, фальшивомонетничество и контрабанда, незаконное предпринимательство и обман потребителей. Опасные организационные формы приобретает преступность в сфере обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Криминальное предпринимательство постепенно вытесняет честный бизнес во внешнеэкономической деятельности и на потребительском рынке.

    Экономические преступления носят все более изощренный характер, маскируются под прогрессивные формы рыночной деятельности. Приметой времени стали проникновение общеуголовной преступности в экономику и ее трансформация в экономическую организованную преступность, что неизбежно приводит к нарушению нормального экономического развития государства. По различным оценкам, организованные преступные формирования установили контроль над 40 тыс. различных организаций с разнообразными формами собственности. В их числе 1,5 тыс. предприятий государственного сектора, 4 тыс. акционерных обществ, около 600 банков.

    Криминологической особенностью данной преступности является также и постоянное расширение видов преступных посягательств в сфере экономики. Так, наряду с традиционными преступлениями широкое распространение получили такие новые виды экономических преступлений, как незаконное предпринимательство; легализация (отмывание) денежных средств; незаконные сделки с валютными ценностями и т.д.

    При всем многообразии форм и видов преступлений экономической направленности особо следует выделить их совершение в следующих сферах: финансово-кредитной, внешнеэкономической, потребительского рынка, в области сделок с недвижимостью, а также уплаты налогов и иных платежей. Ежегодно в стране регистрируется около 70 тыс. преступлений в финансово-кредитной сфере, более 9 тыс. - во внешнеэкономической деятельности, более 45 тыс. - на потребительском рынке, свыше 3,5 тыс. преступлений, связанных с приватизацией.

    Преступления в финансово-кредитной сфере занимают особое место в структуре экономической преступности вследствие аккумуляции в этой сфере колоссального количества денежных средств и из-за возможности получения преступниками за сравнительно короткий срок незаконной сверхприбыли. О высокой степени криминализации финансово-кредитной системы российской экономики и огромных масштабах причиняемого стране ущерба свидетельствуют данные Интерпола, согласно которым доходы организованной преступности в указанной сфере превышают доходы от иной преступной деятельности в целом, уступая лишь наркобизнесу. К основным формам экономической преступности в этой сфере относятся:

    контроль со стороны организованной преступности коммерческих банков;

    криминальные денежные расчеты;

    коррумпированность банковской и кредитно-денежной системы, особенно связанной с деятельностью чековых и других аукционов и инвестиционных фондов;

    бесконтрольное обналичивание денежных средств;

    фальшивомонетничество, в результате которого в оборот выпускаются фальшивые деньги, валюта, ценные бумаги, банковские документы;

    фиктивное и умышленное банкротство.

    Небывалых масштабов достигли хищения денежных средств по подложным платежным документам, незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов, утечка капиталов в зарубежные банки, валютные спекуляции на бирже, отмывание преступно нажитых средств.

    Активное проникновение криминальных структур в коммерческие предприятия (в том числе банки), массовые махинации с крупными денежными суммами крайне пагубно сказываются на состоянии экономики, приводят к тяжелым финансовым кризисам.

    Во внешнеэкономической деятельности наряду с присвоением валютной выручки и денежных средств, взяточничеством при лицензировании и квотировании получили распространение махинации при экспорте стратегически важного сырья и других природных ресурсов. Преступные сообщества с помощью незаконно полученных или поддельных лицензионных и таможенных документов для легального вывоза грузов за границу создают надежные условия для контрабанды. По мнению сотрудников правоохранительных органов, таким образом в массовом порядке вывозятся цветные и редкоземельные металлы в страны СНГ с последующим перемещением в государства дальнего зарубежья. Кроме того, каналом получения сверхприбыли является ввоз в Россию различных товаров контрабандным путем. По имеющимся данным, только из-за этого государственная казна недополучает в виде неуплаты от 35 до 50% таможенных пошлин.

    Сфера потребительского рынка характеризуется также резким обострением криминогенной обстановки. Как свидетельствует статистика, почти каждое пятое экономическое преступление связано с потребительским рынком. К таким преступлениям относятся в первую очередь недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное предпринимательство. Потребительский рынок, по оценкам сотрудников правоохранительных органов, сегодня полностью контролируется криминальными структурами, определяющими долю продаж, устанавливающими цены и собирающими "дань" как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право торговли.

    Возможность приобретения недвижимости и основных средств производства, переходящих в результате приватизации из государственного или муниципального владения в частное, обусловливает повышенный интерес преступных элементов к этой деятельности. Экономическая преступность, связанная с недвижимостью, особенно расцветает в период резких изменений ценности денег, когда капитал направляется к объектам, сохраняющим и даже увеличивающим свою ценность.

    Диапазон корыстных злоупотреблений в сфере сделок с недвижимостью достаточно широк. Это присвоение, мошенничество, взяточничество. Именно в этой сфере совершается наибольшее число злоупотреблений, связанных с переделом собственности. Существующая статистика - это лишь надводная часть айсберга. Реальную картину в сфере массовых нарушений в ходе приватизации представить достаточно сложно.

    Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой - явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.

    Несмотря на относительно небольшой удельный вес преступлений экономической направленности в общем числе зарегистрированных преступлений (около 15%), ущерб от их совершения многократно превышает совокупные материальные потери от общеуголовных преступлений и ежегодно достигает, по данным МВД России, более 60 млрд. рублей.

    При анализе экономической преступности необходимо учитывать особо высокий уровень ее латентности. Реальные масштабы этой скрытой преступности несопоставимы с количеством зарегистрированных преступлений. Большинство экономических преступлений по разным причинам не находит отражения в официальной статистике - уровень их латентности находится в пределах 70 - 95%. Результаты специальных исследований свидетельствуют, что вся зарегистрированная экономическая преступность составляет не более трети от ее общего фактического массива.

    В то же время уровень латентности преступлений экономической направленности существенно различается по отдельным ее видам. Например, сравнительно низкую латентность имеют преступления, связанные с изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, так как факты фальшивомонетничества выявляются в результате проведения проверок при расчете за товары либо при поступлении в кредитно-банковские учреждения.

    Наиболее латентными являются: незаконное предпринимательство; преступления, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, взяточничество.

    На значительной латентности преступлений в сфере экономической деятельности сказывается и пассивность населения. Так, выборочные исследования свидетельствуют, что около 80% опрошенных граждан ежегодно становятся потерпевшими от экономических преступлений, а 2,8% из них - два и более раза. Однако лишь каждый девятый потерпевший обратился в правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении его преступлении.

    Наиболее распространенными аргументами отказа граждан от обращения за помощью в правоохранительные органы стали:

    недоверие определенной части населения этим органам;

    нежелание иметь дело с их сотрудниками, так как бытует мнение, согласно которому сотрудники, получив заявление об экономическом преступлении, не станут заниматься розыском преступника;

    длительность процессуальной процедуры, которую необходимо пройти потерпевшему или свидетелю.

    Проблема латентности экономической преступности усугубляется и стремлением сотрудников правоохранительных органов искусственно улучшить показатели раскрываемости преступлений. С другой стороны, в ряде регионов страны на фоне низких показателей по борьбе с экономической преступностью отмечаются факты искусственного завышения количества выявленных преступлений экономической направленности путем необоснованной постановки на учет общеуголовных преступлений как экономических, регистрации одного длящегося преступления как ряда отдельных эпизодов преступной деятельности.

    Такая ситуация ведет к искажению статистической картины экономической преступности, затрудняет объективную оценку ее действительных масштабов, выработку адекватных управленческих решений, а в итоге и эффективное противодействие ей.

    Особая общественная опасность экономической преступности обусловливается как непосредственным ущербом, наносимым ею, так и тем, что совершение преступлений экономической направленности подрывает экономику страны, обеспечивает субъектам криминальных деяний достижение незаконного обогащения, как правило, средствами, которые не только не способствуют увеличению совокупного богатства в обществе (валового внутреннего продукта, национального дохода), но ведут к социально несправедливому его перераспределению. Другими словами, удовлетворение потребностей одних субъектов экономических отношений происходит за счет других субъектов этих отношений.

    В центре криминальных интересов оказались практически все источники получения сверхприбыли. Наиболее интенсивное развитие экономическая преступность получила в ресурсодобывающих регионах страны (Татарстан, Якутия, Тюменская и Оренбургская области), в крупных промышленных центрах (Урал, Иркутская область, города Красноярск, Нижний Новгород, Тольятти), в приграничных регионах и свободных экономических зонах (Краснодарский край, Ингушетия, Калининград, Владивосток), а также в финансовых центрах России (города Москва, Санкт-Петербург).

    Преступные посягательства оказывают значительное влияние на дестабилизацию банковской, внешнеэкономической, торговой деятельности, инвестиционный климат и производство.

    Деятельность преступников направлена на изготовление и сбыт поддельных денег, фиктивных векселей, на незаконное получение и использование государственных целевых кредитов, которые, как правило, связаны с получением в коммерческих банках безвозвратных кредитов и ссуд с использованием фиктивных организаций и структур.

    Следует также отметить, что преступность в сфере экономической деятельности наносит обществу не только больший материальный ущерб, чем общеуголовная преступность. Порой, в частности, в сфере потребительского рынка, возникает (или может возникнуть) серьезная угроза здоровью людей, а нередко - и самой их жизни. Так, смертность в результате отравлений суррогатами определяется цифрой в десятки тысяч человек. В основном это жертвы употребления фальсифицированных спиртных напитков. Ежегодно правоохранительными органами выявляется и ликвидируется около 1,5 тыс. подпольных производств по выпуску алкогольной продукции; из цехов и торговой сети изымается более 7 млн. бутылок винно-водочных изделий кустарного производства.

    Кроме того, преступность в сфере экономической деятельности разрушает доверие людей к настоящему деловому миру, к честным предпринимателям.

    Все указанные последствия имеют социальный смысл, поскольку связаны с нарушением прав граждан, которым в результате экономических преступлений наносится серьезный ущерб.

    Общественная опасность экономических преступлений неизмеримо возрастает в связи с их совершением организованными преступными формированиями и фактическим сращиванием экономической и общеуголовной преступности. В настоящее время, по данным статистики, ежегодно около 10 тыс. преступлений экономической направленности совершаются организованными группами или преступными сообществами. Как правило, этими формированиями совершаются наиболее опасные, наносящие огромный вред экономике страны в целом и отдельным предприятиям и гражданам, в частности, особенно сложные для раскрытия изощренные экономические преступления.

    Преступные группировки активно осуществляют свою деятельность в легальной экономике, осваивая наиболее прибыльные ее сферы: алюминиевую отрасль, нефте- и газодобычу и связанную с ней переработку и сбыт горюче-смазочных материалов, кредитно-финансовую сферу, производство и сбыт винно-водочной и табачной продукции, легковых автомобилей, аудио- и видеопродукции, сбыт угля, торговлю недвижимостью, добычу, переработку и сбыт ценных пород рыб и морепродуктов.

    Проникая в различные сферы экономики, преступные сообщества стремятся не только к установлению контроля за деятельностью конкретных предприятий, но и к созданию собственных структур, способных занять лидирующее положение в инфраструктуре отдельных отраслей производства.

    По данным МВД России, более четверти преступных сообществ (а в экономически развитых регионах - до половины) "отмывают" преступно нажитые капиталы через легальные коммерческие структуры путем приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций предприятий, вложения средств в различные виды бизнеса.

    Организованные преступные формирования быстро приспосабливаются к новым формам и методам различных видов предпринимательской деятельности. Они активно используют в преступных целях складывающуюся рыночную конъюнктуру, информационные технологии. Возрастает число преступлений, совершаемых в сфере высоких технологий, с использованием специальных познаний в сфере финансовой и экономической деятельности.

    Следствием растущих масштабов экономической преступности является рост нелегальных доходов, что на фоне нехватки бюджетных средств приводит к недопустимому разрыву между величиной доходов дельцов теневого бизнеса и работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превысили доходы 10% наименее обеспеченного населения более чем в 15 раз. Указанное обстоятельство приводит к нарастанию социальной напряженности в обществе и недоверию к государственным и властным институтам, расширению коррупции.

    Наиболее пораженными коррупционными процессами оказались структуры государственной власти и управления, связанные с экономикой, реформированием отношений собственности, проведением земельной реформы, рассмотрением и решением вопросов финансирования, выделения централизованных кредитов, осуществления банковских операций, лицензирования и квотирования, импорта и экспорта, распределения фондов, создания и регистрации предприятий малого и среднего бизнеса.

    Криминологическое значение для экономической преступности имеют и особенности личности соответствующего преступника.

    Лица, совершающие эти преступления, отличаются высокой социальной приспособленностью, хорошей ориентацией в социальных и правовых нормах. Данный тип личности преступника характеризуют корыстная мотивация, стремление к наживе, роскоши, утилитарность, прагматизм, гипертрофированное представление о роли денег: "деньги решают все", "что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги". Как правило, это мужчины и женщины, достигшие возраста 30 и более лет, имеющие высшее или среднее образование, работающие в государственных или частных экономических структурах.

    Вершина "дерева целей" этих лиц формируется в соответствии с так называемой дихотомией целей экономического преступника - в своей противоправной деятельности типичный экономический преступник стремится к укреплению либо завоеванию как прочного экономического положения (за счет максимизации прибыли), так и высоких статусных позиций в обществе. Достижение сверхприбыли обеспечивается им за счет неприемлемого для легальной хозяйственной системы поведения - прямого нарушения уголовного, гражданского, налогового, таможенного и иного законодательства либо ухода от исполнения юридических обязанностей в условиях нестабильности, пробельности и противоречивости законодательства.

    § 2. Основные причины и условия совершения преступлений

    в сфере экономической деятельности

    Экономические преобразования в 90-х годах прошлого века, происходившие без должного правового, организационного и социального обеспечения, показали ошибочность расчета политической власти на самодостаточность рыночных механизмов для преодоления криминальных процессов в экономике страны.

    1. Деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере:

    а) экономически и социально немотивированный радикализм и непоследовательность в осуществлении реформ;

    б) разрыв производственно-хозяйственных связей, падение производства и рост посредничества на пути товара от производителя к потребителю;

    в) сохранение действия криминогенных факторов, присущих административно-командным методам в руководстве экономикой;

    г) усиление дифференциации населения по уровню материального благосостояния;

    д) отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, правовой нигилизм и юридическая неграмотность в отправлении хозяйственных операций;

    е) целенаправленные действия преступного мира, преследующего в сфере экономики собственные корпоративные интересы.

    2. Отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; либерализация правового регулирования предпринимательской деятельности и смягчение ответственности за правонарушения в данной сфере; бессистемное принятие правовых актов применительно к отдельным элементам экономической системы, в связи с чем упомянутые акты не только не соотносятся друг с другом, но иногда носят противоречивый характер.

    3. Отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.

    4. Недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.

    5. Недостатки в деятельности правоохранительных органов, отставание организационно-управленческих мер реагирования на изменение криминогенной ситуации в сфере экономики.

    На развитие экономической преступности существенное влияние оказало также то, что была сознательно допущена возможность использования криминально добытых средств в качестве одного из важных факторов ресурсного обеспечения экономических реформ. При этом во внимание не принималось, что капиталы, сформировавшиеся вне рамок действия законодательства и государственного контроля, даже после экономической амнистии и легализации имеют тенденцию "к уходу в тень".

    Экономическая преступность во многом обусловлена возникновением именно "теневой" экономики и представляет собой ее форму, часть. "Теневая" экономика выступает важнейшим условием возникновения криминологически значимых дефектов экономической и правовой психологии людей.

    Уже экономические преобразования начала 60-х годов прошлого столетия, не воплотившись в жизнь, способствовали разбалансированию и без того неустойчивой системы экономики. Осуществление крупномасштабных, но недостаточно обоснованных проектов освоения целинных земель и создания искусственных морей, резкое ослабление и без того слабого частного сектора на селе и многое другое породили целую серию негативных явлений в жизни общества. Приписки становились нормой в производстве, начался интенсивный отток в города сельского населения, часть которого превращалась в люмпенов и пополняла ряды бродяг, снижалась производительность труда во многих ведущих отраслях, увеличился дефицит товаров. Все это привело к росту количества хищений государственного имущества. Уже к середине 70-х годов специалистам были известны около 200 способов завладения государственной собственностью. Устойчивая дестабилизация в экономике, дефицит товаров народного потребления и продуктов питания закономерно приводили к созданию "теневого" рынка товаров и услуг. Появились подпольные цеха и даже фабрики по производству дефицитных товаров. Таким образом, параллельно официальной экономике создавалась и укреплялась скрытая от глаз "теневая" экономика.

    В настоящее время, как показывают результаты криминологических исследований, "теневая" экономика расслоилась. Значительная часть "теневиков" перешла в сферу легального бизнеса, остальные специализируются на нелегальных формах (наркобизнесе, торговле оружием и т.п.). Сращивание "теневой" и легальной экономики порождает криминализацию всей экономической системы страны.

    Анализ сегодняшней экономической ситуации свидетельствует, что говорить о начале стабилизации экономики преждевременно. Современный период характеризуется обострением повседневных проблем жизни и деятельности миллионов людей. Процесс разрушения хозяйственных связей, общий спад производства ведут к остановке предприятий, росту безработицы, резкому снижению уровня жизни людей. Финансовый кризис, проблемы межнациональных отношений являются теми объективными условиями, которые не могут не влиять на поведение людей, их психологию, мораль, принципы.

    Всякий отрицательный факт, каждый недостаток в системе социального управления оказываются лазейкой для проникновения вредных обществу явлений. Недостатки, упущения, промахи не только ослабляют систему борьбы с преступностью, но одновременно цементируют основу преступности как негативного социального явления.

    В результате неверной экономической политики в осуществлении радикальных реформ страна по ключевым показателям социально-экономического развития оказалась отброшенной назад на 25 - 30 лет. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве России, только за четыре первых года реформ объем промышленного производства сократился почти на 90%. В отраслях же наукоемкой промышленности, инвестиционном и сельскохозяйственном машиностроении, а также в производстве товаров народного потребления, ориентированных на рынок, уровень производства упал более чем в 10 раз.

    Одновременно резко вырос объем "теневой" экономики. По данным Госкомстата России, за девяностые годы прошлого столетия доля "теневого" сектора экономики в ВВП страны выросла с 10 до 50%. В настоящее время на долю этого сектора экономики приходится от 25 до 40% всего ВВП страны.

    Эти процессы повлияли на управляемость экономикой и повлекли за собой рост безработицы, снижение уровня материальной обеспеченности граждан.

    Население оказалось лишенным собственности, накопленной в виде денежных сбережений, причем не только наличных, но и депонированных в учреждениях Сбербанка, гарантом сохранности которых выступало государство. Более 80% россиян оказались за чертой бедности. Показатели безработицы в России достигли 9 млн. человек (12,4% рабочей силы), 4,2 млн. человек (5,7% активного населения) имеют частичную занятость, т.е. армия полностью и частично безработных в стране составляет сейчас не менее 18%. При этом необходимо учитывать высокий уровень нерегистрируемой (скрытой) безработицы.

    Обесценивание имевшихся у россиян сбережений, рост безработицы, снижение уровня оплаты труда (средняя заработная плата трудящихся страны, составлявшая по паритетному курсу в конце 80-х годов около 600 долл. США, к концу 90-х снизилась до 200), задолженности по заработной плате и социальным выплатам поставили значительную часть населения перед вопросом физического выживания. Поиск самостоятельного (без поддержки государства) решения материальных проблем неминуемо приводит часть населения в сферу "теневой" экономики.

    Зарождающийся предпринимательский сектор оказался сориентированным главным образом на торговлю и посредничество, превратившись в надстройку над производящим материальные блага реальным сектором экономики, что способствовало деградации отечественной промышленности, которая без необходимых инвестиций и государственной поддержки была обречена на использование устаревших технологий.

    Складывающиеся в этих условиях псевдорыночные экономические отношения привели к снижению привлекательности производительного труда в легальной экономике, оттоку инвестиций законопослушных агентов рынка, нарастанию социальной напряженности в обществе и, как следствие, к росту криминализации рассматриваемой сферы.

    Решающим фактором роста криминальной активности в экономической сфере явилось стремление субъектов хозяйственной деятельности к достижению максимальной прибыли, которую в условиях высоких предпринимательских рисков (инфляция, неплатежи, высокие налоги, коррупция, мошенничество, рэкет и пр.) зачастую можно было достичь только с использованием противоправных методов. В результате в криминальные экономические отношения оказалась включенной значительная часть предпринимателей, составляющих до 20% трудоспособного населения.

    Резкая поляризация общества на богатых и бедных в определенной степени стимулировала снижение духовно-нравственного потенциала общества. В результате в широких слоях общества стало стихийно утверждаться стремление к наживе любыми средствами, в том числе противоправными, получила широкое распространение ориентация на материальное благополучие, достигаемое любой ценой, и т.д.

    Данный вид преступлений можно разделить на несколько групп:

    Преступления против собственности.

    Собственность - это важнейшие отношения по поводу владе­ния, пользования, распоряжения материальными благами.

    Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды собствен­ности (ст. 212 ГК РФ):

    1) граждан и юридических лиц;

    2) государства (федерации и субъектов РФ);

    3) местных органов самоуправления.

    Все формы собственности равноценны и подлежат одинаковой охране нормами уголовного законодательства. Право собственно­сти может быть нарушено как путем завладения чужим имуще­ством, так и без такого завладения. Распространенным способом нарушения права собственности является хищение - изъятие и (или) обращение «чужого имущества».

    Видами хищения являются:

    Кража - тайное хищение чужого имущества;

    Мошенничество - хищение путем обмана или злоупотреб­ления доверием;

    Присвоение или растрата чужого имущества, переданного виновному;

    Грабеж - открытое хищение;

    Разбой - нападение в целях хищения с применением наси­лия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой примене­ния такого насилия;

    Вымогательство - требование передачи чужого имущества или права на имущество.

    К преступлениям против собственности относятся:

    Причинение имущественного ущерба путем обмана или зло­употребления доверием;

    Неправомерное завладение автомобилем или другим транс­портным средством;

    Уничтожение или повреждение имущества.

    Установление уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности позволяет создать гарантии Деятельности государства в сфере правового регулирования эко­номики и защиты конституционных прав лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

    Преступления, совершаемые в сфере экономической деятель­ ности.

    К ним относятся преступления, предусмотренные ст. 169-200 УК РФ. Непосредственный объект в этих преступлениях, совер­шаемых в конкретных сферах экономической деятельности, - конкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе экономической деятельности и регулирующие конкретные виды такой деятельности (например, сфера предпринимательской дея­тельности), защищающие права и интересы субъектов экономи­ческой деятельности (при банкротстве) либо потребителей (на­пример, ст. 200 УК РФ, предусматривающая ответственность за обман потребителей). Обязательным признаком ряда преступле­ний, предусмотренных главой 22, является предмет преступле­ния: товарный знак (ст. 180), пробирное клеймо (ст. 181), драго­ценные металлы или природные камни (ст. 191, 192), официаль­ные документы: Государственный земельный кадастр (ст. 170), проспект эмиссии ценных бумаг (ст. 185), декларация о доходах (ст. 198) и др.

    Уголовная ответственность за эти преступления наступает с 16 лет. Специальными субъектами в этих преступлениях могут быть должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления (ст. 169, 170), руководители организаций, инди­видуальные предприниматели, собственники коммерческих орга­низаций.

    Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях предусмотрены гл. 23. За последние годы в России возникли два явления в сфере социального управления:

    Обязанность общественного служения и определенные пра­вомочия в общественных интересах доверяются лицам, не состо­ящим на службе в государственных органах (например, частные нотариусы);

    Управление чужим имуществом, которое раньше было функ­цией государственных органов, сегодня все чаще переходит в ве­дение частного лица, действующего на основании договора (ди­ректор товарищества).

    Эти изменения привели к возникновению новой обществен­ной потребности: защиты имущественных интересов от злоупот­реблений управляющих чужим имуществом.

    Непосредственным объектом таких преступлений считаются: осуществление полномочий управляющим в организации (ст. 201, 204 УК РФ); осуществление полномочий служащими частной де­тективной, охранной службы, частным нотариусом, аудитором (ст. 202, 203 УК РФ).

    Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

    Приоритет человека делает необходимым соблюдение правил общежития, обеспечение общественной безопасности и обществен­ного порядка, охрану здоровья населения и общественной нравственности, соблюдение норм и правил обращения с источника­ми повышенной опасности и использования этих источников, в частности транспортных средств всех видов, правомерное приме­нение достижений науки и техники, в том числе программ ЭВМ и компьютерной информации.

    Преступления против общественной безопасности. Непосред­ственным объектом преступлений, предусмотренных гл. 24 УК РФ, являются отдельные сферы общественной безопасности: безопас­ные условия жизни человека и его деятельности; пользование пред­метами и источниками повышенной опасности; ведение работ, связанных с возможными последствиями, и др.

    Субъектами преступлений против общественной безопасности являются лица, достигшие 16 лет; за отдельные преступления от­ветственность наступает с 14 лет (ст. 214, 226 УК РФ); в некото­рых случаях это лица, наделенные специальными признаками (ст. 219 УК РФ).

    Преступления против здоровья населения и общественной нрав­ ственности. В зависимости от непосредственного объекта преступ­ления гл. 25 УК РФ подразделяется на две группы:

    Против здоровья населения (ст. 228-239 УК);

    Против общественной нравственности (ст. 240-245 УК).

    Субъект преступлений общий - лицо, достигшее 16 лет; за преступления, предусмотренные ст. 229, ответственность насту­пает с 14 лет. Отдельные преступления могут быть совершены толь­ко специальным субъектом (ст. 238 УК).

    Экологические преступления. Исходя из содержания гл. 26 УК Российской Федерации выделяют следующие виды экологических преступлений:

    Преступления, посягающие на основы целостности приро­ды (ст. 246-248, 250-252, 254, 262);

    Преступления, посягающие на основы должной сохраннос­ти недр (ст. 253, 255);

    Преступления, посягающие на основы целостности живот­ного и растительного мира (ст. 249, 256-261).

    Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Непосредственным объектом гл. 27 являются безопас­ность движения и эксплуатации конкретного вида транспорта (же­лезнодорожного, водного, автомобильного).

    Преступления в сфере компьютерной информации - это предус­мотренное уголовным законом виновное нарушение чужих прав и Интересов в отношении автоматизированных систем обработки Данных, совершенное во вред подлежащим правовой охране пра­вам и интересам физических и юридических лиц, общества, госу­дарства. Субъект компьютерного преступления общий - лицо, Достигшее 16 лет. В ст. 274 и в ч. 2 ст. 272 УК РФ формулируются

    признаки специального субъекта: лицо, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

    Преступления против государственной власти

    Раздел X Особенной части УК включает в себя главы 29-32, где охарактеризованы преступления, которые посягают на обще­ственные отношения, обеспечивающие защиту основ конститу­ционного строя, государства, нормальное функционирование го­сударственных органов, относящихся к различным ветвям госу­дарственной власти, а также интересы государственной службы, службы органов местного самоуправления. Наиболее опасными яв­ ляются преступления против основ конституционного строя и безо­ пасности государства, поскольку они затрагивают основы обществен­ ного, политического и государственного строя РФ, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность.

    В зависимости от непосредственного объекта преступления в гл. 29 УК могут быть классифицированы на следующие виды:

    Преступления против внешней безопасности РФ (ст. 275, 276 УК);

    Преступления, посягающие на политическую систему РФ (ст. 277-280 УК);

    Посягательство на экономическую безопасность и обороно­способность РФ (ст. 281 УК);

    Посягательство на конституционный принцип недопущения пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть или вражду (ст. 282 УК);

    Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны (ст. 283, 284 УК).

    Субъект преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства общий - лицо, достигшее возраста 16 лет. Некоторые преступления предполагают наличие специ­ального субъекта (ст. 275, 276, 283, 284).

    В период построения демократического правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти, управления, орга­нам местного самоуправления. От честности, четкости, ответствен­ности работников государственной службы (управленческих сис­тем, ведомств, органов) во многом зависит решение крупномас­штабных задач, стоящих перед обществом, государством. Преступ­ления, предусмотренные гл. 30 УК (например, взяточничество), отличаются от других преступных посягательств рядом специфи­ческих признаков:

    а) совершаются специальными субъектами (должностными ли­цами или лицами, занимающими государственные должности);

    б) их совершение возможно лишь с использованием служеб­ных полномочий виновного или благодаря занимаемому служеб­ному положению;

    в) существенно нарушают нормальную деятельность органов власти или управления (либо содержат угрозу такого наруше­ния).

    Преступления против правосудия (гл. 31) - это умышленные преступные деяния, посягающие на нормальную деятельность пра­восудия (суда, прокуратуры, органов следствия, дознания, ис­правительных учреждений). В отличие от других групп преступле­ний, посягательства на деятельность органов правосудия подраз­деляют на группы в зависимости от субъекта преступления:

    Преступления, которые совершаемые работниками правосу­дия при выполнении возложенных на них функций (ст. 299 - 302, ч. 2 ст. 303, ст. 305 УК);

    Преступления, совершаемые лицами, в отношении которых применены меры правового принуждения (ст. 313, 314 УК);

    Преступления, совершаемые лицами, обязанными по зако­ну или в силу гражданского долга содействовать правосудию и не препятствовать его осуществлению (ст. 294-298, 306, 307, 308, 309-312, 315, 316, ч. 1 ст. 303 УК РФ).

    В соответствии с гл. 32 субъектами всех преступлений против порядка управления являются лица, достигшие 16 лет. Исключе­ние составляет преступление, предусмотренное ст. 328 УК. В зави­симости от непосредственного объекта преступления против по­рядка управления подразделяются на следующие виды:

    Посягательства на представителей власти и иных лиц в связи с управленческой деятельностью государственных органов (ст. 317- 321 УК);

    Посягательства на неприкосновенность государственной гра­ницы РФ (ст. 322, 323 УК);

    Посягательства на порядок обращения официальных доку­ментов и государственных наград (ст. 324-327 УК);

    Посягательства на порядок призыва на военную и альтерна­тивную гражданскую службу (ст. 328 УК);

    Посягательства на порядок осуществления оспариваемых прав (ст. 330 УК).

    Преступления против военной службы

    Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина нашей страны. Граж­данин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст. 59 ч. 2. Конституции РФ 1993 г.). Ответственность за преступления, касающиеся установленного порядка несения во­енной службы, определена в гл. 33 УК РФ.

    В соответствии со ст. 331 УК, преступлениями против установ­ленного порядка несения военной службы признаются преступ­ления, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также граждана­ми, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воен­ных сборов; военными строителями военно-строительных отря­дов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.

    Совершение военнослужащими общественно-опасного деяния, не посягающего на порядок несения военной службы, например, хулиганство, кража и т.д., не относится к воинским преступлени­ям и влечет ответственность по статьям соответствующих глав Уго­ловного кодекса.

    Непосредственным объектом конкретных преступлений про­тив военной службы выступают те или иные стороны порядка прохождения (несения) военной службы. По непосредственному объекту воинские преступления подразделяются на 4 группы.

    Преступления, посягающие на порядок подчиненности и устав­ ные взаимоотношения между военнослужащими:

    Неисполнение приказа (ст. 332 УК);

    Сопротивление начальнику или принуждение его к наруше­нию обязанностей военной службы (ст. 333 УК);

    Насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК);

    Нарушение уставных правил взаимоотношений между воен­нослужащими при отсутствии между ними отношений подчинен­ности (ст. 335 УК);

    Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК). Преступления, направленные против порядка прохождения воен­ ной службы:

    Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК);

    Дезертирство (ст. 338 УК);

    Уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом (ст. 339 УК).

    Преступления, посягающие на порядок несения специальных служб:

    Нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК);

    Нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341 У К);

    Нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 У К);

    Нарушение уставных правил несения службы по охране об­щественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК);

    Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК).

    Преступления, нарушающие порядок обращения с оружием, бое­припасами, другим военным имуществом и специфику эксплуатации военной техники:

    Оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК);

    Умышленное уничтожение или повреждение военного иму­щества (ст. 346 УК);

    Уничтожение или повреждение военного имущества по нео­сторожности (ст. 347 УК);

    Утрата военного имущества (ст. 348 УК);

    Нарушение правил обращения с оружием и предметами, которые представляют повышенную опасность для окружающих (ст.349УК);

    Нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК);

    Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК);

    Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК).

    Преступления против военной службы отличаются от всех про­чих преступлений, предусмотренных УК, двумя особенностями - специфическим объектом посягательства, а также специальным субъектом преступления.

    Преступления против мира и безопасности человечества

    В УК РФ впервые включена глава о преступлениях против мира и безопасности человечества. Данные преступления относятся к международным преступлениям, посягающим на основные прин­ципы международного права (мирное сосуществование, неприменение силы, неприкосновенность границ, территориальная це­лостность, самоопределение народов, невмешательство во внут­ренние дела других государств, уважение прав человека и добро­совестное выполнение международных обязательств), обеспечи­вающие мир и безопасность человечества.

    В зависимости от непосредственного объекта преступления рас­сматриваемой группы подразделяются на:

    Преступления против мира (ст. 353-355 УК);

    Военные преступления (преступное нарушение правил и обы­чаев ведения войны - ст. 356 УК);

    Преступления против человечества (ст. 357, 358 УК);

    Посягательства на принципы правового регулирования воо­руженных конфликтов (ст. 359 УК);

    Посягательства на неприкосновенность лиц, учреждений, Пользующихся правовой защитой (ст. 360 УК).

    Субъектами преступлений против мира и безопасности челове­чества могут быть лица, достигшие 16 лет. Некоторые преступле­ния предполагают наличие специального субъекта (ч. 3 ст. 359 УК).

    Согласно ст. 8 и 34 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

    Для организации эффективного противодействия незаконным действиям в сфере экономики законодательство Российской Федерации содержит раздел VIII УК РФ, который носит название «Преступления в сфере экономики».

    Структурно раздел VIII состоит из трех неравных частей и включает в себя:

    1. преступления против собственности (гл. 21 УК РФ);

    2. преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ);

    3. преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ). При этом последняя глава и присутствующие в ней составы преступлений появились в российском уголовном законодательстве впервые.

    В основе выделения глав в разделе VIII Особенной части УК РФ лежит родовой объект посягательства. Сам же раздел выделен по признакам общности родовых объектов включенных в него преступлений; все они в той или иной степени посягают на разные по содержанию экономические отношения.

    Причинами объединения столь разных по характеру и содержанию преступных посягательств, как посягательства на собственность, преступления в сфере экономической деятельности и посягательства на интересы коммерческих и иных организаций, в один раздел уголовного законодательства служат следующие:

    1. единая, но разновариантная экономическая мотивация практически всех преступлений, включенных в раздел VIII УК;

    2. повышенная общественная опасность этих преступлений, проявляющаяся в том числе в наличии ярко негативных тенденций у современной экономической преступности;

    3. наличие единого основания для криминализации этих деяний (общественно опасное поведение в сфере микро- или макроэкономики);

    4. единые принципы криминализации и единые криминообразующие признаки.

    Существует и еще одна, и, может быть, главная, причина для объединения преступлений в разделе VIII УК РФ. Эта причина состоит в единой сфере совершения преступлений: все они совершаются в экономике и, соответственно, преимущественный ущерб преступными посягательствами причиняется именно ей.

    На сегодняшний день раздел VIII УК РФ объединяет ст. ст. 158-204; количество статей в разделе - 50 (11 статей в гл. 21 УК РФ; 35 - в гл. 22 УК РФ; 4 - в гл. 23 УК РФ), что составляет 18,2% от всего количества статей Особенной части.

    В разделе насчитывается:

    1. 60 простых составов экономических преступлений, из которых 19 не имеют квалифицированных составов;

    2. 38 квалифицированных составов, содержащих отягчающие обстоятельства к простым составам;

    3. 2 квалифицированных состава, содержащих отягчающие обстоятельства исключительно к квалифицированным составам (ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК РФ);

    4. 15 особо квалифицированных составов с особо отягчающими обстоятельствами к простым и (или) квалифицированным составам;

    5. 2 особо квалифицированных состава, содержащие особо отягчающие обстоятельства исключительно к квалифицированным составам (ч. 4 ст. 174 и ч. 4 ст. 174.1 УК РФ);

    6. 5 особо квалифицированных составов с особо отягчающими обстоятельствами к простым, квалифицированным и (или) особо квалифицированным составам (все посягательства на собственность) .

    В разделе представлены как материальные составы преступлений, которые окончены с момента наступления последствий, так и формальные составы, моментом окончания которых является совершение действия (бездействие).

    Преступления, входящие в главу 22 УК РФ, признаны законодателем экономическими в силу:

    1. совершения их внутри легитимной экономики хозяйствующим субъектом, который действует в своих экономических интересах, противоречащих российскому законодательству (например, незаконное предпринимательство, незаконное получение кредита и т.п.);

    2. нарушения (в результате их совершения) экономических интересов государства с одновременным преследованием собственных незаконных экономических интересов (например, налоговые преступления);

    3. нарушения законных экономических интересов субъектов экономической деятельности со стороны должностных и частных лиц (например, воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности или принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения);

    4. совершения их вне связи с легитимной экономикой, под влиянием корыстно-экономической, собственнической мотивации, с нарушением безусловных уголовно-правовых запретов на подобное экономическое поведение (например, легализация преступных доходов или фальшивомонетничество).

    На основании изложенных критериев под преступлением в сфере экономики следует понимать деяние, при совершении которого его субъект преследует незаконные экономические интересы, в том числе интересы корыстные, либо стремится причинить вред законным экономическим интересам государства, общества, хозяйствующим субъектам или частным лицам. В этом и заключается суть экономической мотивации преступления данной категории. Оно в подавляющем большинстве случаев экономически выгодно субъекту; последний получает от преступления имущественную (в виде незаконного увеличения собственного имущества либо незаконного его неуменьшения) или иную материальную выгоду (например, в виде получения льготных кредитов, заключения сулящих высокую прибыль контрактов, привлечения инвестиций). В отдельных ситуациях экономическая мотивация не связана с получением материальной выгоды, но определяется сферой совершения преступления - экономической - и сознательным нарушением законных экономических интересов государства, общества, хозяйствующих субъектов, частных лиц.

    Преступления данной категории посягают на нарушение принципов осуществления экономической деятельности, - основных начал, исходных положений, выработанных практикой общественно-экономической жизни, лежащих в основе любой экономической деятельности, - к которым следует относить:

    1. принцип свободы экономической деятельности;

    2. принцип осуществления экономической деятельности на законных основаниях;

    3. принцип добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности;

    4. принцип добропорядочности субъектов экономической деятельности;

    5. принцип запрета заведомо криминальных форм поведения при осуществлении экономической деятельности.

    Согласно ст. 8 Конституции РФ под принципом свободы экономической деятельности следует понимать способность и возможность гражданина действовать в сфере экономики по собственному усмотрению, в соответствии со своими интересами и целями. Конституция РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Абсолютной свободы, разумеется, не бывает; но экономические отношения в большой степени способны к саморегулированию. Задачей государства здесь, в том числе в лице своих должностных лиц, является создание гарантий экономической свободы. Уголовно-правовое регулирование и выступает одной из таких гарантий.

    Принцип осуществления экономической деятельности на законных основаниях есть часть общего законодательного принципа законности. Он означает, что экономическая деятельность строится в соответствии с российским законодательством различных правовых отраслей, не противоречит ему. Организация, порядок, гарантии осуществления экономической деятельности достаточно подробно урегулированы правом и законом; в противном случае экономическая деятельность законна, если не запрещена («дозволено все, что не запрещено»).

    Экономическая деятельность законна, если осуществляется в соответствии с положениями хозяйственного, гражданского, налогового, таможенного, финансового, валютного и других отраслей российского права. Разумеется, далеко не все аспекты экономических отношений, основанных на принципе законности, охраняются уголовным правом. Неглубокие изменения этих отношений регулируются нормами перечисленных выше правовых отраслей. В уголовном порядке наказуемы лишь наиболее опасные формы посягательств на охраняемые общественные отношения.

    Под принципом добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности понимают их неограничиваемую друг другом искусственно состязательность и неущемление самостоятельности друг друга. Добросовестная конкуренция и проявление монополизма несовместимы.

    Согласно ст. 8 и 34 Конституция РФ «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» и «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

    Добропорядочность субъектов экономической деятельности состоит в следовании данных субъектов требованиям морали и нравственности, в честном выполнении своих обязательств друг перед другом и своих обязанностей перед государством по формированию части бюджета, уплате налогов и т.п. «Честность, надежность, верность данному слову - это требования, без которых невозможен цивилизованный рынок».

    Добропорядочность субъектов экономической деятельности - непременная составная часть этического кодекса бизнесмена. О ней можно говорить и как о принципе договорных отношений, предполагающем обязательность их соблюдения всеми участниками, и как о принципе экономической ответственности, согласно которому причиненный в результате экономической деятельности любой вред должен быть возмещен виновным.

    Запрет заведомо криминальных форм поведения при осуществлении экономической деятельности как принцип осуществления экономической деятельности означает, что ни при каких условиях субъекты экономической деятельности не могут совершать деяния, носящие явно преступный характер, такие, например, как подделка каких-либо документов, денежных знаков, кредитных карт, применение насилия к партнерам, использование в своей деятельности имущества, полученного в результате преступной деятельности, применение обмана, причиняющего ущерб партнеру или государству, и т.д. Подобные преступные формы поведения недопустимы, даже если они могут принести субъекту экономической деятельности высочайшую прибыль или любую другую выгоду. «Закон призван ограничивать и запрещать только те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали».

    Принцип близок общему принципу законности и в то же время специфичен своим содержанием - табу на откровенно преступные формы поведения в бизнесе. Запрет криминальных форм поведения в экономической деятельности - это, по сути, проявление принципа законности экономической деятельности. Разница лишь в том, что поведение субъекта здесь регулируется уже не правом других отраслей, а непосредственно уголовным правом, запреты установлены прежде всего в Уголовном кодексе; позитивное право чаще просто отсылает к нему, указывая на недозволительность определенных деяний.

    Общественная опасность нарушения данных принципов заключается в том, что в результате таких посягательств причиняется или создается реальная возможность причинения существенного ущерба экономическим интересам государства, а также иным субъектам, связанным с экономической деятельностью. Она определяется негативными тенденциями, присущими экономической преступности на современном этапе. К их числу, прежде всего, необходимо отнести:

    1. степень ее распространенности: большинство совершаемых в стране преступлений являются экономическими;

    2. степень ее вредоносности: ущерб от экономической преступности часто не поддается исчислению;

    3. степень ее латентности, едва ли не самую высокую по сравнению с другими видами преступности (по разным преступлениям она, разумеется, разная. В данном случае речь идет о латентности всех экономических преступлений). Теневой сектор экономики - реальность сегодняшней России;

    4. значительные уровень рецидива и профессиональной преступности, а также высокий процент женской преступности и преступности высокообразованных субъектов;

    5. высокую степень пораженности экономической преступности преступностью организованной;

    6. отчетливо прослеживаемый коррупционный характер экономической преступности;

    7. транснациональную, международную окраску наиболее опасных разновидностей анализируемой преступности (в частности, легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем).

    На основании изложенного, необходимо отметить, что любое преступление в сфере экономики - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности или незаконное предпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции или изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда или уклонение от уплаты налогов, обман потребителей и т.д. - в той или иной степени представляет собой посягательство на экономические интересы государства и иных субъектов, связанных с экономической деятельностью. Именно это свойство следует иметь в виду при отграничении рассматриваемых преступлений от преступлений против собственности, которые хотя и нарушают в определенных случаях интересы экономической деятельности, однако имеют иной объект - частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.