Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Стадии избирательного процесса в РФ. Выборы и избирательный процесс. Понятие избирательного процесса Особенности заполнения бюллетеней

    Стадии избирательного процесса в РФ. Выборы и избирательный процесс. Понятие избирательного процесса Особенности заполнения бюллетеней

    Избирательный процесс - это практический организационный компонент В него, в свою очередь, включены два элемента. Ими являются избирательная кампания и избирательная процедура.

    Избирательной кампанией называют действия, которые совершают непосредственные участники выборов. К этим участникам, в частности, относят общественные организации, партии, избирателей, кандидатов. Действия в рамках указанной кампании проводятся в период времени, специально установленный законом.

    Второе понятие, «избирательная процедура», характеризует комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством. Эти мероприятия связаны с организацией подготовки и проведения выборов, осуществляемых на территории государства.

    Стадии избирательного процесса в РФ представляют собой слаженную и последовательную деятельность участников в избирательных нормативных взаимоотношениях. Эта деятельность регулируется соответствующим законодательством и представлена в форме этапов, логически следующих друг за другом.

    Стадии избирательного процесса в России.

    1. Назначение выборов. Данный этап производится в законодательно установленные сроки: не позднее шестидесяти пяти суток до завершения срока действия полномочий предшествующего состава избираемого органа или должностного лица. Назначение осуществляют уполномоченные организации посредством издания подзаконного нормативного акта, носящего индивидуальный характер и подлежащего официальному опубликованию в обязательном порядке. В случае если уполномоченными органами либо должностным лицом выборы не были назначены, их назначает соответствующая комиссия. Если же и комиссия не смогла их назначить, это делает соответствующий федеральный суд общей юрисдикции.
    2. Подготовка к выборам. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется формирование соответствующей инфраструктуры: комиссий, участков, округов. На данном этапе осуществляется формирование, корректировка списков голосующих граждан и прочие действия.
    3. Выдвижение кандидатов (или списков).
    4. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется взаимодействие кандидатов с гражданами, СМИ и прочими структурами, способствующими распространению программ претендентов, информации о них. Для агитации предусмотрен определенный период - со дня выдвижения до дня, который предшествует дню голосования.
    5. Досрочное голосование. Это стадия считается факультативной. Досрочное голосование допускается только в рамках если в законе соответствующего субъекта оно не предусмотрено по открепительным удостоверениям.
    6. Голосование. Этот этап проводится в определенный установленный срок после того, как были назначены выборы. Голосование может проводиться только в воскресенье. Участковой комиссией обеспечивается возможность для отдельных граждан реализовать свое избирательное право на дому.
    7. Повторное голосование. является факультативной. Она имеет место, например, во втором туре при избрании Президента.
    8. Подсчет голосов. В рамках этой стадии избирательного процесса осуществляется определение количества голосов, отданных за того или другого кандидата (список). Подсчет производится гласно и открыто, при этом присутствуют наблюдатели. По полученным результатам составляется протокол.
    9. Повторный подсчет голосов. Эта стадия считается чрезвычайной и факультативной.
    10. Определение итогов производится участковыми комиссиями. При этом составляются протоколы о результатах голосования на соответствующих участках.
    11. Обработка итогов выборов.
    12. Официальное опубликование результатов голосования.

    Избирательный процесс РФ

      Понятие, признаки, стадии избирательного процесса

      Назначение выборов

      Избирательные комиссии: понятие, виды, состав, полномочия

      Регистрация избирателей. Составление списков избирателей

      Территориальные формирования по выборам: избирательные округа и участки.

    1. Избирательный процесс в широком смысле – форма реализации принципов периодических и свободных выборов и обеспечение избирательных прав граждан.

    В узком смысле избирательный процесс – установленная последовательность действий участников выборов, целью которых является обеспечение организации выборов и объективных результатов голосований.

    Признаки избирательного процесса:

      Это деятельность, совершение юридически значимых действий

      Это деятельность субъектов избирательного процесса (органов власти, избиркомов, избирательных объединений граждан

      Это деятельность, урегулированная избирательным законодательством

      Это деятельность, направленная на формирование представительных органов власти и должностных лиц

    Избирательный процесс – направленная на формирование представительных органов власти, деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных избирательным законодательством прав и обязанностей путем совершения действий в определенной последовательности.

    Избирательный процесс реализуется со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня предоставления избирательной комиссии, организующей выборы отчета о расходовании бюджетных средств. Избирательная кампания заканчивается в день официального опубликования результатов.

    Стадии избирательного процесса – этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершается предусмотренные законом избирательные действия, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан и других участников выборов.

    Основные стадии:

      Назначение выборов

      Образование избирательных комиссий, округов, участков, составление списков избирателей

      Выдвижение кандидатов (списков) и их регистрация

      Предвыборная агитация

    Факультативное стадии

      Повторные выборы

      Выборы депутатов вместо выбывших

    2. Характеристика основных стадий

    Назначение выборов – первая стадия, которая заключается в принятии уполномоченным органом или должностным лицом решения о выборах и официальном опубликовании нормативного акта, в котором определяется дата голосования. Правом назначения выборов обладают:

      Президент РФ (ст.84 К РФ) назначает выборы Госдумы. Решение должно быть принято не ранее чем за 110 и не позднее 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресение месяца, в котором истекает срок, на который была призвана Госдума прежнего созыва.

      Совет Федерации назначает выборы президента (ст.102). решение должно быть принято не ранее чем за 100 и не позднее 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресение месяца, в котором проводилось голосование за прежнего президента.

      Законодательные органы субъекта РФ, которые назначают выборы законодательных органов, глав субъекта и муниципальных образований. Решение о назначении выборов органов власти субъекта должно быть принято не ранее чем за 100 и не позднее 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в органы МСУ должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее 80 дней до дня голосования.

    Решение о назначении выборов официально публикуется не позднее 5 дней со дня принятия. Днем голосования на выборах в органы гос. власти субъектов РФ и органы МСУ является 2 воскресенье сентября в год истечения полномочий этих органов.

    3. Избирательные комиссии – общественные или государственные комиссии, целями которых являются обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, осуществление и подготовки и проведения выборов.

      Центральная комиссия

      избирательные комиссии субъектов РФ

      избирательные комиссии муниципальных

      окружные избирательные комиссии

      территориальные избирательные комиссии

      участковые избирательные комиссии

    ВЦИК состоит из 15 человек (5 назначаются Госдумой, 5 Советом Федерации, 5 Президентом).

    Полномочия:

      Руководит деятельностью всех других избиркомов

      Разрабатывает нормативы технического оборудования

      Распределяет выделенные средства

      Оказывает правовую, методическую помощь

      Осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и определения результатов выборов

      Издает инструкции по порядку применения избирательного законодательства

    Избиркомы субъектов РФ состоят не менее 10 и не более 14 членов. Половина назначается законодательным органом субъекта, вторая половина – главой субъекта.

    Полномочия:

      Руководит подготовкой и проведением выборов в органы избирательной власти субъекта, осуществляет меры по их финансированию, устанавливает нормативы, в соответствии с которыми составляют избирательные акты.

      Рассматривает жалобы на нижестоящие комиссии

    Избирком муниципального образования число членов устанавливается уставом образования, назначение происходит представительным органом.

    Полномочия:

      Организует выборы в органы МСУ, участвует выборах органов гос. власти РФ и ее субъектов.

      САМОСТОЯТЕЛЬНО

    4. Регистрация

    Регистрация избирателей, проживающих на территории муниципального образования, осуществляется главой муниципального образования. Основанием для регистрации является факт нахождения места жительства, который устанавливается на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющих регистрацию граждан.

    Регистрацию избирателей могут осуществлять:

      Командир воинской власти

      Руководитель дипломатического представительства

    Предоставление численности зарегистрированных на территории образования избирателей осуществляется на состояние на 1 января и 1 июля с использованием ГАС (выборы). На основании этих сведений составляются списки избирателей на каждый участок. Выставляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

    Округ – территориальная единица, образованная в установленном законом порядке для организации и проведении выборов от которой граждане избираются депутаты представительных органов.

      Единый избирательный округ, который включает территорию РФ, и субъекты или муниципальные образования

      Одномандатный округ - от него избивается 1 депутат

      Многомандатный округ – предназначен для избрания нескольких депутатов (не более 5).

    Требования для

      Соблюдается примерное равенство одномандатных округов по числу избирателей. (отклонение 10%)

      Соблюдается примерное равенство числа избирателей на 1 депутатский мандат

    Избирательный участок – территориальная единица, необходимая для организации голосования и подсчета голосов.

    Требования:

      Не более 3000 избирателей

      Недопустимость пересечения границ избирательных округов с границами избирательных участков

    Понятие, цели и принципы избирательного процесса, его законодательное регулирование. Характеристика этапов избирательной кампании: подготовительный, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, финансирование, голосование и подведение итогов выборов.

    Избирательный процесс в России

    Впервые выборы в законодательный орган власти прошли в феврале-марте 1906 г. К этому времени в России уже имелся многолетний опыт выборов в земские и городские представительные учреждения, хотя ростки демократической культуры были еще очень слабы. Во исполнение октябрьского Манифеста царским указом от 11 декабря 1905 г. был изменен закон о выборах и предоставлены избирательные права тем слоям населения, которые их раньше не имели - мелким землевладельцам, значительной части городских жителей и рабочих.

    При формировании Думы использовалась мажоритарная многостепенная избирательная система абсолютного большинства с неравными нормами представительства от избирателей четырех групп, называемых “куриями”, с применением имущественных и других цензов при тайном голосовании.

    (Мажоритарная система - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов).

    В выборах имели право участвовать лица не моложе 25 лет. Избирательного права были лишены женщины. Кроме того, не участвовали в выборах учащиеся, включая студентов, военнослужащие, кочевые народности и иностранные подданные, а также лица, подвергшиеся уголовному наказанию или состоящие под следствием либо судом. Дополнительно действовали еще и имущественные цензы. В общей сумме избирательным правом было наделено до 15 миллионов подданных Российской Империи, или более трети численности всего мужского населения от 25 лет и старше.

    Первые по настоящему всеобщие выборы состоялись в России в Учредительное Собрание, первое и единственное заседание которого состоялось 5 января 1918 г. Результаты тех выборов не удалось использовать для формирования реального демократического механизма работы власти и предотвращения гражданской войны. Спустя 70 лет возможность проведения альтернативных выборов появилась в избирательных законах СССР. В 1989-1990 гг. состоялись выборы, в ходе которых впервые за много лет возникла конкуренция, реальное соперничество нескольких кандидатов.

    Понятие и принципы избирательного процесса

    Отличительной чертой механизма правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Если избирательное право регламентирует аспекты государственно-общественной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании и свободном добровольном участии избирателей в выборах, то избирательный процесс, как организационно-правовая форма реализации субъективного избирательного права гражданина, отражает технологию непосредственного участия субъектов выборов в осуществлении формирования выборных органов. Термин "избирательный процесс" не является синонимом для обозначения становления или формирования новой самостоятельной отрасли права или подотрасли процессуального законодательства.

    Избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов, и является автономным элементом в структуре избирательного и в целом государственного права Российской Федерации.

    В связи с этим, избирательный процесс следует характеризовать как урегулированную процессуальными нормами деятельность участников избирательного процесса (субъектов избирательного права), состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера. Избирательный процесс является технологической инфраструктурой и формой реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур.

    Избирательный процесс как политико-правовая категория используется в широком и узком значении, и его конкретное использование предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного развертывания в виде последовательности перехода от одной стадии к другой. В широком смысле термин "избирательный процесс" поглощает содержание термина "избирательная кампания" как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица или органа о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании финансовых средств, выделенных на проведение выборов. В узком смысле избирательный процесс как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных процедур и избирательных действий.

    Таким образом, понятие "избирательный процесс", включая в себя понятие "избирательная кампания", не сводится к нему, поскольку охватывает ряд элементов стадий, избирательных действий и процедур за временными рамками последней (например, государственная регистрация партий, учет избирателей).

    В зависимости от временной последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов, стадий:

    Подготовительный этап.

    Характеризует ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов.

    Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "а" ст. 84, ч. 2 ст. 96), Федеральным законом от 18 мая 2005 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы назначает Президент и днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва, при всём этом, решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее 90 дней до дня голосования. В случае если Президент не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы и днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед днём, когда истекают три месяца со дня ее роспуска. В случае если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днём, когда истекают три месяца со дня роспуска Думы.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и Федеральным законом от 10 января 2003 года "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента назначает Совет Федерации как верхняя палата федерального парламента и днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. В случае если Совет Федерации не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента. При прекращении Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом. В случае если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента от должности.

    В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

    При назначении досрочных выборов сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

    Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

    Составление списков избирателей.

    При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

    Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

    В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы. Закон предоставляет в соответствии с международными договорами и соответствующими Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех условиях, что и граждане Российской Федерации, то закон обязывает включать в списки избирателей на местных выборах иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а значит предоставлять им активное избирательное право.

    Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах.

    Список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части.

    Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комиссией в список избирателей при его явке в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии для голосования.

    Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

    Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет -- дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, в случае отсутствия территориальной избирательной комиссии -- окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию-- также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий.

    Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей и представляет его для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата и причина исключения гражданина из списка. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню выборов) или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования -- немедленно.

    Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

    Образование избирательных округов и избирательных участков.

    Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно - территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно - территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно - территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

    Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы государственной власти, органы местного самоуправления отсутствуют или не принимают решение об образовании избирательных округов в установленный законом срок, выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва.

    При проведении выборов избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

    а) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях -- не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.

    Указанные требования могут не применяется при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;

    б) при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 40 процентов;

    избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

    При соблюдении этих требований учитывается административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

    Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

    В случае образования многомандатного избирательного округа число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти.

    Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах.

    Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей на каждом избирательном участке может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.

    Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

    Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

    Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

    Формирование избирательных комиссий.

    В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

    Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

    Избирательные комиссии муниципальных образований;

    Окружные избирательные комиссии;

    Территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

    Участковые комиссии.

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

    Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года.

    Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений.

    В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

    Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

    Выдвижение кандидатов.

    (завершающееся их регистрацией).

    Выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов.

    Выдвижение кандидатов. Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Это ключевой момент в избирательной кампании, в значительной степени определяющий весь ее дальнейший ход. Право выдвижения принадлежит избирателям соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательным объединениям.

    Федеральный закон об основных гарантиях определяет рамки выдвижения кандидатов "внутри" избирательных объединений. Избирательными законами установлено, что выдвижение кандидатов избирательными объединениями производится на высших форумах этих объединений и тайным голосованием.

    Большое значение имеет то, что предусмотрена возможность выдвижения кандидатов одновременно и по списку, то есть в общефедеральном округе, и в одномандатных округах. Это дает двойное преимущество ряду кандидатов от избирательных объединений перед независимыми кандидатами, выдвинутыми в одномандатных округах.

    Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.

    Субъекты Российской Федерации наделены правом при проведении выборов в муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тысяч собственным законодательством определять иной порядок выдвижения кандидатов, помимо сбора подписей в их поддержку. Иным (альтернативным) вариантом выдвижения кандидатов является проведение собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

    Федеральный закон устанавливает, что при выдвижении кандидатов как по собственной инициативе, так и по инициативе неформализованных групп избирателей требуется процедура уведомления избирательных комиссий. Комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

    При выдвижении кандидатов избирательными объединениями избирательная комиссия, куда поступают списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, заверяет их, после чего начинается сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов.

    Сбор подписей.

    В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, собираются подписи избирателей. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. При этом федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может определяться предельное количество представляемых подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов), которое не должно превышать установленное законом необходимое для регистрации количество подписей более чем на 10 процентов.

    Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на свое выдвижение, то есть среди его потенциальных избирателей. Следовательно, если подписи собираются на предприятии, где работают избиратели другого избирательного округа, их подписи не могут приниматься во внимание. Кроме того, запрещается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение к сбору подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписей. Запрещен сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата.

    Таким образом, при сборе подписей в поддержку кандидата должны соблюдаться определенные условия, призванные гарантировать "чистоту" процедуры. Кроме того, в законе оговаривается поведение кандидатов при сборе подписей, в частности, кандидатам, в том числе еще не зарегистрированным, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Использование преимуществ должностного или служебного положения подразумевает следующие действия кандидата, способствующие его выдвижению: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время таких действий; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, в случае, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления; использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности (этот запрет не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране); проведение сбора подписей государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей.

    При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, за исключением выборов Президента Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления по решению кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, сбор подписей избирателей может не проводиться. В этом случае регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией на основании избирательного залога, внесенного в избирательную комиссию такими кандидатом, избирательным объединением.

    Регистрация кандидатов (списков кандидатов).

    Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована.

    Федеральный закон об основных гарантиях требует:

    1). Наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку кандидатов.

    2). Письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов).

    3). Наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

    Федеральными законами, законами субъектов РФ может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

    Федеральный закон устанавливает прямую обязанность проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, в частности указывает на то, что процедура проверки должна предусматриваться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, причем проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия), но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации количества подписей. При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей, предельная величина которой устанавливается федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата (списка кандидатов) количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата (списка кандидатов).

    В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей избирательная комиссия вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

    Избирательные законы определяют, что, в случае если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. В этом случае голосование проводится в ближайший установленный федеральным законом день, на который могут назначаться выборы.

    Если такая ситуация создастся в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в связи с тем, что он нарушил избирательный закон, на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. Законом субъекта Российской Федерации при наступлении данных обстоятельств может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, при всём этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

    Агитационно-пропагандистская кампания .

    Предвыборная агитация.

    Предвыборная агитация -- деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

    Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

    Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими должностных или служебных обязанностей.

    Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний осуществляющих телевизионное и радиовещание на территорий соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

    Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам должны быть равными.

    Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения предвыборной агитации.

    Периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, а также издания, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими изданиями, и распространяются на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями и блоками. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

    Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.

    При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации; агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом.

    В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов).

    Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

    IV. Финансовое обеспечение.

    Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.

    Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).

    Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов являются комиссии, организующие выборы и референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом. Отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований.

    Для проведения своей избирательной кампании кандидаты (политические партии, выдвигающие списки кандидатов) обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией.

    Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, не вправе создавать собственные (отдельные) избирательные фонды.

    Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:

    Собственных средств кандидата, избирательного объединения;

    Средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

    добровольных пожертвований граждан и юридических лиц;

    Средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

    В целях обеспечения суверенитета страны, а также равенства кандидатов законодательно запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды:

    иностранным государствам и иностранным гражданам и юридическим лицам;

    лицам без гражданства;

    гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;

    российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов; международным организациям и международным общественным движениям;

    органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов;

    организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами;

    воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; анонимным жертвователям;

    юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, референдуме.

    В целях обеспечения относительного равенства возможностей кандидата законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов.

    Для эффективного осуществления контроля за расходованием средств из избирательных фондов все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.

    Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

    Кандидат или избирательное объединение обязаны представить в соответствующую комиссию итоговый финансовый отчет не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Расходование средств на избирательную кампанию должно быть гласным, поэтому копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации не позднее чем через пять дней со дня их поступления.

    Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами, как правило --с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

    Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, в день голосования, вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, этот избиратель обладает активным избирательным правом.

    Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

    Как уже ранее отмечалось, избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения или блока, наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии и подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

    Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в ящики для голосования.

    Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

    Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

    Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные (международные) наблюдатели.

    На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голосов.

    Проблема определения понятия «избирательный процесс» не является новой в правовой науке. Несмотря на то что попытки сформулировать данное понятие предпринимались неоднократно, четкого и однозначного определния этого политико-правового явления до сих пор не выработано, что часто приводит исследователей данного института к самым разнообразным оценкам образующих избирательный процесс признаков, вызывает необоснованное отождествление избирательного процесса с выборами, избирательными кампаниями и иными проявлениями электоральной действительности.

    В отличие от избирательного права, являющегося системой правовых норм, регулирующих общественные отношения при проведении выборов, избирательный процесс является организационно-правовой формой реализации гражданами избирательного права и отражает технологию непосредственного формирования выборных органов.

    Федеральное законодательство не содержит определения избирательного процесса. Соответствующую позицию занимают и региональные законодатели, устанавливая лишь определения выборов, референдума, отзыва. Поэтому нередко его отождествляют с избирательной кампанией. На самом деле понятие «избирательный процесс», включая в себя понятие «избирательная кампания», не сводится к ней, поскольку представляет собой довольно сложное явление, охватывающее ряд последовательных и взаимосвязанных стадий, действий и процедур, выходящих за ее формальные временные рамки. Каждый исследователь на сегодня рассматривая избирательный процесс или его отдельные компоненты, пытается сформулировать свое определение данному понятию.

    Избирательный процесс – это часть политического процесса, происходящего в стране. Он непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии и представляет собой не только юридическую технику организации голосования, но и институт, обеспечивающий в стране политическую стабильность, демократичность и легальность власти.

    «Избирательный процесс – это система взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности процессуальных, политических, административных, финансовых и информационных отношений, связанных с подготовкой и проведением выборов, и реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными». Но наиболее приемлемое определение избирательного процесса дают такие авторы как Захаров И.В. и Кокотов А.Н. : «Избирательный процесс – это порядок подготовки и проведения разных видов выборов». Подготовка выборов включает в себя такие организационно-правовые мероприятия, как назначение выборов, образование избирательных округов и участков, составление и уточнение списков избирателей, формирование состава избирательных комиссий, финансирование выборов, информирование избирателей о вышеперечисленных мероприятиях, обжалование действий органов власти, избирательных комиссий по подготовке выборов.

    Проведение выборов заключается в выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты и на выборные должности, информированном обеспечении выборов, проведении голосования и результатов выборов, их опубликовании, обжаловании действий избирательных комиссий, иных субъектов, участвующих в проведении выборов. Следует отметить, что проведение выборов в рамках конкретных избирательных кампаний опирается на мероприятия, проводимые как в ходе выборов, так и в межвыборный период. К ним относятся, например, учет (регистрация) избирателей, обучение актива избирательных комиссий, деятельность избирательных комиссий, работающих на постоянной основе. С учетом этого обстоятельства, а также регулярности проведения множества избирательных кампаний разного уровня, сферу выборов можно охарактеризовать как относительно обособленную отрасль публично-правовой «индустрии», в которую на профессиональной основе вовлечено множество разных субъектов (избирательные комиссии, работающие на постоянной основе, политические партии, политтехнологи, специализирующиеся на участии в избирательных кампаниях, и др.), назначением которой является периодическое обновление кадрового состава публичной власти в стране.

    И.Б.Борисов и Ю.Н. Малеев под избирательным процессом понимают урегулированную законом и другими нормативными документами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные, самоуправленческие органы и соответствующих должностных лиц.

    Ю.А.Веденеев и В.И.Лысенко рассматривают избирательный процесс в широком и узком смыслах. Понятие «избирательный процесс» в широком смысле охватывает содержание избирательной кампании как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, поскольку связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядке решения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования. В узком смысле избирательный процесс рассматривается этими авторами как формализованное явление, которое включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов.

    Т.В.Кашанина и А.В.Кашанин определяют избирательный процесс как деятельность по подготовке и проведению выборов. На наш взгляд, более целесообразно при определении понятия избирательного процесса делать акцент не на деятельность определенных лиц или их групп, а на совокупности стадий, которые в обязательном порядке должны быть содержательно наполнены и уточнены. Кроме этого, недостатком одного из вышеуказанных определений является то, что авторы сводят понимание избирательного процесса к простой совокупности стадий, не указывая на их последовательность, а также внутреннюю логическую обусловленность.

    Данный недостаток отчасти устранен в определении избирательного процесса, данном Ю.А.Дмитриевым и В.Б. Исраеляном. По их мнению, «Избирательный процесс – это технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечение избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур».

    М.С.Матейкович рассматривает избирательный процесс как форму реализации норм избирательного права. По его мнению, избирательный процесс выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти.

    Согласно Е.Н. Хрусталеву избирательный процесс представляет собой сложное социальное явление, одну из разновидностей человеческой деятельности. Признаками, характеризующими данный институт, являются следующие.

    1. Основу избирательного процесса составляет деятельность, осуществляемая уполномоченными на то участниками (субъектами). Она опирается на Конституцию РФ и составляет важнейший элемент конституционного строя России.

    2. Избирательный процесс состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий, причем каждая имеет строго отведенное ей назначение.

    3. Деятельность участников избирательного процесса опирается на нормативно-правовую базу - Конституцию РФ, федеральные законы, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Кроме этого, в ходе избирательного процесса учитываются и локальные нормативно-правовые акты.

    4. Все стадии избирательного процесса взаимосвязаны и выстроены в определенной логической последовательности. Каждая стадия складывается из действий, осуществляемых субъектами, на то уполномоченными.

    На основе данных признаков Е.Н. Хрусталев определяет избирательный процесс как урегулированную нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера.

    Таким образом, можно отметить, что в большинстве определений понятия "избирательный процесс" акцент делается на деятельности субъектов. Но избирательный процесс - это не только деятельность, но и обеспечение условий ее проведения, т.е. определенный набор знаний и умений. Здесь на первый план выходит техническая сторона дела. Другой важнейшей характеристикой процесса является временной фактор. Следовательно, при определении избирательного процесса необходимо указание и на протяженность, развитие этой деятельности во времени.

    Интересную позицию относительно определения избирательного процесса занимает С.Д. Князев. Он предлагает определять избирательный процесс не через деятельность компетентных субъектов, а как систему организационно взаимосвязанных и реализуемых в установленной последовательности отношений, опосредующих подготовку и проведение выборов. Данное определение, по его мнению, не только отвечает интересам комплексного и всестороннего охвата этого многомерного по своему содержанию политико-правового явления, но и позволяет более четко определить его соотношение с избирательными процедурами и формами.

    По мнению М.В.Баглая, избирательный процесс – это несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования.

    Таким образом, с нормативно-правовой точки зрения избирательный процесс должен прежде всего обеспечивать законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать гражданам реализацию их прав на осуществление власти и формировать ее легитимные органы.

    Рассмотрев основные взгляды ученых-юристов относительно понятия "избирательный процесс", можно выделить три основных подхода к его определению. Согласно первому подходу (наиболее распространенному) при определении понятия "избирательный процесс" основной акцент делается на деятельности основных субъектов избирательного процесса, которая направлена на подготовку и проведение выборов. Второй подход базируется на установленной законом последовательной совокупности стадий, обеспечивающих целостность и легитимность результатов выборов. Третий подход (наименее распространенный) основан на взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности отношениях, опосредующих подготовку и проведение выборов.

    Помимо нормативно-правовых подходов существуют и другие. Так, политологический подход иначе определяет избирательный процесс. Например, принятие Конституции или иного законодательного акта является само по себе явлением политическим. Избирательное право, выполняя функцию регулятора событий, интересует политологов как в плане проработанности норм и установлений, так и с точки зрения выполнения его требований участниками избирательного процесса и ожидаемых последствий для них. С этой точки зрения избирательный процесс - это интегральная категория, при помощи которой дается общая характеристика всего комплекса разворачивающихся в стране политических событий, связанных с выборами.

    Очевидно, что в понимании избирательного процесса важное место занимает понятие «процесс». В словарях русского языка обычно под процессом понимается «ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь».

    Избирательный процесс, как всякая иная процессуальная деятельность, также осуществляется по определенным правилам, содержащимся в правовых нормах, установленных и санкционируемых государством. Справедлива позиция ученых, утверждающих, что без процессуальных норм нет никаких гарантий того, что материальные нормы будут реализованы вообще или что они будут реализованы правильно, в полном соответствии с их содержанием и единообразно.

    Целью избирательного процесса является обеспечение законного хода выборов и объективных результатов голосования, гарантирование надлежащей реализации гражданами конституционных прав на осуществление власти, формирование легитимных органов власти в строго установленной законом форме и предписанными законом средствами и способами. Результатом избирательного процесса является вновь сформированный законодательный (представительный) орган власти, избрание главы государства или избрание главы местного самоуправления.

    Таким образом, рассмотрев общие свойства процесса как юридической категории, можно однозначно утверждать, что все эти свойства присущи и избирательному процессу, поэтому позиция исследователей теории права обоснованна, и избирательный процесс можно рассматривать как одну из форм юридического процесса (в его широком понимании).

    Рассмотренные выше основные подходы к определению понятия "избирательный процесс" позволяют нам определить его как строго регламентированный действующим законодательством, последовательно осуществляемый комплекс избирательных действий и процедур, выделенных во времени и направленных на обеспечение целостности и законности подготовки и проведения выборов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.

    В отличие от избирательного права, являющегося системой правовых норм, регулирующих общественные отношения при проведении выборов, избирательный процесс является организационно-правовой формой реализации гражданами избирательного права и отражает технологию непосредственного формирования выборных органов.

    Федеральное законодательство не содержит определения избирательного процесса. Поэтому нередко его отождествляют с избирательной кампанией. На самом деле понятие "избирательный процесс", включая в себя понятие "избирательная кампания", не сводится к ней, поскольку представляет собой довольно сложное явление, охватывающее ряд последовательных и взаимосвязанных стадий, действий и процедур, выходящих за ее формальные временные рамки.

    Избирательная кампания - это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательный процесс - это часть политического процесса, происходящего в стране. Он непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии и представляет собой не только юридическую технику организации голосования, но и институт, обеспечивающий в стране политическую стабильность, демократичность и легальность власти.

    Таким образом, избирательный процесс - это система взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности процессуальных, политических, административных, финансовых и информационных отношений, связанных с подготовкой и проведением выборов, и реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными.

    Наиболее часто в юридической литературе структуру избирательного процесса связывают со стадиями избирательной кампании. Но более точной представляется позиция, различающая в содержании понятия "избирательный процесс" три элемента: субъектную, технологическую и стадийную составляющие.

    Субъектная составляющая включает в себя участников избирательного процесса. Статус субъекта избирательного процесса предполагает наличие у него определенных прав и обязанностей, а также юридическое оформление механизма их реализации. К числу субъектов избирательного процесса относятся избирательные комиссии, кандидаты, избиратели, средства массовой информации и так далее.

    Технологическая составляющая включает в себя временные и формальные элементы избирательной кампании. К ним относятся сроки избирательных действий и документы, составляемые участниками избирательного процесса.

    Сроки избирательных действий определяют последовательность их совершения. Несоблюдение электоральных сроков является нарушением объективного избирательного права.

    Стадийную составляющую избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов. О них речь пойдет в дальнейшем, а пока остановимся на принципах избирательного процесса.

    Под принципами избирательного процесса следует понимать основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как института народовластия, обеспечивающих реализацию и защиту электоральных прав граждан.

    Среди принципов избирательного процесса можно выделить: обязательность выборов, справедливость, периодичность выборов, их полнота, допустимость различных избирательных систем, независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, альтернативность выборов.

    Обязательность выборов. В основе данного принципа лежат положения Конституции Российской Федерации, согласно которым народ осуществляет свою власть непосредственно, либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

    Обязанность выборов предполагает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклониться от их назначения и проведения в установленные законодательством сроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.

    Проведение выборов в установленные сроки является обязательным - это требование статьи 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), чем обеспечивается ротация составов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а значит, - гарантия реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы публичной власти.

    Справедливость . Международные стандарты, создающие условия для проведения справедливых выборов, закреплены в целом ряде международных документов, начиная со Всеобщей декларации прав человека, в части 3 статьи 21 которой записано, что "выборы должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве". Эта правовая норма предполагает, что все граждане, независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, политических и религиозных убеждений имеют право голоса и имеют право быть избранными.

    Этому общему положению не противоречит тот факт, что к избирателю предъявляется ряд требований: достижение определенного возраста, наличие гражданства и места жительства.

    Для обеспечения справедливости выборов необходим также ряд правовых и организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности и фальсификаций. К таким мерам можно отнести реализацию права на судебную защиту и права на защиту от дискриминации, а также требования, касающиеся присутствия наблюдателей в ходе подготовки и проведения выборов, справедливого доступа к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах.

    Периодичность выборов . Данный принцип связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами прямо зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями. Неслучайно в указанном Федеральном законе прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен превышать пяти лет.

    Принцип полноты в избирательном процессе. Данный принцип предполагает обеспечение двух основных условий.

    Первое условие - обязательность включения всех стадий избирательного процесса в проведение тех или иных выборов, начиная с назначения и выборов и заканчивая официальным опубликованием их результатов. Причем каждая стадия должна быть полной и завершенной по содержанию избирательных действий и процедур. Данное нормативное условие обеспечивается положениями Федерального закона об основных гарантиях, которые не только устанавливают обязательные стадии для любого избирательного процесса, но и обязывают участников избирательного процесса обеспечить их выполнение.

    Второе условие - соблюдение нормативных электоральных сроков выполнения тех или иных избирательных действий.

    В рамках установленного временного цикла должны быть определены сроки формирования избирательных комиссий, образования избирательных округов и избирательных участков, составления списков избирателей и их представления для ознакомления избирателям, выдвижения и регистрации кандидатов и так далее вплоть до определения результатов выборов и их официального опубликования.

    Допустимость различных избирательных систем . Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство не содержат никаких ограничений в использовании при проведении федеральных региональных и местных выборов любых избирательных систем. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем, а также их вариантов.

    Допустимость различных избирательных систем предусматривает самые широкие возможности для поиска наиболее оптимальных вариантов проведения выборов на всех уровнях власти. В качестве примера можно привести Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий, что избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с видами избирательных систем, установленными в законе субъекта Российской Федерации.

    Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов . Этот принцип означает, что для подготовки и проведения выборов образуются специальные органы - избирательные комиссии.

    Независимость предметно отображена в механизме формирования избирательных комиссий, основанном на участии широкой общественности в формировании избирательных комиссий, определении квот для назначения в состав комиссии государственных и муниципальных служащих, представителей политических партий и общественных организаций.

    Неслучайно этот принцип нашел свое отражение среди принципов проведения выборов и референдума в Российской Федерации, перечисленных в статье 3 Федерального закона об основных гарантиях, пункт 7 которой гласит: "Вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и иных граждан не допускается".

    Альтернативность . Этот принцип является своеобразным начальным и конечным условием проведения избирательных кампаний и юридического признания их результатов. Достаточно полно это понятие изложено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года № 91-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Читинской областной Думы как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которому альтернативность относится к числу важнейших условий подлинно свободных выборов, так как обеспечивает избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. В ином случае выборы превращаются в формальное голосование.