Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Социальная гостиница для лиц без определённого места жительства и занятий юзао. Государственная поддержка лиц без определенного места жительства

    Социальная гостиница для лиц без определённого места жительства и занятий юзао. Государственная поддержка лиц без определенного места жительства

    Нормативные и правоприменительные аспекты оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий

    Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х гг. XX в. охватило жилищную сферу и привело как к формированию многомиллионного слоя собственников жилых помещений, сформировавшегося в результате приватизации жилья и возможности совершения сделок, связанных с отчуждением квартир и жилых домов, так и появлению многочисленного слоя лиц, утративших собственное жилище и вынужденных скитаться, не имея собственной крыши над головой.

    Актуальным является вопрос: какие минимальные гарантии на крышу над головой имеет в указанных случаях лицо, оказавшееся в статусе «бомж»?

    Первым нормативным актом, принятым в постсоветское время и посвященным указанной проблеме, стало Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 г. № 1003 «О домах ночного пребывания». Данный документ (п. 1) установил, что дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий создаются по решению органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Расходы по содержанию указанных домов были возложены на бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (п. 2 Постановления).

    Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было предписано обеспечить выделение соответствующих помещений для создания домов ночного пребывания, оказывать содействие в трудоустройстве и создании необходимых условий для проживания лиц без определенного места жительства и занятий (п. 3 Постановления).

    Во исполнение данного Постановления Министерством социальной защиты населения РФ был принят приказ от 25.01.1994 г. № 10 «О домах ночного пребывания», которым было утверждено «Временное положение о доме ночного пребывания». По сути, в нем был закреплен минимальный объем социальных услуг, предоставляемый лицам без определенного места жительства и рода занятий.

    Пункт 2.1 Временного положения определил основную задачу домов ночного пребывания как предоставление ночлега лицам без определенного места жительства и рода занятий, в первую очередь из числа престарелых и инвалидов.

    В соответствии с п. 2.2 Временного положения лицам без определенного места жительства и рода занятий гарантируется: предоставление бесплатно в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определение в стационарные учреждения социального обслуживания; первая доврачебная помощь и санитарная обработка нуждающихся.

    Пункт 2.3 Временного положения определил, что койко-место для ночлега в доме ночного пребывания предоставляется бесплатно одному лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, а сверх того лишь за плату, устанавливаемую соответствующим органом исполнительной власти. При наличии свободных коек спальное место для ночлега может предоставляться за плату и другим категориям граждан.

    Таким образом, нахождение в доме ночного пребывания носит не стационарный, а временный характер и не может в глобальном плане решить проблемы бездомных граждан.

    Следует отметить, что не все лица, относящиеся к категории «бомж», могут быть приняты в дома ночного пребывания. В частности, в соответствии с п. 3.2 Временного положения противопоказаниями к приему в дом ночного пребывания является наличие следующих заболеваний и расстройств:

    • туберкулеза в активной стадии;
    • заразных заболеваний кожи и волос;
    • острых инфекционных и венерических заболеваний;
    • психических заболеваний, сопровождающихся на момент поступления расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;
    • острого алкогольного опьянения и признаков приема наркотических средств.
    Таким образом, Временное положение о домах ночного пребывания устанавливает не только временны е параметры нахождения в указанных помещениях, но и условия для приема в них по медицинским критериям.

    Следовательно, исходя из буквального толкования положений рассматриваемого нормативно-правового акта далеко не каждый гражданин, являющийся лицом без определенного места жительства, может рассчитывать на размещение в домах ночного пребывания.

    Дома ночного пребывания стали первым видом законодательно закрепленной формы организации социальной помощи лицам без определенного мест жительства и рода занятий. Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 08.06.1996 г. № 670 «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и рода занятий» значительно расширил перечень наименований инстанций, предоставляющих социальную защиту лицам без определенного места жительства и рода занятий.

    Наряду с вышеупомянутыми домами ночного пребывания в него были включены также «социальные приюты», «социальные гостиницы», «центры социальной адаптации» и т. д.

    В перечне задач данных учреждений фигурируют следующие (п. 2 Постановления):

    • предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;
    • оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.
    Следует отметить, что рассматриваемое Постановление не фиксирует четких сроков нахождения в учреждениях лиц без определенного места жительства и рода занятий, а содержит отсылочную норму (п. 9), в соответствии с которой срок пребывания в них устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Процедура принятия лиц соответствующих категорий в соответствующие учреждения осуществляется на основании п. 20 рассматриваемого Постановления в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Последнее в свою очередь издало приказ от 10.09.1996 г. № 224 «Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».

    Следует отметить, что рассматриваемый приказ дифференцировал основания и условия приема в учреждения для лиц без определенного места жительства и рода занятий. Так, в соответствии с п. 2 приказа основанием и условием приема лиц в дом ночного пребывания является личное заявление обратившегося лица, а в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации - личное заявление и направление, выданное вышестоящей организацией по подчиненности, а также наличие у принимаемого паспорта (в отдельных случаях справки по форме № 9, выданной органом внутренних дел) и справки об освобождении из места лишения свободы (для лиц, освободившихся из мест лишения свободы). Кроме того, лица, поступающие в центр социальной адаптации, кроме документов, указанных в подпункте "б", должны иметь медицинскую карту установленного для учреждений социального обслуживания образца, заверенную лечебным учреждением или исправительно-трудовым учреждением органа внутренних дел.

    Общим основанием приема соответствующих лиц в указанные учреждения является наличие в учреждении свободных мест и отсутствие у принимаемого противопоказаний, которые сформулированы в п. 6 приказа (они по сути идентичны противопоказаниям, зафиксированным во временном положении).

    Лица, у которых при поступлении в учреждение обнаружены вышеуказанные противопоказания, а также повышенная температура тела, сыпь неясной этиологии, подлежат немедленному направлению в учреждения органов здравоохранения или внутренних дел.

    В учреждение не принимаются лица, у которых обнаружено холодное или огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, наркотики.

    Положения п. 3 приказа разграничили процедурные особенности приема лиц без определенного места жительства и рода занятий в соответствующие учреждения. Так, прием в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником учреждения с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр; прием в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации - администрацией учреждения.

    Различие в правовом статусе учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий подчеркивается в норме, сформулированной в п. 4 приказа, в соответствии с которым на каждого поступающего в центр социальной адаптации заводится личное дело, в котором хранятся: направление вышестоящей организации по подчиненности, личное заявление, пенсионное удостоверение, справка МСЭК, медицинская карта и другие документы.

    На лиц, поступающих в дом ночного пребывания, социальный приют и социальную гостиницу, личные дела не заводятся.

    Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что некоторые положения рассматриваемого нормативного акта отличаются неясностью и противоречивостью формулировок отдельных норм. Так, прием лица в дом ночного пребывания осуществляется с обязательным участием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Возникает вопрос: является ли медицинский осмотр обязательным для лиц без определенного места жительства, поступающих в дома ночного пребывания? Если существует необходимость оказания медицинской помощи данному лицу, но последний возражает против ее оказания, может ли данное лицо рассчитывать на помещение в дом ночного пребывания? С другой стороны, прием лица без определенного места жительства в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации осуществляется администрацией учреждения при наличии разрешения вышестоящей инстанции и соответствующей медицинской карты. Резонным является вопрос: может ли лицо без определенного места жительства с оформленной надлежащим образом медицинской картой рассчитывать на прием в соответствующие учреждения без прохождения медицинского осмотра?

    Главной проблемой проанализированных нормативных актов является отсутствие норм, обязывающих лиц без определенного места жительства и рода занятий, поступающих в соответствующие учреждения, проходить в обязательном порядке медицинский осмотр. Необходимость последнего обусловливается наличием норм (п. 6 приказа), в которых зафиксирован перечень медицинских противопоказаний, исключающих нахождение в учреждениях, предназначенных для лиц без определенного места жительства и рода занятий.

    Следует отметить, что законодательство субъектов РФ высказывается более категорично по отношению к лицам без определенного места жительства и рода занятий в части вопросов, касающихся обязательного прохождения медицинского осмотра как условия приема в соответствующие учреждения. В свою очередь это обусловливает проблемы в правоприменительной практике.

    Показательным в этом отношении является определение Московского городского суда от 14.02.2012 г. по делу № 33-1752, в соответствии с которым было оставлено без изменения решение суда нижестоящей инстанции, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

    Из обстоятельств дела усматривалось, что истец обратился в суд с иском к центру социальной адаптации (далее - ЦСА) «Ясенево» ДСЗН г. Москвы об оспаривании действий ЦСА в части обязания принять его для временного пребывания в ЦСА, мотивируя тем, что 14.07.2011 г. он обратился к администрации ЦСА «Ясенево» для оформления на ночлег и временное пребывание, оказания других медико-социальных услуг, т. к. находился в тяжелой жизненной ситуации. Однако истец получил на свою просьбу отказ, в связи с чем просит, с учетом уточнений исковых требований, признать требование администрации ЦСА «Ясенево» о предоставлении справки о прохождении противопедикулезной обработки и результатов флюорографического исследования незаконным; обязать администрацию ЦСА принять его на временное пребывание.

    Истец 14.07.2011 г. обратился в ЦСА «Ясенево» с заявлением о предоставлении возможности временного пребывания в учреждении. Указанное заявление завизировано руководителем Центра с указанием «заселить в установленном порядке».

    Работники ЦСА предложили истцу предоставить справку о прохождении противопедикулезной обработки и результаты флюорографического исследования.

    Согласно представленным актам указанное предложение истцом не исполнено. Судом первой инстанции было отмечено, что ЦСА функционирует на основании положения «О Центре социальной адаптации «Ясенево» ДСЗН г. Москвы (государственное учреждение)», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 08.12.2009 г. № 1461.

    В соответствии с п. 3.1 указанного положения, в Центр принимаются бездомные граждане (мужчины старше 18 лет), в том числе не имеющие документов, удостоверяющих личность, по различным причинам утратившие свою жилплощадь и оказавшиеся в критической жизненной ситуации, нуждающиеся в посторонней медико-социальной, социально-бытовой помощи и не имеющие противопоказаний к приему.

    В соответствии с п. 3.2 указанного положения противопоказаниями к приему в Центр являются:

    • туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих;
    • сильное алкогольное опьянение или признаки приема наркотических веществ;
    • неадекватное поведение, выражающееся в угрозах и оскорблениях сотрудников Центра.
    19.01.2006 г. Департаментом социальной защиты населения (далее - ДСЗН) г. Москвы издан приказ № 5 «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)».

    В соответствии с п. 1.5 указанного Единого порядка после приема заявления поступающего гражданина осматривает дежурный фельдшер (врач), который определяет отсутствие медицинских противопоказаний для приема и делает вывод о необходимости направления данного лица на санитарную обработку, размещении его на ночь в изоляторе или общем спальном помещении, о чем делается соответствующая запись в журнале медицинских осмотров и контроля за состоянием пребывающих граждан. Гражданин, отказывающийся от осмотра дежурным фельдшером (врачом), в учреждение не допускается.

    В соответствии с п. 1.6 Единого порядка медицинскими противопоказаниями к приему в учреждение социальной помощи являются: туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих.

    Кассационная инстанция отметила, что, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что истцу не было отказано в приеме в учреждение для временного пребывания, напротив, резолюцией директора ЦСА его решено заселить в установленном порядке. Недопущение в учреждение связано с отказом истца от осмотра врача, что подтверждается объяснительной запиской фельдшера. В силу п. 1.5 «Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи» гражданин, отказывающийся от осмотра дежурным фельдшером, в учреждение не допускается. При этом истец не лишен права пребывания в учреждении при соблюдении им указанных положений, которые обязательны для всех граждан, поступающих в учреждение либо проживающих в нем (а именно при предоставлении запрашиваемых медицинских документов, прохождении соответствующих обработок на усмотрение врача (фельдшера), при наличии показаний).

    В кассационной жалобе истец ссылается на то, что решение подлежит отмене, т. к. суд не применил положения п. 2, 8, 10 и 20 Постановления Правительства РФ от 08.06.1996 г. № 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».

    Однако данный довод не может служить основанием для отмены судебного решения, т. к. п. 2 и 8 содержат лишь перечень целей и задач учреждений социальной помощи.

    В п. 10 указано, что для оказания первой доврачебной помощи непосредственно в учреждении организуются медицинский пункт, возглавляемый фельдшером (медицинской сестрой), и помещение для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды.

    Как видно из материалов дела, фельдшер в ЦСА «Ясенево» имеется. При этом ЦСА не имеет пункта проведения санобработки, что не противоречит п. 1.8 приказа ДСЗН г. Москвы № 5 от 19.01.2006 г. «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)», в соответствии с которым при необходимости по заключению дежурного фельдшера (врача) при наличии в учреждении санитарного пропускника поступающий гражданин проходит санитарную обработку, а при его отсутствии направляется на санитарную обработку в городской санпропускник.

    Истцу в связи с изложенным было предложено пройти санобработку на одном из пропускников, от чего он отказался.

    При этом кассационная инстанция указала, что данный приказ ДСЗН г. Москвы был издан в соответствии с п. 20 Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, в соответствии с которым прием лиц в учреждение осуществляется в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

    Не оспаривая целесообразности единого порядка приема лиц без определенного места жительства и рода занятий в соответствующие учреждения установленного законодательством субъекта, следует отметить, что приказ ДСЗН г. Москвы № 5 от 19.01.2006 г. «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)» - это подзаконный нормативный акт, изданный органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако порядок приема лиц без определенного места жительства и рода занятий определен подзаконным нормативным актом - приказом от 10.09.1996 г. № 224 «Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», изданным федеральным органом исполнительной власти - Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Таким образом, вышеизложенный довод Московского городского суда о правомерности применения норм данного акта не выглядит бесспорным.

    Выводы:

    1. На сегодняшний день в России сложилось несколько типов учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий: дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Первой формой подобного рода учреждений в современной России стали дома ночного пребывания.
    2. Пребывание лиц без определенного места жительства и рода занятий в указанных учреждениях носит срочный характер. Первоначально он устанавливался федеральным нормативным подзаконным актом и составлял не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году безвозмездно, а сверх указанного срока - за определенную плату. В дальнейшем определение срока пребывания лиц без определенного места жительства и рода занятий в указанных учреждениях было возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ. Действующее законодательство как на федеральном, так и на уровне субъекта РФ устанавливает перечень противопоказаний, исключающих нахождение в указанных учреждениях лиц без определенного места жительства и рода занятий. К их числу относятся: туберкулез в активной стадии; заразные заболеваний кожи и волос; острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих, выявленные медицинским работником учреждения при осмотре; психические расстройства; алкогольное опьянение и наркотическое одурманивание.
    3. Действующее федеральное законодательство предусматривает ряд отличий в правовом статусе данных учреждений. Так, прием в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником учреждения с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Прием в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации производится администрацией учреждения при наличии надлежащим образом оформленной медицинской карты. Недостатком федерального законодательства, определяющего правовой статус учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий, является наличие правовых пробелов, выражающихся в отсутствии императивных норм, обязывающих лиц без определенного места жительства и рода занятий, поступающих в соответствующие учреждения, в обязательном порядке проходить медицинский осмотр.
    4. Принципиально по другому пути идет законодательство субъектов РФ (например, Москвы), которое унифицировало правовые отличие между различными типами учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий и установило единый порядок приема в них соответствующих граждан. В подзаконных нормативных актах, принимаемых на уровне субъектов РФ, в числе условий приема в соответствующие учреждения прописан медицинский осмотр. Это обусловило сложности в правоприменительной практике, т. к. нижестоящий нормативно-правовой акт, изданный федеральным органом исполнительной власти субъекта РФ, не может ликвидировать правовой пробел, содержащейся в нормативно-правовых актах, издаваемых на федеральном уровне.
    • ОТМЕНА ПОПРАШАЙНИЧЕСТВА
    • ГОСУДАРСТВО
    • СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
    • ЗАКОН

    Статья посвящена бездомности и бродяжничеству в России. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с многочисленными негативными последствиями бездомности для человека, общества и страны в целом. Будут представлены предложения и меры, направленные на решение проблем, вызванных бездомностью, по отношению к лицам без определенного места жительства в России со стороны государства.

    • Место и значение повышении правовой культуры молодежи в трудах Фараби
    • Конец географии: меняющийся характер международной системы и вызов для международного права: ответ Дэниэлу Вифлеему
    • Развитие юридической системы электронных взаимодействий государства и населения

    С людьми, которые сейчас называются «бомжами», сталкиваешься повсюду: в переходах, на рынках, в подъездах, в транспорте, на остановках. Чаще всего встречаются в переходах и в транспорте с протянутой рукой. Пожалуй, самым страшным является то, что на глаза попадается бомж-ребенок. А еще более неприятным видеть, как лица без гражданства, чаще всего цыгане, попрошайничают на руках с грудным ребенком в любую погоду. Инвалиды и пожилые люди ходят попрошайничать как на работу каждый день. И складывается такое впечатление, что все это видят, но как будто не замечают этого. Со стороны общества – это становиться нормой, а со стороны властей – проблема, которая присутствовала во все времена, и вроде как она решается. Ведь существует сейчас помощь малоимущим, нуждающихся в жилье. Открываются приюты для лиц без определенного места жительства, создаются учреждения социальной помощи и т.д., но ситуация не меняется. Наше государство должно увидеть, что одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества является появление значительного числа лиц без определенного места жительства.

    Точная численность лиц без определенного места жительства на территории нашего государства неизвестна по причинам того, что данную группу людей посчитать очень сложно, но существует статданные, в которых указываются числа, не соответствующие реальному количеству людей данной категории, (по различным оценкам, она составляет около 4,5 миллиона человек, или 2,8% населения России).

    Данная проблемы связана с многочисленными негативными последствиями бездомности для человека и общества в различных сферах жизнедеятельности.

    Среди бомжей высок риск заболеваемости заразными болезнями, например, туберкулёзом, так как они живут в плохих условиях, отказываются от длительного лечения или не имеют на него средств из-за внедрения в России платной медицины, не проходят медосмотры. Среди бомжей также широко распространён алкоголизм и наркомания.

    Увеличение числа правонарушений, совершенных лицами, не имеющими определенного места жительства, ведущими антиобщественный образ жизни. Эта группа является потенциально криминогенной и социально опасной

    В общей картине лиц без определенного места жительства является то, что каждый десятый бомж - ребенок. Это либо сбежавший из неблагополучной семьи (от родителей-алкоголиков, от побоев и жестокости) или воспитательного учреждения, либо привязанный родственными узами к родителю-бомжу).

    Бездомность противоречит праву человека на жилище, закрепленному в конституциях многих государств, в том числе России. Как социальное явление бездомность воплощается в целом комплексе экономических, социально-политических, гражданско-правовых и культурно-психологических проблем, в силу которых значительная часть населения оказывается лишенной необходимых жилищных условий, признаваемых неотъемлемой стороной цивилизованного общества. Нереализованность права на жилье влечет за собой невозможность регистрации по месту жительства и связанный с ней комплекс правовых проблем, приводящих к невозможности реализации бездомными практически всех конституционных прав.

    Ведь есть люди, которые, и в правду, попали в сложную жизненную ситуацию и они нуждаются в поддержке. А есть категория людей, которые прикрываются этим, делают на этом деньги, формируя группировки, во главе которых всем этим заправляют, и получается хороший бизнес на людях.

    Поэтому, необходимо эффективное усовершенствование системы управления в области государственной поддержки лиц без определенного места жительства.

    Предложения и меры, направленные на решение проблем, вызванных бездомностью, по отношению к лицам без определенного места жительства в России со стороны государства необходимо:

    1. законодательно признать и закрепить наличие таких категорий граждан, но и определить их правовой статус;
    2. создание четкой структуры специализированных учреждений социальной помощи во всех населенных пунктах, соответствующего масштаба;
    3. законодательно определить возможность принудительного лечения лиц БОМЖ;
    4. разработать и принять Федеральный закон «Об основах системы предупреждения и регулирования бродяжничества в РФ»;
    5. разработать и принять Федеральный закон «Об отмене и запрете попрошайничества в РФ»;
    6. создать комплексную программу социальной поддержки и помощи лицам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также целевую программу для сокращения появления бродяг и бездомных.

    Таким образом, в настоящий момент проблема бездомности и бродяжничества не нова, и имеет глубокие исторические корни. К государственной поддержке относятся такие государственные услуги по оказанию социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, как типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий. Для них предусмотрены все необходимые типы учреждений и виды услуг для социальной реабилитации и адаптации бездомных граждан в современных российских условиях.

    Тем не менее, несмотря на кажущееся обилие нормативной базы по защите бездомных, основная составляющая правовой базы, ориентированная на социальную защиту вышеупомянутой категории граждан в условиях переходного общества, оказывается трудно реализуемой. Свою роль в этом сыграла и существующая неопределенность многих правовых норм, которая затрудняет социальную помощь лицам без определенного места жительства, не определен статус бездомного, нет четко сформулированной государственной политики по профилактике бездомности среди взрослого населения, следствием чего является отсутствие законодательной базы, устроенной так, что ни при каких обстоятельствах человек не может быть лишен минимальных жизненных благ и доходов, включая жилье или средства на его аренду, результатом чего во многом и является сегодняшняя ситуация с бездомностью и бродяжничеством.

    Список литературы

    1. Акутина К.И. Бездомность: основные проблемы и пути решения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/06/3249
    2. Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности // Собрание статей Тематические учебно-методические материалы. – 2010 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://soc-work.ru/article/645
    3. Репьев А. Г. Государственное обеспечение прав лиц без определенного места жительства и профилактика их делинквентного поведения (на материалах пензенской области) / А. Г. Репьев // Вестник Воронежского института МВД России. – 2012. - № 3;
    4. Рузова Л. А. Калинина Д. С. Проблема бездомности в системе отношений к ней в обществе / Л. А. Рузова // Вектор науки тольяттинского государственного университета. – 2013. № - 2 (24) с. 325;
    5. Юрасов И. А. Кошарный В. П. Социальный портрет лиц без определенного места жительства в пензенском регионе / И. А. Юрасов // Вектор науки тольяттинского государственного университета.- 2013. №2 (24) с.325;
    6. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.gks.ru/.

    В настоящее время накоплен достаточно большой опыт оказания практической помощи людям без определенного места жительства. Однако многие нерешенные проблемы способствуют воспроизводству бездомности как социальной патологии в современной российской действительности.

    К бездомным требуется особый подход. Не каждый специалист может работать с данной категорией людей. От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их. Надо дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая им элементарные услуги.

    Для лиц с большим стажем бездомности требуется длительная, кропотливая работа, направленная на их социальную и психологическую реабилитацию. Получив жилье, люди, как правило, воспроизводят привычный образ жизни бездомных, зарабатывая на жизнь сбором бутылок или старых вещей. Поддерживая контакты с уличной средой, человек рискует в любой момент снова оказаться на улице.

    Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в России уже сейчас, сегодня оказывают бездомным конкретную помощь: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т.п. Принято и постепенно реализуется постановление Правительства РФ «О домах ночного пребывания». Указом Президента Российской Федерации (октябрь 1993 г.) «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации. Действуют специальные «телефоны доверия». Создаются и функционируют специальные социальные учреждения.

    В данное время выделяют две основные системы помощи лицам без определенного места жительства.

      государственная система помощи

      негосударственная система помощи

    Государственная система помощи

    Важнейшей системой помощи лицам без определенного места жительства является практическая социальная работа с бездомными. Она должна быть ориентирована на профилактику трудных жизненных ситуаций, на реабилитацию и адаптацию этих групп к условиям жизнедеятельности. Социальная работа с данной категорией предполагает широкий комплекс технологий, который включает:

    – социальную диагностику–комплексный процесс исследования бездомности как социальной патологии с целью изучения причин, характеризующих это явление применительно к конкретной территории или личности;

    – психолого-социальное консультирование–оказание социальной помощи путем целенаправленного, информационного воздействия на бездомного по поводу преодоления его жизненных проблем;

    – социальную терапию–целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений, препятствующих адаптации бездомных);

    – социальную реабилитацию–процесс, направленный на восстановление способностей бездомного человека к жизнедеятельности в социальной среде, предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях в глазах общества;

    – социальное обеспечение–система оказания социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи;

    – социальный контроль–механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами;

    – социальную профилактику–совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления;

    Одним из самых ключевых направлений в социальной работе с бездомными является реабилитационная деятельность, которая, в первую очередь, направлена на восстановление правового и социального положения бездомных. Процесс социальной реабилитации бывших бездомных предполагает восстановление социальных связей, получение профессиональных квалификаций для интеграции в рынок труда .

    Социальная реабилитация как комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий должна быть направлена на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих.

    Система реабилитации должна включать в себя и ряд профилактических мероприятий, которые направлены на снятие причин факторов, которые могут вызывать те или иные социальные риски или социальные патологии. Например, целесообразно проводить общественные мероприятия и акции, привлекающие внимание к проблеме бедности и бездомности, распространять информацию о бездомных для организации помощи им на основе гражданских инициатив.

    Необходимо учитывать, что бездомные представляют собой неоднородную группу, что предполагает различные подходы к их социально-трудовой адаптации. Это вопросы не только трудоустройства, содействия в получении жилья, направлений в стационары для лечения, но и различные формы социально-психологической помощи с учетом возраста и пола лиц без определенного места жительства. Психологическая поддержка может осуществляться в рамках индивидуальных консультаций и бесед для преодоления состояний депрессии, пассивности, отчужденности и неверия в возможность изменить свою судьбу. Информационные консультации должны быть направлены на предоставление нуждающимся сведений о наличии вакантных мест и возможностей трудоустройства в различных регионах России.

    Также для оказания помощи бездомным, государство создает центры временного размещения бездомных – учреждения для размещения бездомных на период ресоциализации.

    Основные типы центров временного размещения:

    – дом ночного пребывания (ночлежка);

    – социальная гостиница;

    – центр социальной адаптации;

    – центр медико-социального ухода;

    Дом ночного пребывания (ночлежка) – социальное учреждение, предназначенное для ночлега лиц без определенного места жительства и занятий. Дома ночного пребывания создаются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Понятие введено в законодательство РФ в 1993 году .

    В задачи дома ночного пребывания входят:

    – обеспечение временного проживания бездомных граждан, создание условий для самостоятельного преодоления ими критической жизненной ситуации;

    – организация социального ухода и наблюдения за бездомными престарелыми гражданами и инвалидами, оказание первой медицинской помощи, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий;

    – содействие в защите прав и законных интересов бездомных граждан, предусмотренных действующим законодательством.

    Приют - благотворительное учреждение для одиноких стариков, сирот, бездомных.

    В задачи социального приюта входят:

    – предоставление одноразового питания и ночлега лицам, утративших прописку и жилье;

    – оказание первой доврачебной помощи.

    Социальная гостиница предназначена для предоставления временных жилищно-бытовых условий нормальной жизнедеятельности различным категориям граждан, в том числе семьям с детьми, пережившим физическое и морально-психологическое насилие, находящимся в критической жизненной ситуации, пострадавшим от стихийных бедствий и т.п. . Центр социальной адаптации - учреждение социального обслуживания, предназначенное для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам без определенного места жительства и занятий и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Оказывает содействие в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий к условиям жизни в обществе

    Центр медико-социального ухода - специализированный центр, предназначенный для временного размещения бездомных, которые страдают заболеваниями, не требующими стационарного лечения (находящимися на стадии, не требующей стационарного лечения), но не позволяющими по соображениям эпидемической безопасности и (или) этическим соображениям размещать их вместе с бездомными, не страдающими этими заболеваниями. Центры медико-социального ухода могут создаваться в виде ночлежек, приютов, социальных гостиниц, центров социальной адаптации или иметь функциональные отделения, соответствующие указанным видам по своему назначению. В центрах медико-социального ухода, кроме того, должны быть предусмотрены условия для оказания необходимой медицинской помощи.

    Можно сказать, что существующая государственная система профилактики бездомности и социальной помощи бездомным не соответствует масштабам и природе проблемы и, судя по темпу и характеристикам развития этой системы, не предполагает заметной эффективности.

    Показателем эффективности системы социальной адаптации бездомных является возможность реализации бездомными своих политических, экономических (в том числе трудовых), культурных, социальных, семейных и иных прав и свобод.

    Низкая эффективность государственных и муниципальных систем социальной помощи бездомным объясняется, тем, что данные системы помощи не учитывают особенности бездомных (демографических, психологических и т.п.). Например, несмотря на государственные гарантии поддержки семьи, в России нет учреждений для бездомных, где семья, потерявшая жилье, могла бы проживать совместно. Бездомная семья, не имеющая возможности неофициально снимать жилье либо жить (ночевать) у родственников или знакомых, вынуждена будет разойтись по разным учреждениям. Взрослые, возможно, смогут устроиться в приюты или ночлежки, ребенок, скорее всего, попадет в детское учреждение интернатного типа.

    Негосударственная система помощи

    Фундаментальным условием оптимальной реализации созидательного потенциала негосударственных организаций (далее по тексту НГО) по профилактике бездомности является сотрудничество общественных объединений с органами управления, всесторонняя поддержка ими инициатив гражданского общества. Изучение реального положения дел в организации такого сотрудничества выявило, что наряду с положительными результатами имеется большое число нерешенных проблем.

    Самым существенным в позитивной практике сотрудничества негосударственных организаций и государственных структур следует считать опыт финансового обеспечения инициатив общественных объединений, в том числе программ и проектов профилактики детской безнадзорности. Именно компонент финансовой поддержки закономерно выдвигается как приоритетный во всей системе сотрудничества. Общественные объединения в целом располагают достаточным креативно-деятельностным, институциональным, кадровым и интеллектуальным потенциалом, необходимым для достижения эффективных результатов, но в рамках современного российского законодательства неразрешимой (без наличия доброй воли со стороны властных структур) является проблема финансирования социально ценных инициатив.

    Ощутимые практические результаты активности третьего сектора, как правило, можно видеть только там, где органы власти находят возможность его адекватной финансовой поддержки. В ином случае негосударственные организации вынуждены ограничивать воплощение своих замыслов размерами самостоятельно заработанных средств, спонсорской помощью, фантами зарубежных благотворительных организаций.

    Безусловно, в ситуации жесткой нехватки бюджетного финансирования находится вся социальная сфера страны. Но если государство, включая местное самоуправление, признает формирование гражданского общества приоритетом дальнейшего развития страны, оно будет изыскивать и найдет резервы финансового обеспечения наиболее значимых инициатив негосударственных организаций.

    Сегодня можно констатировать, что органы власти ряда регионов России с пониманием относятся к этой проблеме. Так, в Москве взаимодействие государственных организаций и общественных объединений, включая и решение проблем бездомности, осуществляется разными путями, и не в последнюю очередь через поддержку инициатив НГО городскими грантами. Эти гранты выдаются на конкурсной основе, методом привлечения общественных объединений к реализации городских программ с выделением соответствующих финансовых средств, а также путем проведения конкурса социально значимых программ организаций третьего сектора. Победители конкурса получают стартовый капитал и, привлекая другие источники, успешно реализуют свои проекты и программы.

    В ряде случаев госструктуры управления игнорируют или даже тормозят инициативы НГО, направленные на решение проблем бездомности, и с недоверием относятся к подобным начинаниям .

    Таким образом, негосударственная система помощи бездомным также явно неспособна оказать существенное влияние на состояние проблемы и положение бездомных. НГО, оказывающие помощь бездомным, немногочисленны, что связано, прежде всего, со стигматизацией образа бездомного и, как следствие, немногочисленностью тех людей, которые могут и хотят помочь бездомным. Помогающие этой категории НГО очень ограничены в средствах, так как трудно найти спонсора для их проектов. Кроме того, у организаций, помогающих бездомным, как правило, существуют проблемы с получением помещений в тех районах, где концентрируются бездомные и где работа с ними давала бы максимальный результат.

    Если целью деятельности государственных и негосударственных социальных служб является ресоциализации максимально возможного числа бездомных, то задачей этих служб будет не просто предоставление некоего набора услуг (ночлег, питание, одежда, консультации и др.), но и содействие тем бездомным, кто под влиянием целого ряда факторов неосознанно выбрал стратегию выживания, в смене ее на стратегию ресоциализации.

    Согласно указу Президента РФ «О мерах по пре­дупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи этим лицам, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного поряд­ка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-рас­пределителей органов внутренних дел в центры социальной реабилитации.

    На органы внутренних дел возлагает­ся: выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попро­шайничеством; их задержание; доставление в центры социаль­ной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направле­ние их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Фе­деральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление этих лиц в учреждения социальной защиты, а также опре­деление оснований и порядка выплаты пенсий.

    Правительство Российской Федерации своим постановле­нием «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» (1995 г.) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании для лиц без определенного места жительства домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, социальных цен­тров и др. Решения об организации соответствующих учреждений от­несено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для этих лиц, отнесены за счет бюджетов субъек­тов Российской Федерации.

    В 1996 году Правительство РФ приняло очередное поста­новление, касающееся бомжей, «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», регу­лирующее деятельность учреждений социальной помощи этим лицам. В ряде регионов России администра­циями и органами социальной защиты населения сформирова­ны и реализуются программы социальной поддержки и помо­щи бездомным.

    Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений , оказывающих помощь лицам без определенного места жительства:

    1) дома ночного пребывания;

    2) специальные дома-интернаты для инвалидов и престаре­лых;

    3) центры социальной адаптации;

    4) социальные гостиницы и приюты.

    В июне 1992 г. в Москве был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России: в Кемерово, Петропавловске-Камчатском, Липецке, Махачкале и др.

    В социальных учреждениях бомжам предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. Нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

    В ряде регионов получило развитие обслуживание бездом­ных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы . Эта категория граждан направляется в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которые являются медико-социальными учреждениями. Социальная работа с лицами из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инва­лидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.

    Центры социальной адаптации предназначены для трудо­способных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество.


    Данные учреждения решают вопросы быто­вого и психологического характера, а также оказывают по­мощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массо­вые работа и предупредительно-профилактические мероприя­тия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предостав­ляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей.

    Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необ­ходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах оказывается медицинская помощь. В пе­риод проживания клиенты получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

    Анализ деятельности функционирующих домов ночного пре­бывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефици­та бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий.

    Следует отметить заслуги благотворительных организаций:«Ночлежка», «Вра­чи без границ», «Армия спасения» и др. Так, в Москве Международная неправитель­ственная ассоциация «Врачи без границ» (Бельгия) оказывает социальную и первичную медицинскую помощь бомжам возле московских вокзалов, где функционируют передвиж­ные автобусы-амбулатории. Врачи проводят медицинский ос­мотр, диагностику и лечение заболеваний, не требующих гос­питализации, а также выдают лекарства и производят перевязку. Ассоциация помогает бомжам в восстановлении документов, проводит консультации по социальным, право­вым, бытовым и медицинским вопросам, оказывает и другие виды помощи.

    Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых ост­рых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов:

    · не определен статус таких лиц;

    · отсутствует государственная система учета;

    · недостаточно развита сеть социальных уч­реждений для помощи указанной категории населения;

    · прак­тически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.

    Для организации социальной поддержки и помощи бомжам в России следует решить следующие задачи:

    · организовать научные исследования проблем бездомнос­ти в России;

    · повысить эффективность профилактической работы по предупреждению бродяжничества;

    · усовершенствовать правовую базу;

    · предоставить бомжам возможность комплексной со­циально-психологической и медицинской реабилитации с целью интеграции их в общество;

    · создать материально-техническую и финансовую базы для широкой сети социальных учреждений для бездомных;

    · подготовить кадры специалистов различного профиля для работы с ли­цам без определенного места жительства;

    · объединить усилия всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи бомжам.

    Таким образом, для решения проблем лиц без определенно­го места жительства необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечь к организации помощи бомжам обществен­ные и благотворительные организации.

    Сегодня мы будем говорить о том, какого рода помощь бездомным людям (лицам бомж) оказывается в Москве и городах Московской области, представим организации и волонтерские команды, которые этим занимаются.

    Начнем со статистики. По оценкам Московского Департамента труда и соцзащиты в российской столице на 2015 год было около 11 тысяч бездомных. Официально. Прибавим тех, кого не посчитали, и получится численность небольшого провинциального городка. Много. Но говорят, что численность лиц бомж снижается. Будем верить статистике из Департамента.

    Как организована бесплатная помощь бездомным, бомжам в Москве:

    Городская программы "Социальный патруль".

    Программа «Социальный патруль», которая была запущена несколько лет назад, нашла отклик в сердцах очень многих людей, не равнодушных к нуждающимся. Сотрудники соцзащиты на 30 машинах и 5 автобусах развозят по местам скопления бездомных еду, теплую одежду, оказывают медицинскую помощь. Уже открыто 2 центра социальной помощи и адаптации бездомных. Хорошее начинание.

    Для тех, кто нуждается в помощи соцзащиты, оставляем ссылку на страницу сайта Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы , где можно найти информацию о порядке признания бездомных граждан нуждающимися в получении социального обслуживания.

    Служба помощи бездомным людям «Милосердие».

    Больше десяти лет работой с лиц БОМЖ ведет православная служба помощи «Милосердие». У этой команды 3 основные направления, в которых они двигаются:

    - профилактическая работа на вокзалах города.