Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Что делает судебная власть рф. Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство». Функции судебной власти - понятие

    Что делает судебная власть рф. Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство». Функции судебной власти - понятие

    Государство во все времена представляло собой специфическую структуру, основным элементом которой было население. Однако столь большое скопление людей требует постоянного надзора. В противном случае их деятельность попросту выйдет из-под контроля и станет совершенно неэффективной. Иными словами, анархия в обществе полностью остановит правовую эволюцию любой страны. Этот фундаментальный принцип всегда обуславливал необходимость существования сильной государственной власти. Однако управление страной разделяется между различными сферами непосредственной жизнедеятельности человека. В связи с этим можно выделить несколько одной из которых является судебная. В Российской Федерации она представлена системой определенных органов, которые реализуют в жизнь ряд специфических функций. При этом судебная власть имеет свою структуру, признаки и нормативное регулирование. То есть данное явление имеет комплексный характер, что обуславливает необходимость скрупулезного изучения этой достаточно интересной проблематики.

    Разделение сфер государственного управления

    Большинство людей не знает, как появилась судебная власть. Данная отрасль государственного управления формировалась большое количество времени на территории всей планеты и, в частности, нашего отечества. Изначально, судебной власти как таковой не существовало. Отдельные функции этой категории осуществлялись монархами и специально созданными ими органами. Но все кардинально поменялось в период Нового времени. Данный этап ознаменовал эволюцию власти, которая проявилась в переходе от единоличной к коллегиальной форме управления. То есть, на смену монархии, как базового института координации общества, пришли более демократические организации. Основой таких изменений стал принцип Он был разработан Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Согласно данному принципу существует в законодательной, исполнительной и судебной форме. Каждое направление имеет в своем составе специальные органы. С момента изобретения принципа судебная власть, функции которой представлены в статье, обретает определенную независимость и ряд иных специфических аспектов.

    Что собой представляет судебная ветвь управления?

    Судебная власть, функции которой представлены в статье, представляет собой независимую сферу координации общества, которая реализует свои задачи через определенную систему государственных органов, наделенных исключительными полномочиями. Данная ветвь занимает особое место в аппарате управления страны. Ведь её деятельность осуществляется на основе ряда правовых принципов, которые закреплены в Конституции России и иных нормативных актах нашей державы.

    Разграничение терминов

    Следует отметить, что крайне часто путается с термином «судебная система». Словосочетания действительно похожи. При этом их «родство» определяется как лингвистическим, так и содержательным моментом. Однако полностью отождествлять судебную систему и власть нельзя. Суть состоит в том, что первый термин характеризует структуру органов, наделенных рядом особых полномочий в сфере правосудия. Что касается судебной власти, то это, как мы выяснили, одна из ветвей государственного управления, которая функционирует наряду с исполнительной и законодательной сферой.

    Признаки судебной власти

    Функции судебной власти невозможно рассматривать без анализа характерных моментов данной категории. Если мы говорим о признаках, то именно они позволяют разобраться в специфике этой сферы регулирования. При этом ключевые особенности судебной власти закреплены в основном законе - Конституции Российской Федерации. Согласно её положениям, судебная ветвь характеризуется следующими признаками, а именно:

    • полной независимостью от влияния иных форм власти;
    • возможностью применения различного законодательства для решения правовых споров;
    • единством системы соответствующих государственных органов;
    • подчиненностью всех судей централизованной нормативной базе;
    • наличием финансовой поддержки со стороны государства.

    Одним из важных принципов является тот факт, что весь спектр полномочий принадлежит исключительно судам. То есть реализовать задачи ветви могут только эти органы и никакие более.

    Функции судебной власти - понятие

    Каждый существующий на сегодняшний день орган производит свою деятельность с определенной целью. То есть конкретные ведомства создаются для реализации определенных задач. При этом в процессе своей работы они осуществляют те или иные функции. Но что собой представляют функции судебной власти в РФ? Следует отметить, что в научной среде существует несколько основных подходов к рассмотрению этой категории. Изначально функции судебной власти рассматривались, как совокупные системы определенных полномочий, которые выделяли ветвь среди других форм управления. Однако, с течением времени стало понятно, что значение категории является куда более широким. На основе этого сформировалась иная точка зрения. Её приверженцы утверждают, что функции судебной власти в РФ - это направления непосредственной деятельности ветви управления, в рамках которых реализуются отдельные задачи и применяются методы правового регулирования. На сегодняшний день такая трактовка имеет основное значение. Она также помогает разграничить основные направления разных ветвей управления. К примеру, функции законодательной и судебной власти имеют похожую структуру, однако их содержание не является идентичным.

    Основные функции судебной власти

    Существует ряд ключевых направлений деятельности упомянутой в статье ветви управления. Они исходят из принципов построения судебной власти в Российской Федерации и положений отдельных законодательных актов. Таким образом, можно выделить следующие функции, а именно:

    • осуществление правосудия;
    • контроль и надзор;
    • толкование правовых норм;
    • удостоверение юридически значимых фактов.

    В данном случае необходимо отметить, что функции судебных несколько отличаются от направлений деятельности, представленных выше, о чем будет рассказано далее в статье.

    Особенности надзора, контроля и правосудия

    Существует несколько основных направлений, которыми характеризуется судебная власть. Функции и правосудия можно назвать ключевыми. При этом последнее направление присуще исключительно судебной Следует отметить, что функция правосудия проявляется в возможности соответствующих органов разрешать правовые споры и выносить по ним свое решение, которое, в свою очередь, является обязательным.

    Контроль и надзор - это функции, проявляющиеся в законном обосновании мер принудительного характера. То есть лишь на основе судебного решения лицо может быть ограниченно в своих правах. Таким образом, следствие, оперативно-розыскная деятельность осуществляются исключительно под контролем судебных органов.

    Удостоверение фактов и толкование норм

    Не менее важными, но не столь яркими являются две иные функции судебной власти. К ним относится направление удостоверения юридически значимых фактов и толкование правовых норм. В первом случае мы говорим об исключительной возможности судебных органов придавать юридический вес определенным моментам действительности. В соответствии с этим суд может признавать лиц умершими или же безвестно отсутствующими, а также устанавливать наличие брачных и родственных отношений. Толкование правовых норм - это направление деятельность, которое проявляется в раскрытие представителями судебной власти значения определённых правил поведения. То есть в процессе своей деятельности органы соответствующей ветви управления могут толковать смысл и способ применения юридических норм.

    Направления деятельности организаций ветви управления

    Как уже указывалось ранее, функции судебных органов власти несколько отличаются от тех, которые присущи всей сфере регулирования. Поэтому их необходимо рассматривать отдельно. В данном случае нужно понимать тот факт, что функции конкретных органов являются более узкими. Поэтому в своей деятельности суды реализуют как общие, так и специфические направления. К примеру, функцией судебных органов власти является применение норм юридической ответственности к лицам, нарушившим правопорядок, а также восстановление гражданской справедливости.

    Итак, мы попытались выяснить, что собой представляет судебная власть. Функции, признаки и ряд иных особенностей позволили определить ключевые моменты представленной категории. Следует отметить, что в современном обществе судебная система и одноименная ветвь власти играют значимую роль. Поэтому данную сферу деятельности необходимо модернизировать, так как в скором времени её функциональность существенно расширится.

    Судебная власть,правосудие в РФ осуществляется только судом.Это закреплено в ч.1 ст.118 Конституции РФ и направлено на обеспечение гарантий законности,охраны прав и интересов граждан и организаций.Носителями судебной власти являются только судьи,а в ряде случаев присяжные и народные заседатели. Судьи - это «лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе».

    Судебная власть в РФ осуществляется в целом на основе таких общедемократических принципов, как равенство всех граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, обеспечение нацио-нального языка судопроизводства и др. Вместе с тем в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений она может осуществляться в специфически разных формах. В этой связи ч. 2 ст. 118 Конституции РФ говорит о том, что судебная власть осуществляется по-средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а в ст. 127 отдельно закрепляется еще и арбитражное судопроизводство.

    Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Она включает федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов РФ. Федеральные суды - это: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Суды субъектов РФ - это конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Таким образом, встречающиеся еще иногда товарищеские суды, третейские суды, как и некоторые другие квазисудебные органы (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ или Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ), являются, по сути дела, административными органами, в судебную систему не входящими и судебной властью не обладающими.Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) особо выделяет то, что создание чрезвычайных судов не допускается.

    Конституционный Суд (КС) Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.



    Что же касается Верховного Суда РФ, то он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126). Высший Арбитражный Суд РФ - это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127). В апреле 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а с июля 1995 г. действует Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

    Одним из важнейших конституционных принципов в организации и осуществлении судебной власти в РФ является ее единство. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 3), единство судебной системы обеспечивает-ся:

    а) установлением судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

    б) соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

    в) применением всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

    г) признанием обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    д) законодательным закреплением единства статуса судей;

    е) финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    Вместе с тем нельзя не видеть, что единство судебной системы РФ не исключает создание ни специализированных судов, ни судов субъектов РФ, в том числе и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые не составляют единой системы с Конституционным Судом РФ.

    Формирование судов РФ осуществляется по Конституции РФ (ст. 128) путем назначения на должность. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральном законом. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Как уже отмечалось, приняты фе-деральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995), Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации» (1996) и др. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. 21 июня 1995 г.),* в частности, установил, что представление о кандидатах в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Президент РФ вносит с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов РФ назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представ-лению Председателя Верховного Суда РФ. Для назначения судьи любого суда необходимо положительное заключение соответствующей квалификационной коллегии судей.

    ПРО СУДЕЙ.

    К судьям закон предъявляет ряд базовых, минимальных требований. Статья 119 Конституции РФ и Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяет в этой связи, что судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Конституция установила, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Указанный закон РФ о статусе судей РФ закрепил, что для кандидата на должность судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ минимальный стаж профессиональной деятельности установлен не пять, а десять лет.

    Конституция РФ (ст. 120-122, 124 и др.) и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5, 15, 16 и др.) четко определяют важнейшие черты конституционно-правового статуса судей - их независимость, несменяемость и неприкосновенность. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1, ст. 120). Судьи не сменяемы; полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121). Судьи неприкосновенны; судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом (ст. 122).

    К числу важнейших гарантий независимости судей относятся: установленная законом процедура осуществления правосудия, исключающая постороннее воздействие на судей и запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия; освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было; организация и действие системы органов судейского сообщества, выражающих интересы судей; право судьи на отставку с соответствующим материальным и социальным обеспечением; предоставление судье за счет государства обеспечения, соответствующего его высокому статусу; особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества; право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия и др. Целям обеспечения независимости судей служат и ст. 124 Конституции РФ, которая предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

    Независимость судей обеспечивается и принципами их несменяемости и неприкосновенности. В результате отказа от былой периодической выборности судей в нашей стране, как и в большинстве демократических стран мира, утвердилась более стабильная судебная система, где судьи назначаются на неограниченный срок и поэтому оказываются в более независимом положении, освобождаясь от чувства боязни быть неизбранным вновь. (Только начинающие судьи районных (городских) народных судов и судьи военных гарнизонов назначаются в испытательных целях сроком на три года.) Важно и то, что без его добровольного согласия судья не может быть перемещен на другую должность или в другой суд, а решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи вправе принять только соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии одного из оснований, установленных в Законе РФ «О статусе судей Российской Федерации».

    Для приостановления полномочий судьи основаниями являются: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ; избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ и органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ. Для прекращения полномочий судьи основаниями являются: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи; письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; прекращение гражданства РФ; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер меди-цинского характера; совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособности; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

    СУДЕБНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ.

    Согласно федеральному законодательству закрытые судебные заседания допускаются, когда этого требуют интересы охраны государственной или коммерческой тайны, а также при рассмотрении дел, связанных с половыми преступлениями, с преступлениями лиц, не достиг-ших 16-летнего возраста, и ряде других случаев. Но приговоры и решения судов во всех случаях оглашаются публично, в открытых заседаниях суда. Заочное разбирательство уголовных дел допускается в таких исключительных случаях, как отсутствие подсудимого в пределах страны и его уклонение от явки в суд, а также ходатайство подсудимого о разбирательстве дела в его отсутствие, когда не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Такое отступление от очного судебного разбирательства возможно только при условии, что это не пре-пятствует установлению истины, в связи с чем суд вправе признать явку подсудимого обязательной.

    Делу установления истины служит и принцип состязательности и равноправия сторон. Он направлен на обеспечение оптимальных условий для принятия судом правильного и справедливого решения, на преодоление одностороннего преувеличения места и роли прокурора в судебном процессе, чрезмерно обвинительного характера его деятельности, да и деятельности суда в прошлом. В ходе осуществления в нашей стране судебной реформы в начале 90-х гг. были учреждены суды присяжных заседателей для рассмотрения дел о наиболее тяжких и опасных преступлениях (государственная измена, терроризм, бандитизм и др.), за которые предусмотрены суровые наказания. В связи с этим обвиняемому предоставлено право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных и такое ходатайство должно быть удовлетворено. Суд присяжных образуется в краевом, областном и равнозначном им суде субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей, списки которых составляются соответствующей администрацией на основе списков избирателей и с учетом требований закона. Особенности деятельности судов присяжных подробно рассматриваются законом.

    Судебная власть (широкое понятие) – это самостоятельная и независимая ветвь гос-ой власти, подразумевающая возможность и способность занимающего особое положение в гос-ном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

    Судебная власть (узкое понятие) – это предоставленные специальным органам государства (судам) полномочия по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путём конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судом решений.

    Полномочия судов включают:

    *Правосудие;

    *Конституционный контроль;

    *Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов гос-ной власти и органов местного самоуправления;

    *Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

    *Разъяснения по вопросам судебной практики;

    Участие в формировании судебного корпуса и содействие органам судейского сообщества.

    Признаки судебной власти :

    Исключительность судебной власти;

    Независимость, самостоятельность, обособленность судебной власти;

    Судебная власть осуществляет полномочия только посредством судопроизводства в строгом соответствии с процессуальным законом;

    Обязательность судебных постановлений;

    Подзаконность судебной власти

    Юрисдикция суда (т.е.право решать правовые вопросы, производить суд.)

    8. Правосудие: его сущность, признаки, способы и принципы осуществления

    Суд - это орган гос-ва, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных, административных и некоторых других категорий дел в установленном законно процессуальном порядке.

    Способы осуществления правосудия :

    1) рассмотрения и разрешение в судебном заседании гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных, общественных и частных предприятий, учреждений, организаций;

    2) рассмотрение в судебном заседании уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных;

    3) разрешение экономических споров арбитражными судами;

    4) рассмотрение дел в порядке административного судопроизводства;

    5) конституционное судопроизводство в конституционном Суде РФ, конституционных и уставных судах субъектов федерации.

    Признаки принципов правосудия:

    Принципы правосудия носят объективный характер;

    Принципы правосудия являются руководящими положениями;

    Принципы правосудия носят общий характер;

    Все принципы правосудия закреплены в законе;

    Принципы правосудия :

    1)законность; 2)осуществление правосудия только судом;3) независимость судей; 4)осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; 5)обеспечение каждому права на судебную защиту; 6)презумпция невиновности; 7)обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; 8)свобода оценки доказательств; 9)состязательность и равноправие сторон; 10)гласность судопроизводства; 11)национальный язык судопроизводства; 12)участие граждан в осуществлении правосудия; 13)уважение чести и достоинства личности; 14)непосредственность и устность судебного разбирательства

    Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Отличия:

    1. Эта власть может осуществляться исключительно судами, и в этом смысле обособление судебной власти от других форм государственной власти наблюдается особенно четко вследствие монопольного сосредоточения ее в рамках системы судебных органов.

    2. Правосудие как власть суда - это непосредственное соединение власти и права, которое обуславливает два начала: власть в строгих рамках права, за пределами которых произвол; право, реализующее себя во власти.

    3. Осуществление правосудия возможно лишь при неукоснительном соблюдении установленных законом процессуальных норм - судопроизводства, соответственно конституционного, гражданского, административного и уголовного

    4. Применение судебной власти жестко предопределено необходимостью разрешения юридического конфликта или спора.

    5. Равноправие сторон.

    6. Судебная власть - власть системная. Каждый из судов, составляющих отдельные звенья общей судебной системы, самостоятелен и независим в осуществлении правосудия от кого бы ни было, исключая закон, в том числе от судов вышестоящих.

    7. В отправлении правосудия имеют право принимать участие непосредственно

    7. Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти.

    8. Формы реализации судебной власти.

    Судебная власть - это вид (ветвь) государственной власти, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (судами), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению споров посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также осуществление иных определенных законом полномочий.

    Определение понятия судебной власти включает в себя следующие признаки (черты), отличающие судебную власть от других видов государственной власти:

    1) самостоятельный вид (ветвь) единой системы государственной власти;

    2) осуществляется специальными государственными органами - судами;

    3) действует на основании закона (т.е. деятельность носит подзаконный характер);

    4) принимает решения самостоятельно и независимо от влияния других видов (ветвей) государственной власти;

    5) осуществляет правосудие в различных формах, определенных законом.

    Форма реализации судебной власти - это виды осуществления судебных полномочий (направления деятельности судов). Основной формой реализации судебной власти является правосудие.


    Правосудие-не единственная форма реализации судебной власти, она осуществляется также в следующих формах:

    1) конституционный контроль;

    3) контроль за законностью принятых решений и действий государственных органов, должностных лиц;

    4) осуществление высшими судебными органами судебного надзора (контроля) за деятельностью нижестоящих судов в части применения ими законов;

    5) разъяснение (вид толкования) действующего законодательства по вопросам судебной практики;

    6) обеспечение исполнения судебных решений и решений иных органов пв вопросам материальных взысканий (ФЗ «Об исполнительном производстве» 1997 г.);

    7) участие в организационном обеспечении судов, для осуществления этих целей принят ФЗ от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

    Судебное звено - совокупность судов, обладающих одинаковой компетенцией по рассмотрению дел по первой инстанции. (В судах общей юрисдикции - 4 звена. В судах арбитражных - 3 звена.) Судебная инстанция - совокупность судов, обладающих единой системой полномочий по рассмотрению дела или пересмотру судебных решений.

    Виды инстанций:

    - Первая инстанция - рассмотрение дела впервые по существу.

    - Вторая инстанция (апелляционная, кассационная) - пересмотр решений суда, не вступивших в законную силу.

    - Третья инстанция (надзорная) - пересмотр решений суда, вступивших в законную силу

    Суд как орган судебной власти

    Понятие “суд” имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматриваю-щие дела.

    Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным орга-ном. Иные организации, в названии которых содержится слово “суд” - суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. - не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и За-кон “О судебной системе РФ” предусматривают следующие виды органов, ко-торым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Кон-ституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

    Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а не-сколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не все-ми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рас-сматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как дейст-вуют не от своего имени, а от имени государства.

    Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, оп-ределенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уго-ловные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений район-ного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

    Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распростра-няется на определенную территорию (район, область) или на структурное об-разование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный ок-руг). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московский областной суд, военный суд Одинцовского гарни-зона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арби-тражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-террито-риальным делением. Предполагается, что и мировые судьи будут назначаться по судебным округам.

    Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм государственной деятельности

    Правосудие - деятельность правовых, судебных органов, т.е. суждение о правах, обязанностях и ответственности кого-либо на основе применения закона, в конечном итоге, как способ реализации судебной власти.

    Принципы правосудия — начальные от-правные идеи и взгляды, носящие нормативный характер, на основе которых строится вся систе-ма судопроизводства, судоустройства и зако-нодательства о правосудии, посредством кото-рых определяется сущность правосудия.

    Отличительными признаками правосудия яв-ляются следующие признаки:

    Вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению тех или иных органов или должностных лиц;

    Данный вид государственной деятельности осу-ществляется с соблюдением особого порядка (про-цедуры), установленного законом.

    Может осуществлять-ся специальными государственными органами — су-дами. Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность

    Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство»

    Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». В ч. 1. ст. 1 Федерального конституционного закона от 23 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» указано: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами». В этой связи встает вопрос о соотношении понятий «правосудие» и «судебная власть».
    В литературе «судебная власть» обычно трактуется шире чем «правосудие», которое определяется как «форма осуществления судебной власти» .

    Вместе с тем, законодательство предусматривает осуществление судебной власти только посредством различных видов судопроизводства. На это указывает ч. 2 ст. 118 Конституции РФ: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Данное положение воспроизводится и в ч. 3 ст. 1 ФКЗ от 23 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

    Таким образом, правосудие - это осуществление судебной власти посредством различных форм судопроизводства. Но в понятие судопроизводства не могут включаться функции материально-технического, информационно-аналитического и иного обеспечения судебной деятельности.

    В связи с этим, сегодня возникает необходимость законодательно закрепить положение, содержащее четкое указание, что на суды не могут возлагаться никакие иные функции, кроме правосудия. Соответственно и реализация судебной власти должна определяться как деятельность судов, направленная на осуществление правосудия посредством различных форм судопроизводства.

    Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система

    Конституционные принципы правосудия - это закрепленные в Конституции (гл.7) и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей правовой и судебной систем России.

    Конституционные принципы правосудия играют важную роль в развитии законодательства о суде, в осуществлении задач по обеспечению законности и защиты прав человека, т.к. содержат в себе идейно-политические начала права, являются еще и правовыми нормами, регулирующими организацию и деятельность суда, их нарушение влечет вынесение неправосудных судебных актов, которые подлежат отмене вышестоящим судом.

    Особенность принципов правосудия заключается в том, что почти все они даны в Конституции и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судоустройства и процессуального права.

    В законодательстве закреплена целая система принципов правосудия, которая строится по двум направлениям - это прежде всего те, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, и те, которые прямо в ней не закреплены, но вытекают из ее положений.

    Как видим, принцип - принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.

    Принципы правосудия:

    Законности;

    Осуществления правосудия только судом;

    Независимости судей;

    Осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

    Обеспечения права на судебную защиту;

    Участия граждан в осуществлении правосудия;

    Гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);

    Защиты законных интересов личности;

    Состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;

    Родного (национального) языка судопроизводства.

    Принципы правосудия обладают рядом признаков:

    1. Принципы правосудия носят объективный характер. Они отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов. В принципах отражаются правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе. В связи с этим принципы правосудия изменяются и развиваются вместе с развитием общества. Так, Конституция РФ 1993 г. закрепила такой принцип, как состязательность сторон, который ранее, в "советский" период, правовой наукой отрицался и в законодательстве не содержался. Принципы правосудия связаны с общеправовыми принципами, такими как верховенство закона, охрана прав и свобод личности.

    2. Принципы правосудия являются руководящими положениями. Все они обязательны для соблюдения всеми судами, независимо от занимаемого положения, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). Кроме того, принципы правосудия являются руководством и для законодателей, которые должны при принятии новых законов учитывать их, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, не противоречили им.

    3. Принципы правосудия носят общий характер. В них закрепляются основные направления организации судебных органов и их деятельности. Конкретизируются же они в других законах и, как правило, реализуются путем применения содержащихся в них норм.

    4. Все принципы правосудия закреплены в законе. Этим они приобретают точность формулировок и общеобязательность соблюдения. Несоблюдение принципов, закрепленных в законе, уже является правонарушением, влекущим соответствующую ответственность. Большинство принципов правосудия содержится в Конституции РФ, но ряд других формулировок может содержаться и в других законах: "О судоустройстве РСФСР", "О судебной системе РФ", "О статусе судей РФ" и др.

    Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности гарантирует соблюдение законности при разрешении дел.

    Принцип законности

    Принцип законности - это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой.

    Формулу названного принципа можно выразить так: строгое и неуклонное соблюдение Конституции, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Причем для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Правовая формула «разрешено все, что не запрещено законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не разрешено законом»).

    Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия

    Суть данного принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов.

    Конституция :

    Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

    Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

    Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Осуществление правосудия только судом

    Правосудие осуществляется только специальными государственными органами - судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

    Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда

    Суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.
    Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов.

    К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. "Каждый имеет право, — говорит ч. 1 ст. 14 этого документа, — при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона".

    Участие граждан в отправлении правосудия

    Конституционная норма , установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.

    Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

    Составление списков присяжных заседателей производится на основании представления руководителя суда областного звена руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы суда.

    Отбор ведется на основе списков избирателей методом случайной выборки. Из числа отобранных исключаются лица: не достигшие возраста 25 лет; имеющие неснятую или непогашенную судимость; признанные судом полностью или ограниченно недееспособными; состоящие на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере. О составленном списке органы местного самоуправления уведомляют граждан соответствующего муниципального образования.

    Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в году на десять рабочих дней, а по истечении указанного срока, на все время рассмотрения дела. Присяжному заседателю за время исполнения его обязанностей выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада соответствующего судьи, но не менее среднего заработка по месту его основной работы, компенсируются транспортные и командировочные расходы. За присяжным заседателем сохраняются все гарантии и льготы по месту его работы.

    Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную законодательством.

    Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст.8). Несколько ранее при введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации присяжные заседатели были допущены к рассмотрению арбитражных дел в порядке эксперимента. Пленум Высшего Арбитражного Суда утвердил Положение о проведении упомянутого эксперимента.

    Дополнительно к общепринятым требованиям по кандидатуре присяжного заседателя вводится правило о наличии высшего образования, опыта и знания экономических проблем и некоторые другие, что и нашло отражение в Федеральном законе от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» .
    Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел и другие вопросы их деятельности регламентируются ст. 19 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.

    Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей

    Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей провозглашаются во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных судах (ст.6), Законе о военных судах (ст. 5), Законе о мировых судьях (ст. 1), Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5) и др.

    Суть данного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд и работающие в нем судьи могли бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.

    Опыт многих десятилетий и даже столетий говорит о том, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто отдельных лиц, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны долголетней практикой. Вплоть до наших дней к такого рода способам и методам относится многое: от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями. Чем дальше, тем более изощренными становятся эти способы и методы.

    В связи с этим существенное внимание уделяется разработке и внедрению гарантий независимости судей, народных, арбитражных и присяжных заседателей. Усилия в этом направлении предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992 г., когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей.

    В ст. 9 этого Закона установлено, в частности, что независимость судей обеспечивается:

    Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

    Установленным порядком приостановления или прекращения полномочий судьи;

    Правом судьи на отставку;

    Неприкосновенностью судьи;

    Системой органов судейского сообщества;

    Предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

    "Судья, — говорится в ч. 2 названной статьи, — члены его се-мьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обес-печению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принад-лежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление"".

    Эти положения существенным образом развиты и дополнены Федеральным законом "О государственной защите судей, должно-стных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г., в котором достаточно детально определяются не только круг лиц, пользующихся правом особой государственной защи-ты, но и подлежащие применению конкретные меры защиты, усло-вия и порядок их реализации. Набор таких мер довольно разнооб-разен: от обеспечения личной охраны, охраны имущества и жили-ща, выдачи оружия, специальных средств индивидуальной защиты вплоть до переселения на другое место жительства, замены документов и изменения внешности.

    Закон о статусе судей и другие законодательные акты тщатель-но регламентируют перечисленные гарантии независимости судей. Подробный анализ многих таких гарантий — предмет, которому уделяется значительное внимание в рамках XII и других глав учеб-ника. Здесь уместно ограничиться указанием на то, что любые про-явления неуважения к суду, попытки оказывать на него давление с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела, а равно добиваться вынесения не-законного судебного решения расцениваются как административные правонарушения либо даже как преступления.

    Например , в соответ-ствии со ст. 294 УК вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования отправлению право-судия, если такое вмешательство осуществляется должностным ли-цом с использованием своего служебного положения, наказывается "штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда" или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением сво-боды на срок от четырех лет с лишением права занимать определен-ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

    Действия, свидетельствующие о явном пренебрежении к суду или установленному в суде порядку, счи-таются административным проступком. Этот проступок на основании ст. 165 1 КоАП может повлечь за собой штраф в размере до одной минимальной месячной оплаты труда или административный арест до 15 суток.

    Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

    Этот принцип закрепляется ст. 19 Конституции РФ. Согласно данной конституционной норме государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

    Данное положение распространяется на деятельность всех правоохранительных органов. Применительно к правосудию ст. 7 Закона "О судебной системе РФ" определяет, что суд не отдает предпочтения участвующим лицам в зависимости от их государственной, социальной, политической принадлежности и т. д.

    Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок подачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности.

    Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая уголовное, гражданское, арбитражное дело, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения, а только на основании того, каким субъектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т. д. Суд не может создавать для кого бы то ни было не предусмотренные законом преимущества или ограничения.

    Равенство всех перед законом и судом гарантируется единым судом и единым правом. В государстве нет судов для определенных слоев населения, национальности, вероисповедания. Порядок же судопроизводства различается только в зависимости от категории дела (уголовное, гражданское, арбитражное) и является единым для всех дел данной категории.

    Действующее законодательство предусматривает особый порядок привлечения к уголовной ответственности некоторых категорий граждан - судей, депутатов, прокуроров, что является определенным отступлением от данного принципа. Такие исключения из принципа являются гарантией успешного осуществления деятельности этих лиц, но вызывают нарекания в средствах массовой информации и юридической литературе.

    Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

    Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту реализуется через совокупность процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав граждан.

    Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок регламентируется главой 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

    1. Лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации.

    2. Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу.

    3. Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть также подано до окончания производства по делу в случае, если продолжительность рассмотрения дела превышает три года и заинтересованное лицо ранее обращалось с заявлением об ускорении рассмотрения дела в порядке, установленном АПК РФ.

    4. Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

    Понятие судебной власти.

    Судебная власть – сложное социальное явление, поэтому и понятие её также сложно. Судебную власть можно рассматривать с разных позиций: организации, функционирования, реализации и её роли в обществе. Характер, направление деятельности и роль позволяют признать, что судебная власть заявляет о себе как о политико-социально-правовом явлении. Однако надлежащие организация и функционирование на современном этапе развития имеют первостепенное значения.

    С учётом имеющихся в правовой науке дефиниций, данных с позиций определённых отраслей правовых знаний, способствующих пониманию сферы воздействия судебной власти на различные отношения, складывающиеся в обществе, можно вывести более целостное понятие.

    Судебную власть можно определить как способность и возможность государства защитить нарушенные или оспариваемые права физических и юридических лиц, руководствуясь действующим законодательством, осуществляемую судами в предусмотренных законом процессуальных формах и обеспеченную принудительным исполнением.

    Признаки судебной власти.

    Судебная власть обладает рядом признаков:

    1. Судебная власть – вид государственной власти, одна из трёх её ветвей, установленная Конституцией РФ, т.е. в законодательном порядке. Проявленная судебной властью воля выражается от имени государства и показывает государственное волеизъявление.

    2. Судебная власть едина. Единство судебной власти находит своё выражение в общих принципах организации и деятельности судов, перечень которых дан в Конституции РФ исчерпывающе.

    3. Судебная власть осуществляется только судами, создаваемыми в предусмотренном законом порядке. Создание и деятельность чрезвычайных судов запрещены Конституцией РФ (ч. 3 ст. 118).

    4. Исключительность судебной власти. Она проявляется в том, что законодательные, исполнительные органы государственной власти, должностные лица и государственные служащие, общественные организации не наделены её полномочиями.

    5. Судебная власть в осуществлении своих функций независима, самостоятельна и обособлена. Вмешательства в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечёт уголовную ответственность.

    6. Судебная власть осуществляет свои правомочия только в процессуальной форме. Процессуальный порядок судебной деятельности призван обеспечить законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы в той или иной степени затрагивает судебная власть.

    7. Форма реализации судебной власти – судопроизводство: конституционное, гражданское, уголовное, административное.

    8. Подзаконность деятельности судебной власти. Этот принцип состоит и проявляется в том, что акты органов судебной власти, изданные в пределах их компетенции, должны соответствовать закону, приниматься на основе закона и во исполнение закона. Компетенция судов, их полномочия определены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Описанные признаки показывают, что суть деятельности судебной власти сводится к всестороннему рассмотрению спора, возникшего между физическими и (или) юридическими лицами по поводу права, справедливому его разрешению на основании закона.

    Принципы судебной власти.

    Правовые принципы – это стандарты правового подхода, основанные на Конституции РФ, её нормах, положениях закона, на нормах и принципах международного права, зарождающиеся изначально как правовые идеи, подтверждённые затем практикой их применения. Принципы, как правило, представляют собой идейно-правовую основу организации суда, статус судей – носителей судебной власти и их деятельности.

    Принцип независимости , как и сама независимость судей обеспечивает в целом проведение судебного процесса с соблюдением процедур, но особенно – тайны совещания судей, т.к. акт судебной власти оглашается сразу по выходу из совещательной комнаты. Независимость каждого судьи составляет независимость судебной власти в целом.

    Независимость судебной власти обеспечивается в первую очередь тем, что она действует только в рамках процесса. Процесс как бы консервирует, закрывает собой судебную власть от воздействия извне.

    Принцип несменяемости означает, что после наделения полномочиями в установленном порядке действительность полномочий судьи не ограничивается сроком, кроме случаев отдельно оговоренных законом (ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Частью принципа несменяемости судей является невозможность прекращения полномочий судьи без его волеизъявления.

    Принцип неприкосновенности . Ст. 122 Конституции РФ предусмотрела неприкосновенность судьи, его жилища, имущества как одну из существенных гарантий независимости и самостоятельности судебной власти. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях безопасности других людей.

    Принцип финансирования судебной власти проистекает из принципа самостоятельности судебной власти и означает, что финансирование судов должно производиться непосредственно за счёт средств государственного бюджета в соответствии со ст. 124 Конституции РФ. Указанное требование основного закона создаёт условия независимого осуществления правосудия.

    Принцип публичности (гласности) судебной власти . Этот принцип показывает многосторонность действия и открыто признаваемый государством публичный интерес, который выражается в том, чтобы общество знало о существующих гарантиях его защиты с целью обеспечения дальнейшего социального развития и жизнедеятельности социума в правовых рамках.

    В соответствии с этим принципом рассмотрение судебных дел происходит открыто, гласно. В закрытых заседаниях слушаются дела, когда затрагивается коммерческая тайна, затрагиваются интересы, охраняемые государственной тайной, для упреждения нарушения тайны усыновления и ряду семейных отношений.

    Принцип состязательности и равноправия сторон.

    Принцип состязательности и равноправия сторон установлен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.

    В Российской правовой науке и практике состязательность судопроизводства означает, что инициирование судебного разбирательства по конкретному делу возможно только заинтересованной стороной либо органами уголовного преследования от имени государства. При этом судом представляется равная возможность участвовать в судебном разбирательстве всем заинтересованным лицам, которые обладают определёнными процессуальными правами в соответствии с их положением не по усмотрению суда, а в соответствии с процессуальными нормами.

    Участники судебного разбирательства пользуются равными правами по представлению доказательств, исследованию материалов дела, заявлению ходатайств, обжалованию актов судебной власти. Ни одна из сторон не пользуется преимуществом перед другой стороной. Так реализуется принцип равноправия сторон.

    Принцип национального языка судопроизводства и участия граждан в осуществлении правосудия .

    Под государственным языком обычно понимается родной язык большинства или значительной части населения государства и потому наиболее употребляемый в нём. На нём публикуются законы и правовые акты, пишутся официальные документы, стенограммы заседаний, деловых встреч, ведётся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка. Это и основной язык воспитания и обучения в школах и других учебных заведениях.

    Государственный язык преимущественно используется на телевидении и радио, при издании газет и журналов.

    Русский язык – это родной язык большинства населения Российской Федерации – русского народа. Русский язык знает и им активно пользуется подавляющее большинство граждан России независимо от их национальности.

    Государственный язык – это важнейшая гарантия доступности правосудия.

    В соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона о судебной системе судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ и других общих, военных, арбитражных судах ведутся на русском языке.

    Благодаря действию принципа национального языка граждане России могут принимать участие в осуществлении правосудия, понимать всё происходящее в судебном процессе и реализовать п. 5 ст. 32 Конституции РФ, гласящей «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

    Принцип организационной обособленности системы судебных учреждений и осуществление правосудия только судом.

    Обособленная (автономная) система органов судебной власти, не входящих структурно в органы администрации, местного самоуправления или правоохранительные органы, являет собой признак самостоятельности судебных учреждений и в целом судебной системы.

    Осуществление правосудия только судом – это признак определяет самостоятельность российского суда.

    К осуществлению правосудия закон позволяет привлекать только присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы (например, третейские суды, суды офицерской чести, коммерческие суды, арбитражи) не вправе возложить на себя осуществление правосудия. Самостоятельность суда сочетается с принципом осуществления правосудия только судом и недопустимостью (запретом) вмешательства в судебную деятельность в целом.

    Принцип участия присяжных заседателей в работе суда.

    Суд присяжных обеспечивает реальное и непосредственное участие населения в осуществлении правосудия и уже по этому признаку представляет собой наиболее демократическую форму осуществления правосудия.

    В России суд присяжных, вводимый согласно судебно-правовой реформе 1991 года, действует для рассмотрения только уголовных дел, подсудных областным, краевым (и приравненным к ним городским) судам, т.е. по делам о преступлениях повышенной общественной опасности, предусматривающих наиболее суровые меры социальной защиты. И в этом случае суд присяжных признаётся наиболее надёжной системой гарантий, судебной защиты прав и законных интересов личности, защиты от произвола и судебной ошибки.

    Присяжные заседатели в решении главного вопроса правосудия по уголовному делу действуют независимо от профессионального судьи.

    Одно из несомненных достоинств суда присяжных состоит в том, что присяжным заседателям обеспечивается применение закона, как он понимается населением. Каждый из них убеждён, что предстоящий перед судом, понимал или мог понимать закон, за нарушение которого он осуждён.

    Доказательством возможности понимания закона является удостоверение 12 частных и не имеющих юридической подготовки лиц, признающих своим решением, что закон доступен пониманию.

    Процедура отбора присяжных заседателей для скамьи присяжных и участия в процессе гарантирует беспристрастность и неподкупность присяжных заседателей. Голосование в совещательной комнате проводится открыто. Никто из присяжных не вправе воздержаться от голосования. Если голоса разделятся поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ. По результатам голосования принимается присяжными заседателями вердикт – решение коллегии присяжных заседателей по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности или невиновности подсудимого.

    Вердикт может быть обвинительным или оправдательным. В вердикте присяжных наиболее оптимально соединяются как интересы государственных институтов, стоящих на страже социальной стабильности и целостности государства, так и правовые воззрения народа.

    Лекция 2. Функции судебной власти .

    С учётом целей деятельности судебной власти её функции следует определить как основные направления реализации принадлежащих судам полномочий по разрешению возникающих в обществе социальных конфликтов, споров, а её формы – способ внешнего проявления, установления, выражения, т.е. порядок судопроизводства.

    Длительное время единственным назначением суда в государстве являлось осуществление правосудия.

    Правосудие можно определить как правоприменительную деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, административных материалов в пределах предоставленной законом судебной компетенции, осуществляемой посредством применения судопроизводства, предусмотренного Конституцией РФ, в целях обеспечения высшего уровня охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

    Функция конституционного контроля. Конституционный контроль обеспечивает Конституционный суд Российской Федерации. Он выражается в проверке федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Проводя проверку нормативных актов на предмет их соответствия Конституции РФ, Конституционный Суд РФ не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам, что закреплено в ч. 3 и ч. 4 ст. 3 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

    «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы и права.

    Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов».

    Вместе с этим закон предусмотрел исключение: Конституционный Суд РФ исследует фактические обстоятельства, когда это не входит в компетенцию других судов или иных органов и когда по некоторым вопросам, входящим в компетенцию Конституционного Суда РФ, он окончательно разрешает спор, исключая дальнейшее производство по данному вопросу, что невозможно без исследования фактических обстоятельств дела (например, при разрешении споров о компетенции). Такая деятельность есть отступление, без которого конкретный конфликт разрешён быть не может.

    Все полномочия Конституционного Суда РФ исчерпывающе перечислены в ст. 125 Конституции РФ.

    Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, обладает той отличительной особенностью, что гражданин вправе привести в действие механизм защиты прав и свобод всегда, когда он считает, что его права, законные интересы и свободы нарушены или находятся под реальной угрозой их ущемления.

    Вменение Конституционному Суду РФ осуществления конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции РФ на всей территории России свидетельствует о том, что судебная власть приобретает многофункциональный характер .

    Среди наиболее действующих функций, помимо правосудия и конституционного контроля следует отметить функцию судебного контроля .

    Судебный контроль представляет собой контрольную составляющую в деятельности суда по рассмотрению судебных дел в части надлежащего выполнения государственной функции по обеспечению реального признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, существующей постоянно и непрестанно самой значимой, а потому всегда привлекающей внимание судебной власти. Перед судом в порядке реализации судебного контроля стоит задача предупредить нарушение закона (не допустить нарушения закона) или выявить нарушение в применении закона и принять необходимые предусмотренные законом меры.

    Примерами действия функции судебного контроля могут быть процессуальные меры – арест имущества в обеспечение иска, контроль за избранием меры пресечения в виде содержания под стражей, ограничение права на тайну телефонных переговоров, судебной постановление о производстве выемки документов, контроль за исполнением судебных постановлений судебным приставом – исполнителем в соответствии в правовыми нормами раздела VII ГПК РФ и др.