Войти
Образовательный портал. Образование
  • Молитва от головной боли и давления Молитва от повышенного артериального давления
  • Современные проблемы управление персоналом
  • Происхождение и эволюция атмосферы земли
  • Валерий Соловей: "Российская элита готовится к войне"
  • Тайны чисел - двадцать шесть (26)
  • Вышел новый роман Origin Дэна Брауна
  • Образец положения о добровольной пожарной дружине или добровольной пожарной команде. Общественная организация "группа специалистов по пожарной безопасности" Все письма и разъяснения днд мчс

    Образец положения о добровольной пожарной дружине или добровольной пожарной команде. Общественная организация

    Уважаемые коллеги.

    Пожарные нормы случайно или намеренно создаются т аким образом, что не только неподготовленному человеку, но и специалисту чрезвычайно сложно разобраться, о чем идет речь, что именно имел в виду разработчик того или иного свода правил, стандарта, документа. Поэтому зачастую, даже те, кто обладает минимумом пожарно-технических знаний вынужден обращаться за разъяснениями по поводу непонятно написанных норм. Что совершенно нелогично, эти обращения (фактически жалобы на разработку норм) направлены в адрес самих разработчиков. Интересно, какие ответы рассчитывают получить авторы обращений? Это неизвестно. Зато посредством нашего сайта, Вы сможете убедиться еще раз, что такие ответы очень часто неконкретны, в подавляющем большинстве случаев, абсолютно неавторитетны для судов. Тем не менее они могут послужить в практических вопросах пожарного дела как специалистам по пожарной безопасности, так и лицам, не имеющим специальной подготовки, а, например, только прошедшим курс пожарно-технического минимума.

    Поэтому мы приняли решение открыть новый раздел нашего сайта, в котором будут представлены письма МЧС, разъясняющие нормативные правовые акты и нормативные документы. Ниже приведен список этих писем, нажав раздел "читать подробнее" Вы сможете прочитать то или иное письмо, скачать его графический формат (при наличии), а также ознакомиться с судебной практикой в которой эти письма фигурируют.

    Про судебную практику нужно сказать отдельно. Конечно суды не принимают эти письма в качестве доказательств. И объективно они правы говоря, что письма - это не нормативные документы. Однако их можно использовать не как прямые доказательства, а как основание для ходатайства вызыва в суд в качетсве свидетеля, специалиста или эксперта тех должностных лиц, которые подписали данное письмо.

    Дата

    Номер

    Краткое содержание

    Орган, давший разъяснение

    Введите дату или часть даты письма Введите номер письма или часть номер Введите содержание или часть содержания Введите название органа давшего разъяснения

    О конструкции пожарных гидрантов

    ВНИИПО МЧС России

    43-4357-19

    Об участии органов ГПН в градостроительной деятельности

    МЧС России

    19-2-2560

    О применении извещателя ИП-212-90

    МЧС России

    О разработке декларации пожарной безопасности линейных объектов

    О разъяснении положений Технического регламента, в том числе термина об угрозе жизни и здоровью

    О пределе огнестойкости кирпичной стены и эвакуационных выходах

    ВНИИПО МЧС России

    О необходимости лицензий для проведений испытаний ограждений кровли, пожарных лестниц

    03 июня 2010 года 19-2-4-1604 О необходимости разработки СТУ при наличии антресолей (мнение ВНИИПО) ФГУ ВНИИПО МЧС России

    О необходимости разработки СТУ при наличии антресолей

    О необходимости лицензировать деятельность по категорированию помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. Нужна ли лицензия на категорирование помещений

    УГПН ГУ МЧС России

    О разработке специальных технических условий (СТУ), в каких случаях разрабатывается, кто имеет право разрабатывать СТУ

    О предписании ГПН

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О разъяснении требований пожарной безопасности по вопросам объекта защиты, Методики определения расчетных величин пожарного риска

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О разъяснениях НД по вопросам согласования специальных технических условий

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    257-1-19-11-2

    О разъяснении требований пожарной безопасности. Разъясняется каким должен быть план эвакуации, должны ли они быть только фотолюминесцентные и т.п.

    ФГУ ВНИИПО МЧС России

    О направлении мнения специалистов института по вопросам определения категории помещения, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    Об угрозе жизни и здоровью вследствие возможного возникновения пожара

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    12-4-02/31

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    1/45

    О рассмотрении обращения по вопросу участия сотрудников ГПН в приемке в эксплуатацию объектов капитального строительства

    ГУ МЧС России по г. Москве

    О рассморении обращения по разъяснению возможности использования расчетов по оценке пожарного риска

    ФГУ ВНИИПО МЧС России

    О согласовании планов эвакуации органами ГПН

    19-2-11-1596

    О рассмотрении обращения по вопросу применения нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности

    МЧС России

    О разъяснении требований СП 4

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    12-3-03-2635эп

    О требованиях к внутреннему противопожарному водопроводу

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О требованиях пожарной безопасности при истытаниях наружных пожарных лестниц

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О действиях ГПН при осуществлении внеплановых мероприятий по контролю

    О применении птээп пуэ снип

    141-1-18-15-1

    О рязъяснении требований Технического регламента. Вопросы применения статьи 151, должен ли план эвакуации быть фотолюминесцентный, нужно ли согласовывать план эвакуации и т.п.

    ФГУ ВНИИПО МЧС России

    130-29/1758

    По вопросу применения национальных стандартов

    Росстандарт

    13-4-03-4072эп

    О разъяснении требований нормативных документов относительно деревянных конструкций сооружений

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    3711-9-10

    По вопросу разъяснений документов при выполнении проектных работ по системам пожарной безопасности

    УГНД Главного управления МЧС России по г. Москве

    19-16-771

    О рассмотрении обращения по вопросу внесения изменений и принятии новых нормативных документов по пожарной безопасности

    МЧС России

    Разъяснение терминов безопасная зона, зона безопасности, пожаробезопасная зона

    12-4-02-4703эп

    Об установке ручных пожарных извещателей

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    240-1-19-12-4

    О размещении извещателей пламени

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    19-2-11-3726

    О рассмотрении обращения о применении требований пожарной безопасности к материалам покрытия полов

    МЧС России

    О защите электрощитов, электрошкафов, в том числе распределительный устройств системами сигнализации (АУПС) и установками пожаротушения (АУПТ)

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    12-4-02/5380

    О применении извещателей пламени

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О дистанционном управлении оборудованием систем противопожарной защиты

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    19-16-27

    О рассмотрении обращения относительно проведения расчетов при проектированиии по определению времени эвакуации при пожаре

    МЧС России

    11-2-02/253

    О требованиях пожарной безопасности (об отсутствии обязательных требований по изготовлению планов эвакуации в фотолюминисцентном исполнении) (должен ли план эвакуации быть фотолюминесцентным)

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    342-4-10

    По вопросу разъяснений положений Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ

    ГУ МЧС России по г. Москве

    О применении норм административного законодательства по вопросам привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности

    19-2-3-2855

    О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

    МЧС России

    12-4-02-5245

    Об установке пожарных извещателей на подвесном потолке

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    19-2-2-451

    Об установке шлагбаумов при въезде на территории объектов

    МЧС России

    194-1-20-13-4

    О разъяснении требований нормативных документов по вопросу пожарной безопасности храмов

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    13-5-02-6056эп

    О разъяснении положений СП 12. 13130.2009

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    1088-13-204

    О разъяснении требований нормативных документов по вопросу обустройства лестничных клеток

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О рассмотрении обращения. Данное письмо было получено с целью продвижения т.н. "пиростикеров" и использовалось именно для этой цели, хотя ни прямо ни косвенно о том, что пиростикеры можно применять для подтверждения соответствия кабельной продкции требованиям пожарной безопасности данное письмо не говорит.

    19-2-12-3578

    О рассмотрения обращения по вопросу применения норм ФЗ от 22.07.2005 № 123-ФЗ и ГОСТ 12.1.004-91

    МЧС России

    66-1-27-13-4

    О разъяснении требований нормативных документов по вопросу обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О разъяснении требований, в т.ч. по вопросу что проверяет инспектор госпожнадзора МЧС России при предъявлении расчета индивидуального пожарного риска

    124-1-27-11-2

    О разъяснении норм. Определение термина "отдельно стоящее здание"

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О разъяснении положений пособия

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    3559ф-13-4-03

    О разъяснении требований по вопросу устройства открывающихся окон

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    3560эп-13-4-03

    О разъяснении требований нормативных документов относительно зданий функциональной пожарной опасности

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О применении нормативных документов (область действия СНиП, применение СНиП и других нормативных документов в системе технического регулирования)

    О работе органов ГПН с заключениями НОР

    3862эп-13-2-04

    О разъяснении требований по вопросу об оборудовании противопожарных дверей. Необходимость оборудовать устройствами для самозакрывание двух створок в двухстворчатых дверях.

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    4747ЭП-11-2-02

    Об отсутствии обязательных требований по применению фотолюминесцентных систем

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    19-3-13-4466

    О разъяснении норм, касающихся проведения проверок по работоспособности систем противопожарной защиты

    МЧС России

    19-1-13-4751

    О лицензировании организаций, осуществляющих проведение проверок работоспособности противопожарного водопроводв

    МЧС России

    О применении извещателей ДИП-34ПА и С2000-ИП ПА. Возможность установки в помещении одного извещателя. Один извещатель в помещении.

    ВНИИПО МЧС России

    О ведомственных документах по пожарной безопасности. В письме даются разъяснения по правовому статусу, порядку применения надзорными органами ведомственных документов по пожарной безопансости

    Об определении высоты здания. Высота здания при наличии балконов (лоджий) на последнем этаже

    В письме даются разъяснения касающиеся требований пожарной безопасности к лифтам, в том числе делается очень сомнительное утверждение о невозможности использовать лифты для перевозки пожарных подразделений, в качестве средства для спасения маломобильных групп населения

    ВНИИПО МЧС России

    19-1-13-969

    Об изготовлении и необходимости специальных разрешений на разработку плана эвакуации, о том, должен ли план эвакуации быть фотолюминесцентный

    ДНД МЧС России

    О разъяснении требований нормативных документов (необходимость защиты дренчерными завесами проемов тамбур-шлюзов противопожарных преград встроенных подземных автостоянок)

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О направлении рекомендаций по вопросу оснащения персональными устройствами браслетного типа пациентов лечебных учреждений

    2346-13-2-02

    О разъяснении понятия многофункциональное здания

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    84-1-28-13-2

    О разъяснении требований нормативных документов относительно пожарной опасности бесчердачных покрытий

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    2724-11-2-02

    О требованиях пожарной безопасности (проектирование СОУЭ и АУПС)

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О разъяснении нормативных документов по вопросу применения противодымной вентиляции

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О работе МЧС с коммерческими организациями по выводу сигнала на 01

    3293-13-4-02

    О раасмотрнии обращения по вопросу наличия технической документации изготовителя на изделие (технологическая система АЗС)

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    3410эп-13-5-02

    Об определении класса пожарной опасности зданий и помещений и их категории по взрывопожарной и пожарной опасности

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О навесных фасадных системах и невозможности оценки их пожарной опасности без испытаний.

    О разъяснении термина "часть здания"

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    4487-13-5-02

    О подтверждении мер обеспечения уровня пожарной безопасности (на АГЗС) расчетом пожарного риска

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    5471эп-1-22-13-5

    О рассмотрении обращения по вопросам: числа струй, предназначенных для выполнения расчета расхода насосной установки, проектирования ВПВ, сертификации или регистрации программного обеспечения для определения величины пожарного риска, количества выходов на кровлю, отделки наружных стен, безопасности крышных котельных, проектирования противопожарных мероприятий для складов аммиака

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    19-1-13-5159

    О привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности при проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности. Рассмотрены вопросы привлечения к ответственности монтажных организаций - лицензиатов МЧС, в случае нарушения ими требований пожарной безопасности

    МЧС России

    5872эп-13-3-02

    О работоспособности кабельных линий и электропроводок

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    5884эп-12-3-02

    О расстановке пожарных извещателей

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    19-3-1-12

    О проведении внеплановых выездных проверок, возбуждении дел об административных правонарушениях

    МЧС России

    О возможности рассмотрения анонимных обращений по вопросам нарушений требований пожарной безопасности

    Департамент административной работы и правовой деятельности МЧС России

    19-5-2-360

    По вопросу исключения из сводного плана проверок субъектов малого предпринимательства

    МЧС России

    О проведении проверок органами ГПН по заявлениям граждан

    Разъяснения по вопросу возможности предоставления осрочки исполнения постановления, вынесенного органом (государственного пожарного надзора (ГПН)

    Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору

    О рассмоторении анонимных обращения органами МЧС. Анонимные обращения Дапертамент административной работы и правовой деятельности

    2564-13-5-3

    О Методике определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    2711эп-13-5-3

    О рассмотрении обращения по вопросу выполнения расчета пожарного риска в зданиях и сооружениях, расположенных на территории АЗС

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    О квалификации административных правонарушений, связанных с отсутствием на объекте защиты системы пожарной сигнализации.

    О ширине выхода из санитарного узла и принципах их нормирования (ширина выхода из туалета)

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    19-2-7-3541

    О порядке применения отдельных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (в части касающейся возможности устройства турникетов на путях эвакуации)

    МЧС России

    О термине покрытие и размещении спринклерных оросителей относительно покрытия

    Академия ГПС МЧС России

    О расстоянии от фасадов до лестницы третьего типа, о размещении данных лестниц при наличии противопожарных окон в фасаде.

    ВНИИПО МЧС России

    6309эп-13-5-3

    В письме рассматривается несколько вопросов - статус ВУПП-88, вопросы противопожарных разрывов при наличии наружный установок категорий АН, БН, или ВН, и необходимости выполнения требований пожарной безопасности, не учитываемых в расчетах рисков. Расчет риска

    ВНИИПО МЧС России

    О термине покрытие и размещении спринклерных оросителей

    ВНИИПО МЧС России

    43-6281-19

    О правомерности применения СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений"

    МЧС России

    19-2-3-44

    О применении норм (эксплуатация и обслуживание огнетушителей)

    МЧС России

    О параметрах пожарных извещателей. Возможность установки в помещении одного пожарного извещателя. Один пожарный извещатель в помещении

    ВНИИПО МЧС России

    О монтаже приборов пожарной сигнализации в части, касающейся их установки только в помещение с круглосуточным пребыванием людей. В письме приводится странное понимание нормативного условия "как правило" а также игнорируется одно из условий возможности отступления от нормы. Тем это письмо более интересно.

    Ответ разъясняет подпункт ж) пункта 7.2. СП 7.13130.2013, при буквальном прочтении которого можно подумать, что любое помещение, размещаемое на этажах сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками необходимо дымоудаление (вытяжная противодымная вентиляция) и подпункт г пункта 7.3. того же Свода правил

    ФГБУ ВНИИПО МЧС России

    06-ПГ-МОН-30816

    Ответ разъясняет позицию Министерства образования и науки по вопросу: лицензируется ли деятельность по обучению пожарно-техническому минимуму.

    Департамент Государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО

    В ответе выражена одна из позиций Минстроя России относительно термина "объект капитального строительства"

    Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Россиской Федерации

    О возможности расчета величин пожарного риска на отдельные пожарные отсеки здания

    ВНИИПО МЧС России

    Ответ получен в продолжение развития темы с определением термина "одиночное рабочее место"

    ВНИИПО МЧС России

    7579эп-13-4-4_08

    ВНИИПО подтверждают свою позицию по тому, что стены лестничных клеток не являются противопожарными преградами из и в противоречие нормативным документам говорит о том, что двери в стенах лестничных клеток (не уточняя их тип) могут быть не огнестойкими, что противоречит

    ВНИИПО МЧС России

    232-1-29-12-3

    ВНИИПО выражает мнение о том, что руководящий документ РД 25.964-90 "Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудоления, охранной, пожарной и охранно пожарной сигнализации" не является нормативным документом и не подлежит обязательному исполнению при организации ТО и ППР.

    ВНИИПО МЧС России

    Разъяснение о возможности использовать информацию о калорийности пищевых продуктов для определения низшей теплоты сгорания при проведении расчетов для категорирования помещений по взрывопожарной и пожарной опасности

    ВНИИПО МЧС России

    В письме говориться о необязательности заключений органов МЧС России для расчетов пожарных рисков. (письмо предоставлено нашими коллегами)

    ГУ МЧС России по Владимирской области

    480-0с О сроках действия сертификатов соответствия ВНИИПО МЧС России

    Снова о техническом обслуживании, ВНИИПО изменило позицию и признало, что рекомендации завода изготовителя оборудования - первично при техническом обслуживании (ТО и ППР) систем противопожарной защиты

    ВНИИПО МЧС России

    О необходимости одновременного выполнения всех четырех условий (а не какого-либо одного из них) для того, чтобы не защищать пространства за подвесными потолками пожарной сигнализацией.

    ВНИИПО МЧС России

    О размещении навесных пожарных шкафов в коридорах

    ВНИИПО МЧС России

    Письмо МЧС "О применении ГОСТ Р 58202-2018"

    МЧС России напоминает, что ГОСТ Р 58202-2018 применяется исключительно на добровольной основе и не может квалифицироваться надзорными органами как нарушение обязательных требований

    Rating 5.00 (2 Votes)

    Письмо МЧС России от 28.05.2018 N 48-2644-19 "Об использовании положений ГОСТ Р 57974-2017 "Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования"

    Для проведения руководителем организации самостоятельной проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений лицензия МЧС России не требуется.

    Rating 5.00 (3 Votes)

    Ширина двери санузлов.

    По мнению специалистов института, ширина эвакуационного выхода из помещения
    санитарно-технического узла в соответствии с п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 с изм. №1
    должна составлять не менее 0,8м. при этом ширина выходов из сантехнических (душевых)
    кабин расположенных внутри указанного помещения не нормируется. В случае, если
    помещение санузла предназначено для использования 1 человеком, допускается устраивать
    эвакуационный выход шириной не менее 0,7м, как для одиночного рабочего места в
    соответствии с п. 4.3.4 СП 1.13130.2009

    Rating 3.71 (7 Votes)

    Разъяснения ДНД по СП 1.13130.2009 п.4.3.3 об определении расстояния между дверными полотнами и п. 4.2.7 о применении армированного стекла.

    Примечание к документу
    Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте МЧС России
    Название документа
    Информационное письмо МЧС России "О порядке применения отдельных требований нормативных документов по пожарной безопасности"

    Rating 5.00 (2 Votes)

    Пути эвакуации в помещении с различным функциональным назначением

    Вопрос:
    Класс фукциональной опасности здания Ф 3.1. Одноэтажное.
    Здание в объемно планировочном плане состоит из двух объемов: Ф 3.1 и производственной зоны с административно-бытовыми Ф 4.3, техническими и производственными и складскими помещениями Ф5.1, Ф5.2. Высота 10 м.
    Эвакуация людей из производственной зоны организована через общий коридор, ведущий к эвакуационным выходам непосредственно наружу из здания.

    Rating 3.75 (4 Votes)

    Разъяснение ВНИИПО п. 4.3.3. СП 1.13130.2009 "О размещении пожарных шкафов на путях эвакуации и расположение дверей на путях эвакуации"

    Источник публикации
    Консультант плюс
    Примечание к документу
    При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания.
    Название документа
    Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 22.12.2017 N 1148-1-29-13-4
    "О разъяснении требований нормативных документов"

    Rating 3.94 (8 Votes)

    МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123 "О проведении внеплановых проверок"

    МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

    ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

    ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

    ПИСЬМО

    В целях соблюдения законодательства Российский Федерации при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, в том числе пункта 6 оперативного селекторного совещания от 08.12.2014 N 49, предлагается.

    При размещении на путях эвакуации в коридоре выступающего из плоскости стены на 300-350 мм подоконники кассы (рабочая поверхность для оформления бумаг и передаточное устройство с лотком формата А4) отсутствует необходимость соблюдения п. 4.3.3 СП 1.13130.2009 при условии соблюдения требований к ширине путей эвакуации в коридоре.

    Rating 3.38 (8 Votes)

    Добрый день господа знатоки! Накопились вопросы от эксперта, решили отправить письмо в департамент надзорной деятельности. Просим вас прокоментировать или дать ответы, может кто уже знаком с такими вопросами.
    Директору
    Департамента надзорной деятельности
    и профилактической работы МЧС РФ
    генерал-майору внутренней службы Кадалову С.А.

    Уважаемый Сергей Александрович.

    За текущий год специалисты ООО «Центр противопожарной безопасности» провели ряд аудитов пожарной безопасности на объектах защиты, расположенных в Самарской области, произвели расчеты пожарных рисков (РПР) на этих объектах и успешно зарегистрировали в территориальных ОНД ГУ МЧС по Самарской области, отчеты по РПР и заключения о Независимой оценке пожарного риска.
    Все заключения выполнены в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №304 от 07.04.2009 г. "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска". Заказчикам также переданы: отчет (в электронном виде) по оценке пожарного риска содержащий результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска на основе методики, утвержденной Приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382. При этом данные полученные при обследовании объектов, собраны и обработаны согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
    Исключением стали работы по независимой оценке пожарного риска (НОР), проведенные нами по договору с МБОУДО «ДШМ им. Ю.А. Башмета», расположенной по адресу: Самарская область, г. о. Новокуйбышевск, ул. Чернышевского, д. 24. ООО «ЦППБ» со своей стороны качественно выполнил все работы и выдал заказчику на бумажном носителе заключение НОР с результатом расчета № 30/11/15/4 от 30.11.2015. Также заказчику в электронном виде передан отчет о проведении независимой оценке пожарного риска, содержащий результаты расчета пожарного риска на основе указанной выше методики. Заключение было зарегистрировано в установленном порядке в ОНД г.о. Новокуйбышевск.
    После этого, в период с 15 по 30 июня 2016 года, ОНД г.о. Новокуйбышевска провел внеплановую проверку МБОУДО «ДШМ им. Ю.А. Башмета», по итогам которой, Инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. о. Новокуйбышевск УНД ГУ МЧС РФ по Самарской, старшим лейтенантом внутренней службы В.В. Шмелевой было вынесено Решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на указанном объекте защиты.
    Главным аргументом в защиту отрицательного решения по заключению НОР инспектор называет – отсутствие в отчете расчетной части пожарного риска, выполненной по методике утвержденной Приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382, на бумажном носителе (300 листов формата А4). Это противоречит Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» п.7 п. п. в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска. Т.е. отчет о расчете (как того требует законодательства) инспектора не устроил, но при этом он официально не запросил полный расчет пожарного риска, и принял отрицательное решение по документу, которого даже никогда не видел: «Расчет по оценке пожарного риска на объекте защиты по вышеуказанному адресу с выводом о выполнении условий соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности не соответствует предъявляемым требованиям».
    К сожалению, это не единственный случай в Самарской области, когда инспектора отделов надзорной деятельности по-своему трактуют российское законодательство и принимают, на наш взгляд, спорные решения. С таким подходом не редко сталкиваются и другие компании нашего региона, имеющие аккредитации МЧС на проведение независимой оценки пожарного риска.
    В связи с этим, просим Вас разъяснить какой документ из ниже перечисленных собственник объекта защиты обязан иметь на объекте защиты и какой предоставлять инспектору ОНД во время проведении плановой или внеплановой проверки, при наличии на объекте защиты и у представителя ОНД заключения о независимой оценки пожарного риска с результатами расчета по оценке пожарного риска:
    1.Расчеты, по оценке пожарного риска оформленные в виде отчета (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»). В электронном виде.
    2.Расчеты, по оценке пожарного риска оформленные в виде отчета (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»). В бумажном виде.
    3.Пошаговое проведение расчетов по оценке пожарного риска согласно методике утвержденной Приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 выполненное программой расчетов в электронном виде.
    4.Пошаговое проведение расчетов по оценке пожарного риска согласно методике утвержденной Приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 выполненное программой расчетов в бумажном виде.
    5.Перечень исходных данных согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» п.7 п. п. г) в электронном виде.
    6.Перечень исходных данных согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» п.7 п. п. г) в бумажном виде.
    7.Данные применяемые в расчете, согласно Приказа МЧС России №382 от 30.06.2009 п.14 в электронном виде.
    8.Данные применяемые в расчете, согласно Приказа МЧС России №382 от 30.06.2009 п.14 в бумажном виде.

    Также просим разъяснить, должен ли Инспектор ОНД все перечисленные документы запрашивать официально в распоряжении о проверки или собственник объекта в безоговорочном порядке представляет документы при проведении проверки, даже тогда когда они не указаны в распоряжении.
    Предусмотрено ли, на выше перечисленных документах постановка печати и подписей руководителя организации или эксперта, какими нормативными документами это предусмотрено?
    И как происходит передача запрашиваемых документов? По акту передачи с описью, и подписью лица получившего документы или документы просто отдаются инспектору на руки без всяких отметок и официальных бумаг, подтверждающих передачу?
    Каким образом инспектор ОНД во время проведения плановой или внеплановой проверки должен фиксировать нарушения пожарной безопасности: фотосъемкой или актом в присутствии свидетелей с описанием инструмента применяемого при замере и приложением документа о соответствии инструмента?
    Имеет ли право Инспектор ОНД проверять пошаговое проведение расчетов по оценке пожарного риска согласно методике утвержденной Приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 выполненное программой расчетов в электронном или бумажном виде (300-400 листов)?
    Должен ли Инспектор ОНД для проверки пошагового проведения расчетов по оценке пожарного риска привлекать эксперта имеющего Квалификационное свидетельство?
    Каким документом предусмотрена форма и содержание «Решения о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на указанном объекте защиты»?
    Является ли «Решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на указанном объекте защиты» официальным документом со всеми его признаками (№ исходящего, подпись, печать) и в каком журнале оно регистрируется?

    Директор ООО «ЦППБ» М.А. Рогов

    Директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Шамилевич Еникеев дал интервью газете “Московский Комсомолец”

    Говорили о приоритете профилактики над наказанием, об изменении к подходу к обучению мерам пожарной безопасности населения, должностных лиц и работников предприятий, в том числе малого бизнеса.

    Для инспекторов приоритетной становится профилактика.

    - Ринат Шамилевич, как выглядит риск-ориентированный подход вашего ведомства?

    Все наши поднадзорные объекты - а их в общей сложности 2 млн 800 тысяч - мы разделили на пять категорий. В первые две вошли те, за которые мы больше всего переживаем, - это детские сады, оздоровительные лагеря, школы, больницы, места компактного проживания престарелых, инвалидов и детей с ограниченными возможностями, а также критически опасные объекты. Всего в категории высокого и значительного риска попало 330 тысяч объектов - они будут подлежать обязательному надзору раз в 3–4 года. Еще 700 тысяч объектов составляют категорию с самым низким уровнем рисков - их в плановом порядке проверять не будут. Все оставшиеся объекты будут проверяться раз в 7–10 лет.

    Исключением для МЧС являются лишь случаи, когда есть явная угроза жизни и здоровью людей. По соответствующим жалобам будут проводиться внеплановые проверки. Инспектор заявление рассмотрит в течение 24 часов. Если информация подтвердится, а прокурор даст санкцию, то начнется проверка. Предусмотрена сейчас и возможность самодекларирования - когда предпринимателю направляется запрос о том, насколько жалоба соответствует действительности и проведена ли им работа по устранению недостатков. Это и есть «умный» контроль.

    Если использовать аналогию с медициной, то можно сказать так: зачем нам лечить здоровых, когда нужно лечить больных? Раньше как было? У всех температура 36,6, но все равно всем выдавали по пилюле. А сегодня мы выясняем, где болит. Туда и идем лечить.

    - Точно лечить? Не «резать, не дожидаясь перитонита»?..

    Теперь, если инспектор сразу наказал за нарушение, это воспринимается как его расписка в собственной некомпетентности. При выявлении нарушений в ходе проверки сначала на месте предлагается их устранить. Если это невозможно сразу, выносится предупреждение. И только если это не помогло, может накладываться штраф. Причем теперь он не может превышать 200 тысяч рублей.

    Вообще, правительство ориентирует нас на то, чтобы проверка воспринималась предпринимателями как подарок. Зачем идти проверять? Чтобы помочь обеспечить безопасность. И еще к чему мы будем стремиться - чтобы инспектор был не контролером, а партнером.

    - С уменьшением проверок не увеличится количество пожаров?

    С уменьшением проверок увеличится эффективность работы. Высвобождая таким образом свой ресурс за счет уменьшения количества проверок, мы направляем силы на профилактическую работу в жилом секторе, где на пожарах гибнет 72% людей. Инспекторы должны начать активнее работать и в жилом секторе, чтобы сохранить многие жизни.

    - Глава МЧС Росси заявлял, что реформа приведет к снижению до 2018 года количества людей, погибших и травмированных в результате ЧС и пожаров, на 15%. 2018 год уже не за горами - какие результаты?

    Мы идем в ногу с обозначенными показателями, и мы их достигнем. С 2012 по 2016 год количество пожаров снизилось на 14%, количество погибших - на 24%, травмированных - на 19%. Спасено и эвакуировано силами пожарно-спасательных подразделений и административным персоналом объектов защиты, которых мы обучаем, более 560 тысяч человек.

    - К слову, о показателях. Как теперь оценивается работа инспекторов?

    Все знают, как раньше все работало. Руководитель надзорного органа выбирал по своему усмотрению, куда нужно сходить, что проверять в плановом порядке, где проконтролировать предписание. Это была система сплошных проверок и работа на показатели. Не было других критериев, чтобы оценивать работу инспектора, - вот и оценивали по количеству составленных протоколов, наложенных штрафов, приостановленных объектов, возбужденных и доведенных до суда дел. Сегодня подходы изменены в корне. Уже больше двух лет у нас инспектор оценивается исключительно по тому, насколько на его участке сократилось количество оперативных событий, меньше стало погибших, пострадавших, насколько он уменьшил материальные потери. Есть и показатели, которые характеризуют законность и добросовестность его работы: нет ли у инспектора представлений и протестов прокуроров, отрицательных судебных решений, решений, отмененных вышестоящим инспектором как незаконные? Это для нас тоже очень важно. И есть еще один важный показатель - как инспектор поработал в области профилактики.

    - Но это же инспекторы абсолютно новой формации. Где вы их будете брать?

    Сегодня повышение квалификации инспектора - это по сути изменение философии его работы. Что касается новых кадров, то у нас есть программа профессиональной подготовки - мы переделали основную дисциплину в вузе: теперь она называется «пожарная профилактика», а не «пожарный надзор». Потому что надзор - это лишь маленький сегмент профилактики. Людей на эту работу будем брать таких, которые имеют хорошую репутацию, - фильтр должен быть мощным. Но нужно и серьезно работать над системой их мотивации. Если человек не мотивирован, ничего вы его не заставите делать. А для нас сейчас основная награда - это когда нам пишут: спасибо за вашу работу, вы помогли осуществить выплаты; разъяснили требования пожарной безопасности; разъяснили, как устранить нарушения, затратив минимальное количество финансовых ресурсов…

    - Но тогда и бизнес должен идти вам навстречу…

    Конечно, другая сторона тоже должна быть добросовестной. Это должен быть не тот бизнесмен, который осваивает какие-то активы и нетрудовые доходы, а нормальный, честный и «прозрачный» бизнесмен.

    - И вы должны научиться хорошо его слышать…

    А это еще одна форма нашей работы по изменению философии надзора. МЧС России стало первым из всех ведомств, которое провело в этом году публичные обсуждения результатов своей надзорной деятельности. И теперь раз в квартал каждый надзорный орган в каждом субъекте проводит такие обязательные встречи с бизнес-сообществом. На эти мероприятия приходят также директора школ, руководители муниципальных органов, другие заинтересованные лица. Это живое общение с людьми, где они могут задать вопрос и получить на него ответ.

    - Какие, например, вопросы уже решались в ходе таких обсуждений?

    На одном из обсуждений нам задали вопрос: зачем нужны свидетельства о прохождении обучения по программе противопожарной безопасности, если реально его в области не проводят? И рассказали, что там соответствующие документы покупаются, потому что из деревень, где есть магазинчики, ехать до пункта обучения 300 километров, поэтому реально туда никто не ездит.

    - И что эта информация вам дала?

    Мы поняли, что нужно срочно менять подходы к обучению - делать его доступным и дистанционным. Чтобы человек мог зайти на сайт МЧС, посмотреть: где будет проходить обучение? В академии. А тариф какой? 50 рублей. А квитанцию об оплате пошлины куда нужно отправить? На электронную почту академии. Заплатил, отправил - и сразу проходи дистанционный курс. Причем это можно сделать в форме самоподготовки, как студенты учатся, но у нас есть идея - создать опытную программу, которая может визуализировать человека и распознавать его. Например, взял человек планшет, зашел на сайт академии, нажал кнопку и начал прослушивать курс. Кому-то надо месяц на это, а кому-то и недели хватит - смотря как со временем. Прослушал все 72 часа - получи свидетельство с электронной подписью. Но если человек захочет схитрить, и вместо него слушать лекцию начнет кто-то другой, программа отключится.

    Такая программа удобна и тем, что в академии тоже не нужно читать каждый раз все заново. Один раз записал специалист курс лекций - и готов комплекс для всех. Такие же программы можно сделать по гражданской обороне , по чрезвычайным ситуациям … Зачем людям куда-то ехать? Да и неизвестно, читает ли там преподаватель лекцию реально, а может, только спросит: у вас вопросы есть? Нет? Давайте распишусь…

    - Когда такое обучение уже может начаться?

    Пока все в стадии проекта, идет комплексная научно-техническая работа, но надеюсь, что с 2019 года можно будет так обучать. Мыслей хороших много, и мы хотим, чтобы у нас реально был XXI век, а не вчерашний день.

    - Какие еще вопросы поднимались предпринимателями на слушаниях с учетом риск -ориентированного подхода?

    Задавали вопрос: зачем нужно всех одному и тому же обучать? Зачем на курсы, которые необходимы для тех, кто работает с бензолом, пропаном, бутаном, сосудами, под давлением гнать и тех, кто торгует шаурмой, газетами?.. Их достаточно научить пользоваться огнетушителями. Мы всю конструктивную критику услышали. Министр ее услышал. Все негативные факторы мы убираем и делаем так, чтобы люди не искали, как купить «корочку», а знали, как можно доступно пройти обучение.

    - Публичные обсуждения будут продолжаться и дальше?

    Обязательно. Сегодня предприниматель, особенно малый, - это драйвер рыночной экономики. Я сижу здесь и принимаю решения благодаря деньгам налогоплательщика. И сегодня надо убедить всех сотрудников, что должностное лицо - это от слова «должен». Должен обществу. Тебя общество наняло - значит, на него ты и работаешь.

    - А как сами предприниматели отнеслись к такому подходу?

    Позитивно. Как уже отмечала вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, за этот год по вопросам пожарного надзора от предпринимателей поступило всего 6 жалоб, а в прошлые годы их число порой достигало тысячи. Предприниматели «спасибо» говорят и главе МЧС России Владимиру Пучкову, и министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову, который возглавляет подкомиссию по совершенствованию контрольных и разрешительных функций. Но изначально это все пошло от президента. Никогда не забуду, что почувствовал, когда в своем первом послании он сказал о работе пожнадзора: «Купил справку - и гори себе на здоровье» . Больше так уже не будет.

    1. Общие положения

    1. Положение является нормативным документом (наименование организации), который определяет организацию и порядок функционирования объектовой добровольной пожарной охраны (дружины или команды) (далее - ДПО) (наименование организации).

    2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.

    3. ДПО на объектах Организации выполняет работы, связанные с предупреждением и ликвидацией пожаров, аварий и иных чрезвычайных ситуаций, проведением аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану.

    4. В своей деятельности ДПО руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерств и ведомств Российской Федерации, организационно-распорядительными документами (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ), настоящим Положением.

    5. При выполнении стоящих задач ДПО осуществляет взаимодействие с подразделениями МЧС России, органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями.

    6. Порядок привлечения сил и средств подразделений ДПО (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) для тушения пожаров и ликвидации аварий за пределами объектов (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) определяется расписанием выезда, «Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» и соглашением о взаимодействии с территориальными органами МЧС.

    7. Порядок возмещения затрат ДПО (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) при оказании помощи в тушении пожаров и ликвидации последствий аварий на объектах других организаций определяется вышеуказанным соглашением о взаимодействии с территориальными органами МЧС, либо соглашениями с другими организациями об оказании взаимной помощи.

    8. Документы, регламентирующие деятельность ДПО разрабатываются в соответствии с нормативными актами и распорядительными документами МЧС России.

    9. Деятельность ДПО не подлежит лицензированию.

    2. Организационная структура и порядок комплектования ДПО

    1. Органом управления ДПО является ее начальник, назначаемый в установленном порядке.

    2. В состав ДПО входят оперативные подразделения ДПО: пожарно-спасательные части (далее ПСЧ) и отдельные посты ПСЧ.

    3. ДПО комплектуется штатными работниками организации. В ДПО принимаются граждане не моложе 18 лет, не имеющие ограничения по состоянию здоровья, способные по своим личным и деловым качествам выполнять обязанности, возложенные на работников ДПО.

    4. Для лиц, впервые принимаемых в ДПО, может устанавливаться испытательный срок от 1 до 3 месяцев.

    5. Структура управления ДПО (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) может меняться в зависимости от особенностей производственной деятельности (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) (количества и удаленности объектов, взрывопожарной опасности технологических процессов производств, существующей структуры управления.

    3. Основные задачи ДПД

    (могут меняться в зависимости от штатной структуры)

    1. Основными задачами ДПО являются:

    Участие в проведении пожарно-профилактической работы на объектах организации;

    Участие в тушении пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и участие в ликвидации иных ЧС;

    Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации личного состава ДПО.

    4. Социальная защита работников ДПД

    1. На работников ДПО распространяются все социальные льготы и гарантии, предусмотренные для работников организации.

    2. Сотрудники ДПО подлежат обязательному личному страхованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    5. Материально-техническое обеспечение ДПО

    1. ДПО использует для выполнения своих задач здания, сооружения, помещения, пожарную и специальную технику, а также оборудование, снаряжение и имущество, которое передается ему в пользование Организация.

    2. Для размещения ДПО может предусматриваться комплекс зданий и сооружений, построенных по типовому проекту или приспособленных для ДПО, в который, в зависимости от состава ДПО входят:

    Пожарное депо, с помещениями для размещения техники, личного состава, оборудования;

    Рукавная база, база газодымозащитной службы;

    Дымокамера для тренировки личного состава в изолирующих дыхательных аппаратах и защитных костюмах в условиях непригодной для дыхания атмосферы;

    Спортивная площадка или зал, оборудованные для проведения физической подготовки;

    Учебно-тренировочный полигон с набором тренажеров для практической отработки личным составом действий, связанных с тушением пожаров, проведением аварийно-спасательных и газоспасательных работ.

    6. Порядок создания, реорганизации и ликвидации ДПО

    Решение о создании, реорганизации и ликвидации ДПО, а также ее структуре, численности и оснащения принимает руководство организации.