Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Относящихся к социально незащищенной категории. Группы граждан, относящиеся к социально незащищенным слоям населения и методы государственной поддержки в сфере занятости данной категории граждан

    Относящихся к социально незащищенной категории. Группы граждан, относящиеся к социально незащищенным слоям населения и методы государственной поддержки в сфере занятости данной категории граждан

    План

    1. Социально-уязвимые группы населения

    2. Основные цели социальной работы

    3. Бездомные, молодежь, пожилые, ветераны, женщины

    4. Формы и методы оказания медико-социальной помощи населению

    5. Государственная социальная помощь в связи с бедностью: виды и формы помощи

    Социально-уязвимые группы населения – социально незащищенные слои населения, граждане, семьи, обладающие низким уровнем дохода и накопленного богатства. К ним относятся преимущественным образом пожилые одинокие люди, инвалиды, многодетные и неполные семьи, а также семьи, потерявшие кормильца, лица, имеющие доходы ниже прожиточного минимума.

    Социально – уязвимые группы

      престарелые, пожилые люди, нуждающиеся в помощи

      инвалиды

      дезадаптированные дети и подростки

      наркоманы, алкоголики и другие опустившиеся люди

      безработные

      бездомные

      переселенцы и беженцы, покинувшие свой дом

    Социальные технологии:

      Простые (доступные неспециалистам

      Сложные, (требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области)

      Комплексные,(требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях).

    Пожилые и престарелые

      Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995 г.,

      Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995

      Постановление Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам

      пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г.

    Технологии социальной работы с пожилыми людьми

      На макроуровне государство осуществляет: формирование социальной политики с учетом интересов стариков, создание пенсионных и других фондов их поддержки, формирование комплексной системы социального страхования, а также системы медицинского, психологического, консультационного обслуживания этих граждан. Для проведения такой работы необходима подготовка специальных работников.

      На микроуровне изучаются условия жизни стариков, получают ли они социальную помощь и какую, досуговая деятельность, духовная и культурная жизнь.

    Инвалиды

      Декларация ООН «О правах инвалидов»

      в июле 1992 г., Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов».

      В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»,

      «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»

      законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.),

    Дезадаптированные дети и подростки

      профилактика безнадзорности,

      бродяжничества, дезадаптации;

      психолого-медицинская помощь;

      формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

      попечительство по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

      психологическая и педагогическая поддержка

    Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

    Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

    Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

    Основная цель – социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация.

    Основными принципами социальной защиты являются гуманизм, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности;

    Безработный - трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрированный в службах

    Бездомные лица с психической патологией, больные алкоголизмом или

      наркоманией, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей и вынужденные скитаться; жертвы мошенничества с жильем;

      бывшие осужденные, утратившие социальные связи и не имеющие возможности реализовать конституционное право на жилище;

      лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных судом обязанностей или совершившие преступление и вынужденные скрываться;

      лица, выселенные по решению суда с занимаемой ими служебной жилплощади вследствие прекращения трудовых отношений с предприятием, предоставившим жилую площадь;

      беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно въехавшие в РФ из других стран.

    Беженцы - В соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженца беженцем является «любой человек, находящийся за пределами какой бы то ни было страны, гражданином которой он является, или, в случае отсутствия у него гражданства, за пределами любой страны, которая была последним местом проживания такого человека, и который не может или не желает возвращаться туда и не может или не желает воспользоваться защитой той страны из-за преследований или вполне обоснованного опасения преследований по соображениям расового, религиозного, национального, политического характера или принадлежности к определенной общественной группе».

    Социальная помощь женщинам

      экстренная социальная помощь - разовое, единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей;

      адресная социальная помощь - оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно.

    В современных условиях малообеспеченными оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшиеся благополучными.

    К малообеспеченным категориям, то есть нуждающихся в поддержке государства, относятся инвалиды I и II групп, престарелые граждане (80 лет и старше), пенсионеры, многодетные семьи, неполные семьи, семьи с детьми - инвалидами, студенческие семьи, семьи безработных, семьи с малолетними детьми, лица, попавшие в экстремальные ситуации (вынужденные переселенцы; люди, пострадавшие в результате стихийных бедствий; беженцы, бомжи) и девиантные семьи (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей).

    Определяющее значение в поддержке малообеспеченных категорий населения имеет государственная экономическая и социальная политика. Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация - механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.

    Помимо индексации существует Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам

    Государственная социальная помощь - система мер по оказанию действительно нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в виде услуг и льгот, для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального использования бюджетных средств.

    К основным целям социальной работы можно отнести:

      увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

      создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону

      адаптация или реадаптация людей в обществе;

      создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства.

    Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.)

    Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, семьям из групп “риска”, лицам с девиантным поведением.

    Социальная помощь также необходима людям пожилого возраста. В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов, гериатров. Цивилизованность общества определяется, в частности, и тем, насколько широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха и санаториев для пожилых людей.

    Большинство бездомных – одинокие мужчины. Женщины среди бездомных составляют около 10%. Это алкоголички, женщины, вернувшиеся из мест заключения (последняя группа составляет около 1 / 5 от всей численности бездомных женщин). К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на “дно”).

    От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.

    В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.

    Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим, состоянием общества.

    Падение рождаемости в Российской Федерации привело к “старению” молодежи: увеличилась доля 25 – 29-летних.

    Пожилые люди.

    Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.

    Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном уровне осуществляется по трем основным направлениям:

      социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимуществ),

      социальное обслуживание,

      организация пенсионного обеспечения.

    Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.

    Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

    Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

    Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

    Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидами возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

    Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

    Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей потребности населения – одна из важнейших задач государства.

    Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная политика нашего государства, в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том, или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.

    Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

    В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

    Кроме того, к пенсиям определенным категориям ветеранов с учетом их боевых и других заслуг установлены дополнительные выплаты. К этим категориям ветеранов относятся: женщины-инвалиды и участницы ВОВ, инвалиды ВОВ, не выработавшие вследствие тяжелого ранения требуемый стаж для назначения трудовой пенсии, инвалиды с детства вследствие ранения в годы ВОВ, родители военнослужащих, погибших в армии в мирное время, почетные доноры СССР, сдававшие кровь в годы ВОВ.

    Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.

    В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам. Основной целью этой программы является создание единой системы торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан, консолидация для этого различных финансовых ресурсов, привлечение внимания благотворительных и ветеранских организаций. Одним из путей реализации данной программы является организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрах социального обслуживания, социальных жилых домах и других учреждениях социальной защиты. Программой предусматривается снижение цен на товары и услуги не менее чем на 15% от средних цен или указанных в прейскурантах.

    Инвалиды .

    Декларация прав инвалидов (ООН, 1975 г) – было дано первое определение понятия «инвалид». В Рекомендациях 1185 года к реабилитационным программам 44-ой сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992г. были уточнения определения инвалидности Поставлена задача комплексного решения вопросов социальной, медицинской, профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов. Начиная с 1995 года, в бюджетных показателях ежегодно предусматриваются средства на реализацию

    Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов, которая включает в себя широкий перечень мероприятий по реабилитации и социально-бытовой адаптации инвалидов. Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

    Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Социальному работнику необходимо знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов»(1975г). Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от24.11. 1995г. № 181 ФЗ). Еще раньше, в июле 1992 г., Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»).

    Реабилитация инвалидов – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов, вызванных нарушением здоровья. Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Состоит из трех видов реабилитации: медицинская, профессиональная, социальная реабилитация.

    Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

      соблюдение прав человека и гражданина;

      предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

      равные возможности в получении социальных услуг;

      преемственность всех видов социального обслуживания;

      ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

      ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона).

    Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания; срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т. п.); социально-консультационная помощь.

    Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, оказываются гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

    Ветераны.

    С 1 июля 1998г. введены 50 % скидки по оплате жилья и коммунальных услуг одиноко проживающим ветеранам труда; ветеранам труда, проживающим в семьях, состоящих из пенсионеров, а также ветеранам труда, проживающим с нетрудоспособными членами семьи, находящимися на их иждивении.

    Сегодня на реализацию социально-бытовых льгот, предусмотренных Законом РФ "О ветеранах", расходуется более 3 млрд. руб. в год.

    Вместе с тем, до настоящего времени остаются не реализованными льготы для 530 тыс. ветеранов труда, проживающих в семьях, а также льготы по оплате за телеантенну, радиоточку и льготы по оплате за пользование телефоном для отдельных категорий ветеранов. Нельзя забывать и о том, что процесс старения у отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково. Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную или вернее, как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри смой группы людей.

    Женщина

    В Конституции РФ (1993 г.), в статье 37, записано: «Труд свободен: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду - выбирать род деятельности и профессии». Каждый имеет право на труд. Казалось бы, есть возможности приложения труда для каждого человека, однако в реальной жизни женщин они остаются пока нереализованными. Основные функции женщины – репродуктивная и воспитательная.

    Современный рынок в РФ выявил резко выраженную тендерную направленность изменения структуры занятости на рынке труда: сокращение женщин во всех отраслях экономики, их доли на рабочих местах, требующих высокого профессионального мастерства и знаний, особенно в сфере интеллектуального труда, сосредоточение женщин в отраслях с нестабильной и законодательно незащищенной занятостью, в том числе и в неформальной экономике. Женщины оказались неконкурентоспособными, социально более уязвимыми, а мужчины проявили особую жесткость в бизнесе. Среди работодателей женщин всего 30%, причем в основном они представлены в малом бизнесе.

    В реформированной России женщины были вытеснены в первую очередь из сферы квалифицированного труда – управления, приборостроения, электроники. Даже в традиционно «женских» отраслях, где удельный вес женщин всегда был велик, таких как финансы, связь, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, начался процесс замещения женщин мужчинами.

    Современная женщина столкнулась с нарушением принципа оплаты труда за счет сокращения женского труда в высокооплачиваемых отраслях. Значительно сократились производства, где женщины в советский период составляли почти 50% (машиностроение, инженерный корпус и др.). Легкая промышленность, где женщины составляют 80% работающих, только начинает возрождаться после тяжелого кризиса. Аппарат управления в этой отрасли, состоявший на 100% из женщин, также подвергся существенной реорганизации. Более благоприятные условия для деятельности женщин остались в учебных заведениях, медицине, сфере обслуживания, при использовании тяжелого физического труда, а также в социальной сфере.

    Особенности социальной работы среди женщин

    Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей; тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, то они не могут быть решены в отрыве от них.

    Решение социальных проблем женщин, как правило, выполняется социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса – правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.

    Активно развивается система центров социального обслуживания. Наиболее распространенными их типами являются центры социального обслуживания населения, а также центры социальной помощи семье и детям. Эти организации специализируются по оказанию женщинам:

      экстренной социальной помощи - разовое, единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей;

      адресной социальной помощи - оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно.

    Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница – учреждения социальной помощи стационарного типа, в которых лицам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию (в первую очередь детям и женщинам), предоставляется возможность временного пребывания. Оказание женщинам содействия в планировании семьи – это многосторонняя деятельность ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации.

    Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы – это оказание социально-психологической поддержки женщине в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы.

    Содействие в самопомощи и самозанятости женщин – это создание в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; продукция этих цехов поступает в продажу, а вырученные средства используются на улучшение жизни клиентов. Несмотря на разнообразие технологий, методик и форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные изменения их социальной ситуации.

    Формы и методы оказания медико-социальной помощи населению

    Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

    В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) медико-социальная помощь – это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

    Цель медико-социальной работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

    Объекты медико-социальной работы – различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и асоциальные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.), решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

    Особенность медико-социальной работы состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения.

    Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую.

    Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность – это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья. А также формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

    Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

    Пути реабилитации дезадаптированных детей и подростков

    Беспризорность – это дисфункция в системе агентов первичной социализации. Социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

    Социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

    В силу того что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

    Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 г.

    Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:

      профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

      психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;

      формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

      выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

      психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

      содействие возвращению в семью;

      обеспечение возможности получить образование;

      забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

    Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении

    Государственная социальная помощь в связи с бедностью: виды и формы помощи. Государственная социальная помощь – новый вид материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан. Иначе подобную помощь можно назвать помощью в связи с бедностью (по бедности). Такая помощь введена в России Федеральным законом «О государственной социальной помощи», принятым 17 июля 1999 г.

    Цель оказания государственной социальной помощи – поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Эта помощь адресная, она обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности. Государственная социальная помощь оказывается за счет федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При этом ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае недостаточности средств бюджетов нижестоящего уровня.

    В Законе «О государственной социальной помощи» указано, что он вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, устанавливается федеральным законом. Такой закон принят 20 ноября 1999г. Что касается величины прожиточного минимума, т. е. денежной оценки потребительской корзины (включая обязательные платежи и сборы) на душу населения по основным группам населения, то она в целом по России определяется ежеквартально Правительством РФ, а в субъектах РФ – их органами исполнительной власти.

    Законом «О государственной социальной помощи» 1999 г. установлены два вида (формы) государственной социальной помощи:

      денежные выплаты – социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

      натуральная помощь – топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

    Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина. Решение о ее назначении принимает орган социальной защиты населения. Она может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

    Социальные льготы – это система общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения.. К ним относятся

      гарантированное бесплатное медицинское обслуживание

      общедоступность и бесплатность образования

      минимальный размер оплаты труда и пенсии

      социальная пенсия

      пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет

      ритуальное пособие на погребение и др.

    Социальные гарантии – это социальные блага и услуги гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

    учебное пособие

    Невьянцева Надежда Николаевна

    Научные доклады и сообщения

    О ЛЕГАЛЬНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН»

    АСАЧЁВА Мария Владимировна,

    аспирантка кафедры конституционного и муниципального права филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС-СибАГС) (Новосибирск). E-mail: [email protected]

    Краткая аннотация: на основе анализа действующего российского законодательства рассмотрена дефиниция социально незащищенные категории граждан, понимаемая как группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. Сделан вывод о некорректности данного понятия точки зрения ст. 2 и 7 Конституции РФ и его идентичности понятию малоимущие граждане.

    Based on the analysis of the Russian legislation considered by definition socially vulnerable groups, understood as a group of people who, because of age, health, etc. unable to provide themselves (their families) a decent standard of living standards. It is concluded that this notion is incorrect in terms of Articles 2 and 7 of the Constitution and it is identical to low income.

    Ключевые слова: социальная защита; право социальной защиты; малоимущие граждане.

    Social security; the right to social protection; low income.

    Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.

    Конкретизация, уточнение и нормативное закрепление понятий необходимы потому, что численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет. В правовой литературе применительно к анализируемой категории используются весьма неопределенные и расплывчатые определения, касающиеся форм взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, системы государственной поддержки, которая выражается в «целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе» и работает «на повышение качества и условий жизни каж-

    дого индивида» .

    В федеральном законодательстве используются, но не конкретизируются понятия социальных групп (ст. 29 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 5.62. КоАП РФ2, социально-демографических групп населения. Аналогичные понятия использованы и в региональном законодательстве, где также отсутствует конкретизация4.

    В российском законодательстве используется широкая формулировка - «малоимущие

    1 Акатнова М.И. Право человека на социальное обеспечение международных актах, законодательстве зарубежных стран и России: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2009. С. 5.

    2 О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

    3 О потребительской корзине в целом по Российской Федерации. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6950.

    4 О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 6 декабря 2001 г. (в ред. от 6 июня 2012 г.) № 812106 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2002. 23 января. № 1.

    и социально незащищенные категории граждан» (п. 8 ст. 217, п. 14 ст. 251 НК РФ)1. При этом ни один федеральный закон или нормативный акт органа исполнительной власти в полном объеме не приводит перечня указанных категорий, везде присутствуют бланкетные и ссылочные нормы. Так в соответствии с п. 2. ст. 98 ЖК РФ категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ. Конкретизировано лишь понятие малоимущие граждане. К категории малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан относят лиц в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья2.

    Критерии определения статуса малоимущих граждан, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи»3 и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 1Э4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» 4 определены в Федеральном законе «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»5.

    В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума,

    1 Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2). Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.).

    2 Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 13-14.

    3 О государственной социальной помощи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) // СЗ РФ.1999. № 29. Ст. 3699.

    4 О прожиточном минимуме в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

    5 О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода

    семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для призна-

    ния их малоимущими и оказания им государственной социальной

    установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.

    В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» к данной категории по признаку права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, можно отнести: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»6, военнослужащих, блокадников и др. Отдельные социально незащищенные категории граждан указаны и в других федеральных законах7.

    В проекте Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ», внесенного в Государственную Думу Минздравом РФ, социальные услуги предоставляются гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (основание получения помощи), под которой понимается не только ситуация, которая нарушает жизнедеятельность гражданина, но и ситуация, которая создает риск для такого нарушения8. Неопределенность понятия трудная жизненная ситуация уже давно является предметом обоснованной критики9, но, тем не менее, разработчики законопроекта решили его оставить, лишь

    6 О ветеранах. Федеральный закон от 12 января 1995 г. (в ред. от 16 октября 2012 г.) № 5-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

    7 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 29 февраля 2012 г.) // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 23 ноября 2011 г. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

    8 Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Росс. газ. (Федеральный выпуск). 2012. 5 сентября.

    Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной

    ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2014. № 6(114)

    немного модернизировав.

    В законодательстве субъектов Российской Федерации категория социально незащищенные категории граждан применяется неоднозначно. В актах Мэра и Правительства Москвы используется понятие социально незащищенные семьи1, это семьи с детьми -инвалидами, сироты, дети военнослужащих по призыву и погибших при исполнении служебных обязанностей, безработные, ликвидаторы и др. Понятие социально незащищенные категории населения также применяется в законодательстве регионов РФ в сфере поддержки малого предпринимательства, предоставления субсидий предприятиям организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи2 (безработные, работники под угрозой увольнения (по справке от работодателя), инвалиды, многодетные родители, члены неполных семей, имеющие иждивенцев, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением.

    К социально незащищенным слоям населения относятся:

    • - престарелые граждане (лица, достигшие 70 лет);
    • - инвалиды;
    • - пенсионеры;
    • - ветераны;
    • - воины-интернационалисты;
    • - дети;
    • - учащиеся общеобразовательных учреждений;
    • - студенты;
    • - молодые семьи;
    • - неполные семьи;
    • - многодетные семьи;
    • -малообеспеченные категории граждан (лица, имеющие по объективным причинам доход ниже бюджета прожиточного минимума);
    • - иные лица, которые в наибольшей степени нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства.

    Практическое задание

    «Прожила я с мужем 23 года. У нас четверо детей: сыновьям - 18 и 24, дочерям - 16 и 18 лет. В годы совместной жизни так ничего хорошего и не видела. Вот, думала, подрастут дети, он хоть немного образумится - нет, как пил, так и пьет. Теперь еще и дерется. Ну, а про оскорбления и говорить нечего: какие есть только на свете плохие и матерные слова - то это все мои. Даже детей взрослых не стесняется, совершенно безосновательно называет меня гулящей и все прочее. А мне так хочется, чтобы у нас все было хорошо».

    Вы - социальный работник. Как следует поступить в данной ситуации?

    • а) посоветовать женщине расторгнуть брак;
    • б) посоветовать женщине настоять на лечении мужа?

    Какие дополнительные меры можно принять при решении данной ситуации?

    Предложить конкретное выше предложенное действие женщине не очень правильно. Правильного подхода тут нет. Конечно, умение объективно оценить ситуацию - очень трудная, тяжелая задача, ведь отношения - это не только нежность и поцелуи, это так же неминуемые обиды и ссоры. Нужно отличать промах и ошибку, которая прощаема, от постоянной модели поведения, которая может разрушить личную жизнь. Подумать хорошо о последствиях, проанализировать ситуацию и поступить так, как считаешь нужным. Если женщина сомневается в том, как ей поступить, правильный ли выбор она сделала, не обманывает ли она себя? Нужно посоветовать женщине хорошо подумать, оценить ситуацию. Хочет ли она такой жизни? Напомнить, что иногда лучше отступить на шаг в сторону новой жизни, потому что такого мужа исправить может только чудо. Его деспотизм и неуважение будут пагубно влиять на психику, как жены, так и детей. Напомнить женщине, что развод с человеком пьющим и избивающим свою жену не осуждает даже церковь.

    Если муж даже осознал критичность ситуации, сознался в своем поступке как в эмоциональном срыве, просит прощения, осознает свою неадекватность и обещает в дальнейшем так не поступать, жена может простить его, это даже нужно сделать, но не сразу. Мужчина не должен чувствовать вседозволенность и всепрощенность, нужно дать ему осознать, что он поступил плохо.

    Попытаться донести до мужа, что он болен алкоголизмом и помочь ему!

    Социальный работник должен понимать, что жена алкоголика, даже если она вообще не прикасается к спиртному, человек больной, нуждающийся в психологической помощи не меньше, чем зависимый муж. И пьющий муж, и созависимая жена, как правило, люди с одинаково низкой самооценкой, которые завидуют более удачливым. Девушка, в глубине души считающая, что недостойна внимания хорошего мужчины без вредных привычек - уже кандидат на роль «жены алкоголика». Спутницу алкоголика отличает контролирующее поведение. Она пытается бороться с алкоголизмом, выливая в раковину спиртное, отыскивая алкогольные «заначки», выгоняя мужа из дома и лишая его пищи. Другой вариант контролирующего поведения - это поддержка мужа-алкоголика. Наутро после пьянки жена подает «несчастному» рассол, лекарства, даже небольшую дозу спиртного, чтобы он скорее пришлось в себя. Оба варианта не приводят к желаемому результату. Необходимо рекомендовать женщине поменять роль. Из беспомощной жертвы или героини спасительницы превратится в личность самодостаточную. Отказаться от миссии спасительницы, признав свое бессилие перед «зеленым змием». Перестать бороться с проблемой и реагировать на нее. Задуматься, чем она может помочь себе и своим детям. Принять ситуацию со смирением. Найти свои заботы, интересы, увлечения. Не позволять заполнять свою жизнь единственной проблемой: пьянством мужа. Не разрешать мужу себя унижать, считать «тряпкой».

    Можно предложить посетить вместе с ним Общество Анонимных Алкоголиков. Там помогут добрым советом и психологической поддержкой обоим. Обратиться к наркологу, пусть муж пройдет лечение в стационаре. Обязательно навещать его, показать, как рады, что он решился на подобный шаг

    К социально незащищенным слоям населения относятся:

    Престарелые граждане (лица, достигшие 70 лет);

    Инвалиды;

    Пенсионеры;

    Ветераны;

    Воины-интернационалисты;

    Учащиеся общеобразовательных учреждений;

    Студенты;

    Молодые семьи;

    Неполные семьи;

    Многодетные семьи;

    Иные лица, которые в наибольшей степени нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства.

    В соответствии с законодательством (Постановлением КМ Украины от 17.08.98 г. № 1303), существуют определенные категории граждан, в которых льготы на получение лекарств колеблются в пределах от 50% или 100%, в зависимости от категории.

    При этом отпускаться могут только лекарства, отмеченные в Перечне лекарственных средств отечественного и иностранного производства, утвержденном постановлением КМУ от 1.09.1996 г. № 1071, с учетом ежегодных изменений, которые вносятся МОЗ Украины по согласованию с Минфином Украины.

    Право на бесплатное получение лекарств имеют:

    а) группы населения в случае амбулаторного лечения:

    1. Лица, которым предусмотрен бесплатный отпуск лекарственных средств по ЗУ "О статусе ветеранов войны, гарантии их, социальной защиты":

    * Инвалиды ВОВ, инвалиды, приравненные к ним.

    * Участники ВОВ.

    * Прежние несовершеннолетние узники фашистских концлагерей в возрасте до 16 лет на время освобождения.

    * Граждане из числа прежних военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях в Афганистане и других странах.

    *Родители и жены военнослужащих, которые погибли в результате ранения, контузии, полученных при защите страны или при выполнении других обязанностей военной службы или в результате заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

    2. Лица, которые имеют особенные трудовые заслуги перед Родиной в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет Украины".

    3. Лица, которым предусмотрен бесплатный отпуск лекарственных средств по закону Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы".

    4. Пенсионеры, которые получают пенсию по возрасту, по инвалидности и в случае потери кормильца - в минимальных размерах (за исключением лиц, которые получают пенсию на детей в случае потери кормильца);

    5. Дети в возрасте до 3-х годов.

    6. Дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

    7. Девушки-подростки и женщины с противопоказаниями беремен-ности, а также женщины, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, обеспечивается безвозмездно средствами контрацепции.

    (I и II типа), ревматизм, ревматоидный артрит, системная острая волчанка, системные, хронические и тяжелые заболевания кожи, сифилис, лепра, туберкулез, болезнь Аддисона, гепатоцеребральная дистрофия, фенилкетонурия, шизофрения и эпилепсия, психические болезни (инвалиды I и II групп, а также больные, которые работают в лечебно производственных мастерских психоневрологических и психи-атрических заведений), состояние, послеоперационного протезиро-вания клапанов сердца, острая перемежающаяся порфирия, муковисцидоз, тяжелые формы бруцеллеза, дизентерия, гипофизарный нанизм, состояние после пересадки органов и тканей, бронхиальная астма, болезнь Бехтерева, миастения, миопатия, мозжечковая атаксия, болезнь Паркинсона, инфаркт миокарда (первые 6 месяцев), детский церебральный паралич, СПИД, ВИЧ-инфекция, гипопаратиреоз, врожденная дисфункция коры надпочечников.

    Право на льготное получение лекарств при амбулаторном лечении, то есть с оплатой 50 % их стоимости, имеют такие группы больных:

    1. Инвалиды I и II групп в результате трудового увечья, профессионального или общего заболевания.

    2. Инвалиды с детства I и II группы возрастом после 16 годов.

    3. Дети в возрасте от трех до шести лет.

    4. Реабилитированные граждане, которые в результате репрессий стали инвалидами или является пенсионерами.

    5. Лица, награжденные знаком "Почетный донор Украины" и "Почетный донор СССР" .

    Для того чтобы более точно определить социальные механизмы и способы взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, необходимо рассмотреть основных получателей услуг государственной поддержки. В настоящее время существует много категорий населения, пользующихся услугами поддержки со стороны государства. Поэтому автором в работе при исследовании данной проблемы были определены три взаимосвязанных между собой слоя – бедные, безработные и инвалиды. Данные группы со своими ценностными ориентациями и специфическими признаками требуют определенных мероприятий по оказанию государственной поддержки и ее качественному наполнению.


    1. Бедность.

    В настоящее время наиболее значительный слой среди незащищенных категорий населения представляют бедные. Причинами появления данного феномена являются многие факторы, каждый из которых воздействует как отдельно, так и в комплексе (безработица, инвалидность, многодетность, низкий уровень заработных плат, инфляция и др.).

    По мнению автора, бедность – это такое состояние, когда индивид не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов. В России по данным Росстата в 2010 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (т.е. людей, которые непосредственно относятся к бедным) составила 18,1 млн. человек или 12,8% всего населения страны (в 2009 г. таковых было 18,5 млн. человек или 13,2%). При этом в целом по РФ величина прожиточного минимума на душу населения во 2-ом квартале 2011 составила 6505 руб., а потребительская корзина в этот период установилась на уровне 6058 руб. Безусловно, фактически, эти средства позволяют обеспечить только выживание индивида.

    Сегодня можно говорить о том, что в каждом обществе в разное время присутствуют определенные виды бедности (абсолютная, относительная и субъективная, хроническая и «плавающая», первичная и вторичная, экономическая и социальная), требующие разных подходов для решения. Необходимо отметить, что возраст среднестатистического бедного в России составляет 47 лет, в то время как богатого – 33 года, представителя среднего слоя – 42 года. 20

    На современном этапе в РФ приоритетными направлениями в борьбе с бедностью являются такие мероприятия, которые позволяют увеличивать рост доходов населения и содействуют развитию мелкого и среднего бизнеса. Главная цель состоит в создании эффективной системы поддержки бедных категорий общества и развитии экономики (которая участвует в создании новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда).

    Автор считает, что противостоять такому общественному явлению как бедность возможно только при условии, что политика, проводимая нашим государством, имеет долгосрочные перспективы и проводится на национальном, региональном, муниципальном уровнях комплексно и одновременно.



    1. Безработица.

    В диссертационном исследовании автором отмечается, что одной из важных причин бедности является безработица (отсутствие занятости всегда представляло серьезную проблему для общества и государства, выступая при этом дестабилизирующей силой). В настоящее время безработица становится реальным фактором бедности, которая охватывает группы трудоспособного населения, образованного и профессионально подготовленного. Люди, из-за отсутствия подходящих рабочих мест, не могут реализовать свою рабочую силу на рынке труда и вследствие этого лишаются основного источника заработка для поддержания нормального уровня жизни.

    Диссертант приходит к выводу, что сегодня характер и типы безработицы зависят от многих причин - экономических, политических, социокультурных. Следовательно, в каждом государстве данная проблема будет иметь свои специфические черты. Но вне зависимости от обстоятельств в любом обществе всегда присутствуют три основных вида безработицы (в разном соотношении), которые в зависимости от причин возникновения делятся на фрикционную, структурную и циклическую.

    Основываясь на данных, полученных Росстатом, автор показывает, что в ноябре 2011 года в общей численности экономически активного населения 75,7 млн. человек, или 53% всего населения страны, были заняты экономической деятельностью, хотя еще в августе таких людей было 76,7 млн. (за один квартал данный показатель сократился на 1,2 млн. человек). Вместе с этим 4,8 млн. человек в 2011 г. были признаны безработными в соответствии с критериями МОТ (при этом по сравнению с ноябрем 2010 г. численность безработных уменьшилась на 200 тыс. человек). 21 Но количество людей, отнесенных к категории безработных по методике МОТ, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости очень сильно различается (в ноябре 2011 г. в службах занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1223 тыс. человек, а это почти в 3,9 раза меньше, чем неработающих согласно критериям МОТ). Это связано с отличиями в охвате категорий населения. 22 При этом средний возраст безработных в данный период времени равнялся 35 годам, а молодежь до 25 лет составляла 1/3 от общей численности. Необходимо отметить, что женщинам и сельским жителям гораздо труднее найти работу, чем остальным категориям населения.

    Применительно к российской действительности для сдерживания и сокращения масштабов безработицы требуется модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение новых методов государственного управления в области занятости населения. Для этого необходимо: развитие системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда с повсеместным внедрением инновационных методов; обеспечение определенного баланса между профессиональным образованием и спросом на рабочую силу; формирование кадрового потенциала страны в соответствии с потребностями инновационной экономики; оптимизация и контроль использования иностранной рабочей силы на территории РФ; стимулирование экономической активности населения.

    Кроме этого, одним из приоритетных направлений в борьбе с безработицей в современной России выступает продолжение финансирования программ по снижению напряженности на рынке труда во всех регионах и областях. В 2011 году на реализацию таких программ в проекте бюджета было предусмотрено 27,8 млрд. рублей (в 2010 г. - 39,5 млрд. рублей).


    1. Инвалидность.

    Еще одной важной причиной, часто ведущей к бедности, в настоящее время является инвалидность, а взаимодействие таких групп людей и государства требует специфических форм поддержки.

    В структуре факторов, которые обуславливают инвалидность в России, заболеваемость населения не является преобладающей (примерно 25% всех случаев). Остальные факторы, которые приводят к данной проблеме - социально-экономические особенности, демографические характеристики, деятельность учреждений здравоохранения и врачебно-экспертной службы, неблагоприятная экологическая обстановка, большое количество ДТП, травматизм на производстве 23 и т.д.

    По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году в России насчитывалось около 13,15 млн. инвалидов или примерно 9% населения страны (например, в сравнении с 2005 г. численность людей с ограниченными возможностями была 12,17 млн. человек, а в 1995 г. инвалидность имело «всего» 6,3 млн. россиян). Из общей численности людей с ограниченными возможностями – 544 тыс. составляют дети; 1,8 млн. человек - с I группой инвалидности; 6,6 млн. человек - со II группой; 3,6 млн. человек – с III группой и т.д. При этом в общей численности инвалидов преобладают пенсионеры - 66%, люди трудоспособного возраста – 29,9% (из которых работают 26%), дети-инвалиды – 4,1%. 24

    Изучая данную проблему, автор отмечает, что в настоящее время государственная поддержка людей с ограниченными возможностями еще не достаточно развита в нашей стране. Несмотря на то, что законодательство в этой области существует, пока не выработана национальная стратегия в отношении проблем инвалидов. Сегодня одной из составляющих господдержки инвалидов является только трудоустройство. Для того чтобы результативность этого процесса была гораздо выше нынешних показателей, необходимо активно развивать систему квотирования рабочих мест; создавать новые рабочие места на предприятиях для инвалидов и оборудовать уже имеющиеся; организовать резерв профессий, которые они могут замещать; с помощью современных информационных технологий формировать систему дистанционного трудоустройства для людей с ограниченными возможностями; повышать статус компаний, в которых работают данные категории населения и предоставлять этим компаниям реальные налоговые льготы и послабления.

    С точки зрения роли государства в решении проблем инвалидов, кроме профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, важное место занимают социальная адаптация таких людей и создание им достойных условий жизни и равного труда.


    1. ^ Формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения – минимальные стандарты и система социального страхования.

    Основными механизмами эффективного взаимодействия незащищенных слоев общества и государства в настоящее время являются социальные стандарты и система социального страхования. По степени функционирования данных систем можно судить об уровне организации и качестве господдержки, действующей в обществе.

    При изучении минимальных стандартов, автор пришел к выводу, что в большей степени они призваны способствовать защите бедных и социально уязвимых категорий общества, устранению дифференциации граждан в доступе к различным благам и услугам на территории всей РФ (при этом влияя на дальнейшее развитие и совершенствование системы адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся людей). Это своего рода черта, ниже которой нельзя опускаться по качеству и объему услуг, предоставляемых населению (социальные стандарты - единые минимальные социальные нормы и нормативы, установленные государством и гарантирующие соответствующий уровень потребления). Такие стандарты выступают механизмом повышения социальной защищенности населения по важнейшим направлениям социальной политики и определяют уровень качества жизни современного человека. Необходимо отметить, что только в 2010 году расходы консолидированного бюджета субъектов РФ на социальную политику составили 1167,3 млрд. руб., на образование – 1450,9 млрд. руб., на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 796,8 млрд. руб. 25

    Автором, на основе проведенного исследования, доказано, что современная система государственных минимальных социальных стандартов, которая соответствует уровню развития России, должна охватывать не только такие сферы жизнедеятельности человека как здравоохранение, образование, культуру, ЖКХ, но и доходы населения, оплату труда, пенсионное обеспечение (при этом прожиточный минимум, МРОТ, НСОТ и все виды пенсий должны быть именно законодательно закреплены как разновидности государственных социальных стандартов). Но так как все эти стандарты отражают возможности и потребности общественного развития в определенный период времени, то возникает необходимость их постоянного пересмотра с поправкой на настоящее время. Пересматривать и обновлять социальные стандарты необходимо минимум раз в 4 года, а финансовую базу – 1 раз в год 26 (сегодня средний срок обновления любых стандартов в России составляет 12 лет, в то время как, например, в Германии - 4 года). 27

    Основными уровнями организации всей системы минимальных социальных стандартов являются федеральные, региональные и муниципальные стандарты, каждый, организуя нижнюю границу для наполнения стандартов. В случае расширения сфер действия социальных стандартов и внесении определенных поправок, можно решить вполне конкретный круг задач, значительно влияющих на уровень жизни простых людей в российском государстве:


    1. система государственных минимальных социальных стандартов позволит более полно выполнять основные гарантии граждан, закрепленные в Конституции РФ, и как следствие, повлияет на повышение уровня и качества жизни населения;

    2. с помощью полноценно функционирующей системы стандартов между регионами можно практически полностью нивелировать дифференциацию в доступе к различным благам и услугам (причем с учетом природно-климатических, региональных, экономических и других существующих особенностей);

    3. сегодня, благодаря четко определенным и принятым социальным стандартам, удастся добиться того, что финансовые ассигнования, в первую очередь, будут направляться на приоритетные направления социальной политики (важно отметить, что станут известны объемы финансирования в каждом субъекте РФ и уровень его социального развития).

    Автор считает, что следствием положительного решения всех перечисленных задач станет то, что качество социальных услуг в стране улучшится, так как контроль за их исполнением будет ужесточен. При этом важно, что повысится «прозрачность» бюджетного и внебюджетного процессов, осуществляемых в социальной сфере, так как изначально будет понятно какой объем средств (и из какого источника) и на какие цели необходим. Одновременно с этим будет обеспечена социальная стабильность в обществе, что непосредственно повлияет на становление единого социального пространства на территории всей РФ, поэтому доступ к основным жизнеобеспечивающим благам и услугам будет одинаков для каждого гражданина страны.

    Таким образом, государственная социальная стандартизация непосредственно влияет на социальную сферу и является основой для защиты интересов не только незащищенных и социально уязвимых категорий общества, но и всего населения страны (эффект от ее реализации затрагивает каждого индивида). Субсидирование приоритетных социальных проектов (как и их определение) сегодня тоже проходит с учетом данной системы.

    Далее в работе автор отмечает, что еще одним механизмом эффективного взаимодействия общества и государства выступает система социального страхования. Но она в отличие от стандартов главным образом направлена на экономически активное население (главная задача – снижение различных социальных рисков, имеющих массовый характер). Поэтому автор определяет суть социального страхования в распределении экономических последствий социальных рисков между всеми участниками трудовой деятельности с помощью резервирования финансовых средств, которые используются в случае наступления страховых ситуаций.

    В 2008 г. при проведении исследования на тему отношения граждан к страхованию в России были получены следующие варианты ответов: дает чувство защищенности – 52%, пустая трата денег – 29%, экономически эффективный способ борьбы с опасностями – 18% (в 2007 г. – эти показатели составляли 30%, 29%, 41% соответственно). 28 Результаты исследования показывают, что значительно увеличилось число людей, которые отводят социальному страхованию важное место в своей жизни (с 30% до 52%).

    По степени развития института социального страхования можно судить о действующем уровне государственной поддержки и защиты населения. При этом важным моментом в организации всей системы социального страхования выступает исполнение государством определенных социальных гарантий в интересах своих граждан.

    Но в настоящее время все острее встает вопрос о необходимости не только обновления, но и реформирования данной системы, так как эффект от ее функционирования не в полной мере соответствует современным потребностям общества и государства. Одной из главных причин этого выступают проводимые социально-экономические преобразования в стране, вследствие чего вся система социального страхования не успевает должным образом и в полном объеме интегрироваться в реализуемую нашим государством социально-экономическую политику.

    Критерии, которым необходимо следовать, реформируя систему социального страхования, автор обозначает следующим образом:


    • во-первых, должен существовать оптимальный уровень страховой защиты, при этом с учетом географических и экономических особенностей регионов;

    • во-вторых, необходимо установить паритетное участие всех заинтересованных в страховании лиц, которые на общих основаниях могут принимать решения относительно расходования страховых бюджетов;

    • в-третьих, нельзя объединять социальное страхование с другими видами государственной поддержки - это вполне самостоятельный институт, который нацелен на вполне конкретный круг потребностей общества.

    Данные критерии являются наиболее значимыми для формирования в России новой, качественно отличной от старой, системы социального страхования, так как органично сочетают в себе потребности и возможности современного общества. Придание институту социального страхования статуса обособленной и автономной организации, оптимальный уровень защиты застрахованных, полноценное участие в распределении страховых средств всех участников (и самое главное работников) – это тот минимум обязательств социального государства, который сегодня должен предоставляться населению. При этом в современной России обоснована целесообразность трехсторонней системы социального страхования, где ответственность за компенсацию и минимизацию социальных рисков разделена среди максимального числа участников (работодатель, работник, государство).

    Кроме этого, основными условиями новой системы социального страхования в России, которая вовремя будет реагировать на происходящие в экономике изменения, должны стать: осознанное участие граждан в социальном страховании и чувство ответственности за других членов общества, попавших в трудную жизненную ситуацию; постоянное взаимодействие государственной власти, работодателей и профсоюзов, защищающих интересы работников; равная ответственность всех задействованных в страховании субъектов за обеспечение действенной защиты от социальных рисков. Только в этом случае социальное страхование станет одним из действительно работающих и эффективных механизмов развития и регулирования социальных процессов, происходящих в обществе.

    По мнению диссертанта, минимальные социальные стандарты и социальное страхование являются в настоящее время основными составляющими всей системы государственной поддержки населения, выполняя при этом функции защиты от бедности, восполнения утраченных доходов, помощи престарелым и инвалидам. Дать оценку эффективности и качества государственного влияния на общество можно только с учетом этих систем.