Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Постановление об изъятии земельного участка у собственника. Закон об изъятии земельных участков: что это значит для собственников малоэтажного жилья

    Постановление об изъятии земельного участка у собственника. Закон об изъятии земельных участков: что это значит для собственников малоэтажного жилья

    В соответствии с законодательством России, граждане, владеющие земельными участками на правах собственности вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению — продавать, обменивать, сдавать в аренду и так далее. Однако есть случаи, когда должностные лица уполномоченных органов власти вправе изъять земельные участки. Все отношения, касающиеся владения землей закреплены в Федеральном Законе № 136. По каким основаниям допустимо наступление такой ситуации, будет рассмотрено дальше в статье.

    136 Федеральный Закон «Земельный кодекс Российской Федерации» был принят депутатами Государственной Думы 28 сентября 2001 года. 10 октября того же года члены Совета Федерации одобрили законопроект. Официальная дата вступления в действие закона приходится на 25 октября 2001 года.

    Закон о земельных участках регулирует процесс использования земель. Сохранение земель необходимо для ведения хозяйства и быта населения, проживающих на них.

    Условия владения землями регламентируется настоящим 136 ФЗ и Гражданским Кодексом России. В соответствии с рассматриваемым земельным законом, выделяются несколько категорий земель в зависимости от целевого назначения. Земли:

    • сельскохозяйственного назначения;
    • населенных пунктов;
    • промышленности, транспорта, радиовещания, информатики, энергетики, телевидения, связи;
    • для осуществления космической деятельности;
    • оборонительно-стратегические земли;
    • других специальных назначений;
    • охраняемых территорий;
    • охраняемых объектов;
    • лесного фонда;
    • водного фонда;
    • запаса.

    Основания для изъятия земельного участка по закону

    В законе о земельных участках содержится информация об изъятии земель — основания, условия и процедура.

    Статья 49 ФЗ № 136

    В статье 49 перечислены причины, которые могут стать основанием для изъятия земель:

    1. в соответствии с международными договорами России;
    2. в связи со строительством или реконструкцией объектов государственного значения. В перечень входят объекты:
    • энергетические системы регионального значения;
    • системы использования атомной энергии;
    • системы обороны и безопасности;
    • системы федерального транспорта;
    • космической деятельности;
    • линейного производства;
    • электрической, газовой системы, так же теплоснабжения, централизованных схем водоснабжения (горячего, холодного);
    • дорог регионального, межмуниципального и местного значения;

    Изъятие земельных участков возможно по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами России. По закону, изъятие земель осуществляется для государственных и муниципальных нужд.

    Статья 50 136 закона

    Данная статья гласит об условиях конфискации земельного участка. Изъятию подлежит земля по решению суда. Конфискуется земельная собственность на безвозмездной основе в качестве санкций за совершенное преступление.

    Статья 51 Федерального Закона «Земельный Кодекс Российской Федерации»

    Положения 51 статьи обуславливают правила реквизиции земельных участков. По закону, реквизиция земель возможна в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий. В общем при всех ситуациях, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок подлежит изъятию уполномоченными органами власти на определенный промежуток времени. Необходимы данные действия для осуществления защиты жизненно важных интересов населения и государства в целом.

    Если по возникшим уважительным причинам, уполномоченные исполнительные органы власти не могут вернуть собственнику реквизированный земельный участок, то они обязаны возместить рыночную стоимость изъятого имущественного объекта. Если на протяжении какого-либо времени собственнику не возвращается изъятый участок земли, то он вправе обратиться с жалобой в судебную инстанцию. В случае, если по мнению владельца земли, ему возвращают низкую стоимость за объект владения, он вправе обратиться в судебную инстанцию для установления верной стоимости.

    Перед подачей искового заявления в судебную инстанцию рекомендуется ознакомиться с полной версией Федерального Закона № 136. Ознакомиться с текстом закона об изъятии земли можно

    Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект № 503785-7, который значительно упрощает процедуру изъятия земельных участков муниципальными властями. FORUMHOUSE разбирается, что это означает для собственников загородного малоэтажного жилья, есть ли у нас поводы для беспокойства, и можно ли обезопасить свою собственность.

    Как будет работать закон об изъятии земельных участков.
    - Какие участки местные власти смогут изъять.
    - Как можно защитить свою собственность от изъятия.

    Как будет работать законопроект

    По новому законопроекту местные власти могут принять адресную муниципальную программу, по которой можно будет изъять участок и снести дом, мешающий правильному, с точки зрения местных чиновников, развитию территории. То есть, муниципалитет выбирает землю, решает, как будет ее развивать и заключает договор с компанией-застройщиком. Мнение собственников жилья при этом не учитывается, никаких общественных слушаний и голосований законопроектом не предусматривается.

    Какие участки можно будет изъять

    Из пояснительной записки к законопроекту следует, что местные власти смогут изъять:

    • для развития застроенной территории: землю, на которой стоят многоквартирные дома, снос или реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. В законопроекте не оговаривается, что дома должны быть аварийными, и что должно учитываться мнение жителей этого дома.
    • для комплексного и устойчивого развития территории по инициативе органа местного самоуправления: территории при наличии объектов, которые не соответствуют ПЗЗ (правилам землепользования и застройки).

    Территория может быть включена в проект комплексного развития, если 50% ее площади и более занимают участки, не соответствующие ПЗЗ.

    В этом пункте эксперты, анализировавшие законопроект, и видят главную опасность для собственников участков.

    ПЗЗ определяет этажность, процент застройки территории, отступы и т.п. Любой объект при желании можно сделать несоответствующим правилам.

    Fisun Участник FORUMHOUSE

    Манипулируя с ПЗЗ, можно превратить любой объект в не соответствующий предельным параметрам: для территории, где находится 3-х этажный дом, можно написать минимальную этажность 30 этажей. Если закон будет принят, чиновники получат право законно такие постройки снести, чтобы построить на их месте 30-х этажный дом, не спрашивая мнения жителей. И нет даже попыток упомянуть аварийность или ветхость старых строений.

    Адвокат Станислав Станкевич читает, что новый законопроект несет значительные коррупционные риски и дает широкий простор для неформальных договоренностей между застройщиками и представителями муниципальных органов власти о самых лучших участках земли. Он говорит, что законопроект № 503785-7 может стать механизмом по принятию решений в пользу застройщиков.

    То есть, все будет зависеть от составителей ППЗ – будут это честные, добросовестные чиновники, или чиновники, заинтересованные в обогащении застройщика.

    Что могут сделать собственники

    По новому законопроекту, муниципалитет не может требовать незамедлительного исполнения решения, поэтому, теоретически, время для обращения в суд остается. Но сейчас в законодательстве нет полной ясности, что можно обжаловать: соответствующая статья Земельного кодекса говорит, что оспорить можно только размер компенсации. Эксперты ожидают, что после внесения поправок, к третьем чтению эти неясности будут устранены.

    Все, что могут сделать собственники жилья – обратиться в суд.

    Но статистика показывает, что в таких вопросах суды крайне редко принимают сторону собственников жилья.

    Эксперты считают, что наибольшие риски несут собственники, которые не оформили свои земельные участки, не поставили их на кадастровый учет. Как говорит Станислав Станкевич, если муниципалитет решит построить что-то на застроенной территории, постановка земли на учет в кадастре сможет стать значительным препятствием для этого. Особенно, если они были зарегистрированы как ранее учтенные (право собственности или специальных форм пользования на которые было оформлено до 1.03.2008 года).

    Такие участки были сформированы раньше, чем те, которые создаются сейчас – из-за первенства оспорить их границы будет сложно.

    Юристы рекомендуют на всякий запастись архивными документами, которые помогут доказать, что дом – не самовольная постройка. По слухам, в подмосковных дачных поселках случались такие истории, когда сначала исчезали документы, а потом постройки объявлялись незаконными.

    Подведение итогов

    Новый законопроект заставил некоторых участников нашего портала задуматься о рисках строительства частного дома на участках, расположенных близко к городу.

    Так, fisun, построивший дом близко к городу, сейчас принял бы совсем другое решение:

    Fisun Участник FORUMHOUSE

    В соответствии с законодательством России, граждане, владеющие земельными участками на правах собственности вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению — продавать, обменивать, сдавать в аренду и так далее. Однако есть случаи, когда должностные лица уполномоченных органов власти вправе изъять земельные участки. Все отношения, касающиеся владения землей закреплены в Федеральном Законе № 136. По каким основаниям допустимо наступление такой ситуации, будет рассмотрено дальше в статье.

    136 Федеральный Закон «Земельный кодекс Российской Федерации» был принят депутатами Государственной Думы 28 сентября 2001 года. 10 октября того же года члены Совета Федерации одобрили законопроект. Официальная дата вступления в действие закона приходится на 25 октября 2001 года.

    Закон о земельных участках регулирует процесс использования земель. Сохранение земель необходимо для ведения хозяйства и быта населения, проживающих на них.

    Условия владения землями регламентируется настоящим 136 ФЗ и Гражданским Кодексом России. В соответствии с рассматриваемым земельным законом, выделяются несколько категорий земель в зависимости от целевого назначения. Земли:

    • сельскохозяйственного назначения;
    • населенных пунктов;
    • промышленности, транспорта, радиовещания, информатики, энергетики, телевидения, связи;
    • для осуществления космической деятельности;
    • оборонительно-стратегические земли;
    • других специальных назначений;
    • охраняемых территорий;
    • охраняемых объектов;
    • лесного фонда;
    • водного фонда;
    • запаса.

    Основания для изъятия земельного участка по закону

    В законе о земельных участках содержится информация об изъятии земель — основания, условия и процедура.

    Статья 49 ФЗ № 136

    В статье 49 перечислены причины, которые могут стать основанием для изъятия земель:

    1. в соответствии с международными договорами России;
    2. в связи со строительством или реконструкцией объектов государственного значения. В перечень входят объекты:
    • энергетические системы регионального значения;
    • системы использования атомной энергии;
    • системы обороны и безопасности;
    • системы федерального транспорта;
    • космической деятельности;
    • линейного производства;
    • электрической, газовой системы, так же теплоснабжения, централизованных схем водоснабжения (горячего, холодного);
    • дорог регионального, межмуниципального и местного значения;

    Изъятие земельных участков возможно по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами России. По закону, изъятие земель осуществляется для государственных и муниципальных нужд.

    Статья 50 136 закона

    Данная статья гласит об условиях конфискации земельного участка. Изъятию подлежит земля по решению суда. Конфискуется земельная собственность на безвозмездной основе в качестве санкций за совершенное преступление.

    Статья 51 Федерального Закона «Земельный Кодекс Российской Федерации»

    Положения 51 статьи обуславливают правила реквизиции земельных участков. По закону, реквизиция земель возможна в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий. В общем при всех ситуациях, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок подлежит изъятию уполномоченными органами власти на определенный промежуток времени. Необходимы данные действия для осуществления защиты жизненно важных интересов населения и государства в целом.

    Если по возникшим уважительным причинам, уполномоченные исполнительные органы власти не могут вернуть собственнику реквизированный земельный участок, то они обязаны возместить рыночную стоимость изъятого имущественного объекта. Если на протяжении какого-либо времени собственнику не возвращается изъятый участок земли, то он вправе обратиться с жалобой в судебную инстанцию. В случае, если по мнению владельца земли, ему возвращают низкую стоимость за объект владения, он вправе обратиться в судебную инстанцию для установления верной стоимости.

    Ознакомьтесь 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

    Порядок изъятия земли у собственника

    В 136 законе описана процедура изъятия земельного имущества (глава 7.1). Этапы изъятия участка:

    • Принимается решения уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ЗК России;
    • Отправляется письменное уведомление собственнику. В уведомлении указываются — информация об изымаемом участке, цель изъятия, реквизиты уполномоченного учреждения;
    • Прекращение прав собственности.

    В случаях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, принятое решение должно быть обосновано. Обоснования в соответствии со статьей 56.3:

    • решение о формировании охраняемой территории;
    • международный договор;
    • лицензия на пользование недрами;
    • решение о сносе здания, в связи с признанием его состояния аварийным.

    Учреждения, осуществляющие процедуру изъятия по закону:

    • с целью формирования объектов федерального значения, вправе начинать процесс изъятия федеральные органы исполнительной власти;
    • с целью установления объектов регионального значения — уполномочены исполнительные органы власти субъектов России;
    • для объектов местного значения — органы местного самоуправления.

    По закону, вышеуказанные органы вправе принимать решения по изъятию земельного имущества самостоятельно и по ходатайству других учреждений. Среди этих учреждений выступают:

    • организации естественных монополий;
    • учреждения, имеющие право на данные действия в связи с наличием специальный лицензий или договоров;
    • недропользователи;
    • унитарные учреждения, принадлежащие к собственности государства.

    Определяет перечень, организаций, уполномоченных осуществлять данную процедуру Правительство России.

    Как сохранить права на владение землей?

    Чтобы оставаться владельцем земельного участка необходимо не нарушать законы Российской Федерации, касающиеся пользования земельным имуществом. В случае изъятия земли без оснований или при не согласии с расчетом ее рыночной стоимости, собственник вправе общатиться в судебную инстанцию. Суд принимает во внимание все обстоятельства дела и выносит справедливое решение.

    В суд нужно подавать пакет документов и исковое заявление. Перечень документов:

    • копия паспорта;
    • копия уведомления об изъятии земли;
    • бумага, свидетельствующие о правах собственности;
    • бумаги, свидетельствующие о ведении переговоров с организацией, уполномоченной изъять имущество;
    • иные документы по запросу суда.

    В заявлении следует указать:

    • наименование судебной инстанции;
    • информация об истце;
    • информация об ответчике;
    • оглавление документа «Исковое заявление о…»;
    • описание ситуации;
    • ссылки на российские законы;
    • требования к ответчику;
    • список приложений;
    • дата и роспись истца.

    Перед подачей искового заявления в судебную инстанцию рекомендуется ознакомиться с полной версией Федерального Закона № 136. Ознакомиться с текстом закона об изъятии земли можно здесь.

    Закон об изъятии земель — обзор законодательства на сайт.

    Законодательство постоянно совершенствуется и необходимо опираться только на самые последние версии законов на. Все изменения и дополнения проверяйте на сайтах СОБРАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ или РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ. Поделитесь ссылкой и ваши друзья узнают, что вы разбираетесь в законах. Спасибо ツ

    Земельные споры возникают по всей стране с незавидной регулярностью. Это касается и точечных застроек во дворах, сноса добротных домов, продажи территорий с жилыми постройками. Такое положение дел не может не волновать собственников недвижимости, рассчитывающих на то, что «мой дом ― моя крепость». Поэтому новые изменения в Градостроительный кодекс, внесенные Правительством в начале июля 2018 года как Законопроект № 503785-7, стали предметом обсуждения общественности.

    Законопроект № 503785-7

    Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд) » к настоящему времени прошел рассмотрение Советом Государственной Думы и принят в первом чтении с поправками, которые должны быть внесены до 5 декабря 2018 года.

    В законопроекте вводится понятие «комплексного развития территорий». Целью такого развития является:

    «…вовлечение в градостроительную деятельность «депрессивных» площадок муниципальных образований. К таким территориям зачастую относятся неиспользуемые или неэффективно используемые территории, значительная часть которых занята самовольными постройками, и т.д. Наличие таких территорий в границах муниципальных образований, в большей степени расположенных в центральных районах, не может не вызывать обеспокоенность как местного населения, так и органов местного самоуправления.» (Пояснительная записка).

    Для достижений поставленных целей законопроект вносит следующие дополнения и изменения:

    1. Уточняется порядок установления границ муниципальных образований.
    2. Предлагается порядок включения в границы населенных пунктов территорий комплексного развития.
    3. Определяется порядок определения выдачи градостроительных планов для территорий развития.
    4. Порядок изъятия земель для комплексного развития территорий.
    5. Предлагает внесение изменений в Земельный кодекс в части изъятия земельных участков по решению муниципальных органов при обоснованном решении по комплексному развитию данных участков.

    Спорные положения

    Еще в ходе обсуждения законопроекта пункт по изъятию земельных участков по решению органов местного самоуправления, даже при наличии застройки жилыми домами, не признанными аварийными, и вызвал вопросы у некоторых депутатов. В своем выступлении Председатель Комиссии ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская сказала:

    «Уважаемые коллеги, я хочу обратить внимание на норму, которая как бы не конкретизирована: комплексное развитие территории – что там? А если там жилищный фонд? Дома на этой территории не признаны аварийными, но нуждаются в капитальном ремонте. Мы что, тоже будем изымать у собственников эти жилые помещения? И не вступает ли это в противоречие как с Конституцией Российской Федерации, так и с законом, который посвящен реновации жилищного фонда, принятым уже для Москвы?

    У меня очень большие сомнения на этот счет есть. Потому что, как вы знаете, изъятие собственности – это исключительная ситуация. Это написано в том же Земельном кодексе. Когда речь идет об аварийном жилищном фонде – это понятно. Граждане не справляются с этой ситуацией, они ничего не могут сделать с этим аварийным жильем, происходит процедура изъятия. Но когда речь идет о других объектах жилищного фонда, где живут граждане, собственники жилых помещений, мне представляется, что это совершенно недопустимая ситуация».

    Предложения изменить Земельный кодекс, в котором оговаривается возможность изъятия земли только для государственных нужд, и позволить решать вопрос изъятия органам местного самоуправления без какого-либо учета в принятии решений мнения жителей, проживающих на таких участках, обеспокоила и стала предметом обсуждения.

    Большую озабоченность вызывает обоснование изъятия участков и сноса жилых домов по причине несоответствия более 50% ПЗЗ (Правила землепользования и застройки), которые разрабатываются самими органами местного самоуправления и не имеют конкретных параметров в законопроекте.

    Дополнение к пункту 3 ст.46: «… на которых расположены объекты капитального строительства, виды разрешенного использования и (или) параметры которых не соответствуют видам разрешенного использования объектов капитального строительства и (или) предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки и (или) федеральными законами…».

    Таким образом, под несоответствие можно подвести любое строение — для этого надо просто изменить правила. По мнению граждан, подобное положение может привести к возникновению коррупционных схем при недобросовестности чиновников и заинтересованности застройщиков в земельных участках, расположенных в центре населенных пунктов. По мнению юристов, ПЗЗ должны составляться в соответствии с Генпланом развития, а не являться «резиновой» нормой, подстраиваемой под нужды чиновников и застройщиков.

    Не меньшую обеспокоенность вызывает обстоятельство, что участие жителей изымаемых домов сводится только к возможности обращения в судебные органы. То есть законопроект предусматривает:

    «При этом с целью обеспечения конституционных прав граждан и юридических лиц на судебную защиту законопроектом исключаются требование о немедленном исполнении решений суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории по инициативе органов местного самоуправления» (Пояснительная записка к законопроекту).

    По словам юристов, статистика обращения в судебные органы по поводу изъятия недвижимости показывает, что большая часть таких споров решается в пользу властей.

    Что происходит в Кунцево

    Ярким примером последних дней конфликта жителей многоквартирных домов и застройщиков стал московский район Кунцево. Здесь предполагается снос 37 домов трех и пяти этажей, чтобы на их месте построить жилой дом в 26 этажей. Жителям сносимых домов предоставляются квартиры в возводимом доме. При этом дома, предназначенные под снос, по словам жителей и муниципального депутата округа, имеют износ 30% и не могут быть признаны ветхими или аварийными. Решение о сносе не попадает по программу реновации, а было инициировано еще при правительстве Лужкова.

    В прошлом году группа жителей подала коллективный иск в суд против решения о сносе домов. Суд отклонил иск на основании того, что земля под застройку не принадлежит жителям. После чего жители обратились в Верховный суд, который 22 ноября 2018 года оставил решение Мосгорсуда без изменений.

    Противостояние сторон не ограничилось только судебными исками. Жители района организовали палаточный лагерь, чтобы не допустить застройщиков на площадку. Но сотрудники частного охранного агентства, привлеченные застройщиком, при поддержке полиции разогнали протестующих.

    Этот пример наглядно показывает, что опротестовать снос домов и сейчас, до принятия предлагаемого законопроекта, не удается. Принятие внесенных законопроектом изменений может привести к возникновению подобных конфликтов повсеместно.

    Вконтакте

    Изъять земельный участок у владельца в 2019 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

    Новый порядок изъятия земельных участков в 2019 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

    Новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

    • Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
    • Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

    Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:

    • Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
    • Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

    Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

    Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

    • Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
    • Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
    • По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
    • Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

    Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

    Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.

    • Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

    Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

    Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии :

    • Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
    • И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.

    При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков :

    • Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
    • Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

    «На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения , — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории «.

    Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
    • Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
    • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
    • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

    «Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи) , — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка «.

    Изъятие земельных участков в 2019 году: основания, новый порядок и судебная практика

    Отобрать имущество у владельца в 2019 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

    Государство или муниципалитет может изъять земли

    Изъятие - многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

    Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

    Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти . От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

    Закон об изъятии земель в 2019 году

    При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

    Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

    • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
    • были утверждены проектами планировки территории.

    Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

    • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
    • для выполнения международных обязательств;
    • для разработки недр;
    • признании жилого помещения аварийным.
    • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
    • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

    Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

    Отдельно следует упомянуть конфискацию :

    • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
    • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

    Новый порядок процедуры изъятия земель

    Изъятие земли - формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

    В 2019 году изъятие включает несколько этапов:

    • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
    • поиск правообладателей;
    • вынесение постановления компетентной комиссией;
    • уведомление собственника;
    • подготовка соглашения;
    • отчуждение земли и регистрация перехода права.

    Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

    Добровольное и принудительное изъятие земель

    Процедура предполагает преимущественно добровольный порядок. Изъятию предшествует уведомление собственника о намерении государства или муниципалитета получить в свое владение землю в обмен на компенсацию. Для этого всем собственникам предлагается заключить соглашение, которое предусматривает возмещение денег.

    Расчет производится с учетом:

    • рыночной стоимости;
    • цены недвижимости размещенной на земле;
    • упущенной выгоды.

    Если стороны не смогли договориться об условиях, применяется механизм принуждения. Условия и порядок перехода права будет определять суд.

    Отдельным видом принудительного отъема земли является реквизиция. Она всегда носит принудительный характер и может быть временной или постоянной. Применение реквизиции обоснованно острой необходимостью или чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция имеет иную природу, чем изъятие и осуществляется в особом предусмотренном порядке.

    Поиск правообладателей

    Прежде чем принять окончательное решение о присвоении земли, органы власти должны отыскать собственников земель и заключить с ними соглашение. Только после этого будет возможно осуществить переход права собственности.

    Для поиска владельцев земли заинтересованный орган власти:

    • размещает сведения на районных информационных стендах;
    • объявляет о предстоящем изъятии территории у себя на сайте;
    • направляет запросы в органы Росреестра.

    Если сведения в электронных реестрах отсутствуют, поиск осуществляется на основании данных из архивов. Без уведомления владельца земли отнять ее в рамках изъятия нельзя. Органу власти необходимо иметь подтверждение об уведомлении собственников в установленном порядке. В случае если собственников не найдут, заинтересованный орган вправе потребовать перехода собственности через суд. Землевладелец, узнавший об изъятии земельного участка, после завершения процедуры может претендовать только на компенсацию. Если право на землю возникло до 1998 года, доказывание права собственности на землю может быть осложнено отсутствием сведений в базах Росреестра.

    Окончательное решение об изъятии земель

    Как только правообладатели найдены и оповещены, заинтересованный в изъятии компетентный орган готовит документы для оформления окончательного решения в форме постановления .

    Для вынесения постановления необходимы сведения:

    • о площади и местоположении изымаемых участков;
    • расположенных на земле недвижимых объектах;
    • сведения о документах, инициировавших процедуру.
    Постановление об изъятии земель

    В течение 2 месяцев компетентный орган готовит постановление об изъятии земельных участков.

    Окончательный вариант документа должен содержать:

    • основания изъятия;
    • сведения о владельцах земельных участков;
    • площадь земли;
    • сведения о кадастровых номерах.

    Копии постановления направляются заинтересованным органам и землевладельцам.

    Компенсация
    • Выплата за землю формируется с учетом кадастровой стоимости.
    • Если предложенная сумма собственника не устраивает, производится переоценка.
    • В качестве компенсации владелец земли может запросить другой земельный участок, но соразмерный по стоимости.
    Судебная практика

    Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.

    Чаще всего чиновниками нарушается:

    • процедура принятия решения;
    • порядок извещения владельца земли;
    • порядок проведения оценки.

    Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.

    Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:

    • на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
    • отмену акта органа власти;
    • возмещение убытков.

    В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу.