Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Правила дорожного движения административное право. Административные правонарушения в области дорожного движения. Тенденции развития административного законодательства в сфере дорожного движения

    Правила дорожного движения административное право. Административные правонарушения в области дорожного движения. Тенденции развития административного законодательства в сфере дорожного движения

    Особенности административных правонарушений в области безопасности дорожного движения (основные составы, характеристика объективных и субъективных признаков)

    Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения являются одним из видов административных правонарушений. Данным правонарушениям присущи все свойства характерные для других видов административных правонарушений, включая общественную опасность, противоправность, виновность деяния, за совершение которых, предусмотрена административная ответственность действующим законодательством. Наиболее обобщенно эти правонарушения можно представить как нарушение Закона «О безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения, за которые предусмотрена административная ответственность нормами Главы 18 КоАП. Таким образом, основанием применения административной ответственности в области безопасности дорожного движения является совершение деяния, признаки которого соответствуют признакам состава соответствующего правонарушения, которые определены нормами статей Главы 18 КоАП. При наличии в деянии всех элементов и установленных законодательством признаков состава правонарушения, данное деяние следует считать административным правонарушением, за совершение которого предусматривается применение мер административной ответственности, выраженных в административном взыскании, как формы государственного принуждения, направленного на пресечение и предупреждение правонарушений.

    Для административных правонарушений в области безопасности дорожного движения характерны определенные особенности составов данных правонарушений, отличающих их не только по объекту правонарушения, но и по ряду других признаков, обусловленных особенностями других объективных и субъективных признаков.

    В отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения родовым объектом правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и порядок. Видовым объектом данных правонарушений является безопасность дорожного движения, которую можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

    Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

    Общественная опасность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

    В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения, соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

    Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения можно представить как противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов. Как правило, объективная сторона административных правонарушений описывается в диспозициях соответствующих статей КоАП и предполагает применение мер административной ответственности за совершение тех или иных действий участников дорожного движения, которые могут являться причиной дорожно-транспортного происшествия, например, нарушение правил пользования транспортным средством (ст. 18.9 КоАП) эти действия могут выражаться в выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства или открытие дверей транспортного средства во время движения, нарушение правил эксплуатации транспортного средства (ст. 18.12 КоАП) может выражаться в управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и задними габаритными огнями, управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством данной категории, регистрационных или иных документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (ст.18.18 КоАП) заключается в отсутствии у водителя соответствующих документов подтверждающих его право на эксплуатацию соответствующим транспортным средством. В соответствии с нормами п. 2.18 Правил дорожного движения дорожно-транспортное происшествие - происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

    Таким образом, дорожно-транспортное происшествие следует рассматривать, прежде всего, как общественно опасный результат административного правонарушения в области дорожного движения. Важным элементом объективной стороны правонарушений в области безопасности дорожного движения является причинная связь, которую можно представить как процесс, в котором причина всегда предшествует следствию. Таким образом, нарушение правил дорожного движения должно предшествовать наступлению общественно опасных последствий, установленных нормами действующего законодательства. Следует согласиться, что одной последовательности во времени для установления причинно-следственных связей недостаточно, так как «последовательность во времени между определенными событиями нельзя смешивать с причинной связью между ними» . В отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения уместно применить следующее определение причинно-следственных связей: Причиной последствия должно признаваться такое деяние, которое с внутренней необходимостью вызвало его наступление, то есть если нарушение, допущенное в конкретной ситуации, определило направление развития явлений, приведших к общественно опасному результату, то оно выступает необходимой причиной наступившего результата . Значительные сложности при установлении причинно-следственной связи между деянием и наступлением общественно опасных последствий если правила дорожного движения нарушают одновременно несколько лиц. В литературе высказывалась точка зрения, что по общему правилу, виновным в совершении правонарушения может быть признано только одно лицо . Очевидно, что подобный подход приводит к тому, что к ответственности за совершение административного правонарушения может быть привлечено только лицо, которое последним из нескольких нарушителей правил дорожного движения совершило нарушение. Хотя очевидно, что причинная связь может носить двухзвеньевой характер, то есть одно правонарушение может порождать другое, а то в свою очередь общественно опасные последствия и в такой ситуации лицо, которое непосредственно совершило деяния, вызвавшие общественно опасные последствия, несет административную ответственность, а другое лицо, нарушение правил дорожного движения которого, привело к следующему нарушению, избегает ее, что противоречит принципам применения юридической ответственности, фактически, делая безнаказанным правонарушение и исключая неотвратимость административного взыскания за его совершение.

    Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица. В соответствии с нормами ст. 3 Закона «О дорожном движении» субъектами правонарушений в области безопасности дорожного движения могут являться участники дорожного движения, то есть физические лица, находящиеся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К участникам дорожного движения относятся: водитель транспортного средства, самоходной машины; пешеход; пассажир; всадник, погонщик скота; лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной и находящееся в них; лицо, сдающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.

    Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных Главой 18 КоАП, является водитель. В соответствии с нормами п. 2.8 Правил дорожного движения водителем является водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством). К водителю приравниваются лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством) и при этом находящееся в нем, а также всадник, погонщик скота. Другими физическими лицами, которые могут являться субъектами административных правонарушений в области дорожного движения являются: пешеход - физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы (п.2.46 Правил дорожного движения) и пассажир непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства (п. 2.44 Правил дорожного движения). В отношении физических лиц, как субъектов административного правонарушения действующее законодательство устанавливает требования к возрасту (ст. 4.3 КоАП) и к вменяемости (4.4 КоАП) данных лиц. В соответствии с нормами данных статей КоАП субъектами административных правонарушений могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, за исключением правонарушителей, совершивших административные правонарушения, предусмотренные нормами ч.1,3,5 ст. 18.3, ст. 18.4, ст. 18.10, 18.43 КоАП, где применение административной ответственности предусмотрено с четырнадцатилетнего возраста (ч. 2 ст. 4.3 КоАП).

    С субъективной стороны правонарушения в области безопасности дорожного движения характеризуются, как правило, умышленной формой вины. Только некоторые правонарушения в области безопасности дорожного движения являются неосторожными, например, управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения (ст. 18.18 КоАП) , управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности (ч. 4 ст. 18.12 КоАП) нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства (ч. 1 ст. 18.22 КоАП). Безусловно, что субъективная сторона любого административного правонарушения должна выражаться в виновном поведении правонарушителя, при этом вину, лица совершившего административное правонарушение доказывают соответствующие компетентные органы. Однако, новый порядок фиксации превышения скорости, внес существенные изменения в порядок определения вины лица, совершившего правонарушение. Так, в соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. В соответствии с нормами ст. 4.9 «Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств», введена административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств, если превышение этими транспортными средствами скорости движения зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. На основании данной статьи установлено, что в случае фиксации превышения скорости движения транспортного средства спецсредствами административной ответственности подлежит его собственник (владелец), за исключением случаев, когда у органа, ведущего административ-ный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания есть точная информация об истинном нарушителе скоростного режима, к которому и будут применены меры административной ответственности. Таким образом, устанавливается возможность привлечения лица к административной ответственности без вины (институт «объективного вменения»), которая законодательно закреплена в ряде зарубежных стран . При применении норм ст. 4.9 КоАП обязанность доказывать свою невиновность возлагается на лицо, привлекаемое к административной ответственности. С другой стороны, закреплением указанной нормы презюмируется виновность этого лица. Как представляется, данное положение вряд ли согласуется с конституционными положениями о невиновности лица, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке, и о том, что обвиненный не обязан доказывать свою невиновность.

    На основании норм ст. 4.9 КоАП возникает новый субъект административной ответственности: собственника (владельца) транспортного средства. Его правовой статус характеризуется рядом особенностей. Появление данного субъекта административной ответственности связано исключительно с фактом фиксации нарушения Правил дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Таким образом, данный метод фиксации административных деликтов в области дорожного движения существенно изменил традиционные подходы к назначению наказаний (учет личности нарушителя, его имущественного положения, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств и др.) и тем самым фактически исключил из этого процесса общепринятый в юриспруденции принцип индивидуализации назначения наказания. Однако, несмотря на это, данные меры следует признать оправданными, так как законодательно предусмотрена возможность владельца (собственника) транспортного средства доказать свою не виновност. На подачу этого заявления собственнику транспортного средства отведен 1 месяц. Продление этого срока не предусмотрено. Поэтому в связи с его истечением данное лицо теряет право на подачу такого заявления, оно будет оставлено ГАИ без рассмотрения. Основанием для подачи письменного заявления могут являться: несогласие лица с привлечением его к административной ответственности в указанном выше порядке; наличие доказательств того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Кроме этого, применение такого способа фиксации административного правонарушения, должно учитывать возможность доказательства виновности правонарушителя. Применяемый в настоящее время способ, приложение к постановлению о вынесении административного взыскания изображения транспортного средства в момент совершения правонарушения как нам представляется в полной мере таким доказательством являться не может и здесь необходимо использование видеоматериалов, отражающих факт нарушения скоростного режима. В целом этот способ видеофиксации и применения административного наказания в области безопасности дорожного движения следует признать обоснованным, так как он позволяет более эффективно фиксировать правонарушения, облегчает контроль за скоростными режимами, создает условия для максимальной неотвратимости административного наказания за совершение правонарушения. Вместе с тем, необходимо внесение ряд изменений в порядок наложения административного взыскания, которое должно учитывать общие принципы применения административных наказаний, в частности необходимо учитывать личность правонарушителя, смягчающие и отягчающие обстоятельства правонарушения, что в условиях действующих правовых норм, определяющих административную ответственность лиц, установленную с использованием средств видеофиксации невозможно. Как нам представляется, необходимо установление всех обстоятельств дела, что возможно сделать только после получения объяснений обвиняемого лица, таким образом, факт видеофиксации следует рассматривать только как основание привлечения к административной ответственности, но не основанием вынесения административного взыскания. Поэтому постановление о вынесении административного взыскания должно выноситься не по факту совершения административного правонарушения, после установления все обстоятельств дела.

    Понятие правонарушения в административном праве

    Одним из видов административных правонарушений являются правонарушения в области безопасности дорожного движения . Этому виду правонарушений присущи все признаки, которые относятся и к обычным правонарушениям.

    Определение 1

    Административные правонарушения в области дорожного движения понимается как нарушение Правил дорожного движения (ПДД) и Закона «О безопасности дорожного движения».

    Ответственность за данный вид правонарушений закреплена в Главе 18 кодекса об Административных правонарушениях.

    Основанием для применения ответственности за правонарушения в данной области права являются действия , которые имеют все признаки правонарушения, закрепленные в Главе 18 КоАП.

    Основной формой ответственности за данный вид административного правонарушения является административное взыскание, главной целью которого является пресечение и предупреждение правонарушений в данной области права.

    Опасность правонарушений в области дорожного движения

    Опасность данного вида административных правонарушений для общества состоит в следующем:

    • участниками дорожного движения создаются ситуации, последствиями которых может стать причинение вреда здоровью и жизни граждан;
    • участниками дорожного движения создаются ситуации, последствиями которых может стать причинение материального ущерба.

    Объект и субъект правонарушения в области дорожного движения

    Объект правонарушений в данной области административного права в юридической науке принято разделять на два вида:

    • родовой объект;
    • видовой объект.

    Родовым объектом правонарушений в данной области административного права являются социальные отношения, которые призваны обеспечивать порядок и безопасность в обществе.

    Под видовым объектом данных правонарушений подразумевают безопасность дорожного движения.

    Определение 2

    Безопасность дорожного движения с юридической точки зрения понимается как совокупность социальных отношений, которые направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, сохранность имущества, правильную работу автотранспортных средств.

    Определение 3

    Под объективной стороной правонарушения в данной области административного понимают действия противоправного характера виновного лица, которые связанны с нарушением ПДД, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации транспортных средств, железнодорожных переездов.

    Определение 4

    Под субъектом правонарушения в данной области административного права принято понимать физических, юридических, должностных лиц, которые признаны вменяемыми и достигли установленного законом возраста. Таким образом, субъектами данных правонарушений являются все участники дорожного движения.

    Участников дорожного движения можно разделить на следующие категории:

    • водители транспортных средств и самоходных машин;
    • пешеходы;
    • всадники и погонщики скота;
    • пассажиры транспортных средств;
    • лица, которые обучаются управлению транспортным средством;
    • лица, которые сдают экзамен на право управления транспортным средством.

    Среди данных субъектов правонарушений наиболее часто встречающимися являются водители транспортных средств.

    В соответствии с нормами современного законодательства, под водителем подразумевается физическое лицо, которое управляет транспортным средством. К водителям не относятся лица, проходящие обучение по управлению транспортным средством, и лица, сдающие экзамен на право им управлять.

    регулируются Кодексом об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (КоАП РФ).

    В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    1. Виды административных наказаний (статья 3.2 КоАП РФ).

    1.1. За совершение административных в области дорожного движения могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    а) предупреждение;

    б) административный штраф;

    г) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    д) административный арест;

    в) обязательные работы.

    1.2. Предупреждение по статье 3.4 КоАП — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

    Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

    В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей особенной части КоАП, в том числе содержащихся в главах 11 и 12, или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение. Замена штрафа на предупреждение применяется к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

    1.3. Административный штраф.

    Административный штраф (статья 3.5 КоАП РФ) является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается главой 11 «Административные правонарушения на транспорте и главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения».

    1.3.1. Административные штрафы за совершение правонарушений согласно вышеуказанных глав КоАП налагаются на:

    а) водителей, управляющих автотранспортными средствами;

    б) должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств;

    в) юридических лиц;

    г) должностных лиц, ответственных за перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных и опасных грузов;

    д) должностных лиц, ответственных за перевозку детей автобусами;

    е) должностных лиц при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

    ж) должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

    1.3. 2. Оплата административного штрафа , предусмотренного главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» производится в размере половины суммы наложенного административного штрафа в период не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

    1.3.3. Под 50 – процентную оплату штрафа не попадают следующие правонарушения в главе 12 КоАП РФ:

    а) повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке;

    б) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

    в) повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час, повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час и повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час;

    г) повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;

    д) повторный выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (кроме объезда препятствий);

    е) повторного движения во встречном направлении по дороге с односторонним движением;

    ж) нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

    з) невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

    и) невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

    1.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (статья 3.8 КоАП РФ).

    Лишение специального права назначается судьей.

    Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

    Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27. КоАП РФ.

    Случаи лишения водительского удостоверения приведены в

    1.5. Административный арест.

    Административный арест за правонарушения в области дорожного движения заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается судьей.

    Статьи КоАП РФ, предусматривающие административный арест:

    1.5.1. Статья 12.7 пункт 2 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами». Меры наказания по этой статье — наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

    1.5.2. Статья 12.8 пункт 3 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния». Наказание — административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

    1.5.3. Статья 12.26 пункт 2 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Наказание по этой статье — административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом (КоАП) не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

    1.5.4. Статья 12.27 пункт 2 КоАП РФ «Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся». Статья влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    1.6. Обязательные работы (Статья 3.13. КоАП РФ).

    Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей, отбываются не более четырех часов в день.

    Обязательные работы за правонарушения в области дорожного движения применяются за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (Статья 12.7 пункт 2 КоАП РФ). Меры наказания по этой статье — наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

    2. Административные правонарушения в области дорожного движения фиксируются двумя способами:

    а) работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. За такое правонарушение отвечает собственник (владелец) транспортного средства, независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом.

    При этом протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства.

    б) сотрудниками ГИБДД — с составлением протокола об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства.

    Административное наказание за нарушения действующих правил дорожного движения – это устанавливаемая государством мера ответственности за совершение гражданами, участвующими в движении на дорогах, административного правонарушения, а именно за несоблюдение действующих нормативных требований в сфере дорожного движения.

    Такая мера ответственности применяется, в первую очередь, для предупреждения новых правонарушений ПДД, как самим правонарушителем, допустившим отступление от законодательных правил, так и иными лицами.

    Основным кодифицированным актом, определяющим меры административной ответственности при нарушении ПДД и их границы, выступает российский Кодекс об административных правонарушениях. Все составы административных правонарушений, совершаемых гражданами в области дорожного движения, обозначены в 12 главе КоАП РФ.

    Меры административной ответственности при нарушении ПДД

    Законодатель в указанной главе Кодекса установил следующие возможные меры административной ответственности для нарушителей ПДД:

    • предупреждение нарушителя;
    • административный штраф;
    • конфискацию предмета административного правонарушения у водителя-нарушителя;
    • лишение автомобилиста-нарушителя права управления автотранспортным средством;
    • административный арест.

    В 2015 году, как и раньше, самой распространенной административной санкцией за совершение правонарушений в сфере дорожного движения выступает штраф. К примеру, ответственность за превышение скорости, установленной правилами дорожного движения, предполагает наложение штрафа от 500 до 5500 рублей. А за управление автотранспортным средством автомобилистом, не имеющим прав (за исключением случаев учебной езды), налагаются штрафные санкции в сумме 5000-15000 рублей.

    Кроме того, российским административным законодательством предусмотрен целый ряд составов правонарушений административного характера, за совершение которых водитель-правонарушитель может быть лишен прав. В частности, к таким нарушениям ПДД относятся:

    1. Управление гражданином автотранспортным средством, имеющим заведомо подложные государственные регистрационные знаки (4 часть 12.2 статьи КоАП). Это правонарушение повлечет довольно серьезные санкции для виновного лица – лишение права управлять автотранспортными средствами на 6-12 месяцев.
    2. Управление автомашиной в состоянии опьянения (1 часть 12.8 статьи) наказывается одновременно и изъятием прав на 1,5-2 года, и наложением штрафа в 30000 рублей. В случае повторного аналогичного нарушения размер штрафной выплаты и срок лишения прав возрастают.
    3. Передача управления автотранспортом лицу, находящемуся в запрещенном для вождения состоянии опьянения (2 часть 12.8 статьи российского КоАП).
    4. Превышение установленной законодателем скорости движения автотранспортного средства больше, чем на 80 км/ч (4 часть 12.9 статьи).
    5. Запрещенное правилами пересечение железнодорожных путей вне специально оборудованного переезда, а также выезд автомобилиста на переезд, когда шлагбаум закрыт, закрывается или прозвучал запрещающий сигнал светофора либо дежурного по железнодорожному переезду. Также лишением прав для автомобилиста грозят остановка и стоянка автотранспортного средства на железнодорожном переезде (1 часть 12.10 статьи Кодекса).
    6. Выезд автотранспортного средства на ту сторону проезжей части у дороги, которая предназначена для встречного движения, когда это запрещено ПДД (4 часть 12.15 статьи российского Кодекса об административных правонарушениях).
    7. Непредставление водителем преимущества в движении спецавтотранспорту, обладающему нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими обозначениями, схематическими изображениями, надписями и передвигающемуся при одновременно включенных проблесковом синем маячке и специальном звуковом сигнале (2 часть 12.17 статьи КоАП).
    8. Нарушение автомобилистом правил, предусмотренных законодателем для перевозки опасной продукции, крупногабаритных либо тяжеловесных грузов (12.21.1 и 12.21.2 статьи российского КоАП).
    9. Нарушение водителем дорожных правил или правил по эксплуатации автотранспортного средства, ставшее причиной нанесения легкого вреда здоровью человека (потерпевшего) (12.24 статья КоАП).
    10. Неисполнение водителем законного требования компетентного сотрудника милиции о прохождении медосвидетельствования, проводимого для выявления состояния опьянения (12.26 статья).
    11. Оставление автомобилистом водителем места ДТП, участником которого он выступает, в нарушение ПДД (2 часть 12.27 статьи).

    Тенденции развития административного законодательства в сфере дорожного движения

    В последние годы наблюдается четкая тенденция законодателей по ужесточению мер административной и уголовной ответственности, назначаемой правоприменителями за допущенные участниками дорожного движения нарушения ПДД.

    Первостепенно это связано с неблагоприятной статистикой в стране, свидетельствующей о ежегодном увеличении общего количества происходящих ДТП и росте количества дорожных аварий с серьезными последствиями – с причинением пешеходам или иным участникам дорожного движения тяжкого вреда здоровью, а также со смертельным исходом.

    Законодательное ужесточение административных санкций, налагаемых за правонарушения в области дорожного движения, выражается, прежде всего, в значительном повышении размера штрафных санкций. Кроме того, не так давно была нормативно введена новая для России мера административной ответственности – административный арест, применяемый к нарушителям ПДД сроком до пятнадцати суток.

    С 1 июля текущего 2015 года вступили новые поправки, дополнившие российское законодательство в сфере дорожного движения.

    Введенные законодателем изменения затрагивают самые разные сферы, включая вопрос о мерах ответственности нарушителей ПДД. Ужесточение санкций, произошедшее в текущем году, больше касается серьезных правонарушений, грозящих водителю уголовной ответственностью.

    В частности, автомобилист-нарушитель, подвергнутый недавно административному наказанию, может быть привлечен к уголовной ответственности. Речь идет о задержании правонарушителя в алкогольном опьянении за рулем в течение года после предыдущего аналогичного правонарушения.

    В рассматриваемой ситуации, лицу, допустившему дважды такое серьезное нарушение ПДД, грозит лишение прав водителя до трех лет, и одновременно применяется лишение свободы до двух лет . Стоит сказать, что автомобилист будет считаться по закону подвергнутым соответствующему административному наказанию в течение года, который начинает считаться лишь со дня полного выполнения наложенного за предыдущее правонарушение наказания.

    К примеру, если срок изъятия прав истек, а штраф водителем не выплачен, то сроки наказания будут исчисляться, начиная с даты уплаты соответствующего штрафа, а не со дня окончания сроков лишения прав.

    Административное наказание является мерой ответственности за совершение правонарушения в области дорожного движения. Наказуемость - один из признаков правонарушения. Однако значение все-таки имеет не жесткость наказания. Достижение целей административной ответственности зависит от неотвратимости ее наступления и справедливости наказания. Важнейший принцип юридической ответственности - ее индивидуализация. Мера ответственности должна быть соразмерна тяжести совершенного правонарушения и особенностям личности виновного. Но для индивидуализации ответственности должны быть необходимые предпосылки в виде законодательного закрепления возможностей дифференциации ответственности1. За правонарушения, совершенные участниками дорожного движения, в КоАП РФ предусмотрены наказания -- предупреждение, назначение административного штрафа, лишение водителя права управления транспортными средствами и административный арест.

    В системе административных наказаний одно из важных мест занимает предупреждение, что объясняется его содержанием. Особенность данного вида административного наказания заключается в отрицательной юридической оценке уполномоченными на то органами (должностными лицами) противоправных действий нарушителей Правил дорожного движения, которые влекут за собой наступление определенных отрицательных последствий для правонарушителя.

    Предупреждение может применяться к виновному лицу как мера морального характера, средство укрепления дисциплины среди водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Следует отметить, что устное предупреждение по правовым последствиям отличается от предупреждения, выносимого уполномоченным на то органом (должностным лицом) в соответствии с действующим законодательством. Устное предупреждение не является административным наказанием, лишено характера наказания и, как правило, несет в себе воспитательную функцию.

    Устное предупреждение в основном делается за малозначительные нарушения Правил дорожного движения и не влечет для нарушителя каких-либо правовых последствий. Как мера административного воздействия предупреждение оформляется постановлением уполномоченного на то органа (должностного лица) на основании рассмотрения материалов о нарушении Правил дорожного движения. Документация административного проступка в указанной форме влечет для виновного негативные последствия правового характера. Лицо, виновное в нарушении Правил дорожного движения и получившее предупреждение в установленном законом порядке, находится в течение года в состоянии наказанности.2

    Административный штраф за нарушение Правил дорожного движения - мера административного наказания, которая заключается в том, что компетентные органы (должностные лица), согласно действующему законодательству, возлагают на виновного обязанность уплатить определенную сумму денег. Эта мера административного наказания характерна тем, что ее воздействие напрямую связано с имущественным правоограничением нарушителя.

    Взыскание денежной суммы ущемляет материальные интересы правонарушителя. В этом случае административный штраф является средством воздействия на поведение участников дорожного движения. Наказанием в виде административного штрафа закон пытается добиться исправления правонарушителя, а также предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Отмена талона предупреждения к водительскому удостоверению послужила одной из причин того, что штраф стал основной мерой административного воздействия. Анализ административной практики за последние пять лет говорит о том, что более 50% административных наказаний в виде штрафа применяется к виновным за нарушение Правил дорожного движения, т.е. каждый второй участник дорожного движения, нарушивший правила в течение года, подвергается данному виду административного наказания.

    Штраф - основной вид наказания и во всех развитых зарубежных странах. Так, в ФРГ с 1969 г. введен «Каталог денежных штрафов», содержащий перечень более чем 900 нарушений правил дорожного движения. Штраф стал доходной статьей для земельных и местных бюджетов. Подобная практика применяется и в России. По российскому законодательству административный штраф применяется, как правило, за наиболее общественно вредные нарушения Правил дорожного движения и лишь тогда, когда меры общественного или дисциплинарного воздействия недостаточны. Административный штраф за нарушение Правил дорожного движения налагается уполномоченными на то органами или должностными лицами только в случаях и пределах, прямо предусмотренных законодательством. Следует также подчеркнуть, что должностные лица согласно ст. 32.3 КоАП РФ могут применять наказание в виде административного штрафа на месте. Однако, к сожалению, в последнее время наблюдается тенденция снижения его реализации из-за сложной процедуры оформления документов.

    Анализ административной практики позволяет сделать вывод о том, что штрафы в малых размерах (до 1 минимального размера оплаты труда) не оказывают должного воздействия на правонарушителя. По данным социологических опросов, проведенных В.П. Митиным и В.И. Жулевым среди водителей и сотрудников ДПС в ряде городов, установлено, что свыше 80% опрошенных считают административный штраф на месте совершения нарушения малоэффективной мерой воздействия4. Такое наказание должно существенно затрагивать интересы виновного, однако в современных условиях подобные размеры штрафа не выполняют своего назначения.

    Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 30 дней со дня вручения ему постановления о наложении административного штрафа.

    На основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Эта мера характеризуется тем, что ее карательное воздействие связано с известным имущественным правоограничением нарушителя. Административный штраф -- наиболее часто используемый вид наказания. Важность материальных интересов для любого человека определяет его нежелание сталкиваться с их ограничением, что и использует законодатель.

    Относительно-определенный подход к установлению размеров штрафа, какой существует в Кодексе, имеет преимущества перед абсолютно определенным, поскольку это позволяет дифференцировать его размер при назначении наказания в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

    В этом смысле показательно законодательство Швеции и Финляндии, согласно которому правонарушителю наказание назначается с учетом получаемого им дохода, состояния здоровья и наличия иждивенцев, в связи с чем суммы штрафов различаются более чем в шесть раз. Как известно, в условиях России, где расслоение населения по уровню благосостояния значительно выше, чем, например, в некоторых зарубежных странах, применение дифференцированной системы наказаний было бы более предпочтительным и способствовало бы снижению высокой степени конфликтности взаимоотношений граждан и сотрудников ДПС. Заслуживает внимания вопросы исполнения постановления о назначении наказания в виде административного штрафа. Как показывает статистика лица, привлеченные к административной ответственности, все чаще уклоняются от его уплаты (в 2001 г. было взыскано 98% штрафов, в 2002 г. - 20%). В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати суток со дня, установленного для его уплаты, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего своевременно штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток10. Несомненно, появление в КоАП РФ ответственности за неуплату административного штрафа (особенно наказание в виде административного ареста) должно повысить его исполняемость. Однако сложности останутся -- чтобы привлечь лицо к ответственности, необходимо составить протокол об административном правонарушении в присутствии лица, которое найти иногда сложно, в том числе и судебному приставу-исполнителю. Действующим законодательством (в отличие от прежнего) не предусмотрено изъятие водительского удостоверения как меры обеспечения уплаты штрафа, что полагаем, затрудняет исполнение этого вида наказания.11. Социологические исследования позволяют сделать вывод о необходимости вернуться к прежнему механизму реализации наказания обеспечивать уплату штрафа путем изъятия водительского удостоверения, внеся соответствующие изменения в части 3 ст. 27.10 КоАП РФ: «При совершении административного правонарушения, влекущего назначение административного штрафа или лишения права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении». Среди субъективных прав физического лица по правовому источнику их возникновения можно выделить специальные права, возникающие на основе индивидуального административного акта12. Специальным правом физического лица является право на управление транспортным средством. Гражданин приобретает специальный статус водителя транспортного средства, а значит, дополнительные права и обязанности. В случае несоблюдения установленных правил в области дорожного движения к водителю может применяться такая мера, как лишение специального права, т.е. «временное ограничение правосубъектности гражданина».

    Европейская Конвенция о международных последствиях лишения права управления транспортными средствами (ETS № 88), принятая 3 июня 1976 г. в Брюсселе, предусматривает, что «одним из эффективных и адекватных средств борьбы с дорожными правонарушениями является лишение права управления автомототранспортными средствами, под которым подразумевается любая окончательная мера, предусмотренная в отношении водителя, совершившего дорожное правонарушение, с целью ограничить его право управления автотранспортными средствами. Такая мера может иметь форму основного или дополнительного наказания либо меры безопасности и может быть наложена судебным или административным органом». Согласно российскому законодательству аннулировать действие водительских прав уполномочен только суд. Реализация этого административного наказания заключается в том, что правонарушитель временно лишается права управления транспортными средствами с одновременным изъятием документов, удостоверяющих это право. Необходимо подчеркнуть, что эта мера административной ответственности по-разному воздействует на субъект, к которому она применяется, в зависимости от его социального положения. Лишение права управления транспортным средствами значительно ограничивает права водителя-профессионала и в меньшей степени -- водителя индивидуальных транспортных средств, так как для первого это наказание означает изменение или прекращение трудового договора, запрет на определенное время работать водителем.

    Вторая категория водителей в большей мере испытывает различного рода негативные моральные последствия. Лишение водителя индивидуального транспортного средства права управления им в то же время не запрещает его использования по доверенности другим лицом либо в присутствии владельца. Следовательно, такой вид наказания для водителей-любителей довольно условен, поскольку они могут продолжать пользоваться автомобилем с помощью других лиц, имеющих право управления транспортным средством.

    Длительное ограничение выполнения профессиональных функций отрицательно сказывается на квалификации водителей, ведет к утрате навыков вождения. Поэтому водители, которые были лишены прав управления транспортными средствами на срок более одного года, должны пройти проверку знаний Правил дорожного движения и навыков вождения. Водители, не управлявшие транспортными средствами более двух лет, кроме этого, в обязательном порядке обязаны пройти медицинское переосвидетельствование.

    Социологический опрос среди сотрудников ДПС, водителей и других участников дорожного движения в Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Сургуте и Омске показал, что большинство респондентов (почти 60%) высказывается за значительное сокращение сроков лишения прав управления транспортными средствами за правонарушения, совершенные впервые.

    Например, по законодательству штата Вашингтон (США), максимальный срок лишения водительских прав за управление транспортными средствами в состоянии опьянения составляет от одной недели до тридцати дней, в случае повторного совершения проступка виновный может быть лишен права управления на срок от двух недель до трех месяцев14. Аналогичные сроки ограничения прав водителей предусмотрены законодательством Франции, Англии, Германии и других зарубежных стран15. Для сравнения: в России за правонарушения в области дорожного движения, совершенные впервые, может быть назначено наказание в виде лишения специального права от полутора до двух лет.

    Следует подчеркнуть, что лишение права управления транспортными средствами может быть применено уполномоченным на то органом (должностным лицом) только за те административные проступки, которые названы в действующем законодательстве.

    При обнаружении у виновного физических, психических или иных медицинских противопоказаний, препятствующих осуществлению функций по управлению транспортными средствами, соответствующие органы обязаны отстранить такого правонарушителя от управления автомобилем и изъять удостоверение на право управления. Однако последнее действие, как правило, не является наказанием, так как это лицо не может управлять транспортными средствами в силу перечисленных объективных причин. Водители могут быть лишены права управления всеми видами транспортных средств: трамваями, троллейбусами, автомобилями, тракторами, мотоциклами, дорожными, строительными, уборочными и сельскохозяйственными машинами, т.е. любыми механическими транспортными средствами, управление которыми разрешено компетентными на то органами (должностными лицами) и подтверждается удостоверением установленного образца.

    Согласно КоАП РФ лишение права управления транспортными средствами предусмотрено за проступки, предусмотренные статьей 12.8; частью 4. ст. 12.9; частью 1 ст. 12.10; частью 3 ст. 12.15; частью 2 ст. 12.17; частью 2 ст. 12.21; статьей 12.24; статьей 12.26; частью 2 ст. 12.27:

    • - управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
    • - нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов;
    • - превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения;
    • - нарушение правил движения через железнодорожные пути;
    • - выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения;
    • - непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
    • - нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;
    • - нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;
    • - невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
    • - оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

    Необходимо отметить, что, например, в Грузии аналогичная мера наказания применяется за злостное и неоднократное нарушение правил подачи звуковых сигналов; в Эстонии - за умышленную порчу и нарушение пломбировки механизмов спидометров или таксометров автомобилей или других транспортных средств, а также самовольное использование транспортного средства не по назначению; в Армении - за свалку мусора в неустановленных местах.

    Указанные проступки могут быть основанием для лишения водителей права на управление транспортным средством только в тех случаях, когда они, с учетом наступивших вредных последствий, не влекут уголовной ответственности. Из анализа данных статистического сборника административной практики видно, что лишение права на управление транспортными средствами применяется судьями, прежде всего за проступки, связанные с управлением транспортом водителями в состоянии опьянения. За управление автомобилем в состоянии опьянения лишены прав в среднем около 55,1% виновных лиц, крайне редко они подвергаются этой мере наказания за остальные виды нарушений.

    Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения является одним из самых тяжких административных правонарушений. Совершение дорожно-транспортного происшествия сопровождается значительным материальным, физическим ущербом. Как правило, имеются человеческие жертвы18. Применяемые меры в отношении водителей в нетрезвом состоянии за рулем недостаточно эффективны, количество нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий, совершенных ими из года в год растет19. Поэтому действующим законодательством в последние годы усилена административная ответственность водителей.

    Анализ административной практики показывает, что доля наказания в виде лишения права управления транспортным средством довольно незначительна и составляет в среднем около 6%.

    Следует отметить, что лишение права управления транспортными средствами, как и административный штраф, -- наказание основное (ст. 3.3 КоАП РФ), т.е. на водителя либо налагается административный штраф, либо он лишается специального права. Применение последнего вида административного наказания, означает лишение водителя прав на управление всеми видами транспортных средств.

    По этому вопросу было принято решение Верховного суда России от 23 марта 2000 г. № ГКПИ 00-180 «Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 4.9 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 23 марта 1993 г. № 130». Гражданин Анисимов А.П. обратился в Верховный суд России с жалобой о признании незаконным п. 4.9 Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной приказом МВД России от 23 марта 1993 г. № 130, предусматривающего, что при назначении наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за управление им в состоянии опьянения водитель лишается права управления всеми категориями транспортных средств, хотя законодатель только указывает на возможность лишения права управления транспортными средствами, не оговаривая при этом конкретную категорию (категории) транспортного средства.

    Заявитель посчитал, что в нормах КоАП РСФСР не предусмотрено обязательного лишения права управления всеми категориями транспортных средств, т.е. законодатель допускает возможность лишения права управления не всеми категориями транспортных средств, а лишь одной или некоторыми из них.

    Ссылка заявителя на положение части 2 ст. 295 КоАП РСФСР, согласно которой если водитель лишен права управления не всеми видами транспортных средств, то в водительском удостоверении отмечается, какими видами транспортных средств он лишен права управления, признана несостоятельной. Примечательно, что и в КоАП РФ существует подобная статье 32.6, в которой говорится о том, что исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется путем изъятия водительского удостоверения, если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств. Однако в главе 12 КоАП РФ речь идет о лишении права управления транспортными средствами. Представляется, что в статье 32.6 КоАП РФ должно быть четко предусмотрено, что данный вид наказания всегда исполняется путем изъятия водительского удостоверения: «1. Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста)». Лишение права управления транспортными средствами наиболее строгое административное наказание, применяемое к водителям транспортных средств, оно значительно ограничивает права граждан. Длительность данного вида наказания предопределяет его репрессивный характер, материальные и моральные последствия для лица. Для водителей-профессионалов лишение специального права означает прекращение трудового договора, что сказывается на имущественном положении гражданина, вынужденном менять работу. Однако вряд ли можно согласиться с мнением некоторых авторов, высказывающихся за неприменение этой меры в отношении лиц, для которых водительская деятельность - единственный или основной источник дохода по аналогии с правом охоты, лишение которого не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Представляется, что применение этого вида наказания должно быть справедливым, с учетом личности водителя, его материального положения, однако требование соблюдать безопасность дорожного движения распространяется на всех участников дорожного движения в равной мере. Режим дорожного движения предполагает неукоснительное соблюдение этого требования, особенно водителями-профессионалами. Они постоянно выступают в роли участников дорожного движения, зачастую управляют транспортными средствами массой свыше 3,5 тонны, обладающими большой разрушительной силой. Думается, что если руководствоваться только интересами водителя, то пострадают интересы безопасности дорожного движения.

    Административный арест как один из видов наказаний состоит в краткосрочном лишении правонарушителя свободы и использовании его на физических работах. Действующим законодательством применение этой санкции предусмотрено за совершение мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), а также неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего или сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ), других видов административных проступков, а также при замене уголовной ответственности административной за правонарушения в сфере дорожного движения. Водитель может быть подвергнут этому виду наказания лишь по статье 12.27 КоАП РФ (Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием).