Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Собственный предмет правового регулирования. Понятие и предмет правового регулирования

    Собственный предмет правового регулирования. Понятие и предмет правового регулирования

    Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

    Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особенный качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин и не зависит от усмотрения правотворческих органов.

    Главным фактором, обуславливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями. Так, предметом регулирования трудовых отношений является трудовое право .

    Однако предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как:

    1. Общественные отношения, составляющие предмет регулирования, достаточно разнообразны, и взяв за основу деления лишь предмет правового регулирования, пришлось бы признать большее число отраслей.

    2. Нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому вторым критерием при распределении норм права по отраслям выступает метод правового регулирования . Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает, каким образом регулируются данные отношения.

    Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

    Метод правового регулирования характеризуется рядом признаков:

    1. Юридические факты, которые необходимы для возникновения правовых отношений.

    2. Юридическое положение участников правоотношений.

    3. Характер прав и обязанностей участников правоотношений и как они распределены между ними.

    4. Пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

    В теоретическом плане выделяют две разновидности метода правового регулирования:

    I. Метод автономии , который применяется главным образом в сфере частного права.

    Метод автономии предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свом отношения друг с другом в рамках закона и при этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному соглашению принимают на себя обязательства по отношению друг к другу.


    Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

    1. Дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер (например, ст.75 Семейного кодекса РФ: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены, если это не оказывает на них вредного влияния).

    2. Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав . Примером этого способа является право расторжения трудового договора-контракта по инициативе работника.

    3. Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора вариантов своего поведения . Примером этого способа регулирования может служить положение гражданского права, согласно которому плата за пользование помещением устанавливается соглашением сторон.

    Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Например, право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, ответственность за административные проступки, уголовная ответственность за совершение преступлений и т.д.

    Однако следует отметить, что одно и тоже общественное отношение имеет множество аспектов: с одной стороны оно подпадает под правовое регулирование автономным методом, а с другой - авторитарным. Например, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью подпадает под метод автономии, когда речь идет о нормах гражданского права, но право собственности подпадает и под авторитарный метод регулирования.

    Так, например, нормами уголовного права предусматривается уголовная ответственность за посягательство на собственность: нормы о краже, грабеже, разбое, вымогательстве, мошенничестве и т.д. В первом случае собственность, имущественные отношения подпадают под действие норм гражданского права, а во втором - под действие норм уголовного права. Здесь очевидно, что одного предмета регулирования для различения отраслевой принадлежности к той или иной юридической норме недостаточно, и, очевидно, явно недостаточно метода правового регулирования.

    Но единство предмета и метода характеризуют не все отрасли права. Возникают в настоящее время новые отрасли права, такие как космическое, экологическое, информационное (компьютерное) право, которые пока что объединяются по предмету правового регулирования, а метод правового регулирования этих отношений еще вырабатывается. Кроме того, возникают так называемые комплексные отрасли, которые охватывают несколько отраслей жизнедеятельности общества, то есть имеют несколько взаимосвязанных между собой предметов регулирования: например, аграрное право.

    Заслуживает внимание и еще одна точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре самостоятельных отраслей отдельные авторы на ряду с предметом и методом правового регулирования предложили такую категорию, как юридический режим регулирования. Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется, прежде всего, с учетом предмета и метода правового регулирования.

    Отраслевой режим правового регулирования характеризуется следующими основными признаками:

    1. Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования, то есть особенностями управленческих, имущественных трудовых, семейных и других отношений.

    2. На основе одного из базовых методов формируется отраслевой метод правового регулирования, то есть характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования. Это, например, установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав и т.д. У каждой отрасли права есть специфический набор таких средств.

    3. Принципы, общие положения, специфические для данной отрасли права, имеют и свое конкретное содержание и эти принципы, общие положения, придают конкретной отрасли права специфическое содержание.

    4. Это особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом - кодексом. Если есть такой кодифицированный нормативно-правовой акт, то существуют основания для выделения отрасли права, поэтому в формировании юридической специфики режима большую роль играет законодатель.

    Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение субъекта и общественные отношения с помощью правовых средств.

    Предметом правового регулирования является поведение людей и общественные отношения, то на что целенаправленно воздействие права.

    Существуют разногласия по поводу предмета:

    · только поведение людей

    · общественные отношения

    Несомненно право воздействует на поведение человека, принуждая действовать его определенным образом, при этом поступая определенным образом человек соотносит свое поведение с поведением других лиц. Это соотносимость позволяет говорить, что между субъектами существуют общественные отношения, т.е. акты поведения лежат в основе общественных отношений. Поэтому предметом правового регулирования является поведение людей и через регулирование поведения людей достигается регулирование общественных отношений.

    В предмет правового регулирования входят те отношения, которые объективно требуют правовой регламентации. Это те отношения, в стабильности и единообразии которых заинтересовано и общество и государство.

    Поведение субъектов данных отношений может быть смоделировано в правовой норме. Важно, чтобы это были отношения правовой связи, в рамках которых субъекты обладают правами и обязанностями.

    Существует 3 группы общественных отношений:

    1. отношения по обмену ценностями, как материальными, так и материальными

    2. отношения по перераспределению ценностей (в предмет правового регулирования будут входить эти отношения)

    3. отношения по охране ценностей

    Метод правового регулирования определяется предметом правового регулирования.

    Научная директива 1936 г.: предмет правового регулирования – это главный фактор, который определяет характер метода правового регулирования.

    Метод правового регулирования – способ целенаправленного воздействия на поведение людей со стороны государства, т.е. метод правового регулирования – способ воздействия на предмет.

    Императивный метод правового регулирования (авторитарный, централизованный) регулирует отношения между властвующими и подвластными, т.е. отношения между юридически неравными субъектами (регулирует публично-правовые отношения). В публичных правоотношениях один субъект имеет полномочие на власть, другой обязанность подчиниться. Императивным методом будут регулироваться отношения 2 и 3 группы (отношения по перераспределению ценностей, отношения по охране ценностей).

    Правило поведения, которое формулируется при использовании данного метода носит императивный, однозначный характер. Это означает, что от следования данному правилу субъект не вправе уклоняться, что последствия нарушения данного правила наступают независимо от воли и согласия сторон.



    Диспозитивный метод правового регулирования (автономный, децентрализованный) строится на началах координации действий между субъектами, такая координация возможна между юридически равными по положению субъектами. Диспозитивные нормы предоставляют сторонам свободу усмотрения, свободу выбора поведения в рамках данной нормы. Стороны этих отношений добровольно, по взаимному согласию принимают на себя права и обязанности. Нарушение такой нормы влечет за собой последствия только по заявлению заинтересованной стороны. Этот метод предоставляет сторонам свободу действовать по своему усмотрению.

    Свобода усмотрения в праве может быть различна. Выделяют 2 формы диспозитивности:

    1. абсолютная диспозитивность – имеет место, когда правовая норма не связывает субъекта в выборе варианта поведения и предоставляет этот выбор исключительно усмотрению управомоченного;

    2. относительная диспозитивность – правовая норма конкретизирует возможные варианты поведения управомоченного.

    Способы правового регулирования – пути правового воздействия на общественные отношения.

    В зависимости от того, что выступает на передний план – права и обязанности – выделяют три способа правового регулирования:

    1. если норма управомочивающая – способ управомочия или дозволения (предоставляет субъектам определенные субъективные права);

    2. обязывающая норма - способ обязывание – предписание совершить активные действия в пользу управомоченной стороны;

    3. запрещающая норма – запрет – предписание воздержаться от совершения определенных действий.

    Типы правового регулирования – это порядок воздействия права на общественные отношения или направленность правового регулирования.

    I тип – общедозволительный – разрешено все, что не запрещено.

    Данный тип предусматривает установление только тех запретов без которых общество не может существовать нормально. Все, что не попадает под законный запрет разрешено. Этот тип присущ сфере частноправовых отношений. С помощью этого типа регулируются абсолютные права (например, право собственности, право авторства).

    II тип – общезапретительный (общеразрешительный) –

    запрещено все кроме дозволенного

    Используется для регулирования публично-правовых отношений. На его основе действуют органы государства и должностные лица, которые в своей компетенции не должны выходить за пределы пряморазрешенного.

    Деление на обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования.

    — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

    Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

    • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
    • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
    • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
    • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

    Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

    Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

    Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

    Предмет правового регулирования

    Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

    В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

    Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

    Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?» (рис. 1).

    Рис. 1. Метод правового регулирования

    Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

    Определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

    Рис. 2. Средства правового регулирования

    Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

    В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования.

    Критериями деления права на отрасли служат предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

    Предмет правового регулирования - основополагающий критерий подразделения норм права на отрасли. Под ним понимается сфера, на которую распространяется право - совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему. Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на которые воздействуют нормы определенной отрасли права.

    Структура предмета правового регулирования:

    • 1. Субъекты - индивидуальные и коллективные.
    • 2. Поведение субъектов, их поступки и действия.
    • 3. Объекты (предметы, явления), по поводу которых люди вступают во взаимодействие между собой и к которым проявляют интерес.
    • 4. Социальные факторы (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

    Метод правового регулирования - обусловленная предметом регулирования совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных юридических средств: приемов, способов юридического воздействия права на специальную область общественных отношений. Выступает одним из критериев деления норм права на отрасли. Поскольку право - правила поведения людей, оно действует на человеческие поступки, а уже через них - на общественные отношения. Вследствие этого метод правового регулирования можно определить и как способ воздействия права на поведение субъектов общественных отношений.

    Основные элементы метода:

    Теорией права выделяются такие методы правового регулирования, как императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендательный и др.

    Императивный метод - властный метод правового регулирования, при котором субъекты вступают в правоотношения не по своей инициативе, а по воле государства, его органов и должностных лиц. Этот метод основывается на субординации, запретах, обязанностях и наказании, преобладает в административном и уголовном праве.

    Диспозитивный метод - метод правового регулирования, при котором равным субъектам предоставляется определенный выбор вариантов поведения. Этот метод основан на координации и дозволениях, типичен для гражданского права.

    Данные методы могут быть выделены как основные, но на них классификация методов правового регулирования не заканчивается, учеными в качестве самостоятельных методов также выделяются следующие.

    Поощрительный метод - метод правового регулирования, при котором правомерное поведение стимулируется различными мерами поощрения, вознаграждения за определенное поведение. Этот метод активно используется в трудовом, финансовом, гражданском праве.

    Рекомендательный метод - метод правового регулирования, при котором к субъекту права обращаются с пожеланием, советом, предложением поступать так, как это полезно для общества. Этот метод широко использовался в колхозном праве, в настоящее время применяется в правовом регулировании деятельности общественных объединений.

    Недопустимо противопоставление предмета правового регулирования его методу и наоборот - метода правового регулирования его предмету. Метод определяется предметом и представляет юридическое выражение особенностей предмета. Предмет правового регулирования в процессе формирования юридических норм отражается в них своими свойствами и особенностями, которые способны воспринять правовое воздействие и отреагировать на него.

    Система российского права состоит из следующих отраслей:

    Выделяются отрасли процессуального права и отрасли материального права.

    Отрасли материального права - это отрасли, прямо регулирующие общественные отношения: конституционный строй, формы собственности, структуру государственных органов, устанавливают различные права и обязанности физических и юридических лиц.

    Отрасли процессуального права - это отрасли, имеющие организационно-процедурный характер, устанавливающие порядок разрешения юридического дела. Они определяют процедуру реализации материального права и производны от него.

    Краткая характеристика отдельных отраслей права. Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, организация государственной власти. Доминирующий метод - императивный. Нормы конституционного права служат основой для дальнейшей регламентации общественных отношений другими отраслями права.

    Гражданское право - отрасль права, которая регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основной метод - диспозитивный.

    Административное право - отрасль права, регулирующая управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный.

    Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, собственность и т. д. Метод правового регулирования - преимущественно императивный.

    Уголовно-исполнительное право - система норм права, регулирующих отношения, возникающие в связи с исполнением уголовных наказаний.

    Гражданско-процессуальное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением гражданских, семейных и трудовых споров.

    Уголовно-процессуальное право - система норм, имеющих своей задачей реализацию уголовно-правовых норм. Это право регламентирует деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда по расследованию и разрешению уголовных дел, а также правовое положение всех участвующих в уголовном разбирательстве лиц.

    Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

    Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особенный качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин и не зависит от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обуславливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями. Так, предметом регулирования трудовых отношений является трудовое право. Однако предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как:

      Общественные отношения, составляющие предмет регулирования, достаточно разнообразны, и взяв за основу деления лишь предмет правового регулирования, пришлось бы признать большее число отраслей.

      Нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому вторым критерием при распределении норм права по отраслям выступает метод правового регулирования . Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает, каким образом регулируются данные отношения.

    Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений . Метод правового регулирования характеризуется рядом признаков:

      Юридические факты, которые необходимы для возникновения правовых отношений.

      Юридическое положение участников правоотношений.

      Характер прав и обязанностей участников правоотношений и как они распределены между ними.

      Пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

    В теоретическом плане выделяют две разновидности метода правового регулирования:

      Метод автономии , который применяется главным образом в сфере частного права.

    Метод автономии предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свом отношения друг с другом в рамках закона и при этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному соглашению принимают на себя обязательства по отношению друг к другу.

    Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений

      Дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер (например, ст.75 Семейного кодекса РФ: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены, если это не оказывает на них вредного влияния).

      Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав . Примером этого способа является право расторжения трудового договора-контракта по инициативе работника.

      Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора вариантов своего поведения . Примером этого способа регулирования может служить положение гражданского права, согласно которому плата за пользование помещением устанавливается соглашением сторон.

    Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Например, право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, ответственность за административные проступки, уголовная ответственность за совершение преступлений и т.д.

    Однако следует отметить, что одно и тоже общественное отношение имеет множество аспектов: с одной стороны оно подпадает под правовое регулирование автономным методом, а с другой – авторитарным. Например, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью подпадает под метод автономии, когда речь идет о нормах гражданского права, но право собственности подпадает и под авторитарный метод регулирования. Так, например, нормами уголовного права предусматривается уголовная ответственность за посягательство на собственность: нормы о краже, грабеже, разбое, вымогательстве, мошенничестве и т.д. В первом случае собственность, имущественные отношения подпадают под действие норм гражданского права, а во втором – под действие норм уголовного права. Здесь очевидно, что одного предмета регулирования для различения отраслевой принадлежности к той или иной юридической норме недостаточно, и, очевидно, явно недостаточно метода правового регулирования.

    Но единство предмета и метода характеризуют не все отрасли права. Возникают в настоящее время новые отрасли права, такие как космическое, экологическое, информационное (компьютерное) право, которые пока что объединяются по предмету правового регулирования, а метод правового регулирования этих отношений еще вырабатывается. Кроме того, возникают так называемые комплексные отрасли, которые охватывают несколько отраслей жизнедеятельности общества, то есть имеют несколько взаимосвязанных между собой предметов регулирования: например, аграрное право.

    Заслуживает внимание и еще одна точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре самостоятельных отраслей отдельные авторы на ряду с предметом и методом правового регулирования предложили такую категорию, как юридический режим регулирования. Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется, прежде всего, с учетом предмета и метода правового регулирования. Отраслевой режим правового регулирования характеризуется следующими основными признаками:

      Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования, то есть особенностями управленческих, имущественных трудовых, семейных и других отношений.

      На основе одного из базовых методов формируется отраслевой метод правового регулирования, то есть характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования. Это, например, установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав и т.д. У каждой отрасли права есть специфический набор таких средств.

      Принципы, общие положения, специфические для данной отрасли права, имеют и свое конкретное содержание и эти принципы, общие положения, придают конкретной отрасли права специфическое содержание.

      Это особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом – кодексом. Если есть такой кодифицированный нормативно-правовой акт, то существуют основания для выделения отрасли права, поэтому в формировании юридической специфики режима большую роль играет законодатель.