Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Факты нецелевого использования бюджетных средств. Большая энциклопедия нефти и газа

    Факты нецелевого использования бюджетных средств. Большая энциклопедия нефти и газа

    По ст. 38 БК целевое назначение означает, что соответствующие ассигнования и лимиты обязательств доводятся до конкретных субъектов. При этом указываются направления, в которых они будут потрачены. В качестве субъектов выступают главные получатели бюджетных средств. Рассмотрим далее особенности распределения лимитов обязательств и ассигнований, а также за нарушение действующего финансового законодательства.

    Нормативная база

    Решением/законом о бюджете определяется распределение ассигнований по каждому основному распорядителю. Это осуществляется в разрезе кодов подразделов, статей, разделов, классификаций затрат, отражающих направления финансирования. Нецелевое расходование бюджетных средств определяется в ст. 306.4 БК. В ч. 1 указано, что под ним следует понимать направление ассигнований и оплату обязательств, не предусмотренных в решении/законе, сметой, договором или другим документом, выступающим в качестве юридического основания для их предоставления.

    Получатель бюджетных средств

    Это уполномоченный орган, наделенный рядом специальных полномочий. В частности он вправе принимать/исполнять обязательства от лица публично-правового образования за счет ассигнований. Контроль над ним устанавливает распорядитель бюджетных средств. Структурой, принимающей/исполняющей обязательства, может выступать орган гос. власти, управления гос. фондом, местного самоуправления или территориальной администрации, казенное учреждение. Получатель бюджетных средств - это также казначейство. Оно находится на самом высоком уровне в иерархии При этом казначейство выступает и как основной распорядитель бюджетных средств.

    Государственный сектор

    Он выступает как первостепенный получатель бюджетных средств. Это означает, что структуры, входящие в его состав, несут ответственность за правильное распределение принятых ассигнований. В государственном секторе работают предприятия непроизводственных, народнохозяйственных производственных отраслей, а также предоставляющие общеобязательные услуги. Первые специализируются на удовлетворении ключевых потребностей населения. В частности такими предприятиями являются учреждения здравоохранения, образования, культуры и проч. Их финансирование осуществляется по сметам. В таких организациях непосредственный получатель бюджетных средств - это руководитель либо гл. бухгалтер. Аналогичные лица являются ответственными за принятие финансирования и на производственных предприятиях. Для руководителя и главного бухгалтера ключевой обязанностью в финансовой сфере является целевое использование бюджетных средств.

    Важный момент

    Следует учесть, что в соответствии со второй частью ст. 306.1, действие/бездействие, которое нарушает БК и прочие правовые акты, регламентирующие финансовые отношения, совершенные субъектом, который не является участником бюджетного процесса, предполагает ответственность. Соответствующие меры устанавливаются законодательством. Применение конкретного наказания осуществляется в зависимости от серьезности допущенного нарушения.

    Нецелевое расходование бюджетных средств

    Возможные нарушения БК могут состоять в:

    1. Направлении поступлений на оплату затрат, не предусмотренных в плане финансово-хозяйственных операций на соответствующий год.
    2. Несанкционированном перемещении средств по статьям. В частности имеются в виду случаи, когда руководство организации решает выделить бюджетные средства, поступившие для финансирования одних нужд, на другие потребности.
    3. Направлении финансирования на покрытие затрат, которые должны производиться за счет поступлений из фондов другого уровня.
    4. Использовании средств на оплату расходов, возмещаемых деньгами внебюджетных фондов.
    5. Оплате услуг и работ, не относящихся к деятельности учреждения, оказании помощи коммерческим предприятиям, в том числе для их создания или покрытия их затрат.
    6. Финансировании объектов и строительства, не включенных в план, расходов, не предусмотренных в сметной документации.

    В практике надзорных органов выявляются и иные серьезные нарушения.

    Административная ответственность

    Бюджетный кодекс устанавливает, что к нарушителям действующего в сфере финансов законодательства могут применяться меры, предусмотренные в нормах. В зависимости от последствий, ответственность может быть административной или уголовной. В первом случае, если ответственный субъект нарушил Бюджетный кодекс, к нему применяется ст. 15.14 КоАП. В норме устанавливается ответственность за направление ассигнований на покрытие затрат, не предусмотренных в законе/решении, сводной росписи, смете, соглашении/договоре или ином документе, выступающем в качестве основания для предоставления соответствующих сумм. При этом для применения административного наказания в составе деяния должны отсутствовать признаки преступления. Нарушителям в соответствии со ст. 15.14 КоАП грозит штраф в сумме:

    • 20-50 тыс. руб. - для должностных лиц;
    • 5-20% от размера средств, которые были получены из бюджета и использованы не по целевому назначению.

    Должностным лицам денежное взыскание может быть заменено на дисквалификацию на 1-3 г.

    Нюанс

    В соответствии со ст. 78.1 БК (ч. 1), для предусмотрены субсидии на финансирование выполнения ими Они рассчитываются исходя из нормативных затрат на предоставление услуг организациям и гражданам, а также на содержание имущества. Субсидии могут предоставляться и на иные цели. Правила отчисления устанавливаются Правительством, исполнительной структурой региональной власти либо местного самоуправления. К примеру, субсидии на прочие цели предоставляются учреждениям по правилам, определенным по согласованию с Минфином структурами, реализующими полномочия и функции учредителя. Данный порядок должен предусматривать положения об условиях, сроках, размере, направлениях распределения сумм. Из этого следует, что соглашение, которое учреждение заключает с учредителем, выступает в качестве правового основания для выделения бюджетных средств.

    Уголовное наказание

    Кроме административной предусматриваются и по УК. Соответствующие меры фиксируются в ст. 285.1. В части первой наказание назначается за расходование средств должностными лицами на цели, которые не соответствуют условиям их принятия, утвержденным законом/решением, сметой, и совершенное в крупном размере. За такое деяние установлены наказания в виде:

    1. Штрафа в сумме 100-300 тыс. руб. или равного доходу за 1-2 года.
    2. Принудительных работ не более 2 лет или тюремного заключения на такой же срок. Дополнительно может устанавливаться запрет на замещение ряда постов или ведения отдельных видов деятельности в течение 3 лет
    3. Ареста до полугода.

    Крупным размером считается сумма более 1,5 млн руб. В части второй нормы предусматривается ответственность за указанные деяния, совершенные с отягчающими обстоятельствами.

    Оспаривание результатов проверки

    Стоит сказать, что случаи, когда организация не согласна с выводами инспекции, не являются редкостью. В соответствии с общими правилами, оспаривать результаты о нецелевом расходовании ассигнований можно в судебном и претензионном порядке. В первом случае организации следует воспользоваться положениями 198 статьи АПК (ч. 1). Для обжалования решения проверяющих необходимо направить иск с требованием признать документ недействительным. Досудебный порядок регламентируется, как правило, нормативными актами, устанавливающими правила осуществления контрольными органами их деятельности. К примеру, по положениям Административного регламента Росфиннадзора, проверяемая организация может направить письменное возражение на акт в пятидневный срок с даты его получения. В сообщении следует указать, с какими именно выводами не согласно учреждение. Возражение должно быть мотивированным. Для обоснования своей позиции следует ссылаться на нормы законодательства.

    Заключение

    По ст. 18 БК для формирования и исполнения бюджетов используется специальная классификация. Она представлена в виде группировки доходов, затрат и источников покрытия дефицитов. В ее состав, в числе прочего, входит КОСГУ - комплекс операций, выполняемых в секторе гос. управления. Для эффективного планирования и распределения поступлений вопросы, касающиеся отражения затрат по статьям, могут регламентироваться сметой, гос. заданием, методическими рекомендациями распорядителя средств. Как указывает Минфин в письме № 02‑07‑10/534 от 27 февраля 2012 г., рассматривая нарушения, которые выявляют контрольные органы, следует объективно, всесторонне и полно установить все обстоятельства в комплексе. Кроме этого, нужно определить условия и причины нецелевого расходования в каждом отдельном случае.

    Все государственные службы, федеральные, областные и муниципальные органы, бюджетные учреждения содержатся в основном за счёт средств различных уровней бюджета. Руководители должны строго соблюдать законодательство и не допускать нецелевое расходование бюджетных средств на нужды, не указанные в отчётных документах и планах. Выделяемые средства нельзя направлять на неверные статьи расхода. За выявленные нарушения норм по принятым бюджетным обязательствам ответственные должностные лица несут административное наказание по КоАП РФ или уголовное наказание по УК РФ.

    Для выделения денег из государственной казны учреждения должны представить на рассмотрение чиновникам бумаги, в которых чётко расписано, на решение каких задач требуются бюджетные деньги и в каком количестве. Как правило, такими документами могут являться бюджетные планы, росписи, уведомления об ассигнованиях, смета и прочее.

    Неправомерное растаскивание или хищение бюджетных средств подразумевает растрату больших денег на цели, не предусмотренные в отправленной заявке.

    За нецелевое использование бюджетных средств ответственность УК РФ такая:
    • взыскание от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или заработка / других поступлений за 1-2 года;
    • обязательные работы до двух лет или судьёй может быть наложен запрет на исполнение осуждённым должностей или осуществление определённой трудовой деятельности на срок до трёх лет;
    • строгая изоляция до шести месяцев либо тюремное заключение до двух лет, к этому наказанию может быть добавлено лишение прав на определённые должности или на какую-нибудь деятельность на период до трёх лет.
    Если растрата средств на нецелевые нужды совершена несколькими лицами в очень крупной сумме, тогда применяется следующая уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств:

    Законодательством определено, что крупным объёмом средств бюджета считается более полутора миллионов рублей. За нецелевой расход в особо крупном размере придётся отвечать, если была растрачено более 7 500 000 руб.

    Должностные лица, осуществившие нецелевую растрату денег, признаются преступниками. Опасность их деяний состоит в подрыве функционирования государства, основы финансового обеспечения со стороны Правительства, а также в создании условий для экономических преступлений.

    Вся российская бюджетная система состоит из фондов следующих уровней:
    • федеральный;
    • региональный;
    • муниципальный;
    • внебюджетный.

    Деньги из казны могут быть выданы определённому получателю на обозначенные нужды. Если средства фактически были переданы другому лицу или потрачены на незапланированные задачи, это считается нарушением законодательства, за которое устанавливается административное или уголовное наказание.

    Цели, на которые выделяются деньги из казны, могут быть такими: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное и другие виды государственного развития; охрана природы, восстановление ресурсов и т.д.

    Средства из бюджета выдаются в следующих формах:

    Использованием предоставленные денежных средств не по назначению считается их направление на расходы, не указанные в смете, или оплата одних затрат бюджетного плана за счёт других.

    Растрата средств осуществляется путём списания всей предоставленной суммы со счёта и выдачи её какой-нибудь организации или человеку. Если было потрачено менее 1,5 млн руб., то это деяние не рассматривается как хищение бюджетных средств по статье УК. За это предусматривается только административная ответственность.

    Другой комментарий к ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

    Объектом преступления за нецелевое использование бюджетных средств в УК РФ считаетсяпроцесс, который состоит из 3 этапов:

    1. Поступление бюджетных средств на оплату счетов на основании подписанного договора с какой-нибудь компанией.
    2. Разрешение оплаты за услуги / товары.
    3. Убытие денег со счёта.

    Субъектом преступления считается должностное лицо государственной власти, администрации, бюджетного учреждения, которое вправе принимать средства из казны и расходовать их на заранее обозначенные нужды.

    По данным статистики, в судах рассматриваются различные дела о неправомерных растратах. Многие из них касаются неправильного применения кодов бюджетной классификации (КБК) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), на которые направляются денежные средства из бюджета. Вся информация о КБК и КОСГУ в обязательном порядке должна быть доведена до всех должностных лиц бюджетных учреждений.

    Если деньги списываются на КБК, которые не могут быть применены для данных расходов, то это действие признаётся нарушением закона.

    Также в судебной практике насчитывается много дел, когда деньги, полученные от предоставления платных услуг,руководство госоргана или бюджетной организации, не передавало в соответствующий бюджетный фонд. Вместо этого они были использованы на решение иных задач, которые даже не указывались в бюджетном плане доходов и расходов.

    Каждый год для бюджетных учреждений составляется план расходов. В нём обозначается предел для учёта затрат, превышать который запрещено.

    Если по какой-нибудь статье расходов установлена определённая сумма, а на неё было списано денежных средств выше лимита, такое действие автоматически считается основанием для рассмотрения в суде.

    Также на заседаниях слушаются следующие дела о нецелевом использовании денежных средств по УК РФ:
    • осуществление расходов, которые не могут быть оплачены за счёт денежных выделений из федерального бюджета;
    • покрытие расходов подведомственной организации, т.е. каждое бюджетное учреждение должно оплачивать свои долги самостоятельно за счёт средств бюджета, а не гаранта.

    Срок давности за кражу/растрату средств составляет 6 лет.

    Каждое нарушение рассматривается в индивидуальном порядке, и невозможно заранее предугадать, признает ли суд виновность подсудимого, и какой приговор будет вынесен.

    Консультация юриста

    На судебных заседаниях рассмотрение дел о нецелевом расходовании бюджетных средств по УК РФ происходит по определённым правилам.

    В комментариях к ст. 285.1 сказано, что для признания подсудимого виновным в растрате нужно, чтобы основания для наказания сошлись на одном совершённом преступлении:

    1. К ответственности можно привлечь того сотрудника бюджетного органа/учреждения, который вправе единолично распоряжаться денежными поступлениями.
    2. Должна быть доказана умышленность преступления, то есть подсудимый на момент совершения противозаконных дел прекрасно осознавал, какие изменения принесут его действия и никак не помешал их свершению.

    Очень часто при поступлении обвинения от надзорного органа о растрате целевых сумм руководство проверяемой организации всеми силами сопротивляется и пытается доказать правомерность своих действий.

    Оспорить выводы контролирующей службы разрешается до заседания суда и на слушании дела в суде. Чтобы узнать, как это сделать до судебного рассмотрения, нужно изучить нормативные документы уполномоченной организации, которая осуществляла проверку в бюджетном учреждении.

    Главе проштрафившейся организации даётся всего лишь пять рабочих дней со дня получения акта, чтобы письменно составить своё несогласие. В документе необходимо указать неправильную страницу в решении надзорной службы, привести статьи законодательства, которые способны подтвердить правоту учреждения. Если в оспаривании обвинения в воровстве не найдётся сторонников в контролирующем органе, то дело о нецелевом использовании бюджетных средств дойдёт до судаи будет грозить ответственность по УК.

    Целевое использование поступлений из бюджета устанавливается в силу ст. 38 БК. Оно означает доведение ассигнований и лимитов обязательств до конкретных получателей с указанием направлений их распределения. Рассмотрим далее случаи нецелевого использования бюджетных средств.

    Терминология

    Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.

    Получатели

    Понятие этих субъектов разъясняется в ст. 6 БК. В качестве получателей выступают органы:

    • Госвласти.
    • Управления государственных фондов (внебюджетных).
    • Местной власти.
    • Муниципальной администрации, находящейся в ведении распорядителя.

    Все они должны иметь право принимать либо выполнять финансовые обязательства от лица публично-правовой организации за счет соответствующего фонда. Бюджетное учреждение не выступает как получатель. Следовательно, на него не распространяется действие положений части 1 ст. 306.1 БК. Однако необходимо учесть ч. 2 указанной статьи, в которой также упоминается нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность по этой части наступает за бездействие/действие, нарушающее БК, прочие нормативные документы, регламентирующие финансовые правоотношения. Меры принуждения могут в этом случае применяться к субъектам, которые не выступают их участниками. Из этого следует, что нецелевое использование бюджетных средств бюджетным учреждением также преследуется по закону.

    Виды нарушений

    Штраф за нецелевое использование бюджетных средств может назначаться за:

    КОСГУ

    В соответствии со ст. 18, п. 1 БК, для составления и последующего исполнения доходно-расходных статей используется бюджетная классификация. Она представлена в виде группировки поступлений, затрат и источников покрытия дефицитов. В ее составе присутствует также классификация по операциям в секторе госуправления (КОСГУ). Порядок ее применения утверждается Минфином. В частности для финансовых ведомств устанавливаются перечни расходов, которые должны быть отнесены на определенные подстатьи и статьи КОСГУ.

    Группировка операций в этой классификации осуществляется в зависимости от их содержания. При этом в каждой из статей и подстатей присутствует краткое описание процесса. Что касается затрат, то операции в них характеризуются перечнями направлений расходования финансов. Для эффективного планирования и надлежащего исполнения бюджета вопросы, касающиеся отражения издержек по статьям или подстатьям КОСГУ, могут регулироваться бюджетной сметой, госзаданием, методическими указаниями (рекомендациями) распорядителя и прочими документами, которые выступают в качестве основания для получения соответствующих поступлений.

    Включение материальных ценностей в соответствующую группу нефинансовых активов (запасы или ОС) входит в компетенцию бюджетного учреждения. Оно принимает то или другое решение, руководствуясь инструкцией № 157н. При этом учитывается предназначение ценностей и порядок их эксплуатации.

    Разъяснения Минфина

    При нецелевом использовании бюджетных денежных средств, выявленном контролирующими органами, необходимо объективно, всесторонне и полно установить обстоятельства в их совокупности. Такое предписание присутствует в письме Минфина. Кроме этого, министерство настаивает на выяснении всех причин и условий, которые способствовали отнесению затрат на те или другие подстатьи/статьи в каждой отдельной ситуации.

    Исключения

    В случае выявления неправильного отнесения расходов получателем на подстатьи/статьи КОСГУ после выполнения комплексного анализа данное нарушение не рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств, если:

    1. Затраты обуславливаются сметой или обоснованиями, приложенными к ней, документами, подтверждающими доведение лимитов обязательств, плановыми и прочими актами главного распорядителя с применением сведений КОСГУ.
    2. Доказано, что получатель совершил ошибочные действия неумышленно.

    Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность

    Она устанавливается в КоАП. В частности по ст. 15.14 за нецелевое использование бюджетных средств наказание для должностных лиц устанавливается следующее:

    1. Дисквалификация на 1-3 года.
    2. Административный штраф. Его размер - 20-50 тыс. руб.

    На юрлиц также распространяются санкции. Им придется выплатить от 5 до 25% от суммы, направленной не по назначению.

    Субсидии

    Они полагаются бюджетным учреждениям в соответствии со ст. 78.1, ч. 1 БК. Субсидии направляются на финансирование исполнения государственных или муниципальных заданий. Эти поступления рассчитываются с учетом нормативных расходов на оказание организациями соответствующих услуг и содержание имущества. Субсидии могут также предоставляться в иных целях. Порядок, в соответствии с которым осуществляется такое финансирование, утверждается правительством, высшей исполнительной структурой, администрацией МО или уполномоченными органами госвласти и территориального управления.

    Субсидии на прочие цели, кроме направляемых на осуществление капвложений, предоставляются в порядке, согласованном с Минфином. Финансирование осуществляется органами, имеющими полномочия и функции учредителей. В соответствии с утвержденным порядком предусматриваются специальные положения, в которых указаны цели, условия, размер, правила и сроки направления средств. Заключаемое соглашение между получателем и распорядителем, таким образом, выступает как основание для предоставления финансирования.

    ПФХД

    Указанное выше соглашение является не единственным документом, которым можно подтвердить нецелевое использование бюджетных средств. РФ, выступая как правовое государство, в нормативных актах, касающихся финансовой сферы, устанавливает достаточно жесткие требования и правила. В частности, работа организаций, находящихся на госфинансировании, осуществляется в соответствии с ПФХД (планом по финансово-хозяйственной деятельности). Требования к этому документу устанавливаются приказом Минфина. В соответствии с ними ПФХД должен включать в себя такие разделы, как:

    1. Данные о деятельности муниципального/государственного учреждения, в том числе сведения о видах и целях, перечне услуг/работ, выполняемых платно.
    2. Показатели финансового положения организации. В этом разделе приводятся сведения об активах, обязательствах на последний отчетный день, предшествующий дате формирования плана.
    3. Показатели поступлений и выплат (плановые).
    4. Мероприятия по стратегическому развитию организации.

    Таким образом, реальные действия должны совпадать с запланированными. Нецелевое использование бюджетных средств выявляется при сопоставлении сведений ПФХД и фактической ситуации.

    УК

    Кроме административных, за нецелевое использование бюджетных средств предусматриваются и уголовные санкции. В частности они установлены в ст. 285.1, ч. 1 УК. Формулировка состава преступления по этой статье аналогична той, которая приводится в КоАП. Однако в данном случае за нецелевое использование бюджетных средств виновному лицу грозит не только выплата в пользу государства 100-300 тыс. руб., но и:

    1. Арест до полугода.
    2. Заключение в тюрьму на период до 2 лет.
    3. Принудительные работы на срок до 2 лет.

    При этом дополнительно суд может запретить должностному лицу заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенном посту в течение 3 лет. Стоит отметить, что указанные санкции применяются при нецелевом использовании средств в крупном размере. В качестве него признается сумма, превышающая 1,5 млн руб. Особо крупным будет считаться размер от 7,5 млн руб.

    Обжалование выводов контролирующих служб

    Зачастую позиция проверяемого учреждения не совпадает с мнением уполномоченных надзорных органов по вопросу законности расходования средств. Оспаривание выводов контрольной службы допускается как в досудебном порядке, так и непосредственно в суде. Первый прописывается обычно в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов финансового надзора.

    В частности проверяемая организация может представить письменные возражения на решения контролирующих служб не позднее 5 дней (рабочих) с даты получения заключения. В своем заявлении учреждение должно указать конкретную страницу акта, с которым не согласно. Кроме этого, в возражении приводятся статьи законодательства, доказывающие правоту организации. Замечания можно также оформить таблицей. В одной колонке будут излагаться выводы контролеров, а в другой - позиция проверяемой организации. Если же это не даст эффекта, дело будет разбираться в судебном порядке.


    Введение

    Заключение


    Введение


    Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

    Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

    1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

    2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

    Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

    В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

    Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.


    Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на:

    Единых методологических основах;

    Нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;

    Финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

    Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных муниципальных услуг.

    Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.

    В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

    Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

    Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

    Ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

    Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

    Трансферты населению (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления), бюджетные кредиты юридическим лицам, субвенции и субсидии юридическим лицам;

    Гранты физическим и юридическим лицам на выполнение научно-исследовательских работ;

    Инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

    Бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам;

    Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая государственные и муниципальные гарантии;

    Налоговые расходы в размере предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

    В расходах бюджетов значительный удельный вес занимают расходы бюджетных учреждений, включающие:

    Оплату труда;

    Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

    Трансферты населению;

    Командировочные и другие компенсационные выплаты работникам, предусмотренные законодательством;

    Оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

    Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

    Наряду с безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями из бюджета выделяются средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

    Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.

    Бюджетная ссуда - это представляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

    Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу либо в соответствии с решением Федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.


    2. Кассовое исполнение бюджета


    Контроль расходования средств финансовые органы проводят в виде последующих плановых или тематических проверок.

    В условиях высокого уровня дефицита и неравномерности поступления средств, а также в силу разного понимания приоритетов у руководителей при такой схеме финансирования возможно возникновение различного рода осложнений. Например, финансовые органы, перечисляя средства исходили из того, что на первой неделе месяца учреждения отрасли рассчитаются за электроэнергию, а руководители отрасли перечислили средства за водоснабжение. Через неделю, руководители исполнительного органа получили предупреждение о возможном отключении от электроэнергии, с последующими проблемами. Кроме того, такая схема не исключает нецелевого использования бюджетных средств.

    Контроль использования средств в этом случае осуществляется более эффективно. Возможность нецелевого использования средств при этой схеме серьезно затруднено, что повышает эффективность использования средств.

    Кассовое исполнение федерального бюджета осуществляется через органы федерального казначейства в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

    Кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут осуществлять как финансовые органы, так и по договору, органы федерального казначейства.

    Для субъектов РФ, имеющих высокий уровень дотаций из федерального бюджета, кассовое исполнение бюджетов через органы федерального казначейства, является обязательным. Перечень высокодотационных субъектов РФ определяется ежегодно законом о федеральном бюджете.

    Кассовое исполнение бюджета, т. е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

    Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

    1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

    2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

    Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.

    На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

    3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

    4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.


    3. Казначейское исполнение бюджета


    Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:

    Организация исполнения федерального бюджета;

    Контроль за его исполнением;

    Управление бюджетными доходами и расходами;

    Регулирование межбюджетных отношений;

    Финансовое исполнение внебюджетных фондов;

    Управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации;

    Осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

    При казначейском исполнении федерального бюджета регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

    Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:

    Отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;

    Централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;

    Совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

    Кассовое исполнение федерального бюджета Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.

    Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима.

    Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.

    Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

    Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя:

    Утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета;

    Утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета;

    Принятие обязательств федерального бюджета;

    Подтверждение платежных обязательств федерального бюджета.

    Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.

    Действия по финансированию расходов также включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа.

    В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

    Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам.

    Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов.

    При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.

    Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов.

    При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

    Решения о сокращении расходов обнародуются в источнике официального опубликования нормативных актов либо доводятся до всеобщего сведения в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или решений муниципальных образований.

    Уведомления распорядителей и получателей бюджетных средств о режиме сокращения расходов бюджета производятся не позднее чем за 15 дней до даты его введения.

    В случае, если в процессе исполнения бюджетов происходит снижение поступлений в бюджет, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% от годовых назначений, то исполнительный орган власти должен представить представительному органу власти проект закона об изменениях и дополнениях в закон о бюджете.

    Представительный орган власти рассматривает указанный проект во внеочередном порядке в течение 10 дней. Если этот законопроект не принимается в указанный срок, то исполнительный орган имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу.

    При перевыполнении плана по доходам дополнительно полученные средства могут направляться финансовым органом на уменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.

    При этом подготавливается и утверждается дополнительная бюджетная роспись. Во всех других случаях финансирование расходов сверх утвержденного бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в утвержденный бюджет.

    Главный распорядитель бюджетных средств также может перемещать ассигнования между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, но не более 5% от объема ассигнований, доведенных бюджетополучателю.

    Бюджетные ассигнования для главного распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи и законе о бюджете бюджетных ассигнований не более чем на 10% от утвержденных бюджетных ассигнований.

    В свою очередь бюджетные ассигнования для каждого отдельного бюджетополучателя в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи расходов и доходов бюджетных ассигнований не более чем на 15% от утвержденных бюджетных ассигнований.


    Заключение


    Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.

    Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

    Существуют две основные схемы организации финансирования расходов бюджетополучателей.

    Согласно первой схемы, финансовые органы в соответствии с бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств перечисляют средства главным распорядителям и распорядителям кредитов средства. Распорядители средств перечисляют средства получателям, которые осуществляют расходы в соответствии со сметой, самостоятельно определяя первоочередность финансирования.

    Вторая схема, получавшая название кассового исполнения бюджета предполагает, что распорядители и получатели бюджетных средств на основе заявок готовят счета на оплату конкретного вида расходов и финансовые органы осуществляют перечисление средств на конкретные нужды – на оплату электроэнергии, проведенные ремонтов или на заработную плату.

    В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

    Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.


    Список использованной литературы


    1. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2006. – 568 с.

    2. Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. – М.: ТК Велби, 2002. – 192 с.

    3. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. – М.: КноРус, 2006. – 208 с.

    4. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Д.Э. Бюджетная система России. – М.: Эксмо, 2006. – 752 с.

    5. Пятаков В.А. Бюджетная система России. – М.: Приор-издат, 2005. –

    7. Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.

    8. Тедеев А.А., Парыгина В.А., Мельников С.И. Бюджетное право Российской Федерации. – М.: Приор-издат, 2003. – 192 с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ. Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции.

    Наказание за нецелевое использование бюджетных средств.

    Юридическая характеристика

    Определение того, что такое бюджет, дается в ст. 6 БК РФ:

    Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    Понятие нецелевое использование бюджетных средств введено ст. 306.4 БК РФ:

    Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

    Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.


    Структура бюджетной системы

    Определение структуры бюджетной системы в России закреплено нормами Бюджетного Кодекса РФ. Ст. 10 БК РФ гласит, что:

    К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

    • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
    • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • местные бюджеты, в том числе:
    • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
    • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

    Регламент использования бюджетных средств определяет, что если после выполнения целевых обязательств осталась часть денег, то они не могут быть пока не будет определено новое назначение для них.


    ВАЖНО! Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.

    Бюджетными активами в России являются:

    • субсидии, включая муниципальные и региональные;
    • гранты в форме субсидирования;
    • трансферы;
    • государственные кредиты;
    • субсидии под капитальные вложения.

    Таким образом, бюджетными деньгами признается любое бюджетное ассигнование.

    Параллельно с запретом производить нецелевое расходование бюджетных средств установлены ограничения на запрет устанавливать обязательство оплаты услуг конкретного поставщика при соблюдении конкурсного порядка проведения закупок. Это значит, что определение конечного получателя денег происходит по результатам тендера.

    Примером нецелевой траты ассигнований признается оплата расходов, которые не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Также за несанкционированное перемещение между статьями бюджетной классификации виновный будет привлечен к ответственности. Подобное возможно при перечислении под определённую статью. Нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при намеренной или ошибочной оплате счёта не из того бюджета, что требуется. К нарушениям относится и трата целевого субсидирования на иные нужды учреждения.

    Обозначенные примеры демонстрируют, что определение конкретной операции с бюджетными деньгами происходит всегда индивидуально.


    Определение состава преступления

    Комментариями к ст. 285.1 УК РФ определяются составные части преступления: стороны, объект и субъекты. Субъект квалифицируется в ходе расследования просто – это , которое имело право и/или возможность распоряжаться средствами, выделенными к использованию из бюджета.

    Прямой объект – взаимоотношения в сфере гос. власти и в части управления средств, относящихся к бюджету любого типа. Дополнительным объектом выступают нарушенные из-за деяния виновного права участников взаимоотношений в бюджетной сфере.

    Субъективная сторона характеризуется умыслом, непременно прямым. Мотив совершения преступления для квалификации не важен.

    ВАЖНО! Комментируемая статья не затрагивает ситуации при крайней необходимости.

    Объективная сторона – непосредственный комплекс действий и мероприятий, направленный на нецелевое использование бюджетных средств. Преступление носит формальный характер и считается оконченным с момента осуществления перевода денег.


    Законодатель демонстрирует серьёзное отношение к нецелевому расходованию средств из бюджета. Необходимо разграничивать, когда действие считается правонарушением, а когда - преступлением. Правонарушение – ситуация, когда бюджетные деньги тратятся в незначительном размере (до 1,5 млн. рублей). Если сумма равна либо более 1,5 млн. рублей, то деяние – преступление. За правонарушение предусматриваются штрафы и дисквалификация, а за преступление наказанием может стать даже лишением свободы. Судебная практика имеет множество примеров, когда при использовании целевого субсидирования не по назначению возникает уголовное преследование.

    Наказание за нецелевое использование

    В зависимости от тяжести деяния и степени материального вреда действия может быть применена административная или уголовная ответственность.

    Что гласит КоАП РФ

    Если нецелевое использование бюджетных средств не имело признаков уголовно-наказуемого деяния, то наказание применяется в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ:

    наложение административного штрафа на в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

    Уголовная ответственность в России

    Ответственность за нецелевое использование по нормам УК РФ наступает при условии совершения преступления в крупном/особо крупном размере.

    Комментарий! На момент июня 2018 года крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.


    Наказание за нецелевое использование бюджетных средств наступает согласно санкциям статьи:

    1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершённое в крупном размере:
    • штраф (100 – 300 тыс. руб.);
    • – срок до 2-х лет;
    • арест – длительность до полугода;
    • лишение свободы – до 2 лет.

    Дополнительной санкцией по данному преступлению является:

    лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до трех лет.

    Применение дополнительного наказания происходит по усмотрению суда независимо от основного.

    Карается штрафом 200-500 тысяч руб., либо принудительными работами длительностью до 5 лет, либо сроком до 5 лет. Также дополнительно применяется запрет на ведение определённой деятельности длительностью до трёх лет.

    Помимо непосредственного наказания по ст. 285.1 УК РФ, могут инкриминироваться и другие деяния виновного лица. Уголовный Кодекс допускает объединение преступлений. Нецелевое использование бюджетных средств может сопрягаться:

    Освобождение от ответственности

    Освобождение от наказания допускается в случаях, когда действия виновного лица были обусловлены крайней необходимостью.

    Для примера используем ситуацию из судебной практики, когда руководителем района были получены средства для реконструкции футбольного стадиона. Часть денег была расходована в соответствии с планом, а часть осталась на счете учреждения по причине наступления холодов. Из-за резкого ухудшения погоды потребовалось срочно провести ремонтные работы и восстановить водоснабжение в части города. Для оплаты работ были использованы средства, предусмотренные для ремонта стадиона. В результате расследования действия руководителя были признаны обоснованными, санкции не применялись.


    Судебная практика

    Анализировать судебную практику в делах о расходовании ассигнований из бюджета непросто. Статистика судебных дел демонстрирует, что побеждает обвинение, если дело попадает в суд. В результате работы защиты можно достигнуть назначения более мягкого наказания из представленных в УК РФ. Примеров победы обвиняемых, исключая случаи фактических процессуальных ошибок в ведении следствия и оформления документов, выявлено не было.

    Судебные решения по ст. 285.1 УК РФ могут оспариваться наравне с другими приговорами. Примером успешного оспаривания в рамках кассации можно назвать Дело № 30-О07-15, рассмотренное в ВС РФ 25.09.2007 г. Примером обращения в Конституционный Суд РФ можно назвать Жалобу гражданина РФ А.А. Сучкова. Своим решением от 20.12.2016 г. КС РФ отказал в рассмотрении обращения, дав комментарий, что жалоба А.А. Сучкова не соответствует требованиями, применимым к жалобам, принимаемым к рассмотрению КС РФ.

    Несмотря на открытость и прозрачность распределения бюджетных средств в России, проблема нецелевого использования денег из бюджета стоит остро. Строгость санкций, по мнению общественности, недостаточна для препятствования развития коррупции и личного обогащения ответственных лиц. Общественные взгляды, возможно, найдут отзыв среди депутатов.


    Своё мнение, относительно тяжести наказания за нецелевое расходование бюджетных денег, вы можете выразить в комментариях к статье.