Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Олимпиада по обществоведению. Как подготовиться к всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию самостоятельно

    Олимпиада по обществоведению. Как подготовиться к всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию самостоятельно

    Подготовка одарённых детей к предметным олимпиадам - это сложный и кропотливый этап. А первой ступенью для учеников становиться школьный этап. Предлагаю олимпиадные задания для 11 класса по обществознанию, праву и для 5 класса по истории и обществознанию, которые проводила в 2015-2016 учебном году.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    11 класс

    2.2.

    а) консервативная идеология

    з) избирательный барьер

    а) инициатива работника

    б) сдельная заработная плата

    г) безработица

    д) смена собственника

    е) экономический спад

    б) социализация человека

    3.1.

    3.2.

    Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3.3.

    Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5.1.

    5.2.

    6. .

    6.1.

    Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6.2.

    Ответ:__________________________________________________________________________

    7.1.

    Ответ:__________________________________________________________________________

    Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7.2.

    Ответ:__________________________________________________________________________

    Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответ:

    А) сезонная

    Б) структурная

    В) фрикционная

    Г) циклическая

    Ответ:

    Критерий

    Баллы

    ВСЕГО баллов за эссе

    Оценка за работу

    (заполняется жюри)

    Задание

    Итог

    Оценка

    Члены жюри: ()

    Предварительный просмотр:

    Школьная олимпиада по обществознанию.

    11 класс

    1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    1) Исторически первыми примитивными формами религиозности выступают анимизм, ведизм, тотемизм, фетишизм.

    2) Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

    3) Большинство ученых считают, что для представителей этнического меньшинства наиболее благоприятно достижение биэтнической социальной идентичности.

    4) Культурология как наука изучает все стороны жизни общества.

    5) В некоторых случаях прирожденный социальный статус может меняться.

    6) Т. Гоббс исходит из того, что законы природы развивают у людей эгоистические потребности, которые ведут к «войне всех против всех».

    7) Дивиденд по привилегированным акциям является фиксированным.

    8) Все правовые нормы одновременно являются и нормами морали.

    9) Художественный образ может носить как визуально определенный, так и визуально не определенный характер.

    10) Согласно евразийской доктрине, Россия есть третий, срединный материк – особый исторический и этнографический мир.

    нет

    нет

    да

    нет

    да

    да

    да

    нет

    да

    да

    10 баллов: по 1 баллу за каждую позицию.

    2.Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

    2.1. Характеристики чувственного познания:

    а) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета

    б) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

    в) установление взаимосвязи различных понятий

    г) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

    д) получение новых суждений на основе уже имеющихся

    е) сохранение в памяти целостного образа предмета

    2.2. Признаки, присущие только мажоритарной избирательной системы:

    а) консервативная идеология

    в) общенациональный избирательный округ

    г) допускается выдвижение независимых кандидатов

    е) одномандатные избирательные округа

    з) избирательный барьер

    2.3. Юридические основания прекращения трудового договора:

    а) инициатива работника

    б) сдельная заработная плата

    в) нарушение трудового законодательства

    г) безработица

    д) смена собственника

    е) экономический спад

    2.4. Проявления хозяйственно-экономической функции семьи:

    а) организация семейного отдыха

    б) социализация человека

    в) планирование семейного бюджета

    г) первичный социальный контроль

    д) ведение домашнего хозяйства

    е) распределение домашнего труда

    2.5. Позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:

    а) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от неё

    б) природа и общество оказывают воздействие друг на друга

    в) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя её на службу себе

    г) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству

    д) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде

    е) общество и природа никак не связаны между собой

    а, б, е

    г, д, е

    а, в, д

    в, д, е

    б, в, г, д

    10 баллов: по 2 за каждый столбец таблицы, если в столбце 1 ошибка (лишняя буква или не хватает буквы) – 0 баллов за столбец.

    3.Что является лишним в ряду. Дайте КРАТКОЕ пояснение.

    3.1. Трудовое право, гражданское право, административное право, государственное право, обязательственное право.

    Ответ: обязательственное право – подотрасль гражданского права. Все остальное – отрасли права.

    3.2. Публичная власть, территория, идеология, суверенитет, налоги.

    Ответ: Идеология. Всё остальное - признаки любого государства .

    3.3. Выдача лицензий, установление квот, установление цен, надзор над качеством.

    Ответ: установление цен – рыночный механизм, всё остальное – административные (государственные) меры регулирования рыночной экономики.

    9 баллов: по 1 баллу за правильные ответы (всего – 3), + по 2 балла за объяснение, что объединяет другие понятия (6).

    4. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. Слова могут быть использованы несколько раз.

    «Юридическая ответственность возникает лишь за совершенное (1), которое выступает в качестве (2), оно предусмотрено (3) правоохранительных норм. Меры юридической ответственности содержатся в (4).

    Совершение (5) и последующая реализация юридической ответственности связаны с (6). Оно выражается в вынесении в отношении лица (либо организации), совершившего (7), соответствующего (8). Почти всегда лицо, нарушая норму права, нарушает и соответствующую норму морали, (9). Поэтому наряду с юридической ответственностью перед государством лицо несет и нравственную ответственность перед обществом, которая выражается в (10)».

    А) норма; Б) преступление; В) общественное мнение; Г) правонарушение; Д) гипотеза; Е) санкция; Ж) юридический факт; З) нравственное предписание; И) чувство долга; К) государственное осуждение; Л) правоотношение; М) мораль; Н) правоприменительный акт.

    5 баллов за все правильные ответы; 4 балла – 8-9 правильных ответов; 3 балла – 6-7 правильных ответов; 2 балла – 4-5 правильных ответа; 1 балл – 3 правильных ответа; 0 баллов – 1-2 правильных ответа.

    5. Решите логические задачки:

    5.1. Сто школьников одновременно изучали английский и немецкий языки. По окончании курсов они сдавали экзамен, который показал, что 10 школьников не освоили ни тот, ни другой язык. Из оставшихся немецкий сдали 75 человек, а 83 выдержали экзамен по английскому. Сколько экзаменовавшихся владеет обоими языками? Ответ поясните.

    Ответ: 68 школьников. Тем или иным языком владеют 90 школьников, так как по условию 10 человек не освоили ни одного языка. Из этих 90 человек 15 не сдали немецкий, так как 75 его сдали по условию, а 7 человек не сдали английский, так как 83 его сдали по условию. Значит, всего не сдавших какой-либо один из экзаменов: 15+7=22 человека из 90. Следовательно, двумя языками овладели 90-22=68 школьников.

    5 баллов: 2 балла за правильный ответ, 3 – за пояснение.

    5.2. Петр лгал с понедельника по среду и говорил правду в другие дни, а Иван лгал с четверга по субботу и говорил правду в другие дни. Однажды они одинаково сказали: «Вчера был один из дней, когда я лгу». Какой день был вчера? Ответ поясните.

    Ответ: Это был четверг. В это день Петр правдиво сказал, что вчера (то есть в среду) он лгал, а Иван солгал насчет того, что вчера (то есть в среду) он лгал, ведь по условию в среду он говорит правду.

    5 баллов: 2 балла за правильный ответ; 3 – за пояснение.

    Всего за задание № 5 – 10 баллов.

    6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации .

    6.1. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении этого договора? Приведите аргументы с опорой статьи действующего законодательства.

    Ответ : При заключении этого договора были допущены нарушения: 1) работа нарушает процесс обучения, выполняется не в свободное от учебы время (начало работы – 12:00 часов); 2) превышена продолжительность рабочего дня (40 часов по договору), а для работников 14-16 лет максимальная продолжительность рабочей недели 24 часа; 3) несовершеннолетние не могут привлекаться к работе в ночное время.

    5 баллов: 3 балла за указания нарушений, + 2 балла за ссылки на законодательство.

    6.2. В день своего 16-летия Павел Г. пригласил своих младших друзей Николая П., Андрея С., Алексея Н. в парк культуры и отдыха. Там распили принесенные Павлом спиртные напитки. После того, не обращая внимания на предупреждения прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания. Наряд милиции доставил их в отделение милиции и составил протокол, указав, что они нарушили общественный порядок и спокойствие граждан.

    Какое правонарушение совершили ребята?

    Ответ: Мелкое хулиганство.

    К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

    Ответ: Административная ответственность.

    Будет ли мера наказания одинаковой для всех?

    Ответ: Нет. Мера наказания будет разной. Павел Г. будет нести ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности.

    5 баллов: по 1 баллу за каждый правильный ответ (всего – 3), + 2 балла – за пояснение по третьему вопросу.

    Всего за задание № 6 – 10 баллов.

    7. Проанализируйте ситуации и ответьте на вопросы.

    7.1. Предприятие Z, специализирующееся на ремонте обуви, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и, независимо от размера внесенного пая, имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия.

    Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

    Ответ: производственный кооператив.

    Укажите два признака, по которым вы это установили.

    Ответ: 1) предприятие Z выполняет простые работы; 2) работники предприятия Z лично участвуют в его работе; 3) отношения строятся по принципу равенства: независимо от того, какой по размерам внесен пай, каждый имеет один голос.

    Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

    Ответ: 1) для организации такого предприятия требуется минимальный капитал в виде паевых взносов; или 2) прибыль распределяется по труду, а не по размерам пая, как в хозяйственном товариществе или обществе.

    Назовите ещё три известные вам организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц.

    Ответ: хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, унитарное предприятие.

    7 баллов: по 1 баллу за каждый правильный элемент ответа.

    7.2. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

    Какой вывод о связи СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных?

    Ответ: СМИ стали важнейшим каналом распространения массовой культуры.

    Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений.

    Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

    Ответ: Дополнительный пример: активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд».

    4 балла: по 1 баллу за каждый правильный элемент ответа.

    Всего за задание № 7 – 11 баллов.

    8. Приведите в соответствие. Ответ запишите в таблицы.

    8.1. Имена мыслителей и характеристика их вклада в развитие обществознания:

    Ответ:

    8.2. Примеры и виды безработицы.

    1) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтеры остались без работы

    2) выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую

    3) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу

    4) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров

    5) в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала

    А) сезонная

    Б) структурная

    В) фрикционная

    Г) циклическая

    Ответ:

    10 баллов: за таблицу 2.1 – 7 баллов (1 правильный ответ – 0 баллов; 2 правильных ответа – 1 балл и т.д.); 2.2 – 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 0 баллов).

    9. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем по вашему выбору.

    1) «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф. Энгельс).

    2) «Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).

    3) «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья» (Н.С. Лесков)

    4) «Новое является не опровержением старого, а его творческим развитием. Новое вырастает из старого, отличие вырастает из сходства, – чтобы расти, надо иметь корни» (И.Н. Шевелев).

    5) «Мир замкнулся. Земной шар стал единым… Все существенные проблемы стали мировыми проблемами» (К. Ясперс).

    6) «Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения» (Л. де Бройль).

    Критерии, которыми будет руководствоваться жюри при проверке эссе:

    Критерий

    Баллы (0-5)

    1.Обоснованность темы выбора. (Объясните, почему вы выбрали данную тему: её значимость для развития одной из базовых наук, отраженных в курсе обществознания; значение для социальной практики; причины вашего интереса к данной теме и т.д.).

    2. Раскрытие понимания того, о чем говорит автор высказывания, и представление собственной точки зрения при раскрытии темы.

    3. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (опора на научные теории, владение понятиями курса).

    4. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

    5. Внутреннее смысловое единство, непротиворечивость и четкость выводов.

    ВСЕГО баллов за эссе (максимальное количество – 25)

    Максимальный балл за все задания олимпиады – 100.

    Предварительный просмотр:

    Олимпиада по праву (Муниципальный этап)

    Вариант 1

    1. Тестовые задания для 9-11 классов
    1. Социальное государство означает:
    1. социальная защита государства гарантируется только лицам, участвующим в общественно полезном труде
    2. ограничение социальной защиты детей, родившихся вне брака
    3. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
    1. Политический режим в РФ:
    1. либеральный
    2. авторитарный
    3. тоталитарный
    4. демократический
    1. Представительная демократия - осуществление народом власти:
    1. через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют
    2. через политические партии, религиозные объединения, которые выражают интересы членов данных организаций
    3. через Федеральное Собрание – парламент РФ
    4. через депутатский корпус федерального и регионального уровня
    1. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности по достижении:

    1) 14 лет

    2) 16 лет

    3) 18 лет

    4) 25 лет

    1. В каком году была принята Всеобщая декларация прав человека и гражданина:
      1) 1893

    2) 1948

    3) 1918

    4) 1989

    1. Местное самоуправление - это:
    1. право населения самостоятельно решать все вопросы местного значения;
    1. самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения;
    1. способ организации власти на территории городских, сельских и иных поселений;
    1. Президентом Российской Федерации может быть избран:
    1. гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет
    2. гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет
    3. гражданин Российской Федерации не старше 60 лет
    4. гражданин Российской Федерации, имеющий большой жизненный и политический опыт
    1. По Конституции РФ Президент определяется как:
    1. представитель нации
    2. высшее должностное лицо
    3. глава государства
    4. глава исполнительной власти
    1. Республиканская форма правления – означает:
    1. наследование статуса главы государства
    2. выборность и сменяемость главы государства
    3. власть в государстве осуществляется непосредственно народом
    4. выборные органы государственной власти подконтрольны и подотчётны населению, их избравшему
    1. Бипатрид это:
    1. лицо без гражданства
    2. гражданин Российской Федерации
    3. иностранный гражданин
    4. лицо с двойным гражданством
    1. Подберите понятие к данному определению: Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться

    1) обычай

    2) приказ

    3) право

    4) норма

    5) мода

    6) нравы

    1. Раскройте понятие:
    1. аналогия права
    2. аффект
    1. Согласны ли вы со следующими суждениями. Выберите один вариант ответа.
    1. Общий возраст наступления уголовной ответственности с 16 лет:
    1. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
    1. Ратификация - утверждение верховным органом государственной власти данной страны международного договора, заключенного ее уполномоченным.
    1. Суверенитет Российской Федерации не распространяется на всю ее территорию России
    1. нет.
    1. Российская Федерация - асоциальное государство, политика которого не направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
    1. нет.
    1. Задача:

    Петрову Петру 15 декабря 2009 года исполняется 18 лет, а на 14 декабря 2009 года назначены выборы Президента России. Может ли Петров Петр прийти на избирательный участок и проголосовать за кандидата на пост Президента России? Поясните ответ.

    Ключ:

    1. 3; (1 балл)
    2. 4; (1 балл)
    3. 1; (1 балл)
    4. 3; (1 балл)
    5. 3; (1 балл)
    6. 2; (1 балл)
    7. 2; (1 балл)
    8. 3; (1 балл)
    9. 2; (1 балл)
    10. 4; (1 балл)
    11. 4; (1 балл)
    12. - применение к отношениям, не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов соответствующей отрасли права. Применяется в крайнем случае, при Невозможности использовать аналогию закона. Служит средством восполнения пробелов в праве. Недопустимо применение аналогии права в уголовных делах (5 баллов)

    13. - сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. Известны два вида аффекиа: физиологический и патологический. Физиологический аффект (ярость, гнев, страх) хотя и обладает большой силой воздействия на психику, однако не лишает человека возможности сознавать, контролировать свое поведение и отвечать за него. Преступление, совершенное в состоянии физиологического аффекта, (состоянии душевного волнения), не исключает уголовной ответственности лица, но при определенных условиях она может быть смягчена. Патологический аффект представляет собой временное расстройство психики. При нем наступает глубокое помрачение сознания и утрата способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым. (5 баллов)

    14. 1; (1 балл)

    15. 1; (1 балл)

    16. 1; (1 балл)

    17. 2; (1 балл)

    18. 2; (1 балл)

    Задача:

    Ответ. Нет, так как в соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» только гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме. (4 балла)

    Предварительный просмотр:

    Олимпиада по праву (Муниципальный этап)

    Вариант 2

    1. Тестовые задания для 9-11 классов.
    1. Форма правления в РФ:
    1. конституционная монархия
    2. демократическая
    3. республиканская
    4. общенародная
    1. Непосредственная демократия проявляется через волеизъявление народа или каких-либо групп населения:
    1. через референдум и свободные выборы
    2. через различные общественные объединения
    3. через органы государственной власти и органы местного самоуправления
    4. через средства массовой информации
    1. К источникам права относят:

    1) обычай; прецедент; нормативный акт.

    2) нормативный акт; традиция; норма религии.

    3) прецедент; обычай; норма морали.

    1. Светское государство означает, что:
    1. никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
    2. господствующее положение занимает только одна религия.
    3. деятельность религиозных объединений в государстве запрещена.
    1. Российская Федерация состоит из:

    1. республик, краев, областей, городов федерального значения.

    2. автономной области, автономных округов; краев, областей.

    3. республик, краев, автономной области, автономных округов, областей, городов федерального значения.

    1. Высшей юридической силой на территории субъектов РФ обладает:
    1. Указ Президента РФ
    2. Конституция РФ
    3. Конституция субъекта РФ
    4. Устав субъекта РФ
    1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ:
    1. более двух сроков подряд.
    2. избрание возможно только на третий срок при введении чрезвычайного положения.
    3. избрание возможно только при введении военного положения.
    1. Конституционная норма устанавливает, что амнистию в РФ объявляет:
    1. Государственная Дума
    2. Совет Федерации
    3. Президент РФ
    4. Верховный Суд РФ
    1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является:
    1. Многонациональный народ
    2. Государство
    3. Органы государственной власти
    4. Субъекты РФ
    1. Принцип разделения властей в России заключается наличии следующих ветвей государственной власти:

    1) исполнительная, законодательная, муниципальная.

    2) федеральная, местная, муниципальная.

    3) органы первичные, производные, вторичные.

    4) законодательная, исполнительная, судебная.

    1. Апатрид это:
    1. гражданин Российской Федерации.
    2. иностранный гражданин.
    3. лицо без гражданства.
    4. лицо с двойным гражданством.
    1. Раскройте понятие:
    1. Аналогия закона
    2. Право
    1. Подберите понятие к данному определению: Высший представительный и законодательный орган Российской Федерации.
    1. Правительство
    2. Президент
    3. Парламент

    III. Согласны ли вы со следующими суждениями. Выберите один вариант ответа.

    1. Полная дееспособность наступает у гражданина по достижении 16 лет:
    1. да.
    2. нет.
    1. Личные права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его связи с конкретным государством.
    1. да
    2. нет
    1. Презумпция невиновности - в уголовном праве положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
    1. да
    2. нет
    1. Гражданин Российской Федерации может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
    1. да
    2. нет

    IV. Задача:

    Иванову Ивану исполнилось 18 лет и в подарок отец Иванова В.В. разрешил ездить на своем автомобиле. Какие документы необходимо иметь Иванову Ивану, для того чтобы управлять автотранспортным средством не нарушая закон? Поясните ответ.

    Ключ:

    1. 3; (1 балл)
    2. 1; (1 балл)
    3. 1; (1 балл)
    4. 1; (1 балл)
    5. 3; (1 балл)
    6. 2; (1 балл)
    7. 1; (1 балл)
    8. 1; (1 балл)
    9. 1; (1 балл)
    10. 4; (1 балл)
    11. 3; (1 балл)
    12. - прием, используемый в ситуациях, когда отношения, по поводу которых возник спор, не урегулированы ни нормами гражданского права, ни соглашением (договором) сторон; вносит определенность во взаимоотношения участников конфликта. Применение закона по аналогии допускается при наличии следующих необходимых условий: а) отношение, по поводу которого возник спор, не урегулировано непосредственно нормами права или договором между сторонами; б) имеется законодательный акт, который регулирует сходные отношения и потому может быть применен к спорному случаю (5 баллов).
    13. - в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума (5 баллов).
    1. 3; (1 балл)

    15. 2; (1 балл)

    16. 1; (1 балл)

    17. 1; (1 балл)

    18. 2; (1 балл)

    Задача : водительское удостоверение; доверенность на управление автотранспортным средством (4 балла)

    Максимальное количество баллов - 30

    Предварительный просмотр:

    ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

    I. Выберите правильный ответ:

    1.Палка-копалка, дубина, заостренный камень – это

    А) предметы, которыми пользовались на охоте;

    Б) древнейшие орудия труда;

    В) предметы, которые умели изготавливать обезьяны.

    2. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли

    А) племя; Б) семью; В) союз племен.

    3. Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется

    А) колдовством; Б) искусством; В) религией.

    4. Предполагаемой областью прародины человека является

    А) Северная Европа; Б) Восточная Африка; В) Южная Австралия.

    5. Древние люди вместе охотились, занимались собирательством, заботились о детях, защищались от чужаков. Все они считались

    А) друзьями; Б) согражданами; В) сородичами.

    6. Земледелие возникло

    А) примерно 2 млн лет назад;

    Б) примерно 40 тыс. лет назад;

    В) примерно 10 тыс. лет назад.

    7.Земледелие и постоянные поселения. Что связывает эти понятия?

    А) появление постоянных поселений было причиной возникновения земледелия;

    Б) земледелие сделало возможным появление постоянных поселений;

    В) эти явления никак не связаны.

    8. Важнейшим изобретением первобытных людей является

    А) пурпурная краска; Б) письменность; В) лук и стрелы.

    II. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

    Древнейшие люди появились не позднее ______________ (а) лет назад. Древнейшим коллективом людей было _____________ ___________ (б). Основными занятиями вплоть до возникновения земледелия и скотоводства были ___________ (в) и _____________ (г).

    Ответ: а)__________б)__________в)___________г)___________

    III. 1)Установите соответствие. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А) мотыга, плуг 1) неравенство

    Б) богатые и бедные семьи 2) земледелие

    В) ремесленники и земледельцы 3) разделение труда

    Ответ: А)_____ Б)_______ В)________

    2). Соотнесите понятие с определением:

    1. Человеческое стадо А) обработка земли с помощью орудий труда;

    2. Земледелие Б) хозяйство при котором древние люди все 3. Присваивающее хозяйство необходимое брали у природы;

    4. Производящее В) коллектив древнейших людей;

    5. Эра Г) условная точка, от которой ведется счет лет;

    6. Родовая община Д) хозяйство, при котором люди все

    необходимое для жизни производили сами;

    Е) коллектив людей разумных, в котором

    жили родственники и все делали сообща.

    1____ 2____ 3____ 4_____ 5_____ 6_______

    IV. Продолжите перечень. В облике древнейших людей преобладали звероподобные черты: приплюснутый нос; ________________; _______________; ________________;________________.

    V. Вам представлены археологические находки в захоронении древнего человека, по которым необходимо сделать научные выводы о занятиях, жизни и т.д. древних людей. Останки человека лежащего на боку, копьѐ с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье. ___________________________________________________________ ________________________________________________________

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

    ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

    Ответы.

    I.

    1. Б

    2. А

    3. В

    4. Б

    5. В

    6. Б

    7. Б

    8. В

    II.

    А. 2-х млн. лет назад

    Б. Родовая община

    В. Охота

    Г. Собирательство

    III.

    1. А-2, Б-1, В - 3
    2. 1-В, 2-А, 3- Б, 4-Д, 5- Г, 6- Е

    IV. Звероподобные черты: грубое лицо, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, низкий лоб, надбровный валик.

    V. выводы:

    - занятия: охота, собирательство, скотоводство, земледелие (10 тысяч лет назад)

    - зарождалась ремесло (глиняный кувшин)

    - научились обрабатывать металл (медный наконечник)

    - примерно 9 тысяч лет назад.

    Максимальное количество баллов- 30.

    Предварительный просмотр:

    2015-2016 учебный год

    5 класс

    Обществознание

    Вопрос

    Ответы:

    Б. Производство продукции.

    Г. Продажа продукции

    - Поддержка друга.

    - Помощь родителям.

    Эти нормы называются ….

    6. «Да» или «нет»

    Е -

    Ж -

    А) законодательная

    Б) правительственная

    В) исполнительная

    Г) депутатская

    Д) судебная

    9.

    О_ще_т_о

    А) Группой

    Б) Коллективом

    В) Семьей

    Г) Командой

    А) анатомия

    Б) экономика

    В) физика

    Г) математика

    12.

    13.

    14. Выберите из всех представленных гербов современный герб России.

    а

    б

    в

    г

    15 . Ученые условно делят науки на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Из наук, перечисленных ниже, выберите те, которые являются техническими науками.
    1) ядерная энергетика
    2) политология
    3) литература
    4) социология
    5) механика
    6) космонавтика
    7) право
    8) экономика
    9) электротехника

    Варианты ответов: А) 1,2,8, 9 Б) 4, 5,6,8 В) 1, 5, 6, 9 Г) 4,5,6,7





    А) познание В) общение Б) труд Г) игра


    Варианты ответа: А) время Б) золото В) богатство Г) достоинство


    1) солнечное затмение

    5) извержение вулкана

    Верный ответ: А) 1, 2, 4 Б) 2, 4, 6 В) 1, 3, 5 Г) 1, 4, 5, 6

    20. Вставив пропущенные слова

    (Ж.Амаду)

    (В.Г. Белинский)

    ОТВЕТЫ:

    Школьный этап олимпиады школьников

    2015-2016 учебный год

    5 класс

    Обществознание

    Вопрос

    Ответ

    1. Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:

    Вознаграждение за выполненную работу, за оказанную услугу - это ….

    Зарплата (заработная плата) –

    1 балл

    2. Укажи, какие пословицы прославляют труд:

    А) Долог день до вечера, коли делать нечего.

    Б) Иного хлебом не корми, только с печи не гони.

    В) Хорошо бы пахать, да руки не марать.

    Г) Есть терпенье, будет и уменье.

    А, Г – 2 балла

    (за каждый верный 1 балл)

    3. Определи последовательность действий производителя:

    А. Приобретение необходимых материалов, сырья.

    Б. Производство продукции.

    В. Разработка образца (модели) продукции.

    Г. Продажа продукции

    Расположи буквы в правильной последовательности.

    А-В-Б-Г - 2 балла –

    4. Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:

    - Поддержка друга.

    - Уважительное отношение к старшим.

    - Помощь родителям.

    - Справедливое отношение к людям.

    Эти нормы называются ….

    Моральные нормы – 1 балл

    5. Определи действия, которые относятся к профессиональной деятельности психолога:

    А) наблюдение за поведением человека

    Б) исследование повадок животных

    В) изучение причин беспокойства человека

    Г) помощь в понимании себя и других

    Д) определение способов ведения хозяйства

    А, В, Г – 2 балла (если все верно, если 1 ошибка - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

    6. «Да» или «нет»

    А – Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех.

    Да - 1 балл

    Б – Мораль осталась только в баснях и сказках, а в повседневной жизни она не нужна.

    Нет – 1 балл

    В – Социальная философия изучает развитие общества

    Да – 1 балл

    Г – Хозяйство – не мужское дело, пусть девчонки этим занимаются.

    Нет - 1 балл

    Д – Каждый должен иметь возможность учиться, заботиться о здоровье, иметь безопасные условия труда и жизни.

    Да – 1 балл

    Е - Счастлив тот, кто приносит счастье людям

    Да - 1 балл

    Ж - Беспокойство и тревога за себя – смысл жизни человека

    Нет - 1 балл

    7. Выбери из данного списка ветви государственной власти:

    А) законодательная

    Б) правительственная

    В) исполнительная

    Г) депутатская

    Д) судебная

    А, В, Д - 2 балла

    (если все верно, если 1 ошибка - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

    8. Сформулируй золотое правило морали.

    Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. – 2 балла (если смысл верный)

    9. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение полученных слов:

    О_ще_т_о

    ОБЩЕСТВО – это объединения людей (или иной верный ответ) –

    1 балл – если правильно вставлены буквы

    1 балл – если дано верное по смыслу определение

    10. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:

    А) Группой

    Б) Коллективом

    В) Семьей

    Г) Командой

    В – 1 балл

    11. К наукам, изучающим общество, относятся:

    А) анатомия

    Б) экономика

    В) физика

    Г) математика

    Б – 1 балл

    12. Основной Закон Российской Федерации называется ….

    Конституция

    1 балл

    13. Что является лишним в ряду: украинец, немец, русский, москвич, казах? б

    в

    г

    Г – 1 балл

    15 . Ученые условно делят науки на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Из наук, перечисленных ниже, выберите те, которые являются техническими науками .
    1) ядерная энергетика
    2) политология
    3) литература
    4) социология
    5) механика
    6) космонавтика
    7) право
    8) экономика
    9) электротехника

    В – 1 балл

    Варианты ответов: А) 1,2,8, 9 Б) 4, 5,6,8 В) 1, 5, 6, 9 Г) 4,5,6,7

    16. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет.
    Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
    Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
    Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить.
    Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.
    Если не умеешь говорить, то научись слушать.
    Когда говоришь, что думаешь - думай, что говоришь.
    Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить.

    В – 1 балл

    А) познание В) общение Б) труд Г) игра

    17. Прочитайте отрывок из «Сказки о потерянном времени» Е.Шварца. Определите пропущенное в тексте слово.
    «Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет _________, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих __________ понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий ___________, не замечает, как стареет. А ___________, потерянное ребятами, - забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками».

    А – 1 балл

    Варианты ответа: А) время Б) золото В) богатство Г) достоинство

    18. Установи соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца

    1д, 2г, 3а, 4б, 5в - 2 балла

    (если все верно, если 1 ошибка - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

    19. Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к общественным явлениям?
    1) солнечное затмение
    2) возделывание крестьянином пашни
    3) уничтожение тайфуном прибрежных поселений
    4) кулинарная обработка пищи перед ее употреблением
    5) извержение вулкана
    6) распределение добычи после удачной охоты

    Б – 1 балл

    Верный ответ: А) 1, 2, 4 Б) 2, 4, 6 В) 1, 3, 5 Г) 1, 4, 5, 6

    20. Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество ), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.

    Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.

    (Ж.Амаду)

    Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.

    (В.Г. Белинский)

    А – человек

    Б – вместе

    В – природа

    Г – общество

    2 балла

    (если все верно, если 1 ошибка - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)

    Итого: 35 баллов



    ЦРТ «Мега-Талант» предлагает ученикам 5-11 классов и студентам ССУЗ принять участие в наших всероссийских и международных олимпиадах по обществознанию. Мы будем рады вручить дипломы I-III степени победителям олимпиады, сертификаты остальным участникам, а также наградить свидетельствами и благодарностями учителей-организаторов олимпиады.

    Только факты:

    • Больше чем 400 олимпиад по 47-и дисциплинам;
    • Более 11000 школьников и студентов из 12 стран среди участников;
    • Более 2,5 миллиона рублей выплаченных компенсаций организационных расходов;
    • 98% учителей участвуют в новых сезонах олимпиад.

    5 принципов успешного взаимодействия

    ЦРТ «Мега-Талант» непрестанно работает над тем, чтобы сделать взаимодействие с учителями максимально эффективным. На данном этапе своего развития мы придерживаемся 5 простых принципов, которые обеспечивают должную отдачу со стороны всех участников мероприятия.

    1. Доступ к комплектам заданий для всех классов после подтверждения заявки на участие.
    2. Бесплатные наградные материалы дизайн которых меняется каждый сезон
    3. Компенсация всех организационных расходов
    4. Ценные подарки для самых активных организаторов
    5. Отзывчивая и оперативная служба поддержки

    Формат дистанционных олимпиад

    Формат дистанционных олимпиад дает возможность проявить себя всем без исключения. Учитель выбирает время и место проведения мероприятия, исходя из своих соображений об удобстве для своих учеников. Это дает возможность избавиться от угрожающей серьезности, свойственной олимпиадам в классическом понимании и улучшить результаты участников..

    Олимпиадные задания основаны на школьной программе и соответствуют стандартам ФГОС. Комплекты заданий меняются каждый сезон.

    Комплект заданий для каждой категории участников состоит из 15 тестовых вопросов различных типов:

    • Вопросы с одним или несколькими вариантами правильных ответов.
    • Тестовые вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
    • Тестовые задания на соотнесение двух рядов данных.
    • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
    • Тестовые задания на анализ текста, биографии, документа.

    Стоимость участия в олимпиаде по обществознанию

    Стоимость участия для одного ученика указана на странице с информацией об олимпиаде. Мы компенсируем до 30% этой суммы для покрытия организационных расходов. Вам не придется распечатывать наградные материалы и комплекты заданий за свой счет. Мы позаботились об этом. Процент компенсации рассчитывается соответственно количеству участников в заявке. Вам будет доступна вся информация о том, на какую компенсацию вы можете рассчитывать, после на сайте ЦРТ «Мега-Талант».

    Самые активные учителя, которые участвуют в наших олимпиадах награждаются ценными призами по итогам месяца и по итогам полугодия.

    Периодичность проведения олимпиад по обществознанию

    Когда бы вы ни решили организовать олимпиаду, вы обнаружите, что именно в этот момент доступно какое-либо из наших образовательных мероприятий. Все дело в том, что в течение учебного года мы проводим целых 7 олимпиад по обществознанию год. При этом комплекты заданий постоянно меняются. Всероссийские олимпиады проходят раз в сезон (осенний сезон, зимний сезон, весенний сезон), а международные в промежутках между ними.

    Обработка результатов

    Выполненные работы проверяются автоматически, после того, как учитель внесет результаты участников в специальную таблицу. Таким образом достигается полная беспристрастность в оценивании и участники получают именно те баллы, которые они заработали своим умом. В день публикации результатов учитель получает доступ к именным наградным материалам.

    Как организовать олимпиаду по обществознанию?

    1. Зарегистрировавшись на сайте ЦРТ «Мега-Талант», вы подаете заявку, выбрав олимпиаду по обществознанию.
    2. Подтвердите заявку, оплатив оргвзнос.
    3. В период выдачи заданий вы скачиваете и распечатываете комплекты заданий для вашего класса и проводите олимпиаду.
    4. Ответы участников заносятся в нашу базу данных и обрабатываются системой.
    5. На сайте публикуются именные наградные материалы
    6. Учитель скачивает наградные материалы в своем личном кабинете и вручает ученикам.

    Как оплатить оргвзнос?

    Есть много вариантов. Выберите самый удобный для себя:

    • банковские карты (онлайн)
    • квитанции Почты России
    • электронные платежные системы (онлайн)

    Участие в олимпиаде по обществознанию для нерезидентов РФ

    Язык всех заданий — русский. Если вы владеете русским, добро пожаловать! Мы будем рады сотрудничеству. ЦРТ «Мега-Талант» не создает каких-либо искусственных ограничений. Есть еще вопросы? Добро пожаловать в раздел вопрос-ответ , где вы можете ознакомиться с самыми частыми вопросами учителей и ответами на них.

    Ежегодно во Всероссийской олимпиаде школьников участвуют тысячи детей и подростков. Однако получить хотя бы призовое место не так-то просто. Олимпиада предполагает уровень знаний, намного превосходящий школьный. И для того, чтобы не ударить в грязь лицом, недостаточно выучить учебник. Как готовиться к Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию? Можно ли сделать это, не обращаясь к репетитору? Ответ: да, можно. Хотя труда придется приложить очень много.

    Стимулы участвовать в олимпиаде по обществознанию

    Всероссийская олимпиада школьников – самый престижный интеллектуальный конкурс, призванный выявить талантливых детей и помочь им добиться успеха в жизни. Однако уважение, которое получает финалист – далеко не единственная награда. Школьники, ставшие победителями или просто призерами заключительного этапа, принимаются в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов.

    Кроме того, есть и материальный интерес. В 2018 году победители Всероссийской олимпиады школьников получили премию размером 200 тысяч рублей. Призеры тоже не остались без награды: каждому был выдан грант в 100 тысяч рублей.

    Когда нужно начинать готовиться

    Самый правильный ответ – «как можно раньше». Однако на деле задумываться о подготовке к олимпиаде школьники начинают незадолго до школьного этапа или, того хуже, после его завершения, когда неожиданно выясняют, что стали победителями и выдвигаются в качестве участников от школы на городской или региональный этап. Как правило, в последнем случае времени на подготовку не хватает. Минимальный срок, необходимый, чтобы войти хотя бы в число призеров – 2-3 месяца. И это при условии, что у вас достаточно обширные знания по обществоведческим дисциплинам.

    Лучше всего начинать готовиться к олимпиаде за год или даже раньше. Например, вы планируете поступать в МГУ на бюджетное отделение; значит, уже с 9 или 10 класса необходимо читать дополнительную литературу, тренироваться в решении юридических и экономических задач, развивать логическое мышление.

    Что нужно знать, чтобы победить в олимпиаде по обществознанию

    Олимпиада – не профильный экзамен, для успешной сдачи которого достаточно вызубрить школьный учебник и решить сотню-другую тренировочных заданий. Этот всероссийский конкурс призван в первую очередь выявлять талантливую, заинтересованную, способную нестандартно мыслить молодежь. Поэтому победить в олимпиаде школьников может лишь всесторонне развитый человек. А значит, вам нужно:

    • хорошо разбираться в темах школьного курса обществознания;
    • знать основные термины;
    • быстро систематизировать имеющуюся информацию;
    • иметь хотя бы минимальные знания по российской и мировой истории;
    • уметь решать простейшие задачи по экономике;
    • знать, хотя бы в общих чертах, биографию самых знаменитых философов, социологов, экономистов;
    • иметь представление об основных научных концепциях в таких сферах, как политология, социология, экономика;
    • иметь собственное мнение по наиболее острым социальным вопросам;
    • уметь аргументировано доказывать свою точку зрения;
    • анализировать текстовую информацию, а также статистический и графический материал;
    • иметь навык решения логических задач.

    Наконец, претенденту на призовое олимпиадное место нужно много читать. И речь идет не только об учебной литературе. Многие задания предполагают, что вы знакомы, как минимум, с самыми знаменитыми произведениями мировой литературы.

    Какие задания могут встретиться на олимпиаде по обществознанию?

    Вопросы для этого соревнования строятся так, чтобы проверить уровень обществоведческих знаний с максимального большого количества сторон. Поэтому и задания делятся на несколько разновидностей. На разных этапах, с небольшими изменениями по уровню сложности, встречаются вопросы следующих типов:


    Кроме того, могут появляться и некоторые другие задания. Например, в отдельные годы школьникам предлагалось решить кроссворд. Порой организаторы вставляют в олимпиаду и своеобразный словарный диктант – несколько определений, к каждому из которых нужно вспомнить и записать подходящий термин.

    Как подготовиться?

    Для тренировки нужно не только получать теоретические знания, но и решать реальные олимпиадные задания. Их можно найти на многих сайтах, например, «Олимпиада.ру». На этом ресурсе не только собраны бланки вопросов за полтора десятка лет, но и приведены ответы, которые позволят вам проверить себя.

    Оптимальный алгоритм тренировки выглядит так:

    1. Скачайте задания за прошлый год.
    2. Ответьте самостоятельно на все вопросы, не подглядывая в учебник или интернет. Это необходимо, чтобы правильно оценить свой уровень знаний.
    3. Откройте ссылку с ответами и проверьте, насколько правильно вы выполнили каждое задание.
    4. Выпишите те виды заданий, с которыми возникли особые проблемы. Им нужно будет уделить особое внимание. Например, по юридическим задачам вы набрали 0 баллов. Значит, именно ими нужно заняться в первую очередь.
    5. Выпишите обществоведческие разделы в 6 колонок (философия, социология, политология, экономика, правоведение) и запишите, сколько правильных ответов вы дали по каждому. Начинать готовиться нужно с тех тем, в которых было допущено больше всего ошибок.
    6. Теперь, когда вы определились с фронтом работ, открывайте школьные учебники, скачивайте пособия для вузов, отправляйтесь в интернет – словом, пополняйте свою память необходимой информацией. Самое важное лучше конспектировать: так проще будет впоследствии повторять, да и процесс запоминания идет легче во время записывания.
    7. Встретилось незнакомое имя? Не поленитесь, введите его в поисковую строку и прочитайте биографию этого деятеля. Выпишите примерные годы (или эпоху) его жизни, область знаний, в которой он работал, самые известные научные труды и теории.

    И не забывайте решать олимпиадные задания! Делайте это как можно чаще и, если допустили ошибку, обязательно находите информацию по проблемному вопросу. Например, вам достался такой вопрос:

    Скорее всего, в первый раз вы не сможете правильно решить эту задачу, ведь в школе редко уделяют много времени экономическим задачам. Значит, вам нужно открыть учебник экономики и разобраться, что такое альтернативная стоимость. Или просто ввести соответствующий запрос в Гугле. Прочитайте объяснение темы, посмотрите примеры решения задач. После чего вернитесь и еще раз решите задание, с которым возникла проблема. Ответ совпал? Поздравляю, можете переходить к следующей теме!

    Как успеть все выучить?

    Если времени до олимпиады еще много, можете заниматься темами поочередно. Составьте график, в котором запишите, сколько дней вы можете потратить на каждый раздел. Если же отправляться на конкурс нужно уже через неделю или месяц, повторяйте несколько тем параллельно. Например, сегодня вы изучаете роль государства в экономике. Ваша задача:

    1. Прочитать тему «государство в экономике» в учебнике обществознания.
    2. Повторить тему «Государство» в разделе политологии;
    3. Прочитать 1, 3, 4, 5 и 6 главу Конституции РФ, где раскрываются государственное устройство нашей страны и полномочия властей.
    4. Найти в интернете, кто из философов занимался вопросами роли государства в жизни общества. Записать их имена, период жизни, основные идеи и научные труды. Из политиков это может быть, к примеру, Николо Маккиавелли и Аристотель. Из экономистов – Адам Смит и Джон Кейнс. Обратите внимание, что в обоих случаях ученые представляют противоположные точки зрения: это вам тоже придется для себя отметить.
    5. Решить несколько экономических задач по монетарной политике или налогам. Выполнить 2-3 задания на ряды, как по экономике, так и по политологии. Ответить на несколько вопросов о признаках или функциях государства, выполнить задание на соответствие.

    В идеале стоит дополнительно написать эссе по любой цитате, связанной с пройденной темой. Но в случае поздней подготовки времени на это может не хватить. Поэтому лучше сделать упор на те задания, которые вы сможете выполнить с наибольшей вероятностью. Если до олимпиады две недели и вы совершенно не понимаете, как решать задачи по экономике – забудьте о них. Занимайтесь теми вопросами, которые вам более или менее понятны. Так вы получите в общей сложности больше баллов, чем если потратите все свое время на разбор сложной темы и не успеете повторить понятные вам разделы.

    I тур

    Уважаемый участник муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания I тура Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успеха Вам!

    1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

    1.1. Ускоренная социализация является невозможной.

    1.2. Государство является ядром политической системы, ее главным институтом, но вместе с тем не является единственным носителем политической власти.

    1.3. Форма брака, при которой одна женщина может иметь несколько мужей, называется матриархатом.

    1.4. К внутренним функциям государства относится проведение выборов высших органов государственной власти.

    1.5. Наиболее ликвидной формой накопления являются деньги.

    1.6. Дж. Мейнард Кейнс выступал за саморегулирующуюся экономику, свободную от государственного вмешательства.

    1.7. В Российской Федерации подзаконный акт может быть принят Президентом, Правительством, министром.

    1.9. Основными формами социального взаимодействия являются кооперация, конкуренция и сотрудничество.

    2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

    2.1. Бразилиа, Москва, Нью-Дели, Пекин

    2.2. Н. Макиавелли, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс

    _______________________________________________________________________

    2.3. Поэма «Полтава», закон Бойля-Мариотта, хадж в Мекку.

    _______________________________________________________________________

    3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

    3.1. анабаптисты, мормоны, евангелисты, хлысты, пятидесятники

    3.2. нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовое толкование, судебный прецедент

    _____________________________________________________________________________

    3.3. алкогольные напитки, бытовая техника , автомобильный бензин, табачные изделия

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Заполните пропуски в ряду.

    4.1. Сторонниками теологической теории происхождения государства были Ф. Аквинский и Ж. Маритен, патриархальной теории – Аристотель и М. Михайловский, а Л. Гумплович и К. Каутский – теории «_________________________».

    4.2. Георгом Гегелем сформулированы три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон _____________________________________________________, закон отрицания отрицания

    4.3. По мнению Френсиса Бэкона к идолам разума относятся идолы рода, рынка, пещеры, _______________.

    5. Чем различаются?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5.2. Биржа труда и рынок труда

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5.3. Производительность труда и интенсивность труда

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 . Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

    Перевод латинского и греческого термина

    Общественные явления

    Термины и их значения

    «Вздутие»

    Денежное обращение

    «Останки»

    «Самоуправляющаяся община»

    Местная власть

    Юриспруденция

    «В кругу просвещения»

    Познание

    «Укреплять союзом»

    Форма государства

    «Главный»

    Фактор производства

    7. Соотнесите между собой разделы философии и предметы изучения

    1. Онтология

    А. Человек

    2. Аксиология

    Б. Познание

    3. Гносеология

    4. Антропология

    Г. Мышление

    Д. Ценности

    8. Соотнесите между собой принципы юридической ответственности и их содержание

    1. Принцип справедливости

    А. индивидуа­лизация государственно-принудительных мер

    2. Принцип законности

    Б. ни одно правона­рушение не должно остаться «незамеченным» для государства

    3. Принцип целесообразности

    В. за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание

    4. Принцип неотвратимости

    Г. строгое соответствие с процедурно-процессуальным требованием закона

    9. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

    «В ………………….. обществе главная проблема состоит в организации науки , а важнейшим институтом выступает университет или научно-исследовательская лаборатория, где проводится эта работа. В девятнадцатом и начале двадцатого века влияние государств определялось их производственной мощностью, основным показателем которой был выпуск стали. […..] После второй мировой войны научные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала, а исследования и разработки пришли на смену производству стали в качестве относительного критерия силы государства. По этой причине характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем ……………………. общества.

    Концепция ………………………. общества не есть законченная картина социального устройства, а лишь попытка охарактеризовать и объяснить коренное изменение в социальной структуре (определяемой как совокупность экономики, технологии и системы стратификации ). Однако подобное изменение не предполагает определенности соотношения между «надстройкой» и «базисом»; напротив, инициатива реорганизации общества сегодня исходит в значительной степени от политической системы . [….] Принципиальный водораздел современного общества не проходит между собственниками средств производства и однородным пролетариатом , а обозначен бюрократическими и властными отношениями между теми, кто имеет полномочия принимать решения, и теми, кто лишен таковых, и это касается любых организационных единиц – политических, экономических и социальных. Задачей политической системы становится управление этими отношениями в соответствии с разного рода давлениями, оказываемыми с целью перераспределения национального достояния и обеспечения социальной справедливости ».

    Д. Белл «Грядущее……………………… общество»

    9.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

    1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    9.2. Вставьте слово, пропущенное в тексте. Назовите два процесса, обеспечивающих переход к данному типу общества.

    _____________________________________________________________________________

    10. Перед вами портреты исторических деятелей, внесших существенный вклад в развитие общественной мысли.

    1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

    2. Объясните, какой критерий положен в основу подборки.

    https://pandia.ru/text/78/457/images/image003_26.jpg" width="153" height="200">

    1. _________________ 2. __________________ 3. _________________

    Критерий: _______________________________________________________

    Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2учебного года

    10 – 11 класс

    II тур

    Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

    1. Обоснование выбора темы.

    2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

    3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

    4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

    5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

    6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

    7. Свободная композиция и непринужденность повествования.

    8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

    Темы

    1. В общественных системах с авторитарным режимом сосуществование людей вызывает постоянные трения, а отдельные попытки улучшить систему носят насильственный характер и рождают новое насилие. Демократии и биржи, напротив, добиваются стабильности в результате объединения и соперничества людей в более гуманной и изменчивой системе.

    В. Швебель

    2. Политика – это не искусство возможного. Это выбор между плохим и очень плохим.

    Д. Голбрейт

    3. Стопроцентная гарантия свободы – это равновесие в обществе социальных сил, а не победа одной силы над другой.

    М. Истмен

    4. Культура – это все то, что позволяет нашему уму почувствовать свою силу.

    Р. Эмерсон

    5. Знать, что мы знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем того, чего мы не знаем – это и есть истинное знание.

    Конфуций

    6. Человек не может быть выше или ниже закона; ведь мы не спрашиваем разрешения, когда требуем от него выполнения закона. Верность закону – это наше право, а не обязанность.

    Т. Рузвельт

    7. Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

    Ф. Ларошфуко

    8. Познание начинается с удивления

    Аристотель

    9. Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право

    Юстиниан

    10. Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений.

    Такой предмет, как обществознание включает в свою программу изучения несколько гуманитарных дисциплин. В рамках данного предмета, рассматриваются такие дисциплины, как: социология, история, экономика и право. Каждый учащийся на предмете обществознания знакомится с такими понятиями как психология и философия. Иными словами общий объем знаний, который охватывает предмет обществознание - невероятно огромен.

    Чтобы учащиеся смогли закрепить полученные знания на уроках по обществознанию, следует применять полученные знания на практике. Наш портал предлагает вашему вниманию практические задания по обществознанию. В данном разделе представляем тесты в различном классовом порядке. Здесь на ваше усмотрение представлены тесты за 5-ый по 11-е -классы, а также тесты на различные разделы данного предмета.

    Обществознание в олимпиадных заданиях 2017 года

    Олимпиады по обществознанию 2016-2017 дают возможность каждому ученику обобщить весь изученный материал, усвоенный на уроках, кроме того, такие задания позволяют углубляться в разделе обществознания тем самым позволяют расширять свои познания в данной области. Олимпиадные задания явным образом отличаются от контрольных, а потому следует к олимпиаде подготовиться как можно лучше, вычитывая дополнительную литературу и проверяя себя различными тестами. Хорошая и усердная подготовка, вот что действительно поможет вам сдать олимпиаду на «УРА!». Материалы представленные в данном разделе международного педагогического портала смогут помочь учащимся узнать насколько они хорошо подготовлены к олимпиаде по обществознанию. На нашем сайте собраны задания для 5-11 классов. Учащимся предлагается пройти все задания и проверить правильность их сверяясь с более развернутыми предоставленными ответами. К каждому заданию представлены правильные ответы, которые в свою очередь могут помочь и сразу же себя проверить и изучить правильность ответа, чтобы в следующий раз быть еще более подготовленными.

    Тесты по обществознанию на портале «Солнечный свет»

    На данной странице вы сможете найти примеры заданий по олимпиадам на предмет обществознания. Здесь вашему вниманию представлены тестовые задания с открытыми ответами, которые при проверки вы сможете использовать. Каждый тест имеет 10 заданий, задания в свою очередь имеют по 3-4 а то и больше вариантов ответа, вам нужно нажать на правильный ответ и свериться с тем, что находится под вопросом.

    Такие задания проявляют особый интерес к познаниям, они позволяют анализировать изученное, принимать грамотное решение, и неординарно мыслить. Используя наш портал в качестве тренажера, вы сможете самостоятельно подготовиться к олимпиадам и сможете добиться высоких результатов. Представленные онлайн олимпиады можно использовать на уроках в школе или во время самостоятельной подготовки. Каждый ученик способен оценить свои знания сверяясь с правильными ответами под каждый вопросом.

    Получить диплом по пройденной олимпиаде

    Каждого участника мы награждаем дипломом, все что от вас требуется оплатить оргвзнос, который совершенно не является дорогим, после пройти тест, зайти в личный кабинет и создавать свой диплом. Ничего проще нет, после того, как вы создали диплом, вы можете его скачать. При создании двух дипломов, вы можете получить третий в подарок. Такая коллекция дипломов не только сможет порадовать любого родителя, но и сможет повысить ваш статус перед учителями.