Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Вопрос в рубрику: Что грозит организации, если трудовой договор заключен не был? Какой штраф за неоформленного работника? Юридическая практика Ответственность работодателя не заключившего трудовой договор

    Вопрос в рубрику: Что грозит организации, если трудовой договор заключен не был? Какой штраф за неоформленного работника? Юридическая практика Ответственность работодателя не заключившего трудовой договор

    На 2017 год, ответственность работодателя за неоформление трудового договора находится в сфере административных правонарушений, что обусловлено ст. 5.27 КоАП. Значительно ужесточилось наказание для недобросовестных компаний с принятием ФЗ № 421, который расширил полномочия сотрудников трудовой инспекции, а также ввел увеличенные штрафы и другие наказания - как для должностных лиц предприятия-нарушителя, так и для организации в целом.

    Предусмотренное наказание для физических лиц, в т.ч. ИП

    Согласно Трудовому Кодексу (ст. 16), любой человек, проработавший на предприятии более 3-х дней, должен быть устроен уже официально, подписав, согласно ст. 67 ТК РФ, трудовой договор (до трех дней сотрудник может находиться вообще без любого оформления и упоминания где либо).

    Если же соглашение отсутствует и после этого срока, то наступает ответственность работодателя за неоформление трудового договора.

    По субъекту она будет всегда разделяться на 2 вида:

    • ответственность должностного лица/ряда сотрудников, для которых официальное оформление наемных работников является прямой должностной обязанностью (кадровики и/или непосредственное руководство организации). Они отвечают перед законом как физ. лица;
    • как юридическое лицо, работодатель также несет ответственность за неоформление трудового договора. Отвечает уже вся организация в целом.

    Для физического лица наказание будет применяться в соответствии со ст. 5.27 КоАП, которая позволяет наложить следующие санкции:

    • при фактическом найме сотрудника, произошедшем без ведома непосредственно руководства фирмы (никакой договор в таких случаях конечно не заключается), предусмотрен штраф от 3 до 5 тысяч рублей для граждан в обязанности которых найм сотрудников не входит;
    • от 10 до 20 тысяч рублей для должностных лиц за аналогичное правонарушение;
    • если в составлении трудового договора было отказано, либо он был заключен по ненадлежащей форме, то для граждан размер штрафа уже выше - от 5 до 10 т.р., для должностного лица - от 10 до 20 тысяч.

    Для должностного лица, ранее уже привлекавшегося к административной ответственности за неоформление трудового договора, может быть избрано наказание (в дополнение к штрафу), в виде дисквалификации, то есть увольнение и невозможность занимать аналогичную должность в течении длительного срока.

    Ответственность юридического лица

    Юридическое лицо, к примеру ООО, понесет гораздо более серьезную ответственность, если будет установлено, что неоформление трудового договора было «политикой» компании, а не единичным случаем, произошедшем по вине ответственного сотрудника.

    Наказание может быть следующим:

    • штраф на организацию в сумме от 50 до 100 тысяч рублей;
    • приостановка предпринимательской деятельности на срок до 90 дней.

    Что касаемо того, как подобное правонарушение вообще может быть выявлено, то еще в 2015 году были внесены существенные изменения, которые теперь позволяют выносить решение о его наличии не только судебным органом, но и сотрудником инспекции труда.

    Внимание! Согласно ст. 2.1 КоАП, распространяться ответственность за неоформление трудового договора может одновременно и на сотрудников фирмы и на само юридическое лицо. Таким образом, наказания, предусмотренные ст. 5.27 КоАП, могут быть наложены на неограниченное число участников правонарушения.

    Все вышесказанное относится именно к формальному составлению договора (либо к отсутствию такового). Но отношения работодателя и сотрудника являются гораздо более комплексными. Отсутствие официально оформленных отношений неизбежно ведет к нарушению налогового законодательства, отсутствию пенсионных отчислений, права на получение отпуска и т.д.

    Самым очевидным является сокрытие налогооблагаемой базы, ведь заработную плату сотрудник все равно получает. При выявлении подобного нарушения, согласно ст. 123 Налогового Кодекса РФ, работодатель/сами сотрудники обязаны будут вернуть в казну все ранее не поступившие выплаты, а также 20-ти процентный штраф от этой суммы.

    Недополученные пенсионными фондами страховые выплаты также должны будут быть погашены по аналогичной схеме (штраф в пользу государства 20% от общей суммы, либо 40% когда было выявлено намеренное сокрытие этих доходов, согласно ФЗ № 212).

    Внимание! Прямая уголовная ответственность работодателя за неоформление трудового договора не предусмотрена как таковая, однако она может наступить из-за сопряженных с этим правонарушений. Так, ст. 199 УК РФ (неуплата налогов) предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 300 т.р., либо лишение свободы на срок до 2-х лет. За аналогичные деяния совершенные в особо крупном размере штраф будет увеличен до 500 тысяч рублей, а тюремный срок может возрасти до шести лет.

    В статье 5.27 КоАП упоминается, что не только полное отсутствие самого договора между работодателем и сотрудником, но и ненадлежащее его составление ведет к наступлению ответственности. Такие соглашения попросту недействительны, а значит, также нарушают права наемного работника.

    Правила составления договоров следующие:

    • соглашение не может быть коллективным. Трудовой договор составляется с каждым сотрудником индивидуально, без исключения для какой-либо из отраслей;
    • предприниматель передает одну из копий заключенного соглашения в службу занятости;
    • содержание каждого документа должно совпадать со всеми остальными (всего их три: один для работника, другой остается в организации и последний для службы занятости);
    • верификацией подлинности служат подписи сторон соглашения.

    Договор, как говорилось ранее, заключается не позднее чем через три дня после фактического пребывания сотрудника в штате, поэтому каждый документ имеет дату составления и подписания.

    Это минимальная, но необходимая база, которая должна присутствовать в каждом трудовом договоре. В зависимости от конкретного случая, там также может быть указана гарантированная заработная плата, условия на которых сотрудник был нанят, штрафные санкции и т.д.

    Во время приема на работу на одного из сотрудников был оформлен приказ, сделана запись в трудовую книжку, но трудовой договор заключен не был по вине отдела кадров (из-за частой смены сотрудников). В течение четырех месяцев работы данный сотрудник присутствовал на рабочем месте не постоянно, часто болел и т. д. Было принято решение об увольнении его за прогулы. Но сам сотрудник возражает против этого, говоря, что без существующего трудового договора организация не имеет права его уволить. Имеем ли мы право уволить его в таком случае? Что грозит организации, если трудовой договор заключен не был?

    Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании заключаемого ими трудового договора.

    Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).

    Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ч. 1 ст. 67 ТК РФ).

    Кроме того, трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ч. 3 ст. 16 ТК РФ).

    Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При этом трудовой договор должен быть впоследствии оформлен в письменной форме, однако его неоформление не отменяет факт его заключения (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

    Следовательно, трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным со дня фактического допущения работника к работе. При этом следует учитывать, что прогул и нахождение работника на больничном листе не равнозначные понятия. Уволить работника за то, что он часто болеет, работодатель не имеет права, так как должен осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (п. 14 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Согласно ч. 6 ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности.

    В случае если дисциплинарный проступок действительно имел место, то возражения работника по тому основанию, что без существующего трудового договора организация не имеет права его уволить, являются несостоятельными и незаконными.

    Таким образом, работодатель имеет право уволить работника, совершившего дисциплинарный проступок, с которым не был оформлен трудовой договор, но которого фактически допустили к работе с ведома работодателя, по соответствующему пункту статьи 81 ТК РФ, скрупулезно соблюдая при этом порядок применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного статьей 193 ТК РФ.

    Теперь относительно того, что грозит организации, если трудовой договор заключен не был.

    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ). К ее полномочиям относится привлечение к административной ответственности виновных за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Таким образом, если федеральная инспекция труда проверит вашу организацию, то однозначно привлечет к административной ответственности. Отсутствие надлежащим образом оформленных трудовых договоров с работниками является нарушением трудового законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ.

    Извлечение
    из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

    1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

    Поясним два понятия, которые встречаются в этой статье.

    Под аналогичным административным правонарушением следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда .

    Дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).

    Также Законом внесены поправки в ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, закрепляющие за трудовым инспектором право фиксировать факт незаключения трудового договора: «Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».

    — лицо, использующее личный труд и являющееся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, или не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения ч. 2 ст. 15 Трудового кодекса РФ;
    — суд в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

    Ответственность за незаключение трудового договора

    Договор должен быть оформлен работодателем письменно и в двух экземплярах при этом один экземпляр остается у работодателя, а второй — у работника. То, что работник получил свой экземпляр трудового договора должно быть подтверждено подписью работника на экземпляре договора, который хранится у работодателя.

    Если возникает ситуация, в которой работник самостоятельно отказывается от подписания договора , то работодателю нужно оформить письменную расписку или соответствующий акт, чтобы избежать административной ответственности и доказать органам, которые осуществляют контроль охраны труда, что у него желание следовать требованиям закона и эта ситуация возникла не по его инициативе.

    Ответственность работодателя за незаключение трудового договора

    Однако, права работников нарушаются и не каждый работодатель стремится исправить все нарушения трудового законодательства на своем предприятии, а работники, в свою очередь не спешат отстаивать свои права. Основными причинами нарушений работодателями трудового законодательства являются: · игнорирование действующего трудового законодательства; · правовая неграмотность большого числа работодателей (особенно из числа индивидуальных предпринимателей и руководителей малых предприятий); · правовой нигилизм отдельных работодателей, не желающих исполнять трудовое законодательство; · низкий уровень правовой подготовки работников, которые не умеют и не могут отстаивать свои права; · отсутствие либо крайне пассивная работа первичных профсоюзных организаций в хозяйствующих субъектах (если таковые имеются); · нерентабельность предприятий, их банкротство, недостаток собственных средств на фоне наличия большой задолженности контрагентов перед самими работодателями и задолженности местного бюджета (по нарушениям в области оплаты труда).

    Он не дает трудящемуся гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (оплачиваемый больничный, например, отпуска), однако не освобождает работодателя от необходимости производить необходимые взносы (в том числе пенсионные). Договор гражданско-правового характера не означает, собственно, почти ничего.

    Наказание для индивидуальных предпринимателей за неоформленных работников в 2019 году

    Ответственными за правильное и своевременное оформление сотрудников предприятий, принадлежащих юридическим лицам, являются директор и сотрудники, занимающиеся подбором персонала. Однако при незначительном масштабе нарушений они не ответственны лично за неисполнение предприятием данных норм. В случае обнаружения нарушений предприятие выплачивает штраф. Однако всего лишь штрафом для предприятия дело ограничится, только если были выявлены отдельные и несистематические факты нарушений. В случае фиксирования постоянных правонарушений сотрудники, подбирающие персонал, могут быть уволены, а директор предприятия – осужден на тюремный срок или на общественные работы.

    Тем не менее массовое игнорирование закона не освобождает каждого отдельного нарушителя от ответственности. Об этом стоит помнить любому ИП. Для предупреждения нарушений рассмотрим принципы взаимодействия между работниками и ИП, допустимые согласно закону.

    Работа без трудового договора: ответственность работодателя

    Но если между организацией-заказчиком и гражданином-исполнителем (так именуются в большинстве случаев стороны такого договора ГПХ) сложились такие отношения, когда первый требует от второго соблюдать правила трудового распорядка и установленный в организации режим работы, трудиться по обусловленной должности (профессии) и платит ему за это заработную плату, налицо фактические трудовые отношения, прикрытые договором ГПХ.

    • работодатель - предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, условия труда в соответствии с законодательством, локальными нормативными актами, а также вовремя и полностью выплачивать ему зарплату;
    • работник - исполнять трудовую функцию лично, соблюдая при этом требования правил внутреннего трудового распорядка работодателя.

    Госдума рассмотрит закон о штрафах за незаключение трудового договора

    Российская Федерация изучает в настоящее время возможность подачи иска к Соединенным Штатам через Всемирную торговую организацию (ВТО) из-за введения американской администрацией пошлин на алюминий и сталь. Журналистов отечественных медиа проинформировал об этом накануне руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим.

    С 1 июня 2019 года на территории Российской Федерации стартует пилотный проект под названием «Светофор». Согласно информации, будет происходить добровольная маркировка еды. Авторы предполагают нанесение на упаковочный материал специальных маркеров, которые будут иметь 3 цвета: красный, желтый и зеленый. На маркерах будет содержаться информация о.

    Последствия незаключения трудовых договоров с работниками

    При этом Кодекс Украины об административных правонарушениях (ст. 163) предусматривает санкции для должностных лиц учреждения, организации, субъекта предпринимательской деятельности в виде предупреждения или наложение штрафа в размере от двух до трех необлагаемых минимумов доходов граждан.

    Если во время налоговой проверки выявляются факты несоблюдения работодателем (налоговым агентом) трудового законодательства (например, отсутствие трудовых договоров), которые привели к нарушению правил начисления, удержания и уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц, к такому работодателю применяются штрафные санкции, установленные ст. 123 Налогового кодекса Украины.

    Уведомление о заключении трудового договора

    Закон о правовом положении иностранцев в России от 25.07.2002 № 115-ФЗ обязывает заполнять и подавать девятнадцатое приложение всех без исключения и юридических и физических лиц, независимо от правовой формы, формы собственности и даже привлекаемого сотрудника. Основное условие — если работник иностранец, даже если он может въезжать и работать в России без специальных разрешительных документов, сведения надо направлять в МВД.

    За несвоевременное информирование органов внутренних дел в области миграционного контроля на организацию могут подвергнуть административному наказанию в виде штрафа, размер которого составляет от четырехсот до восьмисот тысяч рублей (см. часть 3 статьи 18.15 КоАП РФ)

    Штраф за незаключение трудового договора 2019

    • Факт незаключения трудового договора сможет установить не только суд, ответственности работодателей за незаключение трудовых договоров с.
    • Безусловно, незаключение трудового договора является достаточно РФ уже предусматривает ответственность работодателя за нарушение.
    • С 1 января 2015 года существенно ужесточена ответственность за не заключение трудового договора. Статья 5.27 Кодекса РФ об.

    Как регулируются трудовые отношения между работодателем и работником, если Имеет ли работник, принятый на работу, но не заключивший трудовой договор, основные права в обязанности, а также дисциплинарная ответственность. 1) Незаключение трудового договора в письменной форме.

    Незаключение работодателем трудового договора незамедлительно проверит Гострудинспекция

    Таким образом, в настоящее время внеплановые проверки Гострудинспекцией будут проводиться незамедлительно в случаях, если сообщено о том, что работодатель: уклоняется от оформления трудового договора; оформил его ненадлежащим образом; заключил гражданско-правовой договор вместо трудового.

    Положениями закона предусмотрена административная ответственность, в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за уклонение от оформления или надлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем и в настоящее время

    05 Авг 2018 732

    Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях РФ, ответственность за незаключение трудового договора со следующего года будет ужесточена. Теперь должностным лицам будет грозить штраф до 20 000 рублей (за каждого «неофициального» работника), а юридическим лицам – штраф до 100 000 рублей с обязанностью компенсировать работнику весь его период работы без оформления. Факт незаключения трудового договора сможет установить не только суд, но и трудовой инспектор.

    Согласно статистике, в настоящее время каждый пятый россиянин трудится без официального оформления трудовых отношений, что лишает его всех гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым правом.

    Анна Филина, старший юрисконсульт ООО «ДЖИ ЭС ЭЛЬ-АУДИТ»

    В появлении данной нормы больше всего удивляет то, как долго законодатель шел к пониманию необходимости повышения ответственности работодателей за незаключение трудовых договоров с работниками.

    Массовость подобного правонарушения требовала появления этой нормы очень давно. Низкий уровень правовой грамотности большинства работающего населения нашей страны позволяло и позволяет работодателям диктовать свои условия работникам, уклоняясь от оформления трудовых отношений.

    Не секрет, что текущий размер ответственности для юридических лиц (максимум 50 000 рублей), если и воспринимается многими компаниями как риск, то как риск несущественный. В этом смысле повышение ответственности в два раза будет способствовать пересмотру такой позиции работодателями, и большинство из них сочтет целесообразным соблюдать трудовое законодательство, и не только в части оформления трудовых договоров. Все это, в свою очередь, придет к сокращению трудовых споров и конфликтных ситуаций и стабилизации трудовых отношений.

    Ольга Михайлова, специалист по бухгалтерскому и налоговому учету ЗАО «Адвокат ФРЕММ»:

    Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях РФ, внесенным Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, ответственность за незаключение трудового договора с 2015 года будет ужесточена.

    Статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ в новой редакции предусматривает штрафные санкции для должностных лиц до 20 000 рублей (за каждого «неофициального» работника), для юридических лиц - до 100 000 рублей с обязанностью компенсировать работнику весь его период работы без оформления.

    Также законом внесены поправки с статью 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, закрепляющие за трудовым инспектором право фиксировать факт незаключения трудового договора: «Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»

    По статистике в настоящее время каждый пятый россиянин работает без официального оформления трудовых отношений, что лишает его всех гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством. Так, если работник не трудоустроен по всем правилам, то он теряет годы стажа, недополучает в свою пенсионную «копилку» денежные средства и не может быть полноценно защищен законодательством об охране труда.

    Государство уже несколько лет активно борется как с нетрудоустроенными работниками, так и с серыми зарплатами. Данные проблемы являются причиной большой бреши в государственном бюджете в размере миллионов зарплатных налогов и взносов, а также нарушают права работников. Изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ направлены в первую очередь на легализацию отношений между работником и работодателем.

    05.12.2013 подобный законопроект уже был вынесен на рассмотрение Госдумы РФ. Он предусматривал штрафы юридическим лицам от 50 000 до 70 000 рублей, должностным лицам - от 3 000 до 7 000 рублей. Данный законопроект был возвращен автору законодательной инициативы в связи с нарушением требований пункта 7 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах осуществляется отдельными федеральными законами и не может быть включено в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации).

    Увеличение штрафов и усиление контроля в данной сфере, а также нововведение, что вынести решение о наказании сможет теперь и трудовой инспектор, покажет недобросовестным работодателям, что экономика «нетрудоустройства» не всегда бывает экономной.

    Марина Минаева, юрист-консультант группы компаний «Ю-Софт»:

    Действительно с 01.01.2015 вступает в силу ряд положений закона № 421-ФЗ, которые вносят изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ.
    В частности изменяется статья 5.27. Частью 3 указанной статьи устанавливается ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, тогда как фактически имеют место трудовые отношения. На данный момент предусмотрена общая ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

    Однако это не все изменения, которые внесены законом № 421-ФЗ в трудовое законодательство. Например, установлен запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (часть 2 статьи 15 Трудового кодекса РФ).

    Но наиболее интересной является нововведенная статья 19.1 Трудового кодекса РФ. Ею определяется порядок признания отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. Раньше переквалификация гражданско-правового договора могла осуществляться лишь судом. Теперь же признать отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, трудовыми могут:

    • лицо, использующее личный труд и являющееся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, или не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части 15 Трудового кодекса РФ;
    • суд в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

    То есть физическое лицо, являвшееся исполнителем по гражданско-правовому договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми в порядке и в сроки, которые установлены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

    При рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми неустранимые сомнения толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

    Указанные статьи вступили в силу с 01.01.2014.

    Артем Денисов, управляющий партнер ЮК «Генезис»:

    Согласно статье 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

    Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

    При невыполнении этого требования могут быть привлечены к административной ответственности (часть 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

    • должностные лица - в виде штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
    • предприниматели - в виде штрафа от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток;
    • юридические лица - в виде штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

    То, что незаключение письменного трудового договора с работником организации является основанием для привлечения к административной ответственности, подтверждается судебной практикой (постановление Смоленского областного суда от 27.01.2014 № 4-«а»-545/2013).

    Тенденция на увеличение суммы санкций является результатом развития и продолжения реформы административного законодательства.

    Н аступление нового года часто влечет вступление в силу новых положений законодательства. Не исключение и наступающий 2015 год, поскольку с 1 января существенным образом меняются нормы об ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим, какие новые составы правонарушений появились, при каких обстоятельствах велика вероятность их применения и как в целом эти изменения способны повлиять на ­деятельность организации и работу кадровиков.

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вносит существенные изменения в статью 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая касается ответственности за ­нарушения норм трудового законодательства.

    Сравнительный анализ: что изменится

    Начнем с того, что меняется название статьи 5.27 КоАП РФ . В нынешней редакции заголовок такой: «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», а новое название статьи – «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Нарушениям в сфере охраны труда с 01.01.2015 будет посвящена отдельная статья КоАП РФ – 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных ­законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

    Следует обратить внимание и на то, что ст. 5.27 в новой редакции охватывает нарушения как норм трудового законодательства (к которому, в соответствии со ст. 5 ТК РФ, относятся ТК РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права), так и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (например, постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 «Об ­утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

    Что касается непосредственно содержания ст. 5.27 в новой редакции , то в ней предусмотрено три дифференцированных состава нарушений норм трудового права. В нынешней редакции ст. 5.27 состав правонарушения сформулирован общими словами, без конкретики: нарушение законодательства о труде и охране ­труда. Соответственно, и наказание сейчас не зависит от ­характера нарушения.

    Фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом

    Теперь отдельно выделено следующее нарушениефактическое допущение сотрудника к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2015).

    Напомним, согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.

    Нарушением, наказываемым по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, будет являться ситуация, когда работодатель (его уполномоченные представители) был не в курсе приема нового сотрудника и отказывается признать отношения между лицом, фактически допущенным к работе, трудовыми, то есть не заключает с этим лицом трудовой договор. Для гражданина установлен штраф от 3000 до 5000 рублей, для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей.

    Отметим, что и непосредственно в ТК РФ установлены последствия неправомерного фактического допуска сотрудника к работе. Такому сотруднику работодатель обязан оплатить фактически отработанное время, а работник, осуществивший фактическое допущение к работе, несет перед работодателем в том числе материальную ответственность (ст. 67.1 ТК РФ).

    Как может выглядеть применение данной нормы на практике? Давайте разберемся, кто имеет право допускать работников (являющихся «работниками» весьма условно, поскольку работодатель отказывается признать трудовые отношения с ними) к работе. На данный вопрос отвечает п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Так, представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с данным лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

    Соответственно, иные лица, не попадающие в перечисленные категории представителей работодателя, не могут допускать кого-либо к работе. Но порой возникают ситуации, когда работник организации, не ­обладающий ­полномочиями по приему на работу, допускает к работе сотрудников.

    Пример 1

    Свернуть Показать

    Начальник производственного цеха, не согласовав с отделом кадров увеличение штата сотрудников своего подразделения, допустил к работе дополнительных специалистов: выделил им рабочие места, предоставил спецодежду и т.п. Такое может происходить даже не столько по «злой воле» начальника производственного цеха или иного аналогичного работника, сколько из-за недостатка коммуникаций и дисциплины. Так, начальник цеха устно обсудил с кадровиками необходимость найма дополнительных людей в цех и посчитал это достаточным. Кадровик же, обсуждая данный вопрос с директором предприятия, не получила от него согласия, поскольку директор не видел нужды в дополнительных сотрудниках.

    Еще более курьезным будет выглядеть случай, когда не начальник цеха, а обычный сотрудник (например, оператор производственной линии), увидев, что кто-то из коллег уволился, пригласит на его место своего друга. После чего кадровик будет удивляться такому «проявлению инициативы» уже не в одиночку, а вместе с начальником цеха, обнаружившего на месте выбывшего работника нового человека, с ­которым трудовой договор заключать не собирались.

    Может возникнуть и другая ситуация.

    Пример 2

    Свернуть Показать

    Директор компании находится в отпуске или в командировке. В это время заместитель директора, у которого полномочия по приему новых работников отсутствуют, но исходя из своего статуса он полагает само собой разумеющимся наличие таких полномочий (да и раньше могла складываться ситуация, когда директор одобрял нанятых заместителем людей), по личным мотивам допускает к работе сотрудника. Директор же впоследствии выражает свой протест и не одобряет кандидатуру нового сотрудника.

    Таким образом, в вышеописанных ситуациях к административной ответственности могут быть привлечены начальник цеха, заместитель директора и оператор производственной линии. Вопрос в том, кто из них будет привлечен как гражданин, а кто – как должностное лицо. В контексте КоАП РФ (примечание к ст. 2.4) должностным лицом является работник организации, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Исходя из чего делаем вывод, что начальник цеха и заместитель директора будут оштрафованы как должностные лица, а оператор производственной линии – как гражданин.

    Возникает вопрос и о том, как может быть обнаружено нарушение . По логике норма защищает права работодателя от действий неуполномоченных лиц принимать новый персонал. Но выявить данное нарушение и привлечь к ответственности должностное лицо либо гражданина может государственная трудовая инспекция (ГИТ). Соответственно, работодателю придется сообщить туда об этом нарушении. Сложно представить такую ситуацию, поскольку вряд ли кадровику, юристу или директору предприятия захочется лишний раз привлекать внимание контролирующих органов. К тому же сама ситуация свидетельствует о недостатке контроля за процессами в организации, и вряд ли стоит это демонстрировать трудовой инспекции, которая может обнаружить и другие нарушения. Для этого в помощь работодателю дана ст. 67.1 ТК РФ, в соответствии с которой провинившегося сотрудника, осуществившего фактический допуск к работе, можно привлечь к дисциплинарной и материальной ответственности.

    Более вероятна ситуация, когда сотрудник, допущенный к работе неуполномоченным лицом и встретивший затем отказ работодателя признать трудовые отношения, обратится с жалобой в ГИТ. Вот тут уже проверки инспекции не избежать. В данном случае задача работодателя – доказать, что у лиц, допустивших несостоявшегося сотрудника к работе, не было на это полномочий.

    Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

    Другой вид административного правонарушения – уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2015). Штрафные санкции предусмотрены в следующих размерах: для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей, для индивидуального предпринимателя – от 5000 до 10 000 руб­лей, для юридического лица – от 50 000 до 100 000 рублей. Как видим, в перечне возможных нарушителей нет граждан, что логично следует из характера нарушения. Размеры штрафных санкций достаточно серьезные, что отражает отношение законодателя к степени общественной опасности данного нарушения: оно существенным образом ущемляет права работников. Причем за это нарушение могут быть одновременно оштрафованы и должностное лицо (руководитель), и юридическое лицо.

    Фактически в статье содержится несколько подсоставов административного правонарушения:

    • уклонение от оформления трудового договора;
    • ненадлежащее заключение трудового договора;
    • заключение гражданско-правового договора вместо трудового, когда по факту отношения являются трудовыми.

    Рассмотрим каждое из этих нарушений. Уклонение от оформления трудового договора возможно, когда работодатель не заключает с работником договор в письменной форме. Например, работник фактически допущен к работе уполномоченным на это лицом (ч. 2 ст. 67 ТК РФ), избран на должность (ст. 17 ТК РФ) или по конкурсу (ст. 18 ТК РФ), либо решением суда работодателя обязали заключить трудовой договор (ст. 16 ТК РФ), но он по каким-то причинам не заключен. И не заключен он по вине работодателя, поскольку это явствует из формулировки ­нормы: «… уклонение работодателя от оформления трудового договора».

    Тут уже не столь важно, активно работодатель уклоняется от подписания трудового договора (предлагает работнику подождать, неосновательно придирается к документам, требует дополнительные документы и т.п.) или пассивно (кадровик в отпуске, а потому некому подготовить трудовой договор; директор в командировке, а никто другой не может подписать трудовой договор и т.п.). Полагаем, при проверке ГИТ (которая может быть как плановой, так и по жалобе работника, с которым никак не заключат трудовой договор) будет важен сам факт: трудовой договор должен быть заключен, а этого не происходит.

    Ненадлежащее заключение трудового договора следует понимать как несоблюдение процедурных норм, связанных с оформлением трудового договора. Скажем, нарушение положений ст. 57 ТК РФ (неуказание в трудовом договоре обязательной информации) или нарушение ст. 58 и 59 ТК РФ (заключение срочного трудового договора без оснований). Тут уже внимание трудовой ­инспекции будет приковано ­непосредственно к тексту трудового договора.

    Заключение гражданско-правового договора вместо трудового , т.е. прикрытие трудовых отношений гражданско-правовыми, запрещено ч. 2 ст. 15 ТК РФ. Законодатель довольно основательно озаботился этим вопросом. С 01.01.2014 в ТК РФ появилась новая статья 19.1, посвященная механизмам признания трудовыми отношений, прикрываемых гражданско-правовым договором. С января 2015 года вводится и административная ответственность за заключение гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Логика законодателя тут очевидна: работник, оформленный по гражданско-правовому договору, лишен множества гарантий, предоставляемых трудовым законодательством: права на отпуск, оплату больничного листа, пенсионные отчисления и т.д.

    Выявление данного нарушения возможно опять же в результате проверки инспекции по труду, а также в ходе судебного разбирательства, по итогам которого суд признает гражданско-правовой договор трудовым и оформит соответствующее определение (ч. 1 ст. 226 Гражданского процессуального кодекса РФ).

    Иные нарушения

    Прочим нарушениям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права , посвящена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в которой сказано об ответственности за нарушения, не предусмотренные ч. 2 и 3 данной статьи (в редакции, действующей с 01.01.2015). Видимо, законодатель посчитал остальные нарушения норм трудового права не столь значительными, чтобы формировать их в отдельные составы административных правонарушений. Соответственно, и наказание предусмотрено не в столь крупных размерах: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штраф от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

    В данную категорию правонарушений будут попадать как нарушения непосредственно ТК РФ и других федеральных и региональных законов (например, отсутствие графика отпусков – ст. 123 ТК РФ; выплата заработной платы один раз в месяц вместо двух, непредоставление расчетного листка – ст. 136 ТК РФ и т.п.), так и нарушения иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (неправильное внесение записей в трудовую книжку – нарушение Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69; заключение договора о материальной ответственности не по форме, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 и т.п.).

    Кстати, за повторное нарушение ч. 1–3 ст. 5.27 КоАП РФ, как и раньше, будет предусмотрена повышенная ответственность: увеличенные размеры штрафов и возможность дисквалификации должностного лица на срок до трех лет. А такая мера ответственности, как приостановление деятельности организации, исключается из ст. 5.27 КоАП РФ с 01.01.2015 и ­«переезжает» в новую ст. 5.27.1 КоАП РФ о нарушении норм охраны ­труда.

    Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что установлена дифференциация нарушений норм трудового права, а также усилена ответственность работодателя и сотрудников, ответственных за работу с персоналом.

    В связи с этим следует провести разъяснительную работу с руководителями подразделений о недопустимости своевольного допуска к работе новых сотрудников (возможно, приняв для этого локальный нормативный акт, регулирующий вопросы приема на работу в конкретную компанию), отрегулировать процессы приема новых сотрудников, чтобы не создавались условия для правонарушения по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

    Если инспекция по труду выявила уклонение от заключения трудового договора или заключение гражданского-правового договора вместо трудового, трудовой договор необходимо как можно скорее заключить.

    В случае ненадлежащего заключения трудового договора следует путем подписания дополнительного соглашения с работником внести изменения и/или дополнения в трудовой договор, которые приведут его в надлежащий вид. Например, при необоснованном заключении срочного трудового договора путем подписания дополнительного соглашения его необходимо сделать действующим неопределенный срок.

    Конечно, самого факта нарушения данные действия не отменят, но могут повлиять на уменьшение штрафа. Разумеется, это следует делать в тех случаях, когда факт нарушения неоспорим, что случается далеко не всегда. Можно предположить, что проверяющий орган, как это склонны делать все проверяющие, займет активную обвинительную позицию по новым составам правонарушений. А поскольку составы правонарушений сложные и по формулировкам, и по доказыванию, это может повлечь многочисленные обжалования работодателями и их ­должностными ­лицами предписаний и постановлений трудовой инспекции.