Войти
Образовательный портал. Образование
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Законы 12 таблиц в древнем риме. Министерства юстиции российской федерации»

    Законы 12 таблиц в древнем риме. Министерства
юстиции российской федерации»

    Контрольная работа

    по предмету: История государства и права зарубежных стран

    Римское право и Законы XII таблиц

    Введение

    1. История создания Законов XII таблиц

    2. Общая характеристика

    3. Структура таблиц

    3.1 Семейное право

    3.2 Наследственное право

    3.3 Уголовное право

    3.4 Судебный процесс

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение

    Термином «римское право» обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации. История развития этого государства и всей системы римского права в целом изучается в составе курса истории государства и права зарубежных стран.

    Римское право представляет собой исключительный по своим особенностям и значению предмет юридического изучения.

    Внимание, которое заслуженно принято уделять римскому праву в рамках юридического образования или общего научного познания права, объясняется не только огромным влиянием римского права в свое историческое время на становление национальных правовых культур всей, так называемой, романо-германской семьи (к которой принадлежит большинство стран Европы, а также Латинской Америки, Африки, Азии), но особыми непреходящими внутренними качествами собственно римского права, обязанными как многовековой работе над ним ученых-юристов и правоведов-практиков, так и особым культурным условиям его первоначального возникновения. По словам видного современного французского правоведа Р.Давида, «Римская империя знала блестящую цивилизацию, и римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире».

    Для правовых систем романо-германского типа, к которому, с оговорками, принадлежит и традиционное российское право, римское право имеет особую философскую, историческую и культурную значимость. Многие черты общей правовой традиции, многие правовые институты и догматические категории современных правовых систем непосредственно восходят к принципам и структуре римского права, вырабатывались на его основе, или с учетом критического восприятия. Отдельные догматические требования, восходящие к римскому праву, продолжают жить и в современном праве – явно или неявно, в прямо заимствованном виде или будучи преломленными через собственную национальную традицию. И эта генетическая связь с римским правом сформировала едва ли не главную качественную особенность всего названного типа правовых систем, представляющего к тому же наиболее развитый – в научном отношении – тип, сравнительно с другими известными мировой юридической практике.

    Сравнительно с другими, историческими или современными, системами права, римское право в наибольшей степени отмечено началом индивидуализма, сосредоточенности на регуляции свободного и самостоятельного в хозяйственном и гражданском отношении положения индивида, признанного обществом и государством за полноправного субъекта. Индивидуальная гарантированность соответствующей правовым началам общежития деятельности, индивидуальная же и правовая ответственность за нарушения этих начал составили основу римского права. Политическая, правовая и культурная ценность индивидуализма в истории человеческого общества оказывается непреходящей, единственно плодотворной в социальной перспективе. Внутренние качества римского права приобретают в этом отношении значение классического ориентира всякий раз, когда возникает общественная и юридическая потребность в правовом воплощении индивидуальной свободы гражданина.

    В древнейший период безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось традиционностью, обычаями и ритуалами, нашедшими свое отражение в Законах XII таблиц.

    Цель и задачи данной курсовой работы – как можно полнее раскрыть, осветить выбранную нами тему.


    1. История создания Законов XII таблиц

    Согласно показаниям римских писателей, история возникновения кодекса, известного под названием Законов XII таблиц такова.

    Древнейшее поселение Рима жило родами, управляемыми старейшинами. Первоначально род представлял собой сплоченный коллектив, связанный общей собственностью на землю, общим происхождением.

    С течением времени на территории Древнего Рима появились люди, не входящие ни в один из родов. Это были чужеземцы, насильственно переселенные из покоренных городов, освобожденные рабы или их потомки. Таких людей в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями.

    Одной их причин недовольства плебеев против патрициев в первые времена республики была неясность действующего обычного права. Применение права находилось в то время исключительно в руках патрицианских магистратов, и эта неясность права открывала возможность для всяких злоупотреблений со стороны последних. Поэтому первою потребностью плебеев было установить действующее право в форме ясных писаных законов. С этой целью еще в 462 до н.э. плебейский трибун Терентилий Арса внес проект о назначении комиссии для составления кодекса. Однако патриции в течение 8 лет противились этой мысли, и лишь благодаря настойчивому поведению плебеев, все время выбиравших тех же трибунов, должны были согласиться. Предварительно решено было послать особое посольство из трех человек в Грецию для ознакомления с греческим правом вообще и с законодательством Солона в особенности. По возвращении этих послов в 451 г. была избрана комиссия из 10 человек для начертания законов, причем на этот год им была отдана вся власть; все магистраты, в том числе и плебейские трибуны, на этот год избраны не были. К концу года децемвиры изготовили значительную часть законодательства, именно 10 первых таблиц, которые и были, по предложению децемвиров, приняты народным собранием. Для окончания работы на следующий год были выбраны новые децемвиры; они изготовили еще 2 таблицы, но по окончании года не захотели сложить с себя полномочий. Это обстоятельство, а также факт грубого нарушения права и справедливости со стороны виднейшего из децемвиров Клавдия, вызвали народное возмущение и падение децемвиров. Прежний строй был целиком восстановлен, а составленные вторыми децемвирами 2 таблицы были приняты народным собранием по предложению первых после революции консулов.

    Вся эта традиционная история возникновения Законов XII таблиц была подвергнута в последнее время полному сомнению. Но попытки опровергнуть даже само существование Законов XII таблиц встретили, однако, весьма серьезный и вполне убедительный отпор со стороны всех наиболее видных представителей современной науки. Так, например, Жирар среди многих других соображений усматривает невозможность позднего появления XII таблиц уже ввиду самого характера содержащихся в них положений: положения эти предполагают общество мелких земледельцев, архаический процесс, небольшую территорию и т.д.

    Возможно, что те или другие детали в изложенной выше истории возникновения законов XII таблиц переданы нам не совсем верно, но отрицать на этом основании самое существование их, как прямого законодательного памятника, и притом приблизительно указанного времени невозможно.

    Подлинные XII таблиц до нас не сохранились; по преданию, они погибли во время галльского нашествия. Но законы XII таблиц пустили прочные корни в народной памяти; они циркулировали в списках и еще во время Цицерона заучивались детьми наизусть. Благодаря этому, хотя и не дошел до нас полный текст этого памятника, тем не менее сохранились отдельные положения из него, переданные нам позднейшими римскими писателями отчасти в буквальных выражениях, отчасти в свободном пересказе. И можно думать, что все существенное содержание кодекса нам известно.

    Что послужило источником законов XII таблиц, материалом при их составлении? Нередко высказывается мнение, что на законы XII таблиц оказало большое влияние греческое право. Это мнение как бы подтверждается преданием о посылке депутации в Грецию и об участии в составлении некоего грека Гермодора Эфесского. Однако, ближайший анализ известных нам положений XII таблиц приводит к заключению, что если вообще заимствования из Греции (через посредство греческих колоний в Южной Италии) были, то они, во всяком случае, отразились лишь на сравнительно немногих и несущественных положениях. Огромное же большинство содержащихся в этих законах норм представляет из себя не что иное, как исконные римские обычаи. Децемвиры, по всей вероятности, только формулируют и кодифицируют их, лишь изредка внося что-либо новое в интересах большей ясности и определенности и в соответствии с выяснившимися потребностями времени.

    Законы XII таблиц имели громадное значение для дальнейшего развития римского права. Явившись, с одной стороны, синтезом всей предшествовавшей эпохи обычного права, они, с другой стороны, послужили основой для дальнейшего движения вперед.

    Законы XII таблиц – древнейший свод римского права, составленный согласно свидетельству Тита Ливия в 451-450гг. до нашей эры коллегией мужей – децемвиров. До нас текст памятника дошел только в цитатах или пересказе позднейших авторов. Последнее обстоятельство надо учитывать при изучении текста, восстановленного исторической наукой. Опущены обычно приводимые в самом тексте имена цитируемых авторов и названия их сочинений, а также некоторые места, допускающие противоречивые толкования. Так исторически сложилось, что этот свод стал фундаментом, на базе которого зародилась современная юридическая наука.


    2. Общая характеристика

    римский право закон децемвир

    Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н.э. Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре – Форуме11.

    Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

    Одним из первых памятников римского права являются законы XII таблиц. Выше уже говорилось о том, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями стала выработка комиссией 10 (децемвиров) в 451–450 гг. до н.э. законов XII таблиц, которые получили свое название от того, что были начертаны на 12 деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.

    Законам XII таблиц присущи многие черты древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного права, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), сакральный характер (связь с религией).

    Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за "перст божий".

    Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV–III вв. до н.э. законы XII таблиц стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

    Регулирование имущественных отношений

    Первые века Римской республики земля – главное достояние граждан – находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей (ager publicus). Пахотной земли было мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

    Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием для переделов земли в интересах справедливого распределения, ограничения количества земли и количества скота, выпасаемого на общественных пастбищах. Примером таких ограничений может быть закон Лициния Секстин 367 г. до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров (125 га) государственных (общественных) земель и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

    Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – манципируемых (res mancipi) и неманципируемых (res nec mancipi). К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения; ко второму – все другие вещи.

    Для отчуждения вещей первой категории (продажи, дарения и пр.) требовалось соблюдение формальностей, носивших название "манципации". Слово это произошло от "манус" – рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Для совершения обряда манципации требовалось присутствие собственника вещи и приобретателя, пяти свидетелей – совершеннолетних римских граждан, весовщика, держателя медных весов (необходимого элемента обряда), кусочка меди как эквивалента оплаты, затем самой вещи, если она была движимой, или ее символа, если она была недвижимой (черепица от дома, кусок дерна с участка земли). Наложив руку, следовало еще сказать: "Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (т.е. потомков обожествленного Ромула Квирина). Манцинация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег (без манципации) было еще недостаточно для возникновения права собственности.

    Обряд манципации возник до появления чеканной монеты (асса), но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем, возникнет связанный с ней спор о собственности.

    Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

    В принципе, собственник осуществлял полное и исключительное господство над вещью. Однако уже законы XII таблиц предполагали некоторые ограничения, так называемые сервитуты, т.е. право пользования чужой вещью в определенном хозяйственном отношении.

    Что касается займа, законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и прочим, знают еще и так называемый нексум, т.е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор выводил должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах XII таблиц уже знакомым нам словом "нексум" – долговое обязательство под гарантию личной свободы.

    Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

    Помимо обязательств из договоров, законы XII таблиц выдя- ляют и обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще: воровства, потравы и пр. Виновный присуждался к выплате штрафа. В случае членовредительства допускался талион. Вор должен был возместить стоимость вещи в кратном размере. Если вор был захвачен с поличным, то он подвергался бичеванию и выдавался потерпевшему. Вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

    Семейное право

    Римская семья, как ее рисуют законы XII таблиц, была строго патриархальной, находящейся под неограниченной властью домовладыки, которым могли быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

    Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделением из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.

    Напротив, усыновленный и тем принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на часть наследства.

    Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

    В Риме существовали три формы заключения брака: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и в результате женщину-невесту отдавали под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Второй способ заключения брака состоял в виде покупки невесты (в форме манципации).

    Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и самих врачующихся. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчин устанавливался путем осмотра. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели рабы, перегрины, латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, но в 445 г. до н.э. запрет был отменен законом Канулея.

    Типичной формой был брак с властью мужа (cum manu). Однако уже законы XII таблиц знают и брак "sine manu", т.е. "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но эго только предположение. В браке "sine manu" женщина получала значительную свободу, включая свободу развода, которой она не имела в "правильном браке". В случае такого развода женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку "sine manu" было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака постепенно отмирали.

    Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали на муже, который распоряжался приданым, принесенным женой и являвшимся его собственностью.

    В браке "cum manu" муж или домовладыка имели неограниченную власть над женой, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Однако отсутствие в древнейший период юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

    Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены – только в браке "sine manu".

    После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца. Наследники могли, впрочем, нс делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

    Уголовное право

    В древнейший период римского государства преступления рассматривались как публичные деликты (delictum publicum), т.е. правонарушения, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений еще не был широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. По законам XII таблиц предавались смертной казни лица, которые подстрекали "врага римского народа к нападению на Римское государство" или же предавали "врагу римского гражданина". Среди других преступлений выделялись умышленные убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время и т.д.

    Хотя в самих законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась "за небольшое число преступных деяний", последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства ("лишением огня и воды"). Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные проклятья.

    При определении наказания в древнейшем римском праве еще слабо учитывались такие категории, как вина, степень участия в преступлении и т.д. Лишь в редких случаях различались умышленные и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные наказания. В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время, за кражу с поличным). По общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди.

    Судебный процесс

    Первой формой судебного процесса в Древнем Риме был легисакционный процесс. Эта древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев закреплялась законами XII таблиц.

    Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась in iure, вторая – in iudicio. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризовалась свободной процедурой.

    В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, которым для данных случаев со временем сделался претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

    Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, которое было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.


    Известный римский политический деятель и юрист Марк Тулий Цицерон утверждал, что древние Законы XII таблиц создали боги, а не люди. Эти законы, по его оценке, подобны "лебединой песне", которую исполняли дети в римских школах. Зная закон с раннего детства, римские граждане, опасаясь вызвать гнев богов, старались, как утверждал Цицерон, их не нарушать. Отбрасывая идею о божественном происхождении законов XII таблиц, тем не менее, необходимо отметить, что "слуги бога" - жрецы, будучи первыми юристами и монополистами в знании норм обычного права, сыграли определенную роль в разработке и принятии данного памятника древнеримского права.
    В середине V в. до н.э. большинство римского народа (плебеи), страдая от произвола жреческих судов, требовали от находящейся у власти аристократии (патриции) введения светского суда и записи норм обычного права. В 462 г. до н.э. Рим направил 10 юристов в Грецию, которые, познакомившись с афинским правом, разработали 10 таблиц законов. Народное собрание и сенат Рима их одобрили, добавив две таблицы. Эти законы были написаны на 12 деревянных досках, которые выставлялись на городской площади. В Риме утвердилось мнение, что каждый гражданин должен знать их наизусть, чтобы выполнять свои обязанности и не отговариваться незнанием закона.
    Подлинный текст Законов XII таблиц не сохранился. Его отдельные нормы удалось обнаружить в сочинениях древних авторов. Как и предшествующие памятники рабовладельческого права, они несли на себе отпечаток казуистичности, формализма и, в основном, были посвящены регулированию имущественных отношений в римской общине ("цивитас"). Римское цивильное право было более известно в то время как право квиритов ("квирит" - мифическое существо, покровитель древних римлян). Законы XII таблиц являлись в своей основе записью норм обычного права и регулировали не публичные (государственные), а частные (между гражданами) отношения. Им были уже известны важные юридические понятия: правоспособность (способность быть субъектом, носителем права), юридические лица (предприятия, наделенные правоспособностью), физические лица (люди). Правоспособность слагалась из трех состояний: 1) свободы; 2) гражданства; 3) независимости в семье.
    Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие - изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились на движимые и недвижимые, простые и сложные, делимые и неделимые, а также на манципированные и неманципированные. В группу манципированных вещей входили земельные участки, здания, рабы, скот. Отчуждение таких объектов могло происходить лишь с соблюдением специального обряда "манципации" (от латинского слова "манус" - рука). Сделка заключалась в присутствии пяти свидетелей, весодержателя и сопровождалась ударом куском меди о весы, произнесением установленной словесной формулы, наложением руки на приобретаемую вещь и т.д. Обряд манципации должен был затруднить доступ к квиритской собственности неримским гражданам.
    Римское право различало понятие собственности, владения и держания. В первом случае собственник вещи являлся ее полным юридическим обладателем, во втором - имелось в виду фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием считать ее собственностью. Законы XII таблиц установили право на чужие вещи (сервитуты), которые делились на сельские (право проезда и прогона скота по чужой территории) и городские (запрещение загораживать свет, возводить высокое строение и др.).
    Признавалось два основных способа приобретения собственности: производный (когда правопредшественник передавал свое право на вещь приобретателю в силу сделки, по наследству, по давности владения) и первоначальный (без правопредшественника; был основан на самоличных действиях приобретателя). Виды первоначального приобретения: 1) захват бесхозной вещи; 2) приращение, т.е. превращение прежде самостоятельной вещи в существенную часть другой вещи; 3) соединение вещей; 4) спецификация (переработка) вещей.
    В Законах XII таблиц были предусмотрены отдельные частные случаи уничтожения или повреждения чужих вещей, что влекло за собой ответственность возместить причиненный ущерб. Обязательства возникли из деликтов (правонарушений) и из договоров. Характерной чертой этих обязательств является не только имущественная, но и личная ответственность обязанного. Неисполнение договора не требовало иска, а непосредственно влекло за собой юридические последствия. Кредитор накладывал свою руку на должника, уводил к себе в дом и держал в течение 60 дней, пока должник не уплатит долга. Если должник не мог сделать этого, его продавали в рабство или убивали. Налицо пример санкционированного самоуправства: взыскание налагалось без решения суда, самим кредитором.
    Брак был видом особой сделки (путем покупки невесты с соблюдением обряда манципации). Брачный возраст для девочек - 12 лет, для юношей - 14.
    Сохранялась и другая, более древняя, форма брака, который совершался путем религиозного обряда, требовавшего присутствия жрецов, 10 свидетелей и сопровождавшийся церемонией вкушения брачующимися особых лепешек. Ко времени Законов XII таблиц получила развитие новая форма брака, особенностью которой было правовое равенство между мужем и женой. Он назывался браком "сине ману" и его следовало возобновлять ежегодно. Каждый из супругов был вправе в любое время прервать брачные отношения. Их имущество находилось в раздельной собственности. Супруги могли вступать между собой в сделки. При этом все издержки по содержанию семьи лежали на муже, но жена должна была приносить своему мужу приданое, выгоды от пользования которым последний обращает на содержание семьи. В случае развода приданое возвращалось ей. Жена, прожившая в доме мужа год, попадала автоматически под его власть. Брак "сине ману" превращался в свою противоположность - в брак с властью мужа ("кум ману"). Чтобы избежать его, жена имела право не менее трех ночей в году проводить вне дома своего мужа (например, у родителей). Тем самым прежние брачные отношения разрывались и снова возобновлялись, если того желали супруги, на основе "сине ману".
    При браке "кум ману" семейные отношения характеризуются неограниченной властью домовладыки. Все лица, проживающие в его доме, назывались агнатами. Все другие родственники домовладыки, находящиеся вне дома, считались когнатами.
    Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической - не ранее смерти отца. Единственная возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. По отношению к своей семье он становился когнатом, не имеющим права на наследство, как и его дети и внуки.
    Если не было завещания, все сыновья, состоящие под властью отца, получали после его смерти равную долю имущества.
    Имущественные споры разрешались в ходе гражданского легисакционного процесса. Он состоял из двух стадий. Первая стадия начиналась с подачи искового заявления претору (судье). Основная концепция римского права гласила: нет иска - нет правонарушения. Ответчик вызывался самим истцом, которому дозволялось применять силу. Процесс осуществлялся в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, а затем ответчик налагали на нее палочку-виндикту (укороченное копье - символ древнего способа завладения вещью) и вносили залог. Виндикция сопровождалась произнесением сторонами особой формулы, содержание которой зависело от характера дела. Формулы эти составлялись жрецами и хранились в тайне. На второй стадии гражданское дело рассматривалось судьей по существу. Любая ошибка в проведении процесса вела к проигрышу дела.
    Законы XII таблиц составили первоначальную основу римского права. Римляне высоко ценили свои законы. Тит Ливий называл их "источником всего права".
    Дальнейшее развитие римского права в значительной мере осуществлялось путем толкования Законов XII таблиц, издания на их основе преторских актов. Правовую силу имели консультации юристов, их научные и учебные труды. Но основным источником римского права в период поздней республики и монархии являлся закон. Появляется "право народов", регулирующее отношения между римлянами и иностранцами. Римское цивильное право подразделялось на публичное и частное. В сфере последнего происходят глубокие изменения. Развитие товарно-денежных отношений привело к появлению преторской или бонитарной собственности, которая создается в результате разрешения судом имущественного спора.
    Возникают новые виды сервитутного права: эмфитевсис и суперфиций. Под первым понималась наследственная аренда участка земли за плату, под вторым - пользование строением, сооруженным на чужом участке, собственнику которого полагалось вознаграждение.
    Римские юристы подробно разработали учение о договорах и сделках, об их способах обеспечения. Договоры (контракты) делились на 4 группы: реальные, для обеспечения действительности которых необходима была фактическая передача вещи; вербальные, при их составлении требовалось произнесение определенных словесных формул; литеральные, они оформлялись документально; консенсуальные, для обеспечения действительности которых достаточно было соглашения участников сделки. К реальным контрактам относились заем, ссуда, поклажа, залог. К вербальным - словесное обещание выполнить обязательства. К консенсуальным контрактам относились: купля-продажа, наем, поручение, договор товарищества.
    Повсеместно утверждается брак "сине ману", т.е. брак-сделка, преследующая имущественные выгоды, брак по расчету. Граждане предпочитали не иметь семьи и детей. Стремясь восстановить римскую семью, император Август издал несколько законов, сочетавших уголовное наказание за разврат и супружескую неверность со средствами экономического стимулирования добропорядочных семейных отношений. Так, лицам, достигшим брачного возраста, но не состоявшим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Граждане, состоявшие в браке, но не имевшие детей, могли принимать его в половинном размере. Был введен налог на холостяков и обещаны награды тем, кто женится и выходит замуж. Но эта попытка Августа спасти римскую семью с помощью законодательства не имела успеха и в дальнейшем от данной попытки отказались.
    В наследственном праве самым важным явилось признание права наследования и за теми кровными родственниками, которые прежде его не имели. Законными наследниками были признаны кровные родственники вплоть до шестой степени родства. Ближайшая степень родства исключала последующую.
    В 304 г. до н.э. некий Гней Флавий выкрал и опубликовал судебные формулы. Жрецы потеряли право отправления правосудия и возможность наживаться на продаже формул. На смену легисакционному процессу по гражданским делам приходит формулярный. Выслушав стороны, претор сам составлял юридическую формулу иска и направлял дело для рассмотрения по существу нижестоящему судье. Нет формулы - нет иска. Судья исследовал фактическую сторону дела в пределах данной ему формулы. В таком процессе истец и ответчик не могли обойтись без помощи юристов.
    В период империи действовал экстраординарный процесс. Деление процесса на две стадии было отменено. Судья рассматривал дело по существу сразу после того, как выступят стороны и их адвокаты. Он же оценивал доказательства. Вызов ответчика и исполнение решений являлось уже полностью делом государства. Вводилось взимание судебных пошлин и издержек. На решение нижестоящего судьи стала допускаться аппеляция.
    Нормы уголовного права Рима не превзошли по уровню разработки законы Хаммурапи и Ману. Многие составы преступлений не были зафиксированы римским законодательством. Наличие законов не исключало произвола. Так, императоры Рима не были связаны законом и могли по своему усмотрению определять, что преступно и что таковым не является. В этом случае и наказание было произвольным. Вместе с тем необходимо отметить, что в римском уголовном праве очень рано различаются преступления публичного и частного характера. К первой группе относились преступления против римского государства и церкви: измена, мятеж, заговор, сопротивление власти, богохульство, колдовство и др., а ко второй - воровство, посягательство на личность, уничтожение и повреждение имущества. Система показаний носила террористический характер. Кроме смертной казни применяются каторжные работы, ссылка, изгнание из пределов государства, заключение в тюрьму, имущественные штрафы и телесные наказания. Широко практикуется конфискация.
    До II века до н.э. в уголовном процессе не было установлено никаких правил судопроизводства. Магистраты производили расследование уголовных дел и выносили приговоры по ним, руководствуясь собственными усмотрениями. В период монархии в судах вводится инквизиционное разбирательство (соединение следственных и судебных функций, секретный характер производства, отсутствие состязательности, применение пыток при допросе и т.п.).
    С падением Западной Римской империи навсегда ушло в прошлое и стало достоянием истории римское государство. Что касается римского права, то историческая его судьба необычна. Еще почти 1000 лет назад оно развивалось в условиях раннефеодального Восточно-римского государства (Византия) и было воспринято с изменениями и дополнениями многими средневековыми, а позднее и буржуазными государствами.

    Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц. Вплоть до середины III в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское (гражданское) право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом (квиритскими обычаями и ритуалами), нашедшим свое отражение и в Законах XII таблиц. Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества, отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом римском праве регулировались уже имущественные отношения и в первую очередь - право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децимвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

    Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

    Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

    Вещное право . В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые и неманципируемые вещи . К первой группе относились земли, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй - все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. К первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу – все прочие вещи. Для отчуждения вещей первой категории – продажи, мены, дарения и пр. – требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации . Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Передача манципицируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателяс весами и медью. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности. Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т.е. бесформальнойпередачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр. Уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу длительного владения ею. Законы XII таблиц запрещали лишь приобретение права собственности по давности в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей - в два года.


    Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Отдельно сервитуты предусматривались и Законами XII таблиц. Обязательственное право . Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемыйнексум , т. е. самозаклад должника – долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Только в конце IV в. до н.э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство было отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества. Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр.). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. В Законах XII таблиц говорилось даже о том, что должник, не вернувший деньги сразу нескольким кредиторам, мог быть разрублен ими на части.

    Семейное право. По Законам XII таблиц римская семья была строго патриархальной, т.е.находящейся под неограниченной властью домовладыки,каким мог быть дед или отец.Муж или домовладыка имели над женой неограниченную власть, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти Такое родство называлось агнатическим,а все «подвластные» домовладыке были друг другуагнатами.В Древнем Риме существовали три формызаключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшиесовершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме). Но Законы XII таблиц знают и бесформальную форму брака – ”без власти мужа”. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода. С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно такой брак получил наибольшее распространение, тогда как две древнейшие формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Развод разрешался мужу при всех формах брака, для жены – только в браке «без власти мужа».Также по Законам XII таблиц известен и институт опеки, устанавливаемый надженщинами, несовершеннолетними, безумными. Впоследствии, освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, институт семейного права несколько смягчился. Но в течении ряда веков существовали серьезные ограничения права и дееспособности для женщин.Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов.

    Наследственное право . В римском праве существовало два способа наследования – наследование по закону и наследование по завещанию. После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца. Поскольку завещание рассматривалось как исключение из нормального порядка наследования, оно, как правило, утверждалось на народных собраниях. Законы XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми. В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое могло истребовать эту вещь у наследника.

    Уголовное право. СогласноЗаконам XIIтаблицуголовно-правовые постановления отличались крайней суровостью. Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считались нарушением общественного интереса, а рассматривались как посягательство на права частного лица, как частный деликт, совершение которого как бы ставило обидчика (правонарушителя) в положение должника потерпевшего. Многие из таких частных деликтов, известных Законам XII таблиц, стали рассматриваться как преступления в последующем. Но по квиритскому праву к категории частных правонарушений относились личная обида, тяжелые членовредительские повреждения, а также воровство. Обязательство, ложившееся на виновного (строго говоря, по Закону XII таблиц на вину не обращалось внимания, достаточно было самого факта совершения деликта), выражалось чаще всего в обязанности уплатить штраф в пользу потерпевшего. Но в случае членовредительства допускался еще талион . Всякий мог убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (т.е. обращался в рабство).

    Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т.е. преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. Так, предавались смертной казни лица, которые подстрекали "врага римского народа к нападению на Римское государство" или же предавали "врагу римского гражданина". Среди прочих преступлений также выделялись, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц и т.д.

    Система наказаний:

    1. смертная казнь .(лжесвидетельствование, взяточничесво, пождог и др.) В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется

    2. изгнанием с утратой гражданства ("лишением огня и воды").– появляется позже

    3. членовредительские наказания : битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой

    4.религиозные проклятья .За преступления, которые рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона).

    5. штрафы. Хранение краденной вещи.

    Цель наказания, как правило, возмездие.

    При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении и т.д.). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних. Преступления раба рассматривались судом особо. У раба не было никаких прав на защиту.

    Судебный процесс. Древнейшаяформа судебного рассмотрения спорных случаев, так называемый легисакционный процесс , следующим образом рисуется Законами XII таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор – вторая после консула магистратура Рима. Здесь после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса заканчивалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Решение судьи было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

    В III веке до н.э. - III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом

    Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н. э. (451-450 гг.). Свое название они получили от того, что были, начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для I всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре - Форуме.

    Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

    Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за «перст Божий». Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

    Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (реc манципи) относились земля (поначалу - около Рима, а затем - вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (реc нек манципи) - все прочие вещи.

    Для отчуждения вещей первой категории - продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Это слово произошло от греч. «манус» - рука и отражает образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что. эта вещь принадлежит мне по праву квиритов» (потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента.

    Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

    Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

    Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.

    Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр. , знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника - долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н. э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

    Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр.). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».