Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Особенность экологического законодательства заключается в регулировании. Закон об экологии. законотворческом процессе субъекта Федерации

    Особенность экологического законодательства заключается в регулировании. Закон об экологии. законотворческом процессе субъекта Федерации

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Особенности российского экологического законодательства

    Экологическое право - представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

    по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;

    по рациональному использованию природных ресурсов;

    по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

    по обеспечению экологической безопасности.

    Особенности российского экологического законодательства.

    Новейшее российское законодательство в этом плане опережает законодательство других государств и международные документы, в которых понятие "экологическая безопасность" используется чрезвычайно редко (предметом регулирования последних, как правило, являются охрана окружающей среды, использование природных ресурсов, защита экологических прав человека и пр.). Такое состояние российского экологического законодательства иногда квалифицируется как неоправданное забегая вперед по сравнению с законодательством других стран, своего рода увлечение правовой риторикой, манипулирование понятийно-терминологическим аппаратом. Более того, ряд исследователей расценивает как некорректное само понятие "экологическая безопасность", прибегая примерно к следующей аргументации: отношения по обеспечению соблюдения экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, как деятельности по обеспечению их экологической безопасности, регулируются в рамках отношений по природопользованию и охране окружающей среды, и, соответственно, отсутствуют серьезные мотивы для выделения отношений по обеспечению экологической безопасности в отдельную группу общественных отношений, регулируемых экологическим правом, наряду с отношениями по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Такой подход имел бы свой резон, а, следовательно, и право на существование, если бы речь шла об "обычном" ухудшении качества окружающей среды в нарушение установленных стандартов. Но нельзя отрицать логику и в таком подходе, который ориентирует охранительные нормы в данной сфере на некий предел, порог допустимого загрязнения. И тогда предметом охраны (хотя и условно) становится "экологическая безопасность". Условность здесь приемлема в такой же мере, в какой мы говорим, допустим, о международной безопасности или о государственной безопасности, хотя объект охраны, в строгом смысле слова, и здесь можно было бы свести к состоянию защищенности жизненно важных интересов личности, общества и т.п. Негативное отношение ряда авторов к такому выделению вызывает особую озабоченность в связи с тем, что его высказывают, порой, признанные авторитеты в области экологического права. Например, М.М. Бринчук делает вывод об отсутствии оснований для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы и о некорректности выделения обеспечения экологической безопасности как предмета совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации, наряду с природопользованием и охраной окружающей среды в ст. 72 Конституции РФ 2 . При этом делается ссылка на чрезвычайно широкий спектр мнений, высказанных в отечественной юридической литературе, относительно содержания экологической безопасности: от обеспечения экологических прав и интересов человека, исключения экологического вреда природной среде и человечеству, защиты экологических интересов личности, общества и государства до обеспечения рационального использования, воспроизводства и повышения качества окружающей среды.

    В результате: одни авторы рассматривают экологическую безопасность как составную часть охраны окружающей среды; другие ставят между ними знак равенства;

    третьи включают в содержание экологической безопасности не только охрану окружающей среды, но и рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды; наконец, высказывается мнение о том, что обеспечение экологической безопасности - деятельность, осуществляемая наряду с охраной окружающей природной среды.

    Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:

    1. П о юридической силе - на законы и подзаконные акты.

    Ш Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

    Ш Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

    2. По предмету регулирования - на общие и специальные.

    Ш Общие - регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ).

    Ш Специальные - это акты, целиком, посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов (например, Закон "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.).

    3. По характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные.

    Ш Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях" и др.).

    Ш Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д. (Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др.).

    4. По своему характеру - на кодифицирующие и не являющиеся таковыми. К кодифицирующим актам можно отнести Закон "Об окружающей природной среде", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О недрах" и др.

    Их отличительной особенностью является систематизация эколого-правовых норм на базе основополагающих правовых принципов путем их уточнения, ликвидации внутренних противоречий и совершенствования, развития в процессе нормотворчества.

    Систему источников экологического права образуют:

    ь Конституция Российской Федерации;

    ь Федеративные договоры;

    ь Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;

    ь Законы (конституционные и федеральные);

    ь Указы и распоряжения Президента РФ;

    ь Постановления и распоряжения Правительства РФ;

    ь Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

    ь Нормативные правовые акты министерств и ведомств;

    ь Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

    ь Локальные нормативные правовые акты;

    ь Правовой обычай.

    При анализе Конституции РФ как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности, и непосредственно экологические. В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в части обеспечения, соблюдения и защиты, экологических прав каждого. "Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты. Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов - природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и

    совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

    Федеративные договоры

    Источниками экологического права России являются следующие федеративные договоры:

    ь Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации;

    ь Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации;

    ь Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

    Договоры были подписаны 31 марта 1992 г. Они определяют предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. Важным является положение договоров о том, что законопроекты РФ по предметам совместного ведения, направляются субъектам РФ. При принятии федерального закона в Государственной думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации.

    Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права.

    Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (а значит, и в сфере природопользования и охраны окружающей среды) являются составной частью ее правовой системы. Одновременно закрепляется примат норм международного права над национальными. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

    Законы (конституционные и федеральные)

    Закон является средством закрепления государственной экологической политики и принимается органом представительной ветви государственной власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей природной среды", который пришел на смену утратившему силу Закону "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту. Закон определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили такие новеллы российского экологического законодательства, как определение эколого-правового статуса граждан через регулирование их экологических прав и обязанностей, создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Для устранения имевших место противоречий между Законом 1991 г. и иными специальными законодательными актами, новый Закон 2002 г. прибегает в ряде своих разделов к отсылочным нормам (например в разделе об экологической экспертизе).

    В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:

    ь Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;

    Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

    ь Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;

    ь Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13 июля 2001 г. и др.

    Указы и распоряжения Президента РФ

    Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст.90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

    К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:

    ь Указ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития";

    ь Указ от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию";

    ь Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" и др.

    Постановления и распоряжения Правительства РФ

    В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115).

    Конституции, законы, иные нормативные правовые акты

    субъектов РФ.

    Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ - это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения. В рамках достаточно широко распространенной практики заключения соглашений о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ) между Российской Федерацией и ее субъектами имеются многочисленные примеры договоров в сфере природопользования и охраны окружающей среды (между Правительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и др.).

    Нормативные право вые акты министерств и ведомств

    В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей природной среды наделены неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей области. Примером нормативного правового акта специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды может служить Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г.

    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласно

    ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 4 к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

    Лока льные нормативные правовые акты

    Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяются на акты общего и специального характера. Локальные акты общего характера - уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и охраны окружающей среды. Специальные локальные акты - планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия. Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение в регулировании использования природных ресурсов в контексте традиционного природопользования. Так, Конституция РФ (ст.72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом "О животном мире" (ст.ст. 9, 48, 49). Таким образом, обычай как источник права применяется на практике.

    Используемая литература

    1. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. - М.: Знание, 1998

    2. Бекяшев К.А. Принципы и источники международного экологического права. - В кн.: Международное публичное право. Издание второе, переработанное и дополненное./Под ред. Бекяшева К.А. -М.: Проспект, 1999

    3. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000г. Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы) - М.:Экон, 2000

    Подобные документы

      Экологическое право как система правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны окружающей среды и природных ресурсов. Предмет этой дисциплины, основные методы правового регулирования экологической проблематики.

      контрольная работа , добавлен 30.12.2012

      Понятие, система и принципы экологического права - совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей.

      контрольная работа , добавлен 18.06.2010

      Характеристика, этапы развития и особенности источников экологического права. Важнейшие аспекты Конституции Республики Беларусь и Закона РБ "Об охране окружающей среды" и других технических нормативных правовых актов, регулирующих экологические отношения.

      курсовая работа , добавлен 20.05.2015

      Предмет экологического права - совокупность правовых норм, регулирующих общественное отношение в сфере взаимодействия общества и природы. Система и основные виды экологического контроля в Российской Федерации. Леса и механизм их правовой охраны.

      контрольная работа , добавлен 05.08.2014

      Формирование и становление экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права. Основной закон, регламентирующий экологические отношения. Источники экологического права и их регулирование. Законы об охране окружающей среды.

      курсовая работа , добавлен 06.04.2009

      Основные периоды становления и развития экологического законодательства. Понятие и особенности источников экологического права. Технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. Экологические требования к хозяйственной деятельности.

      презентация , добавлен 20.04.2016

      Понятие и предмет экологического права как системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Разновидности экологического контроля в Российской Федерации. Категории лесов и механизм их правовой охраны.

      контрольная работа , добавлен 10.04.2014

      Виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства. Взимание платежей за природопользование. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Анализ законодательства об охране окружающей среды.

      контрольная работа , добавлен 26.09.2012

      Источники экологического права Республики Казахстан. Нововведения и характеристика законов "Об охране окружающей природной среды", "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира". Совершенствование земельного и водного законодательства.

      реферат , добавлен 29.10.2011

      Право граждан на благоприятную окружающую среду. Особенности источников экологического права. Основные этапы развития экологического законодательства. Формы права собственности на природные ресурсы. Направления правовой охраны окружающей человека среды.

    2. Особенностями экологического законодательства являются следующие.

    Во-первых, данная отрасль законодательства представлена двухуровневой системой, т.е. ее можно рассматривать как по горизонтали, так и по вертикали. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Данное положение характеризует не только особенность нашего государства как федеративного, но и подчеркивает определенную самостоятельность субъектов РФ в решении указанных вопросов.

    Во-вторых, система экологического законодательства РФ состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. Природноресурсовое законодательство посвящается охране и рациональному использованию природных ресурсов. Природоохранительное законодательство, представляя собой совокупность нормативноправовых актов, устанавливающих порядок охраны природы, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды в целях обеспечения научно-обоснованного сочетания экологических интересов и достижения оптимального качества окружающей природной среды.



    В-третьих, рассматривая нормативные правовые акты, как источники экологического права их можно распределить по отраслям законодательства. Верхний и самый основной уровень представлен нормативно-правовыми актами экологического законодательства во главе с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". Далее следуют нормативно-правовые акты природноресурсового законодательства, такие как Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д. Замыкают круг правовые акты иных отраслей законодательства или экологизированных. При этом отнесение этих актов к источникам экологического права объясняется наличием в них отдельных эколого-правовых норм.

    3. Нормативно-правовые акты, входящие в структуру экологического законодательства, по юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты. Основой формирования всего законодательства, а в частности и экологического, является Конституция РФ. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ имеет прямой действие и применяется на всей территории РФ.

    Разновидностью источников экологического права, входящих в структуру экологического законодательства, являются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правовое регулирование отношений в области взаимодействия общества и природы в субъектах РФ представляет собой относительно самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными для данных регионов особенностями.

    4. Рассматривая соотношение российского федерального экологического законодательства и законодательства субъектов Федерации, необходимо отметить, что в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Феде-



    рации кроме природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

    5. В развитии экологического законодательства в субъектах РФ можно выделить ряд тенденций:

    1) на сегодняшний день явно прослеживается высокая степень дублирования федеральных нормативно-правовых актов. Многие законодатели субъектов РФ, беря за основу российский нормативный акт, вносят в него изменения;

    2) большая часть субъектов РФ, особенно республики, в изданных нормативных актах стараются всячески показать и подчеркнуть свою независимость. Природные ресурсы: леса, земля, недра объявляются их достоянием;

    3) в масштабах РФ ее субъекты тем не менее все таки обладают скудной нормативной базой. В регионах нет четко выраженной концепции принятия нормативных актов, в уже принятых актах отслеживаются противоречия действующему федеральному экологическому законодательству;

    4) просматривается слабая профессиональная подготовка законодателей в субъектах РФ. В подготовке проектов законодательных актов участвует кто угодно, но только не эксперты из научной среды и юристы;

    5) слабым местом остается механизм реализации законов. Многие программы остаются на бумаге, т.к. отсутствуют источники финансирования и материальная база под них.

    6. Процесс развития экологического законодательства определяется различными факторами, среди которых можно выделить: поли-



    тический, экономический, социологический, экологический. Особое место занимают организационно-правовые факторы.

    Действующее экологическое законодательство сейчас едва ли не полностью устарело. Оно излишне абстрактно, декларативно. В стране отсутствуют практические механизмы правореализации. Система экологического законодательства не является целостной и сбалансированной. Отсутствует ряд важнейших актов. Отмечается низкая эффективность экологического законодательства в целом.

    7. Важнейшим направлением совершенствования системы экологического законодательства является создание серии специальных законов. Так необходимо принять федеральные законы: об отходах, об использовании агрохимикатов, об опасных веществах, об экологической информации (статистике), об экологическом страховании.

    Заслуживает внимания концепция внедрения модельных законов, особенно в области природноресурсового права (земельного, лесного, водного и т.д.). Но для этого необходимо провести изучение законотворчества субъектов РФ, а также всех особенностей (экономических, географических, демографических и т.д.) того или иного региона.

    8. Решение вопроса, связанного с определением соответствия принимаемых нормативно-правовых актов Конституции РФ возможно с помощью проведения экспертизы законопроектов.



    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Российское федеральное законодательство


    // Росс.газ. - 1993. - 25 дек. 1.2. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Ведомости Съезда

    народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. N 67.

    Ст.898. 1.3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22

    июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и

    Верховного Совета РФ. - 1993. - N 33. - Ст.1318. 1.4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня


    Образовательных учреждения, которые обеспечивают дошкольный уровень образования для 103,4 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. В системе дошкольного образования Красноярского края действуют филиалы дошкольных образовательных учреждений: - 19 обособленных структурных подразделений; - 26 в общеобразовательных учреждениях; - 40 групп дошкольного образования, ...

    Доход в ВВП страны. С каждым годом международный туризм занимает все более лидирующие позиции на мировой арене. ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 2.1 Анализ мировых тенденций и перспектив развития туризма в отдельных регионах мира Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные...




    На российские топливно-энергетические ресурсы и развитая сеть инфраструктуры экспорта – очевидные конкурентные преимущества Российского ТЭК. Большие перспективы в развитии энергетического сотрудничества на европейском направлении открываются в связи с начавшимся энергодиалогом между Россией и Евросоюзом. Предпосылки для развития энергодиалога - это, с одной стороны, растущие потребности...

    Предоставление средств на лик­видацию ущерба. Разумеется, такое страхование будет более привлека­тельным для потребителей. Большое значение на денный момент и имеющий перспективу быстрого развития имеет Интернет рынок страховых услуг, а именно, имущественного страхования, который за последние 5 лет развития прошёл стадии развития «от нуля» до нескольких процентов в структуре страхового рынка...

    Система экологического законодательства.

    Экологическое законодательство – комплексная отрасль российского законодательства. Такой вывод обусловлен тем, что оно включает в себя нормы различных отраслей права – это прежде всего конституционное, гражданское, административное, пред­принимательское, трудовое и др. Комплексный характер носит и большинство нормативно-правовых актов, входящих в состав экологического законодательства. Разработка и принятие комплексных актов необходима главным образом в связи с особым объектом – компонентами природной среды.

    Экологическое законодательство имеет свои особенности : во‑первых, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы могут устанавливаться на соответствующих уровнях; во‑вторых, эколого-правовые нормы могут содержаться в законодательных актах иных отраслей права; в‑третьих, в системе источников экологического законодательства содержится самое большое число кодифицированных актов; в‑четвертых, динамизм развития экологического законодательство как на федеральном уровне, так и региональном.

    Природоресурсное законодательство это - совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных объектов. Оно включает:

    Земельный кодекс Российской Федерации;

    Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";

    Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";

    Федеральный закон "О мелиорации земель";

    Федеральный закон "О землеустройстве";

    Федеральный закон "О государственной регистрации, кадастре и картографии";

    Водный кодекс Российской Федерации;

    Лесной кодекс Российской Федерации;

    Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах";

    Федеральный закон "О животном мире";

    Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".

    Конституция Российской Федерации закрепила основные права человека, к которым относится право на благоприятную окружающую среду. В этой сфере общественных отношений базовым является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», вступивший в силу 10.01.02 г. (ред. от 27.12.09 г.), он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное развитие социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов.

    Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    Ранее были приняты и ныне действуют следующие основополагающие законы федерального уровня, регулирующих отношения в сфере природопользования.

    1. Федеральный закон «О недрах» от 02.01.92 г. (ред. 08.08.01 г.) № 2395-1 (ред. от 27.12.09 г.);

    2. Федеральный закон от 26.03.98 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ (ред. от 24.07.07 г.);

    3. Федеральный закон от 23.11.95 г. № 174-ФЗ.) «Об экологической экспертизе» (ред. от 1712.09 г.);

    4. Федеральный закон от 21.12.94 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ (ред. от 25.11.09 г.);

    5. Федеральный закон от 14.03.95 г. «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ (ред. от 13.12.08 г.);

    6. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.95 г. № 52-ФЗ (ред. от 24.07.09 г.);

    7. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 г. № 167-ФЗ (ред. от 27.12.09 г.);

    8. Федеральный закон от 24.06.98 г. «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ (ред. от 30.12.08 г.);

    9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.06 г. № 200-ФЗ (ред. от 14.03.09 г.);

    10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.00 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.04.09 г.);

    11. Федеральный закон от 26.12.08 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и муниципального контроля № 294-ФЗ (ред. от 286.04.10 г.);

    12. Федеральный закон от 07.05.01 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ред. от 03.12.08 г.);

    13. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99 г. № 96-ФЗ (ред. от 27.12.09 г.);

    14. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.01 г. № 136-ФЗ (ред. от 27.12.09 г.).

    В целом, существующая законодательная и нормативная базы достаточны для исполнения функциональных обязанностей и реализации прав по контролю в области природопользования и охраны окружающей среды, хотя отсутствие инструкций и методических указаний несколько затрудняет работу. Но усилия органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня за последние годы ощутимо исправляют пробелы в этом направлении.

    Органы государственного управления экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общего и специального управления, или органы общей и специальной компетенции.

    Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления.

    Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере экологического управления сосредоточена на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью, на общем контроле за ними.

    Подсистема органов экологического управления специальной компетенции имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы.

    – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

    – самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за некоторыми исключениями;

    – осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

    Федеральная служба:

    – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Может иметь статус коллегиального органа;

    – в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

    Федеральное агентство:

    – является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением по контролю и надзору. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

    – в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты;

    – ведет реестры, регистры и кадастры.

    Данная подсистема включает в себя также межведомственные, правительственные и ведомственные комиссии.

    Экологическое право - одна из отраслей системы российского права, призванная регулировать общественные отношения в области взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, жизни и здоровья людей.

    Экологическое законодательство, обладая всеми общими признаками, характерными для отрасли законодательства, имеет ряд особенностей. Так, экологическое право, как отрасль права представляет собой, прежде всего, систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения. Первоосновой данной отрасли права является эколого-правовая норма, которая представляет собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. Экологическое законодательство же, являясь источником экологического права представляет собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Эколого-правовые нормы составляют экологическое право как отрасль права, а нормативно-правовые акты составляют отрасль законодательства. При этом отрасль права имеет только вертикальную структуру, а отрасль законодательства может иметь наряду с вертикальной и горизонтальную структуру. Например, наряду с земельным законодательством РФ существует земельное законодательство ее субъектов. Экологическое право, как любая отрасль права, объединяет такие правовые нормы, которые регулируют «особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации». Именно содержание регулируемых данной отраслью права отношений характеризует ее независимость.

    Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы. Отношения, вытекающие из этой обобщенной формулировки, подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения - это землеохранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, по охране животного мира, атмосферного воздуха.

    Вторая группа - комплексные экологические отношения - относятся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда и т.д. Обеспечение качества природной среды достигается именно во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений. Эти социально ценные общественные отношения находят свое отражение в экологическом законодательстве.

    Экологическое законодательство также служит и «целям обеспечения определенных государственных органов правовым материалом, необходимым для решения стоящих перед ними задач». Исходя из этого можно говорить о том, что характерный для экологического права, как и для любой другой отрасли права, специфический метод правового регулирования, для отрасли экологического законодательства значения не имеет, т.к. у законодательства нет ни предмета ни метода правового регулирования. Отрасль экологического законодательства состоит из актов, которые содержат нормы, использующие разные методы правового регулирования.

    Рассматривая те или иные нормативно-правовые акты, входящие в систему экологического законодательства можно обнаружить, что их объединяет та или иная степень экологизации. Однако наличие в нормативно-правовом акте экологизированных норм вовсе не означает его полную принадлежность к экологическому законодательству. Экологические нормы содержатся в отраслях конституционного, международного, гражданского, хозяйственного, административного, уголовного, финансового законодательства. На сегодняшний день можно говорить об относительно самостоятельной отрасли законодательства - экологическом законодательстве, как системе экологизированных, нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными на то государственными органами, с соблюдением установленных требований, направленных на урегулирование общественных отношений в области взаимодействий общества и природы.

    Не менее важным и необходимым вопросом при рассмотрении экологического законодательства является вопрос о его структуре.

    Существует ряд особенностей, которые характеризуют структуру экологического законодательства.

    Во-первых, данная отрасль законодательства представлена двухуровневой системой, т.е. ее можно рассматривать как по горизонтали, так и по вертикали. И это немаловажно. В соответствии с Федеративным договором и Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Данное положение характеризует не только особенность нашего государства как федеративного, но и подчеркивает определенную самостоятельность субъектов РФ в решении указанных вопросов. Так, субъекты РФ на основе федерального законодательства могут осуществлять собственное правовое регулирование, в том числе принятие законов и иных правовых актов.

    Во-вторых, система экологического законодательства РФ состоит из двух подсистем: природноресурсового и природоохранительного. Природоресурсное законодательство посвящается охране и рациональному использованию природных ресурсов. Данная система представлена Земельным кодексом РСФСР 1, Водным кодексом РФ 2, Лесным кодексом РФ 3, Федеральным законом «О животном мире» и другими законами.

    Система природоохранительного законодательства, являясь частью более общей системы экологического законодательства, как пишет В.В.Петров, «представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок охраны природы, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды в целях обеспечения научно-обоснованного сочетания экологических интересов и достижения оптимального качества окружающей природной среды». Сегодня следует говорить не просто о природоохранительных законах, а о комплексных экологических законах. Это связано с тем, что природоохранительные законы носят комплексный характер. Это значит, что они по своему содержанию охватывают не один или группу, а всю совокупность природных объектов либо всю окружающую природную среду в целом.

    Не подвергается сомнению то, что основой формирования всего законодательства, а в частности и экологического, является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. Важность данного акта невозможно переоценить. И это, прежде всего, выражается в том, что Конституция РФ по сравнению с другими актами имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, как гласит статья 15, не должны противоречить Конституции России.

    В Конституции РФ отражены основополагающие положения в области экологической политики государства. В частности, она вводит в научный оборот, вслед за Федеративным договором, трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Кроме того, Конституция РФ определяет экологические права (статья 42) и экологические обязанности (статья 58) гражданина. Наиболее важным является указание на компетенцию РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (статья 71) и совместную компетенцию РФ и ее субъектов (статья 72) в данной сфере. Также среди экологических норм важное место занимают положения о праве собственности на природные ресурсы (статьи 9, 36). Закон «Об охране окружающей среды», являясь комплексным головным законодательным актом не только в подсистеме природоохранительного законодательства, но и во всей системе экологического законодательства, возглавляет ее. Это означает, что в вопросах охраны окружающей природной среды нормы других законов не должны противоречить этому законодательному акту. Данный закон можно назвать своего рода «экологической конституцией», т.к. он является, также как и Основной закон, актом прямого действия, т.е. его нормы за некоторыми исключениями, действуют без каких-либо дополнительных актов (постановлений, инструкций, положений), конкретизирующих нормы закона.

    Далее, в отличие от природноресурсового законодательства, где охрана обеспечивается путем определения соответствующих правил рационального использования природного объекта, в настоящем законе используется иной подход - здесь охрана окружающей природной среды обеспечивается в совокупности ее объектов путем формулирования экологических требований предъявляемых к источникам вредного воздействия на окружающую природную среду посредством регулирования деятельности предприятий, учреждений, организаций, граждан».

    Важным, является то, что для вышеупомянутого закона характерна особенность, свойственная законодательным актам экологического направления. Они являются комплексным не только по содержанию регулируемых отношений, но и по форме правового регулирования. И это выражается в том, что природоохранительные нормы, являясь центральным звеном закона об охране окружающей природной среды, действуют не по одной, а в комплексе с нормами других отраслей права - административного, гражданского и т.д. Так, нормы возмещения вреда, помещенные в законе (статьи 86-91), представляют собой конкретизацию более общих норм гражданского права и т.п. Наличие таких норм обеспечивает связь экологического законодательства с другими отраслями законодательства.

    К числу комплексных законов, относящихся к экологическому законодательству, следует отнести ранее упомянутый Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , а также Основы законодательства РФ об охране здоровья. Обеспечение благополучия и охрана здоровья человека является конечной целью охраны окружающей природы. Поэтому эти два закона составляют основу охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности человека. При этом, если рассматривать соотношение экологического законодательства и законодательства об охране здоровья, общими для них будут нормы, направленные на охрану здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.

    Также к числу комплексных законов необходимо отнести Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», регулирующий отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

    Кроме того, сюда необходимо отнести Федеральный закон «Об экологической экспертизе», призванный урегулировать отношения в области экологической экспертизы путем реализации права граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

    Рассматривая природоресурсное законодательство, можно заметить, что оно представлено, как правило, головными законами. Например: правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала установлены в Лесном кодексе РФ 4; отношения по поводу охраны и использования вод путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов регулируется Водным кодексом РФ; земельные отношения регулируются Земельным кодексом и т.д.

    Говоря о соотношении экологического и природоресурсного законодательства, следует заметить, что точками их соприкосновения будут являться нормы, регулирующие охрану соответствующих природных ресурсов и окружающей природной среды. Наиболее широко представлены законами так называемые экологизированные отрасли законодательства. Из общего количества экологизированных актов можно назвать несколько законов, относящихся к различным отраслям законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом «О Конституционном Суде РФ», Конституционному суду РФ дается право отменять акты органов управления, противоречащие конституционным экологическим нормам. А в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах РФ», определяется порядок ратификации и вступления в силу международных договоров РФ в области охраны окружающей среды.

    Практическое значение имеют: Уголовный кодекс РФ 4, закрепляющий понятие экологического преступления и конкретные составы данного вида правонарушений; Гражданский кодекс РФ 5, который определяет положения права собственности и иных вещных прав на землю и другие природные ресурсы, порядок возмещения вреда и иные вопросы; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, содержащий нормы об административной ответственности в области экологопользования.

    Следующий структурный уровень экологического законодательства представлен подзаконными нормативно-правовыми актами. Данный уровень можно подразделить на три основные группы: 1) нормативно-правовые акты Президента РФ; 2) правительственные нормативно-правовые акты; 3) нормативно-правовые акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти.

    В соответствии с уже упомянутой статьей 90 Конституции РФ, Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы, как правило, представляют собой нормативно-правовые акты, относящиеся к неопределенному кругу лиц, органов государства, должностных лиц и т.д. С другой стороны, распоряжения - это обычно акты индивидуального характера. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей ее территории. Данные акты главы государства не должны противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным и федеральным законам. Являясь «особым» лицом в государстве, Президент РФ определяет в соответствии с Конституцией России и федеральными законами направления внутренней политики государства, в том числе и в области охраны окружающей природной среды.

    На сегодняшний момент законодательство представлено рядом указов Президента РФ, регулирующих так или иначе эколого-правовые отношения. Примером могут служить: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» 1, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» и др.

    Следующую группу подзаконных нормативных правовых актов представляют акты Правительства РФ, которые имеют значительный удельный вес среди норм экологического законодательства.

    В соответствии со статьей 114 Конституции РФ, Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области природопользования. При этом полномочия Правительства РФ в этой области реализуются с помощью его актов - постановлений и распоряжений. Данные акты издаются во исполнение и на основании Конституции РФ, Федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

    В форме постановлений издаются акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

    В случае, если постановления или распоряжения Правительства противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, они могут быть отменены Президентом РФ.

    Природоохранные министерства и ведомства наделяются правом издавать в рамках предусмотренной для них компетенции нормативные правовые акты. При этом данного рода акты обязательны для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Имея ту особенность, что по юридической силе нормативно-правовые акты министерств и ведомств уступают актам Правительства РФ, они представлены в виде различных приказов, решений, инструкций, правил, положений, уставов, распоряжений.

    Многие экологические нормативные правовые акты принимаются совместно несколькими министерствами и ведомствами.

    Говоря о нормативных актах министерств и ведомств, необходимо упомянуть о санитарных, строительных, технических, технологических и других нормах. К ним относятся различные нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека и т.д. Выражая технические правила, эти нормативы не рассматриваются как источники права. Разновидностью источников экологического права, входящих в структуру экологического законодательства, являются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Следует отметить, что правовое регулирование отношений в области взаимодействия общества и природы в субъектах РФ представляет собой относительно самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными лишь для данных регионов особенностями.

    Экологическое законодательство - это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на критерии объекта правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на три группы: законодательство об окружающей среде, о природных комплексах и природоресурсное законодательство.

    Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда (природа) в целом, второй - природные комплексы, третьей - отдельные природные объекты.

    Законодательство об окружающей среде в собственном смысле - новое явление для России. Оно стало развиваться лишь с 90-х годов прошлого века. Наряду с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к нему, в частности, относятся:

    Федеральный закон "Об экологической экспертизе";

    Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";

    Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";

    Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

    Законодательство о природных комплексах, также новая структурная часть российского законодательства, включает:

    Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

    Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

    Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории";

    Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации";

    Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";

    Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне";

    Федеральный закон "Об охране озера Байкал";

    Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

    Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в советской России развивалось преимущественно применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

    Природоресурсное законодательство - это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных объектов. Оно включает:

    Земельный кодекс Российской Федерации;

    Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";

    Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";

    Федеральный закон "О мелиорации земель";

    Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";

    Федеральный закон "О землеустройстве";

    Федеральный закон "О государственном земельном кадастре";

    Водный кодекс Российской Федерации;

    Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами";

    Лесной кодекс Российской Федерации;

    Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах";

    Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции";

    Федеральный закон "О животном мире";

    Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".

    Здесь нами только названы акты без какой-либо их характеристики.

    В дальнейшем их содержание будет раскрыто применительно к конкретным вопросам. Об их объекте сказано в названии того или иного закона. Достаточно отметить, что эти законы являются, как правило, кодификационными, головными применительно к соответствующим институтам экологического права или отраслям природоресурсного законодательства.

    7. Гражданское, конституционное, административное,

    предпринимательское, уголовное и иное законодательство

    как источник экологического права

    В той мере, в какой акты названных отраслей законодательства регулируют отношения в сфере взаимодействия общества и природы, они служат источниками экологического права. Нормативные предписания в данной сфере предусмотрены в большинстве отраслей российского законодательства. Так, они установлены: Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.; Федеральным законом от 9 января 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"; Федеральным законом от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др.

    Отношения по охране и защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, по обеспечению выполнения правовых требований природопользования и охраны окружающей среды регулируются также Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. "О Конституционном суде Российской Федерации"; Федеральным конституционным законом от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации"; Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 14 декабря 1995 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"; Арбитражным процессуальным кодексом РФ (принят 5 мая 1995 г.); Уголовным кодексом Российской Федерации (принят 24 мая 1996 г.); Гражданским кодексом РФ. Частью первой (принята 30 ноября 1994 г.); Гражданским кодексом РФ. Частью второй (принята 26 января 1996 г.), Кодексом РФ об административных правонарушениях (принят 30 декабря 2001 г.) и др.

    Еще по теме 6. Экологическое законодательство:

    1. Особенности рассмотрения в судах дел о нарушении экологического законодательства
    2. 2. Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
    3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ