Войти
Образовательный портал. Образование
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Муниципально правовые нормы регулируют отношения между. Муниципально-правовые нормы и муниципально-правовые отношения

    Муниципально правовые нормы регулируют отношения между. Муниципально-правовые нормы и муниципально-правовые отношения

    – это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления . В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права . Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.

    Нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

    запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ , федеральными законами.

    По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина , требуется их официальное опубликование (обнародование). Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований , что непосредственно предусматривает ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

    По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

    Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

    Муниципальные нормы в широком смысле - все нормы права, так или иначе уча- ствующие в регулировании отношений местного самоуправления.

    Муниципальное право является комплексной отраслью права, поэтому нормы му- ниципального права одновременно являются и нормами других отраслей.

    Муниципально-правовые нормы - это правила поведения, исходящие от местно- го сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.1

    Нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции и цели правового регулирования они обеспечивают. Поскольку базовые для права в целом функции позитивного регулирования и охраны реализуются рассматри- ваемой отраслью, то первичным является деление ее норм на регулятивные и охрани- тельные.

    Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного са- моуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления, непо- средственного отправления населением муниципальных функций.

    Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного само- управления, порядок осуществления функций местного самоуправления. Они, в свою очередь, в зависимости от содержания делятся на дефинитивные нормы, нормы- принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы и т.д.

    Дефинитивные нормы вводят определения базовых для муниципального права терминов. Так, ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. вводит определения муниципального об- разования, вопросов местного значения, органов местного самоуправления, муници- пального правового акта, других институтов местного самоуправления.

    Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для местного самоуправле- ния ценности, направления и способы деятельности. Основные цели, принципы местно- го самоуправления закреплены в Конституции РФ (ст.ст. 12, 130 - 133), гл. 1 упомянутого Закона.

    Гарантийные нормы направлены на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, полное осуществление прав граждан в сфере местного самоуправления. Исходные гарантийные для местного самоуправления нормы содержатся в Конституции РФ (ст. 2; ч. 2 ст. 8; ст. 12, 133).

    Коллизионные нормы подлежат применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов местного самоуправле- ния, иных субъектов муниципального права. Так, согласно п. 3 ст. 5 Закона, в случае про- тиворечия федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, упомянутому Закону применяются положения последних. Приоритетный статус норм Европейской хартии местного само- управления по отношению к нормам, содержащимся в российском законодательстве (за исключением конституционных норм), вытекает из правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по от- ношению к законам страны.

    Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников муници- пальных отношений путем установления их полномочий и прав. Таковы правила, закре- пляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право изби- рать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

    Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций со- вершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является прави- ло о том, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное само- управление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть 2 статьи 132 Конституции РФ).

    Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воз- держиваться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавли- вает, что подчиненность органа, должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органам, должностным лицам других муниципальных об- разований не допускается (ч. 3 ст. 17 Закона).

    По характеру содержащихся в них велений выделяют нормы императивные, диспози- тивные и рамочные. Называют также рекомендательные нормы, не имеющие властно- волевой основы. Таковы, например, положения модельных уставов муниципальных обра- зований, подготавливаемые органами власти ряда субъектов федерации.

    По субъектам правотворчества выделяют нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федера- ции, муниципальных нормативных актах, нормативных договорах, одной из сторон ко- торых является орган местного самоуправления, или направленных на регулирование муниципальных отношений, во внутриорганизационных актах органов территориально- го общественного самоуправления.

    Значительная часть вопросов организации и деятельности местного самоуправле- ния относится к сфере совместного ведения что прямо вытекает из положений пункта «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ряда других ее положений. Это означает, что на госу- дарственном уровне устанавливаются основы местного самоуправления, и субъекты фе- дерации в соответствии с ними вправе осуществлять самостоятельное правовое регулиро- вание в этой сфере. Закон от 6 октября 2003 г. закрепляет федеральные и региональные правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления (статьи 5 и 6).

    К полномочиям федеральных органов власти относятся:

    Определение общих принципов организации местного самоуправления;

    Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в преде- лах ее полномочий по предметам совместного ведения прав, обязанностей и ответ- ственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

    Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по реше- нию вопросов местного значения;

    Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществле- нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного само- управления наделены федеральными законами в порядке, установленном зако- ном.

    К полномочиям органов государственной власти субъектов федерации относятся:

    Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъ- ектах РФ в случаях и порядке, установленных Законом от 6 октября 2003 г.;

    Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государст- венной власти субъектов федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

    Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ве- дения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения;

    Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществле- нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного само- управления наделены законами субъектов РФ.

    Правотворческими полномочиями в сфере местного самоуправления обладают и муниципальные образования в лице местного населения или органов местного само- управления. На основе и в соответствии с федеральными и региональными законами они устанавливают для себя конкретную модель местного самоуправления.

    Правотворческие полномочия муниципальных образований распространяются на установление:

    Их границ и состава территории;

    Собственной компетенции;

    Форм, порядка и гарантий непосредственного участия населения в решении во- просов местного значения;

    Структуры и порядка формирования органов местного самоуправления;

    Наименования и полномочий выборных, других органов местного самоуправле- ния и должностных лиц местного самоуправления;

    Срока полномочий депутатов представительных органов местного самоуправле- ния, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

    Видов, порядка принятия и вступления в силу муниципальных нормативных пра- вовых актов, статуса и социальных гарантий депутатов, членов других выборных

    органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного само- управления;

    Оснований и порядка прекращения их полномочий;

    Гарантий прав должностных лиц местного самоуправления;

    Условий и порядка организации муниципальной службы;

    Экономической и финансовой основы местного самоуправления;

    Исторических, национальных и иных особенностей организации местного само- управления.

    К числу правотворческих полномочий муниципальных образований относятся

    Утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

    Установление местных налогов и сборов;

    Регулирование использования водных объектов местного значения, месторожде- ний общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительст- ва подземных сооружений местного значения;

    Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

    Разграничение полномочий разных органов местного самоуправления и др.;

    Муниципально-правовые нормы. Понятие и виды

    Первичным элементом системы муниципального права, как
    и любой другой отрасли права, является правовая норма. Нормам муниципального права при всем их своеобразии как составной части российского права присущи черты, общие для всех правовых норм. В общей теории права под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное (общее) правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности. В качестве признаков правовых норм указываются также формальная определенность, обеспеченность мерами государственного принуждения.

    Муниципально-правовая норма, как и любая другая норма права, является властным повелением. Она устанавливается или санкционируется властным органом, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. Муниципально-правовая норма является правилом поведения общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство,
    а на тот или иной вид случаев или обстоятельств. Общий характер правовой нормы означает, что она осуществляется всякий раз, когда налицо предусмотренные ею обстоятельства, и что она не теряет свою силу после однократного применения, а действует постоянно, вплоть до отмены. Как и все другие правовые нормы, нормы муниципального права всегда существуют в определенном, формально закрепленном виде (в законах, иных нормативных актах и других официальных источниках права), поэтому такие нормы, являясь официальными, общеобязательными предписаниями государственной или муниципальной власти, представляют собой формально определенные правила.

    К особенностям муниципально-правовых норм Е. М. Ковешников относит следующее. Во-первых, они складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами
    в результате их правотворческой деятельности на федеральном
    и региональном уровне, а с другой - из общеобязательных правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственных органов,
    в результате их нормотворческой деятельности на местном (внегосударственном) уровне. Во-вторых, их специфика заключается
    в том, что многие из них относятся одновременно к двум отраслям права - комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли - конституционному, административному, финансовому и иным отраслям права. Здесь следует заметить, что местный уровень не является «внегосударственным», на что ранее было указано. Территория, на которой осуществляется местное самоуправление, является территорией государства, государственное управление пронизывает всю территорию страны. Действительно, часть муниципально-правовых норм принимается органами местного самоуправления, формально не входящими в систему органов государственной власти. Это не значит, однако, что эти нормы не носят характера государственных.

    Как отмечает С. С. Алексеев, «главная особенность юридической нормы - ее государственно-властный характер. Даже в случаях государственного санкционирования того или иного правила (а не только прямого правотворчества) это правило исходит от государства. Исходит в том смысле, что оно признано государством и, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь». В случае принятия муниципально-правовых норм органами местного самоуправления можно говорить об их санкционировании государством. Органы местного самоуправления не могут сами присваивать себе функцию правотворчества, являющуюся важнейшей государственной функцией. Только государство или отдельные его органы могут санкционировать издание субъектами местного самоуправления правовых норм. Следует лишь различать муниципально-правовые нормы, являющиеся результатом предварительного санкционирования в силу
    ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (таких норм большинство), и нормы уставов муниципальных образований (ч. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г.
    № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») - итог последующего санкционирования, которое выражается в обязательной государственной регистрации уставов.

    Нормы муниципального права могут содержаться не только
    в нормативных актах, принятых органами местного самоуправления, но и иными субъектами муниципальной власти. Таковым может быть правовой акт, принятый населением непосредственно на местном референдуме или сходе граждан. В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривалась возможность принятия устава муниципального образования двумя способами - населением непосредственно либо представительным органом местного самоуправления (ч. 2 ст. 8). Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по неизвестным причинам право принятия устава муниципального образования закрепляет исключительно за представительным органом (п. 1 ч. 10 ст. 35). Население непосредственно может принимать устав на сходе лишь в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек (ч. 3 ст. 44). Понятно, что таких поселений немного в сравнении с общим количеством муниципальных образований
    в России. Во всех остальных случаях население может лишь участвовать в обсуждении устава.

    Таким образом, муниципально-правовым нормам присущи следующие особенности:

    1. Нормы муниципального права отличаются по своему содержанию (регулируют особый комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу организации и функционирования институтов местного самоуправления).

    2. Они могут устанавливаться, с одной стороны, органами государственной власти в результате их правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровне, а с другой - субъектами муниципальной власти (населением муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления). Несмотря на указанную специфику муниципально-правовых норм, в частности тех из них, которые содержатся в нормативных актах субъектов муниципальной власти, все они в той или иной мере обеспечиваются государственными средствами гарантирования. Речь идет прежде всего об исходящих от государства и обеспечиваемых возможностью применения силы государственного принуждения юридических гарантиях реализации муниципально-правовых норм, включая их судебную защиту, прокурорский надзор и т. д.
    Как отмечает Н. С. Бондарь, «организационная обособленность муниципальной власти не отрицает ее государственно-властных начал, что, как следствие, присуще и муниципальному правотворчеству».



    3. Особенность муниципально-правовых норм заключается в том, что многие из них относятся одновременно к двум отраслям права - комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли - конституционному, административному, гражданскому, финансовому, земельному, экологическому и др. Однако, как уже отмечалось, с развитием муниципального права его нормы становятся приоритетными по отношению к нормам, содержащимся в иных отраслях (естественно, касающихся вопросов местного самоуправления). Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, самому этому закону применяются Конституция РФ и данный федеральный закон.

    Таким образом, под нормой муниципального права понимаются устанавливаемые государством или субъектами местного самоуправления (санкционированные государством) обязательные правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности институтов местного самоуправления, т. е. составляющих предмет муниципального права.

    Муниципально-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

    По объектам правового воздействия , т. е. особенностям общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, эти нормы группируются в различные институты, объединяющие однородные нормы внутри отрасли. Основные институты муниципального права были рассмотрены выше.

    По субъектам , их принимающим (издающим), можно выделить нормы, принятые органами государственной власти (федеральными, субъектов Федерации), а также нормы, принятые субъектами муниципальной власти (населением непосредственно, различными органами и должностными лицами местного самоуправления).

    По источнику , их содержащему, нормы муниципального права можно разделить на содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, конституциях (уставах) субъектов Федерации, подзаконных нормативных актах, муниципальных правовых актах.

    По территории действия муниципально-правовые нормы могут распространять свое действие на всю территорию РФ (содержащиеся в федеральном законодательстве), иметь юридическую силу только на территории соответствующего субъекта Федерации (принятые органами государственной власти конкретного субъекта РФ) либо исключительно на территории конкретного муниципального образования (принятые органами и должностными лицами местного самоуправления данного муниципального образования).

    По способу воздействия на поведение субъектов эти нормы можно разделить на управомочивающие (ст. 132 Конституции РФ определяет перечень некоторых вопросов местного значения, закрепляет возможность передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ч. 7 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет местную администрацию правами юридического лица), обязывающие (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ обязывает при изменении границ муниципального образования учитывать мнение населения соответствующих территорий) и запрещающие (ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» запрещает главе местной администрации заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности).

    По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные нормы. Если материальная норма предусматривает содержание действия (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные
    и иные органы местного самоуправления), т. е. отвечает на вопрос, что можно или нужно делать или не делать, определяет комплекс прав и обязанностей, то процессуальная норма определяет порядок, процедуру осуществления такого действия, процесс реализации этих прав и обязанностей, т. е. отвечает на вопрос, как можно действовать (ст. 22 указанного закона устанавливает порядок проведения местного референдума, ч. 12, 13 ст. 35 закрепляют процедуру принятия муниципального правового акта).

    Например нормы конституционного права закрепляющие основные организационноправовые формы осуществления местного самоуправления правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти предприятиями учреждениями организациями различных форм собственности общественными объединениями являются также и нормами муниципального права. Вторая особенность муниципальноправовых норм состоит в том что их значительная часть содержится в нормативных актах органов местного самоуправления которые не входят в...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Муниципально-правовые нормы и муниципально-правовые отношения

    Муниципально-правовые нормы – это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права. Для норм муниципального права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

    Вместе с тем нормам муниципального права присущ ряд специфических особенностей. Во-первых , ряд муниципально-правовых норм одновременно выступают в качестве норм основных отраслей права и в тоже время принадлежат к муниципальному праву. Всё это определяет комплексный характер муниципального права как отрасли права. Например, нормы конституционного права, закрепляющие основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, являются также и нормами муниципального права.

    Нормами административного права устанавливаются правовое положение, функции и ответственность муниципальных служащих.

    Вторая особенность муниципально-правовых норм состоит в том, что их значительная часть содержится в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, а значит, эти нормы не являются государственно-правовыми. Это принципиально новое положение в отечественном правоведении, поскольку ранее существовала аксиома – все нормы права могут устанавливаться (санкционироваться) только государством.

    Третья особенность заключается в том, что не все отношения, возникающие в сфере организации, структуры и деятельности местного самоуправления являются предметом правового регулирования. С помощью правовых норм закрепляются, как правило, только существенные, стабильные, имеющие общее значение отношения. Но целый ряд отношений между субъектами муниципального права не может быть охвачен правовым регулированием.

    Это обусловлено двумя обстоятельствами. Первое связано с особенностями развития основных организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления как организации самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Второе обстоятельство определяется необходимостью учета исторических и иных местных традиций в организации работы органов местного самоуправления.

    Нормы муниципального права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В науке существует немало таких критериев. Так, в зависимости от объекта правового регулирования муниципально-правовые нормы можно разделить на следующие группы:

    1. закрепляющие и регулирующие территориальные, экономические, правовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления;
    2. устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (формы прямого волеизъявления, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления);
    3. закрепляющие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
    4. регулирующие отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

    По характеру содержащихся предписаний нормы муниципального права классифицируются на:

    1. управомочивающие (предоставляющие права на совершение определенных действий);
    2. обязывающие (содержащие указание на обязательное исполнение определенных требований);
    3. запрещающие (устанавливающие, что нельзя делать).

    По степени определённости (категоричности) содержащихся предписаний:

    1. императивные (не допускающие толкования) ;
    2. диспозитивные (в общем виде определяющие правила поведения)

    По юридической силе, (форме закрепления):

    1. конституционные (обладают высшей юридической силой);
    2. неконституционные, т.е. содержащиеся в иных законодательных актах.

    По территории действия :

    1. федеральные (действуют на всей территории Российской Федерации);
    2. субъектов Российской Федерации (действуют только на территории данного субъекта);
    3. местные (действуют в пределах отдельного муниципального образования).

    Нормы муниципального права могут также подразделяться на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые закрепляют конкретное правило поведения (полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан и т.д.), Процессуальные закрепляют порядок (процедуру) реализации этой нормы (порядок проведения муниципальных выборов, заседаний представительного органа местного самоуправления, принятия нормативных актов по вопросам местного значения и т.д.).

    Нормы муниципального права могут быть объединены в правовые институты. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу 1 .

    Таковыми являются: институт муниципальных выборов, институт главы муниципального образования, институт муниципальной собственности и др.

    В процессе реализации норм муниципального права в сфере местного самоуправления возникают общественные отношения. Общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права, являются муниципально-правовыми отношениями. Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами.

    Субъектами правоотношений могут быть индивиды, организации, органы и социальные общности. Субъектами правоотношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, выступают:

    Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальный район, городской округ, поселки, станицы, деревни и др. 2 );

    Население муниципального образования (при проведении местных референдумов, муниципальных выборов, сходов, собраний и т.д.);

    Выборные и другие органы местного самоуправления;

    Органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, квартальные, уличные и домовые комитеты, товарищества собственников жилья и др.);

    Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, общественные объединения, добровольные объединения. Данные субъекты выступают участниками муниципальных отношений в тех случаях, когда они взаимодействуют с органами местного самоуправления, осуществляющими свои функции и задачи;

    Советы и объединения муниципальных образований, имеющие своей целью координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований.

    Муниципально-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса теории государства и права известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События – это явления, независящие от воли человека. Под действиями понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, инициатива населения на принятие нормативного акта по конкретному вопросу местного значения порождает возникновение муниципально-правовых отношений между населением и определённым органом местного самоуправления.

    Событиями, как юридическими фактами, могут являться, например, рождение и естественная смерть человека которые влекут за собой возникновение или прекращение муниципально-правовых отношений.

    Круг муниципально-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их можно условно классифицировать на отдельные группы. В качестве критериев такой классификации берут те же признаки, что и при классификации норм муниципального права. Наиболее распространёнными в науке критериями классификации являются субъекты муниципально-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, одной из сторон в которых являются перечисленные нами выше субъекты.

    Муниципально-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).

    1 Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: ТК Велби, 2008. С. 18.

    2 См. подробнее ч. 1 ст. 2 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    PAGE 6

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    20439. Политико-правовые отношения, правовые основы и механизмы осуществляемых преобразований в государстве и обществе 86.52 KB
    Во-вторых это право используемое как средство: а властвования и управления; б ограничения власти воздействия на нее правовыми средствами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество уничтожить его как форму социального бытия человека и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти государство и в особой нормативной системе социальной регуляции право которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии. Государство представляет собой наиболее...
    16711. Гражданско-правовые и публично-правовые отношения в проектах ГЧП 8.59 KB
    В обозримом будущем в России можно ожидать существенного увеличения числа проектов государственно-частного партнерства Public-Privte Prtnership - PPP. Весьма актуальны вопросы ГЧП в инновационной сфере причем не только из-за расширения возможности получения финансовых ресурсов но также как условие обеспечения высокой эффективности и реальной практической значимости инновационных проектов. Активизация государственно-частного партнерства ГЧП возможна также на...
    299. Основания муниципально-правовой ответственности 17.4 KB
    В соответствии с этими нормами они несут ответственность перед населением муниципального образования государством физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами ст. население муниципального образования вправе отозвать депутатов членов выборных органов местного самоуправления выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным законом. Под неисполнением служебных обязанностей как основанием для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц понимается систематическое...
    9350. Правовые отношения 24.07 KB
    Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Будучи урегулированы нормами права экономические политически и другие общественные отношения отнюдь не утрачивают свою природу и характер не теряют свои изначальные свойства и особенности. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм содержащихся в обычаях традициях актах различных общественных организаций однако характер и форму правоотношения они могут...
    6135. Гражданско-правовые отношения 20.96 KB
    Понятие гражданского правоотношения и его место в системе общественных отношений В обществе между людьми складываются самые разные отношения. их отношения становятся гражданско-правовыми. Только в этих ситуациях можно применить нормы ГК РФ и иных гражданско-правовых законов.
    6886. Конституционно-правовые отношения 7.22 KB
    Субъекты участники правоотношения обладающие субъективными правами и обязанностями КПО: Многонациональный народ РФ нации этнически общности народности. Объекты правоотношений то по поводу чего возникают правоотношения или на что они направлены. Виды объектов конституционноправовых отношений: предметы материального мира материальные ценности; личные неимущественные блага жизнь здоровье честь достоинство; поведение участников правоотношения действие депутата Гос. Думы РФ внесшего законопроект в данную палату парламента...
    19599. Правовые отношения как элемент механизма правового регулирования 34.92 KB
    Правовые отношения - одна из важнейших и конкретных форм социального бытия права. Они раскрывают, опредмечивают процесс воплощения правовых норм в общественную жизнь. Право живет, действует, проявляя себя в трех основных сферах: правосознании, нормах права и правовых отношениях. Начиная с идей, представлений о правовом регулировании и кончая созданием конкретных юридических норм и их последующим претворением в поведении людей развивается социальная жизнь права.
    10011. Правовые номы, которые закреплены в римском праве, воздействующие на отношения в семье 29.77 KB
    В общем смысле брак можно определить как союз женщины и мужчины для целей совместного воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел в отношении своих детей право жизни и смерти право продажи детей и т. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей к обязанности детей оказывать уважение родителям в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих...
    15815. Нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь 15.7 KB
    Нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь. Цели и задачи: установить и изучить нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь; установить связь с другими правовыми отношениями; выявить направления развития брачно-семейного законодательства. ВОПРОС 1 Нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь Законодательство Республики Беларусь о браке и семье основывается на Конституции...
    18172. 95.61 KB
    Понятие правовая природа и характерные черты лишения и ограничения родительских прав. Понятие и правовое регулирование института лишения и ограничения родительских прав. Характерные черты лишения родительских прав. Основания лишения родительских прав. Совершение родителями одним из них умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга...

    Муниципально-правовые нормы - правовые нормы, закрепляющие и регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

    Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:

    • 1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
    • 2. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.

    Класссификация муниципально-правовых норм:

    • 1. По объекту правового регулирования, то есть по кругу регулируемых отношений:
      • · нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;
      • · нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;
      • · нормы, регулирующие финансово-экономические основы местного самоуправления;
      • · нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;
      • · нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;
      • · нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
      • · нормы, регулирующие полномочия местного самоуправления (муниципальных образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.
    • 2. По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:
      • · управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы ведения местного самоуправления;
      • · обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;
      • · запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать). Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
    • 3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные.
    • · Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование).
    • · Примером диспозитивных норм могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст.49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
    • 4. По территории действия нормы муниципального права могут быть:
      • · федеральными действуют на всей территории России);
      • · муниципально-правовые нормы субъектов РФ;
      • · локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах территории муниципальных образований
    • 5. По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержится нормы муниципального права:
      • · муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах Федерального Собрания РФ;
      • · в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
      • · в постановлениях Конституционного Суда;
      • · в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования).
    • 6. Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на нормы материально-правовые и процессуальные.
    • · Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
    • · Процессуальные нормы муниципального права определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.
    • 7. Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым инититутам.

    Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу.

    К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.

    местный самоуправление норма должностной