Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Основные принципы административного права. «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия

    Основные принципы административного права. «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Существенное значение в регулировании управленческих отношений имеют принципы административного права.

    Принципы административного права - это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

    Принципам административного права характерны следующие черты:

    Они определяют юридическую природу административного права;

    Устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования исполнительной власти и управления;

    Закрепляются посредством административно-правовых норм;

    Являются ориентиром для выработки административно-правовых норм;

    Выступают средством ликвидации пробелов в административно-правовом регулировании управленческих отношений;

    Обусловлены уровнем развития общества и государства.

    Анализ действующего административно-правового законодательства и практики его реализации позволяет выделить следующие принципы административного права:

    демократизм нормотворчества и реализации права;

    равенство граждан перед законом и правоприменителем;

    взаимная ответственность государства и личности;

    федерализм;

    гуманизм;

    законность.

    Центральным принципом административного права является принцип законности . Законность как принцип административного права закрепляет режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов.

    Данный принцип включает два самостоятельных, но взаимообусловленных аспекта. Первый заключается в соблюдении иерархии источников административного права, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы не должен противоречить акту большей юридической силы. Так, в части 1 статьи 15 Конституции РФ закреплено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Второй аспект заключается в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении требований нормативных правовых актов всеми участниками управленческих отношений. В правоприменительной деятельности названный принцип предполагает, что субъекты управленческих отношений должны, во-первых, действовать в пределах своей компетенции, во-вторых, руководствоваться действующим законодательством, в-третьих, осуществлять деятельность в определенных процессуальных формах, в-четвертых, требовать соблюдения правовых норм от других участников управленческих отношений.

    Принцип демократизма правотворческой и правореализационной деятельности закрепляет широкие возможности для участия населения, государства, общественных объединений в непосредственном (путем референдума) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании административно-правовых норм. В процессе правореализации принцип демократизма предполагает широкое использование потенциала института общественного контроля, делегирование более широких правореализационных полномочий непосредственно населению и общественным объединениям.

    В части 2 статьи 3 Конституции РФ закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Реализация этого принципа должна осуществляться не в ущерб процесса государственного управления, так как бесконтрольное участие населения в управлении делами государства может привести к депрофессионализации института государственной службы. Демократия как сложное общественное явление требует соответствующей подготовки населения к участию в управлении делами государства. «Безграничная» демократия не менее опасна, чем ее отсутствие или ограничение.

    Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Государство признает и обеспечивает права и свободы человека и гражданина. Осуществление административно-правового регулирования предполагает установление определенных правоограничений, но они не являются самоцелью, а служат необходимым условием для достижения социально-полезных результатов при отправлении государственного управления. При этом никто не вправе ограничить основные неотчуждаемые права и свободы (право на жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и др.).

    Гуманизм проявляется как в процессе закрепления правового статуса участников управленческих отношений, так и в процессе непосредственного отправления государственного управления. Так, сотрудникам милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство личности. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).

    К числу принципов административного права относится принцип юридического равенства . Этот принцип был обозначен еще римскими юристами: «Закон говорит со всеми одинаково» (lex uno ore omnes alloguitur). Сущность данного принципа сводится к следующему: равенству между субъектами РФ; равенству гражданства независимо от оснований его приобретения; равенству религиозных и общественных объединений перед законом; равенству всех перед законом и судом независимо от пола, расы, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств; равному доступу к государственной службе; равноправию сторон в процессе осуществления правосудия и т. д. Юридическое равенство - это равенство административно-правовых статусов участников управленческих отношений, когда дифференциация проводится с учетом роли субъекта в системе управленческих отношений, например равенство между свидетелями по делу об административном правонарушении, между понятыми и т. п. Вместе с тем не может быть равенства между судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, и лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

    Принцип справедливости, или юридической соразмерности . Этот принцип находит свое выражение как в правотворческой, так и правореализационной деятельности. В сфере правотворчества его сущность отражается в закреплении в правовых предписаниях таких юридических мер, которые соответствовали бы характеру совершенного деяния. Управленческие решения, устанавливающие права и обязанности участников управленческих отношений, меры поощрения и административного принуждения, должны по форме и по содержанию быть справедливыми, то есть следует учитывать все обстоятельства управленческого дела и определять соответствующую меру воздействия. Данный принцип отражает одну из главных задач юридической практики - реализацию общественной справедливости. Его соблюдение осуществляется как в рамках правоохранительной деятельности, например, в ходе привлечения к административной ответственности, так и применения мер поощрения.

    С учетом территориальной организации государственной власти в России важное значение имеет принцип федерализма . В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации на основании совместных соглашений вправе передавать определенный объем своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, но при этом передаются необходимые финансовые и другие ресурсы для реализации передаваемых правомочий.

    Разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях определено в статье 1.3 КоАП РФ. В данной статье определен исчерпывающим образом лишь объем полномочий Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Полномочия субъектов Российской Федерации определяются по «остаточному принципу», что предопределено статьей 73 Конституции РФ.

    В современных условиях всемерно возрастает роль принципа взаимной ответственности государства и личности . Государственное управление представляет собой, как правило, административно-правовое отношение, а это предполагает наличие взаимных прав и обязанностей участников этих отношений. В случае нарушения, допущенного одной из сторон управленческих отношений, должна наступать юридическая ответственность. Традиционно речь идет об ответственности личности перед государством. Конституцией РФ предопределена возможность привлечения к ответственности государства в случае допущенных нарушений. «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53).

    Принципы административного права могут быть закреплены текстуальным или смысловым способом. Текстуальный способ предполагает непосредственное закрепление правового принципа в административно-правовой норме. С учетом того, что источники административного права отличаются низкой степенью систематизации административно-правового законодательства и отсутствием единого кодифицированного нормативного правового акта, принципы административного права получили смысловое закрепление, по аналогии с Уголовным кодексом для отрасли уголовного права. Принципы отдельных административно-правовых институтов, например, института государственной службы, получили текстуальное закрепление.

    Принцип законности является основополагающим принципом не только административного права, но и правового государства. В англосаксонской системе выглядит как принцип господства права («государство располагает соответствующими гарантиями, защищающими разумные интересы индивида»). В соответствии с этим принципом все действия администрации относительно гражданина должны быть урегулированы или предписаны законом.

    В континентальной системе принцип законности конкретизируется через ряд принципов – принцип верховенства закона, принцип основанности на законе или принцип оговорки (в смысле оговоренности) в законе.

    Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина . Этот принцип устанавливает не только границы действия норм административного права, но и цели деятельности публичной администрации. Административно-правовое регулирование допустимо, если оно не нарушает прав и свобод человека и гражданина. Вторжение, вмешательство в сферу этих прав возможно только на основании предписания в законе и должно быть разумно обоснованным. Естественные права человека носят абсолютный характер, а полномочия администрации – относительный и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами.

    Некоторыми учеными выдвигается как отдельный принцип, некоторыми описывается в составе предыдущего – принцип пропорциональности или соразмерности . На гражданина могут накладываться только те обязательства, которые необходимы для достижения публичной цели, и административные меры должны быть соразмерны с той целью. Следует выбирать наименее обременительные для человека меры.

    Принцип недискриминации или равенства граждан в отношениях с исполнительной властью.

    Принцип правовой стабильности (принцип правомерности и принцип правовой определенности ). Правовое регулирование должно быть стабильным, не изменяться постоянно, должны учитываться все действующие нормативные предписания. Администрация также не может отказаться от установленной ею правовой практики. Изменения должны быть обоснованными.

    Принцип разумности и необходимости обосновывается самой природой деятельности исполнительной власти как деятельности управленческой.


    См.: Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985. С. 115.

    Высшая группа: действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса; главная группа: государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса; ведущая группа: советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса; старшая группа: референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса; младшая группа должностей: секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

    Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и публичными интересами или законными интересами граждан, организаций.

    Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

    Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными . Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет , если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет.

    Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

    Допускается сочетание различных форм получения образования.

    Утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ.

    Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством РФ.

    Maurer H. Указ. раб., с.15.

    Понятие принципов административного права

    Определение 1

    Принципы административного права понимаются как основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм.

    Административное право, как и прочие отрасли права, обладает как набором общих принципов, характерных для права в целом, так и собственными особыми принципами, придающими уникальность административному праву.

    Определение 2

    Принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

    Ранее указанное положение подтверждается тем фактом, что в тех основных отраслях права, которые под собой имеют законодательную основу в виде кодексов, законодатель вынес основополагающие принципы в самое начало данных актов, как бы подчеркивая, что именно эти положения являются отличительной чертой конкретной отрасли.

    Принципы административного права

    Административное право, в отличие от иных отраслей, например налогового права или семейного, не имеет особого единого перечня принципов данной отрасли. Основные принципы административного права содержит в себе Кодекс об административных правонарушениях. Он особо выделяет такие принципы как равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с совершением административного правонарушения.

    Многочисленные акты, которые регламентируют вопросы административного права, содержат в себе множество различных принципов, в том числе общеправовые, свойственные всем отраслям права, межотраслевые, которые характерны для группы отраслей, которые имеют направленность публично – правового характера, а также принципы, которые подчеркивают индивидуальность административного права как отрасли.

    Изначально следует обратить внимание на общеотраслевые принципы, которые можно применять к отрасли административного права. К таким в частности можно отнести:

    1. Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
    2. Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

      Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

      Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа - положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты - источники административного права.

      Принцип гласности. Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права.

    К числу принципов, относящихся к межотраслевым, которые также применимы к административному праву можно отнести:

    • принцип федерализма;
    • принцип разделения властей;
    • принцип признания местного самоуправления;
    • принцип разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Замечание 1

    Большую часть принципов административного права составляют принципы, которые можно назвать отличительными особенностями собственно административного права. Как правило, эти принципы, которые будут указаны позднее, определяют содержание какой-либо из определенных сфер административно-правового регулирования. К таким, например, можно отнести принципы организации деятельности государственной гражданской службы: стабильность гражданской службы; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

    Выводы

    Рассмотрев некоторые принципы, на которых базируется административное право, можно сделать следующие выводы:

    1. перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
    2. формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы.
    3. Важно, что любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1.1 Общие принципы права

    Заключение

    Список использованных источников

    Введение

    Рассмотрение основополагающих вопросов административного права предполагает анализ принципов административного права. В административно-правовой теории под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений. Понятно, что принципы различных отраслей права различаются по своему содержанию и характеристикам.

    В российской юридической литературе теория принципов административного права пока не получила достаточного освещения. Между тем изучение этого вопроса имеет важнейшее значение для понимания, анализа и совершенствования самого административного права, а также его важнейших институтов и подотраслей, для направления законотворческой деятельности в области административного права, дальнейшего развития всего механизма административно-правового регулирования, создания нового административного законодательства, укрепления законности в управленческой деятельности, улучшения правоприменительной и правотворческой деятельности органов исполнительной власти.

    Вопрос о принципах административного права является важнейшим в структуре и содержании административно-правового регулирования общественных отношений. Термин «принципы административного права» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение всего административного права.

    В теории принципов административного права особый интерес представляют следующие три вопроса: 1) понятие принципов административного права; 2) законодательное закрепление принципов; 3) виды и содержание принципов.

    Единого перечня принципов данной отрасли, как это происходит в ситуации другими отраслями права в законодательстве нет. Основной кодифицированный акт современного российского административного права - КоАП РФ - делает акцент на принципах, определяющих содержание важного, но не единственного блока административного права - законодательства об административных правонарушениях. Так, КоАП РФ особо выделяет такие принципы, как равенство перед законом (ст. 1.4), презумпция невиновности (ст. 1.5), обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст. 1.6). Законодатель не может и не должен определять понятие принципов административного права, хотя он и перечисляет их в том или ином виде в различных законодательных и иных нормативных правовых актах.

    Принципы административного права отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования исполнительной власти, управления и его персонала, определяя содержание сложных взаимоотношений внутри данной системы.

    Цель данной курсовой работы заключается в анализе фундаментальных принципов, на которых базируется административное право. Некоторые из этих принципов закреплены в конституции, а другие почерпнуты из более глубоких источников политической морали. Под политической моралью здесь понимаются нормативные исходные положения, на которых основываются современные, либеральные, демократические общества. Например, положение о том, что с каждым человеком надо обращаться с уважением, является центральным в либеральной демократии и создает основу, из которой законодатели, администраторы и суды могут извлекать более конкретные правила и принципы того, как следует обращаться с людьми в процессе административных действий.

    Обычно принципы права подразделяются на общие принципы и принципы его институтов. Общие принципы административного права базируются на основных началах права, отражают его сущностные элементы, закономерности создания и развития механизма правового регулирования.

    В административно-правовой литературе вопросам общих принципов административного права уделено, к сожалению, мало внимания. В современной учебной литературе обычно выделяются следующие принципы: демократизм нормотворчества и реализации права; равенство граждан перед законом и правоприменителем; взаимная ответственность государства и личности; федерализм; гуманизм; законность. К принципам административного права следующие: 1) иерархичность построения субъектов административного права и их отношений; 2) подзаконность деятельности; 3) функционально-специализированный характер деятельности; 4) участие граждан и их объединений в государственном управлении; 5) осуществление властных полномочий профессиональным специально созданным аппаратом и его служащими.

    1.Понятие принципов административного права

    1.1 Общие принципы права

    Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

    Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы - это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в Конституциях либо важнейших законах

    Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой.

    В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

    К общеправовым относят такие принципы, как:

    1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

    2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

    3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

    4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

    5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

    6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

    7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

    8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

    Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

    Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

    Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве - презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда; в земельном праве - принцип целевого характера использования земли и т.п.

    Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

    1.2 Принципы административного права

    Административное право создается и развивается как средство правовой регламентации управленческих отношений в системе социального управления, следовательно, сами управленческие отношения должны стать исходным началом в определении принципов административного права В. А. Юсупов, обосновывая роль и значение административного права в теории и практике управления, подчеркивал, что в принципах административного права интегрируются как общие начала права, так и основные идеи организации управления. Под принципами административного права ученый понимает основные начала (комплексы идей), которые характеризуют его содержание, закрепляют закономерности развития и определяют механизм административно-правового регулирования управленческих отношений. Он также отмечает, что принципы административного права формируются под воздействием двух основных начал: 1) управленческие и социальные потребности; 2) диалектика идей о путях и формах государственного строительства.

    В определениях принципов права в целом и принципов административного права нельзя не увидеть органической связи. Принципы права -- это интегративные элементы в самом праве. Принципы права -- это "идейная пружина" всего механизма правового регулирования, основные начала, характеризующие содержание норм и правоприменительных актов, показывающие главные направления их функционального воздействия на общественные отношения.

    Можно говорить о принципах-идеях административного права. К ним относятся идеи правовой государственности, эффективности и разумности государственного управления, гуманизма действия административно-правовых норм, демократии, равенства всех субъектов права, справедливости, добросовестности, незлоупотребления правом. Следовательно, с принципами административного права должны считаться основные идеи, на которых построен механизм административно-правового регулирования. Принципы административного права отражают глубинные связи и закономерности, находящиеся в недрах системы управления и управленческой деятельности или связанные с осуществлением управленческих функций.

    Принципы административного права объединяют общими идеями все входящие в него институты и подотрасли; это законность управления, судебная защита прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений публичного управления, неотвратимость ответственности за нарушение и т. д. Например, институты государственной службы, правового акта управления и административной ответственности должностных лиц во многом базируются на одних и тех же принципах административного права, а именно на обеспечении законности управленческой деятельности, демократизме, соответствии форм и методов управления целям и задачам управления и пр.

    При классификации принципов административного права, как и при изучении принципов государственного управления, целесообразно выделять конституционные (политико-юридические) и организационные принципы. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизмы построения и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. Конституционные принципы административного права можно различать и по их нормативному закреплению (по источникам правового регулирования). В этом случае они устанавливаются конституционно-правовыми нормами и являются конституционно-правовыми основами административного права. При этом специальные законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие административно-правовые отношения, определяют особые отношения управленческого характера и их основополагающие положения также могут претендовать на статус принципов административного права.

    право нормотворчество принцип народовластие

    2.Система принципов административного права

    Создание системы принципов административного права обусловлено существованием интересов самого административного права и имеет целью упорядочение и обеспечение взаимодействия многочисленных правовых норм, действие которых направлено, в сущности, на достижение целей и решение задач административного права.

    Принципы административного права оказывают, таким образом, существенное значение на содержание административно-правовых норм, процедуру управления, административное нормотворчество, правоприменительную административную и охранительную деятельность, правовые акты управления, административный процесс, а в целом и на правосознание субъектов управления (управленческой деятельности).

    Поскольку административное право является комплексной правовой отраслью, содержащей нормы и других отраслей (подотраслей) права, а его нормы взаимодействуют с нормами других отраслей права, то на содержание его принципов непосредственное влияние оказывают общая теория права, другие отрасли права и, в особенности, теория административного права. Следовательно, важнейшим средством воздействия на формирование принципов административного права являются принципы государственного управления, принципы функционирования самого государства и его государственной службы.

    Принципы административного права выполняют важные функции: они устанавливают основы правового статуса субъектов права, основы взаимодействия их с государством и между собой, фиксируя их основные права, обязанности, запреты, ограничения и ответственность. Принципы административного права выражают и охраняют систему общечеловеческих ценностей, включающую такие важнейшие ценности, как права человека, демократизм государственной власти, защита публичных интересов. Принципы административного права являются "ориентирами" деятельности многочисленных субъектов права; они служат критериями правомерности поведения участников административно-правовых отношений.

    Характерной чертой принципов административного права является их взаимообусловленность и взаимосвязанность, и лишь во взаимодействии они сполна могут выполнить свои функции и назначение.

    Принципы административного права в той или иной форме содержатся в многочисленных законодательных актах, что обусловлено необходимостью придания им правового характера. Принципы административного права, разумеется, должны соответствовать общим принципам права (добросовестность, ответственность за правонарушение, незлоупотребление правом, обязательность контроля).

    Наличие принципов административного права и принципов его институтов и подотраслей -- необходимое условие и для выделения данной отрасли в качестве самостоятельной правовой отрасли.

    Главным назначением принципов административного права является установление характера административно-правового регулирования конкретных общественных отношений, закрепление особого правового режима реализации субъективных прав, обязанностей, полномочий конкретных субъектов административного права.

    Принципы административного права - это обобщенные нормы, которые отражают главные характерные черты, а также выделяют основное содержание административного права. При этом они имеют не только чисто юридический вес, но и особое политическое и моральное значение. Принципы необходимы для законного и эффективного функционирования системы административно-правовых отношений, а также других отраслей современного российского права. Принципы отражают коренные интересы субъектов административного права (граждан, государственных органов, их служащих и пр.). С субъективной точки зрения участников административно-правовых отношений, принципы административного права отражают публичные интересы, а также уровень осознания субъектами права закономерностей правоотношений, своих интересов и интересов общих.

    Анализируя сформулированные в различных актах административного права принципы, мы можем сделать вывод о том, что ему присущи принципы как общеправовые, свойственные всем отраслям российской системы права, межотраслевые, характерные для группы отраслей, имеющих публично-правовую направленность (конституционное, административное, уголовное, уголовный процесс), так и принципы, подчеркивающие индивидуальность административного права как отрасли.

    2.2 Конституционные принципы административного права

    Принцип законности. Этот принцип можно также назвать принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, устанавливающими организацию и функционирование исполнительной власти, государственного управления, деятельность государственных служащих, обеспечение прав и свобод граждан. Орган исполнительной власти обязан осуществлять управленческую деятельность только в пределах предоставленной законом компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации; этот принцип означает также, что и государственные служащие вправе осуществлять полномочия только в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями. В государственных органах могут приниматься только конкретные правовые акты управления, обеспечивая при этом в обязательном порядке соответствие управленческих решений требованиям законности, целесообразности и эффективности; правовые акты управления должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к такого рода нормативным правовым документам.

    Административное право включает в систему своих правовых источников множество законодательных и иных нормативных актов: федеральных конституционных законов и федеральных законов, постановлений Правительства РФ, конституций и уставов субъектов РФ, должностных инструкций и т. д. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы и ее отдельных элементов, а также правовых отраслей, подотраслей и институтов права.

    Верховенство федеральных законов предполагает строгое и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    Принцип верховенства законов в системе административного права -- это новый принцип, наполненный ныне демократическим содержанием; он означает законность организации и деятельности органов государственной власти, вытекающую из принципа законности в государственном управлении, законности в осуществлении субъектами исполнительной власти управленческих действий. Принцип законности нарушается в случае несоблюдения органами публичной власти установленного режима законности, т. е. когда их управленческие действия противоречат зафиксированным нормативным установлениям. Принятие подзаконных актов административно-правового характера должно осуществляться на основе и во исполнение законов. Ведомственные нормативно-правовые акты, которые регламентируют Управленческие отношения, приобретают юридическую силу только после их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

    Принцип законности предполагает, что организация и деятельность государственного управления регулируются правовыми нормами и проводятся в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений.

    Принцип законности означает, что органы исполнительной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, а равно общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, являющиеся составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

    Принцип законности предусматривает, что исполнительные органы Российской Федерации обязаны соблюдать правовые условия договоров с ее субъектами, а также Конституцию, законодательные и иные нормативные акты, принятые в республиках, краях, областях, городах федерального значения в пределах их компетенции.

    Принцип законности подразумевает, что все непротиворечащие законодательству Российской Федерации и принятые в пределах полномочий органов государственной власти законодательные и нормативные акты субъекта федерации обязательны для исполнения на его территории.

    Наконец, принцип законности исходит из того, что все органы исполнительной власти и их должностные лица надлежащим образом (а не ради удовлетворения своекорыстных интересов) реализуют свои права и обязанности, обеспечивают государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ).

    Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты. Права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.

    Лица, постоянно проживающие на территории государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. Российское государство, установив в Конституции права и свободы человека и гражданина, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры и охраны правопорядка гарантировать их реализацию и защиту.

    Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно, т. е. если человек руководствуется ими, то его поведение считается правомерным и, таким образом, кроме конституционного установления не требуется дополнительного подтверждения их действия и необходимости реального их обеспечения со стороны государственных органов и государственных служащих. Вместе с тем правомерность поведения, непосредственно определяемая конституционными правами и свободами, не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны, поскольку в ряде случаев предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 Конституции РФ и др.).

    Анализируемый принцип административного права особенно ярко проявляется тогда, когда речь идет о взаимоотношениях властвующей исполнительной власти с ее государственными и муниципальными служащими, с одной стороны, и гражданами с их правами, свободами, пожеланиями, соображениями, жалобами -- с другой.

    Государственные органы и их служащие призваны обеспечивать и защищать конституционно-правовой статус гражданина. Конституция РФ в ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственные служащие всех органов государственной власти, осуществляя правоприменение и исполняя соответствующие полномочия, руководствуются прежде всего необходимостью признания, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Провозглашенные и установленные в Основном законе страны права и свободы являются незыблемыми и обязательными для обеспечения их реализации со стороны государственных служащих. Произвол исполнительной власти по отношению к гражданам и их требованиям недопустим. Важным является требование законодателя, чтобы власть (государственные органы и служащие) прежде всего признавали права и свободы человека и гражданина, т. е. подчинялись бы воле законодателя, устанавливающего систему прав и свобод человека и гражданина. Признание этих прав и свобод влечет за собой обязанность государства соблюдать и защищать их, т. е. делать все возможное для гарантии гражданину принадлежащих ему прав и свобод.

    Деятельность государственных органов в конечном счете должна быть направлена на претворение в жизнь и защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Все государственные органы и государственные служащие (должностные лица) в пределах своих полномочий обязаны неукоснительно обеспечивать:

    реализацию на практике равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств;

    пресечение любых форм ограничений прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности;

    создание равных возможностей для реализации своих прав мужчинами и женщинами (ст. 19 Конституции РФ);

    охрану достоинства личности, недопущение его умаления ни по каким основаниям органами управления и должностными лицами (ст. 21 Конституции РФ);

    защиту частной собственности наравне с государственной и общественной (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

    государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ).

    Следовательно, сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и всех других сферах жизни.

    Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Этот принцип иногда называют принципом федерализма. Административное право регламентирует организацию государственной власти в РФ, устанавливает единую систему органов государственной власти, которые в свою очередь состоят из множества государственных должностей. Государственная власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 Конституции РФ является многонациональный народ России. Никакой государственный орган, а следовательно, никакой вид государственной службы или никакие государственные служащие не могут претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Они исполняют лишь соответствующие функции государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Государственные органы осуществляют свою компетенцию лишь в установленных законодательными актами пределах и только при реализации строго определенных функций государственной власти. Россия является федеративным государством, поэтому государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Таким образом, между государственными органами Российской Федерации и органами входящих в нее субъектов предусматривается разграничение предметов ведения и полномочий.

    В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации устанавливается, во-первых, Конституцией, во-вторых, Федеративным договором и, в-третьих, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В Конституции РФ разграничение ведения закреплено в ст. 71--73. В ст. 71 указано все то, что отнесено к ведению РФ; в ст. 72 определены предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. В ст. 73 отмечено, что субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

    Следовательно, вся система органов исполнительной власти, государственное управление и государственная служба должны организовываться и функционировать в соответствии с разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Государственными органами решаются задачи и осуществляются функции только в тех пределах, которые устанавливаются Конституцией РФ.

    Принцип единства распространяется на все ветви государственной власти в РФ. Например, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами Федерации федеральные органы исполнительной власти России образуют единую систему исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ). Для реализации своей компетенции федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

    Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации вправе передавать им часть своих полномочий и, наоборот, органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами могут передавать часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам России (равно как и законодательным актам субъектов Федерации - ст. 78 Конституции РФ). Принцип единства исполнительной власти обусловлен целостностью экономического пространства, т. е. свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, рыночной конкуренцией, свободой экономической деятельности на всей территории России (ст. 8 Конституции РФ) и определяется рамками ст. 71--73 Конституции России, предусматривающих компетенцию России и совместную компетенцию ее и субъектов Федерации.

    Реализация принципа единства исполнительной власти требует постоянного согласования действий, ибо нередко невыполнение органами исполнительной власти России своих обязательств влечет ответные меры со стороны исполнительной власти ее субъектов и отрицательно сказывается на результативности государственного аппарата в целом, препятствует развитию экономических связей регионов и создает диспропорции в социальном и экономическом развитии.

    Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяет свое регулирование на специфическую сферу общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти (не следует забывать, что административное право регулирует определенные отношения в системе законодательной и судебной власти -- так называемые внутренние, внутриаппаратные, управленческие отношения).

    Государственная власть в РФ разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, и каждый из них выполняет специфические задачи и функции. Соответственно выделяются три основные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждая из которых должна самостоятельно исполняться соответствующим органом государственной власти.

    На региональном уровне происходит аналогичное распределение полномочий государственных органов, принадлежащих различным ветвям государственной власти. Функционирование государственных органов в конечном итоге реализует на практике принцип разделения властей, который действует только на уровне государственной власти; т. е. это положение не относится к системе местного самоуправления в РФ, поскольку согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем аналогичное распределение полномочий и разграничение предметов ведения между представительными органами и исполнительными органами муниципальной власти существует и имеет нормативное закрепление.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ (вне пределов ведения федеральных органов и полномочий по предметам совместного ведения) обладают всей полнотой власти (ст. 73 Конституции России). Вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов должны решаться по взаимному согласованию. При разрешении разногласий между органами власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации значительная роль отводится Президенту РФ, который вправе использовать согласительные процедуры, а при недостижении согласованного решения передать разрешение спора на рассмотрение суда (ст. 85 Конституции РФ).

    Анализируя принцип разделения государственной власти, следует помнить и о независимости каждой из ее ветвей. Особенно важно рассмотреть некоторые аспекты самостоятельности исполнительной власти. Статья 10 Конституции РФ определяет, что органы исполнительной власти, а также органы законодательной и судебной властей самостоятельны. Это значит, что представительные органы власти России и ее субъектов уполномочены заниматься законодательством и не должны подменять исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти.

    Этой же цели служит ст. 83 Конституции РФ, предусматривающая, что Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства России и единолично по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей председателя Правительства и министров.

    В то же время самостоятельность исполнительной власти не исключает ее подотчетности в известных пределах представительным органам власти. Так, Федеральное Собрание утверждает бюджет и контролирует его исполнение. Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству (ст. 101, 103, 106 Конституции РФ). Более широкие контрольные полномочия представительных органов власти предусмотрены в конституциях большинства республик -- субъектов РФ, в предлагаемых проектах Уставов субъектов РФ, находящихся на рассмотрении в представительных органах власти краев и областей. Однако степень этого вмешательства имеет весьма ограниченный характер и не препятствует принятию исполнительными органами власти оперативных решений.

    Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении; принцип эффективного управления. Статья 32 (ч. 1) Конституции РФ декларирует, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Наиболее важным институтом непосредственного участия граждан в управлении делами государства в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ определяется государственная служба. Согласно этому положению, граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Данная конституционная норма соответствует ст. 25 (п. "с") Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

    Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".

    При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность и способности которых отвечают требованиям соответствующей государственной должности.

    Данный принцип административного права характеризуется также и тем, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). В Российской Федерации гарантируется государственная защита всех прав и свобод человека и гражданина, в том числе и защита права на участие в государственном управлении. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд в установленном федеральным законом порядке.

    В рамках данного принципа рассматривается вопрос об административном нормотворчестве в системе государственных органов. Органы государственного управления осуществляют и нормотворческую деятельность, создают многочисленные нормативные правовые акты с целью конкретизации положений, содержащихся в законодательных актах. Важно, чтобы процедура административного нормотворчества устанавливалась нормативным путем и позволяла участвовать в этом процессе и гражданам, которые при этом реализовывали бы свое право на участие в управлении.

    Принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом. Права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное действие. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

    Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма заключается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Особенно важно строить административно-правовые отношения между государством, гражданами и другими субъектами административного права, возникающие в сфере действия норм административно-деликтного права, в области применения административного принуждения и административной ответственности.

    2.3 Организационно-функциональные принципы административного права

    Эти принципы административного права по значимости и роли в системе механизма административно-правового регулирования можно назвать организационно-функциональными. При этом необходимо подчеркнуть, что это выделение условно, ибо конституционные нормы также имеют большое значение для конструирования этих принципов в законодательных актах. Перейдем к рассмотрению указанных принципов.

    Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих (принцип вертикальной подчиненности в системе управления). Контроль представляет собой одну из основных функций государственного управления. Административно-правовые отношения пронизаны контрольными механизмами и регламентируются множеством федеральных законов и иными нормативными правовыми актами. Контрольно-надзорная деятельность -- обязательный спутник административно-правовых отношений. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления. Надзорные органы должны также обеспечивать законность в деятельности государственных служащих.

    Данный принцип призван обеспечивать нормальную деятельность государственных органов (государственной администрации) с учетом того, что весь государственный аппарат построен на традиционных принципах организации управления: иерархичность в построении структуры государственной администрации и государственных органов; принцип разделения компетенции государственных органов и полномочий государственных служащих, четкое определение их в специальных законах, положениях и инструкциях; фиксирование полномочий, прав, обязанностей и ответственности государственных служащих; взаимосвязь отраслевого и межотраслевого начал в государственном управлении, а также учет территориальных факторов; сочетание коллегиальности и единоначалия; построение системы управления при сочетании линейных и функциональных начал.

    Принцип подконтрольности определяет следующие важнейшие положения: во-первых, принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения обязательны для исполнения нижестоящими государственными служащими; во-вторых, эти решения должны быть Законными, т. е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий; в-третьих, они не должны противоречить законам.

    Государственный аппарат достаточно сложно структурирован и состоит из государственных должностей, структурных подразделений и других административных образований. Отсутствие принципа обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями, может породить в системе управления хаос, безответственность чиновников, злоупотребления по службе и т. п.

    Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению. Согласно этому принципу едиными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственному управлению, так и к государственной службе (а следовательно, и к государственному служащему): к организации управления, к установлению стандартов управленческой деятельности и требований к служащим, к порядку взаимоотношений и взаимодействия между органами управления, к определению квалификационных требований к служащим, требований по выполнению ими своих должностных обязанностей и т. д.

    Единство основных требований, предъявляемых к государственному управлению и государственной службе, способствует укреплению справедливости и созданию хорошего морального климата в государственных органах, а также качественному исполнению служебных функций.

    Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления. Административное право устанавливает правовые основы управленческой деятельности в государственных органах. Следовательно, государство должно обеспечивать профессиональное выполнение публичных задач и функций. Это действительно важнейший принцип административного права, ибо с его помощью можно судить о степени соответствия самого государства с его многочисленными органами тем целям, которые оно провозгласило в качестве государственных.

    Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Профессионализм предполагает прежде всего знание (наличие образования) особенностей соответствующей управляемой сферы: врач -- системы управления здравоохранением, педагог - - системы управления народным образованием, юрист - - правовой службы в любой отрасли управления и т. д. Государственные и муниципальные служащие обязаны иметь также определенную подготовку в области теории управления, конституционного, административного и других отраслей права, которые напрямую относятся к сфере их профессиональной деятельности.

    Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является ведущим началом при организации и функционировании государственной службы. Это не только одно из основных требований, определяющих формирование и практическую деятельность персонала, но и необходимое правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на осуществление должностных полномочий.

    Профессионализм в государственном управлении обеспечивается компетентностью и профессионализмом самих государственных служащих. Компетенция -- это властные полномочия, тот или иной объем государственной деятельности, возложенный на данный орган, или круг предусмотренных правовым актом вопросов, которые правомерен разрешать орган. Полномочия -- это конкретные права, характеризующиеся распорядительством и наличием административных функций и позволяющие государственному служащему осуществлять задачи государственных органов. Иными словами, это права и способность государственного служащего решать конкретные задачи и выполнять важные функции, реализуемые при наличии у него компетентности.

    Органы исполнительной власти наделены государством специальной компетенцией, которая реализуется в специальных правовых формах, отличающихся по характеру труда служащих от правовых форм деятельности государственных органов других ветвей власти. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. Зафиксированная в нормативных актах компетенция органов исполнительной власти устанавливает самостоятельность этих органов и одновременно отличает их от органов других ветвей государственной власти, от негосударственных органов, организаций и общественных объединений.

    Профессионализм как принцип подбора, расстановки и перемещения кадров одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из трех конституционно закрепленных ветвей государственной власти; в органах исполнительной власти он имеет специфическое содержание, особые черты и формы проявления.

    Принцип гласности в осуществлении государственного управления. Административное право, регулируя процедуру государственного управления, должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности. Принцип гласности в системе управления -- важнейшая правовая основа обеспечения выполнения государством провозглашенных целей; этот принцип обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, на его органы исполнительной власти с целью достижения истины и эффективности.

    Данный принцип обеспечивает возможность получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих. Государственная управленческая деятельность должна организовываться и осуществляться на принципе гласности. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности государственных органов и их служащих. Это благоприятно влияет на общественное мнение, под воздействием которого работа как всего государственного аппарата, так и государственного служащего (персонала) может улучшиться.

    Суть этого принципа заключается в участии граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Непосредственное участие граждан в управлении выражается в индивидуальных (выражение своего мнения при проведении референдумов, реализация права на принесение жалобы), в коллективных (участие в митингах, забастовках и др.) формах, а также в деятельности общественных объединений, выполняющих отдельные функции государственного управления.

    Подобные документы

      Предмет административного права. Метод административного права. Функции и принципы административного права. Место административного права в российской правовой системе. Представление о сущности и месте административного права.

      курсовая работа , добавлен 20.05.2006

      Административное право как отрасль публичного права и регулятор отношений в области организации и функционирования публичного управления. Функции, принципы и источники административного права. Методы и виды административно-правового регулирования.

      реферат , добавлен 19.08.2015

      Организация и функционирование системы исполнительной власти и государственной администрации. Метод административно-правового регулирования. Функции и принципы административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

      реферат , добавлен 01.03.2013

      Сущность понятия "административное нормотворчество". Место нормотворчества в системе административного права. Особенности и анализ состояния современного административного нормотворчества. Проблемы и перспективы развития административного нормотворчества.

      курсовая работа , добавлен 24.06.2009

      Предмет, источники, субъекты и методы административного права. Административно-правовые нормы. Предмет регулирования административного права. Организационные принципы государственного управления. Основные признаки административного правонарушения.

      презентация , добавлен 20.12.2015

      Правовое регулирование общественных отношений. Понятие, виды и особенности норм административного права. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти. Виды актов реагирования прокурора на нарушения законности в порядке общего надзора.

      контрольная работа , добавлен 19.08.2013

      Административно-правовое регулирование - воплощение в действиях физических и юридических лиц предписаний действующего административного законодательства. Понятие реализации норм административного права и классификация форм. Общественные отношения.

      курсовая работа , добавлен 15.12.2008

      Понятие субъектов административного права. Правовое обеспечение общественных объединений как участников административного права РФ. Особенности административно-правового статуса политических партий, религиозных объединений, профессиональных союзов.

      курсовая работа , добавлен 27.08.2012

      Органы исполнительной власти и государственные служащие как субъекты административного права. Особенности правовой деятельности государственных служащих. Место участников административно–правовых отношений в системе административного права России.

      курсовая работа , добавлен 12.03.2010

      Понятие и признаки системы административного права как комплексной отрасли российского права. Административно-правовые институты и подотрасли: служебное, политическое и образовательное право. Содержание Общей и Особенной частей административного права.

    Библиографическое описание:

    Нестерова И.А. Принципы административного права [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    Административное право является той отраслью права, которая базируется на четко сформулированных принципах, направленных на регулирование бесперебойной работы государственного аппарата. Анализ действенности принципов административного права позволит усовершенствовать нормативно-правовую составляющую государственного управления и облегчить выполнение государством его ключевых функций.

    Прежде чем обратить свое внимание на трактовку принципов административного права, необходимо определиться что же такое принцип в рамках правовой науки в целом. В современной правовой науке под принципами права принято понимать закрепленные в праве руководящие идеи, определяющие характер, основания и объем правового регулирования общественных отношений.

    Принципы права подразделяются на общие, характерные для права в целом, и отраслевые принципы, отражающие особенности отраслевого правового регулирования.

    Разобравшись с общим понимание принципов права, нужно обратиться к пониманию принципов административного права в современной науке.

    Понятие принципов административного права

    Принципы административного права выражают его сущность, основные идеи, требования. Отражая объективные закономерности и тенденции развития общества и государства, принципы административного права есть понятия субъективные. Являясь выражением публичного интереса, они находят свое закрепление нормативными правовыми актами, в которых всегда звучат отголоски государственной идеологии, царящей в данный конкретно исторический момент .

    Правовые принципы, на которых базируется административное право, служат правовыми стандартами организации и функционирования всей системы государственного управления, деятельности органов и должностных лиц всех ветвей власти.

    Классификация принципов административного права

    На основе теоретически обоснованных научно-правовых положений выводятся базовые принципы современного административного права демократического государства. К их числу можно отнести систему принципов административного права представленную на рисунке ниже.

    В теории административного права выделяются различные группы принципов, всю совокупность которых ученые классифицируют по ряду оснований. В качестве примеров можно привести следующее:

    • В.А. Юсупов считал, что принципы административного права подразделяются на общие принципы отрасли и принципы институтов
    • Ю.Н. Старилов выделял конституционные и организационно-функциональные принципы административного права .
    • Б.Н. Бахрах выделял эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимную ответственность государства и личности, как основные принципы административного права.

    В современном административном праве наиболее перспективной является классификация предложенная Б.Н. Бахрах. Рассмотрим каждый из них подробнее.

    Принцип эффективности административно-правового регулирования и административного управления означает, что действие административного права основывается на необходимости достижения определенных и существенных для государства целей.

    Принцип законности административного права состоит в том,.что субъекты управленческих отношений должны сообразовывать свою деятельность с требованиями законно установленных административно-правовых норм исходя из их административно-правового положения.

    Принцип гуманизма административного права состоит в полном и безоговорочном признании приоритета общественных ценностей.

    Принцип взаимной ответственности государства и личности состоит в том, что законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц.

    Принципы административного права получили свое закрепление и выражение в многочисленных нормах законодательства.

    Литература

    1. Агапов А.Б. Административное право – М.: Юрайт, 2015
    2. Бахрах Д. Н.Административное право. – М.: Норма, 2015
    3. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права – М.: Норма, 2002. Т. 1
    4. Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985.
    5. Cистема и принципы административного права // [Электронный ресурс] Режим доступа: