Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Служебная и коммерческая тайна. Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

    Служебная и коммерческая тайна. Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

    Информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Объем ее поистине необозрим, что делает первейшим условием работы с информацией вообще и правового регулирования в частности классификацию информационных процессов, т. е. процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

    Классификация информации проводится в зависимости от целей ее освоения по различным критериям. С точки зрения правового регулирования важнейшим из них является доступность информации. По общему правилу государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Правовое регулирование рыночных, предпринимательских отношений призвано гарантировать проведение этого правила на практике. Примером может служить постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке". Данным постановлением с 1 июля 1997 г. запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.

    Исключение из общего правила об открытости и доступности информации составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную. Статья 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческой тайны возникают у обладающих ею физических и юридических лиц между собой, с имеющими доступ к ней работниками, с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти отношения регулируются Конституцией РФ (см., например, ст. 23, 24, 29, 34), Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации", "Об основах государственной службы Российской Федерации", Таможенным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ. Вопросы служебной и коммерческой тайны находят отражение практически в каждом федеральном законе, связанном с регулированием предпринимательской деятельности. Всего в этой сфере по подсчетам специалистов действует более ста законодательных и иных нормативно-правовых актов. Эти акты содержат две группы правовых норм: распространяющиеся на служебную и коммерческую тайну в целом и лишь на отдельных участников конфиденциальных информационных отношений.

    Действие правовых норм начинается с момента отнесения информации к служебной или коммерческой тайне. Решает этот вопрос сам потенциальный обладатель конфиденциальной информации -- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (коммерческая либо некоммерческая организация). Обычно такое право предоставляется руководителю юридического лица. Самое главное здесь, с одной стороны, избежать ошибок в определении информации, включив в соответствующий перечень именно те сведения, которые действительно составляют служебную или коммерческую тайну, а с другой -- дать обстоятельное квалифицированное описание этих сведений и установить особый режим их использования с тем, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов при оценке той или иной информации как представляющей служебную или коммерческую тайну или не представляющей таковой.

    Конкретная информация обладает качеством служебной или коммерческой тайны при наличии одновременно трех условий. Во-первых, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силе неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что информация не только нова, оригинальна, но и имеет в настоящее время или может приобрести в будущем потребительскую стоимость, т. е. является товаром, представляет интерес для субъектов коммерческой деятельности, может выступать предметом купли-продажи, обмена или иного обращения на рынке. Во-вторых, к ней нет свободного доступа на законном основании, т. е. обладатель информации не обязан представлять ее (возмездно или безвозмездно) лицам, нуждающимся в такой информации. В-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности: не разглашает в средствах массовой информации, не помещает на стендах, в рекламе, не хранит в общедоступных местах и т.п. Таким образом, служебная и коммерческая тайна есть охраняемое законодательством право индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций на засекречивание сведений о своей производственной, экономической и финансовой деятельности, которые, став известными конкурентам или иным посторонним лицам, могут причинить материальный и (или) моральный вред первоначальным обладателям этих сведений.

    При решении вопроса о коммерческой и служебной тайне индивидуальные предприниматели и юридические лица нередко сталкиваются с двумя трудностями. Первая вызвана тем, что они могут оказаться обладателями (собственниками) информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне. Последняя, как и конфиденциальная информация, входит в категорию ограниченного доступа, но с более строгим правовым режимом. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой, регулируются Законом РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. Постановлением Правительства РФ от 2 июля 1997 г. № 973 утверждено Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам.

    Перечень сведений, которые могут быть расценены как государственная тайна, дан в ст. 5 Закона "О государственной тайне". Перечень включает информацию в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики. Если сведения, отнесенные обладателем (собственником) информации к служебной или коммерческой тайне, касаются государственной безопасности и подпадают под указанный перечень, то компетентный государственный орган вправе принять решение об отнесении их к государственной тайне.

    Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с действующим законодательством. В случае отнесения документированной информации, находящейся в обладании (собственности) физических и юридических лиц, к государственной тайне государство имеет право выкупа у них этой информации. Обладатель (собственник) информационных ресурсов, содержащих государственную тайну, может распоряжаться ими только с разрешения компетентных органов государственной власти.

    В соответствии с Законом о государственной тайне Президент РФ соответствующими указами утвердил Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Правительство РФ 15 апреля 1995 г. приняло постановление № 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", а 4 сентября 1995 г. -- постановление № 870, которым утвердило Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Этими документами и следует, прежде всего, руководствоваться, имея дело с государственной тайной.

    Вторая трудность -- отграничение служебной тайны от коммерческой. Эта трудность, в отличие от первой, не имеет столь существенного значения. Решение этого вопроса предполагает, прежде всего, уяснение места служебной и коммерческой тайны в системе общественных отношений по поводу информации. Статья 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", подразделив документированную информацию с ограниченным доступом на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную, конкретное содержание последней не раскрывает. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. Цель Указа специфична: дальнейшее совершенствование порядка опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Однако предложенная в нем классификация соответствующих требований имеет общее значение, в том числе для понимания служебной и коммерческой тайны.

    Названный Указ все сведения конфиденциального характера подразделяет на шесть групп:

    џ персональные данные -- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

    џ сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

    џ сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. д.);

    џ сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них;

    џ служебная тайна -- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

    џ коммерческая тайна -- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

    Таким образом, общим критерием, отграничивающим и служебную, и коммерческую тайну от иных видов конфиденциальной информации, является их регулирование гражданским законодательством. Последнее же четкой грани между обеими тайнами не проводит: их правовой режим одинаков, а одно и то же лицо без всяких ограничений может быть обладателем и той, и другой тайны. Лишь в отдельных случаях законодатель дает свою особую трактовку служебной или коммерческой тайны. Так, в ст. 31 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" служебной для целей этого Закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

    Согласно ст. 12 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Эти сведения, поступающие в органы государственной налоговой службы, составляют служебную тайну.

    В юридической литературе высказан и иной взгляд, когда служебная и коммерческая тайна рассматривается как охватывающая два разных института охраняемой информации. Один (служебная тайна) относится к публичному праву, а другой (коммерческая тайна) -- к гражданскому праву. В соответствии с приведенным взглядом к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную и военную тайну, относится информация о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т. д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций (например, налоговые органы при проверке организации имеют право доступа к ее договорам с контрагентами, но при этом информация о ценах, других условиях сделки приобретает статус служебной тайны, за разглашение которой служащий должен нести ответственность). Как следствие, делается вывод, что отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной, не могут регулироваться одним и тем же законом, а их объединение в одной статье ГК РФ ошибочно.

    Институт служебной и коммерческой тайны -- сравнительно новый в отечественном законодательстве. В условиях советской власти он отсутствовал. Ограниченный доступ устанавливался лишь для информации, составляющей государственную и военную тайну. Тогда, напротив, широко внедрялось так называемое социалистическое соревнование, когда передовые достижения предприятий, колхозов, совхозов в области техники, технологии, организации производства и труда активно пропагандировались средствами массовой информации, заинтересованные лица безвозмездно непосредственно на месте изучали их и затем внедряли у себя. В основном о существовании промышленного шпионажа, кражах экономических идей в странах капитализма мы узнавали из детективных романов.

    Одним из самых сложных вопросов при внедрении института служебной и коммерческой тайны оказалась ее правовая охрана. В России до середины 90-х гг. законодательство, по сути, не предусматривало сколько-нибудь эффективных мер защиты интересов лиц -- обладателей тайны в случае ее разглашения. В отдельных актах новейшего законодательства отмеченный недостаток постепенно преодолевается (например, ст. 183 УК РФ за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, установила уголовную ответственность), хотя очевидна необходимость принятия специального закона, посвященного служебной и коммерческой тайне.

    При использовании гражданско-правовых мер защиты служебной и коммерческой тайны важны три момента: определение способа защиты прав обладателей служебной и коммерческой тайны и меры ответственности за ее разглашение; кто может быть субъектом ответственности; условия, при которых ответственность наступает. В зависимости от обстоятельств разглашения тайны и участвующих в нем лиц может быть применен любой из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ. На практике чаще всего имеют место возмещение убытков (прямого ущерба и упущенной выгоды), признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления (также сопровождающееся возмещением убытков) и компенсация морального вреда.

    В число субъектов ответственности входят различные лица. Прежде всего, это те, кто незаконными методами получил информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну. Ими могут выступать любые физические лица, которые, не имея законного доступа к источникам соответствующей конфиденциальной информации, стали ее обладателями, например, путем воровства, грабежа, мошенничества и им подобных незаконных способов. Для наступления их ответственности никаких дополнительных условий, кроме совершения самого незаконного деяния, не требуется.

    Далее, к субъектам ответственности относятся работники, состоящие обладателем служебной и коммерческой тайны в трудовых правоотношениях на основании трудового договора (контракта). Это бухгалтеры, кассиры, экономисты, инженеры, техники и иные специалисты, референты, рядовые работники, имеющие доступ к конфиденциальной информации. Ответственность работника за разглашение служебной и коммерческой тайны наступает в случае, если ему заранее совершенно определенно, ясно и недвусмысленно было сообщено, какие сведения составляют коммерческую тайну, и именно их он разгласил. К сожалению, в действующем трудовом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие отношения по поводу служебной и коммерческой тайны, в частности устанавливающие ответственность за ее разглашение. Инициативу в устранении имеющегося пробела следует проявлять самим работодателям, используя для этого, прежде всего, локальное нормотворчество -- коллективные договоры, положения о служебных (должностных) обязанностях и т.п. Единственное упоминание на этот счет содержится в ст. 7 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. В соответствии с этим Законом органы исполнительной власти, работодатели и их объединения должны предоставлять профсоюзам, иным уполномоченным работниками представительным органам имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к установленной законодательством ответственности.

    Одним из самых распространенных и значимых видов конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную и коммерческую тайну.

    В соответствии со статьей 139 ГК Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

    Понятия служебная и коммерческая тайна имеют определенные различия. Считается, что состав и объем сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются государственными органами управления в отношении служебной и предпринимателем - в отношении коммерческой тайны.

    В ведомственных нормативных актах служебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Если сведения, которые принято относить к государственной тайне, носят обобщенный, межведомственный характер, то институт служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. В остальном же принципиальных различий между государственной и служебной тайной практически нет, поэтому в реальной жизни в соответствующих правовых актах служебная и государственная тайна рассматриваются как синонимы с той лишь разницей, что общественная опасность распространения сведений, составляющих служебную тайну, существенно ниже, чем государственной. Чаще всего к служебной тайне относят сведения, касающиеся: особенностей кадрового состава организации; структуры организации управленческого и производственного процесса; финансовой деятельности; состояния материально-технической базы и т.п.

    Коммерческая тайна является охраняемым законом правом на засекречивание производственных и иных операций для сокрытия их от конкурентов. Правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну, предоставляется гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также юридическим лицам, зарегистрированным на территории России. Правовая охрана распространяется на коммерческую тайну независимо от вида носителя информации и формы ее представления. Федеральным законом от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» предусмотрено, что право на коммерческую тайну не может быть использовано для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц.

    Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации. Вместе с тем его полномочия в этой части законом могут быть ограничены. Так, к коммерческой тайне не может быть отнесена информация:



    Об использовании имущества, содержащаяся в годовых отчетах фондов;

    Подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

    О деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций;

    О хранении, об использовании или о перемещении материалов и об использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья населения или окружающей среды, о соблюдении экологического и антимонопольного законодательства, об обеспечении безопасных условий труда, о реализации причиняющей вред здоровью населения продукции, о других нарушениях законодательства РФ, законодательства субъектов Федерации, а также содержащая сведения о размерах причиненных при этом убытков;

    О реализации государственных программ приватизации и об условиях приватизации конкретных объектов;

    О размерах имущества и вложенных средствах при его приватизации;

    О ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами;

    Для которой введены ограничения на установление режима коммерческой тайны федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом.

    Обладателю коммерческой тайны предоставлены широкие права. Он, в частности, имеет право: сам устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны; использовать коммерческую тайну в экономической деятельности, в том числе в собственном производстве товаров, работ или услуг; передавать другим лицам на основании договоров, а также включать указанную информацию в гражданский оборот иными способами; на правовую защиту режима коммерческой тайны; требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате случайности или ошибки. С другой стороны, обязавшийся не разглашать коммерческую тайну вправе рассчитывать на денежное или иное вознаграждение со стороны обладателя коммерческой тайны; на возмещение убытков, причиненных использованием информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицом в своих интересах.

    Обладатель коммерческой тайны имеет право устанавливать режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны - это система правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых обладателем коммерческой тайны и конфидентом коммерческой тайны (физическое или юридическое лицо, которому в силу служебного положения, договора или на ином законном основании известна коммерческая тайна другого лица) по обеспечению ограниченного доступа к соответствующей информации.

    Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств, содержащихся в договоре, заключенном с обладателем коммерческой тайны. В других случаях конфидент коммерческой тайны обязан соблюдать режим коммерческой тайны, установленный ее обладателем.

    Гриф коммерческой тайны содержит словосочетание «коммерческая тайна», свидетельствующее о принадлежности информации к коммерческой тайне. Указанный гриф обладатель коммерческой тайны или конфидент проставляют на носителе информации и (или) сопроводительном документе. На документах, содержащих коммерческую тайну и передаваемых в органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, гриф «коммерческая тайна» проставляется на носителях в обязательном порядке.

    Лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, самостоятельно определяет критерии вновь получаемой информации к коммерческой тайне, срок действия режима коммерческой тайны и совокупность мер по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении получаемой информации.

    Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение с соответствующими лицами соглашений (обязательств) о неразглашении коммерческой тайны. Если, к примеру, руководитель предприятия не заключит с сотрудниками, допущенными к секретам производства, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, он не будет иметь никаких правовых рычагов воздействия на лицо, нарушившее режим коммерческой тайны. Помимо договора с сотрудниками о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, у обладателя и конфидента коммерческой тайны есть и другие меры по обеспечению ее режима. Это в частности: установление особого порядка доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, проставление специального грифа на документах, ограничение круга лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Подчас сведения, составляющие коммерческую тайну, разделяются между отдельными сотрудниками предприятия. В целом же никто, включая руководителя, не обладает полным набором информации о технологии производства. Например, так с секретами работают на всемирно известной фирме Coca-Cola, где с момента образования предприятия никому не удалось узнать тайну изготовления этого напитка.

    Режим коммерческой тайны может быть изменен или отменен обладателем коммерческой тайны. Конечно, при этом не должны быть нарушены обязательства, принятые на себя обладателем коммерческой тайны, при заключении соглашения о конфиденциальности или гражданско-правового договора (трудового договора, договора с органом государственной власти, иным государственным органом или договора с органом местного самоуправления). При изменении или отмене режима коммерческой тайны обладатель коммерческой тайны обязан в письменной форме известить об этом конфидента коммерческой тайны, с которым имеется соответствующее соглашение или соответствующий договор.

    В настоящее время нередки ситуации ликвидации юридического лица – обладателя коммерческой тайны. Чтобы избежать всякого рода нежелательных последствий, связанных с возможной утратой коммерческой тайны, ликвидационной комиссии предоставлено право принимать решение о возможности и порядке дальнейшего использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну ликвидируемого юридического лица.

    В реальной жизни гражданин в результате проведенных им исследований и разработок, не нарушая существующий порядок сбора и обработки информации, становится обладателем сведений, которые по своему содержанию могут совпадать с коммерческой тайной другого лица. В таком случае, в соответствии с федеральным законом о коммерческой тайне этот гражданин становится обладателем коммерческой тайны.

    Большое практическое значение имеет правильное и полное решение вопросов об охране коммерческой тайны в трудовых отношениях. Прежде всего, важно обеспечить выполнение обязательств работника по соблюдению установленного работодателем режима коммерческой тайны. Эти обязательства возлагаются на работника, которому коммерческая тайна становится известна в соответствии с условиями трудового договора (контракта) или в соответствии с соглашением о соблюдении режима коммерческой тайны, заключенным в период трудовых отношений. В соответствии с законом допуск работника к коммерческой тайне осуществляется с его согласия и предусматривает: ознакомление с положениями законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны; принятие обязательств перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны; ознакомление с перечнем сведений, которые составляют коммерческую тайну работодателя и к которым работник имеет право доступа; установление размера оплаты труда работника с учетом выплаты компенсации за взятые им на себя обязательства о соблюдении режима коммерческой тайны. Размер такой компенсации устанавливается соглашением между работником и работодателем. Тут важно иметь в виду, что порядок и условия компенсаций для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне, более конкретны. За работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» размер ежемесячной надбавки к должностному окладу составляет 25%, «совершенно секретно» - 20%, «секретно» - 10%. Конфидент коммерческой тайны, связанный с обладателем коммерческой тайны трудовыми отношениями, имеет право обжаловать в судебном порядке установление режима коммерческой тайны и (или) принятие обладателем коммерческой тайны мер по реализации указанного режима в отношении информации, которая стала известна конфиденту коммерческой тайны или может стать ему известной в результате его трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны.

    Своеобразно решается вопрос об обязательствах работника в связи с коммерческой тайной после прекращения им трудовых отношений с работодателем. В этой ситуации обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника.

    Специальной оговоркой в соглашении возможно увеличить или уменьшить этот срок. При увольнении работник обязан вернуть рабо­тодателю все имеющиеся у него носители коммерческой информации.

    В Законе о коммерческой тайне подробно описаны особенности правовой охраны ноу-хау в режиме коммерческой тайны. В частности, автору ноу-хау принадлежит право авторства. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется в течение срока действия режима коммерческой тайны. Имущественные права на ноу-хау принадлежат автору, если он является обладателем ноу-хау. Имея имущественные права на ноу-хау, автор может: использовать ноу-хау в собственном производстве; передать свои имущественные права на него другому лицу; получать денежное вознаграждение от использования ноу-хау. Имущественные права возникают в силу факта создания ноу-хау и принятия мер по его охране. Для возникновения имущественных прав на ноу-хау не требуется осуществления каких-либо формальностей, связанных с регистрацией, получением патента и т.д. Конечно, это не означает, что обладатель ноу-хау не может его зарегистрировать в добровольном порядке.

    Имущественные права на ноу-хау могут быть переданы их обладателем полностью или частично другому лицу либо как отдельный объект гражданского права по договору о передаче ноу-хау, либо в составе комплекса исключительных прав по лицензионному договору, договору о купе-продаже предприятия как имущественного комплекса, договору коммерческой концессии. Договор должен заключаться в письменной форме. В нем необходимо определить такие существенные условия договора, как порядок передачи ноу-хау, обязательства сторон по установлению и соблюдению режима коммерческой тайны, объем и способы использования ноу-хау, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора.

    Имущественные права физического лица на ноу-хау наследуются в установленном законом порядке, а при реорганизации юридического лица права на ноу-хау переходят к вновь возникшему юридическому лицу в порядке правопреемства. При ликвидации юридического лица ликвидатор в зависимости от конкретной ситуации принимает решение о переходе прав на ноу-хау в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    Несколько иначе решается вопрос об имущественных правах на ноу-хау, созданное в порядке выполнения служебного задания, т.е. во время производственной деятельности работника, оплачиваемой работодателем. В такой ситуации имущественные права на ноу-хау принадлежат работодателю, правда, при условии, если в договоре между работодателем и работником не предусмотрено иное. Если работодатель использует в собственном производстве или продает лицензию на использование ноу-хау, он должен выплатить автору ноу-хау вознаграждение, не связывая это с получаемой работником заработной платой. Работодатель не имеет имущественных прав на ноу-хау, принадлежащие работнику до установления трудовых отношений между ними. Вместе с тем работодатель может приобрести имущественные права на ноу-хау своего работника в порядке, установленном законодательством России.

    В настоящее время довольно значительное количество научных исследований и разработок осуществляется по заказу коммерческих структур, отдельных граждан. В этом случае имущественные права на ноу-хау, созданное в порядке выполнения гражданско-правового договора, имеют свои особенности. Если в договоре на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ не предусмотрено иное и заказчиком по указанному договору не является орган государственной власти, иной орган местного самоуправления, имущественные права на ноу-хау, созданное в порядке выполнения договора, принадлежат заказчику; исполнителю работ по договору принадлежит право использовать ноу-хау, полученное в порядке выполнения договора, в собственном производстве товаров (работ или услуг); исполнитель работ по договору не вправе передавать права на указанное ноу-хау третьим лицам без разрешения заказчика в письменной форме.

    Получение заказчиком прав на использование ноу-хау, созданное в порядке выполнения гражданско-правового договора, не влечет за собой безвозмездное получение им прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных до выполнения или независимо от выполнения данного договора и использованных исполнителем при его выполнении. Особого внимания заслуживает вопрос об имущественных правах на ноу-хау, созданное в порядке выполнения договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления. При этом имущественные права на ноу-хау, созданное в порядке выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по договору с органом государственной власти, иным государственным органом или органом местного самоуправления, в том числе по государственному контракту, принадлежат исполнителю, если такое ноу-хау не является неотъемлемой частью результатов указанных работ или условием их эффективного и безопасного использования либо если в договоре не оговорено иное. Кроме того, исполнитель должен по требованию заказчика предоставить простую лицензию на использование ноу-хау, полученного в порядке выполнения договора с органом государственной власти, иным государственным органом или органом местного самоуправления, в том числе государственного контракта, исполнителям других работ по договорам с тем же заказчиком.

    В этой ситуации предоставление простой лицензии на использование ноу-хау, полученного при выполнении договора с органом государственной власти, иным государственным органом или органом местного самоуправления, в том числе государственного контракта, не влечет за собой безвозмездное предоставление сопутствующих услуг и передачу прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных до выполнения или независимо от выполнения данного договора.

    В практике нередко возникает много вопросов, связанных с определением круга прав и обязанностей органов государственной власти и управления на доступ к коммерческой тайне.

    Закон определяет, что эти органы имеют право на доступ к коммерческой тайне в пределах своей компетенции, определенной законодательством РФ. Одновременно органы государственной власти и управления берут на себя обязательство обеспечить охрану коммерческой тайны от разглашения и неправомерного использования должностными лицами, которым коммерческая тайна стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Органы государственной власти и управления, ставшие обладателями коммерческой тайны, обязаны обеспечить охрану этой тайны в режиме служебной тайны. Кроме того, органы государственной власти и управления не вправе требовать от обладателя коммерческой тайны обязательного представления принадлежащего ему на законном основании ноу-хау.

    Много сложностей возникает при решении вопроса о доступе к коммерческой тайне органов, ведущих расследование уголовных дел. В первую очередь речь идет о доступе к коммерческой тайне банков. Статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 8 апреля 2008 года) устанавливает процедуру выдачи органам предварительного следствия справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также справок по счетам и вкладам физических лиц. Такие справки выдаются только по делам, находящимся в производстве, и только с согласия прокурора. Именно таким образом обеспечивается надзор прокурора за законностью в деятельности следователя, повышаются гарантии юридических и физических лиц по обеспечению коммерческой тайны.

    В определенных ситуациях информация, которая составляет коммерческую тайну, может быть отнесена к государственной тайне. Таким образом вопрос решается в случае, если информация правомерно и самостоятельно получена ее обладателем и может быть отнесена к коммерческой тайне, но обладатель права на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, имеет основания полагать, что указанная информация также может быть отнесена к государственной тайне, он получает экспертное заключение о принадлежности указанной информации к государственной тайне.

    Не исключено, что обладатель коммерческой тайны не имеет права на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В этой ситуации обладатель коммерческой тайны, имея основания полагать, что эта информация может быть отнесена к государственной тайне, вправе направить соответствующий запрос в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны для получения экспертного заключения. После получения экспертного заключения по этому запросу Межведомственная комиссия принимает решение: о наличии в материалах запроса секретных сведений; о степени их секретности; о мерах по обеспечению секретности; о размере денежной компенсации обладателю засекреченной информации.

    Решение Межведомственной комиссии, ее экспертное заключение являются обязательными для обладателя коммерческой тайны, которую решено засекретить.

    Принимая во внимание государственное значение обеспечения надлежащего режима обеспечения коммерческой тайны, законодатель определил систему мер ответственности за нарушение прав на коммерческую тайну. Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

    Лицо, которому коммерческая тайна стала известна в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны, в случае умышленного или неосторожного ее разглашения при отсутствии в его действиях состава преступления несет дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность. Что касается органов государственной власти и управления, то они несут перед обладателем коммерческой тайны гражданско-правовую ответственность за разглашение или неправомерное использование коммерческой тайны должностными лицами таких органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей.

    В практике нередки случаи, когда руководители предприятий и организаций по разным соображениям пытаются чинить препятствия работникам органов государственной власти и управления, которым необходимо ознакомиться с материалами, содержащими коммерческую тайну. Для борьбы с этим явлением установлена ответственность за нарушение прав органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления на доступ к коммерческой тайне, Тот, кто не выполняет законные требования должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления по доступу коммерческой тайне, а равно воспрепятствует осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей, подвергается мерам административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Все споры о нарушении прав на коммерческую тайну рассматриваются судом, арбитражным судом или третейским судом. Обладателю коммерческой тайны предоставлено право самому определять способы защиты своих прав на коммерческую тайну. В процессе этой защиты он может: добиваться подтверждения своих прав обладателя коммерческой тайны; настаивать на пресечении действий, нарушающих режим коммерческой тайны; просить суд обеспечить возмещение убытков, причиненных разглашением или непрерывным использованием коммерческой тайны; в случае невозможности определения размера убытков вследствие нарушения права на коммерческую тайну требовать выплаты компенсации в размере от 50 до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда; заключить лицензионный договор или договор о передаче ноу-хау.

    Банковская тайна. При всем многообразии форм и видов коммерческой тайны наибольшее практическое значение, особенно для специалистов неюридического профиля, имеет правильное и полное решение вoпросoв, связанных с обеспечением банковской тайны. И это не случайно, поскольку ошибки и просчеты в работе с информацией, касающейся клиентов банка, влекут за собой особо неблагоприятные последствия.

    В специальных нормативных актах не дается определения понятия банковской тайны. Обычно под этим понятием принято понимать обязанность банка обеспечивать конфиденциальность сведений, касающихся личности и деятельности клиентов, при условии, что эти сведения получены банком в процессе их банковского обслуживания.

    В отдельных правовых предписаниях дается детализация общего понятия банковской тайны. Так, например, в части первой статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» подчеркивается, что банковская тайна включает в себя тайну по операциям, счетам и вкладам клиентов и корреспондентов банка, а также иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией. Как следует из содержания статьи 857 ГК Российской Федерации, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Банк, руководствуясь этой нормой, вправе сам расширять или сужать перечень сведений, относимых к банковской тайне. Конечно, при этом банк не вправе выходить за рамки запретов, сформулированных федеральным законодательством, касающихся объема сведений, которые нельзя относить к коммерческой тайне.

    В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» определены органы, имеющие право на получение сведений по юридическим лицам и составляющих банковскую тайну. К ним относятся суды, в том числе арбитражные суды; Счетная палата Российской Федерации; налоговые и таможенные органы; органы предварительного следствия.

    Перечень органов и лиц, имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну, в отношении физических лиц значительно сокращен по сравнению с юридическими лицами. Часть третья статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» устанавливает, что справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией только самим клиентам; судам; органам предварительного следствия. В случае смерти клиента справки по их счетам и вкладам выдаются банком лицам, указанным владельцем счета или вклада в завещательном распоряжении; нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков; иностранным консульским учреждениям в отношении счетов иностранных граждан.

    За разглашение банковской тайны банк, кредитные и иные учреждения, обладающие этой тайной, несут ответственность. Различают два вида ответственности: договорная и деликтная. Договорная ответственность предусматривается специальным соглашением между банком и клиентом. Деликтная ответственность регламентирована в ведомственных нормативных актах и в специальных законах. В частности, статья 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает возможность наложения штрафных санкций на банк, нарушивший федеральное законодательство, в том числе и законодательство о коммерческой (банковской) тайне.

    В статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» отмечается, что кредитные организации, их должностные лица и работники несут ответственность за разглашение банковской тайны, включая возмещение ущерба в порядке, установленном федеральным законом.

    Тайна нотариальных действий. Опыт показывает, что успехи коммерческой деятельности предприятий и организаций, экономическое благополучие их сотрудников во многом связаны с надлежащим обеспечением тайны нотариальных действий. Правовой базой сохранения нотариальной тайны являются Конституция Российской Федерации (статьи 2, 18, 23, 24), где провозглашаются права на неприкосновенность частной, личной и семейной тайны, определяются обязанности государства обеспечивать эти права. Кроме того, конкретные вопросы тайны нотариальной деятельности регулируются федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами. Так, например, в Федеральном законе от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» сроком на 75 лет устанавливаются ограничения на использование архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан, а также создающих угрозу для их жизни и безопасности жилища. Эти сроки применяются и для архивных данных нотариуса. В этом законе говорится, что документированные сведения, составляющие государственную или иную (нотариальную) охраняемую законом тайну, могут быть открыты по истечении 30 лет со времени создания этих документов.

    В части второй статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариусу запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Справки об этих действиях нотариусом выдаются лишь по требованию суда, прокуратуры, органов предварительного следствия, налоговых органов.

    Сохранение нотариальной тайны в соответствии со статьей 14 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате – одна из важнейших обязанностей нотариуса.

    В присяге нотариата, в частности, говорится, что нотариус обязуется хранить профессиональную тайну. Самой нотариальной деятельности присуща конфиденциальность. Иммунитет и гарантии неприкосновенности нотариуса во многом схожи с теми, которыми обладают адвокаты и судьи, что и позволяет нотариусу реально противодействовать всякого рода покушениям на нотариальную тайну.

    Освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны может только суд при условии, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

    В ряде ситуаций, в основном связанных с проверкой деятельности нотариуса вышестоящими должностными лицами и организациями, нотариальная тайна может стать известна более широкому кругу лиц. Эти должностные лица, в частности, должностные лица нотариальной палаты, обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны названные должностные лица могут нести дисциплинарную или материальную ответственность.

    В некоторых случаях нотариус по собственной инициативе формально нарушает нотариальную тайну, сообщая правоохранительным органам о ставших ему известными фактах преступных действий своих клиентов.

    Подобные действия нотариуса являются правомерными, поскольку в иной ситуации нотариус может быть привлечен к уголовной ответственности за укрывательство преступлений. В таком случае речь может идти о заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений. Ими в соответствии с частью 5 статьи 15 УК Российской Федерации признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.


    Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 2001.

    Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006.

    Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. Учебное пособие. – М., 2007.

    Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2004


    Служебная информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами, относится к служебной тайне.
    В соответствии с ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. В государственных, некоммерческих организациях существуют:
    • определенный порядок для выполнения целей, функций и задач данной организации;
    • система планирования, отчетности, контроля, технологии документооборота и т.д.
    Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливается руководителем организации. Например: «информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и других служебных документов, также является конфиденциальной и не подлежит разглашению (распространению)» - это извлечение из Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Данный вид информации можно отнести к конфиденциальной (служебной или профессиональной тайне), но указанное постановление не отвечает требованиям терминологии ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В законе нет такого термина, как «информация ограниченного распространения», а есть «документированная информация ограниченного доступа».
    К служебной тайне также можно отнести государственную тайну в соответствии с основными положениями Закона «О государственной тайне».
    Информацией, относящейся к служебной тайне, могут обладать любые организации, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности, например, врачебная тайна, журналистская тайна, адвокатская тайна и т.д.
    1. Понятие коммерческой тайны
    В ГК РФ не приводится различие между служебной и коммерческой тайной, хотя употребляются оба этих понятия. Все коммерческие тайны являются служебными, поскольку все работники коммерческой организации обязаны не разглашать их.
    Коммерческая, в том числе банковская, тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности. В целом коммерческую тайну можно определить как научнотехническую, коммерческую, организационную или иную используемую в предпринимательской деятельности информацию, которая имеет действительную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, и к которой нет свободного доступа на законном основании.
    Порядок работы со сведениями, содержащими коммерческую тайну, определяется ФЗ «О коммерческой тайне». В этом же законе дано более полное и четкое определение понятия коммерческой тайны.
    Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

    Еще по теме Служебная и коммерческая тайны Понятие служебной тайны, право обладания информацией, относящейся к служебной тайне:

    1. ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ВЫСЕЛЕНИЯ ИЗ НИХ
    2. 113. Расторжение (прекращение) договора найма служебного жилого помещения и выселение из служебного жилого помещения

    Тайна - определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, тайной считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае тайна есть нечто непознанное. Но такая (абсолютная) тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая (относительная) тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

    Если информация имеет коммерческую ценность, она именуется коммерческой тайной. При этом определение "коммерческий" не относится к содержанию этой информации. Информация любого рода может считаться коммерческой, если из нее можно извлечь выгоду. Кроме технической и технологической информации к коммерческой можно отнести экономическую, организационную, политическую, научную информацию. Информация о состоянии здоровья, о материальном положении, даже о привычках отдельных лиц также может составлять коммерческую тайну.

    Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

    Понятие коммерческой тайны можно условно разделить на отдельные виды тайн.

    Предпринимательская тайна - изобретения, секреты производства, ноу-хау, методы управления финансами, маркетингом, сохраняемые в интересах фирмы в тайне от конкурентов.

    Финансовая тайна - сохранение в недоступности для посторонних лиц бухгалтерских и финансовых документов, деловой служебной информации с целью защиты юридического лица от конкурентов; не распространяется на официальных представителей налоговой службы.

    В свою очередь, коммерческая информация, не обладающая свойствами товара (корпоративная информация), подразделяется на два вида:

    а) корпоративная информация, содержащаяся в тайне (деловая тайна);

    б) корпоративная информация открытого доступа.

    К коммерческой информации можно отнести и ноу-хау, которые условно разделяют на три большие группы:

    1) информация о сущности незапатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца;

    2) сведения, имеющие коммерческую ценность, но лишенные способности охраняться патентом;

    3) добавочная информация, получаемая при использовании запатентованных технологий, которая, не будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ.

    Деловая тайна (корпоративная информация, содержащаяся в тайне) - это непатентоспособная информация административного, коммерческого, финансового, правового и иного характера. Деловая тайна, в отличие от ноу-хау, не является товаром и передается правообладателем другим субъектам гражданского права лишь в исключительных случаях: при реорганизации или по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Деловая тайна, как и корпоративная информация открытого доступа, представляет собой объект корпоративных прав.

    В свою очередь, к корпоративной информации открытого доступа относится коммерческая информация в корпоративных отношениях, не содержащаяся в тайне, например информация о деятельности акционерного общества, для которой установлено требование обязательного раскрытия, информация о деятельности общества с ограниченной ответственностью, подлежащая опубликованию в соответствии с требованием о публичной отчетности общества в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

    Сложнее дать определение понятию "служебная тайна". Если исходить из буквального значения употребленных в этом выражении слов, то следует считать, что служебная тайна - это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не должно иметь значения, трудится такой гражданин в государственной или в негосударственной организации. Попытки ограничить понятие "служебная тайна" взаимоотношениями, возникающими только в рамках государственных организаций, не только не основаны на законе, но и неверны по самой своей сути; подобные попытки могут нанести лишь ущерб общему правовому регулированию.

    Что касается содержания служебной информации, то это может быть либо коммерческая, либо личная тайна, например техническая, банковская, медицинская, адвокатская тайна.

    Гражданское право многократно упоминает о коммерческой тайне и об отдельных ее категориях.

    В статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., действующих на территории России с 3 августа 1992 г., объекты коммерческой тайны именовались секретами производства (техническая, организационная и коммерческая информация, составляющая секрет производства, - ноу-хау). В статье 139 действующего ГК РФ применялся термин "служебная или коммерческая тайна", а в ст. 1027 ГК РФ - "охраняемая коммерческая информация".

    Как следует из норм законодательства, информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она:

    1) имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности информации третьим лицам;

    2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

    3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

    Очевидно, что при отсутствии хотя бы одного из этих признаков информация не должна пользоваться правовой охраной. Напротив, при наличии всех перечисленных признаков такая информация получает правовую охрану, причем эта охрана предоставляется автоматически.

    Право на коммерческую тайну может быть нарушено: в рамках заключенного договора - лицом, получившим доступ к коммерческой тайне на основе договора; во внедоговорных отношениях - лицом, получившим незаконным путем доступ к коммерческой тайне.

    В первом случае должны применяться нормы об ответственности за нарушение обязательств (гл. 25 ГК РФ), а во втором - нормы об обязательствах вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). Именно на основе этих норм Кодекса должны устанавливаться основания ответственности, ее размеры, ответственность за своих работников, а также решаться другие вопросы гражданско-правовой ответственности.

    В соответствии с заключенным договором ответственность лица, получившего доступ к коммерческой тайне, может быть ограничена либо, наоборот, дополнена условием об уплате неустойки.

    Трудовой кодекс РФ 2002 г. не только допускает возможность включения в трудовой договор условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) (ст. 57) но и вводит норму о возможности расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в виде "разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей" (подп. "в" п. 6 ст. 81).

    Кроме этого, ст. 243 ТК РФ устанавливает, что работник несет полную материальную ответственность за "разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами".

    Кроме того, информация может быть объектом правовых отношений только при ее документировании, т.е. она законодательно признается в качестве объекта отношений только вместе с материальным носителем, на котором она зафиксирована. Отношения, складывающиеся по поводу незадокументированной информации, российским законодательством не регулируются.

    В России в настоящее время в банковском законодательстве содержится понятие "инсайдер" (физическое лицо, способное воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком), но отсутствует легальное определение "инсайдерская информация". В Законе "О рынке ценных бумаг" содержится понятие "служебная информация" - любая, не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг (ст. 31).

    В проекте федерального закона "Об инсайдерской информации" определяется круг потенциальных инсайдеров, т.е. лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации в силу: 1) участия в уставном (складочном, паевом) капитале (фонде) эмитента или его аффилированного лица; 2) членства в органах управления эмитента или его аффилированного лица; 3) заключенного с эмитентом или его аффилированным лицом трудового или гражданско-правового договора; 4) предоставленных ему полномочий как должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления.

    Инсайдер (от англ. inside - внутри) - любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям, соответственно, инсайдерская информация - информация внутренняя.

    Зарубежное законодательство подразумевает под инсайдерской информацией не только сведения, зафиксированные на определенных носителях, но и не получившие такого отображения (например, сформулированные в устной форме квалифицированные суждения или коммерческие предложения), что, наверное, было бы полезно и для российского законодателя.

    Главной особенностью, по которой законодатель относит такую информацию к разряду инсайдерской, является характер информации, используемой при осуществлении сделок с акциями. Данный признак прямо включен в определение инсайдерской информации, содержащееся в Директиве 2003/6/EC "Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании".

    Законодательство стран с развитым финансовым рынком выделяет два признака, по которым информация признается инсайдерской: информация должна быть существенной, значимой и недоступной широкому кругу инвесторов.

    Кодекс определяет инсайдерскую информацию как существенную информацию о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества.

    Российское законодательство вместо термина "инсайдерская" (или внутренняя) информация использует понятие "служебная информация". В нормативных правовых актах ФСФР России понятия "служебная информация" и "инсайдерская информация" отождествляются. Институт служебной информации в России разработан слабо, однако существующие нормы находятся в русле мировых тенденций определения инсайдерской информации и запрета инсайдерской торговли.

    Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

    Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

    «Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

    Статья 139 предусматривает защиту прав обладателя сведений, для определения которых применено широкое понятие «информация», не подпадающих под охрану норм патентного, авторско-правового или иного специального законодательства. Правила статьи распространяются также на охраноспособные решения (изобретения, полезные модели и др.), не запатентованные правообладателем по каким-либо, как правило, экономическим, мотивам.

    Основами Гражданского Законодательства была введена защита технической, организационной и коммерческой информации, составляющей секреты производства («ноу-хау»), в качестве особого объекта гражданского права (ст. 151). Статья 139 ГК РФ не раскрывает содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, и не приводит их перечень. Как и в Основах ГЗ, установлен один общий признак, которым должна обладать охраняемая информация – «коммерческая ценность», т.е. способность быть объектом рыночного оборота. Условием предоставления защиты служит принятие правообладателем всех необходимых мер для обеспечения ее конфиденциальности. При соблюдении этих требований под правила статьи подпадают, таким образом, любые знания, включая практический опыт специалистов, применяемые не только в производстве, но и в других областях хозяйственной деятельности: торговле, маркетинге, менеджменте, иных управленческих услугах. В зарубежной экономической и правовой литературе вся эта информация обозначается различными терминами: «коммерческая тайна», «секреты производства», «ноу-хау», которые в аспекте правовых категорий воспринимаются как синонимы.



    Нормы о коммерческой тайне содержатся и в ряде других российских законов (Закон о конкуренции, Закон РФ «О средствах массовой информации»). Срок ее защиты не определен. Права на коммерческую тайну действуют, пока соблюдаются условия их защиты.

    Признание тех или иных сведений конфиденциальными является прерогативой правообладателя. Также примерный перечень таких сведений привёл Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Исключения из этой общей нормы устанавливаются законом или иным правовым актом. Так, Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», к ним, в частности, отнесены: сведения, содержащиеся в учредительных документах хозяйственных обществ, сведения по установленным нормам отчетности о планово-хозяйственной деятельности, сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов, нарушения антимонопольного законодательства и др. Предприятия и предприниматели обязаны представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других организаций, обладающих таким правом в соответствии с законодательством.

    Вызывает сомнение правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на служебную. Это разноплановые понятия. Сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя такая информация и может содержать сведения коммерческого характера). Запрет ее разглашения основывается на законодательстве, регламентирующем отдельные сферы деятельности (например, Закон РФ «О связи»). Определенные категории работников такой сферы деятельности обязаны сохранять в тайне сведения, к которым они имеют доступ в связи с выполняемой работой (банковские служащие, работники связи, налоговые инспекторы, страховые агенты, врачи и др.).

    Закрепление исключительных прав обладателя коммерческой тайны хотя и конструируется по модели охраны промышленной собственности, однако имеет свои особенности. Эта защита основывается на системе конфиденциальности, ее нарушение влечет прекращение прав. Условием же предоставления охраны изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, напротив, служит их опубликование. Кроме того, основанием возникновения права на защиту коммерческой тайны признается фактическое правомерное обладание информацией при соблюдении условий, установленных данной статьей. В то же время любое лицо, самостоятельно и добросовестно ставшее обладателем такой же информации, вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.

    Охраняемая информация может быть использована другими лицами при соблюдении двух условий: получения самой информации законным путем и получения разрешения правообладателя на такое использование («беспатентная лицензия»). Отношения между правообладателем (лицензиаром) и пользователем (лицензиатом) оформляются лицензионным договором. Типичным является договор на передачу готовых научно-технических разработок – технологий, конструкций, содержащих незапатентованные технические решения, дизайн и т.п. Права на коммерческую информацию входят в комплекс исключительных прав, составляющих предмет договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).

    Элементы лицензионного договора могут включаться в другие гражданско-правовые договоры (на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, подряда, о создании акционерного общества и др.). Во всех договорах, предусматривающих передачу прав на использование сведений, составляющих коммерческую тайну, на пользователя должна быть возложена обязанность по соблюдению ее конфиденциальности. Для отдельных видов договором такое условие прямо предусмотрено ГК РФ (ст. 727, 771, 1032).

    Защита служебной и коммерческой тайны от неправомерных посягательств может осуществляться на основе норм гражданского, административного либо уголовного права.

    В качестве основного гражданско-правового способа защиты статья 139 ГК РФ указывает возмещение причиненных правообладателю убытков. При определении их размера может быть учтен как реальный ущерб, так и упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ). Наряду с этим возможно применение и других способов защиты, из указанных в ст. 12 ГК РФ.

    Существенной новеллой ГК РФ является введение имущественной ответственности лица перед своим работодателем за разглашение служебной или коммерческой тайны, что предполагает необходимость включения соответствующих условий в трудовое соглашение. До принятия ГК РФ нормы гражданского права об имущественной ответственности не могли применяться в аналогичных случаях, поскольку работник, разгласивший информацию и причинивший тем самым ущерб работодателю, был связан с ним трудовыми отношениями, которые подпадали под действие норм трудового права. Вместе с тем санкции за нарушение служебной тайны устанавливаются также нормами законов о соответствующих видах деятельности.

    Нормы административного права применяются, если права обладателя коммерческой тайны нарушены должностными лицами органов государственного управления (налоговых, контролирующих, правоохранительных и др.), имеющими доступ к такой информации в установленных законом случаях. Например, «За разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, должностные лица федерального антимонопольного органа (территориального органа) несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда, если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством».

    УК РФ установил уголовную ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также за их разглашение или незаконное использование, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб правообладателю (ст. 183, гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»).