Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Статьи роспотребнадзора. Роспотребнадзор — основные моменты деятельности федеральной службы

    Статьи роспотребнадзора. Роспотребнадзор — основные моменты деятельности федеральной службы

    В настоящее время существует много надзорных органов, которые занимаются проверкой предприятий, индивидуальных предпринимателей (ИП), организаций, юридических лиц (ЮЛ). В связи с этим, когда-нибудь Вам приходится сталкиваться с таким надзорным органом, как Роспотребнадзор . Сегодня мы расскажем, что называется Роспотребнадзором и чем он занимается , что входит в его компетенцию, а также о видах проверок и о документации, требуемой должностными лицами этого органа при проверках.

    Функции Роспотребнадзора

    Функциональные обязанности Роспотребнадзора регламентированы положением № 322 от 30.06.2005 года, утвержденным постановлением Правительства РФ.

    Надзорная деятельность Роспотребнадзора разнообразна, и имеет ряд направлений, включающих в себя функции других надзорных органов и ведомств. И так что такое Роспотребнадзор и чем он занимается. Вот список основных направлений его деятельности.

    • Сан-эпидем надзор;
    • Надзор за соблюдением прав потребителей;
    • Санитарный мониторинг, гигиенический мониторинг;
    • Выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
    • Аттестация работников непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами;
    • Координацию деятельности других территориальных подразделений;
    • Ведение различных учетов и сбор статистических данных.

    Что именно контролирует Роспотребнадзор

    Так как у Роспотребнадзора весьма обширное количество полномочий, он имеет право контролировать и проверять все производственные и обслуживающие, учебные и воспитательные предприятия и компании с формой организации, как юридического лица, так и частных предпринимателей ().

    Из общей массы проверок, наибольшую часть занимают проверки предприятий и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере обслуживания населения , в частности тех, кто имеет отношение к продуктам питания, медицинским препаратам или оказывает какие-либо услуги. Так же особенно тщательным проверкам подвергаются детские учреждения, как дошкольные, так и образовательные.

    Какие бывают проверки

    Исходя из того, что такое Роспотребнадзор и чем он занимается, можно сделать вывод, что основная его функция именно в проведении проверок и контроле своевременного устранения недостатков и различных нарушений, выявленных в ходе их проф. деятельности. Проверки этого органа, как и у других подобных надзорных органов, бывают двух видов: плановые и внеплановые, которые в свою очередь могут быть выездными и документарными.

    Плановые проверки не могут проводиться хаотично и просто по желанию представителя этого органа. Во всех подразделениях Роспотребнадзора имеется план, утвержденный прокуратурой района, согласно которого проводятся все плановые проверки. Надзорный орган осуществляет проверки в строгом соблюдении с этим планом, и не может провести ее раньше или позже указанного в нем срока. Любой предприниматель может просмотреть этот план, посетив два сайта, где он опубликован, это сайт самого органа и сайт прокуратуры. В плане указана вся информация об объектах проверок, лиц, в отношении которых планируются мероприятия по контролю, датах и сроках, в течение которых будет проводиться мероприятие по контролю.

    Перед проверкой, предприниматель или руководитель организации или предприятия в обязательном порядке должны быть уведомлены о приближающемся мероприятии по контролю . Это делается не менее чем за трое суток до дня проверки. Извещение может быть вручено лично представителем надзорного органа или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.

    По факту периодичности проведения плановых мероприятий контроля, хочется отметить, что согласно Российскому законодательству, плановые проверки должны быть сделаны надзорными органами не раньше как через 3 года после фактического образования и регистрации юридического лица , или начала непосредственного ведения предпринимательской деятельности или со дня окончания проведения предыдущей проверки.

    Внеплановые проверки проводятся в трех случаях:

    • Первый и самый основной – после истечения срока, указанного в выданном ранее предписании по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по каждому пункту может быть отдельная дата .
    • Второй , по письменному заявлению или обращению от граждан о фактах нарушений, ставших им известными и представляющих какую-либо угрозу. Хочется отметить, что анонимные сообщения, а так же сообщения в которых не указаны конкретные нарушения надзорными органами не рассматриваются. Проверки делаются только тех сообщений, в которых обращается внимание на нарушения, создающие угрозу здоровью или жизни граждан, окружающему растительному и животному миру историческим объектам, ну, и конечно, национальной безопасности. Эти проверки в обязательном порядке согласовываются с прокуратурой района, иначе она будет являться незаконной.
    • И третий случай, это непосредственно при выявлении случаев нарушений прав потребителей.

    Выездная проверка это мероприятие, при котором должностное лицо Роспотребнадзора выезжает на объект надзора и осуществляет полную проверку объекта, начиная от необходимой для этого предприятия документации, заканчивая осмотром всего объекта, помещений, оборудования, а так же прилегающей к объекту территории.

    При документарной проверке, просматривается только необходимая для контроля документация которую индивидуальный предприниматель или представитель юр. лица или предприятия сам предоставляет в орган надзора. При такой проверке лицу, проводящему проверку, можно проводить различные исследования документации, а так же продукции предприятия. Эта проверка может перерасти в выездную, но только в том случае если будут выявлены серьезные нарушения.

    Проведение мероприятия по контролю проверки

    Перед непосредственным проведением проверки должностное лицо, проводящее мероприятие по контролю, обязано предъявить Вам свое служебное удостоверение вместе с распоряжением о проведении мероприятий по контролю (проверке). На распоряжении должна быть подпись руководителя территориального подразделения Роспотребнадзора . В тексте распоряжения в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периоде проводимого мероприятия по контролю, адреса объектов, где будет проводиться проверка и данные представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно будут проводить проверку. Инспектора не указанные в распоряжении проверку проводить не имеют права.

    Максимальный срок проверки 20 дней . Этот срок может быть продлен, но только по письменному распоряжению руководства Роспотребнадзора, и только в определенных случаях. Если подобные мероприятия считаются необходимыми, то предприниматель или руководитель предприятия уведомляется об этом в письменной форме. Проверка малого предприятия осуществляется в течение не более 50 часов, проверка микропредприятия не более 15.

    Вообще продолжительность проверки одного юридического лица рассчитывается сложением затраченного надзорными органами времени (в часах) на сам процесс проверки, которая проводится только в рабочие дни и строго в рабочие часы, выходные дни в учет не берутся и в эти дни проверки не осуществляются.

    Объект проверки Роспотребнадзора

    Основная масса проверок осуществляется на основании поступивших заявлений от населения о ставших известным им нарушениях в работе предприятий.

    При проверке предприятий, на которые поступила жалоба, надзорный орган устанавливает следующее :

    1. договора сотрудников и правильность заполнения трудовых книжек;
    2. медицинские книжки;
    3. квалификация рабочих (документы об образовании, специализации);
    4. наличие и ведение журналов (предусмотрено 134-фз ст.9);
    5. сертификаты на продукцию и акцизы на ней;
    6. контрольно-кассовые машины;
    7. проводит обследование помещений и подобное.

    Надзорный орган имеет право проводить так называемые «контрольные» закупки , изымать образцы и брать пробы товаров для исследования. В помещениях инспектор Роспотребнадзора проводит визуальный осмотр. Дверные проемы и окна должны соответствовать установленным нормам и стандартам.

    Все помещения должны соответствовать проектной документации, которая составлялась исходя из численности работников предприятия. Потому что согласно СанПин на одного работника отводится определенное количество рабочей площади помещения, и она в обязательном порядке должна быть соблюдена. Так же при проверке уделяется внимание вентиляции помещений.

    Документация проверяемая Роспотребнадзором

    • Требуемые на предприятии вывески;
    • прейскуранты цен;
    • уголки потребителей;
    • документы, подтверждающие право собственности или аренду помещений;
    • договора, заключенные с другими предприятиями по вывозу отходов, проведения дезинфекции и т.п.;
    • устава предприятия, ИНН;
    • журналы учета санитарных проверок;
    • лицензии на осуществление предпринимательской деятельности.

    Требования к документам не везде одинаковы и могут различаться, это зависит от региона, где проводится проверка.

    Окончание проверки

    По окончании Роспотребнадзором проверочных действий, составляется заключение, в котором указываются все выявленные нарушения, и вручается ИП или представителю предприятия предписание , где так же указываются нарушения и сроки по их устранению.

    После истечения сроков указанных в предписании надзорным органом проводятся внеплановые проверки, и если нарушения не устранены виновное лицо привлекается к административной ответственности . В этом случае составляется административный протокол за совершение правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.14 Административного кодекса РФ, который впоследствии отправляется на рассмотрение в мировой суд.

    Если нарушение серьезное, и может угрожать жизни и здоровью людей, инспектором может быть принято решение о приостановке деятельности . Срок приостановки по решению суда может достигать 90 суток.

    При возникновении угрозы распространения каких-либо инфекционных заболеваний, кроме штрафных санкций к правонарушителю может быть применена такая мера как лишение свободы , но это только по решению судебных органов.

    В целом можно сказать, что штрафные санкции, налагаемые Роспотребнадзором, как правило, составляют от 20000 до 200000 рублей.

    Вне компетенции Роспотребнадзора

    1. Проводить какую-либо проверку без должностных лиц или представителей того юридического лица в отношении которого проверка проводится. Конечно же, такая проверка может быть проведена, но это только в том случае, если имеется угроза здоровью и жизни граждан, представителям фауны и флоры, государственной безопасности или при техногенных катастрофах.
    2. Изымать оригиналы документации.
    3. Проводить проверку объектов и документации, не являющейся объектом проверки.
    4. Превышать срок проведения мероприятия по контролю.
    5. Изымать пробы или образцы продукции для проведения исследований, сверх стандартных норм и без оформления нужных документов;
    6. Выдавать предписания относительно проведения за счет поверяемых контрольных мероприятий.

    И вы и мы продолжаем удивляться и недоумевать, почему Роспотребнадзор продолжает безнаказанно разрешать и далее прикрывать применение реагентов, которые по Закону применять нельзя. Было очень сложно понять и осознать, что именно даёт чувство безнаказанности и спокойствия высокопоставленным сотрудникам этого надзорного органа?

    Оказывается всё просто — Роспотребнадзор выведен из структуры Министерства здравоохранения, передан под управление Правительства РФ и теперь контролирует сам себя, т.е. сам придумывает правила и сам себя надзирает. Ни больше, ни меньше…

    А теперь смотрим мноходовочку в обратном порядке:

    23 октября 2013. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко освобожден от занимаемой должности и назначен помощником премьер-министра России Дмитрия Медведева , сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление пресс-секретаря главы правительства Натальи Тимаковой. По ее словам, соответствующее распоряжение подписано Медведевым.

    По словам Тимаковой, договоренность о новом месте работы Онищенко была достигнута между ним и премьер-министром еще год назад . Тогда при заключении годового контракта о работе Онищенко в Роспотребнадзоре Медведев предложил ему после истечения контракта перейти на работу в правительство в качестве помощника премьера.

    Казалось бы, что Геннадию Григорьевичу делать в Правительстве, что советовать и чем рулить? Судя по всему, сей ларчик просто открывается, потому как Геннадий Онищенко предположительно продолжает рулить Роспотребнадзором, для чего тот заблаговременно был вырван у Минздрава и передан в Правительство РФ.

    За три месяца до отставки

    02 июля 2013. Госдума приняла во вторник во втором и третьем окончательном чтении закон, который выводит из ведения Минздрава Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


    Изменения вносятся в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В первом чтении законопроект был принят 22 мая 2013г. Законодательная инициатива подготовлена в соответствии с указами президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»***.

    Согласно документу, Роспотребнадзор выведен из ведения Минздрава РФ и руководство его деятельностью возложено на правительство РФ. Также установлены полномочия Роспотребнадзора по осуществлению функций по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

    Предлагается в целях дальнейшего осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и обеспечения преемственности работы по разработке санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований наделить Роспотребнадзор полномочиями по осуществлению функций по разработке и утверждению санитарных правил.

    «Теперь Роспотребнадзору даются полномочия беспрецедентные в рамках административной реформы, он теперь является и правоустанавливающим, и проверяющим исполняющим органом. Это артефакт, нарушается вся логика построения системы государственной власти на правоустанавливающие органы, министерства и реализующие, то есть придумают норму и сами у себя будут требовать ее исполнения», - сказал РИА Новости глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

    Он уточнил, что контроля никакого, кроме как со стороны самого Роспотребнадзора, не будет.

    *** Президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому Роспотребнадзор будет подчиняться непосредственно Правительству РФ, а не Минздраву, как это было раньше .

    Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» опубликован в «Российской газете» 22 мая 2012 года и вступил в силу с момента публикации. В соответствии с этим документом Министерство здравоохранения и социального развития РФ преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.

    Обновленный Минздрав получает функции по обращению лекарственных средств и обеспечению их качества, по медицинской помощи и реабилитации, по фармацевтической деятельности, по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и работников, трудящихся в опасных условиях, по воздействию на организм человека различных факторов, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

    Минздрав продолжит координировать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в его ведении остается Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и потерявший свою социальную составляющую Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).

    Наконец, этим же указом Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) переходит под непосредственное управление Правительства РФ. Ранее это ведомство также подчинялось Минздравсоцразвития .

    Многим бизнесам приходится иметь дело с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. Или, если проще, Роспотребнадзором. Ведомство может вынести предписание, оштрафовать. Однако у бизнесов есть шансы избежать возможных санкций со стороны ведомства. Как предпринимателю выстроить грамотную стратегию взаимодействия с Роспотребнадзором?

    Полномочия Роспотребнадзора

    Каковы полномочия этого ведомства? Что проверяет Роспотребнадзор? Данный орган работает на базе Положения, подписанного Правительством РФ в 2004 году. Его полномочия достаточно широки. Вот основные:

    • надзор над соблюдением относящихся к категории санитарных;
    • контроль над исполнением нормативных актов, направленных на защиту прав потребителей;
    • мониторинг деятельности предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги на предмет соответствия установленных законодательством правил;
    • осуществление карантинного контроля на границе РФ;
    • слежение за качеством и закупаемой для государственных нужд (например, муки, хлеба, макаронных изделий), а также с целью размещения ее в госрезерве;
    • мониторинг качества муки, хлебобулочных, а также макаронных изделий, ввозимых в РФ или вывозимых из страны.

    Другой источник права, регулирующий работу ведомства, - Административный регламент, который отражает аспекты исполнения Роспотребнадзором государственной функции, связанной с проверкой деятельности организаций, предпринимателей и физических лиц на предмет исполнения предписаний санитарного законодательства и иных правовых актов, относящихся к сфере защиты прав потребителей, а также норм, присутствующих в законах, регулирующих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг. Данный документ особенно интересен тем, что в нем отражаются основные алгоритмы проведения проверок. Деятельность Роспотребнадзора также регулируется ФЗ "О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей", призванным помогать бизнесам реализовывать свои законные права в ходе проверок государственных и муниципальных органов контроля или же надзора.

    Кого может проверить Роспотребнадзор

    Какого рода предприятия могут подвергнуться проверке со стороны ведомства? Согласно текущим нормам закона, Роспотребнадзор вправе заявиться на практически любое предприятие, оказывающие услуги физлицам. Организационно-правовая форма бизнеса не имеет значения. Проверка Роспотребнадзора может коснуться ИП, небольшого ООО или масштабного ОАО. Сферы, которые могут заинтересовать ведомство с наибольшей вероятностью:

    • розничная торговля товарами, предназначенными для персонального пользования;
    • оказание услуг (включая такие как, например, кредитование, страхование, но не ограничиваясь ими - в расчет берутся все сервисы, подразумевающие возникновение потребительских правоотношений).

    Проверки инициируются исходя из самых разных критериев. Всегда возможна плановая проверка Роспотребнадзора. Есть, в свою очередь, вероятность, что визит инспекторов ведомства не будет заранее афишироваться. Второй вариант может быть инициирован, к примеру, жалобой покупателя или клиента. Далее в статье мы изучим конкретные факторы, влияющие на возникновение повода для соответствующей проверки.

    Поводы для проверки

    Первый вариант, при котором возможна проверка Роспотребнадзора: организация занесена в список тех, кому ведомство собирается нанести визит по плану. Соответствующий документ можно найти на сайте органа. Как правило, запланированный визит инспекторов Роспотребнадзора сопровождается предварительной отправкой уведомления в адрес проверяемой компании.

    В соответствии с нормами законодательства, Роспотребнадзор может проводить плановые проверки с периодичностью не чаще, чем раз в три года. При этом обязательно согласование данного типа процедур с органами прокуратуры. Сведения о том, что такие-то организации подлежат проверке, как мы уже сказали выше, должны вывешиваться на сайте ведомства. Или, как вариант, в СМИ.

    Другое дело - внеплановые проверки. Как мы уже сказали выше, одним из поводов для их проведения может быть жалоба покупателя магазина или клиента какого-либо сервиса. Как правило, идет в территориальную структуру ведомства - Роспотребнадзор по Москве или по Санкт-Петербургу. Но жалобы клиентов не единственные факторы, которые могут повлиять на инициирование проверки. Есть и другие веские основания. Например, такие:

    • истек срок, в течение которого организация или предприниматель должны исполнить выданное Роспотребнадзором предписание о необходимости устранить нарушение требований, что определены на уровне релевантных правовых актов;
    • в ведомство обратились с заявлением другие индивидуальные предприниматели, должностные лица из структур государственных или муниципальных органов власти, и Роспотребнадзор счел их обращение соответствующим своей компетенции;
    • на предприятии произошел прецедент, связанный с чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, опасный для граждан.

    Отметим, что те самые "релевантные правовые акты" могут отражать как федеральное, так и муниципальное законодательство. Если город, где прописано предприятие, которое проверяет Роспотребнадзор, - Санкт-Петербург, то в этом случае контрольно-надзорные процедуры будут учитывать местное законодательство северной столицы.

    Внеплановая проверка также должна быть обговорена с органами прокуратуры населенного пункта. Если город, где будет проводить проверку Роспотребнадзор, - Санкт-Петербург, то согласование должно происходить именно с прокурорскими структурами северной столицы. В случае если основанием стала чрезвычайная ситуация, то ведомству достаточно уведомить соответствующую правоохранительную структуру в течение суток после проведения внеплановой проверки.

    Предмет проверки

    Предположим, в нашу компанию собирается нанести визит (в рамках такой процедуры, как плановая проверка) Роспотребнадзор. Что проверяют инспекторы чаще всего? Внимание специалистов может привлечь достаточно широкий спектр объектов - площадь помещения, уровень освещенности, расположение относительно жилых блоков здания (если бизнес расположен в таковом). Возможен вариант, при котором инспекторам не понравится тот факт, что какие-то входы в здание располагаются в непосредственной близости от частных квартир. Исследование бизнесов на предмет нарушений, как правило, сопровождается также изучением документов, которыми, исходя из законодательных предписаний, должна владеть компания, и последующим вынесением акта.

    Требуемые документы

    Итак, на носу - проверка, Роспотребнадзор. Что проверяют еще? Как мы уже сказали, заинтересовать сотрудников упомянутого ведомства могут документы. Какого рода? Это зависит от профиля деятельности организации. Чаще всего, документы представляют собой различного рода заключения, выписанные санитарно-эпидемиологическими службами. Также в некоторых случах может потребоваться оформление сертификатов соответствия для продаваемых товаров или выпускаемой продукции. В числе бумаг, которые также в ряде случаев потребует ведомство, - договор со специализированной организацией, занимающейся вывозом твердых отходов (на практике, вместе с тем, такие соглашения подписывает, как правило, собственник помещения - если предприниматель арендует цех или офис, то достаточно иметь копию документа).

    Проверять инспекторы могут также сроки годности реализуемой продукции, то, как располагаются одни товары относительно других, температурный режим содержания продуктов и иного рода нормативы. Если у предпринимателя есть наемные сотрудники, то Роспотребнадзор, вероятно, попросит показать оформленные на них санитарные книжки (если законодательство предписывает их иметь, исходя из заниаемой специалистами должности) и сведения о медосмотре. Во многих случаях ведомство проверяет также качество спецодежды работников.

    Важнейший документ - программа Он должен содержать ключевые положения, отражающие правила эксплуатации производственных ресурсов. Например, то, как контролируется уровень освещенности в помещении, температура в нем, насколько регулярно проходит стирку одежда специалистов. Эксперты полагают, что данный документ - один из тех, что запрашивает наиболее часто Роспотребнадзор. План проверок, составляемый ведомством, таким образом, может в значительной степени сводиться к мониторингу наличия у бизнесов программ производственного контроля.

    Другой важный документ - журнал учета средств дезинфекции. Его особенность в том, что он подлежит предварительной регистрации в самом проверяющем ведомстве. То есть предприятию следует оформить его заранее. Штраф за его отсутствие довольно внушительный - 20 тыс. рублей.

    Штрафные санкции

    Основная мера реагирования ведомства на нарушения предприятиями санитарного и иного законодательства - штрафы. Одновременно с ними вручаются предписания, в соответствии с которыми бизнесу необходимо устранить нарушения. Штрафы Роспотребнадзора могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Принципы их определения излагаются в КоАП РФ. Вместе с тем, организация или предприниматель вправе обжаловать штрафы.

    Стратегия реагирования

    Что проверяет Роспотребнадзор, мы выяснили. В то же время полезно будет изучить алгоритм действий, на тот случай, если ведомство приходит в нашу компанию с проверкой. Что необходимо сделать в момент визита инспектора?

    Прежде всего следует ознакомиться с содержанием его служебного удостоверения (а также аналогичных документов других сотрудников - если инспекторов несколько). Если все в порядке, то имеет смысл попросить показать приказ Роспотребнадзора о проведении соответствующего типа проверки. Данного рода документ должен содержать ряд обязательных сведений. А именно:

    • указание, какое именно территориальное управление Роспотребнадзора проводит проверку;
    • ФИО должностных лиц, которые соответствующим образом уполномочены на выполнение проверки;
    • ФИО экспертов и партнерских организаций, которые привлечены к работе инспекторов Роспотребнадзора;
    • название предприятия или же ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которых инициируется проверка;
    • информация о целях проверки, ее задачах, непосредственном предмете, а также сроках проведения;
    • перечень оснований для инициирования проверки со ссылкой на правовые акты;
    • список обязательных требований, установленных законодательством (включая муниципальное), исполнение которых организацией является предметом проверки;
    • информация о мероприятиях, которые связаны с контролем выполнения задач по достижению целей проверки - сроки и перечень;
    • список административных регламентов, релевантных процедурам проверки и контрольного типа мероприятий;
    • перечень документов, которые организации или индивидуальному предпринимателю необходимо иметь с тем, чтобы цели проверки были достигнуты;
    • дата начала проверки и ее окончания.

    Инспекторы также обязаны отдать руководителю организации копию данного приказа. На ней соответствующее территориальное управление Роспотребнадзора должно поставить свою печать.

    Нюансы проверки

    Как мы уже сказали выше, инспекторы могут проверять достаточно широкий спектр элементов производственного процесса. Какие еще примечательные действия могут совершать специалисты ведомства?

    Если к своей работе инспекторы в ходе ведомственного взаимодействия привлекли санитарных врачей, то в этом случае, вероятнее всего, будут проверяться те самые заключения, выданные санитарно-эпидемиологическими службами, а также сертификаты соответствия. Все зависит от профиля деятельности фирмы, а также от типов реализуемых товаров. В частности, та продукция, которую нужно в обязательном порядке сертифицировать, отражена в перечне, что прописан в Постановлении Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года. Как отмечают некоторые эксперты, отсутствие соответствующих документов для реализуемых товаров - одно из наиболее частых нарушений, что выявляют инспекторы Роспотребнадзора.

    Специалисты ведомства также могут проверить организацию на предмет соблюдения СанПиН. Также, если говорить о документах, Роспотребнадзор может запросить договора, заключенные между бизнесом и организацией, оказывающей услуги по дезинсекции и дератизации. К тому же специалисты по эпидемиологии Роспотребнадзора могут проверить, в какой степени положения соответствующих соглашений реализуются на практике. То есть посмотреть, например, нет ли в помещении насекомых или грызунов.

    Когда не все действия правомерны

    Мы обсудили, что проверяет Роспотребнадзор, рассмотрели нюансы проведения соответствующих контрольно-надзорных мероприятий. Полезно будет узнать, какие действия ведомство проводить не вправе. К таковым относятся:

    • проверка инспекторами выполнения требований, которые назначены другими ведомствами, вне своей компетенции;
    • плановые проверки, если должностные лица организации или их представители, которые должны участвовать в мероприятии, отсутствуют на рабочем месте;
    • требовать документы, предоставления информации, образцов товаров, если они не входят в перечень тех, что составляют объект проверки;
    • изымать документы, что не могут быть отнесены к предмету контрольно-надзорного мероприятия;
    • требовать образцы товаров или продукции для того, чтобы исследовать их в порядке экспертизы, не оформив должным образом составленный акт о соответствующем отборе проб;
    • брать образцы товара сверх тех норм, что установлены в релевантных нормативных документах;
    • нарушать коммерческую тайну, разглашать сведения, что охраняются соответствующими нормами закона, если они получены в ходе проверки (если иное не предписано в правовых актах).

    Что проверяет Роспотребнадзор, а также каковы ограничения его возможных действий, мы выяснили. Важнейший момент - документальная регистрация сведений о контрольно-надзорных мероприятий, проводимых ведомством. Организации и предприниматели должны завести специальный журнал учета, оформленный посредством прошивки, нумерации, а также заверенный печатью фирмы, в котором подлежит фиксации информация, отражающая действия проверяющего ведомства. Каждый раз, когда приходит с визитом территориальный Роспотребнадзор, в данном журнале нужно производить соответствующие записи. Они должны содержать следующие данные:

    • название органа надзора;
    • дата, время проверки;
    • правовые основания проведения контрольно-надзорного мероприятия;
    • цели, задачи проверки;
    • предмет проводимого ведомством мероприятия;
    • перечень нарушений;
    • информация о составленных инспекторами протоколах и предписаниях.

    В журнале также следует указать ФИО, а также должность представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно участвовали в проверке. Они же должны подписаться под сведениями, отражаемыми в документе, о котором идет речь.

    Итоговые документы

    После того как Роспотребнадзор проведет проверку, специалисты ведомства обязаны составить акт о соответствующем мероприятии. В нем должны отразиться результаты контрольно-надзорных процедур.

    В двух экземплярах. Он должен содержать следующую информацию:

    • дату, время, адрес составления;
    • название структуры Роспотребнадзора, которая провела проверку;
    • дата, а также номер распоряжения, в соответствии с которым проведено контрольно-надзорное мероприятие;
    • ФИО и указание должностей специалистов ведомства, которые провели проверку;
    • название проверяемой организации, ФИО руководителя или его представителя, присутствовавших при контрольно-надзорных процедурах (а также аналогичного типа сведения об индивидуальном предпринимателе);
    • дата, время, длительность, адрес осуществления проверки;
    • сведения об итогах контрольно-надзорных мероприятий, о нарушениях, которые специалистам Роспотребнадзора удалось выявить (характер несоответствия правовым актам, лицах, кто их допустил и т. д.);
    • данные, отражающие факт ознакомления (или отказа от него) с текущим актом проверки руководителя компании (его представителя) либо индивидуального предпринимателя;
    • сведения о внесении в журнал учета (о котором мы говорили выше) записей о проведенном контрольно-надзорном мероприятии либо о невозможности фиксации соответствующей информации в связи с тем, что необходимый документ отсутствовал в распоряжении организации или ИП;
    • подписи специалистов Роспотребнадзора, которые провели проверку.

    Не считая акта, который выдается в двух экзамплярах, может потребоваться оформление иных документов. Например, если эксперты ведомства осуществляли отбор товаров, обследовали помещения и иные объекты, релевантные предмету проверки, то должны составиться протоколы, заключения, объяснения, акты и иного рода бумаги, имеющие отношение к контрольно-надзорному мероприятию.

    Куда направляются экземпляры базового документа, акта? Одна копия отдается руководителю организации (или предпринимателю), его представителю. Второй идет в соответствующий территориальный центр Роспотребнадзора для внесения в реестры. Возможен вариант передачи первой копии по почте письмом с уведомлением.

    Если есть жалобы

    Предприятия имеют полное право обжаловать итоги проверки Роспотребнадзором. Если сомнения есть, то выразить недовольство нужно как можно быстрее. Поскольку по умолчанию предписания ведомства подлежат немедленному исполнению. Если бизнес не устранит предписания, то, в соответствии с положениями КоАП РФ, предприятие будет привлечено к административной ответственности. Каким образом жаловаться? Несогласие с итогами проверки следует оформлять в виде жалобы. Направить ее можно сразу в суд или же в вышестоящую структуру ведомства. Например, если проверку проводил один из территориальных отделов столичной организации, то жалобу можно направить в московский Роспотребнадзор (Управление органа).

    Что должен содержать документ? В жалобе нужно указать вероятные ошибки сотрудников ведомства процессуального характера (например, если не были соблюдены нормы, отражающие присутствие на рабочем месте руководителя или его представителя), неверное применение актуальных правовых актов и т. д.

    Следует обратить внимание на то, что порядок обжалования для разных документов, оформляемых Роспотребнадзором по факту проверки, не всегда одинаковый. Например, если предмет жалобы - составленное предписание, то порядок ее рассмотрения должен осуществляться в соответствии с 25-й главой ГПК. Если же ведомство вынесло постановление - то в силу вступает уже 30-я статья КоАП. Вместе с тем характер обжалуемого документа не определяет орган, куда направляется жалоба. То есть если неверные, по мнению предпринимателя, действия совершили столичные сотрудники ведомства - направляем документ в Роспотребнадзор по Москве, в Управление органа.

    Роспотребнадзор РФ – это государственный орган, защищающий права потребителей путем контроля за соблюдением всевозможных санитарных норм.

    На что влияет

    Функции Роспотребнадзора регламентируются следующими документами:

    Сфера влияния настолько обширна, что включает функции и задачи прочих контролирующих организаций. Вот самое основное, чем занимается Роспотребнадзор РФ:

    • Забота о соблюдении санитарных нормативов.
    • Слежение за соблюдением прав граждан.
    • Проведение мониторингов.
    • Оформление заключений.
    • Проведение обучения сотрудников, работающих в пищевой промышленности, образовании и медицине.
    • Координирование региональных отделений.
    • Сбор статистики.

    Организация управления

    Схема и структура органов Роспотребнадзора следующая. Во главе находится так называемый Центральный аппарат. В него входят: руководители и их помощники, пресс-служба и управления подчиняемых структур. Центральному аппарату подчиняются:

    • Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
    • Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ.
    • Научно-исследовательские институты.
    • Противочумные учреждения.
    • Санитарно-эпидемиологические службы министерств и ведомств.

    Роспотребнадзор имеет право выступать против вас в суде независимым лицом в процессах, связанных с нарушением законных интересов населения. В связи с этим представители Роспотребнадзора могут брать материалы по открытому делу, представлять доказательства, требовать привлечения новых участников процесса и совершать другие действия, предусмотренные Гражданским кодексом.

    Обязанности Роспотребнадзора – формировать и координировать работу региональных управлений, которые ведут обязательный надзор за предпринимательской деятельностью на своей территории и реагируют на обращения граждан, подавших заявления о нарушениях.

    Обязанности Роспотребнадзора – формировать и координировать работу региональных управлений, которые ведут обязательный надзор за предпринимательской деятельностью.

    Проверки Роспотребнадзора

    Проводя проверки, Роспотребнадзор уделяет особое внимание объектам, которые связаны с продуктами питания, медикаментами, оказанием услуг, а также особо пристально проверяются детские организации. Проверки делятся на два вида: плановые и внеплановые, которые также бывают выездными и документарными.

    Плановые

    Они проводятся по заранее сформированному плану, который утверждается прокуратурой в конце года. Перечень проверок вывешивается на сайте прокуратуры и на сайте Роспотребнадзора вашего региона. В плане подробно описана информация о проверке: кто проверяется, каким органом надзора, каковы сроки проверки, что конкретно вас ожидает. Минимум за три дня вас обязательно оповещают о предстоящей плановой проверке. Причем извещение вручается лично проверяющим или отправляется заказным письмом. Такой вид проверки ожидает раз в три года.

    Внеплановые

    Внеплановая проверка проводится при одном из трех обстоятельств:

    1. Истек срок предыдущей проверки, причем каждое ваше нарушение могут проверять в разные дни.
    2. Письменное заявление недовольных потребителей. Важно, что анонимные или необоснованные заявления не рассматриваются проверяющими. Заявления можно подать на официальном сайте, письмом, электронной почтой, через портал госуслуг.
    3. Нарушения становятся слишком очевидны.

    Выездные

    Они проводятся непосредственно на территории, где вы занимаетесь своей деятельностью. Проверяющий приезжает к вам по адресу, указанному в лицензии, и проводит полную проверку документации (список уточняйте в своем подразделении), осуществляет осмотр всех помещений, оборудования, а также закрепленной за адресом прилегающей территории. Берутся пробы (воздуха, воды) для лабораторного исследования, ведутся замеры освещения, температуры, возможны и другие исследования, все зависит от специфики организации или предприятия.

    Документарные

    При таких проверках вы сами отвозите представителям Роспотребнадзора все необходимые документы. Проверяющие внимательно изучают не только документы, но и вашу продукцию, если вы что-либо производите. Такая проверка при выявлении значительных нарушений может перерасти в выездную.

    Мероприятия по контролю проверки

    Обязательно перед началом проведения проверки вам предъявляется удостоверение служащего Роспотребнадзора вместе с распоряжением, где есть подпись руководителя районного подразделения Роспотребнадзора. В предъявленном документе обратите внимание на следующие пункты: период проведения проверки, адреса объектов проверки, данные представителей службы надзора.

    Срок проверки не может превышать 20 дней (без письменного распоряжения руководителей Роспотребнадзора, которое выдается только в некоторых случаях). О продлении сроков проверки вас должны уведомить письменно, опять же заранее.

    На проверку выделяется не более пятнадцати часов микропредприятиям, а малым предприятиям недавно срок продлили до 50 часов. Эти сроки образуются математическим путем – складывается время в часах, которое необходимо проверяющему органу на проверку одного юридического лица, учитываются только рабочие часы в будни.

    Что проверяют

    В первую очередь проверяется следующая документация:

    • Лицензия.
    • Документы на право собственности или аренду помещений.
    • Устав предприятия.
    • Договоры на вывоз отходов, проведение дезинфекции.
    • Документы учета санитарных проверок.
    • Трудовые договоры (контракты).
    • Трудовые книжки сотрудников.
    • Медкнижки.
    • Квалификация сотрудников (свидетельства об образовании, специализации).
    • Ведение журнала, предусмотренного Федеральным законом № 134-ФЗ .
    • Акцизы на продукции и сертификаты.
    • Контрольно-кассовые аппараты.

    Роспотребнадзор во время проверки обычно берет пробы продукции и делает «контрольные» закупки. При визуальном обследовании помещений и территорий инспектор сравнивает реальность и представленные вами документы, а также соответствие нормам СанПиН (внимательно следите за ежегодным обновлением). Требования различаются по регионам, поэтому лучше заранее проконсультироваться в вашем подразделении Роспотребнадзора. Узнать адрес вашего территориального подразделения можно на официальном сайте федеральной службы .

    При визуальном обследовании помещений и территорий инспектор сравнивает реальность и представленные вами документы, а также соответствие нормам СанПиН.

    Причем обычно, если вы заранее проявляете заинтересованность в сотрудничестве, приезжаете за консультацией задолго до проверки, то к вам во время самой проверки относятся очень благожелательно!

    Окончание проверки

    Проведя проверку, инспектор составляет заключение о результатах. При выявлении у вас нарушений еще выдается предписание, где указаны нарушения и сроки исправления. Если вы не успеваете выполнить предписание в положенные сроки, то на вас составляется административный протокол о совершении правонарушения согласно , рассматривается в суде.

    Обычно за административное правонарушение Роспотребнадзор налагает штраф: в среднем на физическое лицо – 20 000 рублей, юридическое лицо – 2 000 000 рублей. У суда вы можете просить рассрочку на погашение штрафа. При обнаружении случаев, угрожающих жизни и здоровью, инспектор может приостановить вашу деятельность до 90 суток, но только по решению суда. Если нарушения более серьезные, например распространение инфекционных заболеваний, то возможно лишение свободы.

    Что запрещено проверяющим

    • Проводить проверку без проверяемого, кроме случаев, представляющих очевидную угрозу.
    • Изымать оригиналы документов.
    • Проверять то, что не предусмотрено предписанием.
    • Затягивать время проверки.
    • Взимать образцы и пробы без необходимых документов или больше положенных объемов.

    В итоге

    Хотя существует большое количество строгих нормативов и ограничений, есть и хорошие новости – начиная с 2008 года Роспотребнадзор проводит политику по снижению административных затруднений и барьеров для малого и среднего бизнеса. Существенно сокращен список государственно регистрируемой продукции с тридцати видов всего до семи. В 3 раза меньше стал срок рассмотрения документов предпринимателей.

    На 2016 год были отменены все планируемые проверки малого бизнеса, а главное ведомство и дальше будет сокращать количество проверок. Несмотря на приятные тенденции, намеченные в последние годы, нельзя забывать о соблюдении всех норм и предписаний, которые содержит

    Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
    "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    Положение
    о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

    С изменениями и дополнениями от:

    23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г.

    I. Общие положения

    1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

    2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

    3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

    4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    II. Полномочия

    5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

    5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

    5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

    5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

    5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

    5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8

    5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9

    5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

    5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3

    5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

    5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

    Информация об изменениях:

    Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501

    5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

    5.3. регистрирует:

    5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

    5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

    5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

    5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

    5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

    5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

    5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1

    5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;

    5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

    5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

    5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

    Информация об изменениях:

    Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129

    5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

    5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

    5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

    5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

    5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1

    5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

    5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

    5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

    5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

    5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

    5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

    6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

    6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

    6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

    6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

    6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

    6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

    6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

    6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9

    6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

    7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

    Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

    III. Организация деятельности

    8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

    Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

    Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

    Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

    9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

    9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

    9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

    9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 814 Положение дополнено подпунктом 9.2.7

    9.2.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

    9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9

    9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.

    10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

    11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

    13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - г. Москва.