Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Сколько всего субъектов российской федерации. Список федеральных округов и субъектов российской федерации

    Сколько всего субъектов российской федерации. Список федеральных округов и субъектов российской федерации

    Территория любого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такую организацию территории государства принято называть формой государственного устройства 1 . С точки зрения формы государственного устройства все государства делятся на две группы: унитарные и федеративные.

    Считается, что федеративные государства формируются прежде всего в целях децентрализации государственной власти и одновременно интеграции территорий (регионов) , а также повышения эффективности осуществления государственной власти и ее демократизации .

    Статья 1 Конституции провозглашает Россию федеративным государством, которое является сложным по внутренней структуре образованием, состоящим из субъектов федерации. Следует отметить, что термин «субъекты Российской Федерации» стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция РФ использует этот термин применительно ко всем составным частям Российской Федерации и провозглашает их равноправие.

    Каждый из 85 субъектов РФ обладает признаками государственности: собственной территорией, населением и системой органов государственной власти. Субъект федерации представляет собой государственно-территориальное образование в составе Российской Федерации, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Из этого определения следует, что под территорией субъекта Российской Федерации понимается составная часть территории РФ, в пространственных пределах которой субъект обладает всей полнотой государственной власти по предметам собственного ведения 1 . Встречаются и иные определения: территорией субъекта РФ является составная часть территории Российской Федерации в пределах административной границы субъекта в соответствии с описанием и альбомом картографических карт .

    Собственная территория субъекта федерации является одним из непременных элементов его конституционно-правового статуса , о чем нередко субъекты РФ упоминают в своих конституциях (уставах). Например, в уставах Тверской, Волгоградской, Белгородской и Ивановской областей, Забайкальского и Камчатского краев перечень элементов их статуса как субъектов Федерации открывает территория (соответственно ст. 2, ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 1). Устав Алтайского края в статье, посвященной основным характеристикам правового статуса края как субъекта РФ, провозглашает: «Правовой статус Алтайского края как субъекта Российской Федерации определяется наличием... 2) конституционно-правовых гарантий территориальной целостности Алтайского края» (ст. 3).

    Вместе с тем анализ названия гл. II «Территория и статус области» Устава Кировской области позволяет сделать вывод, что в этом регионе в структуру статуса субъекта федерации не включена территория. В гл. 1 «Основы конституционно-правового статуса области» Устава Мурманской области содержатся положения о таких элементах статуса, как законодательство, флаг, герб, символика, но о территории в этой главе даже не упоминается. Подобное регулирование можно увидеть и в Нижегородской области.

    Конституция РФ называет один из видов субъектов Федерации - республики - государствами, другие субъекты Конституцией не определены. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, использование в ст. 5 Конституции РФ понятия «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает некоторые особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера 1 . Поэтому территория субъекта РФ не может характеризоваться понятием «территория государства» в общепринятом в конституционном и международном праве смысле.

    Системный анализ конституционных положений позволяет утверждать, что в состав Российской Федерации включены государства, государственно-территориальные и национально-государственные образования, территории которых являются пространственным пределом их власти. Власть органов государственной власти субъектов РФ распространяется на их территорию. Об этом нередко упоминается в основных законах субъектов федерации. Например, Уставом Пермского края определено, что «Пермский край как равноправный субъект в составе Российской Федерации обладает в границах своей территории всеми властными полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иным законодательством края».

    На всей территории субъекта Федерации помимо федерального законодательства действуют конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты данного субъекта РФ. В большинстве региональных учредительных документов зафиксировано правило об их прямом действии и применении на всей территории соответствующих субъектов РФ. Так, согласно ст. 1 Устава Томской области, ее «Устав... обладает прямым действием и распространяется на всех граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории области, а также на юридических лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории области или осуществляющих на ней свою управленческую, предпринимательскую либо иную деятельность. Устав области подлежит исполнению наравне с законами, действующими в области, и обеспечивается защитой государства».

    Территории субъектов РФ отличаются размером, например территория Адыгеи составляет 7,6 тыс. кв. км, а Якутии - 3103,2 тыс. кв. км, однако при этом все субъекты равноправны. Есть и иные территориальные отличия. Так, Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Татарским проливом, а Калининградская область - единственный субъект РФ, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами.

    Вхождение субъектов в состав Российской Федерации предопределяет ограниченность их самостоятельности в отношении территорий , как, впрочем, и остальных элементов их статуса.

    Территории субъектов федерации не упоминаются в перечнях предметов федерального и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, из чего нередко делается вывод об отнесении этого предмета к собственному ведению субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Согласно п. «б» ст. 71 Конституции РФ к федеральному ведению относятся федеративное устройство и территория Российской Федерации, а территориальное устройство субъектов РФ не отнесено к предметам ведения Российской Федерации.

    Большинство региональных основных законов к предметам ведения субъектов РФ относит их административно-территориальное устройство (п. 2 ч. 5 ст. 10 Устава Иркутской области, п. 3 ч. 2 ст. 18 Устава Ивановской области и т. д.) и порядок его изменения (п. 2 ч. 2 ст. 23 Устава Свердловской области, п. 3 ст. 5 Устава Камчатского края и др.).

    Наряду с этим отдельные республики к своему ведению относят не просто административно-территориальное устройство, а «государственное устройство, статус и территорию республики» (п. 2 ст. 38 Конституции Республики Саха (Якутия); «государственное устройство, территорию республики» (п. «в» ст. 69 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). Данное обстоятельство вызывает двойственную реакцию.

    С одной стороны, республики, как указывалось выше, федеральная Конституция признает государствами, а следовательно, можно говорить об их государственном устройстве. Тем более что и Конституционный Суд РФ указал: «Территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса республики (государства) в качестве субъекта Российской Федерации», а также: «Из Конституции Российской Федерации вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство. Поэтому вопрос о своем территориальном устройстве... республика вправе решить сама» .

    С другой стороны, термин «государственное устройство» в конституционном праве применяется к суверенным государствам, поэтому его использование применительно к субъектам федерации вряд ли оправданно, тем более что и Конституционный Суд РФ применяет не этот термин в отношении субъектов РФ, а категорию «территориальное устройство».

    Безусловно, территория субъекта федерации не может быть предметом его исключительного ведения хотя бы потому, что согласно ст. 67 Конституции РФ территории субъектов включены в территорию Российской Федерации. Изменение территории субъектов РФ невозможно в одностороннем порядке, без участия в этом процессе федеральных органов, которое выражается в утверждении Советом Федерации изменения границ между субъектами РФ (п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

    Кроме того, федерация устанавливает территориальные основы муниципального устройства в субъектах РФ исходя из п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ об отнесении к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На федеральном уровне регулируется также статус отдельных территориальных единиц, в частности закрытых административно-территориальных образований, наукоградов и др.

    Наконец, как справедливо отмечается в литературе, субъекты федерации регулируют свое территориальное устройство в соответствии с конституционными нормами и принципами, а также исходя из государственно-территориального устройства, которое, в свою очередь, также установлено в Конституции РФ.

    В некоторых конституциях республик в отношении их территорий содержится указание на историческое расселение на них коренного этноса. Например, в Конституции Республики Адыгея говорится о том, что на территории Республики исторически сложилась общность людей - проживающий здесь адыгский народ (ст. 51). Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что территория Республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов (ч. 1 ст. 44). Согласно ст. 3 Конституции Республики Коми образование Республики и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории народа коми. Весьма своеобразны положения Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия: «Территория Республики Калмыкия используется и охраняется как основа жизни и деятельности народа Калмыкии. Республика Калмыкия привержена принципам мира и добрососедства, ее территория не может быть использована для угроз и применения силы в отношении соседей, вмешательства в их дела» (ст. 5, 6).

    В ряде основных законов субъектов РФ указываются размеры их территорий. Например, в Уставе Ростовской области указано, что ее территория составляет 100,8 тыс. кв. км (ч. 1 ст. 11).

    Территория субъекта РФ является неотъемлемой частью территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). В литературе можно встретить утверждение, что «территория федерации разграничивается на субъектную и федеральную ее части, последняя при этом имеет безусловные правовые приоритеты» 1 . Можно подумать, будто «субъектная часть» не входит в «федеральную часть», что, безусловно, неверно. Конституционное положение о том, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов», довольно четкое и недвусмысленное.

    Из этого положения вытекает, что субъект РФ не вправе совершать действия, направленные на отделение, разделение, иное нарушение целостности территории единого федеративного государства. Конституции (уставы) большинства субъектов РФ вслед за федеральной Конституцией провозглашают, что их территории являются составной частью единой территории России, подтверждая тем самым юрисдикцию федеральной власти на своих территориях (ч. 2 ст. 1 Конституции Чеченской Республики, ч. 1 ст. 15 Устава Смоленской области, ч. 1 ст. 4 Устава Свердловской области, ст. 1 Устава Иркутской области, ч. 1 ст. 2 Устава Ярославской области и др.).

    Необходимо отметить, что в начале 1990-х гг. положения многих конституций республик противоречили федеральным конституционным нормам, игнорировали факт их нахождения в составе России. Так, в первоначальной редакции Конституции Башкортостана 1993 г. было закреплено, что территория Республики не может быть изменена без волеизъявления проживающих в ней башкир и представителей других народов, выраженного путем референдума. Если в общем референдуме не примет участия башкирская часть населения, то референдум и его результаты недействительны .

    В современной редакции основных законов субъектов Федерации часто закрепляется принцип единства и целостности их территории , составляющей неотъемлемую часть территории РФ. Например, в ст. 1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики зафиксировано: «Территория Карачаево-Черкесской Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Ее границы не могут быть изменены без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики». В соответствии со ст. 1 Конституции Чеченской Республики территория Республики «является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации». Конституция (Основной Закон) Республики Алтай устанавливает, что «территория Республики является исконной землей традиционного расселения ее коренного и других народов, обеспечивает сохранение их самобытности. Территория республики - часть территории Российской Федерации, она целостна, неотчуждаема, неделима, и ее граница не может быть изменена без согласия Республики Алтай» (ст. 10).

    Своеобразно положение преамбулы Конституции (Основного Закона) Республики Алтай, объявляющей условием сохранения исторической территории и образования государственности Республики «добровольное вхождение алтайцев в состав России и длительное нахождение под ее юрисдикцией». Устав Красноярского края в дополнение к положению о том, что территория края является составной частью территории РФ и обладает внутренним единством и целостностью, устанавливает запрет деления «территории края на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования» (ч. 1 ст. 29).

    Отличается формулировка Устава Красноярского края о том, что «территория края не делится на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования» (ч. 1 ст. 29).

    Некоторые субъекты РФ заняли особую позицию в регулировании территориальных вопросов. Например, Конституция Кабардино-Балкарской Республики гарантирует целостность и неприкосновенность территории Республики (ч. 2 ст. 5), но и не упоминает, что она входит в состав территории России. О неделимости Республики говорится и в ст. 2 ее Конституции. Кроме того, Конституция Кабардино-Балкарской Республики относит к собственному ведению государственное устройство, территорию Республики (п. «в» ст. 69), что, как отмечалось выше, не вполне соответствует ст. 71 Конституции РФ, согласно которой и федеративное устройство, и территория Российской Федерации относятся к ее исключительному ведению. Более того, в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ четко указано, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов.

    Территория каждого субъекта РФ имеет административную границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Под административной границей субъекта РФ понимается государственно признанная и установленная линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая предел территории субъекта РФ, т. е. пространственный предел его юрисдикции. Административными границами являются только те, которые разграничивают территорию между самими субъектами РФ .

    Субъект федерации может иметь и внешнюю границу, отделяющую его от иностранных государств. При этом внешняя граница субъекта является вместе с тем Государственной границей РФ. Субъект РФ не вправе определять статус и защиту Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, поскольку это вопросы ведения федерации, основанные только на федеральной Конституции (п. «н» ст. 71) и международных договорах РФ и регулируемые текущими федеральными нормативными правовыми актами.

    Границы между субъектами РФ не имеют статуса государственных границ. Это означает, что при пересечении границы субъекта Федерации не могут взиматься таможенные пошлины и сборы, создаваться пункты пропуска через границу, пограничные посты.

    Территориальные границы субъектов РФ нередко в общих чертах описываются в региональных основных законах. Так, согласно ст. 5 Устава Нижегородской области «область граничит со следующими субъектами Российской Федерации: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Владимирская область, Ивановская область, Кировская область, Костромская область, Рязанская область. Границы области согласовываются с граничащими с областью субъектами Российской Федерации».

    Более детальное описание территориальных границ содержится в Уставе Ростовской области: «На западе граница Ростовской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Украиной, на севере, востоке и юге Ростовская область имеет административную границу с субъектами Российской Федерации - Воронежской областью и Волгоградской областью, Республикой Калмыкия, Ставропольским краем и Краснодарским краем. На западе в Таганрогском заливе Азовского моря граница Ростовской области совпадает с морской Государственной границей Российской Федерации с Украиной и проходит административная граница с Краснодарским краем. На востоке административная граница Ростовской области с

    Волгоградской областью частично проходит по Цимлянскому водохранилищу» (ч. 2 ст. 11).

    Устав Новосибирской области также перечисляет граничащие с территорией области субъекты РФ (Алтайский край, Кемеровская, Омская и Томская области), но еще содержит положение о том, что «часть границы Новосибирской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Республикой Казахстан». В отличие от Устава Нижегородской области в данном Уставе зафиксировано, что границы Новосибирской области установлены федеральным законодательством (ст. 4). Подобное положение содержится и в Уставе Смоленской области: «Границы Смоленской области как субъекта Российской Федерации закрепляются федеральным законодательством» (ч. 2 ст. 15).

    Устав Свердловской области содержит ст. 85 «Границы Свердловской области», в которой закреплено: «Границы Свердловской области определяются соглашениями с сопредельными субъектами Российской Федерации и обозначаются на местности».

    Устав Ивановской области содержит положение о том, что границами области являются границы между Ивановской областью и сопредельными субъектами РФ. Согласованные с сопредельными субъектами РФ границы Ивановской области утверждаются областным законом об описании границ области (ст. 6).

    Территориальные границы субъектов федерации сформировались еще в советский период и в разное время утверждались актами федеральной власти. В ряде конституций и уставов субъектов есть упоминание об этих актах как правовой основе пределов территориальных границ соответствующих субъектов. Например, согласно ч. 1 ст. 2 Устава Белгородской области пределы административных границ территории установлены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 г. Подобная норма содержится и в Уставе (Основном Законе) Орловской области: «Территория области в пределах административной границы, установленной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года, является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и составляет 24,7 тысячи квадратных километров» (ч. 2 ст. 10). Устав Тюменской области содержит ссылку на Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 августа 1944 г., которым установлены границы Тюменской области (ч. 1 ст. 2). В Уставе Воронежской области зафиксировано, что область образована постановлением Президиума ВЦП К РСФСР от 13 июня 1934 г. и занимает территорию общей площадью 52,6 тыс. кв. км в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 г. Согласно ч. 1 ст. 13 Устава Ростовской области область образована 13 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР «О разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область».

    Отличается положение Устава (Основного Закона) Волгоградской области о правовой основе границ данного субъекта РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Устава территория области «определена границами, существующими на момент подписания Федеративного договора». По существу, правовая основа территориальных границ области здесь не указана, поскольку Федеративный договор не является учредительным, он не устанавливает и не меняет территориальных границ, а лишь разграничивает компетенцию между органами государственной власти федерального и регионального уровней.

    Некоторые субъекты РФ связывают существующие территориальные границы с днем принятия их основного закона. Например, в Уставе Магаданской области записано, что «территория Магаданской области определяется существующей границей на день принятия настоящего Устава». Конституцией Чувашской Республики предусмотрено, что территория Республики определяется существующими границами на момент принятия данной Конституции (ч. 1 ст. 60). Получается, что вопрос установления территориальных границ находится в ведении данного субъекта РФ, хотя это не согласуется с положениями ст. 71, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, так как затрагиваются интересы иных субъектов, прежде всего сопредельных, и всей федерации в целом. Не случайно многие основные законы содержат положение, схожее с тем, которое закреплено в Уставе Сахалинской области: «Линия границы территории Сахалинской области определяется в соответствии с федеральным законом» (ч. 2 ст. 3 Устава Сахалинской области). Уставом Красноярского края «границами края признаются его границы, существующие на момент принятия настоящего Устава, определенные в установленном порядке органами государственной власти РСФСР и Российской Федерации». Данная норма представляется юридически точной и соответствующей федеральной Конституции.

    Специфика формулировки Устава Камчатского края обусловлена объединением Камчатской области с Корякским автономным округом. В ч. 2 ст. 11 Устава указано, что границы Камчатского края совпадают с границами Камчатской области на день вступления в силу Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» и охватывают территории двух ранее граничивших между собой объединившихся субъектов РФ - Камчатской области и Корякского автономного округа.

    Отличается своеобразием положение преамбулы Устава Саратовской области: «Императорским Указом в 1780 году в г. Саратове было учреждено наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией. В 1796 году губерния была ликвидирована, а 5 марта 1797 года вновь восстановлена и имела этот статус до 1928 года. В 1928 году была образована Нижне-Волжская область с центром в г. Саратове и в этом же году переименована в Нижне-Волжский край. Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижне-Волжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью. Ныне действующие границы Саратовской области определены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года».

    Подробное описание границ субъектов РФ , как правило, осуществляется в их законах, на что есть указание в конституциях (уставах) субъектов. Так, Уставом Нижегородской области определено, что описание границ Нижегородской области утверждается законом области. Аналогичная норма содержится в Уставе Иркутской области (ч. 1 ст. 3).

    В ряде конституций (уставов) не уточняется форма регионального нормативного акта, определяющего территориальные границы субъекта РФ. Например, в Уставе Свердловской области закреплено, что официальным документом, фиксирующим границы Свердловской области, является их описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы. Устав Саратовской области признает официальным документом, фиксирующим границы области, «описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы» (ст. 5). Согласно Уставу (Основному Закону) Орловской области «документами, определяющими границы области, являются Описание границ области и картографические материалы области» (ч. 3 ст. 10).

    Отдельные субъекты РФ на описание территориальных границ уполномочивают высшее должностное лицо. Так, в соответствии со ст. 5 Устава (Основного Закона) Ямало-Ненецкого автономного округа официальным документом, закрепляющим границы автономного округа, является описание границ автономного округа, содержащее картографические материалы, утверждаемое постановлением губернатора автономного округа.

    В некоторых субъектах РФ описание территориальных границ содержится непосредственно в основном законе. Например, в приложении к Уставу Воронежской области определяется описание границ Воронежской области, содержащее картографические материалы.

    • См.: Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина / под ред. Е. И. Козловой.
    • См.: Михалева Н. А. Указ. соч. С. 136.
    • См.: Орлова М. Ф. Указ. соч. С. 136.

    Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

    Субъект РФ – это ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

    Ограниченная правоспособность же субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

    В настоящее время Конституция предусматривает 6 видов субъектов РФ, закрепляя их с помощью отдельных абзацев гл.3о федеративном устройстве ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

    · национально государственный (республики в составе РФ);

    · административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

    · национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

    Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные - полномочиями государственного образования), с другой - на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

    В настоящее время, в составе субъектов РФ насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа, 2 города федерального значения(Москва и Санкт-Петербург).

    Существенной особенностью РФ является то, что она состоит из субъектов, которые сами имеют форму государственной организации. Все они наделяются КРФ статусом государственных образований. Вне государственной формы нет и субъекта Федерации. Именно государственная природа субъектов придает их отношениям в составе России федеративный характер.

    Как государственные образования все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти, наделяются правом издавать собственные законы и иные нормативно-правовые акты, осуществляют территориальное верховенство в границах своего ведения, характеризуются одинаковой компетенцией, особым характером взаимоотношений с федеральной властью. Таких отношений не имеют обычные административно-территориальные единицы, вследствие чего они не обладают правосубъектностью в составе федерации.

    Наиболее общим признаком всех субъектов является их равноправие как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Равноправие субъектов РФ проявляется независимо от их построения на национально-государственной или территориально-государственной основе.
    К общим чертам субъектов РФ следует отнести также наличие у каждого из них своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства.

    В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

    Республики (21) , в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции в соответствии с КРФ и имеют право устанавливать свои государственные языки.

    Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что она признается гос-вом в составе РФ.(В статье 5 Конституции России республики охарактеризованы как государства. Однако это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета.) Но республика - это не просто гос-во, а гос-во, входящее в РФ в качестве ее субъекта. Поэтому конституционно-правовой статус республики выражает ее черты и как гос-ва, и как субъекта Федерации. Из этого следует, что правосубъектность республики не может охватывать всей совокупности свойств самостоятельного гос-ва. Ее статус определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ст. 66 КРФ).
    Республики имеют госуд. символику - Госуд. герб, Госуд. флаг и Госуд. гимн. Это официальные символы гос-ва, которые утверждаются каждой республикой самостоятельно. Они выражают самобытность и исторические традиции народов данной республики. В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

    Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

    Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

    Наряду с республиками в составе РФ к национально-государственному типу субъектов Федерации относятся автономная область (Еврейская) и автономные округа.

    Автономии - национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. - национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока.

    Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Автономные области и округа осуществляли административное самоуправление по вопросам своей внутренней жизни. Это юридически ставило их на положение административных единиц в составе края или области, хотя как субъекты Федерации они обладали статусом госуд. образований.
    Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, а по вопросам собственной и совместной с Федерацией компетенции – законы и иные нормативные акты. Они обязательны для исполнения на соответствующей территории.

    Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:

    • обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
    • обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
    • самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
    • самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

    Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.

    Края, области, города федерального значения обладают собственной территорией. Она не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Края и области имеют свои административные центры. В территориальных субъектах образуются органы представительной, исполнительной и судебной власти. Они действуют на основе КРФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Следует отметить, что прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти. В настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос. власти субъектов РФ. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику.

    Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных субъектов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта - города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта - города; субъекта Федерации - города федерального значения; административного центра другою субъекта - Московской области; столицы Российской Федерации.

    1. Алтайский край (Барнаул)

    2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

    3. Хабаровский край (Хабаровск)

    4. Краснодарский край (Краснодар)

    5. Красноярский край (Красноярск)

    6. Пермский край (Пермь)

    7. Приморский край (Владивосток)

    8. Ставропольский край (Ставрополь)

    9. Забайкальский край (Чита)

    Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

    Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

    Давая общую характеристику современного российского федерализма, следует отметить, во-первых, что Российская Федерация - конституционная федерация. В основе нашей федера­ции находится Конституция РФ и Федеративный договор 1992 г., ряд двусторонних договоров, соглашений между орга­нами государственной власти РФ и субъектов РФ. Они, тем не менее, не меняют конституционной пр ироды РФ. Они не учреждают федерацию, предметы ведения, полномочия РФ и субъектов РФ. Пункт 1 части 4 раздела второго Конституции РФ установил приоритет конституционных норм над нормами договоров.

    Во-вторых, несуверенный статус субъектов РФ предопределен конституционным характером РФ и выражается в том, что субъек­ты РФ не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава РФ). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверените­та подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в РФ какого-либо иного госу­дарственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.

    В-третьих, Российская Федерация - асимметричная, национально-территориальная федера­ция. РФ включает в свой состав субъекты с разным конститу­ционно-правовым статусом. Среди них только республики определены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (на­пример, установление собственных государственных языков). Республики, автономная область, автономные округа выделе­ны по национально-территориальному признаку. Они созданы для обеспечения национального самоопределения титульных для них народов. Остальные субъекты федерации являются территориальными образованиями. Таким образом, асиммет­ризм РФ проистекает и из ее одновременного построения на территориальной и национально-территориальной основе.

    Соотношение компетенции РФ и субъектов РФ. В России конституционно установлены перечни предметов исключитель­ного ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ве­дения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Совмест­ное ведение РФ и субъектов РФ - сфера отношений, регули­рование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции РФ и к компетенции ее субъектов. Предметы ведения субъек­тов РФ определяются по остаточному принципу. Вне пределов собственного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъ­ектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти (ст. 73 Конституции РФ).

    Законодательная децентрализация. Согласно ст. 76 Консти­туции РФ субъекты РФ вне пределов ведения РФ вправе осу­ществлять собственное законодательное регулирование. При этом в силу частей 5, 6 статьи 76 Конституции РФ федераль­ные законы обладают приоритетом в сферах собственной ком­петенции РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в сфере собственной компетенции субъектов РФ при столкнове­нии актов РФ с актами субъектов большей юридической си­лой обладают нормативные правовые акты последних. Часть 6 статьи 76 Конституции РФ оговаривает меньшую юридиче­скую силу только лишь федеральных законов, однако если данное правило адресовано федеральным законам, то оно, безусловно, распространяется и на подзаконные федеральные акты (акты палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ).

    Россия – многосоставное государство. В ст. 5 Конституции Российской Федерации дана характеристика России как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей её национального состава. Российская Федерация состоит из 6 разновидностей субъектов.

    Субъект Российской Федерации - это родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения многосоставности государственной территории Российской Федерации, характеристики ее статуса, способа образования. 1

    Республики (государства) - являются национально-государственными образованиями, в границах, которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта.

    Края - это полноправные субъекты федерации, государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ.

    Области - они такжеявляютсясубъектами федерации это крупные государственно-территориальные образования в составе РФ.

    Города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским населением.

    Автономная область и автономный округ - национально-государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего севера и Сибири возможность их сохранения и развития.

    Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в области культуры, предоставляемые законом разрозненно проживающим этническим группам. Автономия может быть: областной (территориальной); национально-территориальной; национально-культурной.

    Автономные области создаются с учетом этнических, языковых, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения. Примером областной автономии с широкими правами территориальных единиц может служить Италия, конституция которой устанавливает, что составляющие страну области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Примером национально-территориальной автономии с ещё более широкими правами является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Каталония, Страна Басков и др.)

    Такая форма, как национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств (например, принятый в 1993 году Советом Европы Протокол о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод).

    Существовавшие раньше в СССР автономные национальные образования, края и области, получили по Конституции РФ 1993 г. статус субъектов Российской Федерации и соответственно имеют более широкие права, чем те которые дает автономия. В такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной автономии. В советский период было 5 пять автономных областей, в настоящее время сохранилась одна - Еврейская автономная область.

    Автономные округа, появились в 30-е годы и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой, имеющие своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отдельных компактно проживающих малочисленных народов. Фиксация названных форм в юридическом смысле предполагает, что субъекты РФ могут существовать в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм.

    Формально различаясь, субъекты Российской Федерации (их список приводится в ст. 65 Конституции РФ) в конституционном отношении, по сути, одинаковы. Понятие «субъект Российской Федерации» впервые появилось в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Оно подчеркивает общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став субъектами федерации.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания и др. Вместе с тем в науке конституционного права существует мнение, что в правовом положении субъектов Российской Федерации неравноправны между собой.

    Конституции РФ):

      • республик;
      • краев;
      • областей;
      • городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
      • автономной области;
      • автономных округов.

    Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

    Статус субъектов РФ

    Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста-навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны-ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи-ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

    Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

    Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци-ей РФ, изменения гл. 3 - 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек-ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные .

    Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

    1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
    2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
    3. выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
    4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
    5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
    6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
    7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
    8. Каждый субъект РФ имеет свою , которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
    9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

    Особенности правового статуса республик

      • Конституция РФ признает государствами только республики;
      • только республики вправе принимать свои конституции;
      • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

    Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

    Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

    Общая характеристика субъектов РФ

    Принципы определения полномочий органов государствен-ной власти субъекта РФ достаточно просты:

      1. по предметам ведения субъ-ектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
      2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными закона-ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
      3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, из-даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак-тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

    В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право-вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ-ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и , нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

    Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле-нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу-ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

    Подробнее о равноправии субъектов РФ

    Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Феде-рального Собрания (по два представителя от каждого субъек-та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи-телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

    Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле-ны государствами, в то время как все другие субъекты такого ста-туса не имеют и могут рассматриваться только как государствен-ные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законода-тельными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как госу-дарственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

    Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения , которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешивать-ся в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего мно-гонационального народа России, в том числе всех субъектов Фе-дерации. Последние представлены в , а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государствен-ной власти Федерации они осуществляют правовое регулирова-ние и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осущест-влять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федеральною закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесяч-ный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения РФ и совме-стного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государст-венной власти.

    Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъек-тами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

    При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную . Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответст-вовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по во-просам исключительного ведения субъектов Федерации приори-тет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следо-вательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу ис-ключительного ведения субъектов РФ.

    Отдельные полномочия органов госу-дарственной власти субъекта РФ могут быть временно возложе-ны на федеральные органы государственной власти или должно-стных лиц, назначаемых федеральными органами государствен-ной власти.

    Подробнее

    Это может произойти в случаях, если:

      1. в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез-вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с фе-деральным законом (решение принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
      2. возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная за-долженность по исполнению долговых или бюджетных обяза-тельств, определенная в порядке, установленном Бюджетным ко-дексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъ-екта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финан-совая администрация);
      3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре-доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель-ным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение при-нимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

    Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, долж-ны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведе-ния переговоров и использования иных согласительных проце-дур. В случае необходимости стороны договора, соглашения мо-гут создавать согласительные комиссии.

    Субъекты Федерации имеют свою правовую систему , в кото-рую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъ-ектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъек-тов РФ как бы образует собственное конституционное право, ко-торое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Одна-ко требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, нахо-дились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъек-тов, ведения субъектов Федерации.

    Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам госу-дарственной власти соответствующего субъекта РФ дополнитель-ные права и льготы в области таможенного регулирования, тран-зита товаров, налогов, режима инвестиций и предприниматель-ской деятельности.

    По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образова-ниям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ - нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (раз-деления властей, правового социального государства и др.). Про-верку соответствия конституций, уставов, законов и иных норма-тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осущест-вляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о ком-петенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими го-сударственными органами последних.

    Субъекты Федерации обладают своей территорией , которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

    Экономическую основу деятельности органов государствен-ной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственно-сти субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а так-же имущественные права.

    Федеральный закон установил круг вопросов, решение кото-рых относится к полномочиям по совместному ведению и осуще-ствляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопро-сов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

    Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конститу-ционные требования, которые они при этом должны соблюдать:

    1. система орга-нов власти должна соответствовать основам консти-туционного строя РФ (разделение и самостоятельность трех властей: законода-тельной, исполнительной и судебной);
    2. система орга-нов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов госу-дарственной власти, установленных федеральным законом.

    Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи . Однако их международная право-субъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ста-вить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубеж-ные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономиче-ские связи субъектов Федерации.

    Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, прини-мая долговые обязательства и обязательства по их реструктуриза-ции. Эти соглашения не являются международными договорами. Федеральный закон «О координации международных и внешне-экономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовыва-лись с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы государственной власти не несут от-ветственности по соглашениям об осуществлении международ-ных и внешнеэкономических связей, заключенным органами го-сударственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государст-венной власти иностранных государств с согласия Правительст-ва РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеютсяофициальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регист-рируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Прави-лами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

    Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граж-дан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной под-держки населения, культуры.

    Россия – самая большая страна в мире с точки зрения территории, ее составные единицы – субъекты Российской Федерации. Само понятие федерации подразумевает определенную автономию частей страны.

    В нашем государстве территории не равноправны и обладают разным спектром полномочий и привилегий.

    Все они отображены на политической карте, из них и состоит наша страна.

    Субъекты РФ

    Субъектом называют обособленную часть страны, наделенную определенными полномочиями. В других странах наряду с этим понятием используются такие, как штат, провинция.

    Россия является ассиметричной федерацией, так как одни части имеют большую полноту прав, чем другие. Юридический статус каждой части определен главным нормативным актом страны, там же отмечены отличия и схожие черты.

    Субъекты РФ (для увеличения нажмите)

    На текущий момент существуют расхождения относительно количества субъектов России на международном и российском уровне. Дело в том, что мировое сообщество не признало присоединение Крыма и Севастополя к территории РФ.

    Таким образом, по российским данным в нашей стране насчитывается 85 субъектов, которые представляют собой административное деление, из них:

    • двадцать две республики;
    • девять краевых образований;
    • сорок шесть областей;
    • три города федерального значения;
    • одна автономная область;
    • четыре автономных округа.

    В федеративном законе последовательность приведена именно в таком порядке, но она не отражает увеличение или уменьшение степени автономии, равно как это и не список по алфавиту. У каждого региона есть свой код и областной центр.

    22 Республики Российской Федерации

    Согласно главному закону государства наименование республика означает, что это государство в рамках страны, это указано во второй части пятой статьи.

    Административная карта России (для увеличения нажмите)

    К основным особенностям такого субъекта относятся:

    1. Юридический статус образования определяется как федеральными законами, так и локальной Конституцией, которая не может противоречить верховному нормативному акту;
    2. Во второй части шестьдесят восьмой статьи указано, что власти республики вправе вводить второй национальный язык на собственной территории и использовать его на уровне государственных учреждений.

    Еще одной отличительной особенностью республики является то, что они представляют собой национальные образования.

    Самой крупной республикой является Якутия, ее площадь превышает размеры восьмого по величине в мире государства – Аргентины. Одновременно с этим Саха (другое название субъекта) – самая большая административно-территориальная единица в мире, то есть ни в одной другой федерации нет региона такого размера.

    Максимальная концентрация республик в РФ на Северном Кавказе. К достаточно крупным относится и Татарстан, со столицей Казань, которая является городом с миллионным населением.

    9 краевых образований

    Край, как территориальная единица, появился в современной России, как наследие Советского Союза. На сегодняшний день нет существенных отличий субъекта от, например, области. Ранее в состав края могла входить автономная область.

    В современной истории проявилась тенденция к укрупнению субъектов. С 2004 по 2008 год в составе России появилось четыре новых края за счет слияния ряда других регионов.

    Самым большим краем, а также и в целом субъектом является Красноярский. Его площадь составляет почти две с половиной тысячи километров, что превышает второе по размерам африканское государство – Конго.

    В целом края занимают достаточно большую площадь страны, несмотря на небольшое суммарное количество регионов. Они граничат со многими другими регионами.

    46 областей Российской Федерации

    Область – самая простая территориальная единица в России. Юридический статус аналогичен краю, но в количественном показателе их больше всего в стране.

    С начала 2000 годов в процессе укрупнения часть областей вошли в состав более крупных субъектов, но на сегодняшний день сохранилось два субъекта данного статуса, в рамках которых есть другие регионы. Планов по их объединению нет. Таблица выше отражает их полный перечень.

    Области имеют сравнительно небольшие территории, особенно в центральной части России, где они преимущественно и представлены. В восточной части страны есть всего четыре: Амурская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская.

    3 города Федерального значения

    Официально признанных мировым сообществом есть два города особого назначения: Москва и Санкт-Петербург. Недавно к списку был прибавлен Севастополь.

    Данные крупные населенные пункты были выделены в отдельные субъекты, так как в них сосредоточено более тринадцати процентов жителей и почти четверть валового внутреннего продукта.

    Санкт-Петербург и Москва в свое время были, а второй город и на сегодняшний день является столицей нашей страны. Их характеризует определенная экономическая замкнутость и высокий процент миграции в регионы.

    1 автономная область

    Единственная в своем роде Еврейская автономная область существует в РФ продолжительное время. Ее статус не подлежит изменению, так как для этого требуется изменение Конституции, а это возможно только при условии проведения референдума.

    В период СССР было большое количество АО, впоследствии основная часть из них была переименована в республики или края. Многие автономные области стали независимыми государствами.

    4 автономных округа

    Автономный округ сформирован по принципу национальности и объединяет народности.

    К нюансам такого типа субъекта относятся:

    • персональное законодательство, не противоречащее федеральным нормативным актам;
    • корректировка территории допустима только с согласия населения и органов власти;
    • вправе участвовать в международных отношениях как от своего лица, так и от имени центра.

    В процентном отношении в округах преимущественно проживает национальное население, процент русских очень низок.

    Субъекты Российской Федерации – территориальные единицы, из которых состоит наша страна. Шесть основных разновидностей имеют свой спектр полномочий и прав.

    Однако важно учесть, что никто не обладает полной суверенностью, то есть является частью России, как игрока на международной арене.