Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Права человека: понятие, нормативное закрепление, способы защиты

     Права человека: понятие, нормативное закрепление, способы защиты

    Любой гражданин имеет нераздельное право на защиту своей жизни, свободы, здоровья и других аспектов жизнедеятельности.

    Реализовывать защиту своих прав возможно любыми способами, не нарушающими закон. При этом стоит знать несколько важных моментов, которые помогут при обращении за законным оспариванием действий по нарушению прав и интересов.

    Как защитить права человека?

    Права человека и его свобода гарантируются законами демократических государств, в обязанность которых входит их признание, последующее соблюдение и защита. Действуя в рамках правопорядка, любой человек может отстаивать свои права. Рассмотрим основные виды и формы защиты.

    Как защитить свои права. Доктор исторических наук Щербинин П.П.

    Административные способы защиты.
    Административная форма защиты предполагает право гражданина обратиться с жалобой на деятельность должностного лица или конкретного государственного органа в вышестоящие инстанции. Если причиной нарушения человеческих прав была неграмотность чиновника, то его руководитель может отменить принятое им решение.

    К данной форме защиты относится контроль прокуратуры за законным выполнением своих обязанностей исполнительной властью. Прокурорский надзор – это эффективный способ защиты прав граждан от любых нарушений существующей власти. Работники прокуратуры обязаны принимать меры и осуществлять ревизии, связанные с заявлениями жалующихся.


    Судебная форма защиты. Каждый гражданин РФ имеет право на судебную защиту, в которую входит охрана от покушения на жизнь и составляющие здоровья, личную свободу, имущество достоинство и честь. Перед решением пойти в суд, стоит обратиться к адвокату . В России существует три ветви судовой системы:

    Как защитить свои права в суде?

    1. Конституционные суды;
    2. Городские и суды субъектов РФ;
    3. Арбитражные: суды субъектов РФ, федеральные, высшие.


    Средства судебной защиты:

    Претензии. Относятся к досудебным средствам защиты и являются юридическим уведомительным поступком.

    Иски. В юридической литературе называются универсальными судебными средствами защиты. Имеют две составляющие: процессуально-правовую и материально-правовую. С помощью иска можно защитить права при увольнении , права собственности, право потребителя и многое другое.

    Различные представления, акты жалоб и заявлений.

    Как еще можно защитить права человека?

    Граждане России могут рассчитывать на помощь таких организаций:

    Институт Уполномоченного по правам человека. Был создан в 1993 году. Основная деятельность – отстаивание прав граждан, в первую очередь, при отношениях с государством.

    Комиссия по правам человека при Президенте. Комиссия занимается подготовкой указов, распоряжений и обращений Президента по вопросам защиты прав граждан, вносит предложения по улучшению данной системы, регулирует вопросы, участвует в подготовке международных договоров, обеспечивающих защиту прав.

    В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

    Основными из них являются:

    • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
    • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
    • равенство мужчины и женщины;
    • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
    • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
    • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

    Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

    Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

    • принудительный труд запрещается;
    • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
    • утверждается право на защиту от безработицы;
    • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

    Социальные права человека

    С экономическими правами тесно связаны социальные права.

    Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

    Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

    Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

    Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

    Культурные права человека

    Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

    В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

    Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.

    Внутригосударственные:

    • судебная защита, включая право на получение квалифицированной юридической помощи;
    • институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
    • Конституционный суд РФ. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело.

    Международные механизмы:

    Образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (универсальный уровень) и на региональном уровне (например в рамках Совета Европы и др.)

    Принципы законности - отправные начала, непререкаемые основополагающие требования, лежащие в основе формирования норм права и предъявляемые к поведению участников правовых отношений. Принципы законности раскрывают ее сущность как режима общественно-политической жизни в демократическом правовом государстве.



    Принципы законности:

    1. Верховенство закона по отношению ко всем правовым актам. Этот принцип предполагает исключительность закона, т.е. подчиненность закону всех юридических актов (нормативных и применительных) в соответствии с их субординацией.

    Конституция страны обладает высшей юридической силой. Все законы должны соответствовать конституции, подзаконные нормативные акты - законам, причем подзаконные акты принимаются и действуют только в том случае, когда какие-либо общественные отношения не урегулированы законом.

    Правоприменительные акты должны быть поднормативны, т.е. соответствовать нормативно-правовым актам - законам и подзаконным актам.

    2. Всеобщность законности означает, что в обществе все государственные органы, общественные организации, коммерческие объединения, должностные лица, граждане находятся под действием закона. Не может быть исключения ни для физического, ни для юридического лица, на которое бы требования законности не распространялись.

    3. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы являются едиными для всего государства, всех его регионов. Они предъявляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность пра-воприменительной деятельности, одинаковость применения юридических норм ко всем субъектам права. Единство законов не исключает, а, наоборот, предполагает разнообразие в право-творчестве и правоприменении. Каждый орган государства, общественная или коммерческая организация конкретизируют и применяют законы с учетом своего функционального назначения и местных особенностей. Однако конкретизация и применение происходит в рамках закона и в соответствии с ним.

    4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Нельзя отвергать закон, не исполнять его, руководствуясь соображениями житейской целесообразности (местной, индивидуальной и др.), так как соображения последней учитываются в законе. Правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. Целесообразность закона означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных (отвечающих целям и задачам общества) вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. Например, при определении уголовного наказания судья, руководствуясь законом, назначает ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

    В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, однако в рамках закона может приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для каждого конкретного случая.

    Необходимость точного и неуклонного исполнения правовых предписаний независимо от субъективного отношения к ним отдельных лиц обусловлена презумпцией целесообразности действующего закона".

    5. Неотвратимость ответственности за правонарушения означает своевременное раскрытие любого противоправного деяния. Правоохранительные органы призваны как предотвращать правонарушения, так и вести эффективную борьбу с ними. В этом состоит реальность законности - достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

    6. Обусловленность законности режимом демократии, предусматривающим строгое соблюдение двух типов правового регулирования:

    Специально-разрешительного - распространяется на властные государственные органы и должностные лица («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»);

    Общедозволительного - распространяется на граждан и их объединения («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»); а также соблюдением равенства всех перед законом и судом, которое предполагает безусловное право субъекта на судебную защиту прав. Вот почему, кроме юридического равенства, важно наличие независимого судебного правосудия, основанного на верховенстве закона и соблюдении принципа разделения властей. Этими требованиями законность проявляет себя как элемент (признак) демократического режима

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение

    1. Понятие защиты прав человека

    2. Способы защиты прав человека

    3. Особенности способов международной защиты прав человека

    Заключение

    Список использованных источников

    Введение

    Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством.

    Государство трактуется как представитель общества, который несёт перед ним, перед гражданином, перед отдельным человеком определённые обязанности и ответственность, прежде всего обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности. Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции РФ, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах международного права.

    Защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется так же и на международном уровне. Ее осуществляют Европейский суд по правам человека, Комитет по правам человека и др. Нормативно-правовыми актами являются: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.

    В данной работе рассмотрим, как осуществляется международная защита прав и свобод человека. Актуальность темы обосновывается необходимостью ее изучения связи с тем, что происходит развитие международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека. Важно выяснить какие проблемы возникают при этом, и как их необходимо решать. Задача заключается в том, чтобы раскрыть понятие защиты прав человека, показать способы защиты прав человека, рассмотреть особенности способов международной защиты прав человека.

    В данной работе при сборе материалов был использован метод изучения литературы по теме исследования.

    1. Понятие защиты прав человека

    Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. В каком бы государстве ни находился человек - он остаётся свободным существом, находящийся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Ершов В.В. Конституционное право. Пособие для студентов вузов. - М.: 2005. с. 25

    Ч. 1 ст. 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.

    Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они обретают границы дозволенного. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользоваться всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Защита осуществляется через систему государственных органов.

    В ст.18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.

    Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Функцию гаранта реализуют как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения каждого человека. Обязанность осуществлять меры по обеспечение прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти Российской Федерации является её многонациональный народ.

    В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и наибольшей мере социально значимы для народа, то есть основные права и свободы. Для человека они являются условием достойного и свободного существования. Само существование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда; без реализации избирательных прав невозможно было бы формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимые условия его существования. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. Учебник. - М.: Юристъ, 2006. с. 64

    Личные права и свободы - являются по своей сущности правами и свободами каждого человека неотчуждаемы и принадлежат с рождения. Юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2007. с. 308

    1. Право на жизнь. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого человека по созданию и поддержанию безопасной социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, целенаправленная борьба с преступностью, преступлениями против личности.

    2. К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности. Уважения достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления.

    Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам. Уважения личности, её достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми.

    3. Право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений занимает значительное место в системе личных прав.

    4. Неприкосновенность жилища, означает, что никто не вправе без законного основания выйти в жилище, а также оставаться в нём против воли проживающих в нём.

    Неприкосновенность личности, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека, распоряжаться в рамках законах своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнуть аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Издательство «Спарк», 2006.с. 159

    5. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную жизнь проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения; использования и распространения информацией о его частной жизни. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

    6. Свобода передвижения. Каждый человек законно находящийся на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительства. Свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в неё.

    7. Свобода совести, вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения. Закон дополнительно включил право менять религиозные убеждения, что является правовой гарантией от преследования, единоверцами, лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Федеральный закон предусматривает права граждан создавать религиозные группы и организации с условием, что их цели и действия не противоречат закону.

    8. Свобода мысли и слова. Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто ни может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказ от них.

    2. Способы защиты прав человека

    Одним из способов защиты прав человека является самозащита прав и свобод.

    В положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении, максимально полного, использования им прав и свобод, усилить его самостоятельность. Наряду с обязанностью государств обеспечивать защиту прав и свобод, существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Способы самозащиты многообразны.

    1. Право участвовать в управлении делами государства. Рассматриваемое право осуществлять в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами является участие в референдуме, а также реализация права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредственно избирателями, возможность самовыдвижения, свободное проведение предвыборной агитации; установленные законом формы участие в формировании избирательных комиссий, в подсчёте голосов.

    2. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности в общественных делах и защиты ими своих прав. Обращения граждан могут быть в форме заявления, жалобы, петиции. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставления льгот, услуг), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием восстановления).

    3. Важным правом является право на объединения, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Это право даёт гражданам возможность использовать, в указанных целях, различные формы совместной организованной, общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Вступление в члены объединения осуществляется на добровольной основе, в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Общественные объединения в праве участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления, в порядке и объёме, предусмотренных законодательством. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти. Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Старшун Б.А. Конституционное (государственное) право. Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 2007. с. 57

    4. Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством, является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование.

    5. Право обращаться в средства массовой информации.

    6. Обжалование действий должностных лиц. Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом. Пересмотр приговора - необходимая гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом.

    7. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Человек вправе отказываться от дачи показаний, если эти показания могут быть использованы против его интересов.

    Еще одним способом защиты прав является судебная защита. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Такая защита наиболее эффективная и доступная каждому человеку, поскольку в суде могут быть обжалованы любые решения и действия (либо бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Золотарева М.В. Конституционное право России. - М.: ЮНИТИ, 2003. с. 130 Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Равенство всех перед законом и судом, означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

    1. Ст.47 Конституции устанавливает, что никто не может быть лишен права рассмотрения его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которого оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство.

    2. Закрепляется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных, состоящий из рядовых граждан, призван самостоятельно, отдельно от судьи, решать только один вопрос: о виновности и (или) невиновности подсудимого.

    3. Каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить её, обратившись к адвокату. В уголовном процессе адвокат выступает защитником подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и осуждённого, а в гражданском - представляет интересы истца, ответчика, третьего лица.

    3. Особенности способов международной защиты прав человека

    Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе - сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Его учреждение и функционирование, как на функциональном, так и на региональном уровне является одним из наиболее значительных достижении в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации. Ведущая роль государств в таком сотрудничестве проявляется, прежде всего, в том, что они играют решающую роль в разработке и принятии международно-правовых актов в области прав человека, а также в создании как специализированных международных межправительственных организаций, занимающихся вопросами защиты прав человека, так и универсальных международных организаций, одним из направлений деятельности которых является защита прав человека. Ни что не препятствует государствам добровольно передавать на обсуждение международных организаций вопросы, касающиеся нарушения прав человека. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., Американской конвенции прав человека 1969г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных организациях так называемых частных жалоб. Тихомиров Ю.А. Международное право. - М.: ИНФРА-М, 2005. с. 88

    Роль международных контрольных органов, созданных государствами в современных условиях постоянно возрастает. Все большее внимание уделяется их функциям и полномочиям в деятельности ООН и в различных универсальных и региональных соглашениях. Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного контрольного механизма, возникшего в результате расширения международного правотворчества, усложнения межгосударственных связей, появление глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества. В этом процессе значительную роль играет и то обстоятельство, что отдельные вопросы традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, ныне регулируются и нормами международного права.

    Как предусматривается ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты».

    В сфере ООН существует шесть основных конвенций в области прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция о правах ребенка. Эти, равно как и другие международно-правовые документы, предусматривают разнообразные меры содействия осуществлению соглашений по правам человека, защиты этих прав.

    Международные процедуры в области прав человека по методам осуществления и источникам получения информации подразделяются на различные группы и включают: рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в области обеспечения прав человека, рассмотрение претензий государств друг к другу на нарушения таких обязательств, изучение и расследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными на внутригосударственные средства правонарушениями прав человека, составление специальных списков, содержащих информацию о лицах, виновных в нарушениях прав человека, возбуждение вопроса об индивидуальной уголовной ответственности, рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушения их прав. Гражданин РФ имеет возможность выбора разнообразных процедур и организаций, куда следует обращаться в случае нарушения прав и свобод. Кудрявцев Ю.В. Государственное право. - М.: 2005. с. 140

    Европейская конвенция о защите прав и свобод граждан предусматривает два типа процедур контроля, за исполнением ее положений: рассмотрение докладов и рассмотрение индивидуальных сообщений.

    Рассмотрение индивидуальных сообщений проходит два основных этапа:

    * определение приемлемости или неприемлемости жалобы, причем этот вопрос может возникнуть на любой стадии изучения спора;

    * решение вопроса по существу.

    Основными контрольными органами, созданными Европейской конвенцией, являются Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. В системе контроля европейской конвенции функции Комиссии предполагают, что она выступает как бы фильтром на пути индивидуальных сообщений в Европейский Суд.

    Индивидуальное сообщение может быть подано в Комиссию лично или же адвокатом по поручению. Сообщение должно содержать имя петиционера, указание ответственного, а нарушение правительства, объект претензии и, по возможности указание на те положения Конвенции, которые, как предполагается, были нарушены и на которые опирается петиционер.

    Важно знать условия приемлемости рассмотрения индивидуальных жалоб в Европейском Суде, так как при несоблюдении хотя бы одного из них жалобы не подлежат рассмотрению и соответственно не подлежат международной защите.

    Индивидуальное сообщение признается приемлемым при соблюдении следующих условий:

    Государство, на которое подана жалоба, должно быть участником Европейской Конвенции и соответствующих протоколов;

    Любое дело принимается к рассмотрению только тогда, когда исчерпаны все национальные средства и в течение шести месяцев после даты принятия последнего решения на национальном уровне;

    Не принимаются анонимные жалобы, (Совет Европы гарантирует конфиденциальность рассмотрения жалобы) или жалобы, которые уже рассматривались Комиссией по правам человека и не содержат новых обстоятельств дела;

    Индивидуальное сообщение будет признано неприемлемым, если Комиссия признает ее несовместимой с положениями Конвенции, явно необоснованной.

    Комиссия по правам человека не однократно подчеркивала, что ее авторитет и эффективность может пострадать, если она будет тратить время на «ничтожные» жалобы, отвлекающие ее от действительно серьезных дел. Наглядной иллюстрацией этой позиции является признание петиции неприемлемой, если в ней, например, заявитель пытался доказать, что наложенный на него штраф за нарушение правил дорожного движения оскорбляет его человеческое достоинство и должен расценивать как прямое нарушение ст. 3 Европейской Конвенции.

    Что касается исчерпанности национальных средств защиты, то это наиболее сложный вопрос толкования, когда решения принимаются с учетом особенностей конкретной правовой системы. В литературе начинают вырисовываться некоторые рекомендации в этой области применительно к России. Полагаем, что со временем сформируется соответствующая практика Европейского Суда с учетом российских особенностей судебной системы. Поэтому сейчас важно отметить лишь принципиальные подходы к проблеме, а именно:

    При рассмотрении вопроса о том, исчерпал ли заявитель все внутренние средства защиты, Комиссия констатировала, что заявитель не обязан ссылаться в судебных органах своей страны на Европейскую Конвенцию о защите прав человека, если он сослался на национальные законодательные положения аналогичного содержания (Кардо против Франции (1991 г.). Однако заявитель должен ссылаться на Конвенцию в том случае, если она является единственным юридическим основанием в данном случае (Девеер против Бельгии (1980 г.).

    Для России особенно важна практика Комиссии, когда признается, что заявителю нет необходимости терять время в национальных судебных инстанциях, когда есть разъяснения верховных судебных органов начисто лишающих его шансы на выигрыш дела, или когда неблагоприятная для него позиция судов заведомо известна, так как другие физические и юридические лица, оказывавшиеся точно в таком же положении, неизменно получали отказ или когда разбирательство дела затягивают сверх всякой меры. Таким образом, обязанность обратиться в национальные органы по защите своих прав отсутствует у лица в случае их нецелесообразности. Заявитель освобождается от необходимости исчерпания всех национальных средств защиты, если не предоставляется возможность установить лицо, непосредственно виновное в нарушении прав человека или когда заявителю мешают обратиться в компетентные органы (находится в психиатрической лечебнице и т.д.). Итак, доступность средств национальной защиты является другим важным принципом при определении исчерпанности средств защиты.

    Обращение в компетентные судебные инстанции в порядке прокурорского надзора и т.п. также не признаются доступными средствами национальной защиты. Так, в решении относительно приемлемости петиции Комиссия отказалась учесть ходатайство заявителя перед генеральным прокурором Австрии с просьбой в интересах правосудия передать проигранное им дело в кассационный суд Сборник решений Европейской комиссии по правам человека. Т. 8.С.128. .

    Полагаем, что лицо, получившее решение первой инстанции, которое, по его мнению, нарушает то или иное право, содержащееся в Европейской Конвенции, может направить петицию в Европейскую комиссию. Важно лишь при рассмотрении дела в суде первой инстанции указать на те права, которые оно считает нарушенными в соответствии с Конвенцией. Такая рекомендация обусловлена тем, что пока достаточно сложно определить начало течения шестимесячного срока после вынесения окончательного решения, особенно когда спорный вопрос носит комплексный характер и различные его аспекты разбираются одновременно в разных инстанциях. До тех пор, пока не сформируется стабильная практика Комиссии относительно России, целесообразно отправлять петицию как можно раньше (ее отклонение по формальным основаниям не помешает заявителю подать ее еще раз).

    В соответствии с положениями Европейской Конвенции по защите прав и свобод созданы и функционируют два органа, обеспечивающие соблюдение обязательств государствами-участниками. Это Европейская Комиссия по правам человека, которые рассматривают жалобы в отношении тех государств-участников Конвенции, которые специальным заявлением признали их компетенцию» Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. М., 2002. С. 21-32 .

    Следует подчеркнуть, что международно-правовой механизм защиты прав человека, в том числе предусмотренный Европейской конвенцией, -- достаточно сложная система признанная быть устойчивой и постоянно демонстрирующей свои функции и правовое предназначение. В связи с этим подавляющее большинство обращений в Комиссию (как и в Комитет по правам человека в ООН) признаются неприемлемыми из-за несоответствия предъявляемым критериям приемлемости. Что касается Европейского Суда, то до него по различным причинам, в том числе по причине разрешения вопроса во внесудебном порядке в соответствии с Конвенцией, доходят, в общем-то, немногие обращения.

    Один из членов Комиссии, выступающий в качестве докладчика, составляет доклад о приемлемости сообщения. Он может затребовать информацию от петиционера и заинтересованного правительства и сообщать информацию, поступившую от правительства, петиционеру для ответных замечаний. Окончательно приемлемость сообщения устанавливается на пленарном заседании Комиссии. Комиссия может принимать решение о приемлемости сообщения на любой стадии его рассмотрения по существу. Если Комиссия считает, что сообщение приемлемо, она устанавливает факты, относящиеся к делу, и пытается достичь дружественного урегулирования спорного вопроса. В случае неудачи Комиссия составляет доклад, содержащий как изложение фактов, так и ее мнение относительно того, указывают ли эти факты на нарушение соответствующим правительством положений Конвенции. Доклад передается Комитету министров Совета Европы, после чего в течение трех месяцев спор может быть передан в Европейской Суд.

    Есть некоторые различия в процедурах рассмотрения жалоб для тех, кто присоединился лишь к протоколам № 1-8, и для тех, кто признал протокол №9.

    В соответствии с процедурой, предусмотренной протоколами № 1-8, передавать дело в Суд могут только Комиссия по правам человека и государства-участники Конвенции.

    В соответствии же с Протоколом № 9 к Конвенции от 6 ноября 1990 г., правом передавать дело в Суд обладают Комиссия, государство, гражданин которого предположительно является жертвой; государство, которое передало дело на рассмотрении Комиссии; государство, против которого подана жалоба, лица, неправительственные организации или группа лиц, подавшие жалобу. Если этого не происходит, Комитет министров, в соответствии со ст.32 Конвенции, решает, имело ли место нарушение Конвенции.

    Европейский Суд по правам человека состоит из судей, выступающих в личном качестве, число которых определяется по числу членов Совета Европы. На первой стадии рассмотрения спора стороны представляют секретарю Суда различные письменные документы. Затем Суд переходит к публичным слушаньям. Заинтересованные государства являются сторонами в деле. В слушаниях принимает участие и Европейская комиссия по правам человека, направляя одного или более своих членов в Суд в качестве делегатов. Однако Комиссия не является стороной в споре, она оказывает Суду содействие в плане защиты «публичных интересов». В Уставе Суда записано, что индивид может заявить, о своем желании участвовать в слушании. Его интересы в Суде может представлять адвокат, который, как правило, уже принимал участие в данном споре на стадии рассмотрения Комиссией.

    Суд выносит решение большинством голосов. Решение Суда -- окончательное и носит обязательный характер для заинтересованного государства. Если суд устанавливает нарушение Конвенции, то может обеспечить справедливую компенсацию потерпевшему.

    Статья 6 Европейской Конвенции предусматривает право на справедливое судебное разбирательство. Значительное внимание в работе Суда и Комиссии уделяется улучшению правовых процедур.

    Статья 52 Европейской Конвенции предусматривает, что решение Суда является окончательным. В ст. 53 закрепляется, что Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются выполнять решение Суда по любому делу, в котором они являются сторонами. В свою очередь, ст. 54 предусматривает, что решение Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его выполнением. До последнего времени не было оснований констатировать, что государства не выполняли решений Суда. При этом необходимо учитывать, что некоторые из наиболее серьезных санкций предусмотрены не самой Конвенцией, а содержатся в Уставе Совета Европы. Статья 3, например, предусматривает, что уважение прав человека является основополагающим принципом участия в Совете Европы. Статья же 8 Устава Совета Европы уполномочивает Комитет министров приостанавливать членство и даже исключать из состава участников Совета Европы любое государство-участника, которое допускает серьезные нарушения прав человека.

    Механизм рассмотрения жалоб в соответствии с Европейской Конвенцией постоянно совершенствуется и, в общем-то, неоднороден применительно к различным государствам-участникам с учетом их присоединении к тем или иным конвенционным процедурам. Следует заметить, что Протоколом №11 к Конвенции, который был открыт для подписания 11 мая 1994 г., предусматривается создание единого постоянного Суда, призванного заменить существующий контрольный механизм Конвенции. Жуйков В.М. Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ. - 2004.

    Согласно протоколу единственным органом европейского правосудия становится Суд, который действует на постоянной основе. Новая система защиты прав человека с Единым Европейским Судом начала функционировать с 1 ноября 1998 года. Эта система призвана рационализировать действующий правозащитный механизм, сократить процессуальные сроки и повысить уровень защиты прав человека. Другим важным изменением является то, что новая судебная система обязывает государства признавать юрисдикцию единого Суда без истечения сроков давности. Число судей в новом составе Суда будет равно числу государств-участников Конвенции. Члены Суда будут избираться парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех кандидатов, представленных каждым государством на срок шесть лет. По достижении 70 лет Судья должен уйти в отставку. Новый единый Суд будет рассматривать индивидуальные петиции и петиции со стороны государств. Его заседания будет проводить, как правило, палата из 7 судей, но комитет из 3 судей может единогласно принять решение о том, что дело не подлежит рассмотрению. Если петиция признана неприемлемой, то такое решение не подлежит обжалованию. Если комитет не смог принять решение единогласно, то вопрос о приемлемости жалобы решается Палатой, которая рассматривает спор по существу. С другой стороны, созданная палата в некоторых случаях может передавать дело на рассмотрение большой палаты из 17 судей. Большая палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или протоколов к ней, либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед палатой вопрос противоречит ранее вынесенному Судом решению. Решение о передаче дел в Большую палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, если не одна из сторон в споре не возражают против этого. Председатель Суда, Председатели палат и Судья, представляющий заинтересованное государство, имеют право участвовать в заседании Большой палаты, что бы обеспечить преемственность в прецедентной практике Суда. Они также могут участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел. Решение о том, подлежит ли дело рассмотрению большой палатой, будет приниматься коллегией из 5 судей. Постановление, вынесенное палатой, имеет окончательный характер, если одна из сторон в течение трех месяцев со дня оглашения постановления не обратиться с просьбой о передаче дела на рассмотрение большой палаты. Государство, в отношении которого вынесено решение, должно подчинятся окончательному постановлению, за выполнением которого следит комитет министров.

    Таким образом, международные процедуры важны в качестве гарантий и дополнительных стимулов в деле защиты прав человека.

    Но необходимо разрабатывать меры, направленных на реализацию конституционного права граждан на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, так как это далеко не автоматический процесс.

    Заключение

    Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ.

    В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и значимы для общества. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются как необходимое условие его существования.

    Человеку предоставлены многообразные способы защиты своих прав и свобод. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используются, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. В соответствии с положениями Европейской Конвенции по защите прав и свобод созданы и функционируют два органа, обеспечивающие соблюдение обязательств государствами-участниками. Это Европейская Комиссия по правам человека и Европейский суд.

    Следует подчеркнуть, что международно-правовой механизм защиты прав человека, в том числе предусмотренный Европейской конвенцией, -- достаточно сложная система признанная быть устойчивой и постоянно демонстрирующей свои функции и правовое предназначение. В связи с этим подавляющее большинство обращений в Комиссию признаются неприемлемыми из-за несоответствия предъявляемым критериям приемлемости.

    Что касается Европейского Суда, то до него по различным причинам, в том числе по причине разрешения вопроса во внесудебном порядке в соответствии с Конвенцией, доходят, в общем-то, немногие обращения.

    В наше время судебная защита действительно является эффективной, потому что самостоятельно не всегда удаётся наказать обидчика, прийти к обоюдному соглашению. Сейчас очень часто происходит нарушение прав человека. И развитие защиты этих прав на международном уровне безусловно в полной мере обеспечивает реализацию государственных гарантий в сфере защиты прав человека, закрепленных в Конституции РФ.

    Список использованных источников

    1. Конституция РФ. - М.: Проспект, 2005.

    2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: 2006.

    3. Дубов И.А. Конституционное право в вопросах и ответах. - М. ИНФРА-М, 2005.

    4. Ершов В.В. Конституционное право. Пособие для студентов вузов. - М.: 2005.

    5. Жуйков В.М. Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ. - 2004.

    6. Золотарева М.В. Конституционное право России. - М.: ЮНИТИ, 2003.

    7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. Учебник. - М.: Юристъ, 2006.

    8. Кудрявцев Ю.В. Государственное право. - М.: 2005.

    9. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Издательство «Спарк», 2006.

    10. Сборник решений Европейской комиссии по правам человека, 2004.

    11. Старшун Б.А. Конституционное (государственное) право. Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 2007.

    12. Тихомиров Ю.А. Международное право. - М.: ИНФРА-М, 2005.

    13. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. - М., 2006.

    14. Энциклопедический словарь для юриста. - М.: Наука, 2007.

    15. Юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2007.

    Подобные документы

      Становление института защиты прав человека. Конституционно-правовые гарантии и механизмы защиты прав человека в РФ: внутригосударственные и международные аспекты. Проблемы и перспективы присоединения Европейского Союза к Конвенции по правам человека.

      дипломная работа , добавлен 19.01.2016

      Принципы демократического общества и международные общепринятые стандарты прав человека. Суды в механизме защиты свобод человека и гражданина. Содержание прав в уголовном и гражданском судопроизводстве. Институт конституционной жалобы, его функции.

      курсовая работа , добавлен 01.12.2014

      Понятие и сущность прав и свобод человека. Способы прав и свобод человека, публичных свобод, свободы выражений мысли и мнения, на равенство, на собственность, на неприкосновенность личности. Особенности международных прав и защит человека.

      курсовая работа , добавлен 19.04.2006

      Становление и развитие ответственности государств и правовых документов в области защиты прав и свобод человека. Международные органы и механизмы, осуществляющие контроль за соблюдением прав и свобод человека. Привлечение государств к ответственности.

      дипломная работа , добавлен 18.06.2009

      Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

      курсовая работа , добавлен 30.10.2008

      Создание условий для реализации защиты прав и свобод человека и гражданина как конституционная обязанность государства. Гарантия судебной защиты прав и свобод. Роль Президента Российской Федерации, как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

      доклад , добавлен 11.02.2010

      Правовой статус личности. Источники правового регулирования прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая регламентация и защита экономических, социальных и политических прав человека. Содержание и гарантии осуществления культурных прав.

      контрольная работа , добавлен 13.10.2016

      Понятие и классификация основных прав и свобод. Общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования и обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Гарантии защиты прав и свобод человека.

      курсовая работа , добавлен 30.08.2010

      Признаки конституционных прав и свобод личности. Нормативное содержание и характеристика системы конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека. Гарантии и защита прав.

      курсовая работа , добавлен 15.11.2013

      Право на судебную защиту прав человека как общеправовая категория. Защита прав и свобод личности в гражданском судопроизводстве, в административном и уголовном процессах. Современное развитие правовой базы Республики Беларусь в сфере судебной защиты.

    ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА- совокупность мер, направленных на недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами, либо самим управомоченным лицом.

    Защита - это деятельность, возникающая в случае наличия конкретного (совершенного) правонарушения, либо устранение такого состояния, которое реально приведет к наступлению негативных последствий, а также направленная на восстановление нарушенного права. Когда возникает необходимость защиты, как правило, уже присутствует правонарушитель и лицо, чье право ограничено виновными действиями. Правовой механизм защиты прав человека состоит из четырех элементов: субъектов и объектов защиты, правовых норм (оснований защиты) и процессуальных действий (форм защиты).

    Защита прав и свобод производится строго в рамках закона, определяющего ее формы и способы.

    Следует отметить, что определение терминов «способы защиты» и «формы защиты» в действующем законодательстве отсутствует, в правовой литературе данные понятия толкуются также неоднозначно.

    Так, например, некоторыми исследователями под способами защиты прав и свобод понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя, под формой же защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

    В наиболее общем смысле способ защиты показывает, как осуществляется защита права; форма защиты призвана выявить, кто производит эту защиту.

    Классификация механизмов охраны и защиты прав и свобод человека осуществляется в зависимости от вида и характера органов, организаций, учреждений. От того, с государством или обществом связаны организационные элементы, их разделяют на государственные и общественные. Их классифицируют также намеждународные и внутригосударственные. Среди международных выделяют два вида: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные механизмы. Внутригосударственные подразделяются также на два вида: внесудебные и судебные.

    Конституция России в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает:

    Государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61);

    Защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130);

    Защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48);

    Самозащиту прав гражданина, включающую следующее:

    o гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.);

    o публичные выступления граждан (ст. 31);

    o обращения в СМИ (ст. 29);

    Международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46).

    Механизм охраны и защиты прав человека («гуманитарный правозащитный механизм») интегрирует в организации и действиях индивидов, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления следующие организационные элементы:

    Нормы права - официальные правила с моделью поведения людей;

    Юридические факты, приводящие в действие норму права;

    Правоотношения - конкретные модели поведения для субъектов на основе норм и юридических фактов;

    Формы и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей в форме соблюдения, исполнения, использования права;

    Акты применения права;

    Элементы правосознания и правовой культуры.

    Действующее законодательство, не формулируя понятия способа защиты права, тем не менее в статье 12 ГК РФ определяет конкретные способы защиты гражданских прав.

    Способами защиты гражданских прав являются:

    Признание права - устранение всяких сомнений в принадлежности права конкретному лицу;

    Восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

    Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

    Признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным;

    Самозащита права - реакция на противоправные действия другой стороны должна быть соразмерна нарушению и не выходить за определенные пределы;

    Присуждение к исполнению обязанности в натуре;

    Возмещение убытков - по соглашению сторон или по решению суда;

    Взыскание неустойки - может быть предусмотрено законом или договором;

    Компенсация морального вреда - предусмотрена для защиты нематериальных благ;

    Прекращение или изменение правоотношения;

    Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

    Иные способы, предусмотренные законом.